Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста. Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста

Познавательно - речевое развитие младших дошкольников

Родное слово является

основой всякого умственного

развития и сокровищницей

всех знаний.

К.Д. Ушинский.

Дошкольный возраст период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания. Развитие понимания речи в значительной мере отражает активный словарь.

После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами и к концу второго года составляет 300-400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только за счет заимствования слов из речи взрослого, но и за счет овладения способами образования слов. Развитие речи осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а так же отдельные признаки.

В последующие годы количество употребляемых слов так же быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К четырем годам количество слов доходит до 1900, в пять – до 2500, а в шесть, семь лет – до 3500 и 4000.

Поэтому возраст от двух до четырех лет имеет особое значение для развития речи ребенка.

Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувствительного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Для развития словаря крайне важно постоянное общение взрослых с ребенком.

В дальнейшем, когда ребенок начнет многократно повторять за взрослым слово, научится выражать словесно свои желания, действия, указывать на предметы, называть их, общение становится всё более осмысленным. Необходимо помнить, что словарь ребенка развивается в ходе ознакомления с окружающим миром, его предметами, явлениями, признаками предметов и действий, и всецело зависит от социально-культурного уровня людей, воспитывающего ребенка.

Известно, что игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Именно игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится с товарищами.

Сегодня мы поговорим о дидактической игре, как об эффективном средстве развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры закрепляют и уточняют словарь, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях, в словах и действиях играющих.

Дидактические игры - это широко распространенный метод словарной работы.

В дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь.

Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого и ребенка.

Главная особенность дидактических игр состоит в том, что ребенок играет, не подозревая, что осваивает какие-то знания, овладевает навыками действия с определенными предметами, учится культуре общения друг с другом, тем самым развивая свою речь.

Дидактическая игра – это эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, она дает возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

В руководстве играми следует выделить три этапа:

Подготовка – проведение - анализ результатов.

    Подготовка.

В подготовку входят: отбор игры, места, определение количества участников, отбор необходимого материала. Воспитатель (взрослый) должен предварительно изучить, осмыслить весь ход игры, её правила, методы руководства и свою роль.

    Проведение: Начинать объяснение игры надо с ознакомления с её содержанием, с дидактическим материалом (предметами, картинками), после чего излагаются правила игры и описываются игровые действия. Мера участия взрослого в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактических задач и игровых правил.

    Анализ результатов.

Подведение итогов: ответственный момент, взрослый отмечает тех, кто хорошо выполнял правила, помогал товарищам, был активен, честен.

Особенности руководства в младшем возрасте:

    занимательность (что-то лежит в красивой коробочке), использование разнообразных игровых приемов, игрушек; сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребёнка.

    Повторение в разных вариантах с постепенным усложнением,

    Подбор такого дидактического материала, чтобы дети могли его обследовать, активно действовать, играть;

    Объяснение правил по ходу игры;

    Обязательно познакомить с предметами, которые будут использованы, их свойствами;

    При подведении итогов отмечаются только положительные стороны.

Существует большое разнообразие дидактических игр и упражнений. Примеры дидактических игр для младшего дошкольного возраста смотри в приложении.

А сейчас от теории перейдем к практике.

Давайте поиграем в игру для детей в первой младшей группе детского сада.

Дидактическая игра "Кто пришел? Кто ушел?".

Цель. Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, вести простейший диалог со сверстниками, развивать внимание. Учить детей различать и называть птиц, о которых упоминается в потешке.

Ход занятия.

Воспитатель выставляет на магнитную доску картинки и беседует с детьми по их содержанию: "Выглянуло солнышко (показывает картинку) и проснулись уточки (картинка). Проснулись, закрякали: "Кря-кря-кря". Как закрякали уточки?" (Хоровой и 3–4 индивидуальных ответа.)

Воспитатель повторяет фразу, побуждая детей договаривать слова: "Выглянуло… (солнышко), проснулись… (уточки), проснулись и… (закрякали) ".

Педагог продолжает рассказ: "Проснулись и гуси (картинка). Пошли на пруд поплавать. Идут, кричат: "Га-га-га". Как гуси кричат? Куда они идут?

Выглянуло солнышко, проснулся индюк. Вот он какой этот индюк (картинка): сам большой, хвост колесом. По двору индюк ходит, сам с собой разговаривает: "Бал-бал-бал, бал-бал-бал!" Как индюк сам с собой разговаривает?

И курочки (картинка) проснулись. "Ко-ко-ко, – говорят. – Вот мы, ко-ко-ко". Кто проснулся? Как вы догадались, что курочки проснулись?"

Затем педагог читает потешку "Наши уточки с утра…". Он повторяет потешку 1–2 раза, поощряя попытки малышей повторять звукоподражания.

Воспитатель проводит дидактическое упражнение "Кто пришел? Кто ушел?".

"Выглянуло солнышко, и во двор вышла маленькая девочка, – рассказывает педагог. – Вот она (показывает картинку). Девочка вышла покормить птиц. Сначала пришли к ней… (уточки). Потом пришли… (гуси), затем пришел… (индюк), прибежали… (курочки).

Наелись птицы и собрались кто куда. Сначала ушел… закройте глаза (дети не должны закрывать глаза руками)". Воспитатель убирает картинку и говорит: "Откройте глазки. Скажите, кто ушел? (Индюк.) Зажмурьте глаза. А теперь откройте. Что скажете? (Гуси ушли. На пруд ушли.) Еще раз закройте глаза. Откройте. Что теперь видите? (Ушли курочки, а пришел петушок.)" И так далее. ( Вернулись гуси, прилетели голуби, убежала девочка и т. п.)

С детьми младшей подгруппы занятие на этом заканчивается.

Детям старше 2 лет 6 месяцев можно предложить поработать воспитателем. Оставив на магнитной доске 4 картинки (остальные лежат рядом), педагог приглашает желающего ребенка, объясняет, что нужно сделать и сказать.

Малыш просит детей закрыть глаза (Пожалуйста, закройте глаза. Не подглядывайте!), убирает (добавляет) картинку и разрешает сверстникам открыть глаза.

Воспитатель приглашает еще 2–3 детей, которые интересуются у сверстников, что изменилось на мольберте.

Дидактическая и гра «Разбуди кота»

Цель . Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.

Материал . Элементы костюма животных (шапочка).

Ход .

Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).

Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

И так дидактическая игра является наиболее успешной интерактивной формой взаимодействия взрослого и ребенка. И помните, что развитие речи идет непосредственно при живом общении. Радио или мультики по телевизору не стимулируют её развития. Поэтому заменять чем – либо общение с взрослыми и развивающие игры не стоит.

Приложение.

Примерный перечень дидактических игр для младшего дошкольного возраста.

    Новая кукла.

Цель: Учить детей правильно называть предметы обстановки в комнате; уточнять их назначение; активизировать речь детей.

Игровые правила. Называть только тот предмет, к которому подошла кукла; отвечает тот, к кому обращается кукла; если она обращается ко всем детям, отвечают все хором.

Игровые действия. Гуляют по комнате, выбирают предметы для описания, знакомят с ними новую куклу.

Ход игры. Дети сидят на стульях, расставленных вдоль стены. Взрослый готовится начать беседу, но вдруг раздается стук в дверь.

Кто-то к нам идет, - говорит взрослый.

Отвернувшись на мгновение от детей, незаметно берет на руки куклу (дети ее раньше не видели), затем продолжает:

Как зовут тебя, малышка?

Прижимает куклу к щеке, имитируя секретный ответ куклы. Взрослый делает вид, что не совсем хорошо понял, и повторяет движение куклой.

Теперь понял. Дети, зовут нашу гостью Валя. Давайте покажем ей нашу комнату. Хочешь, Валя, мы тебе покажем и обо всем расскажем.

Кукла согласна. Дети называют предметы.

Затем взрослый с куклой в руках вместе с детьми подходит то к одному, то к другому предмету, имитируя вопросы куклы, спрашивает:

А это что у вас?

Это у нас аквариум. В нем живут красивые рыбки, - отвечают дети.

А здесь что у вас?

Это шкаф для игрушек.

Так кукла Валя познакомилась с игрушками и другими предметами, которые были в комнате, узнала, для чего они нужны; удивлялась, хвалила порядок, благодарила за внимание к ней. Дети охотно разговаривали с куклой.

Такой прием помогает включить в игру новую игрушку, у детей появляется желание играть с ней, беречь куклу.

    Собери корзинку.


Цель: учить различать и соотносить предметы по величине, закрепить понятия: большой - маленький, один-много, закреплять название цветов.

Подготовка к началу игры.

Вырезать все картинки, по необходимости взять определённый набор (корзина и клубника, корзина и грибы, цветы и бабочки, цветы и пчёлы, солнышко и облака).

Участники игры.

Взрослый и ребёнок.

Ход игры.

1.Ребёнку предлагается рассмотреть 3 корзины и сказать, похожи они или нет.

2. Из выбранного набора картинок ребёнок подбирает по размеру подходящую карточку, объясняет свой выбор.

3. Взрослый задаёт сопутствующие вопросы, если ребёнок затрудняется ответить, помогает дать ответ на поставленный вопрос.

    Сломанная кукла.

Цель: Формирование первоначальных представлений детей о различиях полов. Закреплять знания о частях тела человека.

Продолжать формировать представления о сезонных предметах одежды.

Задачи:

Обучающие:

Закреплять знания детей, идентификации людей по внешним половым признакам;

Учить детей правильно составлять фигуру человека;

Учить правильно, группировать предметы одежды по сезону;

Активизировать словарь;

Развивающие:

Развивать внимание, память, творческую активность;

Развивать мелкую моторику пальцев рук;

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к игрушкам;

Воспитывать желание помочь, другому человеку;

Воспитывать аккуратность;

Оборудование:

Бумажные куклы (вырезанные, части тела прикреплены на прищепках, туловище отдельно).

Ход игры:

Воспитатель привлекает внимание ребенка к коробке которая стоит на столе:

Давай посмотрим что же в коробке?

Посмотри там куклы, но их кто-то сломал. Ой, а игрушки то нельзя ломать. Давай мы их с тобой починим.

Воспитатель вместе с ребенком, собирает кукол, определяя, где кукла – девочка, а где кукла – мальчик. (Можно сразу дать имена, куклам)

Усложнения:

Затем игру можно усложнить и добавить кукол в сезонных одеждах. И так же задавая вопросы собирать правильно кукол. (Уже игру можно проводить с двумя или тремя детьми.)

    «Подбери пару».

Цель: закрепить словарь существительных по теме «Игрушки», учить устанавливать сходство предмета с его изображением на картинках, совершенствовать зрительное восприятие.

ОБОРУДОВАНИЕ: игрушки (мяч, кукла, мишка и т.д.), предметные картинки с изображением этих игрушек.

Рассмотрите вместе с ребенком игрушки и предметные картинки. Назовите каждую из них. Попросите ребенка взять в руки одну из картинок и найти игрушку соответствующую ей.

    «Чем играют и что надевают».

ЦЕЛЬ: закрепить в словаре ребенка названия игрушек, предметов одежды, основных действий с ними.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки с изображением игрушек и предметов одежды.

Разложите на столе предметные картинки и предложите ребенку сказать, что на них изображено. Попросите малыша показать и назвать предметы, с которыми можно играть. Побуждая его отвечать фразой: «Я играю машиной». Затем попросите ребенка назвать предметы одежды и основное действие с ними: «Пальто надевают». В конце игры подведите итог: машиной, кубиком играют. Пальто, рубашка, носки, платье надевают – это одежда.

    «Что изменилось».

ЦЕЛЬ: закреплять в словаре ребенка существительные

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с прежним миром.

Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащении его деятельности новым содержание.

Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требования «я - сам», прежде всего, отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей.

Поэтому задача взрослого - поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное - помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

Стремление к самостоятельности формируется в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной деятельности ребенок осваивает способы и приемы действий, знакомится с примером поведения и отношения, учится самостоятельно действовать с учетом растущих возможностей и стремится добиться лучшего результата.

Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя.

К концу младшего дошкольного возраста начинается активно проявляться потребность в познавательном общении с взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.

Взрослый должен поощрять познавательную активность ребенка, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов. Вместе с детьми взрослый переживает чувства удивления, радости познания мира, своими вопросами побуждает к новым открытиям.

На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками, открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, без которых невозможно правильное социальное развитие. Для того чтобы ребенок мог учитывать в своем поведении чувства и интересы других людей, он должен сначала научиться переживать близким людям - родителям, воспитателю, сверстникам.

Умение взрослого передать свои чувства, вызвать у ребенка эмоциональный отклик является необходимым условием пробуждения сопереживания. Взрослый показывает детям пример гуманного, доброго отношения к окружающим: как утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Он помогает малышам увидеть в мимике и жестах проявление яркого эмоционального состояния людей. Своим одобрением взрослый поддерживает стремление к положительным поступкам, способствует становлению положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить.


Дети 3-4 лет - это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. В конце 3-го года жизни можно отметить и понимание комического детьми - в этот период у них появляется чувство юмора. Происходит это в результате возникновения необычной комбинации знакомых ребенку предметов и явлений. Например, ребенок громко смеется, видя наряженную в платье танцующую дрессированную собачку или увидев на картинке изображение кошки со шляпой на голове.

Но наряду с этим можно увидеть у детей и неадекватную реакцию. Это происходит потому, что у ребенка очень мал жизненный опыт, он не всегда правильно понимает смысл происходящего и часто видит во всем только внешнюю сторону. Именно поэтому ребенок может смеяться над тем, что в действительности не должно вызывать смех. Например, дети могут смеяться при виде упавшего пожилого человека, оказавшегося в необычном, несколько смешном положении (Модина А. И., 1971).

Особенности развития детей среднего дошкольного возраста.

Детям исполнилось 4 года. Они перешли в среднюю группу детского сада. В их поведении и деятельности появился ряд новых черт, отличающих их от малышей.

Возросли физические возможности детей, они испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.

Дети данного возраста отличаются довольно высокой возбудимостью, слабостью тормозных процессов, поэтому требуют частой смены деятельности. Это помогает ребенку восстановить силы и успокоиться.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»

Кичигина Н.А – воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ №18 «Детский сад «Ладушки»
Описание: данная консультация будет полезна родителям и педагогам ДОУ. Она знакомит с разнообразными играми, которые развивают мелкую моторику рук ребёнка. Эти игры не нужно покупать в магазине, их можно изготовить самостоятельно в домашних условиях из подручных материалов и с успехом использовать в повседневной деятельности.

Проблема развития мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии и педагогике имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.
Что же понимают под термином «мелкая моторика»?
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной системы, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Поэтому в детском саду, и конечно же дома необходимо создавать все условия, способствующие развитию мелкой моторики.
Зачем нужно развивать мелкую моторику?
Польза очевидна:
- точные движения пальцев, кистей, координация деятельности костной, мышечной и нервной систем активизирует зоны мозга, ответственные за двигательную проекцию;
- близость этих отделов к речевой зоне улучшает формирование, развитие речи у деток раннего возраста;
- чем больше нагрузка на пальчики, чем чаще ребёнок совершает мелкие, точные движения, тем раньше кроха научится говорить;
- мелкая моторика связана с двигательной, зрительной памятью, координацией. Регулярные упражнения улучшают мышление, повышают внимание, развивают наблюдательность;
- точные движения пригодятся деткам любого возраста в учёбе, повседневной жизни.
Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься дома.

Пальчиковые игры.
Большая роль в развитии мелкой моторики в раннем и младшем дошкольном возрасте отводится пальчиковым играм. В России известны многие старинные забавы с пальчиками: пестушки, прибаутки, потешки. Игры с пальчиками очень увлекательны. Они просты, эмоциональны и не требуют никаких приспособлений и специальной подготовки. В них можно играть где угодно – на прогулке, на отдыхе, в очереди к врачу, в дальней поездке. Это интересная игровая форма, благодаря которой, ритмическая организация поэтического текста и соотнесенных с ним движений, вовлекают ребенка в выполнение действие по показу взрослого.

Пирамидки, кубики любого размера, конструктор.
Даже в 8–9 месяцев детки легко справятся с этой задачей. После года усложните упражнение, чтобы ребёнок запомнил размер, а не только порядок нанизывания красного, жёлтого или синего колечка. Понадобится пирамидка с кольцами одного цвета.
Игры по конструированию проводятся с ребенком с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта, координации движений и развития мелкой моторики. Игры способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, приучают к бережному обращению с игрушками, учат действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им.


Игра в куклы.

Дети одевают-раздевают «дочку», совершают много мелких движений пальчиками. Такие игры способствуют развитию не только мелкой моторики, но и развитию элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков).
Раскрашивание, рисование.
На первых порах не так важен результат, как процесс. Постоянный контроль линий, повторяющиеся движения в пределах определенной области на листе бумаги положительно влияют на развитие моторики, улучшают координацию.


Игры с пластилином.
Наибольший интерес вызывает работа ребенка с пластилином. Детям очень нравиться повторять за взрослыми движения, работая с этим новым для них пластичным материалом. Это способствует развитию согласованных движений рук ребенка, а в конечном итоге влияет на развитие речи и мышления малыша.


Игры с прищепками.
Игры с прищепками для детей относятся к модульной гимнастике, которая подразумевает занятия с предметами, которые сами по себе не разбираются, но из них можно делать другие вещи. С помощью такой гимнастики укрепляется и развивается кисть и два пальца руки, которые в последующем будут активно задействованы в письме.
Как играть с прищепками?
Самым простым примером дидактической игры с прищепками может служить действие, когда нужно открывать и закрывать прищепку, сопровождая это действие стихами о животных. Это может быть лиса или крокодил, гусь или аист, кошка или собака. Короткие стишки про этих животных, которыми будет сопровождаться это движение, помогут озвучить прищепку и она станет лаять, мяукать или щелкать клювом.
Еще один пример игры лежит в прямом применении прищепки. И тогда цель игры с прищепкой будет совмещена с ролевой игрой, когда малышу нужно будет развесить на веревочке кукольную одежду и закрепить ее прищепкой.
Для развития воображения стоит предложить ребенку набор прищепок и простых геометрических фигур. Сначала нужно показать, как можно сделать из них солнышко, цветочек, человечка, а потом и самому ребенку
предложить собрать самостоятельно.


Мозаика.
“Мозаика” – это оригинальная, увлекательная, развивающая игра для детей всех возрастов, совмещающая в себе элементы конструктора, настольной игры, головоломки и набора для творчества.
Значение мозаики в развитии детей.
- мозаика развивает мелкую моторику рук (действуя с мелкими деталями, ребенок подготавливает руку к письму. Это очень важно для подготовки детей к школе и дальнейшего его обучения);
- развивает и совершенствует сенсорные эталоны (цвет, форма);
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, фантазию, речь;
- развивает познавательную активность детей, желание принять, заинтересовавшую ребенка информацию, и действовать в соответствии с ней самостоятельно, с проявлением элементов творчества;
- развивает конструктивные способности (умение действовать по схеме, образцу);
- развивает математические способности у детей: счет, пространственную ориентировку;
- вырабатывает у детей художественный вкус, за счет ярких, красочных, эстетичных и необычных композиций;
- способствует воспитанию столь важных качеств личности человека, как целеустремленность, самостоятельность, усидчивость, терпение, аккуратность, а самое главное, закладывает творческое начало.


Пазлы.
Пазлы с каждым годом приобретают все большую популярность. И в этом нет ничего удивительного! В эту игру играют и малыши, и дети старшего дошкольного возраста, и взрослые.
Это отличная развивающая игрушка и хороший способ провести время вместе с ребенком. Какими должны быть самые первые пазлы? Они должны быть очень простыми: от двух до четырех крупных деталей. Предметы, которые собирает ребенок, должны быть ему хорошо знакомы. Желательно, если это будет один крупный предмет, например, любимый сказочный герой вашего малыша. Как только ребенок научится собирать пазлы из 4-6 деталей, ему можно покупать более сложные варианты этой игры. Если с раннего детства ребенок собирает пазлы, то к 3 годам малыш будет уже способен собрать пазлы из 24 элементов.
Игра в пазлы влияет на развитие малыша:
развивает мелкую моторику рук и координацию движений;
развивает логику;
формирует навыки выработки стратегического решения задач;
развивает усидчивость и аккуратность;
развивает воображение и фантазию;
развивает внимание и память;
учит принимать решения самостоятельно.


Игры с крышками от пластиковых бутылок.
Какие игры можно придумать с крышками от пластиковых бутылок и баночек? На самом деле очень много, главное - собрать свою коллекцию крышек разных цветов и размеров и внимательно на них посмотреть. Крышки обладают несколькими полезными свойствами, которые делают их универсальными игрушками:
имеют простую форму;
имеют от одного до трех изменяемых признаков: цвет и размер - очевидные, и еще один - материал, из которого изготовлены (большинство - пластиковые, но есть и жестяные, резиновые и прочие);
они легкодоступны.
Игры с цветными крышками научат малышей ориентироваться в цветовой гамме, дадут понятие о величине, будут способствовать развитию мелкой моторики рук, научат решать логические задачи, разовьют творческие способности.
В такие игры можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. С маленькими детьми играет воспитатель, а дети постарше могут играть самостоятельно.

Ольга Вильдт

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

средствами дидактических игр »

Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности . Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра . В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания . На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка .

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей .

Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста .

Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л. С. Выготским, Б. Г. Ананьевым, С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгером и др. Авторами ранней системы дидактических игр являются известные педагоги и психологи : Л. А. Венгер, А. П. Усова, В. Н. Аванесова и другие. Много таких дидактических игр представлено в работах отечественных исследователей и педагогов (Е. И. Тихеевой, Ф. И. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, А. И. Сорокина, Е. Ф. Иваницкой, Е. И. Удальцовой и др., а также в специальных сборниках игр.

В современной системе сенсорного воспитания наряду с учебными занятиями определенное место отводится занятиям, которые проводятся в форме организованных дидактических игр .

В непосредственной образовательной деятельности такого рода сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе образовательной деятельности, а в ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата).Но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников .

В отличие от учебной сущности образовательной деятельности в дидактической игре действуют одновременно два начала : учебное, познавательное, и игровое, занимательное. Учебное, познавательное, начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах , преследующих, например цели сенсорного и умственного воспитания детей . Наличие дидактических задач , ради которых создаются и проводятся с детьми обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер . Но дидактическая игра становится настоящей игровой формой обучения лишь в том случае, когда учебные задачи ставятся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связываются с игровым, занимательным началом – с игровыми задачами и игровыми действиями.

Игры могут быть включены практически в любую образовательную деятельность. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления , воображения.

Можно сделать вывод, что с помощью использования дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей , развиваются познавательные процессы : мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из – за неудачного результата.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия , его формирования представлений о свойствах предметов : их форме, цвете, и величине. Сенсорное воспитание , направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем , что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей . Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания . И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей , то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития . В качестве одного из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения , позволяющая шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаниях. Дидактическая игра приобретает всё большее значение, однако в практике воспитания детей она ещё используется недостаточно. Между тем, наряду с использованием представлений о форме, цвете, величине и др., она составляет одну из основ умственного воспитания, всестороннего развития и формирования познавательных способностей ребёнка. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки : башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребёнку.

Народная мудрость создала дидактическую игру , которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Обучающее воздействие необходимо как в семье, так и в детских учреждениях.

Игра, как сказал В. А. Сухомлинский – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Публикации по теме:

Нет ничего гармоничнее играющего ребенка… Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются,.

Проект «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр с пуговицами» 1 СЛАЙД. Я Баландина Елена Игоревна работаю воспитателем в МБДОУ детском саду №14. Имею высшее образование. Педагогическое кредо: «Я –.

Использование дидактических игр в развитии познавательной активности детей младшего дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25 «Рябинушка» Доклад на тему:«Использование дидактических игр в развитии познавательной активности.

Картотека дидактических игр по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста Картотека дидактических игр по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста «Покажи, кого назову» Цель игры: Учить детей находить,.

Консультация для родителей «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего.

Особенности принятия роли в игре детьми младшего дошкольного возраста

1.1 Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста

По мнению Е.О. Бондаренко, младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития . Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. С 3-4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте - предметно-действенное сотрудничество.

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности - игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые "творческие" объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.

В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение .

Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств - сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.

Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Таким образом, достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.

Анализ методики преподавания детям дошкольного возраста

Изучение возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста нужно для того, чтобы правильно построить образовательный процесс как в семье, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы)...

Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления...

Коррекция нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Нравственное сознание младших школьников претерпевает существенные изменения от I к III классу. Моральные знания, представления и суждения к концу возраста заметно обогащаются, становятся более осознанными, разносторонними, обобщенными...

Методика социально-педагогической деятельности по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности...

Нравственное воспитание детей в современной начальной школе

Младший школьный возраст представляет собой период впитывания, усвоения, накопления знаний. Этому благоприятствуют доверчивое подчинение авторитету взрослого, повышенная восприимчивость, внимательность...

Организация и содержание проектной деятельности детей младшего школьного возраста в рамках Интернет-фестиваля

Для организации и разработки содержания проектной деятельности детей 2-4 классов, необходимо изучить возрастные психофизиологические особенности детей данного возраста...

Развитие внимания у младших школьников на уроках естествознания

Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития...

Развитие воли младших школьников средствами подвижных игр во внеурочной деятельности

Воля воспитывается в условиях реальной жизни человека, и начинается этот процесс с момента нашего рождения. Как известно, воля проявляется в умении совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние или внутренние препятствия...

Развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру

Четвертый год жизни - ответственный период в формировании игровой деятельности, принципиально новый этап в ее развитии. Изменяется психологическая характеристика игры: ее содержание создает базу для общения и совместных действий детей...

Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях по художественному труду

Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей...

Развитие эстетической культуры младших школьников средствами изучения народного творчества во внеклассной деятельности

Младший школьный возраст - это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1 - 3 (4) классах начальной школы. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению...

Театральная (театрализованная) деятельность как средство профилактики и коррекции агрессии в поведении детей школьного возраста

Агрессия детей младшего школьного возраста проявляется в том, что маленький ребенок, находясь в группе сверстников старается стать в этой среде популярным или авторитетным. Этим он удовлетворяет свое желание быть признанным и защищенным...

Теоретический анализ возможностей метода проектов в реализации и развитии творческих способностей школьников

Младший школьный возраст (7 - 11 лет) называют вершиной детства, так как ребенок еще сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Это начало школьной жизни...

Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения...

Формирование ценностного отношения к физической культуре у младших школьников

Формирование личности - это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре...