Наивысшим предназначением воспитания его главной целью является. Требования к современным принципам воспитания

Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека или группы людей; предполагаемый идеальный результат деятельности. Цель воспитания как социального явления - теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности , идеальных требований к ее сущности , индивидуальности , образованности , свойствам и качествам , умственному , физическому , нравственному , эстетическому развитию и отношению к жизни.

Цель воспитания задается обществом, государством или отдельными социальными группами, как, например, в частном образовании или в системе духовного образования, но и там оно обусловлено социальным заказом. Без осознания воспитательных целей вся педагогическая деятельность теряет четкость и смысл: «Что сказали бы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить... То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить вам цели своей воспитательной деятельности» (К. Д. Ушинский) . Цель воспитания есть отражение его целенаправленности и целесообразности. Это то начало, которое раскрывает социальную и историческую сущность воспитания, определяет направление, содержание, формы и методы воспитания. В этом проявляется функциональное назначение цели.

На определение государством социального заказа воспитательно-образовательной системе большое влияние в современном мире оказывают общемировые тенденции и установки. Все страны, которые подписались под Международной Декларацией прав ребенка (1959) и Конвенцией ООН о правах ребенка (1989), не могут не учитывать того, что говорится в этих документах о целях и задачах воспитания и образования детей.

В Принципе 10 Декларации написано: «Он (ребенок) должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей». В Принципе 7 определены общие цели образования: «Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества». В ст. 29 Конвенции о правах ребенка эта цель уточняется:

«Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

  • а) развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
  • б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН;
  • в) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
  • г) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этическими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
  • д) воспитание уважения к окружающей природе».

Приоритетами современного воспитания и педагогики во всем

цивилизованном мире считаются:

  • ЧЕЛОВЕК - воспитание в духе уважения прав человека; гуманная педагогика, педагогика мира и ненасилия;
  • МИР - воспитание в духе разоружения и миролюбия;
  • СОТРУДНИЧЕСТВО - воспитание в духе взаимодействия и взаимоподдержки, без которых человечество не сможет решить стоящих перед ней глобальных проблем;
  • ПРИРОДА - экологическое воспитание в глобальных масштабах на основе понимания, что Земля - общий дом человечества.

Аурелио Печчеи, создатель Римского клуба и его Президент до 1984 г., уже в тс годы отмечал, что необходима смена приоритетов в системе социально-педагогических ценностей: «От концепции, ориентированной на человеческие потребности и их удовлетворение, к другому понятию, в основе которого лежало бы человеческое развитие, а главной целью стало бы самовыражение и полное раскрытие возможностей и способностей человеческой личности », добавим, гармоническое развитие, которое предполагает, прежде всего, определенное соотношение между задачами, которые ставит перед собой человек, и имеющимися у него внутренними резервами для их достижения и возможностями, которые ему может предоставить государство и общество.

Цель воспитания носит, как и само воспитание, конкретноисторический характер и меняется со сменой исторической ситуации. Так, например, идеал афинского воспитания в Древней Греции складывался из понимания гармонии телесных и духовных сил, уже в Древнем Риме больший акцент получает задача практической подготовки воспитанников, в Средние века - рыцаря, крестьянина, ремесленника, религиозного служителя - и так в каждой исторической ситуации, в чем и проявляется диалектика цели воспитания, т.е. постоянное ее изменение в соответствии с новыми историческими условиями. «Образованность определяет человека, который сформирован конкретно-историческим идеалом » (К. Ясперс).

На цель и характер воспитания влияют уровень экономического развития общества, темпы научно-технического и социального развития, развитие педагогической теории и практики, возможности учебно-воспитательных учреждений, характер и качество подготовки педагогических кадров, темпы и возможности развития детей.

Целеполагание в педагогике - сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.

Выделяют три уровня целеполагания в воспитании:

  • идеал воспитания;
  • уровень воспитательных устремлений и задач воспитания;
  • уровень цели и смысла жизни человека.

Идеал воспитания (первый уровень) - образ конечного результата воспитательной деятельности всего общества. Это тот социальный заказ, воспитательный идеал, который формируется в обществе.

Социальный заказ в сфере образования определяется в Законе об образовании - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации». Его характер в первую очередь определяется принципами государственной политики в области образования.

Гуманистический характер образования и формирование гуманной личности как цель образования определяются, прежде всего, принципами 3 и 7 ст. 3:

«3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования...

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление нрава выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания».

Дальнейшее подтверждение этой гуманистической направленности можно найти во всем документе. Так, в ст. 12 «Образовательные программы» (п. 1) зафиксировано:

«Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями».

Ш. А. Амонашвили

«Считаете ли вы, что гуманное отношение к ребенку является главенствующей идеей воспитания?

Я только то и делаю, чтобы доказать вам, насколько важно воспитывать детей в духе гуманности, гуманными средствами, в гуманном педагогическом процессе. Воспитание ребенка - это не тот случай, когда цель оправдывает средства. Цель в педагогическом процессе достигается только соответствующими средствами. Гуманная цель требует гуманного подхода к ребенку. Цель в воспитании не есть конечный результат, она достигается постепенно, она растянута по всей протяженности педагогического процесса, она растворяется не только в содержании, но и в методах воспитания. Авторитарный педагогический процесс не в состоянии достичь гуманной цели воспитания свободной личности, ибо всеми своими средствами в течение длительного времени, измеряемого годами, он лишает ребенка возможности присваивать человеческую культуру в условиях проявления своей истинной природы» .

