На выход: как рождается ваш малыш. Как рождаются дети

Приходит время, когда ребенок начинает интересоваться, откуда появился он, его младший братик или сестренка. На столь деликатный вопрос родители предпочитают или вовсе не отвечать, или «отмахиваться» самыми популярными фразами: «нашли в капусте», «тебя нам принес аист», «ты еще до этого не дорос». Современные психологи уверены, что неправда, рассказанная родителями о рождении малышей, является одной из причин развития у ребенка недоверия к своим родителям.

Как правильно объяснить ребенку 3-6 лет, 6-10 лет и старше, откуда берутся дети - советы психологов и опытных родителей

Если ребенок заинтересовался вопросом, как рождаются дети, то он не отступит, пока не получит ответ. И ответить ему нужно правду, преподнесенную с учетом его возраста. Иначе он все равно докопается до истины, но узнает ее из других источников, которые не будут столь щепетильны в подобном вопросе как родители.

Варианты объяснения для детей 3-6 лет

Детям 3-6 лет нужно сказать правду, но не раскрывать всех подробностей. Можно рассказать, как папа и мама встретились друг с другом, как влюбились, а потом поженились. Мама забеременела, малыш жил девять месяцев в ее животике, а после родился.

На этом этапе необязательно объяснять все мелочи, потому что ребенок к ним не готов. Но правдивый ответ уже поможет установить доверительные отношения ребенка с родителями, с которыми он всегда сможет обсудить любой вопрос.

Педагог А. Соболева:

Говорить с ребенком о сексе надо на языке, соответствующему его возрасту. В 3, 4 или 5 лет на вопрос, откуда появляются дети, можно спокойно ответить: «Из маминого животика. Малышам там безопасно и тепло, они вырастают у мамы под сердцем». Для самых маленьких это будет достаточно.

На вопрос «А как ребенок появляется на свет?» — ответьте: «У мамы внизу живота есть специальное отверстие, через него при помощи доктора малыш выбирается на свет». — «Я хочу посмотреть!» — говорит ребенок. — «А это невозможно. У всех на теле есть особые места, которые никому нельзя показывать». Кстати, тут же неплохо было бы спросить, знает ли он, какие именно это места.

Следующий вопрос: «А как ребенок попадает к маме в живот?» Об этом, как правило, спрашивают более взрослые дети. Ответ: «У мамы в животике появляется семечко, из которого вырастает малыш. Когда мама с папой вместе спят, они обнимаются, и семечко от папы переходит к маме».

В возрасте 10-11 лет можно уже объяснить, как именно это происходит: «Когда мама и папа хотят иметь ребенка, потому что они любят друг друга, они нежно обнимаются и целуются, перед тем как заснуть, и тогда семя из папиного пениса через отверстие внизу маминого живота попадает внутрь ее организма. Так зарождается новая жизнь».

Психолог М. Хорс:

Я же считаю, что правильнее всего вводить в жизнь ребёнка такую информацию постепенно. Но при этом ни в коем случае не надо врать своим детям. Даже если Вы считаете, что говорить правду по данному вопросу неуместно, есть возможность говорить не всю правду сразу!

В сексуальном воспитании своих детей я придерживаюсь следующей схемы:

  1. Когда в 3-4 года дочки начали задавать вопросы на тему собственного происхождения, я говорил, что дети рождаются, если папа и мама любят друг друга – всё честно, ведь про секс часто так и говорят: «Давай займёмся любовью».
  2. Через пару лет я добавил информацию про то, что для рождения детей нужно не только любить друг друга, но еще и целоваться, тогда в животе у мамы появляется малыш – опять никакого вранья, действительно во время секса чаще всего целуются.
  3. На сегодняшний день (в возрасте 8 и 10 лет) мои дочки знают, что для появления детей, мужчина и женщина должны спать обнявшись в одной постели, целоваться, любить друг друга и очень хотеть ребёнка – всё чистая правда.
  4. На очереди сообщение, что обнимашки в постели приносят удовольствие и радость всем участникам процесса.

При таком подходе, мне будет гораздо проще дать им завершающий транш информации. И это не будет шоком для них.

Психолог Оксана Ямашкина:

Самое главное здесь - расслабиться и понять, что это абсолютно нормальный вопрос. Не стоит стесняться, надо сказать правду и не придумывать историй про капусту и аиста, иначе, узнав правду от других, ваш ребенок перестанет вам доверять. Не стоит расписывать процесс пошагово, достаточно сказать, что он растет «у мамы в животике» как результат любви родителей. Если вы смущаетесь, вам на помощь придут видеоролики и фото в Интернете. Они наглядно объяснят ребенку, как он появился на свет. Не стоит бояться их показывать.

Ирина, мать четырехлетней дочки:

У меня дочке 4 года и 3 месяца, спрашивала откуда она взялась. Я ей отвечала из маминого животика. Поначалу её этот ответ устраивал, но вот буквально вчера спрашивает, а откуда я в животике взялась. Я ответила — от папы.

Наталья, мать 2-х детей:

Первый раз Таня спросила года в 3-4. Я сказала, что папа и мама спят вместе под одним одеялом, и папа так любит маму, что у неё в животе поселяется малыш. Потом он рождается (вот это важно сказать, что он рождается, в этом возрасте вопрос КАК просто не возникнет. Просто потому, что он ещё неизвестен и не характерен для этого возраста). Но Таня задала другой вопрос, точнее ехидно подметила: «Что-то вы с папой спите-спите вместе, а никто у вас больше не рождается!»

Второй раз был буквально неделю-полторы назад… Сижу за компом, уже выключаю его. Таня на своём диване убирает карандаши. Папа уже лежит под одеялом. Собираемся спать. И тут:
— Мам, а как ребёнок из живота вылезает?
Я аж икать начала. Смотрю, Андрей в подушку вжался… То есть вопрос «как он туда попадает» мы решили не выяснять… Сразу к сути перешла девочка. Я говорю:
-А ты как думаешь?
-Я думаю, что через живот. Может через пупок?
-Ну, у кого-то и через живот, — говорю я.
Тут Таня делает довольное лицо и изрекает:
— Так я и знала!

Всё. Любопытство удовлетворено. Не надо бежать впереди паровоза и рассказывать подробности. Надо просто отвечать на вопросы, по возможности правдиво. Поскольку я ни про каких аистов рассказывать дочке не собираюсь, и никакую капусту в огороде тоже разводить не хочу, чуть позже я обязательно покажу ей книгу Роберта Ротенберга «Расти здоровым», где есть всё о человеке, о здоровье, о зачатии и рождении. Просто я подумала, что рассказать сейчас Тане о процессе рождения не могу. Она просто испугается. Не нужно этого знать девочке в 5 лет.

Как ответить ребенку 6-10 лет?

В наши дни выпускают специальную просветительскую литературу, адаптированную для младшего школьного возраста (6 -10 лет). Именно эти книги или специальные детские энциклопедии стоит почитать и посмотреть с ребенком.

Нейропсихолог А. Ишина:

Давайте предположим, что вашему ребенку уже 6 лет, а вопросов о сексе он вам еще не задавал и интереса к данной проблеме вы у него не наблюдали. Может быть тогда и не стоит затрагивать эту скользкую тему, полагая, что до свадьбы он так и будет больше всего интересоваться мультяшками и собранием фантиков от жвачек? В конце концов, в школе будут уроки анатомии… Но до анатомии у вашего ребенка еще 8 лет учебы. А за эти годы ему такого сверстники расскажут… И потом урок есть урок: это лишь изложение каких-либо знаний на научном языке. А кто расскажет вашему ребенку о любви, нежности, возвышенности чувств? Кто объяснит, что в отличие от животных люди руководствуются в интимных отношениях не инстинктом, а чувствами? Поэтому в 6 лет надо спровоцировать разговор на данную тему самим. Как? Это чисто ваше творчество, вот, например, такой вариант:

«Как хорошо, что Дима и Света наконец поженились! Они так любят друг друга. Скоро у Светы вырастет живот, а потом оттуда появится маленький сыночек или дочка. Правда, здорово?» Далее беседа потечет сама собой, и вы ненавязчиво подтолкнете ребенка к теме, которая его рано или поздно заинтересует, а также выявите и скорректируете его знание по данному вопросу.

Детский психолог, психоаналитик Н.В. Богданова:

Рассказ может быть таким: «Когда мужчина и женщина любят друг друга, они решают жить вместе. У них появляется общий дом, который они обустраивают, создают уют. Вскоре они начинают подумывать о ребенке. Ты уже знаешь, что мужчина и женщина устроены по-разному и у них есть органы, которые называются половыми. Они и служат для того, чтобы у мамы и папы мог появиться ребенок. Когда мужчина и женщина любят друг друга, они целуются и ласкают друг друга. Это им очень нравится, это приятно. Они хотят зачать ребенка, из папиного пениса исходит жидкость, в которой находится множество малюсеньких, подвижных «головастиков» — сперматозоидов. Эта жидкость попадает во влагалище (в маленькую щелочку мамы). В маминой матке, небольшом мешочке с толстыми стенками, находится круглая «клеточка» — яйцеклетка. Когда один из маленьких «головастиков» встречается с «клеточкой» мамы, они сливаются, из них появляется совсем маленький ребеночек, который в течение девяти месяцев растет у мамы в животе. Ему там уютно и безопасно. Когда ребенок готов появится на свет, он выходит наружу через щелочку в мамином теле, которая в это время становится шире, чтобы он мог через нее пройти».

Психолог Виктория Зиневич:

Что ответить? План ясен. Речь нужно подготовить заранее. Мы начинаем рассказывать малышу, что должны быть папа и мама, они должны быть очень счастливы, и если это так, то папа дает мамочке его семена в животик. Животик мамы уже подготовил свои семена, а когда эти два семени встречаются и дружат, то дальше в утробе матери строятся клеточки как из Lego. И когда придет нужное время мама идет к врачу и ребенок выходит наружу. Ну, это хотя бы правда, или какая-то часть ее.

Ребенок должен узнать о физиологических особенностях мужчины и женщины, о том, как складываются взаимоотношения между полами. Нужно рассказать сексе, о методах контрацепции, а также заболеваниях, передающихся половым путем. Эта тема присутствует в учебниках анатомии, но зачастую учителя либо избегают ее, либо дают на самостоятельное изучение.

Что надо сказать подростку?

Ребенку-подростку стоит рассказать не только о положительных сторонах интимной жизни, но об отрицательных. Не стоит забывать об ответственности, которую берет на себя человек, начиная интимную жизнь. Ранняя половая жизнь может привести к истощению молодого организма и бесплодию. Кроме того, она может привести к ранней нежелательной беременности, как следствие – раннему аборту и бесплодию.

Ребенку необходимо привить , связанные с взаимоотношениями мужчины и женщины, рассказать, к чему может привести смена половых партнеров, а также поговорить о священности брака, рождении детей в браке, о планировании своей семьи.

Также нужно поговорить с ребенком о его сексуальном здоровье. За этим термином скрывается не только забота о том, чтобы защитить себя от разных болезней, но и привитие правильного уважительного подхода к половым отношениям. Мальчикам нужно сформировать уважительное отношение к девочкам, ее желаниям и потребностям. Девочкам необходимо привить правильное представление о семье и материнстве. Главное - дать понять, что сексуальное здоровье напрямую зависит от сексуальной культуры.

7 ошибок при ответе на вопрос, откуда появляются дети

  1. Отказываться отвечать, если ребенок задает вопросы интимного характера. Если ребенок смутил и застал таким вопросом вас врасплох, лучше сказать ему, что вы ответите ему позже. А за время тайм-аута вы сможете подготовиться к разговору с ребенком, посоветоваться с психологами, более опытными родителями, приобрести специальную детскую литературу. Нельзя давать ребенку понять, что вы оставляете его наедине с его нерешенными вопросами, предоставляя ему право на самостоятельный поиск информации, которая может быть подана в неверном ключе.
  2. Отвечать на вопрос, цитируя статью из медицинской энциклопедии. Не нужно формировать у ребенка представление о начале новой жизни, как о механическом процессе. В таких книгах никогда не дают представления о чувствах, эмоциях, не дают представлении о том, что ребенок – это плод любви мужчины и женщины друг к другу. Ребенок хочет услышать не сухие, но точные объяснения, а получить ответ, сформулированный специально для него, ориентированный на его возраст.
  3. Ребенку отвечает на вопрос родитель противоположного пола. Если ребенок заинтересовался вопросами сексуальной жизни, лучше если их с ним обсудит родитель одного с ним пола. С мальчиком завести интимный разговор должен отец, а с девочкой – мама. Это способствует дальнейшему правильному позиционированию себя в обществе в качестве женщины и мужчины. Детям старшего возраста гораздо легче и комфортнее говорить на такие темы с родителем одного с ним пола.
  4. Не касаться вопросов сексуального воспитания, если ребенок не задает вопросы. Ребенок может не обращаться к родителям с вопросами интимного характера не потому, что его не интересует эта тема, а просто он испытывает волнения, которое мешает задавать интересующие его вопросы. Родители должны знать, что с ребенком 3-5 лет нужно разговаривать о жизни, любви и даже смерти.
  5. Торопиться раньше времени разговаривать с ребенком о сексуальном воспитании. Не нужно рассказывать ребенку о том, чего он еще не понимает и не воспринимает. До двух лет этой темы можно не касаться вообще. В этом возрасте ребенок делает только первые шаги в познании мира и человеческих отношений.
  6. Затрагивать слишком сложные темы. Например, рассказывая девочке о рождении ребенка, не стоит упоминать о сложностях, которые могут быть во время беременности, о боли во время естественных родов и при кесаревом сечении. Не нужно углубляться в теорию, связанную с половым актом.
  7. Избегать тем, связанных с сексуальным насилием. Ребенок должен знать о возможных опасностях, но запугивать и устрашать его не нужно. Главное предупредить, чтобы он никуда не уходил с незнакомыми людьми. И никому не давал себя трогать. Если это происходит, например, на каких-нибудь тренировках, нужно об этом обязательно сообщить родителям.

Маловесные дети, то есть те, кто ну никак не хочет набирать положенную им массу тела, которых невозможно накормить насильно или же он ест, но всё равно не прибывает в весе, нервируя участкового педиатра и повергая в отчаяние родителей. Так мы их называем, этих Мальчиков-с-Пальчиков и Дюймовочек «собственного розлива». Медицинские термины для маловесных детей другие (сюда не относятся дети недоношенные, имеющие низкий вес из-за преждевременного рождения).

Общее название патологии, объединяющей все случаи недостаточного веса у малышей по сравнению с возрастными показателями – это термин «гипотрофия» (низкий уровень питания).

В мировой медицинской лексике принят термин «нарушение нутритивного статуса» (ННС). Мы же будем пользоваться старым, понятным термином: гипотрофия. Причём речь пойдёт о гипотрофии пренатальной, то есть, сформировавшейся до рождения ребёнка. Это малыши, родившиеся в срок, но с низкой массой тела при рождении. Можно услышать ещё и такое название: «задержка внутриутробного развития», или ЗВУР, как любят писать в медицинских документах.

Чем может быть вызвана задержка внутриутробного развития? Почему мама за беременность хорошо прибавила в весе, а ребёночка родила величиной с рукавичку?

Этому очень много причин. Для того, чтобы понять, почему рождаются маленькие по весу детки, нужно вернуться мыслями назад и заглянуть в самую глубину беременной матки.

С 1 по 16 недели беременности будущий малыш представляет из себя вначале просто кучку клеток, которая стремительно, не по дням, а по часам, увеличивается и превращается в крошечного человечка, ростом не больше 15см, но уже со всеми атрибутами «настоящего» человека, даже ноготки на пальчиках уже есть.

С 16 по 32 неделю клетки уже не делятся так активно, зато те, что есть, очень интенсивно «набирают вес», то есть, увеличиваются в размерах – тяжелеет и будущий малыш. С 32 недели и до родов деления клеток почти не происходит, а идёт активный процесс увеличения массо-ростовых показателей будущего младенца. Так вот, в зависимости от того, в какой из этих трёх периодов возникнут проблемы в материнском организме, зависит и форма внутриутробной задержки развития плода.

Причины рождения маловесных детей:

  • Юный (до 20 лет) или «солидный» (после 40 лет) возраст беременной женщины.
  • Заболевания женщины во время беременности: высокое или низкое давление, болезни почек, сахарный диабет, хронический тонзиллит, пиелонефрит, кариозные зубы, малокровие, вирусные инфекции, гинекологические болезни, предшествущие аборты, выкидыши, нарушение менструальной функции и др.
  • Гестоз (токсикоз) беременности.
  • Нервные стрессы, плохое питание, вредные привычки, неблагоприятные социально-бытовые условия жизни.
  • Профессиональные вредности.

Все эти причины приводят к нарушениям кровообращения и питания плаценты, что в свою очередь вызывает кислородное голодание (гипоксию) плода. Гипоксия – это универсальный яд, от неё страдают все органы и ткани развивающегося плода, но в первую очередь – нервная, эндокринная и иммунная системы, то есть, основные «диспетчеры» организма. Поскольку нарушается функция плаценты, нарушается и поставка плоду основных питательных веществ. Рост и развитие его замедляются.

Если воздействие неблагоприятных факторов случилось до 16 недели беременности, когда шло интенсивное клеточное деление, нарушения развития плода будут наиболее выраженными. Малыш родится не только с низкой массой, но и с недостаточным ростом. Внешне такие дети выглядят как раз неплохо, они просто равномерно «уменьшенные» в размерах. Но на самом деле, глубинных проблем в их организме больше всего, просто проявятся они не сразу.После 16 недели все «вредности» в большей степени отразятся на массе тела плода. Такие малыши выглядят «длинненькими и худенькими», то есть рост у них либо нормальный, либо только немного отстаёт, зато масса тела низкая – менее 3кг.

После рождения путь развития у маловесных детей у каждого свой. И всё зависит именно от того, в какие сроки беременности, как долго и какие именно факторы повлияли на внутриутробное формирование плода.

Учёные смогли выделить 4 основные группы маловесных малышей:

1. Ребёнок рождается с нормальным ростом, но низким весом. С первых дней жизни отличается крикливым нравом, спит, «как заяц под кустом», изматывает всех домашних тем, что может вести себя спокойно только на руках, плохо сосёт, срыгивает, «путает день с ночью». Конечно, при таком беспокойном характере прибавка веса каждый месяц не удовлетворяет ни врача, ни родителей. И каждый очередной месяц положения не улучшает.

2. Масса тела при рождении низкая и немного отстаёт рост. У малыша преобладают тормозные реакции, он предпочитает спать. Для кормлений его приходится будить, сосёт вяло и неохотно, от прикормов отказывается сразу, кормления превращаются в пытку для родителей. От любой пищи отворачивается или просто не раскрывает рот. Несколько отстаёт и в психомоторном развитии: позже всех своих сверстников начинает сидеть, ходить, разговаривать. У таких малышей поздно прорезаются зубы и закрывается большой родничок.

3. Рост и вес при рождении пропорционально снижены, младенец похож на небольшую, очень симпатичную куклу. В дальнейшем особых хлопот родителям не доставляет, но развитие идёт медленно, и вес, и рост нарастают не так активно, как положено по возрасту. Замедлено и психо-моторное развитие. Такие малыши часто болеют, потому что иммунная защита ослаблена.

4. В эту группу относят детей с такими глубокими нарушениями внутриутробного развития, что это заметно отражается на их психике. У них не только низкие рост и масса тела, но и имеются нарушения развития костной ткани, маленькие размеры черепа, страдает головной мозг. Фактически, это инвалиды с детства.

В большинстве случаев при ЗВУР рождаются дети, которых можно отнести к первым трём группам.

Что делать родителям с маловесными малышами? Как и чем их кормить? Чем лечить? Как помочь выровнять здоровье?

Первым делом нужно хорошенько уяснить себе, что низкий вес при рождении и недостаточная прибавка массы тела в последующие месяцы – не «вина» ребёнка, а особенность его развития, обусловленная неблагоприятными влияниями во время его внутриутробной жизни. Исправлять эту ситуацию придётся долго. Иногда дети догоняют своих сверстников по всем показателям физического и нервно-психического развития только к 9-10 годам, а иногда «мелкое сложение» остаётся у такого ребёнка на всю жизнь.

Все проблемы маловесного ребёнка нужно внимательно обсудить с врачом, чтобы вместе наметить план действий: врач рекомендует, а родители старательно выполняют.

Несколько общих советов для повышения резерва здоровья маловесных малышей:

  • Стараться кормить малышей часто, небольшими порциями. Тех, кто просыпает кормления – будить.
  • Между кормлениями, независимо от вида вскармливания, можно давать воду, подслащенную фруктозой (1чайная ложка на стакан воды).
  • Для таких малюток очень важны закаливающие процедуры, поскольку у них снижен иммунитет. Это воздушные ванны, обливание после купания более прохладной водой (не выше 37 градусов), обязательные прогулки на свежем воздухе.
  • Для улучшения кровообращения в мышцах, что способствует усилению кровотока во всех органах и тканях, а значит, и лучшему усвоению питательных веществ организмом, нужно делать малышу массаж, заниматься с ним лечебной гимнастикой, плаванием. Для этих целей нужно обязательно подключить медицинских работников – профессионалов, чтобы простые упражнения и приёмы массажа мама научилась делать сама, а более сложные – делал специалист.
  • Из-за повышенного риска инфекционных заболеваний таких малышей не нужно приучать к родительской постели. Пусть спят в своей кроватке. Зато для них очень важен и полезен контакт с матерью или с отцом по типу «кожа к коже», особенно в первые месяцы жизни. Для «крикунов» иногда это единственная возможность спокойно поспать. Мама надевает тёплый махровый халат, ложится и кладёт голенького малыша себе на обнажённую грудь. Запахивает халат, подвязывает его поясом и в такой своеобразной «кенгурушке», обняв малыша руками, спокойно ходит с ним по комнате минут 20-30. Можно и посидеть, и в окошко посмотреть, пока малыш будет спать. А засыпают они при таком контакте сразу. Можно и папе доверить такое важное дело и проводить эти «сеансы тишины» 1-2 раза в день.
  • Из лекарственных препаратов врач может назначить ферменты или биопрепараты для улучшения переваривания пищи и поддержки микробной флоры кишечника. Иногда таким малышам дают экстракты трав, улучшающих иммунитет и обладающие общеукрепляющим действием (жень-шень, лимонник, элеутерококк, эхинацея и др.). По показаниям врач может назначить и другие лекарства.
  • Для таких деток очень важно достаточное поступление в организм минеральных веществ и витаминов, поэтому им назначают витамино-минеральные комплексы.
  • С этой же целью очень важно своевременное введение прикормов, в том числе молочнокислых продуктов.

Самое замечательное у всех детей – это то, что они растут-растут и перерастают свои проблемы, которые остаются только в памяти родителей. Так что быстрого вам роста и хорошего здоровья, наши крошечки-хаврошечки!

Многие родители знакомы с проблемой детей, имеющих сниженную по нормам массу тела, которые плохо кушают и не укладываются в весовые прибавки. Обычно низкий вес, как при рождении так, и в дальнейшем очень беспокоит родителей, так как это может указывать на проблемы в здоровье и отклонения от нормального физического развития. Почему же дети плохо прибавляют в весе, хотя все условия для полноценного набора им созданы? Попробуем разобраться в этой проблеме подробнее.

Кто такие маловесные дети?

Маловесными детьми педиатры называют тех малышей, которые не набирают положенной им по нормам массы тела к определенному сроку гестации (недели беременности). Или которые плохо набирают вес после рождения по месяцам, при этом их сложно накормить, приходится кормить их чуть ли не насильно, или тех детей, которые вроде бы и едят нормально, но при этом вес их набирается крайне низкими темпами. Это зачастую сильно волнует и участкового педиатра, наблюдающего ребенка, и не менее сильно беспокоит и самих родителей, смотрящих на соседских карапузов, растущих не по дням, а по часам. При этом дети вполне нормально развиваются, но весят совсем мало. По медицинской терминологии таких маловесных детей могут называть по-разному, к этой же группе относят недоношенных детей, имеющих низкую массу тела из-за рождения ранее срока. Общее название для подобного отклонения в весе от нормы, которое объединяет все возможные варианты сниженного веса у детей в сравнении с возрастными нормами – это используемый врачами термин гипотрофия (пониженный уровень питания). В мировых источниках принимают за основу другой термин – это нарушение нутритивного статуса. По сути это одно и то же, но в нашей стране принят именно термин гипотрофии. Сегодня мы поговорим о проблеме развития гипотрофии пренатальной – это такой вид гипотрофии, который развивается внутриутробно, до рождения ребенка. При этом малыши с гипотрофией рождаются в положенные сроки, но имеют низкую массу при рождении. Иногда в связи с таким явлением возникает и другой термин – ЗВУР (задержка внутриутробного развития), но это не всегда соответствует истинному положению дел, хотя чаще всего низкий вес к рождению и ЗВУР идут рука об руку. Почему же может возникать подобная проблема, с чего бы вдруг внутриутробное развитие ребенка задержалось, если во время беременности сама мамочка прибавляла в весе? Почему дети рождаются такими маленькими?

В чем причины рождения маловесных детей?

Причин для того, чтобы ребенок родился маловесным – достаточно много, и в каждом конкретном случае они будут своими и особыми, иногда это будет сочетание ряда факторов. Чтобы разобраться в этом опросе и понять причины рождения таких маленьких по весу детей, стоит начать с самого начала беременности и как бы заглянуть внутрь беременной матки. Так, с момента зачатия до примерно шестнадцати недель беременности будущий малыш представляет из себя совсем маленький комочек клеток, стремительно растущих и делящихся, превращающихся в крошечные органы и ткани. Буквально за три-четыре месяца одна клетка превращается в ребеночка до пятнадцати сантиметров в длину с ручками и ножками, ноготками, бьющимся сердечком и своими чувствами и эмоциями. После шестнадцати недель клетки малыша делятся уже не в столь стремительном темпе, не так активно, но вот те клетки, что уже имеются, начинают быстро и интенсивно расти и «полнеть», увеличиваются в размерах – до тридцати двух недель малыш усиленно растет и набирает вес. С этого срока будущий кроха до момента родов уже практически не формирует новых тканей, при этом все имеющиеся органы созревают, а сам малыш растет и набирает активно вес. В зависимости от того, в каком из трех этих периодов будут возникать проблемы маминого организма, будет зависеть форма и тяжесть развития ЗВУР, и от этого будет зависеть и вес малыша при рождении.

Причинами рождения детей, имеющих малый вес к моменту родов, являются очень юный возраст мамочки, когда ее организм сам еще незрелый (это до восемнадцати-двадцати лет), или же рождение детей женщинами после сорока-сорока пяти лет. Кроме того, на вес ребенка существенно влияют наличие заболеваний у мамочки в время беременности – это понижение или повышение давления, заболевания почек (пиелонефриты и гломерулонефриты), наличие сахарного диабета, проявления хронического тонзиллита, наличие анемии, кариозных процессов. Также влияют на развитие маловесности наличие вирусных инфекций при беременности, имеющиеся гинекологические заболевания как до беременности так и во время нее, а также предыдущие выкидыши и аборты, расстройства цикла и гормональные сбои. Не менее сильно на вес детей до рождения влияют гестозы беременности, постоянные стрессы, нарушения питания самой женщины в угоду фигуре, наличие вредных привычек, неудовлетворительные условия проживания и профессиональные вредности.

Почему так влияют все эти факторы? Все просто – эти причины приводят к нарушению нормального кровообращения и функционирования плаценты, а это, в свою очередь, приводит к нарушениям поставки к телу плода как питательных веществ, необходимых для нормального роста и развития, так и кислорода, необходимого плоду в очень большом количестве. Гипоксия плода – это самая основная причина страдания всех органов и систем малыша, в первую очередь от нее страдают эндокринная, нервная и иммунная системы плода, то есть все те системы, которые в основном и отвечают за нормальный рост и развитие плода. Так как нарушены функции плаценты, это нарушает поставки питания к плоду, а значит, это вызывает замедление роста и развития плода – это и видит врач.

Если неблагоприятные воздействия оказывались на плод в самые ранние сроки его развития, до шестнадцати недель беременности, когда проходят самые интенсивные клеточные процессы тела малыша, тогда нарушения в развитии плода будут наиболее явными и выраженными. Такой ребенок к моменту рождения будет иметь не только низкую массу тела, но и очень небольшой рост. Внешне эти дети будут выглядеть вполне нормальными, просто они будут равномерно уменьшенными как в росте, так и в весе. Но, при этом, в организме таких детей проблем развития будет более всего, проявления их будут видны не сразу, а постепенно начнут себя проявлять. После этого срока влияние вредных факторов большей частью будет отражаться на весовых показателях плода, при этом малыши к рождению будут выглядеть худенькими, с длинным телом. То есть рост таких детей может быть вполне нормальным для сроков беременности, а вот масса тела обычно бывает менее трех килограммов. После того, как маловесный ребенок родится, темпы и механизмы развития у таких детей будут своими, особенными. И все это будет зависеть от того, в каком сроке беременности, насколько долго и насколько сильно влияли негативные факторы на плод, какими именно они были и насколько необратимыми стали нарушения.

Группы маловесных детей

Среди неонатологов и педиатров принята особая классификация маловесных детишек, которая подразделяет их всех на четыре основные группы по показателям массы и роста. К ним относятся:

Первая группа – дети рождаются с вполне нормальным ростом, но при этом имеют низкий вес. Обычно такие дети с первых своих дней жизни имеют достаточно беспокойный характер, они много кричат, плохо и беспокойно спят, могут изматывать всю семью своими капризами и спокойно себя чувствуют только на руках у родителей, они плохо берут грудь или плохо сосут бутылочку, много срыгивают, могут перепутать день и ночь. При таком беспокойном характере весовые прибавки за месяц могут быть неровными и невысокими, что будет вызывать беспокойство врачей и родителей. Такое может продолжиться достаточно длительно, но в итоге вес обычно корректируется.

Вторая группа – масса тела малыша при рождении обычно низкая, при этом рост немного отстает от нормы. У таких малышей преобладающими являются тормозные реакции организма, они могут длительно и много спать, на кормления их необходимо каждый раз будить, они вяло и неохотно сосут грудь или смесь, отказываются от прикормов, а кормления становятся целой операцией – так как дети едят мало и с большой неохотой. Такие дети могут просто отворачиваться от любой пищи или не открывают рот для того, чтобы их кормили. Такие дети могут несколько отставать и в психомоторном развитии – они позже своих сверстников начинают держать голову, сидеть, ходить и говорить, у них позже обычного начинают прорезываться зубки и закрывается большой родничок.

Третья группа – дети с пропорционально сниженным весом и ростом, которые похожи на очень уменьшенного обычного младенца. Обычно после рождения особых хлопот такие дети в плане кормления и ухода не доставляют, но развитие таких детей идет медленнее обычного, рост и вес прибавляются не столь активно как у обычных детей, как было бы положено по возрасту. Замедленным будет и психомоторное развитие, эти дети часто и длительно болеют, так как у них резко ослаблен иммунитет.

Четвертая группа - дети с глубокими нарушениями внутриутробного развития, с заметными отставаниями в весе, росте психическом развитии. У таких детей имеются существенные отклонения как в прибавках веса и роста, так и в развитии скелета, это обычно дети с инвалидностью и проблемами развития. Такие случаи бывают редко. Обычно дети имеют первые три группы проблем.

Завтра мы продолжим эту тему.

Здравствуйте, дорогие читатели !

Каждому родителю рано или поздно приходится отвечать на вопрос "Папа (мама) а как я появился?". Включить очередную серию Лунтика и объяснить все на его примере не получится и его фраза "Я родился" звучит как-то неестественно. Объяснять весь процесс на примере бабочек, Жучек и Мурок тоже не вариант. Навешать лапшу на уши собственному ребенку про капусту, аиста и прочее волшебство - вариант, но на время, в конечном итоге ребенок лапшу разгребет и опять придет к вам с этим вопросом. И тогда вы в его глазах будете выглядеть нууу слегка не честными;)

Итак современные технологии давно уже не стоят на месте, если ваш спиногрыз еще не докопался до истины сам, активно используя интернет, то можно поржать вместе с ним над серией идиотских, но довольно таки подробных книг которые помогут

Можно конечно противоречиво относиться к такому чтиву, но я помню, что, когда всерьез заинтересовался этим вопросом, то все узнал из отцовского учебника по акушерству. Картинки там были более чем наглядные и даже читать не нужно было

Копаясь в интернете нашел несколько занимательных книжек на эту тему, картинки довольно таки боянистые, поэтому кое где приведу ссылочки где можно почитать комменты и поржать.

Откуда берутся дети (в картинках)

1. Китайская книга.

Предлагаю поставить вопрос ребром и начать наш нелегкий родительский путь с китайской книжки без перевода, но с картинками практически фотографической реальности, настолько суровой, что все понятно без лишних слов. Ясно теперь почему их так много плодится!

Обычная китайской больничка, где рождаются не только маленькие желтые хунвэйбины, но и маленькие желтные уточки.

Все начинается довольно мило, сначала обжималочки на скамейке, поцелуйчики, сердечки! Китайцы молодцы, они абсолютно правы, без любви и детишек нечего строгать.

Но не стоит слишком затягивать с поцелучиками, ведь наша цель - ребенок. Поэтому лучше сразу раздеться и показать себя миру в голом виде. Будущие китайские родители всегда мирно держатся за руки и мысленно готовят себя к самому акту зачатия, напевая гимн Коммунистической Партии Китая. Здесь смое время пояснить ребенку чем отличаются мальчики от девочек. Хотя думаю он уже должен это знать.

Но вот песня спета, нужно сделать довольную мину и прыгнуть в постель! В постели главное не уподобляться животным и помнить про сердечки. Вот только поза у них какая-то не самая удобная для зачатия, это даже не "сбоку", а какой-то полубок с диагональным вывешиванием. Ответ на вопрос "А что там делают головастики?" содержится в следующей картинке.

Это не головастики! Это сперматазоиды и на самом деле они очень маленькие, и под лупой их хрен увидишь. Надо было китайцам микроскоп нарисовать.

Вот именно так оно все и происходит! Здесь можно еще ребенку объяснить, что побеждает самый сильный и это закон природы. Типа будь сильным, будь первым, мальчик

Оплодотворение как мы видим успешно состоялось. Довольная китайская женщина на приеме у акушера. Только один вопрос, неужели в китае не развита медицина и врачи слушают живот фонендоскопом? А где УЗИ? Здесь будет не лишним объяснить своим детям, что такие отставшие технологии в современной России уже не применяются и практически на первом месяце беременности женщины проходят УЗИ. А уж когда такой живот как на картинке на УЗИ видно должно быть мальчик там или девочка, ну уж никак не фонендоскоп. А на первой картинке клиника вполне казалось современной.

Здесь отлично показано как плод растет и развивается в животике будущей мамы. Вот так из головастиков и яйцеклетки с веселой рожицей и получается маленький человечек.

Будущий батя с довольной улыбкой указывает на 8 число, как бы намекая, женщина, 8 марта в этом году не твой день, я тебя сплавлю в роддом и пущусь во все тяжкие - пить, гулять! Подарка не жди!

Мамашка рада, что наконец уже избавится от этого живота и ей пофиг 8 марта это будет или другой день, главное побыстрее!

В общем все рады, дети как мы видим приносят радость в семью;)

Батя оказался боевым чуваком, мамашка вообще верх самообладания и выносливости. Невозможно рожать с улыбкой на лице, думаю женщины подтвердят это. А я скажу, что ни в коем разе не подписался бы смотреть как все это происходит, это ведь настоящая психическая травма для мужчины! Но вообще-то они же хунвэйбины, они крутые!

И только малыш не улыбается, он совсем не рад, что родился китайцем, он теперь один из миллиарда.

Ну вот и все!

По-моему, вполне отличная книжка, все четко и конкретно, никаких соплей. Может кого-то испугает чрезмерная натуралистичность родов, ну так, что естественно, то не безобразно.

Этой книгой можно воспользоваться, чтобы объяснить ребенку откуда берутся дети (в картинках).

2. Мама снесла яичко или израильский вариант книги откуда берутся дети (в картинках).

А вот израильский вариант этой нужной книги с переводом. Не могу сказать соответвует ли перевод действительности, ну судя по картинкам соответсвует. Надо сказать книга начинается вполне нормально, можно сказать нацелена (в отличие от серьезной китайской) на очень детскую аудиторию. Но это все только начало. Как только доходишь до того момента, где поясняется как мама с папой могут делать это, понимаешь что твои познания в области кама сутры равны нулю. Людой коренной израильтянин, знакомый с детства с такими вот книгами переплюнет по части секса всех. Не удивлюсь, если они там вообще занимаются этим при детях, ничуть не стесняясь. Ну в принципе не нам их критиковать;) Если кто-то есть из израиля поясните пожалуйста правда ли там все так раскрепощены?

Ладно, насладимся детским чтивом!





А вот здесь начинается адский порно-трэш;)







Вот такие вот они израильтяне, смешные;)

Это познавательное, в том числе и для взрослых.

3. Откуда берутся дети (немецкий вариант).

Ну вот мы и добрались до немцев! Немцы подошли к картинкам очень толерантно и в главной роли с немкой у них явный араб. В общем книга полна подробностей и весь процесс показан в разрезе. Довольно наглядно. Также есть еще перевод с немецкого, правда автор текста неизвестен.

Знаешь ли ты, как появляются дети на свет?

Это папа и мама. Они вместе решили иметь своего ребёнка.

Это папа и мама без одежды. У мамы видны груди и такой разрез внизу живота. Разрез этот называют вульвой (или писей, или… в общем, называют по-разному), а вульва является входом во влагалище – трубчатое отверстие внизу живота. У папы же внизу живота висит такая трубочка и небольшой мешочек. Трубочку называют член (или писюнок, или писюк…), а мешочек с двумя яичками – мошонкой.

Папа и мама очень любят друг друга, они нежно целуются, а когда они уединяются от всех и хотят доставить друг другу удовольствие, член папы вырастает, твердеет и торчит. Тогда он может проникнуть во влагалище через вульву. Это – высшее наслаждение для любящей пары.

Мама и папа ложатся на кровать и начинают любовную игру, при которой член движется туда-сюда во влагалище. Это называется заниматься телесной любовью или сексом. Эти движения могут быть очень быстрыми и сопровождаться различными звуками, но мама и папа не делают друг другу больно. А когда оба захотят, такая любовная игра может привести к зачатию ребёнка.

В мошонке папы созревают сперматозоиды - такие головастики, которые во время телесной любви в виде жидкости выливаются из члена. И когда член находится во влагалище, жидкость попадает в специальную полость за влагалищем, которая называется маткой. Там находятся яйцеклетки, которые при проникновении в них сперматозоида начинают расти, становясь зародышем ребёнка.

Проходит много дней, в течение которых живот мамы растёт. Это означает, что внутри живота растёт ребёнок.

Через девять месяцев ребёнок вырастает настолько, что может уже появиться на свет. Мама чувствует, что у неё скоро родится ребёнок.

Тогда папа везёт маму в родильный дом, чтобы врачи помогли ребёнку появиться на свет.

Когда маме уже трудно сдерживать боль, она начинает тужиться, и из вульвы сначала появляется голова ребёнка.

Когда ребёнок полностью выходит из живота мамы, врач отрезает пуповину – трубку, которой тело ребёнка было соединено с телом матери. Ребёнок родился!

Мама и ребёнок несколько дней после этого отдыхают. Потом они возвращаются к себе домой, и мама ещё много месяцев кормит ребёнка молоком, которое выходит из её грудей – из сосков, которые поэтому так и называются.

Вот такая интересная и местами смешная книга поможет объяснить ребенку откуда берутся дети (в картинках).

Есть еще две книги выложенные в открытый доступ в интрнете, они были изданы в далеких 90-х на русском языке. Но это тема для отдельного разговора;)

Опытный акушер здорового новорожденного ребенка от младенца с патологиями отличит сразу. Он отлично знает, как выглядят новорожденные дети, и его не испугает сморщенное личико или несоразмерно большая голова. А вот мамы, которые имеют представление о том, как выглядит новорожденный малыш, только по картинкам или, насмотревшись на красивых карапузов, гуляющих с родителями во дворе, в первые минуты после родов могут испытать самый настоящий шок.

Как выглядит здоровый новорожденный малыш?

Как же выглядит новорожденный, только что появившийся на свет? Нежная кожица крохи в первые дни имеет красную окраску с выраженным мелкочешуйчатым шелушением, но через 7-10 дней станет розовой и гладкой. Кожа новорожденного богата кровеносными сосудами, больше половины всего объема крови находится в коже. Потовые железы развиты недостаточно, а функция сальных желез усиливается еще до рождения, вырабатывая смазку, которая покрывает тело ребенка и облегчает продвижение по родовым путям.

На фото, как выглядят новорожденные дети, видно, что смазка находится и в подмышечных, и в паховых складочках:

Не торопитесь тщательно очищать кожу от нее, она играет защитную роль и исчезнет по мере купания малыша. По всей поверхности кожи, особенно на плечах и спинке, вы обнаружите мягкие пушковые волосы, которые постепенно исчезнут.

Иногда, если ребенок беспокоен, какая-нибудь древняя старушка или невежественная соседка скажет: у него щетинка на спинке колется, поэтому и кричит. И предложит народное средство для удаления «щетинки»: слепить из хлебного мякиша комочек и покатать его по спинке. После этой процедуры незаметные до того пушковые волосы, скручиваясь вместе по нескольку штук, действительно напоминают черную колючую щетину, которую «целительница» и предъявляет в качестве доказательства своей правоты. Не попадайтесь на удочку невежд: у человеческого детеныша не может быть щетины!

На фото здорового новорожденного ребенка видно, что он почти всегда лежит в позе боксера: ручки со сжатыми кулачками согнуты в локтях, при попытке выпрямить их вы ощущаете сопротивление:

Ножки тоже согнуты в коленных и тазобедренных суставах и не желают выпрямляться. Да и не пытайтесь это сделать. В мамином животике такое положение позволяло ему занимать как можно меньше места, а теперь привычная поза поддерживается повышенным тонусом мышц верхних и нижних конечностей.

Ручки выпрямятся к 2-2,5 месяцам, а ножки - к 4 месяцам. И не вздумайте туго пеленать малыша, насильственно распрямляя ножки, якобы для формирования стройности. Тугое пеленание раз и навсегда признано вредным, нарушающим глубокое дыхание, способствующим появлению опрелостей на коже, подавляющим свободу и развитие личности ребенка.

Посмотрите на фото, как выглядит новорожденный ребенок – с первого взгляда малыш кажется непропорциональным, у него большая голова на коротком туловище с тонкими ручками и ножками:

Это соотношение скоро изменится, а пока его голова имеет относительно большие размеры. У доношенного новорожденного она составляет 1/4, у недоношенного 1/3, а у взрослого человека - только 1/8 часть тела. Окружность головы у доношенного ребенка составляет 34-35 см. Поглаживая головку младенца, вы нащупаете надо лбом небольшое углубление, лишенное костной ткани, и почувствуете пульсацию этого участка. Это место, расположенное между обеими теменными и лобной костями, имеет форму ромба со сторонами длиной 2 см и называется большим родничком. Чтобы после рождения мозг ребенка имел возможность увеличиваться и совершенствоваться, природа не ограничила его свободу плотной черепной коробкой, а оставила между косточками соединительную ткань, которая допускает податливость черепа во время прохождения по родовым путям и предоставляет мозгу условия для дальнейшего роста и развития. Расширения соединительной ткани на границе между костями образуют так называемые роднички, из которых поддаются определению только два - большой и малый. Малый родничок расположен ближе к затылку и закрывается в первые же месяцы, а большой остается открытым до 9-12 месяцев.

Сразу после рождения врач осматривает половые органы и промежность ребенка, чтобы убедиться в наличии ануса и влагалища у девочки. А теперь подробнее познакомимся с состоянием наружных половых органов. У девочек большие половые губы могут быть припухшими, а из половой щели нередко отмечаются кровянистые выделения. Это обусловлено влиянием материнских гормонов и пройдет бесследно через 2-3 дня.

Прощупайте мошонку у сынишки: на месте ли яички? Они определяются плотными округлыми образованиями размером с фасолинки. Если нашли только одно яичко или не нашли ни одного, придется обратиться к детскому хирургу. У плода яички располагаются забрюшинно на задней стенке живота. С 6-го месяца внутриутробного периода начинается процесс опускания яичек через паховый канал в мошонку. У большинства мальчиков этот процесс заканчивается до рождения. Но иногда в этом процессе наблюдается задержка, и ребенок рождается с одним яичком или с пустой мошонкой. Такое состояние называется крипторхизм. Если движение яичка прекратилось в паховом канале или в брюшной полости, где температура на 1,5-2 °С выше, чем в мошонке, то возможно нарушение развития сперматогенной ткани. А это может привести в дальнейшем к необратимым последствиям. Своевременное обращение за медицинской помощью и перемещение яичка на законное место способствуют восстановлению его нормального строения и выполнению репродуктивной функции во взрослой жизни. Иногда яичко спускается в мошонку самостоятельно. В любом случае ребенок должен быть осмотрен детским хирургом в первые месяцы жизни.

Теперь заглянем младенцу в ротик.

Обратите внимание на фото, как выглядит у новорожденного слизистая оболочка – она ярко-розового цвета за счет множества кровеносных сосудов, отличается некоторой сухостью, потому что слюнные железы еще недостаточно активны:

Полость рта почти полностью заполнена относительно большим языком. Так природа позаботилась о младенце, снабдив его инструментом для добывания молока из материнской груди. В акте сосания принимают участие жевательные мышцы и мышцы губ, а также плотные жировые подушечки, расположенные в толще щек. Они называются «комочки Биша» и присутствуют даже у недоношенных с низким весом, облегчая им акт сосания. Слюнные железы функционируют с рождения, но активность их невысока, и слюны выделяется мало, поэтому слизистая рта суховата и легко подвергается патологическим процессам, в первую очередь развитию молочницы. Если при плаче вы обнаружите на нёбе 2 симметрично расположенные белые горошинки, не пугайтесь. Это еще одна особенность периода новорожденности, так называемые жемчужины Эпштейна, которые вскоре исчезнут.

Каждая мама должна знать, как выглядят у новорожденного ребенка глазки, ведь они почти всегда закрыты отечными и тяжелыми веками. Но внимательная мама иногда может разглядеть кровоизлияния под конъюнктивой, которые возникли в связи с повышенным давлением на головку в момент прохождения по родовым путям. Чтобы защитить глазки от заражения микроорганизмами, главным образом от гонококков, которые могут попасть при прохождении по родовому каналу, акушерка закапывает в конъюнктивальный мешок раствор азотнокислого серебра или закладывает антибактериальную мазь.

При пальпации живота врач определяет состояние печени, селезенки и обязательно интересуется, был ли стул у новорожденного. В первый день жизни обычно выделяется первородный кал - меконий, он имеет сметанообразную консистенцию и темно-зеленый цвет. Находясь в утробе матери, малыш заглатывал околоплодную жидкость с находящимися в ней клетками отшелушенного эпителия и продуктами обмена. Теперь он выделяет это наружу. Через несколько дней стул примет нормальный для новорожденного характер: желтая жидкая кашка с кисловатым запахом. С первых минут жизни кишечник заселяется микробами, формируя собственную микрофлору.

Доктор не обойдет вниманием тазобедренные суставы и стопы вашего малыша для исключения врожденного вывиха тазобедренных суставов и врожденной косолапости. Эти патологические состояния, обнаруженные в первые дни жизни, легко поддаются коррекции, а поздняя диагностика приводит к более сложному и длительному лечению.

Теперь вы знаете, как должен выглядеть новорожденный ребенок, пора узнать, какими безусловными рефлексами обладает малыш с первых дней жизни.

Какие врожденные физиологические рефлексы у новорожденного ребенка

Состояние нервной системы новорожденного врач оценивает по наличию врожденных рефлексов и мышечному тонусу. В первые месяцы жизнь новорожденного обусловлена врожденными рефлексами, самыми главными из которых являются сосательный и глотательный. Его никто не учил добывать молочко из маминой груди, но посмотрите, как ловко он захватил грудь, начал сосать и глотать живительную влагу. Если прикоснуться соском к его щеке, он сразу отыщет грудь - это поисковый рефлекс. Если дотронуться до его ротика пальцем, он вытянет губки вперед - этот рефлекс новорожденных детей называется хоботковый. Вложите свой палец в его ладонь, и он крепко ухватится за него - хватательный рефлекс. Также новорожденный ребенок обладает рефлексом отдергивания - он обязательно отдернет ручку, если уколоть пальчик иголочкой. Хорошо выражены при рождении защитный рефлекс, выражающийся в мигании век, и ориентировочный, заключающийся в движении глаз за источником света. Положите младенца на живот и приставьте к его подошва
м свою ладонь. Он тут же оттолкнется от вашей руки, будто собрался ползти. Это феномен ползания.

Какие ещё рефлексы новорожденных обязательно нужно проверить? Поднимите малыша так, чтобы его стопы касались твердой поверхности, и с удивлением обнаружите, что он упирается полной стопой и как бы стоит на полусогнутых ножках с выпрямленным туловищем. Это рефлекс опоры. Шаговый физиологический рефлекс новорожденных вызывается, если держать малыша подмышки и поставить ножки на стол. Он будет переступать ножками, будто пытается идти.

Здоровый доношенный новорожденный имеет хорошо выраженный сосательный рефлекс, который легко вызывается прикосновением соска к губам ребенка.

Наличие хорошо выраженных безусловных рефлексов свидетельствует о том, что спинной мозг у новорожденного лучше подготовлен к функционированию, чем головной. Некоторые безусловные рефлексы сопровождают человека все жизнь: глотательный, кашлевой, чихательный. Другие постепенно и не одновременно угасают, выполнив свою роль на протяжении первых 3-6 месяцев: поисковый, хоботковый, сосательный и т. д.

Какие первые прививки делают новорожденным в роддоме

Для профилактики геморрагической болезни новорожденным в первые сутки вводят в инъекции или через рот витамин К, который улучшает свертываемость крови и уменьшает опасность кровоизлияния в жизненно важных тканях.

Еще в родильном зале у крохи взяли кровь из пуповины, чтобы определить группу и резус-фактор. Через пару дней из пяточки возьмут несколько капель крови для проведения скрининг-теста. Этому обследованию подвергаются все новорожденные, чтобы исключить наиболее распространенные врожденные и наследственные заболевания: гипотиреоз, фенилкетонурию, галактоземию, муковисцидоз и адреногенитальный синдром. Эти пять заболеваний, благодаря массовому обследованию новорожденных и рано начатому лечению, перестали приводить к умственной отсталости и инвалидизации детей.

В роддоме новорожденным первые прививки делают через 12 часов после появления на свет - это вакцинация против гепатита В. Какие ещё первые прививки делают новорожденным во время пребывания в перинатальном центре? Через 3-4 дня он будет привит от туберкулеза вакциной БЦЖ. Обе эти первые прививки новорожденным входят в Национальный календарь вакцинопрофилактики, но родители имеют право отказаться от них, предоставив заявление в письменном виде на имя главного врача родильного дома.