Развитие ребенка по месяцам до года. Важные этапы психического и физического развития ребенка до года жизни

В этой статье:

Первый год – важнейший этап в жизни каждого ребенка. Малыш растет, развивается, знакомится с окружающим миром, приобретает необходимые навыки.

Чтобы родители были уверены, что их ребенок растет и развивается в соответствии с возрастом, они должны знать, как должно происходить развитие новорожденного по месяцам в норме. Именно об этом и пойдет речь в статье.

1 месяц

Первую неделю своей жизни младенец значительную часть времени проводит во сне. Таким образом, происходит адаптация к новым условиям жизни. Начиная со второй недели периоды бодрствования удлиняются.

К концу первого месяца грудничок уже фокусирует свой взгляд на яркой игрушке, прислушивается к разговорам и пытается произносить первые звуки. Различает голос мамы: услышав мамину речь, радуется, что проявляется активными движениями ножками и ручками.

2 месяц

Младенец уже относительно хорошо держит голову, а лежа на животике, опирается на предплечья. Лучезарно улыбается взрослым, поворачивает головку на звук, пытаясь найти его источник глазами.

В развитии речи начинается довербальный период или период «гуления», когда крошка начинает издавать звуки «агу», «абу» или «уа».

3 месяца

Малыш в этом возрасте уже не только уверенно держит голову, но и легко переворачивается со спины на бок и наоборот.

Грудничок узнает лица родных, улыбается им, при общении смеется, воркует, гулит и ведет диалог. Попадает ручками по игрушкам, висящим над кроваткой, пытается захватывать их и попробовать на вкус.

4 месяца

Грудничок делает попытки перевернуться со спины на животик, при поддержке взрослого может сидеть. Совершает осознанные действия с предметами: бросает, берет, стучит, облизывает. У него уже появляются первые любимые игрушки.

В речи появляются первые слоги, которые крошка неосознанно складывает в слова: «ма-ма-ма», «та-та-та» и «ба-ба-ба».

5 месяцев

Развитие ребенка 5 месяцев продолжается. Малыш уже быстро переворачивается со спины на животик и наоборот, делает попытки в самостоятельном сидении, подтягивании туловища при помощи рук. Его действия становятся более целенаправленными: он соединяет руки, отталкивает мяч, захватывает его и т.д.

Дифференцированно реагирует на взрослых: пугается и вздрагивает при виде незнакомых, лепечет и хохочет при общении с близкими.

6 месяцев

Шестимесячный ребенок делает попытки сесть без помощи взрослых, подползает к заинтересовавшему его предмету, делает попытки встать возле опоры. Активно занимается с игрушками: бросает их, перекладывает из руки в руку, из одного места в другое и т.д.

Речевое развитие ребенка 6 месяцев продолжается: появляются первые подражания типа «ав-ав», «би-би» и др. Малыш уже улавливает причинно-следственные связи: оттолкнул предмет – он упал, нажал на кнопочку – зазвучала музыка и т.п.

7 месяцев

Физическое развитие ребенка 7 месяцев: малыш самостоятельно сидит, держась за опору, становится и стоит, уверенно и быстро ползает в любых направлениях. Он уже пытается пить из чашки и есть с ложки, знает значение некоторых слов: можно, нет, нельзя, названия действий и игрушек.

Малыш проявляется привязанность к маме: плачет, когда мама уходит, радуется при ее появлении. Очень любит рассматривать книжки, переворачивать странички, у него появляются первые любимые картинки.

8 месяцев

Восьмимесячный малыш хорошо стоит, делает попытки сделать первые самостоятельные шаги возле опоры. Он хорошо ориентируется в пространстве, знает, где находятся его игрушки, показывает их месторасположение кивком головы или рукой. Может выполнить простые поручения: принеси, подай, открой и т.д.

Он уже умеет соединять части матрешки, нанизывать кольца пирамидки, накрывать крышками коробочки. Очень любит танцевать, топать ножками, хлопать в ладошки.

9 месяцев

Ребенок уверенно сидит, активно ползает, ходит, держась за опору. Активно проявляет свои эмоции, отношение к происходящему: плачет, если мама выходит из комнаты, смеется при виде новой игрушки, вырывается, если ему что-то не нравится, например, если мама чистит ему ушки.

Криком и плачем выражает свое возмущение, добивается желаемого, манипулирует взрослыми. Начинает проявлять самостоятельность в процессе принятия пищи и одевания. Речь малыша продолжает развиваться, однако его первые слова понятны пока только родителям.

10 месяцев

Ребенок продолжает познавать мир: прислушивается к звукам, присматривается к предметам и людям, пытается подражать их интонации и действия. Уверенно ходит, придерживаясь за опору, иногда отпускает опору и удаляется от нее на несколько шагов.

Любит танцевать, залазить на невысокие предметы и слазить с них. Ему нравиться играть с игрушками, этому занятию он может посвятить 10-15 минут. Знает, как использовать игрушки по назначению: куклу – качать, машинку – катать и т.д. В речи появляются новые слова: «ам-ам», «дай», «на» и т.д.

11 месяцев

Ребенок самостоятельно передвигается, старается все элементарные действия выполнять самостоятельно: пить из чашки, кушать ложкой и одеваться.

Выполняет просьбы взрослых, вроде, «дай», «положи», «возьми» и т.д. Понимает, когда поступает плохо, а когда хорошо. Знает, чего хочет, а чего нет, и выражает это кивком головы или ее качанием.

В речи появляются новые слова, которые соотносятся с людьми, животными, предметами, действиями: «пи-пи», «ням-ням» и др.

12 месяцев

Малыш уверенно ходит, сидит, ползает. Он научился бросать предметы и делает это с удовольствием. Перекладывает из руки в руку предметы, может удержать в одной ладошке сразу несколько мелких предметов. Он очень любопытен: везде лезет, все берет и до всего дотягивается.

Малыш с удовольствием познает мир, прислушивается к новым звукам, экспериментирует с предметами: стучит ложкой по тарелке, дергает за веревочку игрушку, высыпает содержимое из баночки и т.д.
В его речи появилось 10-15 слов, правда, произносит он их, коверкая, но члены семьи его прекрасно понимают.

Как видно, развитие новорожденного ребенка в первый год его жизни происходит стремительно. Кажется, совсем недавно это был крошечный беспомощный младенец, а теперь стал вполне самостоятельным человечком со своими желаниями и потребностями.

Не стоит расстраиваться, если развитие вашего младенца по месяцам не много не совпадает с общепринятыми нормами. Он обязательно наверстает упущенное, и главная задача родителей, помочь ему в этом.

Полезное видео о новорожденных детях

Все родители мечтают о том, чтобы их малыш рос умным, сильным и здоровым. С первых дней жизни молодые мамы и папы интересуются вопросами развития новорожденного и стараются выполнять все рекомендации педиатров. Тема развития новорожденных детей является очень обширной – многие ученые и врачи трудились над поиском методов, позволяющих улучшить и ускорить развитие малыша. На сегодняшний день принято наибольшее внимание уделять физическому развитию. Тем не менее, большую роль в формировании новой личности играет эмоциональное, сенсорное и психологическое развитие младенца.

Развитие младенца по месяцам

Предлагаем общую схему развития новорожденных по месяцам. Этот план помогает родителям ориентироваться и уделять больше либо меньше внимания каким-то конкретным моментам в жизни их малыша. Родителям следует помнить, что общепринятые этапы развития являются общими, и они не учитывают индивидуальные особенности развития младенцев. Поэтому развитие одного новорожденного по месяцам может значительно отличаться от другого новорожденного. Также, план не учитывает, что процесс рождения у всех деток происходит по-разному – у одних быстро и легко, у других с большим трудом. Чтобы получить максимально точную схему развития, родители могут обратиться к педиатру, предоставив ему историю развития новорожденного – документ, который они получают в роддоме и который необходим для регистрации малыша.

1 месяц. Первый месяц – это время больших открытий для малыша. Происходит его адаптация к новым условиям обитания и знакомство с миром. Как правило, в это время родители получают первую улыбку малыша. За первый месяц новорожденный прибавляет в росте до 3 см, в весе – около 600 граммов.

2 месяц. Это время интенсивного психического развития новорожденного. Малыш внимательно слушает и наблюдает за тем, что происходит вокруг и составляют для себя общую картину. Очень важным является общение с мамой – регулярный телесный контакт необходим малышу для полноценного психического развития младенца. Прибавка в росте – 2-3 см, в весе – 700-800 граммов.

3 месяц. Третий месяц, как правило, является неспокойным для родителей и малыша. Это связано с болями в животе, которые нередко испытывает младенец, особенно если он на искусственном вскармливании. В это время усиливается эмоциональное развитие младенца – он хмурится, улыбается, гримасничает и активно реагирует на беседы с ним. В зависимости от индивидуальных особенностей развития новорожденного, он может уже переворачиваться и крутить головой в разные стороны. Прибавка в росте – 2-3 см, в весе –800 граммов.

4 месяц. Малыш начинает активно двигаться – переворачивается в кроватке, хватает предметы и совершает разные движения руками. Психическое развитие младенца – малыш бурно реагирует улыбкой, смехом либо плачем в ответ на происходящее вокруг. Растет его восприимчивость к речи. Прибавка в росте – 2,5 см, в весе – 750 граммов.

5 месяц. Начинается развитие речи младенца, он пытается «разговаривать» с родителями и произносит односложные звуки. Малыш легко узнает знакомые лица и отвечает им улыбкой, смехом либо недовольством на лице. Ребенок пытается сидеть и тянет в рот все, что попадается под руку. Прибавка в росте – 2 см, в весе – 700 граммов.

6 месяц. Малыш активно движется и развивает собственную мускулатуру – он пытается сесть, встать, подтянуться и хватает все предметы вокруг. В зависимости от особенностей развития младенца, он начинает в этом возрасте издавать смешные звуки – рычит, хрюкает, чмокает языком и губами. Прибавка в росте – 2 см, в весе – 650 граммов.

7-8 месяцы. В это время ребенок садится самостоятельно и уже может ползать. К этому возрасту у всех деток появляется первый зуб, который сигнализирует о том, что в рацион пришло время вводить новые продукты. Продолжается интенсивное физическое, интеллектуальное и психологическое развитие. Прибавка в росте в месяц – 2 см, в весе – 600 граммов.

9-10 месяцы. Многие детки в этом возрасте делают свои первые шаги. Родителям не следует оставлять своих малышей без присмотра. Дети могут развлекать себя самостоятельно – играть в игры, изучать различные предметы. Но самыми лучшими развлечениями по-прежнему остаются игры с родителями. Прибавка в росте в месяц – 1,5 см, в весе – 500 граммов.

11-12 месяцы. К году практически все дети уже уверено стоят на ногах и даже бегают. Малыш уже активно общается со сверстниками и знакомыми. В общении с родителями малыш может выполнять просьбы и отвечать на вопросы. К году большинство деток вырастают на 25 см, прибавляют в весе 6-8 килограмм с момента рождения.

Может ускориться либо замедлиться. Любое несоответствие – это не повод для тревоги. Возможно, какие-либо внешние обстоятельства тормозят либо ускоряют этапы развития. Огромную роль в развитии младенца играет социальная ситуация – детки в семьях, как правило, развиваются быстрее детей в детских домах. Залог быстрого развития ребенка – это теплые отношения в его семье и любящие родители.

В этой статье:

Появление нового человека в семье – это всегда радость, ответственность, новые заботы и большие растраты. А еще это совершенно иной образ жизни, который разрушает привычный порядок вещей. При этом рождение первого ребенка – это всегда еще и стресс. Молодая семья, вырвавшаяся из-под родительских крыльев, только учится жить самостоятельно. И вот появляется малыш, и снова в жизни все меняется до неузнаваемости! Молодая женщина, едва успев осознать себя не дочкой, а женой, примеряет новую роль – теперь она и сама мама. Чтобы адаптироваться к новой роли, мы предлагаем молодой маме рассмотреть этапы развития ребенка буквально по неделям до исполнения ему одного года. Как известно, если видеть перспективу, то уже не так страшно идти по незнакомому пути.

Первая неделя – знакомство

На этой неделе у молодой семьи все происходит впервые. У мамы – первое прикладывание к груди, у обоих родителей – первое купание, первые бессонные ночи и поиски разрешения проблем с неожиданным плачем. Все эти моменты требуют ясности и пояснений.

Давайте не забывать, что рождение ребенка не только для родителей является стрессом, но еще и для самого малыша, причем больше, чем для молодых мамы и папы. Развитие ребенка до года очень отличается от любого другого возрастного периода. Это его первое знакомство с окружающим миром, первое пользование всеми частями своего тела вне утробы матери. Впервые ребенок ест ртом, а не получает пищу через пуповину. Вкусовые ощущения, обоняние, осязание, зрение – на первой неделе все задействовано впервые. Как много до первого года будет происходить впервые! Но именно с этих первых шажков начинается развитие человека.

Кормление

На первой неделе жизни ребенка чрезвычайно важно наладить грудное вскармливание. Молодой маме необходимо привыкнуть практически всегда находиться с ребенком, так как причиной его беспокойства является именно разлука с матерью. Девять месяцев развития малыша в утробе матери позволяли ему непрестанно быть с ней, прикасаться, чувствовать, слышать биение сердца и
голос. И тут младенца разлучают с ней, помещая в иные условия. Поэтому самый верный способ успокоить кроху – это приложить его к груди. Этого требует развитие ребенка первой недели жизни.

Также не будем забывать о том факте, что именно в первый месяц рост карапуза требует не только спокойствия, но и питательных веществ, которые находятся в материнском молоке и способствуют укреплению организма ребенка, а вместе с ними и антитела, защищающие его от всевозможных инфекций.

Пару слов о первом купании

Купание и для ребенка, и для родителей может оказаться как самой приятной, так и самой пугающей процедурой. Все зависит от того, насколько правильно молодые родители подойдут к исполнению данного действия.

Чтобы первые впечатления от купания были самыми приятными, процедуру нужно начинать с большой осторожностью. Следует учесть все факторы, на которые в первую неделю особенно реагирует малыш. Это и температура воды, и непрестанное общение с ребенком, а также осторожные движения родителей, не причиняющие малышу неприятных ощущений. Большое значение имеет продолжительность процедуры. Как только родители заметили у ребенка первые признаки беспокойства, дискомфорта, купание нужно поскорее завершить, чтобы в следующий раз ребенок, узнавая воду, проявлял благожелательное отношение к ней.

Некоторые физиологические особенности развития новорождённых

К таковым относятся:
срыгивание;
потеря веса;
желтуха;
косоглазие;
вздрагивание во сне;
шелушение кожи.

Предлагаем разобрать каждую особенность отдельно. Начнем со срыгивания. Следует отметить, что, несмотря на беспокойство молодых мам, это нормальное явление, причем не только для новорожденных, но и для детей до шести месяцев. Срыгивание происходит из-за того, что пищевые пути и нервная система не полностью сформированы. Также причиной этого неприятного явления может быть неправильное кормление, при котором ребенок заглатывает воздух.
Для ребенка первой недели жизни считается нормой срыгивание съеденной пищи в количестве двух столовых ложек после каждого кормления и один раз в день «фонтаном».
Как это можно проверить? Вылейте на клеенку пару столовых ложек воды и визуально сравните количество воды с количеством молока, которое срыгнул ребенок.

Потеря веса. На первой неделе жизни ребенка это также нормально. Адаптация к внешней среде и совершенно иному образу питания – единственное верное, естественное и приемлемое объяснение такой особенности малышей первого месяца жизни. Очень скоро малыш начнет активно набирать вес.

Желтуха. Молодым мамам не нужно излишне переживать, если кожа их новорожденного малыша на вторые–третьи сутки приобретет желтый оттенок. Это явление также характерно новорожденным первых двух недель жизни. Если же кожа младенца длительное время имеет такой оттенок, значит, нужно проверить, нет ли избытка билирубина в крови. В таком случае необходимо обратиться к врачу за консультацией.

Косоглазие. Из-за слабости мышц глазного яблока и неспособности сфокусировать взгляд на предмете иногда может показаться, что глазки ребенка косят. При желании это можно легко исправить. Необходимо лишь тренировать мышцы глаз своего любимого чада. Такую тренировку очень легко осуществить. Надо помочь малышу освоить новое для него чувство – зрение. Для этого следует повесить над кроваткой яркую игрушку, и уже через несколько недель глазки станут двигаться синхронно. Весьма редко косоглазие может затянуться до полугода, но это не является поводом для беспокойства. Регулярные тренировки, в ходе которых родители будут побуждать малыша следить за игрушкой, движущейся вправо-влево, вверх-вниз, по кругу, сделают свое дело, и проблема исчезнет.

Вздрагивание во сне. Часто движения ребенка хаотичны. Это относится к первым месяцам жизни, ведь в утробе матери кроха не мог полноценно пользоваться руками и ногами, чего не скажешь о послеродовом этапе жизни. Также причиной вздрагивания может быть обычный испуг. Причем кроха пугает себя собственными же ручками, которыми во сне задевает тельце. Надо создать малышу такие условия сна, как в утробе мамы, например мягко запеленать его, а когда он бодрствует, потихоньку учить
дружить со своими ручками и ножками. Зачастую вздрагивания во сне прекращаются к третьему-четвертому месяцу.

Шелушение кожи. Кожа родившегося ребенка покрыта специальной смазкой. Она нужна для облегчения процесса продвижения ребенка по родовым путям. Также в первые дни после рождения эта смазка защищает кроху при контакте с воздухом. Смывать эту смазку стоит только через несколько дней, когда она впитается. За этот период кожа ребенка адаптируется к новой среде, а мама сможет наблюдать отшелушивание ненужных клеток. Чтобы быстрее освободить ребенка от ороговевших частичек смазки, не стоит использовать мыльные средства – лучше взять прокипяченное на водяной бане и остуженное до комнатной температуры растительное масло. При выходе на прогулку необходимо ограждать малыша от порывов ветра и направленных на него солнечных лучей. Если мама будет добросовестно выполнять эти простые рекомендации, то шелушение вскоре пройдет.

Вторая неделя жизни ребенка – адаптация

К двум неделям новорождённый начинает привыкать к своему телу, к новой среде обитания. Пупочная ранка заживает. Малыш приспосабливается к новому способу получения пищи. Налаживается работа желудочно-кишечного тракта. Стул бывает три-четыре раза в сутки и начинает приходить в норму. Это выражается прежде всего в прибавке массы тела.

На второй неделе
малыш приступает к исследованию окружающего мира, разглядывая его и прислушиваясь к его звукам. С этого момента начинается развитие внимания ребенка. Он уже фиксирует, хотя и очень недолго, взгляд на предметах. Рассматривает детали на расстоянии 20-25 сантиметров. А еще в этот период начинает улыбаться и при помощи мимики выражать чувства.

Поскольку формирование всех процессов в желудке и кишечнике ребенка продолжается, это часто сопровождается коликами, при которых малыш плачет, поджимает ножки или сучит ними. Мама в ходе кормления ребенка грудью должна следить за своим питанием и нервной системой, поскольку одними из причин появления колик являются стрессы и неправильные продукты. А пока придется запастись терпением и постараться облегчить малышу эти тревожные состояния легкими массажами животика, водичкой с добавлением фенхеля или другими средствами, которые обязательно порекомендует детский врач. Помните, что так будет не всегда – эта мысль утешает…

Третья неделя – неделя маленьких побед

Освоение окружающего мира у ребенка начинает происходить более активно. Кроха старается дотянуться до игрушек, которые висят над его кроваткой. И если повесить их на расстоянии вытянутой руки ребенка, то он вскоре будет пытаться их схватить. Лежа на животе, детки пытаются поднять голову и рассмотреть все вокруг. Но слабость мышц шеи пока еще не позволяет им долго держать голову, хотя эти попытки способствуют их укреплению.

Когда кто-то общается с малышом, он затихает и внимательно прислушивается к интонации голоса собеседника. Если она спокойная, игривая, благожелательная, ребенок начинает улыбаться и гулить. Если же голос хотя бы немного строг или сердит, кроха может расплакаться. Для деток этого периода развития нормален продолжительный плач, часто двадцатиминутный, особенно перед сном.

Его причиной является неспособность ребенка справиться с переполняющими его новыми впечатлениями. Поэтому переход от бодрствования ко сну часто проходит беспокойно. До года это пройдет, чему способствует активное развитие маленького человечка.

Четвертая неделя – подведение итогов

Это последняя неделя первого месяца жизни ребенка. Его развитие переходит из новорожденного периода в младенческий. Интенсивно развивается вестибулярный аппарат, который позволяет ему все лучше и лучше ощущать положение своего тела в пространстве.

Малыш начинает
пробовать переворачиваться со спинки на животик, ненадолго поднимает голову, чтобы рассмотреть окружающий мир, пытается захватывать предметы.
Уже лучше работают мышцы, которые позволяют разгибать ручки и ножки, но пока сгибательные мышцы сильнее, потому положение рук и ног ребенка все еще полусогнутое. Это нормальное состояние детей первого месяца жизни, которое называется гипертонусом мышц.

Первый месяц жизни – это контрольный месяц. Родители обязательно должны посетить педиатра и узнать, соответствует ли физиологическое развитие ребенка возрастным нормам.
Вот что должен уметь делать малыш к концу первого месяца жизни:
фиксировать взгляд на предметах, находящихся на расстоянии до полуметра;
поворачивать головку на звуки;
узнавать маму и папу, а также старших брата или сестру;
непродолжительное время удерживать голову лежа на животике.

Нормы развития ребенка третьего месяца жизни

Развитие трехмесячного ребенка характеризуется следующими умениями. Малыш может переворачиваться со спинки на животик, лежа на животе приподниматься на ручках и оставаться в таком положении несколько минут. Он активно общается с мамой и папой, «агукает» в ответ на обращенные к нему слова.

Это среднестатистические данные. Если же вдруг у ребенка не получается что-нибудь, то расстраиваться не стоит: к пятому месяцу он обязательно нагонит упущенное.
Кроме того, в три месяца у детей появляются складочки на ручках и ножках, крохи становятся более симпатичными и пухленькими. Это происходит потому, что карапуз начинает набирать вес, а еще у него увеличивается количество подкожно-жировых отложений. В этом возрасте ребенок все тянет в рот, пробуя
на вкус. Именно в возрасте трех месяцев родители должны посетить врача для обязательного осмотра.

Развитие ребенка на пятом месяце

В этом возрасте малыши становятся очень активными. Они пытаются ползать и вообще проделывают всякие трюки, поэтому самым удачным местом для них является пол, который превращается в место для активной деятельности. Кроватка надоедает, и кроха все время стремится выбраться из нее. С этого времени следует начинать зорко наблюдать за непоседливым чадом, чтобы оно не причинило себе вреда.

Кроме того, на пятом месяце жизни детки становятся более капризны. Нет, это не из-за того, что у них начинает портиться характер или они его начинают проявлять. Причина проста: у крошки режутся зубки. Это очень больно, неприятно, обидно и дискомфортно. Так как кроха не может вам высказать всю свою печаль словами, он плачет, хнычет, вредничает. Все это сопровождается обильным слюноотделением и желанием засунуть в рот все, что попадается под руку, чтобы почесать десны.

Для облегчения прорезывания зубов родители могут купить специальные прорезыватели, которые предварительно охлаждаются в холодильнике и регулярно обрабатываются гигиеническими средствами. На ночь десенки малыша можно намазать специальной успокаивающей мазью, которая действует как ледокаин – подмораживая болезненные участки. Так кроха и родители
смогут спокойно поспать. Купить такую мазь можно в аптеке. Не забудьте при этом посмотреть срок годности и внимательно прочесть инструкцию!

А еще в пять месяцев ребенок уже не только свободно переворачивается со спины на животик, но и делает попытки садиться и даже ползать. Он подтягивается на ручках в кроватке и просто лежа на горизонтальной поверхности, пытается дотянуться до игрушки. Карапуз уже может по пять-десять минут играть с предметами. Но самое интересное – пытается повторять слова и слоги, копируя человеческую речь.

Седьмой месяц

До достижения ребенком одного года остается совсем немного. За этот период его развитие существенно шагнуло вперед. Из совершенно беспомощного, постоянно кричащего комочка он превратился в симпатичного и любознательного карапуза, который тычет пальчиком в интересные ему предметы и пытается понять смысл обращенных к нему слов, многие из которых уже знает.
Высоким показателем психического развития ребенка этого возраста является то, что он испытывает страх при расставании с мамой. Что же касается двигательной активности, то детки этого возраста уже могут подниматься на ножки, держась за какую-нибудь опору, и самостоятельно передвигаться. Если малыш любил ползать, то в семь месяцев он будет делать это быстро и уверенно. Бывает же, что дети минуют период ползания и сразу из положения сидя переходят в положение стоя на ножках, держась за опору.

Долгожданный одиннадцатый месяц

Чему же научился ребенок до достижения года? За последние четыре месяца он все лучше и лучше встает на ножки без помощи окружающих, ходит не только с опорой, но и без нее, держит в руках ложку, а еще пьет из чашки или кружечки-поилки. Карапуз прекрасно понимает взрослую речь и даже может ответить на простые просьбы: подать, положить на место, снять и т.п. Малыш пытается объясняться и доносить смысл своих желаний до родных с помощью слов, хотя еще и недостаточно понятных.

Период до одного года – это время подготовки ребенка к совершенно новому этапу его жизни, который вместе с приобретенными новыми возможностями принесет ему новые открытия и позволит полноценно познавать окружающий мир. Ведь все самое интересное для самого карапуза начинается после достижения первого года жизни.

Этапы развития ребенка в материнской утробе называются триместрами, каждый из которых отмечается интенсивными преобразованиями в теле плода и его строении. Длительность триместра составляет от 90 дней. За это время ребенок успевает выйти на новый уровень развития. Рассмотрим развитие ребёнка в утробе матери и их ключевые особенности по неделям.

Развитие ребенка в утробе на примере манекена

Развитие ребенка в первом триместре

Первый триместр беременности начинается с момента зачатия и длится в среднем до 15 недели.

1 неделя. Происходит подготовка организма к будущему материнству. Организм активно создает условия для максимально комфортного зачатия, а уже чуть позже – и развития ребенка в утробе его матери. В ближайшие две недели организму нужно будет сформировать прообраз будущего ребёнка.


Строение половых органов и зачатие ребенка

Советы: по возможности отказаться от приема лекарств, за исключением тех, что прописал врач и постепенно приучать себя к здоровому образу жизни – с регулярными прогулками, умеренной физической активностью, правильному питанию.

От курения, алкоголя и кофе начиная с этого периода необходимо отказаться. Дополнительно, для предупреждения развития пороков плода, беременным рекомендуется регулярно пить фолиевую кислоту.


Первая неделя после зачатия

2 неделя. Изменения в репродуктивных органах женщины становятся более очевидными, в нижней части живота может появиться небольшая тянущая боль. Гормональный фон начинает меняться под влиянием развивающегося желтого тела. Яйцеклетка по-прежнему готовится к оплодотворению.

Советы: период с конца второй недели до начала третьей идеален для последующего зачатия.


Фазы менструального цикла, благоприятные для зачатия

Для того чтобы вероятность беременности была выше, за несколько дней до начала овуляции лучше всего сделать небольшой перерыв в половой жизни – это позволит сперматозоидам накопиться.

3 неделя. В этот период происходит само зачатие. Изменения, затрагивающие организм будущей матери, становятся еще более явными.

Советы: для безопасности ребенка к этим неделям лучше всего свести к минимуму контакт с агрессивными химическими веществами, источниками электромагнитного воздействия. Избегать рентгенологического исследования органов брюшной полости.

4 неделя. В этот период происходит имплантация. У женщины также прекращаются месячные. Тело ребенка еще не имеет внятных очертаний и напоминает скорее диск из трех слоев тканей, из которых впоследствии будут развиваться кожа, скелет, внутренние органы и т.д.


5 недель - фото и УЗИ

Советы: в этот период как нельзя важно беречь себя от перегрева. Повышение температуры может крайне негативно сказаться на состоянии здоровья будущего ребенка.

5 неделя. Развитие эмбриона происходит интенсивно, благодаря чему у ребенка формируются очертания тела, хорошо заметные конечности, выделяется голова. Закладываются основы будущей нервной системы.

Советы: для лучшего развития нервной системы ребенка, матери рекомендовано принимать фолиевую кислоту.


Фолиевая кислота снижает риск выкидыша

Также, в этот период беременные как никогда нуждаются в здоровом сне и отдыхе – из-за продолжающейся гормональной перестройки она может начать ощущать такие симптомы, как повышенная утомляемость и раздражительность.

6 неделя. Головной мозг ребенка совершенствуется; он начинает постепенно координировать работу сердца и скелетных мышц. В печени начинают формироваться кровяные клетки. У ребенка уже есть зачатки большинства внутренних органов. Плацента растет, обеспечивая ребенка необходимыми для роста и развития питательными веществами.

Советы: в этот период головокружение и токсикоз могут усилиться. Для того, чтобы неприятные симптомы не так беспокоили женщину, рекомендовано всегда иметь при себе немного соленых крекеров и воды или сока (это позволит снять тошноту).

7 неделя. Черты лица ребенка становятся более различимыми – у него уже хорошо заметны ушные раковины, челюсти, веки, дающие ребенку возможность самостоятельно открывать и закрывать глаза. Ребенок совершает движения, пока еще не ощутимые матерью, но довольно заметные. Сердце ребенка уже делится на 4 камеры, образуются самые крупные кровеносные сосуды.


7 неделя - начало формирования тела

Советы: для полноценного развития ребенка женщине рекомендовано употреблять в пищу продукты, богатые витаминами группы В. Справляться с токсикозом можно, питаясь часто и небольшими порциями.

8 неделя. Внутренние органы ребёнка функционируют достаточно активно – у него бьется сердце, активно работают желудок и почки. Головной мозг эффективно организует деятельность систем органов, уровень развития нервной системы уже дает ребенку возможность реагировать на внешние условия их при помощи мимики. Совершенствуется скелет – становятся отчётливо различимы пальцы и суставы. Становится ясен резус-фактор ребенка.

Советы: необходимо беречь себя от повышенных нагрузок – причем, как умственных, так и физических. Для того, чтобы лучше контролировать течение беременности, желательно также найти врача, который будет сопровождать женщину до родов и давать ей ценные указания.

9 неделя. Эта неделя отличается интенсивным развитием головного мозга, особенно – мозжечка, отвечающего за координацию движений. Глаза ребенка сформированы уже неплохо, но покрыты мембраной, не позволяющей им видеть происходящее вокруг. Конечности укрепляются. Пальцы рук уже неплохо различимы, но связаны между собой мембраной.


9 неделя - появляются пальчики

Советы: начиная с этой недели нужно подобрать белье, обеспечивающее телу должную поддержку. Нагрузку на мышцы живота лучше всего снизить. Во избежание ослабевания вен можно принимать препараты, содержащие витамины С и Р.

10 неделя. В этот период наиболее активно формируется половая система ребёнка. Остальные жизненноважные органы развиты уже достаточно хорошо.


10 неделя - тело сформировано полностью

Советы: в этот период мать нуждается в продуктах, богатых кальцием – это позволит защитить кости и зубы от разрушения.

11 неделя. В это время головной мозг развивается наиболее активно и интенсивно: за счет этого голова ребенка значительно превосходит по размерам туловище. Начинают работать кишечник и почки.


11 неделя - ребенок начинает двигаться

Советы: в это время желательно начинать откладывать деньги на предстоящий декретный отпуск. Это позволит избежать многих проблем в будущем.

Отдельную заботу нужно проявлять о коже – она может стать более сухой и начнет требовать более интенсивного увлажнения.


Продукты, богатые кальцием, способствуют правильному развитию скелета малыша

12 неделя. Ребенок уже достаточно энергичен – он активно взаимодействует с окружающим миром и реагирует на внешние раздражители – свет, звук (например, может закрыть глаза ладонью, или прикрыть руками уши). Довольно неплохой уровень развития мозжечка и вестибулярного аппарата позволяет ему неплохо ориентироваться в пространстве. Движения становятся разнообразнее: ребенок уже умеет совершать простые движения пальцами, делать повороты головы.

13 неделя - активно развивается мозг

Советы: по возможности необходимо избегать пищевых отравлений, а также состояний, провоцирующих состояние гипоксии (интенсивных физических нагрузок, походов в горы и т.д.).


15 неделя - ребенок на УЗИ

Развитие ребенка во втором триместре

Выделяя временные промежутки в развитии отметим, что этапы развития маленького ребенка в утробе его матери довольно сложно разграничить по неделям, либо месяцам. Тем не менее, примерно с 16 недели начинается второй триместр беременности, имеющий свои отличительные особенности.


16 недель - фото

16 неделя. У ребёнка формируются сосательный и глотательные рефлексы. У него уже хорошо заметны ресницы и брови, он учится улыбаться. Плацента, связывающая мать и ребенка, функционирует уже довольно активно. Рост уже составляет 16-18 сантиметров, вес – не менее 150 г.

Советы: пройти обследование на предмет возможных пороков развития ребенка (рекомендован анализ крови на альфа-протеин, гормон ХГЧ и неконьюгированный эстриол). Для улучшения общего состояния организма можно заняться плаванием.


20 неделя - первый портрет малыша

20 неделя. Сердцебиение ребенка уже отчетливо прослушивается при помощи стетоскопа. На пальцах формируется ногти. Благодаря хорошему развитию опорно-двигательной системы ребенок уже может активно перемещаться внутри матки и женщина уже ощущает его движения внутри себя. Реакции ребёнка на свет или звук становятся более разнообразными.


Плавание очень полезно для беременных

Советы: очень важно беречь спину от излишних нагрузок. Помочь избавиться от неприятных ощущений могут йога, массаж, лечебная физкультура.

21 неделя - мама уже чувствует движения плода

24 неделя. У ребенка активно развиваются легкие, начинают работать потовые и сальные железы. кожа имеет слегка красноватый оттенок; от механических повреждений ее защищают околоплодные воды. Поведение ребёнка также приобретает новые черты – он может сердиться и выражать свое недовольство, может плакать. Периоды бодрствования чередуются с периодами сна, причем во время последних ребенок начинает видеть сны.


Поддерживающее белье позволит избежать растяжек

Советы: из-за ослабевания волокон коллагена в коже на животе и на груди могут сформироваться растяжки. Для того чтобы избежать этого необходимо пользоваться специальным интенсивно увлажняющим кремом.

Развитие ребенка в третьем триместре

Развития ребенка в утробе его матери в третьем триместре отличается тем, что у него сформированы практически все жизненноважные органы и в дальнейшем им предстоит активно развиваться.

28 неделя. Все органы чувств ребёнка развиты уже довольно неплохо. Он начинает самостоятельно дышать, кожа уплотняется. Вес приближается к одному килограмму. Он начинает различать голоса людей и выделять среди них голос мамы.


28 неделя - ребенок полностью сформирован

Если рассматривать развитие ребенка в утробе матери ребенка по месяцам, к этому времени плод достигает 7-месячного срока. В случае если в этот период у матери начинаются роды, он может выжить благодаря усилиям врачей и собственным ресурсам, обеспечивающим его жизнеобеспечение.

Советы: в этот период посещать врача нужно чаще, чем раньше. В частности, к числу необходимым анализам относятся уровень железа в крови и толерантность к глюкозе.


Недоношенный ребенок может родиться с весом до 1 кг

В случае если оба партнера отличаются положительными резус-факторами, потребуется еще один анализ – на антитела.

32 неделя. Благодаря тому, что организм матери активно передает ребенку иммуноглобулины, у него начинает формироваться иммунитет, в будущем способный защитить его от многих проблем со здоровьем. Благодаря уже хорошо сформировавшемуся слою подкожной жировой клетчатки тело ребенка приобретает новые очертания. Околоплодные воды, которые окружают ребенка, обновляются каждые три часа.


Гимнастика для беременных - подготовка к родам

Советы: из-за того что ребенок часто упирается ногами в ребра у женщины могут возникать боли в грудине. Избежать этого можно, стараясь держать спину ровно при ходьбе и сидя.

34 неделя. Легкие ребёнка раскрываются, и он может уже дышать самостоятельно. При росте 40 сантиметров его вес оставляет около 1700 – 2000 граммов, причем он продолжает набирать вес и эту динамику можно отчетливо рассмотреть по неделям. Из-за этого ему уже тесно в матке и он часто принимает наиболее удобное положение для родов – головой вниз.

Советы: в этот период довольно частыми становятся так называемые схватки Брэкстона-Хикса, которые часто путают с предродовыми. Для того, чтобы четко отличать их друг от друга, необходимо регулярно консультироваться с врачом.


Различие между ложными и истинными схватками

В случае отхождения вод нужно немедленно вызвать врача!

38 неделя. Печень ребенка интенсивно накапливает железо, которое в дальнейшем будет активно способствовать кроветворной функции. Он быстро растет, набирая не менее 14 граммов в день. Положение ребенка определяется окончательно. Развитие в утробе матери подходит к своему логическому завершению и мать сосредотачивается на появлении ребенка на свет. Он готов к рождению и до момента родов остаются считанные дни.


38 неделя - малыш готовится к родам

Советы: необходимо обращать внимание на предвестники родов – боли в области седалищного нерва и схватки.


Новорожденный ребенок - обрезание пуповины

Зная особенности, которым подчиняется развитие ребенка в утробе женщины по неделям и на каждом этапе, можно подготовиться к каждому периоду беременности, обеспечив себя и ребёнка всем необходимым. А заодно – создать ему оптимальные условия для здорового роста и развития.

Итак, в вашей семье счастливое событие — родился ребенок. Отныне ему предстоит пройти долгий путь от крохотного комочка до почти сознательного годовалого малыша. Неважно, с какой скоростью он будет развиваться, за первые 12 месяцев он научится очень многому и никогда больше не будет обучаться всему с такой скоростью (малыш учится наблюдать за окружающими, улыбаться, агукать, переворачиваться, сидеть на попе, ходить, играть и многому-многому другому…) . Молодым мамам не всегда понятно, есть ли у крохи проблемы в развитии или оно, наоборот, идет с опережением. Цель статьи — рассказать, какие изменения происходят с вашим ребенком в каждый из 12 месяцев его первого года, чему учится малыш в первый год своей жизни и как он воспринимает мир вокруг себя.

Каждый младенец, ровно также как и взрослый человек индивидуален и каждый ребенок развивается индивидуально, но, что-то общее в развитии новорожденных детей происходит одинаково.

Календарь развития по месяцам

Первый месяц

Сложный месяц для молодых мамочек. Первый месяц жизни новорожденного принято называть периодом адаптации. Практически 70% времени он спит. Сон весьма важен для младенца. Во сне он растет (в среднем в первый месяц ребенок вырастает на 2-3 см. ), а организм привыкает к новой обстановке. В период бодрствования хаотично машет сжатыми в кулачки ручками и согнутыми в колено ножками. Ближе к концу первого месяца ребенок уже способен удерживать ненадолго голову, фокусировать свой взгляд на ярких игрушка, лицах взрослых, издавать гласные звуки и прислушиваться к разговору окружающих.

Педиатры считают важным прикладывание в первые два часа жизни ребенка к груди мамы. Как они полагают, в это время между ребеночком и мамой создается «эмоциональный контакт». Это когда мама начинает чувствовать ребеночка на расстоянии, его ощущения, потребности.

Немало важным в этот период жизни ребенка является питание. В среднем за первый месяц ребенок набирает в весе около 600-700 гр. Ни в коем случаи не стоит во время питания торопить ребенка. Ведь когда он питается молоком матери, он также наслаждается в этот момент теплой и заботой матери.

При рождении у ребенка имеются врожденные рефлексы, благодаря которым он адаптируется в окружающей среде. Но в течение первых месяцев жизни часть из них пропадает. К таким рефлексам относятся рефлекс:

  • Сосательный (прикасания языка к предмету);
  • Плавательный (если положить его животом на воду, то он будет делать плавательные движения);
  • Хватательный (прикасаясь к его руке, он сжимает ее в кулачок);
  • Поисковый (поиск груди матери);
  • Рефлекс ходьбы (если придерживать ребенка, то он начинает передвигать ножками, как будто шагает) и многие другие.

Следующие рефлексы остаются с ребенком на всю его жизнь: моргание, чихание, зевота, вздрагивание и др.

Именно по рефлексам педиатры и детские психологи определяют состояние и развитие нервной системы ребенка. .

А мамам в первый месяц жизни ребенка нужно окружить его не только теплотой, заботой, безопасностью, но и также приучить его к концу первого месяца к режиму день-ночь.

В первые две недели не забывайте обрабатывать малышу пупочную ранку ().

  • Прибавка в весе примерно 600-700 грамм, в росте — 2-3 см.
  • Ест каждые 2 часа, в ночное время в среднем 3-5 раз.
  • Много спит, бодрствует 2-4 часа в сутки.
  • Действия пока рефлекторны.
  • Движения хаотичны, кулачки сжаты.
  • Когда ребенок лежит на животе, он старается поднимать голову.
  • Главный способ общения с миром — плач. Так ребенок дает понять, что голоден, что у него мокрый подгузник, что у него что-то болит или что он просто хочет внимания. Ребенок может хныкать или кряхтеть, так он тоже сообщает маме о дискомфорте.
  • Способен какое-то время фиксировать взгляд на неподвижных предметах — мамином лице или подвесной игрушке.
  • Реагирует на громкие и резкие звуки — звонка, игрушки, колокольчика. Он может прислушаться, вздрогнуть и даже заплакать.
  • Узнает мамин голос и запах, реагирует на них.
  • Если с ребенком все время общаются, то к концу 1 месяца начнет появляться его собственная «речь» — гуление, или агуканье.

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка можно назвать периодом «оживления». В этот период он уже не только смотрит на ваше лицо, но и также может различать ваше эмоциональное состояние. Улыбаетесь вы ему или наоборот разозлены, спокойны или грустны. А когда вы подходите к его кроватке, то ребеночек начинает хаотично махать ручками и ножками. Во второй месяц жизни ребенок уже более уверенно держит голову. Ближе к концу второго месяца ребенок должен набрать в весе 800 гр, а рост его должен увеличиться еще на 3 см.

  • Вырос на 3 см, прибавка в весе составила от 700 гр до 1 кг.
  • Становится активнее — бодрствует в среднем по 15-20 минут в час. Может спутать день с ночью и захотеть играть и общаться, когда родители спят.
  • Способен поднимать и недолго держать головку.
  • Разводит руки в стороны, переворачивается с бока на спину.
  • Активно гулит, как бы пропевает звуки «а», «о», «у», сочетания «ага», «агу», «бу».
  • Демонстрирует «комплекс оживления». Он проявляется в широкой улыбке, протягивании к маме ручек и ножек и активном движении ими, гулении.
  • Успокаивается во время сосания и на руках.
  • Может провожать предмет взглядом, внимательно следить за приближающимися или удаляющимися объектами, поворачивать головку на источник звука.
  • Улучшается координация движений. Ребенок может раскидывать конечности в стороны, он уже нашел свои руки и с удовольствием их исследует — рассматривает, сосет пальчики.
  • Руки сжаты в кулачки, но можно расправить малышу ладошки и вложить туда погремушку, он попытается ее удержать.
  • Появляются первые попытки дотянуться до предмета.
  • Совершенствуется зрение, ребенок начинает различать цвета, появляется первое понимание, что мир полон красок.
  • Угасают рефлексы новорожденного.

Третий месяц

На третий месяц ребенок уже более уверенно держит голову. Может опираться на свои предплечья, если положить его на животик. Важно в этот период чаще переворачивать его на животик, это поможет ему избавиться от образовавшихся газов в животе и поможет укрепить мышцы шеи и спины. А также не позволяйте ему подолгу лежать на боку, это может привести к искривлению позвоночника.

В этот период ребенок уже более сосредоточенно смотрит на яркие игрушки. Может разговаривать с собой, издавать не только единичные гласные звуки, но также согласные. Становится более любопытным к окружающим его вещам и событиям. Сам высовывает соску изо рта, а потом пытается ее обратно засунуть.

К концу третьего месяца ребенок должен прибавить еще около 800 гр в весе и 3 см в росте. Период между сном может составлять 1-1,5 часа. Обязательно окружайте его заботой и теплом. Чаще разговаривайте с ним, обнимайте, целуйте, берите на ручки и гуляйте с ним по комнате.

  • Рост — прибавка 3-3.5 см. Вес — прибавка 750 гр.
  • Удлиняется ночной сон, укорачивается дневной.
  • Лежа на животе, ребенок удерживает голову в течение 20-25 секунд, в вертикальном положении — до 15 секунд, легко поворачивает ее в разные стороны.
  • Поворачивается со спины набок, в положении на животе старается опираться на локти.
  • Улыбается, узнает близких, гулит, «поет» во время общения.
  • Становится более эмоциональным, умеет громко смеяться вслух, пародирует мимику родителей.
  • Умеет криком и плачем выражать недовольство и требовать внимания. Наблюдательные родители могут даже заметить первые проявления характера своего крохи.
  • Легко распознает источник света и звука.
  • Если мама держит ребенка над твердой поверхностью, он отталкивается от опоры и как бы «подпрыгивает» и сучит ножками.
  • Ладошки уже расправлены, малыш тянет ручки к предложенной игрушке и пытается ее схватить, пытается ударить по находящейся над ним погремушке. Попавшую в руки игрушку он обязательно потянет в рот.
  • Малыш уже нашел свои ноги, а руками старается исследовать личико.
  • Движения в целом приобретают произвольный характер.

Четвертый месяц

На четвертый месяц ребенок уже уверенно может держать свою голову. Реагирует и оборачивается на звук. Лежа на животике, может опираться на свои руки и выпрямлять их. Может самостоятельно тянуться к игрушке, хватать ее, близко рассматривать, пробовать ее на вкус. Определить свою маму от других людей.

  • Рост + 2.5 см, вес + 700 гр.
  • Переворачивается со спины на живот, хорошо держит голову и вертит ею в стороны, уверенно поддерживает тело на локтях, когда лежит на животе.
  • Предпринимает первые попытки сесть, приподнимает верхнюю часть туловища.
  • Ползает на животе в кроватке или на коврике.
  • Произвольно захватывает и держит игрушку одной или двумя руками, пробует ее на вкус.
  • У ребенка появляются любимые игрушки.
  • Совершает первые осознанные манипуляции с предметами: стучит, бросает.
  • При кормлении поддерживает грудь или бутылочку.
  • На смену гулению постепенно начинает приходить лепет, появляются первые слоги — «ма», «ба», «па».
  • Фиксирует взгляд и пристально следит за движущимися объектами.
  • Разглядывает свое отражение в зеркале.
  • Ребенок при общении отдает предпочтение маме, капризничает, даже если она отошла совсем ненадолго.
  • Различает своих и чужих, активно улыбается, смеется, может даже визжать от восторга.
  • Реагирует на музыку — затихает, когда ее слышит и внимательно прислушивается.
  • Реагирует, когда произносят его имя.

Пятый месяц

Это новый скачок в развитии Вашего ребенка. В этот период он уже может самостоятельно переворачиваться. Некоторые в этом возрасте пытаются сидеть на попе. Ползать по полу или кроватке на животике. Пытаются встать на ноги. Очень важно придерживать малыша за подмышки и учить его ходить. Для того чтобы натренировать мышцы ног и избавить его в дальнейшем от плоскостопия и «подпрыгивания» во время ходьбы. Ребенок уже четко может определить близких его людей от чужих. Более уверенно издает звуки, правда еще не осознанные. Учите его произносить самые простые слова, такие папа, мама, деда, баба. В среднем за пятый месяц Ваш ребенок прибавит в росте около 2.5 см, а весе около 700 гр.

  • Рост +2.5, вес + 700 гр.
  • Умеет переворачиваться со спины на живот и обратно, опирается на ладони, уверенно держит голову в вертикальном положении, смотрит по сторонам.
  • Может сидеть с опорой некоторое время.
  • Важным признаком нормального развития нервной системы является различение своих и чужих. Ребенок может насторожиться при появлении чужого человека, неохотно пойдет к нему на руки, может испугаться и громко заплакать. Он предпочитает находиться на ручках у родителей.
  • Сам побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, улыбается, лепечет, произносит первые слоги. Если общения не хватает, ребенок капризничает.
  • Охотно играет с предметами — подтягивает к себе, бросает, стучит, облизывает.
  • Играет во время еды.
  • Некоторые дети сосут пальцы на ногах.
  • С интересом разглядывает лица на картинках.
  • У большинства детей начинают прорезываться зубы.

Шестой месяц

В этом возрасте ребенок уже может отличить свое имя от другого имени. Может без помощи сидеть на попе, хотя самостоятельно приседать еще не может. Уверенно держит игрушки в руках, перекладывает их из одной руки в другую. Лежа на животике, может подтягивать ножки и пытаться встать на четвереньки. Учится произносить отдельные слоги: па-па, ма-ма.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Многие в этом возрасте начинают кормить ребенка разнообразной пищей. Только старайтесь не давать ему соленую и сладкую пищу, т.к. почки и кишечник для этого еще не достаточно развиты. Проконсультируйтесь с врачом, какую пищу можно давать ребеночку в этом возрасте.

  • Рост +2.5 см, вес +700гр.
  • Самостоятельно садится и сидит некоторое время.
  • Ползает «по-пластунски», способен доползти до игрушки, лежащей в 10-20 см от него.
  • Встает на четвереньки и покачивается взад-вперед. Это важный показатель — так ребенок готовится к полноценному ползанию.
  • Наклоняется и поворачивается в разные стороны.
  • Пьет из кружки, если ее придерживать, играет с едой.
  • Поднимает упавшие предметы, перекладывает игрушку из руки в руку или из одной коробки в другую.
  • С интересом изучает и может ломать окружающие предметы.
  • Формируются простые причинно-следственные связи: толкнул предмет — он упал, нажал на кнопку — включилась музыка.
  • Находит взглядом крупный объект, о котором говорит мама.
  • Ребенок очень эмоционален, у него постоянно меняется настроение, он кричит, когда недоволен и громко смеется, когда с ним играют.
  • С удовольствием играет в «ку-ку», может хлопать в ладоши.
  • Внимательно слушает человеческую речь и воспроизводит звуки и слоги, активно лепечет. Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

Седьмой месяц

На седьмой месяц ребенок уже становится непоседой. Он с легкостью может самостоятельно перекатываться со спины на животик или на бок. Различает предметы и если его попросить, к примеру, сказать, где находятся часы, он, немного покрутив головой по сторонам, покажет их. С помощью поддержки посторонних может ходить, самостоятельно ползать преимущественно назад. Бьет игрушки друг об друга, бросает их и сосредоточенно смотрит, как они падают на пол или бьются об стену, часто при этом улыбается.

Дети в этом возрасте любят купаться, так как уже уверенно сидят и могут играть игрушками. Поэтому нужно в этот период приучать к купанию. Рассказывать какая часть тела как называется и потом просить, чтобы он их показывал и называл. Для того, чтобы он запоминал как они называются.

В плане рациона будет полезно давать ребенку в этом возрасте немного творога и мяса, чтобы восполнить запас кальция в организме, для дальнейшего его роста и ускорить процесс прорезывания зубиков. Калия, для нормальной работы сердца и белка, для роста мышц.

Старайтесь следить в этом возрасте за чистотой пола, игрушек и тех предметов, которые ребенок может схватить. Потому что в этом возрасте он будет их пробовать на вкус, т.е. все что попадется, будет засовывать в рот.

К концу седьмого месяца ребенок должен прибавить в весе в среднем около 550-600 гр и росте 2 см.

  • Рост +2 см, вес + 600 гр.
  • Уверенно сидит, прямо держит спину, иногда опирается на руку.
  • Появляется или совершенствуется навык ползания, некоторые дети ползают задом.
  • Снимает пищу с ложки, пьет из кружки с поддержкой.
  • Сам встает у опоры, способен простоять некоторое время.
  • Любит «ходить», когда мама поддерживает его под мышки или за руки.
  • Совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика рук. Ребенок в восторге от пальчиковых игр — «Сорока-ворона», «Ладушки».
  • С удовольствием изучает свойства окружающих предметов: стучит ими, трясет, бросает на пол, разбирает, ломает, тянет в рот. Может держать по игрушке в каждой руке и стучать ими друг о друга.
  • Показывает, где у него находятся глаза, нос, рот, уши, изучает себя руками и при помощи рта.
  • Начинает копировать поведение взрослых.
  • Активно лепечет, пропевает звуки «та», «да», «ма», «на», «ба», «па», появляются звукоподражания «ав-ав», «ква-ква» и другие.
  • С удовольствием разглядывает картинки в книжках, листает страницы.
  • Определяет по тону голоса, что значит «нет».

Восьмой месяц

В этом возрасте главное не оставлять одного ребенка на высоте. Так как он уже может самостоятельно передвигаться, садиться. С интересом рассматривает новые игрушки. Может по фотографии определить маму и папу от посторонних людей. Может понимать игру «ладушки» или всем известную «ку-ку». Если его попросить помахать вслед рукой, он с удовольствием Вам помашет ее. Немного начинает понимать то, о чем его просят. Пытается кушать самостоятельно.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Очень привязан к маме, даже недолгое расставание переживает очень болезненно, остерегается незнакомых людей.
  • Сам сидит, встает, ходит приставными шагами у опоры и вперед, держась за руки.
  • Свободно перемещается в знакомом пространстве.
  • Может выполнять несложные поручения — принести, показать.
  • Действия с предметами становятся соотносящими: ребенок накрывает баночки крышками, нанизывает кольца пирамидки.
  • Диапазон эмоций расширяется, можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость.
  • Появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «дай».
  • Словарный запас активно растет, постоянно появляются новые лепетные звуки и слова.
  • Любит слушать музыку, танцевать под нее, хлопать ручками и топать ножками.

Девятый месяц

Хватаясь за рядом стоящий стул, диван или манеж, ребенок может самостоятельно подняться и передвигаться, держась за них. Падает, плачет и встает обратно. В этот период ребенок учиться ходить самостоятельно. Любит повторять слова за взрослыми, точнее слоги. Уже может пить из чашки, которую придерживает взрослый.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Встает из положения сидя, садится из положения лежа, стоит и ходит с опорой. Пытается залезть на диван, стул, кресло, открывать ящики.
  • Разворачивается во время ползания.
  • Знает, куда класть игрушки и куда мама убрала тот или иной предмет. Хочет достать все, что его окружает.
  • Активно проявляет эмоции по отношению к родителям — недоволен и вырывается, когда мама чистит ему уши или стрижет ногти, пугается, если потерял маму из вида.
  • Пытается манипулировать взрослыми при помощи крика и плача.
  • Пробует сам есть ложкой и проявляет первую самостоятельность в одевании.
  • Совершенствуется мелкая моторика — ребенок может брать мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки. Умеет мять кусочек пластилина и рвать бумагу.
  • Запоминает названия предметов, может показать их.
  • Повторяет действия взрослых и может выполнить некоторые поручения. Любит делать все публично, повторяет действие, если его попросят.
  • Знает значения слов «ложись», «дай», «иди», «сиди».
  • Активно развивается речь. Формируется собственный «язык» ребенка, понятный только близким людям.

Десятый месяц

В этом возрасте движениями ребенок подражает взрослым и животным. Может самостоятельно играть с игрушками, уверенно держит их в руках. Пальцами может перелистывать книжки. При помощи взрослых может играть с другими детьми. Понимает, когда ему говорят «нельзя».

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Садится из положения стоя, быстро передвигается ползком, может стоять без опоры и пытается ходить.
  • Любит танцевать, притопывать, хлопать в ладоши.
  • Мелкие движения пальцев становятся более совершенными, ребенок удерживает в одной руке два или три небольших предмета.
  • Выполняет усложненные действия: открывает и закрывает, прячет, забирает.
  • Повторяет движения и воспроизводит мимику взрослых.
  • Пользуется преимущественно одной рукой.
  • Понимает, что нужно делать с предметами — катает машинку, толкает неваляшку, собирает пирамидку, строит башенки из двух-трех кубиков.
  • Любит класть предметы друг в друга, перетаскивать их с места на место.
  • Больше интересуется мелкими предметами, чем крупными.
  • Находит логические связи — например, машинку может подвинуть при помощи палочки или тапка.
  • Может показать части лица у себя, у мамы, у куклы.
  • Может произносить названия окружающих предметов, животных.

Одиннадцатый месяц

Это уже практически «взрослый ребенок». Он самостоятельно передвигается с поддержкой, садится, ползает, встает. Понимает простые просьбы. Может назвать большинство предметов. Учится произносить первые слова, правда пока с интонацией.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Активно передвигается, садится, встает, ложится, может пройти небольшое расстояние без опоры.
  • Старается проявлять самостоятельность — ест ложкой, пьет из кружки, одевает носки и обувь.
  • Очень ярко реагирует на новую игрушку, на незнакомую обстановку, чужих людей.
  • Понимает строгую речь. Знает, что такое «нельзя», понимает по маминой реакции, хорошо или плохо он поступил.
  • Любит похвалу.
  • Много лепечет и общается на своем «языке», отчетливо говорит слова «мама», «папа», «баба».
  • Использует разные средства выражения своих желаний, кроме плача — показывает пальчиком, переводит взгляд.
  • Машет рукой при прощании.
  • Утвердительно кивает или отрицательно качает головой.
  • Любит музыкальные игрушки, яркие иллюстрации в книжках.
  • Захватывает бусины или фасоль указательным и большим пальцем.

Двенадцатый месяц

В почти годовалом возрасте, в большинстве случаев ребенок уже начинают ходить самостоятельно без опоры, стоять. Активно участвуют в процессе питания, купания и одевания. Проявляет чувство заботы к игрушкам. Кормит их и укладывает спать. Повторяет звуки, которые услышит на улице, по телевизору или дома. Начинает произносить первые слова. Правда, эти слова не всегда всем понятны. Но те, кто будет внимательно слушать ребенка, их поймет.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Стоит, встает из положения на корточках, самостоятельно ходит.
  • Перешагивает препятствия и приседает, чтобы поднять с пола предмет.
  • Активно участвует во всем, что его касается — одевание, мытье рук, чистка зубов.
  • Пользуется ложкой, пьет из кружки, умеет жевать твердую пищу.
  • Ярко проявляются пищевые пристрастия — малыш не ест, если еда ему не нравится.
  • Нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам. Болезненно воспринимает отсутствие мамы или папы.
  • Собирает и разбирает игрушки; если нужно освободить руку, вкладывает предмет под мышку или в рот.
  • Знает, как пользоваться предметами — телефоном, молотком, веником.
  • Ищет предмет, даже если не видел, куда его положили.
  • Понимает все, о чем ему говорят.
  • Говорит о своих желаниях — «дай», «на», зовет маму, папу, бабушку. Словарный запас малыша в год — 10-15 слов.

Все приведенные выше показатели условны. Развитие ребенка зависит от многих моментов — это и наследственность, и бытовые условия, и социальная среда. Получайте радость от общения со своим малышом, хвалите его за успехи и не расстраивайтесь, если он пока чему-то не научился. Всему свое время. Ваш ребенок — самый лучший, и в ваших силах помочь ему стать гармоничным развитым маленьким человечком.

Обобщили:

Развитие ребенка за один год весьма стремительное. Всего за 365 дней, ребенок превращается из крохотного, не умеющим и не знающего ничего человечка в разумного. В 1 годик он уже умеет самостоятельно ходить, садиться, вставать, кушать, пить, играться, говорить, чувствовать и понимать. Главное оградить ребенка заботой и любовью в это время. Ни в коем случаи не ругайтесь при ребенке. Хоть он и маленький, но все-таки он все чувствует и понимает. Растите своих детей здоровыми, умными и сильными!

Таблица прибавки роста и веса

Открыть таблицу

и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!
Возраст Средняя прибавка в росте Средняя прибавка в весе
Месяц 1 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 2 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 3 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 4 2,5 см. 700 г.
Месяц 5 2,5 см. 700 г.
Месяц 6 2,5 см. 700 г.
Месяц 7 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 8 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 9 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 10 1 см. 350 г.
Месяц 11 1 см. 350 г.
Месяц 12 1 см. 350 г.