Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие

Пренатальное воспитание – это воспитание ребенка в утробе матери, т.е. до его рождения. Пренатальное воспитание - модная современная медицинская теория говорит о том, что ребенок в утробе матери, обладая развитыми чувствами, способен воспринимать информацию из окружающего мира. Как следствие, общение и воспитание ребенка может начаться еще до его рождения. В настоящий момент открыто множество курсов, написано много литературы и статей в Интернете, однако точка в этом вопросе далеко не поставлена. Исследуя эту теорию (пренатальное воспитание), мы сталкиваемся с простым логическим вопросом, а как можно проверить результат наших усилий и оценить его? Что, по сути, представляет пренатальное воспитание, может ли оно быть отнесено к серьезным медицинским методикам или пренатальное воспитание - просто психологическое отвлечение будущей мамы от собственных проблем? В нашей статье мы попытаемся разобраться с этим вопросом.

Для того чтобы с кем-то общаться, необходимо четко знать, что этот кто-то способен не только вас слышать, но и понимать, и усваивать информацию. Наука сейчас далеко шагнула вперед в определении возможностей плода на разных сроках беременности. Доподлинно известно, что родившийся малыш обладает слухом, осязанием, может различать вкусы и запахи. Чуть хуже у него развито зрение, но в темном утробе ему оно особо и не нужно.

Очень важно понимать время, с которого плод перестает быть набором клеток и начинает приобретать признаки созревшего человеческого организма, чтобы пренатальное воспитание было эффективным. В процессе развития происходят такие изменения:

В конце третьей недели у плода начинает биться сердце;

С девяти недель плод способен отличать вкус жидкости вокруг себя за счет появления на языке вкусовых почек;

С 10 недель вся кожа малыша становится чувствительной;

С 10-11 недели плод может отличать прикосновения к поверхности живота, реагировать на тепло, холод и боль. Если просматривать его реакцию на УЗИ, то явственно заметно изменение мимики лица в зависимости от испытываемых ощущений;

С 16-й недели развивается слух, когда начнёт действовать пренатальное воспитание. Плод начинает различать звуки, характерные для тела матери: сердцебиение, перистальтику, шум кровообращения. Околоплодная жидкость делает эти звуки приглушенными. Чуть позже малыш начинает различать (некоторые считают, что и запоминать) голоса и даже отдельные слова, поэтому пренатальное воспитание будет эффективным.

В период 19-20 недель плод начинает активно двигаться, мама чувствует его активность, что подсознательно толкает ее на первый телесный контакт через кожу живота;

К 24-й неделе у плода хорошо развиты вкусовые ощущения, осязания, более-менее зрение, малыш осмысленно реагирует на контакт через стенку живота;

К концу 8-го месяца у плода развивается обоняние.

Исходя из этих медицинских данных, можно рассматривать теорию внутриутробного воспитания ребенка (пренатальное воспитание). Пренатальное воспитание берет свое начало с 70-х годов 20-го века. Развитию этой самой ранней области педагогики и психологии способствовало развитие самых современных на то время медицинских методов исследования (УЗИ, волоконной оптики и т.д.). Эти методы (пренатальное воспитание) позволили следить за развитием плода на протяжении всего периода беременности.

Первая методика общения будущей мамы с плодом (пренатальное воспитание) была разработана калифорнийским акушером Ван де Каром. Он считал, что простые движения могут помочь более интенсивному интеллектуальному развитию плода. За основу были взяты способности малыша реагировать на тактильные ощущения. Будущая мама в течение 15-20 минут производила похлопывания живота и нажим на него. Одновременно с этим произносились повторяющиеся односложные слова.

Брент Логан, американский специалист по дородовой подготовке, в 80-е годы 20-го века выдвинул теорию стимулирования психического развитие ребенка с помощью звука. Беременным женщинам давали прослушивать музыкальные композиции, а также записи сердечного ритма разной высоты и частоты. Прослушивание (как пренатальное воспитание) производилось как через колонки, так и через наушники, при этом один из наушников помещался на живот. При этом врачи с помощью УЗИ следили за изменением сердечного ритма малыша и его двигательной активностью.

Однако первым элементом пренатального воспитания можно назвать еще ранее существовавший во Франции «поющий» родильный дом Мишеля Одена. В нем с будущими роженицами и отцами проводились занятия по хоровому пению. Такая методика, по мнению Одена, помогала укрепить нервы матери, что в последствие должно было положительным образом сказаться на появлении на свет спокойного ребенка. Также Мишель Оден подметил, что регулярное общение плода с отцом до родов помогает ребенку узнать голос папы сразу после рождения.

В России методика дородового общения (пренатальное воспитание) была разработана профессором Лазаревым и получила название «Сонатал» («сонас» по-латыни - «звучащий», натус - «рожденный»). Пренатальное воспитание было опробовано в конце 80-х годов 20-го века в Москве, Набережных Челнах, Тамбове и многих других городах. Методика заключалась в стимулировании развития плода и новорожденного методом музыкального воздействия. Общение производилось с помощью специальных вокально-речевых упражнений, воздействовало на двигательное, эмоциональное и дыхательное состояние плода, управляло их развитием.

Более детальные исследования показали, что плод хорошо реагирует на Моцарта и Вивальди, детские песенки и народную музыку, а вот при низких и басовых звуках Баха, Листа и Бетховена будущий малыш чувствует себя не особо комфортно. Если вам позволяют вокальные данные, то вы сами можете петь для плода различные детские и колыбельные песенки (пренатальное воспитание).

Также есть версия, что будущего ребенка еще на стадии беременности можно приучать к определенной последовательности действий перед сном. Для этого мама сама должна ежедневно соблюдать последовательность ужин-душ-колыбельная-сон. Такие действия (пренатальное воспитание) могут помочь ребенку уже после рождения более спокойно засыпать.

Наука продвинулась далеко вперед, многое о внутриутробной жизни ребенка стало известно. Но вопрос общения с ребенком до рождения и по сей день очень актуален и до конца не познан. Для начала нужно понять, с кем мы общаемся, т.е. представить, как происходит внутриутробное развитие малыша.

Общение с будущим ребенком: кто ваш «собеседник»?

Сейчас доподлинно известно, что новорожденный приходит в этот мир уже с огромным багажом впечатлений. Он получает ощущения с помощью всех органов чувств. Только что родившийся ребенок обладает всеми пятью человеческими чувствами: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом.

На данный момент уже достаточно изучено по неделям.

С конца 3-й недели у него начинает биться сердце.

В 9 недель на язычке плода появляются вкусовые почки, он способен различать вкус околоплодной жидкости и даже реагировать на него.

В 10 недель чувствительна вся поверхность кожи. 10—11 недель — это время, когда малыш отчетливо чувствует прикосновения, тепло и холод, боль. Но самое главное — что он уже умеет реагировать на эти импульсы. Если ощущения ему неприятны, он может изменять мимику.

В 16 недель ребенок начинает слышать. Сначала он слышит звуки материнского тела: сердцебиение, шум крови, звуки перистальтики. Он воспринимает эти звуки как приглушенные, через водную среду. Затем ребенок начинает слышать звуки, доносящиеся извне. Установлено, что он уже может «запоминать» отдельные слова, различать голоса. В 16 недель у плода развиты уже почти все формы чувствительности.

Примерно к 20-й неделе мама начинает чувствовать движения малыша, и это очень важный момент. Ведь это и есть ваша первая встреча с малышом — телесный контакт!

Природа мудра, и не случайно беременность длится девять месяцев. За это время мы можем привыкнуть к своему малышу и научиться его понимать. Почувствовать ответственность за него. Понять и принять новые роли в семье. Женщина может научиться понимать свое тело, что поможет ей в родах. Но самое главное — в это время мы учимся любить нашего малыша, еще не видя его, — любить его таким, какой он есть, не пытаясь переделать его, а стараясь понять. Мы учимся безусловной любви, мы учимся материнству и отцовству, мы учимся общению!

«Прогулка радости»: любовь к жизни закладывается еще до рождения

Понятия «дородового общения», необходимости постоянного контакта с ребенком до рождения используют многие, но понимают их все по-разному. Так, например, в Украине существует «Центр осознанного родительства». Специалисты этого центра отмечают, что трудные роды бывают только при противодействии ребенка, который боится идти в мир. Чтобы предотвратить это, необходим постоянный дородовый контакт. Для этого предлагается использовать так называемую «прогулку радости». Например, гуляя по улице, будущая мама рассказывает своему ребенку, как прекрасен мир, в котором ему предстоит жить, - не обязательно словами, можно и через образы, мысли. Так мама передает малышу положительные эмоции, закладывает в нем любовь к жизни.

Понятие «постоянного контакта» матери и плода воспринимается среди приверженцев пренатального воспитания неоднозначно. В одних методиках - это ежедневные, обязательные «ритуалы» общения. Женщину вводят в так называемое эйфорическое состояние, иногда в состояние гипноза (что противопоказано при беременности). Специалисты таких центров считают, что таким образом мать «воссоединяется» с ребенком, и общение достигает высочайшего уровня. Но это состояние опасно для беременной!

Другие методики говорят о необходимости постоянного, ежедневного обучения ребенка (существуют даже специальные методики обучения математике, языкам, алфавиту и т.д., но их эффективность не является научно доказанной). Здесь путают стимуляцию органов чувств с ранним интеллектуальным развитием. Беременные женщины ставят на живот наушники с записью текстов на иностранных языках, вместо того чтобы спеть песню самой и насладиться любимой музыкой. Они рисуют световым лучом буквы и цифры на своем животике, считая, что таким образом смогут сделать малыша гениальным. Разумеется, для развития ребенок нуждается во впечатлениях, но тех впечатлений, которые он получает, находясь в материнской утробе, вполне достаточно и без каких-либо дополнительных воздействий.

Если мама прислушивается к своему малышу, умеет его понимать и принимать — это залог их успешного контакта в будущем. Вы для малыша сейчас — целая Вселенная, с помощью ваших ощущений он познает мир. Помогите ему, и пусть, придя в этот непростой мир, кроха уже знает, что его ждут и любят!

Жизнь начинается на несколько месяцев раньше физического рождения, с момента оплодотворения. Но ответить на вопрос, с какого момента зародыш действительно является человеком или, по крайней мере, существом с функционирующей психикой, не так уж просто.

В настоящее время в возрастной психологии активно обсуждаются проблемы пренатального развития. (Развитие, происходящее в период до рождения, внутриутробное развитие плода; внутриутробная эволюция плода) Пренатальное вопитание – это область исследования развития психики ребенка до рождения.

Долгое время психология и философия не выделяли в феноменах внутриутробной жизни человека специального предмета изучения. Психическая жизнь младенца в утробе матери мыслилась как тотальная психологическая нерасчлененность и неразрывное телесное единство."Изгнание из рая материнского чрева" знаменует собой начало индивидуализированного развития самостоятельного индивида, в ходе которого может сохраняться страстное желание вернуться к тому, что осталось в памяти в виде образа океанического единства с матерью (5, 9, 35).

Возникновение и развитие пренатальных практик (и воспитание, и психотерапия) опирается на изменения в общественном сознании, которые произошли и происходят в последнее время.

Можно выделить по меньшей мере три уровня, на которых происходят эти изменения:

На философско-мировоззренческом уровне произошло признание субъектности нерожденного ребенка. Как отмечает Х.Ролстон-третий, "теперь мы смотрим более широко, чем прежде, на то, кого следует считать настоящей личностью... Теперь мы определяем нравственный статус плода в утробе матери" (17, стр. 273); осознание ответственности за будущее, которое зависит от действия или бездействия в настоящем (1);

На медико-социальном уровне обнаруживается кризис в акушерстве и гинекологии, где технологическое совершенствование не приводит ни к сокращению перинатальной патологии, ни к усилению привязанности матери к ребенку. Проблемы "отказных" детей, абортов, дурного обращения с детьми и другие проблемы, в основе которых лежит негативный опыт взаимодействия с матерью в младенчестве не находят своего разрешения;

На уровне конкретных наук произошел сдвиг интереса от младенчества (пик этого интереса пришелся на 1970-е годы) к внутриутробной жизни, накапливаются знания о ней, получаемые как в рамках естественнонаучных дисциплин (эмбриологии, гистологии - 3, 4), в психологии, в частности, в психоанализе и микропсихоанализе (32, 38).

Таким образом, появилось новое специальное направление - пренатальная педагогика, задача которой состоит в организации наиболее полезных для внутриутробного психического развития внешних воздействий. В рамках данной науки было доказано, что с момента зачатия биологическое (физическое) и психоэмоциоальное развитие человека идет параллельно. Каждый человек уникален с момента зачатия.

Традиционно выделяют три стадии пренатального развития:

Стадию зародыша (от оплодотворения, до имплантации яйцеклетки в стенку матки – около 2 недель);

Стадию эмбриона (со 20-ой недели до 7 недели беременности, когда происходит закладка наиболее важных органов);

Стадию плода (с 8 недель до рождения).

В течение 1 периода оплодотворенная яйцеклетка делится многократно копируя саму себя. Затем клетки начинают дифференцироваться, их функции специализируются для формирования основных структур живого организма.

В течение 2 стадии эмбрион обретает форму дифференцировки органов и клеток, они начинают выполнять специфические функции, происходит формирование конечностей, пальцев и основных органов чувств. К началу 8 недель длина эмбриона достигает 25 мм. В эмбриональный период будущий ребенок наиболее подвержен поражению различным вирусам.

3 стадия совпадает с формированием основ Н.С., с 12 недель плод уже принимает человеческий облик. К 16 нед. – 15 – 16 см., к 23 нед. У плода устанавливается цикл сна и бодрствования, синхронизированный с материнским.

До недавнего времени не было реальной возможности изучать поведение нормально развивающегося плода. В 70-х года 20 века появилась возможность с помощью ултьразвукового сканирования безопасно наблюдать за движениями плода. Еще до недавнего времени существовало мнение что плод глух и нем, что он ничего не видит и не чувствует, не имеет памяти и мышления. Вместе с тем, сегодня новые методы исследования позволили ученым заглянуть, прийти в гости к не родившемуся ребенку.

В чем же основное содержание жизни ребенка в утробе матери?

Физическое развитие ребенка во время беременности матери

Рост плода идет гигантскими темпами. На 12-й неделе плод достигает всего 9 см в длину, на 20-й - 20 см, на 28-й - 35 см. На 40-й неделе от макушки до пят его рост составляет в среднем уже 50 см. Исследования показали, что уже к пятой неделе эмбрион может двигать руками и туловищем, выражая свои удовольствия и неудовольствия кивками и гримасами. К четвертому месяцу у него развивается мимика: он может улыбаться и хмуриться. Еще через несколько недель он уже реагирует на любое прикосновение: вот почему так важно матери и близким гладить живот, чтобы ребенок воспринимал ласку.

С 6 недель у плода развивается чувствительность к свету: его беспокоит свет, направленный прямо на живот матери. Неврологические исследования подтвердили, что между 28-й и 30-й неделями у ребенка развиваются проводящие пути, которые передают сигналы от мозга к различным частям тела. В то же время кора головного мозга становится уже достаточно зрелой.

Психическое развитие ребенка во время беременности

Мама - первая вселенная ребенка. Сейчас не является секретом ни для кого, что ребенок ведет активную жизнь в животе у матери: он двигается, сосет палец, поворачивает голову к источнику интересных для него звуков, "играет" пуповиной. Все, что мама делает, тем или иным образом передается ребенку. Ведь мама - это первая вселенная ребенка, его "живая сырьевая база" как с материальной, так и с психологической точки зрения.

Например,вкус околоплодных вод меняется в зависимости от того, что поела мама. Многие реакции плода связаны с состоянием матери. Ребенок совершает судорожные движения, когда мать волнуется, делает гримасу недовольства, когда матери вводят медикаменты. Ребенок на гормональном уровне переживает все состояния матери.

Для младенца очень важна информация, которая поступает от мамы. Это необходимое условие для развития мозга. Надо отметить, что сейчас выдвигаются версии о том, что именно во внутриутробный период начинает формироваться базовое доверие или недоверие к миру, это идет на основе информации, поступающей к ребенку от мамы. Психоаналитик доктор Сильвио Фанги в книге "Микропсихоанализ" высказывает мнение о том, что источники всех проблем человека возникают задолго до его рождения. Отношения между матерью и ребенком в период беременности он назвал "внутриутробной войной", которая заканчивается после рождения ребенка и может возобновиться с новой силой, если мать наносит обиды своему ребенку. Человек - существо парадоксальное

Психологи Америки считают, что "жизнь начинается не с рождения, а с зачатия". Следовательно, то, что человек испытывает, начиная от зачатия, окажет существенное влияние на его физическое и психологическое развитие. Исследования по пре- и постнатальной психологии показали, что музыка оказывает колоссальное стимулирующее влияние на познавательное, эмоциональное и психомоторное развитие как нерожденного, так и новорожденного ребенка. Если беременная женщина с наслаждением слушает нежную, ласковую музыку, то это каким-то (пока еще не совсем понятным психологам) способом действует на плод, и после рождения дети активнее реагируют на ту музыку, которую они уже "слышали" до рождения.

Сегодня имеется множество различных программ образования нерожденного ребенка, которые, по утверждению изобретателей, дают возможность рожать "эмоционально уравновешенных детей" с высоким уровнем коэффициента интеллектуального развития. Такие дети более активны, они улыбаются, садятся, начинают ходить и говорить раньше, и у них более глубокие узы любви с родителями.

Неврологи утверждают, что резкое увеличение пульса (до 130-140 ударов в минуту) в какой-то конфликтной ситуации носит непродолжительный характер, то есть если женщина быстро справляется со своими эмоциями, то ребенок после рождения скорее всего будет эмоционально устойчив. Мать, которая всячески избегала волнений во время беременности, может сослужить своему ребенку плохую службу - тот просто не сможет противостоять стрессам. В период эмоциональной разрядки лучше всего положить руку на живот, погладить, поговорить с ребенком. Ведь уже в 4 месяца он способен воспринимать все чувства матери, поэтому чем интереснее и насыщеннее ее жизнь, тем лучше развиваются мозг и нервная система плода.

Логическое мышление и способность к языкам, по утверждению американских исследователей, формируются с 4-го месяца беременности и до начала третьего года жизни. Поэтому чем больше слов на разных языках будет им услышано в этот период, тем легче малыш сможет в дальнейшем освоить премудрости иностранной речи.

Восприимчивость к шуму во внутриутробном состоянии достаточно высока. С одной стороны, при резких, громких звуках плод испытывает не только страх, но и ухудшение состояния: ощущает боль, пульс резко учащается, он как бы сжимается (этим можно объяснить выкидыши и преждевременные роды, последовавшие после излишне шумных выяснений отношений). С другой стороны, нежная мелодичная музыка влияет на плод благотворно: ребеночек "танцует" под нее, и потом, как показали многочисленные опыты, он сохраняет способность узнавать понравившуюся мелодию.

Выдающийся пренатальный психолог, доктор медицинских наук Томас Верни показал, что уже через четыре месяца после зачатия ребенок хорошо слышит, реагирует на звук, узнает мелодию. Включите Вивальди, и даже самый беспокойный ребенок расслабится. Включите Бетховена, и даже самый наиспокойнейший начнет ворочаться и толкаться ножками.

Аудиолог Мишель Клементе< в результате своих исследований пришла к выводу, что у ребенка до рождения есть своя любимая и нелюбимая музыка. Одни из любимых композиторов еще не родившихся детей - Вивальди, Моцарт. А музыка Брамса, Бетховена и все виды рок-музыки, наоборот, приводят их в волнение. Возможно, если вы будете давать слушать музыку вашему еще не родившемуся ребенку, у него возникнет глубокий интерес к ней на всю жизнь.

Именно в связи с тем, что ребенок внутри матери не только развивается физически, но уже является чувствующим и эмоционально реагирующим существом, так важен эмоциональный климат в семье, главная цель которого - умиротворение, доброжелательность, терпение и радостное ожидание нового человека.

Общеизвестный факт – малыш, еще только находясь в материнском животике, уже прекрасно слышит, чувствует и понимает, что происходит за пределами его «жилища», узнает голос матери и тонко ощущает особенности ее психологического и физического состояния. В связи с этим, возрастает роль дородового воспитания. Что же может сделать мама для того, чтобы начать воспитание и развитие своего малыша еще до его рождения?

Роль дородового воспитания

Врачи отмечают, что раннее начало развивающих и воспитательных занятий с малышом способствует активизации соответствующих отделов его головного мозга – и, как следствие, максимально полноценному развитию ребенка.

Не зря будущим родителям рекомендуется активно общаться с еще не появившимся на свет малышом. Оказывается, ежедневное «семейное» общение способствует выработке у ребенка представления о различиях между мамой и папой. В итоге родившийся ребенок уже будет иметь представление о том, какой голос у мамы, а какой у папы – и будет чувствовать себя намного комфортнее. Кроме того, активное общение родителей с еще не родившимся ребенком дает ему уверенность и чувство безопасности.

Говорите малышу, как вы его ждете, какой он у вас замечательный и как вы его любите, опишите ему, какой прекрасный мир ждет его появления на свет. Пусть будущий папа поглаживает Ваш живот.

Определить роль дородового воспитания помогает исследование американского ученого Станислава Грофа, который выделил 4 «базовые ступени» пренатального периода. Первая ступень – внутриутробное развитие плода в течение 9 месяцев. Гроф утверждает, что на первой ступени развития на плод влияют абсолютно все факторы, так или иначе сопровождающие беременность. Стрессы матери, неправильное питание или вредные привычки, разного рода негативные и позитивные переживания – все это остается в бессознательном неродившегося малыша.

Вторая, третья и четвертая ступени приходятся на период родов. Вторая ступень – предчувствие кардинальных перемен, третья – испытание огромными нагрузками во время родов, четвертая – непосредственно приход в этот мир.

Гроф считает, что только правильное и естественное прохождение всех этих четырех этапов обеспечивает нормальную адаптацию ребенка к жизни вне материнской утробы и достойное развитие.

В связи с этим, дородовое воспитание имеет огромное значение для нормального развития ребенка до и после рождения. Какие же методы дородового воспитания можно выделить?

Образное мышление

Суть этого метода дородового воспитания в том, чтобы повлиять на развитие ребенка с помощью мыслей и создания образов у себя в воображении. Давно уже доказано, что мысли материальны – и они влияют на нашу жизнь. Точно так же мысли мамы могут повлиять на еще не родившегося малыша. Например, если будущая мама будет положительно настроена по отношению к предстоящим родам – то и малыш будет чувствовать эмоциональный подъем, а его развитие будет намного более интенсивным и гармоничным. Буквально с первых дней беременности будущая мама начинает формировать для своего ребенка жизненный фундамент – и только от нее зависит, каких «кирпичиков» в нем будет больше – положительно или отрицательно окрашенных. С увеличением срока беременности важно укреплять этот фундамент и противостоять его деформации под воздействием отрицательных впечатлений.

Такой метод еще называют медитацией-визуализацией – наверное, потому, что порой будущая мама, погруженная в мысли о ребенке и своей беременности, со стороны выглядит как йог, занимающийся медитацией. Сядьте поудобнее в кресло или прилягте на диван, закройте глаза и начинайте представлять, как беременности и роды позади, на улице прекрасная погода - и Вы гуляете в парке с коляской. Представьте, как Вы кормите малыша, как он улыбается Вам и тянет к Вам ручки. Некоторые специалисты придерживаются мнения, что будущей маме полезно представлять, как малыш развивается у нее в животике.

Такой метод дородового воспитания включает в себя также формирование в воображении образа нерожденного малыша. Причем, лучше сосредоточиться не на внешности или поле ребенка, а на качествах его характера. Единственное «но»: некоторые родители так увлекаются этим методом дородового воспитания, что неосознанно навязывают малышу свои нереализованные мечты и желания.

Развитие органов чувств

Врачи пришли к выводу, что уже к 3 месяцу внутриутробного развития у малыша появляются обоняние, слух, вкусовое восприятие, развивается вестибулярный аппарат и тактильное восприятие. К 6 месяцам развития у малыша развивается зрение – и он начинает видеть свет, падающий на материнский живот.

Считается, что в этот период будущая мама должна жить в мире красоты: ходить на концерты и выставки, посещать музеи и театры и представлять, что вместе с ней наслаждается этой красотой и малыш.

Развитию органов чувств способствуют солнечные ванны, принимаемые мамой, музыка, которую она слушает во время беременности, пища, которой лакомится будущая мама. Младенцы, находящиеся в материнском животе, больше всего любят классическую музыку – а какое музыкальное произведение нравится именно Вашему малышу, Вы сможете узнать по его движениям внутри Вас. Кстати, исследования, проводимые учеными, подтвердили, что дети, рожденные матерями, слушавшими музыку на протяжении всей беременности, обладали абсолютным слухом.

Но, конечно, наиболее приятным и значимым для младенца звуком является звук материнского голоса. Как можно больше пойте для своего малыша. Это могут быть колыбельные, просто мелодичные песни или даже музыкальные напевы без слов. Ученые заметили, что дети запоминают мелодии, которые слышали, находясь в животе у мамы – и узнают их после рождения.

Для развития тактильных ощущения у малыша будущей маме полезно делать такое упражнение. Возьмите в руки предмет, ощупайте его, осознайте свои ощущения, запомните форму, вес, материал и другие характеристики вещи и, закрыв глаза мысленно передайте ощущения своему ребенку. Для большего эффекта почувствуйте себя ребенком, который активно познает мир, которому все интересно и ново.

Развитие речи

Научно доказано, что ребенок, находящийся в утробе, слышит человеческую речь и способен различать голоса, принадлежащие разным людям. Проводились эксперименты, которые доказывали, что дети узнают отрывки из литературного произведения, которые они слышали еще до рождения. В связи с этим, дородовое воспитание может способствовать развитию речи.

Находясь на прогулке, рассказывайте малышу обо всем, что видите, не жалея прилагательных и эпитетов. На последних месяцах беременности вместе с мужем разговаривайте с ребенком каждый от своего имени.

Например, Ваш муж говорит: «Привет, малыш, я твой папа», а Вы продолжаете: «А я твоя мама, я тебя очень люблю и жду!».

При общении с малышом не забывайте гладить животик, чтобы ребенок понимал, что Вы говорите именно с ним.

Развитие интеллекта

Начиная в 8 недели внутриутробного развития ребенка, у него бурно развиваются клетки мозга. С помощью дородового воспитания Вы можете поспособствовать развитию интеллекта ребенка.

Возьмите несколько листов цветной бумаги, поочередно смотрите на каждый цвет, формируйте у себя в воображении ощущение, связанное с этим цветом и передавайте его ребенку. Выделите для себя самый приятный и самый неприятный цвет. Работа с цветами стимулирует психическое и физическое развитие ребенка, а также, активизирует развитие полушария, ответственного за невербальное мышление.

Важное значение для развития интеллекта у малыша имеет тактильный контакт мамы с ребенком. Существует даже специальная методика, автором которой является датчанин Франц Вельдман. Эта методика называется гаптономия (от греч. hapsis - прикосновение; nomos - закон; букв, «закон прикосновений»).

Калифорнийский врач-акушер Рене Ван де Кара также говорил о роли прикосновений в дородовом воспитании и ратовал за использование тактильного воздействия рук на брюшную полость самими женщинами (нажатие, похлопывание, встряхивание) в сочетании с повторяющимися односложными словами. 20-минутного ежедневного воздействия в третьем триместре беременности вполне достаточно.

Прикосновения к животу и эмоциональное состояние мамы положительно воздействуют на физическое и нервно-психическое развитие ребенка. И, конечно, это по-настоящему сближает малыша с родителями.

Начиная дородовое воспитание ребенка, помните – воспитывать и развивать малыша нужно не с момента рождения, а с момента зачатия!

Традиционно считалось, что основной этап обучение детей – период от рождения до 7 лет. Последние исследования в области перенаталогии и нейробиологии показали, что обучение начинается гораздо раньше...

Исследования показали, что дети, которых стимулировали до рождения, быстрее смогли
овладеть многими зрительными, языковыми и двигательными навыками. Кроме того, были получены данные, свидетельствующие о том, что мозг таких детей лучше развит, и их интеллектуальный уровень очень высок.

Как развивается ваш ребенок

Первый триместр - эмбрион начинает развиваться, начинают формироваться голова, руки и ноги, он начинает двигаться (вы этого не чувствуете); начинают развиваться отделы нервной системы, отвечающие за равновесие и ориентацию в пространстве; сердце начинает биться сильнее.
Второй триместр - голова развивается быстрее, чем остальные части тела; глаза реагируют на свет; начинают развиваться основные внутренние органы; ребенок реагирует на громкие звуки и музыку; он активно двигается, и вы уже можете это почувствовать; ребенок начинает слышать, и его способность к обучению значительно увеличивается; появляются первые признаки наличия памяти и способности реагировать на всевозможные раздражители, при этом музыка имеет успокаивающее действие, а резкие звуки - возбуждающее.
Третий триместр - нервная система ребенка полностью сформирована; мозг растет очень быстро; движения более скоординированные; мускулы лучше развиты; ребенок двигается в такт музыке; зрение сформировано, поэтому его реакция на свет становится очевидной; на девятом месяце он толкается реже, но сильнее; он продолжает расти и развиваться вплоть до рождения.

Kaк развивается мозг ребёнка

Мозг вашего ребенка начинает развиваться практически сразу после зачатия. К концу пятого месяца уже определено, сколько мозговых клеток будет иметь ребенок с рождения и до конца жизни. С этого момента меняться будет только размер и сложность уже созданных клеток и межклеточных связей. Примерно на восьмом месяце внутриутробного развития мозг вашего ребенка значительно изменится. Он станет в два раза тяжелее, и связи между мозговыми клетками станут еще более сложными. Постепенно клетки увеличиваются, обрастая невероятно сложной системой многократных межклеточных соединений, напоминающей сплетенные ветки дерева. Чем сильнее стимуляция клеток, тем сложнее система межклеточных соединений и, соответственно, тем лучше будет развит мозг. Число мозговых клеток, имеющихся у ребенка при рождении, позволяет определить его потенциал, а уровень интеллекта в итоге определяется именно количеством межклеточных связей.

Методики дородового обучения

Один из первооткрывателей пренатального обучения доктор Рене Ван де Карр более 20 лет назад основал Пренатальный университет в Гейварде (штат Калифорния, США). В нем будущих родителей учат, как стимулировать развитие интеллекта малыша еще до рождения. Он считает, что 5-й месяц беременности - самое время для начала этого процесса. Взаимодействие крохи с окружающей средой стимулирует рост мозга как до рождения, так и после. Начиная с 8-го месяца внутриутробного развития новые клетки больше не производятся, однако мозг продолжает развиваться. Можно ли уменьшить потерю клеток? Да, ведь если клетку стимулировать, она образует связи с соседними клетками. Если появляется достаточно таких связей, клетка не отмирает.
Насколько хорошо развит мозг, зависит от многих факторов. Как много связей образовано между клетками? Насколько прочны эти связи? Как быстро импульс проходит от одной клетки к другой? Все это зависит от стимуляции, которая воздействует на мозг. Иными словами, чем больше воздействовать на мозговые клетки, чем прочнее и эффективнее связи между ними, тем более развит мозг.

Вербальные и тактильные упражнения

Начиная с 5-го месяца внутриутробного развития ваш ребенок готов учиться общению посредством звуков и прикосновений. Так, прослушивая серию повторяющихся барабанных ритмов, ребенок знакомится со звуками, отличными от сердцебиения своей матери. Когда он будет шевелиться, начните играть с ним, воздействуя на его тактильные ощущения. Например, приглашение потолкаться в определенное время учит еще не родившегося ребенка общаться с вами. К 7 месяцам внутриутробного периода у вас уже накопится достаточный опыт общения с малышом, и на этой ступени вы можете начинать собственно „обучение” вашего ребенка. Ван Карр утверждает, что в это время очень важно разговаривать с малышом и понимать его ответы.

Первые слова

Еще не родившимся малышам предлагают 26 слов, цель которых - научить кроху ассоциировать определенные чувства с определенными словами. Они делятся на 7 групп и связаны:
- прикосновениями (похлопать, потереть);
- движениями (покачиваться, подниматься);
- движениями ребенка (пинать, толкать);
- функциями тела (кашель, икота);
- визуальными ощущениями (светло, темно);
- термальными ощущениями (горячо, холодно);
- звуками (музыка, звук).
Введение слов сопровождается включением-выключением света, прикосновением теплым и холодным и т. п. Наконец, приходит очередь частицы „не”. Например, после того как кроха познакомится со словом „толкайся”, вы можете ввести фразу „не толкайся!” Особое внимание уделяется тем словам и ощущениям, которые будут использованы во время общения при родах; например, „это сдавливание” - при объяснении схватки.

Рассказы и песни

Начиная с 8-го месяца беременности вы уже можете составлять из известных малышу слов простые фразы. По мнению Ван де Карра, так вы закладываете фундамент развития речи малыша.
Известно, что звуки речи и музыкальные ритмы воспринимаются различными центрами головного мозга, поэтому чаще пойте ему песенки.

Музыка

Один из видов пренатальной стимуляции - проигрывание ребенку классической музыки. Многие специалисты считают, что классическая музыка - один из лучших источников информации. Кроме того, можно говорить со своим ребенком, петь ему и гладить свой живот - все это будет способствовать внутриутробному обучению малыша. И все-таки лучший способ внутриутробной стимуляции ребенка и развития его мозга - это звук.
Доктор Норман А. Равски, доцент медицинских наук кафедры акушерства и гинекологии Йельской Высшей медицинской школы, а также врач-ординатор университетской больницы в Нью Хейвене, рекомендует проигрывание классической музыки эмбрионам. Доктор Равски утверждает, что «внутриутробная акустическая стимуляция плода положительно влияет на исход беременности и на развитие плода». Считается, что если ребенок, находясь в утробе, слышал голоса своих родителей, он узнает их и сразу после рождения. Разговор с ребенком будет полезен не только как стимуляция, но и как еще одна возможность для отца ребенка установить с ним более тесную связь. Когда вы говорите со своим ребенком не забывайте о том, что первый шаг в овладении языковыми навыками - это усвоение интонаций. Очень важно, чтобы с ребенком говорили оба родителя. Голос матери более высок и мелодичен, к тому же ребенок слышит его постоянно. Голос отца более низкий и сильный, поэтому он легче проникает через плаценту.
В ходе одного из исследований, будущим мaмам предлагали ставить детям свою любимую классическую музыку по десять минут в день, делая при этом звук чуть громче, чем звук нормального разговора. Было обнаружено, что дети тут же реагируют на изменения в окружающей среде убыстренным сердцебиением. Интересен еще тот факт, что ребенок никак не реагирует на отдельные не связанные в мелодию ноты, даже если они звучат очень громко и близко.
Д ругое исследование показало, что дети, которые с пятого месяца внутриутробного развития и до самого рождения по десять минут дважды в день слушали классическую музыку, развивались быстрее, начинали говорить на шесть месяцев раньше и имели более высокий интеллектуальный уровень, чем дети, которые не слушали музыку, находясь в утробе.

Что новенького?

В последние годы в Европе стало появляться больше школ и центров для будущих родителей, в которых помимо собственно подготовки к родам практикуются и различные методы развития мозга деток, находящихся у мамы в животике.
Наряду с новыми программами и методами пренатального образования применяются различные изобретения, призванные помочь будущим родителям развивать и обучать своих малышей еще до рождения. Например, рупор, через который малыш сможет лучше услышать будущего отца. Или специальный музыкальный пояс, который надевается на живот мамочки и позволяет малышу при помощи толчков извлекать из пояса музыкальные звуки и даже включать ту или иную музыкальную программу. Такое первое пианино!
А можно ограничиться и доступным всем аудиоплеером с наушниками. Преподайте ребенку первые уроки иностранного языка или познакомьте его с классической музыкой. Кстати, и здесь заботливым родителям могут предложить специальные аудиопрограммы. Так, в США распространена система BabyPlus, разработанная доктором Брентом Логаном. Это 16 аудиоуроков, представляющих собой последовательность ритмичных звуков, напоминающих сердцебиение матери. Звуки напоминают пульсацию крови в плаценте, но различаются по частоте и ритму. Ребенок учится узнавать различия между звуками. Кстати, доктор Логан утверждает, что речь человека и даже музыка слишком сложны для развивающегося в утробе ребенка. По его мнению, единственный язык, понятный еще нерожденному ребенку, - это звук сердцебиения. „Предоставление небольших объемов информации на языке, понятном плоду, - самое лучшее обучение”, - утверждает он.

Заключение

Дородовое обучение способствует менее болезненным схваткам, более низкому числу кесаревых сечений и большему количеству родов без осложнений.

Кроме того, ребенок, который прошёл дородовое обучение, скорее всего:
- будет более спокойным и проворным;
- будет более жизнерадостным;
- меньше будет плакать;
- дольше сможет удерживать внимание;
- будет сильнее;
- сможет хорошо ориентироваться в пространстве;
- раньше поднимет головку и раньше встанет;
- раньше пойдет;
- раньше заговорит;
- будет более уверен в себе

Всем родителям хочется, чтобы их малыш рос умным, красивым, а главное - здоровым. Однако, по мнению противников дородового обучения, как раз здоровье ребенка может пострадать от чрезмерного вмешательства в его жизнь в утробе матери. Период беременности предназначен для того, чтобы у крохи сформировалось все необходимое для его дальнейшей жизни во внешнем мире.
Малыш и его мама тратят на это немало сил, а ведь они нужны им в первую очередь для привыкания друг к другу. Издавна в народе говорили, что будущая мама должна смотреть на красивые вещи, получая положительные эмоции, ведь тогда сходные чувства испытывает и ее малыш. Как вы будете воспитывать ребенка - традиционно или с помощью новейших методик, решать вам. Главное - получать удовольствие! Babyplus. Её эффективность и безопасность подтверждена многочисленными испытаниями и многолетним опытом применения родителями по всем миру. Подробнее вы можете узнать .