Развитие творческих способностей детей посредством театральной деятельности. Игры на развитие речи по разделам

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Основная задача любого ДОУ – речевое развитие дошкольников по ФГОС. Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления. Результаты мониторингов свидетельствуют о том, что в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить.

К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом, и пускают процесс развития речи на самотёк. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем:

Односложная, состоящая из простых предложений;

Бедность речи, недостаточный словарный запас;

Замусоривание речи сленговыми словами;

Бедная диалогическая речь;

Неспособность построить монолог;

Отсутствие навыков культуры речи.

Многие родители полагаются в решении проблемы на детский сад, однако практика показывает, что двух занятий в неделю недостаточно для формирования речевых умений и навыков, развития коммуникативных способностей. Разнообразить речевую практику дошкольников в детском саду мне помогает театрализованная деятельность, именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей: стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цель – развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. В основу моей работы легли методики А.М. Бородич «Методика развития речи», М.М. Алексеевой, Б.И. Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку», В.И. Логиновой «Развитие связной речи». Опираюсь на новинки методической литературы и журналы «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание».

В процессе игровой деятельности детей я определила уровень развития речи каждого ребёнка. Полученные результаты зафиксировала в индивидуальных диагностических картах, это позволило мне эффективно строить работу, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Считаю, что большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда, поэтому мы совместно с родителями пополнили уголок театрализации разными видами театра: кукольным, пальчиковым, настольным, декорациями, персонажами с разным настроением, атрибутами-заместителями. Оформили уголок «Костюмерная», в который поместили яркие сарафаны и рубахи в русском народном стиле, а также костюмы сказочных героев.

Дети с удовольствием принимают участие в драматизации знакомых сказок, подбирают элементы костюмов, распределяют роли, но есть такие дети, которые волнуются, испытывают чувство страха перед выходом на импровизированную сцену. Эту проблему я решила, оборудовав в группе «Уголок уединения», в котором ребёнок может побыть один, вспомнить содержание своей роли.

Театрализованная деятельность позволяет решать одну из важных задач – развитие речи, поэтому в группе создали «Центр речевой активности», в который поместили: художественную литературу, альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, сделали подборку артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений, составили картотеку дидактических игр по следующим направлениям:

– Для формирования грамматического строя речи "У кого похожая картинка?", "Подбираем рифму", "Загадки-описание" и т.д.

– На развитие связной речи «Подскажи словечко», «Кто может совершать эти действия?», «Кто, как передвигается? «Что происходит в природе?».

– В работе над звуковой стороной речи «Из какой сказки персонаж?», «Заводные игрушки», «Лисьи прятки» и т.д.

Добиться систематичности в моей работе помогают технологические карты, которые включают в себя игры, направленные на развитие речи. Данные игры включаю во все режимные моменты. Также добиться положительных результатов позволил реализованный мною проект «Сказка как источник творчества детей», цель которого направленна на развитие речи детей дошкольного возраста. Работу в рамках данного проекта строила в системе, последовательно, направляя деятельность детей и взрослых на достижение положительного результата. Проектная деятельность позволяет мне успешно решать задачи, направленные на своевременное развитие речи через театрализованную деятельность.

Воспитательные возможности по театрализованной деятельности огромны, её тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребёнка. Занятия театрализованной деятельностью развивают сферу чувств, будят в ребёнке сострадание, способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Поэтому одним из этапов в развитии речи через театрализованную деятельность является работа над выразительностью речи. В процессе над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Работу на данном этапе строю в следующей последовательности: сначала сама проигрываю предполагаемый сюжет в ролях, затем предлагаю детям говорить за персонажей. И только после того, как дети запомнили содержание, предлагаю игру на этот сюжет. Примерами таких игр могут быть игры «Отгадай загадку», «Сказка наизнанку», «Так бывает или нет?» и т.д.

Следующий этап моей работы – творческие задания. Например, в игре «Подарок на всех» даю детям задание: «Если ты был бы волшебником и мог творить чудеса, что бы ты нам подарил?» или «Какое желание ты бы загадал?». Эти игры развивают у детей умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками. Также провожу игры на повышение значимости каждого ребёнка, например в играх «Комплимент» и «Зеркало», предлагаю детям сказать фразу, которая начинается словами: «Мне нравится в тебе…», в подобных играх помогаю ребёнку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что его принимают партнёры по игре.

Используя в своей работе метод сказкотерапия, развиваю у детей творческую инициативу, умение преодолевать детские страхи, чувство тревожности. Рассказываю сказки, в которых показаны способы разрешения конфликтных ситуаций, считаю, что они формируют у детей позицию здравого смысла и здравого чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о семейных хитростях. Примером таких сказок могут быть «Гадкий утёнок», «Волшебное слово», «Кто заговорил первым?».

Своеобразная школа элементарных основ актёрского мастерства – театральные этюды. Репетиции над этюдами не менее важны, чем постановка самого спектакля: идёт последовательное знакомство, артистические навыки дошкольников. В игре «Вот так поза», дети учатся наблюдать, развивают логическое мышление, обыгрывая этюд, передают выразительные движения, выражение радости. После драматизации сказок провожу обсуждение, задаю вопросы: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чьё поведение, чьи поступки тебе понравились? И т.д. Отражение эмоционального отношения к произошедшим событиям дети передают через рисование, составление рассказов.

Театрализованная игра является благоприятной средой для творческого развития детей, а эта деятельность помогает развитию речи детей. Поэтому в процессе игровой деятельности включаю: музыкально-ритмические разминки, это музыкально-практические игры и упражнения, которые развивают подвижность, пластическую выразительность, музыкальность и ритмичность; дыхательную и речевую гимнастику, с помощью которой у детей формируется правильная, чёткая артикуляция и произношение. В работе над формированием звуковой культуры речи широко использую речевые средства: потешки, считалки, чистоговорки и т.д.

Считаю, что при правильном и умелом подборе они способствуют не только правильному формированию звукопроизношения, но и обобщают знания детей об окружающей действительности. На занятиях по развитию связной речи большое внимание уделяю рассматриванию иллюстраций и картин, дети описывают предметы и явления, используют различные речевые обороты. В совместной деятельности с детьми провожу логопедические пятиминутки, а в пятницу во второй половине дня «час театра». Практика показала, что работа по развитию речи не будет полноценна без участия семьи. Только в тесном контакте с родителями можно добиться положительных результатов. Поэтому вся моя работа была направлена на повышение компетентности родителей в данном вопросе, для этого мною был проведён семинар-практикум «Роль театра в развитии речи детей», который состоял из трёх занятий:

«Театр кукол и игрушек в детском саду» – лекция-дисскусия;

«Театрализованные игры – путь к детскому творчеству» – мастер- класс;

«Сказки, сказки, сказки…» – занятие-практикум.


Данная работа с родителями эффективна, так как позволяет дать им не только теоретические знания, но и закрепить их на практике. В ходе работы с родителями были предложены беседы:

«Роль родителей в развитии речи ребёнка»;

«Я маленький актёр»;

«Кукольные театры для дошкольников своими руками».

Познакомиться с положительным опытом семейного воспитания по развитию речи, получить рекомендации по работе с детьми в данном направлении, родители могли на родительском собрании «Театр в жизни ребёнка», а также на страницах газеты «Вести из родничка».

В результате проведённой работы её необходимость отметили 70% (на начало года 35%). Родители стали более компетентны в этом вопросе, они предлагают мне свою помощь в подготовке к спектаклям, некоторые родители отметили, что дети дома разыгрывают небольшие сценки на семейных праздниках, при этом очень выразительно передают характеры персонажей. Данную работу проводила в тесном контакте с узкими специалистами. Вместе с музыкальным руководителем подобрали музыку к различным образам сказочных героев, провели театрализованные представления по сказкам «Репка», «Теремок». Инструктор по физической культуре отработал различные движения, помог в организации досугов, праздников, предоставляя детям возможность проявить активность, самостоятельность, творчество. Проведённая работа эффективна, на что указывают положительные результаты при повторном обследовании:

1. У детей повысился уровень развития речи.

