Методы воспитания в современном мире. Современное воспитание детей: методы и проблемы

Каковы самые серьезные проблемы школьного воспитания?

На наш вопрос ответили педагоги, директора школ и ученые

Воспитание, как известно, самая непостижимая часть педагогики. «ПС» по мере возможности старается знакомить вас с результатами научных изысканий в этой области, но пока ученые спорят о целях, результатах, субъектах и эффектах, в каждом российском классе воспитание так или иначе происходит ежеминутно. Причем самих классных руководителей довольно редко спрашивают о сути их работы. Поэтому спросить решили мы вместе с центром «Педагогический поиск».
Мы попросили учителей школ, сотрудничающих с газетой, преподавателей вузов, школьных управленцев назвать самые важные, на их взгляд, проблемы в области воспитания. А потом предложили ученым прокомментировать ту картину, которая,
как из мозаики, сложилась в результате опроса.
Сегодня, на границе двух учебных полугодий, когда принято подводить предварительные итоги, мы представляем эти материалы вам. Каждый, кого они заинтересуют, вольно или невольно займет позицию эксперта: систематизирует ответы в соответствии
со своим педагогическим и управленческим опытом, сделает выводы о состоянии нашего современного воспитания и о людях, профессионально занимающихся этим воспитанием. Читатель, которого увлекает подобная аналитическая работа, наверняка сначала познакомится с результатами опроса, чтобы составить собственное мнение.
И только потом соотнесет его с высказываниями приглашенных нами экспертов.
Можно сделать и наоборот: сначала с помощью ученых выбрать приемлемый фокус для рассмотрения, а потом уже знакомиться с ответами коллег. Надеемся, что читатели, выбравшие как первый, так и второй варианты, мысленно добавят к названным проблемам и свои ответы.
Результаты опроса можно использовать и как повод для проведения зимнего педсовета. В этом случае лучше, конечно, сначала провести подобный опрос среди педагогов школы (по желанию – анонимно), а газету до поры до времени припрятать, чтобы не было соблазна присоединиться к уже сформулированному мнению. При таком сценарии мнения ученых-экспертов прозвучат не вообще, а будут обращены к каждому учителю вашей школы. Впрочем, в роли аналитика тоже может выступить кто-нибудь из педагогов школы, использовав предложенный алгоритм систематизации проблем и предлагая свои варианты их разрешения.

Елена КУЦЕНКО

Учителя

Сотрудничество с родителями (школа не всегда привлекает родительскую общественность к решению проблем в организации воспитательного процесса, а иногда и родители не хотят участвовать в решении этих проблем).
Использование современных технологий, причем различных (чаще ведь по старинке, все «проводим мероприятие»).
Работа с подростками.

Надежда Зубарева

Проблемы взаимосвязи родителей и классных руководителей. Живое общение часто заменено отправкой электронных и почтовых сообщений. Не хотят родители идти в школу, а обсуждение проблем по телефону не всегда эффективно.
Бумажные и электронные отчеты отнимают массу времени, которое можно было бы отдать непосредственно работе с детьми.
Управление воспитательным процессом в школе должно быть более гибким. Требования к работе каждого классного руководителя не могут быть одинаковыми, как неодинаковы дети в разных классах. Что хорошо для одних – неприемлемо для других.

Светлана Кинельская

Взаимодействие классного руководителя и родителей (низкая родительская активность). Оснащение учебного процесса (ТСО, наглядности, компьютер и т.д). Питание в школьной столовой (многих не устраивает ассортимент блюд, предпочитают, например, булочки, чай. Но так как в столовой нет кассового аппарата, в розницу больше продавать не будут. И как будут заниматься ученики на голодный желудок, если у них бывает по семь уроков?).

Марина Гордина

Информатизация учебного и воспитального процесса. Развитие научно-технического творчества. Проблема «отцов и детей».

Елена Салитова

Формирование классного коллектива. Воспитание толерантности. Социализация ребенка в общество.

Татьяна Потапова

Влияние на воспитание киноиндустрии и масс-культуры таково, что многие воспитательные занятия в школе ребята воспринимают как ненужные игры.
Конкурентные отношения рыночной системы переносятся в школу, и здесь идет борьба на выживание – кто сильнее – любыми способами. К сожалению, примеры черпаются из боевиков.
Снизились общий уровень культуры и кругозор учащихся, они мало читают, низкая мотивация к учебе (главный лозунг: сейчас все можно купить!). Но пробиться к сердцам можно, хотя это требует колоссальной самоотдачи. К сожалению, подростки не знают ничего ни про Холокост, ни про историю политических репрессий в СССР. Возможно, в этом причина ростков фашизма и русского шовинизма в России.

Евгения Колтановская

Низкая мотивация самих взрослых к самоизменению. Умение «слышать» подростков.

Алена Михеева

Установление единых требований к ребенку со стороны учителей и родителей. Проблемы родительского контроля за обучением ребенка.

Наталья Терехова

Воспитательные методики и технологии в условиях гуманизации школьного образования. Влияние уровня развития классного коллектива на формирование интересов, склонностей и способностей воспитанников. Гуманистическая воспитательная система школы как среда становления гармонично развитой личности.

Марина Вдовина

Снижение мотивации обучения. (Зачем учиться, если дальнейшее образование платное?!)
Заполнение кучи ненужных бумажек как классным руководителем, так и учителем. Дайте работать!!!
Слишком много полномочий стало у администрации, и все бесправнее становится учитель. Какую личность может воспитать учитель, который себя не может защитить? А теперь при новом финансировании учитель за всё отвечает рублем. Почему администрации школы позволили распределять надбавки к зарплате? И как это вообще должно происходить? Может, независимой комиссией?

Светлана Карпенко

Проблемы адаптации школьников, переходящих на следующую ступень обучения. «Забумаженность» работы администрации школы. Отсутствие желания учительства мыслить новыми, экономическими категориями, развивая при этом у себя и у детей психологию бедности.

Светлана Корнаухова

Образ воспитанного человека, транслируемый СМИ, далек от того, который представляют себе профессиональные педагоги.
Формы праздников и прочих мероприятий морально устарели и неинтересны детям.

Алиса Жилинская

Некоторые родители посылают детей работать или побираться вместо учебы. В перспективе нет работы, нет веры в будущее.
Как справиться с драками, матом, пивом, курением? Дети не берегут и не ценят то, что есть в школе, все пачкают и ломают.

Антонина Захарова

Родители бьют детей, они не союзники в воспитании. Нет ощущения гражданства, привычка отделять себя от государства, от семьи, автономизация личности – перекос в индивидуализм. Нет защиты от агрессивных СМИ.

Людмила Коломиец

Дети брошены: родители массово уезжают на заработки. Социальное расслоение в классах. Школа ставит задачи, далекие от интересов детей: старшие подростки сосредоточены на дружбе, общении, а мы им – профилизацию и ЕГЭ.

Светлана Назарова

Директора

Мировоззренческая. Так называемый светский гуманизм продемонстрировал полную несостоятельность во всех странах мира, где он доминирует. Образование, основанное на академических предметах, не имеет выхода в воспитательный аспект.
Неопределенность конечного продукта воспитания.

Ощутимый недостаток квалифицированных кадров, способных профессионально учить и воспитывать. Загруженность родителей необходимостью зарабатывать деньги ведет к тому, что родители перестают заниматься образованием, интеллектуальным и культурным развитием ребенка, его нравственным воспитанием, перекладывая это полностью на плечи школы.
Сама структура школы не позволяет работать индивидуально, а без индивидуального подхода развивающие задачи решить невозможно. Такая работа может быть эффективной только при совместных усилиях семьи и школы.
Откат аппарата чиновников к временам диктаторского насаждения установок. Жесткая регламентация, попытки структурировать и ранжировать работу всех школ по единому образцу, понятному чиновникам. В основе – желание чиновников уберечь себя от любых возможных проблем. Например, именно поэтому все меньше педагогов ездят в поездки, ходят в походы, даже на экскурсии.

Николай Изюмов, заместитель директора ГОУ школа № 1199 «Лига Школ» г. Москва

Отсутствие интереса к воспитанию детей со стороны семьи. У младших подростков наблюдается повышенная контактная агрессивность: могут схватить одноклассника за волосы, начать бить. В школе мало активных форм воспитания (образовательных проектов, имитационных игр, различных встреч…), а воспитание как насаждение правильных норм поведения неэффективно.

Людмила Долгова, директор школы «Эврика-Развитие» г. Томск

Отсутствие идеологической базы (что мы воспитываем?). У семьи не сформирован запрос к школе на воспитание. Отсутствие кузницы кадров: на воспитателей нигде не учат.

Дмитрий Тюттерин, директор частной школы «Знак» г. Москва

Практически все школьные ситуации строятся таким образом, что у ребенка не возникает необходимости в самостоятельном принятии решения. Педагоги не очень хорошо представляют, что нужно современным подросткам и молодым людям.

Михаил Черемных, директор Гуманитарного лицея г. Ижевск

Несогласованность действий служб структур, которые должны заниматься ребенком. Каждое ведомство (школа, комиссия по делам несовершеннолетних, центр «Семья»…) отчитывается за определенный аспект.
Неумение педагогов глубоко понять личностные особенности ребенка, внутреннюю мотивацию его поступков. В этом могут помочь психологи, но не во всех школах существуют хорошие психологические службы.
Запущенность воспитания в семье. Школе трудно воспитывать ребенка, который не высыпается и недоедает.

Ольга Полякова, директор школы № 6 г. Сосновый Бор

Ученые

Взрослые вообще, учителя в особенности, часто путают назидание (поучение, наставление) и воспитание. Это не одно и то же. О воспитании обычно говорят тем больше, чем хуже решается главная задача школы – обучение. В действительности эффективность воспитания в школе зависит прежде всего от качества обучения.
Возможности школы как инструмента воспитания в действительности ограничены, и любая попытка увеличения удельного веса воспитательных функций школьного образования чревата ростом лицемерия и пустословия. А главная проблема – в управлении образованием, в запредельной степени формализма на всех уровнях.

Из-за бесконечных циркуляров, предписаний и другой бумажной рутины учитель не бывает в состоянии свободы, а свобода в воспитании превыше всего.
Назидательность: важно не учить ребенка жить, а создать ауру, атмосферу, которая соответствует прекрасным человеческим отношениям. Зачастую к детям относятся как к средству для достижения своих целей, тогда как каждый ребенок есть ценность нескончаемая.

Виталий Ремизов, руководитель Инновационного центра повышения квалификации «Школа Л.Н.Толстого» г. Москва

В школе нет детских организаций. Большинство школ устроено без учета сегодняшних реалий возраста. Нет хороших, идеальных форм, образов желательного будущего, на которые можно ориентировать в воспитании. Нет посредников – взрослых, через которых осуществляются связи со старшим поколением, с позитивным, социумом.

Борис Хасан, директор Института психологии и педагогики развития г. Красноярск

В школе ведется недостаточно целенаправленная работа по воспитанию инициативности, ответственности, гражданственности и патриотизма. Социум изменился, в школу пришли другие дети, а методы воспитания остались такими же, как 20 лет назад.
Отчуждение детей от школы. Школа не становится «домом» для ребенка, и воспитательная работа все больше выносится за стены школы. Сейчас даже вечера выпускные стараются проводить не в школах, а например, в Домах культуры.
Работа учителя оценивается только по результатам обучения, что задает определенную направленность деятельности педагога.
Вводим профильное обучение и сокращаем часы на основные предметы, которые формируют личность человека (литература, музыка...).

Роза Шерайзина, ректор Института непрерывного педагогического образования НовГУ им. Ярослава Мудрого

В последнее время много сделано для социальной маргинализации педагогов, для того, чтобы в школе оставались только героические люди. А их слой очень тонок. Многие педагоги чувствуют себя неудачниками, людьми, которые не могут занять достойное место в обществе.
Отчуждение детей и педагогов от школы, друг от друга. Воспитывать можно в той мере, в которой люди ориентированы друг на друга, слышат и принимают другого.

Галина Прозументова, заведующая кафедрой управления образования факультета психологии ТГУ

Мы благодарим всех, кто принял участие в опросе. К сожалению, в публикацию вошли не все ответы: мы убирали повторы
и реплики не по теме

Экспертное мнение

Сергей ПОЛЯКОВ, доктор педагогических наук, г. Ульяновск

Педагогические задачи реальные. И мнимые

По словам эксперта, сначала он «собирался последовательно отреагировать на все позиции, мнения, суждения, но потом
показалось, что, несмотря на разность слов, в ответах повторяются одни и те же подводные темы», которые и стали заголовками разделов этого комментария.

