Учебно-методическая разработка по использованию стеклянных камушков "марбле" для развития мелкой моторики и мыслительных операций. Использование камешков марблс в логопедической работе по постановке и автоматизации поставленных звуков

МБДОУ № 133 г. Новокузнецк.

Использование камешков «Марблс» в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Методическая разработка

«Источники способностей
и дарований детей
— на кончиках их пальцев…»

В.А. Сухомлинский

«Рука — это инструмент всех инструментов»,
заключал еще Аристотель.

«Рука — это своего рода внешний мозг», —
писал Кант.

У детей с нарушением речи отмечается слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью. Поэтому данное направление является одним из важнейших вкоррекционно – развивающей образовательной деятельности учителя – логопеда.

Решая задачи по развитию мелкой моторики детей с нарушениями речи учителями – логопедами используются в работе разнообразные игры, упражнения и пособия. Все они способствуют развитию речи и мелких мышц рук. При этом вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. У детей снижается возбудимость, возрастает интерес к образовательному процессу, активизируется внимание, память, восприятие.

С целью разнообразить педагогический процесс, поддерживать интерес детей к выполнению заданий учитель – логопед находится в постоянном поиске новых методов и приемов, положительно влияющих на тонкую мускулатуру пальцев и кистей рук ребенка. Одним из таких средств, которые можно использовать в коррекционно – развивающей образовательной деятельности, является — камешки МАРБЛС.

История МАРБЛС

Стеклянный шарик МАРБЛС – далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Шарики получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные). Шарики МАРБЛС берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды.

Современные МАРБЛС делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки. Красота камушков завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними.

Использование камешков на логопедических занятиях по отработке материала определенной лексической темы позволяет дать ребенку максимальное количество знаний в интересной и доступной для него форме. Действия с камешками положительно влияют не только на речевое развитие, но и доставляют ему радость, способствуют созданию комфортного эмоционального настроя. Благодаря использованию данной игровой технологии при наличии коррекционной направленности усвоение материала проходит успешнее и быстрее.

Вариативность используемого материала дает возможность педагогу дать детям новые знания, закрепить ранее полученные, а при необходимости повторить пройденный материал.

Цель использования камешков МАРБЛС:

Разнообразить педагогический процесс, повысить интерес детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями ккоррекционно – развивающим заданиям, развивать мелкую мускулатуру рук, активизировать познавательную и мыслительную деятельность.

Коррекционно-развивающие задачи:

Формирование правильного захвата камешка пальцами руки;
развитие сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук;
развитие ориентировки на плоскости;
профилактика оптико-пространственных нарушений;
обогащение словарного запаса;
формирование фонематических представлений;
автоматизация поставленных звуков у детей.
профилактика дисграфии;

Виды камешков

Камешки бывают различные: они имеют круглую или квадратную форму, бывают разные по размеру и по цветовой окраске.
Наряду с такими камешками используются фигурки, отображающие реальные изображения: листики и яблочки различного цвета, желуди, совы, морские обитатели. Их применяют в работе с сюжетной картинкой, например: «Развесь осенние (весенние) листики на дерево», «Осенью в саду созревают яблоки», «На дубе выросли желуди», «Подводное царство» и т.д.

Формы работы с камешками МАРБЛС:

— Индивидуальная коррекционно – развивающая образовательная деятельность(как часть занятия);

— Фронтальная коррекционно – развивающая образовательная деятельность (как часть занятия).

Требования к организации проведения упражнений с камешками МАРБЛС:

— Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать пальцы обеих рук.

— Подбор упражнений осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

— Наличие познавательной направленности упражнений.

— Безопасность: выполнение упражнений с камешками не предполагает использования их детьми в самостоятельной деятельности, только под присмотром взрослого.

Перечень игр с МАРБЛС и их описание.

1.Использование камешков МАРБЛС при изучении лексических тем

Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация.

«Выложи по контуру».

«Собери по образцу». Предлагается картинка — образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.

«Заполни картинку камушками»

2.Звуко-буквенный анализ слов.

Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза (фишки-камешки выкладывать под буквами).

«Волшебный мешочек».

Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет - твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук).

Звуковой анализ по схеме слова.