2. Вырос интерес к театрализованной деятельности, дети активно принимают участие в драматизации знакомых сказок, разыгрывают небольшие сценки.

3. Заметно повысился уровень сформированности коммуникативных навыков.

Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.


Ольга Величко

Дошкольное детство – самый ответственный период в формировании человека, его внутреннего мира. Дети в этом возрасте – сама непосредственность , верят в чудеса и задача педагога помочь малышам самореализоваться. Я в своей группе организовала театральный кружок . Развиваю интерес к театрализованной игре путём активного вовлечения детей в игровые действия . Вызываю желание попробовать себя в разных ролях.

Усложняю игровой материал за счёт постановки перед детьми всё более перспективных художественных задач, смены тактики работы над игрой, спектаклем.

Во время взаимодействия с детьми создаю атмосферу творчества и доверия , давая каждому ребёнку возможность высказаться по поводу подготовки к выступлению, процесса игры.

Развиваю умение детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности.

Оказываю помощь при выстраивании линии поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, сделанные своими руками.

Поощряю импровизацию, формирую умение свободно чувствовать себя в роли.

Воспитываю артистические качества, раскрываю творческий потенциал детей , вовлекая их в различные театрализованные представления : игры, концерт, цирк, показ сценок из спектаклей. Предоставляю детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества . Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребёнка ; способствуют общему развитию ; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия , развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремлённости проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребёнка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации . Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствует реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берёт на себя ребёнок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи , дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребёнка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и лёгкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Театральные постановки формируют внутренний мир ребёнка, отношение малыша к окружающей его действительности.

Приобщают детей к здоровому образу жизни.

Воспитывают чуткое, доброе отношение к пожилым людям.

Помогают детям понять, осознать необходимость прислушиваться к советам близких людей.

Список литературы

1. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника – методическое пособие для воспитателей и родителей – Издательство «Мозаика – Синтез» , 2008. – С. 25.

2. Киреева Л. Г., Саськова О. А. Рисуем кукольный спектакль – Издательство «Учитель» , 2008. – С. 6.

3. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду – Издательство «Мозаика – Синтез» , 2008. – С. 4-5.


Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности». «Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности». В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что.

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.

Опыт работы Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ».

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством создания мультфильмов. Видео Все дети любят мультики, но все, что они видят - это готовая картинка, интересные герои и продуманный режиссером сюжет. Все же самое сказочное.

Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет

«Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

подготовила

воспитатель Ершова Мария Андреевна

  По организации совместно поисково-познавательной деятельности,

Деловые, творческие связи с КРИП и ПРО, информационно- методическим центром города Киселёвска

Форма и методы

реализации

проекта

Игры - драматизации.

Упражнения для социально - эмоционального развития.

Коррекционно - .

Упражнения по дикции.

Задания для развития речевой интонационной выразительности.

Игры-превращения (учимся владеть своим телом)

Упражнения на развития детской пластики.

Ритмические минутки (логоритмика).

Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимый для свободного кукловождения.

Упражнения на развитие выразительной мимики.

Театральные этюды.

Отдельные упражнения по этике во время драматизаций.

Репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и

инсценировок.

Предполагаемый результат

Для

Для детей:

  □

Сформированность духовно-богатой личности

р ебёнка.

Сфомированность творческого потенциала, активной,

самостоятельной, эмоционально-отзывчивой,

социально-компитентной и развивающей личности.

Сформированность умения выражать своё понимание

сюжета игры и характера персонажа (в движении, игре)

Сформированность нравственно-коммуникативных и

волевых качеств (общительность, , доброта)

Развитие у детей инициативы, сообразительности,

самостоятельности.

