Правильное отношение к жизни — ключ к счастливой молодости! Почему все вокруг виноваты кроме меня? Как наша негативная реакция на жизнь портит саму жизнь.

Жизнь состоит из непрерывного потока бесчисленных импульсов (их еще называют стимулами, или раздражителями), положительных и отрицательных. Наш мозг постоянно их интерпретирует, иногда осознанно, но чаще бессознательно.

От того, как мы истолковываем происходящее, в громадной степени зависит качество нашей жизни; осознание окружающего определяет, то, от чего мы получаем удовольствие и степень удовлетворенности бытием. Если мы научимся концентрировать внимание на положительных факторах, в нашей жизни будет больше искренности и радости, душевные и физические силы будут восстанавливаться быстрее и мы приблизимся к мечте: станем жить так, как нам грезилось в детстве. Если же, напротив, первоочередное внимание мы будем уделять отрицательным моментам, то надежда покинет нас и жизнь превратится в тоскливую и мрачную процедуру. Поскольку наше отношение к жизни определяется настроем, жизненной позицией (т. е. нашим мысленным взглядом на вещи), мы имеем право утверждать, что бытие всерьез зависит от настроя, от того как мы к нему относимся.

У Грегори было тяжелое детство. Хотя его семья материально была вполне обеспеченной, в ней было мало радости, мало смеха. Родители, не замечавшие ничего хорошего в жизни, были всегда мрачны и угрюмы. В течение первых двух лет обучения в колледже Грегори с каждым днем становился все более придирчивым. Его разговоры пестрели негативными замечаниями и были наполнены отрицательными эмоциями. У Грегори было мало друзей. Как-то на занятиях по искусствоведению он познакомился с Триш. В отличие от Грегори, она во всем умела заметить что-нибудь хорошее и пользовалась в колледже всеобщей любовью, ее часто приглашали на различные мероприятия. Вскоре молодые люди полюбили друг друга, проводили вместе почти весь день и Грегори постепенно начал замечать в окружающем его мире и приятное, и красивое. Спустя пять лет Грегори и Триш поженились.

Много лет спустя Грегори рассказывал: "Самое главное, что мне дал колледж, отнюдь не докторская степень. Там я встретил Триш. Она научила меня тому, что жизненный настрой важнее денег, положения в обществе, силы и всего остального. Триш заставила меня по иному взглянуть на мир".

ВЫ - ХОЗЯИН ЖИЗНЕННОГО НАСТРОЯ

Ваше отношение к жизни не может принадлежать никому другому. Оно - исключительно ваша собственность. Только вы властны над ним, только вы им распоряжаетесь. Ни работодатель, ни семья, ни ближайший друг - никто не вправе завладеть вашим настроем. Отношение к жизни является личным достоянием в такой степени, что, возможно, вы даже избегаете и говорить о нем. Вы храните его в тайне и оберегаете всеми силами. А можете сказать сами себе: "Если моей жизнью управляет мой жизненный настрой, так пусть же он работает мне во благо".

Самое интересное в нашем отношении к жизни - степень нашей власти над ним, основывающаяся на том, как мы используем свои интеллектуальные возможности, способность воспринимать окружающее. Если вы позволите "фокусу мысленного взора" соскользнуть на негативные факторы, то обязательно упустите массу интересного. Если же вы решите взять его настройку в свои руки и оставите негативные факторы за кадром, то увидите жизнь в ином ракурсе. Вам нужно всего лишь поверить, что жизненный настрой в значительной степени определяется тем, что вы лично считаете самым важным.

Если, к примеру, вы едете домой с работы в час пик в набитом пассажирами автобусе или попадаете в пробку на дороге и выбраться из нее не удается, на вас, вероятно, обрушивается лавина отрицательных импульсов. Скорее всего, домой вы вернетесь в мрачном расположении духа. Если же вы осознаете, что единственное разумное решение в такой ситуации - попытка расслабиться, или поедете домой пусть по более длинной, но менее загруженной дороге, послушаете любимую музыку или остановитесь полюбоваться закатом, вы "зарядите" мозг положительными импульсами и проведете приятный вечер.

Ладно, скажете вы, а что если обстоятельства толкают к тому, чтобы вы настроились отрицательно? Возможно ли и тогда сохранить власть над эмоциями?

Да. Постоянно тренируясь, вы обязательно научитесь избирательности и повсюду будете замечать положительные факторы. Например, возвращаясь домой, можно слушать любимую музыку, мечтать о приближающемся празднике или думать о чем-нибудь приятном. В таком случае вы сохраните контроль над жизненным настроем.

ЕСЛИ ДЕЛА ИДУТ ПЛОХО

Большинство из нас смотрит на мир отнюдь не из инвалидной коляски. Мы живем, почти не зная физической боли. Те, же кто хорошо с нею знаком, очень часто относятся к жизни гораздо лучше, чем мы. Почему? Физически обделенные люди направляют все силы своего ума и духа на то, чтобы разглядеть положительные стороны окружающей жизни.

Джим Портер провел последние семь лет на больничной койке или в инвалидной коляске. Большую часть времени он испытывает сильную боль. И все-таки Джим любит жизнь. Как ему удается сохранить позитивное отношение к жизни? Вот что он ответил на мой вопрос: "Возможно, мои слова прозвучат странно, но все дело в настрое. Когда я стал инвалидом, >медсестра, которая помогала мне приспособиться к новому образу жизни, сказала: "Главное, Джим, - движение. Ты сможешь все преодолеть и добиться от жизни радости, счастья, удовлетворения, а можешь стать апатичным и безучастным меланхоликом. Все будет зависеть от того, какими глазами ты посмотришь на создавшееся положение". Хотя сначала мне было трудно согласиться со словами медсестры, вскоре я понял, как она была права, и научился концентрировать свое внимание на положительных сторонах жизни. Надеюсь, вы согласитесь, что я выбрал правильную дорогу".

Читая книгу, вы осознаете, какое серьезное значение имеет жизненный настрой, вы взглянете на него совсем с другой точки зрения. И что еще важнее, вы освоите приемы и тактику контроля над отношением к жизни. Если вы, в конце концов, сделаете вывод, что жизнь во многом зависит от того, что вы хотите в ней увидеть, значит, вы на пути к победе. И чем дальше, тем глубже вы будете понимать, что ключ к тому, чтобы сделать жизнь лучше, богаче и интереснее - в ваших руках. Заключение

Все большее число людей обнаруживает, насколько могущественным средством улучшения качества жизни является жизненный настрой - самое мощное "оружие", имеющееся в нашем распоряжении.

Каждый из нас сам решает, как ему относиться к жизни, с какой точки зрения рассматривать те или иные события. Можно сказать, что жизнь напрямую зависит от нашего настроя.

Каким бы ни был жизненный настрой, какую бы жизненную позицию вы ни занимали, только вы имеете право контролировать их. Они принадлежать только вам. Если пользоваться властью с умом, жизненный настрой, отношение к жизни станут вашей главной бесценной собственностью.

Призма внутри нас!

Ваш мозг - священная копилка, в которую ничего не попадает без разрешения.

Арнольд Бенет

Восприятие есть процесс того, как мы относимся к обществу, в котором живем, как мы интерпретируем его культуру. Обычно восприятие начинается со зрительных ощущений, а затем переходит в интеллектуальную деятельность. Видим мы глазами, но истолковываем окружающее при помощи всех имеющихся в нашем распоряжении чувств. Вкусовые ощущения, осязание, обоняние и слух играют здесь очень важную роль.

По-настоящему понять процесс интерпретации окружающего очень сложно. Психологи всю жизнь разрабатывают различные теории, но объяснить все загадки не в силах и они. Очень часто они даже не могут объяснить свои умопостроения так, чтобы теории были понятны обыкновенным людям или хотя бы коллегам-психоаналитикам. Частично проблема заключается в том, что восприятие весьма избирательно по самой своей природе. Человек обычно способен принимать, ослаблять, объяснять, отвергать или подтверждать сигналы, поступающие из внешнего мира. Другими словами, четкое понимание того, почему люди в разной степени уделяют внимание положительным и отрицательным факторам отсутствует.

Двадцать лет после окончания средней школы Пэт жила с сознанием, что ей не удалось реализовать все свои способности. В неудачах она обвиняла бывшего мужа, начальника, всех членов семьи. Однажды подруга, знавшая Пэт почти десять лет, сказала ей: "Пэт, ты винишь в своих несчастьях весь мир. Почему бы тебе не заглянуть внутрь себя и не пересмотреть отношение к жизни? Честно говоря, ты всегда настроена настолько отрицательно, что, побыв с тобой немного, и я чувствую себя подавленной".

Результат? Пэт сумела развить в себе способность к избирательности, которую она назвала "выискивай и отсеивай". Стараясь обрести свободу, она научилась тщательно анализировать раздражители и отсеивать, те из них, что несли отрицательный заряд, выводили ее из себя или вызывали досаду. Таким образом, Пэт сосредотачивалась на положительных импульсах, "определявших ее день".

Теперь Пэт говорит: "Много лет я сидела в ловушке, которую подстроило мне повышенное внимание к неприятностям, и была несчастна. Спасибо подруге, я научилась "отсеивать мусор" и "видеть розы". Поверьте мне, в прежние времена, вы не захотели бы поддерживать со мной знакомство".

Относиться к жизни можно по-разному. Мысль банальная, но не лишенная назидательности, которая необходима, на наш взгляд, для начала серьезного разговора об отношении к жизни и взаимопонимании.

Проще всего жить, как живется, и не задумываться о том, что непосредственно не касается насущных проблем. Но чем проще живет человек, чем меньше усилий затрачивает он на организацию своей жизни, тем бесцветней, тем незаметней для других людей он становится.

Чтобы окружающие смогли нас понять, нужны определенные человеческие качества, но чтобы они захотели понять, мало быть просто неплохим человеком, вызывающим смутную симпатию. Необходимо пробудить интерес к себе, к своим замыслам, поступкам, творческим и общественным достижениям. И если человек сам не может понять, для чего он живет, трудно ожидать, что смысл его существования будет понят другими людьми.

Не умея так организовать свою жизнь, чтобы она была интересна ему самому и окружающим, человек, как правило, ссылается на обстоятельства - житейские неурядицы, непонимание близких, отсутствие необходимых условий для самореализации. Но какими бы ни были внешние условия, решающее слово в организации жизни принадлежит разуму. «Нельзя жить приятно, не живя разумно»,- утверждал древнегреческий философ Эпикур. Непримиримую позицию к тем, кто не способен следовать голосу разума, занимал Диоген Синопский: «Для того, чтобы жить как следует, нужно иметь или разум или петлю».

Нельзя, конечно, буквально понимать древних мыслителей. Каждый из них имел свое представление о разуме и мере его участия в организации человеческой жизни. Вопрос этот относится к категории вечных. О нем спорили в прошлом, спорят и сейчас. Бесспорной остается только необходимость в определении тех жизненных принципов и оценок, без которых существование человека утрачивает индивидуальный смысл и социальное значение.

При всем многообразии индивидуальных представлений о жизни в них всегда можно найти общие черты, связанные с наиболее типичными жизненными позициями при восприятии, осмыслении и освоении действительности. Если рассматривать отношение к жизни в целом, то на основании общего мировосприятия можно выделить две позиции: оптимизм и скептицизм. Оптимисты видят в жизни преимущественно хорошую сторону. В самых тяжелых обстоятельствах оптимист находит утешение и поддержку в надежде на лучшие времена. Особенно сильны оптимистические тенденции в юношеских представлениях о жизни. В одном из наших исследований мы просили юношей и девушек 15-17 лет назвать события, которые они ожидают в будущем. Были названы сотни различных событий, среди которых практически отсутствовали жизненные ситуации, связанные с поражениями, утратами, неудачами. Среди пожилых людей тоже немало оптимистов. По нашим данным, свыше 60 % видят в будущем больше положительных событий, чем возможных утрат и неудач.

Оптимизм не всегда уживается с реализмом. В этом его благо, но в этом и его слабость. Зато скептики - реалисты до мозга костей. Их кредо - сомнение. От их придирчивого взгляда не ускользнут ни один недостаток, ни одна трудность, ни один повод для сомнения. Скептик часто видит столько трудностей на пути к самой привлекательной цели, что начинает сомневаться в необходимости ее достижения. Крайний скептицизм превращает человека в пессимиста, способного замечать в жизни только худшую ее сторону и не верить, что в будущем что-либо может измениться. Пессимист-философ обычно приходит к выводу о бессмысленности существования мира и всех его обитателей. Если же пессимист не склонен к философскому восприятию действительности, то он просто досаждает окружающим его людям постоянным нытьем и жалобами на беспросветное существование. Однако скепсис не всегда достигает крайней степени. В умеренном количестве он так же необходим для нормальной жизнедеятельности, как и одтимизм. Потому и чувствуют необходимость друг в друге оптимисты и скептики для гармоничного, уравновешенного совместного представления действительности.

По способу осмысления картины мира различают рационалистов (людей с логическим складом ума) и иррационалистов (людей с преимущественно художественным типом мышления). Иррационалист мыслит образами, он не любит, не понимает и не принимает логику. Вся совокупность причинно-следственных связей между различными явлениями окружающего мира не интересует его, кажется ему упрощением богатства внешнего и внутреннего мира. Абстрактные схемы, лишенные образности, вызывающей эмоции, раздражают его; поэтому он не понимает и не любит абстрактные знания, например, математику. Люди этого типа научным объяснениям непонятных явлений предпочитают мистическое толкование, имеющее покров таинственности и принципиальной непознаваемости. Главной двигательной силой их деятельности являются эмоции, вызванные целостными образами в конкретном месте и в конкретный момент времени. Они, как правило, хорошо чувствуют различные нюансы человеческих отношений, но хуже справляются с управлением собственным поведением в моменты общения, т. к. собственные эмоции выступают на первый план.

Рационалист анализирует мир явлений логически, стараясь каждому определить место в сложной системе причинно-следственных связей. Не беда, если элементы схемы трудно обнаружить в реальной жизни. Стройность концепции, гармония построенной схемы сами по себе вызывают положительные эмоции. Недостаточность или несогласованность фактов, опровергающих умозрительную концепцию, вызывает отрицательные эмоции и побуждает к поиску возможностей расширения знания. В отношениях с людьми в конкретной ситуации рационалист в большей степени опирается на собственную концепцию характера данного человека, чем на конкретные проявления его поведения.

Но человек не только воспринимает и анализирует окружающий мир, он по мере своих способностей и объективных возможностей преобразует его. По способу преобразовательного отношения к жизни, освоения окружающего мира существуют два основных типа людей: созерцатели и практики.

Для людей с созерцательным типом активности преобладающей является внутренняя активность, «тот процесс, который,- по определению Э. Фромма,- происходит в людях, которые действительно «видят» дерево, а не просто смотрят на него, или в тех, кто, читая стихи, испытывает те же движения души, что и поэт, выразивший их словами, этот процесс может быть очень продуктивным, несмотря на то что в результате его ничего не «производится». Созерцательная жизнь, посвященная поискам истины, по представлению Аристотеля, является высшей формой активности.

Практический тип отношения к жизни характерен для людей, предпочитающих реагировать на внешнее влияние непосредственным действием. Практик нередко начинает действовать, не тратя времени на обдумывание плана действий. Он корректирует свои поступки непосредственно в процессе деятельности, не анализируя причин и не задумываясь над последствиями. Действия его, как правило, решительны, и если он не «наломает дров», то может совершить много полезных дел, пока созерцатель будет обдумывать проблему со всех сторон и осмысливать ее в глобальном масштабе.

Невозможно, да и не нужно оценивать, какой из этих типов отношения к жизни лучше. Каждый из них имеет свои достоинства и свои недостатки. Но одно несомненно: в поисках смысла жизни, своего места, роли и миссии в ней человек должен организовать свою жизнь таким образом, чтобы его индивидуальные особенности и способности получили развитие и могли в полной мере раскрыться и реализоваться в продуктах деятельности. Какого же, собственно, результата вправе ожидать человек, затрачивающий усилия разума и воли на организацию своей жизни? По каким критериям можно делать выводы о разумности или неразумности принципов распоряжения собственной жизнью, своими способностями и объективными возможностями?

Одним из важнейших критериев является социальная оценка продуктивности человеческой жизни, под которой понимается все то, что создано человеком для блага других людей. Как правило, результаты деятельности находят заслуженный отклик, высоко ценятся окружающими, поднимают авторитет человека, вызывают уважение к нему.

Но даже в тех случаях, когда современники не способны оценить по достоинству опережающее время открытие ученого или произведение мастера, мысль о благодарных потомках окрыляет его, результаты труда видятся ему признанными и служащими человечеству. Каждому человеку знакомо, как возрастают его силы и энтузиазм, когда он знает, что результат его работы действительно кому-то нужен, и как опускаются руки от бессмысленного труда. Не формальные лозунги типа «Во благо общества» повышают отдачу человека, а чувство личной уверенности в том, что все им сделанное сегодня, сейчас, в данную минуту, кому-то нужно и кто-то с нетерпением этого ждет. Речь идет о необходимости создания таких экономических и психологических условий, в которых каждый человек может ощущать полезность для других затраченных им душевных, интеллектуальных и физических усилий.

Степень удовлетворенности человека своей жизнью (как в целом, так и ее различными сторонами) является вторым критерием разумной ее самоорганизации. Как показывают социально-психологические исследования, в том числе и проведенные нами, жизненная удовлетворенность. тесно связана с продуктивностью. Причем не только той, которая уже достигнута, но и планируемой. Может ли быть удовлетворен своей жизнью человек, отдавший все свои силы достижению материального благосостояния или сумевший таким образом организовать свою жизнь, что развлекательный досуг имеет в ней первостепенное значение? Можно иметь разные гипотезы, особенно наблюдая или испытывая все тяготы отсутствия не только комфортных, но и мало-мальски нормальных бытовых условий. Однако данные опроса более чем тысячи людей пенсионного возраста показывают, что решающую роль в удовлетворенности жизнью играют не материальные факторы и не благоприятные условия отдыха и развлечений, а продуктивность жизни.

Чтобы правильно оценить эти данные, необходимо различать чувства удовлетворенности и удовольствия. Чувство удовольствия выступает положительным эмоциональным фоном потребительской деятельности, в результате которой человек имеет возможность удовлетворить свои первичные потребности. Но основной характеристикой этого чувства, отличающей его от удовлетворенности, является кратковременность. Удовлетворенность является значительно более устойчивым эмоциональным состоянием. Возникает и формируется оно в результате продуктивной преобразовательной деятельности, направленной на производство материальных и духовных ценностей и далеко не всегда сопровождающейся непосредственным чувством удовольствия. Устойчивость чувства удовлетворенности порождается, с одной стороны, тем, что результат труда является реальным подтверждением ценности, небессмысленности собственной жизни.

Мне есть, что спеть, представ перед всевышним, Мне есть чем оправдаться перед ним.

Так выразил Владимир Высоцкий желание подвести итог, которое возникает практически у каждого человека на разных этапах жизненного пути.

С другой стороны, результат труда, особенно если в нем испытывают заинтересованность другие люди, вызывает одобрение, похвалу, признание особых способностей и мастерства часто не только в момент его достижения, но и спустя определенное время. Чем долгосрочнее продукт деятельности, тем более длительный положительный отклик со стороны других (все новых и новых) людей испытывает человек. Это создает условия устойчивости чувства удовлетворенности.

Человек может испытывать чувство неудовлетворенности не только собой, но и собственной жизнью. Он может быть неудовлетворен своей работой, людьми, с которыми общается, их деловыми или нравственными качествами и т. п. В основе этого, как правило, лежит защитный психологический механизм проекции. Фактически это неосознаваемая неудовлетворенность собственными качествами. Травмирующая неудовлетворенность работой - это, по сути, неудовлетворенность своей способностью справляться с трудностями, которые возникают в процессе ее выполнения. Неудовлетворенность другим человеком - это в основном неудовлетворенность своей линией поведения по отношению к нему. Ведь в ситуациях, в которых удалось дать достойный отпор недоброжелателю или просто неприятному человеку, возникает чувство глубокого удовлетворения.

В нашем сознании формируется идеальный образец собственного поведения - представление о том, как надо держаться, говорить, поступать в различных ситуациях. Если удается повести себя в соответствии с этим идеалом, человек испытывает чувство удовлетворенности собой. Если реальное поведение не соответствует образцу, то чувство неудовлетворенности чаще всего переносится на тот объект, по отношению к которому не удалось повести себя должным образом. В целом этот механизм выполняет определенную защитную функцию, так как люди, склонные к постоянному самообвинению, по данным известного польского специалиста в области психологии эмоций Я. Рейковского, в значительно большей степени подвержены болезням стресса.

Третьим важным критерием разумной организации жизни выступает такой весьма значимый для каждого человека показатель, как состояние его здоровья. Разумеется, не все люди имеют равный исходный уровень: одни рождаются более ослабленными, с наследственной предрасположенностью к тому или иному заболеванию, другие подрывают свое здоровье в силу вынуждающих причин или по собственной халатности. На многое ли способен человек и может ли он иметь высокую степень удовлетворенности, если состояние его здоровья оставляет желать лучшего? Конечно, есть примеры высоких образцов мужества и воли, когда, преодолевая тяжелую болезнь, люди создавали замечательные творения. Но чаще всего человек, ослабленный болезнью, малопродуктивен, малоинтересен окружающим, которые только из вежливости или из сострадания будут стараться понять его. Да и он сам, в силу естественных причин, сферу своих интересов, мыслей и чувств сосредоточивает на том, где болит сегодня и чем это вызвано.

О разумной организации жизни можно говорить лишь в том случае, когда состояние здоровья, независимо от исходного уровня, улучшается или не ухудшается. Даже замедление темпа ухудшения в некоторых случаях может свидетельствовать о том, что принципы организации жизни выбраны правильно. Таким образом, состояние здоровья и, даже точнее, самочувствие человека является важным медико-биологическим критерием разумности организации жизни.

Обобщая опыт собственных исследований и многочисленные социально-психологические, социологические и геронтологические данные, мы предлагаем читателю ряд основных принципов разумной организации жизни:

  • перспективность,
  • определенность,
  • ритмичность,
  • тренировка,
  • общительность.

Перспективность является принципом номер один и подразумевает обязательное наличие у человека жизненных целей. Ставя перед собой долговременные цели, человек определяет те ориентиры, стремясь к которым, он наполняет свою жизнь индивидуальным смыслом, отвечает себе на вопрос, ради чего он живет. Г. Селье отмечает, что отдаленная цель, которую ставит перед собой человек, позволяет устранить ведущие к дистрессу постоянные сомнения в правильности своих решений и поступков.

Конкретное содержание целей может быть различным, оно зависит и от возрастного этапа жизненного пути человека, и от его личных интересов, уровня культуры, способностей, жизненных ориентации. Но существуют и некоторые общие закономерности, свидетельствующие о том, каким образом наличие и содержание жизненных целей влияет на продуктивность, удовлетворенность и самочувствие.

В 1978-1979 и в 1981-1983 годах нами проводилось социально-психологическое исследование людей в возрасте 50- 70 лет, проживающих в Киеве. Данные этого исследования убеждают, что люди, жизненные цели которых носят общественно значимый характер или отражают индивидуальные духовные интересы, направленность на творческие занятия, имеют заметно более высокие показатели жизненной удовлетворенности, самочувствия, настроения. Они гораздо реже вступают в конфликты с близкими людьми, жалуются на непонимание со стороны окружающих. Однако нельзя не отметить тот тревожный факт, что таких людей было очень мало - от 4 до 13 % в различных социальных группах.

Значительно большее число людей в качестве основной жизненной цели указало, что они хотят «спокойно дожить» или даже - «спокойно умереть». Отсутствие жизненной перспективы существенно влияет и на отношение людей к долголетию. На вопрос: «Хотите ли Вы дожить до 100 лет?» 55 % женщин и 39 % мужчин дали отрицательный ответ. На уточняющий вопрос: «Почему же?» люди, как правило, отвечали: «Не хочу быть беспомощным», «не хочу быть в тягость детям», «не хочу быть в тягость самому себе», «не хочу быть обузой», «не хочу быть немощной старухой» и т. п. Не имея перед собой жизненной цели, не зная, чему посвятить свободное время, силы и способности, многие, еще практически здоровые люди мысленно живут будущей беспомощностью, негативными переживаниями будущего. Именно будущего, а не настоящего, поскольку в нашей выборке были люди, 70 % из числа которых не достигли 60 лет, а остальные - 70 лет; причем большинство из них не относило себя не только к категории старых людей, но и пожилых.

Уже по характеру ответов на вопрос о причинах нежелания жить долго можно видеть влияние на оценку жизненной перспективы взаимоотношений с близкими людьми. Это не случайно. Дело в том, что жизненные цели многие пожилые люди тесно связывают с делами и заботами своих детей и внуков: «Хочу, чтобы сын поменял место работы», «чтобы дочь разошлась с мужем», «чтобы внучка поступила в институт» и т. п. Происходит своего рода компенсация отсутствия жизненных целей, связанных с самореализацией, целями устройства жизни взрослых детей. Однако такого рода компенсация, содержание которой часто вступает в противоречие с планами самих детей, часто приводит к напряженности в семейных отношениях.

Тесно связывая свои жизненные цели с судьбой детей, пожилые люди практически пытаются разумно, с их точки зрения, организовать не свою жизнь, а жизнь других членов семьи. При этом типичными в нашем исследовании являлись жалобы на несамостоятельность взрослых детей (в материальном отношении, в сфере домашнего хозяйства и т. п.). В данном случае налицо очень противоречивое отношение: с одной стороны, стремление опекать, с другой - недовольство несамостоятельностью. Такое психологическое состояние, предрасполагающее к конфликтам, часто усугубляется и тем, что отсутствие собственных жизненных целей, связанных с самореализацией, само по себе вызывает неудовлетворенность жизнью, хотя причины этой неудовлетворенности, как правило, не осознаются.

При постановке жизненных целей прежде всего необходимо руководствоваться реальной возможностью их достижения. В противном случае возникает вероятная угроза стресса «рухнувшей надежды». Г. Селье подчеркивает, что стресс «рухнувшей надежды» с значительно большей вероятностью приводит к заболеваниям (язва желудка, мигрень, высокое давление или же повышенная раздражительность), чем чрезмерная физическая работа. Поэтому необходимо всесторонне оценивать реалистичность намечаемой перспективы и концентрировать усилия на том, что имеет объективные основания для реализации в будущем.

Содержательная реалистичная перспектива необходима на каждом этапе жизненного пути. И впервые человек учится овладевать перспективой собственной жизни в юношеском возрасте. При исследовании жизненной перспективы старшеклассников нами было обнаружено, что подавляющее большинство юношей и девушек 15-17 лет имеет достаточно отдаленные жизненные цели, связанные с будущей работой, продолжением учебы, социальным продвижением, семьей и материальным потреблением. Основная проблема формирования жизненной перспективы молодежи состоит не в дефиците «перспективного» взгляда на будущую жизнь, характерном для представителей старших поколений, а в несогласованности отдаленных жизненных целей с актуальной жизненной ситуацией и ближайшими жизненными планами - учебой и выбором профессии*.

*Подробнее об этом исследовании см.: Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. К., 1988.

Обнаруживая реализм в последовательности будущих жизненных достижений, юноши и девушки вместе с тем проявляют чрезмерный оптимизм в определении сроков, с которыми связывают эти достижения. Буквально все, что намечают, они надеются иметь к 30-35 годам. Дополнительным источником, к которому предполагают обратиться молодые люди, планируя крупные материальные приобретения, оказывается прежде всего помощь со стороны родителей - на нее рассчитывает большинство старшеклассников. Около 80 % школьников в осуществлении своих материальных планов учитывают даже помощь родителей будущего супруга. Так что жалобы людей старшего поколения на несамостоятельность детей имеют под собой очень конкретную почву. Сопоставление данных исследования молодежи и людей старшего возраста позволяет сделать вывод о существующем ныне не очень благоприятном симбиозе материального иждивенчества молодежи и духовного иждивенчества родителей, концентрирующих свои жизненные цели на организации жизни детей.

Разумная организация жизни в каждом возрастном периоде требует обязательной реализации принципа перспективности с учетом возрастных особенностей человека и специфики той жизненной ситуации, в которой он находится. Отсутствие развитой перспективы - предпосылка принятия импульсивных жизненных решений, приводящих к психологическим кризисам, нравственной и физической деградации. Реализация принципа перспективности обусловливается тем, насколько последовательно в организации жизни человек придерживается принципа определенности, который характеризует возможности осуществления жизненных целей.

Определенность - наличие жизненных планов как конкретных программ реализации целей. Каждая более или менее значимая жизненная цель требует определенной последовательности действий, направленных на ее достижение, а следовательно, необходим предварительный план этих действий.

Собственно, планы и помогают человеку оценить реальность целей. Самые возвышенные цели не будут иметь никакой ценности, если неопределенными останутся планы их реализации. Неопределенность жизненных планов приводит к снижению продуктивности деятельности и негативно сказывается на жизненной удовлетворенности людей. И наоборот, даже самая труднодостижимая, на первый взгляд, цель является реальной, если человек достаточно конкретно представляет каким способом он собирается ее достигнуть, какие способности и качества необходимо развивать, чем можно пожертвовать во имя намеченной цели.

Как мы уже отмечали, для юношеской жизненной перспективы характерна недостаточная согласованность отдаленных целей и ближайших планов, связанных с выбором профессии. Возникает своеобразный феномен обратной перспективы, когда более отдаленные предметы видны отчетливее, чем близкие. Неопределенность планов даже при наличии цели лишает человека самостоятельности, делает его зависимым от обстоятельств и, как показали наши исследования, снижает уверенность в возможности достижения жизненных целей.

Неопределенность планов - проблема в большей мере социальная, чем индивидуально-психологическая. Если в обществе не созданы объективные условия для реализации тех или иных целей, то трудно ожидать, что большинство людей будет вовлечено в конкретную деятельность. Абстрактность профессиональных намерений старшеклассников - не столько проявление их легкомыслия, сколько отсутствие целенаправленной профориентационной работы, отсутствие системы профессиональной ориентации молодежи. Но у молодежи, по крайней мере, есть общая схема жизненной самореализации - окончание школы, поступление в вуз, техникум или профтехучилище, начало работы, профессиональное продвижение, создание семьи и т. д. В этом отношении в наиболее, невыгодном положении находятся пожилые люди, для которых выход на пенсию фактически обрывает перспективу, поскольку в обществе отсутствует институализированная система вовлечения пенсионеров в различные формы социальной активности. Поэтому не случайно для большинства пожилых людей характерна неопределенность жизненных планов в связи с пенсионным периодом жизни.

Мы нередко сетуем, что в нашей стране много творчески одаренных людей в научной, инженерной, художественной деятельности, чьи открытия, изобретения, произведения искусства не становятся общественным достоянием. Их печальный пример, когда на пути творческой личности возникают непреодолимые бюрократические барьеры, - не лучший стимул для повышения массовой творческой активности. Человек не станет стремиться к высоким целям, если не увидит общественно поощряемых путей их реализации. В настоящее время предпринимаются шаги для создания социальных условий, способствующих повышению определенности планов самореализации личности в общественной и творческой деятельности. Атмосферу гласности и демократизации, поощрения инициативы и различных форм общественной и творческой самоорганизации наше общество выстрадало дорогой ценой, одна из составляющих которой - пассивность большинства людей, в том числе и пассивность в отношении к собственной жизни, неумение и нежелание серьезно и заинтересованно относиться к ее планированию.

Есть, конечно, и психологические факторы неопределенности жизненных планов - инфантилизм, детская уверенность взрослого человека в том, что все в мире происходит в соответствии с его желаниями и надеждами, фаталистический взгляд на происходящее, изначально отвергающий любые попытки повлиять на собственную судьбу. Может быть, и проще жить, не заботясь о будущем, и делать первый шаг, не думая о том, сколько еще нужно пройти до цели. Но менее всего подобное отношение к жизни опирается на разум. Руководствуясь сиюминутными настроениями, капризами и житейской изворотливостью, человек может как-то устраивать свою жизнь, но расплачиваться за это приходится главным - смыслом жизни, который вынесен далеко за пределы непосредственных побуждений. Определенная последовательность жизненных планов требует соответствующего ей жизненного ритма.

Ритмичность - временной режим реализации жизненных планов, способствующий их согласованию. Планы осуществления различных жизненных целей, как правило, конкурируют, накладываясь на один и тот же период времени. Кроме того, человеку необходимо постоянно решать непредвиденные проблемы, выполнять неожиданные задания. Если у человека нет хотя бы ориентировочного режима дня, то буквально ежечасно ему приходится решать проблему выбора - чем заняться сейчас, а что отложить на будущее. Физиологи экспериментально установили, что ситуации принятия решения, связанные с возможностью выбора, приводят к резкому повышению нервно-психической активации. И если активация превращается в перманентное состояние, это вызывает перегрузки, чреватые болезнями стресса. Чтобы ситуации выбора свести к необходимому минимуму, следует ряд постоянно планируемых действий автоматизировать, т. е. регулярно выполнять их в одно и то же время. При этом необходимо приспосабливать их к индивидуальным психофизическим ритмам. Известно, что одни люди более продуктивны в первой половине дня, другие - в вечернее время. Исходя из этого, можно наиболее простые действия, доведенные до автоматизма, выполнять в наименее продуктивные периоды, оставляя для творческих занятий время лучшей работоспособности.

Это не значит, что человек постепенно превращается в автомат, работающий в строгом временном режиме. Наоборот, сэкономленная нервно-психическая энергия в этом случае будет направлена дополнительно на решение творческих задач и неожиданно возникающих проблем выбора. Так, например, двигательный автоматизм освобождает нас от необходимости следить за каждым своим шагом.

Ритмичность - это не только ситуативный режим деятельности, распорядок дня. Это и определенный ритм движения по жизненному пути. По наблюдениям советского ученого Н. Пэрна, на протяжении всей жизни происходит волнообразное изменение творческой активности человека с периодами подъема и спада. Причем с возрастом ритм жизни изменяется.

В молодости человек легко приспосабливается к смене ритмов жизнедеятельности. Отсюда тяга к перемене мест, отсутствие устойчивых стереотипов поведения. Для молодых, писал С. Цвейг, покой - это всегда само беспокойство. С годами человеку все сложнее адаптироваться к изменению привычного жизненного ритма. Эту возрастную психологическую особенность отмечал М. Монтень: «Я не в том возрасте, когда нам нипочем резкие перемены, и мне не сжиться с новым и неизведанным образом жизни».

Попытки пожилых людей полностью воспроизводить молодежный ритм жизни, как правило, заканчиваются разрушительно для здоровья. С точки зрения проблемы взаимопонимания, в той же мере неоправданными являются попытки представителей старшего поколения вынудить молодежь к принятию собственного привычного ритма жизни. Отголоски именно этой тенденции звучат в набившей оскомину борьбе с молодежной модой, свободной манерой общения, стремлением к переменам в собственной жизни и в жизни общества.

В свою очередь, молодые люди далеко не всегда считаются с возрастными особенностями ритма жизни и деятельности пожилых людей, что, по данным нашего исследования, является одной из причин возникновения конфликтов между представителями младшего и старшего поколений.

Поддержание рационального жизненного ритма - необходимая предпосылка для эффективной деятельности и рационального образа жизни. Необходимая, но не достаточная. Многое зависит от уровня функциональной подготовленности человека к той или иной деятельности. Хотя следующий принцип организации жизни мы назвали принципом тренировки, его смысл и значение охватывают не только физические кондиции человека, но и способность к активной деятельности в других сферах, в том числе в сфере духовной жизни.

Тренировка - постоянные упражнения, способствующие повышению уровня функциональной подготовки человека к деятельности. Для успеха в любой сфере жизни необходим определенный уровень подготовленности. Ни у кого не вызывает сомнений полезность тренировки для поддержания и развития физической (мышечной) активности. Всем известно, что регулярные физические упражнения способствуют профилактике заболеваний и укреплению здоровья.

Древнеримский врач Гален во II в. до н. э. писал, что он тысячи и тысячи раз возвращал здоровье своим больным посредством упражнений. Но принцип тренировки не может быть ограничен только физическими упражнениями. Уже в античной культуре в рамках философских концепций развивались идеи сознательного жизнестроительства, одним из принципов которого являлось регулярное упражнение. «Есть два рода упражнения,- говорил Диоген Синопский,- одно - для души, другое - для тела... Одно без другого несовершенно: те, кто стремится к добродетели, должны быть здоровыми и сильными как душой, так и телом.

Интересный анализ социального значения античной аскезы (дословно - упражнения) проведен Е. Г. Рабинович. Аскеза, которая, как и всякая тренировка, имеет своей основной целью предельное развитие способностей, в кастовом обществе является преимущественным правом господствующей касты. Усложненное дополнительными обязательствами поведение становится самоцельным средством демонстрации превосходства над окружающими. Чем более высокий социальный статус стремился приобрести человек, тем более сложные дополнительные правила собственной жизни он принимал. Именно этим, с точки зрения автора, объясняются усложненные, необычные правила жизни многих философов, в частности пифагорейцев, стремившихся к статусу богоравных.

Данные многих современных исследований подтверждают, что постоянная упражняемость сказывается на ряде психических, в том числе и интеллектуальных, функций. Как правило, с возрастом у людей лучше сохраняются те функции, на которые ложилась основная нагрузка при выполнении профессиональной деятельности. Например, у водителей с возрастом острота зрения снижалась меньше, чем у других людей в целом. Измерение интеллектуального уровня пожилых людей разных профессиональных групп выявило не столько количественные, сколько качественные различия: бухгалтеры и преподаватели математики обнаружили более высокие показатели сохранности интеллекта по результатам счетных тестов, а редакторы и преподаватели литературы получили более высокие баллы по вербальным (речевым) тестам. Следовательно, тренировка тех или иных функций обеспечивает их развитие и возрастную сохранность.

Устойчивость к стрессам также достигается тренировкой. У животных, которые долгое время переносили небольшую боль (несильные удары током), лучше идет заживление ран, они быстрее адаптируются к стрессам, чем животные, не подвергавшиеся такому воздействию. Есть предположение, что спортивные болельщики, переживающие во время соревнований, испытывают мини-стрессы, и это является своего рода стрессовой тренировкой. Активная тренировка как существенная возможность предотвратить неблагоприятные последствия сильных стрессов положена в основу метода «скоростной терапии». Пациента призывают мысленно представить и почувствовать какую-нибудь (опасную) ситуацию, и в момент кульминации, когда возникает паническое состояние, учат расслабляться и глубоко дышать, так как при сильном стрессе перехватывает дыхание, наступает гипоксия. Тренировка позволяет приучить организм к борьбе с ней, что повышает устойчивость к стрессогенным воздействиям.

Постоянные упражнения полезны не только с точки зрения повышения физической, эмоциональной и интеллектуальной готовности к деятельности. Не менее важна и тренированность в сфере общения между людьми. Каким бы разумным ни представлялся человеку его образ жизни, если в нем нет места полноценному общению, душевные травмы и глубокая внутренняя опустошенность неизбежны. Поэтому общительность является одним из ключевых принципов разумной организации жизни.

Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. - Киев, 1989.

В нашей жизни будет больше искренности и радости, душевные и физические силы будут восстанавливаться быстрее и мы приблизимся к мечте: станем жить так, как нам грезилось в детстве. Если же, напротив, первоочередное внимание мы будем уделять отрицательным моментам, то надежда покинет нас и жизнь превратится в тоскливую и мрачную процедуру. Поскольку наше отношение к жизни определяется настроем, жизненной позицией (т. е. нашим мысленным взглядом на вещи), мы имеем право утверждать, что бытие всерьез зависит от настроя, от того как мы к нему относимся.

У Грегори было тяжелое детство. Хотя его семья материально была вполне обеспеченной, в ней было мало радости, мало смеха. Родители, не замечавшие ничего хорошего в жизни, были всегда мрачны и угрюмы. В течение первых двух лет обучения в колледже Грегори с каждым днем становился все более придирчивым. Его разговоры пестрели негативными замечаниями и были наполнены отрицательными эмоциями. У Грегори было мало друзей. Как-то на занятиях по искусствоведению он познакомился с Триш. В отличие от Грегори, она во всем умела заметить что-нибудь хорошее и пользовалась в колледже всеобщей любовью, ее часто приглашали на различные мероприятия. Вскоре молодые люди полюбили друг друга, проводили вместе почти весь день и Грегори постепенно начал замечать в окружающем его мире и приятное, и красивое. Спустя пять лет Грегори и Триш поженились.

Много лет спустя Грегори рассказывал: "Самое главное, что мне дал колледж, отнюдь не докторская степень. Там я встретил Триш. Она научила меня тому, что жизненный настрой важнее денег, положения в обществе, силы и всего остального. Триш заставила меня по иному взглянуть на мир".

ВЫ - ХОЗЯИН ЖИЗНЕННОГО НАСТРОЯ

Ваше отношение к жизни не может принадлежать никому другому. Оно - исключительно ваша собственность. Только вы властны над ним, только вы им распоряжаетесь. Ни работодатель, ни семья, ни ближайший друг - никто не вправе завладеть вашим настроем. Отношение к жизни является личным достоянием в такой степени, что, возможно, вы даже избегаете и говорить о нем. Вы храните его в тайне и оберегаете всеми силами. А можете сказать сами себе: "Если моей жизнью управляет мой жизненный настрой, так пусть же он работает мне во благо".

Самое интересное в нашем отношении к жизни - степень нашей власти над ним, основывающаяся на том, как мы используем свои интеллектуальные возможности, способность воспринимать окружающее. Если вы позволите "фокусу мысленного взора" соскользнуть на негативные факторы, то обязательно упустите массу интересного. Если же вы решите взять его настройку в свои руки и оставите негативные факторы за кадром, то увидите жизнь в ином ракурсе. Вам нужно всего лишь поверить, что жизненный настрой в значительной степени определяется тем, что вы лично считаете самым важным.

Если, к примеру, вы едете домой с работы в час пик в набитом пассажирами автобусе или попадаете в пробку на дороге и выбраться из нее не удается, на вас, вероятно, обрушивается лавина отрицательных импульсов. Скорее всего, домой вы вернетесь в мрачном расположении духа. Если же вы осознаете, что единственное разумное решение в такой ситуации - попытка расслабиться, или поедете домой пусть по более длинной, но менее загруженной дороге, послушаете любимую музыку или остановитесь полюбоваться закатом, вы "зарядите" мозг положительными импульсами и проведете приятный вечер.

Ладно, скажете вы, а что если обстоятельства толкают к тому, чтобы вы настроились отрицательно? Возможно ли и тогда сохранить власть над эмоциями?

Да. Постоянно тренируясь, вы обязательно научитесь избирательности и повсюду будете замечать положительные факторы. Например, возвращаясь домой, можно слушать любимую музыку, мечтать о приближающемся празднике или думать о чем-нибудь приятном. В таком случае вы сохраните контроль над жизненным настроем. ЕСЛИ ДЕЛА ИДУТ ПЛОХО

Большинство из нас смотрит на мир отнюдь не из инвалидной коляски. Мы живем, почти не зная физической боли. Те, же кто хорошо с нею знаком, очень часто относятся к жизни гораздо лучше, чем мы. Почему? Физически обделенные люди направляют все силы своего ума и духа на то, чтобы разглядеть положительные стороны окружающей жизни.

Джим Портер провел последние семь лет на больничной койке или в инвалидной коляске. Большую часть времени он испытывает сильную боль. И все-таки Джим любит жизнь. Как ему удается сохранить позитивное отношение к жизни? Вот что он ответил на мой вопрос: "Возможно, мои слова прозвучат странно, но все дело в настрое. Когда я стал инвалидом, медсестра, которая помогала мне приспособиться к новому образу жизни, сказала: "Главное, Джим, - движение. Ты сможешь все преодолеть и добиться от жизни радости, счастья, удовлетворения, а можешь стать апатичным и безучастным меланхоликом. Все будет зависеть от того, какими глазами ты посмотришь на создавшееся положение". Хотя сначала мне было трудно согласиться со словами медсестры, вскоре я понял, как она была права, и научился концентрировать свое внимание на положительных сторонах жизни. Надеюсь, вы согласитесь, что я выбрал правильную дорогу".

Читая книгу, вы осознаете, какое серьезное значение имеет жизненный настрой, вы взглянете на него совсем с другой точки зрения. И что еще важнее, вы освоите приемы и тактику контроля над отношением к жизни. Если вы, в конце концов, сделаете вывод, что жизнь во многом зависит от того, что вы хотите в ней увидеть, значит, вы на пути к победе. И чем дальше, тем глубже вы будете понимать, что ключ к тому, чтобы сделать жизнь лучше, богаче и интереснее - в ваших руках. Заключение

Все большее число людей обнаруживает, насколько могущественным средством улучшения качества жизни является жизненный настрой - самое мощное "оружие", имеющееся в нашем распоряжении.

Каждый из нас сам решает, как ему относиться к жизни, с какой точки зрения рассматривать те или иные события. Можно сказать, что жизнь напрямую зависит от нашего настроя.

Каким бы ни был жизненный настрой, какую бы жизненную позицию вы ни занимали, только вы имеете право контролировать их. Они принадлежать только вам. Если пользоваться властью с умом, жизненный настрой, отношение к жизни станут вашей главной бесценной собственностью.

Призма внутри нас!

Ваш мозг - священная копилка, в которую ничего не попадает без разрешения.

Арнольд Бенет
Восприятие есть процесс того, как мы относимся к обществу, в котором живем, как мы интерпретируем его культуру. Обычно восприятие начинается со зрительных ощущений, а затем переходит в интеллектуальную деятельность. Видим мы глазами, но истолковываем окружающее при помощи всех имеющихся в нашем распоряжении чувств. Вкусовые ощущения, осязание, обоняние и слух играют здесь очень важную роль.

По-настоящему понять процесс интерпретации окружающего очень сложно. Психологи всю жизнь разрабатывают различные теории, но объяснить все загадки не в силах и они. Очень часто они даже не могут объяснить свои умопостроения так, чтобы теории были понятны обыкновенным людям или хотя бы коллегам-психоаналитикам. Частично проблема заключается в том, что восприятие весьма избирательно по самой своей природе. Человек обычно способен принимать, ослаблять, объяснять, отвергать или подтверждать сигналы, поступающие из внешнего мира. Другими словами, четкое понимание того, почему люди в разной степени уделяют внимание положительным и отрицательным факторам отсутствует.

Двадцать лет после окончания средней школы Пэт жила с сознанием, что ей не удалось реализовать все свои способности . В неудачах она обвиняла бывшего мужа, начальника, всех членов семьи. Однажды подруга, знавшая Пэт почти десять лет, сказала ей: "Пэт, ты винишь в своих несчастьях весь мир. Почему бы тебе не заглянуть внутрь себя и не пересмотреть отношение к жизни? Честно говоря, ты всегда настроена настолько отрицательно, что, побыв с тобой немного, и я чувствую себя подавленной".

Результат? Пэт сумела развить в себе способность к избирательности, которую она назвала "выискивай и отсеивай". Стараясь обрести свободу, она научилась тщательно анализировать раздражители и отсеивать, те из них, что несли отрицательный заряд, выводили ее из себя или вызывали досаду. Таким образом, Пэт сосредотачивалась на положительных импульсах, "определявших ее день".

Теперь Пэт говорит: "Много лет я сидела в ловушке, которую подстроило мне повышенное внимание к неприятностям, и была несчастна. Спасибо подруге, я научилась "отсеивать мусор" и "видеть розы". Поверьте мне, в прежние времена, вы не захотели бы поддерживать со мной знакомство".

Каждый человек рождается на свет с ощущением, что он хороший, имеет полное право на существование таким, какой он есть, и все делает абсолютно правильно. Также он ощущает, что мир вокруг него правилен и хорош, что правильны и хороши все окружающие его люди. Иными словами можно сказать, что каждый человек рождается на свет с чувством «Я в порядке – Вы в порядке», где под «Вы» подразумеваются и другие люди, и мир в целом.

Это и есть единственно правильная и продуктивная позиция по отношению к себе и к миру. Но она, увы, не единственная: кроме нее существуют еще три непродуктивные позиции. Рассмотрим их.

Продуктивное отношение к миру «Я в порядке – Вы в порядке»

В основе этой позиции лежит восприятие себя и других как достойных, хороших, полноценных людей, без ощущения своей или чьей-то ущербности, без превосходства и унижения. Это позиция Взрослого. Это самая естественное, нормальное и здоровое психологическое отношение к миру, характеризующее гармоничное отношение к себе и к другим.

Если вам удалось сохранить эту позицию в своей взрослой жизни – то у вас нет никаких проблем, вам нет нужды играть в игры и менять маски, вы можете быть самим собой, пребывать в любви к себе и ко всему миру и быть абсолютно счастливым. Несмотря на то что каждый младенец рождается с установкой «Я в порядке – Вы в порядке», это позиция Взрослого. Того Взрослого, который присутствует даже в ребенке как важнейшее состояние его Я.

Младенец приходит в мир с позицией Взрослого, потому что он еще не научился играть, не успел освоить роли Ребенка и Родителя.

Но, рождаясь с этой установкой, практически каждый ребенок проходит через отказ от нее. Однако у нас есть выбор: мы можем вернуться на эту позицию уже осознанно, в зрелом возрасте. Каждый, кто хочет успеха, должен сделать это – другого пути нет.

Успешным и благополучным может быть только тот, кто занял позицию и отношение к миру «Я в порядке – Вы в порядке»

Эта позиция, где человек уважает себя и других, признает значимость как собственной личности, так и других людей, является здоровой в психологическом отношении личностью, уверен в себе, позитивно настроен, способен адекватно оценить реальность и свои возможности в ней, поставить достойные цели и достичь их.

Большинство людей теряют установку «Я в порядке – Ты в порядке» уже в первые два года своей жизни.

Вот тогда мы и скатываемся на другие, совершенно непродуктивные позиции. Происходит это потому, что в жизнь малыша вмешиваются внешние факторы (и прежде всего влияние родителей), заставляющие его убедиться: что-то не в порядке – либо с ним, либо с окружающим миром, либо и с ним, и с миром сразу.

Как следствие уже в первые два года своей жизни ребенок меняет свою врожденное отношение к миру «Я в порядке – Ты в порядке» на один из следующих вариантов:

«Я не в порядке – Вы в порядке»;
«Я в порядке – Вы не в порядке»;
«Я не в порядке – Вы не в порядке».

Отношение к себе и миру «Я не в порядке – Вы в порядке»

В этой позиции человек ощущает, что он хуже других. Для него характерны комплекс неполноценности, чувство собственной ущербности и превосходства других. Это позиция Ребенка, который заведомо чувствует себя более слабым, несостоятельным по сравнению с другими. Человек, который так себя чувствует, независимо от возраста продолжает действовать и общаться с другими с позиции Ребенка и в итоге постоянно ощущает себя жертвой.

На эту позицию скатывается каждый ребенок, даже в самой благополучной семье, просто потому, что он слаб и беспомощен по сравнению со взрослыми.

Как только ребенок начинает осознавать сам себя и чувствовать, что он мало что может без помощи взрослых, что он не умеет многих вещей, которые умеют взрослые, что он зависит от взрослых, что они имеют над ним власть и что в одиночку, без них, он просто не в состоянии выжить – так он сразу начинает ощущать, что он «не в порядке» по сравнению с ними.

Поскольку такое отношение к миру закладывается раньше других, то именно она является самой сильной и распространенной, потому и преследует очень многих людей на протяжении всей их жизни.

Конечно, у кого-то эта установка выражена слабее и проявляется лишь изредка, а у других является основным фоном всей жизни и проявляет себя очень явно. Если родители сами ощущают себя «в порядке», то они могут со временем сгладить у ребенка его детское ощущение неблагополучия. Также своим собственным примером родители могут способствовать более позитивному отношению ребенка к себе.

Однако же на подсознательном уровне память о том времени, когда он ощущал себя «не в порядке», остается на всю жизнь и может так или иначе всплывать в самые неподходящие моменты.

Еще хуже обстоит дело в том случае, если в первые два года жизни родители ребенка (особенно мать, так как в этом возрасте именно ей принадлежит решающее влияние) или те, кто их заменяет, демонстрируют ребенку, что он недостаточно хорош такой, как есть. Если его ругают, наказывают, говорят, что он «несносный ребенок» и т. п. – у него формируются убеждения типа: «Я ничего не стою», «Я все делаю неправильно», «У меня никогда ничего не получится», «Я плохой», «Меня нельзя любить».

Результат – во взрослой жизни такой человек становится неудачником, он не уверен в себе, склонен к депрессии, ощущает свое бессилие и неспособность что-либо изменить.

Часто это люди, всю жизнь чувствующие себя беспомощными детьми, нуждающимися в чье-то опеке и поддержке. В самом худшем случае это люди, склонные к самоубийству.

Отношение к окружающему миру и себе «Я в порядке – Вы не в порядке»

Человек с этой позицией всеми силами стремится доказать миру, что он – лучше, выше других. Это позиция человека, который в глубине души чувствует себя ущербным и «забитым Ребенком» и, чтобы преодолеть это, действует прямо противоположным образом и как агрессивный Родитель демонстрирует свое превосходство.

Такое отношение к миру свойственно людям, пережившим чересчур суровое обращение в детстве. Например, если ребенка избивают или еще как-то проявляют жестокость по отношению к нему – он не может продолжать считать, что люди и мир вокруг него «в порядке».

«Вы плохие» – это убеждение все крепче укореняется в детском сознании. У него возникает желание наказать обидчиков, отомстить им. Такова защитная реакция детской психики против насилия и жестокости, но в результате возникает позиция озлобленности на весь мир. У ребенка формируются убеждения: «Люди ничего не стоят», «Мир жесток, и люди злы», «Чтобы выжить, нужно драться, давать сдачи», «Людей надо ставить на место», «Все вокруг виноваты».

Результат – во взрослой жизни такой человек пытается решать все проблемы с позиции силы, он скрывает свое глубокое ощущение собственной ущербности за видимостью превосходства, обвиняет других в своих бедах, считает, что если он пострадал от чьей-то жестокости, это дает ему право тоже быть жестоким.

Такие люди становятся авторитарными, агрессивными, жестокими родителями для своих детей. По отношению к другим и к миру, они могут стать агрессорами, деспотами, тиранами. В самом тяжелом случае это люди, склонные к криминальным проявлениям, способные на насилие вплоть до убийства.

Отношение к себе и к миру «Я не в порядке – Вы не в порядке»

В основе этой позиции лежит чувство разочарования и в себе, и в людях, ощущение, что в жизни ничего хорошего быть не может. Это само разрушительная позиция несчастного Ребенка, жертвы, которой не от кого ждать помощи, так как все другие тоже воспринимаются как ни на что не способные беспомощные жертвы.

Такое отношение к жизни может появиться у ребенка, который не получал ласки в первые два года жизни, будучи, например, лишенным родителей, или если родители ухаживали за ним лишь формально, по необходимости. .

Не получая никакой позитивной поддержки извне, ребенок оказывается в своего рода эмоциональной изоляции. Он не может чувствовать себя хорошим – так как не получает подтверждения этому извне.

Но он не может и сделать вывод о том, что другие люди хорошие, так как встречается только с их безразличием, равнодушием. В итоге у него формируются убеждения: «Я ничего не стою», «Другие люди ничего не стоят», «Жизнь ничего не стоит», «Все бессмысленно», «Все бесполезно», «Все плохо», «Мы все жертвы», «Ничего хорошего ждать не приходится».

Результат – став взрослыми, такие люди теряют интерес к жизни, часто опускаются на самое дно, превращаясь в бомжей, алкоголиков, ведут асоциальный образ жизни. От этой позиции очень недалеко до психических расстройств. В самых тяжелых случаях такие люди одинаково способны как к самоубийству, так и к убийству.

Проверьте, не застряли ли вы в какой-то из непродуктивных позиций.

Если вы обнаружили в себе склонность (в той или иной степени) к одной из трех непродуктивных жизненных позиций, если даже вы чувствуете, что основательно застряли в какой-то из них, – все не так безнадежно, как может показаться на первый взгляд.

Вы можете измениться. Для этого необходимо лишь одно условие: надо, чтобы вы захотели измениться.

Принять такое решение не всегда легко, так как у всех нас есть привычка неосознанно цепляться за свою раз и навсегда занятую позицию. Взять, к примеру, такой хорошо известный факт: если человек ощущает себя бедным и недостойным богатства (чувствуя, что он «не в порядке») – то он не разбогатеет, даже если на него внезапно свалится огромная сумма денег. Эти деньги он либо потеряет, либо прогуляет, либо еще как-то потратит впустую и снова окажется бедным.

Чтобы эти деньги пошли впрок, ему надо сначала сменить позицию на «Я в порядке – Вы в порядке», а для этого надо потрудиться, несмотря на внутреннее сопротивление переменам.

Каждая из трех непродуктивных позиций по-своему препятствует переменам.

Тот, кто придерживается установки и отношения с окружающим миром «Я не в порядке – Вы в порядке», рассуждает примерно так: «Все равно я ничего не смогу изменить, у меня нет на это сил и возможностей, и от меня ничего не зависит».

Установка «Я в порядке – Вы не в порядке» диктует примерно такой ход рассуждений: «Мне меняться – вот еще! С какой это стати? У меня и так все отлично. Пусть другие меняются».

Придерживающиеся отношений с миром «Я не в порядке – Вы не в порядке» рассуждают так: «Какой смысл во всех этих переменах? Все равно лучше ничего не будет, будет только хуже».

Узнаете себя в каком-то из этих примеров?
Да, если вы думаете примерно так, то прийти к необходимости перемен нелегко – и все же надо это сделать. Иначе ваш путь ведет в тупик, тогда как для вас существуют гораздо более благоприятные возможности, совершенно независимо от того, как далеко по пути в тупик вы уже успели зайти. Если вы занимаете одну из этих трех непродуктивных позиций – значит, вы живете и действуете из состояний Ребенка или Родителя, но никак не Взрослого. А ведь только Взрослый способен достичь успеха, благополучия и счастья в нашем мире.

Только позиция Взрослого изначально благополучна. Позиции Ребенка и Родителя (если они не контролируются Взрослым) – это позиции неблагополучия. Невозможно ощущать себя благополучным, успешным и счастливым, застряв на этих позициях. Невозможно прийти хотя бы к относительному успеху, действуя из этих позиций.

Позиция Взрослого, а значит, позиция благополучия только одна: «Я в порядке – Вы в порядке».

Особенности внутренних установок людей

Обычно по внешнему виду, поведению и образу жизни человека не так сложно понять, какую из четырех позиций он занимает. Это видно невооруженным глазом. И даже если внешний вид ничего не говорит о подобных установках человека, при общении друг с другом люди всегда чувствуют, с кем имеют дело.

Практически все наши взаимоотношения, и личные, и дружеские, и деловые, определяются позициями, занимаемыми участниками этих взаимоотношений. От этих позиций зависит и наш успех или неуспех в общении, и то, насколько мы чувствуем себя удовлетворенными этими отношениями, и то, какое место среди людей мы занимаем.

«Позиции очень важны в повседневных социальных взаимодействиях людей. Первое, что люди чувствуют друг в друге, – это их позиции. И тогда в большинстве случаев подобное тянется к подобному. Люди, хорошо думающие о себе и о мире (“+” “+”), обычно предпочитают общаться с себе подобными, а не с теми, кто вечно недоволен.

Люди, чувствующие собственное превосходство (“+” “–”), в основном любят объединяться в клубах и организациях. И поскольку, как говорят наблюдения, бедность любит компанию, то бедные также собираются вместе, чаще всего в барах.

Люди, чувствующие тщетность своих жизненных усилий (“–” “–”), обычно толкутся около пивных или на улицах, наблюдая за ходом жизни. В западных странах одежда чаще всего свидетельствует о жизненной позиции значительно ярче, чем о социальном положении.

Так, одни люди (”+” ”+”) одеваются аккуратно и неярко. Другие (”+” ”–”) любят “форму”, украшения, драгоценности, изысканные вещи, что подчеркивает их превосходство. Один человек (”–” ”+”) одет бедно, не совсем аккуратно, но не обязательно неряшливо, может даже носить чужую “форму”, а другой (”–” ”–”) ходит в своей “форме”, как бы демонстрирующей пренебрежение к любой одежде, ко всему, что за этим стоит.

Встречается так называемая шизофреническая униформа (”–” ”–”), где заношенное платье соседствует с элегантным бантом или галстуком, а драные туфли – с бриллиантовым кольцом».

Что же делать? Как изменить свое отношение к миру и к себе?

Мы чувствуем позиции других людей – но далеко не всегда даем себе отчет в своей собственной. Мешает увидеть себя со стороны страх правды о себе. Он свойственен всем людям. Но этот страх необходимо преодолеть. Без этого мы не сможем прийти к позитивным переменам и на всю жизнь останемся в плену той иллюзии, что никто этой правды не видит, раз ее не хотим видеть мы.

Лучше самому себе сказать правду, чем услышать ее от других людей. К тому же от признания правды о себе остается всего один шаг к позитивным переменам.

Соберитесь с духом и потратьте время на само диагностику. Скажите себе, что вы делаете это для собственного блага, и вслед за диагнозом обязательно последует действенное лечение.

Постарайтесь, насколько это возможно, войти в роль Взрослого и отодвинуть от себя детские эмоциональные реакции.

Постарайтесь, не обижаясь и не злясь на своих родителей, вспомнить, какую позицию вы заняли в детстве под их влиянием.

Сейчас для вас это не повод обижаться, расстраиваться или тем более вынашивать планы мести. Сейчас для вас это просто способ поставить себе беспристрастный диагноз. Не забывайте, что на диагнозе вы не остановитесь – за ним последует лечение.

Сейчас вы взрослый человек, и только от вас зависит, какой выбор вы сделаете: начнете расстраиваться, злиться и обижаться – или примете решение исправить старые ошибки и начать новую жизнь.

Пусть утешением вам послужит тот факт, что ваши родители вогнали вас в ту или иную позицию не специально. Они сделали это бессознательно, только потому, что в свое время то же самое сделали и с ними.

Большинство нормальных родителей не хотят детям зла. Они хотят детям добра – и не понимают, что подчас добиваются этого добра способами, которые приносят прямо противоположные результаты. И если вы не хотите в той же степени неосознанности передавать нежелательные установки дальше, уже своим детям – ваш долг осознать то, что сделали с вами, пересмотреть свои позиции и тем самым разорвать этот замкнутый круг.

Большинство родителей не хотят детям зла. Они хотят детям добра – и не понимают, что подчас добиваются этого добра способами, которые приносят прямо противоположные результаты.

Иногда бывает так, что череде проблем нет ни конца, ни края. Становится будто невозможным остановить бесконечный поток тревожных мыслей. Каждое событие рисуется в воображении архиважным; чьи-то взгляды и оценки, кажется, определяют все дальнейшее течение жизни. Как относиться ко всему проще, не пропуская любую мелочь или чью-то реплику через себя? Рассмотрим несколько практических методов.

Определить свою мотивацию

Чтобы для собственного же блага стать немного более толстокожим, необходимо четко осознавать, какие преимущества предоставляет такая жизненная позиция. Во-первых, уделяя избыточное внимание не заслуживающим этого людям или событиям, вы автоматически забываете о самом важном – о близких людях, о собственном доме, здоровье, благополучии. Таким образом, не воспринимать все близко к сердцу – это значит уметь отделять важные вещи от второстепенных.

Во-вторых, спокойствие имеет еще одно весомое преимущество. Когда человек относится ко всему происходящему в жизни более-менее ровно, то, какие бы жизненные бури ни покушались на его спокойствие, у него всегда найдутся силы и энергия для решения проблем. Ведь если жизнь действительно полна трудностей, то беспокойство и тревога по каждому поводу лишь истощает силы, лишая столь необходимой как раз в этот момент энергии.

Научиться управлять своими эмоциями и вниманием

Этот шаг является основополагающим для того, чтобы уметь справляться со всеми происходящими вокруг событиями. Находясь в неблагоприятной жизненной ситуации – а именно в таких ситуациях часто можно услышать совет «не воспринимать все близко к сердцу» — нужно помнить одну важную вещь. Чаще всего окружающие люди ищут собственной выгоды. И если вокруг происходят такие события, размышления о которых невозможно прекратить ни днем, ни ночью – возможно, в этой проблеме задействованы чьи-то глубинные интересы. Не всегда это очевидно с первого взгляда.

Для того, чтобы относиться к жизни проще и не быть марионеткой в руках знакомых, коллег, начальства – нужно, в первую очередь, научиться управлять собой.
Как это сделать? Прежде всего, через тренировку силы воли. Даже если определенная проблема пытается в данный момент поглотить весь объем внимания, волевым усилием необходимо направлять его фокус на другие вещи.

Для многих настоящим источником радости являются домашние животные. Кошки или собаки – кому какие любимцы придутся больше по душе – всегда поделятся своей положительной энергией, помогут восстановить баланс сил. Необходимо научиться уделять внимание приятным вещам, как бы ни был велик соблазн впасть в беспокойство или навязчивое перемалывание в мыслях одной и той же ситуации.

Использовать самовнушение

Если сознание то и дело «цепляется» за происходящее вокруг, в таком случае необходимо использовать традиционную русскую мантру. В рамках цензуры она будет звучать примерно как «да пошло оно все в сад». Используйте это выражение несколько раз в день, в особенности, когда в голову начинают лезть мысли о каких-либо ситуациях или людях. Несмотря на кажущуюся простоту, этот пункт представляет собой неотъемлемую часть работы над собой.

Ведь только «разгрузив» себя от ненужных переживаний и тревог можно научиться посвящать свое время и энергию тому, что действительно имеет ценность. С помощью этой фразы (или любой другой удобной ее вариации) можно научить свое подсознание реагировать на происходящее в гораздо меньшей степени.

Находить во всем хорошее

Пожалуй, один из самых главных пунктов. Как говорил барон Мюнхгаузен, самые глупые вещи совершаются с серьезным выражением лица. Если же уметь находить маленькие радости каждый день, и быть благодарным за то, что имеешь в данный момент, жизненная позиция и будет постепенно трансформироваться в ту, что воспринимают как легкое отношение к происходящему. Серьезность часто является спутницей депрессии и нерешенных проблем. Оптимизм, умение радоваться мелочам и благодарность – наоборот, свойственны тем, кто относится к вещам проще.

Найти свои истинные цели

Беспокойство по мелочам и слишком «серьезное отношение» к происходящим событиям нередко бывает следствием общей неустроенности жизни, плохого понимания своих желаний, потребностей и целей. Для того, чтобы не отдавать свою мысленную и эмоциональную энергию не заслуживающим этого вещам, нужно определить свои истинные приоритеты. Для того, чтобы достичь действительно важных и значительных целей, придется каждый день прикладывать усилия – а это уже само по себе сможет занять беспокойный разум.

Использовать аффирмации

Позитивные утверждения можно написать на стикерах и расклеить на всех видных местах. Аффирмации следует менять – через неделю-две желательно окружить себя новыми утверждениями. Таким образом, всякий раз, когда вы будете, к примеру, находиться перед зеркалом или открывать холодильник, автоматически вы будете получать порцию позитива. Самые вдохновляющие из утверждений можно написать на небольших листочках бумаги и брать с собой.

Навести порядок в квартире

Глобальная уборка – хороший способ упорядочить и мысли. Этой цели способствует и мелкая уборка. Заниматься ею стоит в каждую свободную минуту. Освободив свою реальность от хлама, можно в короткий срок почувствовать себя свободнее и счастливее. Нередко когда люди находятся в депрессии, не в лучшей форме находятся и их жилища. Превратите свой дом в то место, где хочется находиться, а не откуда, наоборот, хочется сбежать. Уборка и украшение интерьера по своему вкусу помогут отвлечься и упорядочить восприятие.

И, напоследок, самый главный совет – полагаться только на свои силы, так как научиться проще ко всему относиться невозможно, не имея того, что называют внутренним стержнем. Конечно, многие вещи могут играть в нашей жизни действительно важную роль. Но в том случае, если мы вырабатываем в себе жизненную позицию, основывающуюся на внутренней силе, внешние обстоятельства теряют значительную часть своего влияния.