Подростки нетрадиционной ориентации. Как себя вести, если ваш сын-подросток признался, что он нетрадиционной ориентации

Возможно, мы догадывались об этом раньше, но боялись себе признаться. И вот однажды сомнений не остается: у моего ребенка нетрадиционная сексуальная ориентация. Большинство родителей испытывает шок. В эту минуту рушатся все их надежды на то, что у их сына или дочери будет семья и дети, что они будут счастливы и будут пользоваться уважением окружающих. Как реагировать на это новое знание? В чем нуждается наш ребенок, чем мы можем ему помочь? Прежде всего нужно поддержать сына или дочь, а для этого – как можно больше узнать о том, как «устроено» сексуальное влечение и чем отличаются друг от друга люди разной сексуальной ориентации. Свой взгляд на эту непростую для любой семьи ситуацию нам предлагают врач и психолог Игорь Добряков и советник Бюро ЮНЕСКО в Москве Тигран Епоян.

Игорь Добряков – кандидат медицинских наук, доцент кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова. Член редакционных советов журналов «Перинатальная психология», «Вопросы психического здоровья детей и подростков», «Детская медицина Северо-Запада». Автор десятков научных работ, а также соавтор книг «Развитие личности ребенка от рождения до года» (Рама Паблишинг, 2010), «Детская психиатрия» (Питер, 2005), «Психология здоровья».

Тигран Епоян – региональный советник ЮНЕСКО для стран Восточной Европы и Центральной Азии.

Реакция одних родителей бывает неоправданно жесткой («Вон из моего дома!»). Другие не хотят в это верить. Им кажется, что это возрастное увлечение, которое пройдет. Третьи бросаются на поиски психологов и врачей в надежде, что от этого можно излечиться. Но сексуальная ориентация – не болезнь и не увлечение. Сексуальная ориентация – это более или менее постоянное эмоциональное, романтическое и сексуальное (чувственное) влечение человека к другим людям определенного пола. С точки зрения воспроизводства человеческого рода единственно правильной сексуальной ориентацией является присущая подавляющему большинству людей гетеросексуальность – влечение к представителям противоположного пола. Но во все времена существовали те, кого притягивало к лицам своего пола. Сексуальные контакты между особями одного пола нередко наблюдаются и среди животных.

Сексуальная ориентация может не проявляться в реальном сексуальном поведении человека. Опасаясь общественного осуждения, а иногда и наказания, как это было в прошлом и сохраняется в некоторых обществах до сих пор, многие вынуждены скрывать свою сексуальную ориентацию или поддерживать сексуальное поведение, не соответствующее их реальной склонности. Нередко мужчины и женщины, замечая за собой влечение к представителям своего пола и даже вступая в однополые отношения, не считают себя гомосексуальными. Они могут состоять в браке или находиться в долговременных отношениях с представителем другого пола и воспринимать себя «нормальными» гетеросексуалами или признавать свою бисексуальную ориентацию. Последняя не означает одинакового и одновременного влечения к своему и противоположному полу: желания, фантазии и сексуальные предпочтения могут меняться с течением времени и в зависимости от разных обстоятельств.

В 1993 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) исключила гомосексуальность из Международной классификации болезней и заключила, что «сама по себе сексуальная ориентация не рассматривается как расстройство». Этому заключению предшествовали годы исследований, которые показали, что среди гомосексуалов эмоциональные отклонения и психические заболевания встречаются не чаще, чем среди людей с обычной ориентацией.

Эксперименты подростков

В подростковом возрасте на фоне физиологической гиперсексуальности многие экспериментируют с гомосексуальностью. Еще в 1948 году основоположник исследований сексуальности Альфред Кинзи утверждал, что гомосексуальные контакты хотя бы один раз в своей жизни имели 48% мужчин и 28% женщин*. Подростки чаще всего обсуждают секс в однополой среде, тем более что сверстники того же пола физически более доступны, чем противоположного. Возбуждение, возникающее в процессе этих разговоров, иногда может приводить к совместной или взаимной мастурбации, взаимным ласкам (петтингу).Практика показывает, что временные сексуальные контакты разной степени выраженности между девушками встречаются чаще, чем у юношей. Возможно, это связано с более терпимым отношением общества к взаимным поцелуям, объятиям девочек. Если девушки-подружки спросят у родителей разрешения лечь спать в одну кровать, чтобы «пошептаться перед сном», это вряд ли вызовет удивление и возражение. Желание же юношей спать вместе, скорее всего, вызовет недоумение и протест окружающих. Двойственное отношение общества к мужским и женским гомосексуальным контактам нашло отражение в законах и правоприменительной практике многих стран, в том числе России и других стран СНГ. В Украине до 1991, а в Российской Федерации – до 1993 года мужеложство каралось лишением свободы, а женщин за гомосексуальные контакты не преследовали.

Тревога взрослых по поводу возможной гомосексуальности подростков при выявлении у них однополых контактов или подозрении, что таковые имели место, понятна, но часто чрезмерна. Однократные или эпизодические сексуальные контакты между подростками одного пола необязательно приводят к гомосексуальной ориентации (и не свидетельствуют о ней). Но из-за них у некоторых подростков может остаться чувство вины и комплекс неполноценности, навязчивый страх «стать геем». Бестактность и резкая реакция взрослых, узнавших о таких отношениях, не только усугубляет комплексы, но может стать причиной острого стресса и даже попытки суицида. На этом фоне может развиться депрессия. Самостоятельно справиться с ней иногда пытаются при помощи алкоголя, наркотиков.

