1 дайте определение понятию дошкольная педагогика. Тест по дошкольной педагогике

ЛЕКЦИЯ I. Дошкольная педагогика как наука

Дошкольная педагогика относится к числу молодых в системе педагогических наук. Её возникновение связано с именем Я.А. Коменского (17 пек). Как наука дошкольная педагогика имеет свой предмет, задачи, функции, источники, методы, категории. Современная дошкольная педагогика изучает процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, технологию осуществления. Исследователей также интересует как влияет система воспитания и обучения на развитие личности дошкольника.

Предмет дошкольной педагогики — вопросы развития и воспитания детей дошкольного возраста. Специфика данного предмета заключается в изучении периода дошкольного детства (с 3 лет до 7 лет).

Задачи дошкольной педагогики определяются её теоретической и прикладной ролью, социально-педагогической значимостью данной пауки:

1. Способствовать воспитанию и обучению детей в соответствии с требованиями современного общества.

2. Изучать тенденции и перспективы образовательного процесса ДОУ как основной формы воспитания и обучения детей.

3. Разрабатывать новые концепции и технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Функции дошкольной педагогики:

1. Описательно-прикладная, которая заключается в научном описании перспективных программ, моделей, технологий образовательного процесса.

2. Прогностичная, заключается в научном прогнозе путей совершенствования, обновления и модернизации образовательного процесса ДОУ.

3. Творчески-преобразовательная, предполагающая учет научного прогнозирования, научных исследований, создание проектно-конструктивных технологии.

Для решения задач и реализации функций дошкольной педагогики используются методы научного исследования. Метод — это путь, способ достижения целей и задач.

Методы исследования позволяют добывать научно-педагогическим производить сознательный и целеустремленный поиск для совершенствования образовательного процесса. Исследовательские методы помогают изучить и обобщить педагогические находки практики, вести самостоятельные научные исследования. К ним относятся: изучение и анализ литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, изучение педагогической документации, детских работ, эксперимент. Исходя из широкого спектра методов можно назвать их уровни:

1. эмперический (сбор научных данных, описание явлений, фактов);

2. теоретический (обобщение, систематизация материала);

3. Метотеоретический (изучение самих теорий и разработка путей их построения и модернизации). Этапы научного педагогического исследования:

1. определение проблемы, цели, гипотезы, задач;

2. проверка гипотезы (эксперимент);

3. осмысление полученных данных, обработка результатов;

4. оформление результатов исследования;

5. внедрение результатов в практику.

Более подробно методы исследования изучаются в курсе «Методология и методы научного психолого-педагогического исследования».

Современная дошкольная педагогика «впитала» в себя многие сведения о воспитании и обучении детей. Её источниками является народная педагогика, религиозная педагогика, зарубежная и отечественная история педагогики, педагогическая практика, научные экспериментальные исследования, данные смежных наук (психология, анатомия и физиология ребенка дошкольного возраста, гигиена и др.).

Методологические основы дошкольной педагогики отражают современный уровень философии образования, наличие разнообразного спектра философских направлений: аксиологический подход, системный, деятельностно-творческий, личностный, культурологический, синергетический и т.д.

Теоретико-методологические подходы дошкольной педагогики определяют взгляд, позицию, стиль педагога, его отношение к личности ребенка, философское понимание роли взрослого в воспитании и обучении детей.

Методологические подходы позволяют произвести переакцентировку содержания в основных категориях дошкольной педагогики.

Воспитание как социальное явление заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Воспитание в педагогическом смысле - это специально созданные условия, содействующие развитию ребенка.

Развитие — процесс количественных и качественных изменений, происходящих под влиянием различных факторов, в том числе и воспитания. В характеристике ребенка-дошкольника можно говорить о возрастном (особенности и закономерности развития, присущие каждому возрасту, причем важен не столько биологический, сколько психологический паспорт ребенка), индивидуальном (своеобразие, особенности развития), личностном (становление, развитие личностных качеств, их особенности).

Формирование — это специальное организованное управление всей жизнедеятельностью ребенка с учетом совокупности факторов.

Обучение — это специально организованный процесс взаимодействия воспитателя с детьми, направленный на передачу информации, её переработку и создание новой. Важным при этом является воспитание положительного отношения к процессу познания, формирование специальных умений и навыков работы с информацией, развитие социально-нравственных привычек поведения.

Ребенок-дошкольник живет в социуме, его окружает культура общества, отношений, прав и свобод. Вместе с тем, дошкольник создает свою субкультуру.

В работах П.Г. Кока, В. Кудрявцева и др. субкультура рассматривается как специальный набор признаков, ценностей, по которым представители данного возраста осознают, утверждают себя в качестве «мы», отличного от других возрастных сообществ.

Субкультура детства как категория стала характеризовать особую систему бытующих у детей представлений о мире, ценностях, отношениях. Детская субкультура проявляется в вопросах, словотворчестве, играх, рисунках, размышлениях, разнообразных видах детского фольклора. Субкультура детства — это способ освоения ребенком путей «вхождения» в мир взрослых, культуру социума.

Данные принципы характеризуют стиль воспитания как определенный взгляд на ребенка обществом (как мир взрослых воспринимает мир детей). Предпочтение отдается гуманному, демократичному (помогающему) стилю воспитания. Мир взрослых (MB) воспринимает мир детей (МД) как реальный самоценный период жизни детей; этот период требует для перемен и изменений определенного времени. Оптимальная модель взаимодействия MB и МД предполагает учет принципов равенства двух миров, диалога, а не монолога, свободы и прав ребенка на ошибку, признание ребенка таким какой он есть. Личностно-ориентированная педагогика исходит из желаний, запросов, интересов, возможностей, своеобразия каждого ребенка, предпочитает видеть и доходить до каждой личности. Смысл педагогической позиции заключается в поддержке. Суть педагогической поддержки заключается в том, что взрослый поддерживает, помогает лишь тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т.е. поддерживается развитие «самости», самостоятельности ребенка. Педагогическая поддержка не может заменить воспитания, так как сам из себя ребенок не может вырастить культуру, создаваемую векам и.

Профессиональная деятельность специалиста дошкольного образования направлена на реализацию всех функций (материнской, развивающей, диагностической и коррекционной, коммуникативной, конструкторско-организаторской, координирующей, профессионального совершенствования) – по классификации Е.А. Панько.

Педагогическая поддержка, согласно работам О.С. Газман, учитывает не только обязанности, но этапы деятельности педагога. Ребенок в условиях поддержки и заботы воспринимает образцы культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми. Профессиограммы педагога ДОУ, преподавателя педагогического колледжа приобретают общие черты, определенные личностно-ориентированной педагогикой. Характерными чертами должны стать сотрудничество, диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление ему свободы выбора, принятия решения, творчества, сотворчества воспитателя и детей. Эти черты придают технологии деятельности педагога универсальность. Переход к личностно-ориентированному взаимодействию зависит от общей и педагогической культуры, личностных качеств, запросов, желаний педагога.

Профессиональную подготовку кадры для ДОУ получают в педагогических колледжах, институтах, университетах. Классификаторы специальностей и специализаций предполагают их интегрированность и взаимосвязь. В учебных заведениях специализация имеет определенную направленность и связана с конкретными обязанностями специалистов (воспитатель логопедической группы, инструктор по физическому воспитанию в ДОУ. руководитель ритмики, руководитель студии изобразительной деятельности, воспитатель с правом преподавания иностранного языка и т.п.).

По окончанию учебного заведения (среднего или высшего) присваивается педагогическая квалификация, которая характеризует уровень и вид профессионально-педагогической образованности специалиста.

Педагогическая деятельность предполагает постоянное повышение квалификации, реализацию функции профессионального самосовершенствования.

Вопросы для самопроверки:

1. Чем обуславливается специфика предмета, задач, функций дошкольной педагогики?

2. Чем обуславливается спектр теоретико-методологических основ дошкольной педагогики?

3. В чем заключается феномен педагогической поддержки?

4. Что объединяет профессиограмма воспитателя и преподавателя пед. колледжа?

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу. Опирается на методологию и категориальный аппарат общей педагогики. Исследования в области дошкольной педагогики носят междисциплинарный характер и занимают пограничное положение на пересечении сфер общей педагогики, дет. психологии и возрастной физиологии: данные этих научных дисциплин выступают теоретической основой для разработки целей, средств и приёмов воспитания и обучения в дошкольном возрасте.

Дошкольная педагогика изучает сущностные (главные, определяющие) свойства и объективные связи внутри и между процессами воспитания, обучения и образования дошкольников.

Объектом дошкольной педагогики является ребенок-дошкольник, чье развитие обусловлено воспитательными отношениями.

Предмет дошкольной педагогики являются сущностные свойства и закономерности воспитания, обучения и образования детей дошкольного возраста, изучение процессов развития и формирования личности дошкольника.

Дошкольная педагогика как наука выполняет пять основных функций:

1. Описательная – соответствует эмпирическому (опытному, первичному) уровню исследования. Включает накопление педагогических фактов и явлений, их классификацию.

2. Объяснительная (основная) – направлена на раскрытие сущности педагогических явлений, т.е. их происхождения, структуры, закономерностей развития данного явления. Функция соответствует теоретическому уровню исследования.

3. Проективно-конструктивная – выражается в разработке конкретных технологий педагогической деятельности, проектов, программ, форм, методов педагогического взаимодействия в образовательном процессе.

4. Прогностическая – на основе познания закономерностей воспитания и обучения осуществляется прогнозирование развития педагогических систем в перспективе.

5. Мировоззренческая – направлена на активное формирование педагогического сознания в общественной среде.

Задачи дошкольной педагогики как науки:

1. Адаптация и обоснование общих закономерностей воспитания и обучения применительно к условиям дошкольного образования (изучение специфики действия закономерностей воспитания и обучения по отношению к детям дошкольного возраста).

2. Обоснование новых концептуальных подходов к дошкольному образованию, рассмотрение способов их практической реализации (появление комплексов «детский сад-школа», групп кратковременного пребывания детей в ДОУ, частных ДОУ требует их теоретического обоснования, проработки механизмов и условий их эффективной деятельности).

3. Психолого-педагогическое обоснование развивающих видов деятельности детей в ДОУ, характеристика возможностей и средств их организации (какой деятельностью заполнить пребывание ребенка в ДОУ для обеспечения его всестороннего развития).

4. Разработка педагогических технологий воспитания, обучения, развития дошкольников в условиях образовательного учреждения (обоснование компонентов педагогических технологий, показателей их результативности, механизмы их действия, варианты взаимодействия).

5. Выявление содержания, форм, методов, педагогических условий реализации личностно-ориентированного дошкольного образования, поиск путей индивидуализации педагогических технологий.

6. Изучение, обобщение практики и опыта педагогической деятельности.

7. Определение возможностей творческой деятельности педагога в условиях реализации различных образовательных программ. Определение принципов и условий педагогической импровизации.

8. Построение модели современного педагога-профессионала, ее обоснование, выявление путей достижения и критериев оценки эффективности педагогической деятельности в ДОУ.

Источники развития дошкольной педагогики : народная педагогика, прогрессивные идеи прошлого (труды выдающихся педагогов; этнопедагогика), экспериментальные исследования, данные смежных наук, передовой опыт общественного и семейного воспитания.

Категории дошкольной педагогики : воспитание, обучение, образование, педагогический процесс, педагогическая среда, педагогическая деятельность, педагогический опыт, педагогическое мастерство, педагогическое новаторство и др.

Категория воспитания – одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком социальном смысле , включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествляя воспитание с социализацией), и в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Воспитание также рассматривается в широком педагогическом смысле – это специально организованное целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, педагогов на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в образовательном учреждении и охватывающее весь педагогический процесс. Воспитание в узком педагогическом смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (воспитание любознательности, самостоятельности, трудолюбия и др.).

Обучение – это специально организованный процесс взаимодействия взрослого (педагоги, родители и т.п.) и детей, направленный на овладение определенной суммой знаний, умений и навыков (ЗУН), действий и привычек поведения.

Знания – это отражение дошкольниками окружающей действительности в форме усвоенных понятий.

Умения – способность самостоятельно выполнять конкретные действия.

Навыки – способность к автоматическому выполнению необходимых в том или ином случае действий, доведенная до совершенства путем постоянных повторений действия.

Образование – процесс овладения суммой научных и культурных ценностей, накопленных человечеством. Образование является социальным явлением, т.к. выступает неотъемлемой стороной жизни любого общества.

Педагогический процесс – это развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.

Теоретические основы дошкольной педагогики выстроены данных философии, естественных наук (биологии), теориях отечественных ученых в области детской психологии и истории педагогической мысли, передового педагогического опыта. Отсюда в общих теоретических основах дошкольной педагогики можно выделить четыре основных аспекта: философский, психологический, естественнонаучный и историко-педагогический.

Философские основы. В организации и осуществлении педагогического исследования и педагогического процесса учитываются общие принципы диалектики - науки о наиболее общих законах развития материи, сознания и общества (законы непрерывности движения и развития материи, перехода количества в качество, детерминизма, системности, единства и борьбы противоречий как движущей силы развития, неразрывного единства познания и практики и др.).

Естественнонаучные основы дошкольной педагогики определяют учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о высшей нервной деятельности и проведенные их учениками и последователями – В.М.Бехтеревым, Н.Е.Введенским, А.А. Ухтомским, П.К. Анохиным, Н.М. Щеловановым, Н.И. Касаткиным, Н.Л. Фигуриным, Н.М. Аксариной и др. – исследования развития высшей нервной деятельности в онтогенезе. Они показали, что нейрофизиологические механизмы психической деятельности ребенка носят условнорефлекторный характер, на их формирование в дошкольном детстве большое влияние оказывают как процессы созревания, реализации генетических программ, так и внешние воздействия, в том числе воспитание.

Исследованиями установлена целесообразность начала воспитания ребенка с момента рождения, так как одна из закономерностей развития условнорефлекторной деятельности состоит в том, что каждый последующий рефлекс у ребенка образуется быстрее и легче предыдущего.

Учение И.М.Сеченова и И.П.Павлова о трех единствах - диалектической взаимосвязи организма и внешней среды, всех органов и систем организма как единой открытой биосистемы и единство психического и физического развития - является физиологическим обоснованием организации педагогического процесса в ДОУ.

Учение о динамическом стереотипе лежит в основе построения режима дня дошкольников. Динамический стереотип - основа формирования умений, навыков, привычек поведения, им объясняется эффективность упражнения как метода воспитания и обучения. Требование индивидуального подхода в воспитании вытекает из учений о разных типах высшей нервной деятельности, о задатках, о различных анатомо-физиологических особенностях индивидов.

Теории о развитии в онтогенезе двух сигнальных систем служат естественнонаучной базой определения психолого-педагогических основ развития речи ребенка, умственного, физического, эстетического и др. направлений воспитания. На их основании вырабатываются рекомендации методов и средств обучения.

Психологические основы дошкольной педагогики составляют:

Культурно-историческая теория развития поведения и психики человека JI.С. Выготского, разработанная им возрастная периодизация, понятия о «сензитивных периодах», «зоне ближайшего развития», теория развивающего обучения;

Учение А.Н. Леонтьева о деятельности как условии, средстве и источнике развития психики ребенка;

Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, труды Н.Н. Поддьякова, JI.А. Венгера об особенностях интеллектуального развития детей в дошкольный период;

Теория «амплификации» детского развития в дошкольном детстве А.В. Запорожца;

Психология детской игры и периодизация психического развития Д.Б. Эльконина;

Концепция В.Т. Кудрявцева о социокультурном феномене дошкольного детства и др.

3. Методы исследования дошкольной педагогики:

С целью раскрытия закономерностей развития дошкольников, поиска наиболее оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения проводятся педагогические исследования.

Под методами педагогического исследования понимают способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Наиболее доступным и распространенным методом педагогического исследования является наблюдение. Под научным наблюдением понимается планомерное изучение исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Наблюдение как метод исследования характеризуется наличием цели, задач, программы, методики и техники наблюдения. Научное наблюдение требует объективной и точной фиксации фактов (фотографирование, киносъемка, протоколы, записи в дневнике и т. д.) и обработки результатов.

В педагогической практике широко используются опросные методы: беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование.

Беседа – непосредственное общение с испытуемыми при помощи заранее продуманных вопросов. Она предполагает установление двустороннего контакта, в ходе которого выявляются интересы детей, их представления, отношения, чувства, оценки и позиции. Для того чтобы результаты беседы были наиболее объективными, необходимо определить цель, разработать программу, продумать последовательность и вариативность вопросов.

Значительно реже используется интервьюирование - односторонняя беседа, инициатор которой задает вопросы, а собеседник отвечает. Правила интервьюирования требуют создание условий, располагающих к искренности испытуемых.

Анкетирование – метод получения информации посредством письменного опроса. Анкетирование предполагает тщательную разработку структуры анкеты и, как правило, сочетается с другими методами исследования.

Тестирование – целенаправленное обследование, проводимое по тщательно отработанным стандартизованным вопросам, и позволяющее объективно выявлять индивидуальные различия испытуемых.

Значительное место в педагогических исследованиях отводится эксперименту – исследованию каких-либо явлений и процессов с целью проверки и обоснования научной гипотезы. Цель эксперимента – установление закономерностей между отдельными педагогическими воздействиями и их результатами в поисках наиболее эффективного способа управления педагогическим процессом. В педагогической практике различают лабораторный и естественный эксперимент: первый протекает в специально созданных и контролируемых условиях, второй осуществляется в привычной для испытуемого обстановке. В зависимости от цели различают эксперимент: констатирующий (изучение состояния педагогического явления); формирующий (апробация выдвинутой гипотезы); контрольный (обоснование полученных результатов и выводов).

Метод изучения педагогической документации и продуктов детской деятельности позволяет получить различную информацию об исследуемом объекте. В качестве источников информации выступают планы и отчеты заведующих и педагогов дошкольных учреждений, конспекты занятий, продукты изобразительной деятельности и ручного труда дошкольников. Изучение этих материалов позволяет установить взаимосвязи между изучаемыми явлениями, выявить новые факты.

На различных этапах педагогических исследований применяется метод изучения и обобщения опыта. Под педагогическим опытом понимают практику обучения и воспитания, отражающую уровень развития педагогической науки. Характеризуют передовой опыт высокий положительный эффект в обучении и воспитании и достижение результатов без больших затрат времени и сил.

Социометрические методы позволяют исследовать межличностные отношения в коллективе. В процессе наблюдения или опроса исследователь может определить место, роль, статус испытуемого, различить стадии формирования внутриколлективных отношений.

В педагогических практике применяются также математические методы исследования, которые служат для обработки данных и результатов, полученных в процессе изучения, и отражаются в графиках, диаграммах, таблицах.

Для того чтобы результаты педагогической деятельности были исчерпывающими и объективными, необходимо использовать методы исследования в совокупности и с учетом возрастных особенностей испытуемых.

1. Укажите наиболее точные понятия «дошкольная педагогика»:

1. Дошкольная педагогика – это наука об обучении детей дошкольного возраста.

2. Дошкольная педагогика – это наука о воспитании детей от рождения до поступления в школу.

3. Дошкольная педагогика – это наука об образовании и развитии детей дошкольного возраста.

4. Дошкольная педагогика – это искусство воспитания, обучения детей дошкольного возраста.

5. Правильного ответа нет.

6. Не знаю

2.Укажите наиболее точное определение понятия «обучения »:

1. Обучение – это целенаправленный, планомерный процесс передачи учащимся знаний, умений, навыков.

2. Обучение – это процесс взаимосвязанной, последовательно изменяющейся деятельности воспитателя и ребенка, направленный на формирование знаний, умений, навыков, всестороннее развитие ребенка.

3. Обучение – это процесс активного, целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучающимися, в результате которого у обучающихся формируются знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, личностные качества.

4. Обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и ребенка, в ходе которого осуществляется образование, разностороннее развитие личности.

5. Правильного ответа нет.

3.Укажите наиболее точные значения понятия « педагогика»:

1. Педагогика – область практической деятельности

2. Педагогика – искусство воспитания

3. Педагогика – область научного знания, наука

4. Педагогика – наука и искусство

5. Правильного ответа нет.

4.В какое время педагогика стала оформляться как отрасль теоретического знания:

1. в 17 веке

2. в 18 веке

3. в 20 веке

4. в 1148 году

5. Правильного ответа нет.

5.С чьим именем связано становление научной педагогики :

1. Ж.Ж. Руссо

2. Я.А. Коменский

3. К.Д. Ушинский

4. И.Г. Песталоцци

5. Не знаю

6.Выделите источники педагогики как науки :

1. Литература

2. Искусство

3.. Религия

4. Народная педагогика

5. Педагогическая практика

7.Выделите отрасли современной педагогики :

1Философия

2. Дошкольная педагогика

3. Психология

4. История педагогики

5. Педагогика школы

8.Какая отрасль педагогики изучает теоретические основы воспитания детей с нарушениями в развитии:

1. Частные методики

2. Коррекционная педагогика

3. Возрастная педагогика

4. История педагогики

5.. Правильного ответа нет.

9.Связь педагогики с какими науками наиболее существенна:

1. Философия

2. Психология

3. Анатомия и физиология

4. Информатика

5. Математика

10.Укажите методы педагогического исследования :

1. Наблюдение

2. Изучение теоретических источников

3. Анкетирование

4. Лабораторный эксперимент

5. Не знаю

11.Укажите характеристики процесса воспитания :

2. Воспитание – общественное явление

3. Воспитание – историческое явление

4. Воспитание – постоянно меняющееся явление

5. Воспитание - функция педагога

12.К разряду основных педагогических понятий относятся:

1. Личность

2. Образование

3. Деятельность

5. Педагогический процесс

13. Укажите, что является предметом дошкольной педагогики как науки :

1. Ребенок

2. Закономерности развития ребенка

3. Закономерности воспитания ребенка

4. Взаимодействие педагога с ребенком

5. Задачи педагогики

14.В какой книге впервые была представлена система дошкольного воспитания :

1. «Великая дидактика» Я.А. Коменский

2. « Материнская школа» Я.А. Коменский

3. «Здравствуйте, дети» Ш.А. Амонашвили

4. «Рождение гражданина» В.А. Сухомлинский

5. « Поучение детям» В. Мономах

15. Свободный ответ. Обоснуйте, как вы понимаете слова великих педагогов :

1.Ш.А. Амонашвили: « Действительно гуманная педагогика - это та, которая в состоянии приобщить ребенка к процессу созидания самого себя»

2. К.Д. Ушинский: « В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности».

3. К..Д. Ушинский: « Чтобы воспитывать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях».

4. В.А. Сухомлинский: « Истинное воспитание совершается только тогда, когда есть самовоспитание»

Тест по дошкольной педагогике « Трудовое воспитание детей дошкольного возраста »

1.Выберите наиболее полное определение трудового воспитания :

а) взаимодействие педагога и ребенка с целью формирования положительного отношения к труду и психических качеств, необходимых для трудовой деятельности

б) способ привлечения дошкольника к труду

в) целенаправленное воздействие на ребенка с целью формирования положительного отношения к труду

г) взаимодействие взрослого с ребенком по формированию способности к труду

2. Назовите исследователей проблем трудового воспитания дошкольников :

а) М.В. Крулехт

б) Д.В. Сергеева

в) С.Л.Новоселова

г) М.И. Лисина

3. Выберите виды труда дошкольников :

а) производительный труд

б) хозяйственно-бытовой

в) ручной

а) Л.С. Выготский

б) М.В. Крулехт

в) Д.Б. Эльконин

г) А.В. Запорожец

5. Выберите способы организации коллективного труда дошкольников :

а) индивидуальный

б) труд рядом

в) совместный труд

г) общий труд

6. Выберите формы организации труда дошкольников :

а) самообслуживание

б) трудовое поручение

в) дежурство

г) совместный со взрослым труд

7.Определите компоненты труда как деятельности :

б) результат

г) способ

8. Назовите принципы трудового воспитания детей дошкольного возраста :

а) принцип добровольности участия

б) принцип наглядности

в) принцип диалогового общения

г) принцип гуманизации

9. Определите специфические особенности дежурств :

а) всегда идут от взрослого

б) являются обязанностью

в) это труд для других

г) являются добровольными

10. Какие компоненты отражают способность детей к трудовой деятельности :

а) овладение системой знаний

б) желание трудиться

в) наличие обобщенных трудовых умений

г) наличие специальных трудовых умений

11.Назовите средства трудового воспитания дошкольников:

а) трудовое обучение

б) самостоятельная трудовая деятельность

в) ознакомление с трудом взрослых

г) пословицы и поговорки о труде

12.Отметьте специфические особенности хозяйственно-бытового труда :

а) имеет цикличность

б) сопровождает любую деятельность

в) используется только в младшем дошкольном возрасте

г) цель отдалена во времени

13.Какие формы организации трудового воспитания характерны для детей младшего дошкольного возраста :

а) совместный со взрослым труд

б) самообслуживание

в) самостоятельная трудовая деятельность

г) длительные поручения

14.Какие виды труда характеры для детей старшего дошкольного возраста:

а) коллективный труд

б) ручной труд

в) труд в природе

г) индивидуальный труд

15.В чем отличия трудовой деятельности от игры :

а) деятельность процессуальная

б) деятельность результативная

в) деятельность, осуществляемая в воображаемом плане

г) деятельность реалистическая

Ответы на тестовые задания:

«Воспитание- ведущая функция дошкольной педагогики»

1. в 2. б 3. б4. а в5. а б г6. б7. а в г8. а9. а б в10. а б г11. а б в 12. а б в13 . б14. а б в15. а б в

« Ребенок и социум

1. а б в 2. б3. а б4. б5. а б в 6. а 7. а 8. б в9. а б в10. а б в11. а 12. а б13. б в14. а в г15. в

Воспитание здорового ребенка »

1 2 . б в г 3 . а б в 4 .а в г 5 .а б 6 . а в г 7 . а б в 8. в 9 . б в г 10 .а б в 11 . а б г 12. а б в 13 . а б г 14. а 15 . а б в

Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой

1. а2. аб 3. а в4. а в5. а б6. а б7. а в8. а б9. а б 10. а в11 . а в12. б13. а14. б15. а б

«Игровая деятельность дошкольника

1. а б в г2. а в 3. а 4. а в д5. в 6 а7. а8. а б в9. в г д 10. г 11. а б в12. б г д13. б в г14. а15. а б в д16. а б17. а г д ж18. а б г д

Система дошкольного образования

1. а в2. а б г3. б4. а в г5. а б в6. а б г7. а8. а г9. а б г10. а11 . а12 . а в13. а 14. а б в г15

Обучение детей дошкольного возраста

1. б2. б в3. а б 4. а5 . б6. а б7. б в 8. а9. в10. а б11. б 12. б 13. а14. б в15. а б в

Дошкольная педагогика как наука

1. 2 32 . 33. 3 4. 15. 2 6. 3 4 57. 2 4 58. 9. 1 2 310. 1 2 311. 1 2 312. 2 4 513. 3 14. 215 .

« Трудовое воспитание детей дошкольного возраста »

1. а 2 . а,б 3 . б,в 4 . б 5 . б, в,г 6. б в г 7 . а,б,г 8 . а,в,г 9 .б,в 10 . а,в,г 11 . а,б,в 12 . а, б 13. а 14. б,в 15 . б,г

Наука – обобщенная система знаний, взглядов, теорий, идей. Любая наука имеет свою теорию. Педагогика, по большому счету, является главной из наук, т.к. касается самого важного – ребенка, будущего общества, наконец, существования человеческой цивилизации на Земле, потому что это – следствие успешности воспитания.

Педагогика (paidagogike) – в переводе с греческого – наука о воспитании, образовании и обучении подрастающего поколения, наука о «детовождении». Первыми педагогами были рабы, которые водили (сопровождали) детей богатых в образовательные учреждения.