Развитие духовно-богатой личности ребенка, как

активного участника проекта.

Развитие желания придумать, рассказать сказку, историю,

сочинить танец и т. д.

Для

Для педагогов:

Организация педагогического поиска через

реализацию инновационных программ.

Повышение теоретического уровня и

профессионализма педагогов.

Внедрение инновационных технологий,

современных форм и новых методов работы

Самореализация

Для родителей

  Получение возможности наблюдать за

своими детьми, что дает возможность лучше

разобраться в вопросах развития ребёнка.

  Формирование более высокой оценки

достижения своих детей и гордость за них.

  Развитие более глубокое понимание процесса обучения обучения детей дошкольного возраста.

  Возникновение доверия к воспитателям и

другим сотрудникам детского сада.

Принципы реализации проекта

В процессе работы нами были определены основные принципы, которые легли в основу исследования:

  Принцип направленности. Мы учитываем, что цели и задачи нашей работы строятся на единой концепции государственной политики в области .

  Принцип системности и последовательности. Начиная с раннего дошкольного возраста «учу-играя», прививая знания, умения и навыки на практике.

  Принцип доступности. Опираясь на него, мы учитываем возрастные особенности, потребности, интересы, уровень подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.

  Принцип наглядности обучения. Мы продумываем: дидактические цели исследования наглядности, методику показа, количество наглядности и последовательности демонстрации, сочетание определенных видов наглядности, включение детей в анализ наблюдения объектов, соблюдение требований культуры показа и к оформлению наглядности.

  Принцип интегрированного подхода.

  Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Определяем ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую.

  Принцип прочности. Все сформированные умения и навыки применяем на практике, осуществляя индивидуально - дифференцированный подход.

Модель реализации проекта

Направления работы

Содержание деятельности

1. Работа с детьми

1. Игры-занятия, беседы с детьми познавательного

характера.

2. Диагностика уровня готовности восприятия

материала по театрализации с целью отслеживания динамики развития детей по всем поставленным задачам.

3.Посещение детьми театров.

4. Просмотр кукольных театров и работа по ним.

5.Проведение игр - превращений (учимся владеть собой)

6.Чтение художественной и познавательной

литературы.

7.Продуктивная деятельность детей.

8.Инсценировки и театрализации на тему «Сказки»

9. Подвижные, дидактические,

имитационные игры, игры-путешествия.

10. Театрализованно-познавательные праздники.

Сотрудничество с родителями

1.Изготовление элементов костюмов

2.Изготовление декораций для театрализованной деятельности.

3.Помощь в изготовлении различных видов театра.

4.Оказание помощи в приобретении дидактических

игр, детской , книжек -

раскрасок, аудио - видео для детей.

5.Приобретение оборудования для занятий и

свободного творчества детей (цветная бумага,

альбомы, картон, цветные карандаши, краски,

кисточки и т. д.)

6.Изготовление панно по сказкам, устанавливание и закрепление атрибутов.

7.Участие в подготовках к праздникам (пошив

костюмов и тд).

8.Оказание помощи в оборудовании и обновлении

комнаты сказок.

9.Участие в конкурсах поделок, игрушек, макетов

на различные темы, например «Новогодние чудеса в сказке», «Сочиняем сказку», макеты по ознакомлению с народной культурой.

10.Участие в театрализованных постановках «У страха глаза велики», «Заюшкина избушка».

11. Участие в совместных театрализованных

постановках (родители - дети - педагог). 12. Посещение занятий

13. Родительское собрание.

14.Организация выставок творческих работ детей.

Методическое сопровождение

1. Организация предметно-развивающей среды,

связанной с театрализацией воспитательно-

образовательного процесса и всех режимный моментов

2. Картотека дидактических игр по теме:

«Театр»

Картотека аудио - видео фильмов

3. Методическое сопровождение

(магнитофон, кассеты)

4.Подборка художественной литературы для

театрализованных представлений

5. Подборка литературы познавательного

характера.

6.Конспекты театрализованных

представлений.

7.Сценарии досугов и развлечений

театрализованного характера

8.Консультационный материал для педагогов

9. Консультационный материал для родителей

Этапы развития проекта

Этапы

мероприятия

1

Организационный

1.Участие в курсах повышения квалификации в целях повышения профессиональной компетентности по теме: « Театрализованная деятельность

детей дошкольного возраста»

2.Подбор литературы по проблеме

исследования 3.Анализ литературы

4.Подбор дидактических игр по коррекции речевого развития

5.Подбор дидактических упражнений по развитию коммуникативных способностей

6.Оформление и обеспечение игрового уголка « В гостях у сказки»

2

Диагностический

1.Составление и подбор диагностических методик по теме для отслеживания развития творческих способностей детей

дошкольного возраста в театрально-

игровой деятельности

2.Составление анкет для родителей:

«Любите ли вы театр» по проблеме исследования

3.Составление контрольных листов

справки-анализа осознания личности детей дошкольного возраста в группе

4.Изучения игровых позиций, интересов дошкольников в театрализованных играх

5.Беседы, опросы родителей, наблюдения за детьми, с целью выявления интереса к театру.

6. Выявление у родителей ценностных жизненных ориентаций

3

Практический

1. Анализ методической, педагогической литературы по проблеме исследования. Обобщение педагогического исследовательского опыта.

2. Использование методов и приемов для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через игры

3. Условия состояния игровой среды для

театральной деятельности детей дошкольного возраста

театрального занятия: « Курочка и цыплята"

5. Подготовка и проведение открытого

развлечения «Про то, как мишку спать укладывали»

6. Участие родителей в театральных вечерах для детей "В гостях у сказки".

7. Коррекция методов и приемов содержания работы с детьми и родителей по проблеме исследования. « Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

8. Составление индивидуальных маршрутов творческого развития и роста детей дошкольного возраста.2

9. Изготовление и подбор атрибутов: декораций, масок, кукол и игрушек, костюмов и т. д. для театрализованной деятельности.

10. Составление бесед и консультаций для родителей

4

Обобщающий

1.Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы с детьми.

2.Подготовка отчёта о проделанной работе и оформление исследовательского материала

3.Разработка консультаций и рекомендаций для родителей по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста

5

Внедренческий

1.Подготовка выступлений на педагогическом совете по проблеме: «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

2.Подготовка к выпуску , пособий по проблеме» Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». « Использование театральных игр на занятиях и в повседневной жизни ребенка – дошкольника

3. Составление сборника сценариев, занятий, подбор дидактических игр и игровых упражнений

Актуальность исследования в том, что театрализованные игры

являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны .

Это определило тему нашего исследования «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».

Заключение

Дети стали больше проявлять участвовать в игре, активность и инициативность

У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца)

Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи

У детей появилось умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи).

У детей появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории, сочинять танцы и т. д.

Промежуточным результатом можно считать возросшую активность участия детей в городском конкурсе «Росинка».

У детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам промежуточной диагностики по развитию

творческих способностей в театрализованной деятельности.

г.

высокий уровень - 33,5%

средний уровень - 40,5%

низкий уровень - 26% на данный период

высокий уровень - 61%

средний уровень - 30%

низкий уровень - 9%

Обобщён опыт работы среди коллег МАДОУ «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Какие результаты ожидаю в будущем?

2учебный год предусматривает переход к практическому этапу реализации проекта.

Основными направлениями деятельности на данном этапе являются:

соотнесение результатов с целями и задачами проекта,

распространение опыта работы на городском и региональном уровне

публикации в научно-практических и методических журналах. Разработанный проект является инновационным и может быть рекомендован педагогам, уделяющим большое внимание творческому развитию дошкольников.

Список используемой литературы

1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: Игры, упражнения, сценарии / Е. А. Антипина. - М., 2с

2. Артемова JI . В. Театрализованные игры в детском саду [Текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений. / Л. В. Артемова. - М, 1с

3. Выгодский Л. С. Вопросы детской психологии.

4. [Текст] Методическое пособие / Л. С. Выгодский СПб. Союз, 2с Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: Методические рекомендации, конспекты занятий, Сценарии игр и спектаклей / Н. Ф. Губанова. - М, ВАКО, 2с

5. Доронова Т. Н. Играем в театр [Текст]: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод, пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждений. /Доронова - М. Просвещение, 2с

6. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребёнка дошкольника [Текст]: Программно - методическое. Пособие/ Л. В., Куцакова С. И Мерзлякова. - М.: Гуманитарный издательский. Центр Владос, 2с

7. Махаева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений./ М. Д Махаева - М.: ТЦ Сфера, 2

8. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду [Текст]: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. / Т. И.Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова - М.: Школьная Пресса, 2с

9. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр [Текст]: Программа "Театр-творчество-детей, У Н. Ф Сорокина. Л. Г. Миланович: Пособие

Делитесь с ближними:

Шоколева Лариса Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ «Школа №3» СП д⁄с «Березка»
Населённый пункт: город Тольятти
Наименование материала: Мастер – класс для родителей
Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Дата публикации: 04.10.2018
Раздел: дошкольное образование

Консультация для родителей по теме: «Развитие творческих

способностей у детей дошкольного возраста через

театрализованную деятельность»

Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески

подходить к решению различных задач и без труда находить выход из

сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. В условиях

современного общества значение приобретает формирование человека не

только интеллектуального, но и, прежде всего, творческого, что и требует

развития у детей уже в дошкольном детстве творческих способностей.

Развитие творческих способностей современного дошкольника - это

актуальная задача государственного масштаба, ибо от того, насколько

сегодняшний дошкольник сможет овладеть способами творческой

самореализации, зависит завтрашний уровень технической и духовной

стороны нашего общества.

В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности

ребёнка, которые воплощаются в развитии способности к замыслу и его

реализации, в умении комбинировать свои знания и представления,

искренней передачи своих чувств.

Сегодня ни у кого уже не вызывает сомнения, что приобщение к культуре

следует начинать с самого раннего возраста, когда ребенок начинает

открывать для себя окружающий мир.

Важная роль в процессе развития творческих способностей отводится

эстетическому

воспитанию,

занятиям

дошкольного

возраста

различными видами искусства и театрально-игровой деятельности, так как

творчество – постоянный спутник детского развития. В работе с детьми

возраста

предпочтение

отдаётся

театрализованной

деятельности,

потому что она помогает быстрее адаптироваться к детскому саду. Малыши

охотно изображают различных животных, с удовольствием перевоплощаются

в котят, собачек, маленьких козлят и т.д.

Игра-наиболее

доступный

интересный

переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная

игра как один из её видов является эффективным средством социализации

дошкольника.

театрализованной

осуществляется

эмоциональное

развитие, так же она способствует и речевому развитию, так как является

средством самовыражения и самореализации ребёнка. Театр является одной

красочных

доступных

восприятию

дошкольника

искусства. Он развивает воображение и фантазию, способствует творческому

развитию

разностороннее

театрализованной

деятельности на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, не

ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при

этом удовольствие, радость.

Воспитательные

возможности

театрализованной

деятельности

усиливается тем, что их тематика практически неограниченна. Она может

удовлетворить разносторонние интересы детей.

Игра- драматизация близка и понятна детям. Литературное произведение

нравственную

направленность

честность,

смелость).

Благодаря

сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Каждая сказка

проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз

другая сказка) до тех пор, пока каждый ребёнок не проиграет все роли,

которые он хочет. С целью эмоционального восприятия и яркого проживания

героев сказок дети слушают произведения устного народного творчества,

литературные произведения. А так же рисуют и лепят сказочных героев.

В возрасте 4-5 лет ребёнок осваивает разные виды настольного театра:

мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки

и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а

к концу учебного года – и с ширмой). Театр ложек и пр. Существенно

усложняются

театрально-игровые

дошкольников.

дошкольном возрасте дети стремятся создавать свои сказки, с интересом

готовят атрибуты к ним. Детям интересно самостоятельно делать персонажи,

маски, а потом обыгрывать их, придумывая новые сюжеты, диалоги. Иногда у

детей не хватает умений сотворить куклу (зверушку) для театральной игры

взрослые.

поддержке

взрослого

ребенок всегда чувствует себя успешным, а это важно для дальнейшего

развития личности.

стремится

счастливым,

возвысить

приобщить

творчеству,

удовлетворить

внутренние

потребность

любви, истине, справедливости.

Мастер – класс для родителей по теме «Развитие творческих

способностей у дошкольников через театрализованную

деятельность и ручной труд»

Цель: распространение и передача опыта, обучение техники изготовления

настольного театра из полосок бумаги.

Задачи:

- знакомство родителей со способами развития творческих способностей в

домашних условиях.

Научить делать настольный театр из полосок цветной бумаги.

Материал: цветная бумага, ножницы, клей.

Ход мастер – класса:

«Скажи мне – я забуду,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать это

И это станет моим навсегда»

Пошаговый процесс изготовления бумажных кукол

1шаг: приготовить бумагу нужного цвета, нарезать полоски разного размера

для разных частей тела (для туловища - самая большая, для головы

Поменьше, для лап, ушей и хвоста - маленькие)

2 шаг: нанести на полоске, которая предназначена для головы, глаза, нос и

3 шаг: склеить детали туловища, головы и лапок в цилиндры, уши хвосты в

петельки или вырезать их отдельными деталями

4 шаг: соединить детали между собой

5 шаг: обыграть изготовленную куклу

«Ушла зима надолго, а с нею холода,

Но ручкам умелым не скучно никогда»

Желаю всем творческих успехов!!!

театр игра ребенок спектакль

Недаром дети любят сказку,

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

Выражение «сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни каждого ребенка с его самого рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами.

Почему нитью общения с детьми мы выбираем сказку? А как же иначе, ведь этой крепкой ниточке, проверенной на прочность годами, суждено виться. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправдано. Теперь мы можем говорить о сказочном мире театра.

Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает зло и колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!

Сказочный мир театра - страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр - благодатная почва для творчества, всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам, по свету, художники и декораторы, режиссеры - вот они чародеи сказочной страны, именуемой театр.

Сказки прочно вошли в детский театр. Перед взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами, быт. Образы русских народных сказок (Дед Мороз, Иванушка - дурачок, злая мачеха, глупый и жадный Волк и многие другие) входят в жизнь ребенка, раскрывая перед ним в доступной форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства.

Актуальность темы.

В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников. Театр - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это -- конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Театрализованная деятельность -- важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Сознавая все это, мы стремились создать в нашем ДОУ «Ручеек» театральную студию. Позже она приобрела свое название « В гостях у сказки». Задачи нашего театра, естественно, не направлены на то, чтобы воспитать артистов. Но кем бы ни были в будущем наши дети, мы верим, что они будут творчески относиться к своему делу. Надеемся, что искренность, доброту, чистоту помыслов и поступков они пронесут через всю свою жизнь. Кому посчастливилось именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднится.

Основная задача - показать лучшие образцы искусства, пока дети сами не могут ориентироваться и делать свой выбор. И если актер на сцене реализует себя, утверждается в своих позициях, отстаивает их, то театр, в котором играют дети, помогает ребенку узнать самого себя, заявить о себе, попробовать на что он способен, поверить в себя.

Для реализации этих задач мы используем следующие программы:

  • · « Театр-творчество-дети» Н.Ф.Сорокина,
  • · «Росинка» Л.В. Куцакова, С.И.Мерзлякова.
  • · «Арт-фантазия» Э.Г.Чурилова