Родительское собрание: "Причины агрессивности школьников. Как избежать вспышек агрессии"

Агрессивное поведение, как правило, проявляется во враждебном настрое в отношении окружающих. Появляется стремление причинить физический или моральный вред. Вспышки агрессии у детей дошкольного или младшего школьного возраста встречаются довольно часто. Вовремя заметив изменения, можно помочь ребенку справиться с эмоциями. Пока это не превратилось в серьезную проблему.

Агрессивное поведение: причины и способы проявления

Для того чтобы выяснить причины враждебного настроя, нужно узнать как малыш реагирует на действия окружающих в повседневной обстановке. Понаблюдайте за чадом. Какие отношения у него с другими детьми. На кого он нападает: мальчики или девочки, старшие или младшие. Постарайтесь определить, чем мотивировано агрессивное поведение. Может быть, желанием отомстить обидчику, показать или доказать свое превосходство. Либо же это способ защиты от скрытой или явной угрозы.

Агрессивное поведение может быть способом защиты

Причины агрессивного поведения могут быть разные:

  1. Внутренние, психологические противоречия: неуверенность в себе и желание доказать всему миру, что он самый умный, сильный, смелый.
  2. Игнорирование агрессивного поведения другого ребенка по отношению к сверстникам, то есть фактически одобрение агрессии.
  3. Равнодушие или непонимание родителей.
  4. Слишком суровые наказания.

Если вы заметили, что ваш ребенок, обижая других детей, искренне этому радуется. А совершив какой-нибудь нехороший поступок не чувствует себя виноватым и не выражает никакого раскаяния, – срочно примите меры к устранению проблемы. Пока злостное поведение не превратилось в черту характера.

Необходимо объяснить малышу, что любой вопрос можно решить, не прибегая к насилию. Не во всех случаях применение физической силы приводит к разрешению спора. А иногда наоборот усугубляет ситуацию. Объясните, что, воздействуя на противника словом, можно добиться больших результатов, нежели кулаками.

Большинство детей дошкольного и младшего школьного возраста проявляют агрессию, желая обратить на себя внимание взрослых, заполучить какую-либо вещь или заставить родителей совершить поступок. Обычно, после получения желаемого, ребенок успокаивается и начинает заниматься своими делами.

Взаимоотношения агрессивного ребенка в семье

В зависимости от воспитания, детская агрессия с возрастом проходит либо усиливается. В таком случае гнев становится неотъемлемой частью поведения. Малыш, который воспитывается в семье, где агрессия взрослых по отношению друг к другу считается нормой, растет зверенышем, уверенным, что все вопросы можно решить только силой. Если родители постоянно ругаются, закатывают истерики, хлопают дверями, ребенку очень трудно расстаться с негативными привычками. В семье же где царит мир, покой и дружелюбие, малыш с детства понимает, что добиться желаемого можно другим способом. Поэтому отказывается от проявления агрессии.


Ребёнок начинает понимать, что без проявления агрессии может получить желаемое

Взаимоотношения агрессивного ребёнка с окружающими

Не стоит позволять себе агрессивное поведение по отношению к ребенку или к окружающим в его присутствии. Малыши копируют манеры взрослых, принимая поведение за единственно правильное. Ребенок хоть и маленький, но все же человек, поэтому уважайте его чувства. Не оскорбляйте и не унижайте. Научите малыша взаимопониманию, умению слушать, а также понимать собеседника. Объясните, как следует вести себя с окружающими.

Если вы стали свидетелем драки между детьми нужно немедленно их разнять и развести в разные стороны. Сначала уделите внимание пострадавшему малышу, осмотрите его на предмет ссадин и ушибов. При необходимости окажите помощь. Затем, когда участники потасовки немного поостынут, можно поговорить с зачинщиком и выяснить причину конфликта.

Ребенок должен знать, что проявив агрессию по отношению к другим или совершив какой-либо нехороший поступок, он обязательно будет наказан. В противном случае чадо будет чувствовать свою безнаказанность и пребывать в полной уверенности, что поступает правильно.

Помочь ребёнку справиться с проявлением агрессии можно с помощью игр, особенно ролевых. Поиграйте с ним, например, в Ивана Царевича и Кощея Бессмертного. Пусть он покажет вам, как «героически» сражался со злодеем, преодолел все препятствия и спас прекрасную царевну. А всё потому, что он сильный, храбрый и выносливый. Тем самым вы направите агрессию малыша в мирное русло, а также поможете ему обрести уверенность в себе.

Обзывания, угрозы, нецензурные выражения, бросание учебных принадлежностей на пол и даже драки… вам это знакомо? Думаю, да, потому что почти в каждом классе есть такой ребёнок, которого принято называть агрессивным.

Кто же они – агрессивные дети? Откуда они такие берутся и как с ними взаимодействовать, чтобы и им помочь, и самим не «нарваться» на неприятности?

Начнём по порядку.

Агрессивным считается такой ребёнок, который постоянно или достаточно часто (не реже 1-2 раз в неделю) сердится, ругается с детьми и взрослыми, обзывает или оскорбляет их, бросает и (или) портит вещи, специально раздражает других людей, спорит, теряет контроль над своим поведением, дерётся, причём эти признаки наблюдаются в течение длительного периода времени (не менее 6 месяцев).

Откуда берётся такое поведение, почему ребёнок становится агрессивным? Ведь не рождается же он таким?! Чаще всего не рождается (хотя некоторые исследования говорят о физиологических причинах агрессивности). Но всё же в большинстве случаев влияние оказывают :

· Стиль воспитания в семье (агрессивность не вырабатываются, если мать уделяет достаточно времени и внимания ребёнку, если в общении присутствуют мягкость, взаимопонимание, забота).

· Отношение родителей к вспышкам гнева у ребёнка (он становится агрессивным либо в ответ на агрессию взрослых; либо если мама и папа вообще не обращают внимания на его неприемлемое поведение, т.е. поняв, что ему всё дозволено).

· Пример взаимоотношений родителей .

То есть я веду к тому, что, если у вас в классе есть ученик или ученица с признаками агрессивности, то работу с ними надо начинать с семьи, поскольку «игра в одни ворота» желаемого результата не даст.

А теперь давайте подумаем, что же можно и нужно делать учителю, если у него учится такой «сложный» ребёнок, тем более, если ещё в школе нет психолога.

Сначала скажу о нескольких важных моментах:

1. Работать придётся не только с агрессивным ребёнком , и даже не столько с ним, но и с тем детским коллективом , в котором он чаще находится. Если этого не делать, то ребёнок окажется в замкнутом круге: даже научившись справляться со своей агрессией, он не сможет общаться с детьми, так как они будут по-прежнему опасаться его, а это может вызвать повторную негативную реакцию.

2. Не стоит ждать быстрых результатов : коррекция агрессивности может продолжаться несколько месяцев. Более того, нужно быть готовыми к тому, что в первое время после начала работы с таким ребёнком она может даже повыситься (примерно на месяц), и только потом начнётся снижение её уровня.

Итак, что же делать учителю , чтобы облегчить жизнь агрессивному ребёнку, другим детям в классе, да и себе тоже не трепать нервы?

Первое. Постарайтесь если уж не полюбить, то хотя бы отнестись к такому ребёнку с сочувствием и пониманием. Потому что чаще всего агрессивный ребёнок – несчастный ребёнок, которому ну просто катастрофически не хватает любви, а попросить её приемлемыми способами он не умеет и не может. Так что ваша задача – найти те крупицы хорошего, которые непременно есть в нём, и уважать его за них. Другими словами, станьте для него другом ! Я понимаю, что это нелегко, а обычно как раз наоборот – очень трудно, но это не только самый надёжный путь. Чаще всего другого пути просто нет .

Второе. Стремитесь всячески показать другим детям положительные качества агрессивного ребёнка, чтобы, во-первых, пробуждать у них желание с ним общаться и помогать ему в преодолении агрессивности, а во-вторых, чтобы поднимать его самооценку, т.к. у таких детей она крайне низкая (хотя по их поведению этого не скажешь). Для этого чаще хвалите этого ученика, привлекайте его к участию во внеклассных мероприятиях, давайте поручения, которые ему по душе и с которыми он может хорошо справиться (а может, даже и лучше всех). Никогда не унижайте такого ребёнка, особенно при других!

Третье. Учите агрессивного ребёнка контролировать свой гнев. Для этого нельзя запрещать ему сердиться, злиться (только хуже будет и ему, и вам, и всем вокруг). Надо научить его выражать злость приемлемыми способами (скажи прямо, чем ты недоволен, начни так: «Меня очень злит, что…»; рассердился – прежде чем закричать или стукнуть, сосчитай до 10, сделай 5 глубоких вдохов; хочется покричать – выйди в коридор, покричи там; или можно сделать специальный мешочек для криков в классе; хочется ударить кого-то – иди побей боксёрскую грушу или специальную подушку (естественно, они в этом случае должны быть в классе), или постучи надувным молотком по полу…). Приёмов можно придумать много, было бы желание. Для начала этим способам владения собой обучать такого ребёнка лучше индивидуально .

Четвёртое. Учите ребёнка распознавать эмоциональные состояния других людей и своё собственное, так как у таких детей данное умение слабо развито или же почти совсем отсутствует, что и приводит в конечном итоге к непониманию других, обидам и ссорам. Для этого можно использовать картинки с изображением различных чувств, читать и обсуждать рассказы, смотреть кинофильмы, мультфильмы и беседовать о них, рисовать на тему эмоций и т.д. Эту работу лучше всего проводить не отдельно с ребёнком, а со всеми детьми в классе (для них это, кстати, тоже будет полезно).

Пятое. Формируйте у агрессивного ребёнка способность к сочувствию и сопереживанию, потому что из-за того, что у него трудности с пониманием эмоциональных состояний, он просто не умеет быть добрым тогда, когда это нужно. С этой целью можно проводить игры (дидактические, ролевые, драматизации), психологические игры и этюды, проигрывать различные ситуации, касающиеся общения и т.д.

Шестое. Объясните детям, которые учатся вместе с агрессивным ребёнком, его особенности и привлекайте их к оказанию ему помощи в овладении навыками самоконтроля. Так им будет проще понять ребёнка и легче принять его, а он сможет почувствовать поддержку, в которой очень нуждается.

Седьмое. По возможности игнорируйте негативное поведение агрессивного ребёнка, но обязательно хвалите его, если он смог выбрать приемлемый способ поведения.

Конечно, полного исчезновения агрессивности даже при использовании всех советов не может гарантировать никто. Но тем не менее, эти проявления станут реже и «мягче», и есть хорошие шансы, что жить и общаться с таким ребёнком будет гораздо легче и приятнее для всех окружающих и для него самого в том числе.

Желаю успехов!

Педагог-психолог ТОПМПК Елена Михайловна Белоусова

Мы не знаем, насколько болезненной для вас является тема детской агрессии, насколько это касается именно Ваших детей, но мы уверены, что они все равно сталкиваются с агрессией других. И это может быть очень болезненным.

Если у ваших детей агрессивные друзья или одноклассники, вам нужно вовремя понять, когда это становится опасным. И, как только это случается, следует позаботиться о безопасности своих детей.

К примеру, на родительском собрании вам говорят, что в этой школе опасно учиться или вы сами это понимаете по обсуждаемым темам. Не сидите, сложа руки. Забирайте отсюда своего ребенка!

Что делать в других случаях?

На самом деле, не все так однозначно и просто. Ведь если перевестись в другую школу еще можно, то купить новую квартиру только потому, что во дворе есть агрессивные дети, сложно.

Тема очень глубокая и актуальная. И здесь очень важны культурные ценности Вашей семьи. Кто-то может сказать: «Дай сдачу, не позволяй себя обижать», а кто-то может учить ребенка договариваться.

Для мальчиков чаще всего приемлемо давать сдачу. И здесь огромную роль играет физическое развитие. Чем они сильнее, тем увереннее и спокойнее при столкновении с агрессией. И, может быть, важно отвести сына в спортивную секцию.

Что делать ребенку в конфликтной ситуации?

Но лучше всего сформировать у детей широкий взгляд на то, как вести себя в конфликте и как реагировать на обиды. Существует очень много моделей поведения в таких ситуациях. Это и нужно показать Вашему ребенку.

Нужно обсуждать на семейном совете, насколько эффективно давать сдачу, как ребенок с этим справляется, а как можно по-другому вести себя, и как другие дети вообще реагируют на поведение Вашего сына.

Ведь кроме физической культуры, важно, чтобы ребенок уверенно себя чувствовал и в плане общения.

Есть специальные занятия у психологов, которые снижают эффекты от столкновения с агрессией и учат выходить из конфликтных ситуаций без побоев. Вам нужно только выбрать то, что больше нравится.

Что делать, если ребенок дерется?

Теперь поговорим об агрессии с той точки зрения, что ее проявляет именно Ваш ребенок. В основном дети становится злыми, когда не умеют общаться или когда видят агрессию в семье и очень этим недовольны.

Наиболее агрессивными становятся те дети, за которыми очень пристально следят родители (дают хорошие или плохие оценки каждому действию), что просто не возможно спокойно вздохнуть. Они все время чувствуют себя под присмотром.

За каждым их действием пристально следят: «А как они пишут, с кем дружат, как едят, спят, чем занимаются». Жесткий контроль вызывает очень большое напряжение, и ожесточает ребенка. Это и есть самый часто встречаемый путь к детской агрессии.

Поэтому создайте детям свободное пространство. Не отслеживайте каждый шаг ребенка, займитесь своей жизнью.

Среди других причин агрессии – неумение ребенка общаться. Он знает только один способ, который не принимается другими детьми, поэтому он злится. И тогда его модель общения нужно расширить, обеспечив ему разноплановое общение: кружки, друзья, походы, детский лагерь.

Есть дети, которые агрессивны из-за склонности к самокритике. Когда-то родители ругали их за шалости, и ребенок смирился, что он плохой.

В подростковом возрасте этот опасный процесс называется аутоагресиия, когда она направлена исключительно на себя и может привести к суицидам. Чтобы предупредить такую реакцию, с самого раннего возраста никогда не критикуйте своих детей, чтобы не сформировать у них чувство вины.

Агрессия, как механизм общения с миром есть у всех. Когда-то мы все злимся, нападаем, раздражаемся, бываем необъективными и обижаем кого-то. Важно помочь ребенку справиться с этими чувствами и научить управлять ими конструктивно. Авторы: Наталья Черныш и Ирина Удилова

Детская агрессия – это очень распространенный повод для обращения за психологической помощью. Родители часто не могут понять, как правильно себя вести с ребенком, если он периодически превращается в чертенка, и постоянные уговоры и даже наказания совершенно на него не действует. Тут необходима четкая стратегия поведения, маме с папой следует взять себя в руки, договориться о плановом сотрудничестве, проконсультироваться с психологом и педагогами. И сегодня на страницах «Популярно о здоровье» мы попробуем разобраться в такой ситуации, когда и в саду был агрессивный ребенок, и теперь в школе ребенок агрессивен тоже. Попробуем ответить на вопрос, что делать при этом другим родителям...

Психологи уверяют, что агрессия может быть здоровой, и она обычно становится нормальной стадией развития психики человека и его социализации. Все детские творческие задания, которые связаны с созданием нового, неразрывно связаны с уничтожением старого. Однако агрессия действительно может быть нормальной только в правильных жизненных ситуациях. Если в ней нет необходимости, то такое поведение неприемлемо и может нести угрозу окружающим.

Если ребенок был агрессивен в детском саду, толкался, бился и кидался игрушками, то при отсутствии полноценной коррекции и при неправильных реакциях родителей он легко переносит такое поведение в школу. И с возрастом такие дети становятся все более и более опасными. Так, младшие школьники способны делать серьезные пакости и легко раздражаться, они бьют и обижают одноклассников, отбирают личные вещи.

Дети постарше могут вести себя еще хуже, избивать более слабых, шантажировать и вымогать деньги, организовывать группировки с преступными наклонностями. Поэтому чем раньше, и чем правильнее родители отреагируют на поведение агрессивного ребенка, тем больше шансов с ним справиться и предупредить катастрофу.

Что делать родителям ?

Если ребенок проявляет агрессию уже не первый год, справиться с такой проблемой будет очень сложно. Ведь у него уже закрепилась определенная модель поведения. Оптимальным вариантом станет обращение к хорошему психологу, который сможет подсказать, как лучше повлиять на ребенка.

В первую очередь родителям стоит задуматься, что агрессия чаще всего становится естественной реакцией на влияние фрустирующих обстоятельств. Дети начинают драться, когда обнаруживают, что внешний мир совершенно не соответствует их ожиданием. Агрессия становится способом избавления от стресса, физического и психологического дискомфорта. Поэтому ее стоит воспринимать, как активную защитную реакцию организма, способствующую выживанию в окружающем мире.

Так что, если дети дерутся в садиковском и школьном возрасте довольно часто это объясняется тем, что дома их не научили адекватно побеждать агрессию. Возможно, такой ребенок находится дома в максимально возможном комфорте, и просто не умеет проживать и переживать свои эмоции.

Еще одна очень распространенная причина агрессии – копирование поведения других, чаще всего, родителей. Иногда негативным примером становятся старшие братья или сестры, другие дети. В такой ситуации основной пласт работы с ребенком ложится на плечи родителей. В вашем доме агрессия должна быть под строжайшим запретом, причем это касается и речи, и физического воздействия. В раннем детском возрасте семейного примера оказывается достаточно, чтобы перебить негативное влияние других. Особенно если подкреплять этот пример направленным воспитанием нравственности – обучением тому, как функционирует общество, что такое добро и зло, правда и неправда, защита и насилие и пр.

Объясняйте ребенку, что его чувства нормальны, но ему нужно научиться быть безопасным для других детей. Пусть выражает свои эмоции приемлемыми способами. Так, если его что-то злит, пусть так и скажет: «я разозлен, что..» или «меня бесит, что…». Когда ребенок рассердится, пусть приучает себя считать до десяти (в прямом, а лучше в обратном порядке) или глубоко дышать. Если хочется наорать на кого-то, лучше отойти в сторону и покричать там. А если хочется ударить кого-то, лучше использовать для этого подушку либо боксерскую грушу.

В некоторых случаях психологи советуют родителям, ребенок которых проявляет агрессивные наклонности, отдать сына или дочь в спортивную секцию. Иногда занятия боевыми искусствами под присмотром умного и квалифицированного тренера помогают направить энергию в нужно русло, понять собственную силу и осознать, что ее применение неправильно. Но, стоит отметить, что даже занятия другими видами спорта (футболом, танцами, плаванием) помогают справиться с проблемой агрессии ребенка.

Работа с учителем

Для того чтобы справиться с агрессивностью у ребенка, нужно обязательно скооперироваться с учителем. Ведь очень важную роль при этом играет работа со всем детским коллективом. Если ребенок научится справляться со своей агрессией дома, а одноклассники будут так же его бояться, то высока вероятность, что повторные негативные реакции возникнут снова. Договоритесь с учителем:

Что он будет уделять позитивное внимание вашему ребенку;
- подчеркивать положительные качества ребенка в работе со всем классом, хвалить его и ни в коем случае не унижать;
- поддерживать вас (родителей) в работе над перенаправлением агрессии ребенка в правильное русло;
- учить детей в классе понимать эмоции других и собственные, а также реагировать на них и пр.

Насилие, насилие в семье, вооруженные конфликты, войны. Все это проявления агрессии. Думается, что глобальная агрессивность состоит из крупиц той агрессивности, которая живет в каждом человеке, но у кого-то она содержится в малых дозах, а у кого-то раздувается в пожар.

Во все времена интересовались, почему иной человек не перестает быть агрессивным, даже получив блестящее образование и воспитание. К примеру, маркиз де Сад — элегантен до умопомрачения, но женщин убивал изощренным способом.

Под агрессией мы понимаем любое действие, поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим людям, не желающим подобного обращения.

АГРЕССИВНОСТЬ — ЭТО ИНСТИНКТ ?

Именно так думали в свое время З. Фрейд и К. Лоренц.

Фрейд считал, что злоба, ненависть связаны с энергией разрушения, и это один из мощных человеческих инстинктов. Лоренц утверждал, что агрессивный инстинкт помог выжить и адаптироваться человеку в процессе эволюции.

По теории инстинктов человечество обречено на агрессивное поведение и никогда не сможет с ним совладать.

Сегодня эта теория психологами всерьез не принимается.

АГРЕССИВНОСТЬ ДИКТУЕТСЯ ОБЩЕСТВОМ

Людям свойственно стремление к первенству, соревновательная борьба.

Э. Фромм различал два вида агрессии — оборонительную и деструктивную.

Оборонительная агрессия способствует выживанию человека, а потому считается доброкачественной. Примером может служить мать, защищающая своего ребенка. Оборонительная агрессия исчезает тогда, когда исчезает угроза жизни и любая опасность.

Деструктивная агрессия обусловлена психологическими и социальными факторами. Если оборонительная агрессия связана с инстинктом самосохранения, то деструктивная злокачественная агрессия, проявляющаяся в жестокости, напрямую связана с характером.

ТЕОРИЯ «ФРУСТРАЦИЯ — АГРЕССИЯ»

Представьте себе ребенка, который не хочет надевать шапку. Родители настаивают, ребенок сопротивляется. Родители нервничают, ругают ребенка, он, в свою очередь, тоже неспокоен.

Если существует препятствие на пути к достижению цели, у человека возникает психическое состояние, получившее название фрустрация. В качестве защитной реакции на фрустрацию возникает агрессивное поведение.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ

Согласно этой теории, агрессивное поведение усваивается путем наблюдения соответствующего способа действия. Родители, ведущие себя агрессивно, фактически обучают своего ребенка агрессивному поведению, потому что именно родители — первые посредники между ребенком и обществом. Именно эта теория более всего предсказывает агрессивное поведение. Кроме того, она утверждает, что агрессия проявляется только в соответствующих условиях, а значит, может быть преодолена, если взять ситуацию под контроль.

Агрессия проявляется в поведении и может быть вербальной, то есть словесной — угрозы, оскорбления и прочее, и физической — физическое нападение (драка, побои), разрушение и повреждение предметов.

ТИПЫ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ

1. Дети, склонные к физической агрессии . Это дети несдержанные, с плохим самоконтролем, активные, смелые, решительные. Им свойственна импульсивность, нетерпеливость. Словом, это дети «без тормозов».

2. Дети, склонные к вербальной агрессии . У этих детей выражена психическая неуравновешенность, тревожность, неуверенность в себе, депрессивность. В присутствии чужих людей они замкнуты, в кругу близких — раскованны и общительны. Часто не умеют владеть своими эмоциями в ситуации трудностей и неудач. Не умеют скрывать свои мысли и чувства и высказывают их в оскорбительной форме.

3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии . Импульсивные, с отсутствием самоконтроля, не терпящие ожидания. Эти дети не считаются с обстоятельствами или желаниями окружающих, моральными нормами. Болезненно реагируют на критику в свой адрес, обидчивы, подозрительны.

4. Дети, склонные к негативизму. Ранимые, впечатлительные, в то же время эгоисты, самовлюбленные, обладающие чрезмерным самомнением. Все, что задевает их личность, вызывает реакцию протеста.

Как видно, далеко не все дети склонны к агрессии, если мы говорим о детях без психопатологии — о так называемых «нормальных». В «боевой готовности №1» к агрессивным вспышкам окажутся тревожные, вспыльчивые, импульсивные дети, то есть дети, предрасположенные к агрессивному поведению.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ АГРЕССИИ. СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИ Я

Дети получают сведения об агрессии из семьи, из общения со сверстниками, а также из средств массовой информации. Задумывались ли вы, каким образом маленькие дети усваивают модели агрессивного поведения?

СИТУАЦИЯ 1 Двухлетний малыш ударился о ножку стула и громко плачет. По тревожному сигналу «летит» любящая бабушка. «Что, мое солнышко, кто тебя обидел?» Ребенок указывает на стул и плачет еще громче. «Ах, этот стул негодный, мы ему сейчас покажем, как маленьких обижать», — приговаривает бабушка и отчаянно лупит по стулу. Внучок незамедлительно повторяет ее действия и молотит по ни в чем не повинному стулу. Вот и слезы высохли, все хорошо!

А все ли хорошо? Так ли безобидны действия бабушки?

СИТУАЦИЯ 2 К маме прибегает зареванный малыш 5 лет. «Вовка меня ударил», — вопит он. Мама решительно говорит: «А ты что же, не умеешь за себя постоять? Сейчас же пойди и дай сдачи!»...

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА Перед нами два очень простых и достаточно ярких примера того, как происходит научение ребенка агрессивным действиям. Если это превращается в систему, можно с уверенностью прогнозировать развитие агрессивного поведения, которое со временем превратится в устойчивую черту личности — агрессивность. Ребенок, а затем подросток усвоит, что сила — оружие победы, и если ты не побьешь — побьют тебя.

Вспомните великолепную иллюстрацию воспитания агрессивности в ребенке в фильме П. Чухрая «Вор», где герой В. Машкова целенаправленно и методично внушает мальчику, что в жизни нужно нападать («Всегда держи соль в кармане, чтобы в случае чего «сыпануть» кому-нибудь в глаза»).

От того, каковы взаимоотношения родителей, родителей и детей, братьев и сестер, зависит, какими вырастут дети.

Жертвы агрессии зачастую сами начинают моделировать агрессивное поведение из поколения в поколение внутри одной семьи.

В раннем детском возрасте у детей можно наблюдать приступы упрямства, неуправляемость, драчливость в ответ на ситуацию, которая ребенку не нравится. Можно ли назвать это агрессивностью? Очень условно, ибо у малыша нет намерения причинить вред, это скорее защитная реакция.

В более позднем возрасте у детей возникают конфликты с ровесниками, связанные с желанием обладать, например, игрушками. Здесь уже наблюдается реакция нападения. Дети в возрасте 1,5 — 2 лет не отдают своих игрушек добровольно, потому что рассматривают их как часть собственного «Я». Попытка взять игрушку у ребенка воспринимается им как попытка отнять его руку или ногу.

По мере взросления дети учатся контролировать свои агрессивные импульсы, и здесь очень большую роль играет поведение родителей. Если они нетерпимы к любым проявлениям агрессии, «хитрые» дети избирают иные формы поведения, символические — в виде упрямства, непослушания вместо прямого нападения.

В возрасте от 3 до 11 лет у детей преобладает рукоприкладство (в среднем от 9 агрессивных проявлений в час). В более старшем возрасте физическое нападение сменяется более приемлемыми в обществе способами выражения недовольства — вербальной агрессией (соперничество, оскорбление, обвинение, критика, угрозы, замечания).

У подростков «взыгрывает» негативизм — немотивированное поведение, намеренно противоположное требованиям и ожиданиям других.

Замечено, что выраженное агрессивное поведение в основном совпадает с моментами возрастных кризисов.

Тяжесть агрессивных проявлений определяется по следующим параметрам:

  • частота и легкость их возникновения;
  • степень неадекватности той ситуации, в которой они возникают;
  • фиксируемость на агрессии;
  • степень напряженности в агрессивных действиях;
  • форма агрессии (легкая — вербальная, тяжелая — физическая, самоагрессия);
  • степень осознаваемости агрессивных действий. Если ребенок осознает то, что он делает, это предоставляет больше возможностей для его личностного развития.

Нужно понимать, что при тяжелом типе агрессивности не поможет психологическая коррекция. Необходимо прибегать к медикаментозной терапии.

Агрессивные дети вырастают в семьях, где мало тепла и ласки, где процветают силовые методы воздействия, особенно физические наказания, где нет терпения и заботы, где мало интересуются развитием детей, где не учат уступчивости и терпимости.

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ

Мы проводили опрос в школе в параллелях

с 1-го по 8-й класс на тему, как наказывают детей дома. В среднем из 30-35 детей в классе лишь 2-5 человек отвечали, что их не наказывают.

А примерно 15-20 детей сетовали, что их бьют, ругают, используя словесные оскорбления.

В понятие «жестокое обращение» входит физическая жестокость (побои), психологическая жестокость, сексуальная жестокость, оставление ребенка без внимания, надзора или заброшенность.

В понятие «психологическая жестокость» вмещаются эмоциональное насилие — угроза в адрес ребенка, оскорбления, унижение его достоинства, непринятие, постоянная критика, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту, преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов, вовлечение в алкоголизм и наркоманию.

Сюда же относится грубое однократное психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму. Кроме того, в понятие «психологическая жестокость» входит моральная жестокость — отсутствие элементарной заботы о ребенке, недобросовестное выполнение обязанностей по его воспитанию, отсутствие питания, одежды, медицинской помощи, заботы, внимания и любви.

Следствием такого обращения с ребенком является появление агрессивности в качестве защитной реакции.

СИТУАЦИЯ 3 Дима Г., 11 лет. С виду добродушный толстячок с вечной улыбкой на лице. Никто и предположить не может, насколько обманчива его внешность. Стоит только тронуть этого ребенка, нечаянно толкнуть или сказать что-либо для него неприятное, он вихрем налетает на обидчика и молотит его так, что появляется опасение за жизнь жертвы.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА Дима растет в семье с отчимом, мама не работает и зависит от своего нового мужа. Поэтому, когда отчим бьет Диму, мама на защиту не бросается. Нигде не работая, она, впрочем, не особенно много времени уделяет воспитанию сына, не очень тщательно за ним ухаживает. Свободное время, а его немало, уделяет мужу, подругам, хождению по кафе. В такой ситуации мальчик чувствует себя «недолюбленным» и понимает, что им пренебрегают. Часто у него не бывает тетрадей и ручек — «мама сказала, что у нее нет денег» (странно, что на кафе при этом хватает).

Вот и растет неудовлетворенный мальчик, который прекрасно понимает, что ему не очень повезло. С какой стати, например, он должен терпеть побои отчима? Свою неудовлетворенность Дима «разряжает» на сверстниках.

Совершенно очевидно, и это подтверждается как западными, так и отечественными исследованиями, что в агрессивных семьях растут агрессивные дети. Сколько приходилось наблюдать в школе за поведением детей и констатировать, что они драчливы, вспыльчивы, агрессивны, не стесняются в выражениях, и всегда оказывалось, что в семье их либо строго наказывают, либо мало любят.

«ПОДВОДНЫЕ КАМНИ» НАКАЗАНИЙ

Родители, применяющие физические наказания в качестве средств воспитания, могут быть примером агрессивности. Ребенок начинает думать, что физическая агрессияхорошее средство воздействия на других, а раз хорошее, прибегать к нему в отношениях со сверстниками.

Ребенок, которого наказывают, будет избегать родителей или сопротивляться.

Наказание возбуждает и расстраивает детей. Иногда они забывают, за что, собственно, «схлопотали».

Часто дети повинуются только до тех пор, пока за ними наблюдают, то есть они скрывают внешние проявления нежелательного поведения, но оно не устраняется.

Достоверно чаще физические наказания применяются к мальчикам, поэтому и агрессивных мальчиков на свете больше. Если их агрессивность не корректировать, можно получить печальный результат. Агрессия с годами никуда не исчезнет, а только углубится. По некоторым данным, около 60 процентов выросших агрессивных мальчиков оказались к 24 годам на скамье подсудимых.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАКАЗАНИЯ

Иногда наказание может оказаться действенным средством изменения поведения, при этом необходимо учесть следующее.

  • Наказание должно быть напрямую связано с поведением ребенка и применяться сразу после совершения проступка. Отсроченное наказание недейственно!
  • Немедленное наказание приносит неприятности до того, как нарушитель сможет осознать удовольствие от проступка.
  • Если звучит угроза, но не осуществляется на практике, дети начинают игнорировать родителей.
  • Нельзя один раз наказать за проступок, а в другой раз не обратить внимания на подобное поведение. Будьте последовательны!
  • Предложите альтернативу поведению, за которое ребенок был наказан.
  • Оставьте на короткое время ребенка в одиночестве — это эффективное средство для изменения поведения агрессивного ребенка.
  • Помимо таких деформаций детско-родительских отношений, как применение силовых методов, к провоцирующим факторам можно отнести холодность, враждебность, безразличие матери к ребенку или же терпимое отношение матери к проявлению агрессии ребенком по отношению к сверстникам или членам семьи.

СИТУАЦИЯ 4 Максим Г. (8 лет) учится во втором классе. Даже на уроках ведет себя крайне агрессивно: умудряется стукнуть любого, кто его затронет. Что уже говорить о переменах! Здесь просто опасно оставлять его без присмотра взрослых наедине с одноклассниками. Мальчик кричит, кидается на товарищей с кулаками. Лицо Максима никогда не выражает улыбки, всегда какое-то злобное и сердитое.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА Ребенок воспитывается в полной семье, но мама хронически находится на заработках за границей. Даже когда она и бывает дома, относится к ребенку весьма прохладно. Создается впечатление, что сын для нее обуза.

Папа вниманием не балует, работает водителем, поэтому контакт с ребенком эпизодический. Свое отсутствие компенсирует подарками в виде роликов, сладостей и даже мобильного телефона.

В арсенале имеется бабушка, которая принимает на себя весь шквал недовольства внука родительским неучастием в его жизни. На ровесников Максим смотрит свысока, кичится всем, чем только можно, часто словесно оскорбляет: «Да я вас всех по стенке размажу!» — кричит он, перекидывая из рук в руки мобильник.

Папа, надо сказать, регулярно звонит по этому мобильнику, причем в самое неподходящее время — то на уроке во время контрольной, то во время репетиции (учитель старается направить энергию Максима в мирное русло и всячески задействует его в школьных мероприятиях).

По словам бабушки, ребенок с детства был драчлив, но родители его никогда не останавливали. По сути, агрессивное поведение получало подкрепление. А в результате агрессия трансформировалась в агрессивность — устойчивую личностную черту. Помимо этого, эмоциональная отгороженность родителей является мощным провоцирующим агрессивность фактором.

СИТУАЦИЯ 5 Ваня Б. (10 лет) ученик 5-го класса. Растет в полной благополучной интеллигентной семье. Родители спокойные и уравновешенные люди, имеют высшее образование. Ваня постоянно демонстрирует агрессивное поведение. Очень скор на комментарии язвительного характера в адрес одноклассников непосредственно на уроке. Что до перемен, то тут в ход идут пинки, толчки, щипки. Жертвами становятся не только мальчики, но и девочки. Причем совершаются эти деяния Ваней без всяких причин, как-то походя. Создается впечатление, что ребенок выплескивает излишнюю энергию.

В рисуночном тесте «Моя семья» изобразил полную идиллию — мама, папа, Ваня, но в разгар рисования подал голос Алеша (мальчик, которого Ваня просто не выносит). Незамедлительно последовала реакция — на рисунке рядом с домочадцами, мирно сидящими на диване, появилось изображение Алеши и надпись: «Я выдергиваю ноги, уши и голову у Алеши Ф.»