Уровень воспитательных устремлений и задач воспитания (второй уровень) - образ социально желаемой подготовленности личности на уровне воспитательных устремлений , т.е. реализация социального заказа в конкретных образовательно-воспитательных системах. На этом уровне идеальный социальный заказ, безусловно, трансформируется, так как он уточняется и корректируется в документах различных ступеней руководства образованием, в сознании и понимании руководства и педагогического коллектива конкретной школы, дошкольного учреждения, высшей школы и др., в сознании и понимании этих целей конкретным учителем, воспитателем, родителями. Каждый педагог и воспитатель в этой цепочке реализуют общий социальный заказ в формировании нужной обществу личности, но вкладывают в это свой подход, свое видение как самого идеала, так и путей его достижения. Отсюда разнообразие воспитательных и образовательных технологий, моделей и т.д. и получаемых результатов.

Уровень цели и смысла жизни человека , его потребности в самореализации (третий уровень) - с позиций гуманистической парадигмы педагогического взаимодействия более значимый для каждой конкретной личности. Обществу нужна определенная личность, но личность растущего человека не средство решения чьих-то задач, это уникальное и неповторимое сочетание таких качеств, возможностей и собственных устремлений, что игнорировать их нельзя. Ф. М. Достоевский считал, что человек, потерявший высшую идею свою, может быть, не существует вовсе.

На протяжении тысячелетий на первом месте стояли цели первого уровня и достижение их через решение задач на втором уровне. Цели и смысл жизни человека не являлись основополагающими.

Гуманистическая у личностно-ориентированная педагогика на протяжении всего периода своего существования пытается сделать целью процесса организованного взаимодействия ребенка. Человек, его возможности, его понимание смысла собственной жизни, своего появления и существования на этом свете - вот, что должно волновать все социальные науки и педагогику как прикладную философию.

Человек - мера всех вещей, ради человека существуют сама образовательно-воспитательная система и каждый конкретный воспитатель , учитель и педагог , ради человека и полноценности раскрытия его потенциала и полноты жизни существуют само общество и государство.

«Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом», - возглашал римский поэт Децим Юний Ювенал. Речь идет о том, что обществу нужны не только физически, но и социально здоровые личности, что и должно обеспечивать достижение целей всех уровней целеполагания. С социальной точки зрения, здоровье понимается как возможность организма адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психической и социальной сущности человека. Межведомственной комиссией Совета Безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения определено, что здоровье - ведущий системообразующий фактор национальной безопасности. Здоровье как эквивалент и выражение свободы деятельности человека является общественным богатством. Социальное здоровье есть динамическая совокупность свойств и качеств личности , обеспечивающая гармонию между потребностями человека и общества , являющаяся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной цели , самоактуализацию. Это состояние , процесс , результат , при котором биопсихические и социальные возможности личности способствуют установлению равновесия с социальной средой путем адаптации и конструктивной активизации в ней , следуя нравственным социальным нормам. Механизмами формирования социального здоровья являются социальная адаптация, социализация и инкультурация, социальное развитие и социальное воспитание (Е. II. Приступа).

При утверждении личностно-ориентированного подхода в педагогике происходит смена репродуктивной парадигмы воспитания, направленной на воспроизводство установившихся образцов и стандартов, на креативную, творческую парадигму, ориентированную на ценности, имеющие отношение к человеческой природе и способам осознания им собственного опыта.

Цель воспитания в современных условиях - влияние на развитие потребностей и способностей личности к саморазвитию, что достигается, если в процессе воспитания у воспитанников формируются потребности и способности к самопознанию, интересу к своему Я, своим отношениям и возможностям; потребности и способности к самоопределению, к разумным жизненным выборам деятельности, отношений, позиций, целей с точки зрения своего развития; потребности и способности к самореализации (самоактуализации); потребности и способности к личностной саморегуляции, регуляции своего психического и физического состояния, притязаний и самооценки; потребности и способности в совместном развитии, развитии себя через развитие других (С. Д. Поляков).

Таким образом, ясное понимание воспитательных целей определяет успешность их достижения и оптимальность выбираемых путей и средств.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Что такое цель воспитания как социального явления?
  • 2. Кем она определяется и задается? Почему?
  • 3. Какие международные документы влияют на определение общегосударственного воспитательного идеала в современном мире и в чем это влияние проявляется?

А. Как вы поняли, что такое диалектика цели воспитания?

  • 5. Какие три уровня целеполагапия выделяют в воспитании? Попробуйте своими словами объяснить, как поняли каждый из них.
  • 6. Что такое социальное здоровье личности? На каком уровне целей надо его формировать? Аргументируйте свой ответ.
  • 7. Подберите конкретные примеры под цель воспитания каждого уровня.
  • Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 8. М., 1950. С. 17-18.
  • Амопашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996. С. 71.

«В гуманистической педагогике … воспитание рассматривается как целенаправленный процесс культуроемкого развития человека, активно участвующего и осознанно осуществляющего саморазвитие…». *

«Воспитание есть педагогическое управление процессом развития личности». *

В педагогике понятие «воспитание» употребляют в широком и узком смыслах. В широком смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Остановимся на следующем определении: воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности, специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, ориентированное на достижение цели воспитания.

Классификация видов воспитания осуществляется по различным основаниям (рис. 21).


Рис. 21. Классификация видов воспитания


Цель воспитания – определяющая характеристика воспитательного процесса, она выражает общую устремленность воспитания, это будущее, на достижение которого направлены главные усилия. «Цель воспитания не только в том, чтобы заставлять людей делать добрые дела, но и находить в них радость; не только быть чистыми, но и любить эту чистоту; не только быть справедливыми, но и алкать и жаждать справедливости» (Дж. Рескин).

Любое воспитание всегда целенаправленно. Цели воспитания всегда выражают историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. История педагогики показывает, что в разные исторические эпохи, в разных странах, у разных народов были свои цели воспитания. Они подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер. Я. А. Коменский считал, что воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание), стремление к Богу (религиозное воспитание). Английский философ и педагог Дж. Локк утверждал, что главная цель воспитания – сформировать джентльмена, человека, «умеющего вести дела мудро и предусмотрительно». Немецкий педагог И. Гербарт целью воспитания считал всестороннее развитие интересов, направленное на гармоническое формирование человека. В современном мире существует многообразие целей воспитания, определяемых потребностями развития общества и зависящих от таких факторов, как темпы социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников. В российском современном образовании в качестве одной из приоритетных целей воспитания принято всестороннее гармоническое развитие личности.

Стратегия воспитания определяет общий замысел, перспективы и план достижения целей воспитания и базируется на общей концепции воспитательной работы. Воспитательный процесс в образовательном учреждении должен быть по своей сущности, содержанию и организации адекватным единой концепции воспитания, принятой в Российской Федерации.

Тактика воспитания в соответствии с его стратегией определяет систему организации воспитательной деятельности в подчиненных структурах и с каждым конкретным человеком. Она вырабатывается на правовой основе в соответствии с научными рекомендациями и с учетом реального уровня результатов воспитания.

2. Закономерности и принципы воспитания

Продуктивность воспитания во многом зависит от знания воспитателем его закономерностей и принципов.

Под закономерностями воспитания понимаются устойчивые, повторяющиеся и существенные связи воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться требуемых результатов в развитии людей, трудовых коллективов и оказывать воспитывающее воздействие на весь уклад трудовой деятельности.

Знание закономерностей воспитательного процесса необходимо по целому ряду причин:

во-первых, человек подчинен системе естественных законов, которые действуют объективно в конкретных условиях. Благодаря знанию закономерностей воспитательного процесса можно создать условия, при которых воспитание будет протекать в соответствии с действием объективных законов (систем законов), а не вопреки им. И напротив, игнорирование законов неизбежно приводит к обострению противоречий, повторению ошибок и нелогичности в воспитании людей;

во-вторых, знание и учет закономерностей позволяет постигать суть движения от устаревших представлений к новым, освобождаться от стереотипов и утверждать продуктивную практику воспитательной работы. Эффективную модель воспитания можно создать и воспользоваться ею только на основе знания основных закономерностей, выделения социально значимых составляющих;

в-третьих, уяснение и учет закономерностей могут создать предпосылки для прогнозирования изменений в системе воспитательной работы, осуществление которых обеспечивает ее оптимизацию. Это также позволяет добиваться эффективного управления воспитанием со стороны руководителя.

В воспитательном процессе в числе других закономерностей можно выделить несколько основных закономерностей воспитания.

1. Обусловленность целей и задач воспитательной работы конституционными, мировоззренческими, нравственно-этическими ориентирами и позициями, правовыми рамками трудовой деятельности. В этой закономерности отражена социальная детерминированность воспитания, являющегося важнейшей функцией государства, которая реализуется в учреждении, на производстве. Ее требования исходят из сущности принадлежности работников к государственному институту, в рамках которого они занимаются социально значимым трудом. И все государственно-значимые ценности – это ценности работника, а государственные задачи – его задачи. В связи с этим основные руководящие линии воспитательной работы должны исходить от государственных структур.

2. Зависимость результатов воспитания не только от воспитательной деятельности, но и от реальных условий, характера взаимодействия с ними в конкретных процессах и ситуациях. В соответствии с данной закономерностью организатор воспитательного процесса должен обеспечивать нормальные условия жизни и деятельности человека. Это предполагает наилучшее удовлетворение всего комплекса потребностей, которое возможно в реальной ситуации. В этих целях требуются координация и взаимодействие воспитательных, организационных и обеспечивающих мер. Особое внимание важно уделять сочетанию воспитания и обучения.

3. Процесс развития личности приобретает оптимальный характер, если учащийся выступает субъектом обучения. Только в условиях полноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности. Педагог не воспитывает, а актуализирует, стимулирует стремление учащегося к саморазвитию, создает условия для его личностного роста.

Учет закономерностей воспитательной работы осуществляется путем соблюдения ряда принципов. Важно обеспечить разумное сочетание традиционных принципов воспитания с новыми, которые выдвигаются в рамках новых выявленных закономерностей, проявляющихся в современной практике государственного строительства и жизнедеятельности конкретного коллектива.


