Как отучить ребенка от рук, не потеряв с ним эмоциональный контакт. Как отучить ребенка от рук

В декрете молодая мама сталкивается с массой новых бытовых проблем. Женщина уходит в отпуск по уходу за ребенком, а на деле ухаживать с утроенной силой приходится и за квартирой, и за одеждой, и за мужем. Возросшее количество домашних дел приводит в отчаяние, особенно если малыш буквально привязан к маме и не отпускает ее ни на шаг. Так в семье впервые поднимается тема, как отучить ребенка от рук, не навредив крохе.

Мамины руки в детском восприятии символизируют безопасность, любовь, комфорт. Со временем это ощущение притупляется, но не исчезает. Поэтому даже повзрослев, мы способны успокаиваться, оказавшись в материнских объятиях, становимся счастливее, взяв маму или отца за руку.

Мама, не балуй!

В младенчестве малыши, дай им волю, могут сутками «висеть» на маме. Иногда это, действительно, необходимость, которую нельзя игнорировать. Здесь важно научиться четко разграничивать, когда ребенок правда нуждается в особом внимании, а когда просто капризничает.

Педиатры утверждают: запустив «ручную» проблему, вы столкнетесь с критической зависимостью ребенка от матери, он вырастет избалованным и будет испытывать трудности с адаптацией в обществе. Впрочем, постоянные истерики дитя подправят сединой и родительские прически.

Медики успокаивают: отучить ребенка от рук не так сложно, как кажется. Главное -договориться с самим собой: вы не лишаете малыша любви, а воспитываете в нем правильные черты характера, создаете в семье спокойную и благоприятную атмосферу.

Возраст имеет значение

В первые три месяца жизни малыши страдают от повышенного газообразования. В отдельных случаях это продолжается даже до четырех-пяти месяцев. Во время приступов колик кроху и правда можно успокоить, взяв на руки и поносив по комнате. Это отвлекает ребенка, а тепло тела матери и давление на живот при объятиях облегчают боль. Именно в этот период отлучать ребенка от рук категорически нельзя.

Но как только работа желудочно-кишечного тракта малыша наладится, не просто можно, а нужно приучать его отвлекаться и играть самостоятельно. Лучше делать это не позднее чем в 6 месяцев. Для сравнения: уже в 1 год процесс будет длительным и болезненным. В некоторых семьях момент, когда ребенка можно спокойно «переключить» на другие формы общения, упускают. И тогда начинается настоящая борьба за время и пространство между чадом и взрослыми.

Ошибки взрослых

Разбираясь в том, как отучить грудного ребенка от рук, нужно понимать, что речь идет не только о процессе ношения на руках как таковом. Проявляя чрезмерную заботу, взрослые не отходят от малыша, смешат его, качают и т. д. В итоге он взрослеет, не имея представления, что можно играть самостоятельно. Особенно этим страдают семьи, в которых бабушки и дедушки живут с детьми или часто навещают любимого внука.

Малыши, которых опекают «семь нянек», попросту не переносит одиночества. Оказавшись в пустой комнате, такой ребенок тут же плачет и требует внимания. Если же по первому зову родители наперегонки бегут в комнату дитя, вскоре малыш будет проводить на ваших руках все время пока не спит. Да, и уложить его спасть станет целой историей.

От усталости к депрессии

Есть матери, которые считают, что младенцы должны неотлучно находиться «у груди» и критикуют тех, кто пытается приучать ребенка к самостоятельности пока он «лежит поперек лавки». Мол, ради ребенка можно и потерпеть, а со временем он «перерастет».

Потерпеть, конечно, можно. Но согласитесь, малышу нужна спокойная, уравновешенная мама, а не озлобившаяся на весь мир женщина, которая весь день «улюлюкает» кричащего дитя, а ночью, вместо сна, моет, гребет, гладит, готовит… В особо запущенных случаях ребенок не отпускает маму даже поесть или принять душ. Радости и жизненных сил такой график не придаст никому. Можно, конечно, сказать, что муж или родственники должны помогать. Однако реальность рисует иные картины.

Кто-то посоветует, что домашними делами можно заниматься при помощи слинга. Возможно, тканевые переноски частично и решают проблему на уровне бытовом, но с точки зрения психологии она лишь усугубляется.

Психологи отмечают, что к ним нередко обращаются за помощью мамы, которые, оказались «под каблуком» у ребенка. Эти женщины морально истощены и со стыдом признаются, что дети вызывают в них раздражение.

Категории родительского риска

Вообще, медики подчеркивают, что первопричину «ручной» темы стоит искать не в детях, а в их родителях. Характер ребенка, как и навыки, формируют окружающие его взрослые. К примеру, малыш рождается, не умея есть ложкой. Только со временем его приучают пользоваться столовыми приборами. Также и с поведением: капризничает по поводу и без тот ребенок, которому позволяют это делать взрослые.

Так, специалисты выделяют несколько категорий родителей, которые находятся в группе первого риска «ручной» проблемы.

  • Родители первенца. В этом случае мама и папа просто не имеют опыта общения с грудничком. Они боятся каждого звука и движения. Им кажется, что малыша нельзя оставить даже на секунду.
  • Родители с нереализованными амбициями. Считают, нужно окружить малыша чрезмерной заботой и давать ему все, что захочет. Тогда в будущем он сможет добиться особых успехов, чего в свое время не смогли они.
  • Родители с медицинским образованием. Здесь работает принцип: сапожник без сапог. Такие родители хорошо знакомы с теорией и на практике стараются вдвойне доказать свою компетентность.
  • Родители приемного ребенка. Относятся к воспитанию, как к миссии. Считают, что ребенок и без того был обделен, потеряв родных маму и папу, и теперь нужно любыми средствами сгладить полученный стресс.

Есть мнение, что отучая дитя от рук, можно «сломать» его психику. Возможно, такой риск и имел бы место, если бы малыш выдвигал свои требования осознанно. Но он еще не знает, что такое хорошо и плохо. И именно от родителей он ждет подсказок, как сориентироваться в этом мире, сформировать чувства комфорта и безопасности.

И вот ситуация. Ребенок заплакал, лежа в колыбели. Тут же взрослые спешат взять его на руки, будто что-то угрожает. Со временем ребенку тоже начнет казаться, что находиться в кровати почему-то опасно, и он будет все настойчивее звать маму и рыдать, оказавшись в постели.

Шесть шагов к самостоятельным играм

Если вы приняли решение отучить чадо от рук и сформировать удобный распорядок дня в семье, запаситесь терпением и следуйте простым правилам.

  1. Покажите свою занятость. Наметьте список задач, которые вам нужно успевать выполнять в течение дня. Ребенок не спит? Отлично, приступайте к работе. Причем демонстрируйте усердие и занятость. Не бойтесь переиграть, пусть у крохи откладывается в памяти образ занятой мамы. Если он станет плакать и проситься к вам, ласково, но твердо объясните, что не можете сейчас отвлечься. Малыш не поймет, что вы говорите, но запомнит тон. В дальнейшем это будет сигналом, разграничивающим время для совместных развлечений и игр самостоятельных.
  2. Используйте «погремушки». Конечно, ребенок не будет спокойно сидеть и рассматривать потолок. Нужно занять его внимание. Положите в манеж яркие игрушки. Пользуйтесь развивающим ковриком. Включите в комнате аудиозапись сказок.
  3. Делайте перерывы. Ненадолго отвлекитесь от уборки и загляните к малышу. Присядьте рядом, обнимите, но не качайте на руках. Если малыш начнет протестовать, снова вернитесь к делам.
  4. Перетерпите слезы. Прежде чем ребенок войдет в новый ритм, будут слезы. Их нужно пережить. Например, если малыш не мог засыпать без рук, в первую «самостоятельную» ночь он всем покажет, где раки зимуют. Предположим, сегодня вместо длительных укачиваний вы поцеловали кроху, уложили его в кровать и вышли из комнаты. Вам вслед обязательно зазвучит красноречивый детский крик. В среднем в первую ночь малыш может плакать около получаса, хотя вам покажется, что гораздо дольше. Привыкание к новому графику длится порядка трех ночей, после чего карапуз освоится и будет засыпать без истерик и рук.
  5. Не стойте над душой. Малыш не заснет и не успокоится, если вы будете находиться в поле его зрения. В моменты отвыкания от укачиваний лучше оставлять кроху одного, либо завешивать его манеж ширмой. Не рисуйте себе страшных картин, что ребенок плачет от боли или он запутался в одеяле. По возможности подглядывайте за малышом, но не входите на его «территорию» - это еще больше разозлит дитя.
  6. Предупредите соседей. Учитывая, что отвыкать от рук ребенок будет громко, лучше заранее предупредить об этом соседей. Объясните им ситуацию и попросите потерпеть пару дней.

Нужно подобрать момент, чтобы приучать малыша к самостоятельности. Не делайте это во время болезни или когда режутся зубы. В эти периоды кроха действительно нуждается в вас. И, естественно, не бросайте его, если голоден, ударился или испугался чего-то.

Но даже при недугах не держите малыша все время при себе. Иначе кроха поймет, что плохое самочувствие - рычаг, позволяющий на вас давать. Вот пример: медики рассказывают, что дети, которые во время срыгивания уловили тревогу матери, в дальнейшем могут намеренно вызывать рвоту.

Обсуждая, как отучить новорожденного от рук, ни в коем случае речь не идет о том, что малыш должен полностью обходиться без материнской опеки. Мы говорим лишь о способах построения счастливой семьи, где ребенок является стимулом, а не причиной.

Распечатать

Прежде всего, давайте разберемся, почему плачет новорожденный ребенок. На самом деле основных причин этому всего четыре. Ребенок может быть голоден, у него могут вызывать дискомфорт мокрые пеленки или слишком высокая температура воздуха в комнате, у него может что-нибудь болеть (и эта причина самая тревожная и порождающая наибольшее число вопросов и сомнений), ну и, наконец, ему может быть просто скучно.

Почему ребенок плачет?

Что касается плача по причине голода , то с этим более-менее все ясно: если у мамы молока достаточно, то новорожденный может испытывать чувство голода не раньше, чем спустя 2-2,5 часа после предыдущего кормления. Но в первые месяцы, особенно в первые недели, это правило совершенно не работает: ребенок может прикладываться к груди каждый час, а то и чаще. Обычно если ребенка беспокоит только голод, то сразу после прикладывания к груди он успокаивается и засыпает или спокойно бодрствует. Когда у ребенка вызывает плач дискомфорт из-за мокрых пеленок , то все еще проще: стоит заменить пеленки - и покой малышу гарантирован.

Несколько сложнее с беспокойством из-за слишком высокой температуры воздуха в помещении. Большинству родителей, а особенно бабушек, инстинктивно хочется как можно лучше согреть малыша. А ведь здорового доношенного новорожденного ребенка сложнее переохладить, чем перегреть. От переохлаждения он защищен механизмами терморегуляции несколько лучше, чем от перегревания. У него практически отсутствует потоотделение (один из основных путей теплоотдачи), а если малыш тепло одет, да еще и температура воздуха в комнате приближается к «идеальной», с точки зрения бдительных родителей, то организм ребенка начинает бить тревогу. У него учащается дыхание, сердцебиение, возникает двигательное возбуждение, он громко кричит. Может даже повыситься температура тела. Поэтому обязательно повесьте в комнате, где большую часть времени находится ребенок, термометр и контролируйте температуру воздуха. Оптимальной температурой для новорожденного является 24-25 °С, для ребенка старше месяца - 23-24°С. Ночью эта температура может быть понижена до 22°С-при такой температуре дети лучше спят, комфортнее себя чувствуют. Лучше одеть ребенка на ночь несколько теплее, чем в дневные часы, чтобы не беспокоиться, что малыш замерзнет. Если же вы выяснили, что малышу жарко, что он перегрелся и плачет именно по этой причине, сразу же разденьте его, дайте попить воды комнатной температуры или приложите к груди. Выйдите с ним из комнаты и откройте ненадолго окно. После того как ребенок успокоится, а воздух в комнате охладится до комфортной температуры, можно будет его одеть или запеленать - но уже более легко.

Если вы уверены, что ребенок не голоден, у него сухие пеленки, в комнате явно не жарко и малыш одет соответствующим образом, но продолжает плакать, следует выяснить, не болит ли у него что-нибудь. Если такие приступы плача очень часты и вы не можете разобраться в ситуации самостоятельно, необходимо обратиться за помощью к детскому врачу . В случае, когда ребенок плачет из-за болезненных ощущений, ему нужно и оказывать необходимую помощь, и успокаивать всеми доступными способами. Но вам будет необходим совет врача - чем именно можно помочь ребенку, который часто и подолгу плачет. Это тот случай, когда не должен возникать вопрос: брать или не брать ребенка на руки . В этом случае - брать обязательно! Ведь крохе и без того очень плохо, он не может понять, что с ним происходит. Именно сейчас ему необходимо тепло материнских рук и ласковый голос. Обязательно соблюдайте спокойствие, каким бы трудным это вам ни казалось. Если мама встревожена, если она боится или плачет - беспокойство малыша только усугубляется. Итак, успокойтесь сами и старайтесь успокоить ребенка. И принимайте необходимые меры, следуя рекомендациям вашего педиатра.


Общение с ребенком

А вот как быть, если ребенку просто скучно? Такое тоже бывает. Причем даже с малышами первых месяцев жизни. В связи с этим возникает три вопроса: почему это происходит? Как разобраться, что ребенок плачет именно по этой причине? Что в этом случае делать?

Происходит это потому, что ребенок, даже самый маленький, нуждается в новых впечатлениях, в общении и ласке. На протяжении первых месяцев жизни эта потребность направлена исключительно на маму, ведь с момента зачатия и до торжественного момента рождения ребенок составлял с матерью практически единое целое, не разлучаясь ни на мгновение. Тепло ее тела, звуки ее голоса и сердцебиения для него олицетворяют покой и безопасность. Разлучившись с мамой в момент рождения, ребенок нуждается в том, чтобы ему напоминали время от времени, что она никуда не делась и в любой момент может оказаться рядом.

Ребенок не может осознать эту свою потребность в материнском присутствии, но она возникает на подсознательном уровне. Наглядный тому пример: в детской палате родильного дома ребенок плачет . Он сыт, пеленки сухие, температура воздуха в палате строго контролируется - она оптимальна. Ребенок осмотрен педиатром - он здоров. Тем не менее, он громко кричит. И вот в палату заходит его мама, подходит к кроватке и ласково что-то говорит... Малыш сосредоточенно прислушивается и успокаивается. Почти сразу. Мама может даже не успеть взять ребенка на руки - а он уже спокоен. Чем взрослее становится ребенок, тем больше возрастает его потребность в общении.

Потребность в общении отражает степень развития ребенка . Эта зависимость двусторонняя - с одной стороны, чем больше ребенок общается с мамой или папой, тем лучше он развивается, а с другой стороны, потребность в общении свойственна именно нормально развивающимся детям. Родителей должно насторожить и то, что малыш постоянно требует их присутствия, не желает оставаться один ни на минуту, и то, что ребенок не нуждается в общении, не требует, чтобы его брали на руки . Нормальное поведение здорового ребенка заключается в том, что он может какое-то время находиться в одиночестве, играть самостоятельно, но спустя некоторое время начинает «звать» родителей. Продолжительность времени, в течение которого малыш может находиться один, зависит в основном от темперамента ребенка, Некоторые дети могут более продолжительное время играть самостоятельно, терпения других хватает на меньшее время.

Как понять, что ребенок плаче т потому, что ему скучно? Да очень просто: если ребенок не голоден (время следующего кормления еще не наступило), если у него сухая одежда или пеленки, если он здоров и находится в комфортной обстановке, вероятнее всего именно эта причина. Второй способ еще проще - подойдите к ребенку, приветливо и весело заговорите с ним. Если он перестанет плакать, обрадуется вашему присутствию, значит, он именно этого и хотел, и вы поняли его правильно. Если же ваша попытка не увенчалась успехом, значит, либо этого недостаточно и нужно более активно поиграть с ребенком , либо причина его недовольства в другом. Что делать в том случае, если ребенок плачет и требует общения? Безоговорочно - удовлетворить его потребность. Оставить все дела и заняться им. Причем важен не только факт вашего присутствия рядом, но и тактильный контакт, прикосновения, ласка. Чем старше становится ребенок, тем более разнообразным должен быть этот контакт. Если для новорожденного достаточно просто тепла материнского тела и запаха молока, от нее исходящего, то для ребенка шести-восьми месяцев этого уже мало. Ему нужны игры, впечатления, радость узнавания и элементы обучения во время общения с родителями.


Воспитываем ребенка

Практически всех родителей беспокоит вопрос: как не избаловать ребенка , как не допустить того, чтобы он стал «ручным» настолько, что не будет отпускать от себя мать ни на минуту? Мы договорились, что ребенка следует брать на руки, если он нездоров, если он плохо себя чувствует и в том случае, когда ему скучно и он нуждается в общении. Но ведь малыш может очень быстро привыкнуть к тому, что его носят на руках, и станет требовать этого постоянно! Как этого избежать?

Советы просты - и одновременно трудновыполнимы: доверяйте своей интуиции, приучайте ребенка к самостоятельным играм постепенно, не усердствуйте слишком в стремлении быть все время рядом с ребенком. Как это сделать на практике?

Прежде всего, договоритесь со всеми домочадцами, что не будете всей семьей со всех ног кидаться к ребенку, как только он подаст голос. Если вы методом исключения выяснили, что ребенок сейчас капризничает потому, что ему хочется, чтобы вы побыли с ним рядом, то попробуйте поиграть с ним, не беря на руки. Лучше всего разместиться рядом с кроваткой или перенести ребенка на ковер. Предлагайте ему несколько вариантов развлечений, соответствующих его возрасту, прикасайтесь к нему, гладьте его по голове и спинке в процессе игры, комментируйте все, что происходит, спокойным и приветливым голосом, напевайте песенку. Продолжительность такой игры может быть от 20 минут до получаса. После этого оставьте ребенка одного, ласково сказав ему, что теперь он поиграет сам, а вы будете рядом.

Приучайте его играть самостоятельно , увеличивая постепенно это время. Ребенок должен знать, что вы поблизости и подойдете к нему, как только он позовет вас. Надо сказать, что в первые 3-4 месяца жизни кроха еще не может занять себя, и совершенно бесполезно приучать его к «самостоятельности». Если других при-чин беспокойства нет и малыш успокаивается только на руках - не стоит отказывать ему и себе в удовольствии побыть вместе. Способность определять, по какой причине плачет малыш, приходит к маме с опытом. Обычно к возрасту трех месяцев мама уже более-менее разбирается в оттенках настроения своего крохи. В этом возрасте у ребенка уже установился режим дня, и, следовательно, мама может ориентироваться в том, что именно пора делать малышу - спать, есть или играть.

Есть еще один немаловажный момент: чем более уравновешена мать, чем более она уверена в своих силах, тем спокойнее ребенок, тем меньше он склонен к капризности и привычке все время находиться на руках . Поэтому, прежде всего, доверяйте себе, своему материнскому сердцу - оно обязательно подскажет, как вести себя в той или иной ситуации. Позволяйте себе от всего сердца любить ребенка, испытывать радость от общения с ним, но ни в коем случае не становитесь его рабом - это сослужит ему плохую услугу. Уставшая, измученная мать, которая не спускает ребенка с рук, становится раздражительной, а это не может не сказаться на ваших взаимоотношениях с малышом. С другой стороны - ребенок, который не умеет играть самостоятельно, растет слишком зависимым от родителей, что также не лучшим образом отражается на его развитии.

Итак, ребенка нужно брать на руки . Обязательно. В тех случаях, когда он не может без вас обойтись, когда ему плохо, когда он очень расстроен или нуждается в общении. В остальных - можно брать, но можно и предложить ему побыть одному. Важно не беспокоиться слишком по этому поводу, доверяя себе и своему малышу.

Как уложить ребенка спать

Как быть, если малыш не желает засыпать в своей кроватке и плачет по ночам? Опять-таки, если вы уверены, что это не беспокойство из-за голода или дискомфорта, то подойдите к нему (не беря в этом случае на руки и не включая яркого света). Погладьте ребенка по голове, спинке или животу, поговорите с ним немного, спойте колыбельную. Если ребенок не заснул в течение нескольких минут, спокойно и уверенно скажите малышу любого возраста, что пора спать, что вы оставляете его одного, для того чтобы он мог спокойно уснуть, и отойдите от кроватки. Таких попыток может быть несколько. Если же ребенок громко протестует против того, чтобы засыпать самостоятельно, то вы можете на некоторое время взять его на руки и посидеть с ним в кресле, не качая. Качать ребенка на руках не следует ни в каком возрасте. Это условие выполнять родителям всегда сложно: мы качаем детей на инстинктивном уровне. Но дело в том, что если ребенок заснул при укачивании, то после того, как вы положите его в кроватку, он может проснуться именно от того, что качание прекратилось. В дальнейшем он может настолько привыкнуть к укачиванию, что засыпание без этого станет для него практически невозможным.

Возможно, вам будут интересны статьи

Прежде чем искоренять привычку, нужно понять что даёт малышу пребывание на руках у мамочки. Разберёмся, какие ощущения дарит этот контакт. И когда пора отучить ребёнка от рук, если он не спешит их покидать в положенный срок. Также рассмотрим, от какой беды это убережёт кроху и его родителей.

Из этой статьи вы узнаете:

Человеческое дитя является самым неприспособленным к самостоятельной жизни после рождения. Анатомическое строение женщины, а конкретно тазовые кости не достаточно широки, чтобы плод мог развиться до полноценной фазы. Мозг малютки в утробе матери не успевает дойти до оптимального состояния.

Поэтому в последующие 3/4 первого года жизни новорожденному предстоит совершенствовать свои системы органов и чувств для нормальной адаптации к новым условиям. Для малыша роды являются приличным стрессом. Он никак не ожидает, что после этого его мирная жизнь кардинально переменится.

В течение первых 40 дней кроха интенсивно адаптируется к внешней среде. Если мама рядом, то чадо не испытывает страха. Мамочка должна понимать важность «ручного» этапа на протяжении девяти месяцев. В этот период отучением малыша от ношения на руках заниматься не следует.

Так хоть немного создаётся былая близость между матерью и ребёнком. Рядом с мамой кроха спокоен, а сон его сладок. К тому же мама является настоящим источником тепла, без которого малыш зябнет. Нормальная работа нервной и эндокринной систем закладываются именно в такие моменты. Также улучшается кровообращение, растёт приобретённый иммунитет и развивается головной мозг.

Если малыша правильно носят на руках, то происходит оптимальное развитие его позвоночника, тазобедренных суставов и всей опорно-двигательной системы. При этом мама не чувствует усталости или болезненных ощущений.

Самостоятельность или как отучить ребёнка от рук без слёз?

Первые признаки покидания чадом ваших рук проявятся, когда он начнёт осваивать повороты, а затем и ползание. В пять месяцев уже можно ожидать формирования этих навыков. Уверенность в себе, полученная ранее позволит крохе заниматься самому без активного участия мамы. В те моменты, когда мама отлучается, малыш остаётся спокойным и терпеливо её дожидается.

Если начать отучать от рук раньше времени, то это чревато большой проблемой.

Если появившаяся на горизонте свобода совсем не манит карапуза, а вызывает лишь слёзы, то нужно обратить внимание на промахи родителей.

Для их устранения нужно:


Что делать, чтобы отучить грудного ребёнка от рук?

Нужно отследить в какие моменты малютка норовит стать ручным. Часто это происходит перед засыпанием или для успокоения. Силу привычки ещё никто не отменял. Не нужно молчать, копя в себе недовольство. Ребёнок должен понять, что вам не нравится быть его личным транспортным средством.

Не следует отступать от своего решения. Малыш должен почувствовать вашу твёрдость. Дети любят нарушать запреты. Но, в то же время им комфортно чувствовать существующие барьеры. Периодически они проверяют, не изменилось ли чего. Если родители сдаются, то мир ценностей крохи может пошатнуться. Взять кроху на руки и поцеловать можно после того, как он успокоится.

В этой ситуации не одно действующее лицо, а два. Привязанность малютки видна больше, но и мама также привязана к нему, поскольку всякий раз сдаётся под напором детских капризов. Дитя не должен чувствовать в вашем голосе оттенков неуверенности или страха. Правило публичных выступлений действует и тогда, когда вы один на один с родным ребёнком.

Влияние убеждающей силы даёт 55% результата, тон голоса способен внести вклад в достижение цели на 35%, слова тоже важны, но на их долю приходится только 10%.

Поэтому работайте больше над своим внутренним состоянием и голосовыми приёмами, стремясь отучить ребёнка от рук. Это гораздо сложнее, чем подбор «правильных» слов. Необъявленную войну сторон мать-дитя нужно пресечь как можно скорее, чтобы дарить своё время и любовь другим членам семьи.

Природой заложено, что женщина гораздо мягче мужчины по характеру. В отношения любимой с ребёнком мужчина обычно вмешивается уже в крайних случаях.

А эта проблема как раз из тех, что должна решить женщина. Иначе карапуз при папе будет вести себя подобающим образом, а при маме вновь примется за старые методы.

В то же время важно понять чувства дитя в момент, когда он выказывает желание оказаться у вас на ручках. Возможно, ваше отчуждение ещё больше ранит его формирующуюся психику. Есть мнение, что те дети, которые любили проводить время на материнских руках, вырастают более чувственными, жизнерадостными, наполненными эмоциями и открытыми для общения.

Этап, когда малыш не сходит с рук является кратковременным. От того какую тактику вы изберёте, зависит будущее отношение малютки к окружающему миру и себе в частности. Не спешите отваживать дитя от себя первые девять месяцев. Затем меняйте правила постепенно. Старайтесь не допустить момента, когда кроха начнёт вами помыкать.

Брать или не брать на ручки? С этой дилеммой ежеминутно сталкиваются половина родителей, в чьих семьях растет «ручной» ребенок.

Одно дело, если это новорожденный, не способный самостоятельно передвигаться и полностью зависящий от мамы. А что делать, если просьба исходит от двухлетнего упитанного бутуза? Как же отучить малыша от рук? Постараемся рассмотреть все возможные рекомендации.

Прежде всего, необходимо понять, почему вам хочется отучить чадо от этой привычки. Вы скоро выходите на работу или просто боитесь, что кроха с ваших рук постепенно переберется на шею и развесит ножки?

Если причина кроется в накопившейся усталости, обратитесь за помощью к супругу, бабушкам.

Если хотите вырастить самостоятельного сына или дочку, значит, нужно выбрать правильную тактику, чтобы одновременно отдать всю нежность и не воспитать маминого хвостика.

Отучаем ребенка от рук – в каком возрасте?

Существует множество теорий насчет того, детей от мамочкиных ручек.

Некоторые родители начинают сокращать количество тактильных контактов, когда деткам исполняется полгода. К этому моменту малыш уже пытается сесть, больше интересуется окружающей действительностью. Мамы вводят прикорм, а значит, уменьшается и число кормления грудью.

Однако не всегда родительское решение совпадает с готовностью малыша. Некоторые дети так сильно психологически привязаны к матери, что испытывают спокойствие лишь в ее присутствии.

Другие крохи просто избалованы неправильным поведением добрых домочадцев и не хотят менять устоявшуюся привычку.

Как отучить младенца от рук?

Есть мнение, что отучать деток младше годика от материнских объятий – бесполезное занятие, ведь им требуется постоянное общение с мамой, поэтому они и плачут в ее отсутствие. Но некоторые малыши хнычут просто потому, что их к этому приучили.

Способов снизить количество времени, которое новорожденный ребенок проводит на руках, много, однако для их реализации от вас потребуется самообладание, понимание, бесконечная любовь и уверенность в собственных силах.

  1. Попробуйте кормить лежа, чтобы грудничок лежал рядом, а не на ручках.
  2. Когда вашему двухмесячному малышу скучно, поговорите с ним, развлеките при помощи мобиля, чтения потешек или поставьте классическую музыку.
  3. На улице общайтесь, рассказывайте, что вы сейчас видите: проехала машина, пробежала собака. После столь насыщенной прогулки он уснет быстрее и даст вам возможность сделать домашнюю работу.
  4. Старайтесь брать на ручки тогда, когда малыш спокоен.
  5. Постепенно заменяйте время пребывания на руках нахождением рядом. К примеру, положите кроху на диван и гладьте его по спинке и животику, сделайте массаж пальчиков. Главная задача – сохранить тактильные ощущения от ваших прикосновений.
  6. С трехмесячным карапузом уже можно поиграть. Если он проснулся, заплакал и просится на ручки, попробуйте сыграть в несложную игру «Ку-ку». Прячьтесь за спинку кровати и выглядывайте, через некоторое время младенец успокоится и перестанет рыдать.

Годовалые дети уже многое осознают и часто пытаются манипулировать родителями. Чем старше ваше чадо, тем сложнее будет отучить его от укоренившейся привычки. Но и отчаиваться не нужно.

Чтобы ребенок перестал виснуть на вас, попробуйте выполнить следующие рекомендации:

  1. Отвлекайте малыша интересным предметом, игрушкой всякий раз, когда он станет проситься на руки.
  2. Увидев распахнутые объятия, не нужно сразу же поднимать кроху. Присядьте, чтобы очутиться с ним на одном уровне, поговорите, прочитайте сказку или просто посидите рядом.
  3. Вам на помощь придут музыкальные игрушки, развивающие коврики (обычно детки от них без ума) и другие отвлекающие факторы – мяч, качели.
  4. Привлекайте других членов семьи к воспитанию, только заручитесь обещанием, что они не станут поднимать вашего отпрыска при каждом удобном случае.
  5. Если малыш упал и ударился, плохо себя почувствовал, обнимите и посочувствуйте ему, стараясь не поднимать на ручки. Безусловно, если этот инцидент не слишком болезненный.

Как отучить ребенка спать на руках?

Нервная мамочка всю ночь ходит с грудничком на руках, потому что он не засыпает в кровати. Знакомая картина?

Между тем специалисты уверены, что уже в 5-6-месячном возрасте дети способны проспать от заката до рассвета, не беспокоя взрослых.

Доктор Комаровский убежден, что если малыш может заснуть исключительно с помощью укачивания, это связано с неправильно организованным распорядком дня. В сложившейся ситуации родителям порой достаточно наладить режим, и затруднение исчезнет само собой.

  1. Попробуйте отказаться на непродолжительный срок от дневного сна или значительно его сократить. Конечно, придется найти малышу какое-нибудь интересное занятие на это время и одновременно следить, чтобы он не перевозбудился. Зато вам не придется укачивать его весь вечер.
  2. Подумайте, чем можно заменить укачивание. Возможно, на выручку придут колыбельные и сказки для самых маленьких. Пусть кроха еще не догадывается, о чем вы говорите или поете, но ваш голос подействует на него успокаивающе. Побудьте рядом, пока он не заснет.
  3. Младенцу при изменении режима необходима хорошая компания. С любимым плюшевым медвежонком он обязательно почувствует себя не таким одиноким.
  4. Ни при каких обстоятельствах не давайте успокоительные лекарства, особенно без предварительной консультации педиатра. Никто не скажет, как отреагирует маленький ребенок на, казалось бы, безобидную валерьянку.

Как отучить детей от рук и стоит ли этим заниматься? Подходящую тактику сможет найти только мамочка, причем выбрать правильную схему не всегда получается с первой попытки.

В этом случае как никогда необходимо самообладание, любовь и снисхождение к детским капризам. Однако не забудьте, совсем скоро малыш вырастет, и вы с огромной теплотой и большим сожалением будете вспоминать то время, когда он просился на ручки.

Другая информация по теме


  • Как отучить ребенка от бутылочки? Советы детского психолога

  • Нервно-психическое развитие детей первого года жизни (Часть 3)

  • Детская агрессия. Как быть?

Маленький ребенок, конечно, нуждается в том, чтобы его подержали на руках - это помогает ему ощутить родительскую любовь и заботу, является своеобразной связью с родными людьми. Тем не менее, все хорошо в меру, поэтому важно не допустить слишком сильного привыкания ребенка к рукам, когда он ни на минуту не может оторваться от взрослых. Что же делать, если такое все же произошло, как отучить ребенка от рук?

Если родители уже допустили ряд ошибок и малыш постоянно просится на руки, необходимо постепенно отучать ребенка от этого

Как должно быть?

Грудной малыш нуждается в большом количестве тактильных ощущений, которые он получает, находясь с мамой, папой, бабушками или дедушками. Таким образом взрослые тоже проявляют свою любовь к малышу. Ребенок в такой ситуации чувствует свою значимость, у него формируется уверенность в себе. Детишки, которые получили достаточно любви и заботы, нередко становятся лидерами во взрослой жизни.

Примерно в 3-5-месячном возрасте у ребенка может сформироваться зависимость от контакта со взрослыми. Обусловлено это чаще всего тем, что малыш еще не может сидеть, но уже понимает, что на руках у мамы он увидит намного больше. Если воспитание и развитие проходят нормально, то к возрасту полугода, когда ребенок уже сможет сидеть сам, эта зависимость становится слабее.

Чтобы не формировалась чрезмерная зависимость от рук, ребенок должен проводить с мамой только половину времени своего бодрствования. Остальное время он находится под наблюдением взрослых, но самостоятельно решает, что будет делать.

Грудничку есть чем «заняться»: он агукает, играет со своими ножками или ручками, с игрушками, переворачивается, тянется за разными предметами (подробнее в статье: ). Все это помогает ему развиваться, готовит его мышцы к тому, чтобы начинать сидеть и ползать.

Соблюдаем баланс

Итак, если ребенок здоров, если мамочка старается приучить его к самостоятельности с рождения, то патологической привязанности не будет. Давать ребенку возможность быть самостоятельным не значит оставлять его без присмотра. Помните золотое правило: половину времени бодрствования малыш с вами, половину он самостоятелен (конечно, в соответствии с возрастом). Пока он играет сам, вы за ним просто приглядываете, но не вмешиваетесь, если нет опасности.

В возрасте до 6 месяцев самостоятельность в основном проявляется в том, что малыш трогает какие-то предметы, переворачивается, что-то грызет. После полугода свобода его движений увеличивается, потому что он уже может сидеть. Когда ребенок начнет ползать, ему уже нужно будет больше места, но более тщательный присмотр. В этом возрасте тоже возникает опасность привыкания к рукам, особенно когда вы носите свое чадо, показывая ему разные предметы и явления. Так он быстрее может добраться до интересных ему объектов.



Когда малыш уже начал ползать, маме имеет смысл давать ему больше свободы, но параллельно обеспечивать безопасность. Такой подход поможет развить самостоятельность и станет профилактикой привыкания к рукам

Причины чрезмерной привязанности грудничка к рукам

  • Груднички мало времени бодрствуют, поэтому родители нередко все это время проводят с ними, держат их на руках.
  • Кишечные колики, которые мучают некоторых малышей до 4 месяцев, облегчаются, когда грудничка берут на руки и прижимают животиком к себе. Бывает так, что колики проходят, а привычка к рукам остается.
  • Любая болезнь может вызвать зависимость от рук. Иногда родители вынуждены постоянно носить малыша на руках пока он болеет, потому что его состояние внушает опасения. Если болезнь затянулась, то может сформироваться излишняя привязанность.

Если такая чрезмерная привязанность возникла, то мама это поймет, потому что ребенок будет постоянно требовать внимания, проситься на руки, плакать и даже устраивать истерики. В этой ситуации стоит принять соответствующие меры.

Что делать, чтобы отучить ребенка от рук?

Для преодоления болезненной привязанности можно использовать несколько способов. Нельзя рекомендовать всем один и тот же, ведь у каждого малыша свои психические особенности, которые обязательно нужно учитывать. Времени на привыкание и отвыкание нужно одному больше, другому меньше, поэтому в каждом случае нужно выбрать то, что подходит именно вам. Если один из способов отучить не дает результата, не нужно продолжать настаивать, а нужно всего лишь его заменить. Бывает, что мамочки, советуясь друг с другом, действуют одинаково, однако вашему малышу может не подойти тот же способ, который «спас» вашу соседку.


Когда малыш болеет, мама все время находится рядом с ним - есть опасность формирования привычки. Несмотря на эмоции, нужно постараться регламентировать время, проведенное у мамы на ручках

Способы отучения:

  • переключение внимания на другого человека;
  • замена пребывания на руках на нахождение рядом;
  • включение грудничка в игру.

Не стоит решать проблему жестким мерами, ведь в этом возрасте у ребенка формируется отношение к миру. Если вы сначала позволили ему выработать болезненную привычку, а потом резко пытаетесь ее прекратить, то ребенок воспримет это как угрозу, что плохо скажется на его психике, у него могут развиться проблемы, которые вы потом увидите как низкую способность к адаптации в коллективе, боязнь в установлении новых контактов.

Отвыкать от чрезмерной привязанности к рукам нужно постепенно. Время нахождения рядом или моменты самостоятельности сначала могут иметь продолжительность 1-2 минутки, постепенно вы увеличиваете это время, сокращая моменты, когда ребенок находится на руках. Помните о главном: ваш малыш должен чувствовать любовь.

Ощущение, что ты нужен, очень важно в жизни каждого ребенка в любом возрасте. Вы можете не держать его на руках, но быть рядом - например, лежать вместе петь ему песенки, гладить по животику.

Как переключать внимание?

Если грудничок слишком привязан к матери, то можно попробовать переключать его внимание на других взрослых. В 3-4 месяца малыш может быть привязан не столько к рукам, сколько к присутствию матери. Если есть рядом другой взрослый, которого ребенок знает и чувствует себя с ним в безопасности, то он будет спокойнее реагировать на то, что мама не держит его на руках. Такими взрослыми могут быть другие члены семьи: папа, бабушка, сестры или братья. В некоторых случаях можно хотя бы временно воспользоваться услугами няни.

Включить в игру и отвлечь можно ребенка практически любого возраста. Уже грудничок 3-4 месяцев может включиться в игру в прятки: например, вместо того, чтобы взять его на руки, когда он заплачет, мамочка может спрятаться за спинку кровати, а потом выглядывать оттуда. В этот момент произносим «ку-ку!», и ребенок быстро понимает, что это игра, перестает плакать, смеется. В следующий раз он включится быстрее. Яркая музыкальная игрушка, красивая погремушка, для детей 6-7 месяцев юла, руль с кнопочками – все эти игрушки прекрасно подходят, чтобы успокоить ребенка и переключить его внимание. Если малыш привык к самостоятельности, то в год он с легкостью находит себе занятие сам.

Так постепенно ребенок отвыкнет от чрезмерного пребывания на руках, однако тактильный контакт и тепло мамы и других близких ему все равно нужны. Много полезных советов и рекомендаций дает доктор Комаровский. В своих видео он понятно объясняет, как происходит развитие детей, почему возникают проблемы и как можно их решить. Также полезным окажется опыт других семей, которые столкнулись с похожей проблемой.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог