Родительское собрание "о вежливости у детей дошкольного возраста". Занятие по формированию представления о нравственных нормах отношений с окружающими «День вежливости и доброты Анкетирование родителей что вы знаете о вежливости

МКОУ «Чернышковская СОШ №2»

Классный час « Азбука нравственности » (8класс)

Провела классный руководитель

8 Б класса

Мельникова Нина Николаевна

р.п.Чернышковский 2014 год

Мельникова Нина Николаевна

Классный час – « Азбука нравственности »

Цель: *углубить представление подростков о вежливости;

формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка;

*вспомнить правила хорошего тона и воспитать уважение к другому человеку.

* формировать у учащихся понимание важности вежливого отношения к окружающим людям, воспитывать стремление совершать добрые дела, развивать самооценку.

Доска: Помни :

*Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях –это взаимно.

*Вырабатывайте в себе такие качества.

*Не допускайте ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.

*Дорожи своей честью, честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков.

*Помогай младшим, незащищенным, будь справедливым.

«Духовные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил»

Д.Локк.

Ничто не обходится нам так

дешево и не ценится так дорого

как вежливость .

М.Сервантес

Учитель :Мы сегодня с вами будем говорить о моментах уважительного отношения друг с другом. Давайте посчитаем, со сколькими людьми мы встречаемся ежедневно. Дома мы общаемся с родными, с соседями; в школе – с учителями, школьными товарищами, библиотекарем; в магазине – с продавцом, кассирами, незнакомыми людьми; на улице – с прохожими, взрослыми, сверстниками.

Трудно сосчитать, сколько людей за один день ты увидишь. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в библиотеке, в кино и т.д. Но не все разговаривают друг с другом приветливо, дружелюбно, тактично. Поэтому существуют правила вежливости, они зародились еще в древности.

Вежливость всегда была показателем воспитанности. Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.

Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают правила пове-дения, принятые в обществе .

Вежливый человек – учтивый, внимательный. С ним легко установить контакт и поддерживать его. Вежливые слова поднимают людям настроение, говорят об уважении говорящего к собеседнику, о его такте, чуткости, готовности оказать услугу тому, кто в ней нуждается.

Вежливость - моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими.

Слово «вежливость» образовалось от слова вежливый. Это древнерусское производное с помощью суффикса - ьлив- (совр. –лив-) от неупотреби-тельного сейчас « вежа» – «знаток», производного посредством суффикса -j- отвъъ ти – «знать»; di>ж.

Старинное вежа еще в XVI веке значило «человек, знающий, как себя надо вести». Оно происходит от древнерусского владети, то есть «знать». Вежливый человек, в отличие от невежливого, - это тот, кто обладает знанием, «веданием» или «вес-тью» и ведет себя в соответствии с ним.

Быть вежливым - значит уметь себя вести и иметь хорошие манеры. Это значит общаться с людьми так, чтобы они чувствовали, что о них заботятся, их любят, ценят и уважают. Многие люди ведут себя вежливо лишь в кругу незнакомых людей, потому что хотят произвести хорошее впечатление. Но истинная вежливость заключается в том, чтобы быть вежливыми всегда и со всеми. Когда ты вежлив, то и люди вежливы к тебе.

Вежливость способствуют общению с людьми. Вежливые слова рождают тепло души:

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Вопрос: Какие вежливые слова рождает тепло души?

Проводится анкета «Вежливость» накануне классного часа.

Анкета «Вежливость».

1. Перечислите вежливые слова, которые вы знаете

2. Что в вашем понимании означает вежливый человек?

3. Позволяете ли вы себе поступать безнравственно.

4.Делаете ли вы замечание другу, если он поступил нетактично с кем-то?

5.Какие правила поведения Вы знаете?

6.Что такое вежливость.

Учитель анализирует анкету «Вежливость»

Назовите самые распространенные вежливые слова, существующие в нашем общении: /учащиеся отвечают/

1. Здравствуйте!

2. Будьте добры.

3. Спасибо

4. Будьте любезны.

5. Извините.

6. Доброе утро!

7. Благодарю.

8. Спокойной ночи!

9. Пожалуйста.

10. Добрый день!

11. До свидания!

12. Добрый вечер!

13. Скажите, который час?

14. Извините за беспокойство.

Учитель : Обладать хорошими манерами несложно, просто приобретите эту привычку.

Итак, немного из истории происхождения вежливых слов.

Игра «Доскажи словечко».

1. Растет даже ледяная глыба от слова теплого…./спасибо/.

Ученик 1:

СПАСИБО.

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:

Спаси вас Бог!

«Спаси Бог» превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!».

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: «СПАСИБО!».

ФИЗМИНУТКА (спасибо на разных языках).

Вот как звучит слово «спасибо» на разных языках:

Английский: Тhank you (сэнк ю)

Грузинский: Mahd-lobt (мадлобт)

Итальянский: Grazie (грацие)
Испанский: Gracias (грасиас)

Немецкий: Danke schön (данке шон)
Татарский: Rekhmet (рехмет)
Французский: Merci beaucoups (мерси боку)

Хинди: Shoukriah (шукран)

Чешский Czech: Dekuju (дякую)

Японский: Domo arigato (домо аригато)

Ученик:

Даже дети знают: некрасиво

Не сказать за доброту «Спасибо!»

Это слово с детства нам знакомо

И звучит на улице и дома.

Но порой его мы забываем,

И в ответ лишь радостно киваем...

И уже достойны нашей жалости

Тихие «Спасибо» и «Пожалуйста».

И не каждый вспоминать готов

Смысл сокровенных добрых слов.

2 .Когда же нас бранят за шалости,

Произнести – …../прости, пожалуйста/.

Ученик 2:

ПОЖАЛУЙСТА.

Издавна слово «жаловать» означало оказывать внимание, уважать, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово – «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать вниманием.

В слове «пожалуйста» и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение:

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать: «ПОЖАЛУЙСТА!».

Ученик 3:

ИЗВИНИТЕ.

3. Если кто-нибудь причинял кому-то неприятность или неудобство, не желая того, ненароком, он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «Извините!». То есть – «снимите с меня вину»:

Если вы кого-то обидели случайно

Или наступили на ногу нечаянно,

Только не молчите, только не мычите,

Долго не тяните, скажите: «ИЗВИНИТЕ!».

4. Но увидимся с Вами опять,

Чтобы…./здравствуйте/ снова сказать.

Ученик 4:

ЗДРАВСТВУЙТЕ.

Здравствуйте - слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза в русском языке. Однако фактическое значение слова - пожелание здоровья. Так же, как и «Здравия желаю», повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. Выражение произошло от слова «здравствовать» - быть здоровым, благополучно существовать:

Что такое здравствуй? – Лучшее из слов,

Потому что здравствуй – Значит, будь здоров!

Правило запомни. Знаешь – повтори.

Старшим это слово первым говори!

Ученик 5:

Ах, как нам вежливые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами.

А может, не слова – дела важны

Дела – делами, а слова – словами.

Ученик 6:

Как бы ни было в жизни нам туго,

Надо вежливость не растерять.

Мы окажем вниманье друг другу

И друг друга станет легче понять.

Учитель:

Для того чтобы каждый из нас стал вежливым, необходимо соблюдать следующие правила (совместно с учащимися составляют правила вежливости /:

1. В вежливости проявляется отношение к другим людям.

2. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.

3. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.

4. Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не ответить на приветствие.

5. Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.

6. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи.

7. В играх не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.

8. Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.

9. Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми.

Так давайте учиться быть вежливыми. Говорите, друг другу хорошие слова и в ответ вы будите слышать только хорошее.

Итак, а какого человека можно назвать культурным?

Ученик 2 : одевается просто, но со вкусом, помнит о моде, но не идет слепо за ней, на него приятно смотреть.

Ученик 3 : здоровье и мышцы служат не для демонстрации, а ради здоровья. Не пожалеет часа для гимнастики и ухода за своей кожей и телом. Он излучает физическую энергию и здоровье.

Учитель : Поговорим о правилах этикета (ученики готовили небольшие сообщения)

Ученик 4 : Правила этикета складывались издавна, еще в феодальной Европе во времена рыцарей. Именно оттуда пришел обычай снимать головной убор, заходя в помещение, снимать перчатку, здороваясь за руку с другим человеком. Рыцари показывали этим, что у них в руке нет оружия, снимая шлем, они как бы говорили хозяину дома: «Я не опасаюсь тебя»

В древней Руси в ХП веке князь Владимир Мономах в «Поучении к детям» советовал вести беседу так: «При старших молчать, мудрых слушать, без лукавого умысла беседовать, побольше вдумываться, не истовствовать словом, не осуждать речью, не много смеяться».

В России первый свод правил по этикету был подготовлен в 1717г. по указу Петра I. Свод был составлен Академией наук России и предназначался для обучения дворян светским манерам и светскому поведению.

Давайте послушаем некоторые правила из этой книги, а потом обсудим их. Большинство правил годятся и сейчас, хотя написаны непривычным языком.

Ученик 5,6: (читают выдержки из указа Петра I) :

* «Должны дети отца и мать в великой части содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не надевать, и возле них не садиться, и прежде оных не заседать…

* Без спросу не говорить, а когда говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком или тем более с сердца или с задору говорить, нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать.

* Не прилично им руками или ногами, по столу везде колобродить, но смирно есть, а вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должны тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.

*Никто не имеет повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить, или на людей косо вглядывать, но прямо, а не согнувшись ступать, и голову держать прямо, а на людей глядеть весело и приятно.

Вот мы послушали выдержки «Указа Петра». Давайте теперь ответим на

вопросы:

1. Как должны относиться дети к родителям?

2. Как должны разговаривать с родителями и другими взрослыми?

3. Как надо приветствовать старших?

4. Какие правила сохранились до сегодняшнего дня?

5. Почему Петр I ощущал нужду в подобной книге правил поведения дворян?

Ученик7: .Императрица Екатерина П заставляла придворных соблюдать правила «эрмитражного устава». Один из параграфов призывал « говорить умеренно и не очень громко, дабы у прочих там находящихся уши и голова не заболели».

Учитель : Человек должен быть всегда вежлив и культурен как в эпоху Петра, так и в наше время, поэтому правила этикета сохранились.

Итак, основные понятия:

Этикет – воспитанность – культура./ на доске/

1.Этикет – правила поведения и общения человека в обществе.

2.Воспитанность очень важна, по ней можно судить о самом человеке, о его культуре.

Учитель: Ребята, культурная речь – признак интеллигенции и воспитанности человека. Жаргонные словечки, грубые обороты – все это лишь демонстрирует отсутствие правильного воспитания. Я думаю, что в своей речи вы будете стараться не использовать такие слова, и тогда ваши собеседники будут понимать вас.

Давайте сформулируем правила хорошего общения :

1. Улыбайтесь.

2. Проявляйте искренний интерес к другим.

3. Чаще обращайтесь к собеседнику.

4. Поощряйте собеседника рассказывать о себе.

Актуальный вопрос

Большинство ребят даже если и знают, то часто не соблюдают эти правила.

Теперь давайте проверим, как вы умеете вести себя, говорить и поступать в той или иной ситуации.

Туры оцениваются в баллах /по 2 балла/ или можно давать жетоны за правильные ответы.

I тур.

«Умеем ли мы вести себя»

1.Вы входите в классную комнату, а в классе беспорядок. Ваши действия? 2.Одновременно вам два человека предлагают различные угощения: один друг – шоколад, другой – простенькие карамельки. Ваши действия?

3. В дневник ученика учитель вписывает неудовлетворительную оценку или замечание. Отреагируйте достойно на этот неприятный факт.

4.Вы видите, что у ребенка младше вас отнимают деньги. Ваши действия?

5.Женщина поднимается в автобус или по лестнице с тяжелой сумкой. Ваши действия?

II тур.

Жизненные ситуации.

1. Вам подарили в день рождения совершенно ненужную вещь (например, настоящую русскую балалайку). Ответьте на подарок шуткой, юмором, выражением радости и поблагодарите.

2. Вам подарили в день рождения совершенно ненужную вещь (например, двухтомник «Техника безопасности при проведении буровзрывных работ в горных выработках закрытого грунта»). Ответьте на подарок шуткой, юмором, выражением радости и поблагодарите.

3. В гостях у друга.

Один человек приехал в гости к своему другу, который жил в большом городе. Сначала друг был очень доволен. Но время шло, а человек не собирался уезжать. Наконец, друг спросил его:

Ты не думаешь, что твоей жене и детям скучно без тебя?

Ты прав, - ответил тот. – Я завтра позвоню им, чтобы они приехали.

Проанализируйте.

4. День рождения.

Мам, дай мне, пожалуйста, 50 рублей, - говорит Таня.

А мне 100 рублей, - просит Маша.

Мне тоже нужно рублей 200, - говорит муж.

Что с вами сегодня случилось? – спрашивает мать.

Ты забыла? У тебя сегодня день рождения. Проанализируйте.

А сейчас прочитаем пословицу: " Будем вежливы со всеми - нам откроются все двери!"

Ш тур

Как мы здороваемся.

1. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?

2. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?

3. С вами, наверное, такое бывало: встречаете вы человека часто, например, в скверике, через который вы ходите в школу. Но незнакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться?

4. Можно ли вместо "здравствуй" говорить "привет"

5. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: "Здравствуйте, Нина Николаевна". Не скажете ли вы, какая допущена ошибка? А может быть, все в порядке?

1У тур.

К вам пришли гости.

Ситуация 1. Алеша возвращался из школы с друзьями. По дороге они заспорили. За спором дошли до Сашиного дома, спор еще не окончен. Саша предложил: "Пошли к нам, ребята. У меня есть книга, она поможет разрешить спор. И поедим, а то есть здорово хочется. - А мама ругаться не будет? - спросил один из мальчиков. - Ну что ты! Она у меня не такая! Дверь открыла Алешина мама. Она была в стареньком платье, в фартуке. Из-под косынки выбились волосы. Она стирала. - Вы уж извините, ребята, - у нас беспорядок. Я приготовлю вам что-нибудь перекусить. Мальчики стали отказываться, порывались уйти. Хозяева их уговаривали остаться. всем было неловко, нехорошо. Кто виноват в этом?

Ситуация 2. В дверь постучали. Сергей, продолжая есть, крикнул: Входите, открыто! На пороге появилась Марина. Это было полной неожиданностью. Они, конечно, знакомы. Но… Что надо сделать прежде всего? Как быть с ужином: продолжать или оставить. Можно ли спросить, зачем пришла Марина? А если ей нужна книга, которую придется долго искать? Как поступить?

Ситуация 3. Скоро в школу. Уроки еще не сделаны. А мама просила начистить картошки и протереть пол влажной тряпкой. Но Игорь никак не возьмется за дело. С утра заглянули к нему на минутку соседи, два брата. И не уходят. Поиграли в "Денди". Тренировали на задержание преступника болонку Тусю. Отрабатывали на ковре приемы самбо. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни. Домой их отправить! Как быть с домом хозяина? А уроки? А мамина просьба?

У тур.

Понемногу о разном.

1. Кто должен первым закончить разговор по телефону: кто позвонил или кому позвонили?

2. На вечере мальчик потанцевал с девочкой. Он ей говорит: "Спасибо". Правильно? А что должна сказать или сделать девочка?

3. К старшей сестре пришла подруга, она учится на зубного врача. Мы пили чай. Я вспомнил и говорю: "Посмотрите, какая у меня в зубе здоровая дырка". И показал. Сестра меня потом чуть ли не съела, мама жаловалась, что я невоспитанный. А что я такого сделал?

4. Правда ли, что если кто-то чихнет, нельзя говорить: будьте здоровы". А многие говорят… А как верно?

5 . Вот если тебе принесли подарок, такой завернутый, можно его развернуть и посмотреть. Я читала, что можно, а бабушка говорит, нельзя, ты, мол, свою жадность показываешь. Так что: смотреть или не смотреть?

6. Один мальчик на вечере пригласил меня танцевать. Я говорю: "Нет. я не буду". Он говорит: "Почему?" Я не знаю, должна ли я ему объяснять или нет.

7 . Как правильно есть зеленый горошек? Накалывать горошинки на вилку или вилкой их подбирать

Учитель: посмотрите на запись на доске. Давайте с Вами еще раз запомним, что /читаем слова на доске/

Заключение.

Хочется закончить классный час словами Э.Роттердамского : « Вежливость порождает и вызывает вежливость»

Тест «Методика незаконченных предложений /понятия темы/» /дети расшифровывают понятия/:

Добро – это……..

Вежливость – это……

Этикет – это……..

Культура поведения – это…….

Литература:

1. Д.Н. Ушаков. Большой толковый словарь современного русского языка.

2. Словарь синонимов русского языка: практический справочник. З.Е.Александрова. – М,: Рус.яз. –Медиа, 2007.

3. Общий толковый словарь русского языка.

4.Ресурсы Интернета /физкультминутка/.

В результате, проведенной работы, была создана необходимость в проверке эффективности работы, проведенной нами, направленной на формирование вежливости детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.

Целью контрольного эксперимента стало выявление динамики в уровнях сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста.

Для этого мы использовали те же методики, что и в ходе осуществления проведения Й констатирующего эксперимента. Ими были:

беседа с детьми (10 вопросов для дошкольников);

анкетирование родителей;

анализ педагогических ситуаций;

Их использование показало, что произошли существенные качественные изменения в представлении детей о вежливости, так, по результатам беседы, направленной на выявление объема их знаний о вежливости, вежливых проявлениях имеющегося по завершению эксперимента, можно отметить, что 70 % детей дошкольного возраста имеют конкретные знания, соответствующие программным требованиям. И только у 30 % отмечается недостаточное количество знаний, что на наш взгляд, обусловлено рассеянным вниманием.

У большинства же детей знания характеризуются прочностью, осмысленностью, так, например на вопрос «Что значит быть вежливым», они отвечали «Вежливый тот человек, который в магазине вежливо просит что то подать, не грубит маме, бабушке место уступает в автобусе», «Вежливый человек это тот человек, который помогает пожилым людям, слушается родителей, не обижает других людей, дарит подарки, говорит вежливые слова, хорошо себя ведет».

При повторном выявлении представлений детей о значении вежливости, мы получили следующие результаты: 60% дошкольников отвечают, что нужно быть вежливым, чтобы не огорчать взрослых, быть настоящим человеком, иметь много настоящих друзей. 20% считают, что человеку нужно быть вежливым, чтобы близким людям не было стыдно за него, 10% считают, отсутствие вежливости сейчас не в моде. 10% детей ответили, что нужно быть вежливым, потому что мама так говорит.

60% детей отвечают, что человека, который знает вежливые слова и говорит и применяет их на практике, можно назвать вежливым; и только 20% ответили, что вежливый человек, это тот человек, который их просто знает.

На вопрос «Почему не выполнять свои обещания - это плохо?», Лиля. ответил: «Люди не будут верить больше, и обращаться не будут». А Юра и еще один ответили: «Потому что можно потерять настоящих друзей». На вопрос «Что значит быть вежливым?», дети отвечали по-разному: быть доброжелательным ко всем, помогать всем людям, любить других, быть общительным, делать добро, быть милым, дарить подарки.

Таким образом, хоть результаты беседы и не высоки, но подтверждают, что у большинства детей увеличился объем знаний о вежливости, понятие вежливости стало осознанным (60%). По результатам беседы с детьми была выполнена таблица и рисунок (см. Таблица 7, рис.5).

Из них мы видим, что 40 % детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне сформированности вежливости, 40% детей находиться на среднем уровне вежливости 20 % детей - на высоком уровне.

Таблица №7

Беседа с дошкольниками

Рис.5.

Нас так же интересовало, изменилось ли отношение родителей к этой нравственной проблеме. В связи с этим мы повторно проводили анкетирование, направленное на выяснение знаний о путях решения проблемы нравственности.

Анализ результатов повторного анкетирования родителей позволил констатировать, что 20% детей находятся на высоком уровне вежливости, 60% детей - на среднем уровне сформированности вежливости, 20% детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне сформированности вежливости (Таблица 8, рис.6).

Проанализировав ответы родителей, мы сделали вывод, что теперь большинство детей стараются использовать правила вежливого общения и поведения в повседневной жизни (70%). Родители же в свою очередь, изучив представленный нами материал, так же стараются пользоваться нашими предложениями. Так на вопрос « Заведены ли в Вашем доме «Правила вежливости»?» многие отвечали - «Недавно заведены», «Заведены по вашему совету», «Теперь они есть» (70%).

На вопрос, «Какие вежливые слова в разговоре с ребенком употребляете вы?», многие родители обогатили свой словарный запас такими словами, как: спасибо, пожалуйста, добрый день, будь так любезна, приятного аппетита, угощайся, прошу прощения и другие (80%), и лишь 20% родителей продолжают использовать в разговоре традиционные слова: спасибо, пожалуйста, здравствуй. А ведь в мире помимо этих слов существуют и другие (Поздравляем, тебе помочь, благодарю, только после вас и т.д.)

Таблица 8

Анкетирование родителей



Рис.6.

По результатам анализа педагогических ситуаций установлено, что большинство детей могут оценить поведение других лишь в отдельных ситуациях, требующих проявлений вежливости, это могут сделать 70% детей.

При повторном выявлении у детей способности анализировать поступки других людей и высказывать свое отношение к позитивным и негативным поступкам, мы получили следующие результаты: 20 % детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне вежливости, 70% детей находиться на среднем уровне вежливости и 10% детей находиться на высоком уровне вежливости. Результаты можно обосновать тем, что за такой короткий срок формирующего эксперимента повысить знания детей до высокого уровня не возможно.

Так, вновь проанализировав ситуацию «Ты едешь в автобусе. На остановке заходит пожилой человек. Что ты будешь делать в данной ситуации?» 80% детей уступили бы свое место пожилому человеку, и лишь 20% опрошенных детей предложили ему сесть рядом.

Прослушав ситуацию «Витя опоздал в детский сад. Он видит, что все дети уже сидят за столом, завтракают. Что должен сделать и сказать Витя?», большинство детей отвечали (70%): Нужно поздороваться, сказать всем Доброе утро и пожелать всем приятного аппетита, лишь 30% детей предложили сесть за стол и позавтракать, идти вымыть руки.

Результаты анализа показали, что у большинства детей (до 80%) трудностей в определении своего отношения к тем или иным поступкам почти или совсем нет.

Таким образом, результаты анализа педагогических ситуаций подтверждают, что сюжетно - ролевая игра является эффективным средством формирования такого нравственного качества, как вежливость. По результатам повторного анализа педагогических ситуаций с детьми была выполнена таблица и рисунок (см. Таблица 9, рис.7).

Таблица №9

Анализ педагогических ситуаций



Рис.7.

Систематизация материала, полученного в результате проведении контрольного эксперимента, включающего в себя беседу с детьми, анализ педагогических ситуаций и анкетирование их родителей позволило определить уровни, которые зафиксированы в таблице № 10.

Таблица №10

Уровни сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста

Имя ребенка

Уровни сформированности вежливости по методикам

Анкетирование родителей

Анализ пед.ситуаций

Виктория Б.

Родион Г.



Рис.4.

Рассматривая уровень сформированности вежливости детей старшего дошкольного возраста при контрольном эксперименте можно говорить о том, 20 % детей находятся на высоком уровне, у большинства детей (у 50% от общего количества детей, участвующих в исследовании), данный показатель сформирован на среднем уровне. Кроме того, у 30% детей выявлен низкий уровень сформированности вежливости.

Для того чтобы определить динамику развития вежливости после проведения развивающей работы необходимо сравнить результаты диагностики констатирующего и контрольного экспериментов. Результаты сравнения представлены в таблицах 11, 12 и на рисунке 8.

Таблица 11

Сравнительный анализ уровней сформированности вежливости старших дошкольников по каждому методу исследования

Показатели уровня вежливости / методы

Наличие знаний о проявлениях вежливости (знание вежливых слов);

поведение по правилам вежливости;

осознанное применение норм вежливости/ беседа

Наличие знаний о проявлениях вежливости в своих детях анкетирование родителей

Способность к оценке своего поведения и поведения других в ситуациях, требующих проявлений вежливости / анализ пед.ситуаций

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Таблица 12

Й констатирующий эксперимент

ЙЙ констатирующий эксперимент

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Сравнительный анализ Й констатирующего и контрольного экспериментов



Рис.8.

Количественные характеристики, наблюдаемые в рис.8. свидетельствуют о том, что в результате создания определенных педагогических условий и применения разнообразных форм, методов, средств формирования представлений о вежливости произошли заметные изменения в формируемых знаниях. Из рисунка видно, что впервые проводя экспериментальное исследование детей старшего дошкольного возраста, мы увидели что такое нравственное качество, как вежливость, у большинства недостаточно развито. На низком уровне развития вежливости было 60 % детей, что связано на наш взгляд со многими причинами. Это и недостаточная работа по формированию вежливости в детском саду, и невнимательность, леность самих детей, а так же недостаточная осведомленность родителей в решении этой проблемы. Так же мы видим, что 40% детей находились на среднем уровне развития вежливости. Детей на высоком уровне наблюдать не приходилось.

За три месяца, при которых велся формирующий эксперимент, дети получали знания и практически применяли их в сюжетно - ролевой игре. И уже при проведении контрольного эксперимента мы можем видеть не слишком большие, но существенные изменения. Так, на высоком уровне вежливости стало 20% детей старшего дошкольного возраста, 50% детей теперь находятся на среднем уровне развития вежливости, количество детей, находившихся на низком уровне, уменьшилось вдвое (30% детей).

Так же было установлено по завершению контрольного эксперимента, что у некоторых детей знания стали углубленными, они значительно были расширены, систематизированы. Кроме того дети ими владели и легко использовали в игровой, бытовой деятельности.

Таким образом, полученные результаты подтвердили правильность нашей гипотезы.

Выводы по II главе

ролевая игра вежливость дошкольный

Анализ результата проведения экспериментальной работы позволил прийти к следующим выводам. В ходе Й констатирующего эксперимента выявлено, что у большинства детей старшего дошкольного возраста недостаточный уровень сформированности вежливости (60%), которые характеризуются неконкретностью, неточностью, что подтвердило актуальность темы исследования и необходимость проведения формирующего эксперимента.

В результате экспериментальной работы по апробации и внедрению комплекса сюжетно - ролевых игр по формированию вежливости, способствующих выработке устойчивого интереса к их приобретению, нами было доказано, что они эффективны.

Установлено, что в ходе проведения ЙЙ констатирующего эксперимента произошли небольшие изменения в уровнях сформированности вежливости. На начальном этапе 60 % детей старшего дошкольного возраста имели представление о вежливости в форме внешнего впечатления, в основе которого лежали смутные знания о нормах вежливости. По завершении эксперимента 50% детей обладали общими представлениями, но в то же время степень сформированности осознанного применения норм вежливости осталась низкой. Это связано, на наш взгляд, с отсутствием системы работы по решению этой проблемы в условиях семьи, в результате чего знания о нормах вежливости чаще не становились руководством в действиях детей по решению возникающих нравственных проблем.

Сравнительный анализ полученных данных на различных этапах показал периоды подъёма, пика и спада на этих этапах эксперимент показал, что проведение сюжетно-ролевых игр поспособствовало налаживанию коллективных взаимовежливых отношений дошкольников и педагогов.

В ходе нашего наблюдения можно отметить почти у каждого ребенка повышение активности, стремление при выполнении задания действовать самостоятельно, действовать согласованно, но корректно с другими детьми и взрослыми.

Таким образом, данная проблема была решена, достигнуты поставленные цели и задачи, подтвердилась гипотеза о том, что анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что сюжетно-ролевая игра способствует формированию вежливости у детей старшего дошкольного возраста при системном и косвенном взаимодействии педагога.

Родительское собрание на тему: «Учите детей вежливости»

Умение вести себя украшает и ничего не стоит (пословица)

Цель : повышение педагогической компетенции родителей по проблеме нравственного воспитания школьников в условиях школы и семьи.

Задачи:

    Актуализировать понятие «вежливость».

    Напомнить родителям элементарные правила культурного, вежливого человека.

    Рассмотреть приемы и методы воспитания основ вежливости в условиях семьи.

План проведения:

    I. Подготовительный этап

1.1. Проведение микроисследований

    Анкетирование родителей (приложение 1)

    Опрос детей (приложение 2)

    1.2. Педагогический всеобуч «Уроки вежливости»

Ход мероприятия

    Вступительное слово.

Добрый вечер, уважаемые родители! Нам приятно отметить, что вы откликнулись на нашу просьбу и пришли на нашу встречу. Мы рады вас видеть!

Звучит песня «Вежливые люди».

Мы всегда должны помнить, что к другим людям надо относиться сердечно и внимательно, чтобы это доброе отношение вернулось назад к нам.

Но прежде чем начать нашу встречу давайте определимся с темой. Я предлагаю поиграть в игру «Ассоциация»

Игра «Ассоциация»

Правила игры: «Передавая мяч по кругу, вы должны назвать слова, которые у вас ассоциируются со словом «вежливость»

Ассоциации – сострадание, правда, красота, порядочность, такт, доброжелательность, спасибо, здравствуйте, уступчивость, радость, доброта…… . Вежливость – это проявление уважения, готовность вовремя оказать услугу, деликатность, такт, своевременное и уместное речевое проявление. Вежливость – это искусство вести себя в обществе.(по мере называния, открываются лепестки ромашки)

Учитель

Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей. «Ничто не ценится так дорого и не обходится так дешево, как вежливость». Так Петр Первый в изданных при его участии «Показаниях к житейскому обхождению» указывал: «Никто не имеет права, повеся голову и потупя глаза вниз, по улицам ходить или на людей косо взглядывать».

Много лет люди создавали правила этикета, цель которых была привитие нравственных качеств доброты, чуткости, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения, в одежде, в разговоре, в приеме гостей – словом во всем, с чем человек входит в общество. И так, я думаю, что вы уже догадались, что разговор пойдет о простых вещах, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, но не всегда придаем им должного значения, о вежливости.

Вежливость внешне проявляется в соблюдении правил приличия, принятых обществом. Воспитание вежливости начинается в семье. Именно здесь учат ребенка искусству человеческого общения. Вежливость раскрывает внутреннюю культуру человека через сумму поступков по отношению к другим людям. Вежливость - это умение деликатно, предусмотрительно относиться к окружающим нас людям, умение вести себя в зависимости от сложившейся конкретной обстановки: Не только детям, но многим взрослым людям хочется, чтобы все их друзья, и все соседи, и даже незнакомые люди всегда относились к ним внимательно, по - доброму; всегда бы любили и уважали их. Чтобы никто-никто не делал им замечаний. Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Вежливый человек всегда заботится о близких и друзьях, готов помочь им. Сегодня мы вкладываем в понятие вежливости не только и не сколько умение вести себя благопристойно. Вежливый человек не позволит себе оскорбительное отношение к окружающим, небрежное отношение к природе.

Современный воспитанный человек - личность активная. Он способен не только совершать поступки, но и отвечать за них, управлять своими эмоциями. Внутренняя культура человека обязательно проявляется в его каждодневном поведении. Собственное наше поведение, наши поступки, отношение друг к другу сильнее всяких нравоучительных бесед воспитывают малышей.

2 .Родительский практикум. Работа в группах

I группа .Пословицы и поговорки о вежливости (закончи)

Вежливости открываются ….(все двери)

Ласковое слово и ….(кошке приятно)

Доброе слово лечит, а ….(злое калечит)

Плохое слово, что ….(грязная вода)

Ласковым словом и …..(мед растопишь)

II группа. Вспомните и назовите художественные произведения с ярким примером хороших манер?

(В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», В.Осеева «Труд согревает», В.Осеева «Волшебное слово», В.Осеева «Просто старушка», Л.Толстой «Прыжок»)

III группа . Ребенок - взрослый (решение педагогических ситуаций)

Папа с Сережей во время прогулки купили букетик цветов для бабушки: любимые цветы, подаренные внуком, доставят большую радость. После обеда Сережа с папиной помощью вымыл посуду, чтобы мама могла отдохнуть. А вечером, когда пили чай, мальчик угостил всех членов семьи подаренной ему шоколадкой. – Как вы думаете, кто помог ребенку доставить близким радость, и нужно ли это ему? (Отец)

Маленькие знаки внимания убеждают во взаимной любви. Не забывайте и сами радовать детей: подарить карандаш или книгу, сыграть в любимую игру, угостить мороженым или яблоком.

Утром шестилетняя Иришка собирается в школу. Бабушка видит, что она надевает мамину шляпу.

Красиво? Мне идет? – спрашивает девочка.

Нет, не красиво. Такие шляпы носят только взрослые, - говорит бабушка.

Нет красиво! Мне нравится! Я в ней пойду. , - твердит девочка.

Тогда бабушка подает ей мамины туфли и серьезным тоном говорит

К этой шляпе и туфли нужны соответствующие. Примерь и будет красиво!

Иришка смотри вопросительно, серьезность бабушкиного тона приводят девочку в недоумение. А затем она говорит:

Ну, бабушка, ты и смешная! Тогда надевай ты мои туфли!

Обе смеются. Назревающий конфликт рассеян.

Что помогло разрешению данной конфликтной ситуации.?

Юмор.

- Присутствует ли юмор в ваших отношениях? Приведите примеры.

Вечером детей забирают домой из группы продленного дня. «Какой ты добрый! Спасибо!» - говорит мама сыну, который угостил ее конфетой, полученной на полдник. «Ты самая замечательная дочка, - радостно шепчет другая мама своей малышке, - я по тебе соскучилась», «Ну, грязнуля, пойдем домой, опять придется стирать твои штаны», - нервничает третья. Короткие мгновения вечерней встречи, но как много они могут рассказать о семьях. Ваше мнение о порядках, заведенных в семье. Будет ли такая атмосфера семьи способствовать воспитанию культуры поведения? Почему?

3. Анализ анкет.

4. Подведение итогов. Взгляд на воспитание .

Кто или что, по-вашему, является главным в воспитании хороших манер?

Родители. Ребенок – великий наблюдатель и подражатель – замечает любые мамины и папины поступки и слова, перенимает от них суждения и манеру поведения.

С чего следует начинать воспитание культуры поведения?

Р. «Воспитание ребенка необходимо начинать с создания вежливой, доброй, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать с создания духа игры, с приветливо – живой сказки. Именно игра и сказка должны стать добрыми помощниками в воспитании детей. Пусть иногда в комнате появится фея Здрасте, в волшебном фартуке которой – секрет. В следующий раз ребенок увидит зонт, оставленный феей, а к нему прикреплена записка с шуточными замечаниями, указанием на правила, в которых он допустил оплошность. Можно ежедневно вывешивать маску – оценку: если малыш вел себя прекрасно, появится улыбающаяся маска феи, если ведет плохо – маска дракона», - такой совет дала автор книги «Азбука вежливости» Смирнова

Назовите эффективные методы воспитания культуры поведения?

Р Наше поведение, поступки, отношение друг к другу сильнее всяких нравоучительных бесед; в первую очередь – пример, затем показ с четким объяснением и организация упражнения.

У. Быстро летит время. Растут дети, и наступит час, когда они, став взрослыми, придут к вам за советами по воспитанию своих детей. От каких ошибок вы бы их предостерегли? Какие бы советы дали?

5. Заключительная часть.

В заключении нашего собрания я вручаю Вам памятки: ««Правила общения в семье» (приложение 3)

Приложение 1

Анкета для родителей.

    Что такое вежливость, тактичность, чуткость, деликатность?

    Какие привычки культурного человека имеет ваш ребенок?

    Что и ли кто является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер?

    Назовите методы, которые вы используете для привития ребенку хороших манер?

    Какие трудности испытываете в вопросе по привитию навыков культурного поведения?

Приложение 2

Опрос детей

    Какие вежливые слова ты знаешь?

    Кто такой вежливый человек?

    А ты вежливый?

    Вежливо ли обращаются с тобой взрослые?

    Почему вежливые слова называют вежливыми?

    О чем бы ты спросил маму или папу при воспитании хороших манер?

Приложение 3

Памятка

Правила

общения в семье

    Не оскорбляйте человеческое достоинство сына или дочки. Никогда не кричите на него. Не говорите при нем, а тем более обращаясь к нему, грубых слов. Не применяйте физических способов наказания.

    Не делайте бесконечных замечаний по пустячным поводам. Поощряйте детскую самостоятельность.

    Будьте единодушны и постоянны в своих требованиях. Несогласие высказывайте не при ребенке.

    Прежде чем предъявить требования к ребенку, предъявите их к себе.

    Проявляйте интерес к жизни и проблемам ребенка – подражая, он очень скоро вернет это Вам.

    Будьте искренними: ваши показные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребенком- он учится лжи и лицемерию.

    Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим недостаткам: это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.

    Не говорите о людях неуважительно, плохо: ребенок вырастет и станет отзываться о вас так же.

    Поведение – нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребенка.

Литература:

    Насонкина С. Уроки этикета. – СПб.: Акцидент, 1998

    Черенкова Е. Уроки этикета и вежливости для детей». - М., ДОМ.XXIвек, 2006

    Островская Л. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника, - М., Просвещение, 1987

    Пушникова В. Этикет для маленьких, - Тюмень: Издательство Тюменского университет, 2000

    Энциклопедия «Хорошие манеры для самых маленьких», М., Белфаскс, 1997

Разделы: Работа с дошкольниками

Вежливость ничего не стоит, но приносит много.
М.Монтегю

«Вежливый» в толковом словаре русского языка определяется как соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый. Яркую характеристику ребенка-невежи, который разладил отношения в семье, подарила нам в своем стихотворении «Медвежонок - невежа» Агния Барто, справедливо предположив, что «такие мишки есть среди ребят!»

Если ребенок перебивает взрослых…

«Не перебивай меня, не перебивай!» - так поется в известном шлягере, где она возмущена и устраивает истерику ему за то, что он ее не слушает. Как неприятно, когда тебя перебивают, даже если ты взрослый! А что делать, если ребенок перебивает взрослых?

«Наш сын Ваня (2г.3 м.) не дает нам поговорить, он постоянно требует, чтобы мы им занимались: и почитай, и поиграй и т.п. Когда мы с мужем разговариваем, Ваня влезает в наш разговор, требует, чтобы слушали только его».

Первые слова, первые фразы…как мы радуемся тому, что ребенок умеет говорить! Проходит время, и мы замечаем, что малыш не только научился разговаривать со взрослыми, он научился взрослых перебивать. Необходимо знать, что, когда ребенок перебивает взрослого, влезает в разговор без спроса, - это может означать, что он:

  • не умеет слушать;
  • проявляет агрессию по отношению к тому, кого он перебил;
  • хочет обратить на себя внимание, к которому привык, являясь центром семейной вселенной;
  • не обладает достаточным запасом терпения;
  • недополучает родительского внимания.

Известно, что появление нетерпеливости связано с чувством беспокойства и характерно для детей, имеющих повышенное нервное напряжение. Когда ребенок много говорит, вмешиваться в разговоры взрослых и других детей, вторгается в чужие игры – это может быть одним из симптомов гиперактивности.

Если ребенок не здоровается…

Для некоторых детей ситуация прихода и ухода, когда требуется поздороваться или попрощаться, вызывают сильное напряжение. У детей с нарушениями нервной системы ситуации напряжения вызывают защитную реакцию в виде ступора. Выйти из этого состояния поможет естественное поведение взрослого, который, к примеру, поздоровается за себя и за своего малыша, да и попрощается два раза. С мальчиком Васей 4 лет, у которого проявления невротического ступора случались каждый раз в ситуации прощания и приветствия, мы предлагаем родителям увлекательные способы приветствия и прощания: плечиками, ступнями ног, ладошками и т.п. Васе понравятся такие веселые способы, а однажды, когда пройдет уже несколько месяцев, мы услышим от мальчика вслед за мамой сказанное им приветствие: «Здравствуйте!».

Причиной того, что ребенок не здоровается и не прощается, может быть и неблагоприятная семейная атмосфера.

«Денис в детском саду не умеет общаться с детьми, его игры со сверстниками заключаются в том, что он ломает их постройки и веселится по этому поводу. И никак не научить его здороваться! Денис не говорит «до свидания», не говорит «спасибо», может ущипнуть деда или ударить его носком ботинка. Папе Денис выражает свое недовольство словами: «Я с тобой не дружу!» Он вредный мальчик, который делает все поперек. Он, пожалуй, такой же, как я!»

Нетрудно догадаться, что в этой семье не только мальчик так себя ведет, но и другие члены семьи. Оказалось, что мама Дениса не здоровается с бабушкой, выражая тем самым свое недовольство свекровью. Бабушка и дедушка не здороваются между собой и с другими членами семьи. В условиях этой семьи мальчика действительно трудно научить вежливым словам, ведь необходимо менять не только поведение каждого взрослого члена семьи, но и неблагоприятную атмосферу, в которой волшебные слова не могут жить.

Если ребенок ругается матом…

Действительно, вежливые слова помогают в общении, об этом замечательно когда-то рассказала детская писательница В.Осеева в рассказе «Вежливое слово». Слово «Пожалуйста», сказанное тихим голосом и глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь, в этом рассказе распахнуло, как по волшебству, сердца членов семьи маленького мальчика. А что делать, если малыш говорит слова, которые относят к ненормативной лексике?

Распространение неприличных слов в последнее время приняло угрожающий масштаб, и дети дошкольного возраста оказались наиболее незащищенными перед сквернословием. Сегодня известно, что словесная информация оказывает влияние на ДНК человека, а сквернословие разрушает волновые программы, отвечающие за нормальную работу организма ребенка. Взрослым, которые в своей речи употребляют лексический мусор и являются источником заражения ребенка, необходимо понимать, что они наносят вред здоровью ребенка.

За психологической помощью обратилась мама: «У сына проблема с мусорными словами, они буквально вылетают изо рта Кирилла». Кирилл единственный ребенок в семье, воспитанием занимается мама. Кирилл чрезвычайно интеллектуально развитый ребенок, и такое поведение можно расценивать как проявление демонстративного поведения, означающего: «Обратите на меня внимание!» Самым плохим событием Кирилл считает для себя следующее: «Мама ходит в клуб все время, в ночной клуб!» Мама Кирилла не работает в отличие от папы, который обеспечивает эту семью. По вечерам, когда папа приходит домой, мама уходит развлекаться в ночной клуб, а папа остается с мальчиком дома и не стесняется в употреблении бранных слов в присутствии сына.

Привлекательность и живучесть ненормативной лексики связана с тем, что она снимает напряжение в тех ситуациях, когда эмоции переполняют и захлестывают, когда трудно выразить то, что чувствуешь, словами. У детей дошкольного возраста эти сложности связаны с возрастными особенностями. В связи с этим важным является обучение дошкольников конструктивным формам выражения своих как положительных, так и отрицательных эмоций.

«Наш сын ругается матом. Пробовали не обращать внимания, ругать и наказывать – ничего не помогает! Как быть?»

Дело в том, что ребенок 4 лет уже осознанно использует неприличные слова, и перечисленные способы действительно могут быть неэффективны. Попробуйте разрешить вашему ребенку ругаться (ведь это все равно происходит), но только в определенном месте (например, у мусорного ведра - слова-то у вашего сына мусорные).

Однако к этому способу необходимо прибегнуть только в крайнем случае. Прежде всего, надо показать ребенку свое непринятие неприличной брани: «Мне не нравятся такие слова», «У нас в детском саду (в семье) так не говорят» и т.п.

Памятка для родителей «Как научить ребенка не перебивать взрослых»

  1. Заранее договоритесь с ребенком о том, чтобы, когда к вам придет гость и вы с ним разговаривать, малыш, например, поиграет один в своей комнате. Объясните, что сейчас вы заняты. Попросите запомнить то, что ребенок хочет вам сказать, с тем, чтобы выслушать его тогда, когда закончите разговор с гостем. Попросите ребенка нарисовать, написать то, что он хочет вам сказать.
  2. Не используйте такие фразы, как: «Ты перебил меня!», «Нехорошо перебивать взрослых», «Только плохие мальчики так делают» и т.п.
  3. Научите вежливым способом пребывания разговора: фраза «Извините, пожалуйста, за то, что я вынужден прервать вас!» может стать поистине волшебной
  4. Показывайте пример для ребенка и не влезайте в чужой разговор без необходимости.
  5. Учитывайте возраст: чем младше ребенок, тем сложнее ему сдерживаться в ожидании паузы в разговоре.
  6. Хвалите ребенка за то, что он нашел, чем ему заняться, когда вы были заняты разговором.
  7. Сами никогда не перебивайте ребенка!

Памятка для родителей «Как помочь ребенку быть вежливым»

  1. В обязательном порядке употребляйте вежливые слова сами в тех ситуациях, где они необходимы.
  2. Убедите окружающих ребенка взрослых сделать использование вежливых слов нормой.
  3. Покажите ребенку «волшебство» вежливых слов. Не выполняйте просьбы ребенка, например «дай мне», без слова «пожалуйста».
  4. Сделайте для ребенка ситуации встречи и расставания как можно более естественными и разнообразными.
  5. Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите первыми, не дожидайтесь, когда об этом вспомнит ребенок.
  6. Вместе с ребенком разработайте и утвердите обязательные правила вежливости. Например: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые» и т.п.
  7. Учите вежливости вежливо!

Памятка для родителей «Как отучить ребенка ругаться матом»

  1. Не употребляйте сами ненормативную лексику, следите за собственной речью. Убедите взрослых, окружающих ребенка, не использовать «Мусорные» слова.
  2. Не спрашивайте (даже если очень хочется!) у ребенка, где он услышал эти слова (А вдруг от вас!), поскольку этим вы заостряете внимание малыша к «этим словам» и к ситуации, в которой они были услышаны.
  3. Реагируйте на ругательные слова ребенка в зависимости от его возраста. На слова, услышанные от младшего дошкольника, можно никак не реагировать, он, вполне вероятно, вскоре их забудет. Ребенку среднего и старшего дошкольного возраста надо дать понять, что вы такие слова не хотите слышать у себя дома (в детском саду). Тактично, убедительно и спокойно объясните ребенку, что это обидные, плохие, грязные слова, их неприятно и говорить, и слышать. Хорошие дети такие слова не говорят, а вы уверены в том, что ваш ребенок хороший!
  4. Не демонстрируйте ребенку эмоциональную реакцию по поводу услышанных вами неприличных слов, поскольку как положительная, так и отрицательная реакция взрослого может вызвать у ребенка желание повторить употребление неприличных слов для того, чтобы вызвать реакцию.
  5. При непрекращающемся употреблении ребенком неприличных слов определите время и место, когда и где можно говорить плохие слова. Например, можно говорить эти слова у мусорного ведра только тогда, когда поблизости никого нет.
  6. Научите ребенка выражать свои сильные чувства другими, не бранными словами.
  7. Поддерживайте в семье (в детском саду) доброжелательные отношения, поскольку мир, взаимопонимание и теплая атмосфера являются той средой, в которой ненормативная лексика не нужна.