Матриархат - что это? Человек и общество. Матриархат в первобытном обществе

Древнегреческие мифы о воинствующих амазонках, отводивших мужчинам роль рабов, наталкивают на мысль: в истории человечества был период развития, который позже получил название «матриархат». Мы решили выяснить, так ли это, а заодно проверить, существуют ли сегодня страны, где главной в роду считается женщина, а мужчине отводится второстепенная роль.

Матриархат: характерные черты

Слово «матриархат» образовано от двух греческих лексем «мать» и «власть» и обозначает общественный уклад, при котором лидирующая роль отводится женщине. Те, кто считают, что суть матриархата заключается в обмене социальными ролями между мужчиной и женщиной, ошибаются.

При матриархате, называемом также матрицентрическим обществом, никто не заставляет мужчину выполнять традиционно женские обязанности по уходу за детьми и работу по дому — этим занимается женщина. Но одновременно она является главой рода со всеми вытекающими последствиями: наследование ведется по материнской линии, женщина наделяется правом иметь несколько мужей или любовников, ей принадлежит решающее слово в рассмотрении всех вопросов.

Особенности современного матриархата

Следует отметить: в современном мире матриархат в чистом виде не существует. Есть лишь некоторые народности, у которых присутствуют отдельные характерные черты матрицентрического общества:

  • матрилинейность — наследование по материнской линии. Такой обычай существует у одной из народностей, проживающих на территории Китая. Она называется мосо. Ее представительницы живут родами, в которых нет места мужчинам: управление делами семьи, воспитание детей и обеспечение пропитания взяли на себя женщины.

Имущество передается от матери к дочери, муж правом наследования не обладает. Более того, он не является членом семьи, не живет с женой, а лишь приходит к ней по ночам. Да и мужем его назвать нельзя: такое понятие народу мосо не знакомо. Мужчина для них — всего лишь партнер на ночь, правда, смена партнера в обществе порицается;

  • матрилокальность — супруг переходит в род жены и берет ее родовое имя. Эта особенность характерна народу кхаси, проживающему на территории Индии. Мужчины кхаси не только не имеют собственного жилья, но также не могут становиться наследниками и давать свое имя детям.

В семье жен они находятся в угнетенном положении, зато в семье сестры брат может занять почетное место ее советника. В 1990 году мужчины кхаси попытались поднять бунт, но из 80 тысяч представителей сильного пола против женского самоуправства восстала всего тысяча. Выходит, большинство из них устраивает существующее положение вещей;

  • групповой брак или полиандрия. Групповой брак предполагает такое устройство общины, при котором женщины одного рода могут иметь сексуальные связи со всеми мужчинами рода.

Полиандрия означает многомужество. Обычай иметь нескольких мужей сохранился у некоторых народностей Тибета, правда, связан он не с любвеобильностью местных женщин и не с их желанием доминировать в семье.

Все гораздо проще: согласно традициям, за невесту необходимо платить выкуп, но в бедных семьях, где воспитывают нескольких сыновей, денег на это нет. Поэтому был найден выход: платится один выкуп, на девушке женится старший сын, а женой она становится всем.

История матриархата

Понятие «матриархат» появилось благодаря работам ученых XIX века И. Я. Бахофену и Ж.-Ф. Лафито, которые утверждали: в истории развития человечества была эпоха матриархата . К сожалению, ученые мужи не смогли привести достоверных доказательств данной теории, а потому до сих пор вопрос, правили ли когда-либо женщины этим миром, остается открытым.

Правда, современные историки допускают, что во времена первобытнообщинного строя период матриархата все же был. В какое-то время в укладе жизни первобытного человека произошел перелом: исконное занятие мужчин — охота — отошла на второй план, уступив место мотыжному земледелию и собирательству, которыми занимались женщины. Одновременно возросла роль женщин в жизни общества.

Относительно мифических амазонок историки тоже не могут прийти к общему мнению. Одно из первых упоминаний о них содержится в произведениях Гомера, из которых следует: местом обитания воительниц было побережье Черного моря (юг Украины). В трудах древних историков амазонки не фигурируют, однако современные раскопки говорят в пользу их существования. Курганные захоронения женщин, в могилах которых лежало оружие, косвенно свидетельствуют: его владелицы были воинами.

Матриархат и патриархат: что лучше?

Вопрос, какой уклад жизни лучше — матриархат или патриархат — не корректен по своей сути. Матриархат в семье , когда женщина берет на себя ее материальное обеспечение и решение всех проблем — от прописки ребенка до ремонта квартиры, заставляет представительниц слабого пола становиться жестче и решительнее, а их супругов — сдавать позиции, занимая пассивное положение.

Такое положение вещей противно женской природе, инстинктивно женщина стремится найти сильного мужчину, способного защитить и взять заботы на себя.

Однако и патриархальное устройство общества, когда жене отводилась роль бессловесного придатка мужа, современных леди уже не устраивает. Они дали это понять, организовав движение за свои права - феминизм, благодаря которому представительницы прекрасного пола сегодня имеют право голоса, могут работать на тех же должностях, что их коллеги-мужчины, и обладают другими преимуществами, о которых дамы XIX века могли только мечтать.

Некоторым этого оказалось мало, они решили научиться манипулировать мужчинами, как например, создательницы популярного блога «Матриархат лайт».

Постепенно наши современницы отвоевывают себе территорию в мире мужчин, главное, чтобы им хватило мудрости вовремя остановиться.

Ознакомьтесь с версиями ученых о том, каким был матриархат — видео на нашем сайте:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Многие даже понятия не имеют о том, что делать, если упал на рельсы метро: можно ли пытаться залезть обратно на платформу, в какую сторону туннеля идти, откуда к вагонам поезда подводится ток... Поэтому мы подготовили для вас подробную инструкцию о том, как себя правильно вести при падении в метро.

МОСКВА, 31 янв — РИА Новости. В современном обществе гендерные различия утратили былое значение. Женщины могут заниматься карьерой и политикой, мужчины — посвящать себя семье и детям. У животных не так. Гендерные роли у слонов, волков, лошадей четко распределены.

Ложный матриархат

У стайных животных вожак, как правило, самец, что логично. Обычно самцы крупнее и массивнее: это дает преимущество в борьбе за выживание, а также в драке за лидерство. Но для некоторых видов эволюция сделала исключение.

Мужчина с оружием в руках кажется крупнее, заявляют ученые Огнестрельное или холодное оружие в руках мужчины делает его выше и крупнее в глазах сторонних наблюдателей, при этом "увеличение" зависит от того, насколько опасное оружие он держит по сравнению с окружающими его людьми, заявляют американские антропологи.

Пятнистые гиены живут кланами со строгой иерархией, и верховодят там самки. Самцы занимают самое низшее положение, а посередине социальной лестницы находится молодняк женского пола. Гиена наследует свой статус от матери — повысить его возможно, но довольно трудно. Самцы уважительно относятся к самкам, месяцами, а то и годами ожидая их благосклонности. Впрочем, гиены предпочитают спариваться с представителями других кланов, избегая таким образом родственных скрещиваний. Едят самцы в последнюю очередь, после того как насытятся самка-вожак и остальные особи женского пола.

Самки гиены крупнее самцов, а из-за высокого уровня тестостерона у них порой вырастают ложномужские половые органы. Причем настолько внушительного размера, что отличить самку от самца бывает непросто, особенно на расстоянии. Интересно, что детеныши пятнистых гиен появляются на свет зрячими и с зубками. Едва ли не сразу молодые самки начинают бороться друг с другом, не трогая братьев. Неудивительно, что среди самок выживают сильнейшие.

© AP Photo / Karel Prinsloo


© AP Photo / Karel Prinsloo

Нельзя не отметить, что у пятнистых гиен самки на физическом уровне ближе к самцам — они агрессивные, крупные и сильные. Эволюция исполнила весьма замысловатый пируэт, создав матриархат по законам патриархата, то есть по законам сильнейшего, а не умнейшего.

Опытный лидер

Борясь за выживание, животные полагаются не только на агрессивность и физическую силу, но и на умение выстраивать социальную иерархию, на знания и опыт. Из-за постоянных схваток с соперниками организм самцов изнашивается быстрее, они реже доживают до почтенного возраста. Поэтому там, где накопленная информация важнее силы, лидерами признаются старшие самки.

Известные сторонники истинного матриархата — слоны. Самая взрослая самка держится нейтрально по отношению к сородичам, ее никто не боится и не пытается задобрить. Но стадо следит за ее реакцией и подражает ей. Если она выказывает беспокойство, скажем, заслышав рык льва, стадо занимает оборонительные позиции. Слониха невозмутима — и все стадо спокойно.

Достигшие половой зрелости самцы живут в гордом одиночестве или объединяются в небольшие группы — все же слоны животные социальные, вместе веселее. У косаток и крыс стаей руководит также старшая самка, но самцов никто не выгоняет. С ними намного проще охотиться.

Победа патриархата

Впрочем, матриархат в природе все же исключение. У представителей семейств волчьих, копытных, в львиных прайдах, у приматов верховодят самцы. Получается, что патриархат в целом выгоднее, чем матриархат?

Вожаки обезьян укрепляют свой статус раздачей еды Считается, что альтруизм и зачатки общественного поведения встречаются у приматов без строгой иерархии в группе. У так называемых "деспотичных" видов, у которых эта иерархия очень сильна, общественное поведение будет ограничиваться отношениями доминирования.

Дело в том, что самкам более свойственно заботиться о детенышах даже в ущерб собственному здоровью. Этому способствует высокий уровень типично женских гормонов, в частности окситоцина и пролактина. У самцов таких гормонов намного меньше, и их родительские инстинкты практически молчат. Природа жестока — иногда приходится пожертвовать жизнью детеныша, чтобы спасти свою. Ведь можно произвести на свет новое потомство, а беззащитный малыш без взрослого все равно не выживет — зачем проявлять ненужный героизм?

Допустим, в диком табуне один жеребенок повредил ногу и захромал. Он не может достаточно быстро передвигаться. Но табун не стоит на одном месте — ему необходима пища. Нельзя жертвовать общей безопасностью ради одного больного жеребенка, и вожак-жеребец ведет табун дальше, оставив больного. Кобыла же в силу материнского инстинкта будет защищать жеребенка до последнего, забыв о табуне и подвергая опасности десятки особей.

В природе роль вожака чаще всего достается самцу просто потому, что ему не надо вынашивать потомство, становясь на время беременности более уязвимым, а потом заботиться о детенышах. Как, будучи на сносях, защищать свою власть, сражаясь с соперниками? К тому же вожак должен посвятить себя всей стае, а не уделять внимание одному маленькому и слабому существу.

© www.ocharovanie.org

Как известно, в современном мире всем заправляют мужчины - несмотря на старания феминисток переломить ситуацию, большую часть государственных должностей практически во всех странах по-прежнему занимают представители сильного пола, их больше в списках миллиардеров и на заседаниях советов директоров крупнейших корпораций мира. При этом женщин, добивающихся столь же (а зачастую и более) выдающихся успехов, что и мужчины, чаще всего считают исключениями, подтверждающими правило. Однако, есть на нашей планете места, где мужчины исторически приучены не смотреть на прекрасный пол «сверху вниз». Вашему вниманию - шесть живущих в наше время народов с матриархальным укладом общества.

1. Мосо

Небольшой народ мосо, живущий на территории китайских провинций Юньнань и Сычуань около границы с Тибетом - один из самых известных современных социумов, в которых установлен матриархат. Китайское правительство считает мосо частью народности наси, однако это два совершенно разных этнических меньшинства, как по культуре, так и по языку.


Мосо живут большими семьями, в каждой из них главную роль играют женщины - родословная ведётся по женской линии, семейные традиции передаются от старших представительниц рода к младшим, точно так же наследуется имущество. Все важные решения, касающиеся жизни семьи принимают исключительно женщины, они ответственны за воспитание детей и те при рождении получают фамилию матери, а не отца. При этом необходимо отметить, что политикой занимаются в основном мужчины.


