Что такое детская непосредственность. Общение с детьми – неиссякаемый источник юмора, непосредственности и экспериментов с языком

Было ли вам когда-либо неловко за вашего ребенка, который мог громко спросить: «А почему эта тетя такая толстая?» или «А почему у дяди нет волос на голове?» Скорее всего, да. Детям свойственно вести себя непосредственно, так, как будто нет никаких правил приличий и законов вежливости.

Следовательно, человек непосредственный - это тот, кто «режет правду-матку» в лицо и говорит, что думает. Правильно ли это, работает ли такая непосредственность в современном мире? Об этом мы поговорим в данном посте.

Откуда родом непосредственность

«Мы все непосредственны были когда-то», - звучит эта фраза почти грустно по той простой причине, что среди взрослых людей почти нет непосредственных. Детство - время мечтательности, веры в чудеса, прямоты и открытости. «Непосредственный» - это совершенно нормальная детская черта наряду с вечными «почему» всем окружающим и активными играми. Однако заметьте, что уже к восьми-десяти годам ребенок теряет свою искренность. Он начинает перешептываться с друзьями, молчать, даже если у него есть вопросы, держать что-то в уме и не высказывать своих чувств. Почему так? Очень просто. Родители, воспитатели, все и каждый в окружении малыша внушают ему, что человек непосредственный - это плохо. Быть искренним - значит быть невежливым, грубым, неправым. За совершенно логичный и прямой вопрос малыша могут ущипнуть, шлепнуть, сказать, чтобы он замолчал. Взрослые переучитывают ребенка быть искренним и советуют ему поскорее учить правила этого мира. А посему непосредственность отлично искореняется и заменяется лицемерием.

Непосредственность у взрослых

Как сказала Елена Ермолаева, непосредственность и естественность - эти качества сверхэлитарны, и позволить себе их могут не все. Наш шаблонный и стереотипизированный мир не любит открытость и честность. Нам куда естественнее соврать, сказать неправду, смолчать, чем быть непосредственным. Отчасти это объясняется выучкой с детства. С другой стороны, мы то и дело видим последствия непосредственности. Людей открытых считают слишком простыми, неприятными, их почти боятся и не любят. Представьте, что мы в лицо будем говорить то, что думаем, своим начальникам, тещам и свекровям, учителям, соседям, даже родителям? Не нужно думать, что все слова будут оскорбительны, это всего лишь эмоции. Нет, людей пугает правда, а потому большинство предпочитает молчать себе «в тряпочку». Непосредственный человек, может быть, и наслаждается отсутствием «задних мыслей», но вряд ли рад тому, как его воспринимают другие.

Обратная сторона медали

Многие путают непосредственность с обратными качествами. Если непосредственность - это естественность, не предполагающая ничего дурного по отношению к ближним, то чрезмерная простота, граничащая с хамством, - это уже дурная черта характера.

Эти качества сложно перепутать. Непосредственная личность живет честно, никогда не попросит лишнего и не оскорбит человека. Она не скажет полной даме «с непосредственностью»: «Ты толстая», но не сможет скрыть своих мыслей, если об этом спросят. Непосредственный человек смеется, плачет, ведет себя так, как велит ему сердце, а не общественные устои. Хам, грубиян откровенно вреден для общества, не несет ничего доброго или светлого людям.

Преимущества непосредственности

Итак, разобравшись с понятиями, можно сделать выводы, что такое непосредственность. А вот полезное ли это качество? Не повредит ли непосредственное поведение человеку, отношению к нему общества? Скорее всего, что нет. Подлинное, настоящее чувство не может повредить или помешать. Скорее, человек себе вредит, когда не может сказать то, что у него на уме или на сердце. Человек непосредственный - это тот, кто развивается, отдает должное бытию собой и, наконец, счастью. Будьте естественными и непосредственными.

Детская непосредственность

Что на уме - то и на языке

В чем же заключается суть детской непосредственности? На самом деле, такое связано с особенностями развития психики ребенка. Самоконтроль, заставляющий взрослого человека сначала подумать, а потом сказать или сделать, развивается у ребенка лишь к 7-8 годам. Именно благодаря появлению осознанного контроля над своим поведением, становится возможным начало школьного обучения. Но даже в этом возрасте это еще далеко не развитый самоконтроль. У дошкольника же такой механизм поведения и вовсе пока не развит.

В итоге на все происходящее вокруг ребенок реагирует непосредственно. Если что-то насмешило малыша - он смеется во весь голос, если что-то расстроило - тут же начинает плакать, обидевшего его человека, будь то взрослый или ребенок, может моментально обозвать или стукнуть. Но самое заметное проявление непосредственности - это, конечно, комментарии деток о происходящем вокруг.

Множество комичных историй о детской непосредственности можно найти в рубриках «Говорят дети», но родителям иногда бывает совсем не смешно. Ребенок может невольно обидеть или даже оскорбить незнакомого человека («Мама, а почему тетя такая страшная?»), а может сделать общеизвестным какой-нибудь семейный секрет («Папа, а почему ты сказал бабушке, что у тебя нет денег, а сам купил себе сигареты?»).

Как реагировать родителям?

Довольно сложно объяснить малышу, почему не нужно говорить о том, что он видит или понимает, ведь он же не придумывает и не собирается кого-то обидеть, просто говорит, что думает. Ругать и наказывать за непосредственные реакции тоже бесполезно. Если самоконтроль еще не развит, то наказанием тут не поможешь, зато ребенок довольно быстро разучится доверять собственным чувствам, что скажется на его развитии не лучшим образом.

Тем не менее, реагировать на поведение можно и нужно. Ведь это и есть воспитательная задача - помочь ребенку адаптироваться к правилам , существующим в обществе. Этот акцент очень важен, маленький человечек должен понимать, что имеет право на любые чувства и мысли, но не всегда и не везде уместно их выражать. Поясняйте малышу правила поведения в различных общественных местах: «В больнице нельзя громко смеяться и кричать», «Говорить что-то про чужих людей не принято», «Нужно поблагодарить человека, если он сделал для тебя что-то хорошее» и так далее. При этом проследите за тем, что дома, в кругу самых близких, у ребенка была возможность вести себя непосредственно, а вы готовы прямо обсуждать с ним даже самые «неуместные» темы.

Евгения Лепешова

Психолог

Говоря какие-то обидные вещи о других людях, дети часто даже не понимают, чем обидели человека, поэтому эти ситуации тоже требуют пояснения. Ведь для малыша «Смотри, какая толстая тетя» - это просто факт из череды других, не несущий никакого отрицательного оттенка. Обязательно поясняйте малышу, какие фразы могут быть обидными для людей и почему.

Научите ребенка говорить шепотом, можно специально потренировать этот навык, ведь он не дан ему с рождения. Договоритесь в общественных местах говорить друг с другом именно таким образом.

Проявляйте последовательность . Если в присутствии незнакомых вы отчитываете ребенка за бестактное замечание, а потом в кругу родственников со смехом и умилением пересказываете эту историю, вряд ли чадо поймет, как ему все же надо себя вести.

Помните, что ребенок не умеет хранить секретов и просить его об этом бесполезно. Просто старайтесь не обсуждать при нем других людей, особенно в негативном ключе. В противном случае вы рискуете попасть в очень неприятную ситуацию.

И не переусердствуйте с ограничениями. Помните, что детская непосредственность - это естественный путь развития ребенка, познания им мира и самого себя.

Вы были в ситуации, когда милый детский лепет переставал быть таковым, и приходилось краснеть, извиняться и быстрее убегать от свидетелей вашего позора. Как же справиться с детской бестактностью и привычкой говорить что думаешь?

    Поверьте, что детская непосредственность происходит из-за нехватки опыта, непонимания правил взрослой жизни, неумения ребенка предсказать последствия и реакцию других людей. Поэтому постарайтесь не ругать малыша, не кричать “Ты меня позоришь!”, а спокойно и подробно разъяснять, неуместность его слов.

    Научите ребенка говорить шепотом. Но объясните, когда это уместно, а когда невежливо так делать.

    Разговаривайте о правилах поведения в обществе, поощряйте попытки посмотреть на ситуацию глазами других людей. С помощью сказок, историй, реальных примеров дайте понять, что некоторые слова могут быть неприятны, несмотря на их правдивость. Но не ждите, что ребенок сразу усвоит урок.

    Поиграйте в “обзывалки”. Пусть ребенок скажет вам что-то обидное, а вы, с согласия ребенка, тоже как-нибудь обзовите его. А потомобсудите, действительно ли это было обидно и почему.

    Чтобы почувствовать разницу,говорите друг другу добрые, приятные слова. Своим примером учите ребенка отыскивать такие слова, подбирать разнообразные и точные комплименты.

    Знакомя малыша с окружающим миром, родители нередко указывают пальцем на разные предметы. До какого-то возраста это единственный способ убедиться, что ребенок свяжет нужный объект с вашими словами. Но как только вы научитесь понимать друг друга, избавьтесь от привычки показывать на все пальцем. Потому что когда ребенок покажет пальцем на прохожего и закричит: “Смотри, какой толстый дядя”, вам останется лишь провалиться сквозь землю.

    Придумайте вместе с ребенком кодовое слово, которое будет означать, что разговор сейчас неуместен.

    Поначалу многие взрослые смеются над детской непосредственностью, что поощряет ребенка говорить так и дальше. Но когда малыш невольно обидел другого человека, а родителям весело – это еще и очень нехороший пример бестактности.Поэтому если ребенок оскорбил другого человека – выразите сожаление, извинитесь перед тем, кого обидели (если это уместно). И не стоит в присутствии ребенка пересказывать забавную историю родственникам.

    Не должно быть пропасти между поведением в гостях и дома. Если в ресторане ребенок спрашивает звонким голоском: “Почему нельзя вылизать тарелку, ты же вчера так делала?”, стоит задуматься, чьим воспитанием следует заняться.

    Вечный совет родителям — следите за собой и тем, какой пример вы подаете. И, между прочим,ругать или воспитывать ребенка при посторонних – это тоже бестактно по отношению к нему.

Непосредственные люди - это, в самом распространенном и общепринятом толковании, искренние, следующие своим внутренним порывам, лишенные, в первую очередь, даже намека на лицемерие и расчетливость, представители человечества. Но, конечно же, многое зависит от толкователя слова. Например, Ф. М. Достоевский утверждал, что непосредственный человек деятелен в силу своей тупости и ограниченности.

Многозначный термин

Прилагательное «непосредственный» под влиянием различных факторов и времени видоизменялось, и в современной литературе, как и в разговорной речи, имеет два толкования. Одно из них объясняется как «следующий сразу за чем-либо, без промежуточных звеньев». К примеру, прямое, то есть непосредственное начальство.

Второе понятие чаще всего существует в связке «непосредственный человек», и относится к существу разумному. И здесь его значение имеет очень обширное пространство для толкования, вплоть до того, что термин может означать «святую простоту» или глупость. И такой вариант имеет место. Но нельзя же Наташу Ростову, один из символов непосредственности, назвать дурой.

Положительность непосредственности

Русский язык богат, в том числе за счет большого количества синонимов и возможностей толкования одного и того же слова. Применительно к человеку непосредственность можно расшифровывать как безыскусственность и простоту, наивность и непринужденность, свежесть и раскованность. Простодушная доверчивость, естественность, прямота, натуральность и откровенность - все эти черты подходят под это понятие. Исходя из перечисленного, можно констатировать, что непосредственные люди - это очень симпатичные представители человечества. Но не так часто встречающиеся. Во-первых, потому что, общество формирует под себя человеческую особь, которая взрослеет и становится полноправным его членом, следующим нормам и правилам поведения. Во-вторых, даже живя далеко от общества, трудно сохранить свежесть душевных переживаний, радостей и, особенно, смятений. Грубо говоря, человек привыкает ко всему.

Непосредственность может быть раздражающей

Или же натура должна быть, действительно, очень богатой и сильной, чтобы позволить себе поведение, лишенное стереотипных рамок, и при этом не выглядеть смешно и жалко, в лучшем смысле - «милой глупышкой», в худшем к такому человеку применим афоризм «простота хуже воровства».

Еще возможны такие поговорки: «простой, как хозяйственное мыло», «этот как брякнет». Можно вспомнить фразу Л. Филатова «…я вообще дитя природы, хоть дурное, но дитя…». То есть, таких индивидов, которых уместно характеризовать подобным образом, в обществе стесняются. Безусловно, такт и чувство меры - необходимые показатели воспитанности человека. Но одно другому не помеха. Можно воспитанным и искренним в выражении своих чувств. Главный показатель - отсутствие расчетливости. Можно сказать, что непосредственные люди - это антиподы рассудочным, рефлексирующим (размышляющим, взвешивающим), живущим по принципу «семь раз отмерь, один отрежь» особям.

Естественный период естественной непосредственности

Есть, и всегда была категория человечества, живущая по принципам непосредственного восприятия мира и поведения в нем. Это, конечно же, дети. Им позволено многое. Детская непосредственность, как правило, мила. Воспетая К. Чуковским в книге «От 2-х до 5-ти», она на долгие времена оставалась примером детской вседозволенности. Но реакция взрослых, как правило, всегда одинакова. Малышей одергивают, объясняют, что «правду-матку резать» нельзя. Если этого не делать, а постоянно умиляться дерзости ребенка, из него вырастет хам. Хотя его можно назвать эгоцентриком. В любом случае, к последним не применимо понятие «непосредственные люди». Это - нравственные уроды, способные отравить жизнь окружающим.

Очаровательная непосредственность

Хочется отметить, что описываемая черта характера больше всего уместна для женского облика. Представительницу слабого пола непосредственность (если она не наиграна, что безумно раздражает) делает пленительной, неотразимой и желанной. Особенно она ценима умными, порядочными, состоявшимися мужчинами, способными оценить искренность поведения.

Примером может служить поведение Татьяны Лариной на «ярмарке невест». Она была непосредственна в своем безразличии к происходящему, а «…меж тем, как глаз с нее не сводит какой-то важный генерал…». И на вопрос «что значит непосредственный человек?», в первую очередь, хочется ответить, что без «второго дна», сударь или сударыня, с которыми очень легко, приятно и всегда радостно общаться. А много таких или мало в окружении - зависит, в первую очередь, от душевных качеств и предпочтений самого человека.

Непосредственность – это искренность, способность действовать без раздумий и сомнений, по внутреннему влечению; также проявление этого свойства.
Викисловарь / ru.wiktionary.org

  • Непосредственность – это следование своим внутренним порывам.
  • Непосредственность – это искреннее выражение своих чувств и эмоций.
  • Непосредственность – это поведение, лишенное лицемерия и стереотипных рамок.
  • Непосредственность – это отражение душевных переживаний, радостей и смятений.
  • Непосредственность – это способность удивляться и сопереживать, не прячась за маской равнодушия.

Где, как не в искусстве, нам дано беспрепятственно заявлять о своих чаяниях, безмятежно выражать свои мысли. Творчество уникально тем, что дает нам свободу самовыражения, позволяет запечатлеть настроение, выразить свои чувства, показать непосредственность человеческого духа.

Преимущества непосредственности

  • Разумная непосредственность и непринужденность в произведениях упрощают коммуникацию автора со зрителем/слушателем.
  • В непосредственности есть некое обаяние, которое в современном ритме является большой редкостью.
  • Непосредственность поведения подкупает искренностью.
  • Непосредственность позволяет автору выразить неподдельность, естественность чувств и эмоций в своем произведении.
  • Именно непосредственность выражения в искусстве позволяет увидеть истинную сущность автора.

Проявления непосредственности в повседневной жизни

  • Непосредственность в изобразительном искусстве как нельзя ярче отражается в импрессионизме. Непредвзятость в отражении изменчивости реального мира, непосредственность восприятия жизни – отличительная черта таких великих художников, как Поль Гоген, Эдгар Дега, Огюст Ренуар и многих других представителей данного течения.
  • Поэзия часто является той формой выражения чувств, где мы можем раскрепощенно и открыто говорить об эмоциях, которые владеют нами. Это – непосредственная мудрость, вложенная автором в строки и наполненная свежестью и откровенностью чувств. Поэзия выражает стремление поэта показать мир в его многообразии красок и оттенков, его идеальности и непоколебимости, его незаурядности и сложности.
  • Музыка – один из видов искусства, который наиболее сильно действует на наши эмоции, выстраивает сильнейшие ассоциативные связи и, затронув наши душевные струны, надолго остается в памяти. Огромное количество прекрасных музыкальных произведений создало человечество. Но лишь те, которые проникнуты искренностью, чистосердечностью и непосредственностью, становятся всемирно любимыми и признанными.
  • Дети постоянно радуют нас и украшают нашу жизнь своей непосредственностью, напоминая нам, что когда-то и мы были такими-же чистыми, наивными и искренними.

Как развить непосредственность

Нормы этикета в общественной жизни ставят нас в довольно жесткие рамки. Мы далеко не всегда можем плакать или смеяться, когда нам захочется, сказать, что мы думаем, или начать капризничать. Детская непосредственность часто шокирует нас, вызывая в то же время некоторую зависть. Давайте же заново попробуем учиться непосредственности у детей.

  • Не стесняйтесь своей непринужденности с людьми, которым доверяете, с которыми можете быть искренними и раскрепощенными. И непременно радуйтесь тому, что они встретились на вашем пути.
  • Выражайте свои чувства через средства различных видов искусства. Рисуйте, создавайте необычные инсталляции, пишите стихи и пойте песни. В искусстве для выражения эмоций хороши все средства – дерзайте!
  • Наблюдайте, мыслите критически и независимо, предлагайте ваши решения. Не будьте посредственными!

Золотая середина

Закомплексованность

Непосредственность

Фамильярность, бесцеремонность

Крылатые выражения о непосредственности

Естественность и непосредственность стали сверхэлитарны. Лишь немногие могут это себе позволить. - Елена Ермолова - Та непосредственность и легкость, что делает мужскую дружбу столь приятной, ее же в дальнейшем и разрушает. - Р.Л. Стивенсон - Поэт постигает природу лучше, чем разум ученого. - Новалис - Поэзия – непосредственная мудрость. - И.И. Гарин - Будьте проще – и к вам потянутся люди. - Народная мудрость - Джонатан Сафран Фоер / Жутко громко & запредельно близко Роман рассказывает о детском восприятии жизни. Какова она- детская непосредственность в условиях, тяжелых даже для взрослых. Это произведение молодого автора уже довольно популярно из-за своей образности и тонкого психологического подхода к своему герою.