Типы неправильного воспитания. Типы неправильного воспитания и типы характера с патологиями

При полном отсутствии контроля при воспитании родители занимаются своими делами и не уделяют ребенку должного внимания, поэтому он вынужден искать общение и поддержку на стороне, и часто такие дети попадают в неблагоприятные компании.

Другая крайность – этогиперопека . Родители контролируют каждый шаг ребенка, пытаются принимать участие во всех его делах. Подчас это граничит с деспотичностью и жестоким обращением. Ребенок растет в постоянной атмосфере злости, что, естественно, влияет на формирование характера. Как вариант этого вида можно выделить тип воспитания, когда ребенка ставят во главу угла, и он начинает привыкать, что все в семье крутится вокруг него. Такие дети вырастают эгоистами и самоуверенными, не способными в будущем трезво оценить свои реальные возможности.

Иногда с детства родители внушают ребенку, что он должен оправдать их надежды и ожидания, тем самым накладывая на него повышенную моральную ответственность. В итоге дети становятся нервными и переживают психологические срывы.

Выделяют следующие типы неправильного воспитания:

1. Неприятие . Оно может быть явным и неявным. Явное неприятие наблюдается, когда рождение ребёнка было изначально нежелательным, или в случае, когда планировалась девочка, а родился мальчик и наоборот, т.е., когда ребёнок не удовлетворяет начальные ожидания родителей.

Намного сложнее определить неявное неприятие. В таких семьях ребёнок на первый взгляд желанен, к нему внимательно относятся, о нём заботятся, но нет душевного контакта. Причиной тому может быть чувство собственной нереализованности, например, у матери. Для нее ребёнок - препятствие для развития карьеры, помеха, которую устранить она никогда не сможет, и вынуждена терпеть. Проецируя свои проблемы на ребёнка, она создаёт эмоциональный вакуум вокруг него, провоцирует собственного ребёнка на обратное неприятие.
В таких семьях дети становятся либо агрессивными, либо чересчур забитыми, замкнутыми, робкими, обидчивыми. Неприятие порождает в ребёнке чувство протеста. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма. Неприятие приводит к неверию в свои силы, неуверенности в себе.

2. Гипоопека. Другая крайность наших воспитательных воздействий. Ребенок предоставлен сам себе. Он ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть, и уделяют ему минимум внимания. А он способен хоть за капельку внимания на все. Такой малыш не каждый день накормлен и не всегда, как надо по сезону, может быть, одет. Он с малолетства вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям, о которых заботятся родители. Его потребности вообще никто не хочет удовлетворять. Ему не покупают книжки и игрушки. Все это отражается на психике ребенка, и он со временем вдруг начинает ощущать себя неполноценным. И этот комплекс, комплекс собственной неполноценности, преследует его потом всю жизнь.



3. безнадзорность, безконтрольность . Со стороны родителей: полное или частичное отсутствие внимания к ребенку, отсутствие ответственности за его поступки, отсутствие или наличие неправильного воспитания. Со стороны ребенка: отсутствие авторитета родителей, пренебрежение моральными и этическими нормами. В младшем дошкольном и начальном школьном возрастах наблюдаются попытки привлечь внимание родителей в виде истерик, хулиганского поведения, откровенного неповиновения. В более позднем возрасте – уход из дома, опасность впадения в наркотическую или алкогольную зависимость;

4. гиперопека . Со стороны родителей: постоянный неусыпный контроль и чрезмерная забота о ребенке. Несколько вариантов развития:

а) потворство любому его желанию. Ребенок растет избалованным, эгоистичным, конфликтным, жадным, не способным к общению с сверстниками;

б) чрезмерная забота о здоровье ребенка. У ребенка развиваются комплексы неполноценности, он сложно общается со сверстниками, замкнут, молчалив;

в) усиленная опека, постоянные указы, полный контроль, отсутствие самостоятельности и самовыражения. Ребенок становится неинициативным, подавленным, малоподвижным, а в случае сильной личности ребенка – постоянные скандалы с родителями по поводу свободы, уход из дома;

5. Гиперсоциальное воспитание. Это слишком “правильные” люди, пытающиеся педантично выполнять все советы по “идеальному” воспитанию. Ребёнок у таких родителей как бы запрограммирован. Он чрезмерно исполнителен и дисциплинирован. Гиперсоциальный ребёнок вынужден постоянно подавлять свои эмоции, сдерживать свои желания.
При таком типе воспитания возможно несколько путей развития: это может быть бурный протест, бурная агрессивная реакция или самоагрессия, или наоборот, замкнутость, отгороженность, эмоциональная холодность.



6. Кумир семьи. Наверное, любой из нас не прочь хоть для кого-то стать кумиром, пускай на миг… и, говоря об этом типе воспитания, невольно кажется – ребенку повезло: он обожаем, он действительно любим, любим не просто, а без предела. Языческое божество, смысл жизни, идол, требующий поклонения… Вернее – “пуп земли” и “центр Вселенной” … Им восторгаются, над ним дрожат, все в доме буквально молятся на него, предупреждая каждое желание. Любая прихоть малыша – закон. Во всех поступках его мама с папой находят лишь незаурядность, и даже шалости “кумира” неповторимы. Ежесекундно, ежеминутно родители в нем открывают новые “таланты”, любуясь ими и демонстрируя нередко эти мнимые способности знакомым, родственникам и друзьям. Такой ребенок, твердо веря в свою исключительность, растет капризным, своевольным эгоистом, лишь потребляя и не желая отдавать взамен.

7. Опережая своих сверстников в запросах, “кумир” семьи нередко отстает от них в элементарных навыках развития: он не способен сам умыться и одеться. Родители освобождают малыша от всех обязанностей. И это скажется впоследствии, когда настанет трудовая жизнь. Ну а пока такой ребенок практически не адаптируем к дошкольным учреждениям, где если он и выделяется, так только бесконечными капризами и отставанием от большинства ровесников в умении справляться с элементарными вещами. Над ним висит дамоклов меч психического дискомфорта. Своими методами воспитания Вы сами культивировали это.

8. Тревожно-мнительный тип воспитания. Наблюдается, когда с рождением ребёнка одновременно возникает тревога за него, за его здоровье и благополучие. Чаще всего это встречается в семьях с единственным ребёнком или где растёт ослабленный или поздний ребёнок.
В результате, ребёнок тревожно воспринимает естественные трудности, с недоверием относится к окружающим. Ребёнок может вырасти несамостоятельным, нерешительным, робким, обидчивым, неуверенным в себе.

9. Эгоцентрический тип воспитания. Ребёнку, часто единственному, долгожданному навязывается представление о себе как сверхценности. Он кумир, “смысл жизни” родителей. При этом интересы окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребёнку.
В результате, он не умеет понимать и принимать во внимание интересы окружающих, не переносит дальнейших лишений, агрессивно воспринимает преграды. Такой ребёнок расторможен, неустойчив, капризен.

10. потворствующая опека. Со стороны родителей: потворство желаниям ребенка, безнаказанность любого проступка. Переложение ответственности на других, отрицание любой возможности виновности ребенка. Со стороны ребенка: неприспособленность, вседозволенность, безответственность;

11. Воспитание по типу “Золушки”. Наверное, в целом мире нет родителей, которые бы не знали сказку “Золушка”, поэтому нетрудно догадаться, что значит воспитание по типу “Золушки”. В такой семье малыш не знает о ласке и любви. Его все время унижают и оскорбляют. Он постоянно чувствует себя ненужным, плохим, ущербным, обузой в доме. Всего боится, особенно противопоставления другим, по мнению родителей, гораздо лучшим детям. Ребенок делает все от него возможное, чтобы походить на идеал родителей. Он угождает им, предупреждает их желания. Но кроме раздражения и гнева с их стороны по отношению к себе не знает других чувств. Родители обычно вспоминают о нем тогда, когда необходимо его чем-то нагрузить, причем наказывать его они способны по любому поводу. Малыш страдает и не знает, как себя вести, довольно часто неожиданно наталкиваясь на своеобразный выход из создавшегося положения: он фантазирует и грезит нереальным миром, где все проблемы разрешаются как в сказке и исчезает чувство безысходности, которое день ото дня гнетет его все больше. Мир иллюзорный, наслоившийся на повседневность, немного притупляет ее жестокость и, уводя ребенка от действительности, временами помогает “выстоять”, “спастись”. Такие дети, вырастая, часто “мстят” родителям за далеко не “золотое” свое украденное детство.

12. Жесткое воспитание (ежовые рукавицы). Со стороны родителей: жестокое обращение, полное подчинение ребенка воле родителей, нередко воспитание с применением физического наказания. Со стороны ребенка: угрюмость, вялость, боязливость, затаенный гнев; Такой ребенок, не зная ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь, ожесточается, черствеет и вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, довольно часто с бурными реакциями протеста.

13. Повышенная моральная ответственность. Со стороны родителей: требования и запросы, не соответствующие возрасту ребенка. Желание видеть в ребенке ответственность, самостоятельность, независимость, переложение на него ответственности за дела других членов семьи. Со стороны ребенка: агрессивное отношение к опекаемому члену семьи, затаённая злость, агрессия в случае неустойчивого психического состояния ребенка. Возможны ситуации, когда ребенок берет на себя роль «главы семьи». Часто такой стиль воспитания характерен в неполной семье, где мать перекладывает ответственность на сына;

14. Противоречащее воспитание. Со стороны родителей: применение несовместимых стилей воспитания. Постоянный конфликт на этой почве. Со стороны ребенка: раздвоенность, избалованность, часто проявляется неспособность развить слабые стороны характера, в связи с чем повышенная незащищенность и восприимчивость.

15. Воспитание “в культе болезни”. Такой тип воспитания обычно встречается тогда, когда малыш болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием, или когда родители, боясь, что их ребенок вдруг внезапно заболеет, трясутся в ужасе над ним, предупреждая все его желания, а он, воспринимая всякую болезнь как свою привилегию, дающую ему особые права, невольно спекулирует создавшимся положением и злоупотребляет им. Такой ребенок хочет, чтобы в доме потворствовали всем его желаниям, дрожали бы над ним, заботились о нем. Он хорошо усвоил все свои права, не думая, что есть еще обязанности. Такой ребенок – маленький тиранчик. Он добивается всего, пусть даже иногда для этого придется притвориться, придумать новую болезнь. Довольно часто он и в самом деле озабочен своим здоровьем, прислушиваясь сам к себе. Он ждет сочувствия от всех, сочувствия и сострадания. И даже “борется” за это. Такие дети, вырастая, часто с трудом способны приспособиться к действительности. Они, лелея лишь самих себя и не привыкнув жертвовать ничем, нередко выбирают путь приспособленцев или подхалимов. Их участь - участь слабовольных и изнеженных людей.

16. Воспитание по типу “кронпринца”. Такой тип воспитания все чаще и чаще культивируется в довольно обеспеченных, зажиточных, богатых семьях, члены которых имеют значительный вес в обществе и занимают в нем высокие посты и должности, недосягаемые для большинства людей. Отдав самих себя карьере, родители не могут заниматься собственным ребенком. Вся жизнь их расписана буквально по часам. Им трудно выкроить минуту, чтоб поиграть немного с малышом, узнать о том, что его беспокоит или чего ему хочется. И недостаток чувств своих они обычно компенсируют искусственной родительской любовью – одаривая и задаривая малыша. Ребенок окружен ценнейшими подарками, он с малолетства обладает тем, что многие не в состоянии купить, работая всю жизнь. Родители считают, что он счастлив. Малыш имеет даже “птичье молоко”, но так обычно думают родители, а дети чаще всего – по-иному. Им не нужны ценнейшие подарки или вещи – им нужен нежный взгляд, любящая улыбка и ласковое слово. И если даже кажется, что дети гордятся положением своих родителей, то это не всегда бывает так.

17. Наверное, при первой же возможности многие из них отдали бы все краски мира за серую, обыденную жизнь детей в обычных семьях, с обычной мамой и с обычным папой, чтоб им, как всем, было можно делиться радостями и печалями с родителями, чтобы они, как все, могли в воскресенье с мамой или папой пойти в гости, в парк, а может быть, на речку, чтобы они, как все… Но их родители не могут быть, как все. И потому не в силах отыскать причину недовольства своего ребенка, ведь перед ним открыты все дороги. И разве смысл родительства не в этом? Поэтому, когда “кронпринцы”, повзрослев, своей безвольностью и нерешительностью “губят” все, что подготовлено для них, или способны вдруг “протестовать” против проторенного, чтобы “идти своей тропой”, родителям непонятно, почему ребенок их “бесцветный”, не оправдал надежд, хотя они всю жизнь свою потратили на то, чтобы он их надежды оправдал.

18. Смена образцов воспитания. Такой тип воспитания встречается тогда, когда ребенка до каких-то пор воспитывали одним методом и вдруг из-за семейных обстоятельств (появления новорожденного, развод родителей) стиль воспитания внезапно изменился. Малыш не в состоянии отвыкнуть от того, к чему привык, никак не адаптируется к перемене, и в результате начинает яростно протестовать, нередко в виде невротических реакций.

19. Мы познакомились лишь с наиболее растространенными из типов неправильного воспитания детей, хотя на самом деле их не перечесть. Мы часто пользуемся ими, не догадываясь, как отражаются они на психике ребенка, и сами же способствуем обычно невротизации своих же собственных детей. Нередко сами мы являемся источниками стресса, психического дискомфорта малыша, а ищем причину где-то вовне и, бегая по разным специалистам, пытаемся ее хоть как-нибудь понять.

«Люди рождаются Принцами и Принцессами, а родители превращают их в Лягушек».

Правильно ли мы воспитываем своих детей? Каждый родитель хоть один раз в жизни задает себе этот вопрос…А если воспитание детей неправильное? Кто виноват? Не всегда в воспитании детей помогает родительская интуиция, иногда требуются и советы педагогов и психологов. Какие же бывают типы «неправильного» воспитания, которые негативно влияют на психику ребенка и, в конечном итоге, мы получаем очень плачевные результаты …

Первый тип – это гиперопека.

Андрей сидит на скамейке и смотрит, как мальчишки бегают с мячом, как весело смеются… А ему нельзя, он только что переболел, и ему нужно беречь голос, ведь скоро отчетный концерт в студии, где он занимается пением. Бабушка заботливо поправляет шарфик на нем, а Андрей даже не сопротивляется, он уже привык – ведь он талантлив, родители на него возлагают большие надежды, и он не может их не оправдать… Ему внушают, что он является большой ценностью, если родители его так оберегают. Ребенка лишают всякой самостоятельности, он постоянно находится под пресс — контролем. Его индивидуальность утрачена, от него требуется только повиновение. Ребенку внушили, что взрослые знают лучше, как поступать, что делать, что говорить…Ребенок постепенно превращается в робота, выполняющего команды. Родители расписали его жизнь до мелочей, а ослушаться невозможно, слишком велик контроль.

Родители не понимают, что растят безвольного и слабого человека, который даже не стремится к самостоятельности. Возможно, что в подростковом возрасте возникнет бурный протест, что станет большой неожиданностью для родителей. Но самое опасное, что такие дети становятся неудачниками во взрослой жизни, не способными жить в коллективе

Второй тип – гипоопека.

Саша живет с мамой. Мама работает целый день, у нее нет времени заниматься ребенком, а может, нет и желания. Мама часто оставляет его одного дома, он в одиночестве смотрит мультики, ждет маму и ощущает себя ненужным, нелюбимым. У Саши зависть к другим детям, они лучше накормлены, теплее одеты, обласканы родителями, у них есть игрушки и книжки… Ему кажется, что мама редко вспоминает, что он есть. Ребенок предоставлен сам себе. Психика ребенка нарушается с самого детства, что является очень опасным – может возникнуть комплекс неполноценности, обида на жизнь, на маму. Часто из таких детей вырастают люди с тяжелой судьбой.

Третий тип – «кумир» в семье .

Верочка – любимица в семье, ее все обожают, все восхищаются ей, все любят ее, хвалят, целуют и обнимают. Ничего плохого в поцелуях и обнимании, конечно, нет. Но ребенка возвели в ранг божества, которому все в семье поклоняются. Верочка – это центр Вселенной. Родители, бабушки и дедушки выполняют каждое ее желание, любую прихоть, видят незаурядность во всем. И не удивительно, что ребенок растет очень своевольным и капризным, эгоистичным потребителем. Вера не любит сама одеваться и обуваться, требует, чтобы это делали взрослые, топает ножкой, если что то не нравится… С детским садом отношения у нее не сложились – она не выполняла элементарных требований воспитателя, не смогла адаптироваться, требовала к себе повышенного внимания. Впереди школа, и впереди огромное количество проблем, и, увы, по вине взрослых людей…

Четвертый тип – «золушка» в семье.

В такой семье для ребенка не существует ласки и любви. Ребенку внушают, что он плохой, ненужный, грубый, неумеха… За свою короткую жизнь Миша слышал эти слова огромное количество раз… Разбил чашку — «неумеха»! и получил подзатыльник.. Порвал случайно рубашку – «на тебя, оболтуса, не напасешься одежды! Миша очень старается быть хорошим, старается угодить, не знает как себя вести, чтобы взрослые не ругали его. Родители постоянно сравнивают его с другими детьми, которые, по их мнению, хорошие и послушные…Миша этого сравнения боится больше всего. Гнев и раздражение родителей, постоянные наказания по любому поводу – это и есть Мишино детство… Миша часто мечтает, строит иллюзии, как Золушка из сказки, и эти мечты помогают ему в его детской жизни. Такие дети вырастают с большой обидой на родителей, и часто мстят им за свое такое неласковое и несчастливое детство

Пятый тип – «повышенная моральная ответственность»

Дашины родители возлагают на девочку большие надежды, которые не смогли реализовать сами в своей жизни. Тщеславию родителей нет предела – Даша в 4 года обязана учить два языка, учиться музыке, ходить на гимнастику. И постоянно слышит от родителей – мы не смогли, а вот ты должна…Непомерное тщеславие родителей тяжелым грузом ложится на плечи ребенка, девочка не по возрасту серьезна, задумчива, боится огорчить родителей. У таких детей возможны неврозы, так как такая ответственность непосильна для возраста ребенка.

Шестой тип – «культ болезни»

У Алеши хроническое заболевание – астма. Родители трясутся над ним, а он пользуется этим. Он прекрасно усвоил, что у него в семье есть привилегия, особые права. Про обязанности он и не думает – он же болен…И он добивается своего, ждет сочувствия, сострадания. Результат такого воспитания – растет изнеженный, слабовольный ребенок, не способный ничем пожертвовать (я же болен!). Приспособиться к реалиям взрослой жизни ему будет трудно.

Седьмой тип — « крон-принц» в семье.

Петины родители очень занятые люди, занимают высокие должности. Семья живет очень обеспеченно, но времени на ребенка у родителей нет, и нехватку времени и минимум общения с сыном они компенсируют дорогими подарками. У Пети множество вещей и игрушек, не хватает только «птичьего молока»…Родители уверены — Петя счастлив, ведь у него все есть, даже то, что недоступно большинству детей… Только им не понять, что Петя часто грустит, что ему хочется, чтобы сказку на ночь прочитала мама, а не няня. И прижаться ему хочется к маме, и погулять с мамой, и поплавать в бассейне с папой… Почему его родители не обычные люди, тогда они бы всегда были со мной рядом? – часто думает Петя. А родителей может ждать полное разочарование, когда их повзрослевший ребенок не оправдал их надежд, вырос нерешительным и слабовольным, ведь они все сделали для его будущей счастливой и обеспеченной жизни!

Восьмой тип – «противоречивость»

Маше 5 лет, она живет в просторной квартире с родителями и с бабушкой и дедушкой. Каждое утро начинается с разногласий — мама требует, чтобы ребенок вставал рано, сам умывался, одевался, завтракал. И это вполне справедливо. Бабушка придерживается других правил – зачем мучить ребенка, пусть поспит. Иногда в постельку приносят завтрак. Мамины требования игнорируются. Маша не понимает, кого ей слушать, что можно делать, а что нельзя…Ребенок начинает понимать — если мама не разрешит, то бабушка все сделает, как мне хочется. Плоды такого воспитания, когда ребенка тянут в разные стороны, очень плачевны.

Существует множество типов неправильного воспитания детей. Родители должны понимать, что они сами часто виноваты в том, что ребенок вдруг стал почему то неуправляемым, нервным или наоборот, пассивным и безразличным к окружающему миру. Что, ребенок не может найти себе друзей в садике, в школе, не может адаптироваться к дошкольному учреждению. Не имеет простейших навыков. Не может общаться с детьми. И почему то вдруг стал яростно протестовать, пребывать в состоянии стресса, психологического дискомфорта… А ведь это мы, родители являемся источником всего этого!

Родители, призадумайтесь – а все ли мы делаем правильно?

С уважением, admin Kotya! С удовольствием отвечу на Ваши вопросы в комментариях!

Для современных семей выражение «Еда - это любовь» может быть перефразирована более актуально: «Еда - это власть». Не так давно доктор Леонард Сакс был в ресторане и услышал, как отец говорит своей дочери: «Дорогая, не могла бы ты сделать мне одолжение? Пожалуйста, может, ты попробуешь хотя бы немного своего горошка?» Для многих людей эта фраза могла бы прозвучать, как признак нормального или даже изысканного воспитания - мягкие уговоры, сформулированные как вопрос, чтобы побудить ребенка к сотрудничеству, без угроз для его достоинства и без сцен...

Крах родительского воспитания

Но для Сакса, который является семейным врачом и психологом, известным из-за своих статей в области детского развития, ситуация воплощала в себе нечто гораздо худшее - недавний крах родительского воспитания, который произошел, как минимум частично, из-за того, что дети стали страдать от избыточного веса, избыточного употребления медикаментов. Они растут нервными и не уважающими ни себя, ни всех, кто их окружает.

Идеальное воспитание или его отсутствие?

Сцена в ресторане - это яркий пример того, как очень многие родители во всем полагаются на своих детей, так как они отказались от своего родительского авторитета и потеряли уверенность в себе. Они мотивированы стремлением вырастить своих детей разумно и с уважением. В теории их намерения являются хорошими, а их старания - впечатляющими. Современные мамы и папы хотят воспитывать детей, давая им возможность принимать решения. Они стараются во всем угождать своим детям и всячески избегают конфликтов. Но в реальности родители находятся на грани того, чтобы потерять все влияние, которое они еще могут оказывать на детей.

Проблема с едой

Обеденный стол - это эпицентр всего происходящего. «Когда родители начинают отдавать контроль над ситуацией детям, выбор пищи обычно бывает первым, что дети берут в свои руки», - написал Сакс в своей книге. Правило «Никакого десерта, пока не съешь брокколи» в последнее время превратилось в следующее: «Что насчет пары кусочков брокколи? А потом ты сможешь съесть десерт». Установка превратилась в вопрос с предложением взятки. Обед дома требует, чтобы родители опросили своих детей касательно того, что те хотят съесть. Вариантами, например, могут быть жареная курица с картофелем или куриные наггетсы с фри. Можно легко догадаться, что выберут дети. И родители тут же начинают вести переговоры по новой: «А как насчет фри из батата?»

Роль лидера в семье - чья она?

Родители в Северной Америке и во многих других частях света стали более склонными спрашивать у своих детей, а не говорить им. «Это естественный процесс, - сказал Гордон Нойфельд, выдающийся психолог, которого Сакс цитировал в своей книге. - Интуитивно мы знаем, что если мы будем принуждать, то встретим сопротивление». Он говорит, что для повседневных вопросов, таких как цвет штанов, которые ребенок наденет, это нормальный подход. Но когда люди начинают консультироваться с детьми в вопросах, касающихся заботы и опеки, таких как кормление, они делают своих детей главными. Это запускает врожденную психологическую реакцию, активируются инстинкты выживания. Дети не чувствуют, что о них заботятся, поэтому они начинают играть главную роль.

Почему детям приходится становиться лидерами?

Поэтому если девочка в ресторане действительно съест немного горошка, как ее попросил ее отец, она, вероятнее всего, поверит в то, что действительно оказала ему услугу, и теперь он должен оказать ей услугу взамен. Еда может стать первым проявлением краха родительского воспитания, но это не единственная проблема. Многие сферы семейной жизни страдают из-за подобного смешения ролей. Таким образом, то, что происходит во время еды, служит метафорой того, как неуверенные в себе родители стали «альфа», то есть «вожаком стаи», «принимающим решения» в семье, ответственным лицом. Взрослым человеком.

Смена поколений родителей

Эта неуверенность в себе, естественно, происходит из любви. Многие родители жаждут вырастить детей не так, как они росли сами. Они говорят: «Я не могу делать тех вещей, которые делали со мной, это не кажется мне правильным. Я не хочу кричать, я не хочу наказывать». Между предыдущим поколением родителей и нынешним произошел серьезный сдвиг в родительском воспитании. Многое изменилось с того момента, как к отцу можно было обращаться только как высокопоставленному лицу, и, когда он заходил в дом, ребенок буквально пулей вылетал из его кресла.

Эмоциональное воспитание

Однако эволюционный процесс не так прост. Родители пытаются воспитывать детей с эмоциональной точки зрения, но при этом их никто этому не учил в первую очередь. Это то же самое, что учить детей французскому и параллельно читать учебник по французскому языку впервые. Родители приоритетной задачей перед собой поставили то, чтобы ребенок чувствовал себя уважаемым и знал, что к его мнению всегда прислушаются, с ранних лет. Родители хотят быть эмоционально доступными для своих детей, а также чтобы дети могли свободно выражать свои эмоции. Детям теперь разрешено закатывать истерики, потому что они учатся контролировать свои чувства. Кто-то сказал: «Мне кажется, или сейчас можно увидеть гораздо больше истерик у детей, чем раньше?». И это заставляет задуматься.

Демократия в семье

Родители также стремятся создать демократичный быт, где у каждого члена семьи имеется право голоса в вопросах того, что происходит. «Пора ли идти на улицу?», «Пора ли принять ванну?», «Хотел бы ты устроить вечеринку здесь?» - так они культивируют независимость и свободу мысли у своих детей. Ранее строгое послушание являлось эталоном, сейчас оно рассматривается как устаревшее и потенциально небезопасное. Послушание может означать, что ваш ребенок является «слабаком», чего не хочет ни один родитель, особенно с учетом того, как издевательства перешли на новый уровень - из школ в виртуальное пространство.

Являются ли дети меньшинством, требующим равноправия?

Существуют также и более масштабные причины смены баланса в отношениях родителей и детей. В течение последнего полувека общественность стала презирать неравноправие, основанное на поле, расе, религии или сексуальной ориентации. В погоне за равноправием были достигнуты определенные успехи. Даже корпорации сейчас сменяют традиционную пирамидальную организацию менеджмента на «плоскую». В западном обществе, где равноправие для всех стало культурной целью и конституционным правом, с детьми обращаются так, как будто они являются еще одной группой меньшинств, которую нужно уважать, давать ей расширенные права и возможности. «Расширение прав и возможностей стало добродетелью, - сказал Сакс. - Давайте расширим права и возможности для всех, почему нет?»

Дети пересиливают родителей - родителям пора взрослеть

Но многие дети на самом деле «пересиливают» своих родителей. И люди, которые работают в сфере развития детей, говорят, что это серьезная проблема. Функциональная семейная ячейка зависит от одной социальной конструкции, над разрушением которой современное общество работает не покладая рук - на иерархии. «Вам нужна серьезная демонстрация своего лидерства, чтобы заставить вашего ребенка довериться вам и зависеть от вас, - сказал Нойфельд. - Если у нас не хватает природной силы, тогда мы с трудом может потребовать что-то от ребенка или поставить ему ограничения. Родитель всегда должен быть уважаем как высший человек. Пора родителям снова взять в руки руль машины своей семьи».

Выделяют несколько типов неправильного воспитания.

Безнадзорность, бесконтрольность – встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние «улицы».

Гиперопека – жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что другим «все дозволено». У подростков все это может вылиться в бунт против родительского засилья: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома. Другая разновидность гиперопеки – воспитание по типу «кумира» семьи . В результате такого воспитания ребенок, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех, только не себя, возникает истероидная акцентуация характера, приносящая человеку множество переживаний во всей дальнейшей жизни.

Воспитание по «типу Золушки» , т. е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности детей.

«Жесткое воспитание» – когда за малейшую провинность ребенка сурово наказывают и он растет в постоянном страхе.

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности . Ребенку внушается мысль, что он должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких. Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.

Одним из самых недопустимых методов воспитания, используемых в семье, является метод физического наказания , когда на детей действуют с помощью страха. Физическое наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребят. Так, у каждого второго наказуемого подростка возникают сложности в адаптации, приспособлении его к коллективу ребят, почти у всех этих детей пропадает охота к учебе.

Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы.

Достаточно хороший вариант взаимоотношений – когда родители стараются вникать в интересы детей и дети делятся с ними. При этом родители должны обладать необходимой чуткостью и тактом, умением войти в детский мир без нажима, навязывания своих взглядов, критических замечаний, без нервозности и предубеждений.

Родителям важно разобраться в мотивах, стремлениях детей, проявляя достаточно уважения к их доводам и аргументам и убедительно раскрывая свои аргументы.