Мифология продолжается

Я по-прежнему убежден, что воспитание может быть хоть в каком-то смысле успешным, только если воспитатели и управленцы станут большими реалистами (об этом писал несколько лет назад в книге «Реалистическое воспитание»). Однако, судя по результатам опроса, наше желание строить в воспитании воздушные замки неизбывно.
Мы желаем, чтобы появилась единая идеология, чтобы среда была гармоничной, чтобы родители оказались активны, чтобы воссоздалась единая детская организация, чтобы в воспитании был какой-то конечный (!) продукт и, наконец, чтобы оказалась решенной проблема отцов и детей (!!!).
Увы или к счастью – точнее, ни то ни другое, – всего этого не будет в ближайшие десятилетия, а то и никогда.
Так что если мы хотим воспитывать, давайте думать о другом и тратить силы на другое.

Бег от проблемности

Однако чтобы решить, на что же стоит тратить наши силы, надо обнаружить проблемы. Проблемы – это то, в чем конкретно мы неуспешны и что в наших действиях ведет к такой неуспешности.
Увы, формулировки ответов-запросов, к сожалению, совершенно в другом, «жалобном», ключе.
«Дети не берегут и не ценят то, что есть в школе, все пачкают и ломают». Но что же мы, педагоги, делаем, что дети так реагируют на школьное бытие?
«Потеря интереса к учебе». Однако что в наших действиях помогает потере интереса к учебе?
«Снизился общий уровень культуры и кругозор учащихся». Мы помогаем или сопротивляемся этому снижению?
И так далее – список жалоб не исчерпан.
Наш бег от проблемности проявляется и в том, что, не успев осознать, понять проблему, мы спешим ставить задачи «формирования классного коллектива», «воспитания толерантности», «социализации в обществе» (кстати, что это такое?) и прочая, и прочая.
Почитав список жалоб, задач, изучив старые и новые воспитательные мифы, хочется присоединиться к лозунгу, который недавно пришлось услышать: «Меньше воспитания!»

Меньше воспитания

Вспомним тот удивительный, всем знакомый семейный пример, когда в семье никто сильно не озабочен воспитанием детей, а они вырастают хорошими и разумными.
Не так ли и в работе некоторых учителей, увлеченных больше своей замечательной наукой и видящих поэтому в школьниках не предмет воспитательных действий, а «сообщников» по научному и культурному деянию? Иногда от такого невоспитания и воспитательный результат ведь повыше, чем от упорной изматывающей воспитательной работы.
Я отношусь весьма скептически к воспитательной работе в вузе (может, потому, что в институте меня почему-то миновали воспитательные усилия преподавателей). Но недавно прочитал одно исследование, в котором утверждается, что воспитание студентов в университете не результат какой-то специальной работы, а следствие реализации в вузе в целом его воспитательной функции, то есть функции развития нравственно и проблемно-ориентированного специалиста.
Может быть, и в школе стоит больше говорить не о воспитании, а об осуществлении школой функции развития личности во всех школьных пространствах: во взаимоотношении педагогов и детей, в укладе и атмосфере школьной жизни, в имидже школьных педагогов…
И тогда воспитание окажется не столько специальным воздействием, сколько узнаванием, пониманием и жизнью.

Воспитание – это узнавание и понимание

Об этом говорили Василий Александрович Сухомлинский, Аркадий и Борис Стругацкие.
Помните, была такая журналистская игра: «Если бы директором был я…». Предлагаю для педагогов и управленцев от воспитания две игры на определение эффективности деятельности воспитателя.
Первая: подсчитать, сколько времени учитель разговаривает со своими учениками просто так, без специальной цели. Чем больше, тем лучше: ведь педагог–больший мастер нецеленаправленных разговоров имеет возможность больше узнать и понять другого человека.
Вторая игра: «Открой невидимку». Задание: выбрать среди своих воспитанников самого никакого, неясного, непонятного и попытаться понять только через наблюдение , что он такое и что им движет. Более успешные в таком задании – лучшие воспитатели.
Однако есть такие проблемы, от которых не отмахнешься.

Действительные проблемы

Они совсем не там, где их ищут, не в школе, а в социуме, в мире социализации детей. Социализации не в том смысле, как последнее время мелькает в школах, где она порою трактуется как подготовка к профессии и поведению будущих избирателей на выборах, а в широком социальном поле, о котором блестящая книжка А.В.Мудрика «Социализация человека».
Педагог, не прочитавший этой книги, вряд ли сумеет адекватно ориентироваться в социальном пространстве, в котором живут современные молодые люди. А не сориентировавшись, не сумеет увидеть действительные проблемы и поставить реалистичные задачи.
Оказывается, дело не в том, как влияют масс-культура, СМИ, боевики, «интернеты», социальное расслоение и прочие «страшилки» нового времени, а умеем ли мы формировать отношение ребят к этим реалиям – не негативное отношение, основанное на эмоциях, а интеллектуальное, аналитическое, позволяющее обнаруживать влияния на себя и учиться противостоять социальным манипуляциям.
Поднимите руку, только честно, кто в этом учебном году провел хотя бы одно воспитательное действие или один урок, на котором вы вместе с ребятами учились анализировать социальные влияния и вырабатывали отношение к ним.
Вот то-то и оно.
Но, может, для этого нужна новая теория воспитания?

Новая теория воспитания

Может, и так.
По крайней мере что-то такое проклевывается.
И.Д.Демакова говорит о пространстве детства , которое важно знать, понимать и чувствовать.
Д.В.Григорьев пропагандирует идею событий как истинного предмета работы воспитания (ценностно-наполненных ситуаций, создающих переживания и интеллектуальные порывы).
М.В.Шакурова утверждает, что соединение социального, культурного и воспитывающего происходит в сознании школьника как акт социокультурной идентичности , то есть в ответе школьника на вопросы «Кто Я? С кем Я? Где мой человеческий образец?» (и именно помощь в решении таких вопросов, по М.В.Шакуровой, – настоящая работа педагога).
И.Ю.Шустова показывает, что традиционные понятия коллектива и группы недостаточны для описания современной «среды совместного обитания» школьников. Она предлагает использовать существующее в психологии словосочетание событийная общность , в котором соединяется тема коллективности и тема событий.
Психолог М.Р.Битянова и педагог Б.В.Куприянов придают особое значение ролевым играм как методу, позволяющему погрузить подростков и старшеклассников в ценностные конфликты и подтолкнуть их к игровому, а потом и жизненному выбору личных, ценностно-окрашенных взглядов, позиций.
Самое замечательное, все эти исследователи не только авторы и пропагандисты новых идей, которые, может быть, когда-нибудь сложатся в новую теорию воспитания, но и практики, превращающие свои идеи в события совместного проживания с молодыми людьми напряженных «продвигающих» ситуаций.

Экспертное мнение

Борис КУПРИЯНОВ, кандидат педагогических наук, Костромской государственный университет

Трудности, которые могут стать ресурсом развития

Это экспертное мнение основано на так называемом ресурсном подходе, достаточно продуктивном для анализа деятельности классного руководителя. Cторонники этого подхода считают: практически все, что окружает классного руководителя, вполне может рассматриваться как ресурс для решения актуальных задач воспитания каждого школьника
и всего классного коллектива.

У сильного всегда бессильный виноват. А у бессильного?

Человек, считающий, что его жизнь – это исключительно его рук дело, называется интерналом. А экстернал уверен, что линия его судьбы прочерчена жизненными обстоятельствами, по большей части мало от него зависящими (из словаря).
При осмыслении результатов опроса учителей, выполняющих обязанности классных руководителей, легко повестись на провокацию экстернальностью – обвинить обстоятельства в трудностях собственной воспитательной работы.
И прежде всего, судя по анкетам, это касается отношения классного руководителя к взаимодействию воспитанников с социальной реальностью.
Классные руководители констатируют: «Нет ощущения гражданства, привычка отделять себя от государства...», «Конкурентные отношения рыночной системы переносятся в школу...», «Нет защиты от агрессивных СМИ».
Но и в этой ситуации педагог может не только плыть по течению, но и проявить интернальный подход: взаимодействие с социальными реалиями – такой же ресурс, как, например, взаимоотношения с родителями. Справедливости ради заметим, что проблема не только в субъективном образе бессовестных СМИ в учительском сознании, но и в целом ряде объективных трудностей. И все же думается, что, как и в случае, например, с субкультурами, со СМИ надо работать, разрабатывать методику работы, а не просто «учитывать» их существование.
Рассмотрим линию взаимодействия классного руководителя с родителями . Если следовать экстернальной логике, родители предстают «недостаточно активными», «не хотят участвовать в решении проблем», «не хотят идти в школу», «перестают заниматься ребенком».
И совсем вопиющие факты родительского поведения: бросают или бьют детей, посылают их работать или побираться. Слова здесь излишни. Можно только надеяться, что таких родителей не очень много.
Есть ответы и в интернальной логике (берем ответственность на себя): «школа не всегда привлекает родителей», «живое общение часто заменено отправкой электронных сообщений». В ответственной логике классные руководители констатируют недостаточную «эффективность поиска диалога с родителями», необходимость «установления единых требований к ребенку со стороны учителей и родителей».
Особое место в деятельности классного руководителя занимает взаимодействие классный руководитель – ученики . Здесь не так просто интерпретировать ситуацию. С одной стороны, следует признать неблагоприятные изменения в поколении современных школьников. Мало кто будет спорить с тем, что «снизился общий уровень культуры и кругозор». Тревожнее звучит такое замечание: «У младших подростков наблюдается повышенная контактная агрессивность: могут схватить одноклассника за волосы, начать бить».
Однако встречаются и интернальные высказывания: «...пробиться к сердцам можно, хотя это требует колоссальной самоотдачи».
Оценка отношений классного руководителя со школьной реальностью также грешит экстернальностью. Например, возмущает плохая работа столовой. Отрицательно классные руководители воспринимают недостатки в сфере организации школьного самоуправления, отсутствие общественных детско-подростковых организаций. Педагоги критичны к ориентирам образовательной политики: «Старшие подростки сосредоточены на дружбе, общении, а мы им – профилизацию и ЕГЭ».
В то же время возникает вопрос: а может, удовлетворение потребностей в дружбе и общении подросткам можно обеспечить на уровне класса, не пеняя на государство, школу?

Пеняем на отражение, на зеркало и на…

Весьма показательно, что классные руководители отдают себе отчет в собственных проблемах : «отсутствие желания учительства мыслить новыми, экономическими категориями, развивая при этом у себя и у детей психологию бедности», «низкая мотивация к самоизменению», неумение слышать подростков.
На технологическом уровне тоже немало трудностей: «использование современных технологий, причем различных…». Учителя признают, что мероприятия проводятся по старинке, в то же время «влияние массовой культуры таково, что многие воспитательные занятия в школе ребята воспринимают как ненужные игры». Школьные воспитатели отмечают, что сложность вызывают задачи повседневного регулирования поведения школьников: «Как справиться с драками, матом, пивом, курением?» Весьма тревожно звучит такая фраза, касающаяся самоотношения школьного воспитателя: «В перспективе нет работы, нет веры в будущее».
Очень показателен тезис о трудностях, вызванных «воспитательными методиками и технологиями в условиях гуманизации школьного образования». Это очевидное проявление мифологизации педагогической деятельности. Слово «гуманизация» звучит повсюду. Руководители требуют хотя бы о ней говорить, а еще лучше – демонстрировать. Но в ситуации симулякра это практически невозможно. Можно научиться называть тенденции трендами, но показать то, чего не существует, учителю, оставшемуся один на один с проблемой проектирования и строительства потемкинских деревень, чрезвычайно сложно.
Еще один миф современной школьной реальности связан с психологической панацеей: «Вопрос очень серьезный, только психолог способен его разрешить… Все останавливаемся, садимся и начинаем ждать психолога в голубом вертолете…» Не буду спорить, существуют случаи, когда требуется помощь профессионального психолога, однако было время, когда про психологов никто и не слыхивал, а по-житейски психологические проблемы решали. Когда думали и брали на себя ответственность, чаще разрешали сложные коллизии.
Еще одна актуальная тема, которую хотелось бы поддержать, – взаимодействие классного руководителя с руководством в сфере нормирования деятельности . Криком о помощи звучат реплики: «Заполнение кучи ненужных бумажек как классным руководителем, так и учителем. Дайте работать!!!», «Забумаженность работы…», «Бумажные и электронные отчеты отнимают массу времени, которое можно было бы отдать непосредственно работе с детьми». Имеются конструктивные предложения: «Требования к работе каждого классного руководителя не могут быть одинаковыми, так как неодинаковы дети в разных классах». Педагоги сетуют также на «отсутствие в школе взаимодействия методического объединения классных руководителей, психолога, социального педагога, завуча». Администраторы также отмечают: «Несогласованность действий служб и структур, которые должны заниматься воспитанием ребенка...» Думаю, что из уст рядовых воспитателей с некоторыми оговорками сетования на недостаточную координацию можно принять. Хотя убежден, что именно в координации и состоит задача классного руководителя, а его деятельность представляет собой управление ресурсами школы и окружающей среды для реализации задач воспитания учеников. Что же касается недовольства администраторов несогласованностью, то кто еще может решать задачу по координации?
Весьма тревожной можно назвать другую тенденцию – «Откат аппарата чиновников к временам диктата и жесткой регламентации...».
Учителя серьезно переживают ситуацию взаимоотношений со школьной администрацией: «Слишком много полномочий стало у администрации, и все бесправнее становится учитель. Какую личность может воспитать учитель, который себя не может защитить!»

Без образов будущего?

Весьма любопытно позвучали мнения директоров школ, демонстрирующие сложности целеполагания школьного воспитания : «Так называемый светский гуманизм продемонстрировал полную несостоятельность во всех странах мира, где он доминирует», «Отсутствие идеологической базы (что мы воспитываем?)», «У семьи не сформирован запрос к школе на воспитание», «Образование, основанное на академических предметах, не имеет выхода в воспитательный аспект», «Вводим профильное обучение и сокращаем часы на основные предметы, которые формируют личность человека (литература, музыка...)», «Неопределенность конечного продукта воспитания».
Еще одна тема, тревожащая администраторов, – это кадровое обеспечение воспитания и обучения. Тревожность ощущаешь особенно в размышлениях о том, что в школе может работать человек и без педагогического образования. Может, я и не прав, но сомневаюсь!
Весьма красноречиво и мнение Б.И.Хасана об отсутствии «образов желательного будущего, на которые можно ориентировать в воспитании. Нет посредников – взрослых, через которых осуществляются связи со старшим поколением, с позитивным социумом».
Вообще ситуация отражается поразительная: воспитание никто толком не заказывает; в идейном плане совершенно непонятно, на что ориентироваться; содержание образования в данном аспекте также не инструмент; профессионалов-воспитателей нет... Может быть, действительно ну его, это воспитание: не можем воспитывать, чего переживать… И только подобное утрирование позволяет увидеть, что на самом деле не так уж все плохо.

Воспитание современного человека начинается задолго до того, как он начинает осознавать себя как самостоятельную личность. Для того чтобы он вырос успешным и счастливым, родители должны приложить немало душевных и физических сил. Современные подходы к воспитанию очень отличаются от тех, которыми пользовались наши родители. Им было достаточно знать, что ребенок сыт, одет, хорошо учиться в школе и посещает какой-нибудь кружок, ведь действительность того времени не требовала особых родительских подвигов. Стране нужны были исполнительные покорные рабочие, для строительства светлого будущего. Дети в нормальном ритме учились в школе и отдыхали после уроков.

Воспитание на современном этапе – это совокупность различных методов, направленных на то, чтобы маленький человек стал конкурентоспособным и востребованным в социуме, уже начиная со школьной скамьи, а для этого он должен стать личностью с большой буквы. Садясь за парту в первом классе, ребенок уже должен уметь читать и иметь представление о цифрах, знать в какой стране он живет и кто его родители, ориентироваться во временах года и днях недели.

Современные методы воспитания детей весьма разнообразны, и у специалистов в этой области нет четкого представления, какой из них является оптимальным, но, главное, чтобы и учителя и родители придерживались одной тактики или дополняли друг друга, а не противоречили. Если ребенок попал к педагогам, которые придерживаются современных концепций воспитания, то, можно сказать, что ему повезло, ведь такие люди стремятся преподнести ребенку знания в подходящей именно ему форме.

Современные методики воспитания детей

Проблемы воспитания в современном мире есть и будут до тех пор, пока взрослые, берущие на себя ответственность, становясь родителями, не изменят прежде всего себя в лучшую сторону. Это же касается воспитателей и учителей. Ведь невозможно прививать ребенку представления о доброте и справедливости самому, не обладая этими качествами. Глубоко чувствующая ребячья душа видит всю фальшь, и все уроки от такого человека становятся бессмысленны.

Современное воспитание детей начинается буквально с рождения. Родители последователи методики Глена Домана окружают малыша различными картинками и надписями стимулируя его интеллект, данный от природы. Рука об руку с интеллектуальными нагрузками идут и физические, ведь немаловажен баланс.

Ближе к году ребенку предлагают осваивать метод или . Нельзя сказать что лучше для ребенка – любящая мамочка, отдающая всю себя развитию малыша или специалисты в центрах раннего развития, которые профессионально подходят к современным технологиям воспитания. В любом случае, когда ребенку уделяется максимум внимания, и он растет в дружественной атмосфере, это положительным образом формирует его маленькую личность.

Современные проблемы семейного воспитания

Семья для ребенка – это его первая воспитательная среда, в ней он учится и постигает главные жизненные ценности, основываясь на опыте поколений и отношения внутри семьи. К сожалению, современная жизнь устроена так, что родителям для того, чтобы обеспечить достойное существование своей семьи приходится очень много работать. А в это время ребенка воспитывают в лучшем случае родственники, и часто он предоставлен сам себе. Детская психика устроена так, что как губка впитывает всё то, чем ребенок окружен. Вся негативная информация наряду с позитивом отражается на нем в большей или меньшей степени.

Современные проблемы воспитания детей это проблемы общества в целом. Неполных семей становится всё больше, родители снимают с себя обязанности по воспитанию и перекладывают их на компьютер и телевизор, мотивируя своей занятостью и тем, что обеспечивают ребенка финансово. До тех пор, пока мы не осознаем, что вложенное нами в детей, окупится позже, в виде более воспитанного и цивилизованного общества, мы будем винить общество, государство, но никак не себя. Потому, давайте начнем с себя во благо своих детей и их будущего!

Почему сегодня для воспитания ребёнка нужно прилагать значительно больше усилий чем 10-15 лет назад? Как оказалось, основную проблему составляет негативное влияние средств массовой информации и ТВ на общество, а, в особенности, на ребёнка. Сегодня дети предоставлены сами себе – Интернет, просмотр ТВ, печатные СМИ, электронные СМИ, компьютерные игры, улица, дискотеки. Это то, чем сегодня занята молодёжь. О содержимом интернета говорить не стоит, все прекрасно знают, что там любой найдёт всё по своим потребностям.

Что детям предлагает индустрия развлечений?

ТВ продукция для младшего возраста – .

Сравнение нескольких российских и западных мультфильмов примерно схожих по сюжету.

«Ну, погоди» – постоянное соревнование в хитрости – кто кого перехитрит, мирное сосуществование; и «Том и Джерри» – издевательские шутки, пропаганда насилия и преимущества сильного над слабым.

«Аленький цветочек» – красота нежность, ответственность, верность, доброта; и
– уродство физическое и моральное. В мультфильме издевательство над животными представлено в виде безобидной шутки. Надувание змеи и лягушки, взрывающиеся птицы, яйца в гнёздах.

«Подводная братва» – это передача о подводной тюрьме? Нет, это детский мультфильм! И какое красочное название! Он собрал столько зрителей! – это смешные шарики? Нет, это Бараш, Крош, Нюша, Лосяш – какие-то тюремные клички вместо нормальных имён. Из всех более менее стандартных серий, особый интерес вызывает история про «Чёрного Ловеласа»!?? Маловероятно, что до этого мультфильма ваши дети знали, кто такой – ловелас. Не переживайте, если они даже не знали такого слова, то после просмотра данного «шедевра», у них этот вопрос обязательно возникнет. И если Вы им этого не сможете объяснить, найдутся те, кто их обязательно просветит в данном вопросе.

(4 голоса : 5,0 из 5 )

На вопросы телезрителей отвечает священник Димитрий Беженарь, ответственный по Миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния.

— Здравствуйте, уважаемые телезрители, в студии Александр Сергиенко. Сегодня у нас в гостях ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния, клирик Ахтырской церкви села Ахтырка, кандидат богословия, священник Дмитрий Беженарь. Здравствуйте, батюшка.

— Добрый вечер, Александр.

— Благословите наших телезрителей.

— Дорогие братья и сестры, Бог да благословит вас на все доброе! С праздниками Казанской Иконы Пресвятой Богородицы и Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость»!

— Наша сегодняшняя тема — воспитание детей в современном мире, и о некоторых ошибках, которые мы совершаем .

— Дорогие друзья, среди проблем, с которыми сталкиваются каждый современный христианин, и, в первую очередь, каждая православная семья, — одна из главных проблем, главных задач — это воспитание детей, воспитание нравственной личности в современном, очень непростом мире. И прежде, чем мы непосредственно перейдем к теме нашей сегодняшней беседы и приглашаем вас, дорогие друзья, к активному участию в беседе с нами, хочется рассказать один интересный случай, один интересный диалог, свидетелем которого я был совсем недавно.

Один почтенный господин — весьма почтенного возраста — из тех, кто воцерковился в конце 80-х начале 90-х годов, естественно, читал много церковной православной литературы – читал, естественно, без системы, поэтому у него, мягко сказать, такой сумбур в голове — обвинял Православную Церковь в том, что сейчас в Церкви одна из главных проблем — это чрезмерное благочестие. Обвинял он, в первую очередь, духовенство. Что духовенство людей призывает людей поститься — но не объясняет, для чего нужен пост. Люди постятся, но, якобы — с точки зрения этого господина, — не знают, для чего постятся. Молятся — но не понимают, что такое молитва. И от молитвы, от поста, от благочестивой жизни у них возвышается гордыня, чувство высокого мнения о себе, теряется душевная нищета, смирение и так далее. И когда его собеседник спросил: а как вы можете определить, что именно вот это является действительно серьезной проблемой современного церковного общества, он, как и следовало ожидать, никакого здравого, членораздельного ответа на этот вопрос так и не дал.

Поэтому, дорогие друзья, хочется ваше внимание вот на что обратить. Те проблемы, которые существуют в современном обществе, и на которые святая Церковь всегда реагирует голосом священноначалия — среди этих проблем проблемы чрезмерного благочестия не существует. Если мы смотрим, отслеживаем внимательно, слушаем ежегодное обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к клирикам и монашествующим города Москвы, в каждом ежегодном обращении подводятся итоги предыдущего года, планы и перспективы на будущее. Посмотрите на документы и решения Архиерейских Соборов, которые в последние годы были; на работу Межсоборного присутствия, на православные сайты – например, pravoslavie.ru, где какие-то проблемы, в том числе и светского общества, обсуждаются, даются разные точки зрения, — везде мы видим, что среди проблем, которые стоят перед общественностью, есть какие проблемы? Религиозная безграмотность — это реальная проблема, религиозное невежество. Почему священноначалие и употребляет столько усилий на то, чтобы повышать грамотность православных христиан. Почему это очень обязательное и очень уместное своевременное благословение священноначалия, чтобы каждого приступающего к Крещению необходимо сначала оглашать — если это взрослый человек. И вот эта религиозная безграмотность — не надо далеко ходить за примером. Дмитровская родительская суббота была позавчера, и многие люди подают в храм записки с такими словами: передай в храм записку, пусть они там помолятся. Буквальная фраза «пусть они там помолятся»- чтобы моему близкому родственнику там, в будущей загробной жизни, было хорошо. А когда человека спрашиваешь: а почему же вы сами не хотите идти в храм? — Мне некогда, у меня дела, заботы, проблемы, пусть «они» — духовенство, они там пусть молятся, а моя задача — написать записочку и отдать. Эта форма обрядоверия — тоже один из видов его религиозной безграмотности.

Такие проблемы действительно есть в современной жизни. А проблемы чрезмерного благочестия — такой проблемы нет, и слава Богу, что нет, и диалог этого пожилого господина с его собеседником оставил очень интересное впечатление. Есть хорошо всем известный литературный персонаж Дон Кихот Ламанчский — это пожилой сеньор, который облачился в доспехи, уже проржавевшие от времени, возомнил себя доблестным рыцарем, сел на коня, взял копье, и устремился искать противников. А так как рыцарей, достойных ему, уже не было — времена прошли, — он увидел мельницу, устремился на мельницу — на вымышленного врага. Мельница показалась ему великаном. Точно также беседа с этим господином оставила — по крайней мере, у меня, как свидетеля этого диалога, очень грустное впечатление в сравнении именно с Дон Кихотом, который борется с ветряными мельницами. Потому что если бы среди проблем современной церковной жизни была бы проблема чрезмерного благочестия, тогда бы мы видели что? Наступает многодневный пост, и машины «скорой помощи» не успевали бы увозить в отделения перепостившихся прихожанок, которые падают в изнеможении; или люди попадали бы в психиатрические больницы, потому что перемолились, и таким образом сошли с ума; или люди вериги на себя накладывали, спали бы на голой земле — как «во время оно» подвижники. Поэтому проблемы чрезмерного благочестия нет. И эти выпады отдельных граждан лишь свидетельствуют, что они мечты сердца своего, т. е. плод своего страстного воображения выдают за реальность. К сожалению, с такими людьми приходится общаться, и особенно по миссионерской работе, пытаться отвечать на их выпады в адрес Церкви.

А среди реальных проблем современной церковной жизни, несомненно, одна из главнейших — это как нам научиться воспитать нравственную личность, как наших детей, подростков которые в силу возраста, в силу переоценки ценностей, как они, общаясь с окружающими людьми, воспринимают на себя действие современной массовой культуры — порой агрессивной, тлетворной, развращающей; как им устоять, как привить детям духовный иммунитет, чтобы они через эти непростые годы переходного возраста прошли — не побоюсь этого слова — не запачкавшись нравственно, — или, по крайней мере, с минимальными потерями для своей души. Вот это проблема, которая стоит перед каждым из нас.

— И конечно же, самое опасное, что может произойти со стороны самих родителей — это некоторые ошибки или неточности, или совершенно неправильное поведение по отношению к своим детям. Если какие-то основные категории?

— Да, действительно, Александр, можно условно свести к двум общим основным ошибкам, которые совершают вообще все родители — нельзя сказать, что только верующие, церковные родители, — а вообще все родители. Мудрые люди, педагоги, пастыри с большим опытом обращают всегда внимание своих пасомых прихожан, духовных чад на эти две ошибки.

Первая — это чрезмерная ласка, которая ошибочно называется любовью, хотя любви здесь нет, а это не что иное, как потворство, потакание страстям ребенка, когда ребенок мнит себя некоронованным королем в семье. Худший вариант, если ребенок только один — пока он один, естественно, все внимание к нему, и он, действительно, вырастает эгоистом. Но даже если несколько детей в семье, то последний, как правило, которому больше всего внимания — и родителей, и старших детей, тоже может вырасти с этими эгоистичными наклонностями. И эта чрезмерная ласка, потакание страстям, когда ребенок вырастает и чувствует себя центром внимания. Он убежден – это, может, помимо сознания проходит, но он убежден, что весь мир и родители созданы только для него, чтобы удовлетворять все его похоти. И такой эгоист, перед которым совершается преклонение как перед языческим идолом, как правило, в жизни сталкивается с очень большими проблемами, и это совершенно очевидно, что окружающий мир не будет ведь к нему относиться так же; он обязательно столкнется с отношением к себе более достойным его, на самом деле, но будет это воспринимать с обидой, с огорчением, будет ненавидеть весь мир, на всех обижаться, думать, что ничтожества и недостойные люди стали выше меня, меня недооценили и т.д. И родители, которые чрезмерно потакают ребенку, превращают в его в идола — одна из главных ошибок, — они обрекают его на то, что он будет одинок в жизни, у него не будет настоящих друзей, настоящей поддержки. И он будет в состоянии мысленной перманентной войны с окружающим миром постоянно находиться.

— Значит, первое — это чрезмерная ласка, а второе?

— Вторая ошибка, которую иной раз делают родители, и тоже нередко — это чрезмерная строгость. Это другая крайность. Как очень мудро говорит старец Паисий: все крайности от врага. Чрезмерное потакание — это одна крайность, другая крайность — когда ребенок растет обезличенным, растет как бы в условиях полицейского участка, где каждый его шаг, каждая его мысль, жестко контролируется родителями, и причем родители могут искренно считать, что это они делают для блага ребенка. Ребенок, как правило, в такой семье вырастает слабовольным, забитым безынициативным, запуганным. Вот это внутренняя подавленность — не побоюсь такого резкого сравнения, — «тюремное детство» такого ребенка впоследствии может вылиться в два направления. Или агрессия в адрес всех остальных необъяснимая — сам подросток, юноша не может понять, откуда у него внутри такая агрессия ко всем — на него кто-то не так посмотрел, что-то не так сказал. Или выражается в том, что человек всю жизнь так и останется слабовольным, безынициативным, подавленным. Он как бы ищет людей с более сильной волей, которые бы им управляли. Он везде боится проявить какую-то инициативу, боится окрика, и это также несчастные люди, которые недополучили любви.

Поэтому в отношениях с детьми надо помнить мудрый пример любого опытного садовода: когда садовод сажает маленькое деревце, он его подвязывает, чтобы оно росло ровно, и должен позаботиться, чтобы его поливать вовремя — не перелить, потому что и избыток влаги, и отсутствие влаги одинаково вредит деревцу. Также и избыток любви – точнее, не любви, а потакания, и чрезмерная строгость также вредит личности ребенка.

— Вопрос из Московской области. В Притчах Соломона есть слова «аще кто любит своего ребенка И́же щади́тъ жéзлъ [свóй], ненави́дитъ сы́на своегó» (Пр.13:25). Т.е. воспитание ребенка допускает наказание. И еще вопрос: когда дети уходят в алтарь, зачастую ребенок, облаченный в стихарь, выходит, как бы показаться, что он такой хорошенький.

— Спаси Господи, очень хороший вопрос. Цитата премудрого Соломона продолжается следующим образом: «а кто любит, тот с детства наказывает его». Я еще раз напомню этимологию славянского слова «наказание»: это не месть, это не кара, это не проявление безумной власти и жестокости, не желание как бы насладиться от страдания беспомощного существа, а наказание — это научение, вразумление. Поэтому кто любит своего сына или дочь, то естественно, должен их наказывать – читай: вразумлять и воспитывать.

— Вопрос из Нижегородской области. У моей умершей пять лет назад сестры остался трехлетний сын, и я с его отцом воспитываем его. Два года назад отец купил ребенку компьютер. Ребенок уже не может жить без компьютера, он для него — все. Когда компьютер, наконец, сломался — я обрадовалась, а ребенок на меня сердится. Что мне делать?

— Спаси Господи, достаточно широко распространенная проблема в современной жизни, потому что компьютер стал неотъемлемой частью жизни современных людей, и я не думаю что в программе ТК «Союз» вы услышали фразу, что компьютер — это отрава. Сам компьютер не может быть отравой, потому что это творение рук человеческих, человеческого ума и таланта. Все зависит от того, как его использовать. Сколько православной литературы на компьютере набирается, сколько сайтов интересных познавательных, обогащающих с нравственной точки зрения! Все зависит от того, в чьих руках это орудие. И само собой разумеется, что для ребенка, который еще не умеет распределять свои силы и время, который еще слабоволен, нуждается в опеке родителей, долгое сидение у компьютера для него опасно во всех отношениях — как в физическом — постоянное облучение от этого экрана и поражение определенных частей головного мозга, об этом специалисты уже много говорили, в т. ч. из Центра реабилитации пострадавших от наркомании, лудомании имени св. праведника Иоанна Кронштадтского на Крутицком подворье — Изяслав Александрович Адливанкин, отец Анатолий Берестов, много статей на эту тему написано. Вы можете почитать и ознакомиться с тем, насколько вреден не столько компьютер, а неразумное использование его, особенно когда дети, подростки тратят уйму времени перед ним. Поэтому, конечно, лучше, чтобы все это было дозированно.

Самый лучший вариант, который можно посоветовать, раз уж вы обратились именно ко мне — если бы ребенок вообще до определенного возраста не знал, что существует интернет. Даю себе отчет, что может быть, мои слова окажутся очень категоричными. И лучше, чтобы ребенок до определенного возраста не знал, что существует телевидение. Это не касается телеканала «Союз», а именно светского телевидения. Чтобы он не знал, как присоединяется к телевизору антенна. Сейчас много православных дисков, мультфильмов, старых советских фильмов, которые хоть с каким-то смыслом. Вот, смотри DVD — это лучший вариант, когда родители дозированно дают информацию и заботятся, чтобы этой информацией ребенка не перегрузить. Поэтому дай вам Бог мудрости и терпения, чтобы в этой ситуации найти слова и объяснить ребенку о вредоносности чрезмерного долгого сидения у компьютера.

Принятие Федерального закона об образовании в РФ, переход на новую систему оплаты труда - меняет кардинально основы учебно-воспитательного процесса в современной школе. Особенно неоднозначная ситуация складывается в области воспитания. Одной из приоритетных задач в концепции модернизации российского образования является воспитание подрастающего поколения.

Воспитание — важная и неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на достижение двух взаимосвязанных целей: обеспечение процесса социализации гражданина в обществе и поддержку процесса индивидуализации личности.

В связи с этим возникает закономерный вопрос: кто же должен воспитывать детей — семья или школа? Большинство людей бы ответили: и семья, и школа! А если перефразировать вопрос: кто должен быть ведущим в воспитании детей — семья или школа? Если выслушать ответы, то выясняется, что ни семья, ни школа не хотят взять власть в вопросе воспитания в свои руки .

Наше общество столкнулось с этой проблемой особенно остро в связи с тем, что в последние два десятилетия страна претерпела много изменений, которые не могли не повлиять на социум.

Из-за нестабильного положения в государстве, отсутствия экономической стабильности, дезориентации населения, обострения политической ситуации, социальной напряженности, межнациональных распрей, криминализации жизни, ухудшения экологической обстановки, падения нравственности большинство семей оказалось в условиях выживания как материального, так и физического. В таких условиях семья перестала выполнять свои воспитательные функции как основной социальный институт. Во многих семьях недостает элементарной духовной близости между родителями и детьми . Естественно, что при таких условиях воспитание подрастающего поколения в семье отошло на второй план.

Но до сих пор многие педагоги считают, что семья является наиболее мощным фактором воспитания, так как ей доступен больший арсенал воспитательных средств, а школа не может скорректировать в ребенке то, что заложено родителями. Результатом является отсутствие единого воспитательного пространства.

Методика воспитательной работы школы — самый слаборазвитый отдел современной педагогики. Кто прав — семья или школа — не мне решать, но я считаю, что школа может и должна выступать как руководящая воспитательная организация.

В чем же проблемы воспитания в школе ?

  • Во-первых, школа уже долгое время выполняет функции «фабрики» по производству людей, начиненными неким набором знаний. Зачастую о вопросах воспитания начинают задумываться только тогда, когда случается какое-то происшествие . Многие видят воспитательный процесс только как средство повышения успеваемости, метод борьбы с правонарушениями.
  • Во-вторых, отсутствие единого педагогического коллектива. Педагоги до сих пор не осознали, что невозможно воплощать даже самые гениальные воспитательные идеи, не будучи единым, сплоченным коллективом единомышленников. До тех пор пока учитель отвечает только за «свой» класс, у процесса воспитания нет будущего.
  • В-третьих, отсутствие индивидуального подхода к ребенку. У многих педагогов индивидуальный подход ассоциируется с возней с капризными детьми и их родителями, забывая о том, что необходимо учитывать личные особенности ребенка для создания ситуации успеха при включении его в коллектив.
  • В-четвертых, отсутствие хорошей дисциплины. К ребенку необходимо предъявлять дисциплинарные требования с начальных ступеней образования. Детям необходимо четко сформулировать, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенка необходимо учить нормам поведения в обществе, так же как и умению читать и считать! Только в этом случае ребенок может стать достойным членом этого общества, и независимо от того, где он будет находиться, он будет соблюдать те правила и нормы поведения, к которым был с детства приучен. Все это приведет к силе характера, воспитанию гражданской ответственности, самоконтролю.
  • В-пятых, отсутствие системы наказания. Наказания могут быть совершенно разными. Это и замечание наедине, и перед классом; это и обсуждение проступка на педсоветах или школьных собраниях. Главное, при любой форме наказания необходимо соблюдать принцип уважения к человеку. Нельзя забывать, что обсуждается конкретный поступок, и любому наказанию должны предшествовать беседы тет-а-тет . Наказание — процесс достаточно тонкий, поэтому . Необходимо сузить круг людей до директора и заместителей директора по учебно-воспитательной работе .
  • В-шестых, отсутствие единого коллектива учащихся школы. Ученики мало общаются между собой. Хорошо, если они знают учащихся из своей параллели. Вся школа разбита на множество маленьких коллективов, не общающихся между собой. Многие педагоги считают саму идею создания единого коллектива абсурдной и невыполнимой! Но, по моему мнению, это возможно. Как же добиться желаемого результата? Необходимо создавать школьное самоуправление, развивать идею совместных школьных мероприятий, в которых будут задействованы учащиеся разных возрастных категорий, проводить общешкольные собрания, на которых бы совместно решались вопросы, касаемые жизни школы, вводить шефство. Т.е., фактически, необходимо создавать школьную семью .

Проблема воспитания и организации воспитательного процесса имеет важное значение в современном обществе, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике. При этом важно помнить, что воспитательная система — не самоцель. Она служит оптимизации процессов личностного развития. Поэтому главным критерием ее эффективности будет результат — развитие и самовыражение личности воспитанника и педагога.

Литература:

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред.В. В. Козлова, А. М. Кондакова. —4е изд.,дораб.—М. : Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второгопоколения).
  2. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271;.
  3. Федеральная целевая программа развития образования 2011-2015 г.г. утверждена постановлением Правительства РФ от 07 февраля 2011 г. № 61
  4. Лизинский В.М. "Практическое воспитание в школе”, М, Центр "Педагогический поиск”, 2002.
  5. Гуткина ЛД. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М. Центр "Педагогический поиск”, 2002.
  6. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание - М, 2000.
  7. Аршинов В.И., Савичева Н.Г. Воспитательное пространство в контексте синергетического подхода // Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. - Калуга, 2000.
  8. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова- М.,2001.

Фото : Марина Учеватова.