Способы решения проблемных ситуаций в социуме. Использование методов проблемного обучения в работе с дошкольниками

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Задание 1
  • Задание 2 - «Поиск решения» (производственная ситуация)
  • Задание 3 - «Конкурент» (проблемная ситуация)
  • Задание 4 - «Принятие решения в условиях неопределенности»
  • Задание 5 - «Управление очередностью»

Задание 1

На примере Вашего предприятия (организации):

Опишите какую-либо ситуацию, по которой было принято решение или существующую в настоящее время и требующую решения, или которую предстоит решить в ближайшее время;

Дайте свою оценку возникшей ситуации;

Сформулируйте главную проблему, которая вызвала данную ситуацию;

Объясните причины возникновения проблемы;

Опишите, какое решение было принято или намечается принять для решения проблемы;

Предложите свои варианты решения проблемы;

Дайте свои предложения по предупреждению возникновения подобных ситуаций.

Ситуация:

Коммерческая организация, ООО «Макдоналдс». В России данный рестораны существует более 20 лет. Весь фундамент управления был построен на примере зарубежных ресторанов. Но со временем руководство начало понимать, что менталитет русских людей кординально отличается, например, Америки. Проведя большое исследование, было принято решение о внедрении новой системы обучения персонала, которая тратила бы больше времени, но по итогу давала лучший результат.

Система обучения очень длительная, для усовершенствования ее потребуется не один год, многие рестораны видят в этом только помеху в выполнении поставленных целей. Сотрудники, которые работают длительный период, не хотят принимать эти процедуры и продолжают делать по своему.

Цех по расшифровке скоростемерных лент стал переходить с бумажных носителей информации на электронные. В данный момент установлено одно рабочее место по расшифровке электронных носителей информации. Давно работающие техники расшифровщики не хотят работать на этом рабочем месте мотивируя это тем, что они быстрее и качественнее расшифруют бумажный носитель информации, чем электронный и нежеланием осваивать цифровые технологии, частыми сбоями программного обеспечения и электронного оборудования. В планах руководства постепенный переход с бумажных носителей информации на электронные. Через 3 месяца одно место высвобождается в связи с уходом на пенсию работника. Руководство для укомплектования штата приняло учеником молодого специалиста со сроком обучения 3 месяца. Планируя сразу обучать его расшифровке электронных носителей информации.

Оценка ситуации

Старые работники не желают осваивать новые методы расшифровки, объясняя это тем, что бумажные носители информации еще долго будут эксплуатироваться.

Главная проблема:

Технология электронной расшифровки скоростемерных лент и электронных носителей информации до конца не отработана, много сбоев программного обеспечения.

Причины возникновения проблемы:

Ввод эксплуатацию новых локомотивов изначально оборудованных электронными скоростемерами КЛУБ-У и как следствие уход от бумажных скоростемерных лент к электронным картам регистрации параметров поездки.

Решение проблемы администрацией:

Принято решение обучить вновь принятого техника расшифровщика методам расшифровки электронных носителей, оборудовать его рабочее место аппаратурой для считывания электронных карт регистрации параметров движения и программным обеспечением для расшифровки.

Мое предложение:

Попутно с выделением одного рабочего места для электронной расшифровки установить на все рабочие места программное обеспечение для расшифровки электронных файлов с созданием общей базы хранения файлов электронной регистрации параметров движения. Проведение обучения в дорожных технических школах техников расшифровщиков методам расшифровки электронных носителей информации. Для освоения всеми техниками расшифровщиками новых методов расшифровки. Увеличение коэффициента премиальной оплаты при расшифровке электронных носителей информации.

Задание 2 - «Поиск решения» (производственная ситуация)

Описание ситуации

Квалифицированный токарь А.П. Петров имеет 5-й разряд и работает в ремонтном цехе локомотивного депо на станке устаревшей конструкции, который часто выходит из строя, иногда подолгу простаивая в ремонте. Опытный рабочий несколько раз обращался к мастеру участка М.И. Иванову с просьбой о переводе его на более совершенное оборудование. Свою просьбу он аргументировал тем, что при индивидуальной организации труда, принятой на участке, работающие на новых станках молодые токари намного перевыполняют месячные задания, а ему, высококвалифицированному рабочему, с трудом удается выполнить норму выработки, и зарабатывает он значительно меньше, чем мог бы.

На токарном участке, которым руководит мастер М.И. Иванов, возрастной состав станков различен, причем более трети из них начали эксплуатироваться в последние десять лет. Однако на долю морально и физически устаревшего оборудования приходится еще около 40% станков. Это обстоятельство порождает постоянный недостаток кадров станочников: вновь принятые на участок токари неохотно работают на станках устаревшей конструкции.

В настоящее время на участке высвободилась одна смена для относительно нового станка (участок работает в две смены). На это место мастер участка планирует принять токаря 5-го разряда, который предложил свои услуги при условии предоставления ему нового оборудования. Перемена места работы вновь нанимаемого станочника И.С. Семенова связана с большими затратами времени на его проезд городским транспортом от места жительства до предприятия (более часа в один конец). Такой же цех, но по ремонту горного и металлургического оборудования на промышленном предприятии, находится лишь в трех кварталах от места жительства И.С. Семенова.

Поскольку большая часть станочников участка занята работой на устаревшем оборудовании, то, предвидя жалобы других токарей на плохое оборудование, мастер М.И. Иванов с помощью технолога и нормировщика убедил отдел труда и заработной платы в необходимости введения коэффициента к нормам выработки для токарей, работающих на устаревшем оборудовании.

На совещании у главного инженера локомотивного депо начальнику цеха и мастерам было разъяснено, что в настоящее время не представляется возможным заменить все морально и физически устаревшее оборудование. Кроме того, все станки по техническому состоянию еще не подлежат списанию; экономически выгодно некоторое время использовать их в производстве.

Мастер М.И. Иванов узнал, что из пяти токарных станков, выделенных участку на год, два предназначены для пополнения парка в связи с увеличением объема работ. В порядке замены изношенного оборудования будет получено три станка более совершенной конструкции.

Поступление новых станков будет осуществляться следующим образом: 2-й квартал - 1; 3-й квартал - 2; 4-й квартал - 2 станка.

Ситуация рассматривается по состоянию на январь текущего года. О графике получения новых станков мастер пока не информировал коллектив участка.

В настоящее время дефицит станочников на участке составляет 6 человек, а в конце года (по мере увеличения объема работ и увеличения станочного парка на 2) потребуется принять на работу еще 4 человека.

В целях привлечения кадров мастер решил ставить на новые станки в основном вновь принимаемых рабочих. Тем самым он надеялся избежать и возможных конфликтов в коллективе, связанных с тем, что на новый станок будет переведен Петров, а не Сидоров. К тому же мастер был уверен, что введение коэффициента к нормам выработки на старых станках удовлетворит рабочих и поможет полностью укомплектовать участок кадрами. Однако Петров заявил, что если его не переведут на новый станок, имея в виду освободившуюся смену, он намерен подать заявление об уходе.

Ваша задача:

1. Дать оценку возникшей в ремонтном цехе ситуации.

2. Сформулировать главную проблему, которая возникла в ремонтном цехе.

3. Предложить свои варианты решения проблемы.

4. Обосновать выбор оптимального варианта разрешения проблемы.

5. Объяснить причины возникновения проблемы.

6. Дать свои предложения по предупреждению возникновения подобных ситуаций.

7. Насколько типична данная ситуация для вашего предприятия?

1. В ремонтном цехе назревает конфликтная ситуация, Петров может спровоцировать остальных рабочих на саботаж, массовое увольнение высококвалифицированных рабочих.

2. Главной проблемой в цехе является устаревшее оборудование, которое еще не пригодно для списания, но уже и для работы мало эффективно из-за частых поломок и простоя.

3. Петрова перевести на новый станок, остальным рабочим оплачивать коэффициент выработки на старом оборудовании, возможно, снизить план выработки на старом оборудовании, предложить желающим перейти на более новые станки, не все высококвалифицированные рабочие захотят перейти, кто-то не захочет переучиваться или подстраиваться под новый станок. Семенова принять на испытательный срок с работой на устаревшем станке.

4. Перевод Петрова на новый станок не даст потерять высококвалифицированного специалиста, поднимется норма выработки. Семенов не устраивается на работу в цех рядом с домом, что дает причину полагать о его конфликтном характере. Так же прием Семенова на новый станок спровоцирует конфликт в среде старослужащих рабочих.

5. Причиной проблемы является устаревшее оборудование, нехватка рабочих, т.к. молодые специалисты не хотят идти работать на старом оборудовании, не информирование рабочих мастером об увеличении станочного парка, что дает думать рабочим, что изменений в лучшую сторону не ожидается.

6. Стараться сохранить высококвалифицированные кадры на рабочих местах путем коэффициента доплат, своевременно информировать людей о поступлении нового оборудования, о переводе желающих на новое оборудование, прием новых рабочих производить на освободившиеся станки, что не спровоцирует старослужащих на конфликт.

коммерческий менталитет конфликт

Задание 3 - «Конкурент» (проблемная ситуация)

Описание ситуации

Общество с ограниченной ответственностью фирма «РИАЛ» работает на рынке производства декоративных строительных конструкций в одном из регионов и до недавнего времени практически не испытывала сильной конкуренции: невысокие цены, хорошее качество продукции и практически полное отсутствие аналогичных предприятий обеспечивали экономическую стабильность. Однако полученная недавно из достоверных источников информация свидетельствует о выходе в самое ближайшее время на этот же рынок двух иностранных фирм, выпускающих такие же конструкции, но по новейшим технологиям. Предполагается, что иностранные фирмы выйдут со своей продукцией на рынок уже через два месяца и, что вполне вероятно, начнут жесткую конкурентную борьбу с фирмой «РИАЛ».

Несмотря на то, что фирма «РИАЛ» имеет долгосрочные договорные обязательства с потребителями, руководство фирмы понимает сложность ситуации и необходимость принятия срочных мер. Постепенно накопившиеся проблемы в организации непосредственно производственного процесса, периодически возникающие трудности в обеспечении работоспособности оборудования, появляющиеся недочеты в организации труда рабочих и ряд других проблем могут в скором времени ощутимо сказаться на экономической стабильности фирмы и ее вытеснении конкурентами с рынка сбыта данной продукции.

Ваша задача:

1. Составить причинно-следственную цепь для данной ситуации.

2. Определить главную проблему в данной ситуации.

3. Показать существуют ли в данном случае вторичная и срочная проблемы.

4. Предложить свои варианты решения проблемы.

Ответ: чувствуя свою экономическую стабильность, из-за отсутствия конкурентов, руководство фирмы упустило из виду необходимость постоянного совершенствования выпускаемой продукции, а так же своевременно модификации и замены оборудования. Что привело к ситуации, когда фирма не защищена в ситуации неожиданного появления конкурентов.

Главная проблема не готовность фирмы к появлению конкурентов на рынке строительных конструкций, что может привести к потере определенной доли рыка, а так же к потере постоянных клиентов, которые, скорее всего, предпочтут старым технологиям новые.

В данном случае первостепенной проблемой является замена и модификация устаревшего оборудования, а также улучшение технологии производства продукции, при этом необходимо учесть потенциальную возможность снижения стоимости продукции, за счет снижения издержек на ее производство.

Второстепенной проблемой является сохранение клиентской базы. Во-первых, по тому, что фирма со многими имеет долгосрочные договора на поставку, что дает ей выиграть немного времени. А во-вторых, скорее всего первое время потребители будут с опасением относится к новым фирмам. И предпочтут уже известную, тем более, что компания их не подводила, и всегда отвечала за качество производимой продукции.

Возможно так же разработать новую систему дополнительных услуг предлагаемых компанией, например доставку товара, хранение товара, упаковку, отсрочки по платежам, возможность покупки товара в рассрочку и т.д.

Так же фирма может поискать новых деловых партнеров, готовых предлагать сырье по более низким ценам, или предлагать какой-то новый вид сырья.

Задание 4 - «Принятие решения в условиях неопределенности»

Описание ситуации.

Двигатель вашего автомобиля перестал заводиться, Вы предполагаете проявление одного их двух дефектов: дефекта «А» с вероятностью 0,1 и дефекта «Б» с вероятностью 0,9. Если Вы начнете ремонт и окажется, что имеет место дефект «А», то успех Вам гарантирован с вероятностью 0,3. При наличии дефекта «Б» Вы достигните успеха с вероятностью 0,7. Если пригласить знакомого, то в случае дефекта «А» вероятность успеха будет 0,9, а в случае дефекта «Б» - 0,1.

Ваша задача:

Определить вероятность успеха при использовании каждого варианта ремонта и принять решение.

Вероятность дефекта

Вероятность условий при решении

Вероятность устранения дефектов

знакомый

знакомый

Pсам=0,03+0,63+0,03*0,63=0,6789

Pзнак=0,09+0,09+0,09*0,09=0,1881

Ответ: Pсам>Pзнак

Задание 5 - «Управление очередностью»

Описание ситуации.

Вас как квалифицированного менеджера пригласил начальник товарной станции, у которого периодически возникает очередь из ожидающих разгрузки вагонов. Сегодня, например, прибыл состав из которого три вагона разного тоннажа должны быть разгружены на вашей станции. Их разгрузить на терминале можно за 0,5; 1 и 3 часа соответственно. Вы тут же предложили оптимальный вариант очередности разгрузки.

Только Вас проводил радостный начальник, как догоняет его помощник и просит возвратиться, сопровождающие вагонов узнали о Вашем приходе и, зная Вашу квалификацию, просят учесть, что простой вагонов имеет разную стоимость. В данном случае это 1000, 1500 и 1900 рублей в час.

Ваша задача:

1. Найти оптимальную очередность разгрузки вагонов без учета стоимости их простоя.

2. Уточнить оптимальную очередность разгрузки вагонов с учетом стоимости их простоя.

Номер, вагона

Варианты порядка разгрузки вагонов

Время простоя вагонов, ч (без учета стоимости)

Стоимость простоя вагонов (с учетом времени простоя), р

Оптимальная очередность разгрузки вагонов без учета стоимости их простоя - 1,2,3, общее время простоя 6,5 ч.

Оптимальная очередность разгрузки вагонов с учетом стоимости их простоя - 1,2,3, стоимость 11300 р.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исследование генезиса конфликтных ситуаций в организации. Типология причин возникновения конфликтов и способов их разрешения. Предложения по предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций на примере служащих Комитета культуры и молодежной политики.

    дипломная работа , добавлен 09.06.2011

    Понятие, причины возникновения и основные стадии стресса. Анализ психологических проблем на предприятии ЗАО "Мирный" как предпосылок возникновения стрессовых ситуаций персонала. Рекомендации по снижению и нейтрализации стрессовых ситуаций на предприятии.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2014

    Теоретические основы стресса и стрессовых ситуаций. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме эмоционального состояния младших школьников. Особенности проявления стрессовых ситуаций у детей. Причины тревожности и примеры ее профилактики.

    дипломная работа , добавлен 13.07.2014

    Возникновение конфликтов в ходе обучения подростков. Проблемные ситуации, провоцируемые учителем и способы их эффективного разрешения. Система классных часов, направленных на повышение уровня культуры и возможные пути преодоления конфликтных ситуаций.

    творческая работа , добавлен 30.04.2009

    Сущность конфликтов и стрессов. Функции и последствия конфликтных ситуаций. Анализ способов реагирования на "острые" ситуации в ОАО "ФПК". Рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций и пути повышения стрессоустойчивости персонала организации.

    курсовая работа , добавлен 13.05.2015

    Анализ понятий "внимание" и "проблемная ситуация", выявление влияния проблемных ситуаций на развитие внимания младших школьников. Рекомендации студентам, педагогам по использованию проблемных ситуаций на уроках природоведения с целью развития внимания.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2010

    Сущность и составляющие социально-психологической атмосферы в коллективе. Формирование и развитие конфликтных ситуаций. Предупреждение "климатических возмущений" в коллективах отделов Сбербанка России ОАО. Улучшение социально-экономических факторов.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2012

    Причины, виды, уровни и функции конфликта, методы разрешения. Анализ конфликтных ситуаций в условиях изменений на предприятии ООО "СМУ 11", исследование социально-психологического климата в коллективе, направления разрешения конфликтных ситуаций.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2009

    Возрастные особенности юношества. Диагностика состояния агрессии. Изучение проблемы деструктивного общения подростков. Особенности формирования позитивного выхода из конфликтных ситуаций у учащихся старших классов. Стили поведения в конфликтных ситуациях.

    дипломная работа , добавлен 23.04.2014

    Возникновение конфликтов: причины, факторы. Содержание понятия конфликта в общеобразовательных организациях. Педагогический опыт учителей Карпенко С.В. и Рождественской Т.М. по проблеме разрешения конфликтных ситуаций в общеобразовательной среде.

татьяна омельченко
Моделирование проблемно-игровых ситуаций для социально-эмоционального развития дошкольников

Известно, что воспитанность - качество личности, определяющее в повседневном повелении человека его отношение к другим людям. В основе такого отношения лежат уважение и доброжелательность к каждому человеку. Это качество формируется прежде всего в процессе общения. Общение - это воспитание себя и других.

В общении у детей формируется умение подчиняться общим правилам, ориентироваться на социальные нормы . И задача педагога - формировать у детей положительный социальный опыт , умение ориентироваться в жизни, т. е. научить жить среди людей, ладить с ними, быть равно-правными членами общества, в межличностном общении правильно воспринимать информацию, осмысливать её, воздействовать на мысли и чувства окружающих, отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других.

Поэтому необходимо не только научить ребёнка общаться, чётко излагая свои мысли, но и научить детей общаться со сверстниками, находить способы разрешения конфликтов. И наиболее эффективны в этом направлении косвенные воздействия, прежде всего через игру, игровое общение. Форма и содержание педагогического общения воспитателя в значительной степени определяются теми задачами, которые он пытается решить в процессе руководства деятельностью дошкольников , как в отношении всех детей, так и каждого ребенка в отдельности.

Для активизации общения детей, их инициативных высказываний, я в своей работе использую такую форму работы с детьми, как моделирование игровых проблемных ситуаций , направленных на формирование у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов. В процессе совместной деятельности по решению поставленной проблемы дети учатся применять всевозможные варианты, вести беседы, обсуждать решения.

Игровые проблемные ситуации - это полноценная , но специально организованная игра. Её характеризуют следующие моменты :

Она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам ;

-игру проводит воспитатель : предлагает название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

Воспитатель насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется цель.

Игра становится вспомогательным средством в развитии у ребенка умения разрешать проблемные ситуации . Это в первую очередь касается специально разработанных игровых моделей и специально подобранных как игровых ситуаций , так и реальных, имевших место в группе.

При составлении содержания проблемных игровых ситуаций необходимо придерживаться определенных условий.

Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей, учитывать их социальный опыт , возрастные особенности.

Игровые модели должны включать моменты импровизации, альтернативные варианты разрешения проблем , возможность изменения составляющих в связи с неожиданным изменением условий. Реализация любого игровой модели требует специальной подготовки, в которой можно выделить 3 этапа.

1. Подготовительный этап

Направлен на привлечение интереса детей, формирование умения действовать от другого лица, передавать ролевую интонацию, развивать умение вести диалог . Включает сообщение темы, рассказ педагога о конкретном событии (ситуации , игре, в ходе которого даются характеристики героев, выбираются игрушки, предметы-заместители, распределяются роли (дети могут выбрать их сами) .

2. Выбор вариантов завершения предложенной ситуации

На этом этап идет конкретизация ситуаций , поиск средств достижения цели, определение границ допустимого поведения, определение этических ограничений, проведение границ между «можно» и «нельзя» .

3. Установление причинно-следственных связей

Развитие выбранной ситуации , поиск причины, обострившей ее, а также возможности преобразования этой ситуации для положительного разрешения конфликтов и проблем .

Главное - научить детей анализировать, искать различные варианты решения проблем и уметь применить такие возможности в обыденной жизни. Дети часто объединяют оценку поступка с личностной оценкой : плохой поступок-плохой человек. Наводящие вопросы взрослого, чередование открытых и закрытых вопросов, совместное обсуждение той или иной ситуации помогают детям встать на место другого человека, понять мотивы его действий, оценить их с нравственной точки зрения и прийти к правильным выводам. Но предшествовать моделированию проблемных ситуаций должны игровые обучающие ситуации :

- ситуации- иллюстрации ,

- ситуации-упражнения ,

- ситуации-оценки .

В ситуации -иллюстрации лучше разыгрывать простые сценки из жизни детей, с помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

В ситуации -упражнения дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия .

В ситуации -оценки происходит анализ и обоснование принятого решения, его оценка со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена , но воспитатель помогает ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его.

В основе игровой ситуации лежит активное общение, включающее различные формы : разговор педагога с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации. Воспитатель выступает как партнер по общению, уважающий право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно его темы.

Кроме социально значимых ситуаций детям интересны сюжеты со сказочными героями. Можно анализировать поведение сказочных героев : соответствует ли оно нравственным представлениям, какие положительные качества есть у отрицательного героя (и наоборот, всегда ли персонаж ведет себя одинаково, существуют ли другие возможности достичь желаемого.

Далее представлены наиболее интересные наработки использования игровых и творческих заданий для развития навыков общения детей, культуры поступков и умения находить компромиссный выход из проблемной ситуации .

Ситуации-иллюстрации

С помощью игрушек, либо персонажей настольного или пальчикового театра разыгрывается ситуация , отражающая те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении : «Как мальчики бабушке помогли» , «Волшебные слова во всем помогают» , «Правду легче сказать» , «Как девочки помирились» . В этих ситуациях детям демонстрируются конкретные способы правильного решения бытовых ситуаций общения . Выступая в роли заинтересованных зрителей, дети получают образец социально одобряемого поведения.

Ситуации-упражнения

Воспитатель подключает детей к поиску правильного решения. С этой целью игровые персонажи обращаются к детям с вопросами, вступают в спор, выражают сомнение в правильности их советов, предлагают самим выбрать лучшее решение из нескольких; просят показать, какие действия нужно предпринять, какие слова сказать, чтобы решить проблему (например, как поблагодарить, как вежливо обратиться с просьбой, как разделить поровну конфеты, как успокоить обиженного).

То, как дети воспринимают ситуацию , какое решение они предлагают, показывает, как развиваются нравственные представления и соответствующий опыт детей.

Ситуации-оценки

В ходе таких ситуаций обсуждаются жизненные события, поступки и отношения. Содержание ситуаций можно моделировать из детской литературы или придумывать - тогда они выглядят как случай из жизни детей из другого детского сада, знакомого мальчика или девочки. Основой ситуации может стать книжная иллюстрация или картина.

Раскрывая перед детьми то или иное жизненное событие, педагог вызывает их на откровенный разговор, чтобы связать обсуждаемые проблемы с их личным опытом , вызвать соответствующие чувства, дать правильную оценку.

При этом важно избегать прямых аналогий с событиями в группе, указания конкретных имен и поступков детей. Главное - пробудить определенные эмоциональные переживания, навеянные обсуждаемой ситуацией , и помочь детям самостоятельно сделать нужные выводы.

Практические игровые и реальные ситуации

Эти ситуации могут быть организованы и как инсценировки, и как практические ситуации игрового и реального содержания. Например,

«Научим наших гостей здороваться и прощаться» , «Покажем Лунтику, как принимать гостей» , «Поздравим Каркушу с днем рождения» . Культурные привычки формируются постепенно, поэтому регулярная организация таких ситуаций помогает детям получить необходимый опыт культурного поведения. Наибольшее значение имеют ситуации , в которых дети разрешают конкретные житейские проблемы . Это ситуации практической помощи , активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых : «Поможем найти потерянную вещь» (варежки, шарф, обувь) ; «Не грусти» (успокоить, угостить, поиграть) ; «Мы встречаем друга после болезни» ; «Поменяемся игрушками» ; «Мы делаем подарки малышам (пожилым людям, мамам, папам) ».

«Наша забота нужна всем»

Дети приобретают опыт участия в делах, важных для детского сада : «Поможем дворнику убрать опавшую листву на участке» , «Мы украшаем детский сад к празднику» , «Мы сажаем лук для малышей» , «Мы готовим пособия для занятий : вырезаем овалы, квадраты, треугольники». Задача педагога – увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим.

«Мы старшие»

Дети учатся проявлять заботу о малышах. У них развиваются чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем . Я организую ситуации : «Поможем малышам вымыть игрушки» , «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками» , «Покажем для малышей концерт» , «Научим малышей водить хороводы» .

Важно подчеркнуть чувства малышей, на которых была направлена забота старших дошкольников . Это даст толчок для переживания или для проявления ответных чувств.

«Научи друга тому, что умеешь сам»

«Как поступить?»

В данной ситуации воспитатель ставит детей перед выбором : откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие? Например, оставить конфетку себе или угостить ею пришедшего после болезни сверстника (плачущего ребенка) ; дать поиграть своей игрушкой сверстнику или остаться равнодушным к его просьбе; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать ее. Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально – нравственного и эмоционального развития .

Более подробно хочу остановиться на использовании в работе с дошкольниками ситуаций- проблем , их моделировании , т. к. у педагогов часто возникают сложности с их подбором.

Когда дети приобретут определенный опыт общения и поведения возникает необходимость моделирования проблемных игровых ситуаций , которые помогут ребятам постепенно овладеть умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейшие взаимоотношения и мотивы поведения.

Ситуации- проблемы

Очень важно приучать детей замечать трудности других людей и пытаться помочь. С этой целью очень эффективны ситуации - проблемы . Например, в ситуациях : «Развязались шнурки » , «Рассыпался раздаточный материал» . Ребята спешат собрать, но все собирают в одну общую кучу. Подчеркиваю : «Как же все это разобрать?» Отмечаю ребят, которые стремятся группировать смешавшийся материал и т. п.

В ситуациях- проблемах каждый ребенок активно учится находить выход своим чувствам и переживаниям, осознавать и принимать их.

Воспитателю необходимо эмоционально представлять возникшую проблему («Настя после болезни возвращается в детский сад. Как мы можем ее порадовать?», «У нас новенькая, как ее встретить, чтобы ей у нас понравилось?» ) и вовлечь детей в поиск решения. Если они затрудняются, подсказать или показать правильный способ решения проблемы и предложить самостоятельно его осуществить.

Проблемная ситуация , профессионально и своевременно заданная детям, позволяет достаточно эффективно решать актуальные групповые проблемы . Ребенок может самостоятельно «узнать себя» в, казалось бы, не имеющем к нему прямого отношения примере.

В совместной деятельности со взрослыми и сверстниками ребенок на практике осваивает правила и законы общения. И часто сталкивается с проблемой выбора действия : как лучше и правильнее поступить? Вначале варианты действий предлагает педагог, а ребенок выбирает из них наиболее приемлемые для себя. Впоследствии, имея представления о возможных способах решения проблемы ребенок сможет найти для себя оптимальный способ.

Эффективность выбора действия часто оценивается его последствиями, а для ребенка сделать такую предвосхищающую оценку самостоятельно -проблематично . Естественно, этому детей необходимо поэтапно учить.

Скажем, «туча» : как ее можно рассеять и развеять ? С помощью этой схемы дети могут выстроить стратегию и тактику своего поведения и определить выход из создавшейся ситуации .

Во-первых, ребенку нужно определить общую цель, ради которой необходимо погасить конфликт : жить дружно, чувствовать себя свободно, никого не обижать и др.

Во-вторых (и это самое сложное, надо отделить свое «хочу» («Что я хочу сделать?» ) от чужого «хочу» («Что хочет сделать другой?» ). В этом и состоит суть конфликта. Именно на основе столкновения противоположных «хочу» следует искать пути договоренности.

В-третьих, ребенок учится аргументировать свое «хочу» («Почему мне необходимо добиться своего?» ) и пытается сформулировать точку зрения другого («Почему другой настаивает на своем?» ). На подготовительном этапе можно использовать методику «Две гири» (см. выше) . Оценивая все «за» и «против» , ребенок приходит к выводу : добиваясь одной личной цели (своего «хочу!» , можно многое потерять, а уступив другому, можно многое приобрести.

Приведенные упражнения приносят эффект после предварительной работы педагога. Обучая детей общению, педагогу необходимо быть готовым к возникновению трудностей :

Для ребенка приоритетным остается мнение родителей, а оно не всегда соответствует позиции педагогов. Ребенок может прямо заявить, что мама (или папа) велели ему вести себя подобным образом.

Дети могут на словах формулировать свое отношение к ситуации согласно общепринятым человеческим ценностям, однако на практике не поступать должным образом, что может быть обусловлено недостаточным развитием волевой сферы , импульсивностью.

Стремясь к положительной оценке взрослого, дети способны вести себя социально приемлемым способом , Не факт, что в другой ситуации (в отсутствие воспитателя) ребенок будет вести себя подобным образом.

Привлекательный внешний вид ассоциируется у дошкольников с положительным внутренним содержанием. На вопрос : «Как ты думаешь, красивый человек обязательно добрый?» - большинство детей отвечают утвердительно. Во взаимодействии со сверстником приоритет может отдаваться внешним признакам - привлекательному внешнему виду, обладателю красивых игрушек, хотя на этой же почве возможны конфликты. После обобщения всего вышесказанного становятся очевидными условия эффективной работы педагогов по

-развитию у детей навыков общения :

Единый подход к воспитанию в семье и детском саду.

Личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми .

Выбор оптимальных средств и методов работы (в зависимости от потребностей детей, педагогических целей и возможностей).

Существуют четыре уровня проблемности в обучении :

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему , дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод) .

3. Ребенок сам ставит проблему , воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему .

4. Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает . Воспитатель даже не указывает на проблему : ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств :

Подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

Побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации , сопоставление фактов;

Постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения) ;

Постановка проблемных задач .

Этапы процесса решения проблемных ситуаций :

1) поиск средств анализа условий проблемы с помощью наводящих вопросов с актуализации прежних знаний : «что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?» , «что мы можем использовать из известного нам для решения проблемы

2) процесс решения проблемы . Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы , т. е. выдвижение гипотез, поиска ключа, идеи решения. Ребенок ищет решения «во внешних условиях» , в различных источниках знаний.

3) доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью. Очень эффективно моделирование проблемных ситуаций в сюжетно-ролевых играх :

«Как быть, что делать?»

Это различные ситуации затруднения , которые моделируются , чтобы пробудить инициативу , самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Например, цветы в горшке вянут; на шкафчиках отклеились картинки; некоторым детям не хватает пластилина для лепки; на полу обнаружена разлитая вода; перепутаны детские варежки. Как быть? Дети самостоятельно ищут решение, вместе находят способы разрешения проблем : поливают цветок, делят пластилин на всех; придумываем, из чего сделать салфетки; вытираем воду; подклеиваем картинки на шкафчиках; разбираем по парам варежки, обувь.

«Не поделили игрушку»

Материал : различные игрушки. Педагог достает коробки (посылки) и предлагает детям разобрать игрушки, а сам наблюдает со стороны. Как правило, дети стараются взять наиболее интересные, яркие игрушки. Претендентов на «самые хорошие» игрушки оказывается слишком много. В группе между детьми складывается конфликтная ситуация : кому достанется та или иная игрушка?

Педагог успокаивает ребят и предлагает разобраться всем вместе в сложившейся ситуации : «Как же нам быть, ребята? Ведь игрушка одна, а желающих с ней поиграть много». и предлагает детям для обсуждения различные варианты разрешения конфликтной ситуации .

Отдать игрушку тому, кто взял ее первым;

Никому не давать игрушку чтобы не было обидно;

Играть с игрушкой по-очереди;

Отдать игрушку Кате, потому что она самая грустная и др.

Дети вместе с педагогом обсуждают пути возможного решения ситуации , предлагают свои варианты, прислушиваются к мнениям остальных.

Проблемные ситуации в сюжетно-ролевой игре

«Больница»

В очереди на приём к врачу много посетителей. Вновь приходящие занимают очередь. Очередь запуталась. (Выяснений отношений между посетителями, мирное разрешение конфликта)

Маленький ребёнок стал капризничать, бегать по коридору больницы и кричать. (Беседа с ребёнком, развлечь его чтением стихотворений) ;

«Детский сад»

У куклы сегодня вечером будет день рождения. Он хочет пригласить друзей к себе домой на праздник. Как это сделать? (Обзвонить всех своих друзей и отпросить их у родителей, написать и разослать приглашения)

Приглашённые гости на праздник готовят подарки (художественная продуктивная деятельность по изготовлению подарков, разучивание поздравлений, гости готовят номера для праздничного концерта для именинницы).

Нужно приготовить вкусное угощение для друзей и накрыть на стол. (Составление меню, приготовление угощения, оформление праздничного стола. Рано подошедшие гости помогают в этом именинницы).

Приход гостей. Все гости собрались, начинается праздник. Один гость забыл принести подарок и сильно расстроился. Как ему поздравить теперь именинницу? (Кукла встречает гостей. Рассаживает их за столом. Забывчивому гостю можно посоветовать сказать приятные, красивые слова об имениннике, исполнить какой-то музыкальный номер. Советы дают все присутствующие на празднике)

Завершение праздника. Один из гостей нечаянно разбил чашку, когда пили чай. (Гость извиняется, помогает в уборке) .

«Зоопарк»

При приобретении билетов кассир выдала лишнюю сумму сдачи. Как поступить : промолчать и уйти, или сказать об этом кассиру и вернуть деньги. (Обсуждение ситуации с детьми , принятие решения) .

Некоторые посетители стали кормить тех животных, на вольере у которых висит табличка, запрещающая это делать (попросить подойти служащего зоопарка, попросить его рассказать о правилах посещения зоопарка, о штрафах в случае их несоблюдения, о животных - обитателях этого зоопарка).

Один мальчик отстал от группы, он загляделся на белого медведя, плавающего в бассейне (можно подойти к радиорубке и сделать объявление для этого мальчика, громко произносить его имя всем детям)

Таким образом, представленные в данной разработке игровые ситуации помогут педагогу научить детей анализировать, искать различные варианты решения проблем и развить умение применять такие возможности, а значит избежать многих конфликтов, овладеть умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейшие взаимоотношения и мотивы поведения.

Ксюша Купцова
Педсовет для воспитателей «Использование проблемных ситуаций на занятиях с детьми дошкольного возраста»

Педагогический совет. Воспитатель : Купцова О. Н.

Тема : «Использование проблемных ситуаций на занятиях с детьми дошкольного возраста ".Цель :

Способствовать повышению уровня профессиональных знаний у педагогов по использованию проблемных ситуаций в организации непосредственно образовательной деятельности.

Задачи :

1. Раскрыть сущность использования проблемных ситуаций при организации образовательного процесса.

2. Научить использовать методы проблемного обучения на примере проблемных ситуаций .

3. Картотека проблемных ситуаций .

4. Заключение.

Уважаемые коллеги!

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одним из пунктов описаны планируемые результаты освоения детьми этой программы . Вот некоторые из них :

Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, в мире отношений и своем внутреннем мире) . Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности) . В случае затруднений обращаться за помощью к взрослому.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы , адекватные возрасту ) . Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем , поставленных как взрослым, так и им самим) ; вне зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем ) . Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в постройке, рисунке, рассказе и др.

Возникает вопрос :

"Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу? "

Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа : вчера нужен был исполнитель , а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Основным элементом, структурной единицей ключевой компетентности является умение, т. е. освоенный ребенком способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний. Оно дает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Эффективно формировать такие умения, на мой взгляд, позволяет технология проблемного обучения , направленная в первую очередь на то, чтобы ребенок самостоятельно добывал знания и учился их самостоятельно применять в решении новых познавательных задач. Актуальность использования проблемного обучения заключается в том, что оно в отличие от традиционного доставляет детям радость самостоятельного поиска и открытия.

Рубинштейн С. Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса , с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные , как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Так что же такое проблема ?

Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности.

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы . Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация , при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Проблемная ситуация в своей психологической структуре имеет не только предметно-содержательную, но и мотивационную, личностную сторону (интересы ребенка, его желания, потребности, возможности и т. д.) .

Какие же дидактические задачи преследует создание проблемных ситуаций в образовательном процессе дошкольников ? Можно указать на следующие :

привлечь внимание ребенка, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы мыслительной деятельности;

поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;

помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения;

побудить ребенка к активной поисковой, экспериментальной деятельности;

помочь ему определить и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения .

Характерные признаки проблемности образовательной ситуации :

возникает состояние интеллектуального затруднения;

возникает противоречивая ситуация ;

появляется осознание того, что ребенок знает и умеет, и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении :

1) Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми .

2) Воспитатель ставит проблему , дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод) .

3) Ребенок сам ставит проблему , воспитатель помогает ее решить . У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему .

4) Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает . Воспитатель даже не указывает на проблему : ребенок должен увидеть ее самостоятельно , а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

Приемы, методы и средства создания проблемной ситуации :

подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации , сопоставление фактов;

постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения) ;

постановка проблемных задач .

Этапы процесса решения проблемных ситуаций :

1) Поиск средств анализа, условий проблемы с помощью наводящих вопросов с актуализации прежних знаний : «что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?» , «что мы можем использовать из известного нам для решения проблемы ?».

Например : «Почему баба Яга помогла Иванушке, хотя вначале хотела съесть его? Она добрая или злая?». Воспитатель помогает детям вспомнить добрые и недобрые поступки бабы Яги, проанализировать, кому она помогает, а кого и при каких обстоятельствах – обижает. Это не просто воспроизведение знания , которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения. При анализе сказочных произведений педагог стимулирует детей к дискуссии, к высказыванию собственного мнения.

2) Процесс решения проблемы . Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы , т. е. выдвижение гипотез, поиска ключа, идеи решения. Ребенок ищет решения «во внешних условиях» , в различных источниках знаний.

Например : дети должны помочь персонажу найти выход в трудной ситуации . «Что должна сделать сестренка, чтобы найти и спасти братца Иванушку? Все ли она делала верно?». Ребенок непроизвольно ставит себя на место персонажа и пытается представить, что бы он сам смог сделать в подобной ситуации .

3) Доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью.

Например : дети вместе с персонажами сказок решают трудные загадки : «Как принести воду в решете?» Для этого педагог организует ряд опытов с водой, демонстрируя, как она превращается в пар или лед. Дети делают вывод, что в виде льда вода не может вылиться из емкости.

Проблемный метод может быть использован в начале занятия в виде постановки вопроса или в середине его – для решения проблемной ситуации , а может быть организовано проблемное мероприятие , когда используется несколько проблемных форм обучения .

Педагог не стремится переубедить ребенка и навязать новое знание (в этом принципиальное отличие проблемного обучения ) .

Он внимательно выслушивает все возражения .

Поощряет самостоятельность суждений, активность в обсуждении, что очень важно : выслушивает все предположения детей, благодарит за активное участие и постепенно подводит к мысли «Что же можно сделать, чтобы убедиться в этом?»

2. Фрагмент НОД.

1. Так, например, изучая тему «Вода» , педагог сообщает достоверные научные знания о том, что все живые организмы, в том числе растения, животные и человек, на две трети состоят из воды. Посмотрев внимательно на комнатные цветы, овощи, выложенные на столе, дети с удивлением спрашивают : «Где же эта вода?» .

Суть в том, что жизненный опыт ребенка сталкивается с научными знаниями, которые ему кажутся неправильными в силу того, что не соответствуют его жизненным представлениям и опыту, ранее усвоенному. Возникает противоречие. Дошкольник не принимает новое знание, которое не вписывается в систему его знаний, в сформировавшуюся картину мира. (Чтобы убедиться в этом, надо их отжать через марлю или соковыжималку) .

2. На занятие по математике (ФЭМП) воспитатель : показывает миску с пшеном и спрашивает : «Как узнать, сколько здесь пшена?» Чаще всего дети предлагают взвесить. «Правильно,- говорит воспитатель ,- но у меня нет весов. Как по-другому можно узнать?» На столе стоят стакан, чашка, ложка, блюдце. Воспитатель указывает на них : «Может быть, эти предметы помогут нам?» Скорее всего, дети скажут, что стаканом, чашкой, ложкой можно измерить пшено. Воспитатель объясняет : «Я покажу, как это надо сделать. Давайте попробуем измерить пшено стаканом. Но сначала надо договориться, как мы будем насыпать». Показывает, что стакан можно наполнять до половины, до краев, с «горочкой» . Дети выби-рают один из вариантов, например полный до краев. Воспитатель показывает этот стакан с пшеном и говорит : «Вот наша мерка - полный до краев стакан. Когда мы будем измерять, надо следить за тем, чтобы стакан был полный до краев, потому что мы так договорились». Затем высыпает пшено из стакана в пустую миску или тарелку, лучше всего прозрачную. И чтобы не сбиться со счета, предлагает детям, каждый раз, когда высыпает из стакана пшено ставить предметы для памяти.

После того, как все пшено измерили, воспитатель спрашивает , можно ли узнать, сколько было полных стаканов пшена в миске. Дети предлагают пересчитать предметы, которые они откладывали при измерении. Пересчитав их, выясняется, что в миске три стакана.

Для демонстрации измерения лучше всего использовать прозрачную посуду , чтобы было видно, как в одной посуде количество пшена (воды) уменьшается, а в другой - увеличивается.

Перед измерением фиксирую внимание детей на том, что необходимо договориться о полноте меры, т. е. ее наполняемости. Подчеркиваю, что можно выбрать любую наполняемость (до полоски, с «горочкой» , полстакана). После того как полнота меры определена (договорились, как будем наполнять стакан, ложку, следует строго выполнять это условие. Чтобы у детей не закрепилось неверное представление о том, что крупу (жидкость) можно измерять только стаканом, я показываю детям и другие предметы : чашку, блюдце, ложку - и предлагаю попробовать измерить этими мерками.

3. Картотека проблемных ситуаций .

У воспитателей часто возникают сложности с подбором проблемных ситуаций . Надеюсь, что предложенная картотека поможет им в этом.

1. Тема : «Грибы»

Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.

2. Тема : «Транспорт»

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

3. Тема : «Дома» , «Свойства материалов»

Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.

4. Тема : «Фрукты»

Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?

5. Тема : «Свойства материалов»

В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.

6. Тема : «Язык мимики и жестов»

Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.

7. Тема : «Погодные условия»

Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой, чтобы было комфортно.

8. Тема : «Свойства металлов»

Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.

9. Тема : «Стороны света»

Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.

10. Тема : «Объём»

Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.

11. Тема : «Погодные условия»

Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая - живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег , а другая - траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят?

12. Тема : «Измерение длины»

Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…

13. Тема : «Выше, ниже»

Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.

14. Тема : «Лекарственные растения»

Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.

15. Тема : «Почва»

Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.

16. Тема : «Свойства дерева»

Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.

Противоречие : Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать?

17. Тема : «Часы»

Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

18. Тема : «Свойства воздуха»

Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится, и думает, что утонет.

19. Тема : «Увеличительные приборы»

Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

20. Тема : «Средства связи»

У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

21. Тема : «Свойства бумаги»

Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик?

22. Тема : «Свойства копировальной бумаги»

Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок?

23. Тема : «Свойства магнита»

Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?

24. Тема : «Дружба красок»

Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.

4. Заключение.

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам организацию проблемного обучения через решение проблемных ситуаций с детьми дошкольного возраста .

Проблемное обучение направлено на развитие мышления дошкольника , коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, с взрослым.

Плюсы проблемного обучения :

Педагог является равноправным партнером;

Дети самостоятельны и инициативны;

Дети сами открывают новые знания и способы действия;

Дети обсуждают проблему , находят пути ее решения;

Дети договариваются, общаются

Применение проблемного обучения способствует реализации потребности детей в познании, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников .

Лариса Шишатская
Решение проблемных ситуаций, как метод повышения познавательной активности ребёнка

Современные дети живут в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно мыслить и перед педагогами особенно остро стоит вопрос : "Как сегодня воспитывать ребенка? Какие знания ему дать в дорогу?" Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание того, что сегодня нам нужна творческая личность с активной жизненной позицией , с собственным логическим мышлением. Поэтому необходимо ребенка "учить сомневаться". Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и не запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить, высказать предложение.

Помните известное китайское изречение :

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я ЗНАЮ.

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит , видит и делает сам.

Выполнение любого задания требует от ребенка целенаправленных усилий, которые надо развивать и формировать задолго до школы. Так как успешность обучения определяется не запасом представлений, приобретённых детьми в дошкольный период (знание букв, умением читать, считать и т. д., а уровнем развития мыслительных операций, наличием у ребенка опыта самостоятельного разрешения проблемных ситуаций .

В практике мы используем различные методы повышения познавательной активности детей : проблемные вопросы , развивающие игры и т. д, но не всегда создаётся ситуация поиска , не даётся возможность раскрыться ребёнку , и дети остаются пассивными наблюдателями, следовательно, возникает необходимость использования решения проблемных ситуаций .

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие творческого мышления, и повышение познавательной активности ребёнка .

Рубенштейн С. Л. говорил : «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса , с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные , как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи , задания или учебной проблемы . Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация , при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Проблемная ситуация возникает , когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут – возникает трудность : не хватает знаний, жизненного опыта.

Уже столкновения с трудностью, невозможностью выполнения предложенного задания при помощи имеющихся знаний и способов рождает потребность в новом знании. Эта потребность является основным условием возникновения проблемной ситуации и одним из главных ее компонентов.

Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта , возбуждает интерес к вопросу, догадке. Активность мышления и интерес дошкольника к изучаемому вопросу возникает в проблемной ситуации , даже если проблему ставит воспитатель . Такие ситуации создаются воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств . При создании и решении проблемных ситуаций мы применяем следующие методические приемы :

– подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его

разрешения ;

– излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;

– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации ,

сопоставлять факты;

– ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения, эвристические вопросы;

– определяем проблемные теоретические и практические задания (например,

исследовательские);

– ставим проблемные задачи .

Можно иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно

воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке : она

активизирует мысль , озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению . Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые) : они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия : «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса , «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?». А. М. Матюшкин, – этот этап характеризуется растерянностью ребенка, исчерпавшего все известные ему способы решения проблемы и не нашедшего нужного способа. Наступает отказ от известных способов решения .

На втором этапе происходит процесс решения проблемы . Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы , т. е. выдвижение гипотез, поиск «ключа» , идеи решения . На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях» , в различных источниках знаний.

Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения . Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью , с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение .

Приведём пример : Как принести воду в решете ? Для этого воспитатель организует ряд опытов с водой, демонстрируя, как она превращается в пар или лёд. Дети делают вывод, что в виде льда вода не может вылиться из ёмкости. Проблемная ситуация может быть использована в начале занятия в виде постановки вопроса или в середине его.

Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем проблемную ситуацию . Создавая проблемные ситуации , мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки, т. к. боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем . Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

Публикации по теме:

Экспериментирование в проектной деятельности, как метод развития самостоятельности и познавательной активности Сообщение из опыта работы: «Экспериментирование в проектной деятельности как метод развития самостоятельности и познавательной активности».

Картотека игровых проблемных ситуаций «Твой друг загрустил. Как ему вернуть хорошее настроение?» «Вы поссорились с другом перед вашим днем рождением.

Консультация для педагогов «Детское экспериментирование, как средство повышения познавательной активности у дошкольников» Консультация для педагогов «Детское экспериментирование, как средство повышения познавательной активности у дошкольников». Расскажи –.

Вопрос развития познавательной активности волнует многих родителей. Каким же образом мы можем стимулировать познавательную активность у.

Методические рекомендации «Организация проблемных ситуаций в режимные моменты» Тема: «Грибы» Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет. Тема: «Транспорт» Животные Африки.

ОД по познавательному развитию с использованием проблемных ситуаций «Как сделать соленое тесто» Совместная деятельность по познавательному развитию с использованием проблемных ситуаций: «Как сделать соленое тесто?» Цель: научить детей.

ОД по познавательному развитию с использованием проблемных ситуаций «Сила волшебства» ОД по познавательному развитию с использованием проблемных ситуаций «Сила волшебства» Цель: Формирование у детей субъектной позиции через.

Игра как метод развития познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментальной деятельности «Игра как метод развития познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментальной деятельности»Актуальность Сегодня.

Проект «Использование проблемных ситуаций в детском саду» Подготовила: воспитатель Маслова Н. Ю "Использование проблемных ситуаций в детском саду". Актуальность данной проблемы. В современных.

Развитие познавательной активности ребёнка-дошкольника в процессе экспериментирования Санкт – Петербургская Академия постдипломного Педагогического образования Института детства Кафедра дошкольного образования Выпускная.

Библиотека изображений: