Как развить воображение у ребенка? Волшебное выполнение собственных желаний и материализация мыслей. Как развить воображение у ребёнка

Воображение и дети мне кажется это две неразделимые вещи. Вспомним себя в детстве, как ребенок легко умеет перевоплощаться, в игре: вот он водитель грузовика, или врач, потом он тут же становится учителем... Но иногда это удивительную особенность можно направить в нужное русло. Чтобы ребенок вырос творческим и креативным. Для этого есть специальные упражнения на развитие воображения.

Многие, неоправданно на мой взгляд, уделяют недостаточно внимания развитии воображения. А ведь воображение – это путь познания мира, ведь именно воображение дало возможность изобрести человечеству автомобиль, космический корабль и многое другое. Развитие воображения и фантазии очень важно для ребенка.

Малыши у которых развито воображение, как правило вырастают творческими и креативными личностями, гораздо легче приспосабливаются к миру. Вообще воображение формируется безусловно не с самого рождения, а по мере взросления ребенка, в том момент когда ребенок получает новую информацию и использует ее в своих фантазиях.

Задача родителей – поощрять любознательность ребенка и оказывать помощь в развитии.

Есть много разных игры и упражнений на развитие воображения. Вот некоторые из них:

Используйте наглядные примеры

Выбирайте книги с большими и четкими картинками. Книжные картинки пополняют его запас слов и образов. В этом возрасте для ребенка главное - расширять свои познания.

Показывайте малышу различные картинки имитируйте звуки, издаваемые животными и машинами.

Обсуждайте с ребенком, что происходит или могло бы произойти с тем или иным героем.

Постарайтесь ограничить просмотры видео и телевизора, так как это препятствует развитию собственного воображения ребенка.

Слушать придуманные вами истории полезно для ребенка. Благодаря этим историям ребенок учится создавать собственные сюжеты и персонажей. Делая малыша главным героем рассказов, вы укрепляете его чувство собственной значимости.

Вскоре ребенок сам начнет рассказывать вам свои истории, хотя сначала, вероятно, он будет повторять то, что услышал от вас. Переживать из-за этого не стоит, так как это часть процесса обучения. Со временем он поразит вас своей изобретательностью.

Запаситесь реквизитом

В игре может пригодиться абсолютно все: полотенце, пластмассовые бусинки, коврик для ванны, многочисленные мягкие игрушки.

Как правило, простые вещи оказываются самым подходящим реквизитом для игры.

Поощряйте детские игры с вымышленными персонажами

Также можно предложить малышу закрыть глаза и спросить, что напоминают звуки мелодий, сигнал автомобиля, шум улицы, магазина, скрип двери, шелест листвы, раскаты грома. Предложите ребенку потрогать разные предметы. Предложите ребенку потрогать пушистый мех, шелковый платок, наждачную бумагу, пружинку, пульт дистанционного управления, кусочек фольги и т. д.

Также можно поиграть в такую игру: например послушав сказку или посмотрев мультфильм придумать продолжение.

Когда вашему ребенку исполнится 5 лет то можно красками или фломастерами рисовать волшебных героев сказок. Или вы можете предложить нарисовать зверей, которые не существуют, или инопланетные города, волшебные машины, сказочные предметы.

Или можно придумать что можно сделать из разных природных материалов (шишек, желудей), пластиковых бутылок, бисера или проволоки.

Игры для развития фантазии делают ум малыша более гибким. Ребенок с развитой фантазией сможет найти множество нестандартных путей для решения самых запутанных задач.

Развитие творческого воображения

При рождении мозг ребенка состоит примерно из 100 миллиардов клеток. Это впечатляет, но не менее удивительно то, что происходит с его мозгом сейчас, когда он подрос. Каждая клетка посылает и принимает электрические импульсы, называемые сигналами, которые (с помощью химических веществ, например, серотонина) создают соединения.

Повторение обращает эти соединения в сети, благодаря которым ребенок может думать и учиться. К трем годам его мозг содержит 1000 триллионов действующих соединений, что в два раза больше, чем у взрослого человека!

Игры на развитие творческого воображения

Игра для детей - целый мир, в котором они могут полностью реализовать свою фантазию. Но взрослым тоже стоит поучаствовать в детских забавах, только тогда они принесут крохе настоящую пользу. Вы можете включаться в игры ребенка и предлагать ему свои - конечно, с целью развития его воображения.

1. Сказки и истории. Во многих семьях есть традиция: читать ребенку на ночь любимую сказку, но ведь можно заодно развивать и воображение. Дочитайте книгу до определенного момента и предложить малышу подумать, чем закончится история. Сначала это будут просто догадки, потом перерастут в новые сказки, в которых появятся собственные герои, несуществующие страны и удивительные приключения. Преимущество игры «придумай историю» в том, что вы можете играть в нее не только дома перед сном, но и в очереди, в маршрутке или по дороге в садик. Придумывать сказку можно не только с настоящими героями, это могут быть неживые предметы, говорящие животные, вымышленные персонажи – чем больше креатива, тем лучше.

2. Наблюдения за людьми. Такая игра как «придумай жизнь» тоже прекрасно развивает фантазию. К примеру, вы увидели на улице мальчика с собакой: предложите ребенку подумать, какое имя подходит ребенку, есть ли у него семья, любимые занятия. Можно использовать для этих целей карточки и фотографии людей, которых ребенок не знает. Даже обычные предметы можно использовать не по назначению: к примеру, обычная палка. Попросите ребенка придумать, что можно сделать с ее помощью? – мы уверены, вы получите несколько неожиданных ответов вроде «играть в рыцарей» или «мерить лужи».

3. Игры по ролям. Казалось, что может быть проще чем готовое моделирование реальных ситуаций? К примеру, у врача. Если ваш ребенок хоть раз был в больнице, он уже знает, что делает доктор. Предложите поиграть во врача и больного, сначала пациентом будете вы, а кроха будет вас осматривать и ставить диагноз, потом поменяйтесь. Вариантов ситуаций для игры много: собираемся в путешествие, что ты с собой возьмешь? – ребенок будет перечислять предметы и называть для чего они ему. Играйте с ребенком только в случае, если вы и он хочет этого. Усталость и невнимательность крохи – не лучшие спутники игры, да и если мама или папа постоянно отвлекается на свои дела, ребенку это вряд ли понравится. Игра есть игра, время для нее надо находить всегда, тем более, что это путь познания мира.

4. Устройте кукольный театр. Привлекайте родственников и друзей и совместными усилиями организовывайте хотя бы раз в пару недель кукольный театр. Пальчиковые куклы можно купить или сшить из подручных материалов, импровизированную «сцену» организовать из покрывала. Сначала показывайте коротенькие народные сказки, добавляя неожиданные элементы: оригинальные концовки или вовсе неизвестных персонажей. Постепенно усложняйте задачу и вместе с ребенком придумывайте свои истории, позволяйте ему выбрать понравившегося персонажа.

5. Воображаемый друг. Многие психологи практикуют подобные методики: люди, у которых были в детстве воображаемые друзья, более стрессоустойчивые, коммуникабельные и развитая фантазия. Ребенку воображаемый друг тоже может помочь: справиться с одиночеством, страхами, стрессами. Скажите ребенку, что когда мамы нет рядом, можно будет с другом советоваться перед принятием решений. Придумайте возраст, внешность друга, это будет увлекательная игра и полезное упражнение одновременно.

6. Тяга к прекрасному. С малых лет приобщайте ребенка к прекрасному: картины, раскраски, рисунки – все это развивает воображение. Поощряйте тяготение ребенка: если он лепит из пластилина или что-то рисует, расспросите, кого или что он лепит, как назовет своего героя. Попросите чадо нарисовать любимого сказочного героя или необычное существо, рассказать о нем. Хвалите ребенка, но в то же время иногда говорите, что он может и лучше: если малыш будет думать, что он достиг совершенства, его развитие затормозится. Сочинять стихи, музыку, рассказы можно вместе с малышом: это одинаково полезно и взрослым, и крохе.

7. Подручные материалы. Мозаики, паззлы, конструкторы, кубики тоже развивают фантазию. Предложите ребенку собрать игрушку не по инструкции, а самостоятельно, довериться своим инстинктам. С помощью мозаики вместе выложите оригинальный узор, а из кубиков и животными создадите настоящий зоопарк. Интересная игра – «дорисуй рисунок». Можно сделать набросок, контур, а то и вовсе закорючку на листе бумаги и предложить ребенку самому дорисовать что-то необычное. Покажите на своем примере, как из простого крючка можно нарисовать гриб, машину или бабочку. Можно дорисовывать линии по очереди, описывать получившееся существо или растение – вариантов много.

8. Природные материалы. По сути, чем больше информации об окружающем мире вы дадите ребенку – тем быстрее у него будет развиваться воображение. Покажите ему, как лепить фигуры из песка, катать снежки или строить крепость, надувать мыльные пузыри, следить за формой облаков. Водите ребенка на экскурсии, обсуждайте, что ему понравилось и больше всего запомнилось. А вот «общение» с телевизором или компьютером лучше ограничивать. Можно сыграть в игру «представь себе». Вариантов ребенку можно предложить немало: представь, если бы пошел дождь из конфет, у людей было 4 ноги, медведи жили на деревьях, круглый год лежал снег и так далее.

Обучение детей

ФГОС
  • Лучше всего для этой цели подойдет методика Марии Монтессори.

«Как развивать воображение у ребенка»


На сегодняшний день сложилась тенденция недооценивать такой психический процесс, как воображение. Родителей в основном волнуют два вопроса – здоровье детей и их подготовка к школе. Решая последний они начинают обучать малыша чуть ли не с пеленок, превращая окружающую среду в маленькую школу.


Реальный пример из жизни. Мама младенца, еще не достигшего года, повесила над его кроваткой таблицу согласных звуков русского языка. Напомним: классификация звуков достаточно серьезная – не просто глухие и звонкие, а губные, переднеязычные, заднеязычные и т. д. Аргументировалось это более чем убедительно «Чтобы умная росла!»


Таким образом жизнь ребенка подчиняется одной задаче – как можно лучше подготовиться к школе. Увы, такой подход себя не оправдывает, и с каждым годом растет количество детей –
да, умненьких, начитанных, умеющих пользоваться компьютером и, наверное, знающих, что такое губные, переднеязычные и заднеязычные согласные – но совершенно не готовых психологически к роли учащегося. В чем же дело?
Психическое развитие детей идет скачкообразно, определенными периодами, каждый из которых основывается на предыдущем и обеспечивается ведущей деятельностью каждого этапа и его возрастным новообразованием. Если по каким-либо причинам на одном из этапов ребенок не освоил определенный вид деятельности, не получили развитие специфические черты его личности, то на следующем этапе он будет испытывать серьезные трудности.
Ведущая деятельность для дошкольного возраста – игра, а возрастное психологическое новообразование – воображение. Следовательно, если ребенок не доиграл, не дофантазировал,
не овладел всеми видами игры, он не сможет легко обучаться в школе. Готовность к школе – да-
леко не сумма каких-то знаний, умений и навыков, это определенная цепь психического развития, которая характеризуется в числе прочего последовательным появлением «умных» эмоций, способностью предвосхищать исход ситуации, умением выйти за ее пределы и, таким
образом, управлять ею.

Значение воображения


Воображение – это способность создавать новые образы на основе пережитого, воспоминаний о разных ощущениях и чувствах, это способность видеть мир многогранно и широко. Оно тесно связано с восприятием окружающего, эмоциями и памятью, поэтому его развитие имеет большое значение для общего развития дошкольников.


Воображение выполняет ряд специфических функций:

· представление действительности в образах и использование их для решения задач. Эта функция связана с мышлением и органически в него включена;

· регулирование эмоциональных состояний. При помощи воображения человек способен отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность;

· участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

· формирование внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами;

· планирование и программирование деятельности, оценка ее правильности, процесса реализации.

Помогая ребенку развить воображение, наряду с другими способностями, взрослые помогают ему в будущем найти себя и свое место в жизни.

Способы развития воображения


Психологи выделяют три вида воображения, в зависимости от способа его формирования:


1. Воссоздающее – образ формируется на основе услышанной истории или самостоятельно прочтенной книги.


2. Творческое – ребенок начинает фантазировать без опоры на какие-либо факты, только с помощью своего ума.

Это самый продуктивный вид воображения, развитием которого и следует заниматься.


3. Неуправляемое – ребенок настолько верит в созданные фантазией образы, что начинает жить в придуманном мире и буквально с пеной у рта отстаивает его реальность. Этот вид воображения часто свойствен неуравновешенным детям, живущим в проблемных семьях.


Существует много способов развития творческого воображения. Все они вполне доступны родителям, не требуют специальной подготовки, больших затрат или серьезной предварительной организации. Главное – желание, стремление использовать каждую минуту общения с малышом с пользой, внимание к его потребности проявить себя.


Итак, для того, чтобы стимулировать развитие воображения у ребенка, необходимо следующее:


1. Обогащать жизненный опыт. Чем богаче палитра переживаемых впечатлений, эмоций, тем ярче фантазии малыша. Для этого необходимо:


разнообразить тактильные ощущения;
пробовать новые вкусы и ароматы;
путешествовать;
ходить на концерты, спектакли, в музеи;
совершать прогулки на природе – в лес, к берегу реки, озера;
играть на подручных музыкальных инструментах – кастрюлях, ложках, разделочных досках, бокалах и пр.


2. Читать (слушать чтение взрослого). Чтение книг о далеких, загадочных странах, приключениях, жизни людей способствует развитию фантазии – ребенок представляет себе сюжеты, портреты главных героев, страны, в которых происходят те или иные события, кроме того, пополняется его запас слов и образов.

3. Сочинять истории. Благодаря этому ребенок учится создавать собственные сюжеты и персонажей. А делая малыша главным героем рассказов, родители укрепляют его чувство собственной значимости.


4. Рисовать. Воображение формируется в процессе творческой переработки того, что произошло. Рисуя, ребенок создает свой собственный мир, придумывает его героев, события, выстраивает отношения между ними. Важно обсуждать с ним его работы, просить рассказать историю каждого героя, что с ними было, что будет.
Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении, что обеспечивает необычный взгляд на мир и способствует развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащает индивидуальный жизненный опыт ребенка.


5. Придумывать разнообразные способы использования подручного материала. В игре может пригодиться абсолютно все: из полотенца получится отличный тюрбан, из простыни и стульев – палатка или крепость, бусинки могут стать драгоценными камнями, одеяло – ковром-самолетом, коробка из-под телевизора – домом, в который даже можно провести свет, занавески на окнах – парусами, а квартира – кораблем. Самые простые вещи, окружающие нас, как правило, оказываются самым подходящим реквизитом для игры и стимулируют воображение.


6. Поощрять детские игры с вымышленными персонажами. Изображая события повседневной, а также вымышленной жизни, ребенок черпает новые знания. Изображая волшебника, рыцаря, он не только почувствует себя сильным и могущественным, но и поймет, что может быть кем угодно. Такие игры развивают самодисциплину: ребенок сам придумывает правила и

неукоснительно следит за их выполнением, лучше понимает причинно-следственные связи.

Создавая вымышленные ситуации и проигрывая их до логического конца, он учится творчески мыслить и решать различные проблемы.

Согласно проведенным исследованиям у детей с богатым воображением по мере взросления не только продолжает развиваться фантазия, из них вырастают люди, умеющие эффективно решать разные проблемы. Тестирование таких детей в старшем возрасте показывает, что у «выдумщика» всегда найдутся идеи, как справиться с непредвиденными обстоятельствами и как выйти из сложной ситуации.


7. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пример классической задачи: «Вы попали на необитаемый остров. Как выжить?» Подобные задачи способствуют активизации умственной деятельности, воображения, формируют умение придумывать неординарные выходы из сложных ситуаций, находить способы для их решения в окружающем мире, не унывать и не падать духом.


Игры и упражнения для развития воображения


Игра – лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение. Приведем примеры игр и упражнений, которые можно проводить как с одним

ребенком, так и с группой детей, например, на праздновании дня рождения.


Упражнение «Продолжи рисунок»


Нарисуйте на листе бумаги шесть кружков одинакового размера. Предложите ребенку дорисовать каждый кружок так, чтобы из них получились разные рисунки.
Как вариант – нарисуйте шесть квадратов, попросите ребенка придумать шесть разных рисунков, включающих эти квадраты как часть.


Игра «Волшебные фигуры»


Вниманию ребенка предлагаются разнообразные геометрические фигуры из цветного картона. Задача – придумать во что они могут превратиться.


Игра-упражнение «Придумываем новую жизнь старым предметам»


Творческая задача – придумать необычное применение хорошо знакомым, заурядным предметам. Это могут быть: спичечный коробок, карандаш, зубная щетка, пуговицы, лампочка, пробки от бутылочек из-под сока и пр.


Игра с рисованием «Загадочный зверь элефант»


Творческая задача – придумать и нарисовать животное, которое может носить такое имя, как элефант. В процессе рисования нужно сочинить про него историю, включив в нее описание
внешнего вида, место обитания, привычки и т. д.


Игра-упражнение «Чудесные превращения»


Для проведения можно использовать рисунки из теста творческого мышления П. Торренса, а можно по аналогии придумать свои. Задача ребенка – закончить предложенные фигуры.

Игра «Волшебные кляксы»


Одна часть листа разрисовывается густой краской, после чего лист складывается пополам и прижимается к столу, чтобы получился отпечаток. Задача – внимательно рассмотреть полученное двойное изображение, придумать, на что оно похоже, если необходимо, дорисовать детали. Затем можно придумать рассказ о получившемся на картинке.

Игра «Домашний планетарий»


Для игры понадобятся большие бумажные или пластмассовые стаканчики (как вариант – упаковка из-под продуктов), маленькие фонарики.
В стаканчиках (упаковке) проделывается множество дырочек в произвольном порядке. Внутрь кладутся фонарики и зажигаются. Полученную конструкцию необходимо подвесить к потолку
в темном помещении (можно использовать кладовку – подспудно получится проработка страха этого помещения, ведь многие маленькие дети боятся кладовок, думая, что там живут разные
чудища). Таким образом, свет будет пробиваться через дырочки и на потолке получится картина звездного неба. Можно вместе с ребенком лечь на пол, понаблюдать за «звездами», рассказывая друг другу таинственные истории о жизни и приключениях на других планетах.


Игра «Друг из подушки»


Для игры понадобятся: старая подушка, недорогая наволочка, фломастеры, ленточки или тесемки (бахрома), ненужная детская одежда небольших размеров.
Подушка перевязывается посередине веревкой или шнурком – это будет основа для туловища. Сверху закрепляются тесемки или ленточки (бахрома) – это волосы. Фломастером рисуются детали лица или вырезаются из ткани и наклеиваются. Теперь можно одеть куклу – подойдут маленькие шорты, рубашка или просто лоскутки ткани. Новый друг готов. Ребенок может придумать ему имя, историю.
Игру можно предварить (или, наоборот, закончить) чтением историй о Сипсике - самодельной тряпичной кукле, придуманной эстонским писателем Эно Раудом. Реальный факт из жизни: в советское время многие дети, узнав историю о Сипсике, делали себе похожую куклу и придумывали для нее истории.


Упражнение «Изменение ситуации в знакомых сказках»


Перед тем, как рассказать знакомую сказку, с ребенком договариваются что-то в ней изменить. Вначале взрослый что-то меняет сам, что-то такое, что побудит ребенка придумывать. Например: «Давай сделаем так, что, когда Золушка убегала от принца, у нее потерялась не туфелька, а что-то другое. Что же потеряла Золушка, и как ее нашел принц?».
Путем рассуждений, проб и ошибок дети со взрослыми движутся вместе к возможным ответам, это могут быть кольцо, поясок от платья и т. д. Постепенно дети научатся сами менять ситуации в сказках.


Игра «Придумай историю от лица неодушевленного предмета»


Творческая задача – придумать историю от лица камешка, бусинки, пуговицы, стеклянного шарика, форточки, носового платка и т. д.

Игра «Сказка по-новому»


За основу берется старая сказка. Ребенку предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Как вариант – сделать так, чтобы в одной истории встретились герои из разных сказок.

Игра «Кто больше заметит небылиц»


Материалом для игры служат рассказы, стихотворения, картинки с невероятными забавными ситуациями. Можно использовать стихотворение К. Чуковского «Путаница». Также понадобится набор фишек (можно использовать подручный материал – пуговицы, камешки, бусинки и пр.)
Прежде чем приступить к игре, необходимо выяснить, как дети понимают смысл слова «небылица». Затем зачитывается стихотворение, медленно и с выражением. Тот, кто заметит по ходу чтения небылицу, кладет перед собой фишку. В конце игры фишки подсчитываются и все небылицы объясняются.


Игра «Зашифрованное письмо»


Детям предлагается сочинить связный интересный рассказ или сказку по плану, схеме, которая может представлять собой серию картинок с неопределенными фигурами.

Игра «Чего на свете не бывает»


Творческая задача – придумать и нарисовать то, чего на свете не бывает. В конце обязательно проводится обсуждение рисунка, выслушивается рассказ автора о том, что он изобразил, и совместно выясняется, действительно ли то, что нарисовано, не встречается в жизни.


Игра «Подарок»


Детям предлагается придумать, а затем изобразить с помощью жестов, мимики какой-либо предмет, существо и подарить его рядом стоящему. Следующий ребенок должен угадать, что ему подарили. Затем он делает то же самое, передавая свой «подарок» другому. Игра проводится по кругу.


Упражнение «Я хочу увидеть музыку»


Для развития воображения хорошо использовать игры и упражнения, которые задействуют разные органы чувств. Так, в частности, благоприятное влияние оказывает музыка. Детям предлагается прослушать пьесу «Апрель» П.И. Чайковского из музыкального цикла «Времена года», а затем рассказать, какие образы, картины возникли во время прослушивания музыки, придумать рассказ.


Игра «Художники»


Игре предшествует подготовительный этап, на котором дети произвольно наклеивают на лист бумаги фигурку, напоминающую по форме боб или каплю. Далее предлагается нарисовать интересную картинку, включив в сюжет фигуру, и придумать историю по содержанию рисунка.


Игра «Сказка-калька»


Детям предлагается придумать историю, в которой главные герои какой-либо известной сказки попадают в совершенно другие обстоятельства – они могут быть как невероятными, фантастическими, так и близкими к жизни детей.


Игра «Новая сказка»


Творческая задача – соединить в рассказ два предложения, не связанных друг с другом по смыслу. Например, «Далеко на острове произошло извержение вулкана…», «…поэтому наша кошка осталась сегодня голодной», «По улице проехал грузовик…», «…поэтому
у Деда Мороза была зеленая борода», «Мама купила в магазине рыбу…», «…поэтому вечером пришлось зажигать свечи» и т. д.


Игра «Рисование с секретом»


Игра проводится в паре или в группе. Для рисования понадобятся прямоугольный лист бумаги и карандаши.

Первый участник начинает рисовать, затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив какую-то часть для продолжения. Второй дополняет рисунок в соответствии с той его частью, которую он видит. Снова рисунок закрывается, оставляется только его часть. Игра проводится до тех пор, пока не будет использована вся поверхность листка.
По завершении рисунок открывается целиком. Можно придумать название тому, что получилось, историю, поинтересоваться, у кого какие возникали мысли при выполнении рисунка, кто что представлял.

Игра «Загадочные рисунки»


Картон размером 20 × 20 см складывается пополам. Затем берется шерстяная или полушерстяная нитка длиной около 30 см. Ее конец на 8–10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона.
Следует поводить ниткой внутри картона, а затем вынуть ее и раскрыть картон: получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают. Чрезвычайно

полезно давать название полученному изображению.
Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной деятельностью будет способствовать не только развитию воображения, но и интеллектуальному развитию детей.


Игра «Пиктография»


Из картона делается экран 25 × 25 см. На картон наклеивается бархатная бумага или однотонная фланель. Готовим набор шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. Нитки
крепятся к бумаге или фланели легким движением указательного пальца. Из ниток можно готовить интересные сюжеты.

Введение

1. Понятие воображения.

2. Физиологические основные процессы воображения.

3. Функции воображения и его развития.

4. Виды воображения.

5. Психологические особенности воображения у детей.

6. Формы проявления воображения дошкольника.

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Дети не услышали бы сказок и
не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать
школьную программу без воображения? Проще сказать - лишите человека
фантазии и прогресс остановится! Может быть, если мы сумеем понять, как начинает складываться творчество, развиваться воображение в детстве, что определяет это развитие, мы сумеем найти путь к творческой свободе для всех людей - свободе в словах, в чувствах, в мыслях, в самовыражении. Если мы поймем, что особо важно для формирования способностей ребенка, его чувств, умений думать, мы сможем помочь ему, дать возможность для наиболее полного развития. Перед ребенком необходимо открыть как можно больше путей и уж конечно помочь вступить в мир творчества, воображения и фантазий. Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта
способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. Целью данной работы является знакомство с психической функцией воображения, способами ее развития и оптимизации обучения дошкольников.

Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

1. Понятие воображения

Воображение –создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.

Из ничего воображение творить не может. Оно строится на преобразованном, переработанном материале прошлых восприятий. Это и образы, создаваемые величайшими писателями, изобретения конструкторов.

Даже сказочные образы всегда являются фантастическим сочетанием вполне реальных элементов.

Как бы ни было новым то, что создано воображением человека, оно неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается на него. Поэтому воображение, как и вся психика, есть отражение мозгом окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал, отражение того, что станет реальностью в будущем.

По мнению Э.В.Ильенкова сущность воображения заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлёт от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий.

Воображение- это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Отсюда можно сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат.

Воображение присуще только человеку. По мнению Э.В.Ильенкова: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве, если, конечно, это не шаг на месте. Без силы воображения невозможно было бы даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду, невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишённое фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты».

Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Основная его тенденция-преобразование представлений (образов), обеспечивающее, в конечном счете, создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Разбирая механизм воображения, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия-это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта, являются результатами преднамеренного анализа бесчисленного множества фактов. Недаром Л.С. Выготский говорил: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение».

Существует несколько форм синтезирования образов:

1. агглютинация -«склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей (русалка, танк-амфибия…);

2. гиперболизация, которая характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета (мальчик с пальчик), но и изменением количества частей предмета и их смещением (дракон с 7 головами);

3. заострение , подчёркивание каких-либо признаков (шаржи, карикатуры);

4. типизация , для которой характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.

С деятельностью воображения связано формирование ряда нравственно-психологических качеств личности, таких, как идейная убеждённость, чувство долга, патриотизм, гуманность, чуткость, целеустремлённость, настойчивость.

2. Физиологические основные процессы воображения

Физиологический процесс воображения представляет собой процесс образования новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга.

Образы воображения формируются в процессе мысленного конструирования таких объектов, прообразы которых не существуют в окружающей среде. Преобразование наличного наглядного материала, в результате чего возникает добавочная информация о нем, и составляет главный момент творческого воображения.

Познавательные образы можно подразделить на:

чувственно наглядные

рациональны (понятийные).

Образы, в отвлеченной форме отражающие наиболее общие и существенные стороны, связи и отношения объективного мира, недоступные органам чувств.

Вместе с тем не существует каких-либо чувственных элементов, совершенно лишенных рационального содержания. Любые сигналы, поступающие через органы чувств, становясь фактами сознания, подвергаются вместе с тем логической обработке, входят в упорядоченный строй наших знаний. Чувственные образы включаются в комплексы суждений и умозаключений, вне которых они были бы лишены общего значения.

3. Функции воображения и его развитие

Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

- Гностическая функция. Воображение активно способствует познанию (напр., что бы понять не известное явление приходится воображать его) созданный воображением образ облегчает процесс усвоения, особенно при участие образного мышления.

- Прогностическая функция. Воображение позволяет увидеть. прокрутить в сознание эпизод, ситуацию, скорректировать её детали.

- Воспитательная функция. Выступает при намеренном создании на уровне фантазии и последующей реализации тех или иных качеств человека.

- Защитная функция. Человек использует компенсаторный механизм психики, воображая себя в том качестве, которого ему не достаёт в реальности: сильным, находчивым, успешным (Ребёнок в игре воображает себя лидером при низком уровне социометрического уровня в классе)

- Коммуникативная функция. Всякий продукт творчества всегда адресован другим людям. (Писатель при написании книги всегда ориентируется на потенциальных читателей, даже при условии, что она не будет издаваться).

4. Виды воображения

Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные:

Пассивное воображениеделится на произвольное (мечтательность, грёзы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сон). Оно подчинено внутренним субъективным факторам, т.е. подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения удовлетворяются не удовлетворённые, большей частью не осознанные, потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение отрицательных эмоций и аффектов. Материалами пассивного воображения являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, подчёркнутая с помощью опыта. Трансформация образов может происходить произвольно и не произвольно. Произвольную трансформацию образов называют грёзами - намеренно вызванный образами фантазии, не связанный с желанием воплотить их в жизнь. Непроизвольная трансформация образов состоит в том, что они всплывают перед воображением, а не формируются им.

- непроизвольное воображение. Наиболее простая форма воображения – те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны (плывущие облака, чтение интересной книги). Всякое интересное, увлекательное преподавание обычно вызывает яркое непроизвольное воображение. Одним из видов непроизвольного воображения являются сновидения. Н. М. Сеченов считал, что сновидения – небывалая комбинация бывалых впечатлений.

Произвольное воображениепроявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное.

По степени самостоятельности и оригинальности продуктов воображения различают еще 2 вида.

Активноевоображение включает в себя артистическое, творческое, воссоздающее и антиципирующее. Всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. В активном воображение мало мечтательности и бесконечной фантазии.

Воссоздающее воображение - один из видов активного внимания. Представление новых для человека объектов в соответствии с их описанием, чертежом, схемой. Этот вид используется в самых различных видах деятельности. В учении играет важную роль, потому что, усваивая материал, выраженный в словесной форме (рассказ учителя, текст книги), учащийся должен представить себе то, о чем идет речь. Но чтобы правильно это себе представить, нужно иметь определенные знания. Воссоздающее воображение опирается только на знания, если они недостаточны, то и представления могут быть искажены.

Творческое воображение – вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Образы творческого воображения создаются с помощью различных интеллектуальных операций:

операции, с помощью которых формируются идеальные образы,

операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.

Диссоциация - отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание. Диссоциация обязательная для творческого воображения - это этап подготовки материала. Отсутствие диссоциации, является существенным препятствием для творческого воображения.

Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Благодаря ассоциации появляются новые образы, новые сочетания.

Антиципирующее воображение - это способность человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. Благодаря этому виду воображения человек может мысленно представить, что произойдет в будущем с ним и другими людьми. У молодых людей воображение направлено больше в будущее, а у пожилых людей оно больше ориентировано на события прошлого.

Критическое воображение - ищет, что именно в данном объекте, (технике, системе образования, общественной жизни в целом) несовершенно и нуждается в доработке.

Артистическое воображение - способность к взаимодействию со сценическими объектами.

Особой формой воображения является мечта . Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создание новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создаёт образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда желания их создателя. В мечтах находится всё образное выражение то, что влечёт к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта - процесс воображения, не включённый в творческую деятельность, т.е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т.д.

Мечта – необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека, которые направлены на преобразование действительности.

Динамика мечты состоит в том, что, будучи первоначально простой реакцией, на сильно возбуждающую (чаще травмирующую) ситуацию, она затем нередко становится внутренней потребностью личности.

В детском и подростковом возрасте предмет желаний бывает настолько нереальным, что его неосуществимость осознают сами мечтатели. Это мечты-игры , которые следует отличать от более рациональной их формы – мечты-плана .

Чем младше мечтающий ребенок, тем чаще его мечтание не столько выражает его направленность, сколько создает ее. В этом формирующая функция мечты.

Фантазия – важное условие нормального развития личности, она выступает как одно из важнейших условий усвоения общественного опыта. Развитие и воспитание фантазии – важное условие формирования личности человека.

5. Психологические особенности воображения у детей

Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.

Как отмечалось выше, воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В то же время до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Дети могут из всего сделать все, говорил Гете. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.

Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:

детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;

юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;

зрелость – подчинение воображения уму интеллекту.

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.

Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?

До 3 х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности

Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция). Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и примеров. О развитости детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков. В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребенком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания рассказов, сказок, просмотра видео- и кинофильмов. В данном типе воображения еще мало точного сходства с реальностью и нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы-воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной основе. В образах обычно воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, вызвало у него вполне определенные эмоциональные реакции, оказалось особенно интересным. В целом же воображение детей-дошкольников является еще довольно слабым. Маленький ребенок, например трехлетка не в состоянии еще полностью восстановить картину по памяти, творчески ее преобразовать, расчленить и использовать далее отдельные части воспринятого как фрагменты, из которых можно сложить что-либо новое. Для младших детей-дошкольников характерно неумение видеть и представлять вещи с точки зрения, отличной от их собственной, под иным углом зрения. Если попросить ребенка-шестилетку расположить предметы на одной части плоскости так же, как они расположены на другой ее части, повернутой к первой под углом в 90 градусов, то это обычно вызывает большие трудности для детей данного возраста. Им сложно мысленно преобразовать не только пространственные, но и простые плоскостные изображения. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, превращается в творчески ее преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер. Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, становятся сюжетно ролевые игры. Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. О. М. Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны. К концу дошкольного периода детства у ребенка, чье творческое воображение развилось достаточно быстро (а такие дети составляют примерно одну пятую часть детей этого возраста), воображение представлено в двух основных формах: а) произвольное, самостоятельное порождение ребенком некоторой идеи б) возникновение воображаемого плана ее реализации. Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль. Оно предохраняет растущую, легко ранимую и слабо защищенную душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Благодаря познавательной функции воображения, ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий. У детей дошкольного возраста обе важные функции воображения развиваются параллельно, но несколько по-разному. Начальный этап в развитии воображения можно отнести к 2,5-3 годам. Именно в это время воображение как непосредственная и непроизвольная реакция на ситуацию начинает превращаться в произвольный, знаково-опосредствованный процесс и разделяется на познавательное и аффективное. Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков. На первом этапе развития воображение связано с процессом «опредмечивания» образа действием. Через этот процесс ребенок научается управлять своими образами, изменять, уточнять и совершенствовать их, а, следовательно, регулировать свое собственное воображение. Однако планировать его заранее, составлять в уме программу предстоящих действий он еще не в состоянии. Данная способность у детей появляется лишь к 4-5 годам. Детское аффективное воображение с возраста 2,5-3 года – 4-5 лет развивается по несколько иной логике. Вначале отрицательные эмоциональные переживания у детей символически выражаются в героях услышанных или увиденных ими сказок. Вслед за этим ребенок строить воображаемые ситуации, которые сжимают угрозы его «Я» (рассказы-фантазии детей о себе, как о якобы обладающих особо выраженными положительными качествами). Наконец, на третьем этапе развития этой функции воображения возникают замещающие действия, которые в результате своего осуществления способны снять возникшее эмоциональное напряжение; формируется и начинает практически действовать механизм проекции, благодаря которому неприятные знания о себе, собственные отрицательные, нравственно и эмоционально неприемлемые качества и поступки начинают ребенком приписываться другим людям, окружающим предметам и животным. К возрасту около 6-7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие из них оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире.

Характеризуя детское воображение как богатое или бедное, следует иметь в виду, что по этому вопросу существуют различные точки зрения. Согласно одним представлениям воображение дошкольников значительно богаче, чем взрослых, поскольку маленькие дети вообще живут наполовину в мире своей фантазии. Другие считают, что поскольку основным источником воображения является реальный, практический опыт, естественно, оно будет беднее и примитивнее у ребенка, чем у взрослого человека. Л.С. Выготский показал, что воображение ребенка развивается постепенно, в процессе накопления им жизненного опыта, и все образы деятельности воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на впечатлениях реальной жизни. Поэтому говорить о том, что воображение ребенка богаче, чем у взрослого, нельзя. Этого же мнения придерживаются и другие психологи.

Деятельность воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий. Возможность построения нового, воображаемого мира ребенком психологи объясняли по-разному. Создатель психоанализа З.Фрейд рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удовольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражение в фантазиях и грезах ребенка. Согласно Фрейду сознание ребенка до определенного возраста свободно от реальности и только обслуживает его желания и чувственные тенденции.

Примерно ту же позицию продолжает и развивает Пиаже. Исходной точкой развития ребенка, по Пиаже, является мышление, не направленное на действительность, т.е. миражное мышление или воображение. Детский эгоцентризм есть переходная ступень от воображения к реалистическому мышлению. Чем младше ребенок, тем более его мысль направлена на воображаемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность и приспосабливаться к ней.

Мощный шаг в развитии воображения, как подчеркивал Выготский, связан с усвоением речи. Наблюдения показывают, что задержки в речевом развитии всегда идут к недоразвитию воображения ребенка. Известно, что больные, страдающие афазией (т.е. больные, у которых вследствие какого-либо мозгового заболевания нарушена речь), обнаруживают резкий упадок фантазии и воображения. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию и фиксации представлений о предмете; именно речь дает возможность представить себе тот или иной предмет, который он не видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать его. Ребенок может выражать словами то, что не совпадает с его реальным восприятием; именно это дает ему возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, создаваемых и выражаемых словами. Таким образом, главным средством воображения, как и мышления, является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней. Следовательно, оно не является первичной функцией, изначально присущей ребенку, а результатом его психического и главное речевого развития.

Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. И главное – дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный миры не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызываются воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и значительно сильнее, чем у взрослых. Дети 3-5 лет могут оплакивать судьбу серенького козлика и колобка, угрожать злому волшебнику и пытаться побить его во время спектакля, придумывать пути спасения от хитрой лисы и пр. То, что происходит в воображаемом пространстве (в сказке, на словах, на сцене), вызывает у них самые сильные эмоции, воображаемый персонаж может стать для них реальной угрозой или спасением. Известно, что взрослые из воспитательных соображений вводят в жизнь и сознание ребенка разных придуманных персонажей: Бабу Ягу или змея Горыныча, которые забирают непослушных детей, или добрых фей, которые приносят замечательный подарки и творят разный волшебства. Эти персонажи становятся для ребенка живыми и совершенно реальными. Дети всерьез начинают бояться выдуманную Бабу Ягу и ждут добрую фею. Жестокие шутки старших детей на улице: «Баба Яга летит!» - вызывают слезы и паническое бегство дошкольника. Даже дома, в интимной и безопасной обстановке, может возникнуть страх воображаемых событий. Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения.

Повышенная эмоциональность - важная отличительная черта воображения дошкольника. Придуманные персонажи приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные.

6. Формы проявления воображения дошкольника

Истоки воображение ребенка, как и других психических процессов, нужно искать во взаимоотношении ребенка со взрослым. Н.Н. Палагина, проанализировав приемы народной педагогики, выявила, что многие из этих приемов широко используют включение ребенка в воображаемый контекст. В народных потешках звуками, словами и движениями создает воображаемый образ. Например, взяв малыша на колени или на плечи, взрослый предлагает «покататься» на лошадке или на верблюде. Известная потешка «По ровненькой дорожке, по кочкам, по ухабам, в яму – бух!» позволяет ребенку создать и почувствовать образ опасной дороги, в конце которой он заранее воображает и радостно ждет «провала в яму». Множество других игр и забав с маленькими детьми («Коза», «Сорока-ворона»), заимствованы из народной педагогики, включают малыша в воображаемый контекст и позволяют представить то, чего он реально не воспринимает. Кроме того, взрослые очень рано начинают стимулировать изображающие действия ребенка – просят показать, как мишка ходит, как петух машет крыльями, как кошка мяукает. При этом ребенок сам, своими условными действиями создает воображаемую ситуацию, но создает ее для взрослого и по его интерпретации. Создание образа для других, по просьбе «Покажи как…», способствует созданию мнимой ситуации, где все «как будто». Действие по типу «как будто», по мнению Н.Н. Палагиной, является исходной формой воображения. Эти действия начинаются в раннем возрасте, поэтому о начале воображения у детей можно говорить уже по достижении ими 2-3 лет. Но подлинного своего расцвета оно достигает в дошкольном возрасте. Максимально ярко и интересно воображение проявляется в сюжетно-ролевой игре. Причем в этой деятельности воображение работает в нескольких направлениях. Во-первых, дети по-новому используют предметы и придают им разнообразные воображаемые функции.

На протяжении часа предмет может приобретать до 10 разных значений. Так, обычный носовой платок может быть флагом, зайчиком, змеей, фатой для невесты, одеялом, цветком, шарфиком, плащом для куклы и пр. Необыкновенную изобретательность дети проявляют и в создании игровой обстановки. Одна и та же комната превращается в океан, поле сражения, магазин, дремучий лес и пр.

Во-вторых, огромное влияние на ребенка оказывает образ воображаемой роли. Стоит какое-либо скучное занятие перевести в план ролевого действия, как оно сразу же охотно выполняется ребенком. Палагина описывает следующие ситуации.

Девочка долго и с увлечением резала бумагу ножницами, но убирать за собой отказалась, и никакие угрозы и уговоры взрослых не помогали. Но стоило дедушке предложить игру в магазин, где он покупает бумажки, как она с радостью собрала все до мельчайшего обрезка и отнесла их «покупателю». Дошкольники придумывают и принимают на себя самые невероятные роли:

Давай я буду шайба, а ты клюшка, и мы будем сами играть в хоккей.

Я буду пианино, ты на мне будешь играть, а я буду так: ля-ля-ля!

Из этих примеров ясно, что роли возникают не только из желания занять позицию взрослого. Ребенок представляет устройство или действие предмета через свое собственное действие, принимая на себя роль как образ в действии. Преломляя роль живого или неживого предмета через себя, через свое действие, ребенок строит образ этого предмета. Роль при этом выступает как опора образа.

Очень ярко воображение дошкольников в режиссерской игре. Даже 3-летние дети с удовольствием наделяют игрушки ролями и проигрывают с ними различные сюжеты.

С возрастом в игровых сюжетах все большее место отводится речи, и все меньшее время занимает действие. Воображение все больше отделяется от действия и переносится в речевой план. А поскольку внутренняя речь еще не сложилась, ребенку необходим партнер, который в основном выступает в роли слушателя. Этот партнер может не вмешиваться в игру, но он все-таки нужен как опора образа. Ребенок сам рассказывает содержание игры и произносит реплики как своего, так и чужого персонажа.

Начинаясь и формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и сочинении сказок и стишков. Здесь, так же как в игре, дети сначала опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге, а потом уже сами планируют свое произведение. 3-4-летние дети по ходу рисунка могут несколько раз менять свой замысел. Горб задуманного верблюда может превратиться в крыло бабочки, которая потом становится птицей, луна становится солнцем, а солнце превращается в звезду или цветок. Все эти превращения активно комментируются в речи детей и становятся ясны только из этих комментариев, поскольку сами изображения отдаленно напоминают что-то определенное. Но дети не слишком взыскательны к качеству рисунка, их фантазии гораздо богаче. Чем изображения. Точки и черточки на бумаге изображают леса, ягоды, волков и зайцев и пр.

Словесное творчество открывает более богатые возможности, не ограниченные какими-либо техническими приемами. Мы уже отмечали, что дети искренне включаются в литературные произведения и живут в этом воображаемом мире. Многие дети сами сочиняют различные истории, в которых фантазия перемежается с реальностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы познакомились с самыми общими аспектами развития
воображения детей. Мы увидели, как важна эта функция для общего развития
ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного
опыта. В силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо
всячески помогать его развитию и, одновременно, использовать его для
оптимизации учебной деятельности. Формирование воображения в раннем возрасте происходит как изменение прирожденной активности ребенка в активность преобразующую. Решающим фактором при этом является потребность в новых впечатлениях и общение со взрослым, открывающим способы получения впечатлений. Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением нашей действительности. Знакомясь на прогулках, в беседах с воспитателями с окружающей жизнью, ребёнок затем отражает воспринятое в своих рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки накопленного опыта формируется воображение.

Необходимо помнить, что воображение дошкольника развивается в деятельности: в игре, в рисовании, в занятиях по родному языку. Поэтому организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения.

Важную роль в развитии воображения имеет художественное воспитание детей. Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок научается представлять себе изображённые события, у него развивается воображение.

Развитие воображения не является результатом прямого обучения. Оно обусловлено растущей преобразующей активностью ребенка и механизмами саморазвития воображения: противоположной направленностью варьирования и моделирования элементов опыта, схематизации и детализации образов.

Список литературы

1. Боровик О. В.

2. Немов Р. С.

Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. – 4е. издание – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии / Воображение: 260 – 271.

3. Веккер Л. М.

Психические процессы. – Т.1 – л., 1974. /Воображение и психологическое время: 262 – 271. Представление / воображение/: 278 – 295.

4. Выготский Л. С.

Собрание сочинений: В 6т. – Т. 2 – М., 1982 /Воображение и его развитие в детском возрасте: 436 – 455/.

5. Выготский Л. С.

Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. 1972. № 2. с. 114 – 123.

6. Дьяченко О. М.

Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. 1988. № 6. с. 52 – 59.

7. Дьяченко О. М., Кириллова А. И.

О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1987. № 1. с. 44 – 51.

8. Игнатьев Е. И.

О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Вып. 76. М., 1956.

9. Коршунова Л. С.

Воображение и его роль в познании. – М., 1979. /Трудности в определении воображения: 3 – 7. Воображение и практическая деятельность: 8 – 30. Воображение как отражение действительности: 31 – 85. Воображение и научное познание мира: 86 – 131/.

10. Субботина Л. Ю.

Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – /Серия: «Вместе учимся, играем»/.

Приложение 1.

Основные виды воображения.

Воображение – один из путей познания этого мира, именно оно дало возможность человечеству изобрести автомобиль, космический корабль, придумать теории появления Вселенной. Воображение или фантазия очень важны для человека. Развитие активно происходит до 15 лет, так что не упустите драгоценное время.

Малыши с хорошо развитым воображением вырастают разносторонними личностями, легче приспосабливаются к этому миру. У новорожденных это качество отсутствует вовсе, оно формируется по мере взросления ребенка, когда он познает что-то новое, а затем использует полученную информацию в своих фантазиях. Задача родителей – поощрять любознательность ребенка, оказывать помощь в развитии. Каким образом? – давайте разберемся.

Инструменты для развития

1. Сказки и истории. Во многих семьях есть традиция: читать ребенку на ночь любимую сказку, но ведь можно заодно развивать воображение. Дочитайте книгу до определенного момента, предложите малышу подумать, чем закончится история. Сначала это будут просто догадки, потом перерастут в новые сказки, в которых появятся собственные герои, несуществующие страны, удивительные приключения. Преимущество игры «придумай историю» в том, что вы можете играть в нее не только дома перед сном, но и в очереди, в маршрутке или по дороге в садик. Придумывать сказку можно не только с настоящими героями, это могут быть неживые предметы, говорящие животные, вымышленные персонажи – чем больше креатива, тем лучше.

2. Наблюдения за людьми. Такая игра как «придумай жизнь» тоже прекрасно развивает фантазию.

К примеру, вы увидели на улице мальчика с собакой: предложите ребенку подумать, какое имя подходит ребенку, есть ли у него семья, любимые занятия. Можно использовать для этих целей карточки и фотографии людей, которых ребенок не знает. Даже обычные предметы можно использовать не по назначению: к примеру, обычная палка. Попросите ребенка придумать, что можно сделать с ее помощью? – мы уверены, вы получите несколько неожиданных ответов вроде «играть в рыцарей» или «мерить лужи».

3. Игры по ролям. Что может быть проще чем готовое моделирование реальных ситуаций? К примеру, у врача. Если ваш ребенок хоть раз был в больнице, он уже знает, что делает доктор. Предложите поиграть во врача и больного, сначала пациентом будете вы, а кроха будет вас осматривать и ставить диагноз, потом поменяйтесь. Вариантов ситуаций для игры много: собираемся в путешествие, что ты с собой возьмешь? – ребенок будет перечислять предметы и называть для чего они ему. Играйте с ребенком только в случае, если вы и он хочет этого. Усталость и невнимательность крохи – не лучшие спутники игры, а если мама или папа постоянно отвлекается на свои дела, ребенку это вряд ли понравится. Игра есть игра, время для нее надо находить всегда, тем более, что это путь познания мира.

4. Устройте кукольный театр. Привлекайте родственников и друзей, совместными усилиями организовывайте хотя бы раз в пару недель кукольный театр. Пальчиковые куклы можно купить или сшить из подручных материалов, импровизированную «сцену» организовать из покрывала. Сначала показывайте коротенькие народные сказки, добавляя неожиданные элементы: оригинальные концовки или вовсе неизвестных персонажей. Постепенно усложняйте задачу, вместе с ребенком придумывайте свои истории, позволяйте ему выбрать понравившегося персонажа.

5. Воображаемый друг. Многие психологи практикуют подобные методики: люди, у которых были в детстве воображаемые друзья, более стрессоустойчивые, коммуникабельные. Ребенку воображаемый друг тоже может помочь: справиться с одиночеством, страхами, стрессами. Скажите ребенку, что когда мамы нет рядом, можно будет с другом советоваться перед принятием решений. Придумайте возраст, внешность друга, это будет увлекательная игра и полезное упражнение одновременно.

6. Тяга к прекрасному. С малых лет приобщайте ребенка к прекрасному: картины, раскраски, рисунки – все это развивает воображение. Поощряйте тяготение ребенка: если он лепит из пластилина или что-то рисует, расспросите, кого или что он лепит, как назовет своего героя. Попросите чадо нарисовать любимого сказочного героя или необычное существо, рассказать о нем. Хвалите ребенка, но в то же время иногда говорите, что он может лучше: если малыш будет думать, что он достиг совершенства, его развитие затормозится. Сочинять стихи, музыку, рассказы можно вместе с малышом: это одинаково полезно и взрослым, и крохе.

7. Подручные материалы. Мозаики, пазлы, конструкторы, кубики тоже развивают фантазию. Предложите ребенку собрать игрушку не по инструкции, а самостоятельно, довериться своим инстинктам. С помощью мозаики вместе выложите оригинальный узор, а из кубиков с животными создайте настоящий зоопарк. Интересная игра – «дорисуй рисунок». Можно сделать набросок, контур, или вовсе закорючку на листе бумаги, предложите ребенку самому дорисовать что-то необычное. Покажите на своем примере, как из простого крючка можно нарисовать гриб, машину или бабочку. Можно дорисовывать линии по очереди, описывать получившееся существо или растение – вариантов много.

8. Природные материалы. По сути, чем больше информации об окружающем мире вы дадите ребенку – тем быстрее у него будет развиваться воображение. Покажите ему, как лепить фигуры из песка, катать снежки или строить крепость, надувать мыльные пузыри, следить за формой облаков. Водите ребенка на экскурсии, обсуждайте, что ему понравилось, больше всего запомнилось. А вот «общение» с телевизором или компьютером лучше ограничивать. Можно сыграть в игру «представь себе». Вариантов ребенку можно предложить немало: представь, если бы пошел дождь из конфет, у людей было 4 ноги, медведи жили на деревьях, круглый год лежал снег. Сами тоже активно включайтесь в игру, ведь фантазировать вместе куда интереснее!

Развиваем фантазию


Работа с бумагой, будь то рисование, оригами, создание аппликаций или объемных фигур, является превосходным средством для развития у детей творческой смекалки и фантазии. Чаще всего малыши пытаются отразить на бумаге то, что им интересно, поэтому ограничивать их в проявлении творчества не нужно. Если ребенку нравится рисовать или клеить из бумаги одно и то же, это не говорит о том, что у него неразвитая фантазия. Возможно, через множество версий одного и того же малыш просто пытается выразить свое настроение, свое отношение к понравившейся теме или даже подсознательно ищет идеальную форму. Кроме того, повторение одного и того же прекрасно оттачивает технику.
Развитие фантазии лучше всего начинать с ранних лет, пока психика ребенка гибкая и восприимчивая. Дети, по своей природе, более расположены к тому, чтобы учиться всему новому, фантазировать, импровизировать. Выражая себя в бумажном творчестве, они не придают особого значения тому, насколько правильно соблюдены пропорции рисунка, выдержаны ли размеры склеенной фигуры. Аккуратность и точность придут позднее, когда начнет формироваться пространственное мышление, когда накопится практический опыт и когда ручки освоятся с ножницами, а на первых порах ему важно, чтобы поделка из бумаги была яркой, забавной и нравилась. Поэтому упор в занятиях с бумагой нужно делать по большей части на проявление фантазии.
Начиная занятия по бумажной пластике, важно спросить у ребенка, что именно он хотел бы сделать. Свобода выражения - вот главное условие для развития фантазии. Не нужно заставлять его делать поделку, если она ему не интересна. Даже если малыш хочет рисовать, а не склеивать фигурки, его желание следует уважать. Тем более что художество вполне можно соединить с созданием аппликации или объемной игрушки, ведь сначала необходимо нарисовать заготовки. Занимаясь с маленькими детьми бумажной пластикой, родители обычно помогают им: рисуют заготовки, а потом вырезают, чтобы малыш их приклеил. Поэтому, если ребенок захотел непременно рисовать, можно поменяться с ним ролями: пусть он нарисует фигурки сам, а мама их вырежет и наклеит.
Поскольку начинать занятия бумажной пластикой рекомендуется с самых простых аппликаций и фигур, то сложность работ нужно увеличивать постепенно. Например, если на первом занятии ребенок сделал аппликацию снеговика, состоящую из трех кружочков плюс морковка, руки и метла, то на следующем занятии можно сделать еще одного снеговика, но добавить к аппликации сугроб, солнышко, дерево. При этом нужно позволить малышу самому додуматься до тех элементов, которые могли бы дополнить аппликацию. Это можно сделать при помощи наводящих вопросов: «А где будет стоять наш красивый снеговик? Во дворе? А что еще есть в нашем дворе? Дом? Дерево?» и так далее.
Очень хорошо помогают фантазировать игры в ассоциации. Например, вырезав кружок из желтой бумаги, можно предложить ребенку угадать, что это будет: кто–то захочет сделать из этого элемента солнышко, а кто–то сделает желтые колеса у машинки или пушистого цыпленка.
Вообще, побудить ребенка изобретать можно буквально любыми способами: прочитать ему сказку, а потом вместе с ним сделать сюжетную аппликацию; посмотреть любимый мультфильм, а потом вырезать из бумаги понравившегося мультяшку; придумать фантастическое существо и склеить его из цветного картона и так далее. Даже просто гуляя с ребенком на улице, полезно обращать его внимание на окружающие предметы и предлагать ему представлять их в других ситуациях: «Смотри, машина стоит у подъезда. А давай сегодня сделаем аппликацию, где эта машина будет ехать по городу?» или «Видишь, какое красивое дерево? А ты знаешь, что летом листочки у деревьев всегда зеленые, а осенью становятся желтыми, красными и оранжевыми? Давай вечером вырежем из бумаги осеннее дерево?».
Прекрасным средством для развития детской фантазии являются старые журналы - дайте ребенку стопку глянцевых изданий и ножницы. Вы удивитесь тому, какие разнообразные картины он составит из вырезок!