Что я ожидаю от школы. Вам важно, чтобы вас уважали? Должен ли учитель вникать в тонкости семейных обстоятельств

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 000

Исследовательская работа

Что ждут родители от школы?

Выполнили учащиеся 8 «В» класса:

Куликов Никита

Галдин Рома

Руководитель:

Учитель истории и обществознания

Москва 2010

1. Введение__________________________________________________3

2. Ожидания родителей от школы

2.1. Почему родители выбрали именно это учебное заведение?_4

2.2. В чём родители видят основную роль школы?____________7

2.3. Что родители ждут от школы?_________________________9

2.4. В чём родители видят основные недостатки школы?______12

2.5. Каким родители видят будущее своего ребёнка?__________16

3. Заключение_______________________________________________18

4. Приложение_______________________________________________19

Введение

Родители и школа для нас – детей и учеников это две самых важных в период нашего взросления и обучения части жизни. Мы живём в обоих этих мирах, с разными законами, порядками и обществом. Для нас нет ничего важнее родителей, но и без школы представить себе наше существование нельзя. Но взаимосвязаны ли эти два элемента нашей жизни? Нам кажется, что – да. А вот как они взаимосвязаны мы и хотим изучить. Родители для того чтобы мы стали взрослыми и умными отдали нас на обучение к профессионалам своего дела – учителям в школу. Но почему именно в эту, а не в какую-либо другую? Почему в школу а не в другое учебное заведение? И главное, чего же, конкретно, родители ждут от школы отдавая нас в это учебное заведение? Мы решили исследовать эти вопросы опросив родителей и узнав их мнение.

Наше исследование актуально в свете растущего недовольства родителей школой и сложностями в выборе школы у родителей, а так же в связи с тем, что дети становятся жертвой в противостоянии желаний родителей и обязанностей которым подчиняется школа.

Цель нашей работы: Определить в чём заключаются ожидания родителей от школы и соответствует ли школа требованиям родителей в полном объёме.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

· Провести исследование мнений родителей, относительно данной проблемы проведя опрос.

· Проанализировать результаты опроса, для определения отношения родителей к данной проблеме.

· Составить отчёт исходя из данных опроса родителей

· Узнать каковы мнения родителей относительно проведённой работы и результатов

· Узнать, у учителей и администрации их позицию относительно результатов исследования и возможностей для улучшения работы школы, а так же соответствия требованиям родителей

Объектом нашего исследования являются взаимоотношения школы и родителей.

Предметом исследования являются ожидания родителей от школы.

2.1 Почему родители выбрали именно это учебное заведение?

Данный вопрос мучает не только учителей, но и нас - их учеников. Мы решили выяснить причину этого и проанализировать общие данные собранные нами в ходе опроса родителей.

Проведя опрос, мы выяснили, что большинство родителей выбрало данное учебное заведение, потому что оно находится близко от дома и скорее всего это связанно с тем, что чем ближе от дома находится школа, тем безопаснее родители могут отпустить своего ребёнка дойти до школы самостоятельно. Проблема безопасного пути школьника от дома до школы и обратно связана с высокой степенью занятости родителей города Москвы и московской области , это специфика данной территории, к которой родители вынуждены приспосабливаться.

На одном уровне с близостью учебного заведения от дома находится вариант «наличие в школе дифференциального подхода к обучению детей», то есть наличие гимназических, гуманитарных, математических и других классов. Родители считают, что различный подход к обучению их детей абсолютно необходим, так как позволяет их детям развить свои индивидуальные особенности, начиная с пятого класса, а некоторые родители даже начиная с начальной школы.

Так же важными пунктами, влияющими на выбор школы являются: «хорошие учебные программы » и «понравились учителя», это говорит о том, что родителям не совсем безразлично по каким программам учатся их дети, и какие учителя их учат. Родители стараются разобраться в особенностях школьных учебных программ и выбрать на их взгляд оптимальную, вместе с тем родителям не безразлично кто работает по этой программе, тут родители оценивают всё: внешний вид учителя, манеру разговаривать, отношение к ученикам, начитанность и так далее. Однако стоит заметить, что общий процент таких родителей не велик и составляет всего по 8 человек из 50 опрошенных, то есть по 16 % на каждый из вариантов.

Корректное отношение учителей к учащимся волнует лишь 5 опрошенных из 50, что говорит, прежде всего, о том, что родители сталкиваются с этой проблемой достаточно редко, однако наличие даже 10% говорит о не самой лучшей ситуации в школах, которая вызывает у родителей опасения. Впрочем, это может являться самым обычным страхом родителей о судьбе своего ребёнка в государственном учреждении вне их надзора.

Родителей так же привлекают в нашу школу большие возможности реализации школьников в образовании, то есть возможности участия школьников в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, а так же связей школы с другими учебными заведениями, училищами, колледжами , ВУЗами. Этот пункт важен для родителей, которые хотят видеть своего ребёнка в сфере науки, а так же из-за возможностей увлечь своего ребёнка в соревнование для достижения лучших результатов. Таких родителей всего трое из 50-ти опрошенных, это мало, но даже такое количество говорит о том, что школа стремиться к этому и родители ищут это в школе.

Только один родитель использует традицию в качестве аргумента при выборе школы, что говорит об интересах родителей направленных на то, чтобы их ребёнок учился в лучшем, чем они учебном заведении и получил образование в самой достойной школе. Однако наличие даже одного из 50 опрошенных даёт положительную характеристику школе, так как родители не стесняются того что учились в этой школе и что эта школа и уровень этой школы их устраивает.

Родители высказали ещё варианты:

«школа понравилась ребёнку» - это говорит о том что всего 2 % (1 человек из 50) действует согласно желаниям ребёнка и о том, что школа слабо производит впечатление на детей, впрочем это весьма условно, так как решать всё равно не детям, а родителям.

«корректное отношение к родителям» - один из самых интересных вариантов ответа, это свидетельствует о том, что у родителя был опыт некорректного со стороны школы отношения к нему и одновременно сообщает нам, что в нашей школе этого нет, а это очень важный для школы показатель.

2.2 В чём родители видят основную роль школы?

Родителям при опросе в анкете был сформулирован такой вопрос «В чём вы видите основную роль школы?» Ответы на этот вопрос заставляют нас задуматься о том, какую роль играет школа в жизни общества? Она учит или воспитывает или может быть делает и то и другое? А главное, как родители смотрят на эту проблему и что же на самом деле должна делать школа?

Мнения родителей на этот счёт разделились.

Большинство опрошенных считает, что основная роль школы состоит в предоставлении классического образования, то есть полного общего среднего образования . Так считает 31 опрошенный родитель из 50 или 62 %. Это важный показатель мнения родителей, так как показывает, что получение среднего полного общего образования является для них приоритетным в деятельности школы, а соответственно именно на эту сторону должны быть направленны основные усилия школы.

Однако 21 опрошенный (42 %) считают, что воспитание в школе не менее важно, чем получение образования, по всей видимости, из-за того, что школьники проводят в школе больше времени, чем дома во время обучения. Воспитание в школе, по мнению родителей, должно заключаться в личностном примере учителей, но, несмотря на то, что воспитание является неотъемлемой частью процесса образования, вся ответственность за воспитание детей лежит на родителях. Поэтому выбор школы, как воспитательного и учебного заведения является наиболее острым. Существует ряд проблем, которые родители, как правило, не предусматривают – механизмов принуждения у учителей нет, эти механизмы есть только у родителей. А роль школы в воспитании носит скорее коррекционный характер, характер надзора со стороны государства прежде всего из-за того, что школа – часть государственного аппарата .

font-size:14.0pt; line-height:150%;font-family:" times new roman>Лишь 7 человек из 50 опрошенных (20%) считают, что человечное отношение к детям это одна из основных ролей школы в жизни общества, которая на ровне с предоставлением классического образования является определяющей. Этот показатель показывает степень заботы родителей о своём ребёнке, что проблема человечного обращения к ребёнку вне их надзора для них очень важна. Есть вероятность, что эта проблема для родителей важна, потому что они или подвергались бесчеловечному воздействию, или эта опасность была внушена СМИ.

Предоставление дополнительного образования как основной роли школы, родители как правило рассматривали вместе с получением классического образования, по всей видимости как взамодополняемых элементах единого процесса обучения. Данный выбор показывает, что родители очень грамотно подходят к процессу образования, чётко осознавая, что именно взаимосвязь основного и дополнительного образования принесут их ребёнку полный спектр возможностей в самореализации. Таких родителей оказалось лишь 5 человек из 50, то есть всего 10%.

2.3 Что родители ждут от школы?

