Ребенок 6 мес. Зрительное и слуховое восприятие

Грудничок в 6 месяцев уже может удерживать свой вес на ножках, поэтому он очень любит прыгать. При этом прыжки весьма благотворно сказываются на развитии мышц ног, тренируя их и подготавливая к последующей ходьбе.

Ребёнка можно взять под мышки и помочь ему встать на пол. Надо помочь ему начать движение, просто оторвав его от пола, либо подняв с колен, однако едва он начнёт движение, следует только смотреть за ним. Приятно и интересно понаблюдать за детской радостью.

В то время, как у ребёнка развиваются ноги, происходит и развитие его рук. При нормальном процессе развития мелкой моторики рук малыша он в возрасте полугода легко может переложить предмет из одной руки в другую. При этом в движении уже начинает принимать участие большой и указательный пальцы, становится более подвижным запястье. Можно понаблюдать за тем, как ребёнок находит на полу какую-нибудь крошку, пытаясь сосредоточиться и взять её двумя своими маленькими пальчиками. В этот период родителям следует не забывать спрятать все свои пуговицы, монеты, булавки и прочие мелкие предметы, могущие оказаться во рту у маленького ребёнка, спровоцировав удушье.

Для того, чтобы малыш мог лучше ползать, необходимо развитие общих двигательных навыков его рук. При этом работают в основном большие мышцы не только рук, но и ног, а также всего тела. Для тренировки малыша полезно положить его игрушку в таком месте, чтобы ему пришлось, доставая её, тянуться к ней и понаблюдать, как у него это будет получаться. Если он начинает плакать, не доставая игрушки, его следует подбодрить, но игрушку всё равно не давать. Таким образом, родители будут проверены на прочность, а ребёнок приобретёт уверенность в своих силах, достав игрушку самостоятельно.

Малыш может повторять попытки снова и снова до тех пор, пока они не увенчаются успехом. Следует одевать его в просторную одежду, чтобы увеличить его движения.

Вес грудничка в 6 месяцев

Экспертами ВОЗ разработаны нормативные параметры прибавления веса для грудного ребёнка по месяцам, в которых предусмотрены несущественные колебания. У родителей высокого роста дети рождаются крупными, и масса тела их, как правило, большая. И наоборот - у низкорослых родителей дети бывают малого веса и набирают его медленнее остальных. В среднем, масса тела новорожденного ребёнка находится в пределах 2650-4500 граммов. Средний показатель набора веса за месяц в первые полгода жизни составляет 800 граммов. Это несложно отобразить в виде формулы:

Масса тела = вес тела при рождении + 800*N, где N - количество месяцев жизни.

По истечении полугода вес тела рассчитывается по другой формуле:

Масса тела = вес тела при рождении + 600*6(вес, который ребёнок набрал за первые полгода жизни) + 400*(N-6), где N - общее число месяцев от 6 до 12.

Грудничок 6 месяцев: Здоровье

Режим грудничка в 6 месяцев

В шесть месяцев у ребёнка начинается переход к взрослому режиму питания, подразумевающему наличие в дневном рационе завтрака, обеда и ужина. Поэтому обязательным элементом дневного режима шестимесячного грудничка является введение прикорма. Современная педиатрия рекомендует привносить в рацион малыша новые продукты, когда он уже достаточно окреп, что идеально делать после первого его пробуждения. В этом случае организм правильно настроится на незнакомую еду.

Режим грудничка в 6 месяцев предполагает совмещение прикорма с кормлением грудью. Как правило, при утреннем пробуждении мать кормит ребёнка грудью, а после - днём даёт кефир, кашу или пюре.

В возрасте полугода ребёнок достаточно взрослый, чтобы, не просыпаясь, спать семь часов. Ярче всего переход на длительный ночной отдых демонстрируют дети, пребывающие на искусственном вскармливании. Режим дня такого малыша даёт возможность спать и больше - до восьми либо девяти часов, не просыпаясь. При этом дневной режим грудничка, находящегося на естественном кормлении не должен отличаться каким-то существенным образом. Именно в этом возрасте уже допускается введение прикорма. Сначала рекомендуется начинать с каши и кефира, впоследствии можно переходить на плотный ужин и крепкий сон ночью.

Спать шестимесячному ребёнку следует трижды в день, причём время бодрствования постепенно начинает превышать время сна. Следует пристально следить за малышом, выявляя удобные для него и родителей промежутки отдыха и сна.

Массаж грудничку 6 месяцев

Массаж грудничку в шесть месяцев производится в сочетании с физическими упражнениями. Вначале выполняется поглаживание рук - начиная от кистей и далее до плеч. Руки можно развести в разные стороны, после чего скрестить на груди, потянув вниз и вверх. Каждое движение повторяется до восьми раз. При выполнении данных упражнений неплохо применять кольца, вложив их в руки ребёнка и потянув за них.

Далее осуществляется переход на массаж живота, совершая при этом вращательные движения слева направо, захватывая тем самым пространство ниже области пупка. Количество повторов ограничивается восемью. Грудную клетку ребёнка следует погладить ладонью несколько раз, после чего делаются движения двумя руками в стороны от её центра.

Массаж ножек малыша осуществляется путём проведения нескольких одновременных, а затем поочерёдных, разгибаний и сгибаний. Завершая массаж, выполняются надавливания на стопы и массаж каждого пальчика. На пальцах ног располагаются точки, отвечающие за работу внутренних органов. Этот процесс нуждается в стимулировании, поскольку происходит интенсивное развитие всех систем организма малыша после его рождения.

По три раза в каждую сторону выполняется разворот на бок со спины, при этом следует придерживать малыша за колено и локоть в целях равномерного распределения нагрузки на позвоночник. В заключение ребёнка следует перевернуть на живот и приступить к массажу спины.

Спинка ребёнка поглаживается ладонью по направлению к шее от крестца. В этом же направлении выполняется некоторое количество лёгких надавливаний на мышцы около позвоночника. После этого следует погладить от позвоночника в стороны плеч и в направлении рёбер. Массаж спины завершается собиранием кожи в складки.

Завершающей стадией массажа является упражнение, развивающее способности ползанья. Ребёнка нужно повернуть со спины на живот, свою ладонь прижать к его стопам и слегка подтолкнуть его вперёд. Он подтянет к себе ножки и приподнимется на четвереньки. В том случае, если ребёнок уже ползает к полугоду, это упражнение только закрепит имеющееся умение.

Гимнастика для грудничков 6 месяцев

Гимнастика для грудничков 6 месяцев является прекрасным способом развития двигательной системы малыша, и возможностью получения массы положительных эмоций. Детские врачи дают настоятельные рекомендации проведения ежедневной гимнастики для грудных детей в целях предотвращения всевозможных колик, болезней и для общего укрепления детского организма. Необходимо соблюдать простые правила для проведения гимнастики с новорожденным.

Прежде всего, гимнастику для грудных детей полугодичного возраста следует проводить не раньше часа после еды и не позднее получаса до следующего приёма пищи.

Кроме того, гимнастику малышу нужно делать тогда, когда малыш пребывает в бодром состоянии и настроении.

И наконец, следует отметить, что гимнастика выполняется на протяжении пятнадцати минут, для того, чтобы не изматывать ребёнка. Для детей полугодичного возраста важна не длительность упражнений, а их качество. Ребёнка можно положить на спину, согнуть в колене правую ножку, а левую руку в локте и постараться достать коленкой до локтя. Те же движения можно проделать с правой рукой и левой ногой.

Упражнения для грудничка 6 месяцев

Упражнения для грудничка в 6 месяцев могут носить самый разнообразный характер, разбиваться на различные вариации и комплексы. Можно проводить с ним упражнения по фитболу - играть с большим мячом. Грудничка кладут на мяч и катают туда-сюда, малышам это очень нравится. В то время, когда качают ребёнка, можно оторвать одну руку, затем другую, для того, чтобы впоследствии ребёнок мог отрывать руки от мяча самостоятельно. Целесообразно положить игрушки впереди мяча, для того, чтобы малыш, раскачиваясь, хватал их по очереди. После этого можно покачать малыша, положив его на мяч спиной. Затем можно посадить ребёнка сверху на мяч и попрыгать в таком положении - это будет очень весёлое упражнение.

Грудничок 6 месяцев: Питание

Меню грудничка в 6 месяцев

Полгода для грудного младенца - самое подходящее время для того, чтобы разнообразить его ежедневное меню. По большей степени в этом возрасте малыша оно состоит из грудного молока. В том случае, если у матери его недостаточно, актуально приготовление разнообразных смесей, более подходящих по возрасту ребёнка. Эти смеси достаточно хорошо подходят для обеспечения грудничка всеми необходимыми ему витаминами для роста. Кроме того, можно постепенно приучать малыша к взрослой еде.

Утором и вечером лучше всего кормить малыша грудью. Если до этого момента малыш ел только материнское молоко, можно постепенно прикармливать его, давая пюре из фруктов и овощей. Педиатр может дать хороший совет относительно того, что лучше всего подойдёт для разнообразия меню малыша. Лучше всего начинать введение прикорма с одной чайной ложки и постепенно доводить 150 граммов в день. После того, как малыш привыкнет к одному новому продукту, целесообразно введение в его рацион ещё чего-то нового.

Если малыш помимо грудного молока употребляет в пищу ещё и прикорм, его дневное меню выглядит примерно так:

  • при первом кормлении только грудное молоко;
  • на второе кормление молочная кашка либо пюре;
  • при третьем кормлении пюре из овощей, яичный желток, сок из фруктов;
  • четвёртое кормление может состоять из грудного молока, творога, фруктового сока;
  • на ночь, как и утром, грудное молоко.

Грудничок 6 месяцев прикорм

Если ориентироваться на теоретические выкладки, то организм шестимесячного малыша уже способен принимать любые пищевые нововведения, однако, как показывает практика, прикорм следует вводить размеренно и всё время контролировать этот процесс.

Введение прикорма обогащает питательный и минерально-витаминный состав каждодневного меню грудного ребёнка. Часто рекомендуется начинать прикорм с овощей, при этом предпочтительны те, которые не вызывают аллергию. Это кабачки и цветная капуста. Такие, как свекла, картофель и капуста белокочанная остаются для последующего состава меню.

Если малыш весит недостаточно, рекомендуется начало введения прикорма с каш. Они более сытные, чем овощное пюре. Помимо продукта для прикорма важен также и способ его приготовления, который может быть как домашним, так и производственным. Особого различия не существует, только перед тем, как приобрести коробку каши или банку пюре, следует тщательно изучить состав приобретаемого продукта.

Рецепты для грудничков 6 месяцев

Организм ребёнка в первые полгода жизни адаптируется к окружающей среде и воспринимает только материнское молоко. По истечении этого возраста можно вводить разнообразные прикормы. Рецепты для грудничков 6 месяцев включают в основном лёгкие блюда лёгкого усвоения, актуальные до года. Это творожные продукты, перетёртые овощи, кашки и супы-пюре. Практически все блюда подвергаются определённой тепловой обработке для того, чтобы обезопасить ребёнка от воздействия лишних болезнетворных микробов. При этом необходимо сохранение в продуктах всего полезного для роста и развития малыша.

Рецепты для грудничков 6 месяцев подбираются в соответствии с учётом их аппетита, а также личных характеристик развития. Нередко для того, чтобы правильно составить меню нелишним будет выслушать мнение участкового детского врача. Видя общую картину, он сможет дать рекомендацию по количеству витаминов, содержащихся в рационе малыша.

Суп для грудничка 6 месяцев

Суп для грудничка 6 месяцев следует варить на рыбном или мясном бульоне либо на отваре. Тёплый суп согревает стенки желудка, что благоприятствует перевариванию пищи. Для ребёнка в возрасте полугода суп может являться одним из основных блюд.

Как правило, функция первого блюда заключается в поддержании водно-солевого баланса у грудного ребёнка. Он содержит широкую палитру полезных для организма веществ, таких, как пектин, клетчатка, витамины и органические кислоты, магний, калий, железо и другие.

Не столь агрессивны молочные супы и супы-пюре, поскольку их воздействие на стенки желудка достаточно мягкое. Такие супы считаются исключительно детскими, чаще всего именно они составляют основу меню.

Грудничок 6 месяцев: Лечение

Температура у грудничка 6 месяцев

Все родители переживают за здоровье своего ребёнка и не хотят, чтобы он когда-либо болел. Перемены самочувствия малыша проявляются в изменении температуры его тела, будь то её снижение или повышение. Температура у полугодовалых грудных детей может повышаться в случае разнообразных заболеваний. Её следует грамотно измерять для того, чтобы не залечить ребёнка сверх необходимого лекарствами, которые ему не нужны и, с другой стороны, вовремя определить серьёзную болезнь.

Измеряя температуру, важно определить общее состояние ребёнка - насколько он весел, подвижен, не кричит ли он. При температуре на протяжении суток 37,2 и выше следует вызывать на дом врача, поскольку речь уже идёт о простуде или лихорадке.

Сбивать температуру лучше от 38,5-39 градусов, при том, что у грудного ребёнка отсутствуют очевидные признаки болезни, ножки и ручки тёплые. Любые препараты для снижения температуры следует принимать после консультации с педиатром. Спустя шесть месяцев после рождения малыш может иметь нормальную температуру тела, а может повышенную, при заболеваниях.

Кашель у грудничка 6 месяцев

Кашель у шестимесячного грудничка может быть связан с разными болезнями, и только врач способен поставить правильный диагноз и назначить необходимое лечение. Основные причины кашля могут быть следующими:

  • воспалительные болезни системы дыхания;
  • реакции аллергического характера в верхних дыхательных путях;
  • наличие инородных тел в верхних дыхательных путях;
  • отёк лёгких.

Кашель различается по наличию мокроты и её отсутствию. У грудных детей отдельно различают кашель без температуры и с ней. Важно понимать, что кашель у грудного ребёнка без температуры можно лечить в домашних условиях, в то время как кашель с температурой лечится только стационарно под наблюдением педиатра.

Для того, чтобы лечить кашель, следует сначала выявить заболевание, его вызывающее. Если причиной кашля являются воспалительные заболевания систем дыхания, то лишь врач способен назначить приём антибактериальных препаратов и лишь в случае присоединения бактериальной инфекции.

Средства, подавляющие кашель, как правило, грудным детям не назначают, однако зачастую рекомендуют десенсибилизирующие препараты, устраняющие аллергический компонент воспаления. Таким образом, проводится профилактика бронхоспазма.

Сопли у грудничка 6 месяцев

Сопли у шестимесячного малыша - явление нередкое и достаточно безобидное, однако может вызвать множество проблем и у самого малыша и у его родителей. Проблема в том, что ребёнок в этом возрасте ещё не в состоянии высморкать содержимое собственного носа и родителям приходится удалять его при помощи специального отсоса. Спектр причин, вызывающих насморк у грудных детей, намного шире, чем у взрослых, можно привести следующие примеры:

  • наличие вирусной инфекции чаще всего является причиной детского насморка;
  • аллергический ринит, возникает в случае появления на слизистой оболочке носовой полости частиц чужеродного происхождения. Это провоцирует отёк слизистой оболочки и усиленное отделение слизи;
  • попадание в лёгкие чрезмерно сухого воздуха;
  • когда режутся верхние зубы возможно появление соплей, при этом насморк сопровождается зудом и напуханием дёсен, повышением температуры тела.

Запор у грудничка 6 месяцев

Запор у грудного ребёнка - это болезненное состояние, характеризуемое медленным и трудным опорожнением кишечника.

Для грудных детей в возрасте шести месяцев нормальным считается опорожнение кишечника дважды в сутки. Это при том, что существуют значительные различия в характеристиках стула - при применении твёрдой пищи происходит формирование каловых масс, имеющих неприятный запах, тёмный цвет и твёрдую консистенцию.

В целом, для детей, находящихся на грудном кормлении:

  • число испражнений в течении суток носит строго индивидуальный характер до введения прикорма;
  • оценивая состояние младенца, следует опираться не на общее количество дефекаций, а на регулярный прирост массы тела и общее состояние.

Для детей, пребывающих на искусственном вскармливании:

  • стул должен быть хотя бы один раз в сутки.
  • потери ребёнком аппетита и проявления им беспокойства;
  • чрезмерно сильного натуживания при попытках дефекации;
  • плача, покраснения лица, поднимания ножек при кормлении;
  • выделения кишечных газов, имеющих гнилостный запах, неприятного запаха стула;
  • плохого набора веса.

При этом не имеет значения, сколько времени прошло с момента последней дефекации.

Самостоятельные домашние наблюдения нужно проводить в определенных условиях, иначе результаты могут оказаться необъективными. Если ребенок голоден или устал, исследования лучше отложить. Что еще нужно учесть, чтобы верно оценить развитие ребенка в 6 месяцев? Подробный ответ на этот вопрос вы найдете в статье

Развитие ребенка в 6 месяцев. Положение «лежа на животе»

Положите малыша на живот. Развитие ребенка в 6 месяцев выражается в том, что он опирается на вытянутые ручки с полностью открытыми ладонями, практически не касаясь локтями подстилки. Тело малыша тоже вытянуто до поясничного отдела позвоночника, масса его приходится на руки и нижние отделы таза, а голова по отношению к подстилке находится под углом 45-90°.

Приподнимите сбоку подстилку с лежащим на ней на животе малышом до угла 45°. При таком боковом приподнимании он будет искать опору ручкой и ножкой, оказавшимися на стороне расположенной выше (реакция равновесия). Проделайте то же самое с другой стороны – эта способность должна быть одинаково выраженной с обеих сторон.

Переверните малыша на спину, вложите в его ручки свои большие пальцы, обхватив остальными пальцами кисти, и осторожно потяните вверх максимум до угла 45° от подстилки. От более раннего возраста развитие ребенка в 6 месяцев отличается тем, что теперь он испытывает очевидную радость от нового положения тела, сразу ухватывается за ваши пальцы и пытается сам подтянуться вверх. Кроме того, некоторые могут уже настолько наклонять голову вперед, что подбородком касаются груди.

Посадив малыша, удерживайте его за плечи и наклоняйте верхнюю часть его тела по очереди вперед, назад и в обе стороны до угла 45° к вертикальной линии. И в положении сидя, и при выполнении наклонов во все стороны голова ребенка в 6 месяцев держится прямо, демонстрируя, так называемый, “хороший контроль головы”.

Поставьте малыша на ноги, поддерживая его подмышки двумя руками. Развитие ребенка в 6 месяцев определяется по выпрямленным в коленках ногам. Теперь на 1-2 секунды ему уже удается удерживать массу на стопах, иногда он . При этом тело и ножки малыша еще не образуют прямого силуэта, вы можете наблюдать наклон вперед верхней части туловища из-за небольшого сгибания в бедрах. Кроме того, в этом возрасте все еще можно заметить хватательное положение пальцев ног.

Положите малыша на спину или посадите к себе на колени, поддерживая за нижнюю часть живота. Проследите, чтобы он имел возможность свободно двигать руками. Предложите ребенку красный кубик (длина ребра 30 мм). При этом вы должны либо держать кубик большим и указательным пальцами, либо просто положить его на свою открытую ладонь. Чтобы привлечь внимание, можно этим кубиком постучать о другой, но нельзя вкладывать его в руку малыша. Развитие ребенка в 6 месяцев позволяет своевременно затормозить движение руки при касании предложенной игрушки и затем целенаправленно схватить ее. Однако, полугодовалый малыш все еще хватает предмет преимущественно одной рукой. Обратите внимание: ладонь при этом должна быть открыта и направлена вниз. Еще один важный момент: ребенок прижимает кубик к ладони всеми пальцами (и вытянутым большим пальцем) и удерживает несколько секунд. Если что-то не получилось, можно повторить попытки несколько раз.

После того как малыш схватил кубик, понаблюдайте, как он поступит с ним дальше. Развитие ребенка в 6 месяцев ярко выражается в том, что он теперь умеет перекладывать кубик из одной руки в другую. При этом надо учитывать тот факт, что многие дети в этом возрасте предпочитают пользоваться одной рукой для хватания. Помимо этого, шестимесячный малыш быстрее перекладывает кубик из реже используемой руки в чаще используемую руку. В этом возрасте достато, чтобы перекладывание игрушки из руки в руку наблюдалось хотя бы в одном направлении, но без помощи других частей тела или подстики (ребенок не должен использовать рот как «третью руку» или класть кубик на подстилку, а потом брать его другой рукой).
Если малыш постоянно просто подносит кубик ко рту, то его нужно отвлечь от этого, например, дав соску.

Развитие ребенка в 6 месяцев. Взаимодействие с внешним миром.

Прежде чем проверять следующую реакцию, нужно позаботиться о том, чтобы все раздражители и отвлекающие факторы, которые могут сильно заинтересовать ребенка, будь то лица или предметы, были удалены из его поля зрения.

Попросите кого-нибудь из родных взять малыша на колени и сесть с ним за пустой стол так, чтобы он мог свободно двигать ручками и манипулировать предметами. Сядьте напротив и положите на стол перед ребенком красный или желтый кубик. Как только он зафиксирует на нем внимание и протянет руку, чтобы схватить его, толкните кубик на глазах у малыша к краю стола так, чтобы игрушка упала на пол. Развитие ребенка в 6 месяцев характеризуется тем, что он фиксирует взглядом кубик, следит за ним глазами, если его передвигают по поверхности стола, и смотрит через край стола, пока кубик не исчезнет из поля зрения. В это время он, как правило, сгибает верхнюю часть туловища в направлении упавшей игрушки.

Речевые навыки и навыки общения ребенка в 6 месяцев. Что говорит ребенок в 6 месяцев?

Прислушайтесь, что лепечет ваш малыш, когда находится один в привычной обстановке, пребывая в спокойном настроении. Развитие ребенка в 6 месяцев проявляется в том, что он болтает, демонстрируя весь свой «репертуар». В результате у него получаются звуковые образования, которые отделяются друг от друга четкими паузами и имеют звучание, похожее на «е-е-е», «гэ/хэ», «гэ»хэ», «э», «ге/хе», «е-па», «да-дэ», «да-та», «гррр», «мем-мем-мем». Не страшно, если из уст своего малыша вы услышите не все приведенные здесь гласные и согласные звуки. Гораздо важнее, чтобы он произносил их с изменяющейся силой звука и высотой тона, при этом отдельные звуки выделяя ударением.

В этой статье:

Развитие малыша в 6 недель позволяет родителям получать удовольствие не только от ухода за ним, но и общения: ребёнок реагирует на обращённую к нему речь улыбкой, внимательно наблюдает за лицами склонившихся над ним родителей.

Физиологические изменения

В первые месяцы жизни дети особенно активно набирают массу и растут. В 6 недель еженедельная прибавка в весе составляет порядка 200-250 г, в росте - до 1 см. Примечательно, что дети, получающие грудное молоко по требованию, набирают вес в два раза быстрее, чем малыши на искусственном вскармливании, соблюдающие с первых дней жизни определённый режим кормления.

В 1,5 месяца ребёнок становится крупнее и взрослее не только внешне. Малыш делает заметный скачок в моторном развитии. Его движения становятся более осознанными, ручки и ножки двигаются не так хаотично, как раньше, исчезает и так называемая грудничковая дрожь. Шестинедельный малыш с удовольствием бодрствует между кормлениями, стучит ногами и руками по поверхности кровати, прислушивается к звукам в комнате и даже гулит, если находится в особенно хорошем расположении духа.

Особенности поведения крохи

Развитие малыша в 6 недель позволяет ему узнавать близких. Ребёнок позитивно реагирует на приближение мамы или папы, демонстрирует радость, когда его берут на руки. В этом возрасте можно понаблюдать за проявлением особенностей индивидуальной личности малыша.

Так, например, один кроха может уже сейчас демонстрировать нетерпимость, капризность и нежелание делать то, чего от него хотят родители: самостоятельно засыпать или брать соску. Другие же, наоборот, являют собой образец послушания, с удовольствием соглашаясь на всё, что предлагают мама и папа.

В 6 недель малыши достаточно хорошо ориентируются во времени суток, различая время для сна и игр. Так же как и несколько недель назад, большинство малышей нуждаются в помощи родителей во время засыпания. Связано это с тем, что ребёнок не может заснуть сам, даже мучаясь от усталости, зато отлично засыпает, если его немного покачать, поносить на руках или просто спеть ему колыбельную.

Родители должны помнить, что в этом возрасте и на протяжении ещё многих лет они будут воплощением безопасности и комфорта для чада. Это значит, что им нельзя позволять себе лишать кроху этих ощущений, отталкивая его, когда он действительно нуждается в поддержке.

Полезный совет: если малыш сильно перевозбуждён, мучается от болей в животике или от усталости, заходясь в истерике, успокоить его мама сможет, если положит себе на живот. Тепло и стук маминого сердца станут для крохи успокоением и убаюкиванием, кроме того, в таком положении ему будет проще справиться с болями в животике.

Как ухаживать за младенцем

Гигиена шестинедельного малыша - важная составляющая нормального процесса развития. Медики настоятельно рекомендуют уделять внимание гигиеническим процедурам в моменты, когда кроха сухой и спокоен. Оптимальное время для этого - утро после завтрака.

Ребёнку нужно будет почистить нос и уши специальными палочками с ограничителями, вымыть его перед сменой подгузника. Одежда, полотенца и пеленки младенца должны быть из натуральных и мягких тканей. Для их стирки лучше использовать специальный детский порошок или детское мыло, не раздражающие нежную кожу. Обязательно нужно будет тщательно обработать складки на коже ребёнка, используя детский крем, тальк и масло, что предупредит появление опрелостей.

В 6 недель купать малыша нужно будет продолжать ежедневно, лучше всего перед сном. Однако если ребёнок особенно активный, купание можно перенести на первую половину дня. Перед купанием малыша нельзя кормить. Если у него плохое настроение и тем более признаки простуды, то водные процедуры лучше отложить.

Развитие крохи в 6 недель позволяет ему плавать в воде температурой от 37 до 38 градусов. Комната, где будет купаться ребёнок, должна быть достаточно теплой. Чтобы малышу было особенно интересно, можно предложить ему поплавать в специальном круге для новорождённых. Родители, уделяющие внимание методикам раннего развития, начиная с 6 недель уже могут
пробовать обучать малыша плаванию и нырянию – в первое время, естественно, под руководством инструктора.

В 1,5 месяца крохе обязательно нужно регулярно делать массаж, а перед купанием не помешает заниматься с ним гимнастическими упражнениями. Ответственность родителей в отношении этого вопроса поможет ребёнку быстрее развиваться, получая возможность упражняться в двигательной активности.

Каким должно быть питание на втором месяце жизни

Развитие шестинедельного ребёнка будет оптимальным, если он сможет получать необходимое ему суточное количество грудного молока. Как правило, это около 800 мл. Если грудное вскармливание по каким-либо причинам невозможно, грудное молоко заменяют специальными детскими смесями с аналогичным составом.

Очень важно, чтобы во время кормления в столь раннем возрасте рядом с малышом присутствовала мама, даже если она и не кормит грудью. Получая порции молока или смеси, кроха учится не только принимать пищу и наедаться, но и укрепляет связь с самым главным для себя человеком на земле - мамой.

Каждый малыш в зависимости от особенностей характера по-своему ведет себя в процессе кормления. Одни дети получают удовольствие от тактильного контакта с мамой, начиная ещё активнее сосать, другие любят, когда их не трогают, когда в комнате тишина и ничто не отвлекает внимания.

Время, необходимое крохе для насыщения, также в каждом отдельном случае разное. Одни наедаются, активно высасывая предназначенную им порцию молока за несколько минут, другие сосут на протяжении 30-40 минут, пока не уснут, не позволяя маме прерывать процесс, даже если насытились.

Сон и отдых ребёнка в середине второго месяца жизни

Норма для ребёнка в 6 недель - это 18 часов сна в сутки. Всё остальное время малыш тратит на питание, игры, общение и знакомство с окружающим миром.

Нужно ли приучать
младенца в таком возрасте к отдельной кроватке или даже комнате? Здесь окончательное решение принимают родители. Конечно же, для мамы удобнее, когда ребенок спит рядом, как минимум в одной комнате с ней, так как ночью ей будет проще его кормить. С другой стороны, оставлять младенца со взрослыми может быть опасно, так как во сне родители могут его придавить или даже уронить с кровати.

Полезная информация: нормы сна, выведенные медиками для детей в 6 недель, являются средними. Во многом продолжительность сна крохи будет зависеть от его характера и особенностей. Именно поэтому не стоит проявлять беспокойство по поводу отличного от нормы времени сна, если ребёнок при этом хорошо себя чувствует, жизнерадостный и общительный.

Что нужно знать о безопасности младенца

Очевидно, что в 6 недель кроха ещё беззащитен и полностью зависит от взрослых, которые, в свою очередь, должны научиться соблюдать необходимые меры предосторожности:


Естественно, что это минимальный перечень правил безопасности, о которых нельзя забывать родителям младенца. В 6 недель организмы детей ещё достаточно хрупкие и уязвимые. Именно поэтому без фанатизма, но с проявлением здравого смысла взрослые должны контролировать собственные действия и поведение гостей, общающихся с малышом, предугадывая развитие ситуации и не допуская создания опасной для крохи обстановки.

Как оценивают развитие малыша

Чтобы оценить уровень развития ребёнка в возрасте 1,5 месяцев, проводят ряд манипуляций, в число которых входит измерение антропометрических показателей. Ребёнка взвешивают на приеме у педиатра, измеряют рост, окружность головы и груди. Кроме того, в процессе обследования младенцу проверяют зрение, слух, анализируют его моторное развитие и другие показатели.

Зрение и отклонения

Проверить уровень развития зрения малыша в 1,5 месяца можно самостоятельно, следуя нижеприведённым рекомендациям. В этом возрасте дети хорошо видят предметы и объекты на расстоянии в 60 см. Именно поэтому нужно попробовать поводить перед глазами крохи на этом расстоянии игрушкой, наблюдая за тем, как он будет следить за её перемещением глазами.

Если малыш никак не реагирует на игрушку, можно говорить о возможных отклонениях от нормы в отношении развития зрения, но до этого нужно будет повторить попытку несколько раз, исключая возможность отвлекающего фактора. Если кроха по-прежнему не реагирует, стоит предположить, что у него проблемы со зрением, недостаточно развитые зрительные стимулы или задержка психического развития. Точный диагноз сможет поставить только врач-офтальмолог после полного обследования.

Проверка моторного развития

Проверяя моторное развитие крохи на втором месяце жизни, врач обращает внимание на то, как ребёнок удерживает голову в вертикальном положении и в положении на животе. Считается, что раньше и увереннее голову держат малыши, которых выкладывают на живот перед каждым кормлением и даже позволяют спать в таком положении.

Если малыш в 6 недель не может поднять голову в положении на животе, врач назначает повторный осмотр через 2 недели.

Анализ других показателей

На приеме в 6 недель врачи обязательно осматривают тазобедренные суставы малышей, яички у мальчиков для определения возможной дисплазии. Кроме того, на этом этапе в обязательном порядке проводится аускультация сердца, анализируются показатели пульса в области бедренных артерий. Что касается проверки слуха, то в 6 недель этому исследованию не уделяют особого внимания, ограничиваясь анализом реакции малыша на громкий звук.

Как протекает развитие младенца

Помимо того, что развитие каждого малыша в 6 недель происходит в индивидуальном порядке, нужно отметить его скачкообразность. Сложно предположить, с какой скоростью будет развиваться малыш после рождения. Для одних норма - это быстрое и простое развитие без каких-либо отклонений, другие же развиваются в замедленном режиме, заметно отставая от сверстников.

Чаще всего родителям не стоит паниковать по этому поводу, помня о том, что большинство детей развиваются по своему собственному графику и обязательно догонят одногодок еще до перехода в категорию младших школьников.

Естественно, что дети, развитие которых продвигается в замедленном ритме, должны быть под наблюдением врачей, которые смогут помочь выявить основные причины задержки и направить процесс в нужное русло, используя коррекционные методы воспитания и развития.

Как правило, основная причина отставания в развитии - это острый дефицит стимулов, когда дети при воспитании недополучают внимания взрослых. Увеличение числа стимулов способствует развитию и позволяет быстрее догнать сверстников.

Что должен делать ребёнок в шесть месяцев? Как правильно развивать полугодовалого малыша? Как выбрать хорошие игрушки, не потерявшись в огромном ассортименте детских магазинов? Такие вопросы часто волнуют молодых мам и пап, которые хотят, чтобы их ребёнок был здоров, счастлив и радовал их новыми успехами.

Рост и вес детей в полгода

До 2006 года действовали устаревшие нормы развития детей, основанные на наблюдениях за малышами на искусственном вскармливании. Поэтому не всегда стоит прислушиваться к словам бабушек о том, что ребёнок кажется худеньким, лучше свериться с новыми нормами, разработанными ВОЗ 10 лет назад.

Согласно этим параметрам, вес девочек в 6 месяцев может быть от 6,5 до 8,2 кг, а рост колеблется от 63,5 до 68 см. Аналогичные показатели у мальчиков немного выше: 7,1–8,8 кг веса; рост в пределах 65,5–69,8 см.

Если мальчик или девочка имеют рост и вес ниже или выше указанных, это не свидетельствует напрямую о проблемах со здоровьем. Однако экстремально низкие или высокие показатели могут указывать на пробелы в системе питания ребёнка или скрытый дефицит полезных веществ. Поэтому, если выявлено отличие от норм роста и веса, следует быть внимательными к состоянию малыша и провести по возможности дополнительные обследования ради исключения неприятных последствий.

Что должен уметь малыш в полгода: нормы развития

Перечислим основные навыки, овладением которых может похвастаться 6-месячный человек:

  • Умеет перекатываться с животика на спинку;
  • Осваивает переворот со спины на живот с обоих боков, при этом одна из сторон может быть ведущей
  • Лёжа на животе, выпрямляет руки и опирается на ладошки;
  • Тянется за игрушкой, пытаясь достать её;
  • Пытается перекладывать предметы из одной руки в другую;
  • Учится ползать, не поднимая живота;
  • Сидит или полусидит с опорой;
  • Опирается на ножки, когда его держат вертикально, поддерживая под мышками;
  • При попытке посадить его умеет удерживать голову на одной линии с телом.

В этом возрасте физическое развитие является определяющим для общего развития ребёнка, именно оно должно служить главным ориентиром. Освоение различных двигательных навыков больше всего отражает постепенное созревание детского мозга. Однако есть и иные критерии того, что малыш растёт и развивается правильно, в соответствии со своим возрастом. Например, такие:

  • Умение произносить отдельные гласные и согласные звуки, а также их сочетания;
  • Способность узнавать голос мамы, «комплекс оживления» (движения рук и ног, лепет, разные звуки, слежение глазами) как ответ на него;
  • Реакция на звук упавшей игрушки, хлопнувшей двери и т. д.;
  • Умение провожать глазами предмет, находящийся в движении;
  • Руки и рот участвуют в изучении предметов окружающего мира;
  • Интерес к своему и чужому отражению в зеркале;
  • Положительная реакция на игры со взрослыми («ку-ку», потешки, «дай и на»).

Не всегда все эти навыки появляются в одно время, часто развитие детей идёт нелинейно. Некоторые смышлёные груднички в 6 месяцев умеют говорить слово «мама», а учиться сидеть и ползать не спешат. Если малыш здоров и проявляет активность, не стоит пугаться отдельным проявлениям запаздывания в развитии. Но и советами специалиста – грамотного, спокойного, внимательного – пренебрегать не следует. Хотя зачастую малыш в шесть месяцев порадует родителей успехами, если с ним каждый день заниматься и с удовольствием играть.

Развитие ребёнка в 6 месяцев – в ваших руках. Ведь в это время малыш много находится с любящей и заботливой мамой, слушает её голос, наблюдает за её действиями и мимикой. Также в силах родителей стимулировать физическое, речевое и эмоциональное развитие ребёнка. Как это сделать?

Прежде всего, стоит почаще мотивировать ребёнка на самостоятельное движение. Если по каким-то причинам вы избегали класть малыша на пол, он проводил время на ручках или в шезлонге, то стоит восполнить этот пробел (обязательно освободив окружающее пространство от мелких или опасных предметов). Расположите неподалёку от малыша красивую игрушку, постучите или позвените ей, привлекая внимание юного исследователя.

Существуют несложные методики, помогающие маленьким детям освоить повороты с живота на спину и обратно. Их легко найти в сети в формате видеоуроков.

Называйте окружающие ребёнка предметы, озвучивайте свои действия и планы, зовите его по имени.

Во время бодрствования малыша находите время поиграть с ним в прятки (ку-ку), ладушки, разучите несколько потешек и пальчиковых игр. Скоро вы увидите, что некоторые из этих игр особенно нравятся сыну или дочке.

Предлагайте малышу пособирать пирамидку, покатать или побросать мячик. Давайте ребёнку простые бытовые предметы вроде кастрюлек, ложек, крышек, мягких бутылочек, бумаги. Комментируйте действия ребёнка, радуйтесь его открытиям!

Топ развивающих игрушек для малышей в 6 месяцев

  • Мячики разных размеров и фактур;
  • Пирамидка с колечками разных цветов;
  • Простая машинка, неинерционная;
  • Книжки с сюрпризами;
  • Развивающие коврики с кармашками на молнии, липучке, кнопках
  • Набор стаканчиков разных размеров;
  • Музыкальные инструменты (маракасы, бубен, барабан).

Шестой месяц жизни ребёнка – один из этапов отделения его от осуществляющего уход взрослого. То, что умеет ребёнок в 6 месяцев, уже позволяет ему самостоятельно играть в течение 5–10, а то и 15 минут. Однако не все занятия малыша радуют родителей. Например, ребёнок может раз за разом бросать игрушку на пол и звуками просить маму поднять её. Помните, что в этом нежном возрасте дети не умеют манипулировать и делать назло. Такие действия – это всего лишь потребность растущего человека в игре, взаимодействии с любящими людьми, познании мира и свойств окружающих предметов. Такие игры, несмотря на кажущуюся бессмысленность с точки зрения взрослых, способствуют детскому развитию. Наберитесь терпения, но не поощряйте неприятное для себя поведение.

Развитие ребенка в 6 месяцев

Вашему малышу 6 месяцев? Тогда вам необходимо ознакомиться с основными возрастными нормами этого возраста.

6-ой месяц имеет большое значение в развитие ребенка. Сидячее положение становится более стабильным, совершенствуется равновесие в положении лежа на спине и животе. Изменение положения расширяет кругозор ребенка. Он хорошо контролирует движения головы, улучшается вращение, а тем самым и совершенствование моторной функции. Возрастает контакт с окружающим миром. Из этого следует, что психическое развитие, созревание чувств, социальный контакт малыша зависит от качества развития его мышечной системы.

Развитие ребенка в 6 месяцев: общая подвижность

Лежа на спине. Грудной ребенок может сам поворачиваться на живот в обе стороны, но предпочитает одну из них. Малыш хватает ноги, щупает свое тело, изучает его. Протягивает руки вперед и поднимает голову. Иногда делает «мостик»: упирается головой и пятками в кроватку и поднимает туловище и живот с изгибанием позвоночника.

Ноги. Ноги повернуты наружу, согнуты в коленях, угол между бедром и животом «тупой»: нога по отношению к голени вытянута, а лодыжечный сустав обладает хорошей подвижностью. Только в этом возрасте возможно полное вытягивание нижних конечностей. Движения ног отличаются хорошей координацией и имеют большую амплитуду: ребенок сильно ударяет ножками, останавливается порой на минуту и смотрит на окружающих, как бы требуя их внимания, затем возобновляет движения.

Лежа на животе. В этом положении малыш хорошо поднимает голову. Отмечается расслабление туловища. Когда ребенок лежит спокойно на животе, бедра прилегают к плоскости кроватки. Он опирается на предплечья или на руки при хорошем общем равновесии.

Положение сидя. Если малыша усаживают при поддержке матери и если мать отнимает руки, которые его поддерживают, ребенок приводит ручки вперед и берет на себя, несколько неловко, тяжесть своего тела. Очень хорошо моторно-развитые дети могут сидеть 3-10 минут.

Положение стоя. Если мать поддерживает ребенка подмышки, он опирается сначала неуверенно на кончики пальцев, опираясь несколько лучше на расставленные ноги, но все еще с согнутыми коленями, все тело находится в симметричном положении (голова по той же оси, что и тело). Но это не означает, что малыш начнет скоро ходить.

Развитие ребенка в 6 месяцев: тонкая подвижность

Хватание руками становится более ловким. Ребенок пользуется всей рукой как черпалкой, всей ладонью, но с частичным противостоянием большого пальца. Если малышу дают в руку игрушку, он ее долго держит. Хорошо хватает кольцо рукой. В начале месяца ребенок с трудом удерживает кубик: если ему дают в руку кубик, он держит его ладонью и кончиками пальцев. К концу месяца движение становится ловким, ребенок держит кубик в ладони с закрытыми на нем пальцами; он может схватить по игрушке или кубику в каждой руке, а если они гремят, он ударяет их один о другой. Малыш начинает участвовать всем телом в хватании игрушки, сначала приковывает к ней взгляд, затем, поочередно закрывая пальцы, как бы ловя ее на расстоянии, пробует приблизиться к игрушке. Если ребенка укладывают на живот и кладут перед ним какой-нибудь блестящий предмет на малом расстоянии от руки, он пробует передвигаться, потягивается немного на животе и ему иногда удается схватить предмет. После этого он начинает ликовать, суетиться, издавать крики.

Речевое развитие ребенка в 6 месяцев

В этом возрасте малыш уже разговаривает и тогда, когда находится один. Он образует все больше и больше слогов: «да», «ее», «дее», «ге-ге», «ого-го». Ребенок соединяет их и произносит ритмично. С каждой неделей можно увидеть, что звуки, издаваемые малышом, становятся разнообразнее, образуют постепенно язык, на котором он будет разговаривать с родителями. Модулируется голос и тон.

Развитие ребенка в 6 месяцев: социальный контакт

Ребенок начинает различать лица, которые он видит каждый день. Это заметно из того, что он притихает и прерывает игру, когда поблизости появляется кто-нибудь чужой и, когда присутствие последнего ему неприятно, он начинает плакать. Малыш радуется, когда видит свое изображение в зеркале. Он различает ласковый, любящий тон голоса от твердого, строгого тона. Воспринимает и реагирует на мимику матери. Поворачивается к источнику шума и реагирует на приятные или неприятные ситуации.

Вас должно насторожить, если к концу 6-го месяца малыш:
- лежа на животе, не может дотянуться до игрушки;
- не может ухватить кубик;
- уверенно не реагирует на шуршание бумаги, находящейся вне поля его зрения;
- не просится на ручки, протягивая ручонки взрослому.

Во что можно поиграть, если Вашему малышу 6 месяцев?

Важный этап в развитии ребенка - это игра. Малыш любит, когда у него берут игрушку, показывают ему, дают подержать и опять берут. Ему нравится, когда мама или папа ударяют в жестяную коробку, гремят погремушкой. Таким образом, предмет в игре используется как средство общения.

Если вашему малышу 6 месяцев, вы можете попробовать поиграть с ним в игру «Снимаем шляпы» .

Правила игры:
Ваш малыш только начинает узнавать лица, поэтому попробуйте сыграть с ним в эту игру. Вы не сможете долго разыгрывать ребенка, но ему очень понравится снимать и одевать шляпы. Внимание! Иногда дети пугаются, если внешность людей меняется. В таком случае на мгновение наденьте шляпу и снимите ее, чтобы показать малышу, что вы все еще мама/папа. Если это не помогает, сыграйте в эту игру, когда малыш чуть-чуть подрастет.

Порядок действий:
Вам понадобятся разные головные уборы и детское кресло.
1. Возьмите все головные уборы, которые у вас есть - бейсболку, вязаную шапочку, колпак, берет, шапочку для душа, шляпу и т.п. Не используйте маски - они пугают малышей такого возраста!
2. Посадите ребенка в детское кресло или на пол лицом к себе.
3. Наденьте на голову первый головной убор, сделайте смешное выражение лица и скажите малышу что-нибудь интересное, например: «Глянь-ка на меня! Я пожарный!».
4. Наклонитесь к малышу, чтобы он мог ухватиться за головной убор и снять его.
5. Повторите это действие несколько раз с одним головным убором, прежде чем надеть следующий.

Во время игры вы развиваете:
- осознание причины и следствия;
- преодоление страха перед незнакомцем;
- понимание неизменности предмета;
- социальные навыки.
Мир на ощупь

Одна из самых простых, но при этом открывающих огромные возможности игр, - знакомство с миром на ощупь. В эту игру можно играть буквально с рождения. Времени у взрослых она практически не отнимает, как и ни требует специальных приспособлений или приготовлений, особенно поначалу. Начинаем играть, конечно, дома.

Когда вы несете малыша в ванную или просто ходите с ним на руках, проводите его ручкой по всем попадающимся на пути поверхностям (стенка, шкаф, кожаная куртка или меховое пальто, деревянная вешалка или металлический ключик). Это дает крохе возможность больше узнать о том, что находится вокруг. А из каких интересных материалов сделаны мамины наряды: тут и шелк, и шерсть, и бархат, и кожа, и хлопок, и лен, и разнообразная синтетика… Малышу все ново и любопытно.

Не забывайте произносить название того, что ребенок трогает в данный момент. Кстати, трогать предметы и материалы можно не только руками – малыш будет лучше развиваться, если включить в игру все тело: ножки, грудку, спинку, животик. По каким-то поверхностям можно скользить сверху вниз, в каких-то барахтаться, как в сугробе, по каким-то прыгать или отталкиваться от них.

После того как пространство дома будет освоено, перенесите эту игру на улицу. Жаль, конечно, если на дворе зима, но даже тогда не стоит лишать ребенка возможности познакомиться со снегом, ледышками, сосульками, замерзшими палочками.

А уж если на дворе теплое время года, исследовательский пыл не стоит ограничивать никак. Стволы деревьев и кустарников, разные виды почвы, листья, трава, цветы, песок, фрукты, ягоды, овощи – в общем, все, что попадается на глаза и под руку, с полным правом может быть включено в ваши занятия.

Когда кроха начал учиться ползать или просто с интересом хватает и ощупывает все вокруг себя, не забывайте как можно чаще менять фактуру его «подстилок». Не стоит ограничиваться пеленкой или одеяльцем – дайте малышу возможность полежать и поползать на любых тканях и материалах, которые найдутся в вашем доме. Очень хороши лоскутные одеяла – они дают малышу множество тактильных впечатлений одновременно.
Тренируем ручки

Игры, способствующие расслаблению пальцев и кистей рук:
«Красим забор» - движение кисти вверх-вниз, вправо-влево.
«Погладим котенка» - плавные поглаживающие движения выполняются сначала одной, потом другой рукой.
«Курочка пьет водичку» - пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.

Выполняйте эти и подобные движения, ласково взяв ручки малыша в свои ладони. Через несколько дней ребенок будет производить эти действия сам.
Как вы разговаривайте со своим ребёнком?
Теперь, когда ваш ребенок стоит на пороге языкового развития, все то, что вы ему скажете, приобретает новый смысл. Ваши слова закладывают фундамент для овладения языковыми навыками, как рецептивными (понимание того, что он слышит), которые приходят раньше, так и экспрессивными (умение говорить), которые развиваются медленнее. Вы сможете помочь ребенку овладеть обеими составляющими языкового развития следующими способами.

Говорите медленно
Чтобы предоставить ребенку возможность понимать отдельные слова, вы должны разговаривать с ним медленно, отчетливо и простыми фразами.

Показывайте на простые предметы
Продолжайте делать беглые комментарии, но начните выделять отдельные слова. Возьмите за правило строить более короткие и менее сложные фразы, фокусируя внимание ребенка на вещах, часто встречающихся в повседневной жизни ребенка. Прежде чем сказать что-то еще, всегда делайте паузу, чтобы дать ребенку время разобрать ваши слова.

Используйте простые выражения
типа: «Эта книжка мамы» или «Эта кукла Джеми».

Чаще имитируйте ребенка
Теперь, когда количество звуков, произносимых вашим ребенком, постоянно увеличивается, взаимная имитация способна доставить вам большое удовольствие.

Расширяйте репертуар песенок и стишков
Для вас может показаться утомительным повторять одну и ту же песенку или стишок по нескольку раз в день. Однако ваш ребенок не только любит повторения, он учится на них. Не важно, что вы ему читаете, главное - постоянство. Теперь также пришло время разнообразить музыкальные записи, которые слушает ребенок.

Используйте книги
Ребенок еще не готов к тому, чтобы слушать сказки, но простые стишки из книжки с красочными картинками могут захватить внимание даже совсем маленького ребенка. Почаще показывайте ему на простые предметы, животных или людей, спрашивайте его: «Где собачка?», и в конце концов ребенок вас удивит, поместив маленький пальчик точно в нужное место.

Дайте возможность реагировать на ваши слова
Хотя ваш ребенок еще не говорит, он уже начинает перерабатывать полученную от вас информацию и по-своему отвечать вам, например, радостным визгом (когда вы предлагаете ему пойти на прогулку) или недовольным ворчанием (когда вы говорите, что пришло время покинуть качели).

Научите ребенка выполнять простые просьбы
типа: «Поцелуй бабушку», «Помаши ручкой» или «Дай маме куклу» (добавляя слово «пожалуйста», чтобы оно всегда сопровождало просьбы вашего ребенка). Это не случится сразу же, но не показывайте разочарования, когда ребенок не выполнил то, что вы ему сказали. Вместо этого помогайте ребенку выполнять ваши просьбы, и в конце концов он поймет, чего вы от него хотите. Как только это произойдет, избегайте обращаться с ребенком, как с дрессированным животным, требуя выполнить недавно выученный «номер» всякий раз, когда появится подходящая публика.