Театрализованная деятельность информация для родителей. Консультация для родителей «Воспитание ребёнка посредством театральной деятельности

Консультация для родителей «Развитие логического мышления у старших дошкольников"

Составила: Сивалова Елена Ивановна

Успешное обучение детей в школе зависит от уровня развития мышления ребенка, умение обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.

Дошкольный возраст – это период, когда основная деятельность – игра. В игре проще усваиваются знания, умения, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал.

К концу дошкольного периода начинает формироваться словесно – логическое мышление. Оно предполагает развитее умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь родителей, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов.

Взрослый должен помогать ребенку, осмысливать события и явления, искать их причины и следствия. Например, с помощью таких вопросов:

Почему осенью люди теплее одеваются?

Почему летом нельзя кататься на лыжах?

Почему зайца трудно увидеть на снегу?

Важно приучать ребят задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из рассказов взрослых, телепередач.

Полезным упражнением для развития мышления и для знакомства с признаками предметов могут стать загадки.

Молоко пьет, песенки поет, чисто умывается, а с водой не знается. (Кот)

Клохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает. (Курица)

Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит - не выбежит. (Река)

Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака)

Ребенок старшего дошкольного возраста может делать простые умозаключения. Эту способность можно развивать при помощи специальных заданий и упражнений. Можно предложить подумать, что хорошее и плохое существует в различных явлениях. Например, когда идет дождь, он питает все растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, замерзнуть и простудиться.

Ребенок дошкольного возраста должен познакомиться с противоположными по значению понятиями. Можно предложить поиграть в игру «Скажи наоборот»: большой – маленький, зима – лето, длинный – короткий, высокий – низкий, левый – правый…

Необходимо научить ребенка классифицировать предметы, то есть находить общий признак предметов и по нему объединять предметы в однородные группы. Предложите ребенку картинки с изображением моркови, капусты, стула, стола, помидора, огурца, кресла, голубя, воробья, цапли, шкафа, пингвина. Дайте задание: «Перед тобой лежат карточки с изображением предметов. Посмотри на них внимательно. На какие группы ты бы мог распределить эти предметы? Назови каждую группу одним словом». Обязательно проверьте правильность проведенной классификации (овощи, мебель, птицы).

Игра «Четвертый лишний». Игра позволяет объединять предметы в группу по существенному признаку и выделять лишний. Предложите ребенку карточки с изображением предметов: банан, яблоко, груша, морковь. Дайте задание: «Найди лишний предмет. Объясни, почему он не подходит. Назови остальные предметы одним словом». Лишним предметом будет морковь, потому что - это овощ, а остальные – фрукты.

Ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь сравнивать, находить признаки сходства и различия. Можно предложить ребенку среди нескольких игрушек или предметов отыскать предмет, отличающийся от других. Попросить объяснить, чем отличается предмет.

Игра «Волшебный мешочек». В полотняный мешочек положите несколько мелких вещей: 2 кубика, пуговицу, резиновую игрушку, ложку. Попросите ребенка на ощупь определить, что это за вещи. Пусть он опишет и назовет их. Есть ли среди предложенных предметов одинаковые?

При выполнении заданий обращайте внимание на развитие речи вашего ребенка: важно не только найти правильное решение, но и доказать, обосновать свой выбор. Если ребенок испытывает трудности при выполнении задания, помогите ему объясните задание, проверьте правильность его выполнения. Помните, что в старшем дошкольном возрасте длительность занятия не должна превышать 25 – 30 минут.

Формирование логического мышления является важным как для общего развития ребёнка, так и для его дальнейшей адаптации в социуме.

  • " onclick="window.open(this.href,"win2","status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no"); return false;" > Печать
  • Электронная почта

Все родители будущих первоклассников мечтают о том, чтобы их ребенок успешно начал обучение в школе. Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и его родителей. Часто родители уверены, что важно научить ребёнка читать, считать, писать и ни каких проблем с учёбой не будет. Но иногда случается так, что читающий, считающий и пишущий первоклассник, придя в школу, постепенно снижает свою успеваемость.

Готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.

Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, то есть мотивация к обучению.

Также он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, контролировать свое поведение, выполнять требования педагога.

Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, чтобы мог выдерживать нагрузку в течение урока и всего учебного дня.

И, пожалуй, самое главное, у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками. Во многом это зависит от того, насколько хорошо у ребенка развито мышление.

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, рассуждений.

Выделяют три вида мышления:

Наглядно-действенное. Познание происходит с помощью манипулирования предметами, игрушками.

Наглядно-образное. Познание происходит с помощью представления предметов, явлений.

Словесно-логическое. Познание с помощью понятий, слов, рассуждений.

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается в младшем возрасте.

На основе наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления – наглядно - образное. Ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий.

К шести - семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции как обобщение, сравнение, установление причинно – следственных связей, способность рассуждать.

Л.С.Выготский впервые выдвинул положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка. Установлено, что чем более интенсивный и разнообразный поток информации поступает в головной мозг ребёнка, тем быстрее происходит анатомическое и функциональное созревание центральной нервной системы. А наибольшее количество информации поступает к ребёнку в дошкольном возрасте. Поэтому, чем больше ребёнок узнает, чем лучше будет поставлена работа по развитию внимания, памяти, познавательной деятельности, мышления, мелкой моторики, графических навыков, тем лучше он будет подготовлен к обучению в школе, тем легче и успешнее он будет овладевать всей школьной программой.

Если с ребенком проводятся специальные занятия, то развитие мышления происходит быстрее. А сами показатели мышления могут улучшаться в 3-4 раза. Большую помощь своему ребенку могут оказать родители. Обучение лучше осуществляется в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре.

Важное достоинство игровой деятельности – это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Развивающие игры делают учение интересным занятием, порождают интерес к окружающему миру.

В развитии мышления старшего дошкольника все большую роль начинает играть речь, поэтому среди игр, адресованных детям этого возраста, должно быть много словесных.

Работа по развитию мышления должна проводиться систематически. Развивать мышление можно не только дома. Это можно делать по дороге домой, на прогулке и даже во время занятий домашними делами. Самое важное в этом деле – создать положительный эмоциональный настрой. Если ребенок по какой-то причине не хочет заниматься, перенесите занятие на более подходящее для этого время. Дайте ребенку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу, быть самостоятельным и активным, и тогда у него появится уверенность в себе, которая в дальнейшем поможет многого добиться в жизни. Самое главное – во время игры отмечать все достижения малыша, хвалить за успехи и не ругать за ошибки.

Предлагаю вам игры, которые помогут ребёнку развить внимание, воображение и логическое мышление.

В игре вы можете установить правило – за верный ответ ребенок получает фишку или какую-то другую награду. Это вызывает дополнительную заинтересованность в игре.

Игра «Что лишнее?

Игра выявляет умение обобщать, строить обобщение на отвлеченном материале.

Даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком; пятое слово к ним не подходит. Найдите это слово.

1) дождь, снег, осадки, град, иней (осадки)

2) дуб, ольха, береза, дерево, тополь (дерево)

3) молоко, сыр, простокваша, мясо, сметана (мясо)

4) горький, горячий, кислый, сладкий, соленый (горячий)

5) футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол (плавание)

6) темный, светлый, красный, тусклый, яркий (красный)

7) самолет, техника, пароход, поезд, вертолет (техника)

8) храбрый, смелый, отважный, злой, решительный (злой).

Игра «Аналогии»

Даны три слова, первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения. Найди это четвертое слово.

Например: песня - композитор = самолет - конструктор.

Задания:

1) школа - обучение = больница?

а) доктор

б) ученик

в) лечение

г) учреждение

д) больной.

2) лес - деревья = библиотека?

а) здание

б) библиотекарь

в) театр

г) книги

д) город.

3) бежать - стоять = кричать?

а) ползать

б) шуметь

в) звать

г) молчать

д) плакать

4) волк - пасть = птица?

а) воздух

б) клюв

в) пение

г) яйцо

д) соловей.

Игра «Узнай предмет по заданным признакам».

1) Назови предмет, про который можно сказать:

а) белый, сладкий, твердый;

б) желтый, кислый, продолговатый;

в) гладкое, стеклянное, в него смотрятся.

2) Кто или что может быть:

а) высоким или низким; б) холодным или горячим;

в) коротким или длинным;

г) твердым или жидким.

3) Для знакомства со свойствами или признаками предметов можно использовать загадки:

а) Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

б) Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)

в) Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

4) Какому времени года соответствует следующее описание?

а) Жарко, печет солнце. Вода в реке теплая. Дети купаются. На деревьях зеленая листва, на лугу много цветов, летают бабочки и пчелы.

б) Холодно. Выпал снег. Дети катаются на коньках и лыжах, играют в хоккей. День стал коротким, очень быстро темнеет.

Игра «Раздели на группы».

Цель игры: формировать умение делить объекты на классы по заданному признаку.

1) Апельсин, лимон, груша, малина, яблоко, земляника, слива, смородина.

– Назови ягоды.

– Назови фрукты.

2) Название мебели. Название посуды.

Стол, стул, чашка, чайник, тарелка, шкаф, диван, вилка, кресло, ложка, кастрюля.

3) Продолжить начатое перечисление. Назвать каждую группу слов:

а) грабли, лопата – это…

б) стол, диван – это…

в) кукла, кубики – это…

г) корова, коза – это…

д) волк, лиса – это…

е) картофель, свекла – это…

ж) куртка, пальто – это…

з) зима, осень – это…

и) туфли, сапоги – это …

к) апельсин, лимон – это …

4) Детям дать задание, в котором предлагается самостоятельно заполнить пропуски в следующих предложениях:

а) Чашка – это посуда для …

б) Масленка – это посуда для …

в) Конура – это дом для …

г) Берлога – это дом для …

д) Яблоня – это дерево …

е) Пылесос – это … для …

ж) … – это дом для пчел

з) … – это посуда для хлеба

и) Ручка – это предмет, которым …

к) … – это человек, который водит машину.

В данном упражнении закрепляются навыки и умения по составлению определений.

Игра «Что плавает, что тонет?»

Игра на развитие любознательности, наблюдательности, логического мышления.

Вряд ли ваш ребенок задумывался над тем, почему одни предметы удерживаются на поверхности воды, а другие тонут. Помогите ему провести эксперимент и самому догадаться о существующей закономерности. Для этого подберите предметы из металла и дерева: линейки, ложки, пуговицы, карандаши, гвозди и другие вещи из этих материалов, какие найдутся в доме. Предложите ребенку угадывать, что из них утонет, а что поплывет. (Предметы нужно предлагать в случайном порядке.) Свои предположения малыш проверит, бросая предметы в ванну или в таз с водой. Плавающие вещи пусть ребенок складывает на один табурет, тонущие – на другой. Когда все предметы будут опробованы (а может быть и раньше), малыш, наверное, догадается, что плавают деревянные, а тонут металлические вещи. Если ему это сразу не удастся, «натолкните» его на правильный вывод.

Игра «Чудесные превращения»

Игра развивает творческое мышление и воображение.

Для нее нужны 1–2 небольшие карточки, на которых изображены условные обозначения предметов: 2–3 полоски разной длины или 2–3 цветных кружка. Кроме того, вам с ребенком потребуются листы бумаги и цветные карандаши.

Вы показываете малышу карточку, предлагаете придумать, что это такое и нарисовать на своем листе картину. Хорошо, если к каждой карточке будут нарисованы не одна, а несколько картин. Например, о 2 полосках разной длины можно сказать, что это мальчик с мамой, или девочка с кошкой, или дядя с собакой и т.д.

Готовые картинки рассматриваются, обсуждаются и оцениваются; учитывается их соответствие карточке, наличие сюжета, полнота, эмоциональная выразительность и оригинальность.

Игра «Бывает – не бывает»

Эта словесная игра требует как богатого воображения, так и здравого смысла.

Ребенку надо представить себе ситуацию, которую вы описываете, и сказать, бывает ли то, о чем идет речь. Если он ответит правильно, его очередь загадывать вам загадку (фразу), а неправильно – очередь пропускается. Обязательно чередуйте реальные и нереальные варианты, например: «Волк бродит по лесу» «Волк на дереве сидит», «В кастрюле чашка варится», «Кошка по крыше гуляет», «Собака по крыше гуляет», «Лодка по небу плывет», «Девочка рисует домик», «Домик рисует девочку» и т. п. Можно использовать в игре мяч: игрок бросает мяч, произнеся фразу, а второй игрок ловит его, если то, о чем сказано, действительно бывает, и не ловит, если этого не бывает. Игра пройдет веселее и интереснее, если ваши фразы и фразы ребенка будут разнообразными и, может быть, неожиданными. Ошибайтесь иногда – это только сделает игру веселее.

Игра «Кто кем будет»

Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?»

Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань.

Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько правильных ответов.

Игра «Что внутри?»

Ведущий этой игры называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

Например:

дом – стол;

шкаф – свитер;

холодильник – кефир;

тумбочка – книжка

кастрюля – суп;

дупло – белка;

улей – пчелы;

нора – лиса;

автобус – пассажиры;

корабль – матросы;

больница – врачи,

магазин – покупатели.

Игра «Придумай название».

Для нее необходимо подготовить несколько небольших детских стихотворений. Прочитайте ребенку стихотворение, не называя заголовка. Предложите ему самому придумать каждому стихотворению какое-то название. Эта игра научит ребенка обобщать и выделять главную мысль в стихотворении. Часто дети придумывают даже более удачные названия, чем авторские.

Игра «Где мы были, вам не скажем, а что делали – покажем» Оригинальность игры заключается в том, что взрослый предлагает ребенку поиграть в нее без слов. Папа или мама загадывают простое предметное действие (например, «чтение книги») и с помощью мимики и жестов показывают его ребенку. Тот должен отгадать, что делают родители. В случае правильного ответа играющие меняются местами. Если малыш успешно справляется с заданием, предложите ему угадать или показать самому цепочку последовательных событий (например, «проснулся - встал - умылся - позавтракал» и т.д.).

В начальной школе учителю необходимо будет не только закладывать основу знаний учащихся, но и формировать отношение к окружающему миру, а также учить детей самостоятельно мыслить и творчески работать. К развитию этих качеств необходимо приступать как можно раньше, вот здесь-то и нужна помощь родителей.

Памятка для родителей

Уважаемые родители! Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.

4. Будьте терпеливы, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он устал, расстроен. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

6. Избегайте недоброжелательной оценки, находите слова поддержки. Чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд. Радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!

Консультация для родителей

"Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка"

Нарушение речевого развития детей рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками. Роль, которая доставалась ребенку при игре в театре, может раскрыть в нем потенциальный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

Игры в кукольный театр;

Игры- драматизации;

Игры- представления (спектакли);

Плоскостные и теневые театры.

Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог). Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, так как у них ещё не достаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Стремиться необходимо к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. Акцент взрослый делает то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

В коррекционной работе с детьми с задержкой речевого развития необходимо на их эмоциональный мир, познавательный интерес.

Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи.

Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини- спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Создание спектакля с дошкольниками- очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка. Развиваются основные языковые функции – экспрессивная (вербально образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу. Всё вышесказанное дает основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность психо-коррекции задержки речевого развития детей дошкольного возраста.

Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют в последствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.

Инсценировки или отдельные сцены из спектакля, используемые в театрализации, являются готовыми моделями коммуникативных ситуаций.

Распределяя роли в игре- драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься то речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.

Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь.

Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.

В нашем детском саду в каждой группе есть специальные мини- центры для театрализованной деятельности, где имеются куклы для настольного, варежкового, перчаточного, теневого и других видов театра: шапочки- маски для кукольного и теневого театров.

Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.

Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду».

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Процесс автоматизации звуков – это кропотливый и долгий труд родителя, воспитателя и логопеда. Часто ребенок просто отказывается от монотонных заданий и теряет интерес к таким занятиям. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы педагога, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованная деятельность развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

«Чтобы веселиться чужым весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место». (Б. М. Теплов)

Театр и родители.

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует и участия родителей. Важно родителям принимать участие в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Родители могут исполнять роли, принимать участие в изготовлении декорации, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Участие родителей в совместной деятельности с детьми вызывает у них много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

Я предлагаю родителям в домашних условиям устроить детям театр.

Давайте рассмотрим, какие бывают куклы и как с ними играть.

Куколки на пальчик.

Игра с пальчиками – первый шаг, знакомство с первой игровой условностью. Это первый театр, не требующий больших затрат времени и финансов для изготовления атрибутов.

Возьмите лист бумаги шириной 5-7см, примерно по длине вашего указательного пальца. Если кукловодом будет ребенок, то соответственно лист бумаги должен быть меньше. Сворачиваете бумагу рулончиком прямо на пальце и склеиваете. Дальше - раскрашиваете, украшаете аппликацией, бисером или палетками. Обязательно сделайте отличительные признаки персонажей: королю - корону, деду - бороду и усы, а бабке - платочек… Играть такими куколками-рулончиками интересно и одному, и целой компанией. Надеваете на палец… и вы уже не мама, а капризная принцесса! Еще такие артисты очень удобны для сказок с большим количеством персонажей. Каждый палец - отдельный герой. Так можно поставить «Репку», «Теремок», «Зимовье зверей».

Театр на столе.

Именно на нем и разыгрываются представления.

Сначала вырезаете из журнала приглянувшиеся картинки и наклеиваете их на картон для прочности. Фигуры должны быть не больше 10 см в высоту.

Возьмите половинку от внутреннего футляра шоколадного яйца. На каждой сделайте сверху щель ножом. В эту прорезь вставьте картинку на картоне. Герой новой сказки готов! Так можно создать целую семью: маму, папу, малыша, снабдить их необходимыми предметами обихода. Сделайте на таких же подставочках изображения детской кроватки, колясочки, стола. Любая журнальная иллюстрация пойдет в дело! Такие актеры и декорации прочно стоят на столе и их можно свободно передвигать. А то, что в вашей сказке не будет традиционных персонажей бабки и дедки, пожалуй, и лучше: сможете сами вместе с ребенком сочинить новую сказку, с новыми действующими лицами.

Конусные куклы.

Возьмите лист тонкого картона или ватмана, сверните конусом (диаметр основания 7-10 см). Склейте или скрепите степлером. Установите, чтобы он прочно стоял на столе. Это будет туловище будущего героя. Сверху на конус приклеиваем голову. Ее изображение может быть двойным: вид спереди и вид сзади. Эти две половинки склеиваем между собой, а внутри, между ними, - вершина конуса. К конусу прикрепите ручки-ножки, усики-рожки. Объемные куклы сложнее хранить. Они легко мнутся, поэтому их нужно аккуратно сложить в коробку, а плоские фигурки можно снять с подставочек и хранить даже в конверте. Для представления с такими куколками можно смастерить даже декорации - простую ширму, сделанную из 3-4 плотных листов картона большого формата (А4 или A3), соединенных между собой «гармошкой» с помощью скотча или лейкопластыря. Он эластичный, прочный, отлично клеится и не шуршит при открывании и закрывании ширмы. На листы наклейте скотчем прозрачные папки-файлы в виде кармашков. Туда вы будете вставлять картинки, соответствующие теме действия, и ширма всегда будет другой. Картон лучше взять разных цветов: это и смотрится интереснее, и обыграть в постановке можно. На зеленом фоне - пара деревьев, вот и получился лес. На голубом легко представить море или речку, на желтом либо коричневатом сделаете дорогу или пляж. Будет совсем как в настоящем кукольном театре!

Перчаточные куклы.

Можно их сшить самим, а можно - взять обычную перчатку, у которой потерялась пара. Для головы подойдет шарик от пинг-понга с отверстием для указательного пальца. С помощью перманентного маркера изобразите на нем лицо, повяжите платочек или приклейте универсальным клеем шевелюру из шерстяных ниток. Если делаете лицо человечка, вместо шарика можно взять небольшой клубочек, обтянутый светлой тканью. Если хотите получить меховую мордашку, можно клубочек не обтягивать, а просто подобрать по цвету: мишке - коричневый, а зайке - белый или серенький. Здесь главное - аксессуары: платочек для старушки, косички для девчушки и т.п.

Можно саму перчатку оставить такой, какая она есть, а можно сверху надеть рубашечку или юбочку. Такие куколки обязательно полюбятся малышу, они ведь как живые: двигаются, у них явно есть характер, они разговаривают и ведут себя почти как люди. Наденьте такого «актера» на руку, и почувствуете, что говорите-то вовсе не вы. Это кукла заставляет вас произносить слова, танцевать и петь. Только прислушайтесь!

Работа над созданием игрушки вместе с ребенком очень увлекательна. Игрушка сделанная ребенком, пусть с помощью взрослого, является не только результатом его труда, но и творческим выражением индивидуальности ее создателя. Она особенно дорога ему, с ней гораздо увлекательнее изображать героев сказок, песенок, небольших рассказов.

Родители! Не жалейте времени на домашние постановки по материалам сказок - результат будет стоить того.

Для ваших детей это будет настоящий праздник!

Консультация для родителей

«Воспитание ребёнка посредством театральной деятельности»

«Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты».
К.С.Станиславский

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой.
Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное наслаждение.
Во время занятий театрализованной деятельностью развивается любознательность, стремление к познанию нового и интересного, усваивается новая информация, настойчивость и целеустремлённость. У ребёнка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность.
Взрослым не следует навязывать своё видение, свои вкусы ребёнку, нужно предоставить возможность самому выбрать, к какому виду театральной деятельности появился устойчивый интерес в силу его склонностей и способностей. Театр бывает кукольный, настольный, пальчиковый, теневой и просто театр, где ребёнок может попробовать свои силы.

Театр, как никто другой! - возвращает нас к исконным корням. Он – единственный, сохраняющий и культивирующий народную мудрость вне зависимости от национальной принадлежности. В опосредованной форме он учит детей быть честными и добрыми, устремлёнными и трудолюбивыми, способными по – настоящему оценить и полюбить богатство родного слова.

Плюсы театральной деятельности.
- Дети умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно.
- Снимают напряжение с отдельных групп мышц.
- Запоминают заданные позы.
- Знают 5 – 8 артикуляционных упражнений.
- Умеют произносить скороговорки и чистоговорки в разных темпах, шёпотом
- Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
- Умеют прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и чётко произнося слова с нужными интонациями.
- Умеют составлять предложения с заданными словами.
- Умеют сочинять этюды по сказкам.
- Умеют строить простейший диалог.


Театр кукол
У нас сегодня с мамой
Культурная программа.
Давай мне, мама, руку,
Пойдем в театр кукол!
Что я большой - я знаю,
Но кукол обожаю
Смотрю и не могу понять,
Как куклой можно управлять?
Взял рукавичку и надел
И вот уж Петушок запел,
А поменял ты рукавичку
И превратился он в Лисичку!
Но знаю я наверняка -
Актера трудится рука,
И кукла оживает,
Поет, переживает
Волшебно это превращенье!
И мама смотрит с восхищеньем.
А мы в театр еще пойдем,
И папу мы с собой возьмем!

Консультация для родителей:

«Значение театрализованной деятельности в жизни дошкольника »

Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии. Следовательно, надо строить всю педагогическую работу исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия. Это говорит о необходимости принятия личностно ориентированных целей дошкольного образования как приоритетных.

В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Именно игра и должна преимущественно использоваться педагогами. Л.С.Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л.И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Театрализованная деятельность является разновидностью игры.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений и сладких пятниц.

Театрализованная игра на занятиях: во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.

Свободная совместная деятельность детей и взрослых : это совместная деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.

Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей: в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.

Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, педагоги могут решать комплекс взаимосвязанных задач:


Ольга Михайловна
Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность в ДОУ»

Выдающийся русский ученый Лев Семенович Выготский писал :

«Необходимо расширять опыт ребенка,

если мы хотим создать достаточно прочные основы

его творческой деятельности »

Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии. Следовательно, надо строить всю педагогическую работу исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия. Это говорит о необходимости принятия личностно ориентированных целей дошкольного образования как приоритетных.

В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Именно игра и должна преимущественно использоваться педагогами. Л. С. Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л. И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. является разновидностью игры.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты : включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей . Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений и сладких пятниц.

Театрализованная игра на занятиях : во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.

Свободная совместная деятельность детей и взрослых : это совместная деятельность детей на прогулке , вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.

Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей : в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых , в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей .

Театрализованная деятельность способствует тому , чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, педагоги могут решать комплекс взаимосвязанных задач :

Познавательное развитие Социальное развитие Речевое развитие Эстетическое развитие Развитие движений

Развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра , профессии людей, создающих спектакль);

Наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации) ;

Обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

Развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности ;

- воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.) ;

- воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности ;

Развитие эмоций;

- воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

Содействие развитию монологической и диалогической речи;

- обогащение словаря : образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;

Овладение выразительными средствами общения : словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами) .

Приобщение к высокохудожественной литературе;

Развитие воображения;

Приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

Создание выразительного художественного образа;

Организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций;

Обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов.

Согласование действий и сопровождающей

Умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

Выразительность исполнения основных видов движений.

Театральная деятельность представлена в ДОУ кукольным театром и театрализованными играми , которые делятся на две группы : режиссерские игры и игры-драматизации.

Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определенные умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое, побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах. Из всех видов кукольного театра в детском саду наибольшей популярностью пользуется театр картинок (на фланелеграфе, картоне, столе) . Театр игрушек и петрушек тоже вызывает интерес.

По способу управления театральные куклы делятся на два основных вида – верховые и напольные. К верховым относятся те, которыми кукловод управляет из-за ширмы. В свою очередь, они бывают перчаточными и тростевыми.

Напольные куклы «работают» на полу, кукловод управляет ими на глазах у зрителей. К напольным относятся марионетки и большие куклы.

К режиссерским играм в ДОУ относятся настольные театрализованные игры : настольный театр игрушек , настольный театр картинок , теневой театр , театр на фланелеграфе .

Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.

Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности : интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Игры-драматизации с пальчиками - атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа. (Например, сказки «Репка» , Коза и семеро козлят», «Гуси-лебеди» ). Показ таких сказок могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой.

Игры-драматизации с куклами би – ба - бо - в этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.

Импровизация - разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра.

Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевой игрой и являются ее разновидностью. Предпосылки сюжетно-ролевой игры появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте и сама игра достигает расцвета в 5-7 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6-7 лет. Сюжетно-ролевая и театрализованная игра имеют общую структуру : творческий замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевые и организованные действия и отношения, правила. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том , что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка.

Виды театров для всех возрастных групп

1 младшая

группа 2 младшая

группа Средняя

группа Старшая

группа Подготовительная к школе группа

Пальчиковый театр – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев. Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т. д. Театр ложек , верховые куклы (бибабо, куклы на гапите*) – знакомство детей с театральной ширмой , основами кукловождения. Знакомство с куклами-марионетками, куклами с «живой рукой» , обучение технике управления этими куклами. Знакомство с куклами с «живой рукой» , людьми-куклами и тростевыми куклами; обучение технике работы с этими куклами.

Гапит – деревянный стержень.

Кукла-марионетка – приводится в движение с помощью крестовины ВАГИ, к которой на ниточках подвешивается игрушка.

Куклы-люди – ребенок надевает на себя костюм, изготовленный из поролона, обтянутого тканью.

Кукла с «живой рукой» - вместо рук куклы руки кукловода в перчатках. Кукла состоит из деревянного стержня, головы из папье-маше. На бороздке, прорезанной вокруг шеи, держится свободно свисающий костюм.

Консультация для родителей

«Развитие детей в театрализованной деятельности».

Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берет на себя педагог, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческим свойствами, воспринимать происходящее как реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за героев пьесы. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. Сегодня, когда на фоне избыточной информации, обильных разнообразных впечатлений остро ощущается эмоциональное недоразвития детей, значение театрального жанра заключается еще и в том, что он эмоционально развивает личность. Ведь зачастую родителям бывает некогда почитать ребенку книжку. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!

Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаются в полюбившийся образ, малыши добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты.

Разнообразие тематики. Средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Водящий в центре круга с закрытыми глазами. Все движутся по кругу со словами:

Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы встали.

Ты загадку отгадай.

Кто назвал тебя – узнай!

Водящий называет по имени сказавшего ему: «Узнай, кто я?»

Игра «Иностранец»

Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью жестов, как найти кинотеатр, кафе, почту.

Упражнения

1. С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление.

2. Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм), за шахматной доской, на рыбалке (клюет).

Игры со скороговорками

Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз). Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Варианты скороговорок:

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Король – орел, орел-король.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Испорченный телефон

Первый игрок получает карточку со скороговоркой, передает её по цепи, а последний участник произносит её вслух. (Играют две команды)

Пальчиковые игры со словами

Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую моторику рук, внимание, воображение и память.

Два щенка, Кулаки правой и левой руки поочередно становятся на стол ребром

Щека к щеке, Кулачки трутся друг о друга.

Щиплют щетку Правая ладонь обхватывает кончики пальцев левой, и наоборот. В уголке.

Пантомимические этюды и упражнения

Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется особых наблюдений.

Покажите, как:

Вратарь ловит мяч;

Зоолог ловит бабочку;

Рыбак ловит большую рыбу;

Ребенок ловит муху.

Попробуйте изобразить:

Парикмахера, пожарника, строителя, космонавта.

Большое значение для ребенка имеет театр, театральная деятельность. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого не возможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.