Как заставить ребенка кушать. Капают слезы в тарелку с манной кашей

Очень часто родители сталкиваются с такой ситуацией, когда ребенок отказывается от еды частично или полностью. Особенно эта проблема беспокоит бабушек. Взрослые переживают, что малыши не едят ничего кроме конфет (пряников, печенья, сока и т.д.). На самом деле, корень проблемы чаще всего находится не в здоровье ребенка, а в неправильном режиме и воспитании. Если вы хотите, чтобы малыш с удовольствием поедал суп, просил добавки и уминал по несколько котлет с картофельным пюре, нужно правильно выстроить пищевое воспитание, о котором мы сегодня поговорим.

Как пробудить у ребенка аппетит

Вот некоторые правила, которые помогут накормить вашего ребенка правильно, вкусно и разнообразно.

  1. Не заставлять! Во-первых, никакого принуждения. Нельзя заставлять ребенка есть, ни в коем случае. С самого рождения организм испытывает голод, как только в крови заканчиваются питательные вещества, принятые с предыдущим приемом пищи. То есть, организм сам говорит о том, когда и сколько ему нужно. Ни в коем случае не заставляйте ребенка кушать, не пляшите перед ним с ложкой каши и уж, тем более, не кормите его насильно. Это может вылиться в серьезные психологические проблемы, которые перейдут с малышом во взрослую жизнь. Еда – это удовольствие и способ насыщения, но никак не наказание.
  2. Режим. Установите режим дня и питания. После того, как ребенок переходит с грудного вскармливания на общий стол, он должен питаться примерно в одно и то же время.
  3. Никаких перекусов! Исключите конфеты, печенье и другие сладости, особенно в перерывах между основными приемами пищи. Не стоит удивляться, что малыш отказывается от супа, если он час назад съел шоколадку.
  4. Чтобы у ребенка появился аппетит – он должен потратить энергию, которая поступила в организм с предыдущим приемом пищи. Для этого он должен двигаться. В идеале, на свежем воздухе. Гуляйте с ребенком не менее двух часов, особенно перед самым обедом. После такой прогулки малыш с удовольствием съест всю тарелку маминого супа. При этом позволяйте ребенку бегать, прыгать, лазать. Не берите на прогулку печенья и конфет, приготовьте суп заранее, чтобы после прихода суметь быстро накормить голодное чадо.
  5. Отказ от сладких напитков. Компоты и соки также можно считать едой, ведь в них много сахара. В промежутках между приемами пищи от сладких напитков лучше отказаться – только чистая вода. А компот предложите в качестве десерта после супа и второго блюда.
  6. Детский сад. Нормальному питанию, как ни странно, способствует детский сад. Очень многие родители признаются, что их капризные и разборчивые в еде детки начинают нормально питаться только в садике. На это есть несколько причин. Во-первых, там жесткая дисциплина – все приемы пищи строго в определенное время. Во-вторых, в промежутках никакого печенья и конфет – им просто неоткуда взяться. В-третьих, играет роль коллектив – если все вокруг с аппетитом кушают, ребенок тоже начнет повторять за сверстниками. Поэтому, если ваш ребенок плохо ест, нужно попробовать отдать его в сад, если, конечно, позволяет возраст.

Вопрос «Как заставить ребенка есть» — в корне неправильный. Нельзя его заставлять, нужно пробудить у малыша интерес к еде, важно, чтобы он почувствовал голод. Тогда и приготовленные блюда покажутся гораздо вкуснее. Но что делать, если ребенок предпочитает питаться выборочно?

Как накормить ребенка разнообразно

Действительно, проблема сбалансированного питания стоит очень остро. Многие дети не любят есть мясо, кто-то отказывается от овощей, третьи не признают фрукты. Однако врачи утверждают, что рацион ребенка должен быть разнообразным. Каждый день он должен есть что-то мясное, что-то молочное, какой-то фрукт и овощ, обязательна и крупа. Это обеспечит малыша нужным количеством витаминов. Что же делать, если ребенок отказывается от мяса или вовсе не любит овощи?

  1. Многие детки не едят лук ни в каком виде. Однако если его мелко порезать и поварить не менее двух часов в бульоне, он растворится практически полностью, малыш его даже не заметит.
  2. В детских садах картошку режут достаточно мелко, чтобы один кусочек мог поместиться в детский ротик. Но и в этом случае воспитатели признаются, что суп едят не все. А вот если раздавить картошку прямо в супе, детки съедают блюдо с гораздо большим удовольствием.
  3. Довольно редко можно встретить ребенка, который любит мясо. Во-первых, мясо по своей структуре довольно жесткое. Чтобы малыш с удовольствием его поел, нужно готовить из мяса котлеты и тефтели. Причем прокручивать его через мясорубку нужно 2-3 раза, чтобы блюдо получилось очень мягким. Добавьте в фарш немного жира и лука для сочности, готовьте котлеты на пару, подавайте их горячими, сразу после приготовления. От такого лакомства малыш точно не откажется.
  4. Чтобы ребенок с удовольствием поедал фрукты и овощи, из них можно вырезать форму звездочек, человечков, животных и другие фигуры. Вообще, креативная подача блюд очень важна для ребенка, интерес обычно подогревает аппетит.
  5. Некоторые мамы признаются, что дети не хотят есть фрукты и овощи в целом виде, но с удовольствием уплетают их кусочками. То есть, нужно нарезать груши, персики, яблоки, бананы и другие фрукты небольшими кусочками, положить в миску и дать ее ребенку. Иногда безумный восторг вызывает самостоятельное использование вилки. Старайтесь давать ребенку вилку с неострыми концами, чтобы малыш не поранился.
  6. Если ребенок отказывается от еды, попробуйте давать ее в разном виде. То есть, иногда годовалые малыши отказываются от пищи просто потому, что не хотят есть привычное пюре из-под блендера. Гораздо больше им нравится блюда с небольшими твердыми кусочками. Это называется педагогический прикорм, когда новые продукты в рацион ребенка вводятся из маминой тарелки.
  7. Готовьте для ребенка вкусно! Иногда родители заморачиваются на правильном питании для ребенка, хотя сами не придерживаются установленных правил. Если малыш в полгода с удовольствием поест брокколи, то не удивляйтесь, что он откажется от зеленой массы в три года. Приготавливая пюре, добавьте масла, немножко молока и соли – то есть, чтобы малышу было действительно вкусно.
  8. Кстати, накормить ребенка мясом проще, если это куриная ножка. Многие дети, почему-то очень их любят.
  9. До трех-пяти лет не вводите в рацион ребенка промышленные сосиски, чипсы, кетчупы и тому подобные сомнительные продукты питания. Поймите, мамин суп редко выиграет бой против сосисок, поэтому от такой пищи лучше оградиться заранее. Чем позже ребенок узнает, что это такое, тем лучше.
  10. Если ребенок напрочь отказывается от овощей, можно схитрить и приготовить их них сок. То есть, смешайте сок моркови и яблока, подайте малышу с трубочкой или вовсе перелейте в упаковку от покупного сока. Часто дети, не видя процесс приготовления, с удовольствием пьют свежевыжатые соки. Но помните, для ребенка младше трех лет сок нужно разбавлять водой.
  11. Можно воспользоваться и таким приемом. Купите малышу красивую тарелку, на дне которой нарисованы сказочные герои или мультипликационные персонажи. Скажите ребенку, что он должен скорее съесть суп, чтобы поздороваться с любимым другом.
  12. Не готовьте каши чрезмерно приторными – многие дети этого не любят. Добавляйте сахар умеренно, обязательно украсьте вкус щепоткой соли. В манную кашу можно добавить ванилин или корицу. Не допускайте образования комочков – вы можете сформировать отвращение к манной каше на всю жизнь. А вот вкусно приготовленную кашу дети съедят с большим удовольствием.

И еще. Если ребенок не хочет есть, не заставляйте и не уговаривайте его. Не хочешь есть – не надо, поешь суп попозже. Но будьте непоколебимы – не предлагайте никакой альтернативы, иначе ребенок будет постоянно манипулировать вами в плане еды. Заранее поговорите со старшими домашними. Утром вы должны сказать в голос – каша готова, кто будет? Если все взрослые домочадцы, в том числе и старшие дети с удовольствием побегут на кухню, малыш просто не сможет остаться в стороне! Положите ребенку немного, чтобы он мог осилить порцию и насладился вкусом блюда.

Если же ребенок отказывается от любой еды и это сопровождается такими симптомами, как боли в животе, рвота, диарея, слабость, изжога – то нужно как можно скорее показаться врачу. Это может быть признаком отравления или гастроэнтерологического заболевания.

Всегда ли важна еда?

Отдельно хотелось бы сказать о детях-малоежках, которые находятся на грудном вскармливании. Часто мамы жалуются, что малыши не очень интересуются прикормом, что постоянно сосут грудь, хотя в ней ничего нет. На самом деле, многим женщинам только кажется, что в груди нет молока или его очень мало. Для позднего срока кормления (после года) характерна ситуация, когда грудь сильно не наливается, но молоко в ней все равно вырабатывается. Это говорит о том, что малыш наедается. Если вы хотите переводить кроху на общий стол, нужно задуматься о полном или частичном отлучении от грудного молока, когда вы будете предлагать ребенку грудь только после пробуждения и перед сном.

Стоит ли заставлять ребенка есть, если он болеет? Многие женщины старшего поколения уверены, что стоит, ведь у малыша «не будет сил бороться с болезнью». Однако это в корне неправильно. Есть такое понятие – лечебное голодание. Это значит, что в острый период многих заболеваний еда только усугубит состояние малыша, ведь организм не в силах переваривать пищу, все его ресурсы направлены на борьбу с болезнью. Особенно нельзя заставлять ребенка есть при простуде и пищевых отравлениях. Можно предложить ему легкий бульон или отварной рис только в том случае, если он сам попросит кушать. Но это правило не касается водного режима. Как при отравлении, так и при ОРВИ нужно пить много и чем больше, тем лучше. Этим вы не только защитите дитя от обезвоживания, но и поможете ускорить выздоровление.

Отношение человека к еде и пищевое поведение закладываются в детстве. Если вы не хотите в будущем видеть ребенка тучным, с большим количеством комплексов и болячек на фоне ожирения, нужно привить ребенку здоровое отношение к еде. Расскажите подростку, что его организм – не мусорный бак, куда можно забрасывать все подряд от газировки до орешков и чипсов. Не заставляйте ребенка доедать все, что на тарелке – это неправильно. Есть нужно столько, сколько хочется, не более. Организм гораздо хуже реагирует на переедание, чем на голод. Мы — это то, что мы едим. И если ребенок захочет есть, он непременно вам об этом скажет, не заставляйте детей кушать. От голода и истощения в благополучных семьях еще никто не умирал!

Видео: что делать, если рёбенок не хочет есть

ФОТО Pavel Kryukov СТИЛЬ Liliya Simonyan

Серьезно переживать или злиться из-за зелени я не могу - в детстве я сама не была образцовым ­примером по части питания. Табуированных продуктов в доме было два - кефир и печенка. Обоим вход в квартиру был заказан - я не переносила даже самого факта присутствия их в холодильнике и грозилась уйти из дома вместе с домашним животным. Так и говорила: «Либо я и кошка Соня, либо печень». С субпродуктом отношения до сих пор не сложились, а вот без кефира я сегодня не могу прожить и дня - бывает, даже разыскиваю его в русских магазинах за границей. Вздыхаю и спрашиваю себя: сколько литров кисломолочной вкуснятины в свое время я упустила? И главный вопрос: как так вышло и почему?

Сила привычки

«Молоко? Буэ-э-э!», «Опять эта противная каша !», «Фу, косточки!», «Я же говорила, что не люблю яблоки !». Свои «пунктики» в рационе есть почти у каждого ребенка. По статистике абсолютный фаворит в списке детских «гадостей» - лук. Его во всех смыслах слова не переваривают до 71 % детей в возрасте 4–7 лет (к 17 годам их остается только 40 %). Под категорию «запрещенки» традиционно попадают «вонючий» сыр, «мерзкие» яйца, «склизкие» вареные овощи и большинство продуктов , богатых альбумином: молоко, яичный белок, говядина, бобовые, гречка. Два гастрономических счастливчика, которых миновала участь быть отвергнутыми, - молочный шоколад и макароны.

Явление «это хочу - то не буду» в диетологии обозначают термином «избирательный аппетит», а его представителей называют капризными едоками. Исследователи компании L.O.Leal уверяют, что 65 % детей на планете - страшные привереды в еде, отвергающие целые категории продуктов (мясо, овощи или фрукты). И это абсолютно нормальный переходный этап взросления. Своего пика состояние самоограничения достигает в 6–7 лет и постепенно сходит на нет к подростковому возрасту, уступая место экспериментам с новыми блюдами и напитками. При этом более капризными в отношении еды оказываются именно мальчики, а не девочки.

Ученые до конца не знают, как и почему у ребенка формируются собственные представления о том, как должна выглядеть и пахнуть «правильная» еда. Один из факторов - наследственность. Если вы в детстве были малоежкой, существует большая вероятность того, что и ваш ребенок будет воротить нос от конкретных продуктов.

Важный момент: вкусы в еде начинают формироваться еще до нашего рождения. Уже на 17-й неделе беременности рецепторы эмбриона довольно хорошо развиты - он отличает сладкое от соленого, горькое от кислого. Вкус околоплодных вод меняется каждые четыре часа в зависимости от того, что съела мама. Ребенок начинает привыкать к специфике тех или иных продуктов и в будущем ест их с большим удовольствием. Логическое продолжение тренировки рецепторов - грудное вскармливание. Если младенца кормили грудью не меньше года, в будущем он будет меньше капризничать за столом. При условии, конечно, что сама мама в это время не сидела на послеродовой диете.

Кстати, дети неспроста наотрез отказываются от лука или оливок. В этот момент у ребенка срабатывает эволюционный механизм самосохранения - не отравиться чем-нибудь ядовитым. В каменном веке ребенок рано лишался присмотра родителей и, чтобы потенциально не съесть опасное растение, избегал любой пищи, имеющей горький привкус. Этот механизм со временем трансформировался в тотальное отторжение всего горького и обожание сладкого, которое даже у взрослых продолжает ассоциироваться с неподдельным удовольствием.

Важный момент - интуиция . Например, ребенок может отказываться от определенных продуктов при некоторых видах дисбактериоза или плохом состоянии зубной эмали - как бы заранее предохраняя себя от нежелательных болевых ощущений. Не списывайте со счетов детскую интуитивную заботу о здоровье.

Каша - состояние души

В некоторых случаях пищевая избирательность может свидетельствовать о жестком самоконтроле ребенка. Понаблюдайте за малышом: если цветная капуста рождает в нем чувство тревоги - это может быть неосознанная попытка сына или дочери обратить на себя внимание, рассказать близким о страхах и желаниях. Или наоборот - с помощью отказа от гречки с молоком или бабушкиных пирогов ребенок стремится закрепить свою автономию и показать власть над родителями (звучит демонический детский смех). Других способов самоутвердиться у него пока нет. Это необходимый этап пребывания в оппозиции чрезмерной родительской опеке. Самый простой способ найти общий язык за столом - предлагать юному бунтарю блюда на выбор. Он сможет и характер проявить, и нормально поужинать.

ФОТО Pavel Kryukov СТИЛЬ Liliya Simonyan

Детей с сенсорным вектором развития (это те, кто любит обниматься, им нужно все обязательно потрогать) могут раздражать продукты определенной текстуры и температуры. Чаще всего это блюда с кусочками, бесформенная пища или та, что подсознательно напоминает выделения слизистой организма («Сами ешьте эти сопли!»). Малыши, которые по жизни любят глазами (представители зрительного вектора), всегда реагируют на внешний вид блюда. Обычный рис может показаться им слишком скучным и унылым, а вот выложенный в форме японских островов Хоккайдо и Хонсю ребенок станет уплетать за обе щеки и заодно подучит географию. Одно из объяснений, почему дети так сильно любят макароны , - их гораздо интереснее есть, чем какую-нибудь манную кашу . Проявляйте креатив, украшайте блюда. Ребенок не ест банальные овощи кубиками в супе? Нарежьте их треугольниками или звездочками. Или купите «тематические» тарелки с рожицами, которые можно дополнить с помощью продуктов: выложить из зеленого горошка бороду, из пюре - волосы, а из маслин - глазки.

У избирательного аппетита есть несколько подвидов. Самая популярная разновидность - неофобия. Это когда ребенок в какой-то момент отказывается от еды, даже к ней не прикоснувшись, просто потому, что она ему незнакома. Родителям кажется такое поведение абсурдным («Как можно отказываться от того, что ты даже не попробовал?!»), в то время как именно неофобию проще всего объяснить все тем же древним инстинктом самосохранения: ребенок не хочет рисковать, боится ввести в организм продукт, который ему чужд. Более того, полноценный отказ от продукта можно считать засчитанным, если его отвергли как минимум 15 раз! Вопрос в другом: хватит ли у родителей и бабушек терпения, нервов и запаса валокордина, чтобы предлагать ненавистное блюдо снова и снова?

Ложки в сторону

В большинстве случаев проблема избирательного аппетита надуманная и однозначно обусловлена факторами воспитания. В борьбе с капризами все средства хороши? Вот уж нет, бороться с нехочухами нужно по всем диетическим и психологическим правилам. Помните гиппократов принцип - «Не навреди»?

Первое. Никогда не кормите ребенка насильно и не заставляйте доедать все, что лежит в тарелке, - станете причиной детских проблем с пищеварением и психикой. Начинает топать ногами, плакать, капризничать? Объявите, что обед закончен, - в следующий раз съест столько, сколько захочет. Не настаивайте, если малыш не принимает определенный фрукт или овощ, а вам он кажется запредельно вкусным и полезным. Оставьте за ребенком право от души ненавидеть один-два конкретных продукта - в конце концов, с его мнением вы тоже должны считаться.

Второе, популярное. Не развлекайте малыша за столом. Сказки, ложки-самолетики и вилки-паровозики, мультики на айпаде не помогают, а мешают - ребенок чисто механически открывает рот и совершенно не понимает, что именно ест. У него формируется вредная пищевая привычка, способная обернуться избыточным весом в будущем.

Третье. Не давайте ребенку баловаться едой. Как только малыш начинает выбрасывать помидоры на пол, как это делают на испанском празднике Томатина, или художественно размазывает кашу по стульчику - включайте команду: «Отставить тарелку!»

Четвертое. Порочная практика - использовать еду в качестве повода к вознаграждению. Например, вы обещаете сыну: «Съешь овощи - получишь десерт». Это приводит к тому, что еда, доставшаяся в награду, приобретает еще большую привлекательность, при этом совершенно не стимулируя ребенка в перспективе есть больше овощей.

Пятое. Дети - маленькие обезьянки, которые повторяют то, что делают взрослые. В том числе и за столом. Поэтому, прежде чем упрекать ребенка в том, что он чего-то не ест, загляните в свою тарелку.

Думаю, что многие из нас сталкиваются с такой проблемой. Когда буквально каждую ложку пищи приходится в ребенка чуть ли не впихивать.

И тогда вопрос «как заставить ребенка есть?» становится совсем не праздным, а практическим.

Я поделюсь с вами своим большим опытом и открою многие из секретов, которые применяла сама.

Скажу сразу, что заставить ребёнка есть, если он не хочет, практически невозможно! 🙂 К такому выводу я пришла, много лет наблюдая за детьми.

А наблюдать было за кем. У меня трое детей и уже есть внук. И ещё я успела десять лет поработать в детском саду воспитателем.

Как заставить ребенка есть кашу

Но сейчас я хочу вспомнить своё детство. Совсем маленькую я себя, конечно, не помню, но по рассказам моей бабушки – я ела отвратительно!

Мне не было ещё и года, а я уже успела довести любимую бабушку до белого каления! Кормление для неё, да и для меня тоже, превращалось в пытку.

На какие только ухищрения она ни шла, чтобы засунуть в мой рот хоть одну ложечку каши! Она и песенки пела, и мух, и птичек показывала, и чирикала!

А я пока от удивления рот открывала, она кашку мне в ротик и подкладывала. Но иногда это не срабатывало, и тогда всё вокруг было измазано выплюнутой мной кашей.

Я не знаю, почему я её не ела тогда, но помню, почему я не любила кашу лет в пять. В манной каше попадались комочки! Они во мне вызывали такие приступы тошноты, что от одного вида манной каши мне становилось плохо. А однажды я просто вылила кашу с балкона, за что мне тогда сильно попало!

Мне эти детские воспоминания пригодились, когда я сама стала мамой. И теперь я прекрасно знаю что такое

Я к варке манной каши подходила со всей ответственностью. Ни одного комочка не должно было там быть! Я всегда в кашу клала немного соли и немного сахара.

Я заметила, что приторно–сладкую кашу дети едят очень плохо. Это, только, кажется, что все дети очень любят сладкое.

Мой внук с самого рождения сладкое не любит. И в кашу ему я кладу очень мало сахара. Зато добавляю чуть-чуть корицы или ванилина.

А летом в кашу можно добавлять ягодки. И вкусно, и полезно.

Внук долго не ел овсяную кашу. И я придумала такой ход. Сварила овсянку, и в другой комнате, но чтобы слышал внук, стала говорить мужу, мол, какая вкусная каша получилась. Но внука, мол, звать не будем – он всё равно не ест её. Сработал дух противоречия. Прибежал. С того дня ест кашу.

В детском саду я применяла другие хитрости, чтобы детки поели. Так как на всех тарелочках были рисунки, я устраивала деткам соревнование «У кого в тарелочке быстрее других покажется рисунок».

Разумеется, работает это только когда у детей красивые тарелки. Соревнования такие им нравились. Даже те дети, которые плохо ели, старались отличиться. Этот метод я применяла для всех густых блюд.

Как заставить ребенка есть офощи

Очень многие детки плохо едят овощи. Они не любят лук, морковь, капусту. Но лук так полезен для детского организма! И вкус блюд улучшает.

Поэтому, при приготовлении пищи, я лук очень мелко резала, не обжаривала, а варила вместе с бульоном или тушила. Тогда он не плавал лохмотьями в тарелке, а был хорошо разварен, и мои детки его не видели. А я тайну не выдавала.

Чтоб приучить детей есть овощи, я, что только не придумывала! Посыпала помидоры сахаром, из огурцов делала человечков, из морковки вырезала звёздочки. А с зелёным луком вообще смешная история вышла!

Когда дети были маленькие – я не работала. Денег катастрофически не хватало, а так хотелось деток чем-нибудь полезным накормить!

Дочке было годика три. Я покрошила в тарелочку зелёного лука, перемешала со сметаной, посолила. Посадила дочку за стол, сказала: «Кушай! Там много витаминов!» А сама занялась делами. Вдруг – громкий плач!

Гляжу — дочка по всей тарелке, по всему столу раскидала лук, ещё и умудрилась порвать каждый кусочек. Она меня увидела и сквозь слёзы закричала: «Ты меня обманула! Там нет витаминок!»

Когда дочь подросла, мы вместе с ней готовили овощные коктейли, а потом угощали остальных домочадцев. И никто не мог догадаться, из чего они были приготовлены. Вот рецепт одного из витаминных коктейлей.

Взять 1/5 стакана свекольного сока, ? стакана огуречного сока, ? стакана апельсинового сока (или яблочного), добавить полстакана кипячёной воды, сахар, немного лимонной кислоты.

Если ребёнок не видит весь процесс приготовления, то такой коктейль, особенно через трубочку, он выпьет с удовольствием!

Как заставить ребенка есть суп

Работая в детском саду, я обратила внимание на то, что дети супы едят неплохо. Но не все детки любят, когда в супе — крупные куски картофеля. Очень часто мне приходилось разминать кусочки картофеля прямо в тарелке.

И ребёнок съедал супчик. Но если ребёнок не хотел – я не заставляла. Конечно, нас заставляли детей докармливать. Но я думала так: пусть ребёнок съест всего две ложки супа, но – с удовольствием. А если кормить насильно – его вырвет! И тогда стойкая неприязнь к супам останется у ребёнка надолго.

Как заставить ребенка есть мясо

Многие дети не едят мясо. Я думаю, что это из-за того, что мясо плохо пережёвывается, во рту долго остаются мясные волокна, уже без сока и вкуса, и это вызывает у детей приступ рвоты.

И заставить ребёнка проглотить такое невозможно! За один случай из моей семейной жизни мне до сих пор стыдно.

Когда сын был маленький, он мясо терпеть не мог! Я не заставляла. Но муж клал мясо сыну в тарелку и требовал, чтобы он его съел. Даже в угол ставил сына, когда тот мусолил во рту кусок мяса и не мог проглотить.

И ругалась я с мужем, и уговаривала – ничего не помогало! Тогда я стала незаметно, чтоб муж не видел, забирать у сына изо рта то, что когда-то было мясом. А на обед старалась готовить котлеты, фрикадельки, тефтели, куриное мясо. Кстати, куриное мясо дети едят с удовольствием, особенно – «ножки».

Главный секрет. Как заставить ребенка есть все!

Я, намучившись со своими детьми, к кормлению внука подошла со всей ответственностью. Учла все ошибки и недочёты. Я стала приучать его к разнообразному питанию ещё до года. Старалась, чтобы новое блюдо было безупречно приготовлено.

И по виду, и по качеству. Я, уже с пяти месяцев, внуку такое вкусное картофельное пюре давала, что мой взрослый сын просил, чтобы я ему немного оставила «детской картошечки». Супчики варила на курином бульоне, добавляла туда разные овощи, крупы.

А потом размельчала в блендере. Внуку было месяцев десять. Мы пошли в поликлинику на очередной медицинский осмотр. И когда педиатр сказала, что уже пора приучать ребёнка к разнообразной еде, я с гордостью сказала: «Он у нас ест всё!» 🙂

Дети раннего возраста быстро растут и развиваются. Меняются их умения, навыки, потребности, характер. Именно в этот период чаще всего родители сталкиваются с проблемой кормления малыша . Если ребенок плохо ест, то причину надо искать в методах и средствах вашего воспитания. Если в семье строго соблюдаются часы приема пищи - жаловаться на плохой аппетит малыша во время еды не придется.

Вам понадобится

  • Установить на первом году жизни ребенка четкий режим питания, самостоятельно воспитывать своего малыша, исключить перекусы, чаще гуляйте на свежем воздухе.

Инструкция

Есть семьи,в которых приучают есть под песни, пляски бабушек и дедушек. Дело здесь не в аппетите, просто избаловали излишним вниманием. Это доставляет ему удовольствие, входит в привычку. Заставить малыша в такой семье трудно. Бабушкам и дедушкам хочется побаловать своих внуков. А родителям ребенка неудобно сделать замечание старшим. Вот и получается замкнутый круг. Поэтому, если вы живете совместно со своими родителями, то основную заботу по воспитанию своего малыша возьмите на себя. Тогда они не будут так активно принимать участие в этом процессе. Не секрет, что часто молодые родители стараются всю заботу о ребенке на своих пап и мам. А бабушки и дедушки стараются ни в чем не отказывать своим внукам. Вот и возникают в дальнейшем проблемы такого плана.

Старайтесь разнообразить блюда. Однообразная пища быстро надоедает ребенку. Красивое и оригинальное украшение способствует хорошему аппетиту. К трем годам уже можно оформлять блюда вместе с ребенком. Это не только поможет вам накормить его без истерик, но и развить у него воображение и творческие способности.

”:

Яна

Уважаемая Татьяна, обращаюсь к вам за помощью. У меня растет сын Илья, летом ему исполнится 5 лет, он — мой второй ребенок. Когда он был маленьким у нас постоянно были проблемы с аппетитом, в процессе поиска как его накормить, появилась бутылка с манной кашей, которая впоследствии заменила чуть ли не все его питание. В 4 года отдала его в сад, где он уже более полугода, там он отказывается от еды. Дома я кормлю его с ложки, но он с удовольствием ждет бутылку с кашей. Я понимаю, что все это выглядит нелепо, но это наша действительность. Прошу вас, дайте совет, как менее травматично для него убрать бутылку — он с ней засыпает в том числе, и как заставить сесть за стол и самому стать есть. Заранее благодарю за ответ.

Татьяна Егорова

Яна, добрый день!

Ситуация у вас непростая, и чтобы решить две задачи (убрать бутылочку и заставить сына есть самостоятельно) вам потребуется много терпения, твердости и последовательности в действиях. Если Илья здоров (умеет жевать твердую пищу, может есть и другую еду помимо манной каши или по крайней мере, ел что-то кроме нее), вы можете попробовать отучить от бутылочки.

Как я поняла, вы не решались ранее дать ему возможность есть самому и с детства эта инициатива в еде была только с вашей стороны. Был упущен благоприятный период, когда ребенок, помимо молока, интересуется и остальной пищей на столе взрослых и начинает сам тянуться к ней, хватая пищу руками. В этот период (от 9-10 мес до 1,5 лет примерно) малыш обычно начинает стремиться есть самостоятельно. Сначала — хватать кусочки со стола, держать их в ручке и подносить ко рту, пить из чашки и т.д. Если мама вкладывает ему ложку в ручки и поощряет его усилия — кроха в дальнейшем принимает эту инициативу на себя.

Следующий момент, о чем необходимо знать — не нужно заставлять ребенка есть . Вообще. Уважайте сына, его выбор. Чтобы сформировалось правильное пищевое поведение: чувство голода -> активный поиск еды -> поглощение пищи , надо, чтобы ребенок, во-первых, хотел есть и во-вторых, мог добраться до еды сам .

Как это сделать? Откажитесь от уговаривания и приставания к ребенку с ложкой: «Ну съешь еще... еще разочек...за маму, за папу...». Просто поставьте еду на стол (в соответствии с режимом), позовите Илюшу кушать и начинайте всей семьей завтрак (обед, ужин). Если он не идет — ничего страшного, будет есть в следующий прием пищи. Причем никаких перекусов, кроме воды, не давайте. Важно сформировать у него чувство голода и активный поиск пищи.

Я думаю, основную идею вы уловили. Теперь, что касается непосредственно вашей ситуации.

Есть два способа.

Первый — быстро покончить с бутылочкой . Как это лучше сделать?

1 этап — Подготовка

Сначала поговорить с сыном, похвалить его, какой он теперь стал большой, научился всему: сидеть, ходить, бегать, играть и т.д. (можно свой рассказ подкрепить его детскими фотками). И если раньше ему была нужна бутылочка, то теперь он вполне может от нее отказаться. Ваш тон должен быть доброжелательным и уверенным. Внушение можно проводить ежедневно , как вами, так и папой (ведь мужчина в семье для сына может обладать веским авторитетом, который обязательно нужно использовать) мимоходом намекая на то, как замечательно быть большим и самостоятельным. А большие бутылочку не кушают…

2 этап — Расставание

После нескольких дней «подготовки» договориться с сыном «отметить» расставание с бутылочкой.

Пообещайте сладости (что он любит), новую игрушку, о которой он мечтает и назначьте час икс: «Давай устроим праздник! Ты знаешь, в детском саду шести- и семилетки прощаются с садиком и уходят учиться в школу, потому что они уже выросли и стали большие. Так и мы с тобой для бутылочки уже выросли, давай с ней попрощаемся? У нас будет что-то вкусненькое и подарки!»

В этот знаменательный день всей семьей отпразднуйте расставание с бутылочкой. Даете ее сыну, перевязанную бантиком (для торжественности), разрешаете попить в последний раз и пусть он ее отдаст вам, а вы скажете, что отвезете бутылочку одной малышке, очень маленькой, которая еще не умеет ползать (или придумайте другой благовидный предлог, чтобы он ее не смог потом вернуть себе). Вручите подарки, которые для него очень желанны, сходите куда-нибудь на веселое детское мероприятие, где ему точно понравится (в парк на аттракционы, попрыгать на батуте, пойти в цирк, в детский развлекательный центр и т.п.).

Фотографируйте сына весь этот день, а вечером похвалите его за мужество и доброту, что он позаботился о малышке. Если он будет просить «обратно» — не поддавайтесь на уговоры, напомните о веселом празднике, выразите восхищение его решением и взрослостью, отвлекайте игрой (можно разрешить позже укладываться спать, заняться увлекательным делом, попить что-то другое перед сном — сок, воду или компот из чашки, к примеру).

Через недельку привязанность ослабнет . Естественно, больше никакой бутылочки вы не покупаете и забываете о ней напрочь.

Второй и более мягкий способ — десенсибилизация — это своего рода процесс медленного угасания сформировавшейся нежелательной привычки. Проводится поэтапно и постепенно до тех пор, пока не ослабнет привязанность ребенка к чему-то (к бутылочке).

1 этап — Еда только за столом

Вы постепенно вводите новые правила пользования бутылочкой с интервалом в 3-5 дней: сначала — непосредственно перед сном (не засыпать с ней), потом есть бутылочку только на ужин (до сна — полчаса-час), потом бутылочкой пользоваться только за столом — так вы потихоньку приучите сына есть исключительно за столом и в составе всей семьи (пока что в качестве основной еды — любимая манка).

Если сын не может заснуть без бутылочки — постепенно отучайте от нее методом уменьшения порций , а на ужин старайтесь давать ту же бутылочку с обычным объемом еды. Чуть позже вместо бутылочки для засыпания предложите другую ассоциацию, связанную со сном (интересная книжка, любимая машинка и т.п. что ему нравится) . Поговорите с сыном, объясните, что он уже большой, а бутылочка — для самых маленьких.

Выражайте вслух позитивную уверенность, что он уже не нуждается в ней, приведите смешные примеры про себя: «Представь, что мама пошла спать с бутылочкой в обнимку?! А папу с манной кашей во рту и в постели?!» Доводите идеи до абсурда, чтобы самому сыну стало смешно. Пусть вся семья поддержит вас в этом объяснении и периодически хвалит Илью, какой он уже стал большой мальчик и выражает уверенность, что он вполне без нее обойдется. Без нравоучений, ругани и насмешек. Только позитивное отношение к проблеме (у многих деток трудности с расставанием, но они все справились — и ты справишься!), добрый юмор и т.д. Так постепенно у Ильи должно наступить угасание привязанности к бутылочке перед сном .

2 этап — Бутылочка + тарелка

Далее вам нужно переключиться на тарелку, т.е. всю пищу есть только из тарелки. Вы можете так же постепенно двигаться в этом направлении — предложите сыну бутылочку с меньшей порцией каши. Доводите каждый день ее объем до минимума (200 мл — 180 мл — 150 мл — 100 мл и т.д.) А рядом — поставьте тарелку с манной кашей. Цель — переключить потребление любимой пищи из бутылочки на ту же еду из тарелки .

И ничего страшного, если он, выпив всю бутылочку с меньшей порцией, не дотронется до тарелки с кашей. Все будет со временем. Проголодается — захочет. Как только он обнаружит, что еды в бутылке что-то уж очень мало — обратите его внимание на тарелку. Он может доесть уже из тарелки. Если будет протестовать и требовать из бутылки — не идите у него на поводу. Скажите, что бутылочка «устала, хочет отдохнуть», придумайте сказку для отвлечения. Первое время кормите его из ложки (из тарелки). Попробуйте этот процесс растянуть не более недели.

3 этап — Только тарелка

Как только бутылочка опустеет, можно оставлять ее пустую рядом и ставить полную порцию тарелки с манной кашей. Далее вы можете «забыть» поставить бутылочку на стол. Теперь ваш Илья полностью перешел на еду с тарелки. Это уже победа!

4 этап — Приучаемся есть самостоятельно

Чтобы благополучно добраться до заветного финиша — запаситесь снова терпением. Одни мамы с похожей проблемой: «Как заставить ребенка есть самостоятельно» решали просто: поставить еду — не ест? — убираем до следующего раза. Опять не хочет, хотя и не ел ничего? — снова убираем и т.д. И голодный ребенок перестает выпендриваться, начинает есть сам.

Другие отправляли своего к многодетной подруге погостить три денечка или на недельку, в семье которой вопрос: «не буду кушать» даже и не поднимается. И «нехочуха», глядя на детишек, аппетитно сметающих все крошки со стола, сам невольно заражается пищевым азартом.

Какой путь выбрать, решать вам. Вы также можете в этом этапе воспользоваться методом десенсибилизации — постепенно приучить пользоваться ложкой, вилкой самостоятельно. Например, вы с ним вместе обедаете. Предложите друг друга покормить одновременно: он — вас, а вы — его. Как научится ловко владеть ложкой — предложите почитать ему интересную книжку, а он будет сам есть ложкой. Ту же манную кашу (любимую легче всего). Так вы придумываете любые неожиданные поводы, добиваясь и поощряя его умение кушать самостоятельно. Как только научится и привыкнет — опять же, постепенно перестаете читать ему во время еды.

Конечно, метод десенсибилизации очень длительный и все зависит от характера ребенка, выдержки мамы. Самое важное в нем — не отступать на пути искоренения вредной привычки .Дадите слабинку — процесс отучения придется снова повторить .

Точно так же постепенно приучайте помимо манной каши, есть другую пищу.

Как только Илья научится самостоятельно справляться с разнообразной едой дома – отпадет проблема с едой и в садике.

Все у вас получится!

Вас что-то беспокоит в ребенке? Вы можете .

Подпишитесь на RSS , чтобы своевременно получать все обновления блога.