Институт брака, как таковой, у мосо отсутствует, вместо него практикуется обычай с говорящим названием «walking marriages» (можно перевести как «свадьбы во время прогулки»). Женщины свободны в выборе сексуальных партнёров и не живут с ними под одной крышей. Дети всегда остаются в материнском доме, поэтому отцы практически не принимают участия в их жизни, порой матери даже не знают, от кого именно зачат ребёнок. Вместо воспитания собственных отпрысков мужчины занимаются детьми, принадлежащими к семьям их матерей.

2. Минангкабау


Народность минангкабау, населяющая индонезийскую провинцию Западная Суматра, насчитывает около 4 млн человек - на сегодняшний день это крупнейший в мире социум с матриархальным укладом. Всё семейное имущество передаётся от матери к дочери, так как мать считается главой семьи и играет главную роль в жизни каждого представителя этого народа. В политических и религиозных институтах заняты в основном мужчины, но в остальном у минангкабау правят представительницы прекрасного пола - такое разделение общественных обязанностей позволяет всем чувствовать себя равноправными.


После вступления в брак женщины сохраняют за собой главную роль - ночи супруги проводят вместе, но утром мужчины, как правило, отправляются по домам своих матерей. По достижении 10-летнего возраста мальчики покидают материнские дома и некоторое время живут в мужском кругу, обретая необходимые представителям сильного пола навыки и постигая тайны религиозных практик. Стоит отметить, что во главе рода всегда стоит мужчина, но если он перестаёт справляться со своими обязанностями, женщины имеют право сместить его с должности и выбрать на его место другого.


3. Аканы


Этнос аканы составляет большую часть населения республик Гана и Кот-д’Ивуар. Социально-общественный строй аканов - типичный матриархат: в их семьях всё, включая фамилии и имущество, наследуется по материнской линии, женщины же определяют направление развития общества в целом. Руководящие должности в органах управления традиционно занимают мужчины, но право на них передаётся через родственников женского пола - матерей, сестёр и дочерей. Зачастую мужчины заботятся не только о своих семьях, но и о своих дальних родственницах.



4. Брибри


В коста-риканской провинции Лимон обитает индейское племя брибри, численность которого по разным оценкам, составляет от 4 тыс до 13 тыс человек. Как и у многих других народов с матриархальным укладом общества, в основе социального строя брибри лежат родовые общины, как правило, включающие в себя несколько десятков человек, во главе каждого рода стоит старшая женщина. Брибри традиционно живут в небольших поселениях, по два-три дома, при этом недвижимость и земельные владения наследуются по женской линии. Также немаловажно, что только женщины имеют право готовить какао, который брибри используют в религиозных ритуалах.



5. Гаро


Гаро - один из главных этносов индийского штата Мегхалая. Как и у их соседей по региону кхаси, в обществе гаро на первых ролях женщины, хотя полностью матриархальным общественный строй гаро назвать нельзя - государственными учреждениями управляют мужчины, они же распоряжаются крупной собственностью. Тем не менее, главой семьи у гаро считается женщина, эта «должность» по наследству передаётся младшей из дочерей, как и большая часть семейного имущества.


В семьях гаро главная наследница выходит замуж последней из всех дочерей и как правило, семья без труда находит достойного мужа, в то время как старшим сёстрам-бесприданницам устроить супружескую жизнь бывает намного сложнее. Женихи часто сбегают от невест и семьям с дочерьми «на выданье» приходится буквально насильно тащить их обратно в свой дом. Будущий муж порой совершает не один и не два побега, а десятки - до тех пор, пока невеста не смирится с его нежеланием жениться, или же не добьётся его согласия. Чаще всего оно достигается многочисленными обещаниями беспрекословно повиноваться супругу и быть фактически его служанкой. После свадьбы новобрачные живут в доме жены, если отношения у них не складываются, брак расторгается с обоюдного согласия и без осуждения со стороны общественности.

© www.heliotricity.com

В южной части острова Бугенвиль, входящего в состав Папуа - Новой Гвинеи, живёт племя наговиси, которым управляют женщины - они принимают решения касающиеся родовых общин, участвуют в обрядах и церемониях, а всё остальное время посвящают обработке своих земельных участков, которые передаются по наследству от матерей к дочерям, причём право владеть землёй есть только у женщин племени. Антрополог Джил Нэш, изучавшая жизнь наговиси, утверждает, когда дело доходит до брака, для женщин племени садово-огородные навыки столь же важны, как внешность и сексуальность - умелые невесты ценятся у мужчин на вес золота. Свадебных церемоний у наговиси нет - если мужчина и женщина много времени проводят вместе, ночуют под одной крышей и сообща обрабатывают принадлежащий женщине участок, их считают законными супругами.

Сегодня в России нет ни одной сферы, так или иначе не доступной для женщин. Для нас — женщин — это безусловно плюс. Безграничные возможности заработка и многочисленные пути саморазвития. А вот мужчинам, каково им? Какие эмоции и чувства они испытывают, уступая пальму первенства в женские руки? Ведь свергнутая привычка восседать на двух стульях и осознание того, что твое величие и всеединство перешло в разряд мифов, не может пройти бесследно. Ведь факт того, что женщины могут достичь и уже достигли превосходящих результатов во многих отраслях ни от кого не скроешь. Шило в мешке не утаишь.

Но было ли это сознательным и искренне желанным поступком. Например, профессия учитель полностью передана на растерзание женскому коллективу. Причины: острая необходимость восполнения недостатка материнского внимания и незаинтересованность мужчин в малодоходных и неперспективных работах.

Также, благодаря советскому разделению на «твое и наше», такие профессии как врач (особенно детский), бухгалтер, секретарь, продавец, парикмахер, повар и др. — вынужденно становятся чисто женскими. Мужчины же традиционно заняли более оплачиваемые должности, такие как: политик, директор, инженер, военный, космонавт, главврач. И все это несмотря на пропагандируемую идеологию «равенства и братства»!

Впрочем, последний лозунг не сработал дважды. Советские мужчины не без удовольствия передали бразды правления и в добывающей сфере. Т.е., функция «женщины-добытчика» стала как нельзя актуальной. «Найти желаемое, получить право на добычу и завладеть ею» — именно по этому принципу жила бо льшая половина кормилиц семей. Именно женщины в обеденные перерывы и выходные отстаивали огромные очереди за пропитанием, в то время как самопровозглашенные главы «ячеек общества» полеживали на диванах, обдумывая очередной манифест или наименее трудоемкое исполнение приказа свыше.

Всё так, господа-товарищи. Именно вынужденное деление «равенством» и вечное ожидание «нам должны» повлекло за собой современный матриархат. Мужчины, из-за привычки исполнять, разучились думать, женщины из-за привычки защищаться — превратились в агрессивных и вечно уставших добытчиц. Такова наша новейшая гендерно-профессиональная история.

А что сейчас? Сейчас, как модно говорить, женщины рулят. Рулят открыто и не стесняясь. Диктуют свои правила в обществе и вне него. Занимают все новые и перспективные сферы. Безусловно, традиции остаются традициями, и с верховными должностями мужчины расстаются, мягко сказать неохотно. Да и палки в колеса вставлять и мелкопакостничать тоже не брезгуют. Но факт есть факт. Русские амазонки в действии.

Натренировавшись вдоволь на закупках провианта и совмещении несовмещаемого (работы и материнства), женщины шагают дальше. Как опытные бойцы они идут в бой, не испытывая неуверенности в своих знаниях и действиях. Они с гордостью несут знамя: «Заслуженно лучшие!»

Женщины повсюду: в спорте, в правительстве, в полиции, в армии, в космонавтике, в управлении, в исполнении, в законодательстве… Сегодня только в рядах генералов армии (!) Википедия насчитывает более 30-ти женских фамилий. А что уж говорить про финансы. В рейтинге Forbes Woman за прошедший 2015 год как и прежде старожилы и новички - владелицы самостоятельных бизнесов и жены крупных чиновников. Комментарии, как говорится излишни. Особенно, если сравнить цифры с «мужской» аналогичной сеткой. Возглавляет рейтинг по старинке Елена Батурина, президент компании Inteco Management, с состоянием в более 1 млрд $. Из новичков Татьяна Бакальчук, гендиректор интернет-магазина Wildberries. Ее состояние оценено в 375 млн. долларов, ей 40 лет и у нее трое детей.

Но это еще не все…

Отныне существует даже деление женщин на категории: например, бизнес-леди, светская львица, свободная женщина, женщина-муниципал, домашняя клуша…

Домашние клуши сегодня не в почете. По крайней мере среди самих женщин. Они вызывают жалость и сострадание. А вот для мужчин они настоящее сокровища, некий желанный раритет, возможность самореализации и все терпящая надежда искренней и взаимной любви.

Женщины-чиновницы (муниципалы) вызывают не меньшее раздражение, чем клуши: ведь все они по мнению большинства стервы и обязательно недолюбленные одиночки. Иначе как они могут работать на таких должностях?

Бизнес-леди — это реальные трудоголики, чаще всего образованные женщины с большим потенциалом. В их жизни (как и у всех) есть свои плюсы и минусы. Они в уважении у женщин и в черном списке у мужчин. Последние таким женщинам автоматически ставят клеймо «умная, самодостаточная и не нуждающаяся в мужчине», тем самым исключая их из своего круга потенциальных спутниц.

Светские львицы. Особенно хочется отметить категорию женщин, умеющих отличатся хотя бы более или менее незаурядными данными и желательно отсутствием мозгов, направо и налево пользующихся тем что есть, и чаще всего мелькающих в style таблоидах и телевидении. Их сейчас много и они в моде. И они навязанный эталон. Навязанный кем? Конечно же мужчинами, как один из способов быть снова на коне.

Только вот хорошо это или плохо решать не нам. Решать будут мужчины и женщины последующих поколений. Оказавшись на втором плане и ущемленные своей несостоятельностью молодые люди вынуждены будут оправдываться и реорганизовываться в прежних «знаменосцев». Девушки же, в конец измученные своим всемогуществом и всесильностью, также пойдут на уступки: сначала притворяясь, а потом и впрямь ослабевая, поддерживая тем самым начатый мужчинами «ролеворот» социальной значимости.

Хотя, и здесь все зависит от человека. Кого-то роль подопечного исполнителя вполне устраивает. Кого-то нет. Но это уже совсем другая история…

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Манипулирование — это игра, которая губит максималистов. Здесь надо сохранять баланс и не перегибать палку. Ведь что есть цель любой манипуляции? Добиться успеха, принеся минимум жертв и сохранив уважение друг к другу.

Поэтому на первых порах бывает выгодно проявить эмоциональную щедрость — продемонстрировать ему, что если он останется с вами — скучать ему не придется и он получит всеобъемлющей кайф не только в постели.

Как сказал мне один знакомый манипулятор: «В сексе все женщины примерно одинаковы — при желании можно раскрутить и на нужную позу и многому научить, но вот вызовет ли она желание трахнуть ее не раз и не два, и продолжать с ней встречаться — это зависит не только от ее физических данных…» А от чего? — спросила я. «А от ее умения быть заманчивой и вести игру…» — отвечает он и добавляет — ведь ты знаешь, кого мы называем телкой?

Но есть мужчины, которые в играх не заинтересованы. Они ищут стабильности и тихой гавани, а не вулкан страстей. От игроков их отличает то, что они более ПРЕДСКАЗУЕМЫ.

И даже с игроком, не стоит переигрывать, особенно когда:

1. У игрока начинается жизненный кризис — переоценка ценностей .

Или просто он находится в таком положении, когда обстоятельства выстраиваются против него. Тогда он не предрасположен к игре — тогда вы выиграете гораздо больше, если в этот непростой для него момент, не проявите свои садистские наклонности, а покажете ему, что можете быть нежной и понимающей.

Внимание: не путайте проявление нежности и умение выслушать с тем, что подразумевает .

Блог Манипулирование-Женский пикап- —