Проектная работа развитие речевого творчества дошкольников средствами сказочных произведений. Речевое творчество как вид детской творческой деятельности

ВВЕДЕНИЕ

Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства. Со сказки начинается знакомство малыша с миром литературы, с миром взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Сказки учат ребят различать вымысел и реальность, задают нравственные нормы, преподносят многогранные образы своих героев, оставляя простор воображению и фантазии.

Сказка - благотворный источник для детского творчества. Сказка обогащает чувство и мысль ребенка, будит его воображение. В процессе сочинения дошкольниками сказок активно развивается речевое творчество.

Творческое рассказывание строится на особой психологической основе - детском воображении. Ребёнку, сочиняя сказку, необходимо произвести в уме анализ известных ему сказочных сюжетов, а затем творчески синтезировать новое явление: новую композицию, образы сказочных героев, обстоятельства их жизни, а чтобы сказочную историю донести до зрителя ребёнок должен обладать богатым словарным запасом и умением выстраивать контекстное высказывание. Сочиняя сказку, ребенок выходит на высокий уровень психического развития - развитие абстрактного мышления.

Благодаря сказке, ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Сказки позволяют развивать творческие способности, фантазию, воображение ребёнка. В самой природе сказки заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления.

В процессе сочинения дошкольниками сказок активно развивается речевое творчество. Сочинение - выражение мыслей, эмоций и чувств. Само слово сочинение происходит от слова чин, чинить и означает изобретение, придумывание, творение чего-либо. Сочинение сказок - упражнение для развития связной речи, умение построения текста. Процесс сочинения дошкольниками сказок и историй очень важный этап в формировании у детей навыков монологической речи. В монологической речи необходимо использовать всё многообразие простых и сложных синтаксических конструкций литературного языка, которые делают речь связной.

Актуальность темы данного проекта:

Особую роль в подготовке к школе играет словесное творчество детей: сочинение сказок, историй, придумывание рассказов; образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь.

Цель проекта:

Развитие речевого творчества, связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения текстов сказочного содержания.

Задачи проекта:

  • познакомить с классификацией сказки и ее композицией;
  • познакомить с алгоритмом составления текстов сказочного содержания; побуждать детей к самостоятельному созданию текстов сказок с опорой на алгоритм;
  • учить детей связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сочинять сказочные истории на основе различных игр и упражнений;
  • развитие мышления (логическое, творческое, аналитическое), воображения;
  • обогащение словарного запаса;
  • воспитывать у дошкольников познавательный интерес к художественному слову, произведениям детской литературы и народного творчества, к собственному сочинительству.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Предполагаемый результат:

  • Сформировать устойчивый интерес к русским народным сказкам, зарубежным сказкам и литературному творчеству разных народов мира.
  • Сформировать интерес к собственному сочинительству.
  • Оформление рукописных книг сказок, сочиненных детьми.

    Основная часть

    Формы работы в рамках реализации проекта

    Совместная деятельность детей с педагогом

    Самостоятельная деятельность детей

    Взаимодействие родителей и педагогов

    Игры и упражнения на развитие речи

    Рассматривание и чтение книг

    сказочного содержания

    Консультации для родителей

    Л итературные гостиные, викторины, беседы

    С лушание в грамзаписи чтения сказок мастерами художественного слова,

    Совместное творчество в продуктивных видах деятельности

    Театрализованные игры

    Игры-драматизации

    Посещение родителями открытых занятий по развитию речевого творчества детей.

    Продуктивные виды деятельности

    Продуктивная деятельность

    Этапы работы при обучении дошкольников сочинению сказок

    Составление сочинений включает несколько этапов с опорой на наглядные, словесные и практические методы обучения:

    • III этап. Сочинение сказки

    I этап. Подготовительная работа с детьми

    Цель: развить детское воображение, расширить запас знаний и сведений об окружающей действительности, обогащение словарного запаса.

    1.Знакомство детей с новыми сказками, стишками, пословицами, прибаутками, загадками, закрепление прежнего запаса произведений фольклора. Чтение, рассказывание, беседы, рассматривание иллюстраций. Во время беседы предлагаются следующие задания:

    Придумать новые названия для известных сказок. Например, сказка «Рукавичка»: «Вязаный домик для друзей», «В тесноте да не в обиде»,

    Постановка проблемного вопроса поискового характера: «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?» (например, «А если бы людоед не превратился в мышку, как бы кот в сапогах оказался победителем?»),

    Задания: “Сравни сказочных героев”, “Расскажи о любимом сказочном персонаже” учат дошкольников описывать внешний облик и характер сказочных персонажей.

    2.Упражнения на развитие словаря детей:

    Придумывание эпитетов. Дети придумывают эпитеты, характеризующие тот или иной персонаж сказки. Для этого нужно вспомнить и сказать, какой он, найти самые точные и выразительные слова. Дидактические игры и упражнения: “Скажи, какое”, “Как еще можно сказать о герое?”.

    Придумывание сравнений. Выполнение этого задания помогает развивать ассоциативные связи. Дидактические игры и упражнения: “На что похоже?”, “Придумай и скажи”.

    Прием словоизменений. Этот прием помогает детям почувствовать разницу в оттенках слов. Дидактические игры: “Измени слово”, “Цепочка слов”.

    Придумывание синонимов и антонимов к словам. Дидактические игры “Скажи наоборот”, “Подбери похожее слово”.

    3.Составление с детьми рассказов описательного и повествовательного характера, рассказов по воображению. При составлении повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок в занятия обязательно включают логические упражнения:

    Расстановка картинок в логической, временной последовательности;

    • восстановление специально пропущенного звена;
    • придумывание содержания дополнительной картинки в начале или конце серии;
    • дидактические игры “Построй логическую цепочку”, “Что за чем”, “Из какой это сказки?”, использование карточек-схем для построения сюжета сказки.

    При обучении составлению описательных рассказов по предметным картинкам или предметам большое внимание уделяется рассматриванию, выделению качеств, признаков, деталей, особенностей строения, материала, цвета. Наглядной опорой служит план-схема для составления рассказа-описания.

    Рассказы по воображению (творческие) — самый сложный вид работы по обучению связной речи, к которой можно отнести:

    Придумывание конца или начала готового рассказа;

    Составление рассказов и сказок по аналогии с небольшими литературными произведениями;

    по опорным схемам.

    4. Познакомить детей:

  • С классификацией сказок (сказки о животных, бытовые, волшебные);

    Построением сказочного сюжета (композиция сказки: присказка, зачин, завязка, развитие действия кульминация, концовка);

    Характерными особенностями жанра сказки (метафоричность, иносказание, фантастический вымысел, очеловечивание животных, растений, наличие волшебных предметов и др.).

    II этап. Продуктивная творческая деятельность детей

    Цель: учить отражать эмоциональное отношение ребёнка к художественным произведениям через лепку, рисование, конструирование, изготовление атрибутов к драматизации.

    После знакомства со сказкой следует предложить детям что-нибудь сделать: вырезать, склеить, изобразить схемой, показать эпизод из сказки с помощью мимики, жестов, выполнить иллюстрации к сказке на тему (например,«Мой любимый герой», «Золотое яйцо Курочки Рябы», «Колобок и Зайчик»).

    III этап. Сочинение сказки

    1.Формы работы по сочинению сказки:

    Коллективная (один ребенок придумывает, что происходило с персонажами раньше, другой описывает события, изображенные на картине, третий - последующие действия, поступки героев, чем закончились их приключения);

    Подгрупповая;

    В паре-тройке;

    Индивидуальная (придумывание собственной сказки).

    Сочинение сказки сначала проходит коллективно, затем, когда дети усваивают алгоритм составления сказки (см. Приложение №1 ), сочинение переходит в индивидуальное.

    2.Методы работы со старшими дошкольниками по обучению сочинению сказок:

    -“сказка-калька” (по схеме известной сказки создается новая, похожая по смыслу, но с другими персонажами, действиями, деталями это не копирование известной сказки, а лишь заимствование ее моделирование сказок),

    Сказки с новым концом,

    Знакомые герои в новых обстоятельствах,

    Коллаж из сказок,

    Сказки по-новому, «перевирание» сказок (например,«Три медведя»: «Три медведя заблудились и попали к девочке домой. Дома никого не было, как повели себя медведи?»),

    Сказки по смешанным образам,

    Эксперименты в сказках,

    Цветные сказки,

    Сказки от превращений,

    Случайные сказки,

    Экологические сказки,

    Сказки из загадок, пословиц, считалок, стихов.

    (см. Приложение №2).

    Использование моделирования и символики при обучении сочинению сказок. Развивать умение «записывать» сказку (схематизация), составлять ее модель, умение выделить в произведении самое главное, изобразить такие опорные сигналы, по которым можно воспроизвести знакомую сказку или придумать новую (см. Приложение №1 ).

    Приёмы сотворчества - ребенок сочиняет сказку, а взрослый (педагог или родитель) записывает. Затем содержание сказки оформляется в самодельную книжку. В них записываются сочиненные детьми истории. Ребята самостоятельно иллюстрируют их содержание. Дети проявляют выдумку, фантазию при оформлении обложки, иллюстраций к сказке.

    IV этап. Разыгрывание сюжета сказки

    Цель: развивать творческие способности в инсценировках, игре-драматизации, театрализованных играх и других видах исполнительской деятельности по знакомым сказкам (см. Приложение №3 ).

    V этап. Совместная деятельность с родителями

    Цель: подвести родителей к пониманию важности развития у детей словесного творчества и воображения; развития креативности и самостоятельности в процессе составления текстов сказочного содержания.

    Консультации для родителей (“Сказка - ложь, да в ней намек”, “Сочиняем сказки с детьми”, “Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста”, “Воспитание сказкой”), на которых подробно разъясняются задачи данной работы, даются рекомендации (см. Приложение №4).

    Посещение родителями открытых занятий по развитию речевого творчества детей.

    Сочинение сказок с детьми дома, оформление книг совместно с родителями.

    Выставки совместного творчества родителей и детей.

    Заключение

    Мир не стоит на месте, постоянно развивается. Не дети под нас, а мы, взрослые, должны подстраиваться под них, идти в ногу с ними, со временем, поэтому не обязательно сочинительство сказок должно быть на основе русских народных или литературных. Дети смотрят современные мультфильмы сказочного характера, красочные, яркие, которые также несут понятия о добре и справедливости, где зло побеждено, а плохие поступки всегда со знаком минус; с запоминающимися героями, положительными добрыми, умными.

    На основе мультфильмов выпускают игрушки в образе героев, которых дети любят. Естественно, любящие родители покупают им такие игрушки. И дети в них с удовольствием играют, в одиночку, с мамой или папой, или со сверстниками. Следовательно, придумывают, сочиняют сюжеты для таких игр. Вот пример: ребенок дошкольного возраста (6 лет) сочинил сказку, в которой героем выступил загадочный Ам-Ням, животное похожее на лягушонка, очень любящий конфеты.

    «ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОТЕНКА МАРМЕЛАДКИ»

    Жила-была кошка Шоколадка с котятами. Их звали Конфетка и Мармеладка. Котята играли на полянке в мячик.

    Мармеладка случайно попал мячом в Динозавра. Динозавр рассердился и превратил своей волшебной палочкой Мармеладку в непонятного зверя.

    Мама Шоколодка горько заплакала. Тут мимо проходил Ам-Ням. Это веселый лягушонок, который очень любит сладкое, разные конфеты. Ам-Ням спросил у кошки-мамы, почему она плачет. Шоколадка рассказала о своем горе.

    Добрый Ам-Ням угостил непонятного зверя своей волшебной конфетой, и произошло чудо! Непонятный зверь превратился в Мармеладку. Мама Шоколодка дала много-много конфет Ам-Няму. Все стали дружно играть в мяч на полянке.

    Главное в работе по сочинению сказок с детьми: познакомить с композицией сказки: завязка, развитие действия, кульминация, концовка и то, что сказка всегда несет добро, добро побеждает зло, все заканчивается хорошо. Отсюда у ребенка радостные эмоции, положительный настрой на жизнь (добрым быть лучше, чем злым), стойкие нравственные принципы. А на основе каких сказок (русских народных, литературных, зарубежных или на основе современных мультфильмов) сочинять сказку - это выбор ребенка. Наша цель, как педагогов, — это формирование связной монологической речи, умение посредством правильной устной речи донести свое мнение, мысль.

    Таким образом, внедряя данный проект по сочинению текстов сказочного характера с дошкольниками, ожидаемы следующие результаты:

    • развитие словесного творчества с использованием всех компонентов речевой системы (лексической, грамматической, фонетической);
    • умение составлять тексты сказочного содержания с опорой на алгоритм, создавать собственные сочинения на основе предложенного или самостоятельно составленного сюжета, соединения разных сказок с включением новых персонажей и их характеристик, связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты;
    • расширение знаний воспитанников о книгах, классификации и композиции сказок;
    • обогащение словарного запаса словами с переносным значением, синонимами и антонимами;
    • развитие способности изображать художественный образ сказочных персонажей через использование выразительных средств языка (вербальных и невербальных).

      Приложение №1

      Алгоритм составления сказки

      • Выбор главного героя
      • Определение его характера, мотивов и цели поступков
      • Выбор объектов взаимодействия
      • Описание действий главного героя, которые он совершает для достижения цели. Последовательное фиксирование изменений, происходящих с ним при взаимодействии с другими объектами, описание реакции этих объектов.
      • Подведение итога-результата изменений героя (героев) и выведение жизненных правил.
      • Придумывание названия получившейся сказки.

      Схематично алгоритм сказки выглядит так:

      М - Г - Х - С - П - Н

      Х - характер

      С - случай

      П - жизненное правило (мораль в виде пословицы или поговорки)

      Н - название сказки

      Опорные сигналы («Карты Проппа»):

      “отлучка героя из дома” (символическое обозначение - уходящая вдаль дорога);

      “запрет” (символическое обозначение - восклицательный знак);

      “нарушение запрета” (символическое обозначение - перечеркнутый крест-накрест восклицательный знак);

      “неприятность, задача” (символическое обозначение - вопросительный знак);

      “встреча с недругом и его сверхъестественная сила” (символическое обозначение - оскаленная волчья пасть);

      “встреча с другом” (символическое обозначение - протянутая рука (помощь);

      “превращение” (символическое обозначение - маленький квадрат со стрелкой, указывающей на круг большего размера);

      “поиск пути” (символическое обозначение - компас);

      “погоня” (символическое обозначение - бегущий человек);

      “обман” (символическое обозначение - маска),

      “получение героем волшебного дара” (символическое обозначение - ключ);

      “битва с врагом” (символическое обозначение - два скрещенных мяча);

      “наказание” (символическое обозначение - кнут);

      “победа” (символическое обозначение - латинская буква V);

      В своих трудах “Морфология сказки” и “Трансформация волшебных сказок” Владимир Яковлевич Пропп рассказывает о результатах исследования множества волшебных сказок. Автор отмечает, что все сюжеты волшебных сказок основаны на одинаковых действиях их персонажей, которые он называет “функциями”. Общее число функций по Проппу - тридцать одна. Согласно методике В.Я. Проппа каждая “функция” наглядно представлена в виде иллюстрации или схемы на отдельных картах. Их различное соединение и различная последовательность расположения дает возможность придумывать бесконечное множество сказочных историй.

      Такое огромное количество функций будет не понятно для ребёнка дошкольного возраста, поэтому в работе с дошкольниками можно использовать четырнадцать наиболее часто употребляемых в детских сказках функций, описанных выше.

      Приложение №2

      Упражнения по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания

      Закончи сказку

      Цель: развитие умения логически завершать какой-либо рассказ, умения осмыслять воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас.

      Педагог предлагает ребенку простейший сюжет из нескольких предложений. Например: как мальчик Степа пошел в лес за грибами и заблудился. Затем педагог обращается с просьбой закончить сказку в соответствии с ее смыслом. Если возникают трудности, можно помогать ему наводящими вопросами: «Что увидел мальчик? Что он собирал? Что могло случиться с ним в лесу? Кто мог помочь Степе выбраться из леса?».

      Можно устроить конкурс разных вариантов окончания сказки.

      Сочинение по сериям картинок

      Целью данного задания - помочь увидеть красочность, яркость созданных на картинке образов; формировать умение правильно подбирать глаголы и прилагательные для характеристики персонажей; учить малыша выстраивать сюжет в логически верной последовательности, давать характеристику места и времени действия - это должно способствовать развитию воображения и творческого мышления ребенка.

      Коллективное сочинение

      Дети предлагают тему, героев сказки, взрослый занимается сюжетом, привлекая ребят к его развитию. Присутствие сразу нескольких участников делает сочинение сказки более разнообразным, интересным, а ее содержание полным и глубоким. Если вы вовлечете других взрослых, это только обогатит игру. В процессе совместной деятельности ребенок получает наглядное представление о том, что значит придумывать сказку поэтапно. Игра приучает его более четко и продуманно составлять фразы, ведь его должен понять другой участник, чтобы придумать свое продолжение. Сначала предложите придумать название сказки, героев, рассказать, какими они будут, описать их внешний вид, настроение. Потом сказка «собирается» из детских ответов на ваши вопросы: «С чего начнется сказка? Как будут развиваться события? (что произойдет дальше?) Какой момент будет самым острым? Какой - самым интересным, забавным? Чем закончится сказка?» Свои ответы-продолжения участники высказывают по цепочке, друг за другом. Смена вопросов в процессе сочинения сказки активизирует внимание детей.

      Инсценировка

      Предложите ребенку «оживить» сказку: придумать костюмы, разработать поведение персонажей в соответствии с их характерами, продумать мимику, жесты, интонацию каждого героя. Цель такого задания - активизация творческого отношения к слову. Творческое осмысление должно проявиться в умении трансформировать словесный сказочный образ в драматический.