Многие часто считают себя специалистами в области педагогики. С одной стороны, это верно, т.к. большинство является родителями своих детей, но это эмпирический опыт семейного воспитания в конкретной семье. Успешность семейного воспитания зависит от педагогической грамотности, уровень которой различен. С другой стороны, педагогикой занимаются и должны заниматься специально подготовленные специалисты с базовым педагогическим образованием.

Современный педагогический словарь дает следующую характеристику педагогики: педагогика – «наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности; наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием, самообучением и направленных на развитие человека»;

педагогика – «наука о сущности развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специально организованного процесса».

Основы педагогики начали формироваться с началом человеческого общества (первобытнообщинный строй) в виде обобщения опыта воспитания.

Как научная дисциплина педагогика формировалась в рабовладельческом обществе, когда появились первые учебно-воспитательные учреждения. Вначале педагогика была представлена в форме педагогической мысли, отдельных суждений, высказываний о содержании и задачах воспитания, чаще практического плана. Истоки теоретической педагогической мысли мы находим в истории философии (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит). Окончательно как наука педагогика «родилась» в 17 веке благодаря великому чешскому педагогу, гуманисту Яну Амосу Коменскому, который получил образование в университетах Германии, создал свою педагогическую систему обучения и воспитания от рождения до зрелости, заложил основы педагогики как самостоятельной области знаний, отразив все это в многочисленных фундаментальных педагогических трудах. В России «отцом педагогики» общей и дошкольной является К.Д. Ушинский.



Дошкольная педагогика – одна из отраслей в системе педагогических наук. Как любая наука, дошкольная педагогика имеет свой предмет, научные методы исследования, понятийный аппарат, категории.

Предметом дошкольной педагогики являются проблемы развития и воспитания детей от 3 до 7 лет. Это есть то, что изучает дошкольная педагогика.

Системный подход к определению предмета дошкольной педагогики имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Центральным ядром этой системы должно стать нравственно-трудовое воспитание маленького ребёнка, от которого, в конечном счете, зависит формирование ценностных ориентаций детской личности и общее направление её дальнейшего развития. Системный подход к определению предмета дошкольной педагогики предполагает осуществление системного анализа детской личности в её становлении, в её развитии под влиянием педагогических воздействий.

Задачи современной дошкольной педагогики:

1. способствовать воспитанию и обучению детей в соответствии с общественными функциями дошкольного образования;

2. разрабатывать новые концепции, технологии, программы воспитания и обучения дошкольников на основе научных исследований и передового педагогического опыта;

3. создать единую комплексную науку о ребенке дошкольного возраста;

4. разработать систему педагогического просвещения родителей.

Задачи видоизменяются в связи с изменениями, происходящими в обществе.

Дошкольная педагогика выполняет следующие функции:

– гносеологическую (гносеология - познание), т.е. изучения педагогической деятельности, педагогических закономерностей;

– прогностическую, т.е. научного прогноза путей совершенствования дошкольного образования;

– творческо-преобразовательную, т.е. разработки новых технологий, программ, внедрения данных научных исследований в практику.

Дошкольная педагогика располагает следующими научными методами исследования: наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, изучение педагогической документации, анализ литературы, математические методы обработки данных, изучение продуктов детской деятельности, моделирование, анкетирование, метод экспертных оценок и др. Методы педагогических исследований изучаются в курсе «Методология и методы психолого-педагогических исследований».

Источники дошкольной педагогики

1. История зарубежной и отечественной педагогики.

2. Народная педагогика.

3. Современные научные педагогические исследования проблем дошкольного образования.

4. Передовой педагогический опыт.

5. Данные других наук (детская психология, возрастная психология, психология развития и др.).

В системе педагогических наук дошкольная педагогика занимает важное место и не может существовать без связи с другими науками. Эту связь можно проиллюстрировать нижеследующей схемой.

Связь с общей педагогикой проявляется в том, что дошкольная педагогика использует аналогичные научные методы исследования, апеллирует основными общепедагогическими категориями.

Дошкольная педагогика тесно связана с историей педагогики: современное дошкольное образование базируется на наследии педагогической мысли прошлого. Например, использование системы М. Монтессори в настоящее время.

Очень важна связь дошкольной педагогики с археологией и этнографией, которые дают представление о развитии педагогики в разных регионах в разное время. Игрушки и документы, найденные при раскопках, свидетельствуют об этом.

Дошкольная педагогика использует данные психологии о возрастных особенностях психических процессов, деятельности, личности ребёнка при разработке новых технологий дошкольного образования.

Связь дошкольной педагогики с анатомией и физиологией позволяет учитывать особенности анатомического строения организма ребенка, физиологические механизмы, требования гигиены при организации дошкольного образования.

При разработке содержания, технологий социально-нравственного, художественно-эстетического развития детей используют основные категории этики и эстетики.

Дошкольная педагогика руководствуется философскими положениями о классовом характере воспитания, о роли воспитания в развитии личности, основными философскими законами (единство и борьба противоположностей и др.).

Таким образом, дошкольная педагогика – сравнительно молодая наука; она интенсивно развивается, имеет свой предмет, методы исследования. Благодаря современным научным исследованиям по дошкольной педагогике выстраивается стратегия дошкольного образования в нашей стране.

Как говорилось выше, дошкольная педагогика руководствуется положениями философии о классовом характере воспитания, о роли воспитания в развитии личности, о роли педагогов в развитии личности.

При разработке новых технологий обучения и воспитания дошкольников учитываются философские законы, такие как единство и борьба противоположностей.

Методологические основы дошкольной педагогики отражают современный уровень философии образования. Следующие диалектические категории помогают определить смысл образования: мера, отрицание отрицания, форма, содержание и необходимость. Мера – диалектическое единство количества и качества, или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качество определенного предмета или явления. Образование, как и мера, характеризует объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел ребенок. Развитие ребенка объединяет в себе количественные и качественные показатели. Отрицание отрицания – развитие, повторяющее уже пройденные ступени, но иначе, на более высоком уровне, по спирали. Форма и содержание – основные отношения всякого бытия и становления, которые образуют противоречивое единство. Необходимость есть способ превращения возможности в действительность, при котором в определенном объеме имеется только одна возможность, реализующаяся в действительность. В рассмотрении, решении проблем дошкольной педагогики используется разнообразный спектр философских направлений, подходов.

Т. М. Бабунова характеризует использование философских подходов в дошкольной педагогике следующим образом.

Аксиологический подход позволяет определить совокупность приобретенных ценностей в образовании, воспитании, саморазвитии человека, ребенка. Применительно к дошкольникам в качестве таких ценностей будут выступать такие ценности, как коммуникативные, этнические, культурные. Данный подход рассматривает здоровье, культуру, игру, общение как непреходящие ценности в воспитании ребенка – дошкольника.

Культурологический подход позволяет принимать во внимание все условия места и времени, в которых родился и живет ребенок, ближайшее окружение, историю страны, города, региона. Данный подход ориентирован на приобщение детей к традициям, нормам, культуре.

Системный подход предполагает организацию работы с детьми в соответствии с системой взаимосвязанных и взаимообусловленных целей, задач, содержания, методов, форм, условий, способов развития, воспитания детей.

Деятельностный подход определяет особое место ведущей деятельности, обеспечивающей возможности реализации основных потребностей ребенка, осознание ребенком самого себя как субъекта и творца. Позволяет взрослому раскрыть потенциал каждого ребенка с помощью использования ведущей деятельности.

Личностный подход обеспечивает развитие запросов, желаний, интересов, склонностей ребенка при условии содержательной профессиональной педагогической деятельности.

Синергетический подход позволяет рассматривать каждого участника образовательного процесса как субъекта саморазвивающейся системы. Каждый субъект имеет потенциал для перехода от развития к саморазвитию.

Теоретико-методологические подходы дошкольной педагогики определяют взгляды, позиции, стиль педагога по отношению к личности ребенка. Философское понимание роли взрослого в воспитании и развитии детей позволяет провести переакцентировку содержания основных категорий дошкольной педагогики.

Воспитание (А.А. Реан) – обучение и образование.

Воспитание (С.А. Козлова, Т.А. Куликова) –социальное явление и функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Воспитание (в узком смысле)– специально организованный и управляемый процесс формирования человека, направленный на развитие личности.

Закономерности воспитания дошкольников (С.А. Козлова, Т.А. Куликова):

1. воспитание возможно, если ребенок активен;

2. личность ребенка развивается лишь в ситуации успеха;

3. большая потребность дошкольников в любви;

Принципы:

1. гуманизации;

2. культуросообразности;

3. саморазвития.


Методы воспитания (по Д. М. Гришину, В. И. Прокопенко)

Основные понятия дошкольной педагогики: воспитание, развитие, формирование, обучение, образовательный процесс дошкольного учреждения.

Воспитание – процесс подготовки подрастающего поколения к жизни (или специально созданные условия, содействующие развитию ребенка).

Современный педагог С. Ткачев уточняет, что цель воспитания дошкольников сегодня – воспитание счастливой личности, т.е. признание ребенка окружающими, наполненность жизни детей добротой, честностью, правдивостью. Воспитатель должен видеть проблемы ребенка, помочь их преодолеть. Бережное отношение к личности, уважение в ребенке человека, имеющего право на личную жизнь.

Образовательный процесс дошкольного учреждения – профессионально организованное взаимодействие педагога с детьми.

Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений в развитии ребенка.

Обучение – специально организованный процесс взаимодействия воспитателя с детьми, направленный на передачу знаний, умений, навыков, переработку и создание новой информации, воспитание положительного отношения к познанию, формирование культуры познания

Формирование – специально организованное управление всей жизнедеятельностью ребенка с учетом разных факторов.

Таким образом, современный педагог должен знать и понимать теоретико-методологические подходы к изучению проблем дошкольной педагогики, т.к. это позволяет на высоком профессиональном и научном уровне осуществлять свою педагогическую деятельность. Использование на практике различных научных подходов помогает педагогу быть более объективным.

Задания:

Запомните:

1. Что изучает дошкольная педагогика и какие научные методы исследования используются при изучении проблем дошкольной педагогики.

2. Основные философские подходы к изучению проблем дошкольной педагогики (аксиологический, культурологический, системный, деятельностный, личностный, синергетический).

Проверьте себя:

– Что изучает дошкольная педагогика?

– Каковы функции дошкольной педагогики?

– С какими науками связана дошкольная педагогика?

– Перечислите методы педагогических исследований.

Воспитание – это

– специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности ребенка;

– перевоспитание, коррекция отрицательных качеств личности;

– передача детям знаний, умений, навыков.

Термин «педагогика» имеет несколько значений. Буквально от греч. paidagogike - детоводство, детовождение.

Во-первых, им обозначают педагогическую науку.

Во-вторых, существует мнение о том, что педагогика - это искусст­во. В этом случае она приравнивается к практической педагогической деятельности, которая носит творческий, индивидуальный характер.

В-третьих, педагогику часто рассматривают как систему деятельнос­ти педагога, которая проектируется в учебных материалах, пособиях.

В-четвертых, словом «педагогика» обозначают собственно подход к обучению или воспитанию (педагогика сотрудничества, педагогика развития, музейная педагогика).

В-пятых, педагогика рассматривается как учебная дисциплина, исследующая теоретический и практический аспекты воспитания и обучения человека.

Понятие о педагогической науке имеет множество толкований. Остановимся на одном из них.

Педагогические средства, педагогические условия, педагогическое взаимодействие разворачиваются в условиях педагогического процесса. Поэтому педагогический процесс выступает как важнейшая категория педагогики.

Современная педагогика представляет собой совокупность наук - отраслей педагогики, изучающих педагогический процесс и развитие человека в его условиях с разных позиций. Отдельной отраслью пе­дагогики является возрастная, педагогика, которая изучает развитие человека в разные периоды жизни в условиях педагогического процесса. Следовательно, дошкольная педагогика - это также отрасль педагоги­ческой науки. Как определяются объект и предмет дошкольной педагогики?

Отрасль знаний может рассматриваться как научная лишь при усло­вии выделения специфического предмета исследования. Рассмотрим особенности определения объекта и предмета дошкольной педагогики. Объект - это область действительности, на которую направлена наука, которую она изучает. В качестве предмета выступает та сторона объ­екта, которая рассматривается в науке. Объект и предмет дошкольной педагогики могут быть сформулированы по-разному в зависимости от исходной позиции. В русле гуманитарной парадигмы педагогического знания в центре науки находится человек, развивающийся под влия­нием определенных педагогических условий. В этом случае в качестве объекта дошкольной педагогики выступает образование как целостный педагогический процесс, в котором взаимодействуют педагог и ребе­нок. Предметом дошкольной педагогики становится развитие ребенка в условиях педагогического процесса.



Следовательно, дошкольная педагогика - это отрасль педагогиче­ской науки, изучающая развитие ребенка дошкольного возраста в спе­циально организованных педагогических условиях.

Чем обусловлено становление дошкольной педагогики? Как она появилась?

Становление дошкольной педагогики обусловлено становлением системы дошкольного образования как социального института. Соот­ветственно, в развитии дошкольной педагогики можно выделить два основных этапа: доинспгитуциональпый и институциональный.

Что представляет собой доинституциональный период развития дошкольной педагогики?

Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний - педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношения между родителями и детьми. До зарождения письменности они имели устное бытование и до нашего времени дошли в виде пословиц и поговорок. Особое место занимают колыбельные, потешки, прибаутки как форма материнского воспитания и выражения любви к ребенку, магического заговора на его здоровье. Особенности отношения родителей к детям, ценности воспитания нашли отражение в сказках, мифах и легендах.

Истоки теоретического осмысления вопросов воспитания детей заложены в трудах античных философов. Исходный вопрос философско - педагогического мировоззрения Платона (ученика Сократа) звучит так: «Можно ли научить добродетели?», отсюда и утверждение, что «воспитание - то, что ведет к добродетели, заставляя человека страстно стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться и властвовать». Платон считал, что в дошкольном возрасте закладывается основа последующего развития, поэтому до 3 лет детей надо ограждать от страданий, чтобы нрав их был веселым, до 6 лет - доставлять детям как можно больше удовольствий, но при необходимо­сти наказывать. Период ухода, как только ребенок научится говорить, сменяется периодом игр и сказок. Благодаря играм ребенок приобретает разнообразные знания; сказки отбираются так, чтобы формировать у детей благочестие. Целенаправленное обучение начинается с 7 лет. Аристотель и Квинтиллиан полагают, что способность к образова­нию дана человеку от рождения. Дать образование может только тот, кто знает приемы и особенности развития ребенка. Аристотель определяет высшее благо человека как счастье (эвдемония), которое реализуется через «дельность» человека - разумную деятельность. Он выделяет возраст до 7 лет как период, когда ребенок воспитывается дома. Вос­питание должно восполнить то, чего недостает от природы. До 5 лет не должно быть никакого обучения, только игры, движения, строгий контроль зрительных и слуховых впечатлений, ограждение от непри­стойного. Специальным людям - «педономам» - поручается цензура детских сказок. В возрасте от 5 до 7 лет дети должны присутствовать на уроках по предметам, которые им предстоит изучать в дальнейшем, - гимнастика, грамматика, музыка и рисование.

Все, что приобретает человек в процессе воспитания, должно слу­жить нравственному самосовершенствованию - это один из важнейших педагогических выводов Античности.

Дальнейшее развитие дошкольной педагогики происходит в русле становления идей необходимости воспитания и развития детей для подготовки к обучению в школе. Становление теории и практики школь­ного обучения поднимает вопрос о подготовленности детей к школе. Возникает проблема, чему и как обучать детей до школы,

Ян Амос Коменский (1592-1670) наметил единую структуру об­разования. Образование должно начинаться в материнской школе, продолжаться в народной., латинской и в университете. Он разработал содержание образования на каждой из ступеней. В работе «Материнская школа» (1632) Коменский раскрыл соотношение физического и нравст­венного воспитания детей, взаимосвязь умственного воспитания и речи, роль активной деятельности и игр в воспитании ребенка. Рассматривал мать как первого учителя своего ребенка.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) считал, что обучение должно развивать ребенка, то есть быть развивающим, раскрывать присущие природе ребенка духовные и физические силы. Кроме того, воспитание должно быть природосообразным, то есть соответствовать естественному ходу развития ребенка. Основная цель воспитания - воз­буждение ума детей к активной деятельности, развитие познавательных способностей, логического мышления. Исходный момент обучения - чувственное познание окружающего мира. В процессе обучения ребенок осваивает три важнейших элемента: слово, число и форму. Песталоцци считал, что дошкольников необходимо специально готовить к школе в подготовительных классах.

На протяжении XV-XVIII веков развитие теоретических идей дошкольной педагогики осуществлялось в связи со становлением гума­нистического понимания природы ребенка и описывалось в романах и трактатах. Так, Жан-Жак Руссо (1712-1778) призывал принимать детство как особенный, чрезвычайно значимый период жизни человека: «Люди! Будьте человечны! Любите детство, будьте внимательны к его играм и забавам...» Им создана теория естественного воспитания, в ос­нове которой лежит свободная самостоятельная деятельность детей. Воспитание должно учитывать естественные потребности, возникающие у ребенка, и следовать за ними, учитывать возрастные возможности ребенка (принцип природосообразности). Особую роль в воспитании играют два свойства человека - способность воспринимать мир через ощущения, которые дают представления о предметах, и любовь к себе. До 2 лет наиболее важным является физическое развитие ребенка. С 2 до 12 лет ребенок учится добывать знания сам, из наблюдений за живой природой и собственного опыта (эмпирически). При этом наставник должен создавать ситуации, в которых ребенок захочет получать знания либо делать открытия.

Произведения Э. Ротердамского, Ф. Рабле, Т. Мора, Ж.-Ж. Руссо и других были результатом гуманистической образованности их авто­ров, плодом просветительской деятельности, а не результатом научных исследований. Их появление повлияло на становление институциональ­ных форм дошкольного образования.

В чем особенности институционального этапа развития дошкольной педагогики?

Появление первых дошкольных учреждений было обусловлено не­обходимостью включения женщины в производство. На протяжении XVIII века в Европе открываются учреждения по уходу и присмотру за маленькими детьми. Возникают вопросы: как воспитывать детей, чему можно научить, как подготовить к школе? Постепенно из учреждений ухода и присмотра за детьми они превращаются в место, где осуществ­ляется первоначальное развитие ребенка - появляется необходимость научного педагогического знания о развитии ребенка в условиях педа­гогического процесса дошкольного учреждения.

Важным событием для развития дошкольной педагогики стало от­крытие в Германии в 1837 году «Учреждения для развития творческого побуждения к деятельности у детей и подростков» Фридриха Фрёбеля (1782-1852) , в 1840 году он дал учреждению название «детский сад». Учреждение просуществовало семь лет и было закрыто из-за недостат­ка средств. Ф. Фрёбелем впервые был разработан целостный, научно обоснованный и методически оснащенный педагогический процесс детского сада.

В детском саду Ф. Фрёбеля впервые была создана целостная система дошкольного образования, методически разработанная, оснащенная пособиями. Наибольшую известность имеют «дары Фрёбеля» - это дидактический материал, состоящий из шести «даров». Первый «дар» - цветные мячики (цвета радуги и белый) - помогает ребенку различать цвета и осваивать пространственные представления. Второй «дар» - шар, куб и цилиндр (диаметр шара, высота куба и основание цилин­дра одинаковы) - знакомит с геометрическими телами. Остальные 4 «дара» - куб, деленный на мелкие части (кубики, 4- и 3-гранные призмы), - дают представление о целом и части, знакомят с геометриче­скими формами, способствуют развитию конструирования. Ф. Фрёбель считал «дары» средством всестороннего развития детей - развития вос­приятий, речи и мышления, движений, эстетических чувств, получения первоначальных знаний (особенно математических). Заимствованная у PL Г. Песталоцци идея «даров» окутана Ф. Фрёбелем мистической символикой: через «дары» ребенок подводится к пониманию един­ства и многообразия мира, к его основе - божественному началу.

Мяч - первая игрушка - выражает покой и движение, способствует познанию ребенком единства всего существующего. Куб - символ единства и многообразия. Последовательность занятий с «дарами» знаменует переход от простого единства (мяч, шар) к более сложному (куб, деленный на части).

Впоследствии система работы с «дарами» критиковалась в связи с религиозно-мистическим пониманием природы ребенка, некоторой искусственностью «даров Фрёбеля» и ограничением детской свободы. Тем не менее именно идеи Ф. Фрёбеля стали основополагающими для развития дошкольной педагогики в последующие десятилетия.

Дальнейшее развитие дошкольной педагогики связано, с появлением разнообразных институциональных форм дошкольного образования и различных педагогических концепций. В противоположность «немецко­му методу» Полина Кергомар (1838-1925) разработала «французский метод», создав учреждение «Материнская школа». Авторитариомз^ воспитанию она противопоставляла воспитание, основанное на по­нимании, которое не заглушало бы в детях естественной потребности к самостоятельности. По мере их взросления следует, считала П. Кер­гомар, пояснять детям, почему можно или нужно делать так, а не иначе. «Под влиянием убийственной дисциплины, - писала она, - ребенок растет без индивидуальности». Воспитатель должен удовлетворять разумные потребности детей, проявлять уважение к личности каждого из них. Лучшей формой ознакомления детей с окружающим миром она считала «предметные уроки». Это самые важные уроки, говорила она, так как с ними «связано знакомство с родным языком и развитие всех чувств». Эти уроки должны удовлетворять потребность ребенка самому потрогать, ощупать, попробовать, понюхать; эти уроки, с точки зрения П. Кергомар, должны сменяться и переплетаться между собой. Методика предметного урока требует такого построения, которое вызывало бы у ребенка потребность узнать то, что хочет сообщить ему воспитатель.

В конце XIX - начале XX века под воздействием социальных ус­ловий, научных достижений в разных областях знаний, прежде всего в естествознании, произошел отказ от концепций жесткого управления воспитанием ребенка, на первый план вышло биологизаторское поло­жение о спонтанном развитии способностей ребенка. Роль педагога заключалась в создании комплекса упражнений и подготовке матери­альной среды для саморазвития и самовоспитания ребенка. Особенно ярко эти идеи проявились в педагогических системах Марии Монтессори (1870-1952) и Овида Декроли (1871-1932) . В концепции Джона Дьюи (1859-1952) на первое место вышло развитие практических умений и навыков детей. В воспитании дошкольников впервые был использован «метод проектов», основанный на самостоятельном познании детьми окружающего мира путем решения проблемных ситуаций, освоения игровых и трудовых навыков, коллективного взаимодействия.

На зарубежную дошкольную педагогику XX века значительное влияние оказали различные течения в психологии (бихевиоризм, психосоциальная теория Л. Кольберга, Э. Эриксона, гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу)). Полемика была сосредоточена вокруг проблем допустимости формального обучения дошкольников, воспитательного значения и ценности игры, соотношения когнитивных, эмоциональных и социальных целей в развитии ребенка. Современная зарубежная дошкольная педагогика вариативно развивается в русле развивающего, проектного и конструктивистского подходов.

Как развивалась дошкольная педагогика в России?

В России в 60-70 годы XIX века дошкольная педагогика начала разви­ваться под значительным влиянием педагогической системы Ф. Фрёбе-ля, которая вскоре была существенно преобразована отечественными педагогами на основе идей К. Д. Ушинского о народности воспитания, его развивающей направленности. В первых детских садах значительное место уделялось развитию речи детей, ознакомлению с устным народным творчеством, использованию народных игр и песен, родиноведению (Е. Н. Водовозова, А. С. Симонович, Е. И. Конради). Были определены задачи умственного, нравственного, физического развития ребенка.

Начало XX века характеризовалось преобладанием концепций свободного воспитания детей (К. Н. Вентцель, М. X. Свентицкая, Л. К. Шлегер), реконструкцией метода М. Монтессори (Ю. И. Фаусек).

В отечественной дошкольной педагогике особое место принадле­жит наследию Елизаветы Ивановны Тихеевой (1867-1943) , которой были разработаны теория и методика обучения детей родному языку, математике, знакомства с природой. Ведущее место в педагогической теории и практике Е. И. Тихеевой занимала идея использования дет­ской деятельности для развития ребенка, так называемой «игры-тру­да». Была обоснована необходимость собственной активности ребенка в процессе обучения и воспитания через использование экспериментов, элементарных опытов, игр, труда. Е. И. Тихеевой создана одна из первых концепций предметной развивающей среды детского сада.

В 1920-х - начале 1930-х годов для дошкольной педагогики нашей страны было характерно наличие разнообразных педагогических теорий и систем (М. Монтессори, Ф. Фрёбель, Е. И. Тихеева, использование в детских садах идей О. Декроли и Д. Дыои), их сравнение и анализ эффективности применения. В этот же период появились установки, основанные на марксистско-ленинском учении: о значении воспитания у детей коллективизма, усилении идей трудового воспитания, необходимости коммунистического воспитания в детском саду. К 1936 году в связи с усилением в государстве тоталитаризма произошел отказ от разработки разнообразных педагогических теорий, было запрещено использование зарубежных педагогических систем как противоречащих идеалам коммунистического воспитания детей.

К концу 30-х годов XX века сложились основные положения совет­ской дошкольной педагогики, которые оставались общепризнанными до середины 80-х годов: о ведущей роли воспитателя в формировании личности ребенка, об идейной направленности дошкольного воспи­тания, о связи воспитания с общественной жизнью и семьей, об учете в педагогическом процессе возрастных психофизиологических осо­бенностей ребенка, о программности и плановости педагогического процесса детского сада.

Период 40-80-х годов XX века знаменуется фундаментальными исследованиями разных научных направлений дошкольной педагогики: эстетического воспитания и обучения детей родному языку (Е. А. Фле-рина), умственного и сенсорного воспитания детей (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьжов, А. П. Усова), детской игры (Д. Б. Эль-конин, А. П. Усова и др.), обучения (А. П. Усова), художественно-эстетического и музыкального воспитания детей (Н. А. Ветлугина)^. Досконально были изучены вопросы развития и воспитания детей раннего возраста (Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, Е. И. Радина и др.). В 70-е годы разработана теория амплификации детского развития (А. В. Запорожец) и проведены многие другие исследования, которые являются основой современной дошкольной педагогики.

Значительные исследования в области дошкольной педагогики про­водились в этот период в Ленинграде (ЛГПИ им. А. И. Герцена): в обла­сти формирования математических представлений у детей (А. М. Леу-шина), формирования систематизированных представлений о явлениях природы (П. Г. Саморукова), формирования у детей системных знаний о социальной действительности (В. И. Логинова), воспитания у де-, тей дружеских отношений и основ гуманности (Т. И. Бабаева) и др.

Исследования, проведенные во второй половине XX века, сущест­венно обогатили теорию дошкольной педагогики, позволили уточнить содержание образовательной программы детского сада, дали представ­ление о новых методах воспитания и обучения детей (например, методах моделирования, экспериментирования и др.).

Социальная ситуация в России конца XX века послужила ката­лизатором педагогических инициатив в отечественном образовании. Активный инновационный педагогический поиск, новые ценности об­разования, переосмысление зарубежного опыта привели к смене образо­вательной парадигмы. Совершился переход от авторитарной педагогики и учебно-дисциплинарной образовательной модели к педагогике, цен­трированной на человеке, обращенной к проблемам личности. Термин «личностно-ориентированное образование» был принят и получил как теоретическую, так и практическую поддержку в педагогической науке и дошкольной педагогике в частности.

Следует отметить, что современная дошкольная педагогика нахо­дится в развитии, ее теоретические концептуальные основы еще окон­чательно не сложились. Конец XX века и начало нового столетия были отмечены появлением ряда серьезных теоретических исследований в области педагогики дошкольного детства (Т. И. Бабаева, С. А. Коз­лова, Р. М. Чумичева, М. В. Крулехт, М. В. Корепанова, Т. В. Фуряева, Е. Н. Герасимова и др.) и широкого спектра прикладных исследований, которые позволяют выявить основные тенденции и проблемы развития отечественной дошкольной педагогики.

3.2. Теоретические основы дошкольной педагогики