3. Составление предложений.

Цель: Развитие связной речи, закрепление предложно-падежных конструкций. Сосчитать сколько слов в предложении, выложить камешками схему.

4. Развитие пространственных представлений и предложно-падежных конструкций.

«Положи правильно» Педагог дает устные задания типа: Положите красный камешек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.

«Продолжи ряд» (педагог предлагает образец разложенных камешков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок).

«Лабиринты»

«Вокруг да около» (работа с предложно-падежными конструкциями)

Педагог даёт задание: «Положи красный камушек на божью коровку (где находится божья коровка? (в середине); синий — над божьей коровкой (уточнить, кто находится над божьей коровкой? (жук); положи зелёный под божью коровку (уточнить, кто находится под божьей коровкой) и т.д.

5. Развитие грамматического строя речи (словоизменение и словообразование, согласование)

«Помоги Дюймовочке»

Помоги Дюймовочке выбраться из болота, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: мячик, столик, фантик и т. д.

«Волшебный мешочек» Ребёнок достает камушек из мешочка определенного цвета и говорит: Зелёный камушек- зелёный огурец, красный камушек-красное платье и т.д.

6. Работа по коррекции дисграфии.

Игра «Зеркало». Детям рассказывается история о буквах - модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.

Игра «Техники». Восстанавливаем сломанные слоги (АП, КИ, УХ).

«Знакомство с буквой».

Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук. Оборудование: камушки «Марблс», карточки с образцами букв для наложения камушков. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камушки и образцы

7.Коррекция звукопроизношения.

«Лабиринты на автоматизацию и дифференциацию звуков».

Цель: Закрепление произношения автоматизированного звука; дифференциация звуков.

8.Развитие фонематического представления (позволяет закрепить правильное произношение оппозиционных звуков).

«Логопедическая ромашка»

Цель: Закрепление умения различать звуки на слух (мягкий звук, твердый звук), выделять их из слов, сравнивать между собой.

Целенаправленная и систематическая работа по данному направлению должна осуществляться в тесной взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей групп, что позволяет добиться высоких результатов у детей знаний в познавательно-речевом развитии.

Список литературы:

1.Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 105 с.: ил. — (Сердце отдаю детям).

2.Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики у детей с нарушениями речи // Дефектология. 1999. № 4. С. 50-

3.Семихатская С.В. Особенности формирования мелкой моторики пальцев рук при коррекции звукопроизношения у дизартриков // Логопед. 2009. № 6. с. 53.

4.Степанова М.А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей // Логопед. 2009. № 7. с. 62

5.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч 1. Первый год обучения (старшая группа) Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей.М.: Альфа, 1993.- 103 с.

ФГОС ДО предъявляют особые требования к организации РППС детского сада, группы детей дошкольного возраста. (п. 3.3.3.)

Основные из них – это: создание среды содержательно – насыщенной, вариативной, доступной; обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа; организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.

Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, творчески осмысляют содержание учебно-воспитательного материала, с тем, чтобы он отвечал современным требованиям, отыскивают такие его варианты и комбинации, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой мотивации к познанию и творчеству.

Основная задача учителя — логопеда – воспитание у детей правильной, чёткой, умеренно громкой, выразительной, связной речи, соответствующей возрасту, с помощью специальных методов и приёмов, направленных на коррекцию речевого нарушения и развитие активной сознательной деятельности в области речевых фактов. Ведущим видом деятельности в детском саду, как известно, является игра, именно в игре ребёнок раскрепощается, получает эмоциональный заряд, обучается различным навыкам. Навык красивой, правильной, грамотной речи легче формировать в игровых ситуациях. Для успешной реализации требований, изложенных в ФГОС, мы должны обеспечить разностороннее развитие детей с учётом их возраста и индивидуальных особенностей, а для достижения этих целей необходимо сформировать чистую, грамматически правильную, выразительную речь.

При планировании работы с детьми с ОВЗ важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается индивидуально в каждом конкретном случае.

Коррекционно – воспитательная работа строится с учётом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

Основной формой обучения в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями речи является коррекционная деятельность, где осуществляется развитие языковой системы, с помощью традиционных и нетрадиционных методов и технологий.

