Воспитание и обучение детей младшего школьного возраста. Развитие и воспитание детей младшего и среднего школьного (подросткового) возраста

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

Начальное образование имеет целью заложить основы для будущего образования человека, которое в современных условиях продолжается всю жизнь. Ребенка следует научить читать, писать, считать, связно и грамотно выражать мысли, логически рассуждать, делать правильные выводы. Обучение грамоте сопровождается интенсивным воспитанием – нравственным, физическим, эстетическим, трудовым, правовым, экономическим, экологическим. Воспитание в этом возрасте является превалирующим процессом и подчиняет себе обучение и образование. Если человек не воспитан как должно, давать знания ему и бесполезно, и опасно, ибо знания в таком случае – меч в руках сумасшедшего.

Шестилетний ребенок усваивает первичные этические нормы. Он оказывается предрасположенным к воспитанию нравственных представлений. Возникновение моральной мотивации относится именно к шестилетнему возрасту. С возникновением моральной мотивации поведение может быть представлено тремя разновидностями: моральное (положительное и отрицательное); объективно морально значимое, но не регулируемое индивидуальным, моральным сознанием поведение, и внеморальное. Оценка в это время приобретает специфически нравственный характер.


Серьезные изменения происходят во взаимоотношениях детей с учителем и сверстниками. Возрастает самостоятельность ребенка, проявляющаяся в самооценке и авторегуляции поведения с позиций не только авторитета, но и усвоенной нормы. Отчетливо проявляется стремление включиться в совместную деятельность и общение группы сверстников.

Деятельность и общение шестилеток регулируется учителем. Под его формирующим воздействием дети приобретают навыки коллективныхвзаи-моотношений, имеющих общественную направленность.Многие психичес-

кие процессы у младшего школьника приобретают опосредованный характер.

Дети сознательно используют выработанные в обществе нормы, с помо

щью которых становится возможным овладение собственными действиями и поступками. В этом основа произвольности как психологическогоновообра-зования.Возрастает относительная стабильность состава микрогрупп. Складываются групповые нормы, которые в отдельных случаях приходят в противоречие с требованиями правил поведения. Не исключена возможность развития противоречия до уровня конфликта.В младшем школьном возрасте оформляются предпосылки для возникновения нравственных убеждений. Достигается правильность нравственной оценки, возрастает уровень ее аргументированности и соответствия образцу. Увеличивается объем понятий, употребляемых в оценке, углубляется осознанность нравственных мотивов поведения. Развитие моральных знаний младших школьников идет в следующих направлениях: улучшается качественный состав моральных знаний, изменяется их внутренняя структура, возрастает их осознанность, увеличивается объем.

У детей младшего школьного возраста происходит интенсивное развитие потребностей: изменяется их направленность, потребности становятся более осознанными и самоуправляемыми. У детей 7-10 лет обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая и неустойчивая (завышенная или заниженная). В этом возрасте самооценка развивается под влиянием оценки взрослых. Появляется потребность в самовоспитании, определении собственной индивидуальности, в вычленении характеро-логических качеств.

Современная начальная школа выдвигает требование полноценного усвоения знаний, умений, формирование продукта обучения в соответствии с определенной целью и на уровне, установленном задачами обучения. Поэтому так важно знать, как происходит процесс и от чего зависит его результативность.

В начальной школе учитель может использовать различные формы организации восприятия новых знаний: устное изложение знаний, подкрепляемое наглядностью, самостоятельные наблюдения учеников, выполнение поисковых заданий.

Воспринятые и осознанные знания, умения усваиваются школьниками. Результат этого – образование понятий, отражающих собственные представления ученика о сущности предметов, явлений, процессов, которые изучались на уроке или самостоятельно. Понятия эти не всегда отчетливы и правильны, поэтому работа над ними продолжается на следующих этапах. Развиваясь, процесс усвоения нового материала, формирования новых знаний и умений ведет к развитию результатов в количественном и качественном отношении. Постепенно образуются суждения, понятия, знания.

На этапе первичного закрепления осуществляется дальнейшее совершенствование новообразованных понятий и представлений. Происходит это преимущественно в процессе применения полученных знаний и умений на практике. В арсенале средств, используемых учителем, – всевозможные упражнения, проблемные и поисковые задания, работа с опорными сигналами (конспектами) и т.д. На этом этапе происходит твердое запоминание знаний и умений, ведь более 80 % того, что накоплено в начальной школе, ученик будет помнить и использовать всю жизнь. Часто первичным закреплением учитель не ограничивается и организует специальные упражнения по упрочению изученного. Ученики учатся применению полученных знаний, умений, способа действий во взаимосвязи с уже известными им.

