Во сколько начинают агукать малыши. Когда ребенок начинает гулить и агукать

С рождением малыша родителей ожидает удивительный круговорот событий, одним из которых является момент, когда ребенок начинает разговаривать. Первое слово крохи можно смело назвать самым незабываемым моментом в жизни мамы и папы. Когда ребенок начинает гулить и агукать, улыбаться и радовать родителей красочными, незабываемыми моментами?

В первый месяц жизни новорожденный не произносит ни одного звука, на протяжении первых недель от младенца можно услышать только плач и кряхтение, при помощи которых кроха выражает свои желания. Первое агу или произвольное произношение ожидает родителей несколько позже. Гуление – это попытка малыша пообщаться с родными, высказать свои желания и требования. Когда ребенок начинает агукать, это можно воспринимать как первую инициативу ребенка к общению. Но агуканье все же нельзя назвать полноценным, осознанным произношением – малыш просто пытается повторять звуки, услышанные от родителей и других членов семьи.

Специалисты утверждают, что большинство новорожденных уже на второй или третий день после появления на свет начинают слышать и различать звуки. Малыш активно пытается внимать речи родителей и окружающих – и чем лучше у него это получается, тем раньше домочадцы услышат от крохи первое, долгожданное «агу». Когда же именно начинают агукать дети? Во сколько месяцев ребенок начинает гулить?

Как показывает педиатрическая практика, даже малыши, принадлежащие к разным языковым группам, начинают агукать с произношения одних и тех же звуков. Проще всего младенцам удаются гласные звуки – «а», «о», «е», «у», «и». После этого у крохи появляется и гортанная речь, которая называется гулением. Этот вид речевой деятельности получил такое название благодаря схожести с голубиным гулением.

В возрасте около 3 месяцев дети уже учатся самостоятельно соединять звуки между собой, создавая различные сочетания – «агу», «ага», «агу-гу». Зарождение первых речевых навыков у новорожденного сопровождается адаптацией к условиям окружающей среды – он уже умеет узнавать маму, папу и других окружающих, отвечать им улыбкой. Это именно тот момент, когда ребенок начинает агукать и «общаться» с домочадцами. Младенец может начать агукать на несколько недель раньше или позже – это зависит от индивидуальных особенностей развития.

Для того, чтобы ускорить развитие речевых навыков, с малышом нужно постоянно заниматься, разговаривать, петь ему песенки. Новорожденные нуждаются в положительной реакции окружающих на их гуление. В таком случае у крохи появится интерес к дальнейшему развитию речевых навыков.

Во сколько дети начинают агукать? В возрасте 2-3 месяцев у крохи завершается процесс формирования участков головного мозга, «отвечающих» за развитие разговорной речи. Можно сделать вывод, что ребенок начинает агукать именно в этом возрасте. Педиатры уверены, что если в возрасте пяти месяцев малыш не начал гулить и агукать, это серьезный повод для беспокойства, который может указывать на задержку или проблему в речевом развитии.

Что делать, чтобы ребенок начал агукать скорее?

Многие родители задают вопрос, как научить ребенка агукать? Когда малыш начинает агукать, родители могут ускорить этот процесс – они должны постоянно разговаривать с крохой, общаться, а не просто ухаживать. Малышу, даже новорожденному, обязательно нужно рассказывать сказки, петь песенки, стишки и потешки, уделяя особое внимание тщательному проговариванию звуков. Немного терпения – и малыш начнет повторять услышанные звуки, агукать. Как еще можно помочь малышу освоить азы речевых навыков?

  • Огромная роль отводится эмоциональной составляющей общения родителей и новорожденного. С ребенком необходимо общаться в спокойном, размеренном тоне. Ни в коем случае нельзя пугать малыша. Нужно поддерживать спокойную обстановку в доме.
  • Развитие мелкой и крупной моторики рук – ребенок может трогать ручками разнообразные предметы, отличающиеся по форме, текстуре и другим характеристикам.
  • Родителям нужно активно жестикулировать во время разговора, играть в пальчиковые игры – например, всем известные «ладушки» или «сороку-ворону».
  • Разговаривая с ребенком, родители не должны сюсюкать и искажать звуки и слова – дети должны учиться правильному произношению.

Как только новорожденный начинает говорить свои первые звуки, мама и папа могут играть с ним в «повторяшки». Для этого родители повторяют все звуки, произнесенные детьми, постепенно добавляя к ним новые, несложные звуки или звукосочетания – ведь то, во сколько месяцев дети начинают агукать зависит и от родителей.

Важное условие – благоприятная окружающая обстановка. Счастливый, сухой и сытый новорожденный начинает агукать и гулить намного раньше, чем малыш, пребывающий в стрессовой ситуации.

Что делать, если малыш не агукает?

Со скольки месяцев младенцы начинают гулить, мы уже описали выше. Но нельзя рассчитывать на конкретный срок и не стоит впадать в панику, если по достижении 2-3 месячного возраста родители еще не услышали гуление ребенка – все зависит, конечно, от индивидуальных особенностей развития малыша. Несколько недель не должны стать серьезным поводом для беспокойства, ведь то, в каком возрасте ребенок начинает агукать – понятие относительное.

Теперь мамы и папы знают, в каком возрасте дети начинают говорить первое «агу». В случае, если в 4-7 месяцев малыш так и не начал агукать и гулить, это может быть признаком нарушения слуха или патологий в развитии речевого аппарата. В таком случае обязательно следует проконсультироваться с педиатром, который назначит все необходимые анализы и проведет обследование.

Но мало знать, когда начинают агукать малыши, ведь в некоторых случаях возникает несколько иная ситуация – ребенок полноценно развивается, агукает, но потом резко прекращает и замолкает. Чаще всего такое внезапное молчание бывает связано с испугом или стрессовой ситуацией, развитием определенного заболевания. В любом случае, нужно проконсультироваться с педиатром, который поможет определить причину молчания и устранить проблему.

Мам часто волнует вопрос «Во сколько месяцев малыш готов к речевому общению?».

В первый месяц ребенок не слышит звуки и обращенную к нему речь. Уже в возрасте 1,5 месяцев кроха складывает трубочкой губки, разжимает их и издает гласные звуки. Он произносит их отрывисто, нараспев, протяжно, сочетая вместе или отдельно. Позже подключаются губные звуки «м», «п», «б». С этого момента считается, что маленький начал гулить.

Так называемое «агу» возникает из-за устройства речевого аппарата малыша и гортанного звукопроизношения. Когда карапуз общается, он прислушивается к звукам, как бы «замирает», а потом начинает интенсивно двигать обеими ручками, ножками и гулить. Мама может стимулировать появление «комплекса оживления», если будет своим доброжелательным тоном приглашать ребенка к участию в «разговоре», параллельно поглаживая его.

Как поощрять гуление ребенка в первые месяцы

Мама должна понимать, что без ее внимания чадо не сможет самостоятельно освоить процесс становления речи. Сколько бы ни советовали знакомые не беспокоить ребенка в течение 1 года, слушать их не стоит. Да, свободного времени на протяжении года почти не остается. Но говорить с крохой стоит всегда, в период его бодрствования, начиная с первых месяцев. Для стимуляции желания младенца общаться помогут несколько простых советов.

  1. Мама должна ласково обращаться к малышу во время гигиенических процедур, кормления, одевания, прогулки. После достижения малышом возраста 2 месяцев, мама сопровождает все действия малыша простыми звукоподражаниями. Необходимо активно поощрять гуление карапуза, добавляя новые звуки. Позже и сам младенец начинает подражать взрослому, усиленно жестикулируя, выговаривая свое первое «агу».
  2. После 2 месяцев рекомендуется показывать яркие игрушки, издающие мелодичные негромкие звуки, и, когда ребенок начинает агукать, тихонько ему подпевать.
  3. Не сюсюкайтесь с малышом. Сколько бы эмоций не вызывало чадо, оно должно слышать правильную речь взрослого и на протяжении 1 года, и в течение последующих лет.
  4. Поглаживание ладоней, ступней ножек грудничка стимулирует акупунктурные точки, связанные с отделом мозга, отвечающим за речь малыша с первых лет.

Этапы становления речи на первом году жизни

С 1,5 месяцев

Мама начинает активно разговаривать с малышом, откликаясь на его «агу», тем самым привлекая его внимание. Вплоть до 4 месяцев дети с готовностью пробуют на слух звуки и радостно делятся ими с окружающими.

Первое полугодие

У ребенка формируется и развивается речевой слух. Он умеет гулить о своих проблемах, используя различные оттенки голоса.

Второе полугодие

Дети умеют не только гулить, но и общаться с помощью сочетания звуков, поэтому в 7 месяцев мама хорошо понимает своего младенца и откликается на его просьбы. Появляется лепет, который мама ребенка побуждает повторять, создавая шумящие звуки или используя музыкальные игрушки. Звенящие игрушки для ребенка 1 года не должны быть чересчур звонкими и пугающими.

Конец 1 года

Сколько слов должен говорить кроха, понятие чисто индивидуальное. Но дети уже понимают значения нескольких десятков слов, продолжают гулить и родители, наконец, слышат первые слова ребенка. К концу 1 года у детей формируется самостоятельная речь. Она состоит, как правило, из простых слов. Малыш этих лет уже осознанно употребляет их в речи, начинает устанавливать простейшие связи. В этот период каждая мама стремиться научить своего карапуза длительному конструктивному диалогу.

Ребенок не гулит. Ищем причины

Сколько времени после рождения проходит до 1 гуления ребенка и когда малыш начинает говорить первые слова, точно ответить нельзя. Процесс речевого развития крохи после 1 месяца, носит индивидуальный характер, но отсутствие желания гулить – это повод проявить беспокойство и внимание. А отсутствие речи в течение 1 года – серьезная проблема.

Причины задержки речи.

  1. Плохое самочувствие малютки. Мама должна помнить, что дети гулят и агукают только в тех случаях, когда они здоровы и им обеспечены комфортные условия.
  2. Отсутствие внимания со стороны взрослых. Попробуйте 1-2 раза не отреагировать на эмоции чада и он «забудет», как надо оживляться и гулить для мамы. Когда ребенок начинает гулить, оставьте все дела и станьте для него активным собеседником.
  3. Сколько общения, столько и улыбок. Желание гулить сродни нашему взрослому разговаривать. Когда рядом хмурый собеседник, пропадает всякий настрой общаться, и маленький начинает капризничать. Если малыш молчит в течение 2 месяцев, вероятнее всего будет предположить, что у крохи возникли проблемы неврологического характера, либо нарушился слух. Ведь, начав однажды, «разговаривать» с родителями, дети не перестанут без весомых причин произносить «агу». В этом случае следует обратиться за консультацией к специалисту и после выявления проблемы продолжать еще с большим вдохновением учить младенца разговаривать.

Игровые приемы для побуждения малыша к гулению

В начале 1 года жизни родители начинают ситуативное общение с малышом, забывая, что быстрее научить его говорить можно в условиях целенаправленного обучения. Для этого можно использовать следующие приемы.

  • Пение. Когда с ранних лет кроха слышит мелодичное пение во время укачивания, он и сам пытается подпевать маме, используя нехитрый словарный запас из звуков.
  • Звукоподражание. Дети с удовольствием подражают животным, когда видят и слышат их.
  • Дополнение слов. Малыша можно научить говорить слово полностью путем добавления в его речь недостающего слога. Много лет наши бабушки в течение 1 года малыша на его «ба» добавляли слог «ба». Получалось «баба».
  • Игровые приемы. Дети первого года любят играть в «Ладушки, ладушки», «Пальчик хочет спать», «Сорока-ворона». Они начинают играть с пальчиками, иногда сопровождая свои действия произношением «агу». Дети многих поколений играли в эти игры, когда требовалось побудить их произнести первое «агу».
  • Потешки и поговорки, считалки и прибаутки во время умывания, кормления и одевания. Дети с удовольствием слушают их и в 2 месяца и на 2 году жизни. Эти приемы очень удобны когда необходимо закрепить навыки, не вызывая протеста малыша. Художественное слово формирует с ранних лет эмоциональность речи.

В заключение

И напоследок мудрость жизни. Если ребенку исполняется 2 месяца, а родители спрашивают, когда начинать учить говорить своего малыша, знайте, они опаздывают ровно на 2 месяца. Кропотливая работа с младенцем, в течение 1 года, вознаградит маму его первым «агу» и красивой речью в течение последующих лет.

После рождения ребенка ритм жизни матери настолько изнурителен, что о каких-либо радостях она даже не задумывается. Беспомощному малышу отдаются все крупицы энергии и сил, забота о нем занимает 24 часа в сутки. Молодая мама с нетерпением ждем награду за свои труды – первую улыбку своего любимого малыша. Но не стоит торопить события, ведь мозг малыша развивается согласно природному плану. Пройдет всего несколько недель после родов и мама узнает, когда ребенок начинает улыбаться осознанно.

Первая улыбка малыша

Многие родители утверждают, что их кроха начал улыбаться чуть ли не сразу после рождения. В этом есть совсем небольшая доля истины, на рефлекторном уровне у новорожденного происходит неосознанное движение мышц. Взрослым при этом кажется, что он улыбается, обычно это происходит во сне. Старшее поколение даже придумало объяснение: малыша во сне целует ангел, поэтому он губами выражает радость. Но дело в том, что для осознанной улыбки человеку необходимо задействовать более 15 лицевых мышц. Ребенок просто не сможет осчастливить родителей задорной улыбкой в таком маленьком возрасте.

Когда ребенок улыбается осознанно

В возрасте 6-8 недель ребенок учится устанавливать зрительный контакт с близкими людьми и окружающими предметами. Мама может заметить, что кроха напряженно всматривается в ее лицо, пытаясь запомнить, эмоционально отреагировать. Когда грудничок начинает улыбаться осознанно, тогда и происходит в сознании полная идентификация родителей.

Первая мимика губ – это реакция на:

  • знакомые лица, их мимику;
  • голосовые раздражители (убаюкивающие песенки, ласковые слова матери, похлопывание в ладоши);
  • визуальное восприятие неживых предметов (игрушки с крупными лицами);
  • приятные прикосновения к телу.

Второй месяц жизни ребенка является определяющим для дальнейшего развития умственных и психологических навыков. В этом возрасте у него проявляется так называемый рефлекс оживления. Малыш узнает голос родителей, проявляет интерес к окружающим событиям, радуется знакомым лицам.

Вместе с первой улыбкой проявляются другие признаки «рефлекса оживления» — хаотичные движения рук и ног. В педиатрии такое поведение новорожденного означает нормальное формирование умственной деятельности.

Когда начинает агукать ребенок

Следующий этап развития – «гуление». Вот малыш уже научился радовать маму и папу своей искренней улыбкой, привлекать к себе внимание интенсивным подергиванием конечностей. И вдруг родители 2-месячного крохи слышат не привычный плач, а позитивные звуки – агуканье. Радостный вскрик малютки происходит на фоне какого-либо интересного и удивительного события для него.

Когда ребенок начинает агукать и улыбаться впервые, родители бросают все свои дела и бегут на призыв к общению. Это лучшее время наладить контакт с крохой, сейчас он только учится взаимодействовать с окружающими людьми. Через двигательную активность, мимику губ, агуканье малыш передает свое отношение к увиденным и услышанным событиям. Маме следует чаще брать его на руки, разговаривать, напевать разные мелодии. Ее нежный голос вызовет положительные эмоции, на лице малютки засияет хоть и беззубая, но такая красивая и искренняя улыбка.


Обучение осознанной улыбки

В родительские обязанности входит эмоциональное развитие малыша, стоит уделять достаточно времени для игр с ним. Некоторые молодые родители считают, что в таком возрасте малыш беспомощный, ничего не понимает, поэтому оставляют его в кроватке даже в состоянии бодрствования. Это большая ошибка, ведь без контакта с родными малыш не научится адекватно реагировать на внешние явления, не сможет проявлять свое плохое или хорошее настроение.

Когда дети начинают улыбаться осознанно – это знак для родителей начать обучение чувствам. Необходимо выбрать подходящий момент для тренировки улыбки. Общение лучше оставить на самый пик бодрствования, когда он сыт и его не тревожат колики. Малышу нужно строить потешные гримасы, щекотать за пяточки, издавать смешные звуки.

По поведению малыша можно определить готовность одарить родственников улыбкой:

  • открывает широко глаза;
  • часто издает звуки (гулит);
  • ерзает на спинке;
  • пытается достать заинтересовавший его предмет.

В независимости от того, во сколько начинает улыбаться малыш обучение следует прекратить на время если у него испортилось настроение. Выражаться это может в суетливых движениях, наморщенном лобике и искривлении губ для дальнейшего плача. Маме при этом следует прекратить гримасничать и петь, взять кроху на руки и просто помолчать. Ему необходимо отдохнуть от новых для него эмоций. Часто родители доверяют обучение новорожденного старшим детям, и именно они становятся первыми свидетелями осознанной ухмылки.

Что делать если ребенок не улыбается

Обычно к 2-3 месяцам дети радуют всех окружающих людей своей заразительной улыбкой. Даже самый серьезный карапуз найдет чему порадоваться. Но если к этому возрасту у ребенка отсутствует навык гримасничать, то это должно насторожить родителей, стать основанием внепланового визита к педиатру.

Причины отсутствия улыбки:

  1. Отклонения в развитии шейного отдела позвоночника. Ребенок не может держать головку.
  2. Рассеянное внимание и недостаточная координация движений;
  3. Психические расстройства и заболевания центральной нервной системы.
  4. Генетические заболевания.

Ранняя диагностика этих отклонений дает шанс скорректировать поведение ребенка уже в более взрослом возрасте. Дать ему возможность эмоционально и психологически развиваться для того чтобы социальная адаптация прошла более безболезненно.

Каждая мама, увидев первую улыбку своего крохи, забывает об усталости и всех нерешенных проблемах. Это такое счастье наблюдать за таким беспомощным, но родным существом. Все проблемы уходят на задний план, когда ребенок начинает улыбаться осознанно. Главное начать диалог с пока еще несмышленым созданием, дать ему защиту и уверенность.

Роды – серьезное испытание для матери и дитя, требующее несколько недель на восстановление сил и энергии. В течение первого месяца организм младенца адаптируется к новым условиям окружающей среды и «приходит в себя». Родители даже не представляют, сколько неожиданных и удивительных впечатлений их ждет!

Уже на втором месяце жизни у младенца закладывается потребность в общении, когда ребенок начинает агукать, улыбаться и «говорить» доступными ему способами.

В педиатрии есть нормативы развития детей грудного возраста, существенные отклонения от которых могут говорить о нарушениях. Важно наблюдать за поведением и умениями своего крохи – своевременное обнаружение проблем помогает вовремя их корректировать, предотвращая серьезные последствия в дальнейшем.

В этой статье мы расскажем об эмоциональном и психологическом развитии месячного малыша – период, когда ребенок начинает гулить и интересоваться другими людьми.

Из этой статьи вы узнаете

Первые навыки общения

Изначально новорожденный нуждается только в физиологическом удовлетворении потребностей. Спустя некоторое время появляется необходимость в общении. Первым человеком становится мама, которая поет песенки, обращается с нежными фразами, наполненными любовью.

Конечно, кроха еще не способен воспринимать слова и осознавать, о чем именно говорит родительница. Это случится лишь спустя несколько месяцев. Однако за содержанием стоит интонационная основа, которая уже сейчас понятна и важна малышу.

С первых недель жизни карапуз учится произносить звуки и их сочетания. «Словарный запас» месячного дитя состоит в основном из нескольких согласных. Он начинает произносить что-то, похожее на «гхы», «кхы», которые постепенно сменяются на «у-уэ», «ау-у». Спустя еще некоторое время кроха начинает распевать гласные – гулить.

Первое слово в лексиконе младенцев – это «агу». Почему все говорят его? Именно такое сочетание звуков дается ребенку проще всего. Освоив его произношение, малыш постоянно совершенствуется, напевая свое «агу-у» и наслаждаясь собственным голосом. Ближе к двум месяцам дети используют звуки уже для общения с родителями, привлекая внимание или отвечая на их обращение.

Как стимулировать малыша к беседе

Перед каждым родителем стоит серьезная задача – научить своего малыша общаться при помощи человеческой речи. Гуление – важный этап развития и формирования разговорных навыков. Конечно, заставить дитя агукать насильно не удастся, но почему бы не побудить его к общению?

Как научить ребенка агукать?

  • Постоянные беседы. Следует с самого рождения говорить с малышом – комментировать действия, рассказывать о своих чувствах, делиться переживаниями. О чем именно будет идти речь – неважно. В результате подобных бесед малыши знакомятся с различными эмоциональными окрасками, и чем их будет больше, тем лучше.
  • Подражание . Все дети – известные «повторюшки», которые в любом возрасте наблюдают за родителями и повторяют их действия. При разговоре с грудничком этим следует воспользоваться. Когда ребенок начинает гулить, можно повторять за ним звуки, приглашая к диалогу, затем постепенно включать в беседу новые.
  • Массаж ладоней. Пальчиковые игры и массирование ладошек способствует развитию моторики рук, которая тесно связана с речевыми способностями детей.

Отличное решение для развития речи малыша – народное творчество, обладающее характерной напевностью. Сколько прибауток, стишков и песенок нам знакомо с детства? Все они прекрасно обыгрывают агуканье и побуждают кроху лепетать вместе с мамой.

Фольклор прост для восприятия малышей, вот почему дети в любом возрасте с удовольствием подхватывают такие игры, как: «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки!» или «Гуси, гуси! Га-га-га! Есть хотите? Да-да-да!». Пройдет всего пара месяцев, и кроха начнет узнавать любимые прибаутки, подпевая на радость маме и папе.

Если кроха молчит

Ответ на вопрос, сколько времени должно пройти после родов, чтобы ребенок начал агукать, не может быть однозначным. Все малыши развиваются индивидуально. Одни дети начинают «говорить» уже на третьей недели жизни, другие молчат до трех месяцев.

Иногда кроха начинает гулить и спустя некоторое время резко перестает издавать звуки. Почему так происходит? «Виновниками» явления могут стать следующие причины:

  • перенесенный стресс;
  • смена обстановки, адаптация ребенка к новым условиям;
  • плохое самочувствие, болезнь;
  • осваивание других речевых навыков (смех, визг, писк).

Дети, не заинтересовавшиеся в общении с родителями в 5–6 месяцев, заслуживают особенного внимания. Как правило, подобное отклонение от общепринятых норм указывает на нарушения слуха или неврологические проблемы. В этом случае необходимо обратиться к специалисту.

Трудно заранее предсказать, во сколько месяцев ребенок начнет осваивать навыки эмоционального и речевого общения. Большое значение влияет мамино поведение – только заботливая, любящая и ласковая родительница может побудить желание своего крохи познавать мир. Некоторые специалисты рекомендуют говорить с малышом еще до его рождения – уже в этот период, по их мнению, человек способен воспринимать речь.

Первый месяц после появления малыша на свет – очень сложный период для мамы. Бессонные ночи, не очень приятные воспоминания из родильного дома, плач крохи, затекшая спина – все эти тяготы сопровождают каждую женщину. Однако первая детская улыбка затмевает любую невзгоду, неудивительно, что родители часто интересуются, в каком возрасте дети начинают улыбаться. Из нашей статьи вы узнаете, как это происходит и осознанны ли первые проявления позитивных эмоций у ребенка

Молодые мамочки воодушевляются, обнаружив вместо привычного плача улыбку. Иногда она возникает уже на вторые-третьи сутки, но поначалу имеет абсолютно рефлекторное происхождение. Счастливое детское лицо можно заметить после приема пищи (так называемая желудочная улыбка), во сне, во время водных процедур. Это не эмоциональный отклик, а просто отражение спокойного состояния новорожденного.

Особенности развития младенцев

Новорожденные дети дальнозорки. Их зрение значительно отличается от возможностей взрослых. Младенцы могут видеть только тени, свет, двигающихся людей, очертания вещей, а вот скопировать мамину улыбку у них пока не получается.

В психологии есть такое понятие – комплекс оживления. Это совокупность реакций, обращенных к родителям и другим близким людям, которая включает в себя:

  • узнавание лиц;
  • счастливая улыбка;
  • суетливые движения;
  • гуление (вытягивание отдельных звуков).

Комплекс оживления в норме появляется в три-четыре недели. Однако сроки возникновения зависят от того, родился ли малыш доношенным или нет. Неонатологи отмечают, что родившиеся раньше срока груднички начинают улыбаться несколько позже тех малышей, которые родились вовремя.

К восьми месяцам дети уже осознают, кто находится перед ними – родной человек или незнакомец. Они тянутся к родителям, улыбаются, выказывают только позитивные эмоции, но в ответ на улыбки чужих людей могут и расплакаться.

И все же, во сколько месяцев у новорожденных появится осознанная улыбка? Обычно в 6-8 недель, когда кроха научается фокусировать внимание. Врачи считают нормой и интервал от 5 до 12 недель, когда малыш эмоционально реагирует на человеческое лицо.

«Настоящая» улыбка подразумевает, что ребенок начинает разграничивать неодушевленные предметы, вещи и людей. Это умение показывает, что он развивается правильно. Когда малыш улыбается, идет сложнейшая психическая деятельность, состоящая из:

  • распознавания чувств, настроения и эмоций родных и близких; ​
  • передачи сигналов в определенные зоны головного мозга; ​
  • работы мышц лица.

Любопытная информация: в «создании» улыбки принимают участие 17 лицевых мышц. Кроме того, ребенок распознает лицо мамы, ее голос и эмоции. Он никогда не будет улыбаться в ответ на ее недовольные окрики.

{reklama2}

Улыбка и гуление

Еще одним важным показателем нормального развития являются речевые навыки, которые тесно связаны с эмоциональным состоянием. Вот почему родители часто интересуются, когда ребенок начинает гулить и улыбаться. Именно гуление (или агуканье), формирующееся в возрастном промежутке от 2 до 7 месяцев, относится к первым признакам становления речи.

Сначала дети произносят простейшие гласные звуки: «у-у-у» и «а-а-а». Затем они постепенно трансформируются в звукосочетания, которые чем-то напоминают слоги: «ма-ма», «да-да», «а-гу» и т. д. Между собой родители называют это гулением, а педиатры и логопеды – вокализацией.

Первые звуки кроха произносит больше для себя, чем для родителей. Он как будто разговаривает сам с собой, «смакует» новые впечатления и возможности. Затем с помощью звуков малыш привлекает внимание мамы, а когда она откликается, начинает улыбаться .

Многие родители переживают, не дождавшись того момента, когда ребенок начинает улыбаться и агукать. Волноваться по поводу отсутствия агуканья следует только после 8 месяцев. Если педиатр и узкие специалисты говорят, что малыш развивается нормально, улыбается, но молчит, его можно научить агукать.

Побудить кроху к беседе поможет мамина беседа с ним, комментирование всех его и своих действий. Родители должны говорить эмоционально (не громко, а именно с эмоциями), плавно, четко и ласково. Когда младенец подключится к разговору, нужно повторять его звуки, добавляя в его «репертуар» новые слоги и слова.

Кроме того, пальчиковые гимнастические упражнения, массаж рук и ладоней помогут простимулировать те участки коры больших полушарий, которые отвечают за эмоциональное и речевое развитие.

Когда нужно беспокоиться?

Отсутствие улыбки в частности и комплекса оживления в целом можно считать признаком нарушенного развития, если оно сопровождается дополнительными физиологическими симптомами. Говорить об отклонениях можно, если неврологи отмечают у неулыбчивого малыша: ​

  • неспособность держать головку;
  • отсутствие желания общаться и взаимодействовать с окружающими людьми;
  • неумение сфокусировать внимание на каком-либо предмете даже на непродолжительное время.
В этом случае потребуется квалифицированная помощь, поскольку самостоятельно справиться с вышеперечисленными трудностями у родителей не получится. Педиатр посоветует пройти комплексное исследование детского организма, чтобы определить причину нарушений.

Если же ребенок развивается нормально, но не радует маму улыбкой, переживать не следует. Во-первых, каждый малыш развивается в своем собственном темпе. Во-вторых, дети отличаются по темпераменту или, точнее, по типу высшей нервной деятельности. Кто-то с рождения более эмоционален, а кто-то – более выдержан. Ну и наконец, возможно, родители сами сдерживают свои эмоции.

Как научить младенца улыбаться?

Не секрет, что малыши копируют поведение и привычки своих родителей и прочих значимых взрослых. Психологи уверены, что скорее начнет улыбаться и смеяться тот младенец, который окружен улыбающимися родственниками. Если вы хотите увидеть радостное детское личико, соблюдайте два несложных правила.

Правило № 1. Обмен улыбками

Специалисты рекомендуют больше улыбаться крохе, общаться с ним, демонстрировать свою радость от его присутствия в вашей жизни. А когда он начнет радоваться и умилительно агукать, нужно дарить ему ответную улыбку.

По мнению специалистов по раннему развитию, обмен улыбками является первым осознанным диалогом, который становится основой будущих социальных контактов ребенка с окружающими людьми. То есть детская улыбка (впрочем, как и плач) – это начальный опыт по выработке отношений с внешним миром.

Любопытно, что у женщины при виде улыбающегося сыночка или дочки начинается вырабатываться гормон счастья эндорфин. Вот почему взаимные улыбки, прикосновения, поглаживания полезны не только новорожденному ребенку, но и его матери.

Правило № 2. Хороший настрой

Безусловно, каждой маме хочется, чтобы ее карапуз как можно скорее научился улыбаться и смеяться. В дело идут и забавные рожицы, и веселые песенки, и щекотка, и тормошение. Это действительно помогает, но только если выбрано правильное время.

Не ждите улыбок от голодных или сонных ребятишек, особенно если их мучают . Чтобы развеселить малыша, необходимо соблюдать несколько условий – ребенок должен быть сытым, сухим, выспавшимся и в хорошем настроении. Да, встречается такое не слишком часто, но нужно постараться поймать этот момент. Итак, первые детские улыбки – это настоящее счастье для родителей. Обычно они появляются в 6-8 недель, однако точно ответить на вопрос, когда ребенок начинает улыбаться, очень сложно.

Не равняйтесь на сверстников, которые развиваются с опережением. Если ребенок здоров, растет в эмоционально стабильной атмосфере, взрослые окружают его любовью и нежностью, значит, совсем скоро он одарит маму и папу счастливой и довольной улыбкой.