Проект по взаимодействию детского сада с детской библиотекой. Библиотека в детском саду - центр развития творческих и интеллектуальных способностей воспитанников

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас."Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу кто ты"- так можно перефразировать мудрое изречение.

Результаты исследований за последние десятилетия в ряде стран показали: читающие люди способны проблемно мыслить, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью (она выразительнее, строже и богаче по запасу слов), точнее формулируют мысли и свободнее пишут; легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.

Книга нужна дошкольнику. Чтобы увидеть весь многоликий мир, удивиться этому миру и понять его, пережить вместе с героем необыкновенные приключения, посмеяться вместе с ним, а иногда и поплакать.

Также в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях. Важный показатель неблагополучия – ухудшение содержания и качества чтения, снижение его продуктивности.

Родители, любя своего малыша, покупают ему игрушки, лакомства, водят в гости и на прогулки. Но не все знают, что не меньше, а порой и больше ребенок радуется, когда родители читают ему книжку.

В настоящее время перед образовательными учреждениями стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования будущего читателя. Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка "социальном институте" – детском саду.

Начать создание библиотеки я решила с опроса родителей и детей старшей и подготовительной групп. В опросе пожелали участвовать 24 родителя.

На вопрос "часто ли Вы читаете ребенку книги" положительно ответили 18 (75%) участников опроса.

На вопрос – "Что больше всего любит слушать Ваш ребенок?":
13 (54%) – сказки,
3 (12,5%) – стихи,
4 (17%) – познавательную литературу;
4 (17%) – всё.

На вопрос "Считаете ли Вы книгу хорошим подарком?" положительно ответили 12 (50%) родителей.

На вопрос "Нужно ли сравнивать поступки детей с поступками литературных героев?" 16 (67%) респондентов ответили положительно.

На вопрос "Будете ли Вы пользоваться услугами библиотеки в МДОУ?" 17 родителей (71%) ответили положительно.

Во время общения с воспитанниками подготовительной группы я старалась обратить внимание на то, что дети мало интересуются книгами, не умеют пользоваться журналами.

Из 16 опрошенных ребят:

10 (62,5%) не могли точно назвать произведения, которые читают дома и в детском саду,

8 детей (50%) не смогли назвать любимого литературного героя,

9 воспитанников (56%) предпочитают слушать и читать сказки, 5 (31%) – познавательную литературу, энциклопедии и только 2 человека (12,5%) любят читать стихи.

На вопрос "Кто читает лучше?" 10 воспитанников (62%) сказали, что мама, 4 человека (25%) любят слушать воспитателя и 2 воспитанника (12,5%) – любят читать сами.

Анализируя анкеты родителей и детей, я пришла к выводу, что необходимо научить детей и их родителей любить книгу и развить у них интерес к ней. В целях поддержки и развития чтения, педагоги нашего сада решили внести посильный вклад в приобщение к книге, в формирование грамотного и вдумчивого читателя.

Для этого в январе 2010 г. была создана библиотека "Читайка" – нечто среднее между общественной и домашней библиотекой, которая будет принадлежать всем сотрудникам, родителям и детям. Пока помещение было выделено небольшое, все книги расположены на 3-х полках (сказки, стихи и познавательная литература), но в будущем планируется создание библиотеки более расширенной, вместительной.

Целью создания библиотеки является стремление научить ребенка слушать и слышать красоту слова, ритм, смысл произведения, видеть литературные образы, эмоционально воспринимать содержание. Все наши усилия должны быть направлены на пропаганду чтения. Не менее важно научить малышей беречь и ценить книги, правильно ими пользоваться. Дети учатся не только любить чтение. Но и умению вести себя в библиотеке, находить нужные им произведения.

Необходимо показывать детям не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и познакомить с изданиями различного формата, с книжками "Театр сказок", книгами с плотными картонными страницами.

Мною были созданы формуляры на каждого ребенка старшей и подготовительной групп с фотографией каждого ребенка.

В этом году я решила создать формуляры на каждого ребенка и дети сами нарисовали сюжет из сказки или сказочных героев.

Книги из библиотеки можно взять домой или в группу. Сюда можно заглянуть в любой момент, чтобы почитать, посмотреть книжки, посмотреть видеофильм или просто отдохнуть. Структура библиотечного фонда: сказки, стихи, познавательная литература и периодические издания. На полках можно найти отдельные произведения и собрания сочинений известных русских писателей, сказки разных народов мира, сборники игр, загадок, пословиц и поговорок, детских песен. Приоритетное место занимает художественная литература, которая играет важную роль в формировании социально-нравственных, эстетических идеалов ребенка. Понимая особую роль сказок в развитии ребенка, мы с большим вниманием отнеслись к их подбору: в библиотеке есть русские народные сказки, сказки народов ближнего и дальнего зарубежья и сказки народов Севера. Особый интерес у наших воспитанников вызывает периодика для детей: журналы "Мурзилка", "Веселые картинки", "Смешарики", "Филя".

Необходимо приучить детей беречь книгу. Дети должны знать, что книгу нельзя бросать, рвать, рисовать на ней, загибать углы страниц, вырезать из неё картинки и страницы. Ежемесячно организуется "Книжкина больница",где дети с удовольствием занимаются ремонтом книг, дарят книгам новую жизнь.

Каждую неделю я провожу с детьми различные библиотечные мероприятия, раз в месяц бывает большой интересный праздник. В своей работе применяю различные методы:

Выразительное чтение вслух – способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Монотонное, однообразное чтение с запинками вряд ли будут слушать внимательно, какими бы интересными не были произведения.

  • Использование иллюстративного материала – читая вслух произведения, необходимо показывать предметы и героев, изображенных на иллюстрациях к книге.
  • Иллюстрирование художественных произведений детской литературы – предлагаю нарисовать понравившегося героя или понравившийся сюжет.
  • Лепка – изготовить понравившихся героев из пластилина.
  • Литературные игры-викторины по произведениям различных авторов.

После прочтения художественных произведений мы с детьми детально анализируем художественные формы: портреты, поступки персонажей, их переживания и речь, бытовую обстановку, пейзаж, сюжет. Воспитатели детского сада стремятся научить ребенка слушать и слышать красоту слова, ритм, смысл произведения, видеть литературные образы, эмоционально воспринимать содержание. Не менее важно научить малышей беречь и ценить книги, правильно ими пользоваться. Литературные персонажи в нашей библиотеке "оживают" не только в драматизациях или кукольных спектаклях, но и в видеофильмах, презентациях. Из бумаги, картона, ткани, коробочек, перчаток, ложек дошкольники изготавливают объемные и плоскостные фигурки героев произведений, рисуют запомнившиеся сюжеты. Ребятам очень нравится просто рассматривать картинки, общаться друг с другом.

Основным принципом Образовательной программы детского сада "Пингвин" является комплексно-тематический, где за основу взят примерный календарь праздников. Работу библиотеки я планирую в соответствии с годовым планом МДОУ "Пингвин" (Приложение 1).

Дважды в год детский сад проводит для своих воспитанников "Неделю детской книги" – в октябре, приуроченная к Международному дню библиотек и в мае – к Общероссийскому дню библиотек. Подготовка "Недели детской книги" не требует больших временных, материальных и организационных затрат. Следует отметить, что во время проведения подобных тематических недель родители наиболее активно включаются в образовательный процесс: участвуют в праздниках, конкурсах, подбирают материалы для выставок, вместе с детьми изготавливают поделки. Периодически я принимаю активное участие в родительских собраниях МДОУ. Одно из выступлений – презентаций можно увидеть в Приложении 2 .