Этот вопрос один из самых важных в нашем исследовании. Родители ждут от школы всего того, что позволит нам осуществить наши мечты. К этим ожиданиям относятся:

1. Ожидание высокого уровня образования

36 человек из 50 опрошенных (72%)

Образование своих детей для родителей стоит выше всего и родители ждут от школы высокого уровня образования. В нашей стране, как и в мире именно высокий уровень образования лежит в основе нашей успешности и возможности самореализации. Родители видят в школе не только место становления их детей как личностей в обществе, но и как начальный уровень, место, где начнётся осуществление наших мечтаний. Именно поэтому требования к уровню образования в школе столь велики и малейший недостаток вызывает конфликт между родителями и школой, ведь от этого зависят мечты и будущее их ребёнка, как и их самих. Родители видят в школе инструмент для формирования своего ребёнка и если что-то не получается то школа оказывается виновной в этом, даже если это не всегда так.

2. Ожидание хорошего отношения к детям

21 человек из 50 опрошенных (42%)

Не только осуществление планов и мечтаний ребёнка волнует родителей, но и отношение к нему со стороны школы и учителей в частности. Это важно для того, чтобы наши уверенность в своём будущем и мечты осуществились. Важно чтобы учителя видели в нас учеников, а не вредителей. От отношения к нам зависят: наше желание учится, развиваться и стремиться к лучшему. Так как этот вопрос у родителей вызвал такую реакцию, то из этого можно сделать вывод, что у родителей часто возникают проблемы именно с этим вопросом, что заставляет задуматься.


3. Ожидание дополнительных часов по учебным предметам

10 человек из 50 опрошенных (20%)

Одним из важнейших факторов успешности своих детей для родителей является освоение ими школьных предметов, а по собственному опыту наших родителей освоение некоторых из них может быть проблематичным. Для лучшего освоения этих предметов, по мнению родителей и учителей, нам не хватает лишь времени, это время – дополнительные часы. Вся проблема заключается в том, что школа не всегда может предоставить эти дополнительные часы, даже если этого хотят родители. Государство устанавливает определённый стандарт, в котором указано максимальное количество часов для освоения определённого предмета. И школа не может предоставить ученикам эти дополнительные часы, так как это противоречит государственному стандарту . Поэтому эти ожидания не всегда осуществимы.

4. Ожидание возможностей в получении дополнительного образования

3 человека из 50 опрошенных (6%)

Для родителей дополнительное образование – возможность занять детей интересным делом, которое заменит им бездельное гуляние по улице в поисках приключений и проблем. 6% родителей считают, что дополнительное образование на ровне с стандартным является важным и необходимым для развития их ребёнка. Школа же, как место, где ребёнок под присмотром учителя сможет заниматься для своей пользы и в безопасности, по мнению родителей должна являться центром общественной жизни ребёнка. Школа должна давать детям возможность развиваться всесторонне и дополнительное образование может помочь детям в этом.

2.4 В чём родители видят основные недостатки школы?

Этот вопрос сложен как для родителей, так и для школы. Родители видят недостатков в школе много, но все ли они зависят от школы и к ней относятся? Что школа может с этими недостатками поделать? На эти вопросы мы попытались найти ответы как у родителей, так и у администрации школы.

По результатам опроса самой острой проблемой школы по мнению родителей является вопрос отсутствия в школе хорошего питания. Родители заботятся о здоровье своего ребёнка и поэтому вопрос питания для них не является пустым звуком, а самой тяжёлой проблемой. Плохое питание в школе или отсутствие такового приводит к различным заболеваниям у ребёнка, что вызывает у родителей справедливый гнев в адрес школы, однако мы решили узнать у представителей администрации действительно-ли в питание настолько плохое, что 36 опрошенных из%) считают именно этот вопрос основным недостатком школы.

Мы пообщались с социальным педагогом нашей школы, заместителем директора и работниками столовой относительно этого факта.

Работники столовой на наш вопрос почему родители говорят что основным недостатком школы является отсутствие хорошего питания, ответили, что они этого не знают. По словам работников столовой и дети и учителя, питающиеся в школе, отзываются о блюдах хорошо, и подчёркивают, что питание находится в школе под жёстким контролем, как государства, так и администрации. Откуда же тогда столько недовольных? Видимо как нам пояснил заместитель директора это число зависит от тех детей, которые поев в школе почувствовали себя не хорошо и прийдя домой рассказали об этом родителям, но не сказав, что после того как они поели в столовой - пробегали всю перемену. Или, возможно, у ребят есть проблемы со здоровьем, поэтому некоторые блюда могут оказаться для ребят причиной плохого самочувствия.

На наш взгляд эта проблема без правых, поэтому все участники этой проблемы должны взяться за её разрешение.

Вторая проблема, которая для 12 родителей из 50 опрошенных (24%) считают, что одним из основных недостатков школы является плохая организация учебного процесса. Сюда относится и неудобное расписание, и не предметные замены, и нехватка кабинетов.

font-size:14.0pt; line-height:150%;font-family:" times new roman>Эти сложности действительно есть у школы, однако нам стоит внимательно подойти к изучению данной проблемы и спросить у представителей администрации, в чём причина этих недостатков и возможно ли их решение?

Наша школа находится в густонаселённом районе и поэтому детей поступающих на учёбу в нашу школу много и место на всех не всегда хватает, поэтому школа, чтобы удовлетворить запросы родителей берёт к себе больше учеников, чем обязана. Отсюда и нехватка кабинетов и проблемы с расписанием. А вот не предметные замены (это замены учителями ведущими другой предмет учителя не их предмета) которых становится много, когда учителя заболевают, показывают, что школа не собирается срывать учебный процесс для учеников из-за отсутствия кого либо из преподавателей. Однако школа не может постоянно осуществлять предметные замены, так как учителя предметники заняты на своих уроках, а переносить урок на более позднее время когда заменяющий учитель освободиться школа не имеет права, да и к тому же многие учителя работают по своим особым программам, по которым может не работать заменяющий учитель, что так же говорит о не возможности полноценной замены учителя в его отсутствии.

Остальные варианты ответов получили значительно меньше голосов родителей.

За низкий уровень воспитания, которому учат в школе как недостаток школы высказались 4 человека из 50 опрошенных (8%), говорит о том, что в школе есть дети с низким уровнем воспитания и родителям известно о таких детях. От школы родители ждут, того чтобы она стала воспитательным учреждением, каковым она по закону быть не может. Прежде всего, потому что согласно федеральному закону об образовании вся ответственность за воспитание детей лежит на родителях, и хотя школа и участвует в воспитании ребят, она не обязана этого делать и ответственности за поведение ученика нести не будет. Родители, которые выбрали данный вариант ответа, ждут от школы слишком многого – семью для их детей, забывая, что школа государственное образовательное учреждение.

Низкий уровень образования как основной недостаток высказалось 2 человека из 50 опрошенных (4%) Это положительная характеристика, говорящая о том, что для подавляющего большинства родителей уровень образования в школе является достаточно высоким.

Так же 4% опрошенных родителей считают, что холодное отношение учителей к детям это основной недостаток школы. Это может быть негативная характеристика для школы, так как показывает, что родители сталкивались со случаями, когда учителя игнорировали, или заведомо отрицательно относились к ученикам. Это очень субъективный вариант ответа, так как зависит от размеров любви и обожания родителями своего ребёнка. Поэтому тут может быть как мнение любящих родителей жалеющих своих детей, так и учителей видящих в ребёнке врага мешающего вести урок и ничего не понимающего.

Отсутствие в школе инновационных программ волнует всего одного родителя из 50 опрошенных (2%). Хороший показатель, того что, родителей устраивает разнообразие подходов учителей к обучению их детей.

Любопытно так же отметить, что родителей полностью устраивает уровень образования учителей в школе, как недостаток школы этот вариант родителями совсем не рассматривается.

Каким родители видят будущее своего ребёнка?

Ответ на этот вопрос позволит нам понять, насколько требовательны будут родители и к нам – их детям и к школе, в которой мы учимся. 21 человек из 50 опрошенных родителей (42%) считают что главное для них, чтобы их ребёнок был человеком. Следовательно, образование для этих родителей не является настолько важным, что они готовы будут ради каждой мелочи терроризировать директора школы и министерство образования. Хотя нельзя сказать, что оно для них не важно, отношение к образованию у этой части родителей не менее значимо, чем к воспитанию. Гармония – вот в чём заключаются стремления этих родителей.

«Будущее моего ребёнка – быть грамотным специалистом в своей области» - такой вариант ответа устроил 17 опрошенных родителей из%). Специализация в образовании – это выбор данных родителей и от школы они ждут именно этого. Мы узнали у заместителя директора по учебно-воспитательной работе, как у нас в школе реализуется специализация. Специализация у нас начинается с 5-го класса, когда в конце 4 класса мы сдаём переводные экзамены и у нас происходит распределение по классам «А», «Б» и «В» параллелей. Вначале специализация простая - деление на гимназические, лицейские и общеобразовательные классы, а начиная с 10 класса специализация более сложная классы делятся на базовые и профильные группы разные в зависимости от предметов, которые мы выберем на экзамены –ЕГЭ.

16 родителей из 50 опрошенных (32%) считают, что наше будущее в наших руках. Это самая печальная и радостная статистика во всей нашей работе. Радостная в том, что родители доверяют нам самим определять наше будущее, влиять на его развитие и самим быть хозяевами своего будущего. Печальная в том, что родители вместо разумной помощи и поддержки иногда устраняются из этой сферы нашей жизни, оставляя нас одних бороться с множеством не знакомых нам ещё проблем. font-size:14.0pt; line-height:150%;font-family:" times new roman>7 опрошенных родителей считают что мы – их дети добьёмся в жизни впечатляющих результатов. Это хорошо, что родители верят в нас, но и означает, что родители будут серьёзно подходить к нашему обучению и прогулять или не делать домашнее задание не получится, впрочем, требования к школе тоже будут достаточно высокими.

Остальные родители предложили свой вариант ответа, каким они видят наше будущее: «счастливым». Этот ответ говорит нам о том, что родителям важно сделать нас счастливыми и для этого они ведут нас в школу, записывают нас в кружки, секции, ищут нам интересные экскурсии и будут ждать от школы максимум поддержки в создании нашего счастья.

Чрезмерно завышенных требований родителей к детям не замечено, что свидетельствует о реалистичном взгляде наших родителей на наши возможности. И видеть нас начальниками родители так же не захотели, скорее всего из за недоверия к начальству и чиновникам нашей страны.

Заключение

В заключении необходимо сказать, что общие проблемы ожиданий родителей от школы оказались очень любопытными. Самым острым вопросом для родителей является вопрос хорошего питания в школе, которого, по мнению родителей, школе не хватает. Работники столовой признаются, что не знают, как ещё можно сделать питание лучше на те средства, которые выделяются. Родители ждут от школы высокого уровня образования, но вместе с тем одну из ведущих ролей должно занимать воспитание детей, что согласно федеральному закону об образовании попадает под ответственность родителей. В целом можно сделать вывод, что требования родителей не так велики и их выполнение возможно. Большую часть требований родителей по части высокого уровня образования, корректного отношения к детям, предоставления возможностей заниматься в кружках и секция школа полностью отвечает требованиям родителей, однако администрация школы отмечает, что школа государственная организация и требования родителей будут удовлетворяться только до той степени, когда они не будут противоречить указаниям государства. В части улучшения питания школа будет продолжать работать над этим вопросом и стараться изменить сложившуюся позицию к лучшему, так нас заверил директор школы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для родителей

(Выберите подходящие варианты или напишите свой)

5. Почему Вы выбрали данное учебное заведение?

А) Близко от дома

Б) Хорошие учебные программы

В) Понравились учителя

Г) Традиция

Д) Наличие гимназических и гуманитарных классов

Е) Большие возможности реализации детей в образовании (конкурсы, связи школы с ВУЗом)

Ж) Корректное отношение учителей к детям

6. В чём Вы видите основную роль школы?

А) В воспитании детей, как членов общества

Б) В предоставлении классического образования

В) В предоставлении дополнительного образования

Г) В человечном обращении к детям

Д) Другое ________________________________________________________________________

7. Что Вы ждёте от школы?

А) Высокого уровня образования

Б) Хорошего отношения к детям

В) Возможностей в получении дополнительного образования (кружков, секций)

Г) Дополнительных часов занятий по учебным предметам

Д) Другое ________________________________________________________________________

8. В чём вы видите основные недостатки школы?

А) Низкий уровень образования

Б) Плохая организация учебного процесса

В) Отсутствие хорошего питания в школе

Г) Низкий уровень образования учителей

Д) Холодное отношение учителей к детям

Е) Низкий уровень воспитания, которому учат в школе

Ж) Отсутствие инновационных учебных программ

З) Другое________________________________________________________________________

9. Каким вы видите будущее своего ребёнка?

А) Он станет великим учёным, деятелем культуры, политиком

Б) Добьётся в жизни впечатляющих результатов

В) Он будет начальником, в какой либо организации

Г) Его судьба – быть грамотным специалистом в своей области

Д) Главное, чтобы он был человеком

Е) Его судьба в его руках

Ж) Другое________________________________________________________________________

Здравствуйте, уважаемые родители!

Мы учащиеся 8 В класса, работаем над проектом «Чего ждут родители от школы?» и в рамках этого проекта проводим социологическое исследование .

Нам важно знать, чего вы ждёте от школы, и насколько школа соответствует вашим ожиданиям. Мы будем признательны, если вы ответите на нашу анкету.

Спасибо за внимание!

Опрошено:

50 человек

Почему Вы выбрали данное учебное заведение?

В чём Вы видите основную роль школы?

Что Вы ждёте от школы?

В чём Вы видите основные недостатки школы?

Каким Вы видите будущее своего ребёнка?

Близко от дома

Хорошие учебные программы

Понравились учителя

Традиция

Наличие гимназических и гуманитарных классов

Большие возможности реализации детей в образовании

Корректное отношение учителей к детям

В воспитании детей, как членов общества

В предоставлении классического образования

В предоставлении дополнительного образования

В человечном обращении к детям

Высокого уровня образования

Хорошего отношения к детям

Возможностей в получении дополнительного образования

Дополнительных часов занятий по учебным предметам

Низкий уровень образования

Плохая организация учебного процесса

Отсутствие хорошего питания в школе

Низкий уровень образования учителей

Холодное отношение учителей к детям

Низкий уровень воспитания, которому учат в школе

Отсутствие инновационных учебных программ

Он станет великим учёным, деятелем культуры, политиком

Добьётся впечатляющих результатов

Он будет начальником, в какой-либо организации

Его судьба – быть грамотным специалистом в своей области

Главное, чтобы он был человеком

Его судьба в его руках

Вопросы родителям (для съёмки):

1. Скажите пожалуйста, что Вы ждёте от школы, как учебного заведения в котором будет учится или учится ваш ребёнок? (высокого уровня образования, хорошего отношения к вашему ребёнку, больше возможностей в получении дополнительного образования и так далее)

2. В чём вы видите основные недостатки школы? (вообще) (низкий уровень образования, отсутствие хорошего питания, плохая организация учебного процесса)

Вопросы администрации школы:

1. Мы провели опрос среди родителей в котором прозвучал вопрос: « В чём вы видите основные недостатки школы?», по итогам которого выяснилось, что 76% родителей считают отсутствие хорошего питания основным недостатком школы. Скажите пожалуйста, с чем на ваш взгляд это связано?

2. Какие вы планируете провести мероприятия для разрешения этого острого вопроса?

См. Федеральный закон об образовании. Ст. 7.

Динамика современного мира, научно-технический прогресс, бурное развитие информационных технологий требуют от человечества постоянных изменений в различных сферах жизнедеятельности. Исключением не может быть и образовательная отрасль. Ведь специальные знания и навыки очень быстро устаревают. К примеру, математика для школьников , конечно остаётся такой, как и была 10 и 20 лет назад, но вот методика изучения данной дисциплины, меняется и подстраивается под современный ритм жизни. В такой динамичной среде на первый план выходят человеческие качества. Способность постоянно учиться, быстрое приспособление, умение работать в команде, поиск нестандартных решений, стрессоустойчивость - вот чем должен обладать современный человек. Очевидно, что нынешняя система образования не успевает за изменениями в обществе и нуждается в модернизации. Развитие личности должно быть приоритетным в учебном процессе. Это понимают педагоги, этого хотят родители и дети.

Что родители ожидают от школьного образования сегодня?

Замечательно, что в рамках Образовательного Форума 2016 в г. Львове 3 марта состоялась Родительская конференция, на которой мне удалось побывать. Результатами конференции и своими впечатлениями я с радостью поделюсь с вами, уважаемые читатели.

Приятно поразило меня, как гражданина, что есть много неравнодушных людей, которые хотят перемен и занимают активную позицию по воплощению инноваций в образовании. Есть люди, которые понимают, что от образования наших детей зависит будущее Украины.

Как отцу, мне понравилось, что педагоги являются инициаторами диалога по улучшению школьного образования и готовы менять учебный процесс, учитывая пожелания родителей и детей.

Конечно, у участников конференции различные взгляды на школьное образование. Были родители, которые стремились полностью отстраниться от учебного процесса в школе. Они не хотели, и у них не было времени заниматься домашним заданием с детьми, готовить костюмы для выступлений и выполнять другую работу, связанную со школой. Некоторые из родителей, наоборот, хотели заниматься с детьми самостоятельно дома и проходить обучение экстерном. Поэтому, сначала я не представлял, как большое количество активистов должны выражать свои идеи и обсуждать их в одном зале. Но организаторы конференции умело направили энергию участников в нужное русло.

Родительскую конференцию взрослых разделили на три группы и пригласили в разные аудитории. Дети работали отдельно. В каждой группе рассадили участников по 4-5 человек за столом. Раздали ручки и чистые листы бумаги, на которых каждый из нас за 10 минут должен был записать свое видение современной школы. После этого, в течение следующих 10 минут, команда за столом обсуждала свои идеи и определяла 7 наиболее важных. Далее, из семи идей мы должны были выбрать три важнейших, которые вывешивались на доску для общего ознакомления. Многие пожелания на доске оказались сходными по сути, но несколько отличались по содержанию. Такие идеи группировали и каждой группе придумывали рабочее название. Затем команды добавляли остальные из семи листов. Общим обсуждением определяли, к каким группам отнести предложения. При необходимости создавали новые группы. В конце, каждой группе придумывали обобщенное название, которое отражало суть идей, входивших в нее.

Таким образом, без лишней суеты и шума, мы получили сконцентрированные и обобщенные идеи, которые включали в себя видение каждого из родителей. После перерыва на кофе, все участники вновь собрались вместе, чтобы обменяться результатами и подвести итог.

Итак, чего хотят родители от образования?

Прежде всего, чтобы в центре учебного процесса находились не знания, а личность ребенка. Чтобы учитель получал достойную зарплату, вдохновенно и преданно учил детей, самосовершенствовался и не думал о подработке. Чтобы ребенок развивался умом, телом и душой, а в основе развития личности были моральные ценности. Чтобы учебный процесс был качественным, интересным и безопасным. Чтобы знания были практичными и приближенными к жизни. Чтобы не было домашних заданий. Чтобы дети полюбили школу и часть досуга учащихся проходила в школе. Чтобы родители теснее взаимодействовали с учителями в совместной работе по воспитанию детей.

По магическим стечению обстоятельств, у каждой группы участников вышло по девять обобщенных предложений по улучшению обучения в школе. В нумерологии цифра 9 означает окончание старого цикла и начало нового. Поэтому есть надежда, что изменения в области образования таки состоятся в ближайшее время, а замечательные идеи, рожденные участниками во время конференции, будут учтены в моделях будущих школ.

Ключевые слова: математика для школьников, Ожидания родителей от школьного образования сегодня, Образовательный Форум, конференция, знания, модернизация, школьная программа

Учителям и родителям нужно слушать друг друга, действовать заодно, сотрудничать – с этим согласны все участники нашей дискуссии. Мы ждем, что учителя будут чутки, внимательны и справедливы, а педагоги считают, что ребенка воспитывают прежде всего родители. Хотя и не только...

Psychologies: Чего ждут родители, отдавая ребенка в школу?

Анна:

Ожидания очень разные. Амбициозным важно, чтобы ребенок учился в престижной школе – и знания получил, и не стыдно было сказать, где он учится. Обычно такие родители хотят, чтобы у ребенка получилось то, что не получилось у них самих. Другие ставят целью во что бы то ни стало дать лучшее образование. Готов ли он идти в школу, может ли учиться по продвинутым программам – не так важно. Главное – образование. Любыми способами. И в смысле воспитания у них огромный запрос: «Мы вам его отдали, а вы его воспитывайте, вас же этому учили?» Есть немало тех, кому важно, чтобы в школе (особенно начальной) ребенку было хорошо и спокойно. Часто это те, кто сам чувствовал себя неуютно в школе, или те, кто видит, что у ребенка есть трудности: он застенчив или, наоборот, гиперактивен… Им не хочется, чтобы на этом акцентировали внимание. Наконец, некоторые родители не могут или не хотят выбирать школу в силу самых разных причин и отправляют ребенка в ближайшую. Их принцип: как будет, так и будет.

«ПРАВИЛА ИЗВЕСТНЫ ЗАРАНЕЕ: Я ПРЕДУПРЕЖДАЮ РОДИТЕЛЕЙ, ЧТО НЕКОТОРЫЕ ВЕЩИ Я ДЕТЯМ ДЕЛАТЬ ЗАПРЕЩАЮ» АННА

Алексей:

Скажу еще об одном типе родителей, которого раньше не было. Старая советская школа четко указывала мамам-папам их место: сдавать деньги, помогать водить маленьких в цирк и приходить, когда вызывают, чтобы получить выговор. Что, конечно, было неправильно. Но сегодня все больше родителей, которые строят свои отношения со школой по модели потребления: «Я – потребитель, школа – поставщик образовательных услуг. Вот перечень услуг, которые вы мне предоставляете, и мне будет удобно, если вы (школа, учитель) будете отчитываться по электронной почте. Если же услуги будут не должного качества, я оставляю за собой право обратиться куда следует». Что выгодно отличает нынешнюю ситуацию от советской, так это возможность выбрать школу, по крайней мере в больших городах. Видя, что ребенку некомфортно, родители могут начать воевать, а могут забрать его и отдать туда, где ему будет хорошо.

Как вы поступаете, если родители не согласны с вашим решением, требованием, наказанием?..

Анна:

Я предпочитаю, чтобы правила были известны заранее. На первом родительском собрании (мы проводим его за полгода до начала занятий) я предупреждаю родителей, что есть вещи, которые я делать не разрешаю. Например, я не разрешаю драться. Если мне возразят, что мальчик должен уметь за себя постоять, я сразу говорю, что в этом месте у нас будет нестыковка. Еще я не разрешаю обижать и дразнить друг друга… Если такое случится, я начну делать замечания, и делать их строго. И ни на какие уступки родителям не пойду, все равно буду запрещать.

Алексей:

Я согласен, правила помогают, но бывает, что в момент, когда их объявляют, все согласны, а потом, когда дело дойдет до конкретного синяка под конкретным глазом, родители станут интерпретировать ситуацию в пользу своего ребенка.

А что вам помогает наладить

Алексей:

В прошлом году я впервые взял классное руководство над пятым классом и осенью встречался со всеми родителями, поговорил с ними один на один. В первую очередь я хотел, чтобы они рассказали мне о ребенке: каким они его видят. Благодаря этим встречам я многое понял, не столько о детях, сколько о родителях.

Хотят ли родители, чтобы вы воспитывали учеников?

Алексей:

Я никогда не слышал: «Вы параграф выучите с моим ребенком, а в воспитание не вмешивайтесь». С другой стороны, все хотят, чтобы мы воспитывали – но что именно? В прошлом году дети писали ЕГЭ по русскому. Мы просили их не приносить шпаргалок. При этом в аудитории, где проходил экзамен (в другой школе, и дети там были не только наши), все пользовались чем хотели, разве что учителей не просили выйти в интернет. Назавтра пришла мама, возмущаясь: «Теперь из-за вашей честности они получат меньше баллов, чем те, кто списывал». Эта мама хочет, чтобы мы воспитывали ее ребенка? Хочет. Но к практическим последствиям не готова.

Чего мы ждем от школы?

Учителям и родителям нужно слушать друг друга, действовать заодно, сотрудничать – с этим согласны все участники нашей дискуссии. Мы ждем, что учителя будут чутки, внимательны и справедливы, а педагоги считают, что ребенка воспитывают прежде всего родители. Хотя и не только...


Анна Попова, 50 лет, учитель подготовительного класса в Пироговской школе.
Наталья Демченко, 37 лет, финансовый менеджер, мать Яны, 10 лет, и Михаила, 16 лет.
Алексей Кузнецов, 44 года, учитель истории гимназии № 1543.
Ольга Дворнякова, 32 года, PR-директор, мать Антона, 10 лет, и Даниила, 12 лет.

Psychologies: Чего ждут родители, отдавая ребенка в школу?

Анна: Ожидания очень разные. Амбициозным важно, чтобы ребенок учился в престижной школе – и знания получил, и не стыдно было сказать, где он учится. Обычно такие родители хотят, чтобы у ребенка получилось то, что не получилось у них самих. Другие ставят целью во что бы то ни стало дать лучшее образование. Готов ли он идти в школу, может ли учиться по продвинутым программам – не так важно. Главное – образование. Любыми способами. И в смысле воспитания у них огромный запрос: «Мы вам его отдали, а вы его воспитывайте, вас же этому учили?» Есть немало тех, кому важно, чтобы в школе (особенно начальной) ребенку было хорошо и спокойно. Часто это те, кто сам чувствовал себя неуютно в школе, или те, кто видит, что у ребенка есть трудности: он застенчив или, наоборот, гиперактивен… Им не хочется, чтобы на этом акцентировали внимание. Наконец, некоторые родители не могут или не хотят выбирать школу в силу самых разных причин и отправляют ребенка в ближайшую. Их принцип: как будет, так и будет.

«ПРАВИЛА ИЗВЕСТНЫ ЗАРАНЕЕ: Я ПРЕДУПРЕЖДАЮ РОДИТЕЛЕЙ, ЧТО НЕКОТОРЫЕ ВЕЩИ Я ДЕТЯМ ДЕЛАТЬ ЗАПРЕЩАЮ» АННА

Алексей: Скажу еще об одном типе родителей, которого раньше не было. Старая советская школа четко указывала мамам-папам их место: сдавать деньги, помогать водить маленьких в цирк и приходить, когда вызывают, чтобы получить выговор. Что, конечно, было неправильно. Но сегодня все больше родителей, которые строят свои отношения со школой по модели потребления: «Я – потребитель, школа – поставщик образовательных услуг. Вот перечень услуг, которые вы мне предоставляете, и мне будет удобно, если вы (школа, учитель) будете отчитываться по электронной почте. Если же услуги будут не должного качества, я оставляю за собой право обратиться куда следует». Что выгодно отличает нынешнюю ситуацию от советской, так это возможность выбрать школу, по крайней мере в больших городах. Видя, что ребенку некомфортно, родители могут начать воевать, а могут забрать его и отдать туда, где ему будет хорошо.

Как вы поступаете, если родители не согласны с вашим решением, требованием, наказанием?..

Анна: Я предпочитаю, чтобы правила были известны заранее. На первом родительском собрании (мы проводим его за полгода до начала занятий) я предупреждаю родителей, что есть вещи, которые я делать не разрешаю. Например, я не разрешаю драться. Если мне возразят, что мальчик должен уметь за себя постоять, я сразу говорю, что в этом месте у нас будет нестыковка. Еще я не разрешаю обижать и дразнить друг друга… Если такое случится, я начну делать замечания, и делать их строго. И ни на какие уступки родителям не пойду, все равно буду запрещать.

Алексей: Я согласен, правила помогают, но бывает, что в момент, когда их объявляют, все согласны, а потом, когда дело дойдет до конкретного синяка под конкретным глазом, родители станут интерпретировать ситуацию в пользу своего ребенка.

Алексей: В прошлом году я впервые взял классное руководство над пятым классом и осенью встречался со всеми родителями, поговорил с ними один на один. В первую очередь я хотел, чтобы они рассказали мне о ребенке: каким они его видят. Благодаря этим встречам я многое понял, не столько о детях, сколько о родителях.

Хотят ли родители, чтобы вы воспитывали учеников?

Алексей: Я никогда не слышал: «Вы параграф выучите с моим ребенком, а в воспитание не вмешивайтесь». С другой стороны, все хотят, чтобы мы воспитывали – но что именно? В прошлом году дети писали ЕГЭ по русскому. Мы просили их не приносить шпаргалок. При этом в аудитории, где проходил экзамен (в другой школе, и дети там были не только наши), все пользовались чем хотели, разве что учителей не просили выйти в интернет. Назавтра пришла мама, возмущаясь: «Теперь из-за вашей честности они получат меньше баллов, чем те, кто списывал». Эта мама хочет, чтобы мы воспитывали ее ребенка?

Вопрос родителям: что вы чувствуете, когда ваши дети идут в школу?

Ольга: В прошлом году наш старший сын перешел в пятый класс. Мы терпеливо ждали, пока пройдут первые сложные месяцы, он привыкнет и увлечется каким-нибудь новым предметом – чтобы ему самому было интересно, чтобы не было такой бесконечной череды будней: пришел в школу, отсидел, пришел домой, сделал уроки, на следующий день то же самое... Но вот чего я точно не ожидала – что все учителя на собраниях в один голос будут восклицать: «Ваши дети просто ужасно себя ведут, никак не могут адаптироваться к средней школе! Сделайте с ними что-нибудь!» Я пробовала поговорить с классным руководителем, но все происходит так быстро, ни на что нет времени у преподавателя: подумать, обсудить, что делать.

«ОТ УЧИТЕЛЕЙ Я ЖДУ СОВСЕМ НЕМНОГО: УЧИТЫВАТЬ, ХОТЯ БЫ ЧУТЬ-ЧУТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ МОЕГО РЕБЕНКА» НАТАЛЬЯ

Наталья: На мой взгляд, родители свое изначальное отношение к школе непроизвольно передают ребенку. Мне всегда хотелось, чтобы дети воспринимали школу как большой и увлекательный мир, где есть все – друзья, педагоги, учеба, человеческие отношения. А от учителей я жду совсем немного: учитывать, хотя бы чуть-чуть, индивидуальность ребенка. По моим ощущениям, сейчас учителя стали черствее, и их равнодушие иногда обесценивает старания детей. Был случай, когда детям дали творческое задание, они старались, делали, родителей привлекли, но преподаватель его даже не проверил! Еще мне хочется, чтобы ребенку ставили то, что он заслужил: иногда учителю легче и выгоднее поставить незаслуженную четверку вместо заслуженной тройки… И не оставляли бы без внимания усилия заштатного троечника, для которого приличный результат – почти подвиг.

Ольга: Однажды сын получил двойку, мы выяснили, за что, он переделал задание, но двойка-то осталась. Я посоветовала ему подойти к учителю и спросить, как можно исправить оценку. И знаете, что она ответила? – «Никак».

Алексей: У нас в стране на 90 млн работающих граждан приходится 1,2 млн учителей – это самая массовая профессия. И в ней огромное количество тех, кому в школе по большому счету делать нечего. То, о чем вы говорите, – это принципиальный порок не школы, а нашего чиновничьего государства, которое толкает на то, чтобы проводить показательные мероприятия, для галочки. Если сегодня учитель занимается индивидуальной работой с ребенком, понимая, что нигде это баллов ему не прибавит, то это уникальный учитель, замечательный, он на своем месте.

«В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО ВСЕГДА ДОЛЖНО ОСТАВАТЬСЯ ЗА РОДИТЕЛЯМИ» АЛЕКСЕЙ

Как вы поступаете, если учитель не прав?

Наталья: У меня была такая ситуация с дочкой. Она застенчивая девочка, не всегда встанет и скажет, даже если знает ответ. И сама никогда не пойдет ничего выяснять. Но тут я увидела, что учительница исправила в ее тетради правильно написанное слово на неправильное. Я не стала давать никаких характеристик учителю, но попробовала объяснить, как такое могло произойти. Если ребенок может отстоять свою позицию, грамотно, спокойно, то лучше это сделать. Но преподаватель не признала свою ошибку и оставила все как есть. Тогда мне пришлось сказать дочери, что она все сделала правильно, а учительница, видимо, была чем-то занята и не смогла разобраться.

Алексей: Да, к сожалению, очень немногие из нас способны признать, что допустили ошибку...

Ольга: Однажды, когда я увидела в журнале несколько двоек подряд, я не сдержалась и спросила, откуда они. На что учительница мне ответила, что мальчик односложно отвечает на вопросы, не умеет рассуждать и анализировать. Мне кажется, она могла бы остановиться на второй двойке и обсудить с нами эту историю: позвонить, написать в дневнике… Она ведь знала, что он недавно переехал, у него новая семья (я его приемная мама), он стесняется при всех выражать свои мысли. Мне было бы важно, чтобы его понимали, слушали, были к нему бережны.

Должен ли учитель вникать в тонкости семейных обстоятельств?

Анна: Конечно! Именно для этого я приглашаю родителей «пошушукаться» – рассказать про особенности ребенка, про здоровье, сообщить вещи, которые могут повлиять на его поведение. Или если происходит что-то серьезное – например, умерла собака. Конечно, мне нужно об этом знать, я должна быть готова к любой ситуации.

Алексей: Обычно дети мне сами обо всем говорят. Иногда задним числом. Или друг про друга рассказывают, так им проще.

Как вы понимаете сотрудничество между учителями и родителями?

Алексей: Мы соучастники процесса воспитания и обучения детей. В вопросах воспитания последнее слово остается за родителями: я никогда не буду настаивать на чем-то, если это идет вразрез с мнением мамы или папы. А обучением должны заниматься учителя; если родители нам помогают, это замечательно. Любая ситуация разрешима, если есть понимание, что мы действуем вместе. Ребенок – третья сторона этого процесса. У нас как у соучастников есть и права, и обязанности. Но на бумаге это не зафиксировано. Школа – тонкое дело, как театр. Представьте: на спектакле вам вместо программки вручают листок с правами зрителя... В школе тоже все нельзя расписать. Сотрудничать в сложной ситуации непросто. Как это выглядит? Я как учитель или я как родитель могу не идти на конфронтацию, а отстраниться, остыть и подумать: может, все не совсем так, как мне кажется...

Почему сотрудничать трудно?

Алексей: Потому что люди разные. А двоим родителям разве легко сотрудничать, воспитывая ребенка?

Анна: Из-за гордыни. У женщин она часто сосредоточена на детях. Послушайте, как они говорят: «Мой (моя) должен быть лучше всех», «Он должен играть на фортепиано, скрипке, должен получать пятерки», «Ему еще два года, а он уже знает буквы», «А у меня школу закончил в 16 лет». Матери гордятся своими детьми, и, в общем-то, им есть чем гордиться. Но они не готовы сотрудничать, потому что никого вокруг себя не слышат. В этом году я умоляла одну маму не отдавать сына в школу, он и пяти минут на месте усидеть не мог. Я говорила, что он своего еще не отыграл, что его нервная система не готова к нагрузкам… В ответ я услышала: «Что он, так и будет до десятого класса в игрушки играть?» Какое сотрудничество я могла ей предложить?

Вам важно, чтобы вас уважали?

Анна: Мне нет. Мой отец всегда считал, что учителя надо уважать, учитель всегда прав. А я ему говорю: трудно уважать того, кто тебя унижает. Учительница может быть хорошей матерью или женой, но когда она кричит на ребенка или стучит кулаком, ее надо простить, быть к ней снисходительным. Важно помочь детям увидеть в учителе человека. Такого, какой он есть. Вовремя рассказать им, что каждый может ошибиться, поступить плохо – и я, и ты, дружок, тоже.

Алексей: Профессия учителя была несколько переоценена. По объективным причинам. Для многих в 1950-е, допустим, годы учитель был единственным источником знаний. Люди жили в бараках, книжек дома не было, родители имели три класса образования... Сейчас у нас есть другие источники информации, есть возможность сравнивать. Выяснилось, что педагоги – обычные люди, сами зачастую малообразованные, замотанные, слабые... Так что нельзя воспитывать в ребенке культ учителя! «Слово учителя – закон» – нет, это не так. Но родители, которые демонстрируют свое неуважение к учителям, просто дурно воспитаны.

Детям, особенно в старших классах, важно, чтобы учитель не только учил, но и разговаривал по душам...

Алексей: У нас на выпускном дети в этом году говорили: «Спасибо не только за ваши уроки, но и за наши разговоры на этих уроках про важное. За чай после уроков. За поездки. За походы». После того как очередной ребенок очередному учителю такое выдал, я директору говорю: «Вообще-то пора закрывать нашу контору. Физика благодарят за разговоры о лирике. Лирика – за разговоры о физике.Никто же не работает!»

Анна: Они все в итоге всему выучатся. А вот по душам и по-братски – это очень важно.

Алексей: Хорошо вам говорить – в начальной-то школе!..

О бытующих заблуждениях относительно ожиданий от обучения

Зачем школьники ходят в школу? Зачем их туда почти ежедневно отправляют родители? Этот, казалось бы, тривиальный вопрос, почему-то оказывается очень сложным, если пытаешься на него ответить честно. Этот вопрос имеет очень простой и, как часто бывает в таких случаях, неверный и лживый ответ бытового плана, на языке, на котором разговаривают родители с детьми, когда стараются заставить их делать то, что те не хотят. Это ответ: «За знаниями».

Почему ответ «За знаниями» неверен? А посмотрите, какой вопрос задают родители детям, вернувшимся из школы: «Что ты сегодня получил? Какие отметки?» И практически никогда: «Что нового ты сегодня узнал в школе?». Это наша национальная общекультурная установка. Проанализируйте, например поэзию, относящуюся к школе. В большинстве стихотворений будут зафиксированы пожелания к школьникам получать «пятерки» и не получать «двоек», тихо сидеть «на парте» и т.п.

Получается, что основной мотив, который движет родителями, когда те отправляют своих чад в школу, это отметки, по большом счету, одобрение детей государственной СИСТЕМОЙ образования. Оговоримся: далеко не всех родителей. И доля родителей, которая смотрит на классические традиции обучения скептически, быстро возрастает. Но, тем не менее, в российском обществе родителей, которые склонны некритично и послушно следовать курсу на формальное образование, диктуемому чиновниками, пока подавляющее БОЛЬШИНСТВО. Им хотелось бы, чтобы ребенок хорошо проходил ежегодные тесты и контрольные, успешно сдал бы ЕГЭ в конце, а потом поступил в государственный вуз на бюджет (и притом не важно, на какой факультет!). Им важно чтобы ребенок мог интегрироваться в СУЩЕСТВУЮЩУЮ СИСТЕМУ ОБЩЕСТВА. Но ведь это - система прошлого, уже отживающая, почти изжившая себя система.

Вот это «Какие оценки ты сегодня получил в школе?» говорит о полном непонимании родителями истинных целей обучения, о том, что правильное образование детей не входит в число приоритетов родителей, а выгода от бесплатности государственного образования заслоняет те колоссальные недостатки от практики лишения детей в государственной школе всякого выбора (предметов, занятий, заданий), принуждения выполнять бессмысленные задания, зубрить и заучивать параграфы учебника, без понимания сути заданий, подмены отметками познавательных интересов и мотивов.

Давайте поговорим о тестах. Успешность образования в традиционной школе уже давно свелась к выполнению тестов. Одно испытание на скорость чтения и переходные диктанты с массой полубессмысленных и некорректных заданий к текстам чего стоят! Тесты требуют быстро выполнять арифметические действия, например, в числах до 20-ти, и знать, какие гласные не пишутся после шипящих и глухих согласных. Однако, давайте подумаем, только ли к этому сводится образование и можно ли измерить его результаты в виде тестов?

Как ОДИН ИЗ подходов к измерению качества образования тесты, безусловно, имеют некоторый смысл. Но как только суть образования начинают СВОДИТЬ к тестам, а сами тесты абсолютизировать, они быстро разрушают само образование. Этому посвящена огромная научная литература, нет смысла ее пересказывать. Достаточно вспомнить о том, что почти половина населения нашей страны и ее педагогической общественности считает повинным в кризисе российской школы именно введение обязательного ЕГЭ в тестовой форме десять лет назад. По аналогии с ЕГЭ в 9-х классах введены аналогичные ЕГЭ ГИА, и ведутся разговоры о том, что и после 4-х классов будут проводиться подобного типа экзаменационные испытания. По мнению многих дети перестали учиться, а педагоги - учить, а занимаются лишь натаскиванием на выполнение заданий ЕГЭ и подобных тестов.

Мы не отрицаем необходимости проводить аттестацию школьников, однако необходимо понимать что сами тесты и подготовка к ним - большое, вредное и труднопреодолимое зло, которое придумали некие конкретные, хоть и безымянные, чиновники (просто потому, что им нужно было делать видимость производимой ими работы). Поэтому выполнение тестов не может вызывать никакого энтузиазма у серьезного, мыслящего учителя (и родителя).

Ожидания от обучения в школе должно быть значительно богаче и шире любого теста. Главное в них - это развитие различных граней человеческого потенциала ребенка, человеческих тенденций, изначально ему присущих. Они включают способности работать, исследовать и познавать окружающий мир, создавать порядок вокруг себя, выражать себя в общении, в виде звуков, символов, текстов, движений, способность уживаться с окружающими и следовать правилам, принятым в сообществе, делать осознанный ответственный выбор, выполнять функции и обязанности… Не кажется ли теперь востребованная некоторыми родителями способность ВСТРАИВАТЬСЯ в СИСТЕМУ, «быть как все», слишком мелкими и извращенными требованиями к ребенку? Ведь перед школой в России всегда ставилась задача формирование более совершенного, более развитого человека, который бы не просто встраивался в существующее общество, а который бы менял его в положительном отношении, делал бы его более продвинутым.

А тесты, как пример бессмысленной и ненужной работы - это часть старого, отживающего свое время общества, мира. И к ним мы, педагоги, тоже, к сожалению, должны готовить, выделяя для этого какое-то время, и придумав для этого специальные материалы, активности и игры, но относясь к тестам как к опасному и труднопреодолимому злу…

Для того, чтобы более или менее объективно подойти к проблеме ожиданий от обучения, правильнее не пытаться априорно сформулировать какие-то требования и показатели, а хотя бы понаблюдать детей обучающихся в рамках различных педагогических систем, сопоставить их поведение и результаты обучения.

Сравнивая школьников из традиционной и Монтессори школы…

Летом 2016 года нам довелось наблюдать в летнем лагере Монтессори-школы нескольких детей, пришедших из «обычной» школы, и выявить особенности их мотивации и поведения в сравнении с учащимися, уже несколько лет обучавшимися по методике Монтессори (в школе и детском саду).

Речь пойдет об учащихся начальной школы (2-4 классов). Такое сравнение (учащихся обычной школы с Монтессори-школьникам) вполне обоснованно и закономерно, поскольку Монтессори-школьники уже достаточно далеко продвинулись в плане нормализации, а поведение «обычных школьников» выглядит при этом как отклонение от нормального, антропологически обоснованного поведения ребенка младшего школьного возраста. И хоть это исследование не претендует на роль полноценного и статистически обоснованного, все же оно вполне годится на роль пилотажного исследования, позволяющего сформулировать правдоподобные гипотезы для подтверждения в ходе настоящего эксперимента.

Нарушения мотивации.

Яркой чертой пришедших из традиционной школы детей является значительное снижение познавательной мотивации. Им не интересны презентации, проводимые учителем в малых группах, опыты по естествознанию, наблюдение за растениями и животными, а также чтение книг. Приглашенные для участия в Монтессори-презентациях школьники обычной школы буквально изнывали от скуки, бросали начатую работу (например, работу с материалом, требующую терпения, такую как сборку модели из конструктора), начинали слоняться по классу-студии, отвлекая других детей от их занятий. Подобное снижение познавательной мотивации неминуемо приведет в дальнейшем к замедлению темпов интеллектуального развития, к общему снижению внутреннего потенциала ребенка, к появлению барьеров в освоении учебных предметов у данного конкретного ребенка, и к неэффективной работе всего класса, составленного из учащихся обычной школы.

Сверхценность оценок.

Оборотной стороной снижения познавательной мотивации учащегося традиционной школы является сверхценность для него оценок (отметок). Ребенку неинтересны новые знания, но он стремится получить высокую оценку (или не получить низкую), и именно это заставляет его выполнять учебную работу. Естественно, что подменяющие познавательную мотивацию отметки не способны обеспечить эффективную познавательную деятельность ребенка, они подталкивают его лишь к формальному выполнению учебных заданий и приобретению в целом формального образования. Ему все равно, чем заниматься, лишь бы получить высокую оценку и не получить низкой. Оценки сводят познавательную деятельность к запоминанию, заучиванию, зубрежке.

Неустойчивость внимания.

Ребенок 6 лет, когда он только приходит в школу Монтессори, может удерживать внимание на одном предмете примерно 10 минут (в среднем). С каждой презентацией и с каждым опытом и демонстрацией устойчивость внимания у детей увеличивается и быстро достигает 30-40 минут, т.е. уже 30-40 минут Монтессори-первоклассник во втором полугодии может что-то рассматривать и наблюдать, слушать рассказ или чтение или сам заниматься учебной работой. Во 2-м классе Монтессори-школьник может выполнять учебную работу (писать что-то или выполнять вычисления, решать задачи), практически не отвлекаясь, по 2-3 часа, причем ему трудно оторваться от его занятий, даже несмотря на то, что он чувствует усталость, так он увлечен и сконцентрирован на выполняемых действиях. Пришедшие к нам в лагерь учащиеся (и притом успешные) 2-3 классов могли сконцентрировать свое внимание на учебных материалах лишь на 15-20 минут, после чего им требовалось отвлечься, переключиться на другую деятельность. Подобная неустойчивость, несформированность внимания не позволит им в дальнейшем заниматься деятельностью, требующей сосредоточения и концентрации, добиться высоких результатов в работе, требующей внимания и усидчивости. Мы склонны объяснять это влияниями классно-урочной системы в школе. Известно, что урок длительностью 45 минут (1 академический час) позволяет ребенку заняться сосредоточенной работой лишь на протяжении 20 минут. В начале урока, как правило, имеются вводная и организационные фазы, которые не предполагают глубокой концентрации школьников, а в конце урока - итоговая фаза, которая связана с записью домашнего задания, подведением итогов урока и т.д. И это в идеальном случае. А реально в школе многие уроки проходят таким образом, что ученик не может сосредоточиться и выполнять учебную работу вообще. Итогом такого обучения является тенденция школьника из обычной школы постоянно отвлекаться, терять нить деятельности, упускать из фокуса внимания объекты, над которыми проводятся манипуляции. В последующем, как работник, такой индивид не будет отличаться высокой производительностью и результативностью, будет постоянно отвлекаться при работе.

Нарушение социализации. Постоянные апелляции к взрослым.

В отличие от ученика Монтессори-школы ученик обычной школы выстраивает свое общение так, что в фокусе его находится учитель, а не одноклассники. Он постоянно апеллирует к взрослым (к учителю), спрашивает их обо всем, стремится что-то им рассказать, поскольку не умеет решать проблемы самостоятельно или прибегая к помощи одноклассников. Одноклассников он рассматривает как спутников для своего досуга (игр) или конкурентов в борьбе за внимание взрослых или различные ресурсы в классе. Результатом такого традиционного образования являются индивиды, неспособные к совместной, коллективной конструктивной деятельности, способности ситуативно выполнять функции лидера или, напротив, ведомого в совместной деятельности детей. А это есть ни что иное, как нарушения социализации. Постоянные апелляции ко взрослым, ожидание их немедленного одобрения (или неодобрения) буду мешать ему самостоятельно работать.

Негативность. Непризнание правил.

Ребенок, пришедший из традиционной школы, чаще всего негативно относится к школьным правилам, направленным на организацию эффективной самостоятельной учебной деятельности детей, так, чтобы никто из них друг другу не мешал и притом бы обеспечивался порядок в среде и сохранность материалов. Учащиеся традиционной школы начинают намеренно мешать другим детям, вторгаться в их границы, намеренно неправильно используют материал или даже его повреждать. Они постоянно показывают стремление собирать различные конструкторы «наоборот», неправильно.

Такие дети часто дают отрицательные оценки других детей, учителя, школы в целом. По-видимому, традиционная школа, как правило, не обеспечивает принятие своими учащимися основных правил и моральных норм школьной жизни, формирует у детей негативный настрой по отношению друг к другу, включает их острую конкуренцию и борьбу.

Склонность к насилию по отношению к младшим и слабым.

Оборотной стороной конкуренции учащихся традиционной школы между собой, их неспособности и нежелания принять школьные правила, вынужденное и формальное послушание по отношению к учителю вызывает у них ответную склонность к агрессии друг к другу и насилию по отношению к младшим и слабым детям. Такие дети часто бьют друг друга, провоцируют на драку, притесняют младших и слабых школьников, которые не могут им ответить. В разновозрастном Монтессори-классе, в который включены дети 3-х возрастов, и настроенном на сотрудничество и их взаимной заботе друг о друге, это особенно заметно.

Склонность к игре. Лень.

Несформированность у учащихся традиционной школы содержательной учебной мотивации приводит к тому, что они постоянно отвлекаются от учебной работы и переходят к предметной игре, характерной для дошкольного детства. Дети начинают использовать материалы и предметы среды для того, чтобы играть, забывая о начатой учебной работе, и эта игра без вмешательства педагога может продолжаться неограниченно долго. В то же время в отношении учебных заданий, а также поручений, связанных с уборкой, дежурством, заботой о растениях и питомцах и др. учащиеся обычной школы демонстрируют не просто лень, безответственность, но и открытый протест. В традиционной школе в силу недостаточности того, что называется воспитательной работой, и общего уклада, основанного на классно-урочной системе, готовность выполнять различные поручения, нести ответственность, заботиться о среде, в которой они находятся дети, не формируется к критическому подростковому возрасту, а значит, не формируется никогда.

Неспособность организовать собственную деятельность, удовлетворить интересы.

Дети, пришедшие из обычной школы в Монтессори-лагерь, показали свою неспособность и неготовность самостоятельно находить для себя позитивные занятия, занимать себя, планировать и организовывать свою деятельность. Они постоянно обращались к педагогам с жалобами на скуку, просили предложить и организовать им некие занятия. Это представляло собой контраст по сравнению с Монтессори-школьниками, которые сразу же находили себе занятие, полностью организовывали свою деятельность, планировали свою работу и требующиеся для нее ресурсы, создавали саморегулируемые сообщества, занимавшиеся креативной, творческой деятельностью. Школьники из традиционной школы остаются несамостоятельными, зависимыми от взрослых, постоянно требующими контроля и вмешательства в их занятия.

Формальные знания.

В ходе презентаций и учебной работы «традиционные» школьники показали формальность имеющихся у них знаний. Получив учебное задание, например, по математике, на сложение, вычитание, умножение или деление, они пытались припомнить формальный алгоритм выполнения этих операций в записи на бумаге, как правило, ошибаясь и запутываясь при его выполнении, и не доводили решение до конца. В то же время учащиеся Монтессори-школы выбирали материал в среде, который мог им помочь выполнить заданную задачу и с его помощью, демонстрируя понимание математической стороны производимых действий, находили решение. Скорее всего, формальный характер знаний, получаемых учащимися традиционной школы, не позволит им результативно применять полученные в школе знания на практике, и это общий результат используемых в традиционной школе методик и наглядных средств.

Как промежуточный вывод…

В ходе наблюдений мы вновь убедились в правильности сделанного в пользу Монтессори-методики выбора. Она позволяет добиться отличных результатов обучения и воспитания как в плане знаний детей, так и в отношении их поведенческих моделей. В то же время, мы не видим, каким образом могут быть исправлены те дефекты обучения и воспитания у учащихся традиционной школы, которые были отмечены в ходе наблюдений.

И все же, что дает школа учащимся? Знания?

Если говорить о традиционной школе, то да, здесь школьникам передают некоторые предметные знания, однако именно это стало в последнее время проблемой: многие из этих знаний школьник никогда в жизни применить не сможет. Они не имеют для него ценности в современной жизни и поэтому вызывают отторжение. Школьники в большинстве своем не любят математику и не занимаются ей (понимая, что квадратные уравнения им никогда не понадобятся), ужасающе упала грамотность, дети перестали читать художественную литературу (а зачем? лучше сходить в кино), полностью разучились писать сочинения. Не вызывают у детей восторга и другие предметы: физика, химия, биология, история... Детей возмущает, что приходится так много всего запоминать, учить наизусть, тогда как можно все быстро найти в интернете.

Короче, образование, построенное на основе модели передачи учителем знаний умений и навыков, вдруг перестало работать, издержки так называемого «знаниевого» подхода, или парадигмы, в обучении оказались исключительно велики. Главное, обучение, ориентированное на знания, совершенно не готовит к дальнейшему труду, и не создает предпосылок к дальнейшему успеху в условиях современного общества. И не только у нас, а во всем мире. Поэтому там широко применяется (и начал активно применяться в России) компетентностный подход. Но что такое компетентности?

Это те результаты практической деятельности, которые показывает обучаемый после его обучения, т.е. не просто знания и умения их применять на практике, но и желание это делать, внутренняя ответственность за взятые обязанности и обязательства. Фактически, компетенции - это требования и пожелания работодателя к работнику, условия успешности его работы. Компетентность формируется и проявляется в процессе практической деятельности. Она не может возникнуть в результате даже самого лучшего изложения учебного материала учителем.

К сожалению, в российском образовании мало кто это понимает. У нас уже лет 10 идет чисто формальное переписывание учебных программ, в которых, вместо старого «обучаемый должен знать следующее…», пишут «по-новому»: «обучаемый должен иметь следующие компетенции…», а компетенции опять трактуются через знания, умения, способности и ценностные установки… А педагоги лишь делают вид, что формируют эти самые компетенции, не меняя методы обучения, по-прежнему только путем объяснений и вызовов учеников к доске.

С переходом к компетентностям в нашей школе мало что изменилось. Дети как не хотели получать знания, так не хотят и формировать компетенции. Все в школе идет из-под палки, точнее, под угрозой негативной оценки, несдачи экзамена (ЕГЭ), наказания, отчисления и т.д. Чтобы вырваться из этого порочного круга формального образования многие родители и педагоги обращаются к системе Монтессори, альтернативной традиционному способу обучения, возникшему, кстати, в классических немецких гимназиях в начале XIX века. Давайте посмотрим, какой же моделью правильнее описать в школе Монтессори. Будут ли это прежние знания и умения, будут ли это компетенции, или что-то еще?

Оказывается, учащиеся в школе Монтессори одновременно и приобретают знания, и формируют у себя компетенции и вырабатывают кое-что еще, что выходит за рамки, как знаниевого, так и компетентностного подхода, и что делает систему Монтессори особенно перспективной и востребованной - учащиеся вырабатывают эффективные и позитивные поведенческие и познавательные стратегии, что не позволяет делать традиционное обучение. Но давайте обо все по порядку.

Методика Монтессори для школы 6-12 (в стандарте АМИ) включает в себя объемный набор предметных знаний, которые представлены в учебном плане АМИ школы 6-12. Знания содержатся в материалах подготовленной среды (например, в чартах, в лентах времени, в карточках, комодах и коробках), а также презентациях. Каждая презентация - это миниурок, который дается в малочисленной группе. А есть и фронтальные уроки - ключевые уроки, большие истории. Поэтому непроходимой пропасти между методом Монтессори и традиционным обучением нет. И в том и в другом случае в основе методики лежит тщательно отобранный набор базовых знаний.

Отметим, что это набор знаний, включенный в методику Монтессори, имеет определенные пробелы, недостатки. Так, ничего не говорится в школе Монтессори 6-12 об условиях плавания тел, о законе Архимеда, ничего нет о законе Паскаля, полностью опущено все, что касается электричества, даже такого явления, как гроза, молния. Есть пробелы, касающиеся языка и математики. Например, АМИ тренеры отрицают необходимость отдельного набора материалов по орфографии (поскольку такого понятия в английском языке нет - там спеллинг, проговаривание слов по буквам). Нет в математике АМИ и понятия неравенства, больше-меньше, множества и отображения, да и задач всего 2 типа (на скорость-время-расстояние и на сумму денег в банке, положенную под простые проценты). Это приводит к тому, что поскольку названные темы весьма важны для прохождения национального тестирования и аттестации учащихся в разных странах, учителю приходится давать это учащимся в Монтессори-школах в меру собственного разумения. Кто-то придумывает свои презентации, а кто-то раздает карточки и заставляет учить наизусть определения и правила.

Компетенции

А вот с точки зрения формирования компетенций методика Монтессори гораздо эффективнее традиционного обучения, поскольку она построена на основе работы учащимися с материалами, их практической деятельности. Классно-урочный учебный процесс традиционной школы основан на «слушании» учащимися учителя, и к каким бы ухищрениям тут учитель не прибегал в попытках организовать индивидуальную работу учащихся, все это постоянно скатывается к «слушанию» трансляции учителем учебной информации. Школа Монтессори - это школа «делания», школа активностей, в которой дети сами получают информацию и извлекают знания из материалов учебной среды, поэтому компетентности тут формируются автоматически, причем в практической, прикладной плоскости. В школе Монтессори значительно лучше обстоят дела с пониманием и умением практически применить знания, чем в традиционной. Много здесь и мотивационного, ценностного. Вот поэтому современные компетентностные стандарты обучения как бы специально написаны для школы Монтессори, тогда как соответствие традиционной школы этим стандартам приходится «доказывать», как правило, методом выдавания желаемого за действительное.

Стратегии

Помимо знаний и компетенций школа Монтессори (при правильной постановке образовательного процесса) дает детям нечто большее, она дает им продуктивные личностные стратегии. Но что это такое, личностные стратегии? Личностные стратегии, как можно определить, расширив К.А.Альбуханову-Славскую - это психологические комплексы мотивов, способностей, стилей, установок, навыков, с помощью которых человек организовывает свою жизнь. Стратегии включают некоторые общие характеристики личности, которые, по-старинке, относят к характеру, к ценностям человека, однако, подчеркнем, личностные стратегии - это деятельностное, «надкомпетентностное» понятие.

Организация работы и жизни традиционной школы в настоящее время приводит к формированию личностных стратегий со множеством откровенных дефектов. Это такие негативные моменты, как равнодушие к несправедливости, унижению и насилию, принятие или даже навыки обмана, подмена содержательной мотивации к познанию и деятельности избеганием неудач (низких отметок) или стремлением к формальному успеху (к высоким отметкам). К явным дефектам личностных стратегий приводит та сторона традиционного обучения, которая связана с отсутствием выбора, безальтернативности для учащихся: они не могут, как правило, выбирать ни изучаемые предметы, ни педагогов, ни задания, а принуждаются действовать лишь по заранее составленному кем-то расписанию и плану. В результате у детей формируется лишь стратегия подчинения кем-то за них сделанному выбору, принятым решениям.

В рамках методики Монтессори, напротив, формируются стратегии, основанные на вовлеченности и лидерстве в разновозрастных группах, основанные на познавательных интересах и самореализации, умении осознать и реализовать собственные интересы. Эти стратегии включают позитивное взаимодействие детей, сознательное соблюдение правил дисциплины. Можно с уверенностью сказать, что в XXI веке именно такие стратегии, а не стратегии подчинения и выживания, будут обеспечивать успех.

И снова пирамида

Исследования личностных стратегий и их связи с обучением и воспитанием заслуживают более объемного и глубокого отражения, которое будет сделано в следующих публикациях. Здесь мы ограничимся графическим изображением взаимосвязи знаниевого, компетентностного подходов и подхода, основанного на личностных стратегиях.

Они, как это часто бывают, образуют трехступенчатую пирамиду. В самом низу, в основе всего, лежат знания. 2-й уровень пирамиды - это компетенции, они невозможны без знаний. 3-й, самый высокий, - личностные стратегии, он базируется на компетенциях.

Директор Монтессори-школы «Алиса» (Воронеж),
профессор, д.п.н. А.В.Могилев