      Сказка о конкретном персонаже

      Сюжет многих сказок построен на основе разнообразных действий какого-либо персонажа, который проходит путь (совершает действия) с определенной целью. При этом взаимодействует с другими объектами: преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь сам и меняя окружающее. Если же герой по сюжету сказки решает творческие задачи при взаимодействии с окружением, имеет определенную цель, изменяется сам, делает выводы из жизненных уроков, то его действия приводят к положительному результату. Ребенок рассказывает сказку от первого лица в качестве сочиненного персонажа. Вначале взрослый может предложить малышу свой вариант сказки или ее примерный план: нужно продумать, какого героя выбрать (доброго или злого, ленивого или трудолюбивого и т.д.); определить его характер, мотивы и цели поступков; решить, в какую ситуацию его поместить (выбор места действия); описать действия главного героя для достижения цели (герой хотел чего-то достичь и в результате…). Затем подводится итог: как изменился герой? Для получившейся сказки придумывается название.

      Сказка по заданной теме

      Ребенку предлагается сочинить сказку на предложенную тему. Это потребует от него умения действовать по заданному плану, действовать в рамках предложенных обстоятельств. Иногда такой подход облегчает задачу: нужно лишь подставить подходящие по смыслу слова или предложения, но порой бывает очень трудно соответствовать чужому замыслу. Примерный алгоритм сочинения сказки «Приключения котенка». Взрослый задает малышу вопросы, подводящие к описанию главного персонажа: «Какой это котенок? Какими словами можно сказать о нем? Какая у котенка шерстка? Какие у него уши, лапы?» Можно загадать загадку о нем. Потом ребенок выполняет следующие задания: «Придумай предложение про котенка, чтобы в нем было слово пушистый (трусливый, осторожный). Придумай, с чем можно сравнить нашего героя. Расскажи, что он умеет делать. Придумай предложение, чтобы в нем были слова «прыгает», «беленький» и др.» Таким образом, малыш постепенно готовит материал для сказки на тему «Приключения котенка». Теперь он может, используя придуманные им предложения и фразы, описать характер героя, рассказать, как котенок собирался на прогулку, что интересного он увидел, что с ним произошло, чем все закончилось. Задавая тему сказки, формулируйте ее так, чтобы она эмоционально настраивала малыша на сочинение сказки (уже в самой теме может быть задан сказочный герой или подсказана сказочная ситуация). Интересным может получиться результат, если в качестве героя будут использованы неодушевленные предметы - например, кровать или сумка.

      Сказка об игрушках

      Выберите для сказки игрушки, например, кошку и мышку, и начинайте рассказывать, сопровождая слова показом действий: «Жила-была пушистая кошка (обязательно нужно погладить киску, показав ее пушистую шерстку), узнала кошка, что мышка в ее доме норку себе устроила (показать воображаемый домик кошки и мышку в норке). Вот стала она ее караулить. Тихонько ступает кошка пушистыми лапками, ее совсем не слышно. Выбежала мышка погулять, далеко от норки убежала. И вдруг увидела кошку. Хотела ее кошка схватить. Да не тут-то было! Ловкая мышка юркнула в свою норку». Затем предложите малышу подумать, про какие игрушки он хотел бы рассказывать. В процессе выполнения такого задания активизируется словарь ребенка (он активнее использует те слова, которые уже знает, но пока не использует в своей речи), развивается связная речь: ребенок подбирает нужные определения, образуя соответствующую грамматическую форму прилагательного, и на этом же словарном материале строит связное высказывание. Отвечая на вопросы, он обращает внимание на характерные особенности внешнего вида игрушек (цвет, форма, материал), подбирает сравнения, определения.

      Сказка на свободную тему

      Этот жанр - вершина словесного творчества малыша. Он должен самостоятельно придумать название сказки, персонажей, условия для действия героев, само действие: зачин, кульминацию, концовку. Ребенок учится использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании. У него формируется умение понятно, четко, последовательно излагать свои мысли. Задача педагога - создать эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению.

      Приложение №3

      Игра «Сказочники»: используются различные виды театра (цель: учить детей сочинять новые сказки, используя игровые упражнения):

      -«Новое свойство» (прием в отношении к знакомым сказкам, например колобок не из теста, а из соломы).

      Анализ ситуации и ресурсов (как заяц сам прогонит лису; как колобок может спрятаться от зверей).

      -«Введение в названии сказки нового объекта» (волк, семеро козлят и компьютер).

      -«Изменение сказочной развязки»

      Игровые упражнения “Интервью у сказочного героя”, “Беседа чудесных друзей”: необходимо учить детей грамматически правильно выстраивать диалог.

      Упражнения на развитие внимания, воображения, движения:

      • нести очень «тяжёлый» чемодан;
      • дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его, откусить, оно
      • передавать друг другу верёвку, произнося слово «змея»;
      • «встретили друга» (улыбнулись);
      • «удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза);
      • «умеем лукавить» (моргают то правым, то левым глазом).

      Эти упражнения позволяют детям научиться переключаться с одного движения на другое, понимать оттенки в выражении лица героя сказки, лучше передавать его характер, способствуют развитию творчества, воображения.

      Приложение №4

      Консультация для родителей " Сочиняем сказки с детьми "

      Цель: просвещение родителей и участников образовательного процесса по теме "Работа со сказкой дома ".

      Игра-ведущий вид деятельности дошкольника, сказка для ребенка - это игра, волшебство. С помощью использования сказки развивается восприятие, мышление, речь, творческие способности ребенка. Максимальная реализация возможностей ребенка достигается в форме игр, чтения сказок, их сочинения, разыгрывания сказочных сюжетов и т. д.

      Идентифицируя себя с каким-либо сказочным персонажем, ребенок дает выход собственным переживаниям, фантазиям, меняет свое отношение к сложной для него ситуации. Через сказочных персонажей ребенок учится проявлять толерантность.

      Дети правильно оценивают и меняют свое поведение, если их не упрекают и осуждают, не наказывают по каждому проступку, а спокойным голосом, без назидания рассказывают сказку, в которой, как в каждой хорошей сказке, "добрым молодцам урок ".

      Структура работы со сказкой:

      1.Сочинение (чтение) сказки, рассказа, ее обсуждение.

      2.Рисунок отрывка, который больше заполнился ребенку.

      Или, наоборот, сделать рисунок, а затем придумать к нему историю. Что будет сначала выполнять ребенок не принципиально, важен конечный результат.

      3.Драматизация сказки(рассказа), проигрывание по ролям.

      1.Попробуйте сочинить сказку о бытовых предметах. Обязательно должны присутствовать как положительные так и отрицательные персонажи.

      1. "Старая сказка по-новому ". В знакомой ребенку сказке главные герои наделяются противоположными качествами.
      2. "Необычная сказка ". Например: Начинайте с простых вопросов: "Как ты считаешь, зайчата храбрые или трусливые? "; "Какого цвета у них шерстка зимой? ".А потом переходите к сочинению самой сказки: "Мне как-то рассказали про необыкновенного зайку, у которого шерстка была черная, и никого он не боялся.... "Дальше предложите продолжить сказку ребенку.
1

В данной статье рассмотрены проблемы развития особенности речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста. Проанализированы характерные особенности развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста. С целью выявления сформированности речевого творчества детей старшего дошкольного возраста проведено исследование для детей старшего дошкольного возраста. В исследованиях выделяются три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения родному языку: 1.структурное (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического); 2.функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, речевого общения); 3.когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи). Теоретическое изучение проблемы развития речевого творчества и проведение опытно-экспериментальной работы выявили и обосновали, что фольклор является успешным средством развития речевого творчества детей.

особенности развития речевого творчества

фольклор

1. Алексеева, М.М., Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексева, В.И. Яшина – М.: Академия, 2006. –159 с.

2. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2005. –223 с.

3. Народная педагогика и воспитание / Авт.-сост.: Широкова Е.Ф., Филиппова Ж.Т., Лейко М.М., Шувалова М.Н. – Барнаул: БГПУ, 2006. – 49 с.

4. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Педагогическое общество России, 2008. –256 с.

5. Ушакова О. Развитие речи детей 4–7 лет // Дошк. воспитание. – 1995. – №1. – С.59–66.

Проблема развития речевого творчества в системе образования детей в настоящее время привлекает внимание психологов, педагогов, лингвистов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения в любых жизненных ситуациях.

Овладение детьми навыками творческой продуктивной речевой деятельности способствует развитию фантазии и воображения ребенка; памяти и внимания, развитию восприятия; активизации и обогащения словарного запаса, при этом совершенствуется структура речи и произношение; усваиваются нормы построения предложения и целого текста, а также происходит активизация мыслительной и речевой деятельности.

Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих его взрослых, т. е. овладение речью напрямую зависит от его окружения речевой среды. Для этого, важно чтобы ребенок слышал правильную и грамотную речь.

Речевое творчество - самостоятельная речевая деятельность детей по построению связных высказываний, создание собственных речевых конструкций .

Данная проблема раскрыта в трудах: Выготского Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» раскрыты данные о психологической природе воображения и творчестве, механизме творческого воображения, о зоне ближайшего развития. Об особенностях речевого творчества детей - в работах Л.Р. Аносовой, В.А. Сохина, А.Г. Тамбовцевой, О.С. Ушаковой и других.

Исследования психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., Запорожец А.В., Леонтьев А.А., Щерба Л.В., Пешковский А.А., Гвоздев А.Н., Виноградов В.В., Ушинский К.Д., Тихеева Е.И., Флерина Е.А., Сохин Ф.А.) и другие.

В исследованиях выделяются три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения родному языку:

1. структурное (формирование разных структурных уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического);

2. функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого общения);

3. когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи). Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания языковых явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников .

С целью выявления сформированности речевого творчества детей старшего дошкольного возраста проведено исследование в МБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №82 «Мичээр» г. Якутска. В эксперименте нами были обследованы 10 детей старшего дошкольного возраста.

Были подобраны и использованы диагностические методики авторов О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной: 1. диагностика развития связной речи у старших дошкольников; 2. диагностика выявление уровня развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста и 3. методика составь рассказ.

По результатом исследования было выявлено, что у 40 % детей низкий уровень развития речевого творчества. Ребенок молчит или дает односложные ответы, возникает необходимость в постоянной активизации речевых высказываний. Выразительность речи слабая эмоциональная окраска.

Противоположным результатом, полученным при анализе экспериментальных данных, является средний уровень развития речевого творчества, это выявлено у 50 % детей. Высказывания точны, но мало аргументированы, при интерпретации речь не развернута, ориентирована на стандарт, образец. Речь эмоционально окрашена.

Высокий уровень развития речевого творчества показало у 10 % детей. Высказывания детей точные, полные, содержательные, хорошо аргументированные. Свободная интерпретация художественных образов. Речь ребенка интонационно окрашена, подкреплена мимикой, движениями, жестами.

Для формирования речевого творчества детей старшего дошкольного возраста нами использовался фольклор.

Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песни, потешки, пестушки. Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей: обогащают словарь, развивают артикуляционный аппарат, фонематический слух, дают образцы для составления описательных рассказов.

Фольклор является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» говорил о том, что «всевозможные народные песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки, составляющие любимую умственную пищу дошкольников, лучше всего приобщают ребенка к основам народной речи».

Для формирования разных структурных уровней системы языка детей использовали якутские загадки: «өрүүтун ургук, куруутун куттас баар уһу» (куобах), «Иһигэр былас муостаах киирбит» (Алаа Мо5ус) и другие. Дети сами придумывали собственные загадки после прослушивания якутских сказок «Куобах» и «Хабарата эмээхсин уонна Алаа Мо5ус». С их помощью речь детей стала более насыщена словами, обозначающими все части речи, дети совершают первые попытки произвольного использования грамматических средств, начинают самостоятельно образовывать слова, подбирая нужный суффикс и у них появляется умение контролировать свою речь, развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, происходит выбор точных, подходящих выражений.

Для формирования навыков владения языком в его коммуникативной функции использовали якутские народные сказки «Куобах», «Хабарата эмээхсин уонна Алаа Мо5ус». После прослушивание сказок было заметно что дети хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, еще они способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку, начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, соблюдая при этом его структуру.

Для формирования способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи детей использовали якутские пословицы: «Куттас онноо5ор бэйэтин кулугуттэн куттанар», «Отонноотоххо оңоойук туолар» и другие. Мы пришли к выводу, что дети способны четко произносить трудные звуки, у них совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух, развивается смысловая сторона речи.

Правильный подбор потешек, помогает установить контакт с ребенком, пробудить у него чувство симпатии. С помощью народных песен, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. Знакомство с народной потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Ознакомление детей с фольклором и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Повторное проведение диагностики показало, что уровень сформированности речевого творчества детей старшего дошкольного возраста повысился. Высокий уровень показало 50 % , средний 40 % и низкий 10 % детей.

Таким образом, теоретическое изучение проблемы развития речевого творчества и проведение опытно-экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы:

Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста это умение построить и создать собственные связные высказывания, вызванных восприятием произведений устного народного творчества, стимулирующих использование детьми разнообразных выразительных языковых средств, передающих впечатления ребёнка от художественной информации;

Фольклор является успешным средством развития речевого творчества детей. В процессе формирования развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста эффективными являются использование в работе принципа обогащения мотивации речевой деятельности: специально подобрать загадки, сказки, народные игры: отбор фольклорных произведений, интересных и доступных по содержанию, применить поэтапной методики, обеспечивающей развитие художественного восприятия, освоение средств речевого творчества.

Таким образом, формирование речевого творчества детей старшего дошкольного возраста является важной педагогической проблемой в ходе исследования нами были решены три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития дошкольников.

Библиографическая ссылка

Иванова П.Е., Макарова Т.А. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-9.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17697 (дата обращения: 26.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Людмила Соколова
Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие монологической речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.

Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях , способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

ФГОС ДО указывает на необходимость включения в содержание образовательной области «Речевое развитие » развитие речевого творчества дошкольников . В «Законе об образовании РФ» говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических , интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста , что подтверждает актуальность исследуемой темы.

1. Включение в систему организационно-педагогических мероприятий ДОО демонстрации речевого творчества старших дошкольников для детей младших групп и родителей;

2. Активное использование в образовательном процессе произведений русского народного творчества : скороговорок, потешек, пословиц, поговорок, потешек и т. д. ;

3. Организация проекта по теме «Юные сочинители» и «Как рождается книга» ;

4. Участие в конкурсах детского творчества : «Моя сказка» , «Я рифмую» , «Конкурс стихов» ;

5. Организация непосредственно-образовательной деятельности по темам : «Придумывает сказку» , «Труд писателя и поэта» , «День поэзии» , «Может быть у сказки другой конец?» ;

6. Подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки;

7. Оживлений иллюстраций, проигрывание сцен, соединение (контаминация) сюжетов произведений разных жанров, ролевые, творческие литературные игры , театрализованные игры : «Придумай загадку» , «Оживи картинку» , «Как звучит сказка» , «Приключения колобка» и т. д.

В средствах и методах обучения и воспитания образовательного процесса следует применять :

1. Обогащение предметно-развивающей среды иллюстрациями и сюжетными картинками;

2. Собрать подборку художественного слова, физ. минуток, динамических пауз, загадок;

3. Создание уголка ряженья для переодевания детей , для самовыражения пения, плясок, театрализованных игр;

4. Расширение теоретических методов обучения : работа с мультимедийным пособием «Сочинители сказок» , составление творческих рассказов ;

5. Использование дидактические пособий : «Путешествие в сказку» , «Отгадай загадку» , «Как по-сказочному сказать?» ;

6. Создание сборника для детей , родителей и педагогов «Литературная копилка» ;

7. Составить кроссворды и ребусы по мотивам сказок и детских рассказов,

8. Использование в работе интерактивной доски.

Педагоги должны повысить свою компетентность в соответствии с ФГОС :

Определить основные методы, формы использования различных средств развития речевого творчества детей и разработать методику их комплексного применения;

Ознакомится с положениями ФГОС ДО и методическим сопровождением;

Выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуального речевого развития каждого ребенка .

Собрать картотеку малых форм фольклора (потешки, поговорки, пестушки, скороговорки, заклички, считалки и т. д.) .

Работа с воспитанниками :

Речевое творчество , умело сочетаемое с жизненными наблюдениями, с различными видами детской деятельности способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.

Система развития речевого творчества включает в себя следующие средства, технологии и методики :

Речевые игры и упражнения , направленные на совершенствование дикции детей : «Егорки» , «Вежливый поклон» , «Перекличка» , «Аквалангист» .

Беседы о прочитанном, толкование поэтического словаря;

Выразительное чтение, совместное скандирование, сопоставление литературного произведение с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом;

Иллюстрирование, составление диафильма, комикса «Зайкина избушка» , «Айболит и Бармолей» , «Лиса со скалочкой» ;

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал , который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста . С их помощью возможно развивать фонематический слух , так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников , словесному творчеству детей ;

Игры : предлагать детям проиллюстрировать ту или иную пословицу, поговорку, сказку. Умение передать художественный образ в рисунке, расширял возможность его выражения в слове,

Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций. Овладение навыками описательной речи будет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов брать литературные произведения, иллюстрации, картины,

Организация праздника «Сочинители и рифмоплеты» .

Сотрудничество с родителями

Родительское собрание с проведением анкетирования «Речевое творчество в жизни ребенка » .

Консультации : «Помогите ребенку овладеть родным языком» , «Игры в рифму» .

Совместное посещение театра и детской библиотеки.

Участие в конкурсе «Моя сказка» .

Составление сборника своих колыбельных песен, которые поют детям.

Совместная работа педагогов и родителей по созданию предметно-развивающей среды .

Контроль :

Уровень развития речевых умений у детей можно отслеживать с помощью методики (семантический метод) О. С. Ушаковой и Е. Струниной.

Они считают важнейшим условием развития речевой структуры детей дошкольного возраста работу над словом , которую рассматривают во взаимосвязи с решением других речевых задач . Свободное владение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также развития умения самостоятельно строить связное высказывание.

Речевое творчество как вид детской творческой деятельности

Verbal creativity as a kind of child"s creative activity

Железнякова Тамара Витальевна,

магистрант кафедры дошкольного образования Томского государственного педагогического университета.

В статье на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы дается представление о детской творческой деятельности, в том числе речевой. Раскрыты условия, способствующие становлению и совершенствованию речевого творчества детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: речевое творчество, творческая деятельность, воображение, формы речи.

Keywords: verbal creativity, creative activity, imagination, forms of speech.

На протяжении многих десятилетий ученые, как отечественные, так и зарубежные: психологи (Л. С. Выготский, Ф.А. Сохин, А.Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин), педагоги (О. С. Ушакова, М.И. Черемисина, Е.С. Кубрякова и др.), лингвисты (А.Н. Гвоздев, Н.В. Крушевский, В.А.Богородицкий, Бодуэн дэ Куртенэ и др.) целенаправленно, систематически и всесторонне исследовали речь детей, а также результаты детского творчества в ходе творческой деятельности.

Исследователи Л. И. Божович, В. С. Мухина и др. пришли к выводу о том, что творческая личность начинает формироваться с раннего детства «...там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-то новое...» .

Целью какой бы то ни было детской творческой деятельности (музыкальной, художественной, театрализованной, художественно-речевой,) является создание абсолютно нового, неординарного продукта на основе приобретенного жизненного опыта и полученных, хотя и немногочисленных, знаний. Сам процесс творения чего-то, порой необычного и неожиданного, побуждает ребенка отступать от привычного образца, изменять вид продукта, экспериментировать.

Большая и ответственная роль в этом процессе отводится взрослому (воспитателю, родителю), который помогает дошкольнику обогатить его представления об окружающем мире, овладеть наиболее приемлемыми средствами выражения полученных эмоциональных переживаний, навыком построения существующих в микросоциуме отношений, законов, ценностей. Следовательно, как дома, так и в детском саду для ребенка жизнь должна быть организована так, чтобы он мог максимально самостоятельно и в соответствии со своим желанием и способностями заниматься созданием никогда не существовавшего творческого продукта.

Основой детского творчества является процесс воображения, который в старшем дошкольном возрасте является психологическим новообразованием и играет важную роль в формировании личности (Л.С. Выготский).

Учеными доказано, что большую роль в становлении и развитии детского воображения и вероятных творческих способностей играет восприятие ими произведений искусства. В первую очередь необходимо знакомить дошкольников с произведениями художественной литературы, устного народного творчества . Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие творческого мышления позволяют детям старшего дошкольного возраста продуктивно и многогранно использовать богатство родного языка. Таким образом, творческая деятельность ребенка находится в прямой зависимости от полноты и многообразия его представлений, которые являются материалом для развития фантазии.

Осуществляя обучение творчеству необходимо понимать особенности формирования художественного, в том числе речевого, творчества детей – дошкольников. В свое время Н. А. Ветлугина считала, что понятие «творчество» относится к деятельности ребенка и определила его словом – «детское». Она предложила выделить три этапа в формировании детского художественного творчества .

Первый этап – ребенок накапливает опыт. Взрослый помогает ему организовать жизненные наблюдения.

Второй этап – непосредственно сам процесс детского творчества. На данном этапе у ребенка возникает замысел, он находит способы его реализации.

Третий этап – создан новый продукт. Ребенок интересуется качеством, завершенностью, эстетичностью конечного результата творческой деятельности.

Накопленные впечатления от воспринятых произведений искусства и окружающей жизни стимулируют возникновение способности к речевому творчеству (речевой творческой деятельности), целью которой является решение необычной, новой для ребенка задачи, а результат проявляется в разных формах речи: в придумывании новых слов (словотворчество), в построении и ведении диалога, придумывании творческих рассказов, историй, сказок; моделировании собственных загадок; придумывании небылиц, стихов - перевёртышей; творческих пересказов. Отечественная дошкольная педагогика считает данные виды речевого творчества наиболее популярными.

Знание особенностей формирования детского речевого творчества дает возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения детей:

1. Непрерывное обогащение опыта детей новыми впечатлениями из жизни: проведение экскурсий, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг.

2. Систематическая работа по развитию речи детей в целом и обогащение и активизация словаря в частности.

3. Развитие у детей умения строить связный текст, владеть структурой и композицией связного текста в соответствии с его коммуникативно-смысловым содержанием (тогда мы имеем дело с повествованием, описанием или рассуждением) или жанровой характеристикой (в этом случае речь идет о наиболее популярных в детском возрасте жанрах – стихах, рассказах, сказках, загадках, пословицах, поговорках и пр.).

4. Учить детей правильно понимать само задание «придумать», «сочинить», т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было .

Педагог О. Н. Сомкова справедливо считает, что развивать детское речевое творчество наиболее приемлемо в следующей последовательности: пересказ литературного текста, придумывание по аналогии, придумывание продолжения и окончания к рассказу, придумывание рассказа или сказки по плану по модели, придумывание сюжетного рассказа по игрушкам, затем на заданную тему или по пословице, сочинение сказок, загадок с использованием образных сравнений, олицетворений и метафор .

Успешность данной работы зависит от разнообразия культурных практик, в которые включается ребёнок. К ним можно отнести игровую, продуктивную деятельность, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательскую деятельность.

Важно полагать, что развитие умения детей слушать, организация и использование педагогического потенциала окружающей обстановки, установление связи между воспитанием любви к родному языку и воспитанием сенсорным, организация детской игры и труда являются основными задачами в деле развития детского речевого творчества.

Литература

1. Ветлугина Н. А. Художественное творчество в детском саду. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя / Под ред. Н. А. Ветлугиной.- Москва, «Просвещение», 1974.- 175с.: ил.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: кн. для учителя / Л. С. Выготский.-3-е изд..-Москва: Просвещение, 1991.

3. Киселёва О. И. Теория и методика развития речи детей: теория и технология обучения речевому творчеству: Учебное пособие для специальности 030900 «Дошкольная педагогика и психология» / О. И. Киселева. – Томск: Изд. ТГПУ, 2007. – 84 с.

4. Сомкова О.Н. Образовательная область «Коммуникация». Как работать по программе «Детство». Учебно-методическое пособие / О. Н. Сомкова; ред. А. Г. Гогоберидзе. - Санкт-Петербург: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2013. - 182 с.

5. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду /А. П. Усова // История советской дошкольной педагогики: хрестоматия: учебное пособие /Сост.Е. А. Гребенщикова,А.А. Лебеденко; под ред. М. Ф. Шибаевой. – Москва: Просвещение, 1980.

Художественно-речевая деятельность дошкольников как средство развития творческих способностей детей

Миронова Вера Николаевна,

воспитатель ГККП я/сада №8 «Сказка»

Западно-Казахстанская область, город Уральск

Художественная речь открывают ребенку

громадный мир вещей и звуков, красок и света,

мир человеческих чувств и размышлений.

К.И.Чуковский

Овладение языком – важнейшая задача дошкольного образования. Актуальность ее особенно велика в наше время, когда отмечается повсеместное падение культуры. Надо начинать эту работу как можно раньше, иначе нашим детям трудно будет стать успешными во взрослой жизни.

Основная задача развития образной речи - заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге; познакомить с теми произведениями художественной литературы, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть.

На современном этапе художественно–речевая деятельность рассматривается не только как средство формирования выразительности и образности речи, но и как средство развития творческих способностей детей.

Поэтому, работая над темой творческого поиска «Художественно-речевая деятельность дошкольника» я решаю задачи по формированию художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей.

Считаю, что важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).

При ознакомлении с произведениями художественной литературы, я стараюсь дать детям представления об особенностях жанра, раскрыть идейно - художественный смысл произведения, показать красоту, поэтичность образов, языка.

Моя практика работы по данной теме показывает, что на организованной учебной деятельности дети усваивают определенный объем навыков и умений по художественно-речевой деятельности.

Поэтому с этой целью я читаю и рассказываю детям сказки и рассказы, разучиваю с ними стихи, учу элементарно анализировать тексты, пересказывать и инсценировать короткие литературные произведения, придумывая собственные короткие сказки, рассказы, загадки для того, чтобы

вызвать у детей желание использовать усвоенные знания в повседневной жизни.

Однако мои наблюдения показывают, что дошкольники не всегда способны самостоятельно заниматься художественно-речевой деятельностью. Поэтому я использую свободное от занятий время во второй половине дня по теме моего творческого поиска по художественно-речевой деятельности детей.

С целью расширения и закрепления знаний детей о книге я создала и оформила в групповой комнате специальную зону, в которой дети могут перелистывать знакомые им книги, рассматривать иллюстрации в них, слушать сказки, записанные на грампластинки, кассеты, диски, пересказывать прочитанное своим товарищам с помощью театра игрушек, теней, кукол, фланелеграфа, играть в литературные игры, готовиться к праздничным утренникам, вечерам развлечений.

А организация экскурсий в книжный магазин, в детскую библиотеку, в городскую библиотеку для взрослых, активизирует деятельность ребят в книжном уголке.

Для обобщения и закрепления знаний по теме творческого поиска я провожу литературные развлечения, такие как: "Книги – наши друзья", В гостях у царицы литературы».

Мои дети в свободное от занятий время, находясь под впечатлением прослушанных литературных произведений (сказок, рассказов, стихов) воссоздают понравившиеся им образы в рисунке, в аппликации или лепке.

Считаю, что основной целью при организации литературных игр является развитие художественного вкуса детей, воображения и творческого мышления, формирование связной речи. Вместе с ребятами я организовываю следующие литературные игры: "Нарисуем сказку", "Придумай рассказ, сказку по рисунку (или по картинке), "Расскажи сказку по картинкам" и другие.

Постепенно, по мере формирования у ребенка необходимых умений и навыков, приобретения нужных знаний, моя роль становится второстепенной, потому что детям я предоставляю большую свободу, а помогаю только им в тех случаях, когда они в чем-то затрудняются.

Все рисунки и сочинения детей я помещаю в альбом детского творчества. Это может быть книжка-малышка отдельного ребенка, альбом, в котором найдут место рассказы, сказки, стихи, загадки, придуманные детьми.

В конце учебного года организовываю выставку детского творчества, провожу совместную конференцию воспитателей, родителей, учителей начальных классов.

Взаимосвязанными компонентами художественно–речевой деятельности дошкольников являются не только восприятие литературного текста, его воспроизведение (репродукция), но и элементарное словесное творчество.

Словесное творчество я развиваю у детей с помощью придумывания загадок, сочинением сказок и рассказов. Дети сами находят изобразительные средства, сравнения, эпитеты, придумывают композицию сказок, рассказов (начало, основная часть, концовка), выбирают изображения персонажей и показывают на фланелеграфе или используют плоскостной настольный театр.

Игра-драматизация – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций и в то же время эффективное средство осмысления подтекста литературного или фольклорного произведения. Такой способ передачи сказки или рассказа наиболее любим у старших дошкольников. Он позволяет детям научиться правильно строить диалоги и монологи, описывать явления и предметы.

Художественно-речевое развитие способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей детей и их речевой культуры, формированию у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, способствует формированию художественно-речевой активности.

Таким образом, грамотный подход педагогов при организации художественно-речевой деятельности способствует развитию не только речевых навыков, но и творческих способностей детей.