Принципы воспитания – это исходные педагогические положения, служащие нормами для педагога как воспитателя. В своей совокупности они определяют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса в учреждении.

В принципах воспитания сконцентрированы и обобщены многолетний опыт воспитания людей и результаты научных исследований. Как и принципы обучения, принципы воспитания объективны по содержанию, но субъективны по форме своего существования, поэтому знание принципов воспитания, закономерностей воспитательного процесса, которые они отражают, позволяет педагогу сознательно и творчески решать задачи воспитания людей, систематизировать и упорядочивать свою деятельность, осуществлять ее педагогически обоснованно, с тем чтобы уверенно достичь поставленной цели воспитания.

Выбор педагогом принципов воспитания обусловлен его собственным мировоззрением, стилем общения, чертами характера, и от того, какими принципами он руководствуется, зависит эффективность его воспитательной работы с детьми. Следует учитывать, что соблюдение требований одних принципов и пренебрежение другими не способствует качественному решению педагогом воспитательных задач. Нельзя в воспитании людей поступать в одних случаях в соответствии с требованиями принципов, а в других – вопреки им; это снижает эффективность воспитательной работы, а нередко разрушает и весь процесс воспитания. Поэтому залогом успешности этого процесса является системный и комплексный подход к нему.

Основные принципы воспитания можно сгруппировать по различным основаниям:

организационные принципы (например, воспитание в коллективе, преемственность воспитательных воздействий);

принципы руководства (например, стимулирование социальной активности, сочетание индивидуальных и групповых форм воспитательных воздействий).

Принципы воспитания тесно взаимосвязаны, их требования зачастую исходят одно из другого, обусловливая развивающий эффект воспитания. Совокупность требований принципов воспитания, реализованных в практической деятельности, обеспечивает системный подход руководителя образовательного учреждения к воспитательному процессу, комплексное воздействие на каждого человека и на коллектив в целом. Принципы воспитания обусловливают систему методов воспитания, реализуясь через их практическое применение. Они также тесно связаны и с принципами обучения, обеспечивая тем самым воспитывающий характер обучения и развивающую направленность воспитательного процесса.

3. Методы воспитания

Под методом воспитания понимается комплекс действий и приемов преподавателя и обучающегося, выполняя которые можно решить поставленную задачу, достигнув желаемого результата.

В современной педагогике одной из самых спорных проблем является классификация методов воспитания. В основе любой из таких классификаций лежит определенный критерий, признак, основание, по которому методы группируются. В 60-е гг. XX в. общепринятой была классификация, в соответствии с которой различали две группы методов: воздействия на сознание ребенка и воздействия на поведение ребенка. В 70-е гг. появилась классификация, содержащая три группы методов:

методы целенаправленного формирования качеств личности;

методы стимулирования естественного саморазвития личности;

методы коррекции развития личности.

В конце 70-х – начале 80-х гг. в педагогике получила распространение концепция деятельностного подхода к воспитанию. В этой связи ленинградскими педагогами Т. Е. Конниковой и Г. И. Щукиной была предложена новая классификация методов воспитания, разделяющая их на методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности, методы формирования общественного сознания и методы стимуляции деятельности.

Известный московский педагог, ученый В. А. Караковский предложил свою классификацию методов воспитания, получившую широкое распространение среди воспитателей-практиков. В соответствии с этой классификацией различают следующие виды воспитания:

Ситуацией;

Общением;

Отношениями.

В педагогической литературе встречается классификация, выделяющая следующие методы воспитания:

Воздействия и убеждения;

Организации деятельности;

Стимулирования;

Диагностики.

Если в качестве основания для классификации принять социальный опыт ребенка, то можно выделить следующие воспитательные методы:

Формирования социального опыта детей;

Самоопределения личности ребенка;

Мотивации деятельности и поведения;

Стимулирования и коррекции действий в воспитательном процессе.

Для каждого педагога выбор методов воспитания должен носить комплексный характер, изменяться под воздействием постоянно меняющихся конкретных ситуаций, а сочетание различных методов поможет быстрее достичь поставленной цели.

Целеполагание в педагогике

1.Понятие цели воспитания

Профессиональная деятельность педагога, как любая человеческая деятельность, предваряется осознанием цели. Отсутствие цели не позволяет классифицировать работу педагога с детьми как деятельность профессионала, эта работа может быть классифицирована лишь как некоторая активность, как совокупность действий, но ни в коем случае как воспитательный процесс.

Цель воспитания должна иметь общий характер , чтобы исполнить свои целевые функции. И тогда место цели воспитания по отношению ко всему процессу воспитания очевидно: цель - исходный момент, первый элемент профессиональной деятельности педагога. В схематической картинке отобразим это место:

Цель воспитания -

Процесс воспитания

Результат воспитания

Вдумаемся в эту простейшую схему: цель определяет содержание воспитательного процесса, цель обусловливает воспитательный результат; цель служит критерием оценки профессиональной деятельности педагога; и цель является постоянным объектом осмысления, к которому неизменно возвращается сознание педагога. Добавим следующее (это видно из схемы): цель будет полностью определять систему воспитания, именно она, осмысленная педагогами, задает очертания системы.

Вот теперь дадим определение целеполаганию в педагогике как науке о воспитании.

Целеполагание - это система профессионального осмысления объективной социально-психологической и культурологической необходимости некоторого уровня развития личности современного человека, способного жить в контексте современной культуры и творить жизнь; это поиск максимально точной формулировки общего идеального образа такого человека; это аналитическая оценка природы детства, сущности развития личности и природы индивидуальности как условий, допускающих принятие цели воспитания; это система анализа конкретных обстоятельств, в которых находится конкретный ребенок, и соотнесение их с содержанием и поставленной цели воспитания.

В дореволюционных российских учебниках педагогики цель воспитания формулировалась по-разному. В одних случаях она выражалась словосочетанием "разумный и добрый человек" , в других - "воспитанием добра, красоты и истины" (Д.И. Тихомиров, М.И. Демков).

Цель всестороннего воспитания личности как нормативная установка законодательного характера была введена в ранг требований государственной политики в СССР. Аналогичные формулировки вошли в документы об образовании других стран, входивших в блок социалистического содружества, варьируясь с учетом национальных традиций. Подобная же формулировка цели образования и воспитания вошла в ряд международных деклараций ЮНЕСКО и, таким образом, приобрела интернациональное значение.

Цель современного воспитания - "Личность, способная строить жизнь, достойную Человека".

Имея столь общий характер, цель воспитания обретает свое гуманистическое назначение , предотвращая своевольную педагогическую распорядительность, насилие над личностью, подавление индивидуальности.

2. Цель воспитания и задачи воспитания

Достижение цели происходит не прямым путем, а через решение системы задач.

Задача - это ступень в общем движении к цели, это частичное достижение результата деятельности, без которого не достигается общий желаемый результат. Задача появляется, когда цель разбивают на слагаемые элементы (иногда говорят "декомпозируют цель") и направляют усилия на получение данных элементов общего продукта деятельности. В ходе деятельности субъект обычно забывает о цели, но помнит о системе задач и выстраивает деятельность как последовательное решение задач.

В момент выполнения задачи, она, эта задача, выступает для субъекта целью, а следовательно, обрастает рядом других задач - уровнем ниже.

Схематически такая связь выглядит таким образом:

Разбиение цели воспитания на задачи может совершаться разными путями:

    Путь социально-психологический выявляет три задачи воспитания:

    • оснастить ребенка широкими знаниями о мире

      оснастить его умениями взаимодействовать с миром

      сформировать систему ценностей и ценностных отношений к миру.

    Путь индивидуального становления личности ребенка указывает на другой вариант задач:

    • формирование способности жить по социально-культурным нормам

      формирование способности выполнять роль человека

      формирование способности вступать в социальные отношения

      формирование образа достойной жизни

      формирование жизненной позиции и способности регулировать содержание своей жизни.

    Если посмотреть на выдвинутую цель воспитания в ракурсе функций современного человека , то другая совокупность задач предстанет перед нами:

    • готовить к труду жизни

      готовить к семейной жизни

      готовить к свободному досугу

      готовить к творческому самовыражению.

Понятно, что от ракурса рассмотрения цели зависит процесс определения задач.

3. Факторы, определяющие цели и задачи воспитания и образования:

1. Главным фактором определения целей в государственной системе воспитания является идеология (политика) государства . Не существует в мире государства, даже самого демократичного, где цели воспитания в школе не направлялись бы на укрепление сложившихся общественных отношений. В частных учебно-воспитательных учреждениях цели корректируют индивидуальные заказчики, они же определяют его общую направленность. Но и в этом случае стараются сохранить национальные особенности, традиции воспитания.

2. Кроме политики и идеологии государства, важное значение имеют потребности общества , связанные с подготовкой подрастающего поколения к выполнению определенных социальных, производственных, семейных функций.

3. Потребности общества определяются уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений. Поэтому цель воспитания в конечном итоге всегда отражает достигнутый уровень развития общества , определяется этим уровнем, изменяется с изменением способа производства , свойственного той или иной общественно-экономической формации.

4. Но не только способом производства определяются цели воспитания. Немаловажное влияние на их формирование оказывают и другие факторы . Среди них – темпы научно-технического и социального прогресса, экономические возможности общества, уровень развития педагогической теории и практики, возможности учебно-воспитательных учреждений, воспитателей, учителей и т.п.

4.Педагогические цели и образовательные стандарты

Проблемы целеобразования и целеполагания в педагогике теснейшим образом связаны с проблемами образовательных стандартов.

Под образовательными стандартами понимаются нормы, образцы, мерила оценки объекта стандартизации. Роль стандартов в жизни общества разнообразна. Они служат точкой отсчета эффективности труда, качества продукции, мерой прогресса. Стандарты - это инструмент защиты прав потребителя, пользователя средствами жизнедеятельности.

Государственные стандарты - ГОСТЫ - входят в систему управления обществом и закрепляются законодательно.

В области образования действуют национальные стандарты . Многие из них согласованы с международными образовательными стандартами. В стандартах закрепляются цели воспитания и образования. В результате обобщенные формулировки целей образования и воспитания как некие декларации приобретают строгое диагностируемое выражение. Благодаря стандартам образования, общество в целом, правительство, ведомства образования, школа и педагоги, родители и сами учащиеся получают возможность оценки качества образования, его прогресса.

1. Понятие о цели воспитания

2. Условия и факторы определения цели воспитания

3. Зарождение и развитие идеи о всестороннем развитии личности

4. Цель воспитания в современной педагогике

5. Образование как важнейшее звено реализации цели воспитания

6. Основные тенденции развития образования

Понятие о цели воспитания

Целеустремленность - важнейшая характеристика воспитания. Как отмечалось, объектом воспитания является личность человека, менять которую воспитатель может лишь опосредованно, создавая или изменяя педагогические условия, в которых одни процессы стимулируются, другие - тормозятся. Кроме того, реакция человека на воспитательное воздействие зависит от ее воспитанности; в процессе воспитания часто остается неизвестным влияние других факторов, среди которых могут быть и отрицательные. В связи с этими обстоятельствами цель отдельного воспитательного воздействия достигается по-разному: на одних воспитанников он влияет значительно, на других - едва заметно; могут быть и такие воспитанники, на которых, в целом, воспитательное воздействие не действует.

Итак, целеустремленность воспитания означает обоснованную последовательность целей воспитания, постоянное корректировки воспитательных действий. Цель определяет характер не только отдельных воспитательных воздействий, но и всего процесса воспитания.

Цель - это то, к чему стремятся, чего пытаются достичь; цель (Словарь укр. языка. - Т. 11. - С. 235).

Цель воспитания - это заранее определенные результаты в развитии и формировании личности, которых пытаются достичь в процессе воспитательной работы. Знание цели воспитания дает педагогу четкое представление о том, какого человека он должен формировать

и, естественно, придает его работе необходимую направленность и осмысленность.

Что бы вы сказали об архитекторе, который, закладывая И новое здание, не смог бы ответить на ваш вопрос о том, что он хочет строить, - храм, посвященный богу истины, любви и правды, или просто дом..., гостиница. .., кухню..., музей... или, наконец, хлев для составления туда разного, никому не нужного хлама? То же вы должны сказать о воспитателя, который не сможет четко определить вам цель своей воспитательной деятельности. К.Д. Ушинский

Философы утверждают, что цель неизбежно определяет способ и характер деятельности человека. В этом смысле цели воспитания подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания.

Цель является определяющей характеристикой воспитательной системы. Именно цель и средства ее достижения отличают одни системы от других: системы, направленные на удовлетворение потребностей ребенка - ее стремлений, желаний, интересов (Вольфдорфська система, система Монтессори) через педагогические системы В. А. Сухомлинского и А. С. Макаренко к системам, которые полностью обеспечивают удовлетворение потребностей общества, государства или определенного господствующего класса и др. В современном мире существует много целей воспитания и соответствующих им воспитательных систем. Диапазон различий между целями широк - от незначительных изменений некоторых качеств человека к кардинальным изменениям его личности.

Цель определяет общую целеустремленность воспитания. В практической воспитательный работе педагог ставит конкретные цели, выбирая соответствующее содержание и способы воспитательной деятельности, причем реальные результаты воспитания сравнивает с общей целью.

В педагогике приняты конкретные цели воспитания называть задачами. Цель и задачи сопоставляются как целое и часть, система и ее компоненты. Поэтому справедливым может быть и такое

определение: цель воспитания - это система заданий, которые она решает.

В рамках отдельной воспитательной системы цель всегда одна. Стоящих перед ним определяются, в основном много. Задача воспитания, решает педагог, могут быть классифицированы и систематизированы с учетом нескольких оснований.

Реализация общей цели воспитания требует прежде всего ее конкретизации по признакам: национально-региональными, среды (город, село), типа школы, ступени обучения, половозрастным, индивидуально-личностными.

Вторая важная основа классификации задач воспитания возникает в связи с выделением "единицы" воспитательного процесса. Такой структурной единицей является воспитательная ситуация. Именно в ней осуществляется самореализация и самоутверждения личности ученика. Соответственно выделяются задачи воспитания: анализ моральных, правовых и других норм; самооценка собственных возможностей; понимание сути несоответствия; моральный выбор; включения в деятельность; самореализация и самоутверждения.

Третьим основанием для классификации может быть анализ компонентов поведения и деятельности и выделение в качестве задач воспитания нравственных, трудовых, интеллектуальных привычек, умений, способностей к саморегуляции поведения, деятельности, позиций.

Четвертой основой может стать выделение компонентов нравственного развития личности: нравственных чувств, знаний, убеждений, отношений.

Пятой - системно-компонентный анализ личности и разделение задач воспитательного воздействия на отдельные сферы: задача формирования сознания, эмоциональной сферы, поведения.

По своему содержанию цели воспитания - это социальные идеи, сформулированные обществом на определенном этапе его развития. Каждой социальной идеи соответствует определенный компонент личности. Отсюда, цель воспитания становится реальной, если она приобретает психологической формы. Цель воспитания - это социальная идея, которая превратилась во внутренней детерминант жизнедеятельности питомца.

Решающую роль в этом преобразовании играют субъективные цели личности. Поэтому педагог создает условия для развития системы личностных целей. Среди них основными являются: понимание смысла собственной жизни; осознание себя гражданином страны; стремление унаследовать, сохранить и приумножить духовное достояние своего народа, попытки развивать творческие способности; всесторонне совершенствоваться и другие.

Цели воспитания в педагогике

Цель это осознание желаемого результата в определенном виде деятельности или в личной жизни. Постановка цели какой-либо общественной деятельности не является простым волеизъявлением отдельного человека, социальной группы, государства или правящей группы людей. Цель это понимание и осознанное представление конечного результата определенной деятельности. Отмечая эту особенность цели, ученые отмечали, что самый плохой архитектор отличается с самого начала от наилучшей пчелы тем, что прежде чем построить ячейку из воска, он строит ее в своей голове. Что касается человека, то в физиологии (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн) имеется понятие модели нужного того, что необходимо для будущего, которая представляет собой закодированный в мозгу образ требуемого результата. Такое понимание цели предполагает набор целесообразных действий для достижения ее, того образа заложенной модели, дополненной с учетом социальных требований, которые могут самоизменяться.
Целью самовоспитания, можно сказать, является мысленное представление о том, каким должен стать человек. В идеальном варианте она должна соответствовать представлению общества об идеале человеческой личности, способной взаимодействовать с окружающим миром. Общая цель, указывая генеральное направление всей работы по воспитанию подрастающих поколений, конкретизируется задачами и частными аспектами, которые затем реализуются разными подразделениями системы воспитания и образования в стране, в данном типе общества и самой личности, которая своей собственной деятельностью создает себя, наилучшим образом согласуя желаемые личные качества с миром людей и окружением вообще.
В жизни человечества на каждом отдельном этапе его развития и становления цель и ее отдельные задачи могут уточняться, могут изменяться в связи с возникновением каких-либо текущих проблем, требующих немедленных корректив, изменений: к примеру, в послереволюционной России в 1917 году общество нуждалось в элементарно грамотных гражданах, и этому были подчинены все усилия. К 1933 г. накопились условия и предпосылки для обеспечения обязательного начального образования, позже неполного среднего (семилетнего), потом 8-летнего и, наконец, обязательного общего среднего образования. Дискуссии о том, надо ли в настоящее время решать вопрос об обязательном общем среднем образовании должны прийти, по-нашему мнению, к положительному решению. Опыт Японии, в которой обязательным является не только полное среднее, но и высшее образование, ярко демонстрирует прогрессивность такого решения, его социальное звучание и признание. И прежде всего, признание мировым сообществом Японии как одной из наиболее развитых стран с высоким уровнем жизни (6-7 уровень, как в Швейцарии и Канаде).
Решение задач повышения производительности труда прямо связывается с грамотностью, образованностью и воспитанностью людей. Гармонизация материального и идеального служит общечеловеческому благосостоянию и расцвету индивидуальности.
Можно считать, что рядом существуют частные и общие цели. Частные цели и задачи в конкретной деятельности педагогов, учреждений могут быть, такие, как: обучающая, развивающая, воспитывающая. Они являются частными по отношению к всеобщей цели. Их дополняют личные цели: ими определяются мотивы и стимулы учения, образования, воспитания, потребности в развитии, поступательном совершенствовании. Но во всех частных случаях цель определяется генеральной, главной целью, выдвинутой обществом. Общая цель конкретизируется тем, что заключается в социальном назначении человека: научить каждого самостоятельно мыслить и действовать сообща, организованно, отдавая себе отчет о результатах своих действий, развивая максимум инициативы и самостоятельности, приближаясь к гармонии, совершенству, умению искать успешные пути к счастью, благополучию, миру и согласию в обществе, в мире вообще.
Цель воспитания имеет исторический характер. Общая цель воспитания всегда объективна. Она отражает требования данного общества, определяется уровнем развития производительных сил и производственных отношений, социально-политическим положением в стране и в мире. Вместе с тем, выполнение отдельных задач общей цели способствует повышению способа производства и распределения материальных благ. В этом можно убедиться, охарактеризовав исторические типы воспитания и их цели.
Имея объективный характер, цель воспитания формируется идеологами правящего класса, партии, организаций, т.е. в ней воплощается и объективное, и субъективное, она выражает объективные потребности общества, корректируется и реализуется политикой, правящей ассоциацией, которая принимается или отрицается отдельной личностью. На всех этапах развития общества цель выдвигается всем ходом его развития, т.е. отражает объективные потребности, предъявляется к общественным и государственным институтам, выполняющим задачи воспитания.
Важность обоснования цели воспитания и наполнение ее конкретным содержанием достаточно полно охарактеризовано в историко-педагогической и социально-политической литературе.
Единственно, что отличает ранние подходы к толкованию цели воспитания это эмпирическое обоснование ее. В то же самое время диалектико-материалистический подход основывается на признании объективного характера цели и требования к личности, которые диктуются социально-экономическими условиями развития общества.
В первобытном обществе цель воспитания была общей для всех: это приучение в процессе трудовой деятельности детей к выполнениюразных приемов и способов добывания пищи, одежды, изготовления необходимых для этого орудий труда.
Переход к рабовладельческому строю обусловил изменение и дифференциацию цели воспитания. Воспитание приобретает сословный характер, а государство закрепляет неравенство социальных групп, превратив и воспитание в орудие укрепления одних людей в угоду другим. Разностороннее духовное развитие было привилегией власть имущих, а тяжелый физический труд был уделом рабов и их детей, что превращало последних в приложение к орудиям труда.
Феодализм способствовал дальнейшему расслоению общества. Закрепилось сословное деление людей. Воспитание в данный период решало вопросы подготовки людей к выполнению функций феодалов, духовенства, крепостных крестьян, что способствовало развитию системы учебно-воспитательных учреждений, готовых решать цель воспитания данного общества. Отличительной чертой воспитания при феодализме была ярко выраженная церковная, теологическая направленность всех видов и типов воспитания и неравенство доступа к образованию.
Следующий исторический этап развития общества - буржуазный - сохранил разделение людей по признаку имущих и неимущих. В нем усиливаются функции воспитания, связанные с подготовкой детей богатых к осуществлению управления государством и усиления неравенства. Но вместе с тем появляется потребность в общественном воспитании детей всех социальных групп и расширения сферы образования среди трудящихся д!пя более успешной реализации в создании материальных и духовных благ в условиях наметившегося научно-технического прогресса общественного производства. Объективно оформилась потребность в обучении всех, что и выразилось в соответствующих законодательных актах.
Зарождается и развивается движение за социальное равенство и воспитание, равное для всех групп населения. Социалистический тип общества провозгласил и стремился на практике реализовать лозунги, давно волнующие всех цивилизованных людей мира: братство, равенство, свобода, а значит и равное развитие, всестороннее гармоническое воспитание граждан, независимо от классового, расового, имущественного положения или национальной принадлежности, пола, вероисповедания. Общество пыталось создать равные условия всем гражданам и обеспечить их выполнение законодательными актами и материальной базой. После Октябрьской революции появляется социальная и политическая возможность реализовать вековые мечты человека о своем всестороннем и гармоническом развитии. При этом поиск единого подхода ко многим вечным духовным ценностям периода существования СССР, привели к извращению самой идеи, а пути ее решения оказались ограниченными коллективными формами и методами в ущерб индивидуальному развитию и отрицанию веры в высшие силы.

Всестороннее и гармоничное развитие личности как цель воспитания

Совершенство и гармония в развитии личности в народной педагогике определялось наличием следующих характеристик: ума, мужества, силы, красоты, справедливости, способности защищать слабых, умение трудиться.
Историко-педагогическая наука идею всестороннего развития и гармонизации личности как цель воспитания провозгласила вместе со своим рождением. Эта идея понимается как соразмерность и согласованность всех сторон развития личности. Педагог имеет дело с развитием человека не только в физическом, но и умственном и нравственном отношении, а в этой области, кроме физико-химических методов пользоваться надо еще и психологическими наблюдениями и самонаблюдениями; какими чувствами, усилиями воли, желаниями проявляется, а может быть и вызывается процесс развития внутри человека, в области его сознания и чувства, равно как и смутной области, стоящей на границе безотчетного, где только чуть-чуть брезжит сознание.
Понятие развития лучшее объединяющее начало, на которое надо ориентироваться в воспитательной деятельности. Признаком развития личности является приобретение все новых и новых качеств, совершенствование их.
Для всестороннего развития человека характерны богатство и целеустремленность духовного мира и разносторонней деятельности. Универсальное и гармоническое развитие всех сущностных сил и способностей, гармонизация внутренних и внешних процессов, способность свободно себя чувствовать, принимать и понимать себя в органичной связи своей собственной социально-естественной природы со всем окружающим миром является ведущим в системе образования. Стремление к пониманию всего богатства отношений с природой и людьми обеспечивает всесторонность развития личности, не исключая некоторых противоречий, что должно вести к появлению новых качеств более высокого уровня. В настоящее время возникает много вопросов, связанных с правомерностью постановки проблемы всестороннего гармоничного развития личности. Они возникли в связи со многими искривлениями, отражающими отрыв теории от практики, слова от действия. Вопросы вполне законные, как и правомерен ответ, что новая Украина, давая критический анализ состоянию дел и вырабатывающая политическую и экономическую концепцию обновления всего общества, реально готова решать все вопросы национального возрождения. В связи с этим повышается роль системы образования и личности педагога в этом процессе. Он обязан строиться на наиболее прогрессивных педагогических идеях сотрудничества, партнерства, сотворчества с опорой на вечные морально-духовные ценности.
Принятие Конституции и официальных актов о приоритетном значении интеллектуального богатства, выраженного в науке, образовании, культуре, является действительно прогрессивным и перспективным, потому что реально создает предпосылки для педагогики сотрудничества и партнерства. На воспитателя любого ранга возлагаются высокие обязанности: формировать нового гражданина, активного в социально-политическом отношении, физически здорового, умственно развитого, морально-безукоризненного, что требует, чтобы и сам воспитатель был воспитан и всесторонне развит. В связи с этим понимание смысла задач всестороннего и гармоничного развития личности является обязательным для воспитателя как в теоретическом, так и в практическом отношениях.
Речь идет о том, что воспитатель (в широком понимании этого слова отец, мать, учитель, руководитель коллектива, преподаватель вуза и т.д.) сможет решать вопросы гармоничного развития и воспитания детей, младших по возрасту и положению, если и сам представляет собой яркую и всесторонне развитую личность. В нее мы вкладываем не только обладание высокими духовными добродетелями, но и крепкое здоровье, силу, красоту, высокий эстетический вкус.