В рамках "Недели детской книги" проводятся следующие мероприятия:

  • тематические выставки ("Моя любимая книга", "Любимые книги нашей семьи", "Книги наших родителей");
  • инсценировки сказок;
  • иллюстрирование книг;
  • изготовление закладок для книг;
  • организация "Книжкиной больницы";
  • тематические досуги "Откуда пришла книга", "Путешествие в историю книги";
  • просмотры мультфильмов и диафильмов о создании книг, экранизированных произведений художественной литературы;
  • чтение художественной литературы;
  • работа в книжных уголках.

Сказка – любимый литературный жанр детей нашего детского сада. Это объясняется тем, что сказка доступна пониманию и построена таким образом, чтобы ребенок постепенно развивался вместе с ней, обучался простым понятиям добра и зла, дружбы и вражды, любви и ненависти. С помощью сказки развивается эмоциональная сфера ребенка, который переживает за судьбу главного героя. И вряд ли найдется ребенок не согласный с тем, что в сказке добро всегда побеждает зло.

На творческих занятиях "Сочиняйка" мы с ребятами сочиняем новые сюжеты, обсуждаем, каждый высказывает свое мнение и сочиняем все вместе новые сказки (Приложение 3).

Эти занятия очень нравятся детям, и они занимаются с удовольствием. По окончании творческой работы дети зарисовывают сказку.

На библиотечных занятиях по изучению родного края мы работали над созданием "Азбуки Ямала" для детей, по которой дошкольники могли бы не только изучать буквы, но и познакомиться с животными, птицами, обитающими в нашей местности и народами, населяющими наш край. Около трех месяцев дети с удовольствием подбирали материал для создания азбуки и по окончании работы они рисовали на тему "Наш дом – Ямал!" (Приложение 4).

Создание нашей библиотеки во многом носит характер экспериментальной деятельности, однако ее работа уже дает положительные результаты: меняется отношение детей к книге, они испытывают удовольствие от прослушивания литературных произведений, охотно принимают участие в играх- драматизациях, библиотечных праздниках.

Разработанная система работы и сотрудничества дошкольного учреждения и родителей повысила интерес детей к книге, формируя социально-нравственное воспитание личности.

Хочется отметить, что уровень речевого развития детей за два года существования библиотеки повысился у детей старшей и подготовительной групп. Результаты диагностики таковы:

Мониторинг качества знаний по речевому развитию подготовительной группы на начало и конец 2010-2011 г учебного года.

Мониторинг качества знаний по речевому развитию старшей группы №1 на начало и конец 2010-2011 г и подготовительной группы №1 на конец 2011-2012 учебного года.

Октябрь 2010 г. Апрель 2011 г. Апрель 2012 г.
Высокий уровень 9-45% 10-50% 11-55%
Средний уровень 10-50% 10-50% 9-45%
Низкий уровень 1-5% - -

Мониторинг качества знаний по речевому развитию старшей группы №2 на начало и конец 2010-2011 г и подготовительной группы №2 на конец 2011-2012 учебного года.

Октябрь 2010 г. Апрель 2011 г. Апрель 2012 г.
Высокий уровень 6-26% 7-30% 9-39%
Средний уровень 16-70% 16-70% 14-61%
Низкий уровень 1-4% - -

В заключение остается сказать, что с момента открытия библиотеки в дошкольном учреждении дети стали проявлять больший интерес к книгам, чаще проводят время за их просмотром, бережно к ним относятся.

Книга призвана раскрывать перед ребёнком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания. Дошкольники восприимчивы, способны глубоко чувствовать художественный текст, поэтому полюбившиеся им в раннем детстве образы останутся с ними на долгие годы. Хочется верить, что работа в библиотеке МДОУ поможет нашим детям сформировать правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду и к природе.

В создании библиотеки принимал участие весь педагогический коллектив, но основную работу по оформлению библиотеки взяла на себя творческая группа педагогов в составе старшего воспитателя и 2х воспитателей возрастных групп. Помещение было отремонтировано силами коллектива, пространство оформлялось в соответствии с требованиями положения о смотре-конкурсе «Уголок книги в детском саду» и по собственному представлению педагогов. Для наполнения библиотеки книжными изданиями были привлечены родители всех возрастных групп.

Книжный фонд постоянно пополняется и в настоящее время содержит белее 800 экземпляров. Большинство книг и пособий находятся на открытых стеллажах и полках, хорошо просматриваются. Имеется книжный резерв, необходимый для пополнения и периодического обновления содержания библиотеки, и места для его размещения. Книги представлены в нескольких экземплярах. Имеется полка с домашними любимыми книгами и часто читаемыми (К.И. Чуковский, А.Л. Барто, С.Я. Маршак и др.)

Составлен график посещения библиотеки для всех возрастных групп. Указаны часы работы библиотеки и выделено специальное время для посещения семьей. Разработан перспективный план мероприятий для детей разных возрастов, который предусматривает проведение тематических мероприятий, тематических выставок, вечеров семейного отдыха, фотовыставки, викторин.

Пространство библиотеки обеспечивает не только возможность общения и совместную деятельность детей и взрослых, но и является содержательно-насыщенным, вариативным, трансформируемым, доступным и безопасным. В помещении библиотеки предусмотрены различные места для действий с книгой, играми. Имеется уголок для художественного творчества, уголок театрализации, читательский уголок, уголок уединения. Уголки оборудованы детской мебелью, ширмой, дополнительной подсветкой, сменными мобилями. Библиотека оснащена различными средствами обучения: видеокниги, аудиокниги, диафильмы; техническим оборудованием в том числе: телевизор, DVD-система, проектор, ноутбук.

На нового читателя заводится формуляр, литература по необходимости выдается на дом. Функция библиотекаря возложена на воспитателя.

ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА В ДОУ

Серебренникова Л.Н.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 10 «Чебурашка»

города Краснокаменска Забайкальского края.

Литература – наиболее доступный в воспитательно-образовательном отношении вид искусства. Ее доступность обусловлена родным языком. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы литературного языка.

Детская художественная литература, призвана развивать у читателя чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства. Художественная литература служит средством умственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи.

Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная), дающая готовые образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев. Аксиома в данной проблеме является то, что мы не властны, да и не имеем права лишать ребенка всего того, что принес прогресс. Как не имеем права не замечать и отрицать все то, что электронный мир таит в себе. Как помочь малышу полюбить книгу, чтобы он стал ее пленником на всю жизнь? Совсем не случайно 2003-2012 гг. ООН объявила Десятилетием грамотности. Вот почему вопросы формирования интереса к художественной литературе требуют повышенного внимания. Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

В качестве нестандартного метода приобщения дошкольников к литературе в некоторых детских садах создаются детские библиотеки. В научно – методических и практических журналах появляются первые публикации такого опыта. Данный метод заинтересовал и коллектив нашего детского сада № 10. В результате около трех лет назад в детском саду открылась детская библиотека - новое и еще не совсем привычное направление нашей деятельности.

Этому событию предшествовала работа с детьми и их родителями. Так, для того чтобы изучить, как организовано домашнее чтение в семьях, было проведено анкетирование, в котором приняли участие 75 человек (родители воспитанников от младшей до подготовительной группы). Главная задача опроса состояла в том, чтобы выяснить заинтересованность родителей проблемой приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению. В результате анкетирования выяснилось:

Родители не так часто покупают детям книги (основной «подарок» - это игрушки, сладости);

Совместное чтение детской литературы происходит довольно редко (сложный ритм жизни, нехватка времени);

Подписываются на периодическую печать для малышей практически единицы.

Также из общения с родителями выяснилось, что они крайне редко бывают с детьми в городской библиотеке.

Учитывая данные, полученные в результате анкетирования, было принято решение об открытии библиотеки в стенах дошкольного учреждения. Для создания библиотеки было выделено помещение и оборудование: стеллажи, полка для оформления выставок и столы. Но основной задачей было создание полноценного книжного фонда. К этой работе были привлечены семьи воспитанников. Была проведена акция «Книжкин дом». В ее ходе родители приносили как вновь купленные книги современных писателей, но и книги, которые пользовались популярностью в семье. Книжный фонд активно пополнялся сотрудниками детского сада. Литература приобреталась и за счет бюджетных средств. В результате получился фонд, включающий в себя около 1000 книг. В библиотеке книги были систематизированы по разделам.

Об истории страны, армии;

О детях, взрослых и их взаимоотношениях;

О природе, временах года;

Познавательная литература.

Для того чтобы детям было удобнее найти книгу по нужной теме, каждый раздел обозначен художественным символом (деревом, солдатом, сказочным персонажем…). Вся эта атрибутика создана специально для детей как модель настоящей библиотеки, с тем, чтобы воспитать у дошкольников потребность в ее посещении, дать первоначальные навыки пользования информационными ресурсами. Кроме книг в библиотеке есть дополнительные экспозиции: «Чудо- книга», «Из истории книги». Экспозиция «Чудо- книга» - это книги, изготовленные из разного материала, разными способами, книги с сюрпризом. Экспозиция «Из истории книги» - это книги из бересты, глины, папируса. И дополнительно в библиотеке находится периодическая литература, журналы «Филя», «Карапуз», «Вини-Пух».

В начале учебного года воспитатели проводят вводную экскурсию, в ходе которой дети знакомятся со всеми достопримечательностями Книжного царства. Воспитатель рассказывает о правилах поведения в библиотеке, о том, из каких отделов она состоит. Проведение экскурсий способствует формированию у детей умение пользоваться библиотечным фондом, а также усвоению объема библиотечно – библиографических сведений («библиотека», «стеллаж»).

Посещения библиотеки детьми организуются воспитателем группы по мере необходимости и планово. Во время режимных моментов воспитатель может прийти с подгруппой детей в библиотеку, рассмотреть книги, обсудить, чтобы они хотели прочитать и выбрать книгу. Если книга представляет собой сборник сказок или рассказов, воспитатель учит детей работать с оглавлением. Эта книга записывается воспитателем в формуляр, и воспитатель расписывается за взятую книгу. Это немаловажная деталь: так как дети чувствуют ответственность за книгу, взятую ими в пользование. После посещения библиотеки педагог вместе с детьми в группе вспоминают, что им помогло найти книгу, на что они обращали внимание в ходе поиска, как нужно обращаться с библиотечной книгой и т.д. В группе эти книги помещаются в книжном уголке, используются воспитателем для чтения и самостоятельного рассматривания детьми. При восприятии литературного произведения дети, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Дошкольники переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом. После прочтения книги в таком же порядке возвращаются в библиотеку.

Плановые посещения библиотеки детьми организуются заранее. Как правило, они приурочены к замечательной дате, связанной с именем детского писателя, либо определенной теме (книги о природе, любимые сказки, писатели родного края и т.д.).

Самостоятельное индивидуальное посещение библиотеки ребенком затруднительно, поэтому «функцию» читального зала берет на себя книжный уголок в группе, в котором дети в любое время могут взять книгу для просмотра или чтения.

Наш опыт показывает, что лучшими читателями становятся те, кто рано познакомился с книгой. Поэтому привлечение будущих читателей в библиотеку нужно как для расширения их компетентности, так и для увеличения возможностей влияния на становление их читательских интересов в будущем.

Надеемся, что положительное отношение к книге, к процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.


Программно-методическое обеспечение в МБДОУ «Детский сад «Тополек»

& Общеобразовательнаяпрограмма дошкольного образования «От рождения до школы» /Н.Е. Вераксы, Васильева М.А., Комарова Т.С.

& Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет «Кроха» /Г. Г. Григорьева

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

· Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика

· Галанов А.С. Игры, которые лечат. Для детей от 1 года до 3 лет. – М.: Творческий центр «Сфера», 2003.

· Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

· Голубева Л.Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

· Соловьева Н.И. Здоровый образ жизни. – М.: Школьная пресса, 2007.

· Меличева М. Культура здоровья дошкольников в кругообороте праздников года. – Санкт-Петербург, 2007.

· Шукшина С.Е. Я и мое тело. – М.: Школьная пресса, 2004.

· Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья

· Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

· Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

· Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия. Старшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия. Подготовительная к школе группа детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

· Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

· Н.А. Симон Зимние физкультурные традиции. Для детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-Пресс, 2006.

· Литвинова Н.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни

· Рукова М.А. Движение день за днем. Комплексы упражнений для детей 5-7 лет. – М.: Линия-Пресс, 2007.

· Фомина Н.А. Сказочный театр физической культуры. Физические занятия в музыкальном ритме сказок. Волгоград. Издательство «Учитель», 2013

· Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

Социально-коммуникативное развитие:

· Казакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

· Петрова В.М., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

· Вичникова Г.И. Социальное развитие и окружающий мир. – М.: Творческий цент, 2009

· Пелькова Л.А. Развитие игровой активности. – М.: ТЦ «Сфера», 2010.

· Волкова Е. Играем в ученых. – Новосибирск: Сибирский универсальное издательство, 2008.

· Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). – М.: УЦ Перспектива, 2011.

· Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М: Мозаика-Синтез, 2008.

· Кондрыкина Л.А. С чего начинается Родина?. – М.: ТВ Центр, 2004.

· С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: «Творческий центр», 2004 г.;

· В.В. Горшенина, И.В. Самошкина, Н.П. Черкасова Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. – Издание 3-е, переработанное. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009 г.;

· Е.В. Соловьева, Л.И. Царенко Наследие. И быль и сказка.: пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традиций отечественной культуры – М.: Обруч, 2011г.;

· О.Н. Баранникова Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2007 г.;

· Т.И. Подрезова Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание. – М.: Айрис-пресс, 2007 г.;

· Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.-сост. Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П. Постникова, Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007 г.;

· Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе: методическое пособие / М.Ю. Новицкая, С.Ю. Афанасьева, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – М.: Дрофа, 2010

· С.А. Козлова Мы имеем право: учебно-методическое пособие для педаг. коллективов ДОУ. – М.: Обруч, 2010 г.;

· Т.В. Шепелева Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. – Волгоград: Учитель, 2009 г.;

· Л.Б. Дерягина Моя Родина Россия: Рассказы о гимне, флаге, гербе, столице и Президенте. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007;

· Н.С. Голицына Ознакомление дошкольников с социальной действительностью: Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2006;

· Воспитательная система «Маленкие россияне» / Под общей редакцией Т.И. Оверчук. – М.: «Мозаика-Синтез», 2007;

· Сахалин – наш общий дом: Из опыта МДОУ № 2 «Березка» г. Южно-Сахалинска. Методическое пособие / Под ред. Л.Г. Гилерович, Е.В. Шумина. – Южно-Сахалинск: Издательство СОИПиПКК, 2009;

· Воспитатель дошкольного образовательного учреждения: практический журнал, № 4 2010 г.;

· Методист дошкольного образовательного учреждения: научно-методический журнал, № 6 2010 г.;

· Дошкольное воспитание: научно-методический журнал, № 8 2007 г.;

· Дошкольная педагогика: Петербургский научно-практический журнал, № 2 (67) /февраль/ 2011;

· Игра и дети. Для родителей и педагогов. Журнал, № 6 2007.

Методические пособия

· Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Куцакова Л.В. Конструирование и ручной трудв детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

· Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Работа с родителями

· Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Школа Семи Гномов. Четвертый год (12 книг для работы с детьми от трех до четырех лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Школа Семи Гномов. Пятыйгод (12 книг для работы с детьми от четырех лет до пяти лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Школа Семи Гномов. Шестойгод (12 книг для работы с детьми от пяти до шести лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Школа Семи Гномов. Седьмой год (12 книг для работы с детьми от шести до семи лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

& Безопасность: программа по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина.

· Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б., Князева О.Л. Журнал – Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М.: Детство-Пресс, 2002.

· Храмцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

· Белая К.Ю. Как обезопасить дошкольников. – М., 1998.

· Стеркина Р.Б. журнал – Дошкольное воспитание, №3, №4 , 1997

Познавательное развитие:

Продуктивная (конструктивная) деятельность:

Методические пособия

· Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

· Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материалав подготовительной к школе группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

Развитие элементарных математических представлений:

Методические пособия

· Арапова-Пискарева Н.А., Формирование элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

· Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада: Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

· Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада: Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

· Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

Рабочие тетради

· Денисова Д. Математика для дошкольников. Старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

· Денисова Д. Математика для дошкольников. Подготовительная к школе группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

· Плакаты большого формата

· Цвет – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Форма – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Цифры – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Формирование целостной картины мира

Методические пособия

· Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. – М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

· Дыбина О.Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей. – М.: 2002

· Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010

· Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

· Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второймладшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

Наглядно-дидактическиепособия

Серия «Мир в картинках» (предметный мир)

· Автомобильный транспорт. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Водный транспорт.– М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Музыкальные инструменты. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Спортивный инвентарь. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Серия «Мир в картинках» (мир природы)

· Домашние животные. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Животные жарких стран. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Космос. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Морские обитатели. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Овощи. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Фрукты. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Цветы. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Серия рассказы по картинкам

· Времена года. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Зима. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Осень. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Весна. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Лето. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Репка. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Зимние виды спорта. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Распорядок дня. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Великая Отечественная война в произведениях художников. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Профессии. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

& Юный эколог: программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева

· Николаева С.Н.Экология в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2002

· Николаева С.Н.Как приобщить ребенка к природе. – М.: Новая школа, 1993

· Николаева С.Н.Методика экологического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 2006

· Николаева С.Н.Воспитание экологической культуры. – М.: Новая школа, 1995

· Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2006

· Николаева С.Н.Ознакомление дошкольников с неживой природой. – М: Педагогическое общество России, 2005.

· Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 2005

· Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010

· Николаева С.Н. Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2010

· Здоровый малыш / Береснева З.И.

Речевое развитие

Методические пособия

· Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005

· Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

· Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Наглядно-дидактические пособия

· Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Занятия с детьми 2-3 лет. Наглядно-дидактическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

Серия«Грамматика в картинках»

· Антонимы. Прилагательные. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Говори правильно. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Многозначные слова. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Один-много. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Словообразование. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Плакаты большого формата

· Буквы. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Рабочие тетради

Старшая группа

· Денисова Д. Прописи для дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Подготовительная к школе группа

· Денисова Д. Прописи для дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Методические пособия

· Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Книги для чтения

· Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 года / Сост. В.В. Гербова, П.Н. Ильчук и др. – М., 2005.

· Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 года / Сост. В.В. Гербова, П.Н. Ильчук и др. – М., 2005.

· Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-7 года / Сост. В.В. Гербова, П.Н. Ильчук и др. – М., 2005.

Художественно-эстетическое развитие:

Методические пособия

· Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

· Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

· Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. – М., 2005.

· Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М.Б. Зацепиной. – М., 2005.

· Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. – М., 1990.

· Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

· Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет. – М.:Аркти, 2003.

· Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

· Комарова Т.С., Филипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ.- М.: Педагогическое общество России, 2003.

· Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

· Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М.,1961.

Наглядно-дидактические пособия

Серия «Мир в картинках »

· Филимоновская народная игрушка. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Городецкая роспись по дереву. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Полхов-Майдан. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Каргополь – народная игрушка. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Дымковская игрушка. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Гжель. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Плакаты большого формата

· Гжель. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Полхов-Майдан. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Филимоновская свистулька. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Хохлома. Изделия. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

· Хохлома. Орнаменты. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Рабочие тетради

· Волшебный пластилин. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Городецкая роспись. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Методические пособия:

· Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность. – М., 2004

· Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

· Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Костина Э.П. Музыкальные дидактические игры. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010 г.