Ребенок не хочет общаться с детьми: причины, симптомы, типы характера, психологический комфорт, консультации и советы детского психолога. Как помочь ребенку, если с ним не хотят дружить

Ребёнок нуждается в друзьях. И заинтересованность в этом родителей отнюдь не меньше, чем детей. Дружба - это фактор умственного, двигательного и социального развития крохи. С умением дружить дети не рождаются: малышу нужно подсказать, как совершить шаг навстречу. Именно родители прививают первые навыки общения, учат знакомиться и дружить. Как это делать правильно – узнаете из нашей статьи.

Первый опыт общения

Кто же первые друзья малыша? Это родственники и игрушки. Как начинаются первые пробы общения у самых маленьких детей?

1 год. Годовалый малыш уже начинает интересоваться сверстниками и тем, что происходит вокруг. Если такого внимания не наблюдается, не переживайте, оно ещё в процессе формирования.

1,5 года. У полуторагодовалого крохи внимание к сверстникам приобретает более устойчивую форму, однако малыш ещё не знает, как обращать внимание другого ребёнка.

2 года. Умение привлекать внимание адекватными способами появляется к двум годам. В этом возрасте малыши начинают активно проявлять интерес друг к другу. Немалая заслуга в этом родителей: именно они знакомят детей в песочнице, во дворе, не детской площадке. Малыши гуляют рядом, но ещё не вместе: их контакты эпизодичны и непрочны.

Особенность маленьких детей такова, что, даже находясь рядом, каждый ощущает себя центром вселенной. Поначалу им трудно осознать, что существуют и другие «вселенные». Взрослея, ребятишки начинают более реалистично воспринимать окружающий мир, преодолевая свой эгоцентризм. Первые попытки наладить общение не всегда успешны, потому что дети ещё не знают, какая реакция последует на их действия. Малыши ведь только ещё постигают науку общения: они учатся прислушиваться к желаниям других детей, учитывать их интересы, сочувствовать, уступать. А учат всему этому их родители.

Заложив навыки общения в самом раннем возрасте, вы будете волноваться, появятся ли у малыша друзья, когда он начнёт посещать или пойдёт в школу. С чего начать?

  1. Хороший пример. Это может быть личный пример, детский мультфильм о дружбе (например, «Крошка Енот») или пример дружбы других деток.
  2. Дружить - это здорово. Постарайтесь воспитать у малыша позитивное отношение к дружбе - дружелюбие. Учите кроху улыбаться: это станет символом открытости и готовности к контакту.
  3. Учим не стесняться. Научите малыша самому подходить к деткам и представляться, предлагать совместную игру или сразу дружбу. Обычно все соглашаются.
  4. Учим не жадничать и делиться игрушками. Делать это нужно тактично, объясняя действия детей. Ребёнок - это маленький собственник игрушек, и подчас его настроение влияет на то, будет ли он делиться игрушками, или нет. Учите его это делать, но бережно, не ущемляя достоинства крохи. Хвалите детей за хорошие поступки.

«А знаете ли вы, что опыт первых взаимоотношений со сверстниками - это основа дальнейшего развития личности малыша? Первый опыт общения формирует отношение ребёнка к себе, к людям, к окружающему миру».

Способность легко находить друзей - первый признак социализации ребёнка, а также его психологического здоровья. Дети, которые с лёгкостью контактируют со сверстниками, никогда не будут чувствовать растерянность и одиночество в незнакомой обстановке.

Смотрите видео, в котором психолог рассказывает о детской дружбе

Дружба в дошкольном возрасте

Дошкольнику необходима компания, так как это важнейшее условие для его личности.

Дружба между младшими дошкольниками - это отношения, построенные на симпатиях и привязанностях. Ребёнку нравится общаться со сверстником. Так выходит, что с кем-то из группы ему нравится проводить время больше, чем с остальными детьми. Бывает так, что ребёнок может назвать другом первого попавшегося ребёнка, с которым играл, и тут уже забыть его. Нередко, по мнению ребёнка, другом может стать тот, с кем было получено удовольствие в общении, радость в какой-то ситуации.

Старшие дошкольники дружат иначе. Посещая детский сад, старшие дошкольники объединяются в группы по разным принципам:

  • играя вместе
  • наводя порядок в игровой комнате или на площадке
  • чем-то занимаясь общим на прогулке.

Старшие дошкольники избирательны в дружбе: они не назовут другом каждого, с кем играют. Старшие дошкольники будут выбирать друзей, глядя на их поступки, отношения внутри детского коллектива, личностные характеристики.

Дружеские отношения в детском саду

Как происходит формирование дружески отношений в дошкольном возрасте? За этим хорошо наблюдать в детском саду.

В детском саду большая роль в обучении детей коммуникативным навыкам отводится . Именно он организовывает совместные игры, учит детей контактировать друг с другом, вовлекает их в различные совместные виды деятельности. В детском саду существует наличие важного фактора - детский коллектив, в котором ребёнок, при помощи родителей и воспитателя, может приобрести первые навыки общения со сверстниками.

Многие дети в детском саду получают возможность завести дружбу. Дети, которые нашли друзей, уверенны в себе, обладают более высокой самооценкой. Дошкольники учатся не только играть в совместные игры, но и защищать друг друга, помогать, сочувствовать, извиняться, размышлять о правильности своего поведения.

Модели поведения детей

У вашего ребёнка нет друзей или их очень мало? Вероятно, социальные навыки он приобретает медленнее, чем другие дети. Для того чтобы научится дружить без помощи родителей не обойтись. Давайте рассмотрим модели поведения детей и варианты решения возникающих при общении проблем.

  1. Модель «Маленький диктатор». Детям такого типа присущи лидерские качества, однако, они не лидеры. Ребёнок-лидер - независим, уверен в своих действиях, самостоятелен, может объединять детей. Ребёнок-диктатор - доминирует в группе потому, что может запугивать, угрожать и подавлять других детей. «Диктаторами» часто становятся единственные дети в семье или те, кого не приучают . Заметив такие характеристики в своём чаде, учите его быть внимательным к детям, учитывать их интересы, совершать добрый дела. Ребёнок должен научиться испытывать радость от позитивного контакта со сверстником.
  2. Модель «Скромный». Малышу страшно знакомиться, он не может подойти первым и предложить игру. Тушуется, когда предлагают выступать, участвуя в утреннике. Причиной такого характера может стать врождённый темперамент или повышенный контроль над жизнью ребёнка дома. Малышу, живущему в строгости, не хватает эмоционального развития, а зачастую и общения со сверстниками. Способствуйте расширению круга общения ребёнка, учите его общаться с детьми: так ему легче будет находить общий язык.
  3. Модель «Ведомый ребёнок». Такой малыш весьма общителен, однако ведёт себя в компании детей нейтрально, не заявляя о своих желаниях и интересах. Такому ребёнку легко навязать любую роль в игре и даже подчинить несправедливым правилам игры. Такое часто происходит в семьях, где ребёнок находится в подчинении у родителей. Такая модель воспитания не способствует появлению у малыша собственно мнения. Родителям следует заняться воспитанием лидерских качеств ребёнка, развитием его собственного взгляда на жизнь. Это убережёт его в будущем от негативного влияния дурных компаний.
  4. Модель «Хулиган». Такие дети легко отнимают красивую игрушку у соседа по песочнице, рушат песочные замки, могут обозвать, подраться и даже укусить. Причина этого поведения кроется в детском эгоцентризме. Научите ребёнка быть внимательным к тому, что чувствуют другие дети. Учите его сопереживанию и доброте. Объясняйте правила хорошего поведения, учите признавать ошибки и извиняться.
  5. Модель «Чувствительный». Малыш чрезмерно чувствительно относится ко всему, что происходит в его жизни: часто обижается, плачет. Такое поведение типично для только что пришедших в детский сад детей. Иногда причина слезливости кроется в недостаточной поддержке родителей, дефиците внимания и похвалы. Семейное тепло, любовь к ребёнку помогут вселить уверенность в него, стать эмоционально устойчивым.
  6. Модель «Сам себе конкурент». Такие дети - маленькие хвастунишки. Ребёнок, испытывающий дефицит похвалы, пытается её получить любым способом. Папа и мама могут помочь малышу стать увереннее в себе и преодолеть барьеры общения, если будут чаще обращать на него внимание и предложат заняться интересным делом.

Далеко не все дети способны на свободное знакомство и успешное общение. Бывает так, что ребёнок долго приспосабливается к детскому обществу, ищет подходы к детям, еле-еле справляясь с застенчивостью. Такие дети не спешат вливаться в детский коллектив и проводят время наедине с собой. Случается, что даже ребёнок с развитыми навыками общения замыкается в себе. Такое часто бывает после пережитого стресса: развода родителей, переезда и т. д. А бывает и так, что ребёнку не интересно со сверстниками: он опережает их в развитии, их игры для него скучны. Есть дети, которых детский коллектив отвергает: они сильно отличаются от ровесников либо внешним видом, либо умственными способностями, ли поведением. Примеров много, а причины отвержения коллективом (или наоборот – нежелания ребёнка влиться в детский коллектив) не всегда понятны.

Психологи считают, что если ребёнок растёт без братьев и сестёр, а круг его общения ограничен, то у него может проявляться замкнутость при вхождении в детский коллектив. Как помочь крохе преодолеть боязнь общения как преграду, стоящую на пути его дружбы с детьми?

Психологи советуют родителям:

  • постараться узнать причины замкнутости
  • не заставлять ребёнка делать то, что ему не хочется
  • любить ребёнка таким, какой он есть
  • не указывать на как на проблему
  • работать со страхами с помощью игр, сказок, рисования
  • учить малыша знакомиться и общаться с ровесниками
  • поощрять решительность малыша и умение самому справляться с проблемами.

«Совет. Научить ребёнка дружбе могут правильные мультфильмы, фильмы, книги, истории о настоящей дружбе».

Больше – не всегда лучше

Отлично, когда ваш ребёнок имеет большой . А вот близких друзей много и должно быть. Пусть будут один-два друга, в компании которых ребёнок расслабиться, получив удовольствие от игр и общения.

Количество друзей, как правило, меняется по мере взросления ребёнка, как и сам характер дружбы. Друзьями дошкольников и младших школьников часто оказываются соседи и дети ваших друзей. В этом возрасте дети могут перечислить целый список друзей. Позже этот список сузится. Дети будут выбирать друзей на основании своего вкуса и интересов. Такая дружба обычно долгосрочна. Однако в подростковом возрасте и такая, казалось бы, крепкая дружба, может прекратиться. Это происходит в том случае, если один из товарищей развивается быстрее (физически или эмоционально), чем остальные.

В любом возрасте ребёнка остаётся очень важным, умеет ли он дружить. И в этом должны помочь родители.

Учим дружить

  1. Поддерживайте доверительные отношения с ребёнком. Для того чтобы дать правильный совет ребёнку по организации его общения, родители должны не решать за него возникшие проблемы, а просто быть в курсе дел ребёнка. Интересуйтесь, как дела, как прошёл его день. Тогда, исходя из ситуаций, сможете подсказать ему, как поступить в том или ином случае. Доверительные отношения между детьми и родителями способствуют решению многих коммуникативных проблем.
  2. Предоставляйте возможности для развития дружбы. Содействуйте дружбе ребёнка с ровесниками, например, приглашайте друзей ребёнка на праздники и просто в гости. Ребёнок будет рад, а вы сможете понаблюдать за ним.
  3. Не осуждайте и не критикуйте друзей ребёнка. Если вы считаете, что кто-то не подходит вашему ребёнку в качестве друга, направьте мысль сына или дочки в правильное русло. Пусть ребёнок задумается и сам примет решение.
  4. Учите малыша правилам общения. Чаще обсуждайте с ребёнком . Говоря об азах дружбы, учите малыша сочувствию и вниманию к другим детям, справедливости, честности, щедрости. Порицайте за эгоизм.
  5. Морально поддерживайте ребёнка. Выслушивайте, помогайте ему советом – так он сможет разрешить любую проблему самостоятельно.

«Совет. Если у ребёнка сложился конфликт с другом, предложите ему различные пути выхода из сложившейся ситуации. Он проанализирует ссору и найдет способ примирения сам».

Выводы

Учите ребёнка дружить. Пусть он получит нужные знания о дружбе от родителей. Хорошо, когда у родителей есть надёжные друзья - такой пример поможет ребёнку быстрее осознать силу дружбы. Рассказывайте ребёнку, что такое крепкая дружба и чем она ценна. Приводите примеры из жизни и литературы - их масса. И увидите, как ребёнок научится дружелюбию и будет иметь много друзей.

ГЛАВА 10. Как научить детей дружить и справляться с проблемами, возникающими при общении со сверстниками

Моему сыну Робби семь лет, и одноклассники никогда не зовут его к себе домой после уроков. И на дни рождения тоже не приглашают. Как-то Робби пришел из школы в слезах и сказал: «Никто меня не любит. Почему ребята не хотят, чтобы я был с ними?» Я решила отправить сына в летний лагерь, чтобы в другой обстановке он приобрел социальные навыки и новых друзей. После двух дней пребывания Робби в лагере я встретила на пикнике начальника лагеря, который сказал, что Робби ведет себя деструктивно и не умеет сотрудничать с другими детьми. Он не вписывался в коллектив - остальные дети с ним не общались. Начальник лагеря сомневался, что Робби готов к лагерной жизни. Что я могу сделать, чтобы помочь ему нравиться другим детям и лучше с ними сотрудничать? Надо ли мне забрать его из лагеря? Меня это очень огорчает. У моего сына нет школьных товарищей. Он почти всегда один. Дети его постоянно дразнят.

У меня душа болит, что именно о моем сыне одноклассники потом будут вспоминать как о мальчике, про которого все говорили «Нет, мы не хотим с ним быть, он такой странный». Я хочу, чтобы он был счастлив, нашел друзей и обрел покой.

Подобные истории нередки. Как взрослый человек вы знаете ценность дружбы и хотите, чтобы у вашего ребенка складывались тесные, длительные дружеские отношения. Вы понимаете, что не сможете заставить других детей (и взрослых) полюбить вашего ребенка.

Видеть, как ваш ребенок снова и снова остается один, отвергнутый сверстниками, очень тяжело. Вы понимаете, какое влияние изоляция оказывает на чувство самоуважения вашего ребенка, и какое одиночество он испытывает. Хотя вы работаете с ребенком дома над решением проблем и учите его социальным навыкам и контролю эмоций, вы все же чувствуете беспомощность в том, что касается его отношений со сверстниками в школе или другом социальном окружении. Может быть, вы не спешите записывать его в летние лагеря или во внеклассные группы, опасаясь неприятных звонков от руководителей, недовольных поведением вашего ребенка. В результате он проводит все больше и больше времени один, что, как вы понимаете, совсем нежелательно.

Почему важна детская дружба?

Немногих родителей нужно убеждать, что дружба важна для ребенка. Благодаря успешно складывающимся дружеским отношениям дети усваивают такие важные социальные навыки как сотрудничество, умение делиться и разрешать конфликты. Дружба воспитывает ощущение принадлежности к группе и начинает развивать у ребенка навыки эмпатии (сопереживания) - то есть умение понимать позицию другого человека. Дружеские отношения - или их отсутствие - оказывают огромное воздействие на социальную приспособляемость ребенка, влияя на его будущее. Исследования показывают, что такие проблемы со сверстниками как изоляция или отвержение, предвещают целый ряд поведенческих трудностей и дальнейшее неумение вписываться в общество, включая депрессию, уход из школы и другие психологические проблемы в подростковый период и в юности.

Почему некоторым детям с трудом удается завязывать дружбу?

Для многих малышей подружиться совсем непросто. Установлено, что дети со сложным темпераментом - гиперактивные, импульсивные, не очень внимательные - испытывают особые затруднения в формировании и сохранении дружеских отношений. Плохой контроль над собственными импульсами приводит к агрессивным реакциям, неспособности решать межличностные проблемы, недостатку эмпатии и неумению вычислить возможные последствия своих действий. Такие дети к тому же значительно отстают в развитии игровых навыков, что проявляется неумением ждать своей очереди, принимать предложения окружающих, предлагать свои идеи и сотрудничать с другими в игре. Было также установлено, что дети с недостаточными навыками речи чаще отвергаются сверстниками. Им трудно найти, что сказать, чтобы завязать разговор, они не знают, как положительно реагировать на инициативу других. В результате им непросто войти в группу. Дети с такими затруднениями часто неправильно оценивают, чего именно от них ждут в определенных ситуациях; они могут быть резкими и импульсивными, им трудно делиться и ждать своей очереди. Они часто говорят что-нибудь неподходящее или критическое. Соответственно их действия часто раздражают других детей, особенно если они играют в общую игру или сосредоточены каждый на своем деле. Окружающие могут пугаться того, как быстро импульсивные дети теряют контроль над собой или становятся агрессивными. Реакцией сверстников может быть изоляция, отвержение или насмешки. Это приводит к появлению внутреннего недовольства, чувства одиночества и отсутствию самоуважения. Такое негативное самоощущение способствует нарастанию трудностей в общении с другими, поскольку делает ребенка сверхчувствительным к словам окружающих, подрывает его уверенность в себе при встрече с другими и, в конце концов, приводит к избеганию взаимодействия и групповой деятельности. Изоляция ведет к исчезновению поводов для дружеского взаимодействия и возможности приобрести необходимые социальные навыки. Конечным результатом может стать плохая репутация среди одноклассников и других ровесников и дальнейшая изоляция.

Что могут сделать родители?

Попытки обучить ребенка социальным навыкам могут превратиться в тяжелое испытание для родителей - потому что последние обычно не присутствуют в тот момент, когда надо подсказать не поддаваться импульсивным порывам, остановиться и подумать о том, как вести себя с другими детьми. Но все же первым шагом является обучение ребенка таким навыкам дома и их тренировка. Когда он научится подобающему поведению, вам нужно будет поощрять его использовать эти навыки, если товарищи приходят к нему поиграть, и работать с учителями, чтобы ваш ребенок развивал эти навыки в общении с детьми в школе и на групповых занятиях.

Научите детей, как завязывать знакомства и присоединяться к группе

Одним из первых социальных навыков, которым вы должны обучить ребенка, является умение завязать разговор или начать взаимодействие с другим ребенком или группой детей. Некоторые дети стесняются и боятся начинать разговор или попроситься в группу, в которой дети уже чем-то занимаются. У других сложности возникают не из-за робости, а из-за слишком большого энтузиазма. Они врываются в группу детей, занятых игрой, не спрашивая разрешения и не ожидая благоприятной возможности. В результате группа их часто отвергает. Детям необходимо научиться тому, как присоединяться к группе, подождать перерыва в разговоре и попроситься в игру. Им нужно тренировать эти навыки с родителями. Вы можете обучать этому детей в ролевой игре, когда родитель сначала демонстрирует подходящее поведение, а затем ребенок его повторяет.

Образец ролевой игры

РЕБЕНОК: Ладно.

РОДИТЕЛЬ: Спасибо, с чего мне начать?

Возможный вариант

Родитель подходит к ребенку, останавливается и некоторое время наблюдает за его игрой.

РОДИТЕЛЬ: О-о-о, какая интересная игра. (Ожидает реакции ребенка.)

РОДИТЕЛЬ: Можно, я буду играть с тобой?

РЕБЕНОК: Нет, я хочу все сделать сам.

РОДИТЕЛЬ: Ладно, может, в другой раз. Когда закончишь, будет здорово, если ты захочешь делать мою модель вместе со мной.

Перемена ролей: родитель играет роль ребенка, а ребенок отрабатывает навыки.

Ежедневно играйте с ребенком, чтобы демонстрировать и поощрять социальные навыки

Родителям необходимо поощрять и хвалить детей за навыки дружной игры. Также необходимо уделять особое внимание обучению детей с отставанием в развитии (например, страдающим аутизмом или синдромом Аспергера) или детей изолированных, неуверенных в себе и социально устраненных. Эти дети отстают в развитии игровых навыков и многие еще не усвоили принципы сотрудничества и равновесия в отношениях «беру-даю». У них отсутствуют навыки, необходимые для плодотворного сотрудничества и обоюдного взаимодействия.

Вы можете обучать ребенка, каждый день играя с ним 10-15 минут, используя подходящие для совместной игры предметы - кубики, рисовальные принадлежности, счетные палочки и т. д. Учите игре по очереди, умению делиться, развивайте способность ждать и т. п. Всякий раз, когда вы видите, что дети проявляют желаемое поведение, хвалите их и используйте методы для развития социальных и эмоциональных навыков, о которых мы говорили в первой главе. Важно, чтобы этими играми управлял ребенок - вы не командуете, не вмешиваетесь, вы терпеливы, не захватываете лидерство, не критикуете, а следуете за ребенком - слушая, комментируя, сохраняете спокойствие - и хвалите детские идеи. Не забывайте, что дети учатся у вас, и ваша задача - создать для них модель совместной игры.

Помогите ребенку научиться разговаривать с друзьями

Плохие навыки общения связаны с недостаточной социальной компетентностью и отвержением сверстниками. С другой стороны, установлено, что тренировка разговорных навыков способствует социальной ориентации непопулярного ребенка. Во время ролевых игр с марионетками и других игр с детьми можно тренировать и обучать ребят таким социальным навыкам как умение представиться, слушать и ждать своей очереди для вступления в разговор, интересоваться чувствами другого ребенка, говорить по очереди, предлагать идеи, проявлять интерес, хвалить других, говорить «спасибо», просить прощения и приглашать кого-то в игру. Начните с отработки только одного или двух из этих навыков, побуждая ребенка к их использованию и хваля за них при каждом случае, когда вы видите, что он применяет эти навыки дома.

Например: «Как приятно, что ты говоришь «спасибо», я это очень ценю» или «Как благородно с твоей стороны, что ты подождал своей очереди», или «Ты действительно прислушался к идее твоего друга и принял его предложение, так поступают настоящие друзья».

Составьте расписание игр вашего ребенка с товарищами у вас дома - и следуйте ему

Поощряйте вашего ребенка приглашать одноклассников домой после занятий или по выходным. Выберите подходящих сверстников и пригласите их домой после уроков или в выходные. Вы можете узнать у учителя, у каких одноклассников, по его мнению, могут быть общие интересы с вашим ребенком, и кто подойдет ему по темпераменту. Сначала, во время обучения ребенка социальным навыкам, не надо приглашать домой импульсивного и гиперактивного друга - выберите того, кто уравновешивает темперамент вашего сына или дочки. Помогите ребенку, репетируя с ним, что сказать по телефону, а также поговорите с родителями других детей, чтобы они знали о вашем приглашении.

Когда домой приглашены друзья, обязательно спланируйте время для игр. Продумайте такие совместные занятия как строительство деревянной крепости, проведение какого-нибудь опыта, постройка модели, игра в корабль, приготовление печенья, игра в бейсбол и т. д. Обсудите с ребенком, что может доставить удовольствие его товарищу, и постройте это посещение так, чтобы у него была четкая цель и структура. Пристально следите за этими занятиями, чтобы не пропустить признаков того, что взаимная игра выходит из-под контроля. Тишина, грубая игра, беготня по дому, нарастающее раздражение или враждебность сигнализируют о том, что детям надо сделать перерыв и перекусить, или перейти к другим, более спокойным занятиям. Проявите интерес к другу вашего ребенка, узнайте, чем он любит заниматься после школы, каким спортом увлекается, какое у него любимое блюдо и т. п. Постарайтесь не допустить, чтобы дети потратили это время на телевизор или на компьютерную игру, поскольку при этом почти нет социального взаимодействия и шансов познакомиться поближе. Пусть первые посещения будут короткими и приятными.

Обучайте социальным навыкам и тренируйте их дома во время игры ребенка с ровесниками

Начните с выбора одного или двух социальных типов поведения, которые вы хотели бы развить у малыша (например, желание делиться или игра по очереди). Сначала убедитесь, что научили ребенка этому поведению во время игры с ним наедине. Вы можете даже составить схему такого поведения. Эта схема будет напоминать и вам, и ребенку, над каким именно типом поведения вы работаете. Затем, когда к ребенку придут поиграть друзья, следите, использует ли он эти навыки. Когда вы видите такие проявления, хвалите детей за дружную игру. Возможно, вы захотите присваивать детям очки, давать наклейки или придумаете другие поощрения, когда они делятся игрушками, ждут своей очереди в игре или помогают друг другу. Дети 7 лет и старше не будут сильно смущены, если вы отвлечете их от групповой игры, похвалите и наградите так, чтобы не видели другие.

Высказывая похвалу, обязательно четко объясните, за что вы хвалите. Не поощряйте только вашего ребенка, хвалите обоих детей за сотрудничество и совместные действия и говорите о том, какими хорошими друзьями они становятся. Например: «А вы очень здорово работаете вместе! Вы так по-дружески относитесь друг к другу, и каждый помогает другому. У вас выйдет замечательная вещь! Да вы просто единая команда!» Несколько раз в неделю обсуждайте с ребенком схему общения и социальные навыки, над которыми вы работаете. Напоминайте ему про использование этих навыков, когда он идет играть домой к другу. Когда ребенок усвоит первые уроки, вы можете перейти к другим типам социального поведения.

Вот некоторые типы социального поведения, в овладении которыми детям может потребоваться ваша помощь: умение делиться, ждать, меняться, просить (а не требовать), говорить приятное, сотрудничать, предлагать идеи и принимать идеи товарища, выражать положительные эмоции, помогать другу, быть терпеливым.

Как научить детей решать проблемы и улаживать конфликты

Одно дело - завязать дружбу, другое - ее сохранить. Ключевой навык, необходимый вашему ребенку для сохранения отношений, заключается в умении разрешать конфликты. Когда такого умения нет, то своего обычно добивается наиболее агрессивный ребенок. В таком случае проигрывают все - «агрессор» научится обижать друзей и будет отвергнут сверстниками из-за своей агрессивности, а пассивные дети научатся быть жертвами. Поэтому важно, чтобы родители помогали детям улаживать конфликты, не беря, однако, главенствующую роль на себя. Вы можете играть роль «второго судьи» и при возникновении разногласий вовлечь детей в процесс обсуждения проблемы, побудить искать решение. Выполняйте шаги по решению проблем, описанные в главе 8.

Допустим, что шестилетняя Авиа и семилетняя Кэри хотят каждая играть в свою игру. Анна кричит: «Я хочу играть в дом», а Кэри: «Нет, я хочу стелить постели, мы в прошлый раз играли в дом!», на что Анна отвечает: «Нет, не играли, мы делали то, что ты хотела». В этом случае можно сказать: «Ну, тут у нас проблема. Каждый хочет играть в свое. У вас есть идеи, как можно решить эту проблему?» Затем они делают свои предложения, например, играть по очереди, совместить обе игры или заняться чем-то другим. Когда принято решение, каждому придется идти на компромисс. Дети при этом начнут понимать, что надо делать в случае конфликта. Обязательно похвалите дружную игру и хорошее решение проблемы.

Есть одна игра, в которую вы можете поиграть с детьми. Она называется «передай шляпу». В шляпу кладут свернутые в трубочку записки с вопросами. Вы с детьми сидите кружком и под тихую музыку передаете друг другу шляпу. Когда музыка прекращается, тот, у кого на коленях оказалась шляпа, должен достать из нее бумажку и ответить на вопрос. Если он не знает ответа, то может попросить у кого-нибудь помощи. Ниже представлены варианты вопросов. Добавьте несколько шуток, чтобы игра была занятнее.

· К тебе приходит товарищ и спрашивает, что делать, когда его дразнят. Что ты ему ответишь?

· Ты видишь, как какие-то ребята на игровой площадке не берут твоего друга играть с ними, даже обижают и отталкивают. Что ты будешь делать?

· Что такое «решение»?

· Как узнать, что у тебя проблема?

· Что такое «последствие»?

· Какие вопросы ты должен задать себе, чтобы проверить, что твое решение будет иметь хорошие последствия?

· Твой друг только что потерял новые ботинки. Что ты ему скажешь?

· У твоего отца сердитый вид, и он говорит, что у него день не сложился. Что ты ему скажешь?

· Ты видишь, как кто-то плачет на игровой площадке. Что ты можешь сказать или сделать?

Научите ребенка пользоваться позитивным самовнушением

Испытывая чувство отверженности или разочарование, дети могут иметь скрытые негативные мысли, которые усиливают это ощущение. О таких мыслях иногда говорят как о «самовнушении», хотя дети часто произносят их вслух. Например, ребенок, который говорит: «Я хуже всех, никто меня не любит, ничего у меня не получается», делится с вами негативными мыслями. Детей можно научить узнавать отрицательное самовнушение и заменять его положительными, чтобы помочь им справиться с отчаянием и контролировать взрывы гнева. Например, когда ребенок просится поиграть с другом и получает от него отказ, он может сказать себе: «Я знаю, что делать. Я найду кого-нибудь другого, с кем я буду играть» или «Я могу остаться спокойным и попробовать еще раз», или «Остановлюсь и сначала подумаю». Таким способом дети учатся регулировать свои реакции, что в свою очередь отражается на их поведении. Положительное самовнушение дает им средство для управления эмоциями в отношениях с ровесниками.

Как помочь ребенку контролировать гнев

Агрессия и отсутствие контроля над собой являются, пожалуй, самыми сильными помехами в решении проблем и построении успешных отношений в детстве. Есть также основания полагать, что агрессивные и невнимательные дети более склонны толковать поведение другого ребенка или взрослого как враждебное и угрожающее. Когда ребенок возбуждается от гнева, страха, беспокойства или агрессии (с усиленным сердцебиением и учащенным дыханием), он не в состоянии использовать ни навыки решения проблем, ни другие социальные наработки. Поэтому ему необходимо научиться контролировать эмоции в ситуациях, которые вызывают гнев. «Тактика черепашки» предлагает детям представить себе, что у них, как у черепахи, есть панцирь, куда можно спрятаться. Когда ребенок прячется в свой панцирь, он должен сделать три глубоких медленных вдоха, говоря себе: «Остановись, глубоко вдохни. Успокойся».

Делая медленные вдохи, ребенок представляет себе какую-нибудь успокаивающую и счастливую картинку и говорит себе: «Я могу успокоиться. Я это умею. Я могу попробовать еще раз». Обучив ребенка этой методике, вы можете пользоваться словом «черепаха» всякий раз, когда видите, что он начинает приходить в состояние эмоциональной взвинченности. Учителя также могут пользоваться этим сигналом в классе и поощрять ребенка, ставя ему на руку штампик с черепашкой или выдавая наклейку со словами «Я умею контролировать свой гнев» (см. главу 9 о контроле эмоций).

Поощряйте положительные контакты с детьми по соседству

Запишите вашего ребенка в детскую группу в вашем районе, например, в спортивную секцию и летний лагерь. Если у вас импульсивный и невнимательный малыш, мы предлагаем вам выбрать такие программы, которые предлагают организованную деятельность под должным наблюдением взрослых. Лучше всего подходят маленькие группы. Старайтесь избегать такой деятельности сверстников, в которой много согласованных действий или сложных правил, и сторонитесь занятий, которые связаны с долгим пассивным сидением, как, например, на скамье запасных в младшей лиге. Хуже всего, если рассеянный ребенок попадает в пассивную позицию на поле. Он быстро потеряет интерес - лучше бы он активно действовал и таким образом сохранил бы внимание к игре. Избегайте излишней состязательности, которая может вызвать эмоциональное возбуждение, отчаяние и все более и более неорганизованное поведение. Конечно, исключением при этом будет ребенок с явным спортивным даром. В таких случаях вам следует поощрять занятия спортом, поскольку это поддержит детское самоуважение.

Как сотрудничать с учителями

У родителей мало возможности видеть своего ребенка в большой группе детей, а ведь именно в таких ситуациях он должен применять свои социальные навыки! Поведение в классе может отличаться от поведения дома. Ваш ребенок ведет себя правильно, когда к нему домой приходит один приятель, но у него все еще могут возникать существенные проблемы при общении в большой группе. Поэтому важно встретиться с учителем и обсудить, как ребенок ведет себя дома и в школе. Совместно вы определите, какие именно социальные навыки стоит поддерживать. Составьте схему навыков и сделайте копию для учителя. Последний может ставить в ней пометки каждый раз, когда ребенок спокойно поднимает руку, сотрудничает с другими, подобающим образом участвует в работе (а не высказывается с места) и т. д.

В конце дня эту карточку можно отправить с ребенком домой, чтобы родители перенесли очки в домашнюю схему поощрений. Например, заработанные в школе пять пометок могут означать дополнительную сказку перед сном или какое-то особое занятие дома.

Было бы идеально, если бы вместе с учителем вы составили интенсивную программу для школы. Например, каждый день, когда ребенок зарабатывает определенное количество пометок, он может выбрать какую-то награду вроде дополнительного времени за компьютером или возможности быть первым в очереди на обед в столовой, или стать ведущим в классном диспуте. Полезно также, если учитель поручает вашему ребенку какие-то обязанности, чтобы другие дети видели его в положительном свете.

Если дети крайне невнимательны, вам придется, возможно, просить назначить школьного советника, ассистента или учителя тренером. Такой тренер может встречаться с ребенком три раза в день для короткой пятиминутной проверки. Во время такой проверки он смотрит на схему поведения ребенка и хвалит любой успех во взаимодействиях с другими детьми. Он также проверяет, готовы ли у ребенка книжки к занятиям и записаны ли домашние задания в дневнике. Во время обеденного перерыва тренер смотрит за поведением ребенка на перемене, а перед его уходом домой снова проверяет успехи за весь день, а также следит, чтобы ребенок взял с собой домой схему поведения, книжки и домашние задания.

Обучение совместной работе, когда дети работают в маленьких группах, также способствует социализации. Очень важно, чтобы более активные и импульсивные дети попадали в группы с социально обученными ребятами. Дети, оказавшиеся в изоляции или обычно являющиеся жертвами, должны попадать в группы с положительными дружелюбными учениками. Тщательно спланированные групповые занятия, когда главное общая работа, создают у членов группы совместную положительную зависимость друг от друга и чувство общности. Когда каждый отвечает за усвоение всеми остальными участниками группы какого-то задания, дети начинают чувствовать ответственность друг за друга.

Обучение эмпатии

Один из ключевых аспектов в социальных успехах вашего ребенка заключен в его способности думать о заботах, целях и чувствах других. Если ваш ребенок не может понять точку зрения другого человека, он не способен правильно истолковать социальные сигналы и не умеет на них реагировать. Для развития эмпатии нужны годы, а все дети в раннем возрасте заняты собой и эгоцентричны. Однако повысить в них чуткость к чувствам и мнению других людей возможно.

И, наконец, теплые доверительные отношения между родителями и ребенком, без сомнения, значительно повышают шансы сохранять здоровые дружеские отношения. Укрепляйте положительное представление вашего ребенка о самом себе. Старайтесь быть ему образцом и наставником.

Подводя итоги...

Помните :

· Во время игры один на один показывайте ребенку, как присоединиться к группе, совместно играть и разговаривать с друзьями.

· Во время ежедневных игр продолжайте обозначать и хвалить дружеское поведение.

· Приглашайте домой одноклассников вашего ребенка и используйте это для тренировки социальных навыков и регулирования эмоций.

· Организуйте игры, стимулирующие сотрудничество и отработку социальных навыков во время посещений друзей.

· Побуждайте вашего ребенка использовать позитивное самовнушение и тактику саморегулирования, чтобы не терять спокойствия во время конфликтных ситуаций.

· Придумывайте программы поощрения детей, которые испытывают трудности в общении, и отрабатывайте определенные социальные навыки.

· Сотрудничайте с учителями для координирования планов поведения и систем, развивающих у ребенка желаемые социальные навыки как в школе, так и дома.

Нравится

Ваш ребенок — изгой в своем классе (или в детском саду, во дворе), и вы не знаете, что делать? А может, таким ребенком когда-то были вы сами, но тяжкий след в душе до сих пор не зажил…

Как быть и что делать? Давайте разбираться вместе.

1. С моим ребенком никто не дружит…

Всё начинается вот с этой простой мысли. Которая приходит в голову либо вам, либо вашему ребенку.

Если вас беспокоит, что ребенок не умеет дружить — но сам он не жалуется

На самом деле, если она пришла в голову ВАМ — а сам ребенок не демонстрирует никаких переживаний по этому поводу (то есть ему хорошо одному, или с кем-то конкретным — братом-сестрой, малышами, только девочками у мальчиков и наоборот, и т.д.) — вполне вероятно, что сейчас вы проецируете на него свои детские переживания. Которые у ВАС — были. И были проблемы, с ними связанные. И вы боитесь повторения этих проблем у него.

Но он — не вы. Он — другой, и судьба у него другая. Быть может, его внутренняя природа — созерцательная, он вырастет человеком искусства. Или он интроверт, и ему не нужно столько общения и друзей, сколько было нужно вам, ему вообще хватает вполне одного товарища…

Это не значит, конечно, что на низкую общительность ребенка можно махнуть рукой — нет, держите руку «на пульсе», следите за его внутренним состоянием, будьте внимательны к жалобам.

Просто учтите склонность человеческой природы резонировать своей прошлой болью со сходными на ваш взгляд ситуациями у ваших детей (и потому опасными по мнению вашего подсознания). И делайте поправку на это.

Если сам ребенок говорит, что с ним никто не дружит

— то внимание его словам, безусловно, уделить нужно. Хотя и здесь ситуации могут быть очень разные, и об этом — первое видео:

Повторяю:

Аутсайдерство ребенка является проблемой настолько,

насколько велики его собственные переживания по этому поводу

Например, есть много детей, которым на все школьные годы хватает общения всего с одним другом. И они не испытывают чрезмерных переживаний по поводу того, что остальные 25 детей их не замечают. Так, небольшой дискомфорт, и только.

А есть и другие дети. С которыми общается почти весь класс, и есть друзья, и много смеха и общения… НО! Не обращают внимания мальчики (на девочку). И/или кучка лидеров хоть и принимает в свою компанию, но как-то без восторга (а некоторые могут откровенно недолюбливать). Так вот если ребенок — скрытый лидер, если он жаждет быть в центре внимания, а у него не получается — он может испытывать страдания гораздо большие, чем дети из примера выше. И ему очень нужна ваша помощь.

2. От аутсайдера до изгоя — один шаг

Ребенка-аутсайдера не обижают. А если и обижают, то крайне редко. Бессистемно. С таким ребенком просто не очень дружат. Как правило, потому что он сам не умеет дружить. Или имеет какие-то страхи относительно того, как его воспринимают (на его взгляд!) другие дети и взрослые. И комплексует. А окружающие его дети и взрослые просто считывают такое его мышление — как если бы эти его мысли были написаны на его лбу или футболке — и ведут себя с ним именно так, как он «хочет». Впрочем, об этом я рассказала уже в ролике выше.

Но быть аутсайдером (точнее — думать как аутсайдер, вот это самое «дети со мной не хотят дружить», «я не такой как все», «я не вписываюсь в класс» и т.д.) — ОЧЕНЬ ОПАСНО.

Потому что от таких мыслей и отсутствия отношений с классом до изгойства (то есть открытой травли) — один шаг.

3. Как НЕ стать изгоем в классе

Есть такое мнение, что изгоями становятся дети, отличные от остального коллектива:

  • с неблагозвучной фамилией, которую легко превратить в обидную кличку,
  • с существенным дефектом внешности или здоровья,
  • бедные среди богатых,
  • дети из неблагополучных семей
  • и т.д.

На самом деле в большинстве случаев все эти «фишки» — всего лишь «крючки», УЖЕ «больные» темы для данного ребенка (то есть он их мучительно стесняется сам). И они становятся ФОРМАЛЬНЫМ поводом для задеваний ребенка другими детьми.

Как появляется в классе «козел отпущения»

Первая, и самая распространенная «причина» — это легкий способ поднять свою самооценку, свой рейтинг в классе за счет опускания другого.

Вторая причина — возможность «слить» негатив, накопленное раздражение на «легально одобряемого» «козла отпущения».

И если «очаг» конфликта не погасить оперативно, обе причины сливаются в единое целое и начинают активно использоваться детьми, стремящимися выбиться в лидеры или примкнуть к лидерам.

Идеальные «мишени» для такого отношения и «группа риска» — это:

  • дети другой национальности (плохо знающие язык и совершающие ошибки даже там, где их не делают двоечники),
  • и гиперактивные дети, очень эмоционально реагирующие на задевания и не способные себя контролировать (это развлекает обидчиков на скучных уроках и вообще).

Так что делать?

Мой опыт и ответ: поднимать ребенку самооценку.

В первую очередь — между кнутом и пряником почаще выбирать пряник, и учиться хвалить его сперва даже за малые успехи (сменку не забыл сам, если часто забывает). И вдохновлять. И поддерживать, когда у него трудности (а двойки — это трудности тоже!) То есть не ругать, а сочувствовать и выражать УВЕРЕННОСТЬ, что он сможет осилить эту трудную тему, и что вы готовы помочь ему разобраться с ней, если что.

Еще — конечно же, искать снова и снова области, где он может раскрыться как человек творческий и успешный, где у него что-то будет отлично получаться. Это кружки и секции в первую очередь. Умения компьютерные и любые иные современные навыки. Это буквально всё, на что его сверстники скажут ему: «Ух ты!»

Кроме, конечно же, купленных родителями вещей и гаджетов, которые дают лишь иллюзию самооценки в глазах детей — но оставляющих пустоту в душе самого ребенка. А ведь к нас уважают и ценят в итоге ровно настолько, насколько мы сами уважаем и ценим себя…

Что еще можно сделать? Конечно же, отвести в театральную секцию (которая отлично развивает коммуникабельность и умение выражать себя смело). Так же влияет на самооценку ребенка занятие любым видом спорта, и не обязательно в ДЮСШ.

Любые молодежные тренинги коммуникабельности и лидерства, коих сейчас всё больше появляется в Домах Молодежи (для подростков) тоже отлично…

Так что — ищите. Это то, чем мы с вилах помочь нашим детям — и то, что зачастую они не способны найти для себя сами.

Ищите, пока не найдете то, что придется по сердцу вашим детям.

И пусть они растут у вас счастливыми!

Подпишитесь на статьи и видео"фишки" проекта

и то, что Вам по душе!

Школьники разных возрастов общаются и дружат по-разному. Как помочь ребенку наладить хорошие отношения с одноклассниками и найти друзей?

Переступая порог школы, жизнь ребенка меняется коренным образом - у него теперь другой статус, новые обязанности, формируются новые представления о себе как об ученике, трансформируется содержание и продолжительность общения со сверстниками.

Первый и второй класс (6-8 лет)

Дети так увлечены новой деятельностью, что почти не замечают одноклассников и иногда даже не могут ответить на вопрос: «Кто сидит с тобой за одной партой?». В этот период на первый план выходит общение с учителем. Его роль огромна, в глазах учеников он всемогущ, для каждого ребенка очень важно получить одобрение и положительную оценку. Этим объясняется и эпидемия «ябедничества» в начальной школе.

Общение же с ровесниками пока носит ситуативный характер и основано на случайных житейских обстоятельствах или интересах - живут в одном дворе, сидят за одной партой, ходят вместе на кружок. Друг для ребенка - это тот, кого они чаще всего видят, а сама дружба носит временный характер, возникает быстро и так же быстро может исчезнуть.

Дети этого возраста тяготеют к общению с ровесниками, которые обладают такими качествами:

  • принадлежат к активу класса;
  • хорошо учатся;
  • имеют опрятную внешность;
  • с удовольствием делятся вещами, угощают одноклассников.

Дети, которых плохо принимают в компанию, как правило, обладают одним или несколькими из перечисленных качеств:

  • неопрятны;
  • капризны;
  • замкнутые и молчаливые;
  • неохотно делятся;
  • отстают в учебе.

Поскольку дети оценивают друг друга глазами взрослого, то и дружба в классе во многом зависит от профессионализма учителя, от его умения корректно делать замечания, акцентировать внимание детей на позитивном качестве каждого ученика. Моральные принципы дружбы также задаются взрослыми - родителями и учителем. Поэтому если вы чувствуете, что у ребенка возникают затруднения в общении с одноклассниками или его отвергают, будьте готовы не только проявить поддержку, но и эффективно сотрудничать с учителем.

Для детейпостепенно увеличивается роль ровесников,учитель при этом утрачивает лидирующие позиции, хотя продолжает быть авторитетом и не теряет возможности влиять на позитивное восприятие ученика другими одноклассниками.

Ученики этого возраста в оценке одноклассников ставят на первое место организаторские способности, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Успехи в учебе немного отходят на второй план. Для 9-10 летних школьников очень важно уметь делать что-то лучше других. Это также очень ценится одноклассниками.

« Непривлекательными» чертами ровесника считают пассивность в жизни класса, недобросовестное отношение к выполнению поручения учителя, агрессивное, грубое поведение.

Дети считают друзьями тех, кто разделяет их интересы, отзывчив, всегда готов прийти на помощь. В этом возрасте появляется определенный свод негласных правил - кодекс дружбы. При нарушении этих правил, дружба прекращается.

Чтобы ребенку было легче наладить взаимоотношения в классе:

  • развивайте способности, предложите записаться в кружок или секцию в соответствии с интересами - как мы уже отмечали, дети, которые умеют делать что-то лучше других, сразу же становятся «центром притяжения» для ровесников
  • развивайте у ребенка чувство юмора - и он всегда будет душой компании: смотрите комедии, придумывайте смешные рифмы, собирайте коллекцию смешных детских анекдотов
  • продолжайте развивать коммуникативные навыки: разбирайте различные ситуации из жизни, например, если вы стали свидетелем конфликта в транспорте - обсудите с ребенком стратегию поведения участников, как бы вы поступили на месте каждого из них, познакомьте ребенка с основами невербального общения

Средняя и старшая школа

У детей проявляется особая потребность вобщении со сверстниками. Даже те, кто до этого чувствовал себя уютно в узком кругу любящих родителей и родственников, начинают активно искать себе общество ровесников и страдают от отсутствия такового. Именно поэтому очень важно, чтобы ребенок в младшем возрасте научился заводить друзей.

Социометрия в этих возрастных группах показывает, что подростки, оценивая ровесников, учитывают больше всего коммуникативные качества и внешние характеристики. На вопрос, какими характеристиками должен обладать человек, чтобы стать твоим другом, чаще всего называют такие качества, как ум, доброта, честность, отзывчивость, надежность. В то же время не предпочитают общаться с ровесниками , которых считают лицемерными, недоверчивыми, ненадежными.

Дружеские отношения в этом возрасте уже проявляются в полном объеме. Друзья поддерживают друг друга не только эмоционально, но и другими доступными способами, и эта поддержка бескорыстна.