Как возникает гомосексуальность

Существует довольно много разнородных теорий, пытающихся объяснить феномен гомосексуальности. По-видимому, это говорит, с одной стороны, о многообразии причин этого явления, а с другой – о невозможности выделения типических личностных черт, отличающих гомосексуалов от людей с гетеросексуальной ориентацией. Когда психологам предъявили информацию о жизни мужчин (гомо- и гетеросексуалов), сходных по возрасту, образованию и уровню интеллекта, они не смогли определить, какие данные относятся к гомо-, а какие к гетеросексуалам, в результате чего сделали вывод о том, что «гомосексуальность как клиническое явление не существует»**.

Одна из версий объясняет возникновение гомосексуальности отклонениями в эмбриональном развитии. В период, когда формируются половые органы эмбриона, в гормональном обеспечении сексуальных функций происходит сбой, который оборачивается предпочтением лиц своего пола. Однако эта теория полного подтверждения не получила, равно как оказалась безуспешной и попытка выделить «ген» гомосексуальности, с тем чтобы утвердить ее исключительно врожденную (или передаваемую по наследству) природу. Зигмунд Фрейд полагал, что в обычных условиях психосексуальное развитие ребенка идет по гетеросексуальному пути, однако считал, что от природы люди бисексуальны, чем объяснял наличие как гетеро-, так и гомоэротических фантазий. К 5–6 годам у мальчиков формируется понимание невозможности эротической связи с матерью. Отдаляясь от нее и имея перед собой пример отношений мужчины и женщины, мальчик приступает к поискам «своей» женщины. Чрезмерные нежности, поцелуи, объятья, сон матери с сыном в одной постели могут стимулировать сексуальность мальчика (чего, как правило, женщина не замечает). При этом сформированный внутренний запрет на сексуальные отношения с матерью вступает в противоречие с направленными на нее сексуальными желаниями, что может тревожить мальчика и приводить к распространению запрета на секс с матерью на всех представителей женского пола, повышая интерес к гомосексуальным отношениям. Девочка к пяти годам должна преодолеть влечение к отцу и идентифицироваться с матерью. Если этого не происходит, то возможно нарушение ее сексуальной ориентации.

Фрейд считал гомосексуальность неким вариантом сексуального развития, не видел причин стыдиться ее, считать болезнью или предметом гордости. Он писал: «Разумеется, гомосексуальность нельзя считать достоинством, однако в ней нет ничего, чего бы следовало стыдиться, – это не порок, не признак деградации, ее нельзя назвать болезнью; мы рассматриваем ее как некий вариант полового развития. Преследовать гомосексуалов не только крайне несправедливо, это преступно и жестоко»***.

Может быть, виноваты родители?

Насколько существенно влияние и роль родителей, когда речь идет о сексуальности ребенка? Могут ли они «исправить» природные склонности или, наоборот, способствовать формированию нетрадиционной ориентации? Изучая семейную жизнь своих пациентов, гомо- и гетеросексуалов, психоаналитик Ирвинг Бибер (Irving Bieber) выяснил, что у многих гомосексуалов были чересчур властные матери и слабовольные, пассивные отцы. Он предположил, что гомосексуальность порождается страхом перед отношениями с лицами противоположного пола****. Шарлотта Вольф (Charlotte Wolff), изучавшая лесбиянок, полагала, что среди них много девочек, которым матери уделили недостаточно внимания и любви, а отсутствие близости с отцом лишило их возможности научиться общению с мужчинами*****. Впрочем, дальнейшие исследования показали, что гомосексуалы встречаются в самых разных семьях: благополучных и неблагополучных, в семьях, где доминирует мать, и в семьях, где главенствует отец, в семьях, где мать чересчур строга, и там, где у отца очень близкие и хорошие отношения с детьми. Многие родители считают себя виноватыми в том, что их ребенок «другой», и мучительно ищут ответа на вопрос: «Что мы сделали не так?» Современные данные не позволяют однозначно утверждать, что гомосексуальность возникает в результате неправильного воспитания******.

Тем не менее полностью игнорировать фактор родительского влияния нельзя. Там, где один или оба родителя недовольны полом ребенка (что, между прочим, отражает их собственные сексуальные проблемы), могут возникнуть проблемы. Например, мать Оскара Уайльда мечтала о дочери, родившегося сына долго одевала в девчачью одежду. Похожая история случилась и с популярным российским певцом-геем Борисом Моисеевым, который так вспоминает о своей матери: «Она меня вообще любила наряжать. Иногда – в платьица и бантики, потому что она хотела девочку. А родился я. Тогда она так и сказала: «Родила девку с яйцами…» Она ждала девочку! Покупала все эти розовые кофточки, шапочки… Она так надеялась: голубые глазки, белокурые волосы, длинные реснички и так далее. А родился – я! Наверное, тогда все и случилось» («Птичка. Живой звук», АСТ, Астрель, 2007).

Иногда формированию фемининных личностных черт у мальчиков способствует отсутствие образца мужского поведения. Это может быть в полных семьях, в случае, если отец не обладает маскулинными чертами в достаточной мере, или же в случае дисгармоничных отношениях родителей, при которых сын и мать очень близки, а отец практически не занимается воспитанием и нередко ревнует сына к жене. Но чаще такое встречается в семье, где ребенка воспитывает только мать, а рядом нет никого, кто мог бы быть для мальчика примером мужского поведения. Практически одной матерью без отца воспитывался лауреат Нобелевской премии французский писатель Андре Жид. Он не скрывал своей гомосексуальности. Многие герои его романов также имели нетрадиционную сексуальную ориентацию. Из этого отнюдь не следует, что одинокая мать не может воспитать мальчика с маскулинными чертами личности, хотя это, разумеется, труднее сделать, чем в полной семье.

Подросток и взрослый: диалог о том, как жить дальше

Открыв свою гомосексуальность, подросток чувствует страх, одиночество, вину. Как взрослый может его поддержать? Два письма из книги психолога Владимира Леви*.

«Доктор, мне нужен совет, это вопрос жизни и смерти. Мне 17 лет. Я испытываю влечение к людям своего пола. Когда мне было 15, я ждал очереди к окулисту в поликлинике, а рядом был кабинет сексопатолога. Я подумал: «Мне же туда...» Но не смог... Какими глазами посмотрит на меня врач? Да не посадят ли меня еще в тюрьму?

Обратиться все же решился. Врач сказал, что мне мало чем можно помочь и для ослабления влечения выписал бромкамфору. В первый раз я влюбился в детском саду в мальчика из своей группы. Тогда я еще не знал, что это влюбленность. В школе один раз в третьем классе влюбился в девочку-одноклассницу, но потом снова влюблялся в мальчиков, сначала только платонически, а потом по-другому. Объясните мне, в чем причина моего порока – гомосексуализма, и как переделать свою натуру? Стоит ли дальше жить? Саша».«Саша, главное твое страдание сейчас не от того, что ты гомосексуалист, а от того, что мало знаешь. Как среди правшей рождаются левши, так всегда и всюду рождается некий процент людей с влечением не к другому полу, а к своему. (А у некоторых влечения совмещаются, как право- и леворукость у «амбидекстров ».) Вариант человеческой природы; мы не понимаем, зачем он нужен (очевидно, не для размножения), но это не значит, что мы должны считать его только пороком.

Многие гомосексуалисты отличаются великими способностями, вносят огромный вклад в культуру, творят прекрасное и прекрасны сами. Чувства, какие угодно, – не порок вовсе. Порочны только действия, если затрагивают других и оскорбляют их чувства и насилуют их природу. Такие действия могут производить и люди с обычным типом влечения...

Сосредоточь силы не на непосильной переделке своей натуры, а на одухотворении.Жить тебе предстоит дальше одновременно в двух мирах. Один – малый мир людей, в этом устроенных как ты и этим объединенных. Повсюду разбросаны сообщества гомосексуалистов, и внутри них (очень разных по духу и уровню) человек, подобный тебе (и мужчина, и женщина), может найти то, без чего не может... А другой – Большой Мир, в котором живем мы все, Большой Мир Общей Нормы и Разных Норм. В Большом Мире разные нормы враждуют в сознании людей, и не в наших силах их примирить. Задача твоя – найти в себе способ сосуществования их обоих: Большого мира и малого, части и Целого. Помни всегда, что особенности твоих чувств тебя не исчерпывают. Половое влечение – только часть человека, и от тебя зависит, стать ли его низменным прислужником, рабом, роботом – или, отдав телу телесное, а духу духовное, найти свой способ прожить достойно...»

* В. Леви «Как воспитывать родителей, или Новый нестандартный ребенок» (Торобоан, 2006).

В чужой роли: природное и социальное

У некоторых детей могут довольно рано проявиться черты поведения и характера, не свойственные их полу. В этом случае и во внешнем виде у мальчиков отмечаются фемининные, а у девочек – маскулинные черты. С возрастом это становится еще заметнее: у мальчиков отмечается особая мимика, пластика движений, высокий голос, а у девочек, наоборот, голос грубоват, движения резкие, мощные. Мальчики, не сопротивляясь, носят мужскую одежду, но придают ей большое значение, очень аккуратны. Они предпочитают яркие цвета, любят украшать себя, нередко отпускают длинные волосы, делают себе прически. Девочки уделяют одежде мало внимания, любят ходить в брюках, мужских рубашках, бесформенных куртках. При первой возможности (например, на карнавале) и те и другие с удовольствием «в шутку» переодеваются в одежду противоположного пола.

Мальчики охотно помогают матери в домашних делах и свободное время проводят за вышиванием, вязанием, играют в куклы. Многие из них занимаются танцами, фигурным катанием, музыкой. Такие мальчики, как правило, послушны, не доставляют семье хлопот, однако часто вызывают неодобрение взрослых. У девочек отмечается мальчишеское поведение: они предпочитают играть в войну с мальчишками, выбирают командные виды спорта или такие, которыми в основном занимаются мальчики (восточные единоборства, стрельба и т. п.). К девочкам-сорванцам относятся значительно лояльнее, некоторые родители ими даже гордятся.

Родительское и общественное неодобрение и насмешки сверстников побуждают женственных мальчиков искоренять в себе фемининные черты, пишет социолог и сексолог Игорь Кон. Многим это удается. «Но тем, у кого «женских» задатков изначально больше, сделать это гораздо труднее, что порождает у них устойчивые, иногда на всю жизнь, сомнения в своей маскулинности. Такие мальчики уютнее чувствуют себя в женском обществе и в то же время испытывают напряженный интерес и тяготение к мужскому началу, выступающему как недостижимый образец. В период полового созревания эта гипертрофированная тяга к маскулинности нередко эротизируется. Одних мальчиков влечет к старшим, более сильным, физически развитым и маскулинным подросткам и юношам, общение с которыми, не обязательно сексуальное, приобщает их к вожделенной мужественности, в которой, как им кажется, им самим отказано. Другие, напротив, тянутся к младшим, более слабым и нежным мальчикам, среди которых они чувствуют себя увереннее, чем среди ровесников. Это создает благоприятный эмоциональный фон для выбора соответствующего объекта привязанности – более старшего и сильного или, напротив, младшего и слабого. Гомосексуальность – результат внутреннего развития подростка»*******.

В зависимости от интенсивности влечения, личностных особенностей, воспитания, микросоциальной среды подростки по-разному реагируют на открытие у себя необычного влечения. Некоторые юноши и девушки не драматизируют ситуацию. Кто-то пытается отвлечься от беспокоящих желаний, начинает усиленно учиться, заниматься спортом, кто-то не пытается бороться со своей особенностью, постепенно начинает приспосабливаться к ней. Многие чувствуют стыд, вину, страх, считают себя неполноценными, испытывают растерянность и тревогу, так как не знают, как жить дальше, а посоветоваться с родителями, со старшими товарищами или с близким другом боятся или не могут.

Жизнь на грани

Можно ли предупредить формирование гомосексуальной ориентации или изменить ее? Попытки насильственно «исправить» или «вылечить» гомосексуальность ни в прошлом, ни сейчас не давали и не дают результатов. Однако в отдельных случаях удается изменить рисунок поведения ребенка, если это поведение (а также привычки, интересы и склонности) взрослые считают нетипичным для его пола. Что касается взрослых, то некоторые специалисты предлагают проводить добровольную, исключительно по желанию самого человека, «переориентирующую» терапию гомосексуалов: показано, что в некоторых случаях гомосексуальная ориентация у мужчин и женщин отчасти изменяется в результате такой терапии********. Нарастающее число исследований, подтверждающих возможность изменения сексуальной ориентации, заставило бывшего президента Американской психологической ассоциации Роберта Перлофф (Robert Perloff) заявить о том, что уважение к свободе выбора человеком своей сексуальной ориентации предполагает и уважение к желанию гомосексуалов стать гетеросексуалами. Возможно, определенные терапевтические практики и помогают людям, которые очень хотят избавиться от влечения к представителям своего пола. Но всегда есть большой риск травмировать пациента, особенно если «лечение» проводится под внешним давлением.

В силу господствующих в обществе стереотипов гомосексуальность связана с угрозой депрессии, тревожности и суицидального поведения. «Не смея жить своей собственной, единственно возможной для него жизнью, «голубой» подросток вынужден ухаживать за теми, кого он не может любить, и любить тех, за кем не может ухаживать. Это делает его жизнь мучительным чередованием «неподлинных» и несовместимых друг с другом ролей и масок. Маленький гей или лесбиянка не могут открыться родителям, которые часто так же предубеждены, как и соученики. Ребенок чувствует себя гадким утенком, единственным на всем белом свете. Одно из самых страшных последствий «голубого одиночества» – так называемые «немотивированные» подростковые самоубийства. Риск суицида среди юных геев и лесбиянок особенно велик, если они: 1) слишком рано открыто обнаруживают свою гомосексуальность, 2) подвергаются в связи с этим насилию и преследованиям, 3) пытаются решить свои проблемы с помощью алкоголя и наркотиков и 4) отвергнуты своими семьями. Эти молодые люди умирают не от гомосексуальности, а от страха перед ней и от жестокого отношения окружающих»*******.

Задача взрослых – помогать расти

Поскольку специалисты не пришли к однозначным выводам о причинам возникновения нетрадиционной ориентации и возможностях ее изменения, задача родителей – создать в семье обстановку, способствующую естественному развитию ребенка, поддерживающую его природные устремления и помогающую преодолевать трудности взросления.

Если мальчик недостаточно силен и активен физически, избегает спортивных игр и сторонится других мальчишек, это вовсе не значит, что он гей или предрасположен к гомосексуальности. Важно, чтобы родители одобряли и поддерживали мужские интересы и поведение мальчика. Родители (в первую очередь отец) или другие взрослые, которые пользуются его доверием, могут вовлечь его в занятия спортом, увлечь «мужским» хобби, что облегчит мальчику общение со сверстниками. При этом маме следует отказаться от излишней опеки («тебя продует», «ты устанешь», «тебе надо поесть», «не бери, я сама донесу») и избыточного сострадания («тебя обидели», «больше с ними не общайся»), чтобы мальчик не превратился в «маменькиного сыночка» и не культивировал жалость к самому себе. А отцу предстоит завоевать авторитет у сына, стать значимым для него человеком, чему способствуют совместные поездки, походы в магазин и в кино, работа по дому, борьба-возня, в которой отец поддается, что позволяет мальчику чувствовать свою силу и тренировать ловкость. Если в семье родилась дочь, а папа, спортсмен и любитель рыбалки, хотел сына для совместных походов, не нужно из девочки «лепить» мальчишку. Равно как и матери, несчастной в любви, не стоит внушать дочери, что все мужчины негодяи, отбивая у нее интерес к противоположному полу. Не бойтесь любить и баловать девочку и поддерживайте в ней проявления женственности!

1. Постарайтесь, чтобы вашей первой реакцией не стал крик или слова о том, что он вас разочаровал, что теперь вся ваша и его жизнь пойдут кувырком. Ребенок это и так понимает. Поэтому ему так нужна ваша поддержка и ваша любовь. В том, что он «другой», нет его вины. Он рассчитывает, надеется, что вы будете любить его таким, какой он есть на самом деле, а не таким, каким вы его привыкли или хотите видеть.

2. Попробуйте для начала вместе разобраться в причинах, заставивших вашего сына или дочь сделать заключение о своей гомосексуальности. Возможно, это была всего лишь случайная эрекция или прилив эротического желания во время потасовки или совместная мастурбация. Возможно, вашей дочери или сыну очень нравится кто-то из одноклассников того же пола, и это чувство заставляет ее или его предполагать у себя гомосексуальные наклонности. Наконец, слабый и женственный мальчик может стать объектом не просто насмешек, а систематической травли и унижения со стороны сверстников в школе и во дворе, получить обидное прозвище и, что самое страшное, подвергнуться сексуальному насилию, и на этом основании решит, что он гей.

3. Если самим разобраться не удается, обратитесь к хорошему психологу. Избегайте тех, кто пообещает быстро и на всю жизнь избавить от этой «заразы». Подобные обещания дают только шарлатаны, подыгрывающие желаниям клиентов.

4. Не вините себя за то, что недоглядели. Даже если бы вы вовремя заметили «инаковость» вашего ребенка, это вовсе не значит, что вам удалось бы ее «исправить». Мало у кого получается надолго закодироваться от водки или сигареты – искусственно сформированной зависимости, а уж тем более изменить обусловленное природой и множеством других факторов устойчивое, непреодолимое сексуальное влечение!

5. Не зацикливайтесь на поиске причин «отклонений» у вашего ребенка. Однозначного ответа не смогут дать даже самые лучшие в мире специалисты-сексологи. В одной семье из нескольких детей от одних и тех же родителей, при одинаковом воспитании и схожем опыте социализации кто-то может оказаться гомосексуалом, кто-то иметь традиционную ориентацию, а кто-то – испытывать влечение к представителям обоих полов.

6. Если у подростка действительная, а не воображаемая гомосексуальность, ваша главная задача – остаться его другом и опорой в жизни, которая, к сожалению, будет часто напоминать ему о его «несоответствии стандартам». Полезные советы и поддержку вы можете получить от других родителей, которые имеют подобный опыт. Найти их можно через интернет на специальных сайтах и в социальных сетях.Не отчаивайтесь и не осуждайте вашего ребенка. Примите его таким, какой он есть. Проявите милосердие, мудрость и терпение. И вы вместе сможете пережить этот самый трудный и драматический момент в жизни вашего ребенка.

Что могут сделать родители?

Однажды на прием женщина привела своего 9-летнего сына. Мальчик был послушным, любознательным, хорошо учился. Но ее беспокоило то, что он растет женственным, изнеженным, обидчивым, часто плачет, предпочитает играть с девочками. Мальчика удалось вдохновить на посещение групповых занятий по игровой психотерапии, в процессе которых решалась задача формирования маскулинных черт личности и поведенческих реакций. Занятия с группой, состоящей из мальчиков и девочек 9–11 лет, проводили два психотерапевта: мужчина и женщина, которые демонстрировали сотрудничество, но разные формы поведения. Одновременно ребенок стал заниматься фехтованием под руководством тренера-мужчины. Кроме того, мама рассказала сыну о певце и поэте Владимире Высоцком, дала послушать некоторые песни в его исполнении. На сына этот образ произвел очень сильное впечатление. В результате мальчик изменился, он приобрел новые черты, улучшились его отношения с одноклассниками. И. Д.

Сайты для родителей необычных детей:

  • doktor-urolog.ru/gay_stat23.php
  • two-mums.ru
  • my-gay-son.org
  • comingoutspb.ru/ru/home
  • lgbtnet.ru
  • gay.org.ua

Сведения и материалы, содержащиеся в данной публикации, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО. За предоставленную информацию несут ответственность авторы.


Особенностью современной психологии является переосмысление представлений о причинах измененной половой идентичности. Еще недавно преимущество было на стороне тех, кто приписывал это явления исключительно психологическим причинам. Но в настоящее время все больше данных свидетельствует о том, что особенности гормонального фона, в котором пребывает плод в утробе матери, имеют решающее значение для того, какой путь - мужского или женского поведения - выберет мозг человека. Этот уровень гормонов напрямую зависит от состояния матери, в том числе от пребывания ее в стрессе, ибо гормон стресса кортизол подавляет выработку гормона тестостерона, который, в свою очередь, направляет мозг мальчика на путь мужского развития. Бытует представление о связи нетрадиционной сексуальной ориентации со многими типами зависимого поведения и изменениями интеллекта. Принимая во внимание физиологическую и социальную природу этого явления, кажется маловероятной именно в подростковом возрасте связь измененной сексуальной ориентации с разными формами аддикций. Это возможно в более позднем возрасте, когда на психофизиологические механизмы накладываются социальные условия непринятия человека обществом.


Именно поэтому целью данного исследования стало описание психологических особенностей подростков, относящих себя к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией. В работе принимали участие три группы: подростки, относящие себя к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией или иной половой идентичностью (58 человек; средний возраст 14,05±0,56); подростки, злоупотребляющие алкоголем и табакокурением (48 человек; средний возраст 13,83±0,56); нормативно развивающиеся подростки (46 человек; средний возраст 13, 67±0,56).


Все подростки заполняли: 1) опросник оценки степени риска формирования аддикций в детском возрасте В. Г. Каменской и С. Н. Никифоровой; 2) опросник Г. Шмишека "Акцентуации характера"; 3) опросник Плутчика-Келлермана-Конте Данные вводились в компьютер и обрабатывались пакетом программы Excel.

Полученные данные свидетельствуют о том, что все подростки достаточно хорошо осведомлены о табачной и алкогольной продукции. Максимальная зависимость от компьютера наблюдается у подростков, злоупотребляющих алкоголем и табакокурением. Подростки, относящие себя к лицам с измененной сексуальной ориентацией, имеют самую высокую выраженность признака по шкале "Социальная безнадзорность". Однако данные говорят также и о том, что подростки, относящие себя к людям с нетрадиционной ориентацией, и подростки, злоупотребляющие алкоголем и табакокурением, уже научились не доверять взрослым, что в значительной мере отличает их от нормативно развивающихся подростков (шкала лжи). Кроме того, общая напряженность защит практически идентична у всех групп подростков. Но структура защит существенно различна. Для нормативно развивающихся подростков типичны отрицание, вытеснение, замещение, реактивное образование. Группа подростков, злоупотребляющих табакокурением и алкоголем, демонстрирует более выраженные показатели по шкале проекция и менее выраженные - по шкале реактивное образование. Существенно отличаются от всех подростки, относящие себя к лицам с измененной сексуальной ориентацией: у них крайне низки значения защит отрицания и подавления, но выражены проекция и компенсация. Реактивное образование, свойственное женскому типу реагирования, у них ниже, чем у нормативно развивающихся подростков, хотя в исследуемой группе были преимущественно девочки. Возможно, что принадлежность к особой группе отразилась и на изменении используемых ими защит. В отличие от распространенного представления о том, что подростки с измененной сексуальной ориентацией похожи на подростков, злоупотребляющих алкоголем и такакокурением, они отличаются от нормы в ином направлении: более экзальтированны и в большей мере обвиняют социум в своих проблемах.

Одной из самых непростых тем в области детской сексуальности является вопрос формирования половой ориентации. Об этом мы решили поговорить с Марией Тихоновой , психологом, психотерапевтом, ведущей тренингов и руководителем образовательного проекта МОСТ, и обсудили, как происходит выбор в пользу гетеро- или гомосексуальных отношений у подростков, а также какой должна быть позиция родителей, если всё складывается не так, как они ожидали.

Почему появляется интерес к сверстникам своего пола?

Подростковый период – это время поиска себя. Кроме серьезных психологических изменений, это еще и физиологические, гормональные перестройки. У подростка начинается период вхождения в сексуальность, который длится, примерно, с 11 до 18 лет: в этом возрасте подросток интересуется своим телом, телами сверстников, у него появляются новые импульсы, просыпается либидо.

В этот момент не всегда способен до конца осознать, что с ним происходит и почему он так реагирует на происходящее вокруг. Например, если девочка в душевой бассейна почувствовала импульс влечения к другой девочке, она не понимает, что это просто ее либидо, которое ищет какой-то выход. Это совсем не означает склонность к гомосексуальности. Но поскольку сексуальная идентификация только начинает формироваться, подросток задает себе множество вопросов, среди которых может появиться и этот: «А что, если я нетрадиционной ориентации?».

Именно в этот период очень важна поддержка, чтобы подросток мог разобраться в происходящем. Ведь если ребенок замечает в себе склонность к однополым отношениям и от этого страдает, то ему фактически некуда обратиться – у нас нет институтов, которые с этим работают. Тема гомосексуальности в нашем обществе табуирована, но, вопреки ожиданиям, это приводит к обратному эффекту – всё больше детей делают выбор в пользу нетрадиционной ориентации. Из-за резко негативного отношения к гомосексуальности подростки чувствуют себя запутанными и испуганными, а значит, делают преждевременные выводы – «наверное, я другой» и пытаются проживать с этим всю жизнь. А ведь сексуальность только формируется, в подростковом возрасте невозможно ответить на данный вопрос окончательно.

Что такое нетрадиционная ориентация?

О гомосексуальной ориентации мы можем говорить только тогда, когда ребенок уже живет отдельно и строит отношения с представителями своего пола. В психологии нет общего мнения, что же такое гомосексуализм: нечто врожденное, поведенческий выбор или влияние социума и окружения, когда дети перенимают модель поведения? У каждого человека это происходит на стыке всех трех компонентов. Вопреки распространенному в последнее время мнению, что гомосексуальность 100% врожденная, убедительных данных на этот счет нет. Ориентация может меняться с течением жизни, это не приговор.

Когда человек говорит категорическое «нет» традиционным отношениям (например, со стороны женщины: «Я никогда не позволю мужчине прикоснуться к себе»), это «звоночек» для психолога – в чём дело? Почему такое резкое отрицание? Что произошло в жизни человека?

Что влияет на выбор однополых отношений?

Когда подросток постепенно входит во взрослый мир, он психологически готовится к первому сексуальному опыту – это период внутреннего, интимного выстраивания «психологического кокона» вокруг вопросов сексуальности. Он понимает, что сексуальность есть, но что с этим делать? С одной стороны, есть влечение, с другой стороны – понимание, что этот процесс очень волнительный и непростой.

К этому возрасту мальчики больше общаются с мальчиками, а девочки с девочками. Как подступиться к противоположному полу – тоже вопрос. Подойти и пообщаться – настоящее преодоление, ведь не понятно чего они хотят, как отреагируют. Со сверстниками своего пола намного проще, с ними хотя бы можно договориться. Поэтому иногда первые околосексуальные эксперименты случаются с представителями своего же пола, особенно у девочек. Например, девочки могут учиться целоваться друг на друге. В компаниях мальчиков такое происходит гораздо реже из-за резкой общественной нетерпимости (женская пара вызывает меньшее негодование, чем мужская), но тем не менее это происходит. Для большинства такой опыт становится проходящим, «учебным» событием.

Именно в этот момент очень важно, что происходит вокруг ребенка. К сожалению, если детей застали за такими экспериментами и предали это огласке, последствия бывают очень печальными. Взрослые (и непосвященные сверстники) часто принимают это за гомосексуальность и ставят на ребенке клеймо, от которого потом практически невозможно избавиться. Таким образом, человек вынужден проживать с ним всю свою жизнь.

Также важно, как к ребенку . Если дома обстановка тяжелая, подросток не чувствует поддержки и принятия со стороны родителей, если ребенок в принципе считает, что он плохой и к нему огромное количество претензий (не убирается в комнате, не следит за вещами, плохо учится и т.д.), то он для себя подсознательно выискивает дополнительное подтверждение своей «некачественности». Поэтому если в его жизни случается «однополый эксперимент», а обсудить переживания не с кем, он решает, что «я из этих» и продолжает себе искать неправильные похожие отношения. Второй момент, это протестное формирование у подростков. В тех семьях, где присутствует насилие, где подросток чувствует себя задавленным, он реагирует острым сопротивлением на происходящее. «Я – гомосексуалист» – может стать очередным протестом, желанием идентифицировать себя с меньшинством. Фактически, это как заявления «Я – эмо», «мы гонимые, не такие как все». Подростка здесь привлекают страдания, возможность выделиться, объединиться с аутсайдерами.

Еще одна причина – резко негативный посыл от матери (отца) в сторону противоположного пола. Ребенок начинает думать, что с мужчинами (женщинами) не всё в порядке, и это влияет на его выбор. Однако негативный посыл может привести как к гомосексуальности, так и к обратному. Например, девочка, может решить: «Я тебе докажу, что мужчины нормальные, я не проживу свою жизнь такой несчастной как ты!». Но как в голове у ребенка сложится этот пазл, мы заранее знать не можем.

Что делать родителям?

Когда формируется сексуальность ребенка, полезно время от времени задавать себе вопрос: «Какую модель парных отношений я как родитель передаю?».

Когда у мамы и папы много любви и нежности, ребенок на подсознательном уровне считывает, что в гетеросексуальных отношениях можно быть очень счастливым. Если ребенка воспитывает один родитель, важно отслеживать как с его стороны транслируется отношение к отцу (матери) и вообще противоположному полу – есть ли рядом партнер, который может выступать примером. Это важно для психологически нормального формирования ребенка.

Также необходимо дать своему ребенку хотя бы базовое сексуальное образование. Если родители готовы говорить на эту тему – хорошо, не готовы – есть возможность найти обучающую литературу, фильмы. или обратиться к специалисту.

Родителям нужно обращать внимание, чтобы в окружении ребенка были и мальчики, и девочки. Например, если девочка занимается балетом и у нее кроме подружек больше никого нет, а мальчик играет целыми днями в футбол в мужской компании, родителям под силу создать вокруг своего подростка доброжелательное окружение и противоположного пола тоже. Подросткам иногда бывает сложно сделать это самостоятельно.

И, конечно же, внимание к ребенку и к тому, что с ним происходит. За все истории, связанные с принуждением со стороны других взрослых и сверстников, с изнасилованиями и другими подобными ситуациями, родители несут свою ответственность. Необходимо отслеживать измененные состояния ребенка, замечать их, оказывать своевременную помощь и обращаться к специалистам. Если ребенок стал слишком замкнутым, безрадостным, большую часть времени проводит у себя в комнате, мало разговаривает – всё это говорит о том, что он страдает. Период формирования сексуальности очень сложный для подростка, его психика фактически обнажена – это очень хрупкий и чувствительный момент. Если что-то идет не так, если о чем-то знают одноклассники и дразнят его – это всё очень тяжело переживается. Подростку важно, чтобы было с кем поговорить. Какая бы у него ни была сексуальность – необходимо ее защитить.

Как правильно построить разговор с ребенком?

Если у вас появились подозрения относительно нетрадиционной ориентации ребенка, то, в первую очередь, необходимо задать себе вопрос: «Как я отношусь к гомосексуальности?». Если вы понимаете, что это настолько неприемлемо, что вы готовы выгнать ребенка из дома или «лечить его электрошоком», не пытайтесь начинать разговор. Отсутствие принятия, резко негативная реакция могут серьезно осложнить ситуацию вплоть до появления разных перверсий. Сначала самостоятельно побеседуйте со специалистом-психологом. Одного мотивирующего разговора может быть достаточно, чтобы понять, 1) гомосексуализм – это не патология, а выбор сексуальности, 2) этот выбор может быть не окончательным, 3) наша первая родительская задача – принимать ребенка таким, какой он есть. Это поможет найти в себе силы пережить ситуацию. Приступать к разговору можно тогда, когда ваш внутренний ответ: «Да, я хочу, чтобы мой ребенок был счастлив в традиционных отношениях, но если сложится не так – это всё равно мой ребенок и я его люблю».

  • Общайтесь максимально спокойным тоном.
  • Узнайте, всё ли у него в порядке и верны ли ваши подозрения.
  • Объясните ребенку, что бывают проходящие эксперименты или случайности, но это не означает, что выбор окончательный.
  • Дайте понять, что вы принимаете ребенка, каким бы ни был его выбор.
Самое важное – это дать ощущение базовой поддержки. Потому что только в этот момент, в момент спокойного разговора, мы можем внести возможность альтернативного пути для ребенка. Только так он сможет понять, что склонность к гомосексуальности – это не клеймо, что выбор всегда остается за ним и он в любой момент может его пересмотреть.

Беседовала Ирина Корнеева

Здравствуйте! Моему сыну 14 лет. Недавно у нас случился разговор : он попросил выпрямить ему волосы, я сказала, что он же не девчонка. На что он начал говорить, что общество очень плохо относится к геям, они же не виноваты, что они такие и т.п. В конце попросил об этом разговоре не говорить папе. Я очень испугалась! Решила прочитать его переписку с друзьями, ничего сильно плохого не обнаружила, кроме одного. Незнакомой девочке он пишет, что выбрал для себя путь яойщика. Это оказался жанр японской манги про гомосексуальные отношения. Мы покупаем детям книги, думая, что они безобидные и учат разумному, доброму, вечному. А получается наоборот! Прошу Вашей помощи. Можно ли это изменить? И что мне делать? Ребенок очень ранимый, со слуховыми аппаратами, учится в обычной школе без дополнительных занятий.

Половая ориентация подростка

Мария здравствуйте.

Я понимаю ваше беспокойство. Возможно ваши страхи напрасны. Но все может быть, раз он проникся интересом к геям. Обычно натуралы геев обходят стороной, особенно мальчики.
Гомосексуализм лечению не поддаётся, и родителям нетрадиционно ориентированного ребёнка ничего не остаётся, как с этим прискорбным фактом смириться. Другое дело, как себя при этом вести, чтобы не нанести ребёнку психологическую травму. Он не виноват в том, что таким родился. Главное – не устраивать скандалов и истерик, не кричать: "у меня больше нет сына", Не хвататься за ремень и вообще не применять средств физического воздействия. А прежде чем падать в обморок, специалисты настоятельно советуют почитать медицинскую литературу по гомосексуализму – тогда, может быть, вы решите, что всё не так уж страшно, хотя и неприятно. В конце концов, гомосексуализм – не рак, от него не умирают. В общем, ни в коем случае не надо ни попрекать, ни стыдить ребенка, манере говорить и т.п. В противном случае он либо замкнётся в себе, либо вообще может уйти из дома. А вот это уже серьёзная проблема. Ведь зачастую юные гомосексуалисты, убежавшие или изгнанные (и такое бывает) из родительского дома, оказываются на панели. Конечно, вряд ли родителям хочется, чтобы их отпрыск вырос "голубым", и смириться с этим сложно. Но можно и должно. Ему и так придётся в этом мире несладко, так пусть хоть родители ему жизнь не отравляют.
Могу дать совет уже ни как психолог, а как мать, помолитесь за своего сына, и поверьте в то, что только Бог может все изменить. Сила веры творит чудеса.

Желаю вам удачи и терпения.

С уважением, психолог Валентина Веклич.

Половая ориентация подростка

Здравствуйте!

Можно ли это изменить?

Если ориентация действительно гомосексуальная - нет. И никакие книжки в этом не могут быть виноваты - ориентацией нельзя "заразить", ее нельзя "внушить" и т.д. Это - врожденная биологическая особенность.
Однако, в подростковом возрасте еще толком не понятно, какая ориентация. А бисексуальность как таковая - свойственна всем живым существам от природы, просто проявляется она у кого-то ярче, а у кого-то - всю жизнь продолжает жить в таком вот дремлющем, потенциальном состоянии.
Почитайте вот эту статью, думаю, вам многое станет ясно как о шансах на то или другое, так и о механизмах формирования ориентации: