Типы воспитания, которые формируют характер ребёнка.

Помимо семейных, следует также упомянуть и народные традиции в воспитании детей. Они также оказывают существенное влияние на формирование личности.

Народ - единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, композиторы, поэты черпали вдохновение в народе, из народного творчества. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки народу. У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда оставался труд. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым. Даже больше: оно главным образом, осуществлялось в процессе труда.

Сочетание трудового и эстетического воспитания проявляется и в том, что труженики искусно и тонко украшали орудия труда (сани, телеги, прялки, гребень и др.). Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности.

Столь же высокая, как эстетика быта была нравственность у простого народа.

А сколько детских сказок, загадок, скороговорок в народном творчестве. Все они преследовали определенные педагогические цели.

Погружение детей в традиционную фольклорную среду - один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной.

Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.

Одним из средств передачи традиции являются песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Ребенок должен быть счастлив сегодня, а не завтра … Как ни парадоксально, ребенок счастлив, когда поет. Песни грустные поет редко, хотя есть много очень печальных сиротских песен, но не поет этих песен, эти песни - не их, а о них. Главное назначение песни - привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу материнской любви.

Среди детей подросткового возраста были более всего распространены веселые, задорные, шуточные песни. Самый богатый репертуар у юношества. Это свадебные плачи невесты, обрядовые, ритуальные. Каждому возрасту соответствуют свои песни. Они сопровождают человека от рождения до смерти. Воздействия на чувства человека, они одновременно влияют на его сознание и поведение. Вот почему их с полным основанием можно отнести к комбинированным средствам народного воспитания. Мы должны знать различные песни, уметь убеждать родителей в необходимости разучивать их с детьми.

Основным фактором народного воспитания является природа. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.

Патриотизм - это, прежде всего, любовь к родной природе. Эта любовь не требует шума, крикливости. Как сказал Булат Окуджава, патриотизм - дело тихое и интимное.

Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб - батюшка, Волга - матушка.

Школьной педагогике можно было бы многому поучиться у педагогики народной, в т.ч. и в приучении детей к духовному общению с природой «Чело дома приглянулось ласточкам - счастье семье», «Дятла стук услышишь - день предстоит радостный». Природа великая, огромная Вселенная, природа - малая вселенная - и определили принцип природосообразности в качестве высшего, основного принципа воспитания. Все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо; что противоречит ее развитие, как зло и развращение.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, т.е. исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий. Традиционны в народе многие праздники, с языческих времен они дожили до наших дней, входя в современные религиозные системы.

Например, празднование Рождества слилось с языческими колядками, составляя вместе с ними единую традицию.

Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает».

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ: общественный и общинный характер принимали и радостные праздники святок, масленицы, свадеб и горе похорон.

Их особенностью являются стойкость, основанная на вере людей в магическую силу ритуалов.

Бережно передаваемые из рода в род, традиции выполняли роль исторической памяти, осуществляя связь поколений.

В народной педагогике подчеркивается необходимость любви к детям, всему подрастающему, нуждающемуся в защите, опоре. Все, что связано с воспитанием, пестованием детей, несмотря на вынужденную внешнюю суровость, порождено любовью. Безоглядной, неограниченной любовью к детям пронизаны и лаконичные образные изречения:

Лягушке ее головастик - что луч солнца (осет.).

Своих птенцов и грач считает красивыми (адыг.).

Когда предложили принести самую красивую вещь, ворона притащила своего птенца (чечен.).

Ворон говорит: “Мои птенцы белоснежные ” (чуваш.).

Нет певчего для вороны против родного вороненка (русск.).

И бобры добры до своих бобрят (русск.).

Материны глаза слепы (русск.).

Если даже юноша слеп, матери он кажется зрячим (абаз., кабард.).

Народная традиция, в свою очередь, и детей нацеливает на осознание материнского труда, любовь к ней, преданность и благодарность:

Кто почитал мать, того почитали все (чечен.).

Никто еще не заплатил долг матери (осет.).

Ежедневно угощай мать блинами, испеченными на ладони, - и то не отплатишь ей добром за добро, трудом за труды (чуваш.).

Иногда пословица не просто уговаривает быть почтительным, явно другие интонации слышны в следующей чувашской афористической фразе:

Не пришлось бы раскаиваться у гроба матери .

Культ матери во всех традиционных культурах воспитания безоговорочен. «Ни одному воспитателю ни об одной матери нельзя отзываться отрицательно: с этим отзывом навсегда прекращается нравственное воздействие воспитателя на воспитуемого; нет плохих матерей: есть матери хорошие и несчастные » (Г. Н. Волков).

У горцев материнство рассматривается как высшая ценность, как естественная потребность в продолжении человеческого рода. Народ заслуженно возвеличивает женщину-мать, создает культ матери. В пословицах говорится:

Всю жизнь день и ночь трудись - труд матери не возместишь.

Ласка матери и до камня доходит.

Из уст матери и проклятие - благословение.

Грудь матери - колыбель сына .

Мать является опорой для человека до конца жизни. Мать - единственный человек, чья любовь к детям благородна, бескорыстна, удивительна по своей мудрости, безграничности и мужественности. Народные идеалы матери и материнства перекликаются с мыслями великих деятелей человеческой культуры. Истинные педагоги стремятся к тому, чтобы воспитать у ребенка чувство любви к матери. В горских семьях все делалось для того, чтобы утвердить культ матери. Народ понимал, что мать и отец - главные педагоги и главные воспитатели. От них зависит будущее общества. И в связи с этим народные пословицы Берегите своих родителей! , Без матери нет ни поэта, ни героя актуальны и по сей день.

Образ матери в Японии прежде всего связан в умах японцев с тем смыслом, который заключен в слове «амаэ». Японскому слову «амаэ» трудно подыскать аналог в русском языке. Оно означает чувство зависимости от матери, переживаемое японскими детьми как нечто желательное. Глагол «амаэру» означает «воспользоваться чем-либо», «быть избалованным», «искать покровительства». Этими словами японцы выражают отношение к матери. Они положительно рассматривают стремление детей к родительской опеке (это стремление, по мнению большинства японцев, бережет ребенка от влияния плохой компании, употребления наркотических и психотропных средств), такую же оценку в их сознании получает и ответное действие родителей по отношению к детям.

Японка склонна регулировать поведение ребенка посредством воздействия на чувства и на возможные последствия поступка; она избегает конфронтации с волей и желанием ребенка и чаще выражает свое недовольство косвенно. Она пытается расширить эмоциональный контакт с ребенком, рассматривая его как основное средство контроля. Японская мать избегает утверждения своей власти, поскольку это ведет к отчуждению ребенка от матери. Для нее самым важным является демонстрация на собственном примере правильного поведения в обществе, а не вербальное общение с детьми. Японская женщина делает акцент на проблемах эмоциональной зрелости, податливости, гармоничному взаимоотношению с другими людьми. Основной задачей для самых маленьких является пробуждение уверенности в себе, своих силах и приобретение ими необходимых жизненных навыков путем обучения их языку в благоприятной обстановке.

Некоторые традиции воспитания детей в других странах могут показаться нам странными, в то время как наши традиции не всегда понятны жителям других государств. Вот несколько интересных традиций воспитания детей:

Во Франции мамы спешат как можно раньше выйти на работу и потому чуть ли не с пеленок определяют малышей в детский сад. Они полагают, что раннее пребывание в детском коллективе способствует быстрому развитию малышей. Возможно поэтому, французы рано становятся самостоятельными.

В Италии, наоборот, детей не спешат отдавать в дошкольные учреждения, предпочитая оставлять их на попечении многочисленных родственников. Вплоть до поступления в школу ребенок находится под контролем близких. Не удивительно, что итальянцы очень привязаны к своей семье, мы знаем это, в частности, по многочисленным фильмам.

В Великобритании принято не «сюсюкаться» с детьми, а воспитывать их в достаточно жестких рамках. Маленькие британцы с детства окружены многочисленными требованиями и запретами. Интересно, что даже к своим домашним питомцам жители туманного Альбиона относятся душевнее, чем к своим отпрыскам. Детей учат сдерживать эмоции и прилично вести себя в обществе. Не удивительно, что во всем мире англичан воспринимают как «черствых», ведь они с детства учатся не проявлять эмоций на людях.

Американцы демонстрируют свободное воспитание, стремясь быть с ребенком «на равных». В американских семьях часто бывает по трое и более детей, поскольку считается, что чем больше детей в семье, тем интереснее им расти. Это действительно так, учитывая, что родителей те видят редко в силу большой занятости.

Немцы очень ответственно относятся к рождению детей и не спешат с этим. Обычно родителями становятся уже после 30 и тут же начинают искать няню для малыша, поскольку в Германии принято держать ребенка дома до 3-х лет. После этого малыша начинают несколько раз в неделю водить на групповые занятия, чтобы он привыкал к детскому коллективу.

В Японии воспитание детей сводится к тому, что до 5 лет ребенку разрешают все, а после того, как он достигнет этого возраста, малыш сталкивается с большим количеством ограничений, которые в дальнейшем становятся неотъемлемой частью его жизни. Результаты такого воспитания на лицо - японцы одна из самых законопослушных наций, безусловно чтущих и соблюдающих многочисленные традиции. Это позволяет им многие века сохранять свою самобытность, даже сейчас в условиях тотальной глобализации.

В Греции традиции воспитания детей во многом схожи с итальянскими. Они также высоко ценят семью и часто собираются вместе для того, чтобы пообщаться. При этом греки опасаются, чтобы их ребенок недоедал, и щедро кормят его вкуснейшими блюдами греческой кухни. Интересно, что мамам позволено баловать сыновей, в то время как папы беспрекословно выполняют любой каприз дочери.

Особенностью китайского воспитания детей является то, что в китайских семьях практически не разделяют «мужские» и «женские» обязанности. Поэтому и мальчиков, и девочек воспитывают одинаково, превращая тем самым в этаких «универсальных солдат», способных справляться с любой работой.

Много нас живет на родной земле. И все мы такие разные. Много разных народов на земле и в нашей стране.

У каждого свои обычаи, песни, сказки, предания. И очень важно ценить и понимать других людей. Важно ценить все народы Земли вместе со своими.

В народной педагогической практике мы обнаруживаем осознанное и неосознанное стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Пособием для воспитания является вся жизнь с ее трудовыми буднями, праздниками, природой, животным миром, песнями, сказками.

Педагогический опыт людей закреплен в различных обрядах, связанных с новорожденным, с первыми шагами младенца, с его приобщением к интересам семьи. Можно говорить и о педагогической направленности общения, искусства, народного творчества, традициях гостеприимства и русского застолья, уважения старших - все это народная память, связывающая прошлое и настоящее с будущим.

Календарные обряды начали складываться за много тысячелетий до принятия христианства. Те обряды, которые дошли до наших дней, в силу многих исторических причин претерпели значительные изменения. Нельзя допустить их полной утраты и забвения. Мы - потомки и духовные наследники людей, заложившие их основу великой культуры, должны ее сохранить, развивать и передать нашим детям.

В прошлом народные традиции в воспитании детей были определяющими. В современном мире границы между культурами стираются и различия уже не так заметны. Однако и сегодня воспитание детей в разных странах может сильно отличаться.

Традиции воспитания детей в России

Воспитанием детей в России в основном занимаются женщины. Это прослеживается и в семье, и в образовательных учреждениях. До последнего времени мамы с удовольствием находились с ребенком дома до 2-3 лет после родов. Сейчас ситуация меняется и все больше малышей поручают заботе бабушек и нянь.

Народные традиции в воспитании детей у нас связаны с фольклором. Сказки, поговорки, песни – являются богатым культурным наследием. Эти произведения не только развлекают читателя и слушателя, но и всегда несут воспитательный момент.

Герои сказок борются со злом, проявляют смекалку, жизнелюбие и оптимизм. В поговорках представлена вся накопленная народная мудрость. Народные песни демонстрируют патриотизм, силу духа и душевное богатство русского человека. Для родителей важно с детства приобщать малышей к фольклору. Красоту этих произведений может оценить уже 1,5-2 летний малыш.

Традиции воспитания детей в США

В США есть несколько характерных особенностей воспитания малышей. Так, например, бабушки и дедушки практически никогда не помогают молодой семье, а роль отца в воспитании гораздо выше, чем в России.

По традиции воспитание детей в США с раннего возраста доверяют опытным няням. Мамы выходят на работу по закону через три месяца после родов, возлагая все заботы об уходе за ребенком и его воспитании на профессиональных нянь или бебиситтеров. Когда родители свободны, то любые мероприятия принято посещать вместе с ребенком. На вечеринку юный американец может попасть впервые еще в грудном возрасте. Все кафе, бары, рестораны имеют места для детей и детское меню.

Традиции воспитания детей в Индии

В Индии обычно большие семьи и у малыша всегда есть несколько братьев и сестер. К обществу учат относиться, как к своей большой семье. По традиции, воспитание детей с раннего возраста объединяют с их образованием. Подготовительные школьные классы фактически соответствуют нашему детскому саду, и ребенок может начать учится уже в 2-3 года. Школы выбирают платные, если у семьи есть хотя бы небольшой материальный достаток. Индийцы считают, что уровень знаний, получаемых детьми в муниципальных (бесплатных) школах очень невысокий, поэтому отдавать в них детей на обучение – не престижно.

Согласно традиции, воспитание детей в Индии базируется на основных положениях индуизма. Это основная религия, исповедуемая большинством населения страны, в свете которой малышей учат сдерживать эмоции, демонстрировать силу духа и жизненный оптимизм, контролировать не только свои поступки, но и мысли. Богатое культурное наследие Индии влияет на художественное развитие подрастающего поколения. Музыка, танцы, песни воспитывают в малышах восприятие красоты и гармонии окружающего мира.

Воспитание детей в Японии

Воспитание детей в Японии в последние годы сильно изменилось. Раньше девушки выходили замуж в раннем возрасте и посвящали себя семье. Очень высокой была роль бабушек и дедушек в воспитании детей.

Сейчас японки больше внимания уделяют образованию и карьере. Замуж выходят уже в зрелом возрасте и стараются жить отдельно от родителей. Японская семья редко имеет больше 1-2 детей.

Воспитание детей в Японии предполагает ранее знакомство с компьютером, бытовой электроникой, интернетом. Очень часто самые близкие друзья японского школьника – виртуальные знакомые или игрушечные роботы. Детей не принято увозить на лето за город. Поэтому даже в жаркие дни ребята много сидят дома за компьютером, и практически не бываю на природе. Непосредственное общение со сверстниками также не имеет для них большой ценности.

Японских детей учат преуспевать и посвящать себя работе. С раннего детства ребенок может определиться (при помощи родителей) с компанией, где он будет работать всю жизнь. Такая преданность работодателю тоже является народной традицией Японии.

Воспитание детей в разных странах мусульманского мира

Воспитание детей в разных странах мусульманского мира имеет много общего. До трех лет всех малышей поручают матери и другим женщинам. После этого возраста сыновей воспитывают отцы.

Женское образование сильно уступает мужскому. Девочек с раннего возраста настраивают на раннее замужество и покорность будущему супругу.

Конечно, есть страны, где эти тенденции не так очевидны. Например, в светских государствах исламского мира девушки имеют возможность получить высшее образование и даже работать. Но главной ценностью для мусульманки все-таки всегда остается семья.

В большинстве стран в наше время воспитание современное, базирующееся на результатах новейших научных разработок педагогов и психологов, вытесняет традиционное воспитание детей. Эта тенденция имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Родителям важно помнить, какой бы путь воспитания они не избрали, дети должны расти в атмосфере любви и взаимопонимания.

С раннего возраста семья направляет сознание, волю, чувства ребенка. В семье ребенок впервые усваивает нормы морали, навыки совместного труда. Именно в кругу семьи формируются его жизненные планы, нравственные идеалы. Семья - это первая общественная ступень в жизни человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Традиционное семейное воспитание.

С раннего возраста семья направляет сознание, волю, чувства ребенка. В семье ребенок впервые усваивает нормы морали, навыки совместного труда. Именно в кругу семьи формируются его жизненные планы, нравственные идеалы. Семья - это первая общественная ступень в жизни человека.

Как отмечал известный русский философ И.А. Ильин: «Семья является первичным лоном человеческой культуры. Мы все слагаемся в этом лоне, со всеми нашими возможностями, чувствами и хотением». Семья невидимой нитью связывает поколения и передает отечественные культурные, духовные и национальные традиции. С семьи для ребенка начинается Родина.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, благодаря ей ребенок по достижении школьного возраста уже более чем наполовину сформирован как личность.

Поскольку культурные традиции семейного воспитания складывались веками, в педагогической культуре родителей воплощается накопленный поколениями опыт воспитания детей в семье. По образному выражению И.В. Бестужева-Лады, семейное воспитание является для ребенка своего рода «домашней академией». В прошлом, когда институциональные формы воспитания в мире не были столь распространены, как сейчас, именно эта «академия» закладывала ценностные, моральные ориентиры личности, позволяла усваивать навыки, необходимые человеку на протяжении всей его последующей жизни в обществе.

Совокупные педагогические знания и воспитательный опыт народа, составляющие основу семейного воспитания, принято называть «народной педагогикой».

Народная педагогика - составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Слова великого русского педагога К.Д. Ушинского о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», целиком относятся ко всем другим народам. У каждого народа, нации, общины, рода, племени, этнической диаспоры складываются свои представления о воспитании и соответствующий практический опыт. Идеал воспитания, его содержание, средства народной педагогики теоретически, в строгих определениях не сформулированы и не систематизированы. Они бытуют в фольклоре, образе жизни нации, в практической деятельности в различных сферах жизни и быта народных масс, но формируются именно в семье.

Народная педагогика дает возможность воспитывать в подрастающем поколении любовь к родному языку, интерес к его настоящей истории, неравнодушие к национальным традициям, способность к творчеству.

В сегодняшних российских условиях, когда многие задаются вопросом о том, в состоянии ли семья полноценно выполнять одну из своих важнейших функций - воспитательную, именно народная педагогика может выступать основой гармоничного семейного воспитания подрастающего поколения. Не в «глобализации» основ семейного воспитания, а в опоре на народные педагогические традиции следует искать решение проблемы формирования гармоничной личности, передачи молодому поколению морально-этических, культурных норм, развитию духовности и патриотизма россиян.

Как отмечал К.Д.Ушинский, «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным... Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного организма».

* * *

Воспитательные традиции развиваются в зависимости от условий жизни общества, а потому могут существенно отличаться у разных народов и в разные исторические периоды

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В РОССИИ

1. Воспитание детей в семьях русских крестьян

Чтобы рассмотреть самобытный характер русской народной педагогики, обратимся к жизни деревенской семьи конца XIX в. - 30-х годов XX в., т.е. до начала сплошной коллективизации крестьянского хозяйства в Советском Союзе.

Для крестьян России, составлявших подавляющее большинство населения того времени, был характерен тяжелый ручной труд. Чтобы выжить, все члены крестьянской семьи, в том числе и дети, должны были трудиться. Дети и подростки в процессе труда практически усваивали житейский опыт и трудовую сноровку.

Семья зачастую была большая, по 5-10 и даже больше детей: женщина-крестьянка рожала столько детей, сколько подарит природа; однако высока была и детская смертность. В семье осуществлялся налаженный, веками сложившийся непрерывный процесс воспитания и обучения сначала в играх, а затем путем подражания старшим, рассказа, показа и объяснения, вопросов и ответов, наставления старших младшим, и под контролем первых, соревнования со сверстниками.

Воспитателями выступали родители и все другие члены семьи, включая старших детей.

Родители

Русские люди считали, что долг каждого мужчины перед людьми и Богом стать отцом, главное предназначение женщины - материнство. Отец и мать большого семейства пользовались уважением у односельчан.

В русской традиции на протяжении многих веков сложился образ отца как человека, воплощавшего закон и долг, которому дано право определять жизнь детей, принимать решения, обеспечивающие их счастье и благополучие, наказывать и миловать: «Как Бог до людей, так отец до детей», - говорит русская пословица. Именно поэтому отец, не вмешиваясь в мелкие домашние заботы и хлопоты, всегда выступал на первый план в ответственные моменты жизни своих детей и выполнял роль судьи последней инстанции в спорах.

Общественное мнение требовало от отца в воспитании детей прежде всего строгости. Мужчина, проявлявший к своим детям «ласкоту», то есть нежность, мягкость, заботливость, не мог считаться хорошим воспитателем. В обязанности отца входило наказание детей: «ненаказанный сын - бесчестье отцу». Однако отцу не полагалось наказывать сына или дочь сгоряча, когда попадутся под руку.

Мать должна была не просто произвести ребенка на свет, но вырастить его и воспитать: «Умел дитя родить, умей и научить». Под материнской опекой проходили обычно первые 5 - 7 лет жизни ребенка. Она кормила детей, купала, укладывала спать, лечила, играла с ними, пела им песенки, рассказывала сказки. Когда дети подрастали, мать начинала в большей степени заниматься воспитанием девочек. Она старалась подготовить дочерей к будущей жизни, в которой им придется быть женами, матерями, хозяйками. Мать учила их жать, сгребать сено, теребить и обрабатывать лен, прясть, ткать, шить, вышивать, приготавливать обед, то есть помогала им освоить круг традиционных женских занятий. Мать тратила много сил на то, чтобы ее дочери считались желательными невестами: были хорошо одеты, имели богатое приданое, отличались нравственным поведением.

На матери лежала ответственность за нравственный климат в семье, поддержание в ней согласия и покоя. Она должна была предотвращать проявления насилия в семье, унимать поссорившихся, регулировать внутрисемейные конфликты. По народным представлениям, это ей удавалось только в том случае, если она сама относилась ко всем членам семьи с добротой, лаской, была спокойной и уравновешенной, не позволяла себе брани.

Крестьяне считали, что в обязанности матери входит также защита детей от несчастий на их жизненном пути. Способность матери защитить своих детей считалась врожденной и была обусловлена ее любовью к ним, постоянными думами о детях и молитвами за них. Считалось, что материнская молитва обладает особенно действенной силой.

Дети

По русским представлениям, сын является продолжателем «рода-племени», наследником семейного имени и имущества, опорой семьи, защитником семейной чести, заместителем отца в случае его смерти или болезни, кормильцем родителей в старости. Поэтому его появление на свет воспринималось как особенно радостное событие.

Считалось, что между отцом и сыном сразу же после рождения младенца устанавливается внутренняя связь: они начинают «понимать» друг друга. В реальности же отец вступал в контакт с сыном только после того, как тот миновал стадию младенчества. Отец начинал делать для него «мужские» игрушки, изредка брал сына на колени, рассказывая, каким хорошим мужиком он будет, когда вырастет. В период отрочества контакт сына и отца становился более тесным. Подросший сын должен был освоить все то, что знал отец: как надо пахать, сеять, косить, ухаживать за лошадьми, охотиться, рыбачить, работать топором, долотом, сверлом, а также строить свои взаимоотношения с людьми.

Сыну полагалось также перенять отцовское отношение к жизни, его манеру поведения, то есть все то, что считалось в обществе «правильным поведением».

Взаимоотношения сына и матери строились по несколько иному сценарию. Сын находился в полном распоряжении матери до семи-восьми лет. Она его кормила, поила, купала, лечила, учила ходить, говорить, защищала от внешнего мира, предохраняла от порчи, которой, по народным представлениям мальчик более поддавался, чем девочка. После вхождения в отрочество сын должен был «отлепиться от матери», чтобы стать настоящим мужчиной. Мальчик, который продолжал демонстрировать всем свое предпочтение матери перед отцом, получал прозвища: «маменькин сынок», «запазушный ребенок», «маткич».

В обыденной жизни русской деревни отношения братьев и сестер, как правило, базировались на взаимопомощи и поддержке, моральной и материальной. Народная пословица гласит: «Брат за брата пуще каменных стен». Принцип «брат за брата» побуждал старшего защищать младшего и наказывать обидчиков, участвовать в его трудовом воспитании, опекать. Положение старшего брата в семье было особым. Родственники знали, что при определенных обстоятельствах ему придется взять на себя функции отца, хозяина. После смерти родителей нередко именно старший брат принимался руководить всем двором. С разрешения общинного правления старший брат мог стать главным в доме и при живых родителях, если те уже не были способны сами справляться с хозяйством. Старшие братья способствовали полноценной социализации младших - служили посредниками в их знакомстве со взрослым миром.

Положение разновозрастных сестер в семье также было неодинаковым. Старшую сестру считали ближайшей помощницей матери, ее «заместителем». В домашних делах она нередко полностью заменяла мать. Известны случаи, когда незамужней старшей сестре приходилось возглавлять весь женский состав семьи, выступая в роли «большухи» - хозяйки двора. Поэтому отношение старшей сестры к младшим детям в семье было сродни материнскому: позаботиться, уберечь, научить.

С раннего возраста старшая сестра погружалась в заботы о младших братьях и сестрах. В крестьянских семьях девочки считались полноценными няньками уже лет с 6-ти и часто проводили с малышами целый день. По мере отлучения младенца от материнской груди, он все больше переходил под опеку пестуньи-сестры, так как няньку со стороны нанимали не часто и только те, кому это было по средствам. В обязанности старшей сестры входил не только уход за детьми (одеть, накормить, убаюкать), но и умение развлечь, обучить.

Старшая сестра выполняла функции посредника, проводника между миром детей и миром взрослых. Малышам она открывала пространство за пределами порога дома: первые прогулки на улице, игры в компании соседских ребят проходили в ее сопровождении. Для подросших сестер она служила провожатым в сферу взрослых занятий и отношений: многим видам работ девочки обучались под руководством старшей сестры, под ее присмотром отпускались на молодежные гулянья. Преемственность и опека, составлявшие суть отношения старшей сестры к младшей, породили пословицу: «Первую дочь родители замуж отдают, вторую - сестра».

Рассмотрим основные цели, на которые было направлено традиционное воспитание в русских крестьянских семьях.

Любовь к родной земле

Любовь к отчизне русские старались привить детям с самого раннего возраста. Они стремились сделать все для того, чтобы дети любили родительский дом, родную деревню с ее лугами, полями, лесами, соседние села и деревни, связанные друг с другом родственными узами, а также все те села, города, где расселилось «русское христианское племя». Родители, родственники, соседи знали простую истину, которую со временем усваивал и ребенок: «глупа та птица, которой свое гнездо не мило», «своя земля и в горести мила».

Почитание старших

Русские крестьяне, прививая детям любовь к Отчине, воспитывая их на героических подвигах предков, старались также показать им, что любовь к родине должна начинаться с любви к родителям и проявления уважения к старшим по возрасту. Крестьяне считали почитание отца и матери главной добродетелью человека.

Родители внушали подрастающему ребенку словами и свои примером, что человек обязан заботиться о состарившихся родителях, проявлять к ним, ослабшим от тяжелой работы и немощным, внимание и уважение. Однако, требуя от подростка любви, послушания и заботы по отношению к родителям, народная педагогика предлагала и родителям проявлять такие же чувства к своим маленьким и взрослым детям. Правда, подчеркивалось, что любовь родителей к подросшим и взрослым детям должна быть разумной. По крестьянской этике уважения были достойны не только родители, но вообще все старшие по возрасту люди. При этом дети не должны были решать для себя вопрос о том, достоин или недостоин тот или иной старик их заботы, почтения и уважения. По мнению крестьян, старшие требуют к себе уважения уже потому, что они прожили долгую, трудную жизнь и много сделали для людей на земле. Большую роль в воспитании у детей этого чувства играли сказки и «бывальщины» религиозно-поучительного характера. В сказке «Иван, крестьянский сын», например, герой, нагрубивший старухе, терпит неудачи, а после принесенного им извинения получает от нее полезный совет.

Доброта и милосердие

Детей старались обучить милосердию, жалости и состраданию к людям, потерпевшим бедствие, несчастным, убогим и нищим. Вся жизнь русской крестьянской семьи давала детям примеры такого рода поведения. Деревенский обычай обязывал крестьян принимать в своем доме постучавшегося в дверь усталого путника, обогреть его, накормить и утешить, если он в печали. Заботясь о том, чтобы жизнь ребенка была благополучной, чтобы он находился в согласии с самим собой, ближними и дальними людьми, крестьяне стремились показать своим детям необходимость проявлять к людям доброту: «Добро творить - себя веселить», стараться не держать на людей злобу, ибо «Злой человек - как уголь: если не жжет, то чернит», отказаться от мщения за обиды. Особенно старались предохранить ребенка от мстительности, предлагали ответить на обиду, не откладывая на долгий срок, здесь же на месте, словом или кулаком, или простить, обидчику его «неразумное поведение». Затаить же обиду на долгие годы и отомстить, когда он, возможно, уже и забыл о моральном уроне, который нанес человеку, считалось большим грехом.

Честь и достоинство

Русские люди, советуя своим детям быть добрыми, милосердными, прощать грехи ближним своим, учили их в тоже время сохранять всегда и во всем чувство собственного достоинства, «хранить честь смолоду». Понятие чести у крестьян всегда связывалось с сознанием честного выполнения своего долга - в труде и в исполнении взятых на себя обязательств, включало в себя правдивость и исключало способность наносить несправедливые обиды. Исследователи народного быта всегда отмечали это качество деревенских людей: «Все крестьяне, оберегая свою честь, стараются трудиться, чтобы не прослыть лентяем», «всякий порядочный крестьянин старается держать данное им слово: нарушить его он считает нечестным», «всякий крестьянин, оберегающий свою честь, старается не быть никогда не только замешенным в какое-либо преступление, но даже и заподозренным в нем. Он никогда не согласится ни на плутни, ни на обман, хотя бы это и было допущено в торговле». Понятие чести, которое старались привить своим детям родители, включало также для мужчин уменье ответить на незаслуженное поношение, не дать основания для оскорблений, для девушек - чистоту, для женщин - отсутствие измен. Девочкам с ранних лет внушалась мысль о необходимости «блюсти свою честь», т.е. избегать добрачных связей, строить свое поведение таким образом, чтобы заслужить одобрение односельчан, а в замужестве сохранять супружескую верность. Потеря девственности до брака считалась большим грехом, а рождение внебрачного ребенка всеми рассматривалось как крайняя степень позора и бесчестия.

Трудолюбие

Обучение детей крестьянской работе проходило по определенной, хорошо продуманной многими поколениями людей системе. Детей приучали к ней не позднее, чем с семи лет, считая, что «маленькое дело лучше большого безделья». Приучение детей к труду с этого возраста, очень раннего с точки зрения современных людей, диктовалось представлениями о том, что если ребенка с малолетства не включать в деревенскую работу, то он в дальнейшем не будет иметь «усердствующей способности» к крестьянскому труду. Процесс трудовой подготовки ребенка осуществлялся обычно поэтапно, при этом учитывались физические и психические особенности и возможности детей в разные периоды их взросления. Объем нагрузки и воспитательные меры, которыми люди пользовались для привлечения ребят к работе, определялись с учетом количества лет прожитых ребенком. В противном случае можно отбить у ребенка охоту к труду, воспитать у него отношение к работе как тяжелой повинности. В русской деревне работу полагалось распределять также в зависимости от пола ребенка. Девочкам поручалась работа, которая готовила бы их к жизни женщины, мальчикам давались знания и умения, необходимые мужчине. При этом обучение строилось таким образом, что ребенок точно знал свои обязанности, и родителям не приходилось напоминать о них ребенку. С раннего детства ребенка ненавязчиво приучали к выполнению незначительных домашних работ и поручений родителей. Привлекая ребенка к совместной работе, предлагая ему дело по силам, родители поддерживали в нем ощущение радости от сопричастности к делу вместе со взрослыми, удовольствия от выполняемого труда. Стремясь походить на своих постоянно занятых трудом родителей, видя с их стороны доброжелательное отношение к их попыткам научиться делу, слушая приятную похвалу в свой адрес, дети не могли себе представить, что можно не работать, не уметь прясть, шить, наколоть дров, прибить оторвавшуюся доску, не помочь отцу или матери. В детской среде считалось позором, если о двенадцатилетней девочке скажут, что она «непряха», а о мальчике десяти лет, - что он «только и может гонять бабки».

2. Семейное воспитание в СССР

Во времена советской власти семейная педагогика в нашей стране рассматривалась в качестве составной части теории коммунистического воспитания. Всячески подчеркивалось, что семейное воспитание перестало быть только личным делом отцов и матерей. Конституция СССР (ст. 66) подчеркивала, что граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества.

При этом советская семейная педагогика справедливо отмечала, что общение взрослых и детей призвано быть взаимообогащающим. Родители не могут положительно влиять на детей, если сами не изменяются к лучшему, не совершенствуются. Семейное воспитание детей - это одновременно и самовоспитание отцов и матерей.

Также обоснованно считалось, что с воспитательной точки зрения предпочтительна многодетная семья. В семье, где много детей, у каждого ребенка естественно возникает богатая палитра взаимоотношений с близкими. Он не только сын или дочь своих родителей, но и одновременно брат или сестра. С прибавлением каждого нового члена семьи ребенок играет все более многообразные роли: он не только младший, но и старший, он учится не только послушанию, но и покровительству, руководству. Советские семейные психологи подчеркивали, что талантом общения люди овладевают прежде всего в семье, хотя немаловажное значение имеет также и приобретение опыта общения с друзьями своих братьев и сестер.

Главной и общей задачей семейного воспитания в СССР (наряду с воспитанием в детском саду, школе и других государственных учебно-воспитательных учреждениях) считалась «подготовка детей к жизни в социалистическом обществе».

3. Трансформация семьи в современной России

Процессы, происходящие в современной российской семье как общественном институте, можно охарактеризовать следующим образом:

формируется иная, чем раньше, структура семьи, что наиболее отчетливо проявляется в тенденции к ее нуклеаризации, сокращении числа детей. В результате существенно ослабевает значение родственных связей в жизни отдельной семьи и ее членов;

изменяется роль внешних по отношению к семье регуляторов поведения (религия, традиции, обычаи). Традиционные нормы и ценности, поддерживавшиеся расширенной семьей, становятся менее значимыми по сравнению с нормами и образцами поведения, вырабатываемыми членами семьи в ходе совместной жизни;

наблюдается активный процесс перехода от жесткой авторитарной структуры семьи, основанной на подчинении жены мужу, детей - родителям к демократическим отношениям между супругами, родителями и детьми;

изменениям подвергается система ролевых отношений в семье: от взаимодополняемости мужа и жены (когда за каждым жестко закреплены определенные функции) к взаимозаменяемости супругов, перераспределению власти и обязанностей между ними.

Последствия этих процессов неоднозначны. С одной стороны, они ведут к гуманизации семьи, усилению внимания к потребностям и интересам каждого ее члена. С другой - к росту разводов, числа неполных семей, низкому воспитательному потенциалу многих семей.


Воспитание детей у коренных народов Западной Сибири имело свои особенности. Девочек с 5-6 лет готовят к роли хозяйки: их помощь используется при наведении порядка в доме, при приготовлении пищи, при заготовке продуктов впрок. На девочек возлагается забота о младших детях. Большое значение придается обучению шитью и рукоделию. В шестилетнем возрасте мать изготавливает и дарит дочери специальную коробку для рукоделия (йиныт) из бересты и пихтовой коры. В ней девочка сначала хранит своих кукол, а когда подрастет и начинает учиться шить, складывает все вещи необходимые для рукоделия: игольницу с иголками, наперсток, нитки, бисер, пуговицы, бусы, кусочки тканей, сухожилия для нитей, ножницы. Коробка «йиныт» сопровождает женщину всю жизнь (по мере изнашивания старые берестяные коробки заменяют новыми), а после смерти ее кладут в гроб. Мать и старшие сестры показывают девочке, как разминать шкурки животных, выкраивать их, нанизывать бисер, подбирать кусочки кожи для аппликаций. Ильина И.В., Мартынова Е.П. Ребенок в традиционной культуре юганских хантов. - М., 1997. с. 225

Первыми самостоятельными изделиями девочки бывают одежда для кукол, матерчатые игольницы, несложные украшения из бисера. В подростковом возрасте девочку учат выделывать оленьи шкуры, обрабатывать нити, шить одежду, изготовлять берестяную утварь. Работа с берестой начинается с изготовления не требующих сложной обработки сосудов для воды, кормушек для собак, затем - более сложных поделок. Ильина И.В., Мартынова Е.П. Ребенок в традиционной культуре юганских хантов. - М., 1997. с. 225-226

Девочка в семье обских угров с детства приучается разделывать рыбу, готовить пищу, делать запасы и сохранять их. Даже совсем маленькие девочки умеют правильно обращаться с острым ножом. Девочки не только присматриваются к женским занятиям, но принимают непосредственное участие в заготовках бересты, древесной коры, трав, ягод, дров, в изготовлении хозяйственной утвари и т.д. Взрослые делают из бересты посуду - девочки копируют, повторяя ее в миниатюре. Женщины готовят гигиенические пояса, запасают чип (тонкую древесную стружку) - дочери помогают. Бабушка, мать или старшая сестра учат девочек узнавать и рисовать орнаменты, а также использовать их в изготовлении хозяйственной утвари, одежды, обуви. Кулемзин В.М. и др. Игры детей обско-угорских народов. СПб., 1999. с. 22-23 Девочкам поясняют значение фрагментов орнамента, помогают отыскивать в них сходство с фигурами птиц и зверей, вспоминая при этом подходящую сказку, что облегчает работу и пробуждает фантазию ребенка. Угадывание животных, птиц и растений в орнаменте и украшение им собственных игрушек развивает у детей художественный вкус и побуждает к творчеству. Взрослые шьют орнаменты из замши, меха, сукна, ткани - девочки перенимают. Женщины украшают одежду бисерным плетением, вышивкой - девочки учатся и украшают этим одежду своих кукол. Мать или старшая сестра шьет мешочек для хранения рукодельных принадлежностей, используя орнамент - девочка копирует. Изготавливается коробка из бересты или пихтовой коры - девочки приобщаются и к этому, учатся методам нанесения орнамента процарапыванием или красками. В прошлом краски делали из природного сырья - лиственничной коры или краснотала. Тахтуева А.М. Игры и игрушки обских угров в традиционном воспитании детей. СПб., 1999. с.23

Хантыйские дети хорошо информированы об основных нормах взаимоотношений между родственниками их взаимных правах и обязанностях, обусловленных принадлежностью к той или иной экзогамной или внутрисемейной группе. Десятилетняя девочка может ответить на вопросы о родовой принадлежности ее самой, ее матери, отца и других близких родственников, хорошо знает родственную терминологию. Она знает, в присутствии каких родственников мать должна закрывать лицо, к кому нельзя обращаться по имени и т.д. С раннего возраста детей приобщают к родовым святыням. Как только ребенок начинает ходить, его берут на праздники, моления, к 5-6 годам он знает, как вести себя во время ритуалов. К 15-16 годам девушка уже сама шьет одежду, некоторую обувь, меховые сумки для отца и братьев. К 16-18 годам человек обретает физическую и социальную зрелость, становится полноправным членом общества, окончательно преодолевает детскую инакость. Женщине полагается совершить жертвоприношение после замужества и рождения первого ребенка, что знаменует ее переход в категорию взрослых женщин. Ильина И.В., Мартынова Е.П. Ребенок в традиционной культуре юганских хантов. - М., 1997. с. 228-229

Сыновей с 5-6-летнего возраста отец всюду берет с собой, знакомит их с хозяйством, промысловыми угодьями. Сначала мальчики наблюдают за действиями отца, слушают его объяснения, затем сами начинают выполнять посильные поручения: при ремонте и изготовлении лодок, нарт, упряжки подают инструменты, заготавливают необходимое сырье, во время летнего выпаса оленей разжигают и следят за дымокурами, ухаживают за оленями, на промысле разжигают костер, помогают ставить шалаши, учатся изготовлять и ставить ловушки. Уже к 8-9 годам мальчик самостоятельно рыбачит и проверяет силки, неплохо обращается с ножом и вырезает из дерева, самостоятельно запрягает оленя. С 10-12 лет ему разрешают пользоваться огнестрельным оружием и учат ухаживать за ружьем, стрелять в цель. Перед первой самостоятельной охотой обязательно устраивают проверку: подросток доказывает свою способность метко стрелять, ибо недопустимым считается оставлять раненого зверя на мучения. Одновременно с обучением промысловому искусству мальчика знакомят с правилами поведения в лесу, в том числе и нормами взаимоотношений между охотниками, отношениями с окружающей природой. Ильина И.В., Мартынова Е.П. Ребенок в традиционной культуре юганских хантов. - М., 1997. с. 224-225 Воспитывая мальчиков ханты стремятся выработать в них смелость, находчивость, упорство. Иногда, если в семье не было взрослых мужчин, мальчики в меру своих сил заменяли их в охоте на пушных зверей и птиц. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Сборник статей. Под ред. Кон И.С., Такеаши Ч.М. Л., 1988. с.89 В детстве ребенка готовят к самостоятельной жизни в обществе, постепенно он постигает весь комплекс навыков хозяйственной деятельности, знаний об окружающем мире и обществе, устоявшихся норм поведения. Главные воспитатели ребенка - это мать, отец и ближайшие родственники. Именно в семье закладываются основы воспитания. До 4-5 лет дети находятся под опекой матери, хотя отцы охотно играют, разговаривают с маленьким ребенком, ласкают его. В дальнейшем все большую роль в жизни мальчика играет отец, а мать остается наставницей девочки. Большую заботу о детях проявляют бабушки, дедушки, тети, дяди со стороны отца и матери. Детский коллектив, в котором растет ребенок, также в основном состоит из родственников. На примерах из жизни своей семьи, рода, общины, дети усваивают основные знания, навыки, правила. С ранних лет начинается трудовое воспитание, которое осуществляется как через непосредственное наблюдение и участие детей в повседневной хозяйственной жизни, так и через игры, в которых они имитируют занятия взрослых. Личный пример родителей, их навыки имеют здесь первостепенное значение. Совсем маленьких детей уже учат помогать матери: они приносят дрова, убирают в доме, собирают и чистят ягоды.

Очень рано приучают детей почтительно относиться к старшим. Дети не должны обсуждать поступки взрослых, вмешиваться в их разговоры, обязаны беспрекословно выполнять их просьбы. Ребенку запрещается поднимать руку на взрослого даже в шутку, и дети верят, что в наказание за такой поступок у драчуна в будущем будут трястись руки, он не сможет стать хорошим охотником. В свою очередь и взрослые относятся к детям ласково. При обращении к ним используются ласковые прозвища, шутливые сравнения с медвежонком, росомахой. За усердие, хорошо выполненную работу дети всегда поощряются устной похвалой или одобрительным взглядом. В качестве поощрения детям дают пользоваться орудиями взрослых и всячески подчеркивают отношение к ним как ко взрослым. С самых малых лет в ребенке воспитывают самостоятельность, контроль за ним ненавязчив и незаметен. Следует подчеркнуть, что в воспитательном процессе отсутствуют грубые принудительные методы, физические наказания не приняты, за исключением, конечно, каких-то очень серьезных проступков. Наказывая ребенка, особенно маленького, ограничиваются неодобрительным взглядом, коротким выговором или объяснением, как надо было бы поступить в том или ином случае. Вместо длительных нравоучений при проступке могут напомнить какой-нибудь фольклорный сюжет. В целом фольклор является важным средством традиционного воспитания, посредством которого дети приобщаются к ценностям и традициям своего народа.

Вопрос о воспитании детей, социализации подрастающего поколения в традиционных обществах является весьма сложной, многоаспектной проблемой и требует специального исследования. Здесь же мы попытаемся в общих чертах обрисовать традиционное воспитание у эвенов в рассматриваемое время.

Как известно, эвенский народ всегда жил в гармонии с окружающей средой, весь многовековой уклад жизни никогда не входил в противоречие с законами природы, эвены считали себя неотъемлемой частью природного единства и этому учили подрастающее поколение.

Существовало множество неписаных правил, морально-этических норм поведения, которые ребенок приучался соблюдать, руководствуясь при этом мудростью народа и нравственными устоями, выработанными в течение многих веков и переданных из поколения в поколение. Вера в духов местности, огня, тайги, бережное отношение ко всему живом создали целый комплекс запретов, огромную ценность которых в нравственном, экологическом воспитании трудно переоценить.

Традиционная система воспитания детей у народов Севера исходила и опиралась на основы жизнедеятельности народов - на специфические отрасли северного хозяйства: оленеводство, охотничий и рыболовный промыслы, собирательство.

Мир детей эвенов определялся, в первую очередь, именно уровнем развития именно этих традиционных занятий северян. Дети принимали активное участие в практике жизни, зимой и летом вместе со взрослыми выполняли посильный для них труд. Если труд - основа жизни, способ существования и выживания в суровых, экстремальных условиях Севера для их родителей, то игра для детей северян - это тоже особый труд.

В эвенской семье ребенок рано приобщался к трудовой деятельности. В трудовой деятельности семьи существовал определенный ритм, согласованный с окружающей средой, морально - психологическими факторами, бытующими в данной семье и только четко распределив обязанности между членами семьи, семья могла выдержать столь суровые условия.

Кочевой образ жизни, традиционно-присваивающая экономика, то есть весь уклад жизни готовили детей сызмальства к труду, сперва через различные игры. Поэтому главной особенностью игр эвенских детей является то, что они несут в себе трудовой элемент. У детей игры появились в результате подражания труду взрослых. Дети чаще всего в своих играх полностью копируют деятельность родителей. Например, у эвенов дети играют в «стадо», занимаются разведением оленей в «стаде». При этом они в точности копируют действия, все тончайшие нюансы поведения взрослых. Одни - в роли «пастухов», другие, особенно - девочки - в роли «хозяйки чума». В процессе игры дети соблюдают все обычаи, традиции народа. Обязателен обряд «кормления очага», умилостивления духов местности и т.д. В процессе игры дети «перекочевывают» с одного места на другое в поисках корма для оленей, делают из тальника различные игрушки: фигурки оленей, макеты нарт, различные сооружения - «hярму», «голомо». Мальчики из веревок делают «маут» для ловли оленей. Материалами для игрушек эвенских детей служат: тальник, рога, копыта, суставы, шерсть оленя, заячьи кости, кусочки дерева, ровдуги и т.д. - то есть весь подручный природный, растительный материал, определяемый образом жизни, конкретной окружающей действительностью. Девочки подражают взрослым, познавая в процессе игры приготовления пищи из мяса, рыбы, оленьего молока, играют в тряпичные куклы, учатся шить различные виды северной одежды, вышивать бисером. Следует отметить, что вышеназванными игрушками играло старшее поколение эвенов, по традиции оно передалось их детям - такие же игрушки характерны для современных эвенских детей.

Игры имеют большое воспитательное значение в развитии ребенка. Дети народов Севера рано приобретают знания, опыт жизни и через систему игр приобщаются к трудовой жизни, игра для детей - это соответствующая их возрасту трудовая активная деятельность. Дети от имитационных игр переходят к настоящей ловле оленя. У них постепенно формируются практические навыки: навыки запрягания и езды на оленях, знание периодов и мест перекочевок, а также наиболее распространенных болезней и способов их лечения, разделки туши в период забоя, подготовки к отелу и т.д. С 12 лет дети уже наравне с взрослыми идут на дежурство (пасут оленей).

С малолетства детей учат стойко переносить суровую, полную лишений и опасностей жизнь оленеводов, холод и жару, спать под открытым небом и, таким образом, у детей в процессе игры формируются такие необходимые оленеводу качества как: выносливость, сноровка, наблюдательность, трудолюбие, хорошая память, умение ориентироваться в местности, бережное отношение к природе, а также следующие нравственные черты: отзывчивость, доброта, чувство сопереживания, столь необходимые для выживания в экстремальных условиях Севера.

Оленевод и охотник должен был обладать исключительной силой, выносливостью, сноровкой. Поэтому в эвенских семьях существовал обычай физической подготовки подрастающего поколения. Физическое воспитание у эвенов-ламутов предусматривало подготовку полноценного оленевода и охотника. Основными элементами его были быстрый бег, борьба, умение пользоваться арканом, меткая стрельба из лука, ношение тяжестей, прыжки через препятствия. Каждый из элементов имел глубокое жизненное обоснование и был обязательным для оленевода и охотника. Яркое отражение физической тренировки можно найти в эвенском фольклоре, как и впрочем, в фольклоре всех северных народностей. В сказках, преданиях имеется много картин физических упражнений в беге, поднятии тяжестей, борьбе, умении стрелять из лука, заарканивании оленей.

Физической подготовкой в семье руководили отец или дедушка, также старшие братья. Мальчики - будущие оленеводы и охотники - должны были в совершенстве овладеть всеми элементами комплекса физической закалки. Упражнения в овладении всеми видами спорта проводились постоянно, непосредственно в труде, то есть в тесной связи с практическими занятиями.

Интересные данные о физической подготовке мальчиков - будущих воинов в эпоху «Кыргыс Yйэтэ» («время межплеменных войн») приводит большой знаток эвенского фольклора, сказитель Кейметинов Василий Павлович, 1918 года рождения.

По его рассказам, в старину, когда эвены северо-западного Верхоянья кочевали по бескрайним просторам Верхоянских гор, существовал очень интересный обычай обучения военному искусству мальчиков в возрасте 10 лет. В целях воспитания у мальчиков будущих воинских качеств, бдительности, сноровки их начинают обучать стрельбе из лука, умению сражаться мечом. Обучение стрельбе из лука, умению сражаться мечом. Обучение стрельбе из лука проходит следующим образом: кто-то из старших, это может быть отец, брат, дядя или любой человек из рода, обладающий хорошими физическими данными и воспитательными способностями, стреляет из лука, а ребенок должен перехватить его ответным ударом. Только ловкий человек мог перехватить его. А умению сражаться мечом обучают следующим образом: подкрадываются к спящему ребенку, в первый раз ударяют по воздуху мечом, чтобы мальчик мог услышать свист удара меча, а во второй раз - по ногам и телу. Услышав свист меча, спящий мальчик вскакивает и убегает или оказывает сопротивление, если рядом имеется мечом. Таким образом воспитываются быстрота реакции, ловкость, сила [ПМА, 1996].

То есть, можно сказать, что в старину у эвенов существовала индивидуальная школа обучения воинскому искусству.

Физической закалке подвергались главным образом мальчики, но и девочки также должны были обладать определенной выносливостью, силой, ловкостью, которые столь необходимы в управлении хозяйством. Детям не разрешалось долго спать, они обязаны были вставать спозаранку вместе со взрослыми и оказывать посильную помощь в повседневной работе. Мальчики должны были уметь самостоятельно зажечь костер в любую погоду: и в дождь и в снег, уметь заарканить оленей, вместе со взрослыми ходить на выпас оленей, дежурство, в том числе ночное. С ранних лет эвенский мальчик выполнял посильную работу по хозяйству, помогая матери и бабушке, навыки охотника и следопыта он приобретал, находясь возле отца во время охоты. Надо отметить, что в процессе обучения охоте, он впитывал все обычаи и традиции, которые соблюдали старшие, с 3 лет мальчиков приучали заносить вещи в чум при перекочевках, таскать камни на очаг, отвязывать на стоянках вьючные сумы и седла. Охоте мальчиков приучали постепенно. Пятилетним делали маленький лук и стрелы.

Воспитание девочек в эвенской семье, естественно, отличается от воспитания мальчиков. Девочек с малолетства готовили к роли матери, хозяйки, хранительницы домашнего очага. Они помогали подвешивать крюки на перекладины в чуме, носили воду и дрова. С 6-7 лет девочки помогают матери в приготовлении пищи, ухаживают за младшими братьями и сестрами, а с 10 лет выделывают оленьи шкуры и лапки, учатся вышивать бисером. Старшее поколение во время работы рассказывало им различные сказки, обычаи, связанные с определенным видом деятельности. Следует отметить хороший психологический климат в семье: ребенка старались не кричать, не ругали за мелкие шалости. Родители, родственники уделяли большое внимание детям, рассказывали им сказки, мастерили им различные игрушки. «Особой мягкостью отличались отношения эвенов и эвенков к детям. Они очень любили не только своих детей, но и вообще всех детей. Поэтому не было такого взрослого эвена или эвенка, который удержался бы, чтоб не поласкать даже другого ребенка. Нередко можно было видеть взрослых людей, играющих с детворой, или изготовляющих для малышей те или иные игрушки. У эвенов и эвенков любой гость, входя в помещение, должен был здороваться за руку не только со взрослыми, но со всеми детьми, если только те научились ходить. Они даже приветствовали и грудных детей, трепля их за щечки или щекоча за затылком" [Николаев, 1969, с. 139]. Как свидетельствует Я. И. Линденау: «Детей воспитывают в большом послушании к родителям. Редко увидишь, чтобы ламуты били своих детей" [Линденау, 1983, с. 66].

Заслуживает внимания то, как эвены воспитывали в детях с малолетства самостоятельность. При перекочевках малыша везли, как мы уже указывали, в люльке или перевозили в специальной нартенной кибитке. При рождении ребенка ему выделяли в стаде определенное количество оленей, которые считались собственностью ребенка, и весь приплод последствии принадлежал ему. Также выбирали «именного» оленя смирного нрава, который и вез при его при перекочевках. С одного или полутора года ребенка приучали сидеть верхом на олене, на вьючном седле, привязывая с помощью специальных дощечек-держателей и обкладывали подушками. Постепенно ребенок должен был уметь обходиться без держателей, научиться самостоятельно держаться в седле. «Сначала ребенка подвязывали к седлу и шли рядом с ним, присматривая, затем отпускали на длинный повод 5-6 метров длиной. Такое обучение длилось 2-3 месяца. И после этого ребенок уже должен был самостоятельно держаться на олене и им управлять.

Первые пространственные представления ребенка были связаны с местом его рождения, колыбелью, жилищем, оленем и, таким образом, с первых месяцев жизни у ребенка складывалось представление об окружающем мире. В процессе воспитания, в играх у ребенка складывалась целостная система представления о мире. Именно в семье дети проходили жизненную школу, необходимую для выживания в суровых условиях Арктики, перенимали готовый взгляд на мир. Ребенок постепенно впитывал в себя жизнь семьи и его общества, кочевую оленеводческую жизнь, нормы поведения, культуру, верования. В процессе роста и социализации дети проходили несколько этапов:

  1. младенчество (от рождения до трех лет),
  2. детство (с трех до девяти лет),
  3. и подростковый период (девять-пятнадцать лет), после чего считались взрослыми.

Приобщение к миру взрослых происходило в процессе непосредственной жизнедеятельности социума. Ребенок впитывал в себя культуру своего народа как бессознательно, наблюдая, так и активно, участвуя в труде, общении. Участвуя в семейных обрядах, шаманских камланиях, слушая рассказы старших, дети вместе с реальными знаниями получали и сумму представлений о душе человека, окружающем его мире и т. д. Большую роль в формировании мировоззрения детей играли запреты, нормы поведения.

Соблюдая правила поведения, ребенок постепенно усваивал кодекс чести и своеобразный этикет таежного человека. Нормы поведения и стереотипы мышления эвена воспитывались с помощью разнообразных методов. Основой воспитания было, прежде всего, подражание взрослым. Дети наблюдали повседневный труд родителей, непременно участвовали в родовых и семейных обрядах, праздниках. Участвуя в них, дети приобщались к ритуалу рода, у молодого поколения воспитывалось сознание общего происхождения, кровного родства с сородичами. Взрослые придавали большое значение привитию детям всей суммы нравственных и этических норм, руководствуясь при этом нравственными устоями и мудростью народа, выработанными в течение многих веков и переданных из поколения в поколение.

Старшие с детства внушали ребенку, что параллельно с вещным миром существует и мир духовный. Эти миры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Такие знания постепенно проникали и закреплялись в сознании ребенка через игры, наблюдения становились более упорядоченными, складывались в целостные представление о мире и роли человека в нем, месте самого ребенка.

Новому человеку, призванному продолжать дела предков, прививалась также морально-психологическая готовность к самосохранению и готовности к взаимной поддержке человеческой жизни в суровых условиях Севера.

к.и.н. Алексеева С.А.