Значение рефлексов в развитии новорожденных детей. Хватательный рефлекс у новорожденных

Время чтения: 10 минут

Когда рождается маленький человечек, природа не оставляет его совершенно беззащитным и награждает целым набором жизненно важных способностей, помогающих ему быстро адаптироваться в новом мире, учиться, развиваться. Например, условные и безусловные рефлексы, благодаря которым малыш начинает свои первые дни­– по ним педиатр может легко оценить, насколько развит новорожденный, есть ли какие-то патологии, отклонения. Некоторые рефлексы новорожденных угасают к возрасту трех-четырех месяцев. Остальные будут сопровождать дитя всю остальную жизнь.

Условные рефлексы у новорожденного

Условные рефлексы – это те, которые малыш уже приобретает в процессе получения знаний, навыков, жизни. Не природа наделяет ими, а малыш сам в индивидуальном порядке их обретает и развивает все года последующей жизни. Они более сложные, нежели безусловные, и происходят на подсознательном уровне, даже не заставляя малыша об этом задумываться. Абсолютно у каждого человека такие рефлексы свои, потому что жизненный опыт, полученный одним человеком, будет совершенно индивидуальным и отличным от другого. Рассмотрим некоторые из них:

  • Мама кормит малыша грудью по строго определенному времени (каждые три часа), так у грудничка в течение первых пяти-семи дней развивается рефлексивное возбуждение голода, ребенок начинает плакать и просить есть.

  • Если мать постоянно кормит новорожденного в одном положении, то в течение двух недель у малыша сформировывается такой условный рефлекс положения под грудью. Выражается так: если вы возьмете ребенка на руки и положите в привычное для кормления положение, он моментально начнет производить сосательные движения.

Вышеописанные рефлексы – яркий пример первых индивидуальных приобретенных навыков, которые образовались под воздействием определенных условий в жизни конкретного ребенка. Это прямым образом показывает условно-рефлекторную способность деятельности коры головного мозга, которая устанавливает связь между отдельными событиями.

Безусловные рефлексы

Только родившись, новорожденный еще не умеет контролировать свое тело, движения, потому как головной мозг не полностью сформирован и не может выполнять все необходимые функционирования жизнедеятельности. Поэтому и даны младенцу безусловные рефлексы (их еще называют врожденными), которые обеспечивают его на первом этапе всеми жизненными процессами. Это так называемые автоматизмы, которые являются подконтрольными примитивным центрам головного и спинного мозга, возникают в процессе правильной работы нервной системы.

Если все в порядке, малыш здоров и показатели развития находятся в норме, то он должен иметь целый набор таких автоматизмов, которые не могут отсутствовать в его реакции. К трем или четырем месяцам некоторые из них должны исчезнуть, другие – через год, но их отсутствие показывает специалистам, что возможна патология в развитии ребенка. Остальные же врожденные рефлексы остаются на протяжении всей жизни.

Все эти врожденные навыки, наука разделяет на сегментарные двигательные или оральные безусловные (которые происходят в процессе работы ствола), и спинальные или двигательные (происходят вследствие функционирования спинного мозга).

Первые рефлексы оральной классификации, включают в себя: сосательный автоматизм, поисковый, ладонный-ротовой, хоботковый и прочие безусловные навыки. Спинальные включают в себя: хватательный автоматизм, защитный, автоматический, рефлекс Моро, Бауэра, автоматизм Галанта, опоры и прочие. Все эти навыки новорожденных представлены более подробно в таблице.

Таблица основных рефлексов у новорожденных

Название рефлекса

Краткая характеристика

Рефлекс Моро Определяется тонус мышц ребенка, состояние нервной системы, например, перевозбуждение. Необходим как защитный рефлекс, если у малыша есть угроза падения.
Сосательный Определяет степень зрелости вашего малыша, оказывает успокаивающее действие. В жизни обеспечивает ему быть всегда готовым к новому питанию.
Хватательный Определяет степень развития нервной системы и активности малыша. По этому рефлексу определяется, насколько малютка возбудим.
Робинсона Определяет тонус мышц и цепкость младенца. Впоследствии сменяется развитием тонкой ручной умелости. Достался нашему поколению от первобытных людей, не относится к человеческому развитию.
Хоботковый Проверяются сосательные или мимические мускулы новорожденного, он должен выпячивать губы, имитируя хоботок в ответ на раздражитель.
Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина Показывает, насколько хорошо развивается нервная система. Он выступает одним из самых древних механизмов выживания у новорожденных. Работает по аналогии: помочь найти и обеспечить организм пропитанием любыми способами.
Спинальный автоматизм Галанта Позволяет врачу определить функционирование спинного мозга, все ли в порядке с центральной нервной системой и не получил ли малыш каких-либо травм во время родов.
Шаговый или рефлекс автоматической ходьбы Таким способом проверяется подозрение и наличие ДЦП у младенцев.
Плавательный Еще один защитный рефлекс, который дает не утонуть малышу в экстремальных условиях.
Бауэра Ползательный рефлекс, проверяет мышечный тонус ребеночка, состояние спинного мозга.
Поисковый рефлекс Куссмауля Необходим малышу, чтобы найти грудь своей матери, также обеспечивает готовность к новому виду питания.

Как самостоятельно проверить наличие рефлексов у ребенка

Каждый из упомянутых автоматизмов жизненно важен и необходим новорожденному, помогает ему выживать в экстремальных условиях. Их наличие показывает нормальное развитие малыша, они дают сигналы, если что-то вдруг пошло не так. Ознакомьтесь с характеристиками рефлексов, которые помогут вам самостоятельно определить уровень развития и состояние здоровья вашего любимого малютки:

  • Автоматизм Моро. Проверьте его, громко уронив какой-либо предмет у изголовья малыша (грудничок доложен лежать), или неожиданно приподнимите малютку за ножки, вы увидите, как обе ручки, согнутые в локтях, раскидываются в стороны, растопыриваются пальчики, затем происходит движение обратно, малыш как бы обнимает себя, принимая позу эмбриона. Этот рефлекс проявляется очень хорошо, одинаково для обеих ручек, должна обязательно присутствовать симметрия. Важно обратить на это внимание, потому как в противном случае это может свидетельствовать о травмах в спинном мозге шейного отдела во время родов, плохом тонусе, а если малыш это делает беспричинно, то это отклонения со стороны нервной системы и сразу же необходимо обратиться к детскому врачу-невропатологу. Данный автоматизм у ребенка новорожденного должен угаснуть к 4-5 месячному возрасту.

  • Сосательный. Сосание – это сложный процесс, в котором задействованы пять пар нервов черепа. С помощью этого рефлекса врачи определяют, насколько созрел недоношенный ребенок. Проверяется очень просто: поднесите грудь к ротику малыша, дотроньтесь пустышкой до щечки, он сразу повернется в сторону предмета, а нащупав, начнет быстрые, ритмичные, глотательные движения ротиком, губками, язычком. Он будет сосать все, что будет попадать на расстоянии, близком к ротику. Если закончить процесс кормления, активность данного автоматизма снижается, а буквально через полчаса или час нарастает вновь. Важно удовлетворить сосательный рефлекс у малютки, рано не отбирать соску, стараться кормить только грудью новорожденного. Это важно, потому что, во-первых, сосание – это успокаивающее действие, во-вторых, не удовлетворив свою потребность, детеныш будет потом сосать посторонние предметы (кончик пеленки, прядку маминых волос, свой пальчик и кусать ноготки). Сосательные склонности начинают ослабевать у новорожденных деток к первому году жизни, а полностью уйдут к полутора годам.

  • Хватательный. Проверьте его, вложив свой палец в ладошку малыша. Он должен согнуть свои пальчики, схватиться за вас кулачком, иногда это бывает так цепко и крепко, чтобы может повиснуть у вас на руке. Если малютка голоден, то хватание будет более выраженным. Смотрите на то, как происходит процесс хватания: нормальный, активный или слабый. В первом случае нервная система чересчур возбудима, а во втором, наоборот, отстает. Оба варианта требуют, чтобы вы показали крошку доктору. Угасание происходит до трех-четырех месяцев, а на смену приходит произвольная хватка (увидел предмет – взял).

  • Автоматизм Робинсона. По-другому называют цеплятельным, а проверяют похожим способом, как и в предыдущем случае: прикоснитесь к ладошке новорожденного – и это движение вызовет удивительную реакцию захватывания, как у обезьянки. Иногда, даже трудно разгибать пальчики. Он сменяется осознанными действиями в дальнейшем: удерживанием и хватанием предметов. Данная рефлекторная реакция должна исчезнуть к возрасту четырех месяцев.

  • Хоботковый. Положив новорожденного на спинку, прикоснитесь легким, отрывистым движением соски или своего пальца к верхней губке малютки. Он должен вытянуть ротик в трубочку, чем-то похожую на «хоботок», в этом случае происходит автоматическое сокращение сосательных мышц (круговая мышца рта). Должен угаснуть к возрасту двух-трех месяцев. В противном случае это может означать органическую патологию со стороны головного мозга, покажите ребенка неврологу.

  • Ладонно-ротовой автоматизм Бабкина. Чтобы его проверить, осторожно надавите своей рукой в центре ладошки ребенка. Вы увидите, как он откроет ротик, приподнимет головку в вашу сторону. Если малютка голоден, то автоматизм Бабкина будет наблюдаться максимально ярко. В случае, если его нет, отсутствует симметрия в движениях. Когда такая ситуация длится более трех месяцев, есть повод подозревать патологии со стороны нервной системы малыша. Возможно это следствие родового процесса и травмы шейного отдела во время. Ладонно-ротовой автоматизм угасает к возрасту трех-четырех месяцев новорожденного.

  • Спинальный Галанта. Проверяется таким способом: выложите малыша на живот аккуратно, без надавливаний, проведите своим пальцем вдоль одной стороны позвоночника (отступите от позвоночника приблизительно 1 сантиметр). Если вы это сделали слева, то малютка выгнет спинку в противоположную сторону и должен сгибать левую ножку. Проверьте обе стороны: реакция в норме, если все движения одинаковы. Этим врачи проверяют правильность развития нервной системы новорожденного. Автоматизм Галанта должен угаснуть к возрасту шести месяцев.

  • Шаговый или автоматический рефлекс ходьбы. Аккуратно берем малыша за ручки (под мышками), приподнимаем в вертикальном состоянии над полом, например, пусть он слегка коснется поверхности ножками. Наклоните в области таза вперед – он должен произвести несколько шагов, как бы переступания, иногда детки имитируют движения ходьбы по лестнице. Некоторые малыши могут скрещивать ножки в районе голени – что является нормальным первые полтора месяца. Если данный автоматизм отсутствует или он асимметричный, то это говорит о патологиях в поясничном отделе позвоночника или со стороны нервной системы. Также при наличии ДЦП автоматизмы опоры и ходьбы задерживаются и растягиваются во времени. В норме эти рефлекторные движения должны угаснуть в возрасте до полутора месяцев.

  • Плавательный. Проверьте, положив ребенка на воду: он начнет барахтаться, пытаться удерживаться некоторое время на поверхности, пока мама не подхватит дитя. Данный автоматизм еще до конца не изучен. Считается, что малыша необходимо с такого маленького возраста учить плавать и подныривать. Однако многие ученые не очень хорошо отзываются о данном методе, т.к. оставляя малыша в воде, вы создаете условия потенциальной опасности, и малыш получает большой стресс. Он в дальнейшем может атрофировать страх и инстинкт самосохранения, а еще этот способ не самым лучшим образом влияет на вестибулярный аппарат. Также, если вы станете учить плаванию малютку в столь раннем возрасте, то бессознательный автоматизм исчезнет, а навыки плавания придется развивать заново.

  • Бауэра. Чтобы проверить данный автоматизм, выложите ребеночка на животик, подставьте ладонь либо какой-нибудь предмет к стопе, и вы увидите, как малыш пытается оттолкнуться и выполнить ползающие движения. Проявляется такое ползание после трех-четырех дней от рождения, а угасает к четырем месяцем. Бывают и спонтанные рефлекторные ползания, происходящие без опоры, поэтому стоит быть внимательным и не оставлять малыша одного на высоких поверхностях, потому что существует огромный риск падения. Обратите внимание на движения малютки (они должны быть асимметричные), его активность, если они отсутствуют, то стоит проверить признаки ЦНС, травмы спинного мозга, внутричерепные кровоизлияния.

  • Поисковый автоматизм Куссмауля. Проверить данный оральный рефлекс следует таким способом: осторожно, методом поглаживания своим пальцем в углу ротика младенца. Вы увидите, как он начнет совершать поисковые движения маминой груди: нижняя губка опустится, потянувшись в вашу сторону вместе с язычком. Только не прикасайтесь к губкам новорожденного – так проверяется другой рефлекс. Этот автоматизм проявляется в первые 3-5 месяцев жизни малыша.

Проверяя все автоматизмы у своего малыша, производите осторожные, нежные, легкие движения, не создавая ему ни малейшего дискомфорта. Если новорожденный сразу же от вас отвернется, вы не только не получите результата, но и увидите первое недовольство крохи, вызванное неприятными манипуляциями с ним. Малыш расплачется, и тут уже будет не до проверок наличия тех или иных рефлексов.

Видео: Физиологические рефлексы у грудничков

Любая мама беспокоится о здоровье своего чада, тем более, если это совсем еще маленький и беззащитный грудничок. Хотелось бы все охватить, сразу узнать всю полезную и необходимую информацию о том, как проверить те или иные рефлексы новорожденных, что делать, если автоматизм не проявляется, чем это чревато и каких последствий следует ожидать в дальнейшем. Смотрите видео, на тему физиологических рефлексов у младенцев, в котором вы получите ответы на многие интересующие вас вопросы:

Первые 28 дней после рождения у ребенка происходит адаптация абсолютно для него необычайным условиям. Для выживания малыша у него есть определенный набор рефлексов, которые дарит ему природа и эволюция. Врожденные рефлексы новорожденных совершенно необходимы, пока у него по мере взросления не появляются свои, приобретенные. Только благодаря автоматизмам при рождении малютка обладает определенным набором навыков для дальнейшего развития и роста.

Условные и безусловные рефлексы

Все рефлексы, которые у него есть на данный момент, называются безусловными, так как они заложены изначально. С течением времени некоторые из них исчезают, а на их место приходят новые. Для каждого возраста существуют свои условные рефлексы, которые при условии их сохранения и в дальнейшем, считаются патологическими. Поэтому в практике детского невролога проверка состояния автоматических реакций карапуза на определенный тип раздражителя, является диагностически значимой.

В старшем возрасте, с определенным опытом, малыш вырабатывается свои собственные рефлексы, которая специалистам называются условными. По мере роста и созревания нервной системы и головного мозга их становится все больше, кроме того, они постоянно усложняются.

Среди всех безусловных рефлексов выделяются невропатологами 15, которые относятся к наиболее важным. Одни из них необходимы для того, чтобы пережить переход с внутриутробного существования во внешнюю среду. При этом они исчезают у человека сразу же после рождения. Другие необходимы для развития новых навыков, и сохраняются на протяжении всей оставшейся жизни. Так, например, нормальную жизнедеятельность обеспечивает глотательный рефлекс, сосательный, совокупность спинальных рефлексов и рефлекс дыхания.

Защитить организм малыша от воздействия агрессивной внешней среды помогает определенный набор рефлексов. Они спасают его при холоде и жаре, ярком свете, а также прочих раздражителях.

Среди жизненно необходимых условных рефлексов можно отметить реакцию задержки дыхания, которая работает только во время прохождения малютки по родовым путям матери. И сразу после родов исчезает.

Виды рефлексов и их классификация

Рассмотрим подробнее, какие встречаются рефлексы новорожденных классификация и методика исследования.

Оральные

Оральные рефлексы после рождения у ребенка наблюдаются следующие:

  1. Сосательный. Способность практически с самого рождения брать материнскую грудь или соску на бутылочке с питанием, носит название сосательного рефлекса, а способность проглатывать молоко является проявлением глотательного. Они оба необходимы для питания новорожденного. Но отличие состоит в том, что первый постепенно проходит, а второй сохраняется на протяжении оставшейся жизни.

До какого возраста наблюдается у младенца сосательный рефлекс? Нужно сказать, что его формирование происходит еще внутриутробно, так как он необходим не только для процесса поглощения пищи, но и для психического спокойствия. Поэтому, когда карапуз капризничает, ему помогает соска, с ней он чувствует себя увереннее. Этого автоматизма значение велико в первые три года жизни, и снижается к четырем годам, когда угасает сосательный рефлекс у ребенка. Неудовлетворение его может приводить к нарушению психики и развитию неврозов и неврозоподобных состояний у ребенка в дальнейшем.

Когда у недоношенных детей появляется сосательный рефлекс? У этих деток он может проявляться с опозданием и быть слишком слабым, поэтому их приходится кормить при помощи катетера или с ложечки. Но хуже всего, если он совершенно отсутствует. Это свидетельствует о повреждении ЦНС.

  1. Одной из разновидностей оральных рефлексов является хоботковый. Для того чтобы проверить его наличие у малыша, необходимо просто слегка коснуться его губ, и они сразу вытягиваются в виде трубочки или хоботка. К двум-трем месяцам такое явление должно полностью пройти.
  1. Невропатологи выделяют еще и ладонно-рото-головной рефлекс, который имеет и второе название – рефлекс Бабкина. Он заключается в том, что если малышу нажать пальцами на обе ладошки сразу, то он приоткрывает ротик и наклоняет головку. Рефлекс Бабкина у новорожденных считается нормальным в том случае, когда он проявляется от двух до четырех месяцев.
  1. Поисковый рефлекс, или рефлекс Куссмауля, существует для того, чтобы ребенок мог быстро найти источник пищи. Он проявляется том случае, когда касаются уголка рта у малыша, при этом его головка поворачивается в ту же сторону. Сохраняется такое явление до конца 4 месяца, у некоторых данный автоматизм пропадает раньше. Затем в работу вступает более зрелый, чем при рождении, зрительный анализатор, и малыш ищет еду, когда видит материнскую грудь или соску на бутылке.

Спинальные рефлексы

Рабочее состояние мышц обеспечивает набор спинальных рефлексов. Среди них наиболее важным считается верхний защитный, который определяется уже в первые часы жизни младенца, и проявляется в том, что если малютку положить на живот, то его головка сразу поворачивается в сторону. Иногда он даже пытается ее приподнять. Такая защита помогает ребенку не задохнуться в положении лежа на животе. Через полтора месяца после рождения данный рефлекс уже не отмечается.

Рефлексы хватательные

Не всем известно, что такое рефлекс Робинсона у новорожденных. Но многие знают, что если пальцы матери или другого человека малыш может достаточно сильно схватить таким образом, что его можно приподнять. Такое проявление хватательного рефлекса в значительной степени выраженности можно наблюдать до четырех месяцев. Затем он ослабевает, и пропадает совсем.

Подошвенный рефлекс Бабинского заключается в том, что когда у ребенка поглаживают край подошвы, то его пальчики раскрываются по типу веера, а стопочка сгибается с тыльной стороны. Этот рефлекс отмечается довольно долго, и может наблюдаться даже у двухлетнего ребенка.

В ответ на вопрос о том, рефлекс Моро что это такое, необходимо сказать, что назван он так по имени немецкого педиатра, который впервые описал его, отметив определенные реакции в момент обработки новорожденных акушером сразу после рождения.

Рефлекс Моро у грудничка вызывается обычно несколькими способами:

  • ножки малыша, который лежит на спине резко разогнуть, или приподнять вместе с нижней частью туловища;
  • хлопнуть двумя руками с двух сторон по поверхности, расположенной приблизительно в 20 сантиметрах от головы малыша;
  • взять ребенка на руки и резко опустить его сантиметров на 30, а потом вернуть на прежнюю высоту;
  • просто произвести хлопок в ладоши непосредственно рядом с ребенком.

Нужно сказать, что проявляется в два этапа. На первом ребенок раскидывает ручки в стороны, разжимая пальцы на них, а ножки одновременно выпрямляет. Во второй фазе происходит возврат в исходное положение, при этом малыш иногда даже обнимает себя руками. Рефлекс Моро у новорожденных это явление, которое характерно для детей до 5 месячного возраста.

Рефлекс Кернига заключается в том, что малютка в ответ на попытку разжимания ножки в тазобедренном и коленном суставе после их сгибания, проявляет сильное сопротивление. В нормальном состоянии сделать это легко не удается. Отмечается рефлекс Кернига до 4 месяцев.

Интересно проявляется рефлекс у крохи, который называют автоматической походкой. Он проявляется, если малыша поднять и немного наклонить вперед. Этот автоматизм известен многим, и носит еще и другое название – шаговый рефлекс у новорожденного.

Опорный рефлекс заключается в том, что ребенок может наступать плотно стопами, когда его аккуратно ставят на ровную поверхность. Но вначале он сгибает ноги в коленях.

Рефлекс Бауэра в норме проявляется на 3-4 сутки от рождения ребёнка, и проявляется в том, что малыш начинает делать попытки ползти, если положить его на живот и немного надавить ладошками на подошвы ноги. Пропадает такой автоматизм через три-четыре месяца.

Существует также рефлекс Галанта, который заключается в том, что хребет ребенка реагирует на раздражители извне. Если пальцем провести младенцу вдоль позвоночного столба, то он будет выгибать спину, а нога со стороны раздражителя будет сгибаться.

Если голову малыша повернуть в сторону, то можно увидеть, как у него выпрямляется рука и нога с этой же стороны. Такая реакция называется рефлексом Мангуса-Клейна и сохраняется она до двух месяцев.

Отсутствие или снижение рефлексов

Проверка наличия и силы проявления безусловных рефлексов малыша в ответ на разнообразные раздражители, порою может выявить их отсутствие или снижение той автоматической реакции, которая должна наблюдаться в данном возрасте. Причиной этому могут стать травматические повреждения в процессе родов или различные заболевания. Иногда такое действие оказывают некоторые принимаемые лекарства.

Некоторое ослабление рефлекторной деятельности наблюдается у детей, которые были не доношены, или рождены с асфиксией. Разберемся подробнее в причинах такого отклонения:

  1. Ослабление реакций, которые направлены на поглощение пищи, иногда объясняется очень просто – малыш не голоден.
  1. Особенно опасными являются ситуации, когда рефлексы не отмечается совершенно. Их полное отсутствие считается поводом для немедленного помещения ребенка в отделении реанимации, при этом заниматься им должны только высококвалифицированные специалисты.
  1. Причинами абсолютного отсутствия нормальных реакций, могут быть пороки развития, травматические повреждения, происходящие в родах, а также выраженная ишемия сразу после рождения по причине обвития пуповиной плода в утробе матери.

Однако родителям не стоит отчаиваться, даже если рефлексы в первое время не определяются. Им следует понимать, что резервные силы организма малыша достаточно велики, и при своевременно принятых мерах есть высокая вероятность того, что состояние его нормализуется и, и он вырастет здоровым человеком.

На что еще нужно обращать внимание?

Нужно обязательно проверять ребенка у невролога на предмет своевременного появления и угасания рефлексов. Эти показатели являются очень важными, поскольку определяют степень развития и нарушения ЦНС малыша. Молодая мама также должна со вниманием относиться к своему ребенку, и проверять:

  • симметричность проявления автоматических реакций;
  • ослабевание или угнетение их;
  • необычное усиление в виде нервной или мышечной возбудимости.

Некоторые рефлексы следует использовать для проведения ежедневных упражнений с малышом. Лучше всего для этого подходит автоматическая ходьба, рефлекс опоры, и хватательный рефлекс. Их применение в ежедневном комплексе позволят ребенку совершать уже осмысленные действия в будущем.

Формирование новых рефлексов

Условные рефлексы начинают формироваться уже в конце первого месяца жизни. У ребенка начинает работать двигательный анализатор и вестибулярный аппарат. Но такие реакции еще достаточно слабые, и могут легко притормаживаться. Это свидетельствует о том, что корковые структуры у маленького человека еще незрелые, и возбуждение в них значительно преобладает над торможением.

На втором месяце жизни появляются слуховые, тактильные и зрительные приобретенные автоматизмы. А основные виды условного торможения можно определить к пятому или шестому месяцу. Важным условием своевременной выработки условно-рефлекторной деятельности мозга является активное участие взрослых в процессе их формирования при помощи обучения и игр.

К концу 12 месяцев происходит активное развитие второй сигнальной системы и совмещение ее деятельности с первой. При этом первая система позволяет проводить анализ и контролировать реакцию на различные поступающие извне раздражители. Такая система имеется в наличии и у животных. Вторая сигнальная система формируется только у человека, когда возникает ассоциация произносимых или написанных слов с предметами или действиями.

Рефлекс – (от лат. reflexus - повёрнутый назад, отражённый), реакция организма, вызываемая центральной нервной системой при раздражении рецепторов агентами внутренней или внешней среды; проявляется в возникновении или изменении функциональной деятельности органов и организма в целом [«Большая советская энциклопедия»].

Какими же способностями обладает новорожденный?

    Набор безусловных рефлексов , облегчающих приспособление к новым условиям жизни:

    рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения, пищеварения и др.), в частности сосательный рефлекс, рефлексы пищевого и вестибулярного сосредоточения (затихание, торможение движений);

    защитные рефлексы (например, при прикосновении к векам ребенок закрывает глаза, зажмуривается при ярком свете);

    ориентировочные рефлексы (поисковый рефлекс, поворот головы к источнику света);

    атавистические рефлексы, т.е. те рефлексы, которые постепенно угасают и исчезают (например, хватательный рефлекс, или рефлекс Робинсона; рефлекс спонтанного ползания или рефлекс Бауэра; автоматическая походка и др.).

Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорожденного, однако на протяжении первого года жизни большинство из них угасает.
При этом существует четкая связь между созреванием мозга и исчезновением большинства из этих простейших рефлексов. Причина в том, что многие из них контролируются подкорковыми структурами, в первую очередь средним мозгом, который развивается у плода с большим опережением. Простейшие рефлексы постепенно уступают место более сложным рефлекторным реакциям и условно-рефлекторным поведенческим комплексам, в обеспечении которых решающую роль играет кора головного мозга

На сегодняшний день известно более семнадцати врожденных рефлексов новорожденных. Зачем природа «придумала» такое количество врожденных рефлексов, сказать трудно, но некоторые из них молодые родители должны не только уметь определять у малыша, но и стимулировать их. Зачем? Стимуляция врожденных рефлексов, которая сопровождается активным контактом ребенка с родителями, расширяет не только двигательную инициативность, но и его возможность общения с окружающей средой, а это способствует развитию малыша.

Рассмотрим основные рефлексы новорожденных:

Сосательный рефлекс угасает к 12 месяцам, это одна из причин, по которой педиатры рекомендуют продолжать грудное вскармливание до 1 года.

Психологи отмечают, что нереализованный сосательный рефлекс у детей, находящихся на искусственном вскармливании, в последующем может приводить к неврозу навязчивых состояний: сосанию пальца, ручки, уголка подушки и т.д.

    Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля
    Поглаживание в области угла рта новорожденного вызывает опускание губы и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает рефлекторное приподнимание верхней губы кверху и разгибание головы. При раздражении середины нижней губы губа опускается, а голова ребенка производит сгибательное движение. Рефлекс существует до 3-4 месяцев. Важно обратить внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Асимметричность рефлекса наблюдается при поражении лицевого нерва. При исследовании поискового рефлекса следует также отметить, какова интенсивность поворота головы, имеются ли хватательные движения губами.

    Поисковый рефлекс является основой для формирования многих мимических (выразительных) движений: качания головой, улыбки. Наблюдая за кормлением ребенка, можно отметить, что он, прежде чем захватить сосок, совершает ряд качательных движений головой, пока крепко не захватит сосок.

    «Хоботковый» рефлекс.
    Если резко прикоснуться к коже новорожденного у носогубной складки, то малыш вытягивает губки «хоботком» и начинает поворачивать головку в поисках соска. К 3-4 месяцам рефлекс угасает, за исключением у детей с поражением ЦНС.

    Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина) – надавливание на область ладони вызывает открывание рта и сгибание головы. Рефлекс имеется в норме у всех новорожденных, ярче выражен перед кормлением. Вялость рефлекса наблюдается при поражении центральной нервной системы (ЦНС). Быстрое становление рефлекса является прогностически благоприятным признаком у детей, перенесших родовую травму. Ладонно-ротовой рефлекс может отсутствовать при периферическом парезе руки на стороне поражения. В первые 2 месяца жизни рефлекс ярко выражен, а затем начинает ослабевать, и в возрасте 3-х месяцев можно отметить лишь отдельные его компоненты. При поражении ЦНС у ребенка старше 2-х месяцев, рефлекс не имеет тенденции к угасанию, а наоборот, усиливается и возникает даже при легком дотрагивании до ладоней пассивных рук.

    Рефлекс задержки дыхания
    Этот рефлекс помогает младенцу благополучно преодолеть родовые пути и не наглотаться околоплодных вод. В дальнейшем его можно использовать при обучении малыша плаванию. Однако нужно помнить, что при первых полных погружениях в воду длительность рефлекторной остановки дыхания не более 5-6 секунд. К шести месяцам при регулярных занятиях можно довести ее до 25-30 секунд, а к году – до 40 секунд.

Внимание! Пребывание ребенка под водой дольше указанного времени может привести к тяжелым и даже необратимым последствиям. Перед началом обучения малыша плаванию проконсультируйтесь со специалистом, который Вас научит это правильно делать.

    Плавaтельный рефлекс
    Погруженный в воду ребенок увеличивает двигательную активность ручек и ножек, свойственную ему во время сна. Ничего общего с настоящими плавательными движениями такая активность не имеет, но ребенок некоторое время может лежать на воде без поддержки. Научиться же сложным координированным движениям, требуемым при любых стиле плавания, ребенок может не ранее 2,5 – 3 лет. Однако дети, у которых стимулируется от рождения плавательный рефлекс, pастут физически более крепкими, стрессоустойчивыми, меньше болеют и в последующем очень любят воду и плавание. Даже если какое-то время в своей жизни у них не будет условий для занятий плаванием, при первом удобном случае они восстановят свое умение держаться на воде и быстро овладеют тем стилем, которому их будут обучать. В этом им поможет их младенческий опыт.

Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях ЦНС ползающие движения сохраняются до 6-12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.

  • «Стоп»-рефлекс. Если младенца прижать вертикально к груди и слегка прихлопнуть ладонью по его подошвам, то возникает активная двигательная реакция разгибания и напряжения всей скелетной мускулатуры. Малыш словно вытягивается по стойке «смирно!».
    Стимуляция этого рефлекса хорошо развивает скелетную мускулатуру, что является профилактикой в последующем нарушения осанки. Это упражнение хорошо проводить после кормления (при условии, что малыш не спит) для освобождения от попавшего в желудок во время сосания воздуха.
  • Пяточный рефлекс (рефлекс Аршавского)
    Вызывается умеренным надавливанием на пяточную кость, что приводит к обобщенной разгиба-тельной днигательной активности, с гримасой «плача» и криком. Рефлекс хорошо выражен только у физиологически зрелых новорожденных.
  • Шаговый рефлекс
    Подержите малыша над столом так, чтобы одной ногой он опирался на его поверхность. Эта ножка подожмется, а другая, наоборот, опустится на стол, как если бы ребенок собирался пойти. Если вы оторвете его носок от поверхности стола, он подожмет ножку, будто собирается затопать на столе. Стимулируя шаговый рефлекс, обязательно заканчивайте упражнения прикладыванием к груди. Если рефлекс не стимулировать, он исчезает к двум – трем месяцам.
    Специалисты заметили, что стимуляция шагового рефлекса ускоряет общее физическое и психическое развитие младенца. Такие дети начинают ходить в 8-9 месяцев, у них прекрасно разминается мелкая моторика, говорят они уже к году фразами из 3-4 слов, нередко обладают абсолютным слухом и способностью к языкам.

Внимание! Стимуляция шагового рефлекса, а также «стоп»-рефлекса возможна только у младенцев, не имеющих ортопедических отклонений: дисплазии тазобедренных суставов, вывихов и подвывихов тазобедренных суставов, врожденного косолапия.

    Рефлексы поддержания правильного положения или защитный рефлекс
    Поведение, нацеленное на выживание, называется рефлексами поддержания правильного положения. Такие рефлексы помогают младенцу удерживать туловище, голову, руки и ноги в позе, наиболее удобной для дыхания и нормального развития. Если положить младенца вниз лицом, он немного поднимет голову (ровно настолько, чтобы оторваться от поверхности) и повернет ее в сторону, чтобы был доступ воздуха для носа. Если накрыть голову ребенка пеленкой, он сначала как бы закусит ее, а затем начнет энергично вертеть головой из стороны в сторону и двигать ручками, пытаясь снять ее с лица, чтобы ничто не мешало смотреть и дышать. У детей с поражением ЦНС защитный рефлекс может отсутствовать, и, если не повернуть пассивно голову ребенка в сторону, он может задохнуться. У детей с церебральным параличом при усилении экстензорного тонуса наблюдается продолжительный подъем головы и даже запрокидывание ее назад.

    Рефлекс кляпа
    В период когда малыш учится сосать и глотать, этот рефлекс заставляет его выталкивать любой предмет из полости рта (это предохраняет ребенка от шока). Если воздействовать на заднюю часть глотки малыша, его нижняя челюсть и язык будут выполнять выталкивающие движения вниз и вперед, чтобы освободить глотку. Рефлекс кляпа сохраняется у человека на всю жизнь, но язык при этом участвует только в первые 6 месяцев. Теперь, когда мы знаем о таком рефлексе, становится понятно, почему малышам трудно глотать твердую пищу.

    Рефлекс отдыхающей шеи (рефлекс фехтовальщика)
    Когда малыш лежит на спине, поверните его голову в сторону, и вы увидите, что он отведет в ту же сторону руку и ногу, приняв позу фехтовальщика, готовящегося к атаке. Этот рефлекс одновременно как способствует, так и препятствует развитию мускулов. С одной стороны, благодаря этому рефлексу ребенок смотрит на собственную руку и фиксирует внимание на игрушке, зажатой в ней. С другой стороны, рефлекс не позволяет находиться по центру голове, рукам малыша и игрушке. К 3-4 месяцам этот рефлекс исчезает, а ребенок начинает держать игрушки прямо перед собой.

    Рефлекс отдергивания
    Этот рефлекс защищает ребенка от боли. Если ножку малыша уколоть (для анализа крови во время лабораторных исследовании), он отдернет ее, чтобы избежать боли, а другой в это время начнет толкаться, как бы отпихивая от себя обидчика.

Источники информации:

    Уход за ребенком с рождения до 5 лет. – М., 2008.

    Участковый педиатр. Справочное руководство /Под ред. М. Ф. Рзянкиной, В. П. Молочного. – М., 2008.

    Шаповаленко И.В. Возрастная психология: Психология развития и возрастная психология. – М., 2005.

В течение первых 28 дней организм новорожденного переживает непростой период адаптации. Для малыша после появления на свет начинается новый этап внеутробной жизни, важное значение в которой играют рефлексы.

Какие рефлексы существуют у новорожденных

У маленького ребенка при рождении развиты безусловные рефлексы, заложенные природой по умолчанию. С течением времени некоторые из них пропадают, при этом возникают условные. Новые рефлексы можно сравнить с «индивидуальным опытом» малыша, так как их появление тесно связано с процессами развития ребенка и функционированием мозга.

Медицина говорит о том, что у новорожденных насчитывается 15 безусловных рефлексов, каждый из которых имеет важное клиническое значение и собственное «предназначение». Некоторые необходимы для успешного прохождения сложного процесса рождения, поэтому спустя определенное время они у ребенка исчезают в связи ненадобностью. Другие помогают развиться новым способностям, а третьи сопровождают ребенка всю жизнь.

Безусловные (врожденные) рефлексы

Медицина выделяет несколько видов безусловных рефлексов. Врачи классифицируют их следующим образом:

  • Предназначенные для обеспечения нормальной жизнедеятельности – оральные рефлексы, в том числе дыхательные, сосательные, глотательные, спинальные;
  • Обеспечивающие защиту ребенка от воздействия окружающей среды – реакции ребенка на яркий свет, холод, повышение температуры и иные виды раздражителей;
  • Временного действия - помогающие вовремя задержать дыхание для прохождения по родовым путям.

Некоторые из безусловных рефлексов наблюдаются только в первые 2-3 месяца жизни младенца, после чего пропадают бесследно. Другие сохраняются и обеспечивают жизнедеятельность ребенка всю его жизнь.

Оральные рефлексы

Сосательный рефлекс дает новорожденному способность обеспечивать себя питанием. Он возникает сразу после рождения и сохраняется до 12 месяцев. Как только сосок или соска бутылочки попадает к ребенку в рот, он начинает активно и ритмично сосать. С физиологической точки зрения процесс выглядит как кормление. Глотательный рефлекс помогает новорожденному проглотить полученную пищу, и он сохраняется у ребенка всю жизнь.

Разновидностью орального рефлекса является хоботковый эффект. Если легко прикоснуться к губам младенца, то можно наблюдать за тем, как они вытягиваются в трубочку, напоминая хобот маленького слоненка. Движение обеспечивается благодаря непроизвольному сокращению круговой ротовой мышцы. Подобный рефлекс бесследно исчезает к 2-3 месяцам.

Рефлексом смешанного вида считается ладонно-ротовой, он также известен под названием рефлекс Бабкина. Если провести одновременное нажатие пальцами на поверхности ладошек, то малыш при этом приоткроет рот. На протяжении 3-х месяцев происходит угасание безусловного рефлекса и полное его исчезновение.

Поисковый или эффект Куссмаля заключается в поиске младенцем еды. При прикосновении к уголку рта, ребенок сразу делает поворот головки в сторону раздражителя. Наблюдается рефлекс 3 или 4 месяца и после этого пропадает. Ребенок приобретает способность находить еду зрительно и активно реагирует при появлении в зоне видимости материнской груди или бутылочки для кормления.

После рождения и на каждом очередном осмотре педиатр обращает проверяет работу спинальных рефлексов. Они представляют собой определенный перечень реакций, по которым можно судить о состоянии аппарата мышц. Одним из значимых является верхний защитный рефлекс, который возникает с первых часов жизни младенца. Если ребенка уложить на животик, то его голова сразу поворачивается в одну из сторон, и он делает попытки приподнять ее. Так организм младенца пытается предотвратить риск сбоев в дыхании и восстановить доступ кислорода. Рефлекс у ребенка пропадает в возрасте 1,5 месяцев.

Хватательные рефлексы

Часто с маленькими детьми возникает ситуация, когда новорожденный крепко хватает предмет при приближении его к ладошке. Малыш может настолько крепко держать «добычу», что можно его даже приподнять. Такую реакцию называют рефлексами Янишевского и Роббинсона и она сохраняется 3-4 месяца, после чего начинает ослабевать. Сохранение такого хватательного рефлекса у малыша в более взрослом возрасте часто сигнализирует о проблемах неврологического характера.

При выполнении легкого поглаживания края подошвы у ребенка наблюдается рефлекторная реакция Бабинского. Она проявляется в виде раскрытия пальцев на ногах в форме веера при параллельно выполняемом сгибании стоп. Оценивают выраженность реакции на внешнее воздействие по энергичности движений и их симметричности. Подобные рефлекс является «долгожителем» и сохраняется у детей еще 2 года.

Одним из видов хватательных реакций ребенка является рефлекс Моро. Для него характерна двухэтапное реагирование ребенка на производимый стук. Сначала в ответ на возникающий резкий звук младенец осуществляет движение руки в разные стороны, производит разжимание пальчиков и выпрямляет ноги. Далее происходит возврат в исходную первоначальную позу. В некоторых случаях ребенок может обнять себя, поэтому часто такую двигательную реакцию называют рефлексом объятий. Наиболее ярко он выражен до 5 месяцев.

Рефлекс кернинга заключается в невозможности разжать тазобедренный и коленный сустав после их сгибания. При нормальном развитии ребенка сделать такое не получится. К четырем месяцам рефлекс пропадает.

Одним из самых забавных рефлексов младенцев является «автоматическая» походка. При поднятии ребенка и незначительном наклоне его корпуса вперед, можно наблюдать как он начинает делать шаги. Критерием оценки считается полнота опоры на ступню. Если поверхности касаются только кончики пальцев или стопы пытаются цепляться, то требуется консультация детского невролога. Рефлекс сохраняется на протяжении 1,5 месяцев.

Рефлекс опоры проявляется при попытке младенца встать на стопы на ровной поверхности. Реакция малыша состоит из двух фаз. При соприкосновении с поверхностью он резко производит сгибание ног в коленях, после чего уверенно встает на стопы и подошвы оказываются плотно прижатыми. Рефлекс сохраняется столько же, сколько и «автоматическая походка», то есть 1,5 месяца.

Рефлекс спонтанного сползания или реакцию Бауэра можно увидеть, если положить малыша на животик и приложить ладони к подошвам его ног. В такой ситуации ребенок начинает усиленно отталкиваться от своеобразной опоры и пытается при этом помочь себе руками, пробуя ползти. Рефлекс впервые можно наблюдать на 3 сутки, но по истечении 4 месяцев он пропадает.

Реакцию позвоночника новорожденного на внешний раздражитель называют рефлексом Галанта. При проведении пальцем по всей длине позвоночного столба можно наблюдать, что ребенок начинает выгибать спинку, ноги сгибаются в сторону раздражителя. Выделяют также так называемые позотонические рефлексы, проявляющиеся в перераспределении тонуса мышц при изменении позы. Они наблюдаются у детей, которые не приобрели еще навыков удерживать головку, самостоятельно сидеть и ходить.

Реакцию мышц плечевого пояса и кисти, отвечающих за сгибание и разгибание называют рефлексом Магнуса-Клейна. Для того чтобы вызвать необходимо повернуть головку младенца в сторону, при этом можно увидеть, что он одновременно подает вперед руку и ногу в направлении обращенного взгляда. Поза ребенка в этот момент напоминает движения фехтовальщика. Рефлекс сохраняется на протяжении 2 месяцев.

Когда стоит бить тревогу: слабые рефлексы

В жизни не исключены ситуации, когда рефлексы у новорожденных появляются позднее требуемого времени или они слабо выраженно. Причин такой ситуации может быть несколько:

  • Родовые травмы;
  • Перенесенные болезни;
  • Индивидуальная непереносимость и реакция на ранее назначенный лекарственный препарат.

В значительной части случаев слабо выраженные рефлексы наблюдаются у недоношенных малышей и тех младенцев, которые были рождены с легкой асфиксией. Объяснение слабых рефлексов у новорожденных, связанных с поиском питания и его приемом обычно лежит на поверхности – ребенок не голоден. Сосательный и глотательный рефлексы активно проявляются перед кормлением малыша.

Опасной является ситуация отсутствия рефлексов у младенца, что может быть связано с внутриутробными пороками, тяжелыми родовыми травмами и глубокая асфиксия. В таком случае необходима немедленная реанимация, которая должна проводиться специалистами. При этом не стоит забывать о том, что детский организм обладает уникальным запасом резервов, которые позволяют малышу восстановится даже в самых тяжелых ситуациях и в дальнейшем расти здоровым.

Какие основные безусловные рефлексы должны быть в норме у грудных детей (видео)

Дети рождаются с набором безусловных рефлексов, которые являются их своеобразными приспособлениями к жизни. Само слово „рефлекс” в переводе с латинского языка означает „отражённый”, „повернутый назад”. В медицине таким термином обозначают реакции организма, вызываемые центральной нервной системой при раздражении рецепторов.

Рефлексы новорожденных детей и их значение

Наверняка еще со школы мы помним аксиому о том, что все рефлексы делятся на условные и безусловные. Первые - приобретенные, сформированные в процессе жизненного опыта. Безусловные все мы получаем по наследству. Они у людей проявляются как реакция организма на раздражители внешней среды. Рефлекторные реакции служат для лучшей, более легкой адаптации ребенка к обстоятельствам, которые нельзя поменять.

Новорожденный ребенок рождается только с безусловными такими реакциями. Условные вырабатываются со временем, в процессе дальнейшего его развития.

Отдельные рефлексы возникают сразу после рождения и остаются на всю жизнь с человеком, не меняясь. К таким принадлежит глотательный, который отвечает за автоматизм глотания. Мы, взрослые люди, делаем это автоматически, не задумываясь, как только пережеванная еда поступила в глотку. Также делает и новорожденный ребенок, употребляя материнское молоко.

Роговичный рефлекс вызывает мигание при касании к роговице глаза. Он появляется при рождении и служит человеку всю его жизнь.

Сухожильный - это то, что часто проверяется невропатологами при осмотрах. От удара молоточком по сухожилиям происходят сокращения мышц и дергание ног.

Итак, рефлексы новорожденных деток - это их первые приспособления к жизни, автоматические способности организма, помогающие жить вне лона матери.

Врожденные рефлексы новорожденных

Родившийся мальчик или девочка напоминает беспомощный комочек. Однако природа позаботилась о том, чтобы этот комочек был защищенным и адаптированным к жизни. Новорожденный имеет большой набор инстинктов, помогающих ему выживать в новой среде.

Сегодня насчитывается больше 70 врожденных рефлексов, помогающих деткам взрослеть. Они нужны для адаптации новорожденных малышей к воздушной среде после водной, в которой они пребывали в лоне матери.

Пищевой , или его еще называют сосательным , - первый такой врожденный рефлекс. Проявляется он в том, что малыша не нужно учить сосать мамину грудь. У него это выходит непроизвольно, рефлекторно.

Защитный - это характерное всем людям мигание глазами. Ориентировочный рефлекс заключается в движении глазами по направлению к источнику света. Дитя реагирует на яркий свет, оно может при этом даже закричать. Также ребенок реагирует на сильный шум.

Хватательный . Проявляется он в том, что дитя хватается за ваш пальчик, который вы прислоняете к внутренней стороне его ручки, ладошки. Уже в раннем возрасте дети могут очень крепко хвататься за пальцы родителей и при этом даже удерживаться в висе. Если же коснуться подошвы малыша, то пальчики его быстро распрямятся, ступни повернутся внутрь.

Шагательный . Когда вы возьмете дитя подмышки и будете держать вертикально, то оно поднимет одну ножку, потом другую. Это будет своеобразное шагание. Этот рефлекс обычно наблюдается у здоровых детей на 4 день жизни.

Рефлекс Моро . Он заключается в вытягивании рук и ног при шумных звуках. Дитя выгибает спинку, запрокидывает головку, прижимает ручки к груди. Со временем такое явление исчезает.

Безусловные рефлексы новорожденных

Все вышеуказанные ответные реакции новорожденных являются безусловными. Природа таким образом позаботилась о том, чтобы наши детки ели, видели, защищались, двигались, то есть привыкали к той активности и нагрузкам, которые со временем будут испытывать, развиваясь и адаптируясь во внешнем мире. Безусловные рефлексы - это реакции без условий, "готовые". Здоровые дети рождаются с полным их набором. Одни со временем исчезают, другие (мигание, глотание, например) остаются на всю дальнейшую жизнь.

Физиологические рефлексы новорожденных

При рождении ребенка обязательно осматривает врач-неанатолог. Он всегда проверяет его безусловные, то есть физиологические рефлекторные реакции. Золотая середина с точки зрения неврологии - это рождение ребенка с полным набором физиологических рефлексов. Такой ребенок здоровый. А физиологические реакции исчезают к 3-4 месяцам. Патологией является их отсутствие и задержка их развития.

Итак, перечислим основные физиологические рефлексы:

  1. Поисковый . Проявляется опусканием губы и поворотом головки новорожденного в сторону взрослого (раздражителя) в ответ на поглаживание в области рта.
  2. Хоботковый . Если постукивать по верхней губе малыша, то у него будет происходить сокращение мимической мускулатуры лица. Это проявляется складыванием губок ребенка хоботком.
  3. Рефлекс Бабкина еще называют ладонно-ротовым. Когда надавливать на ладошку ребенка, то он непроизвольно открывает ротик. Такая ответная реакция, как правило, исчезает до 3 месяцев.
  4. Рефлекс Робинзона . Это тот же хватательный, когда новорожденный при хватании удерживает вес своего висящего тела.
  5. Опорный . Когда новорожденного приставить к опоре, то он разгибает свои ножки и всей стопой упирается об ту поверхность, на которую его ставят. До 2-месячного возраста такая реакция исчезает.
  6. Шаговый . Он тоже исчезает до двух месяцев жизни малыша, а заключается он в передвижении ножками, если дитя держать в вертикальном положении.
  7. Рефлекс Бауэра , или ползучий. Когда надавить на подошву ног лежащего на животе ребенка, он начинает рефлекторно ползти. Исчезает к 3-4 месяцам.
  8. Защитный проявляется у уложенного на живот ребенка поворотом головы и попытками ее приподнять.
  9. Нижний хватательный . Возникает при надавливании на подошву ножки новорожденного. При этом происходит сгибание пальчиков ноги, которое напоминает хватание руками. Исчезает такая рефлекторная реакция в год.
  10. «Утиный» . Он проявляется в задержке дыхания малыша при попадании на его личико воды, струи воздуха.

Атавистические рефлексы новорожденных

Следует знать, что не все рефлекторные реакции новорожденных имеют большое приспособительное значение. Это скорее наследственность, полученная ребенком от предков. На основе таких ответных реакций организма ничего не развивается, а называют такие рефлексы атавистическими.

Пример - рефлекс Робинзона, или цеплятельный. Прикосновение пальцами взрослого к ладошкам ребенка вызывает такое сильное хватание, что дитя может повиснуть, как обезьянка.

Другой атавистический рефлекс - переступательный. К этой группе принадлежит также и реакция Моро. Не так давно обнаружен и плавательный рефлекс. Если новорожденного опустить в воду, то он будет барахтаться и держаться на воде.

Большинство атавистических рефлекторных реакций ребенка исчезает в первом полугодии его жизни. К примеру, реакция Робинзона ослабевает к четвертому месяцу жизни. Переступальный теряется в 3-4 месяца, задолго до самостоятельной ходьбы крохи. Рефлекс ползания тоже не служит основой для формирования передвижения в пространстве. Младенческое ползание начинается с движений рук, а не с отталкивания. Безусловные рефлекторные реакции наших детей не обеспечивают дальнейшее формирование человеческих форм поведения. А вот у детенышей животных они являются природной основой поведения взрослых особей.

Тонический шейный рефлекс

У малыша с ДЦП при повороте головки появляется асимметричный тонический шейный рефлекс (АТШР). Он характеризуется повышенным тонусом мышц-разгибателей. То есть в стороне, куда направлен взор малыша, ручка разогнётся. Вторая в это время согнётся в локте - и дитя примет положение «фехтовальщика».

У здоровых малышей неяркое проявление АТШР можно выявить в 2-4 месяца. Затем он быстро угасает. А вот при ДЦП этот рефлекс остаётся, и патология выявляется несколько лет. Такая патологическая реакция не позволяет малышу развиваться так, как это принято считать в норме. Он не может сам схватить погремушку, исследовать её. Не развивается и навык ориентировки ребенка в пространстве, ведь взгляд малыша не фокусируется. По этой же причине ребёнок не может координировать движения, а это, в свою очередь, мешает развитию многих навыков (письменных, изобразительных). Ребенку трудно рисовать и читать, писать и держать столовые приборы.

Когда АТШР малыша слабый, то для его диагностирования обычно производят сгибание-разгибание ручек при повороте головки. Для этого голову ребенка удерживают повернутой, а руки поочередно сгибают и разгибают. О положительном рефлексе говорят в тех случаях, когда при выполнении вышеуказанной пробы хорошо чувствуется сопротивление той руки, в сторону которой повернуто лицо ребенка. Другая рука при этом трудно разгибается. Это проявление называется симптомом «перочинного ножа».

Специально для - Диана Руденко