Коррекционные занятия для детей с зпр. Программа комплексных коррекционно-развивающих занятий для развития коммуникативных навыков, произвольности психической деятельности для младших подростков с зпр

Московский гуманитарный институт им. Е.Р.Дашковой

гуманитарный факультет

О тделение психологии

ПРЕДМЕТ: СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР

Выполнила студентка

3 курса заочного (ускоренного) отделения

Полуханова А.А.

Преподаватель:

Бучацкая М.В.

Москва

2011 год


Введение

Коррекционные занятия для детей с ЗПР

Заключение


ВВЕДЕНИЕ

(ЗПР) ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ – это нарушение нормального темпа психического развития. Проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в неумении сосредоточиться на выполняемом задании, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности не соответствуют возрасту).

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗПР. Основной причиной является слабовыраженные органические повреждения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникли при родовом или раннем периоде жизни ребенка, могут быть неблагоприятные течения беременности, патология родов, социальные факторы: педагогическая запущенность, ограниченные эмоциональные контакты с ребенком на ранних этапах развития, двуязычие.

ЗПР не передается по наследству, но в некоторых случаях наблюдается генетическая обусловленность недостаточности ЦНС.

ВЫДЕЛЯЮТ ДВА ВАРИАНТА ЗПР: медицинский и педагогический.

МЕДИЦИНСКАЯ

На основе неврологического анализа у детей раннего возраста предложили выделить 2 типа ЗПР исходя из недоразвития.

· Доброкачественное или неспецифическое. Оно не связано с повреждением мозга и с возрастом компенсируется при благоприятных условиях внешней среды даже без специфических мероприятий. Проявляется в запаздывании двигательных функций.

· Специфическая или церебрально-органическая задержка развития связанная с повреждением мозговых структур и частичном отставании их функций.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

· Конституционального происхождения – состояние задержки определяется наследственностью семейной конституции. В своем замедленном темпе развития ребенок, как бы повторяет жизненный сценарий отца и матери. Генетическая предрасположенность проявляется в высокой чувствительности к средовым факторам развития. К поступлению в школу у этих детей наблюдается несоответствие психического возраста его паспортному возрасту, у семилетнего ребенка он может быть соотнесен с детьми 4 – 5 лет. Незрелость психического облика проявляется в эмоционально-волевой сфере при относительно сохраненной познавательной деятельности, т.е. незрелость эмоционально-волевой сферы приводит к недоразвития познавательной. Для детей с конституциональной ЗПР характерен благоприятный прогноз развития при условии целенаправленного педагогического воздействия, доступных ребенку занятий в игровой форме, положительном контакте с учителем. Такие дети компенсируются к 10 – 12 годам. Особое внимание необходимо уделить на развитие эмоционально-волевой сферы.

· Соматогенного происхождения – длительные хронические заболевания, стойкие астении (нервно-психическая слабость клеток головного мозга) приводят к ЗПР. Такие дети рождаются у здоровых родителей, а задержка развития – следствие перенесенных в раннем детстве заболеваний: хронические инфекции, аллергии и т.д. первичный интеллект не снижается, но в силу своей истощенности оказывается крайне нетрудоспособным в процессе школьных занятий. У всех детей с данной формой ЗПР имеет место выраженные астенические симптомы в виде головной боли, повышенной утомляемости, снижение работоспособности, на этом фоне расстройство, переживание, внимание снижается, память и интеллектуальное напряжение удерживается на очень короткое время.. Эмоционально-волевая сфера отличается не зрелостью при относительно сохраненном интеллекте. В состоянии работоспособности могут усваивать учебный материал. В упадок работоспособности могут отказаться от работы. Склонны фиксировать внимание на своем самочувствии и могут воспользоваться этими способностями для того, чтобы избежать трудностей. Испытывают трудности в адаптации к новой среде. Дети с соматогенной ЗПР нуждаются в систематической психолого-педагогической помощи.

· ЗПР психогенного происхождения. Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, функционально полноценные мозговые системы, соматически здоровы. ЗПР обусловлено неблагоприятными условиями воспитания.

· ЗПР церебрально-органического происхождения. Причиной нарушения темпа развития интеллекта и личности становятся грубые и стойкие локальные разрушения созревания мозговых структур (созревание коры головного мозга) токсикоз беременной, перенесенные вирусные заболевания во время беременности, грипп, гепатит, краснуха, алкоголизм, наркомания, матери, недоношенность, инфекция, кислородное голодание. У детей этой группы отмечается явление церебральной астении которое приводит к повышенной утомляемости, непереносимости дискомфорта, снижение работоспособности, слабая концентрация внимания, снижение памяти и, следствие этого, познавательная деятельность значительно снижена Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетаются у этой группы с незрелостью эмоционально-волевой сферы. Им необходима систематическая комплексная помощь медика, психолога, дефектолога.

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР.

С учетом сложной структуры эмоциональных проблем у детей с ЗПР выделены четыре основные фазы процесса групповой психокоррекции.

ДИНАМИКА ГРУППОВОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Фаза Задачи Психотехнические приемы Субъект психокоррекции
Установочная 1. Образование группы как целого. 2.Формирование положительного настроя на занятие. 3.Диагностика пове дения и особенно стей общения детей Спонтанные игры: игры на невербальные коммуникации. Коммуникативные игры Дети с ЗПР всех форм: конституциональная, соматогенная, психогенная, церебрально-органического генеза
Подготовительная 1. Структурирование группы. 2. Формирование активности и самостоятельности 3. Формирование эмоциональной поддержки членами группы Сюжетно-ролевые игры. Игры-драматизации для снятия эмоцио- нального напряжения Для детей с ЗПР соматогенной формы и церебрального генеза со снеженным социальным опытом - игры-драматизации. С психогенной формой, конституциональной, без выраженных нарушений социального опыта - сюжетно-ролевые игры
Реконструктивная 1. Коррекция неадекватных эмоциональных реакций на дефект. 2. Проработка негативных переживаний. 3. Обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования в различных ситуациях Разыгрывание конкретных жизненных проблемных ситуаций Для детей с ЗПР с тяжелой церебрально-органической недостаточностью, возможно привлечение родителей
Закрепляющая 1. Закрепление адекватных форм эмоционального реагирования на конфликт. 2. Формирование адекватного отношс-1ия к себе и окружающим Специальные сюжетно-ролевые игры, предложенные детьми Детям с ЗПР необходима помощь психолога в выборе игры. Рекомендуется включать в игру родителей и здоровых сверстников или сверстников с ЗПР с более легкими формами

На основе выделенных выше структуры и этапов групповой динамики разработаны планы-схемы психокоррекционных занятий для детей с ЗПР.

СХЕМА ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ С ЗПР.

Психотехнические приемы Радикалы для психологического наблюдения Критерии эффективности занятий
Занятие 1. Цель: знакомство детей друг с другом; формирование позитивного настроя на занятие.
Игра I. «Знакомство» с воздушными шарами Дети располагаются в круге и поочередно бросают надувной шар друг другу, при этом называя свое имя. Через некоторое время предлагается кинуть шар тому, с кем хочешь поиграть, поговорить. Игра 2. «Угадай, кто это» Ребенок с завязанными или закрытыми глазами ощупывает других детей и называет их имена. Игра 3. «Ворвись в круг» Группа детей образуют круг, взявшись за руки. Один из желающих пытается проникнуть в круг, но группа его не пускает Отношение ребенка к занятию Коммуникативные навыки Спонтанность поведения Эмоциональные реакции на препятствия Предпочтения в выборе партнера Специфические реакции (уход от игры, активное стремление быть лидером, отношение к неуспехам) Спонтанное, естественное поведение ребенка Проявление активности на этапе занятий Положительный эмоциональный фон в процессе занятий
Занятие 2. Цель: сплочение группы, снятие напряженности, скованности
Приветствие Разминка: дети вспоминают имена друг друга в процессе игры с мячом. Игра 1. «Кто громче крикнет» Детям предлагается издавать громкие звуки. Но крик должен постепенно превратиться в общую мелодию (хор). Игра 2. Создание коллективного рисунка Психолог предлагает детям подойти к доске, на которой прикреплен большой ватман, и фломастерами нарисовать то, что желает каждый, но сделать это так, чтобы получился общий рисунок. После выполнения задания рисунок коллективно просматривается и обсуждается Включенность ребенка в процесс занятий Естественность поведения детей. В процессе выполнения коллективных занятий необходимо проследить, какая позиция у каждого участника коррекции: не подчиняется групповому влиянию; быстро подчиняется; стремится к лидерским позициям. Проявление выраженного интереса к занятию Охотное включение в процесс занятий Положительный эмоциональный фон. В процессе беседы с родителями выяснить, как ребенок отзывался о занятии.
Занятие 3. Формирование эмоциональной поддержки членов группы созданием условий для выбора и принятия коллективных решений. Формирование инициативы.
Приветствие Игра I. По выбору детей. Психолог предлагает детям выбрать игру из тех, которые были на прошлых занятиях, и принять коллективное решение. Игра 2. «Испорченный телефон» Психолог выбирает ведущего, который называет первое слово и «запускает испорченный телефон». Игра 3. «Реши задачу» Ведущий предлагает детям задачи из матриц Равена, тестов Айзенка. Дети коллективно находят правильный ответ. Игра 4. Дети сами придумывают задачу и предлагают се группе. Сплоченность группы при решении коллективных задач Уровень самостоятельности и активности каждого ребенка Лидерские позиции членов группы Дети, имеющие проблемы группового взаимодействия, нуждаются в эмоциональной поддержке психолога. Активность и самостоятельность детей в процессе занятий. Проявление инициативы.
Занятие 4. Цель: формирование навыков самоконтроля в процессе группового взаимодействия
Приветствие Игра 1. «Моргалки» Дети разбиваются на пары. Задача - пристально смотреть друг на друга как можно дольше, не моргая. Победитель выбирает, с кем он продолжит игру. Игра 2. «Зеркало» Ведущий изображает кого-то из животных. Члены группы угадывают. Ведущие поочередно меняются. Игра 3. «Все наоборот» Психолог предлагает детям разделиться на пары. Каждой паре вручаются карточки, где символически изображены движения. Например, руки вверх, вправо, влево. Играющие как можно быстрее должны выполнить эти движения, но наоборот. Ведущий оценивает число ошибок Затем дети меняются ролями Симпатии детей друг к другу (выбор пары) Способность детей конструктивно общаться Развитие навыков самоконтроля Интерес детей к занятию. Желания группового взаимодействия. Адекватная оценка своих неуспехов.

Возрастная группа : 3 класс.

Цели:

1. Содействовать развитию и коррекции интеллектуальных способностей: пространственного представления, логического мышления; развитие памяти, внимания, восприятия, воображения; продолжать работать над усвоением учащимися понимания смысла пословиц, усвоение алгоритма комбинационного анализа.

2.Обогащение чувственного познавательного опыта, развитие кинестетической чувствительности рук, чувства координации и равновесия, общей чувствительности, умения расслабляться.

3. Воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование :

персональный компьютер; морские, стеклянные камешки, геометрические фигуры; разноцветные пуговицы; игровое поле на 9 квадратов; 4 тарелки, 20 бумажных ладошек, скрепки, цветные карандаши; 4 круглых коврика-цветка, песочные часы.

Дидактический (раздаточный) материал:

карточки-задания для коррекции внимания, мышления; индивидуальные карточки; бланки с «буквенными примерами», интерактивная игра - «Загадки».

Ход занятия.

I. Организационный момент. Психологический настрой.

Кинезиологическое упражнение «Солнце» (Борбат Н.С., общий эмоциональный настрой на работу, развитие межполушарного взаимодействия)

Дети входят в класс, выполняя пальчиковую гимнастику (пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками, затем выполняют «колечко» и «цепочку») приговаривая:

Солнце радостно проснулось,

Осторожно потянулось,

Лучикам пора вставать

И занятье начинать.

II. Вступительная беседа , активизация мозговой деятельности.

Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Поднимите руки те, кто родился зимой, весной, летом, осенью, в каком месяце?

1. Упражнение «Волшебный камень» (Е.Л. Набойкина, оптимизация тонуса мышц, активизация мозговой деятельности)

А теперь положите руки на колени ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на ладошку ляжет волшебный камешек. Постарайтесь ощутить, какой он: теплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжелый или легкий, гладкий или шершавый?» (дефектолог кладет каждому в ладонь камень и спрашивает участников об их ощущениях, при этом участники не должны открывать глаза и двигаться, после ответов дети открывают глаза и рассматривают свой камень)

Камни обладают такой большой силой, что как только они касаются ваших ладоней, то сразу переносят в сказку.

Вот и мы с вами попали в сказку, где живут 12 фей - помощниц и покровительниц. У каждого месяца есть своя фея, которая всё знает и помогает особенно тем, кто родился в её месяце.

Перед встречей с феями надо хорошо подготовиться.

2. Гимнастика (О.А. Холодова)

а) Корригирующая гимнастика для глаз «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз)

Закройте глаза и, используя нос, как длинную ручку, напишите своё имя в воздухе.

б) «Качание головой» (стимулирует мыслительные процессы)

А теперь, дышим глубоко, опустите голову вперёд и медленно покачайте ей из стороны в сторону. Подбородок чертит изогнутую линию.

в)«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь)

- «Наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши, от верхней точки до мочки 3 раза.

Теперь я вижу, что у всех ребят хорошее настроение и вы готовы к встрече с прекрасными Феями.

III. Основная часть .

Вот и первая фея. Если вы родились в январе, то ваша фея - Январина - волшебница и скульптор. Именно она помогает людям украшать города. И в тех людях, которые родились в январе, есть талант скульптора. Давайте посмотрим, может и в вас есть этот талант.

1. Коррекционно-развивающая игра «Пуговицы» (Е.В. Кирейчева, развитие и коррекция зрительной памяти, пространственного восприятия и мышления)

Перед вами «скульптура из пуговиц», посмотрите на неё внимательно, запомните, а теперь повторите то же расположение пуговиц на своём квадрате.

Молодцы, вы настоящие скульпторы.

Если вы родились в феврале, то ваша фея - Февралина. Она прекрасная кулинарка, очень любит готовить разнообразные блюда и десерты. Ни один праздник не обходится без её участия. И в тех людях, которые родились в феврале, есть этот дар. Давайте определим, есть ли этот дар в нас, для этого необходимо решить буквенные примеры.

2. Коррекционное упражнение «Буквенные примеры» (Н. Коваль, коррекция мыслительных процессов, анализа и синтеза, внимания, развитие пространственной организации деятельности на основе буквенного материала.)

Пель + мера - ра + ни =__________ пельмени

Пи + роша - ша + гид - д =__________пироги

Бак - ак + улоп - п + чкы - ы + и =___________булочки

Тева - ва + ф + тем - м + ли =______________тефтели

Какие блюда кулинарии у вас получились? (ответы детей). Молодцы, вы отличные кулинары.

Если ваш день рождения в марте, то ваша покровительница - Мартина. Она очень любит животных, всё о них знает, изучает повадки, лечит и кормит. Вы,наверное, тоже любите животных? Тогда фея предлагает вам поиграть в игру «В мире загадок».

3. Интерактивная игра «В мире загадок» (И.Ф. Мотырева, О. Узорова, Е. Нефёдова, коррекция мыслительных процессов)

(дети выбирают определённую категорию и номер вопроса, затем отгадывают загадку).

Если вы появились в апреле, то ваша подруга - фея Апрелина. Она изысканная модница, знает толк не только в нарядах и украшениях, но и отличный дизайнер, если вы родились в апреле, значит, в вас есть талант модельера, художника, дизайнера.

4. Дидактическая игра «Весёлый модельер»(Т.Н. Образцова, развитие зрительной памяти, пространственного восприятия)

Перед вами геометрические фигуры, создайте из них наряд для человечков по образцу. Например:

Молодцы, вы настоящие модельеры.

Всем рождённым в мае помогает фея-поэтесса Майя. Она очень любит стихи и сама их сочиняет. А вы сочиняли когда-нибудь стихи?

5. Развивающая игра «Найди рифму»(Н.К. Винокурова, коррекция и развитие речи)

Заполните пропуски словами так, чтобы получились рифмованные куплеты (читаем и договариваем)

Деревья над морем от ветра качались.

Две птички случайно в ветвях (повстречались)

Она хороша, как картинка.

Он тёмный, с узором на (спинке)

И небо темнело - гроза (надвигалась)

И птички, обнявшись, укрылись в листве,

А дождик стучал по зелёной (траве)

Молодцы, оказывается, вы прекрасно подбираете рифму.

Следующие сказочные феи помогают детям, рождённым в июне и июле. Это - Июнина и Июлина, они актрисы и очень любят театр. А ещё те, кто появился на свет в июле,любят путешествовать, ведь фея Июлина никогда не сидит на месте - она ходит в походы, летает в дальние страны и ходит под парусом по морям и океанам. А где вы побывали?(ответы детей)

6. Развивающее упражнение «Найди конец пословицы» (Н.К. Винокурова развитие мышления, речи)

Феи знают много пословиц и поговорок, а вы знаете? Сейчас проверим. Перед вами незаконченные пословицы, соедините нужные части пословицы в левом и в правом столбике.

За двумя зайцами погонишься а дома лучше

Сделал дело от того и наберёшься

Скажи мне кто твой друг не вынешь рыбку из пруда

В гостях хорошо ни одного не поймаешь

С кем поведёшься а товарища выручай

Без труда и я скажу кто ты

Не спеши языком а лень портит

Когда я ем торопись делом

Как аукнется гуляй смело

Труд человека кормит то не вырубишь топором

Сам пропадай так и откликнется

Что написано пером я глух и нем

7. Коррекционное упражнение «Найди похожие пословицы» (И.Л. Никольская, развитие мышления, операции сравнения и абстрагирования, речи)

У разных народов свои пословицы, найдите русские пословицы, схожие по смыслу:

С латышской:

Руку не потеряешь, так с полки ложку не достанешь

(без труда не вынешь рыбку из пруда)

С армянской:

Осталось дело до завтра - считай, что застряло

(сделал дело - гуляй смело)

С белорусской:

Языком молоть - не дрова колоть.

(не спеши языком - торопись делом)

С украинской:

В гостях хорошо есть, пить, а дома - спать.

(в гостях хорошо, а дома лучше)

Следующая фея - Августина. Онапомогает всем рождённым в августе. Эта фея очень ценит время, бережёт каждую минутку и много успевает сделать. Это очень ценный дар. А вы им обладаете? Сейчас проверим.

8. Упражнение по коррекции мыслительных процессов «Морской бой» (Н.Н. Кравченко, развитие речи, мышления)

Используя таблицу, расшифруйте слова, выполнять это задание мы будем на время и по вариантам: (время выполнения 3 минуты)

1 вариант

А-7 З-8 Д-10 Е-8 Б-3(школа)

А-2, Б-4,И-4,Д-10, З-5, Б-4, Ж-10 (колобок)

Г-2, Б-4, Е-2, И-9, Б-9, А-7, Е-9, Б-4 (солнышко)

2 вариант

Г-5, Г-4, К-1, В-5, А-9 (песня)

В-2, К-2, К-7, И-8, В-5, Г-1, А-10 (учебник)

Б-4, Е-3, И-4, Г- 1,З-2, В-5, Г-1, Ж-10 (отличник)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Молодцы, я вижу, что каждый из вас очень старался, и выполнил задание в срок.

Перед вами Сентябрина, она опекает детей сентября. Эта фея- врач, лечит не только тело, но и души людей. Если вы родились в сентябре, то у вас тоже есть способность к врачеванию - из вас вырастет хороший доктор. Доктор следит за состоянием здоровья своих пациентов, и мы чувствуем, что немножко утомились, необходимо отдохнуть.

9. Упражнение - медитация «Цветы» (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, стабилизация психических процессов, снятие напряжения и заряд энергией, позитивные образы и содержание активизируют в ребенке потенциальность, делают ею добрее и восприимчивее)

В волшебном лесу, в заповедном месте, там, куда не каждый мог войти, Добрая фея посадила Волшебные цветы. Шло время, и появились небольшие бутоны (дети садятся на коврики складывают руки над головой, изображая бутоны).

Их согревало солнышко, а Добрая волшебница поливала цветы живой водой. И в один прекрасный день Волшебные цветы распустились. Их красота была удивительна (дети встают на ноги, раскрывают руки и чуть откидывают голову назад).

Все обитатели волшебного леса приходили посмотреть на Волшебные цветы. Ведь фея наделила цветы удивительной силой. В них было столько добра и красоты, что они могли подарить радость любому, кто смотрел на них.

Шло время, цветы становились все краше, а сила их возрастала. Так в волшебном лесу появились прекрасные Волшебные цветы, которые дарили радость и доброту всем, кто мог пройти в это заповедное место

Молодцы, замечательно выполнили упражнение-медитацию, продолжим знакомиться с феями.

Если вы родились в октябре или ноябре, то ваши феи Октябрина и Ноябрина, великие мастерицы, они из простого материала могут творить чудеса.

10. Упражнение по коррекции и развитию мелкой моторики рук, конструктивных способностей. Композиция из бумаги «Солнышко добра»

Давайте попробуем из бумажных ладошек смастерить солнышко (дети выполняют композицию)

У каждого из вас получилось солнышко добра.

Ребята, мы не познакомились ещё с одной фей. Всех, кто родился в декабре, опекает Декабрина. Она лучшая в мире учительница, воспитательница, хранительница, главное её качество-доброта.

11. Когнитивная релаксация «Солнышко» (М.В. Киселёва, снятие усталости, эмоциональное развитие)

Возьмите волшебное солнышко добра в руки. Давайте поиграем и помечтаем. Выходите на ковер (садимся в круг на большом ковре).

Сядьте поудобней, солнышко положите себе на грудь и расслабьтесь. Закройте глаза. Слушайте меня внимательно и фантазируйте.

Ваши руки чувствуют удивительную теплоту. Мысленно поместите все добро этого солнышка внутрь. Почувствуйте, как добро входит в вас, как оно согревает вашу душу, доставляет вам радость. У вас появляются силы здоровья, силы счастья и радости.

А теперь медленно, не спеша, на счет три откройте глаза и встаньте. Какие вы все стали красивые, потому что внутри вас теперь живет доброта.

IV. Итог. Рефлексия.

Вот и подошло к концу наше занятие. Что нового вы узнали, что больше всего запомнилось? (ответы детей)

1.Упражнение «Добрые сердца» (развитие эмпатии друг к другу и окружающим, эмоциональное развитие)

Тогда давайте подарим нашим гостям по солнышку, а чтобы у них на душе стало также тепло и радостно, не забудьте про добрые слова.

Молодцы! До новых встреч, до свидания.

Васенёва А.Г., учитель-дефектолог, ГБОУ «Тверская школа-интернат №1»

Пояснительная записка

В связи с тем, что количество учащихся с отклонениями в развитии в последнее время возросло, возникла необходимость создания для таких учащихся специальных, адаптированных для их психофизиологических особенностей, коррекционных программ.

Учащихся с задержкой психического развития отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов); некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя); речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, наличием аграмматизмов, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций (это обусловлено еще и двуязычием); интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая; запоминание механическое. Эти учащиеся характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации. Данные проблемы определили цель коррекционной работы с учащимися данной категории.

Цель коррекционной работы – коррекция познавательной сферы учащихся с особенностями в развитии.

Задачи коррекционной работы:

  • развитие и совершенствование коммуникативных навыков, внимания, пространственных представлений;
  • формирование умственного плана действий и речевых функций;
  • развитие произвольности психической деятельности.

Выбрана групповая форма работы, занятия построены в форме игры и включены методики, стимулирующие развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности. Игровая деятельность обучает ребенка управлять своим поведением и через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар. Общение в группе расширяет границы видения ребенком своих возможностей через отражение действий других и с другими. Создание ситуации успеха выявляет способность ребенка в самоактуализации и более эффективном усвоении получаемых знаний. Наибольшей привлекательностью обладают ролевые игры. Однако самым слабым звеном у наших детей является развитие речи. Детям трудно выражать свои мысли и чувства, обращаться к другим, получать обратную связь, поэтому в программу включены постановка известных сказок и придумывание своих с последующим их проигрыванием, сочинение детектива, разыгрывание сценок из жизни семьи.

Система коррекционной работы , направленная на компенсацию выявленных нарушений у детей с задержкой психического развития,

разделена на 4 основных блока:

1. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков:

    становление умения владеть средствами общения;

    формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;

    формирование коллективного обсуждения заданий;

    установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;

    способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я».

2. Развитие речевой и мыслительной деятельности:

    приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;

    формирование развернутой монологической и диалогической речи. Умения правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения;

    становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения;

    расширение словарного запаса.

3. Развитие произвольности психической деятельности:

    умение работать по образцу и в соответствии с инструкцией педагога;

    произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях;

    произвольность как компонент речевой деятельности, овладение планирующей функцией речи (ответы на вопросы в точном соответствии с заданием, умение выражать свои мысли в речи, развернуто рассказывать о последовательности выполнения учебной работы);

    навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение контрольно-оценочными действиями;

4. Развитие пространственных представлений:

    формирование умений различать геометрические формы;

    усвоение учащимися понятия величины;

    ознакомление с правилами пространственной организации рабочего материала;

    овладение пространственной ориентацией в тетради и помещении;

    совершенствование координаций движений в пространстве;

    формирование умения манипулировать с образами, делая различные мыслительные преобразования: вращение, расчленение на части и соединение их в единой целое и т. п.; развитие способности ребенка действовать в уме.

Программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Продолжительность каждого занятия 40 минут.

Содержание предложенных занятий дает возможность активизировать творческий потенциал учащихся, способствует формированию у детей умения работать самостоятельно и стимулирует их активность. Использование большого количества игровых заданий и организация соревновательной ситуации повышает заинтересованность школьников в достижении результатов своей деятельности и способствует повышению школьной и учебной мотивации. Все занятия проводятся на материале, близком к учебной программе, что обеспечивает их высокую эффективность и позволяет осуществить перенос умений и навыков, получаемых на занятиях, в ситуацию школьного урока. Коллективное обсуждение многих заданий, предусмотренных программой, способствует формированию и развитию у детей навыков общения и совместной деятельности: умению выслушать точку зрения другого человека, планировать свои действия вместе с другими.

При планировании и проведении занятий с учащимися младшего школьного возраста с задержкой психического развития были учтены некоторые принципы организации коррекционно-развивающего процесса:

  • Усложнение предъявляемых заданий
  • от совместного выполнения заданий с подробным инструктажем до творческих самостоятельных работ (учащимся предлагается самостоятельно работать или придумать подобное задание).
  • Проведение занятий с использованием материала, близкого к учебной программе.

Это обеспечивает их более высокую эффективность, так как позволяет осуществлять перенос умений и навыков, полученных на занятиях, в ситуацию школьного урока.

  • Использование игровых методов и приемов работы, включающих соревновательный элемент.

Для детей с ЗПР игровой мотив чаще всего является ведущим, а уровень учебной и школьной мотивации достаточно низок. Кроме того, постоянные неудачи в школе способствуют формированию либо заниженной самооценки, либо, наоборот, неадекватно завышенной. Детям с низкой самооценкой игровой характер занятий позволит избавиться от страха перед возможными неудачами, а учащиеся с завышенной самооценкой групповые соревновательные задания и упражнения дадут возможность получить истинную оценку своих возможностей. Примером подобных занятий может служить цикл игровых занятий «Школа разведчиков».

  • Введение системы штрафов и поощрений
  • является хорошим средством воспитания организованности, собранности действий и ответственности за результат своей или командной работы. Поощрением может служить «звездочка», а штрафом - «ворона» («ловил ворон», т.е. был невнимателен, часто отвлекался). В конце каждого месяца подсчитывается количество «звездочек» и «ворон».
  • Чередование подвижных и малоподвижных заданий и упражнений, проведение физкультминуток. Чередование письменных и устных форм работы.

Это условие является обязательным при работе с детьми, так как дает возможность оптимально распределить свою энергию, способствует снятию усталости и повышению работоспособности.

  • Использование упражнений на проверку внимания
  • проводится с целью организации внимания и установления обратной связи с учащимися.

Это могут быть вопросы типа: «Кто меня слышал - покажите большой палец», или использование контрольных карточек: «Внимание!!», «Тишина!!», на которых изображены различные символы, обозначающие данные требования; или употребление различных вспомогательных средств, привлекающих внимание, например, колокольчика, или появление какой-либо игрушки, после чего учащиеся должны замереть на месте; минуты молчания (дети «держат» себя в руках, замерев на месте).

При планировании была соблюдена общая для всех занятий структура построения занятия.

Схема построения коррекционно-развивающего занятия

1. Введение в занятие

2. Основное содержание занятия

3. Заключительный этап занятия

Каждое занятие традиционно начинается с процедуры приветствия, которое не только способствует сплочению группы, но и настраивает детей на положительное взаимодействие.

В качестве примера можно предложить следующее упражнение. Дети произвольно двигаются по комнате под музыку, встречаясь друг с другом, улыбаются и произносят всего два слова: «Здравствуй, (имя ребенка)» и продолжают движение. Задание можно видоизменять, добавляя к предложенному хлопанье в ладоши, пожатие рук, объятия; или все дети и психолог встают в круг, держась за руки, и, проговаривая по слогам «Здрав-ствуй-те», делают несколько шагов вперед и встречаются в центре круга.

Следующее обязательное упражнение – «Новости» - включает в себя ряд очень важных моментов: дети имеют возможность, во-первых, обменяться информацией о событиях, происшедших с ними за последнее время; во-вторых, обсудить результаты домашнего задания и вспомнить содержание прошлого занятия и, в-третьих, оценить в баллах свое настроение.

Завершает вступительный этап подвижная коммуникативная игра, которая проводиться с целью повышения энергетического ресурса группы, формирование эмоционально положительного настроя на продолжение занятия, а также способствует развитию коллективных форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к одноклассникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям.

Коммуникативные игры, используемые в начале и в конце занятия, имеют некоторое специфическое отличие. Условно мы могли бы назвать их «Игра-энергизатор» (на начальном этапе) и «Игра-оптимизатор» (в заключительной части занятия), целью которых является развитие рефлексии, проявляющейся в осмыслении собственных действий и состояний, самопознании внутреннего мира, а также в формировании позитивного образа «Я». Каждый участник группы перед прощанием должен получить «поглаживание» либо со стороны одноклассников и психолога, либо самостоятельно заявив о своих достоинствах и успехах. «Игра-оптимизатор», как правило, малоподвижная. Основная ее задача - получение детьми позитивного опыта общения, создание положительного самовосприятия независимо от реальных успехов ребенка в учебной деятельности и повышение настроения в конце занятия.

Основной этап занятия носит коррекционно-развивающий характер и нацелен на формирование и развитие основных функций, необходимых при усвоении учебного материала: произвольности, развитии концентрации внимания, тренировки памяти, развитии пространственных представлений, речи и мышления.

Произвольность в младшем школьном возрасте выражается в умении ребенка принимать цели, поставленные взрослым, и действовать в соответствии с ними, выполнять действия по образцу, организовывать свою деятельность, самостоятельно планируя способы достижения цели.

Упражнения по развитию произвольности и пространственных представлений, как правило, проводятся в письменной форме, поэтому у каждого ребенка обязательно должна быть тетрадь в клетку и простой карандаш. Это самое продолжительное по времени задание, занимающее от 10 до 15 минут.

Задания и упражнения на развитие речевой и мыслительной деятельности я объединила не случайно. Логическое мышление речевое, в нем слово является и основой, и средством, и результатом этого процесса. Развитие логического мышления во многом зависит от уровня развития речи детей, а формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) определяется степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности. Задания и упражнения данного блока проводятся в устной форме, но требуют большого количества стимульного материала (карточки с картинками, словами, репродукции и т.д.) и очень часто сопровождаются процессом рисования. Поэтому в классе обязательно должны быть цветные карандаши, фломастеры и бумага.

Завершает основной этап процедура домашнего задания. Чаще всего - это небольшие творческие работы. Например, после занятия, посвященного умению ориентироваться в помещении по плану, ребятам предлагается нарисовать план своей комнаты, а на следующем занятии дается возможность рассказать о ней. Домашнее задание помогает не только закреплению полученных знаний, но и дает возможность ребенку заявить о себе.

Заключительный этап включает в себя проведение коммуникативной «игры-оптимизатора» либо релаксационного упражнения. И та и другая игра способствуют расслаблению детей в конце работы и формируют положительное отношение к занятию в целом.

Каждое занятие традиционно заканчивается процедурой прощания, которую можно придумать вместе с детьми. В качестве примера мы предлагаем следующее упражнение. Дети, взявшись за руки, плотно собираются в круг. Затем, проговаривая по слогам «До сви-да-ни-я», расходятся, делая круг шире, и в конце отпускают руки.

Занятия проводятся в группах по 10-12 человек (что соответствовало численности классов КРО) один раз в неделю в кабинете психолога, где детям предоставляется возможность не только сидеть свободно, но и проводить подвижные игры.

Тематический план коррекционно-развивающих занятий

Занятие 1.

Введение в занятие

« Приветствие»

«Новости»

Основное содержание занятия

Упражнение 2. «Не оступись»

Упражнение 3. «Шаги»

Заключительный этап занятия

Традиционное прощание.

Введение в занятии

« Приветствие»

«Новости»

Основное содержание занятия

1. Физкультминутка «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе»

Упражнение 2. «Волшебные круги»

Упражнение 3. «Птица, зверь, рыба…»

Заключительный этап занятия

Игра – оптимизатор: «Давайте похлопаем».

Традиционное прощание.

Введение в занятие

« Приветствие»

«Новости»

Игра-энергизатор: «Дружный поезд»

Основное содержание занятия

Физкультминутка «Не ошибись»

Упражнение 2. «Только веселые слова»

Упражнение 3. «Сложи рисунок их фигур»

Заключительный этап занятия

Игра – оптимизатор: «Мир без тебя».

Традиционное прощание.

Введение в занятие

«Приветствие»

«Новости»

Игра - энергизатор «Узнай, кто затейник»

Основное содержание занятия

Подвижная игра: «Совушка»

Упражнение 2. «Придумай предложение»

Упражнение 3. «Разложи фигуры»

Заключительный этап занятия

Игра – оптимизатор: «Горячий стул».

Традиционное прощание.

Занятие 5.

Введение в занятие

«Приветствие»

«Новости»

Игра – энергизатор: «Хождение по бумаге»

Основное содержание занятия

Упражнение 1. Графический диктант «Волшебный карандаш»

Упражнение 2. «Быстро найди»

Упражнение 3. « Определи на ощупь»

Заключительный этап занятия

Игра – оптимизатор: «За что мы любим».

Традиционное прощание.

Введение в занятие

«Приветствие»

«Новости»

Игра – энергизатор: «Найди мяч»

Основное содержание занятия

Упражнение 1. Графический диктант «Волшебный карандаш»

Подвижная игра: «Карлики и великаны»

Упражнение 2. «Новое применение»

Упражнение 3. «Разложи правильно»

Заключительный этап занятия

Игра – оптимизатор: «Птенцы».

Традиционное прощание.

Введение в занятие

«Приветствие»

«Новости»

Игра – энергизатор: «Узнайте друг друга»

Основное содержание занятия

Подвижная игра: «Будь внимателен»

Упражнение 2. «Хорошо-плохо»

Упражнение на восприятие пространства

3. «Путешествие по странице»

Заключительный этап занятия

Игра – оптимизатор: «Представь».

Традиционное прощание.

Введение в занятие

«Приветствие»

«Новости»

Игра – энергизатор: «Коровы, собаки, кошки»

Основное содержание занятия

Упражнение 1. «Зашифрованное послание или вышивание крестом»

Подвижная игра: «Три движения»

Упражнение 2. «Кто больше сочинит»

Упражнение 3. «Фотограф»

Заключительный этап занятия

Игра – оптимизатор: «Ласковое имя».

Традиционное прощание.

Введение в занятие»

«Приветствие»

«Новости»

Игра – энергизатор: «Передай апельсин»

Основное содержание занятия

Упражнение 1. «Зашифрованное послание или вышивание крестом»

Подвижная игра: «Запрещенное движение»

Упражнение 2. «Предложение-чайнворд»

Упражнение 3. «Зачем и почему»

Заключительный этап занятия

Игра – оптимизатор: «Я люблю себя за то…».

Традиционное прощание.

Введение в занятие

«Приветствие»

«Новости»

Игра – энергизатор: «Разведчик»

Основное содержание занятия

Упражнение 1. «16 клеток»

Подвижная игра: «Пожалуйста»

Упражнение 2. «Определи направление стрелок»

Упражнение 3. «Веселая история»

Заключительный этап занятия

Игра – оптимизатор: «Хочу быть…».

Традиционное прощание.

Введение в занятие

«Приветствие»

«Новости»

Психогимнастика: «Передай по кругу»

Основное содержание занятия

Упражнение 1. «16 клеток»

Подвижная игра: «Кто летит»

Упражнение 2. «Пишущая машинка»

Упражнение 3. «Опорные сигналы»

Заключительный этап занятия

Традиционное прощание.

Введение в занятие

«Приветствие»

«Новости»

Психогимнастика: «Холодное-горячее»

Основное содержание занятия

Упражнение 1. «Зрительный диктант»

Упражнение 2. «Смотри - читай - запомни - пиши - проверь».

Подвижная игра: «Светофор»

Упражнение 3. «Подбери предмет, подходящий по форме»

Завершающий этап занятия

Игра – оптимизатор: «Цветик-семицветик»

Традиционное прощание

Введение в занятие

«Приветствие»

«Новости»

Психогимнастика: «Разные походки»

Основное содержание занятия

Упражнение 1. «Закодированное слово»

Подвижная игра: «Машинка»

Упражнение 2. «Дотронься до…»

Завершающий этап занятия

Дыхательное упражнение: «Растопить узоры на стекле»

Традиционное прощание

Введение в занятие

«Приветствие»

«Новости»

Психогимнастика: «Эмоции»

Основное содержание занятия

Подвижная игра «Зеваки»

Упражнение 1. «Зеленый, красный, синий…»

Упражнение 2. «Узнай фигуру на ощупь»

Игра – оптимизатор: «Цветик-семицветик»

Традиционное прощание.

Введение в занятие

«Приветствие»

«Новости»

Упражнение «Пойми рисунок»

Основное содержание занятия

Подвижная игра «Стоп»

Упражнение 1:. «Общее предложение»

Упражнение 2. «Сложи рисунок из фигур»

Упражнение 3: «Где что стоит»

Завершающий этап занятия

Игра – оптимизатор: «Изобрази в цвете свое настроение»

Традиционное прощание.

Введение в занятие

«Приветствие»

«Новости»

Психогимнастика: «Приглашение»

Основное содержание занятия

Подвижная игра «Где нос, где ухо»

Упражнение 1. «Любопытный»

Упражнение 2: «Найди нужный узор»

Завершающий этап занятия

Дыхательное упражнение: «На пляже»

Традиционное прощание.

Введение в занятие

«Приветствие»

«Новости»

Психогимнастика: «Ворота для глаз»

Основное содержание занятия

Подвижная игра «Птичка»

Упражнение 2: «Предлоги»

Завершающий этап занятия

Дыхательное упражнение: «Свеча»

Традиционное прощание.

Введение в занятие

«Приветствие»

«Новости»

Психогимнастика: «Импровизация в парах»

Основное содержание занятия

Упражнение 1. «Воспроизведение…»

Подвижная игра «Воздух, вода, земля, ветер»

Упражнение 2: «Алфавит»

Завершающий этап занятия

Релаксационное упражнение: «Огонь - лед»

Традиционное прощание.

Введение в занятие

«Приветствие»

«Новости»

Игра-энергизатор: «Равновесие»

Основное содержание занятия

Упражнение 1. «Огородные сказки»

Подвижная игра «Успей подхватить»

Упражнение 2: «Как расположены кружки»

Упражнение 3: «Вслепую между линиями»

Завершающий этап занятия

Релаксационное упражнение: «Цепочка смеха»

Традиционное прощание.

Введение в занятие

«Приветствие»

«Новости»

Игра-энергизатор: «Бывает не бывает»

Основное содержание занятия

Упражнение 1. «Кто больше…»

Подвижная игра «Встаньте вместе»

Упражнение 2. «Определи на ощупь…»

Упражнение 3. «Сравни предметы»

Завершающий этап занятия

Релаксационное упражнение: «Улыбка»

Традиционное прощание.

Введение в занятие

«Приветствие»

«Новости»

Игра-энергизатор: «Поезд»

Основное содержание занятия

Упражнение 1. «Говори наоборот»

Упражнение 2. «Корректурная проба»

Упражнение 2: «Где Я?»

Упражнение 3: «Пропавший стул»

Упражнение 4 «Кубики по местам»

Завершающий этап занятия

Релаксационное упражнение: «Спящий котенок»

Традиционное прощание.

Введение в занятие

«Приветствие»

«Новости»

Игра-энергизатор: «Да»

Основное содержание занятия

Упражнение 1. «Угадай»

Упражнение 2: «Запомни»

Упражнение 3 « Зоркий глаз»

Игра – оптимизатор: «Сиамские близнецы»

Завершающий этап занятия

Релаксационное упражнение: «Облака»

Традиционное прощание.

Введение в занятие

«Приветствие»

«Новости»

Игра-энергизатор: «Настроение»

Основное содержание занятия

Упражнение 1. «Найди лишнюю картинку»

Подвижная игра: «Машинки»

Упражнение 2. «Нарисуй»

Упражнение3: «Что, где?»

Завершающий этап занятия

Традиционное прощание

Введение в занятие

«Приветствие»

«Новости»

Игра-энергизатор: «Предстоящий день»

Основное содержание занятия

Упражнение 1. «Задачи с геометрическими фигурами»

Подвижная игра: «Да или нет»

Упражнение 2. «Нарисуй»

Упражнение 3: «Что, где?»

Завершающий этап занятия

Игра - оптимизатор: «Костер дружбы»

Традиционное прощание

Введение в занятие

«Приветствие»

«Новости»

Игра-энергизатор: «Утреннее приветствие»

Основное содержание занятия

Подвижная игра: «Все наоборот»

Упражнение 2. «Нарисуй»

Завершающий этап занятия

Игра - оптимизатор: «Корзина чувств»

Традиционное прощание

Введение в занятие

«Приветствие»

«Новости»

Игра-энергизатор: «Язык цветов»

Основное содержание занятия

Упражнение 1. «Определи фигуры»

Подвижная игра: «Стоп, хлоп, раз»

Упражнение 2. «Продолжи слог»

Завершающий этап занятия

Игра – оптимизатор: «Доброе животное»

Традиционное прощание.

Введение в занятие

«Приветствие»

«Новости»

Игра-энергизатор: «Хрустальный шар»

Основное содержание занятия

Упражнение 1. «Вырази мысли другими словами»

Упражнение 2. «Составь предложение»

Подвижная игра: «Давай попрыгаем»

Упражнение 3. «Добавь слово»

Завершающий этап занятия

Игра – оптимизатор: «Фотография на память»

Введение в занятие

«Приветствие»

Новости»

Игра-энергизатор: «Общий круг»

Основное содержание занятия

Упражнение 1. «Упражнение на внимательность»

Подвижная игра «Разминка»

Упражнение 2: «Опиши предмет»

Завершающий этап занятия

Релаксационное упражнение: «Волшебный сон»

Традиционное прощание.

Введение в занятие

«Приветствие»

«Новости»

Игра-энергизатор: «Зоопарк»

Основное содержание занятия

Упражнение 1. «Найди 10 отличий»

Упражнение 2. «Дорисуй».

Упражнение 3: «Опорные сигналы»

Завершающий этап занятия

Игра – оптимизатор: «До скорой встречи, друг»

Традиционное прощание.

Введение в занятие

«Приветствие»

«Новости»

Игра-энергизатор: «Слушай хлопки»

Основное содержание занятия

Упражнение 1. «Закодируй таблицу»

Подвижная игра: «Действуй по инструкции»

Завершающий этап занятия

Релаксационное упражнение: «Холодно - жарко»

Традиционное прощание.

Введение в занятие

«Приветствие»

«Новости»

Игра-энергизатор: «Встаньте вместе»

Основное содержание занятия

Упражнение 1. «Сделай, как у меня»

Подвижная игра: «Человек - дерево»

Упражнение 2. «Выполни по образцу.

Завершающий этап занятия

Упражнение – оптимизатор: «Импульс».

Традиционное прощание.

Введение в занятие

«Приветствие»

«Новости»

Игра-энергизатор: «Настроение

Основное содержание занятия

Упражнение 1. «Пары слов»

Подвижная игра: «Машинки»

Упражнение 2. «Что делал Сережа?»

Упражнение3: «Узнай фигуру на ощупь»

Завершающий этап занятия

Релаксационное упражнение: «Лентяи»

Традиционное прощание.

Введение в занятие

«Приветствие»

«Новости»

Упражнение «Пойми рисунок»

Основное содержание занятия

Упражнение 1. «Запомни»

Упражнение 2. «Подбери слова»

Упражнение 3. «Представь, будто…»

Упражнение 4. « Тест на оценку умения действовать по правилу»

Завершающий этап занятия

Релаксационное упражнение: «Воздушные шарики»

Традиционное прощание.

Введение в занятие

«Приветствие»

«Новости»

Упражнение «Пойми рисунок»

Основное содержание занятия

Упражнение 1. «Запомни»

Упражнение 2. «Наборщик»

Упражнение 3. «Продолжи слово…»

Упражнение 4. « Метаграммы»

Завершающий этап занятия

Анкета обратной связи по проведенным занятиям.

Традиционное прощание.

№ занятия

Развитие и совершенствование коммуникативных навыков, внимания, пространственных представлений, формирование умственного плана действий и речевых функций, развитие произвольности психической деятельности

Занятие 2.

Занятие 3.

Занятие 4.

Занятие 6.

Занятие 7.

Занятие 8.

Занятие 9.

Занятие 10.

Занятие 11.

Занятие 12.

Занятие 13.

Занятие 14.

Занятие 15.

Занятие 16.

Занятие 17.

Занятие 18.

Занятие 19.

Занятие 20.

Занятие 21.

Занятие 22.

Занятие 23.

Занятие 24

Занятие 25.

Занятие 26.

Занятие 27.

Занятие 28

Занятие 29.

Занятие 30.

Занятие 31.

Занятие 32.

Занятие 33.

Занятие 34.

Занятие 1.

Введение в занятие

Задача: Включить детей в познавательное общение, активизировать группу.

« Приветствие»

Цель:

  1. Сплочение группы, настрой детей на положительное взаимодействие

«Новости»

Цель:

    Обмен информацией о событиях, происшедших с детьми за последнее время;

    Оценка своего настроения.

Коммуникативная игра «Паровозик»

Цель:

Ход игры: Ведущий является «паровозиком», который должен составить поезд из детей. Ребятам отводится роль «вагончиков». «Паровозик» поочередно подъезжает к каждому из «вагончиков» и знакомится с ним. При назывании имени можно попросить ребят придумать для себя одно хорошее слово, например:

  • Я веселый паровозик Лена, а ты кто?
  • А я красивый вагончик Саша.
  • Поехали дальше вместе.
  • Поехали.

Дети едут за следующим «вагончиком», и так до тех пор, пока не соберется целый веселый поезд.

Основное содержание занятия

Задача: Формирование и развитие основных функций, необходимых при усвоении учебного материала: произвольности, пространственных представлений, речи и мышления.

Упражнение 1. «Физкультминутка»

Цель:

    Развитие произвольности и пространственных представлений.

Ход игры: Детям предлагается небольшая фраза (пословица, поговорка, четверостишие и т.п.). Маршируя по кругу (или на месте), они повторяют предложенную им фразу. Им предлагается заменить последнее слово (или последний слог) хлопком, ничего не произнося. Например:

1 раз - подарил утенку ежик пару кожаных сапожек;

2 - подарил утенку ежик пару кожаных - ХЛОПОК;

3- подарил утенку ежик пару - ХЛОПОК, ХЛОПОК;

4- подарил утенку ежик - ХЛОПОК, ХЛОПОК, ХЛОПОК;

5- подарил утенку - ХЛОПОК, ХЛОПОК, ХЛОПОК, ХЛОПОК;

6- подарил - ХЛОПОК, ХЛОПОК, ХЛОПОК, ХЛОПОК, ХЛОПОК;

7- ХЛОПОК (7 раз).

Упражнение 2. «Не оступись»

Цель:

  1. Развитие пространственных представлений;
  2. Научиться воспринимать форму.

Ход игры: Начертить на земле (или мелом на линолеуме) круг (любую другую фигуру), предложить ребенку пройти по контуру фигуры сначала с открытыми глазами, а затем с закрытыми.

Вариант игры - «Ходьба по букве»: ребенок или группа детей цепочкой идут по написанной букве, затем (без рисунка) по заданию педагога проходят «как если бы было написано», потом сами придумывают букву и проходят ее. Упражнение может закрепить графический облик буквы.

Упражнение 3. «Шаги»

Цель:

    Развитие речи и мышления.

Ход игры: У ведущего мяч. Дети выстраиваются в одну ровную линию на определенном расстоянии от взрослого, и каждый задумывает слово по заданной теме, допустим дерево. Ведущий бросает мяч одному из игроков, игрок ловит его и выговаривает по слогам свое слово, делая на каждом слоге один шаг. Задача игрока быстрее (последним) добраться до ведущего, а значит, придумать наиболее длинные (короткие) слова.

Тема игры может быть любой.

Домашнее задание:

Заключительный этап занятия

Задача: Расслабление детей и формирование положительного отношения к занятию в целом.

Игра – оптимизатор: «Комплименты».

Цель:

    Развитие рефлексии;

    Расслабление детей в конце занятия;

Ход игры: Все играющие встают в круг. Один из них поворачивается к своему соседу и говорит ему что-нибудь хорошее. Тот в ответ должен сказать «спасибо» и, в свою очередь, повернуться к соседу. И так до тех пор, пока каждый не услышит комплимент.

Каждый участник сам говорит о себе что-нибудь хорошее. Играя в эту и подобные игры, можно передавать друг другу какой-то ставший традиционным предмет, например сердечко, сшитое из ткани, и др.

Некоторые дети не могут говорить комплименты, им надо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «цветочное», «веселое» слово. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, скажите его сами.

Традиционное прощание.

Занятие 4.

Введение в занятие

«Приветствие»

«Новости»

Игра – энергизатор: «Узнай, кто затейник»

Цели:

  1. Повышение энергетического ресурса группы;
  2. Формирование эмоционально положительного настроя на продолжение занятия;

    Развитию коллективных форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к одноклассникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям.

Ход игры: Дети становятся в круг и выбирают ребенка, который должен на время удалиться. Пока его нет, дети выбирают затейника. Его роль состоит в том, чтобы показывать различные движения, которые все должны в точности повторять.

Ребенок возвращается, становится в центр круга и пытается определить, кто затейник, кому ребята подражают.

Если он правильно назовет затейника, игра заканчивается или повторяется с новым ребенком.

Основное содержание занятия

Упражнение 1. Графический диктант «Волшебный карандаш»

Цель: Эти задания направлены на формирование умения работать в соответствии с инструкцией педагога, а также способствуют развитию ориентировки в пространстве.

Ход игры: Построение фигуры учащимися осуществляется под диктовку педагога-психолога в специальной тетради в клетку. Работа выполняется фронтально. Во время диктовки соблюдаются длительные паузы, чтобы ребенок успевал провести линию. Инструкция произносится только один раз. Усложнение происходит за счет увеличения количества линий, воспринимаемых ребенком в течение одного предъявления.

Инструкция: «Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Волшебный карандаш». Если вы будете меня внимательно слушать, то, когда мы закончим рисовать, у вас в тетради появится знакомое вам изображение. Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Проводите только те линии, о которых я буду говорить. Каждую новую линию начинайте там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Итак, начнем. Поставьте точку в нижнем левом углу клетки, на точку поставьте карандаш. Внимание! Перемещайте карандаш...»

Подвижная игра: «Совушка»

Цель: Предложенные игры развивают не только произвольность действий, но и быстроту реакции, координационные способности и образные представления, умение работать коллективно.

Ход игры: Ребята становятся в круг. Один из них, находящийся в центре, изображает сову, а остальные - жучков, бабочек, птичек. По команде ведущего: «День наступает - все оживает!» - все дети бегают по кругу; сова в это время спит, т. е. стоит посередине, закрыв глаза. Когда ведущий командует: «Ночь наступает - все замирает!», все останавливаются и замирают, а сова выходит на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уводит в середину круга.

Упражнение 2. «Придумай предложение»

Цель: Развитие речи и мышления.

Ход игры: Даются начальные буквы (например, В -С -Е -П), каждая из которых представляет собой начало слов в предложении. Нужно образовать различные предложения, например: «Всей семьей ели пирог».

Играющим предлагается придумать предложение, в котором все слова должны начинаться с одной буквы. Пример: «Саша съел соленый суп со свеклой». Играющие получают столько баллов, сколько слов подобрали. Для облегчения работы можно использовать словарь.

Упражнение 3. «Разложи фигуры»

Цель: Развитие мышления.

Ход игры: В игре используются 24 карточки (8x6 см) с изображением геометрических фигур четырех видов, трех цветов (синие, красные, зеленые), большого и маленького размера. Желательно иметь второй аналогичный набор, но с другими фигурами и других цветов.

Педагог и ребенок берут по одинаковой колоде карточек. Учитель кладет на стол любую карточку с фигурой, а ребенок должен выложить карточку с фигурой:

    подходящей по признаку;

    отличающейся только одним признаком.

Например, если взрослый выкладывает маленький красный круг, то ребенок может положить или большой красный круг, или маленький синий круг, или маленький красный квадрат и т.д.

Домашнее задание:

Заключительный этап занятия

Игра – оптимизатор: «Горячий стул».

Цель:

    Развитие рефлексии;

    Формирование позитивного образа «Я»;

    Получение детьми позитивного опыта общения.

Ход игры: В центре комнаты стоит стул. Каждый по очереди занимает на нем место. Когда кто-то сидит на стуле, остальные члены группы, подходя к нему сзади, обращаются со следующими словами: «Больше всего мне в тебе нравится, что ты...» или «Ты лучше всех, потому что...» и т.д.

Традиционное прощание.

Литература:

  1. Анашина Н.Ю. Энциклопедия интеллектуальных игр.- Ярославль: Академия развития, 2006.
  2. Винокурова Н.: «Лучшие тесты на развитие творческих способностей» -Москва, «АСТ- Пресс» 1999 г.
  3. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). – М., 2004.
  4. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. - СПб., 2001.
  5. Гин С «Мир фантазии», Москва, «Вита-пресс» 2001 г.
  6. Гин С. : «Мир логики», Москва, «Вита-пресс» 2001 г.
  7. Дубровина И. В «Практическая психология образования», Москва, ТЦ «Сфера» 1998 г.
  8. Истратова О.Н,. Экзакусто Т.В: «Справочник психолога начальной школы» Ростов-на-Дону, «Феникс» 2003 г.
  9. Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  10. Краткий психологический словарь. /Под общ. Ред. А.В Петровского, М.Г.Ярошевского. – М., 1985.
  11. Лазарев М.Л. Программа “Познай себя”. - М., 1993.
  12. Линго Т.И.:«Игры, ребусы, загадки для дошкольников» пособие для родителей.- Ярославль, «Академия развития», «Академия К» 1998 г.
  13. Локалова Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников. - М., 1995.
  14. Лопухина К.С Логопедия. Речь. Ритм. Движение. - СПб., 1997.
  15. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М., 2002.
  16. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры.-М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
  17. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1993.
  18. СполдингДж. Обучение через движение. - М., 1992.
  19. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М., 2002.
  20. Тихомирова Л. Ф.:.«Упражнения на каждый день: логика для младших школьников».- Ярославль, «Академия развития», «Академия К» 1998 г. Истратова
  21. Шилова Т.А., Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. – М.: Айрис дидактика, 2005
  22. Шмидт В.В. Диагностико-коррекционная работа с младшими школьниками.- М.: ТЦ Сфера,2005.
  23. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. – М., 2003.

Расту, играя

Коррекционные занятия для детей с задержкой психического развития


Наталья Романова

© Наталья Романова, 2017


ISBN 978-5-4485-6459-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Занятия в пособии «Расту, играя» построены от простого к сложному с повторением пройденного материала. Продолжительность занятий 25-30 минут в присутствии мамы. Конспекты поурочных занятий можно использовать полностью или адаптировать под возраст, возможности ребенка и владение навыками.

По окончанию курса ребенка можно перевести на групповые занятия. Он будет подготовлен в комфортных для него условиях с собственным ритмом занятий и сможет безболезненно влиться в детский коллектив.

Методика прошла длительную проверку, удобна для педагогов-психологов и полезна для ребенка с ЗПР.

Перед занятием уберите все отвлекающие материалы, игрушки. Учебные материалы после завершения задания убираются полностью. Ребенок может попросить оставить игру или пальчиковых героев сказок. Выделите на это время. Не начинайте другое задание, пока малыш занят предыдущим.

Все, что понадобиться в эти 25-30 минут, готовьте заранее, чтобы не было пауз. Бывает, что какое-то упражнение не идет. Не настаивайте, вернитесь к нему в следующий раз. По мере усвоения материала, не допускайте, чтобы ребенок не доделывал упражнение.

Занятия совмещают в себе творческую, интеллектуальную, музыкальную, физическую составляющие. Двух раз в неделю будет достаточно с отработкой или закреплением родителями домашнего задания. Чаще занятия не проводите. Иначе будет плохо усваиваться новый материал.

Как правило, ребенка с поставленным диагнозом ЗПР приводят к психологу в 3 года. Он заметно отстает в развитии и в речи (речи может и не быть). Занятиями психолог должен побуждать ребенка взаимодействовать и говорить. Ведь следующий этап – занятия с логопедом, который подключится через пару месяцев.

В этом курсе 47 занятий. Возможно, они не все вам понадобятся, и ребенок сможет раньше перейти в группу, не заканчивая весь курс. Через 15 минут от начала делайте музыкальную паузу: с ребенком выполняйте несложную зарядку или танцуйте, играйте в мяч, кружитесь с лентами, обручем, шагайте по дорожкам со следами рук и ног, пролезайте через туннели, ползайте как червяки, улитки, прыгайте как заяц, летайте как ракета и т. п.

Занятие 1

УПРАЖНЕНИЕ 1

Материалы: игрушка на руку (например, заяц).

Инструкция: «Покажи на себе и на зайце те части тела, которые я назову».

Идите от простого (голова, рука, нога) к сложному (колено, кисть, локоть).

УПРАЖНЕНИЕ 2

Материалы: картинка геометрических фигур разных цветов.



Инструкция: «Найди только красные геометрические фигуры».

УПРАЖНЕНИЕ 3

Материалы: фигурки медведя и зайца.

Инструкция: «Выбери себе игрушку. Если ты медведь, то говори «ой-ой», если ты заяц, то говори «ай-ай».

(После выбора игрушки, вторая достается Вам).

У медведя дом большой – ой-ой, ой-ой,
А у зайки – маленький – ай-ай, ай-ай.
Мишка наш пошел домой – ой-ой, ой-ой,
Да и крошка-заинька – ай-ай, ай-ай».

Потом поменяйтесь игрушками и повторите стихотворение.

УПРАЖНЕНИЕ 4

Материалы: любые куклы или мягкие игрушки.

Инструкция: «Наши игрушки долго играли и устали, они хотят спать. Давай споем им колыбельную, чтобы они уснули: а-а-а, баю-бай».

Ритмично качайте кукол и пойте.

УПРАЖНЕНИЕ 5

Материалы: мяч.

Инструкция: «Я буду катить (кидать) мяч тебе, а ты – мне».

УПРАЖНЕНИЕ 6

Материалы: карточка контуров.



Инструкция: 1 вариант «Кто здесь спрятался?

2 вариант «Покажи рыбу, цветок и т.д.?»

УПРАЖНЕНИЕ 7

Материалы:

Домашнее задание: упр.4.

Занятие 2

УПРАЖНЕНИЕ 1

Материалы: вырезанные из картона круги разного цвета, лист белого картона с нарисованной нитью, клей, влажные салфетки.

Инструкция: «Сделай маме красные бусы».



Если ребенок не попал на линию, укажите ему на это.

УПРАЖНЕНИЕ 2

Материалы: любая крупа, емкость, где помещаются две ладони одновременно.

Инструкция: «Повторяй за мной. Я буду делать упражнение на столе, а ты – в сухом бассейне».

(Делайте скользящие движения ладонями вверх-вниз одновременно, потом влево-вправо).

После этого дайте ребенку время поиграть с крупой.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Материалы: предметные карточки «Фрукты» и «Овощи».

Инструкция: «Отложи фрукты на компот, а овощи на салат».

УПРАЖНЕНИЕ 4

Материалы: контур дома, камешки или пуговицы.



Инструкция: «Построй дом для зайца, выкладывая камешки по контуру дома».

УПРАЖНЕНИЕ 5

УПРАЖНЕНИЕ 6

Материалы: «султанчик».

Инструкция: «Подуй так, чтобы веточки дерева затрепетали, подуй как ураган».

Повторите несколько раз.

УПРАЖНЕНИЕ 7

Материалы: настольная игра. Например, лото, найди пару, чей хвост, мозаика, чей детеныш, часть от целого, пазлы, классификация предметов, контурное изображение, маленький – средний – большой и мн. др.

Домашнее задание: упр.3.

Занятие 3

УПРАЖНЕНИЕ 1

Материалы: наборы фруктов и овощей.

Инструкция: «В одну сторону отложи только красные фрукты и овощи, в другую – желтые».

УПРАЖНЕНИЕ 2

Материалы: шнурок и большие бусины разного цвета.

Инструкция: «Сделай бусы по образцу».



УПРАЖНЕНИЕ 3

Материалы: набор геометрических фигур из картона разных цветов.

Инструкция: «Построй из геометрических фигур домики для гномов по образцу».



Каждый раз проговаривайте название фигуры.

УПРАЖНЕНИЕ 4

Материалы: цветные карандаши, незаконченный рисунок.



Инструкция: «Пусть дождик польет грибы».

УПРАЖНЕНИЕ 5

Проверить домашнее задание из предыдущего занятия.

УПРАЖНЕНИЕ 6

Материалы: матрица Равена.



Инструкция: «Найди заплатку для коврика».

УПРАЖНЕНИЕ 7

Материалы: настольная игра. Например, лото, найди пару, чей хвост, мозаика, чей детеныш, часть от целого, пазлы, классификация предметов, контурное изображение, маленький – средний – большой и мн. др.

Домашнее задание: рисовать вертикальные линии см. упр.4.

Занятие 4

УПРАЖНЕНИЕ 1

Материалы: контуры двух мячей, цветные карандаши.



Инструкция: «Раскрась большой мяч красным цветом, а маленький – желтым».

УПРАЖНЕНИЕ 2

Инструкция: ритмично стучите по столу ладонями и кулаками, читая стихотворение.

«Левой-правой, левой-правой,
На парад идет отряд.
Барабанщик барабанит
Полтора часа подряд».

Пусть ребенок простучит ритм без Вашей помощи.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Материалы: набор геометрических фигур.

Инструкция: «Выбери все квадраты и треугольники».

УПРАЖНЕНИЕ 4

Материалы: барабан, бубен, колокольчик, маракас (погремушка), гусли.

Инструкция: сначала ребенок знакомится с названиями музыкальных инструментов и их звуками.

«Отвернись, а я поиграю. На чем я играла?»

Ребенок, повернувшись, должен показать или назвать инструмент.

УПРАЖНЕНИЕ 5

Проверить домашнее задание из предыдущего занятия.

УПРАЖНЕНИЕ 6

Материалы: квадраты 15×15 см с написанными цифрами от 1 до 5.

Инструкция: выложите цифры подряд на полу.

Считайте туда и обратно.

Коррекционно-развивающие занятия

для детей с задержкой психического развития.

Актуальность занятий.

Начало в нашей стране определено с семилетнего возраста. При поступлении в школу выявляются такие дети, которые не готовы приступить к обучению из-за, казалось бы, незначительного отклонения в развитии, то есть из-за задержки психического развития.

Актуально как можно раньше начать работу с такими детьми, обеспечить их нормальное развитие, исправить возникшие отклонения, так как именно в раннем возрасте происходит фактическое формирование личности ребенка. И чем раньше начинает осуществляться работа с детьми, тем она эффективнее.

Цель занятий: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с задержкой психического развития.

Специфика реализации занятий:

Требования:

    Занятия должен вести педагог-психолог. Именно психологу, который не ведет обычных уроков, не связан в восприятии учащихся с оценочной деятельностью, легче создать атмосферу доверия, в которой учащиеся смогут свободно высказывать свое мнение, разыгрывать ситуации, выполнять упражнения.

    Методическая особенность ведения занятия – проблемность обучения, которая достигается привлечением учащихся к обсуждению вопросов, предоставлением, учащимся возможности высказать собственное мнение и чувства.

    Важное условие реализации занятий – диалогичность обучения, что исключает критические оценки, требует от психолога навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода.

Материалы и оборудование : альбомы, цветные карандаши, аудио записи звуков природы и тихой, спокойной и подвижной музыки, запись музыкального отрывка Чайковского П.И. «Времена года», ковровое покрытие.

Длительность занятий : 45 минут.

Целевая группа: дети с ЗПР, учащиеся 7-10 лет.

Занятие №1.

Цель:

    развитие навыков самопознания, Я – концепции ребенка

    развитие чувства единства и сплоченности;

    развитие тактильного восприятия;

    развитие внимания, памяти, мышления;

Материал:

    плакаты с изображением правил поведения на занятиях;

    открытки, разрезанные на две части;

    альбомы и карандаши;

    магнитофон с записью спокойной и подвижной музыки.

Ход занятия:

Дети входят в комнату и рассаживаются на стульчики в круг.

Здравствуйте ребята! Рада вас видеть! (Психолог представляется детям).

Упражнение 1.

Теперь я хочу познакомиться с вами. А поможет нам в этом игра «Кто-кто в теремочке живет?».

Дети «забираются» в теремочки – для этого каждый ребенок смыкает руки уголком над головой в виде крыши. Ведущий «стучится» в каждый домик со словами: « Кто-кто в домике живет?». Ребенок называет свое имя. Ведущий спрашивает: « Что ты любишь больше всего? Что ты не любишь?»

Теперь, когда мы с вами познакомились, я хочу рассказать вам, чем мы будем заниматься на наших занятиях.

Мы будем играть в разные игры, рисовать. И нам надо научиться выполнять определенные правила поведения.

Психолог демонстрирует плакаты с изображением правил поведения на занятиях.

Правила наших занятий:

    помогать друг другу;

    когда говорит один – другой слушает и не перебивает;

    хочешь сообщить что-то или ответить на вопрос – подними руку;

    правило «СТОП», когда звенит колокольчик или раздается хлопок – устанавливается тишина.

Упражнение 2.

А сейчас мы поиграем в игру «Поезд».

Дети встают друг за другом, положив руки на плечи впередистоящего. «Машинист» ведет поезд в разных направлениях, то быстро, то медленно, он пыхтит, свистит (побывать «машинистом» должны все дети). В конце «крушение», все падают на пол.

Обсуждение игры:

    Понравилось вам играть?

    Кому было неудобно? Почему?

Упражнение 3.

Следующая игра называется «Делай по заданию».

Психолог называет детям различные слова: стол, чашка, банан, змея, ручка и т.д. Дети должны, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Например, хлопнуть, когда встретится слово, обозначающее растение.

Обсуждение:

    Понравилась ли вам игра?

    Легко ли вам было играть в эту игру?

Упражнение 4.

Наша следующая игра называется «Спаси птенца».

Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным и спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам.

Упражнение 5.

Игра «Ладушки».

А сейчас я раздам вам половинки открыток. Рассмотрите их и найдите свою половинку у другого ученика. Кто найдет, становится парами. Мы поиграем в игру «Ладушки».

Ладушки, Ладушки!

Где были? – У бабушки.

Что ели? – Кашку.

Что пили? – Бражку.

Дети перекрестно хлопают в ладоши, проговаривая слова потешки.

Пары меняются.

Обсуждение:

    Ребята, у кого получилась игра? Кто ни разу не сбился?

    С кем вам было легко играть? Почему?

    С кем игра не получалась? Почему?

    Были ли вы внимательны друг к другу?

Ребята, возьмите теперь свои альбомы и попробуйте нарисовать рисунок на тему: «Мое настроение сейчас».

Просмотр рисунков.

Обсуждение:

    Понравилось вам рисовать?

    Что было трудно?

    Что общего вы увидели в наших рисунках?

Упражнение 6.

Рефлексия.

Наше занятие подходит к концу. Давайте сядем в круг и закроем глаза. Вспомним, что мы делали сегодня на занятии. А я буду дотрагиваться до вас, и кто почувствует мое прикосновение выходит из круга.

До свидания!