Эффективность проведения профилактической и коррекционной работы с неблагополучными семьями и несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, при межведомственном взаимодействии с социальными структурами. Из опыта работы с неблагополучной

Семья является важнейшей средой формирования личности и ключевым звеном в профилактической работе, но не все родители по ряду причин бывают просвещенными в психолого-педагогических вопросах, не могут грамотно провести работу с ребенком и добиться положительного результата в воспитании. В роли помощников для них выступают психологи, социальные педагоги, классные руководители. В статье представлены основные аспекты работы школьного психолога по профилактике детского табакокурения в семье, его роль в формировании общешкольной среды без табака, описываются такие методы работы, как просветительская деятельность родительского состава школы, ее значимость в воспитательном процессе, психолого-педагогический анализ семей. Раскрываются особенности работы по профилактике детского табакокурения в различных семейных ситуациях, психологическом консультировании и поддержке семей, столкнувшихся с проблемой детского табакокурения, психокоррекционной и психотерапевтической работе с семьями группы риска.

Ключевые слова: семья, психология, профилактика, терапия, детское табакокурение, социальное проектирование, просвещение, семья группы риска.

Семья – микросоциум, где осуществляется социализация детей, благодаря усилию всех ее функций – воспитательной, рекреативной (физическая, материальная, моральная, психологическая поддержка, организация досуга), коммутативной (общение и через него – социализация), регулятивной, фемецитологической (ощущение счастья в семье).

Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и
ключевым звеном в профилактической работе. К сожалению, многие семьи по разным
причинам являются непросвещенными в психолого-педагогических вопросах, не могут
грамотно провести работу с ребенком и добиться положительного результата в воспитании.
Зачастую на помощь им приходят специалисты – школьный психолог, социальный педагог,
классный руководитель, специалист психологического центра, которые могут предложить
программу систематической целенаправленной работы по формированию здорового

Образа жизни.

На сегодняшний день профилактика табакокурения чрезвычайно актуальна в работе школьного психолога и представлена очень широко – классные часы, родительские собрания, встречи с медиками, массовые мероприятия и т. д.

Прежде чем начать комплексную профилактическую работу с ребенком или детским коллективом, психолог ведет работу с родителями.

Перед школьным психологом стоит комплекс задач профилактической работы в семье:

. Просветительская деятельность родительского состава школы по вопросам здорового образа жизни, создание информационного поля, формирование у родителей потребности в самообразовании;

. Психолого-педагогический анализ семей;

. Психологическое консультирование и поддержка семей, столкнувшихся с проблемой детского табакокурения;

Психокоррекционная и психотерапевтическая работа с семьями группы риска.

Просветительская деятельность родительского состава школы по вопросам здорового образа жизни, создание информационного поля

Этот метод работы является основным видом профилактической деятельности всего педагогического состава школы, особенно психологов и социальных педагогов.

Просветительская деятельность родителей включает в себя систематические классные или общешкольные родительские собрания, на которых идет речь о возрастных и психофизиологических особенностях детей, способах эффективной коммуникации с ними, даются конкретные рекомендации по ведению и поддержанию здорового образа жизни в семье. Психолог или социальный педагог, осуществляя просветительскую деятельность, может использовать тематические стенды, предоставлять познавательную и актуальную информацию в электронном виде, вести свой раздел на сайте школы, отвечать на вопросы в режиме on-line.

Данное направление профилактической работы стало основой комплексной программы профилактики детского табакокурения «Ответственные родители», где работа с семьей начинается с разговора по проблеме в форме родительских собраний с 1-го по 11-й класс, затем проводится психолого-педагогический анализ семей и осуществляется дальнейшая профилактическая работа .

Психолого-педагогический анализ семей

Именно с этого психолог начинает работу с родителями. В ходе психолого-педагогического анализа изучается уровень развития семьи в материальной и культурной сфере, выделяются ценности и ориентиры, с помощью которых осуществляется воспитание и развитие ребенка, делается вывод о психолого-педагогической и социальной состоятельности членов семьи. Психолог наблюдает за видами семейных отношений, выделяет статусные роли и место ребенка. И самая главная задача на этом этапе - определить, в какой эмоционально-нравственной атмосфере находится ребенок.

Психологическое консультирование и поддержка семей, столкнувшихся с проблемой

Детского табакокурения.

При подобном запросе от родителей важно как можно подробнее собрать имеющуюся информацию о факте курения. Не стоит вести углубленную работу, если ребенок попробовал сигарету один раз из любопытства, в этой ситуации необходимо разъяснить, что дети подвержены влиянию окружающей среды; нужно узнать у ребенка, где он наблюдал курящих людей и кто они, с какой целью он закурил, кто предложил ему первую сигарету. Далее родители смогут самостоятельно поговорить о вреде и последствиях курения, используя наглядный материал и информацию, которую можно получить в кабинете психолога.

Комплексная долгосрочная работа должна вестись, если ребенок курит систематически и у него появляются физиологические и поведенческие изменения - сонливость, возбудимость, чрезмерный аппетит или его отсутствие, характерный запах от одежды, рук и волос и т. д. В зависимости от ситуации и ориентированности помощи выделяют несколько ее моделей: педагогическая, диагностическая, медицинская, психологическая (психотерапевтическая), социальная. Медицинская помощь должна оказываться в специализированных учреждениях здравоохранения.

Психологическое консультирование проходит в индивидуальной или групповой форме и содержит следующие этапы.

1. Установление контакта и присоединение консультанта к клиентам.

2. Сбор информации о проблеме клиента.

3. Обсуждение психотерапевтического контракта.

4. Проработка запроса.

5. Собственно консультация.

6. Проверка отработанных моделей и закрепление результата.

7. Поддержка и адресное консультирование.

В работе используется самый широкий спектр методик и техник - групповая и семейная
психотерапия, структурированное интервью, работа с метафорой, сказкотерапия, арт -
терапия, гештальттерапия, тренинги, телесно-ориентированная терапия,
психомоделирование, социальное проектирование и другие в зависимости от конкретного
запроса .

Психокоррекционная и психотерапевтическая работа с семьями группы риска

Семейное неблагополучие - комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению. К семьям группы риска относятся:

. Деструктивная семья - автономия и отделение отдельных членов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, хронический супружеский или детско-родительский конфликт; Неполная семья;

. Ригидная, псевдосолидарная семья - безоговорочное доминирование одного из

Членов семьи, жесткая регламентация семейной жизни, подавляющий тип

Воспитания;

. Распавшаяся семья - один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакты

С прежне семьей и продолжает выполнять в ней какие-либо функции, при этом

Сохраняется сильная эмоциональная зависимость от него..

Именно в таких семьях дети наиболее подвержены раннему употреблению табака, даже

Начиная с 6-7 лет, глядя на отрицательный пример родителей. Поэтому главные задачи

Психолога в данной ситуации - обеспечить раннюю диагностику и защитить ребенка от асоциального воздействия. В комплекс работы с семьями группы риска входят скрининг (наблюдение), диагностика и коррекция семейного поведения.

При острой необходимости школьный психолог может включить в работу сотрудников органов опеки, медицинских работников, специалиста отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Основной метод работы - семейное консультирование, в ходе которого психолог помогает скорректировать и смоделировать такое поведение, при котором ребенок будет развиваться в здоровой эмоциональной атмосфере. Родителям подробно разъясняется текущее положение, возможные последствия неустранения проблемы, проводится работа по профилактике синдрома «холодной матери» или «холодного отца». Наиболее эффективные формы работы - совместная арт - терапевтическая деятельность (библиотерапия, сказкотерапия, маскотерапия, драматерапия, работа с глиной, песочная терапия, музыкотерапия, цветотерапия, фото - и видеотерапия, оригами, игротерапия, изотерапия, артсинтезтерапия) и социальное проектирование (мой дом, я и окружение, наша семья и т. д.). Психолог работает только с применением тех методами, которые не вызывают агрессии и чувства ущербности в конкретной семье. В процессе совместной игровой деятельности ребенок и взрослый испытывают терапевтический эффект, а психолог его развивает и закрепляет. Необходимо обеспечить постоянное наблюдение и поддержку таким семьям, вызвать доверие и сформировать информационную потребность в области профилактики. Работа по поддержке таких семей ведется до окончания ребенка школы .

Таким образом, главная задача школы в вопросах профилактики - вызвать у родителей потребность в самообразовании и ведении профилактической деятельности внутри семьи. Основные методы работы - совместная деятельность ребенка и взрослого, терапия, тренинги. Важно, чтобы психолог создавал доверительную и эмоционально-насыщенную атмосферу, был помощником для детей и родителей, находился рядом в трудную минуту и смог обеспечить общешкольную профилактическую среду, защищенную от табачного дыма .

Литература

1. А Нтонов А . И ., Медков В . М . Социология семьи. М., 1996.

2. Овчарова Р . В . Справочная книга школьного психолога. 2-е изд., дораб. М., 1996.

3. Шнейдер Л . Б . Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. М., 2006.

4. Шнейдер Л . Б . Семья и истоки девиантного поведения детей и подростков. Девиантное поведение детей и подростков. Спб., 2005.

5. Девиантное поведение подростков как проблема социальной работы // Дивицина Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. Ростов н/Д, 2005.

6. Ответственные родители / Учебно-методическое пособие для учителей средней школы. / Изд. 1-е. М., 2007.

7. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1989.

Social and Psychological Aspects of Preventive Work with Families

Rogozina E. D.

Psychologist, Head of the Educational Resource Center.

Family is the most important environment of personality formation and a key part in prevention work, but for various reasons not all parents are educated in the psychological and pedagogical issues, not all can competently work with their child and achieve positive results in upbringing. Psychologists, social educators, homeroom teachers become their assistants. The article presents the main aspects of the school psychologist’s work in preventing child smoking in the family and his/her role in the formation of general non-tobacco school environment. Educational activities for the parents, their importance in the educational process and method of psychological and pedagogical analysis of families are presented. The specifics of working with prevention of child tobacco use in different family situations, in psychological counseling and support for families that have faced the problem of child smoking and psycho-correctional and psycho-therapeutic work with families at risk are described.

Keywords: family, psychology, prevention, therapy, child smoking, social engineering, education, risk group family.

1. Antonov A. I., Medkov V. M. Sociologiya sem"i. M., 1996.

2. Ovcharova R . V . Spravochnaya kniga shkol"nogo psihologa. - 2-e izd, dorab. M., 1996.

3. Shneider L. B. Semeinaya psihologiya: Uchebnoe posobie dlya vuzov. 2-e izd. M., 2006.

4. Shneider L. B . Sem"ya i istoki deviantnogo povedeniya detei i podrostkov. Deviantnoe povedenie detei i podrostkov. 2005.

5. Deviantnoe povedenie podrostkov kak problema social"noi raboty // Divicina N. F. Social"naya rabota s neblagopoluchnymi det"mi i podrostkami. Konspekt lekcii. Rostov n/D, 2005.

6. Otvetstvennye roditeli/ Uchebno-metodicheskoe posobie dlya uchitelei srednei shkoly/ izd. pervoe. M., 2007.

7. Sem"ya v psihologicheskoi konsul"tacii: Opyt i problemy psihologicheskogo konsul"tirovaniya / Pod red. A. A. Bodaleva, V. V. Stolina. M., 1989.

Профилактическая работа с семьёй школьника

В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, "авторитетом" становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к "выходу" ребенка из-под влияния семьи.

Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Но не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.

Основные нормативно-правовые документы

Работа осуществляется на основе:

Конституции РФ, Семейный кодекс РФ, Уголовный кодекс, Кодекс РФ «Об административных правонарушениях», Ф3 РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ФЗ РФ № 87 «Об ограничении курения табака», законы и постановления Мурманской области.

Принципы деятельности профилактической работы

Профилактическая работа строится на таких принципах деятельности как:

  • принцип личностно-ориентированного подхода;
  • принцип позитивного восприятия и принятия личности;
  • принцип конфиденциальности.

Одной из основных задач является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков. На первоначальном этапе работы проводится диагностика семьи:

  • по составу и структуре;
  • по материальной обеспеченности;
  • по жилищно-бытовым условиям;
  • определение воспитательной позиции семьи, характера взаимоотношений в семье;
  • определение положения ребёнка в коллективе сверстников, в сфере неформального общения;
  • выявление характера и особенностей ближайшего окружения ребёнка и его положения в нём;
  • выявление отношения ребёнка к алкоголю, наркотическим веществам, табакокурению.

После сбора информация анализируется, систематизируется. Затем начинается поиск путей решения проблемы. Для этого на основании диагноза ставится цель, и определяются задачи работы.

Профилактическая работа - это процесс сложный и продолжительный во времени. Специфическая задача школы заключается в проведении ранней профилактики. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление кризисных ситуаций, возникающих у учащихся. Так как путь человека в жизнь начинается с семьи. Семья была, есть и будет ведущим социальным институтом в формировании личности.

Формы профилактической работы

В школе применяются следующие формы профилактической работы с обучающимися и их семьями по пропаганде здорового образа жизни:

  • профилактическая беседа с учениками и родителями;
  • посещение уроков с целью наблюдения;
  • вовлечение подростка в общественно-значимую деятельность (объединения дополнительного образования, кружки, секции);
  • привлечение педагога психолога (консультации, тренинги, индивидуальная и групповая коррекционная работа);
  • посещение семьи, т.к. выработать эффективную программу помощи семье возможно только при регулярном посещении и изучении семьи;
  • с целью оказания помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи и подростка организуется психолого-педагогическое просвещение родителей и учащихся по актуальным для школы темам:
    • социально-педагогическое консультирование;
    • классные часы, родительские собрания с привлечением работников школы (заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, инспектор по делам несовершеннолетних, медицинский работник);
    • сайт школы, на котором размещены рекомендации для родителей обучающихся;
    • информационный стенд, где содержится информация о различных службах, учреждениях, рекомендации родителям);
  • радиопередачи;
  • организация конкурсов рисунков («За здоровый образ жизни» и др.);
  • сочинений;
  • выпуск школьных газет, бюллетеней;
  • привлечение преподавателя физической культуры, организуются различные мероприятия («Весёлые старты» и др.), преподавателей основ безопасности жизнедеятельности, биологии;
  • в школе организован совет «Охраны здоровья» (проводит акции, например: «Нет курению: замени сигаретку на конфетку»);
  • совет профилактики.

Связь школы с другими учреждениями

Для более эффективной работы необходимо создавать координационные связи между службами и учреждениями профилактики здорового образа жизни. Координатором является школа. Поэтому в школе осуществляется работа по привлечению специалистов учреждений системы профилактики. Специалисты различных учреждений выступают на классных часах, ими организуются круглые столы, предоставляют информационные листы. К профилактической работе привлекаются следующие учреждения:

  • отделение по делам несовершеннолетних;
  • комиссия по делам несовершеннолетних (КДН);
  • дом культуры им. С.М. Кирова (отдел по работе с молодёжью);
  • центр социальной помощи семье и детям г. Мурманска (в случае необходимости направляются родители и обучающиеся);
  • центр планирования семьи г. Мурманска;
  • центр по профилактики и борьбе со СПИДом г. Мурманска;
  • областной центр медицинской профилактики г. Мурманска;
  • Мурманский областной наркологический диспансер (по направлению КДН, где можно получить консультации);
  • комплексный центр социального обслуживания молодёжи (информационные листы) г. Мурманска.

Для эффективной профилактической работы необходимо осуществлять тесное, постоянное взаимодействие с субъектами профилактики здорового образа жизни, т.к. только при совместной деятельности эта работа будет эффективной.

Индивидуальная профилактическая работа

с семьей несовершеннолетнего....

Наставник: Иванова Е.Ю.

УЧЕТНАЯ КАРТА СЕМЬИ,

находящейся в социально опасном положении, в которой
воспитываются несовершеннолетние дети

МАОУ Тоболовская СОШ - филиал Ершовская ООШ

Дата выявления __________________________________________________

(число, месяц, год)

Сведения о членах семьи

пп

Фамилия, имя, отчество

Число, месяц,
год рождения

Адрес

проживания

Место работы,

учебы

Причины нахождения семьи в социально опасном положении:

родители или законные представители злоупотребляют алкогольными и спиртосодержащими напитками.

Сведения о лице, заполнившем карту, Иванова Елена Юрьевна, классный руководитель 8 класса, +79612003855, ________________

(фамилия, имя, отчество, должность, контактный телефон, подпись)

Характеристика семьи

Ж.Е. проживает с матерью Ж.О. и отцом Ж.Е..С. У Дмитрия есть 3 младших брата, Ж.К. ученик 1 класса, Ж А. ученик 5 класса, Ж.Д. ученик 7 класса.

Отец - Ж.Е. имеет постоянное трудоустройство, работает по временным договорам в строительных кампаниях водителем, в последнее время также работает как самостоятельный ИП. В период отсутствия работы часто выпивает.

Мать - Ж.О. не работает. Систематически выпивает как в отсутствие мужа, так и вместе с ним. В этом время дети остаются предоставленными самим себе.

Дом, в которой проживает семья Желомского Дмитрия , находится в д. Малоудалово. В доме две комнаты. В целом квартира имеет скромный, но неухоженный вид, без излишеств. Поскольку в доме курят и выпивают спиртные напитки, воздух в нем спертый и все предметы одежды и мебели пропитаны этим запахом. Достаток в семье невысок. Из постоянных источников дохода только зарплата отца. Когда отец работает, то получает неплохо, и Дмитрию покупают необходимые вещи. Мальчик имеет сезонную одежду и обувь, школьную форму и учебные принадлежности. Он следит за своим внешним видом, старается выглядеть опрятно, одевается скромно.

Дмитрий вовлечен во все домашние дела. Когда Дмитрий училась в 5, 6 и 7 классах она питалась бесплатно по справке из соцзащиты. В этом учебном году он часто не питается в школьной столовой, так как родители не оформили документы на бесплатное питание из-за непостоянного места работы отца или отсутствия трудоустройства. На бирже труда мать не состоит.

Дмитрий имеет средний уровень здоровья. В прошлом учебном году он успевал на 4 и 5 по всем предметам. В учебном процессе отец принимает участие, а мать пытается контролировать. Но с каждым годом ей удается это все меньше. Дмитрий сам проявляет стремления к учебе. В целом обстановка в семье неблагополучная. Это сказывается и на здоровье мальчика и на его успеваемости.

ПЛАН

с семьей Ж.

на 2016 - 2017 уч. год.

Мероприятие

(вид деятельности)

Цель

Дата

проведения

Ответственные

Посещение семьи

Обследование ЖБУ проживания семей

2 раза в год

кл.руковод-ль

Организация профилактических бесед по темам:

- «Безусловно принимать ребенка - значит любить его»;

- « Духовно - нравственный климат семьи»;

- «Игры, в которые играют дети. Поговорим о профессии»

Психолого-педагогическое просвещение, обмен мнениями

Ноябрь

апрель

кл.руковод-ль

Проведение деловой игры «Культура взаимоотношений между учителями, учащимися, родителями».

Профилактика конфл.ситуаций

Январь

кл.руковод-ль

Оказание помощи в организации оздоровления детей из семей, попавших в ситуацию социального риска

Помощь в поиске путевок для отдыха и лечения детей

Во время каникул

кл.руковод-ль

Проведение цикла бесед с родителями:

- «Идеальные родители глазами детей, идеальные ребенок глазами родителей»;

- «Особенности общения с ребенком»;

- «Стили семейного воспитания»;

- «Здоровье родителей - здоровье детей»;

- «Значение семейных традиций в формировании личности ребенка»;

- «Мой ребенок становится трудным…»;

- «Эстетическое воспитане ребенка в семье».

Психолого-педагогическое просвещение

В течение года

кл.руковод-ль

Приглашение родителей на школьные мероприятия

Привлечение родителей к участию внешкольной жизни

По плану ВР

Кл. руковод-ли

Составлено классным руководителем: ____________/ Иванова Е. Ю.

Патронажный журнал

индивидуальной профилактической работы

с семьей.....

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Акташская средняя общеобразовательная школа им. Станислава Мохова»

Согласовано: Утверждаю:

Зам директора по ВР Директор МБОУ Акташская

Красных Н.Ю. СОШ им. Ст. Мохова

Абугалимова Р.З.

Приказ от «___» ____ 2014г.№

ПРОГРАММА

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ

«НАДЕЖДА»

на 2014 - 2017 гг.

с. Акташ, 2014г

Структурные компоненты

Паспорт программы

Пояснительная записка

Цель, задачи и этапы реализации программы

Этапы взаимодействия с семьей. Алгоритм реализации программы

Основные направления реализации программы

План профилактических мероприятий «Семья, находящаяся в группе риска»

Основные функции классного руководителя в работе с неблагополучной семьёй и детьми из неблагополучных семей.

Система программных мероприятий и ожидаемые результаты

Индивидуальный план профилактических мероприятий на семью

Научно-методическая литература

  1. ПАСПОРТ

Наименование

программы

Программа профилактической работы с неблагополучными семьями

«НАДЕЖДА» на 2014 - 2017 гг.

Сроки реализации

программы

2014 - 2017 годы.

Основания для разработки

программы

1. Конституция Российской Федерации в редакции указов Президента РФ №841 от 25.07.2003г. (действующая редакция на 01.01.2009г.)

2. Конвенция о правах ребенка. (Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года.Вступила в силу 2 сентября 1990 года).

3. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ.

4. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12г. № 273-ФЗ

5.Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО (Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции Юнеско от 16 ноября 1995 года

6. Устав МБОУ Акташская СОШ им. Ст. Мохова

Разработчики программы

Педагогический коллектив МБОУ Акташская СОШ им. Ст. Мохова

  1. Красных Н.Ю., заместитель директора по ВР;
  2. Какиева Г.В.., социальный педагог;
  3. Кыймыштаева С.С., психолог- педагог

Исполнители программы

Администрация МБОУ Акташская СОШ им. Ст. Мохова, педагогический коллектив, ученический коллектив, родительская общественность.

Цель программы

Создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, социальная защита прав детей, установление связи между семьей и образовательным учреждением.

Основные задачи программы

1.Диагностирование и выявление проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребёнка в семье.

2.Организация просветительской работы по овладению родителями психологической и правовой культуры в области семейного воспитания.

3.Осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребёнка.

Приоритетные направления

1. Создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе;

2. Профилактика психоэмоционального состояния детей; 3. Предоставление ребенку максимально возможной самостоятельности и свободы;

4. Построение здоровьесберегающей среды в школе; 5. Использование медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учебно - воспитательного процесса учащихся;

6. Снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации;

7. Уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности;

8. Формирование компенсаторных механизмов поведения;

9. Работа с родительской общественностью;

10.Формирование адекватного отношения к жизни и смерти.

Этапы реализации программы

1-й этап - январь - май 2014 уч. год - организационный

Цель: подготовка условий для создания системы работы с социально - неблагополучными семьями.

· Изучить и проанализировать состояния работы в школе с социально - неблагополучными семьями.

· Изучить нормативную базу.

· Разработать, обсудить и утвердить программу по работе с социально - неблагополучными семьями

· Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

· Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

· Провести МО классных руководителей по проблемам выявления социально - неблагополучных семей.

· Провести патронаж, анкетирование и выявление критерий нуждаемости конкретной семьи.

Цель: реализация программы «НАДЕЖДА».

· Создать психолого-педагогических условий для работы с социально - неблагополучными семьями.

· Разработать и реализовать индивидуальных программ с семьями;

· Реализовать работы с социально - неблагополучными семьями по специальным программам и методикам.

· Способствовать участию родителей вместе с детьми в различных мероприятиях класса и школы.

3-й этап -январь - май 2017г. - контрольно - аналитический.

Цель: анализ итогов реализации программы.

· Анализ результатов программы.

· Обобщение опыта работы с социально - неблагополучными семьями в школе.

· Создание банка методик по работе с социально - неблагополучными семьями.

· Определение стратегии дальнейшей работы с социально - неблагополучными семьями.

Ожидаемые результаты реализации программы

  • Совершенствование механизмов сохранения и укрепления здоровья детей, создание безопасного и комфортного образовательного пространства;
  • Обеспечение соответствия содержания и качества воспитания актуальнымиперспективным потребностям личности, общества и государства;
  • Развитие эффективной системы профилактики асоциального поведения детей, детской беспризорности, правонарушений;
  • Формирование толерантной личности в условиях многонационального состава населения РФ;
  • Построение модели работы с детьми разного возраста, направленной на приоритетздорового образа жизни;
  • Целенаправленная борьба с вредными привычками на основе современных методов коррекции и реабилитации;
  • Проведение профилактических мероприятий по воспитательной работе среди родителей (законных представителей), учителей и учащихся.

  1. Пояснительная записка

Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, всё, чем характерна его семья. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: благополучной или неблагополучной.

Под неблагополучной семьёй мы склонны принимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети.

Неблагополучная семья - это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает направленно идти к полному краху. Безверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны увеличивают уверенность в невозможности жить по-другому, формируют соответствующий образ жизни, который усваивают и дети. Мы говорим о детях из неблагополучных семей, т.е. о детях, семьях, о том, что случается с ребенком, если он окажется в неблагополучной семье. А что такое неблагополучная семья? Односложно ответить невозможно. Ведь все в мире относительно - и благополучие и неблагополучие по отношению к ребенку. Но ведь дети все разные: одни более выносливые, другие нет, одни ранимые, но все реагирующие, а другим все трын- трава, ничем их не проймёшь.

К сожалению, в настоящее время все большее число детей оказывается в положении острого социального неблагополучия. Плохая экология, рост социальной агрессии, экономические проблемы, распространение наркотиков, нестабильность семьи, родительская и педагогическая некомпетентность - эти и многие другие факторы становятся внешними ограничителями процесса развития ребенка.

Данная проблема очень актуальна, число таких семей стремительно увеличивается, появляются новые виды неблагополучных семей в современном обществе, что усугубляется нехваткой специалистов в этой области.

Школа стремится по возможности предотвратить проблему семьи, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений, прилагает все усилия, чтобы семья педагогически, психологически, социально и материально развивалась правильно и гармонично. Необходимо делать правильный выбор форм и методов работы с родителями, учитывая все особенности неблагополучной семьи, которым необходима активная и продолжительная поддержка.

Социальная недостаточность многих семей обусловлена причинами объективного характера, поэтому, они нуждаются в поддержке.

Можно условно разделить неблагополучные семьи на три группы:

1. Превентивные - семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление и находятся на начальной стадии неблагополучия.

2. Семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня.

3. Семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе своих детей.

Возможна и следующая классификация неблагополучных семей:

-по количеству родителей - полная, неполная, опекунская, приемная, семья усыновителей;

-по количеству детей - малодетная, многодетная, бездетная;

- по материальному благополучию - малообеспеченная, среднеобеспеченная, хорошо обеспеченная;

-по проблемам родителей - семья алкоголиков, наркоманов, безработная, криминогенная, лишенная родительских прав, социально дезадаптивная.

Особо выделяются семьи педагогически несостоятельные ; чаще всего они обнаруживаются тогда, когда в них имеются дети подросткового возраста.

Выявление семьи, нуждающейся в помощи и реабилитации, должно происходить как можно раньше. За 10 лет жизни в неблагополучной семье ребенок успевает приобрести огромный опыт асоциального поведения, психологически сломаться, утвердиться в таком варианте жизненного самоопределения, которое противоречит нормам общества.

Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции. Возраст ребенка может быть разным, но проблемы таких детей примерно одинаковы.

Основные направления работы с семьей:

  1. Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребенку.
  2. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.
  3. Оказание практической помощи и психологической поддержки семье.
  1. Цель, задачи, сроки реализации программы.

ЦЕЛЬ - создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи.

Задачи:

1.Диагностировать и выявлять проблемы, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребёнка в семье.

2.Организовать просветительскую работу по овладению родителями психологической и правовой культуры в области семейного воспитания.

3.Осуществлять посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребёнка.

  1. Этапы взаимодействия с семьей

Работа с семьей проводится поэтапно. Ее эффективность зависит от степени установления контакта и доверительных отношений с родителями. Разделение семей по причинам неблагополучия относительно, так как одна причина неразрывно связана с другой. Например, в семье, где злоупотребляют алкоголем, почти всегда наблюдаются конфликтные отношения между родителями и детьми, кроме того, такие семьи, как правило, имеют нестабильное финансовое положение, являются малообеспеченными. Логично сделать вывод: причин семейного неблагополучия может быть несколько, и они взаимосвязаны между собой. Однако одна из них играет ведущую роль, другая - второстепенную. А выбор форм и методов воздействия на семью зависит от ведущей причины семейного неблагополучия.

Работа с неблагополучной семьей проводиться по следующим этапам:

1-й этап. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества.

Средства:

1) беседа, установление сроков следующей встречи (приглашаются родители в школу);

2) посещение на дому, знакомство с родителями, родственниками, ближайшим

социальным окружением семьи.

3) заполнение социального паспорта, карты психологической помощи, карты психолого-медико-социальной помощи ребёнку

4) в начале каждого учебного года осуществляется точная диагностика личности и среды.

Целями диагностики являются:

Раннее выявление неблагополучных семей с целью реализации комплекса мер оказания социально-психологической помощи детям, подросткам и семьям;

Координация усилий всех органов, работающих с семьями социального риска;

Ознакомление семей с правовыми нормами.

С целью укрепления контактов внутри семьи привлекаются три поколения (бабушка, дедушка - мама, папа - ребёнок, подросток). Если родители идут на контакт с психологом и социальным педагогом, можно переходить ко 2-му этапу взаимодействия с семьей. Если контакт не установлен, то воздействие семье могут оказывать органы милиции, отдел по охране прав детства управления образованием и др.

2-й этап. 1)Изучение семьи.

Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи. Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Знание и применение методов и приемов воспитательного воздействия.

2) Диагностика причин семейного неблагополучия.

Средства:

Посещения на дому, акты обследования жилищно-бытовых условий, консультации, беседы, анкетирование, анализ информации о семье из документации, опрос;

Использование методов психологической диагностики (тесты, проективные методики и т.д.).

3-й этап. Обработка результатов социально-педагогической и психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия

4-й этап. Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации.

  • Семья, где родители злоупотребляют алкоголем
  • Конфликтная семья, требующая коррекции внутрисемейных отношений
  • Семья, где родители часто болеют, страдают хроническими заболеваниями. В такой семье ребенок испытывает недостаток в общении с родителями, которые нуждаются в помощи и поддержке со стороны педагогов, общественности, социума.
  • Малообеспеченная семья: индивидуальные беседы, консультации, посещения на дому.
  • Воспитание детей ближайшими родственниками (бабушка, дедушка, дядя, тётя). Приемлемы следующие формы и методы работы : индивидуальные беседы, консультации, как с психологом, так и с другими специалистами, посещения на дому, тренинги, психологические игры, планирование совместной деятельности.

5-й этап. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье.

6-й этап. Подведение итогов психолого-педагогического взаимодействия с неблагополучной семьёй.

Алгоритм реализации программы

Первый этап - организационный (сентябрь) - анализ семей социального неблагополучия, непосредственное планирование, согласование планов, сведение их в единый комплексный план с учётом обстановки и рекомендаций, изучение потребностей и запросов детей, подростков и членов их семей.

Второй этап - деятельностный (октябрь - май) координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией.

Третий этап - итоговый (июнь) - анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учётом рекомендаций, выработанных в результате анализа.

5. Основные направления реализации программы

1.Посещение семей.

2.Психолого-педагогическое просвещение родителей:

Приглашение специалистов;

Демонстрация видеоматериалов, слайдов.

3. Дни открытых дверей

4.Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству:

Экскурсии: знакомство со школой и школьными службами;

Праздники в классе;

Встреча с администрацией школы и социально-психологической службой;

Родительские собрания;

Встреча родителей «Традиции класса, которым быть»;

Участие в родительских конференциях;

Круглые столы;

Заседание выездного клуба выходного дня;

Организация и проведение родительских уроков.

5. Диагностика.

6. Коррекционная работа.

7. Благоустройство классной комнаты.

8. Педагогические консультации: индивидуальные и групповые.

9. Тренинги и анкетирования.

План профилактических мероприятий «Семья, находящаяся в группе риска»

в МБОУ Акташская СОШ им. Ст. Мохова

на 2014-2015 учебный год

№ п/п

Тема мероприятия

Сроки реализации

Ответственный

Диагностика, выявление неблагополучных семей

Сентябрь, по необходимости в течение года

Соц.педагог, педагог психолог, Классные руководители.

Составление карты неблагополучных семей

Сентябрь, октябрь

Педагог-психолог, Классный руководитель, соц. педагог

Индивидуальная работа: посещение, составление акта

постоянно

Соц.педагог классные руководители.

Индивидуальное консультирование родителей и детей из неблагополучных семей

постоянно

Соц.педагог, классные руководители.

Родительский лекторий темы:

  1. «Стили семейного воспитания»
  2. «Профилактика правонарушений»

Октябрь, апрель

социальный педагог

Совместная работа по реабилитации неблагополучных семей с отделом соц. защиты население, ПДН, КДН.

Рейды по неблагополучным семьям;

Вызов на КДН;

Обращение в прокуратуру;

Помощь социальной службы;

Помощь в трудоустройстве безработных родителей, обеспечение детей из неблагополучных семей путевками в оздоровительный лагерь

Постоянно

Педагог-психолог, Классный руководитель, Социальный педагог, Инспектор ПДН

Интерактивные формы работы с неблагополучными семьями

  1. Анкетирование родителей и детей из неблагополучных семей с целью выявление степени неблагополучия;
  2. Беседы для родителей «Семья и школа - вместе мы сможем многое»»
  3. Занятия для детей из неблагополучных семей, направленные на преодоление дезадаптации.

В течение года

Педагог-психолог

Привлечение родителей для организации мероприятий «Родители и дети» с вовлечением детей из неблагополучных семей.

Постоянно

Классные руководители

  1. Основные функции классного руководителя в работе с неблагополучной семьёй и детьми из неблагополучных семей.

1. Создать благоприятную обстановку в классе вокруг учащегося из неблагополучной семьи.

2. Установить отношения партнерства и сотрудничества с неблагополучной семьей.

3. Планировать работу с неблагополучными семьями.

4. Создать банк данных о неблагополучных семьях и детях из неблагополучных семей, обучающихся в классе.

5. Создавать и реализовывать индивидуальные программы воспитания детей из неблагополучных семей.

6. Работать с учащимися группы по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.

7. Быть инициатором создания индивидуальных программ обучения детей из неблагополучных семей.

8. Вовлекать ребенка из неблагополучной семьи в кружки и клубы по интересам, в том числе в занятость выходного дня.

9. В случае необходимости быть инициатором активных действий по защите прав ребенка.

Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями.

1. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.

2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели - это, прежде всего их цели.

3. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели.

4. Классный руководитель обязан поощрять успехи, замечать даже самые незначительные успехи.

5. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.

6. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.

При работе с неблагополучными семьями классному руководителю необходимо:

1. Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).

2. Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:

Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание - это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.

Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).

3. Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.

4. Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.).

5. Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.

6. Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность (отдельный план работы с проблемными группами родителей).

7. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты

Исходя из задач, поставленных в работе с неблагополучной семьёй, выбраны основные направления деятельности:

1. Выявление неблагополучных семей и причин их неблагополучия.

Формы работы:

· Диагностика, выявление неблагополучных семей.

· Посещение семей.

· Анкетирование родителей и детей.

· Индивидуальные беседы с родителями и детьми.

· Наблюдение семьи.

Результаты:

Составление карты неблагополучной семьи и справок посещения семей; акт обследования условий жизни. Выявление степени неблагополучия семьи, асоциальных явлений, дезадаптации ребёнка. Подготовка материала для ПДН. Выработка решений, составление плана индивидуальной работы

с семьёй.

2. Просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, прав ребёнка.

Формы работы:

· Посещение на дому.

· Индивидуальные и тематические консультации родителей и детей из неблагополучных семей.

· Выпуск информационных листов.

· Оформление стенда для родителей.

· Осуществление информационной помощи семье.

· Передача положительного опыта семей.

· Беседы, родительские собрания.

Результаты:

Установление партнерских отношений учителей, родителей и детей. Создание всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование. Мотивирование родителей на самостоятельное решение проблем. Повышение родительской ответственности за содержание и воспитание несовершеннолетних. Улучшение микроклимата семьи, профилактика правонарушений, преодоление асоциальных явлений и дезадаптации ребёнка в школе.

3. Оказание практической помощи семье и ребёнку.

Формы работы:

· Помощь семье в проблемах, связанных с учёбой, воспитанием, присмотром за ребёнком.

· Помощь родителям в сборе документов на оформление пособий на детей, путёвок в санатории, пособий по безработице.

· Помощь в предоставлении льгот, предусмотренных законодательством.

· Оказание содействия в получении материальной помощи неблагополучной семье за счёт фонда социальной поддержки населения.

· Оказание содействия в трудоустройстве родителей через службу занятости.

· Привлечение родителей, детей, общественности к социально-значимым мероприятиям.

· Оказание педагогической помощи ребёнку.

· Определение уровня развития ребёнка (если есть необходимость - направление на ПМПК)

· Организация досуговой деятельности детей.

· Организация в каникулярное время лагеря с дневным пребыванием детей на базе школы.

· Обеспечение детей из неблагополучных семей путёвками в оздоровительный лагерь.

· Оказание содействия в трудоустройстве детей в каникулярное время через службу занятости.

· Моральная поддержка семьи.

· Мотивация на лечение от алкогольной зависимости родителей, злоупотребляющих спиртными напитками.

· Привлечение социально благополучных семей, Совета школы, родительского комитета, ПДН, КДН и ЗП, органы опеки и попечительства для работы с неблагополучными семьями

· Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребёнка.

· Координационная деятельность с медицинским работником.

8. Индивидуальный план профилактических мероприятий на семью

Мать

Дата рождения ________ Место работы ________

Адрес ______________________________________________________

Постановка на _______________

Проблема семьи _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответственный

Внутришкольное взаимодействие

Изучение семьи:

Собеседование с классным руководителем;

Опрос соседей.

Сентябрь

Соц.педагог

кл.руководитель

Характеристика

Обследование жилищно-бытовых условий

Сентябрь

Соц.педагог

кл.руководитель

Акт обследования

Посещение на дому

Соц.педагог

кл.руководитель

Встречи в школе

В течение года по необходимости

Администрация школы, соц.педагог

кл.руководитель

Протокол

Учет успеваемости детей на конец четверти

Ежедневно и на конец четверти

Соц.педагог

кл.руководитель

Ведомость оценок

Подведение предварительных итогов успеваемости детей за четверть

За 2 недели до конца четверти

Соц.педагог

кл.руководитель

Вовлечение детей во внеурочную деятельность:

  1. Турслет «Осенняя тропа», посвященный 80-летию со дня рождения Э.М. Палкина
  2. Фестиваль народов мира
  3. «Мама и я - спортивная семья»
  4. Игра «Зарница»
  5. Конкурс «Минута славы»

Сентябрь и в течение года

Соц.педагог

кл.руководитель

зам. директора по ВР, учителя физической культуры.

Психологическое сопровождение семьи

  1. «Самооценка моей личности»
  2. «Алкоголизм - повод, причины и последствия»

В течение года

Психолог

Участие родителей в мероприятиях по профилактике безнадзорности, правонарушений, пропаганде ЗОЖ

  1. Фитовыставка «Осень золотая»
  2. Конкурс флэш-презентаций «О спорте»
  3. Конкурс «Нет вредным привычкам!»
  4. Экологическая акция по очистке местной реки
  5. Беседа с родителями на тему: «Уголовная ответственность несовершеннолетних»

В течение года по плану ВР

Соц.педагог

инспектор ПДН

кл.руководитель

зам. директора по ВР

Беседы по проблемам дисциплины, успеваемости и посещаемости детей

  1. Родительский лекторий «Стили семейного воспитания
  2. Конкурс творческих семей «Споем, мамочка!»
  3. Декада семьи и школы

В течение года

Соц.педагог

кл.руководитель

зам. директора по ВР

Отметка в тетради работы с учащимися

Рейды

«Образование всем детям»

В течение акции

Соц.педагог

кл.руководитель

График рейдов, акты

«Защита»

«Дети улиц»

«Подросток»

Совет профилактики

1 четверть

По мере необходимости

Соц.педагог

Протокол

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Межведомственное взаимодействие

По мере необходимости

Соц.педагог

Информация

Общественные организации

Научно-методическое:

1.Иванцова А. О работе с проблемными семьями. Воспитание школьников -№10, 2000.

2.Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними// Народное образование. № 6, 2002.

3.Мустаева Ф.А. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект. 2003.

4.Никитина Л.Е. Социальный педагог в школе. - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2003.

5. Смирнова Е. О., Быкова М. В. Структура и динамика родительского отношения //Вопросы психологии. № 3, 2000.

6. Султанова Т.А. Работа с неблагополучными семьями. Методическое пособие - Уфа; 2005г.

7.Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я - дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. - М., 2000г.

8. Шульга Т.И., слот В. Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». М., 2000г.

Близнюк Клавдия Ивановна,

социальный педагог

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6»

п. Зеленоборский

Мурманской области

Профилактика семейного неблагополучия на примере МБОУ СОШ №6 (опыт работы социально-психологической службы)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

    Насилие в семье как социально — психологическая

проблема 5

    Диагностика семейного неблагополучия и способы ее

нивелирования 10 3.Заключение 20

4. Список литературы 22

Введение

Современная российская семья переживает в настоящее время духовный кризис. Потеря прежних идеалов образовала своеобразный духовный вакуум, а в любом обществе с утратой духовности или снижением ее уровня возрастает число неблагополучных семей и детей, оставшихся без попечения родителей. Причиной такого положения многие отечественные ученые педагоги считают ухудшение социально-политических и экономических условий в стране. На наш взгляд, к этому следует добавить утрату традиций религиозного воспитания, впитавшего тысячелетний опыт русской православной культуры.

Насилие в семье, к сожалению, до сих пор остается проблемой, и увы, не единственной: ребенок сталкивается со стрессами и в школе, и насилие продолжается…

В течение ряда десятилетий проблема семейного насилия не только не была предметом комплексного исследования. Но и рассматривалась через призму общественного мнения. А между тем, по данным статистики, от разных форм насилия в наибольшей степени страдают женщины и дети. Это колоссальные, разрушительные драмы, часто отнимающие жизнь. Ежегодно в России семнадцать тысяч детей раннего возраста становятся жертвами преступлений. При этом каждый второй из погибших детей убит родителями или лицами, их заменяющими. Дети, престарелые, женщины и инвалиды составляют более трети всех пострадавших на почве семейно-бытовых отношений. [ 4, с.3]

Насилие над детьми в семьях приняло в России угрожающие масштабы. По данным неофициальной статистики ежегодно от 50 до 60 тыс. детей убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения и произвола родителей. В настоящий момент в России по различным данным насчитывается от 3 до 5 млн. беспризорных. Социальными сиротами, т. е. имеющими родителей, являются 95% брошенных детей. Ежегодно 2 млн детей в возрасте до 14 лет подвергаются физическому насилию, каждый десятый умирает от побоев, 2 тыс. оканчивают жизнь самоубийством. И это происходит не только в так называемых неблагополучных семьях маргиналов, а в семьях, где есть оба родителя, где семья имеет достаточное материальное обеспечение. Проведенные исследования не подтверждают взаимосвязи между уровнем обеспеченности, образования, составом семьи и насилием в семье.

Однако это только кажется, что «дверь» во внутрисемейные отношения закрыта; вопрос лишь в том, как подобрать «ключ».

Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. [ 4, с.3]

1. Насилие в семье как социально-психологическая проблема

В современной светской и православной педагогике представлены три точки зрения на понятие семьи. Первая рассматривает семью как первичную ячейку общества, как институт социализации (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский). Вторая — точка зрения православной педагогики -рассматривает семью как малую Церковь, в которой соблюдается иерархия, установленная законом Божьим (С.С. Куломзина, Л.И. Сурова, о. Алексий (Уминский). И третья предпринимает попытки объединить эти две позиции на основе христианского миропонимания (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, В.В. Зеньковский, Т.И. Власова, И.А. Панькова, В.И. Слободчиков, И.А. Соловцова), согласуя достижения современной педагогики с учением и жизнью Православной Церкви.

Проникновение насилия в жизнь семьи ведет к уничтожению личности, ведет к деконструкции нравственных, духовных основ семейного воспитания, к росту детской безнадзорности, беспризорности, вовлечению несовершеннолетних в криминальную деятельность, к росту числа психически нездоровых детей. В таких условиях необходимы профилактические меры против насилия в семье, которые становятся важной задачей государственных органов социальной работы, ОВД, школ, дошкольных учреждений, педагогов и родителей.

Во многих странах семейное насилие рассматривается как серьезная социальная проблема и входит в сферу интересов различных академических и практико-ориентированных дисциплин. Весьма актуальной данная проблема является и для России, находящейся в затянувшемся и болезненном периоде от одного политического и социально-экономического уклада к другому. Как показывает история цивилизации, глобальные изменения в обществе всегда сопровождаются ожесточением.

Потеря прежних социальных ориентиров и конфликт жизненных ценностей, неуверенность в будущем, нестабильность социально-экономической ситуации, снижение уровня жизни, а также необходимость принимать нестандартные решения (что само по себе является дискомфортным, а нередко и стрессовым фактором) способствуют нарастанию и более интенсивному проявлению агрессивности и жестокости.

В этой связи с психологической точки зрения современное насилие рассматривается как своеобразная форма невротического протеста личности против различного рода давящих на нее стрессовых факторов и условий социальной жизни, к которым ей трудно адаптироваться.

Чаще всего насильственным действиям со стороны членов семьи подвержены дети, женщины, престарелые и инвалиды. Мужчины в семье чаще испытывают психологическое насилие.

Семьи, в которых отношения строятся на насилии, входят в группу риска, так как выросшие в столь неблагополучной обстановке дети впоследствии становятся либо жертвами, либо сами подвергают насилию своих близких. По статистики 95 % людей содержащихся в колониях, в детстве испытывали насилие или были его свидетелями.

Насилие в семье нарушает такие права человека, как право каждого на равную защиту перед законом и отсутствие дискриминации по признаку пола, возраста, семейного или социального статуса; право не подвергаться жестокому обращению; право на жизнь и физическую неприкосновенность; право на высокие стандарты физического и психического здоровья.

Поселок Зеленоборский находится в 60-ти километрах от города Кандалакша – это и хорошо и плохо. Наш некогда процветающий поселок, в одночасье превратился в экономически нестабильный. Совхоз «Княжегубский», ДОЗ, Леспромхоз, РМЗ более 10 лет исчезли из экономического пространства населенного пункта. Появились очень богатые и очень бедные. У тех и других одинаковые условия для ведения домашнего хозяйства, но у большинства уже развился социальный пессимизм.

Это одна из причин социальной нестабильности поселка, снижения нравственных устоев в семье, в молодежной и подростковой среде.

Только за последние два года в поселке вдвое увеличилось количество неблагополучных семей. Ухудшается психологический климат и в устойчивых семьях.

Резкое увеличение стрессовых ситуаций сказывается на детях. Отсутствие в семьях заботы, психологическая депривация, физическое и психологическое насилие толкает детей к необдуманным поступкам, побегам. Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется, в конечном счете, в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних. Большинство из тех, кто работает с детьми, пришли к выводу о том, что легче сделать все возможное, чтобы ребенок не попал “на улицу”, чем вернуть его “с улицы” к нормальной жизни. На протяжении нескольких лет педагоги школы, педагогический коллектив Зеленоборского детского дома бьются над воспитанием прибывших детей из Тихвинской школы-интерната, которые приобрели устойчивые деформации личности из-за жестокого обращения в своих бывших семьях. Социально-психологический подход рассматривает насилие в семье как продукт социализации, воспроизведение той модели поведения, того жизненного опыта, который человек получил в семье до 5-6 лет. Многие воспитанники детского дома, к сожалению, уже никогда не смогут выстроить правильную модель воспитания своих будущих детей (т.к. до 7-11 лет они воспитывались на насилии).

Мы сегодня говорим о профилактике, однако в последние несколько десятилетий насилие в семье осознается как серьезная и масштабная проблема, которая порождает множество других социальных и индивидуальных проблем. В частности, сформировалось понимание, что недостаточно только наказывать виновных, так же необходимо реабилитировать жертву насилия и работать с человеком, совершившим насилие, в избежания повторения ситуации. Самая приоритетная задача – работа с семьёй, информирование и просвещение семьи. Вовремя обратить внимание родителей, где проводит время их ребенок, предотвратить будущие правонарушения несовершеннолетних.

В образовательном учреждении внедрен метод картографирования территории. Методом картографирования социально-психологическая служба школы помогает всем семьям, заинтересованным в воспитании своих детей. Определены места, где живут семьи с низким доходом, семьи «социального риска», неполные, многодетные семьи, выявлены места «Пятаки», где концентрируются скопление несовершеннолетних, склонных к правонарушениям или сбежавших из дома из-за различных конфликтов.

По этим картосхемам отмечены наиболее неблагополучные территории районов поселка. Так же указаны те магазины, в которых были зафиксированы случаи продажи несовершеннолетним спиртных напитков и табачной продукции.

Нельзя не признать, что сегодня полной и отражающей реальность статистики о масштабах и частоте случаев насилия в семье не существует ни в стране, ни в отдельном населенном пункте по вполне понятным причинам: закрытость семьи как системы (нежелание выносить сор из избы); взаимозависимость жертв и мучителей; отсутствие доступа в семью для социальных работников; недостаточность информации из медицинских учреждений и правоохранительных органов, что не позволяет делать выводы о размерах данного явления.

Особенности поведения родителей или лиц их заменяющих, позволяющие заподозрить физическое насилие над детьми в семье:

    Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка.

    Позднее обращение за медицинской помощью.

    Обвинение в травмах самого ребенка.

    Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.

    Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком.

    Рассказы о том, как их наказывали в детстве.

2. Диагностика семейного неблагополучия и способы ее нивелирования

Социальный педагог в школе, работая с родителями, своевременно решает проблемы, выступая в роли консультанта-информатора (разъясняя возможные последствия действий, комментируя нормативно-правовую базу, давая психолого-педагогические рекомендации, адреса специалистов и т.п.).

1. На основе многолетней работы в образовательном учреждении был разработан алгоритм выявления и устранения семейного неблагополучия, который состоит из 4 компонентов:

— нормативно-правовая база

— источники информации о семейном неблагополучии

— совместная работа с органами системы профилактики

— меры воздействия: работа с неблагополучной семьей.

Нормативно-правовая база

Можно выделить три уровня законов, регулирующих права ребенка.

1 уровень — международный:

    Декларация прав Ребенка

    Конвенция о Правах ребенка

2 уровень – законы РФ:

    Конституция РФ

    Семейный кодекс РФ

    Административный кодекс РФ

    ФЗ «Об образовании»

    ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

    ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и др.

3 уровень – региональный:

    Законы Мурманской области

    Программа «Дети Кольского Заполярья»

(4 подпрограммы: «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Здоровое поколение», «Дети-сироты», «Дети и творчество»)

А также школьные локальные акты, документы:

    документы социально-педагогического патронажа (акты, тетрадь учета посещения семей);

    документы Совета профилактики правонарушений;

    материалы психодиагностики;

    результаты совместных рейдов;

    жалобы и заявления граждан;

    информация о правонарушениях из ПДН;

    информация с КДН и ЗП

    банк данных о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации

    профилактические дела (на обучающихся и семей, состоящих на ИПУ)

Источниками информации

о семейном неблагополучии являются:

    классные руководители сообщают о психологическом состоянии и внешнем виде ребенка, его настроении

    педагоги школы и дополнительного образования

    фельдшер школы (при обнаружении во время осмотров обучающихся синяков, ссадин сразу сообщает социальному педагогу или зам.директора по ВР)

    инспектор ПДН сообщает о фактах жестокого обращения с детьми

    специалисты КДН и ЗП

    жители поселка (личные обращения, по телефону)

    родственники

    соседи (бывают случаи, когда соседи приходят в школу или сообщают по телефону о частых скандалах, криках в семье нашего ученика. Каждый конкретный случай разбирается: беседуем с родителями, в зависимости от ситуации и с ребенком. Иногда привлекаем инспектора ПДН)

    друзья

Совместная работа

Работа строится в тесном сотрудничестве с органами системы профилактики правонарушений:

    ПДН – совместные рейды, во время которых посещаем семьи, дискотеки, места, где подростки проводят свободное время

    КДН и ЗП

    отделом по охране прав детства

    учреждениями здравоохранения – специалисты больницы проводят беседы, лекции

    службой занятости населения

    администрацией городского поселения Зеленоборский

    отделом социальной поддержки населения

    учреждениями дополнительного образования

    МЧС – регулярно проводятся беседы «Как вести себя на водоемах», «Индивидуальные спасательные средства», знакомит со средствами пожаротушения и т.д.

    ГИБДД – беседы, знакомит с правилами дорожного движения

Эффективные меры воздействия

на неблагополучную семью

Наиболее эффективными мерами воздействия на неблагополучную семью являются:

    Индивидуальные беседы, консультации

    Приглашение на Совет профилактики правонарушений

    Приглашение на заседание КДН и ЗП

    Лишение родительских прав – как крайняя мера

    Влияние через СМИ

    Пропаганда здорового образа жизни – в школе стали традицией проведение совместных семейных праздников

    Пропаганда семейных ценностей

    Административные штрафы

    Постоянный патронаж

    Совместные мероприятия детей и родителей

    Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.

НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ

Направления работы

Формы работы

Диагностика семейного неблагополучия

    наблюдения педагогов;

    анкетирование детей и родителей;

    составление банка данных обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации (дети-инвалиды, под опекой и попечительством, без опеки, не имеющие гражданства РФ, состоящие на разных формах учета, дети родителей инвалидов, из многодетных, малообеспеченных семей, с одной мамой, с одним папой);

    мини-консилиумы;

    тренинги;

    анализ документов (личных дел обучающихся, медицинских карт);

    анализ продуктов детского творчества;

    составление социальных паспортов классов;

    составление социального паспорта школы;

    постановления КДН и ЗП;

    информация с ПДН;

    обращение родителей (законных представителей, родственников, соседей);

    посещение семей первоклассников, пятиклассников, десятиклассников (по результатам посещения составляются акты обследования, в случае необходимости ходатайства в различные инстанции)

Индивидуальная помощь неблагополучной семье

    советы по преодолению трудных жизненных ситуации (индивидуальные беседы);

    консультации специалистов: зам директоров, логопеда, социального педагога, педагога-психолога, учителей-предметников;

    семейная терапия, психотерапия;

    индивидуальный социальный патронаж семей.

Групповая работа с родителями из неблагополучных семей

    спортивные группы (баскетбол, футбол – папы вместе с сыновьями занимаются в школьном спортзале, на стадионе);

    тренинговые группы («Я – сообщение», «Отцы и дети», «Карманные деньги: за и против» и т.д.;

    консультирование;

    семейные вечера «Пусть всегда будет мама», «От всей души», «Родительский дом – начало начал»;

    спортивные праздники «Мама, папа, я – спортивная семья», «Папа молодец, сын – удалец» и мн. др.

Профилактика семейного неблагополучия

    Родительский всеобуч: родительские собрания, конференции, родительские встречи, информация на школьном сайте

    Ознакомление с психолого-педагогической литературой: выставки в школьной библиотеке, на родительских собраниях, при личных беседах

    Обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей

    На МО классных руководителей

    Беседы для подростков

    Трудоустройство на работу родителей, состоящих на ИПУ

    Оздоровительный летний лагерь при школе

    Производственные бригады при школе

    Постановка на учет в КДН и ЗП, внутришкольный учет

    Индивидуальная помощь ребенку в учебе: дополнительные занятия, консультации.

Помощь социума неблагополучным семьям

    Предоставлено бесплатное питание 231 обучающемуся 49%: 3 – детям-инвалидам, 6 – детям родителей инвалидов, 1- на учете у фтизиатра, 69 –м/о, 152 – в трудной жизненной ситуации;

    В рамках межведомственной операции «Школа» выделены школьные принадлежности 20 обучающимся;

    выделение материальной помощи выпускникам из малообеспеченных семей

    оказывается помощь в оформлении адресной помощи, субсидии на квартплату, детского пособия;

    в целях социальной защиты помещаем детей в центр социальной помощи семье и детям, детский дом

    Действуют сменные информационные стенды «Твои права», «Нормативные основы защиты прав детства», «Внимание пандемический грипп», «Будь внимателен на остановках жизни»

    Новогодние подарки по линии Красного Креста

    Бесплатные обеды в столовой №1 по линии Красного Креста

    профориентационная работа (элективные курсы «Я выбираю профессию», «От самосовершенствования к самореализации», ежегодный информационный стенд «Абитуриент», выставка образовательных услуг

    институт приемной семьи

    институт молодой семьи

    акции милосердия («Рождественский подарок»)

2. Изучение семей

Более подробно хотелось бы остановиться на двух формах изучения семьи. Это работа с семьями первоклассников и составление социального паспорта.

2.1. Семьи первоклассников

Одним из эффективных методов раннего выявления семейного неблагополучия является обследование условий жизни семей первоклассников совместно с классным руководителем в сентябре. В образовательном учреждении разработан локальный акт, регулирующий деятельность классного руководителя в вопросе обязательного посещения семей обучающихся на начало учебного года.

В начале учебного года социальный педагог проводит сверку семей, состоящих на учете в КДН и ЗП, заостряет внимание на том, что нужно знать о неблагополучной семье:

1 . Материально-бытовые условия.

2. Эмоционально-нравственный климат.

3. Режим дня ребенка в семье.

4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей

5. Семейный досуг.

6. Уровень педагогической культуры родителей.

2.2. Социальный паспорт

В сентябре составляются социальные паспорта классов. Разработали усовершенствованный бланк социального паспорта, где включены следующие графы:

Всего учащихся, мальчиков, девочек

Количество полных семей

Обучающиеся, находящиеся под опекой и попечительством

Проживающие у родственников без опеки

Воспитанники детского дома

Обучающиеся, проживающие в семьях, находящихся в социально-опасном поведении

(семьи на учете в КДН и ЗП, внутришкольном учете)

Обучающиеся, состоящие на индивидуальном учете в КДН и ЗП, ПДН, внутришкольном учете

— обучающиеся из многодетных семей

Обучающиеся, проживающие с одной матерью

— обучающие, проживающие с одним отцом

Дети-инвалиды

Дети, родителей инвалидов

Обучающие, не имеющие гражданства РФ

Сведения о родителях (образование, место работы).

Только досконально изучив семью, можно составить такой социальный паспорт: классные руководители беседуют с обучающимися, родителями, посещают семьи, проводят анкетирование.

На основе паспортов классов составляется социальный паспорт школы.

3. Анализ социально-экономического положения семей за 2010-2014 года

Количество полных семей медленно снижается, а увеличивается количество обучающихся, воспитывающихся одной матерью.


В школе уменьшилось количество детей — инвалидов, но увеличивается число обучающихся, находящихся под опекой и попечительством – 28.

На сегодняшний день на учете в КДН и ЗП состоит 12 семей, находящихся в социально-опасном положении.

Эти семьи регулярно посещаются по плану 1 раз в два месяца, но бывают ситуации, когда они посещаются чаще. На каждую семью заведено профилактическое дело, в котором отмечается проведенная работа с семьей.



В то же время хочется отметить, что социальный педагог не должен брать на себя функции воспитания и заботы о детях в этих семьях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию членов семьи.

Показателем негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка являются также правонарушения среди подростков. На сегодняшний день на учете в КДН и ЗП, ПДН состоит 3 обучающихся.


Основными нарушениями поведения в школе среди подростков являются:

    пропуски уроков без уважительной причины

    агрессивность

    неадекватные реакции на замечания взрослых

    конфликты с учителями, с родителями

    частое употребление неформальной лексики

    суетливость или гиперактивность

Работа по профилактике правонарушений ведется по трем направлениям:

    работа с обучающимися,

    работа по правовому просвещению среди обучающихся и родителей,

    работа с педагогами.

5. Методическая работа .

Большую методическую помощь социально-психологической службе ОУ оказывают обучающие областные семинары, организованные отделом детства г. Кандалакша:

    «Работа с неблагополучными семьями» — раскрывались формы, методы работы

    «Семейные групповые конференции» — основная мысль, проблемы семьи должны решать сами члены семьи, специалисты только предлагают свою помощь.

    «Подбор кандидатов в принимающие родители: мотивация и критерии отбора».

    Семинар-тренинг «Развитие воспитательной компетентности» — (проведенный психологом-тренером Робертом Туйкиным).

    Обучение по программе «Прайд».

    «Обучаясь – познаю!» — формирование здорового образа жизни и профилактика ВИЧ и наркомании.

Методики используются при проведении индивидуальных бесед, консультаций с родителями. На МО классных руководителей обсуждаем новые формы работы с родителями: например, мини-собрания родителей (по 5-6 человек), консультации через Интернет.

На их основе в образовательном учреждении разработаны родительские собрания:

    «Мотивы плохого поведения»,

    «Роль семьи в развитии здоровой личности»,

    «Насилие в семье: формы, виды, последствия»,

    «Воспитание: обязанность или призвание» и др.,

Этот алгоритм выявления и устранения семейного неблагополучия носит достаточно общий характер, служит лишь канвой деятельности социального педагога. У каждой школы, семьи, окружающего её социума – свои особенности, свои проблемы, а значит, у социальных педагогов есть поле для творчества, для обогащения этих рекомендаций.

Заключение

Говорить о семейном неблагополучии и просто, и сложно одновременно, потому что формы его довольно многообразны, как многообразны и разновидности семейных союзов. Если при явном семейном неблагополучии (такие как алкогольная зависимость членов семьи, семейные конфликты, насилие и жестокое обращение с детьми) не возникает сомнения ни у педагогов, ни у общественности относительно того, что такие семьи не могут успешно справляться со своими основными функциями, прежде всего с воспитательными задачами, оказывают десоциализирующее влияние на детей, то его скрытые формы не вызывают особой тревоги и обеспокоенности. Внешне респектабельные семьи со скрытым неблагополучием демонстрируют двойную мораль, которую дети довольно быстро усваивают и делают законом своей жизни. [ 5, с.3]

Если говорить о причинах семейного неблагополучия, то и здесь не все обстоит просто, как может показаться на первый взгляд. Резкие перемены в экономике, политике социальной сфере в России негативно отразились не только на материальной стороне семьи, но и на взаимоотношениях между ее членами, и, прежде всего, между родителями и детьми.

Вследствие этого возросла напряженность в общении родителей с детьми, резко увеличился уровень тревожности уже в начальной школе. С одной стороны, родители не располагают достаточным временем для выполнения воспитательной функции в необходимом объеме из-за дополнительной нагрузки на работе. С другой стороны, многие родители не обладают знаниями, позволяющими решить ту или иную конкретную проблему, часто неожиданно возникшую в семейных отношениях.

Но есть мы, педагоги и воспитатели образовательных учреждений, которые должны быть внимательными к каждому ребенку. Чувствовать его внутренний мир. Не забывать за ежедневными заботами увидеть проблемы маленького человека, пусть капризного и порой несносного, но такого беззащитного, ждущего от нас помощи и понимания.

Список литературы

    Александрова О.В. Программа взаимодействия школы и семьи «Единство и лад» // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 2012. — № 1. – с.96-107

    Помощь детям, пострадавшим от насилия в семье: правовые аспекты, тренинговые занятия, рекомендации /авт.- сост. Я.К. Нелюбова. – Волгоград: Учитель, 2009

    Психологический практикум и тренинг: профилактика нсилия в семье и школе /авт.-сост. Л.В. Прикуль. – Волгоград: Учитель, 2009

    Сотрудничество педагогов и семьи: организация системы работы /авт.-сост. Н.А. Алымова, Н.А. Белибихина. – Волгоград: Учитель, 2008

    Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей /В.М. Целуйко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006