В течении нескольких лет разработала, апробировала и внедрила в педагогический процесс авторское пособие «Звучарики», как одно из средств развития фонематического восприятия детей с ОВЗ. Прямая цель моей игры состоит в восприятии и дифференциации шумовых различий. (Т.е в нахождении пар одинаково звучащих игрушек). Пособие было представлено с публичным докладом в НИПКиПРО на региональной педагогической научно-практической конференции «Стандартизация образования обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы» в ноябре 2015 года. И на городской августовской педагогической конференции в августе 2016 года.

Еще одна из нетрадиционных логопедических технологий, активно используемая мной в коррекционной деятельности — это разнообразные игры с шариками Марблс и камешками-кабошонами. Марблс — это потомки глиняных шариков, которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Шарики получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные). Камешки-кабошоны (в переводе «шляпка от гвоздя») оказались очень удобны в применении, они не перекатываются, ребенку легко выкладывать их на поверхность. Красота камешков завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках, поиграть с ними. Эстетическая привлекательность марблс вызывает интерес у современных детей. В наше время камешки Марблс изготавливаются из стекла и служат декоративными украшениями. Они красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятны на ощупь.

Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных шариков и камешков разного цвета и размера. На индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях использую разнообразные задания с шариками марблс и камешками — кабошонами, учитывая поставленные цели и задачи в устранении речевого дефекта воспитанников. Разноцветные шарики и камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Помогают развитию сенсорных способностей, мелкой мускулатуры рук, внимания, речи, памяти, мышления детей.
Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия.

Как учитель-логопед, я подбирала определенные коррекционные цели и задачи в устранении речевого дефекта в зависимости от возраста ребенка и его заинтересованности в игре. Уверена, что специалисты другого профиля с легкостью найдут применение этому современному и достаточно новому пособию. Действительно, о практической ценности работы с представленным пособием еще мало что известно в педагогике, но, оно однозначно, может быть успешно использовано в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. В ходе упражнений предусмотрено, с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом индивидуальных умений и навыков детей, с другой – приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в разных видах деятельности.

В настоящее время появились камешки, очень необычной формы и всевозможной расцветки, которые я стала активно использовать в своей деятельности. Например, набор «Осенний» пригодился при изучении лексической темы «Осень». За правильные ответы на вопросы дети получают «награду»- желудь или листик, ведут учет, выявляется лидер. Использовали их в качестве фишек в играх – ходилках. Соотносили количество предметов с цифрой и правильно произносили (согласовывали числительное с существительным).

Коррекционные цели в играх с камешками марблс:

  • Развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка
  • формировать правильный захват шарика кистью
  • Упражнять в ориентировке на плоскости
  • Упражнять в согласовании прилагательных и числительных с существительными
  • Обогащать словарный запас, упражнять в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов
  • Развивать связную, фразовую речь, эмоциональную лексику
  • Упражнять в звукобуквенном разборе слова, закреплять правильный образ буквы
  • Проводить профилактику дисграфии, работу по автоматизации поставленных звуков
  • Развивать глазомер, тактильные ощущения, эстетическое восприятие и фантазию ребенка
  • Развивать образное мышление, зрительное внимание, память
  • Развивать умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца, заинтересованности в игре.

Основная часть пособий была создана мной, а некоторые заимствованы, к ним подбирались коррекционные задачи, необходимые для реализации логопедической помощи.

Используя данный материал в логопедической работе с детьми на протяжении 2 лет, я получила следующие результаты: из 25 выпускников в 2017-2018 году количество детей, выпущенных в школу с чистой речью составило 13 человек (52%), со значительными улучшениями в речи – 12 детей (48%.). С высоким уровне м подготовки к школе выпущено 13 человек (52%,), со средним – 6 (24%). Эти дети имеют благоприятный прогноз обучаемости, они успешны в общении со сверстниками и взрослыми, имеют хороший запас знаний и умений. У всех детей в конце года была выявлена положительная динамика развития психических процессов. У многих детей повысился общий уровень познавательного развития.

Игры:

«Парочки»

Перед ребенком лежит лист форматом А4, на котором изображено нечетное количество картинок. Задача ребенка, выкладывая одинаковые камешки на парочки, найти картинку, у которой нет парочки. (Вариант для детей младшего возраста или ребенка с низким уровнем речевого развития).

«Парочки — 2»

Перед ребенком лежит лист форматом А4, на котором изображено нечетное количество картинок. Задача ребенка, выкладывая одинаковые камешки на парочки, найти картинку, у которой нет парочки. (Отрабатываем поставленные звуки).

«Заплатки»

Задача: закрепление изученных звуков в игровой форме.

Например, ребенок называет слова, начинающееся с гласного звука и кладет камешек на пустое место на картинке. Каждому ребенку индивидуально подбирается картинка (с большим или меньшим количеством заплаток)

«Заплатки — 2»

Задача: в игровой форме автоматизировать поставленный звук. Ребенок называет слово с заданным звуком и кладет камешек на пустое место.

«Ходилки»

Ребенок называет слово с заданным звуком, кидает кубик и ходит камешком. Эффект соревновательности хорошо помогает. Каждый стремится выиграть.

Игра «Буква»

Задача: Выложить букву по контурам, по образцу, или самостоятельно.

Игра «Предложение»

Ребенок составляет предложение с заданным словом, количеством слов или по картинке. При этом выкладывает определенное количество камешков.

Игра «Раздели на слоги»

Ребенок делит слова на слоги и выкладывает такое же количество камешков.

Сравнивает слова: где камешков больше? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?

«Волшебный мешочек»

Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет - твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук).

«Место звука в слове»

Ребенок определяет место звука в слове с помощью схемы.

Например, робот- звук р- в начале слова, корова – звук р- в середине слова, забор – в конце.

«Мягкий /твердый?»

Ребенок определяет характеристику заданного звука, берет камешек нужного цвета и кладет на картинку.

«Назови ласково»

Поможем Герою (он выбирается индивидуально) добраться до домика, построить дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

«Контур»

Задача: Заполнить картинку камешками, выполняя при этом индивидуальные задания. Например, подбор слов по лексической теме или автоматизация поставленных звуков.

«Закрой картинки»

Задача: найти слова с отрабатываемым звуком и положить на них камешки. Закрыть альбом и вспомнить все названные слова.

Сенсорная коробка с камешками марблс – является хорошим релаксатором, настраивает на интересную и увлекательную игру.

Говорим и отдыхаем,

Камешки перебираем,

Разные — разные:

Голубые, красные,

Желтые, зеленые,

Легкие, тяжелые.

«Рассказ»

Ребенку даётся 10 минут на составление картинки. Затем он составляет рассказ или предложение, в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка.


«Что это»

Ребенок с закрытыми глазами ощупывает предмет (камешек) и определяет, что это.

В отечественных и зарубежных логопедических исследованиях уделяется много внимания вопросам объема, характера и качества речевых навыков, знаний, которые должны быть усвоены детьми с недоразвитием речи. Однако такой важнейший компонент деятельности, как мотивация, признанный исследователями как ее "мотор" (А. Н. Леонтьев, 1956) , нередко оказывается за рамками анализа специалистов.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

По мнению Т.О. Гордеевой, мотивация - объяснительный конструкт, используемый для объяснения причин поведения людей (того, почему они ведут себя так, а не иначе) , его направленности и механизмов осуществления. Исследователь так же утверждает, на важность таких мотивационных характеристик, как интерес к выполняемому делу и вера в способность достичь определенного результата.

О значении мотивации мы можем прочесть в работах Е. С. Алмазовой, Т. Г. Визель, В. К. Воробьевой, Ж. М. Глозмана, И. Ю. Козиной, Р. Е. Левиной, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой.

Проанализировав виды речевых нарушений, встречающихся в МАДОУ детский сад № 7 г. Наро-Фоминска, выявлено значительное преобладание общего недоразвития речи над другими речевыми патологиями.

Общее недоразвитие речи (ОНР) определяется как различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Больший процент детей детского сада, имеющих общее недоразвитие речи так же имеют статус ОВЗ.

Результаты эмпирического исследования, проведенного С.М. Валявко показывают, что определенная часть старших дошкольников с ОНР (18%) , демонстрирует слабую мотивацию к исправлению недостатков своей речи и нуждается в специальной психологической поддержке. Слабо мотивированным дошкольникам с ОНР свойственно преобладание мотива избегания неудачи, а также слабая мотивация к обучению. Это указывает на необходимость индивидуализации в их обучении и коррекции дефекта.

В исследованиях Л.В. Лопатиной, С.И. Маевской, Е.Ф. Соботович и др. отмечается, что нарушения звукопроизношения у детей с ОНР имеют стойкий характер, с трудом поддаются коррекции и являются ведущими в структуре речевого дефекта. У таких детей затруднен переход от произнесения поставленного изолированного звука до введения этого звука в слоги, в слова различной слоговой структуры, в связную речь. Важно также учитывать и тот факт, что дети с ОНР имеют определенное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у них под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

Ни для кого не секрет, что для обеспечения эффективности процесса автоматизации звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи необходимо многократное повторение скучного речевого материала. В условиях детского сада время на индивидуальные занятия ограничено 15-20 минутами, за которые необходимо успеть затронуть не только автоматизацию звуков, но и другие области. Логопедами придумано огромное множество игр и приёмов для оптимизации процесса автоматизации звуков, для того, чтобы этот процесс стал занимательным и интересным для ребенка. Но мы знаем, что при затягивании процесса автоматизации звуков игры надоедают, перестают радовать ребенка и мотивация к занятию снижается.

Для того, чтобы разнообразить рутинный процесс я использую в своей работе по автоматизации звуков камушки Марблс. Уже многие логопеды оценили эффективность включения их в свою работу, каждый логопед использует их по-разному. В данной статье мне бы хотелось рассказать о том, как я использую данные камешки в работе над автоматизацией звуков.

Что же такое камушки Марблс? Исследование происхождения марблс началось недавно. Было известно, что предшественники марблс – шарики из обточенного камня и обожженной глины, найдены при раскопках древних цивилизаций в Африке, Европе, Северной и Центральной Америке. Лишь в течение нескольких прошедших лет появились первые серьезные монографии, посвященные происхождению этих необычайно прекрасных предметов, увлекательной игре и коллекционированию их.

Использование этих камушков в работе по автоматизации звуков не требует длительной подготовки к занятию. Все камушки лежат в отдельных контейнерах, необходимо просто выбрать нужный.

Как писалось выше, в первостепенном значении камушки Марблс – это шарики из обточенного камня и обожженной глины, но сейчас можно найти и большое количество видоизмененных камушков, сделанных из стекла или пластмассы и, имеющих различную форму (в виде морских обитателей, фруктов, животных, листочков, бриллиантов и т.д.) . Это и становится подспорьем для создания игр, позволяет получить неограниченное количество идей для создания дидактических игр.

Тут на помощь пришла моя тема по самообразованию: "Создание логопедических игр и пособий с помощью программы Adobe Photoshop", которая подтолкнула к скорейшей реализации идей. Программа позволят создавать игры и материалы, которые будут учитывать интересы каждого ребенка. В центре стоит учёт индивидуально-дифференцированного подхода, без которого эффективная работа логопеда попросту невозможна. Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение дошкольников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей, а реализация дифференцированного подхода предполагает, прежде всего, хорошее знание особенностей каждого ребенка, его сильных и слабых сторон с учетом возрастных нормативов психического развития, своевременное выявление тенденций этого развития, их прогноз и коррекцию в ходе учебно-воспитательного процесса.

Индивидуализация обучения возможна за счет такой организации учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся, при этом проводятся различные учебно - методические, психолого - педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие этот подход.

Во время проведения первичной логопедической диагностики я обязательно узнаю у ребенка чем он интересуется, какие мультфильмы любит. На основе анализа этих данных и создаются игры-помощники.

Основная цель автоматизации – достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи, но, не следует забывать и о том, что в работе по автоматизации звуков необходимо параллельно развивать высшие психические функции, тонкую моторику пальцев (формирование щипкового и пинцетного захвата для дальнейшего освоения навыка письма, развитие глазомера) и связную речь.

Предлагаю ознакомиться с вариантами игр на автоматизацию звуков с использованием камушков Марблс:

1)" Четвёртый лишний". Данная игра создана с учетом автоматизируемых звуков. Ребенку необходимо назвать все картинки, выбрать лишнюю, обосновать свой выбор и положить на лишнюю картинку камушек. В данной игре мы не только и автоматизируем звуки, но и развиваем мышление, учим детей классификации и употреблению обобщающих понятий

2) "Бродилки и лабиринты". Данная игра создается в программе AdobePhotoshop. Параллельно с автоматизацией звуков мы можем проводить работу над предлогами ЗА-ПЕРЕД. Ребенок движется от старта к финишу, называя картинки с автоматизируемым звуком. В случае правильного ответа ребенок кладет на картинку камушек, в случае, если ребенок ошибается, картинка остается пустой. После завершения игры мы видим в произнесении каких слов ребенок испытывает трудности, проговариваем их.

3) Специально созданные поля в зависимости от вида камушков. Данный вид заданий особенно помогает при автоматизации звуков в словосочетаниях и предложениях. При правильном произнесении всего предложения ребенок может взять камушек и положить его на поле. Помимо автоматизации звуков мы развиваем воображение ребенка. (Варианты полей: помоги Русалочке вернуть морских обитателей, верни листочки на дерево, яблочки поспели, гном и блиллианты и т.д.

4)"Дорожки". Мы выкладываем дорожки для последующих пальчиковых игр. Сопряжение движений пальцев рук с речью помогает отрабатывать синхронизацию движения с речью. Для этой игры помимо камушков нам понадобятся персонажи (маленькие игрушки) , к которым мы и будем выкладывать дорожки. Ребенок проговаривает за логопедом речевой материал и, в случае правильного выполнения, кладет на стол камушек. Если же он пропускает автоматизируемый звук, то мы останавливаемся на данном слове, словосочетании или предложении до тех пор, пока ребенок не произнесет его правильно. Речевой материал важно подбирать с учётом произносительных возможностей ребенка, дабы не вызвать у ребенка речевой негативизм. После того как дорожка готова можно надеть на пальчики куклу из пальчикового театра и прошагать по этой дорожке, проговаривая стихотворение с автоматизируемым звуком.

5)"Тренажёры слов". Данные дидактические игры очень удобны, их легко создавать и использовать. У детей они вызывают позитивную реакцию. Подбираются 2-4 картинки с учётом автоматизируемого звука и с учётом того, что эти слова должны рифмоваться. В самом начале "тренажёра" картинки располагаются в порядке чередования, а после в хаотичном порядке. Ребенку необходимо среагировать и переключиться на новое слово, передвигаясь от картинки к картинке с помощью камушка Марблс.

6)"Посчитай-ка". В данной игре мы не только автоматизируем звуки, но и учимся согласовывать существительные с числительными, упражняемся в словоизменении. Для игры потребуется нарисовать окошко (квадрат) для карточки и кружочки с цифрами 1,2, 3, 4, 5. Ребенок считает заданный предмет и, в случае верного произнесения, выкладывает на цифры камушки.

7)"Сыщики". В данном варианте игры мы параллельно с автоматизацией звука развиваем фонематическое восприятие. Ребенку необходимо найти и назвать на сюжетной картинке все предметы с заданным звуком. Также, вместо сюжетной картинки можно использовать набор изображений с заданным звуком и немного видоизменить задание. Ребенку необходимо найти и назвать только те картинки, в которых заданный звук находится в середине (начале, конце) слова.

8)"Заполняй-ка". Для данного варианта игры я использую объемные изображения автоматизируемых звуков, которые нужно заполнить камушками (можно взять любое изображение: цветочек, ягодку и т.д.) . Игра позволяет использовать любой речевой материал от слогов до предложений. Правила остаются прежними: произнес правильно - можешь положить камушек, ошибся - камушек остаётся в контейнере.

Выполняя манипуляции с камушками мы просим ребенка брать их из контейнера, применяя щипковый или пинцетный захват.

Все перечисленные выше игры используются мной на индивидуальных занятиях по автоматизации звуков. Дети вдохновляют на создание всё новых и новых игр и пособий. Камушки Марблс стали незаменимыми в моей ежедневной работе. Купить их можно в сетевых супермаркетах, зоомагазинах или магазинах фиксированных цен. За время использования камушков в работе мотивация детей повысилась, а результаты коррекционной работы значительно улучшились.

Литература:

  1. Валявко С. М. О мотивации к логопедическим занятиям старших дошкольников с ОНР // Психолого-педагогические проблемы развития речемыслительной деятельности детей с особенностями психофизического развития. Материалы международной конференции. - Минск, 2004, с. 4548.
  2. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. Уч. пособие. - М.: Смысл, Академия, 2006. - 332 с.
  3. Леханова О.Л., Нефёдова Н.Н. О доминирующих мотивах деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи // Совершенствование методов диагностики и коррекции нарушений речи у детей с различными вариантами дизонтогенеза: Материалы I междунар. науч. конф. памяти д-ра пед. наук, проф. Р.И. Лалаевой, 29 ноября 2012 г. / Под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. – СПб., ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – С. 230-233
  4. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 2009. – 365 с
  5. Самсоненко Л.С., Шавшаева Л.Ю. Развитие профессиональной мотивации педагогов дошкольного образования в условиях реализации ФГОС// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4.
  6. Теплов Б.М. Избранные труды Т. ІІ / Б.М. Теплов. – М. Педагогика, 1985. – 360 с.
  7. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.) » / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. -223 с.
  8. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И.С. Якиманская. // Директор школы. Спецвыпуск. – 2000. – № 7. – С. 72-134

История Марблс

Одна из самых популярных детских игр на Западе – это игра в камешки или, как ее еще называют, игра в марблс. Можно с уверенностью предположить, что игра в марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка, когда маленькие неандертальцы играли в свободное время мелкой галькой или шариками из глины. Изделия в виде шариков были обнаружены в различных археологических зонах всего мира. Марблс делались из кремня, камня и обожженной глины. Шарики из глины, предназначенные для игры (см. рис. 1) , были найдены в пирамидах Египта и на местах древних городов Ацтеков.

(Рис. 1 Глиняные камушки для игр)

Изготовление Марблс

Веками марблс изготавливались из натурального материала. Приблизительно двести лет назад западный мир впервые познакомился с китайскими керамическими шариками. О появлении в обиходе фарфоровых шариков рассказывается в самой первой книге о марблс, изданной в 1815 году в Англии. В 1848 году один немецкий стеклодув изобрел специальный инструмент, похожий на ножницы, с помощью которого можно было быстро изготавливать большие партии марблс. Первые марблс, произведенные при помощи фабричных станков, появились в 1890 году сначала в Германии, а чуть позже в Соединенных Штатах, так как поступление шариков из Европы из-за войны стало затруднительным. В середине прошлого века теперь уже из Японии пришла еще одна технология изготовления марблс, путем смешения стекла и натурального мрамора, что позволяет добиться очень красивых разводов. Началась новая эра в производстве марблс. Современные марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи при 650 градусах Цельсия. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки, например, добавляя кобальт, получают синие шарики, селений - красные (см. рис. 2) . После выхода из печи расплавленную массу режут на небольшие кусочки, с помощью механических роликов им придается сферическая форма, после чего получившиеся шарики в течение суток охлаждаются. Новые технологии изготовления марблс позволяют добиваться очень эффектных интересных расцветок, что поднимает простые шарики для игры на уровень художественных изделий и делает интересными для коллекционеров.
Кроме того, эффектные марблс полюбились дизайнерам, и они охотно используют их в качестве оформительского материала. Красота марблс завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.


(рис. 2 Камешки марблс)

Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

Логопедические игры с
применением марблс в
индивидуальной работе с
дошкольниками.
Павлова Е.Н.
учитель-логопед
МДОУ «Детский сад №3»
П. Ракитное

У дошкольников с речевой патологией отмечается выраженная
общая моторная недостаточность. Уровень развития речи
находится в прямой зависимости от степени сформированности
тонких движений пальцев рук. Чтобы научить малыша говорить,
необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат,
но и развивать мелкую моторику.
Коррекционно­развивающая работа по преодолению речевых
нарушений, выявила проблему разработки принципиально новых
подходов к развитию моторных навыков
старших дошкольников. Одним из самых интересных и
Актуальность:
инновационных приемов можно назвать
применение шариков «марблс»
(плоские камешки – «кабошоны»)
игры с использованием марблс
­ стимулируют речевое развитие
путём тренировки пальцев рук,
­ увеличивают на 100% активность,
интерес детей на занятии,
­ улучшают результат коррекции речи,
­ вариативны и удобны в применении.

Предмет, приковывающий к себе
внимание, помогает мысленно

сконцентрироваться.
Длительное рассматривание цветного
камушка придает мыслям стройное течение.
Тибетские и монгольские ламы в своих практиках
применяли каменные пирамиды, шары,
чётки и массажёры.
Систематические упражнения для пальцев не только
стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению
М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения
работоспособности головного мозга».
У ребенка формируется
быстрота нервных импульсов
от рецепторов руки к центру речи.

На основе анализа исследований по
проблемам речевого развития детей,
развития речи:
выделили следующий методический принцип

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и
речевого развития детей базируется на понимании речи
как речемыслительной деятельности, становление и
развитие которой тесно связано с познанием окружающего
мира.
Речь опирается на сенсорные представления,
составляющие основу мышления. Развитие речи
нельзя отрывать от развития
сенсорных и мыслительных процессов.
Использование марблс является
совершенно новой идеей
в логопедии.


ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ НАД
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМ
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМ

Развитие тонкой ручной моторики у детей с
нарушением речи посредством марблс
В «муфту» из капроновой сетки поместить
марблс и выполнять перекатывания
шариков рукам. Варьировать речевые
задания: автоматизация звуков, повторение
чистоговорок. Шарики не раскатываются,
оставаясь в «муфте».

Предлагаю игры и игровые упражнения с
марблс
ЦЕЛЬ
- закреплять звуки, слоги, слова, чистоговорки, потешки;
-упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки
ребенка;
-упражнять в ориентировке на плоскости листа;
-работать над дифференциацией;
-упражнять в счете;
-обогащать словарный запас;
-развивать фразовую речь;
-формировать и закреплять
правильный образ буквы.
Игры легко применить в
индивидуальной
логопедической работе со
старшими дошкольниками.

Вариативность применения
камешков МАРБЛС
Предлагаю использовать картинки, аппликации, звуковые дорожки и ячейки
для выкладывания камушков разного цвета.
Игры для ориентации на плоскости,
развития тактильных ощущений,
сложнокоординированных движений
пальцев и кистей рук; профилактики
оптико­пространственных
нарушений.

Картотека игр с камешками
марблс
- «Колобок»
- «Золушка»
- «Лабиринт»
- «Сухой бассейн»
- «Сорока - ворона»
- «Чудесные узоры»
- «Ходит цапля по болоту»
- «Весёлые капли дождя»
- «Что изменилось?»
- «Звуковые дорожки»
- «Мы насыпали шары…»

Игра «Чудесный узор»
Кто больше придумает
слов с заданным звуком?
Автоматизация звуков
в словах с одновременным
выкладыванием узора.
Каждое слово – камешек.
Игра развивает творчество,
воображение, ориентировку
на листе, мелкую моторику.
Автоматизация звука в начале слова,
средине, конце.
.
и

«Мухоморы» «Зеленые
листочки»
Закрепляем звук [Р],украшаем шляпки. На веточках распустились
Стихотворение «Мухомор» зеленые листочки. Подбираем
В красной куртке мухомор, зеленые камешки.
Закрепляем
Гордо сел на косогор, чистоговорку:
Нам не нужен мухомор, Ра-ра-ра - распускаться
нам пора
Не пойдем на косогор.

«Горошек» «Веселые капли
дождя»
Помоги мышке собрать горошек
Цели:
- развивать общую моторику;
- развивать ритм, темп;
- развивать речь.

Цель: автоматизация звуков в связной речи у детей
Цель:
дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ
ЗАДАЧИ
­ автоматизация звука в слогах;
автоматизация звука в слогах;


­ автоматизация звука в словах;
­ автоматизация звука в словосочетаниях;
автоматизация звука в словосочетаниях;
­ автоматизация звука во фразе;
автоматизация звука во фразе;
­ автоматизация звука в речи.
­ автоматизация звука в речи.

Варианты игровых упражнений
Роса на листочке
у
Украсим ёлочку
Виноград
Готовим угощение