Перспективы совершенствования современной системы дошкольного образования. Перспективы развития дошкольного образования в современной россии

Лашкова Лия Луттовна,доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образованияГОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут[email protected]

Проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития системы дошкольного образования. Автор раскрывает перспективы реализации вариативных форм обучения и воспитания дошкольников, специфику программного обеспечения образовательного процесса, значение взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.Ключевые слова:дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, педагог, дети дошкольного возраста.

Дошкольное образование является самой первой общественногосударственной формой, в которой осуществляется профессиональнопедагогическая работа с подрастающим поколением. Следует помнить, что фундаментальные качества личности человека формируются именно в первые годы жизни ребенка. Дошкольный возраст –чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в когнитивных способностях, физическом, социальнонравственном, интеллектуальном, коммуникативном развитии ребенка. Заложенный в раннем детстве положительный опыт создает прочную основу будущего развития личности дошкольника.Согласно последним нормативноправовым документам в области дошкольного образования, провозглашается идеядеятельностного и интегративного подходов к формированию личности ребенка. Традиционная система образования, призванная передать детям лишь определенную сумму знаний, умений и навыков, оказалась несостоятельной в нынешней ситуации. Современный заказ общества ориентирован на выпускника образовательного учреждения, который не только приобрел некий объем энциклопедических знаний, но и научился учиться, использовать полученные знания в ходе активной деятельности.Сегодня задачи психологопедагогической работы педагоги дошкольных образовательных учреждений(ДОУ)решают интегрировано в ходе освоения образовательных областей. Воспитатели начинают понимать, что в инновационном образовательном пространстве происходит соединение разнопредметного содержания и образуются новые формы образовательного процесса, для которых характерен общий термин –интеграция. Однако, многие не готовы к инновациям в силу глубоко укоренившихся, отработанных на протяжении многих лет репродуктивных форм и методов обучения и воспитания дошкольников. В связи с этим, важно ввести новое содержание в систему подготовки и переподготовки педагогов ДОУ по вопросам достижения в дошкольном возрасте интегральных характеристик личности ребенка. В ходе организации курсов повышения квалификации педагогических кадров, теоретических семинаров, семинаровпрактикумов необходимо раскрыть вопросы интеграции образовательных областей, комплекснотематического планирования, мониторинговой деятельности и др.Педагогические условия подготовки и переподготовки бакалавров педагогики предусматривают, прежде всего, отбор содержания образования, охватывающего новые аспекты в области дошкольной педагогики и детской психологии; отбор эффективных форм, средств и методов освоения учебного материала; включение педагогов в активную самостоятельную работу с учебным материалом.К примеру, содержание процесса развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в системе повышения квалификации постоянно изменяется в соответствии с изменениями нормативных документов, культурных ценностей, профессиональных требований воспитателя к профессии. В связи с этим, инвариантная часть содержания курсов включает изучение и обсуждение Закона «Об образовании», типового положения о ДОУ, проекта ФГОС дошкольного образования и т.д. Вариативная же часть предполагает участие педагогов в проектной и научноисследовательской деятельности, выполнение индивидуальных практических заданий разной сложности.Итак, развитие кадрового потенциала в системе дошкольного образования остается оной из приоритетных задач. Главным лицом в системе дошкольного образования является воспитатель. К нему сегодня предъявляются очень серьезные требования. Каждый педагог ДОУ, в первую очередь, должен освоить методику партнерского общения с ребенком, учитывая его индивидуальные особенности.В Проекте ФГОС дошкольного образования отмечено, что у педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают обеспечение эмоционального благополучия, поддержку индивидуальности и инициативы детей, установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях, построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи .Именно в семье ребенок овладевает социальными ролями, необходимыми длябезболезненной адаптации в обществе. Сегодня родители переживают значительные трудности: личные проблемы, усталость, психическое и физическое перенапряжение, тревога в связи со снижением безопасности жизни, рост чувства одиночества, отсутствие понимания, событийные кризисы и др. В этих условиях семье необходима поддержка и сопровождение. Следует придать дошкольному учреждению открытость, сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным.К сожалению, семье и дошкольному образовательному учреждению не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Педагоги часто сетуют на то, что родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О.Л.Зверевой, Т.В.Кротова Е.П.Арнаутовой,В.П.Дубровой и др. отношение родителей к мероприятиям зависит, прежде всего, от специфики образовательной работы в ДОУ, от инициативы администрации в решении вопросов педагогического просвещения родителей. Вероятно, сегодня поиск путей совершенствованияработы с родителями не должен ограничиваться нахождением новых форм, и гораздо больше внимания необходимо уделялось её содержанию и методам .Главная задача воспитателя –преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и настроится насотрудничество, взаимодействие. При организации дифференцированного подхода к родителям должны соблюдаться следующие условия: соблюдение такта, чуткости, отзывчивости; учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраст её членов, уровень подготовленности в вопросах воспитания; сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией групповой работы и др. Кроме того, необходимо помочь родителям подготовить к школе детей, не посещающих по какойлибо причине дошкольные образовательные учреждения. Так, в г. Сургуте услуги дошкольного образования оказывают 49 муниципальных дошкольных образовательных учреждений (в том числе 1 автономное), 1 гимназия, 2 прогимназии, 5 начальных школдетских садов. Вместе с тем, с целью ликвидации очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения, предусмотрено расширение форм и способов получения дошкольного образования. Возникла новая задача –расширить спектр вариативных форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Опыт Сургута доказывает эффективность работы групп кратковременного пребывания, консультативных пунктов, семейных групп, центров игровой поддержки, служб ранней помощи, родительских лекториев, клубов будущего родителя,оказывающих помощь родителям, воспитывающим дошкольников на дому, в обеспечении равных стартовых возможностей ребенка при поступлении в школу. Следует согласиться с существованием проблемы преемственности дошкольного и начального образования и, как следствие, неготовность многих детейк школьному обучению, значительные трудности при адаптации к школе, достаточное количество неуспешных детей. В процессе подготовки детей к школе внимание родителей в большей степени обращено на знаниевую составляющую, на формирование определенных навыковучебных действий. Это приводит к повсеместному «зашколиванию» в работе с дошкольниками, что негативно сказывается на физическом и на психическом самочувствии детей.Порой дети приходят в школу с навыками чтения и счета и при этом у них не развита мелкая моторика и устная речь. Остается без внимания социальная сторона образования, связанная с приобретением навыков эффективной коммуникации, сотрудничества, умения регулировать свое состояние и др.Кроме того, отсутствует согласованность программ дошкольных образовательных учреждений и школ, наблюдается непонимание и неприятие школьными педагогами игровых форм обучения, которые еще являются преобладающими у детей 6–7 лет. Возникает вопрос: как решить данную проблему? Опыт кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена показывает эффективность разработанных концептуальных основ организации образовательного процесса детей старшего дошкольного возраста. Ученые представляют модель обеспечения качества дошкольного образования, определяют характеристики его продуктивности и эффективности. В качестве показателей результативности образования дошкольников выдвинута степень развития начальных компетентностей ребенка –интегративных личностных характеристик, определяющих способность к решению доступных жизненных задач. Авторы концепции отмечают, что проявление данных компетенций в различных видах деятельности позволяет определить готовность перехода ребенка на школьную образовательную ступень . Особое беспокойство вызывает и тот факт, что взрослые не играют с детьми, у них нет на это времени. Игра исчезает из жизни дошкольника, а вместе с ней исчезает само детство. Вместе с тем, всем известно, что именно в игре развиваются мышление, общение, эмоции воображение. Именно в игре ребенок с удовольствие подчиняется определенным правилам, оценивает себя, проявляет творческую активность и инициативу.Не следует забывать и о важности продуктивной, трудовой, строительноконструктивной, музыкальной, исследовательской, коммуникативной и других видов деятельности дошкольников. В настоящее время разработаны и разрабатываются новые педагогические технологии их организации в дошкольном образовательном учреждении и семье, учеными предлагается новый инструментарий проведения непосредственной образовательной деятельности, организации самостоятельной деятельности ребенка, а также его совместной деятельности со взрослым.К примеру, в разработанной нами педагогической технологии представлен инструментарий воспитания культуры речи у дошкольников средствами народной педагогики. Работа проходила в три этапа. Первый этап (разъясняющемотивационный) был направлен на ознакомление с жанром фольклора, формирование правильного понимания обобщенного иносказательного смысла загадок, образных слов и выражений в сказках, понимание пословиц, поговорок иправил их употребления; а также осознание логичного композиционного построения текста русских народных сказок.На втором этапе (теоретическии практическиразвивающем) –шло формирование представлений о языковых средствах создания обобщенности и иносказательности используемых в работе жанров фольклора.Третий этап (репродуктивнотворческий) включал обучение адекватному, точному и логичному использованию образных слов и выражений, пословиц и поговорок в соответствующих коммуникативных ситуациях в самостоятельных высказываниях.Наиболее эффективными формами и методами работы с детьми оказалисьигровые упражнения «Кто лучше всех придумает сравнение», «Опиши с помощью других предметов», «Угадай, про что задумал»; «рисование диафильма», моделирование, игрыдраматизации, театрализованные и режиссерские игры, постановка спектаклей, сочинение собственных сказок.В результате опытноэкспериментальной работы дети стремились к точному употреблению образных слов и выражений на основе глубокого понимания прямого и переносного их смысла. В самостоятельных высказываниях дошкольников встречались адекватно использованные пословицы и поговорки, развивалось умение составлять логическое высказывание на основе фольклорных произведений, используя трехчастную форму композиции .Серьезной проблемой сегодняшнего дня является отсутствие процедуры экспертизы основных общеобразовательных программ дошкольного образования. В современной системе дошкольного образования существует достаточно много различных авторских комплексных и парциальных образовательных программ, которые возникли и продолжают появляться и апробироваться как альтернатива существующим в системе образования. Однако эти программы не прошли экспертизу, которая, несомненно, будет способствовать созданию реестра примерных основных образовательных программ дошкольного образования, являющегося государственной информационной системой.В настоящее время при разработке основной ощеобразовательной программы каждому дошкольному учреждению необходимо четко обосновать целесообразность, объем и соотношение ее обязательной и вариативной частей, учитывая возможности педагогов, интересы родителей и потребности ребенка. Кроме того, следует максимально согласовать существующие в детском саду планы (исключить дублирование, несоответствие, избегать декларативности). Следует помнить, что большую роль при конструировании и реализации образовательного процесса играет среда развития ребенка. Согласно проекту ФГОС ДО, развивающая предметнопространственная среда Организации (группы) должна быть содержательнонасыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. С точки зрения психологов, среда должна учитывать возрастные особенности детей дошкольного образовательного учреждения; обеспечивать достижение нового, перспективного уровня в развитии детской деятельности; удовлетворять потребности актуального и ближайшего развития ребенка.Педагогическими характеристиками построения предметноразвивающей среды являются комфортность и безопасность обстановки, соответствие образовательной программе, обеспечение богатства сенсорных впечатлений и самостоятельной деятельности ребенка, доступное расположение предметов, создание условий для изменения, дизайна.Сегодня органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов разработаны муниципальные программы развития дошкольного образования. Использование программноцелевого подхода способствует решению проблемы развития дошкольных образовательных учреждений, удовлетворению спроса на дошкольные услуги с учетом роста рождаемости.Таким образом, можно констатировать, что в настоящий момент основной задачей является развитие системы дошкольного образования, оптимально отвечающей интересам ребенка и семьи, обеспечивающей наибольший охват детей качественным дошкольным образованием.

Ссылки на источники1.Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.–URL: http://минобрнауки.рф.2.Зверева О.Л.,Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. –М.: Сфера, 2005. –80 с. 3.Езопова С.А. Обеспечение доступности и качества образования детей старшего дошкольного возраста в российской федерации: проблемы и пути их решения // Вестник Герценовского универсистета. –2007. –№ 11. –С. 42–46.4.Лашкова Л.Л. Воспитание культуры речи у детей дошкольного возраста средствами народной педагогики. –Екатеринбург: УГПУ, 2006. –140 с.

Lashkova Liya, doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the chair of theory and methods of preschool and primary education, Surgut State Pedagogical University, [email protected] and prospects of preschool education system evolutionAbstract.The article is devoted to the questions of preschool education system evolution. The author opens the prospects of realization of variative forms of training and education of preschool children and the specifity of the software of educational process, significance of the interaction of preschool educational institution and family.Keywords:preschool education, preschool educational institution, teacher, children of preschool age.

Информационная справка о состоянии и перспективах развития дошкольного образования в России к 2025 году

Состояние и перспективы развития дошкольного образования в России

В современной системе дошкольного образования можно наблюдать происходящие трансформации, которые в той или иной мере обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и развитию образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимости существенных изменений прежнего хода функционирования учреждения.

Основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования – это поиск и освоение инновационных путей развития, которые способствовали бы качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), и это должно выражаться в переходе учреждений в режим развития.

Важность и значимость дошкольного образования обусловлена тем, что только в обществе сверстников, через грамотно организованные специфические виды детской деятельности - игру, конструирование, изобразительную деятельность наблюдение и экспериментирование - у ребенка дошкольного возраста формируются базисные качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь) которые в начальной школе и на последующих ступенях обучения позволяют ему успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию.

Кроме того, дошкольное образование на сегодняшний день рассматривается как один из факторов укрепления и сохранения здоровья детей, а также улучшения демографической ситуации в Росси. То есть, увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам Российской Федерации, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение.

С целью реализации демографических задач система дошкольного образования должна быть общедоступной, и места в дошкольных образовательных учреждениях должны быть предоставлены детям в реальные сроки.

На территории Российской Федерации утверждена государственная программа "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы .

Основные цели данной Программы включают в себя меры по:

Обеспечению высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики;

Повышению эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.

Основные задачи данной Программы включают в себя меры по:

Формированию гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, которая может развивать человеческий потенциал и обеспечивать текущие и перспективные потребности социально-экономического развития России;

Развитию инфраструктурной и организационно­-экономических механизмов, которые обеспечивают равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей;

Модернизации образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, которые напрвлены на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

Созданию современной системы оценки качества образования на основе следующих принципов:

    открытость;

    объективность;

    прозрачность;

    общественно­-профессиональное участие;

    обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи и развитию потенциала молодежи.

Данная Программа предусматривает следующие этапы и сроки реализации:

Ожидаются результаты реализации Программы по следующим направлениям:

В направлении улучшения результатов российских школьников по итогам международных сопоставительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS, PISA);

В направлении повышения удовлетворенности населения качеством образовательных услуг (повышение эффективности использования бюджетных средств, обеспечение финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных организаций за счет реализации новых принципов финансирования (на основе государственных (муниципальных) заданий);

В направлении повышения привлекательности педагогической профессии и уровня квалификации преподавательских кадров;

В направлении обеспечения потребности экономики России в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития;

В направлении создания условий для получения любым гражданином страны профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки на протяжении всей жизни и так далее.

Ожидается, что в целях развития инфраструктуры системы образования будет разработана необходимая нормативная база, позволяющая привлечь инвестиции бизнес-сообщества на:

Строительство;

Реконструкцию;

Развитие

объектов образования за счет субсидирования затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.

Расширение механизмов государственно-частного партнерства может позволит расширить альтернативные формы предоставления образовательных услуг, а также увеличить объем вводимых мест в образовательных организациях

Реализация мероприятий Программы позволит достичь следующих основных результатов.

В сфере дошкольного образования предполагается создание инфраструктуры поддержки раннего развития детей (до 3 лет). Семьи, которые нуждаются в поддержке в воспитании детей раннего возраста, будут обеспечены консультационными услугами.

В результате масштабной программы строительства детских садов и развития вариативных форм дошкольного образования будет ликвидирована очередь детей в возрасте от 3 до 7 лет на получение услуг дошкольного образования, охват услугами дошкольного образования приблизится к показателям стран лидеров.

Будут созданы новые модели детских садов с новым подходом в следующих направлениях:

Планировка образовательных пространств;

Возможности их трансформации.

Не менее 70 -75 % детей 5 - 18 лет будут охвачены программами дополнительного образования, в том числе 50 процентов из них (при выявленной потребности) - за счет бюджетных средств.

Также предполагается, что общественность (родители, работодатели, местное сообщество) будет непосредственно включена в управление образовательными организациями и оценку качества образования. Также повысится удовлетворенность населения качеством образовательных услуг.

Гражданам будет доступна полная и объективная информация об образовательных организациях, содержании и качестве их программ (услуг), эффективная обратная связь с органами, осуществляющими управление в сфере образования.

Работодатели получат кадры с современными компетенциями, с позитивными трудовыми установками, с опытом практической деятельности.

Средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций составит не менее 100 процентов от средней заработной платы по экономике региона, а педагогических работников дошкольных образовательных организаций - не менее 100 процентов к средней заработной плате в общем образовании региона.

Повысится уровень подготовки педагогов. Будут сформированы условия для поддержки и реализации программ наставничества для молодых специалистов со стороны более опытных педагогов. Их заработная плата будет конкурентоспособна на региональном рынке труда.

Определяющее влияние на развитие общего и дополнительного образования детей должны оказать 4 внешних тенденции.

1 тенденция: при относительной стабильности численности дошкольников будет расти численность детей школьного возраста.

2 тенденция: продолжит меняться структура расселения: будут уменьшаться малонаселенные пункты и увеличиваться население городов. При этом будет увеличиваться доля детей трудовых мигрантов.

3 тенденция: недостаток предложения на рынке труда будет приводить к большей конкуренции за человеческие ресурсы, в том числе - отвлекая педагогические кадры в другие сферы деятельности.

4 тенденция: будет радикально меняться среда социализации, создавая как новые социальные, культурные, технологические возможности, так и риски для детей, семей, образовательных организаций.

Особенность сети организаций дошкольного образования будет заключаться в следующих прерогативах:

Во включении организации разных форм собственности;

Организации государственной поддержки вариативных форм дошкольного образования.

А это в свою очередь позволит охватить дошкольным образованием всех детей дошкольного возраста и увеличить ожидаемую продолжительность образования до 13,5 лет.

Таким образом, можно проследить, что Подпрограммы Программы состоят из основных мероприятий, отражающие актуальные и перспективные направления государственной политики в сфере образования и эффективно дополняют основные положения федеральных целевых программ, включенных в Программу.

Основные мероприятия включают меры по формированию и финансовому обеспечению государственного задания на реализацию образовательных программ, управлению федеральной сетью образовательных организаций и научных, методических организаций, обеспечивающих научно-методическое и методическое сопровождение сферы образования.

В частности, основные задачи по функционированию сети этих организаций, формированию и финансовому обеспечению государственного (муниципального) задания на реализацию образовательных услуг и управлению этой сетью обеспечивают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Со стороны Минобрнауки России формируются направления государственной политики и ставятся актуальные и перспективные задачи развития этих уровней образования.

Основные проблемы, перспективы и ожидаемые результаты развития в дошкольном образовании к 2025 году на примере Югры

На сегодняшний день в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре функционируют 18 частных организаций, которые реализуют программу дошкольного образования, на 1 898 мест (в Мегионе, Нефтеюганске, Нижневартовске, Октябрьском районе, Сургуте, Сургутском районе, Ханты-Мансийске, Югорске) .

Среди них в 13 муниципальных образованиях автономного округа более 90 индивидуальных предпринимателей оказывает услуги присмотра и ухода за детьми младшего и дошкольного возраста. Услуги получают 1 993 ребенка в возрасте до 3 лет. Также открыты три семейные группы, которые посещают 15 детей в возрасте от 1,5 до 3 лет (г. Нижневартовск).

На базе 2 государственных образовательных бюджетных учреждений высшего профессионального образования функционируют группы по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста на 360 мест: это ФГБОУ ВПО «Югорский государственный университет – 20 мест; БУ ВО «Сургутский государственный университет» на 340 мест), а также на базе государственного образовательного бюджетного учреждения среднего профессионального образования «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» на 10 мест.

Принято постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04 декабря 2015 года № 448-п «О порядке предоставления сертификата на право финансового обеспечения места в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования».

Сертификат является именным документом, удостоверяет право на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, доступной услуги по присмотру и уходу за ребенком (детьми) в образовательной организации и предусматривает персонифицированное финансовое обеспечение получения общедоступного бесплатного дошкольного образования и доступной услуги по присмотру и уходу за ребенком (детьми) в образовательной организации.

Реализация проекта «Билдинг-сад» способствует увеличению количества мест в дошкольных образовательных организациях, мотивирует развитие негосударственного сектора данных услуг, а также создает социальные и инфраструктурные условия для улучшения качества жизни семей.

В период 2014 - 2018 годы планируется ввести в эксплуатацию 13 «Билдинг-садов» под размещение дошкольных образовательных организаций общей мощностью 1 049 мест.

Сетевое сообщество образования Югры «Школлеги» (далее Сообщество) – это социальная сеть, которая позиционирует себя как:

Современное средство общения, самообразования, повышения квалификации, разработки и реализации совместных проектов в сфере образования;

Переговорная площадка для педагогов, учащихся;

Координатор деятельности в направлении общих целей, интересов, потребностей, формирования базы актуальных ресурсов с открытым доступом для всех членов Сообщества .

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и развитию образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимости существенных изменений прежнего хода функционирования учреждения .

Проблемы развития дошкольного образования

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального либо содержательного перехода большинства дошкольных образовательных учреждений в режиме поиска.

Данный режим является переходным на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития. Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют насущным потребностям и возможностям его развития, удовлетворяют интересы и потребности детей, родителей, педагогов, способствуют достижению устойчивых высоких показателей развития. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии ДОУ становится наиболее важным.

Основные проблемы в дошкольном образовании следующие:

    Недостаточное количество мест в дошкольных учреждениях, особенно для детей в возрасте до трёх лет.

    Дефицит опытных сотрудников в связи с небольшой зарплатой в сочетании с огромной ответственностью.

    Узкая дифференциация дошкольных учреждений, что нарушает гармоничное развитие ребенка.

    Категоризация учреждений - вроде бы благо, на деле же ставит детей в изначально неравные условия, так как детские сады обеспечивают разный уровень развития детям, а выбора - в какое ДОУ отдавать ребёнка у родителей нет.

    Отсутствие единой программы, обеспечивающий одинаковый подход ко всем детям страны. С этим связаны перекосы в развитии детей-дошкольников. Некоторые детские сады обучают детей минимально, а другие явно перегружают информацией. Первые не обеспечивают должное умственное развитие детей, а вторые - приводят к систематическому переутомлению малышей, что ведет к соматическим заболеваниям и отторжению навязываемого обучения.

    Направленность на раннюю передачу ребёнка в школу - с 6 лет, часто ещё до его функциональной готовности.

    Неправомерное замещение дошкольных видов деятельности подготовкой к школе, наличие в детском саду многих преподавателей. Маленький ребенок с трудом привыкает к разным лицам - это большое напряжением для него, а высиживать уроки за партами - вообще нонсенс. Обучение в детских садах возможно только в игровой форме.

Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования позволяет определить ряд базовых тенденций в развитии системы:

·гуманизация - определяет примат личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей), центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоническое становление личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития в процессе раскрытия сущностных сил.

·демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов.

·диверсификация определяется как необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, образовательных услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения разнообразных и разносторонних запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

Основные тенденции развития дошкольного образования связаны с установкой на создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста.

Пути разрешения проблем в дошкольном образовании в ХМАО

На основе рассмотренных тенденций развития дошкольного образования в ХМАО можно сделать вывод о том, что серьезные изменения в общественной жизни вызывают необходимость преобразования основных социальных институтов, в том числе и системы дошкольного образования. Резко изменившиеся социально-экономические условия жизни общества поставили работников сферы образования, ведомства и государство вцелом перед необходимостью кардинального изменения его содержания, а также форм и методов организации.

Педагогический опыт, который был накоплен в сфере дошкольного образования многие и долгие годы, подлежит переосмыслению. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, которые способствовали бы качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения.

С целью координации действий по развитию системы дошкольного образования в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 10 декабря 2005 г. № Пр-2065 и Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. № МФ-П44-6344, а также во исполнение решения заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (протокол от 4 августа 2006 г., № 9) был разработан Комплекс мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на 2007-2012 годы (далее - Комплекс мер). Правительство Российской Федерации в июне 2007 г. направило в федеральные органы исполнительной власти и в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручение по реализации Комплекса мер. Комплекс мер предусматривает реализацию мероприятий по развитию дошкольного образования на всех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном - по двум основным направлениям: обеспечение доступности дошкольного образования и обеспечение его качества.В настоящее время в рамках реализации Комплекса мер ведется работа по расширению видового разнообразия дошкольных образовательных учреждений с целью наиболее полного удовлетворения запросов населения Российской Федерации в услугах дошкольного образования. Планируется нормативно урегулировать деятельность новых видов дошкольных образовательных учреждений: детского сада для детей раннего возраста, детского сада предшкольной подготовки.Кроме того, в части нормативного закрепления бесплатности дошкольного образования разработан и внесен в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации, утверждающий перечень видов услуг дошкольных образовательных учреждений, реализуемых на бесплатной основе. С целью повышения материального статуса работников системы дошкольного образования проведена подготовительная работа по введению в ДОУ в 2009 - 20012 годах новых систем оплаты труда (НСОТ), принципы которых апробированы в 2007 - 2008 годах в рамках комплексных проектов модернизации образования. В субъекты Российской Федерации направлены методические рекомендации по введению НСОТ. В рамках Комплекса мер в настоящее время совместно с Минрегионом России ведется работа по пересмотру и изменению норм градостроительства с учетом обеспечения районов комплексной жилой застройки развитой инфраструктурой, прежде всего - учреждениями дошкольного образования. Также среди мероприятий Комплекса мер будут последовательно реализованы: разработка федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (февраль 2009 года); разработка федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (февраль 2010 года).Дальнейшие перспективы развития системы дошкольного образования предусматриваются также в рамках реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Наиболее значимым мероприятием является разработка региональных программ развития системы дошкольного образования как составной части образовательной системы субъектов Российской Федерации. Минобрнауки России разработало и направило в субъекты Российской Федерации методические рекомендации по развитию региональных систем дошкольного образования. Следует отметить, что с целью более полного удовлетворения потребностей населения в услугах дошкольного образования у субъектов Российской Федерации в настоящее время есть достаточные нормативно закрепленные полномочия для внедрения новых организационных форм дошкольного образования. Так называемые «семейные детские сады», надомные или гувернерские группы, семейные клубы, социальные игровые комнаты могут в настоящее время быть организованы как структурные подразделения муниципальных или государственных ДОУ, которые должны будут обеспечивать указанные формы квалифицированными кадрами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение их деятельности контроль за нею с целью обеспечения достаточно высокого качества предоставляемых услуг. Особым направлением развития дошкольного образования в Российской Федерации в ближайшее время станет создание системы раннего развития детей в возрасте от рождения до 3 лет. Важность именно этого направления развития дошкольного образования вызвана несколькими причинами.

Во-первых, в настоящее время по оперативной информации, представленной субъектами Российской Федерации, большую часть детей, нуждающихся в местах в ДОУ, составляют дети в возрасте до 3 лет (62,9 % в целом по Российской Федерации).Во-вторых, как свидетельствуют данные многочисленных исследований как зарубежных, так и российских ученых, инвестирование средств в раннее развитие детей (особенно - детей из неблагополучных и малообеспеченных детей) с одной стороны, служит целям обеспечения социальной справедливости и равных возможностей для всех, с другой стороны - способствует повышению производительности и эффективности в экономике и в обществе в целом. Прежде всего, эта работа по раннему развитию детей должна вестись в дошкольных образовательных учреждениях, в которых имеется квалифицированный штат педагогов. Наибольший спрос сейчас существует на группы для детей от 1,5 лет. Однако родители заинтересованы в том, чтобы ребенок постепенно привыкал к детскому саду, чтобы адаптация проходила менее болезненно. В связи с этим есть необходимость более активного развития групп адаптации на основе кратковременного пребывания, куда мама могла бы приводить малыша на 2-2,5 часа 2-3 раза в неделю. Опыт организации клубных форм работы, где дети играют в присутствии или под присмотром матерей, а также групп кратковременного пребывания, в которых квалифицированные педагоги работают совместно с детьми раннего возраста и их родителями. Такие группы получили название «Открытая дверца». Кроме того, в Москве имеется перспективный опыт новой организационной формы развития детей дошкольного возраста, и раннего возраста в частности. Здесь активно развивается сеть центров игровой поддержки развития ребенка (ЦИПРР), в которых дети в совместных со сверстниками и взрослыми играх (подвижных, сюжетных, обучающих) получают адекватное их возрасту развитие. Параллельно необходимо развивать и нормативно урегулировать различные модели консультативной помощи родителям в воспитании детей дошкольного возраста. В городе Кемерово отрабатывается пилотный проект по открытию социально-игровых комнат в жилых домах и общежитиях гостиничного типа в качестве временной альтернативы решения проблемы с местами в детских садах. На начало 2012 года функционируют 23 таких социально-игровых комнат.

В связи с этим еще раз возвращаемся к необходимости пересмотра норм градостроительства, о чем уже говорилось выше. Еще раз повторю, что эта работа ведется Минобрнауки России совместно с Минрегионом России в рамках Комплекса мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на 2007-2012 годы в части определения норм застройки и процедуры согласования проектов комплексной жилой застройки. В связи с этим при разработке долгосрочной стратегии массового строительства жилья необходимо предусмотреть строительство дошкольных образовательных учреждений в виде отдельно стоящих зданий или встроенных, расположенных на первых этажах многоквартирных домов. Эту работу необходимо активизировать, предусмотрев, в частности, выделение отдельных помещений в строящихся жилых домах под создание игровых клубов для детей разных возрастов. В перспективе необходимо обеспечить нормативное сопровождение создания в субъектах Российской Федерации моделей учета детей дошкольного возраста, не охваченных услугами дошкольного образования, с тем, чтобы определить наиболее целесообразные для них формы получения дошкольного образования.

И дошкольного возраста

1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОБНОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНЕ 4

1.1. ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ 4

1.2. ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7

1.3. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ И ТИПОВ ДОУ И ВАРИАТИВНЫХ МОДЕЛЕЙ ГРУПП КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ 12

2. ВАРИАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ И ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 16

2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ПРОГРАММ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 16

2.2. НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Введение (выдержка)

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.

Тема представленной самостоятельной работы – современные тенденции обновления дошкольного образования в стране и вариативные программы и технологии воспитания, обучения и дошкольного возраста.

Для того, чтобы раскрыть тему представленной работы, необходимо рассмотреть такие вопросы, как:

основные документы, регламентирующие деятельность ДОУ;

тенденция развития дошкольного образования;

характеристика видов и типов ДОУ и вариативных моделей групп кратковременного пребывания детей в ДОУ;

характеристика альтернативных программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

новые педагогические технологии.

Подробные ответы именно на данные вопросы будут даны в представленной работе.

Выдержка из основной части

Основными документами, регламентирующими деятельность дошкольного образовательного учреждения являются:

Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г.,10 января 2003 г.)

Устав образовательного учреждения.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности.

Свидетельство о государственной аккредитации.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г.№ 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000 г.) .

Письмо «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста (с изменениями от 23 декабря 2002 г.) .

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.(2009г) .

О направлении пакета образцов документов, реализующих Типовое положение о ДОУ в Российской Федерации (Письмо Министерства образования РФ) .

Договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) ребёнка, посещающего дошкольное образовательное учреждение.

Договор между учредителем и дошкольным образовательным учреждением

О реализации прав детей при приёме в дошкольные и общеобразовательные учреждения (Письмо Министерства образования РФ) .

О наименованиях государственных и муниципальных образовательных учреждений (Письмо Министерства образования РФ) .

Перечень типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений.

О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации.(Письмо Министерства образования РФ) .

Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и финансовой поддержке системы этих учреждений. Постановление Верховного Совета РФ.

Об организации контроля за деятельностью дошкольных образовательных учреждений (Письмо Министерства образования РФ) .

Об упорядочении инспекционно–контрольной деятельности в системе образования (Приказ Министерства образования РФ) .

Перечень натуральных нормативов, действующих в системе образования:

1. Нормы потребления продуктов питания по типу учреждений, контингенту обслуживаемого в них населения.

2. Нормы потребления мягкого инвентаря по типам учреждений.

3. Нормативы числа мест в дошкольных учреждениях.

4. Нормативы наполняемости групп в дошкольных учреждениях (по возрастным группам) .

5. Нормативы общей площади зданий образовательных учреждений по их типам.

6. Нормативы удельных капитальных вложений в новое строительство и реконструкцию по типам образовательных учреждений.

Кроме того, одним из основных документов, регламентирующих деятельность Дошкольного образовательного учреждения, является образовательная программа дошкольного образовательного учреждения. Она наряду с Уставом служит основой для лицензирования, аттестации, аккредитации, изменения бюджетного финансирования, организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей) .

Заключение (выдержка)

По итогам проведенной работы по изучению современных тенденций обновления дошкольного образования в стране и вариативных программ и технологий воспитания, обучения и дошкольного возраста, можно сделать ряд выводов:

Изменение и обновление его содержания;

Вариативность;

Материал www.zachetik.ru

К

Академия социального управления, Россия

Современные тенденции развития дошкольного образования

В условиях «разновекторности» современного дошкольного образования наметилась тенденция к осуществлению единого стратегического направления деятельности данной системы. И связано это с введением Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В 1996 г. Министерством образования РФ был определен комплекс требований в сфере дошкольного образования, что нашло отражение в разработке и утверждении Временных требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ.

Предполагалось, что Временные или примерные требования будут действовать до введения государственного образовательного стандарта в сфере дошкольного образования. Однако в ближайшее время государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию не будет, т.к. его введение противоречит возрастным особенностям психического развития детей дошкольного возраста.

В 2008 г. Минобрнауки РФ в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 г. были разработаны концептуальные основы определения Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, проект ФГТ.

Следует отметить, что в истории российского дошкольного образования отсутствует опыт разработки, утверждений государственного образовательного стандарта и ФГТ.

Таким образом, на смену Временным требованиям пришли ФГТ, которые должны будут пересматриваться и устанавливаться не реже одного раза в 10 лет.

Федеральные государственные требования (ФГТ) определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, условия её реализации и результаты освоения программы.

ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования утверждены приказом Минобразования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655. При этом в Законе РФ «Об образовании» (п. 4, ст.

7) под структурой основных образовательных программ понимается соотношение и объем их частей, соотношение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Нередко приходиться слышать, что Федеральные государственные требования называют «государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Чтобы понять разницу между «требованиями» и «стандартами», следует сравнить структуру, которую имеют Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и Федеральные государственные требования (ФГТ) . Так, ФГОС общего образования и других уровней непрерывной системы российского образования включает в себя 3 группы требований:

1) ФГТ к структуре основных образовательных программ

2) ФГТ к условиям их реализации

3) ФГТ к результатам освоения программ.

Необходимо знать, что для системы дошкольного образования устанавливаются лишь 2 группы федеральных государственных требований :

1) ФГТ к структуре программы;

2) ФГТ к условиям ее реализации.

Иными словами, в системе дошкольного образования отсутствуют федеральные государственные требования к результатам освоения программы. А это означает, что говоря о ФГТ применительно к дошкольной ступени образования, - нет и быть не может.

А, значит, про стандарт речи не идет. В данном случае правильнее было бы сказать, что ФГТ - это программа стандартизации содержания дошкольного образования, а не стандарт дошкольного образования.

Министерством образования и науки РФ в ФГТ к структуре программы были включены требования к итоговому результату освоения программы. В связи с этим в ФГТ к структуре программы дошкольного образования выделяется обязательный раздел программы любого ДОУ - «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования» . В нем описываются интегративные качества, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы.

Что касается планируемых результатов деятельности дошкольного учреждения, то планируемый итоговый результат дошкольного образования - социальный портрет ребенка 7 лет , освоившего основную общеобразовательную программу. Под «социальным портретом» понимается совокупность интегративных качеств, т.е. таких системных образований которые:

§формируются у ребенка в процессе освоения программы;

§способствуют самостоятельному решению ребенком адекватных его возрасту жизненных задач;

§являются показателями и характеризуют 3 сферы развития - личностную, интеллектуальную, физическую.

Таким образом, основные тенденции развития дошкольного образования отражены в следующих важных моментах федеральных государственных требований.

Во-первых, в ФГТ определена структура содержания дошкольного образования.

Направления развития детей

Подробней на сайте www.rusnauka.com

Тенденции развития дошкольного образования на современном этапе

Развитие дошкольного образования - одна из приоритетных целей развития Российского образования на современном этапе.

Для выстраивания вариативного образования необходимо, в первую очередь, определить инвариант, т.е. обязательное сущностное ядро содержания образования . В его качестве выступают стандарты.

1. "Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" Опубликовано: 5 марта 2010 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №5125 Вступает в силу:16 марта 2010 г.

2. "Федеральные государственные требования к условиям реализации основнойобщеобразовательной программы дошкольного образования" Опубликовано:21 ноября 2011 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №5637 Вступает в силу:2 декабря 2011 г.

3. N 273-ФЗ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года вступил в силу с 1 сентября 2013 года.

Введение в действие Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» ознаменовало новый этап в развитии отечественной системы дошкольного образования. Дошкольное образование получило статус первой ступени образования , что потребовало изменения нормативно-правовой основы его реализации.

С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

4. Важнейшим нововведением основополагающего характера является создание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) – документа, не имеющего аналогов в отечественной истории.

Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова.

В июне 2013 года проект ФГОС дошкольного образования был представлен на широкое общественное обсуждение . Свыше 300 замечаний и предложений, поступивших на проект стандарта, были рассмотрены на заседании Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 3 июля 2013 года.

В соответствии с решением Совета проект ФГОС дошкольного образования был доработан и внесён на повторное рассмотрение. На основе заключений 11 экспертных организаций и рекомендации рабочей группы общего образования Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 28 августа 2013 года принял решение утвердить ФГОС дошкольного образования.

Введение ФГОС ДО в практику потребует реализации целого ряда мероприятий, определения их характера и последовательности. Очевидно, что должны быть разработаны «дорожные карты» на уровне страны, регионов, конкретных учреждений, включающие как материально-техническое оснащение , так и методическое сопровождение модернизации системы дошкольного образования.

В то же время эффективность реализации всех мер будет во многом определяться осмыслением содержания ФГОС ДО, пониманием и принятием идей авторов этого документа.

Не нашли нужную информацию? Воспользуйтесь поиском Google...

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:

Материал с сайта helpiks.org

Мельникова Ольга | Методическая служба дошкольного образования на современном этапе | Журнал «Дошкольное образование» № 19/2009

Изменения в методической службе ОУ должны отражать специфику изменений, происходящих в дошкольном образовании.

К современным тенденциям в развитии дошкольного образования прежде всего необходимо отнести:

Изменение и обновление его содержания; - вариативность; - более интенсивный процесс технического оснащения (внедрение современных (новых) информационных технологий) ; - системный подход к работе педагога ОУ (образовательные технологии) .

В соответствии с этими тенденциями необходимо сформулировать цели и задачи методической работы на современном этапе. Сделать это - значит определить желаемую результативность.

Основные цели методической службы в современных условиях

1. Создание системы методических услуг на основании потребностей педагогов (т.е. заказчиков) .

Примерные задачи:

Организация информационного обеспечения педагогов (информирование о новых требованиях, предъявляемых к работе, последних достижениях дошкольной педагогики) ; - внедрение в воспитательно-образовательный процесс современных методик, средств; - освоение (апробация, корректировка) и внедрение новых образовательных технологий (к примеру, дистанционного обучения) ; - изучение и использование на практике современных способов диагностирования успешности ребенка; - выявление и предупреждение недостатков, затруднений, перегрузки в работе педколлектива и др.

2. Создание условий научно-исследовательской работы педагогам в режиме инновационной деятельности.

Примерные задачи:

Развитие совместных проектов с региональными и зарубежными партнерами (в Москве - совместный пилотный проект ЮНЕСКО и Департамента образования города Москвы «Московское образование: от младенчества до школы») ; - выбор, освоение, апробация, корректировка, поэтапное внедрение авторских программ, интегрированных курсов и спецкурсов (образовательной, коррекционной направленности) ; - создание и практическая апробация новой модели методической службы ОУ, обеспечивающей развитие педагогического мастерства педагога, повышение его мотивации, самосовершенствования; - организационная, педагогическая и содержательная поддержка инновационной деятельности педагогов; поддержка педагогов, разрабатывающих и стремящихся к реализации авторских программ, курсов, пособий.

3. Развитие педагогического творчества и методическое обеспечение повышения квалификации педагогов.

Примерные задачи:

Обучение и развитие педкадров, повышение их квалификации до уровня, необходимого столичному образованию; - стимулирование инициативы и творчества членов педагогического коллектива, активизация его деятельности в исследовательской, поисковой работе; - повышение уровня психологической оснащенности и готовности педагога; - развитие взаимодействия с вузами, научными учреждениями, родителями, общественностью.

4. Трансляция педагогического опыта в практику работы : выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта педагогической, инновационной и другой деятельности членов педагогического коллектива.

Безусловно, это лишь примерный и далеко не полный перечень целей и задач. Цели и задачи методической службы реализуются в ее содержании и находятся в прямой зависимости от ее форм. Для того чтобы реализовывать заявленные цели и задачи в условиях обновления содержания дошкольного образования, формы, модели и направления методической работы должны совершенствоваться и изменяться в соответствии с современными тенденциями в развитии образования.

Современные тенденции в развитии образования

Вариативность в выборе структуры методического пространства. Различные модели методической службы реализуют различное содержание работы и по-разному эффективны в зависимости от потребностей и возможностей ОУ.

Развитие личности ребенка связано с личностью педагога. Ориентируясь на формирование личности ребенка, необходимо помнить, что она формируется личностью педагога. Поэтому для роста его профессионального мастерства структура методической службы должна быть действенной и эффективной, т.е. модель должна быть адекватна отражаемому объекту. Структура методического пространства должна учитывать возможности и потребности ДОУ (учет задач, стоящих перед образовательным учреждением, направлений деятельности, учет состава педагогического коллектива и т.д. в соответствии с рядом критериев, среди которых одним из основных является потребность в решении конкретных проблем и затруднений) .

    Проблемно-диагностический подход при формировании модели методической службы. Специально проводимые диагностические процедуры направлены на выявление личностных и профессиональных проблем педагога ДОУ с целью управления успехом, создания наилучших условий для деятельности.

    Многообразие форм методической работы, которые могут быть использованы (коллективные, групповые, индивидуальные) . Формы определяются структурой методической службы, взаимосвязью всех ее звеньев, но обладают при этом некоторой самостоятельностью. Огромный арсенал форм методической работы предоставляет возможности для оптимального выбора в зависимости от потребности ДОУ, которые выявляются диагностически.

    Одна из современных тенденций - использование преимуществ микрогрупповой работы. Объединение педагогов в ДОУ в проблемные группы на определенный фиксированный срок помогает решить, может быть, небольшую, но конкретную задачу, т.е. в данном случае происходит отказ от решения неких глобальных, отвлеченных педагогических проблем в пользу реальных затруднений. Эти затруднения могут подразумевать:

а) решение общепедагогических проблем, разъяснение общепедагогических вопросов; б) решение актуальных вопросов, определяемых современной проблематикой дошкольного образования; в) вопросы частных специальных методик (изменение содержания образования по отдельным направлениям, использование новых форм контроля и др.) .

    Совершенствование методической работы в сторону ее большей индивидуализации. Методическая работа сегодня не может укладываться исключительно в массовые формы. Необходимо развивать различные формы индивидуальной работы с воспитателями. Например, собеседования в начале и конце года, посещение и анализ занятий с целью помощи, т.к. методическая служба функционально не подменяет собой административные органы.

Первый блок

    Ведущие и современные проблемы в развитии дошкольной педагогики в целом и в той или иной методике в частности.

    Новые образовательные технологии, тенденции в развитии дошкольного образования, новые концепции.

    Новое учебно-методическое обеспечение в соответствии с обновлением содержания дошкольного образования (учебные планы, программы, пособия и др.) .

Второй блок

Овладение современным педагогическим опытом, который может проявляться в методах и формах обучения, в новых аспектах воспитательной работы, в психологической подготовке .

Третий блок

Учет индивидуальных информационных потребностей педагога. Данный способ построения содержания является примерным. Блоки или направления можно выделить иначе, но все они обязательно будут затрагивать те или иные стороны общепедагогической, мировоззренческой, методической и дидактической подготовки педагога.

    Усиление внимания к инновационной деятельности. Системный подход в организации и содержании методической работы, демократизация ее построения, позволяющая создать более приемлемые, благоприятные условия для профессионального роста педагогов ДОУ, дает возможность решать актуальные задачи, поставленные современным уровнем развития столичного дошкольного образования.

Материал с сайта

2. Вариативность дошкольного образования.

Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением и развитием новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг.

Тенденция перехода к вариативности образования представлена в самом широком смысле. Разнообразные типы и виды дошкольных образовательных учреждений, группы кратковременного содержания, дополнительные образовательные услуги (студии, секции, клубы) ориентированны на потребности семьи и интересы общества. Вариативные образовательные программы обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию педагогического процесса, личностно-ориентированное обучение и воспитание.

Воспитательно-образовательная работа с детьми, в связи с вариативностью педагогического процесса, его форм и содержания, должна базироваться одновременно на двух принципах:

1. Планирование, направленное на усвоение детьми содержания программы (стратегия педагогического процесса ) .

2. Педагогическая импровизация, посредством которой взрослый варьирует содержание, формы и методы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком (тактика педагогического процесса ) .

Вариативность педагогического процесса способствует развитию другой важнейшей тенденции обновления содержания образования – переходу на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми, важнейшим аспектом реализации которого является осуществление индивидуального подхода. Индивидуализация воспитания и обучения рассматривается в этой связи как принятие неповторимости и уникальности личности каждого ребенка, поддержка его индивидуальных потребностей и интересов, ориентация педагогического процесса на своеобразие его особенностей и потенциальных возможностей. В соответствии с этим воспитательно-образовательная работа с дошкольниками должна строиться на основе дифференцированной вариативной программы, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.

3. Предшкольное образование.

Возрастные характеристики ребенка, поступающего в школу. Целевые ориентиры для каждой ступени образования представлены в виде возрастных портретов, описывающих достижения ребенка к концу ступени.

Возрастной портрет ребенка дошкольного возраста отражает идеальные социокультурные ожидания, а не среднестатистический уровень достижений детей этого возраста. Эти ожидания не могут выступать непосредственным основанием оценки качества образования или продвинутости самого ребенка. Портрет младшего школьника отражает необходимый (минимальный) уровень достижений, который должен быть достигнут в результате обучения на первой степени образования.

Характерная черта старшего дошкольника – устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру. Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности – игре, обобщении, конструировании, рисовании, лепке, в сфере решения элементарных социальных и бытовых задач.

Он активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их; способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции. Ребенок проявляет доброжелательное внимание к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека, обладает чувством собственного достоинства, уважает достоинство других. В ходе совместной деятельности обсуждает возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересующую его тему.

Находясь в обществе сверстников в предметно насыщенной среде, ребенок легко выбирает себе род занятий, партнеров и обнаруживает способность к порождению и воплощению разнообразных, сменяющих друг друга замыслов. Способность ребенка к фантазии, воображению особенно ярко проявляется в ролевой и режиссерской игре, которая к концу дошкольного периода характеризуется наличием оригинального замысла, гибкостью развертывания сюжетной линии сообразно условиям и обстоятельствам.

Творческие способности детей также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Дети любят фантазировать вслух, играть звуками и словами. Эта способность тесно связана с развитием речи и свидетельствует о возникновении внутреннего плана действия, развитии функции воображения и становлении произвольности предметного действия.

Особым объектом освоения становятся для ребенка собственное тело и телесные движения; детские движения приобретают произвольный характер.

Волевое начало в действиях ребенка проявляется в продуктивной деятельности, де он обнаруживает способность достигать цели, где он обнаруживает способность достигать цели, стараться сделать продукт качественно, переделывать, если не получилось. Произвольность также проявляется в социальном поведении: ребенок может выполнять инструкцию педагога, следовать установленным правилам.

В дошкольном детстве получают развитие познавательные способности ребенка. Он проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?) , пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

Любит наблюдать, экспериментировать, собирать разнообразные коллекции. Проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам, графическим схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими.

Одновременно с развитием этих качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений. Компетентность ребенка проявляется не только в том, что он обладает знаниями, умениями, но и в том, что способен принимать на ее основе решениями (Денякина Л. М.) .

в Образовательной системе «Школа 2100». Общие положение концепции предшкольного образования в комплексной программе «Детский сад 2100» базируются на основных положениях Образовательной системы «Школа 2100», созданной под руководством академика РАО А. А. Леонтьевым.

Концепция предшкольного образования направлена:

1. На развитие и совершенствование содержания образования детей старшего дошкольного возраста.

2. На обеспечение содержания образования программно-методическим и учебным материалами.

3. На реализацию в образовательном процессе методологических принципов, изложенных в Законе РФ «Об образовании».

Концепция отражает потребность общества и государства в качественном дошкольном образовании, которое может быть рекомендовано «… как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы».

Концепция учитывает социокультурные особенности и тенденции сегодняшнего российского общества, например наличие в нем социального и материального неравенства. Авторы отмечают, что это ограничения, накладываемые на принцип общедоступности образования, в т.ч. предшкольного. Между тем, реализация способностей ребенка не должна зависеть от материальных возможностей родителей.

«Школа 2100» - это современная личностно ориентированная программа, реализующая идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольного этапа до окончания общеобразовательной школы. Ее цель - выращивание «функционально грамотной личности» (А. А. Леонтьев) .

Авторы акцентируют внимание на том, что в соответствии с основными целями и задачами государственной образовательной системы «Школа 2100» концепция предшкольного образования отвечает общему подходу к процессу образования, который определен ими как развивающий, вариативный, гуманистический, личностно-ориентированный. Это противопоставлено «манипулятивной» педагогике, где ребенок выступает как объект процессов обучения и воспитания, а не как личность со своими индивидуальными особенностями.

Концепция предшкольного образования предполагает решение одновременно двух задач:

1) подготовить детей к новому для них виду деятельности - обучению (мотивационная готовность, познавательно-речевое развитие и пр.) ;

2) подготовить детей к обучению именно в школе (т.е., к работе в коллективе, общению со сверстниками и взрослыми и пр.) .

Предшкольное образование может быть институциональным (ДОУ, Центры развития ребенка, учреждения дополнительного образования и др.) и неинституциональными (семейное или домашнее образование) , при этом содержание образования должно определяться институциональным образованием

Результатом предшкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др., появление у него первичной целостной картины мира, т.е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире.

Авторы концепции обращают внимание на то, что технологические позиции предшкольного образования в программе «Детский сад 2100» близки позиции авторов известной программы «Развитие», разработанной под руководством Л. А. Венгера. Содержание и дидактика предшкольного образования определены четырьмя линиями развития дошкольника:

1) линия формирования произвольного поведения;

2) линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности;

3) линия перехода от эгоцентризма к децентрации;

4) линия мотивационной готовности.

Проблему отбора содержания предшкольного образования авторы концепции предлагают решать с опорой на принцип минимакса. Этот принцип определяет «нижнюю границу» (содержание образования, которое как минимум должен усвоить каждый ребенок) и предлагает «верхнюю границу» (содержание образования, которое мы можем предложить старшему дошкольнику) .

Далеко не последнюю роль играет в обучении и воспитании образовательная среда. Современные дети, хорошо информированные, общительные, не слишком здоровые, требуют динамично изменяющейся образовательной среды.

Для них визуальное восприятие, образные представления о мире стали играть большую роль, усложнилась проблема соотношения в познавательной и учебной деятельности конкретно-наглядного и теоретического познания. Произошел фундаментальный сдвиг в системе ценностей. В этом контексте важно создать личностно ориентированную образовательную среду, которая обеспечит детям возможность удовлетворения (и развития) потребностей: в безопасности; в усвоении этических норм и правил; в любви и признании, общественном одобрении; в значимой деятельности; в самопознании, познавательной потребности и пр.

Предшкольное образование не будет осуществлено, утверждают авторы концепции, если не удастся соответствующим образом подготовить педагогов, изменить некоторые их представления. Основными показателями готовности педагога к реализации предшкольного образования авторы концепции выделяют следующие:

1) способность работать в личностной парадигме;

2) профессиональное знание возрастной педагогики и психологии, владение соответствующими методиками и технологиями;

3) готовность к саморазвитию, способность вписываться в постоянно изменяющуюся среду, рефлексировать.

Актуальна задача включения родителей в процесс предшкольного образования ребенка. Авторами концепции разработаны направления решения этой задачи:

1) участие родителей в осуществлении образовательной политики РФ как на государственном, так и на общественном уровнях;

2) пропаганда среди родителей идей развивающего образования и обеспечение их активного сотрудничества с педагогами образовательных учреждений, занимающихся предшкольным образованием;

3) помощь родителям, самостоятельно обеспечивающим предшкольное образование ребенка, обеспечение их полным пакетом необходимых материалов.

Бюро Президиума РАО на заседании 16.11.2005 года рассмотрело итоги работы Образовательной системы «Школа 2100» и в своем заключении:

Признало, что «… авторскому коллективу «Школа 2100» удалось создать современную личностно ориентированную образовательную систему, которая реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольной подготовки до окончания общеобразовательной школы»;

Рекомендовало «кафедрам педагогики и частных методик педагогических вузов, региональным институтам повышения квалификации кадров и региональным управлениям образования активно использовать успешный опыт Образовательной системы «Школа 2100» в решении задач модернизации российского образования».

Предметом комплексной экспертизы была комплексная программа развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100». Программа рекомендована к использованию на государственном уровне.

Основной целью комплексной программы «Детский сад 2100» является реализация принципа преемственности и обеспечение развития и воспитания дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100», т.е. создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

Отличительная особенность программы состоит в том, что она решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования, в т.ч. обеспечивает предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста) .

соответствует «Временным (примерным) требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» (Приказ МО РФ от 02.08.96 №448, п. 1.2) . Программа действительна до принятия новых государственных требований к основной образовательной программе дошкольного образования и к обеспечению образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Комплексная программа «Детский сад 2100» полностью обеспечена пособиями для детей, методическими рекомендациями для педагогов и родителей, наглядными и раздаточными материалами, материалами для проведения диагностики развития детей.

Подробней на сайте www.orenipk.ru

Полный текст

В Москве на базе Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации прошел Всероссийский форум работников системы дошкольного образования, организовали который Союз женщин России, партия «Единая Россия», Общероссийский профсоюз образования при поддержке Министерства образования и науки РФ и Министерства здравоохранения и социального развития.

Форум собрал работников дошкольного образования практически из всех регионов страны. Специалисты обсуждали самые острые проблемы, которые волнуют работников дошкольного образования. На форуме был зафиксирован ряд принципиальных проблем, требующих комплексного и квалифицированного анализа.

Один из ключевых вопросов – высокая очередность в ДОУ. Из пяти миллионов дошкольников в местах нуждаются полтора миллиона. Прозвучали следующие предложения решения этой проблемы: строительство новых ДОУ и реконструкция уже имеющихся, создание новых форм (семейный детский сад), поддержка региональными правительствами негосударст­венного дошкольного образования.

Кадровый вопрос не менее актуален. Большинство работников системы дошкольного образования предпенсионного и пенсионного возраста. Молодые специалисты не хотят работать в детском саду. Главная причина – очень низкая зарплата (по данным некоторых регионов, от 3300 до 4500 руб.) Повышение зарплаты – проблема, которая рефреном звучала на всех заседаниях форума. Кроме этого подчеркивалось, что необходимо развитие системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для ДОУ, в том числе для работы с деть­ми с ограниченными возможностями.

Одним из важнейших вопросов участники форума назвали развитие инклюзивного и интегрированного дошкольного образования, при условии сохранения системы специального образования (ДОУ компенсирующего и комбинированного видов). Проблема для многих регионов новая, требующая внимательной проработки. Не обеспечена архитектурно-планировочная доступность многих ДОУ. Нет ни специально подготовленных кадров, ни учебно-методической литературы. Сегодня вполне определенно можно говорить о неготовности самих педагогов обеспечить необходимую коррекционно-педагогическую работу с детьми, о слабой, а часто и неадекватной их профессио­нальной подготовке. Кроме того, коллективы ДОУ психологически не готовы к приему детей с ограниченными возможностями, не готовы родители детей и сами дети.

Особый интерес вызвали вопросы нормативной и правовой базы. Региональные представители уверены: дошкольное образование должно получить статус суверенной и самоценной ступени образования, а не только формы воспитания детей от одного года до семи лет. Эта ступень должна быть органично вписана в систему общего образования. Необходимо также законодательное закрепление статуса работников дошкольного образования.

Неоднократно поднимался вопрос о создании оптимальных условий развития и воспитания детей в возрасте от двух месяцев до трех лет. В первую очередь, это увеличение количества групп для детей раннего возраста.

Много размышлений было и на тему вариативности организационных форм дошкольного образования. Однако большинство участников пришли к выводу, что проблема состоит скорее не в недостатке вариативных организационных форм дошкольного образования, а в их правовом и финансовом обеспечении.

Поднимался вопрос и о равных стартовых возможностях. Была предпринята попытка определить уровень стартовых возможностей ребенка, по которому следует вести выравнивание. Судя по отдельным высказываниям, этот уровень в основном привязывается к овладению началами языковой, математической и компьютерной грамотности. Отметим, что современная дошкольная педагогика располагает методами, позволяющими формировать у детей начала языковой и математической грамотности на основе традиционных дошкольных практик. Превращать ДОУ в учреждение, которое только лишь готовит к школе, нельзя. В исследованиях сотрудников Института психолого-педагогических проблем детства РАО* однозначно зафиксирована специфичность дошкольного детства. Определено содержание и допустимые средства развития дошкольника, их кардинальное отличие от содержания и средств развития ребенка в начальной школе. Установлено, что дошкольный возраст представляет собой благоприятный (сензитивный) период для становления в контексте игровых форм деятельности ряда способностей (воображения, общения, самоорганизации), которые задают основу для формирования системы компетенций, необходимых для дальнейшего образования в школе. Обеспечение «равных стартовых возможностей» для детей при поступлении в школу должно заключаться не столько в специфической подготовке к школе детей 5–7 лет (формирование тех или иных навыков), а в общем развитии ребенка. Для этого необходимо обеспечить всех детей 1–7 лет качественным дошкольным образованием, доступным всему населению (вне зависимости от социоэкономического статуса семей и территории проживания).

На форуме часто повторялось, что развитие дошкольного образования в России, а также и его научное обеспечение нет необходимости начинать с «чистого листа». Важно сохранить начавшуюся в 90-х годах XX века ориентацию на вариативность дошкольного образования – и по содержанию, и по форме его организации.

В целях упорядочения и совершенствования системы дошкольного образования целесообразно создать «рамочный» документ, фиксирующий научные основы дошкольного образования, его специфику и основные направления, общую модель образовательного, а также примерный круг культурно-образовательных содержаний, на которых развивается ребенок от 1 года до 7 лет.

На секциях обсуждались и другие важные проблемы: модель сетевого взаимодействия, реализация в практике ДОУ здоровьесберегающих технологий и развитие материально-технической базы для внедрения данных технологий, разработка системы мониторинга оценки качества образования в ДОУ, внедрение новых информационных технологий, создание условий для обучения и воспитания одаренных и талантливых детей, проектная деятельность со старшими дошкольниками, сотрудничество с родителями и многое другое.

На заключительном пленарном заседании оргкомитету было поручено доработать резолюцию (от участников форума поступило более 150 предлжений). Хотелось бы выразить надежду, что и читатели журнала выскажут свое мнение по обсуждаемым проблемам.

Правила использования Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.