Без всего этого не может быть и речи о развитии ребенка, а поскольку мышление и память тесно взаимосвязаны между собой, на каждом уроке в различных формах проводится повторение. Оно препятствует забыванию, помогает увязать новый материал со старым, дает возможность уточнить, углубить, расширить, систематизировать усвоенное. Активное, интересное, опирающееся на мышление ребенка, а не на механическую память повторение – мощное средство упрочения изученного. В.Ф. Шаталов, например, применяет многократное повторение материала в различных вариантах, постепенно сжимая его объем и достигая прочного усвоения главных понятий, которые затем заносятся в опорный конспект.

Этап обобщения изученного предполагает включение приобретенных знаний, умений в общую систему имеющихся у учеников понятий и представлений. В начальных классах используются различные типы обобщений, но больше всего эмпирическое и теоретическое. В ходе первого на основе конкретных признаков дети вычленяют общий признак, в ходе которого обобщение идет благодаря аналитико-синтетическому осмыслению изучаемых явлений. Система постепенно усложняющихся типов обобщения применяется в зависимости от цели. Обычно сперва формируются частичные, потом понятийные и межпонятийные.

Учение в классе дополняется домашней работой ученика. Школьный урок можно рассматривать как приготовление к самостоятельной познавательной деятельности, в ходе которой происходит активное усвоение знаний. Каким бы хорошим ни был урок, как бы ярко он ни был проведен, но если ученик самостоятельно не поработает над материалом, не проведет через свой разум знания, не осмыслит и не запомнит их, проку от учения не будет. Поэтому к самостоятельному умственному труду детей нужно приучать в начальной школе. Качественный урок в начальной школе должен содержать отдельный этап ориентации в самостоятельной работе по совершенствованию и упрочению представленных на нем знаний. И хотя время выполнения домашних заданий в начальной школе следует сокращать до минимума, учитель будет действовать правильно, если не оставит без внимания ни единого момента самостоятельного учения вне школы. Уже при первых самостоятельных попытках возникают у школьника конфликты между его желанием выполнить домашнюю работу и пониманием того, как это сделать. Если ребенок столкнулся с этой трудностью и не преодолел ее хотя бы пару раз, то сознательное выполнение домашних заданий в будущем можно ставить под сомнение. Урок готовит ученика к преодолению трудностей самостоятельного обучения на всю жизнь.

Завершающий этап процесса преподавания – определение результативности обучения, а процесса учения – контроль и оценка знаний, умений, уровня обученности самими учениками. На этом этапе сам учитель или ученики под его руководством осуществляют диагностирование обученности – устанавливают, на каком уровне сформированы знания и умения. Полученные результаты диагностики (самодиагностики) становятся ориентиром для дальнейшей работы – вернуться назад и повторить еще раз, обратить внимание на отдельные пробелы, переходить к новому и т.д. После повторения и закрепления изученного, установления связей с тем, что уже знают дети, результаты обучения еще больше возрастают и достигают почти максимально возможных на данном уроке. Цель обучения достигается, когда продукты его соответствуют заданному уровню. Обучение при таком подходе представляет собой процесс постепенного управляемого перевода учеников с более низкого уровня обученности на более высокий.

Если вести речь о содержании начального образования, то все упирается в возрастные возможности обучения. Уже не раз отмечалось, что запомнить ребенок может очень много, и чем моложе, тем больше и быстрее; другое дело – осмыслить, понять, сознательно усвоить все это он может только на определенном уровне развития.

Требования к содержанию обучения в начальной школе определяются государственной стратегией. В ней прослеживаются два аспекта – национальный и общечеловеческий. В государственных документах определены общие основы формирования содержания школьного образования: гуманизация, интеграция, дифференциация, направленность на всестороннее развитие личности и формирование гражданина, научная и практическая значимость, соответствие сложности образования возрастным возможностям, широкое применение новых информационных технологий.

Особое внимание уделяется гуманизации содержания обучения. Школьную науку ученики теперь усваивают вместе с знаниями о человеке, его жизни, что ведет к формированию гуманистического типа мышления, оптимистических взглядов на проблемы жизни и выживания, пониманию смысла жизни. Приоритетная роль в гуманизации школы принадлежит языковому и литературному образованию, эстетическому воспитанию, человековедческим курсам, позволяющим детям лучше познать себя и окружающий мир.

При формировании содержания для начальной школы руководствуются не максимумом того, что может усвоить ребенок, а тем, насколько оно отвечает социальному заказу и что дает ребенку для дальнейшего развития. В начальном звене образование направлено на всестороннее развитие детей и полноценное овладение всеми компонентами учебной деятельности. Поэтому при его формировании учитываются: последовательность и перспективность; потенциальные возможности для решения проблем обучения, воспитания, развития; достаточность по длительности и частоте влияний на конечные результаты; возможности организации деятельности учеников на различных уровнях сложности.

В педагогике давно известно, что чем меньше возраст ребенка, тем больше возможностей для формирования его социальных чувств и стойких привычек поведения; пластичность его нервной системы позволяет достигать высоких результатов при решении всех воспитательных задач.

Как и учебный процесс, процесс воспитания облекается в определенные формы для реализации намеченного содержания. В начальной школе он органически связан с работой на уроках, но существуют особые формы внеурочной и внеклассной работы – воспитательные дела (ВД). ВД – это организация яркого, наполненного трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни сотрудничества. Здесь сливаются формы, средства и способы взаимодействия воспитателей со школьниками, а главные отличительные особенности их – необходимость, полезность, осуществимость.

В основе воспитательных дел два подхода – деятельный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности школьников: познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивной, ценностно-ориентировочной и свободного общения, второй – органичного «сращивания» всех видов деятельности в ее нравственном, эстетическом, трудовом, интеллектуальном аспекте.

Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими .

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно - вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.

В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущими возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 граммов. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения и младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные - на 80% .

Несмотря на вышесказанное, ни в коем случае нельзя забывать, что еще не прошло время бурного роста, когда дети тянутся вверх. Остается и дисгармония в физическом развитии, оно явно опережает нервно-психическое развитие ребенка. Это сказывается во временном ослаблении нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движениях. Все это, усугубляет ситуацию для ребенка, истощает его силы, снижает возможность опоры на ранее приобретенные психические образования.

Из сказанного следует, что самые первые шаги ребенка в школе должны находится под пристальным вниманием родителей, педагогов и врачей.

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной деятельности.

Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память.

Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Задача школы первой ступени - поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. В школьный возраст, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). В школе интеллект обычно развивается так, как ни в какое другое время. Здесь особенно велика роль школы, учителя. Исследования показали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания методов обучения, методики организации познавательной деятельности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста .

Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего - мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.

В первом-втором классах уровень произвольного поведения все еще невысокий, дети еще весьма импульсивны и не сдержанны.

Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Сравним: из 15 предложений дошкольник запоминает 3-5, а младший школьник - 6-8 .

Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Словарный запас нынешних четвероклассников насчитывает примерно 3500-4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли.

У учеников младших классов развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Возникают коллективные связи, формируется общественное мнение. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но и одновременно свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «Р», но с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое .

Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер .

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения.

Память в этот период память имеет преимущественно наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Однако ученики начальной школы не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителям выработка умений самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рациональной организации учебного труда.

Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности огромна.

В младшем школьном возрасте особую значимость и привлекательность приобретают для ребенка юность и взрослость. Именно эти возрасты кажутся детям наиболее счастливыми и желанными. Причем дети впервые начинают выделять для себя такой критерий, как социальный статус человека (его профессия, положение в обществе, семейный статус и пр.). Ребенок начинает думать о своем будущем и хочет занять определенное место в обществе (милиционера, начальника, ветеринара, мамы и пр.).

Представление о себе в новом социальном качестве выступает у младших школьников в виде освоения ролевого поведения как наиболее адекватной формы социальной активности. Именно в роли объективируется социальная по смыслу перспективная цель .

Школа привлекает многих детей, прежде всего, своими формальными аксессуарами. Такие дети ориентированы прежде всего на внешние атрибуты школьной жизни -- портфель, тетрадки, отметки, некоторые известные им правила поведения в школе. Желание учиться в школе для многих шестилеток не связано со стремлением к изменению дошкольного образа жизни. Напротив, школа для них - это своеобразная игра во взрослость. Такой школьник выделяет в первую очередь социальные, а не собственно учебные аспекты школьной действительности.

Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для экономического воспитания. Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно организованный, посильный для них производительный труд, значение которого в формировании социальных качеств личности ни с чем несравнимо.

Стремление младшего школьника к яркому, необычному, желание познать прекрасный мир чудес и испытания, двигательную активность - все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.

Воспитание дошкольников можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего - характера, способностей, навыков.

Дошкольное воспитание детей: два направления

1) подготовка к школе(посещение д.сада) 2) развитие в ребенке определенных личностных качеств, призванных помочь ему в дальнейшей жизни..

Воспитание дошкольников: подготовка к школе

Для того, чтобы определить готов ли ваш ребенок к школе – существует множ-во тестов.

Если ребенок проявляет стремление учиться, познавать мир, постигать что-то новое - необходимо подержать его в этом стремлении.

Ошибки родителей: Например, лишают ребенка «тихого часа» после обеда («чтобы привыкал»), устраивают домашние «уроки» с тетрадями, звонком и переменами, занимаются с ребенком по программе 1-го класса. - ребенок, насильно вовлеченный в почти «взрослую» жизнь, теряет желание учиться и интерес к школьной жизни.

Развитие детей дошкольного возраста подразумевает, что родители и воспитатели должны научить в первую очередь самостоятельно мыслить, делать выводы, размышлять, прислушиваться к другим людям. Методика воспитания дошкольников во многом базируется на развитии мелкой моторики. В пальцах ребенка расположено огромное количество рецепторов. Работая ручками, ребенок активизирует некоторые отделы мозга и центры, «отвечающие» за развитие речи.

Занимаясь развитием детей дошкольного возраста, подарите малышу коврик, сшитый из разных по фактуре тканей: шелк, бархат, вельвет, шерсть, хлопок. Проводите игры в «сороку-ворону», «ладушки», «идет коза рогатая»! Это тоже входит в понятие развития детей дошкольного возраста.

Дошкольное воспитание детей подразумевает понимание родителями особенностей детской психологии. В этом возрасте происходит становление личности ребенка. Малыш постоянно общается не только с родителями и другими членами семьи, но и со сверстниками в детском саду и во дворе, с ребятами постарше и помладше. Грамотное дошкольное воспитание детей - это постоянное наблюдение за ребенком, понимание особенностей взаимоотношений между детьми.

Уделяя развитию ребенка 6 лет большое внимание приготовьтесь отвечать на бесконечные вопросы «почемучки», не отмахиваясь от них, а стараясь найти информацию.

Дошкольное воспитание детей включает в себя множество факторов, в том числе чтение и рассказывание сказок и историй. Воздерживайтесь от рассказов «страшилок», берегите хрупкую психику ребенка.

Страхи появляются у ребенка в результате недостаточного тепла, которое уделяют им родители, и избыточного количества всевозможных запретов.

Чтобы помочь малышу забыть о своих страхах, нельзя делать следующее:

– запирать его одного в комнате;

– пугать доктором («сделает укол») или милиционером («посадит в тюрьму»);

– бить (по лицу, рукам);

– пугать волком, собакой и другими животными;

– переставать разговаривать с ребенком;

– заставлять ребенка в качестве наказания неподвижно стоять или сидеть.

Нельзя смеяться над ребенком из-за его страхов, называть его трусишкой, наказывать за то, что он боится темноты или одиночества.

Воспитание подростков.

Подростковый возраст (12-15 лет) часто является наиболее трудным периодом в воспитании.

В этом возрасте наиболее существенные перемены происходят в нервной системе ребёнка. Вследствие большой перестройки организма мозг находится в состоянии повышенной возбудимости, а временами приходит в состояние пониженной активности.

Внешне это может проявляться в повышенной раздражительности, в резкой смене настроения, «беспричинных» слезах или нарочитой грубости, в неожиданных срывах поведения, немотивированных поступках и некоторой манерности.

Известное перенапряжение в деятельности нервной системы может привести к такому её состоянию, при котором любое обращение к подростку, направленное на его благо, встречает с его стороны отрицательное отношение (негативизм).

Учитывая эти возрастные особенности подростков, родители должны проявить в обращении максимум педагогического такта, действовать не столько приказом, сколько убеждением, разумным требованием.

Родители должны сохранять спокойствие во всех случаях, когда в поведении подростка наблюдаются срывы или проявляется грубость.

Одновременно подростковый возраст - это период больших мечтаний и творческого подъёма. Подросток чувствует в себе такой прилив сил и энергии, которых, как ему кажется, хватит на осуществление всех его замыслов.

Этот большой физический и умственный подъём личности крайне благоприятен для того, чтобы направить подростка на общественно полезные дела, развить и углубить его творческую деятельность.

Нередко подросток, сталкиваясь с трудностями, преувеличивает их, быстро теряет веру в свои силы. Именно в эти моменты ему особенно необходима поддержка взрослых.

Семья должна помочь подростку в налаживании режима дня. Важно привлечь к организации режима самого подростка, пробудить в нём личную потребность в разумной организации своей жизни.

Это естественно связывается с другой потребностью, рождающейся в подростковом возрасте, - потребностью в самовоспитании.

Стремление утвердить себя и своё положение, свои права в школьном коллективе, в семье вызывает у подростка обострённый интерес к собственной личности, к своим достоинствам и недостаткам, активное желание преодолеть недостатки, развивать ценные черты характера.

Не зная, как этого достичь, он нередко прибегает к чисто внешним, искусственным приёмам выработки воли, характера. В этом случае дружеская родительская помощь, добрый совет старшего будут тем эффективнее, чем тактичнее они поданы.

Нельзя не учитывать самолюбия подростка, его стремления к самостоятельности, его повышенного чувства собственного достоинства.

Родители, понимающие это, особенно внимательны к самой форме, в которой они дают советы, направляют действия и поступки детей.

Когда эта форма воздействия выражает уважение к личности подростка, веру в его крепнущие силы и разум, она покоряет его, и он с радостью принимает указания старшего.

В том же направлении следует перестраивать всё воспитание, облекая руководство детьми и контроль за их учением (в том числе и самообразованием), трудом и досугом в более гибкие формы, подчёркивая растущее доверие к взрослеющему ребёнку.

Более глубокий характер приобретают и взаимоотношения между семьёй и школой. Родители должны быть в этот период особенно близки к школе, чтобы вместе с учителями и классным руководителем помогать детям - подросткам осваивать более сложные условия учения, преодолевать возникающие трудности.

Самые типичные ошибки в воспитании детей:

Гипопротекция

Повышенная свобода действий у ребенка. Его поступки не контролируются. Родители ничего не знают о своём ребёнке, где и с кем он проводит время, чем увлекается. Родители формально выполняют свои функции, но не вкладывают в воспитание личностного смысла. В результате ребенок вынужден искать необходимые ему ценности и нормы вне семьи. И не всегда эти нормы не противоречат его здоровью, психике и общественному закону.

Гиперпротекция

Воспитание, в основе которого лежит повышенное внимание к ребенку и повышенный контроль над ним. Родители стремятся полностью контролировать поведение ребенка, заставить его копировать собственную ценностно-нормативную систему. В подобной системе воспитания полностью игнорируется личность ребенка. Вследствие чего происходит резкое падение адаптивных способностей личности: конфликты со сверстниками, беспомощность, потребительская позиция. А у многих подростков такой тип воспитания, наоборот, вызывает бурный протест, ведущий к обострению взаимоотношений с родителями и к различным нарушением поведения.

«Кумир семьи»

Целью родителей становится удовлетворение всех потребностей ребенка, стремление избавить его от любых трудностей. Ребенок в итоге становится эгоцентричным, всегда желает быть в центре внимания, все желаемое получать с легкостью, без особого труда. При столкновении с реальными жизненными трудностями он оказывается, не в силах с ними справится.

  • Глава 3 Управление образовательными системами
  • 3.1. Государственно-общественная система управления образованием в рф. Общие принципы управления общеобразовательными системами. Школа как педагогическая система и объект управления
  • Вопросы и задания
  • 3.2. Управленческая культура руководителя школы. Педагогический анализ во внутришкольном управлении
  • Вопросы и задания
  • 3.3. Основные функции управления школой: целеполагание, планирование, организация, контроль
  • Вопросы и задания
  • 3.4. Инновационная направленность педагогической деятельности. Формирование инновационной среды в педаго­гическом коллективе
  • Вопросы и задания
  • 3.5. Методическая работа в школе. Повышение профессионально-педагогической культуры учителей, их аттестация
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 4 История педагогики и образования
  • 4.1. Культурно-исторический характер воспитания. Трансформация целей и содержания образования на разных этапах развития человеческой цивилизации и мировой культуры
  • Вопросы и задания
  • 4.2. Развитие ведущих идей воспитания и образования в истории мировой культуры и педагогической мысли
  • Вопросы и задания
  • 4.3. Развитие гуманистических традиций образования в педагогическом творчестве я. А. Коменского. Значение педагогической теории я. А. Коменского для развития педагогической науки и практики
  • Вопросы и задания
  • 4.4. Теория элементарного образования и развивающего обучения и. Г. Песталоцци. Влияние педагогических взглядов и. Г. Песталоцци на развитие теории и практики начального образования
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 5 Нормативно-правовое обеспечение образования
  • 5.1. Нормативно-правовое обеспечение современного образования. Права ребенка и формы его правовой защиты в международном и федеральном образовательном законодательстве
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Раздел 2
  • Вопросы и задания
  • 6.2. Особенности развития младшего школьника. Учет возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника в учебно-воспитательном процессе
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 7
  • Вопросы и задания
  • 7.2. Мотивы учения. Пути и средства формирования устойчивых познавательных интересов у младших школьников
  • Вопросы и задания
  • 7.3. Педагогический процесс в начальной школе, его содержание и структура. Понятие о педагогических закономерностях. Функции педагогического процесса: образовательная, воспитательная и развивающая
  • Вопросы и задания
  • 7.4. Современные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе
  • Вопросы и задания
  • 7.5. Принципы обучения в современной педагогике. Взаимосвязь закономерностей, принципов и методов в педагогическом процессе
  • Вопросы и задания
  • 7.6. Содержание начального образования. Государственный образовательный стандарт начальной школы и его функции
  • Вопросы и задания
  • 7.7. Учебные планы и программы, их характеристика. Учебник и учебные пособия. Вариативность учебных планов, программ, учебников
  • Вопросы и задания
  • 7.8. Методы обучения. Многомерная классификация методов. Проблема выбора методов в начальной школе
  • Вопросы и задания
  • 7.9. Методы устного изложения
  • Вопросы и задания
  • 7.10. Метод работы учащихся с учебником и книгой
  • 7.11. Наглядные и практические методы обучения
  • Вопросы и задания
  • 7.12. Формы организации обучения в начальной школе: общеклассные, групповые и индивидуальные
  • Вопросы и задания
  • 7.13. Урок как основная форма организации педагогического процесса. Требования к современному уроку в начальной школе
  • Общие требования к уроку:
  • Дидактические требования к уроку:
  • Воспитательные требования:
  • Развивающие требования:
  • Гигиенические требования:
  • Вопросы и задания
  • 7.14. Типология уроков в начальной школе. Характеристика структуры урока. Подготовка учителя к уроку
  • Вопросы и задания
  • 7.15. Организация домашней учебной работы младших школьников
  • Вопросы и задания
  • 7.16. Образовательная, воспитательная и развивающая функции проверки и оценки усвоения знаний младшим школьником. Диагностика развития личности ребенка в образовательном процессе
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 8 Теория и методика воспитания младших школьников
  • 8.1. Воспитание как общественное и педагогическое явление. Проблема цели воспитания в педагогической науке
  • Вопросы и задания
  • 8.2. Современные концепции воспитания. Характеристика гуманистического и личностно-ориентированного подхода в воспитании младших школьников
  • Вопросы и задания
  • 8.3. Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы. Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Вопросы и задания
  • 8.4. Общие свойства и закономерности процесса воспитания школьников. Характеристика принципов воспитания
  • Вопросы и задания
  • 8.5. Понятие о методах,приемах и средствах воспитания. Методы организации воспитательного процесса в начальных классах
  • Вопросы и задания
  • 8.6. Понятие об организационных формах воспитания. Характеристика традиционных и нетрадиционных форм воспитания
  • Вопросы и задания
  • 8.7. Базовая культура личности как основа содержания воспитания в современной начальной школе. Направления воспитательной работы с младшими школьниками
  • Вопросы и задания
  • 8.8. Коллектив и его сущность. Особенности становления коллектива младших школьников. Методы формирования детского коллектива
  • Вопросы и задания
  • 8.9. Воспитательная система школы. Многообразие школьных воспитательных систем. Вариативные системы организации воспитательного процесса в начальных классах
  • Вопросы и задания
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 9 коррекционно-педагогические воздействия в процессе личностно-ориентированного образования, воспитания и развития младших школьников
  • 9.1. Сущность коррекционно-педагогического воздействия, его функции, виды, формы в личностно-ориентированном обучении младших школьников
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 10 История воспитания и начального образования в России
  • 10.1. Школа и педагогическая мысль в Древней Руси. Различные типы начального обучения. Школа в 18 веке. Сущность реформирования образования в России 18 века
  • Вопросы и задания
  • Вопросы и задания
  • Вопросы и задания
  • Вопросы и задания
  • 11.2. Проблема формирования культуры межнационального общения в многонациональном коллективе младших школьников
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 12 Социализация личности ребенка в системе начального образования
  • 12.1. Сущность процесса социализации личности. Современные отечественные концепции социализации личности
  • Вопросы и задания
  • 12.2. Ребенок как объект и субъект социализации. Социальный опыт ребенка как основа его социализации
  • Вопросы и задания
  • 12.3. Воспитание младшего школьника как субъекта социализации. Показатели сформированности социальной активности младшего школьника
  • Вопросы и задания
  • 12.4. Принципы социального воспитания младших школьников. Содержание, виды и формы социально-педагогической работы с младшими школьникам
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 13 Педагогические технологии начального образования
  • 13.1. Технологии педагогического взаимодействия учителя и учащихся начальных классов. Мастерство учителя в системе коммуникативного воздействия на детей
  • Вопросы и задания
  • 13.2. Личностно-ориентированные технологии начального образования
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 14 Особенности организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе
  • 14.1. Малокомплектные школы и их типы. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе
  • Примерное расписание уроков малокомплектной школы в I полугодии
  • Вопросы и задания
  • 14.2.Урок в малокомплектной школе. Организация самостоятельной работы учащихся. Особенности подготовки учителя к уроку в малокомплектной школе
  • Ориентировочные нормы времени на самостоятельную работу на уроке
  • Самостоятельная работа под руководством учителя
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 8 Теория и методика воспитания младших школьников

    8.1. Воспитание как общественное и педагогическое явление. Проблема цели воспитания в педагогической науке

    В современной педагогической теории существуют различные точки зрения на определение понятия «воспитание». Приведем наиболее известные из них.

    В философии воспитание трактуется как «воздействие общества на развивающегося человека. В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника». В современной педагогике процесс воспитания раскрывается с точки зрения воздействия на личность ребенка, и предлагаются различные определения данного понятия в широком и узком смыслах. В широком социальном смысле воспитание – передача накопленного опыта от старших поколений младшим. Данное определение отражает историческое понимание данного процесса, который появился в период зарождения цивилизации. В узком социальном смысле воспитание понимается как направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. Данное определение, по нашему мнению, имеет право на существование, но в нем не указана необходимость координации разных социальных институтов в процессе воспитания ребенка.

    В широком педагогическом смысле процесс воспитания – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В данном определении акцент ставится на управляемость процесса воспитания и интегрированность данного процесса в целостный учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. По мнению К.Д. Ушинского, «воспитание – это преднамеренная деятельность, осуществляемая школой, воспитателями, наставниками».

    Также воспитание трактуется как «сложный процесс освоения духовного и социально-исторического наследия нации, и вид педагогической деятельности, и великое искусство усовершенствования человеческой природы…» (О.К. Бабанский, В.С. Кукушин, В.А. Сластенин).

    В зарубежной педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития и воспитания выделяются три основных направления:

      биологическое,

      социологическое,

      биосоциальное.

    Современные научные представления о воспитании сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей. Сюда можно отнести теорию авторитарного воспитания, теорию свободного воспитания, гуманистическое воспитание, которое имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса.

    Принципы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны между собой, функционируют как целостная система. Они проявляются одновременно в любом элементе педагогического процес­са, хотя и в различной степени. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор со­держания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников. Необоснованная гиперболизация одних принципов и умаление роли других неизбежно приводят к снижению эффективности педагогического процесса в целом.

    Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, которые бывают внутренними и внешними. Выделяют следующие группы противоречий :

      объективные противоречия , обусловленные социальными процессами и явлениями (напр., порожденные глобальными политическими, экономическими, экологическими, информационными и др. процессами, происходящими в мире, стране или конфликт отцов и детей);

      объективные внутренние противоречия , отражающие диалектику самого педагогического процесса (напр., между внешними требованиями и внутренними стремлениями и возможностями детей, между целями и мотивами деятельности и пр.);

      субъективные противоречия, порожденные несовершенством самого процесса воспитания, сложившейся системой воспитательных и межличностных отношений.

    Проблема целей воспитания является важной проблемой в педагогике. Определение целей обучения и воспитания на каждом историческом этапе развития общества обусловлено политическими, идеологическими и общественно-экономическими факторами. Если последовательно проанализировать этапы развития человеческого общества, то можно выделить огромное разнообразие подходов, концепций, мнений и взглядов, которые послужили основаниями для формулирования целей обучения и воспитания. Эти подходы связаны с именами Платона, Аристотеля, М.Ф. Квинтилиана, Я.А. Коменского, Дж. Локка, К.Гельвеция, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталлоци, И. Гербарта, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других.

    В связи с изменением образовательной парадигмы, меняются цели воспитания на современном этапе. На современном этапе развития общества проблемами целеполагания занимаются такие исследователи, как И.А. Колесникова, Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Ш.А. Амонашвили, М.И. Шилова, В.В. Бондаревская, В.И. Загвязинский и другие ученые – исследователи.

    Рассмотрим точки зрения ученых на понятие цели воспитания, которое почти во всех определениях трактуется как идеал, к которому стремится общество. Например, в философском энциклопедическом словаре цель воспитании трактуется как «способствование развертыванию воспитанника проявляющихся дарований или сдерживание каких-либо задатков в соответствии с целью («идеал воспитания»).

    По мнению А.С. Макаренко, цели воспитания не могут быть выведены не из чего другого, кроме как из общественных потребностей. К.Д. Ушинский говорил что, «если мы хотим достигнуть какой-нибудь цели воспитания, то должны, прежде всего, создать эту цель». Он подчеркивал, что цели воспитания должны быть жизненными, иметь общественный и личностный смысл.

    Одним из научных подходов к формулировке целей воспитания является то, что в этом деле необходимо опираться на объективные закономерности развития человека, природы и общества. Если обратиться к жизни первобытного человека, то мы увидим, что главной целью его жизни являлось самосохранение и сохранение своего рода. Данная цель объединяла человека с другими природными существами.

    Значимым для истории целей воспитания явились учения древнегреческих ученых.

    Задачей спартанского воспитания являлось «подготовить сочлена классовой военной общины». В Афинах кроме облагорожения личности вообще, важным было нравственное ее совершенствование, от которого зависело совершенство и всей политической жизни. В Средние века большое значение в жизни людей имела церковь со своими церковными догмами, которая все образование держала в своих руках.

    В средневековых монастырях готовили переписчиков книг, создавали библиотеки и школы. Целью воспитания являлось воспитание послушания, уважения к старшим. В эпоху Возрождения главнейшей ценностью признавалось всестороннее развитие личности ребенка. Основной целью воспитания признавалось нравственное и гражданское воспитание, которое направлено на формирование деятельной, социально ориентированной личности, которая обладает чувством собственного достоинства, способна защищать Отечество. Впервые в это время вводится новая задача воспитания – воспитание эстетического вкуса через занятия музыкой, живописью, поэзией.

    Взгляды педагогов на цели воспитания Нового и Новейшего времени оказали большое влияние на дальнейшее развитие науки и практики, так как основывались на гуманистических позициях, на признании того, что ребенок является полноправным членом общества и заслуживает право на выбор. В период строительства новой системы народного образования среди воспитательных задач на первое место выступают такие, как воспитание коллективизма, активности, любви к труду, гуманизма и интернационализма. Основной целью обучения и воспитания советской школы является всестороннее развитие личности школьника

    Взгляды педагогов на цели воспитания на современном этапе развития общества кардинально меняются в пользу развития способностей ребенка, развития его личности, самостоятельной, толерантной, инициативной. В центре образовательно-воспитательной системы должен находиться именно ребенок, и его обучение и воспитание должно организовываться с учетом принципов дифференциации и индивидуализации.

    Все идеи в той или иной мере отражаются в существующих нормативных документах. Например, Законе РФ «Об образовании» указано, что цель воспитания заключается в воспитании гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

    В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года отмечено, что главная цель заключается в «формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

    Цель, сформулированная в Государственном образовательном стандарте начального образования соотносится с приведенными целями, но дана несколько сжато: «раскрытие способностей, адаптация к окружающей природе и социальной среде, овладение видами деятельности, формирование личностного отношения к окружающим».

    Перечисленные цели указывают на то, что в настоящее время в обществе идет переоценка ценностей, поворот к личности ребенка, признание приоритета общечеловеческих и национальных ценностей в процессе обучения и воспитания.