Почему Будда улыбается? Вечная улыбка будды.

Сторонники эзотерики и психосоматики утверждают, что для исцеления даже неизлечимых, с точки зрения официальной медицины, заболеваний, достаточно найти внутреннюю гармонию, простить себя, избавиться от негативных эмоций. Для этого существуют специальные методики. Они просты, не требуют наличия специального образования или навыков. Одной из таких техник - медитация «Внутренняя улыбка».

Время проведения техник

Медитировать лучше в первой половине дня, сразу после сна. Многие мастера йоги практикуют подъем в 5–6 часов утра. Так практика поможет настроится на хороший день, но конкретных ограничений по времени нет, потребуется всего 10–15 минут свободного времени.

Техника собственного исцеления

Практика внутренней улыбки используется сторонниками внешнего стиля цигун. Его последователи работают не с эмоциями или дыханием, а с ощущениями удовольствия, радости. Главным инструментом выступает энергия Ци. Главная цель практики - воспитать чувство любви внутри себя, и через него пройти к исцелению.

Подготовка

Медитацию проводят не раньше, чем через час, после приема еды. Она делается каждый день, для укрепления состояния организма. Проводя медитацию, нужно сидеть так, чтобы область гениталий не находилась в стеснении. Стопы прижимаются к полу, ноги выставляются на ширине бедер. Плечи нужно полностью расправить, а подбородок подтянуть. Руки расположи те на коленях, при этом правой ладонью нужно накрыть левую.

Перед практикой выполняются покачивания спины снизу-вверх, в стороны. Далее, также покачиваясь вперед-назад, выполняются кивки головы.

«Три линии внутренней улыбки»

Практика акцентирует внимание на органах зрения. Глаза первыми принимают любые сигналы. При возникновении опасности или сильного стресса они ускоряют все доступные реакции. Техника требует максимального расслабления глазных мышц.

Улыбка передней лицевой линии:

  1. Расслабьте лобную зону, примите энергию улыбки в виде золотого света перед глазами. Представьте, что вы излучаете свет и теплоту, как солнце.
  2. Соберите весь свет в области третьего глаза.
  3. Ощутите, как он расширяется, энергия проходит дальше, попадая на каждый сантиметр лица.
  4. Улыбка коснулась губ, рта, сделайте несколько круговых движений языком. Язык отвечает за гармонию в области левого и правого мозгового полушария.
  5. Сглотните несколько раз светящейся поток слюны, чтобы энергия проникла в область вилочковой железы, сердца. Пусть улыбка попадет на скулы, снимет напряжение.
  6. Отправьте улыбку щитовидке, горлу, груди. Пусть слюна транспортирует энергию сердцу. Скажите сердцу: «Спасибо» за то, что оно бесперебойно трудится. Ощутите положительные эмоции.
  7. Также выразите благодарность за работу поджелудочной железе, селезенке.
  8. Улыбнитесь почкам, надпочечникам.
  9. Выразите благодарность половым органам.
  10. Снова перейдите на зону глаз, улыбаясь передней линии, напряжения оставаться не должно, если оно есть - продолжайте проработку.

Проработка срединной линии:

  1. Ощутите улыбку в области глаз. Впустите энергию в рот, дотроньтесь до неба, громко сглотните поток слюны.
  2. Улыбнитесь желудку, пообещайте питаться правильно и качественными продуктами.
  3. Улыбнитесь кишечнику.

Проработка задней линии:

  1. Соберите энергию в зоне третьего глаза, продвигайте внутреннюю улыбку от гипофиза до третьего желудочка.
  2. Переведите внутренне внимание в левое полушарие мозга, а затем - в правое. Сконцентрируйтесь на позвоночнике. Улыбайтесь каждому из позвонков.

«Энергизирующая внутренняя улыбка»

Практика призвана расширить получаемый объем энергии, через отправку улыбки важным органам:

  1. Отправьте вашу улыбку органам мочеполовой системы.
  2. Создайте образ воссоединения с ними и того, как их энергия поступает к мозгу, питая его. Представьте, как формируется прочная связь, вверх по позвоночнику.
  3. Представьте бескрайний океан голубого цвета, над ним парит огонь. Посмотрите, как из воды испаряется лазурный свет.
  4. Пусть улыбка лазурного цвета перейдет каждому из перечисленных органов.
  5. Переведите внимание на почки. Отправьте им чувство покоя, пусть их заполняет голубой цвет, переходящий в область печени.
  6. Представьте зеленое сияние леса и солнечный свет. Отправьте в печень изумрудное сияние улыбки, и позвольте ему перейти в область вашего сердца, наполнив его энергией.
  7. Мысленно соединитесь с вашим сердцем. Представьте красный свет заката и океан. Улыбнитесь улыбкой красного потока, наполняйте его энергией любви, отправляя ее дальше в желудок, селезенку, поджелудочную железу.
  8. Устанавливая с ними связь, представляйте летние лучи солнца. Пусть этот свет наполнит и перейдет в область легких.
  9. Визуализируйте образ ваших легких, вместе со снежными горами. Пусть улыбка гор переходит на дыхательную систему.

Расслабляющая «Внутренняя улыбка»

Приводит в равновесие сильные эмоции. Негативные эмоции трансформируются. Практика проходит в области сердца, так как оно проводит большинство эмоций:

  1. Подарите улыбку сердцу, испытайте чувство безусловной любви. Отправьте во вселенную ощущение счастья, которое вернется красным светом в ваше тело.
  2. Улыбнитесь желудку, примите его беспокойство, смирившись с ним.
  3. Легкими вдыхайте золотой свет, прочувствуйте, как наполняетесь уверенностью в себе. Примите печаль легких, вдыхая белый свет мужества. Так приходит в норму дыхательная система;
  4. Улыбнитесь почкам и мочевому пузырю, проследите их страх, вдохните голубой цвет, символизирующий мягкость.
  5. Улыбнитесь печени, посмотрите на злость и разочарование. Вместе с чувством любви, вдыхайте зеленый свет и пошлите его печени.

Повторите всю практику еще два раза. Это уберет негативные эмоции.

«Улыбка Пак Чжэ Ву»

Пак Чжэ Ву - профессор с мировым именем, создал собственную технику внутренней улыбки, в которую входят четыре этапа:

  1. Первоначально, человек совершенствует улыбку и понимает свою сущность.
  2. После того, как собственная улыбка дошла до совершенства, нужно улыбнуться духу, от которого произошла душа.
  3. После установления связи с изначальным духом, человек передает улыбку другим. Все люди, ситуации, явления рассматриваются с точки зрения чистой улыбки и никак по-другому.
  4. На последнем этапе улыбка отправляется всему миру в целом, всему живому.

«Улыбка Будды»

Будда, даже у далеких от буддизма людей, вызывает ассоциации с гармонией, умиротворением, счастьем, просветлением. Выполнение медитации «Улыбки Будды» позволяет наполнится радостью, уверенностью в себе:

  1. Сядьте в удобную позу, сосредоточьте внимание на дыхании. Дышите, отпуская ненужные мысли, останавливая внутренний диалог.
  2. Представьте, как мышцы вашего лица становятся теплыми и тяжелыми, нижняя челюсть в правильном расслабленном положении слегка свисает, язык соприкасается с нижними зубами. Лобные, глазные мышцы полностью расслаблены.
  3. Переведите внутреннее внимание на губы. Представьте их движение при появлении легкой улыбки. Мысленный образ поможет сформировать улыбку. Побудьте в этом состоянии, прочувствуйте радость, которая постепенно начинают приходить.
  4. Представьте, как вы наполняетесь белой энергией, сформируйте в сознании образ улыбающегося Будды. Настройте сознание на его энергию, наполнитесь ей.
  5. Почувствуйте радость. Попробуйте улыбнуться. Можете проговорить несколько аффирмаций.

Техники Ли Холдена

Ли Холден - мастер в области расслабляющих техник, направленных на избавление от лишних мыслей:

  1. Сядьте в удобную позу, или примите положение лежа на спине. Руки и ноги не должны быть скрещены.
  2. Создайте образ расходящихся солнечных лучей, представьте, как вы любуетесь закатом.
  3. Дышите глубоко, представляя, как уходящее солнце согревает лицо, делится энергией.
  4. Улыбнитесь каждой клетке тела, постойте некоторое время под лучами солнца.

Практики Ли Холдена основаны на глубоком погружении в образы на протяжении 10 минут. Выходить из состояния медитации можно в любой момент.

Зачем нужна техника

Почему нужно чаще улыбаться:

  • техника не требует много времени;
  • повышается устойчивость к стрессам, приходит радость жизни;
  • ускоряется мозговая деятельность;
  • дела будут завершаться быстрее, вы сможете больше успевать;
  • улыбка избавляет от отрицательных эмоций;
  • в организме активизируются восстановительные процессы;

Медитация не имеет ограничений по возрасту. Самое главное - проводить практику регулярно. Тогда восстановление перейдет на все сферы жизни. Сократ однажды сказал - «Солнце есть в каждом, главное - позволить ему светить». Внутренняя гармония - залог достижения счастья.

Сиюминутное выражение нашего лица формируют наши сиюминутные эмоции: мы смеемся, грустим, плачем, злимся, радуемся. А какое у нас выражение лица, когда мы находимся в состоянии покоя? Оно отображает те эмоции, которые уже забрались в наше подсознание и создают наше состояние. Это- постоянный эмоциональный фон, который становится таким привычным, что мы его не замечаем, как и не замечаем, какое у нас устойчивое выражение лица.

Но позвольте представить Вам «Улыбку Будды» - эта практика известна тибетским монахам (ламам) уже несколько тысячелетий и успешно используется для обретения душевного и физического здоровья.

“Улыбка Будды” или «Лицо внутренней Любви»

Самое простое начальное упражнение для выработки стабильного положительного эмоционального фона называется “Улыбка Будды”. Его можно выполнять в любом месте и в любое время, доводя это выполнение до автоматизма, но начинать его освоение лучше в спокойном состоянии, удобно расположившись в комнате, где нет постороннего шума и где вас никто не побеспокоит.

Расслабьтесь, постарайтесь полностью успокоиться и ни о чем не думать. Полностью расслабьте мышцы лица, представляя, что они наливаются тяжестью и теплом, и, потеряв напряжение и упругость, как бы “стекают” вниз в ленивой и приятной истоме.

Когда Вы ощутите эту приятную тяжесть, сосредоточьте внимание на уголках своих губ, так, чтобы из всех мышц и участков тела чувствовались только они. Представьте (только представьте, не прилагая мышечных усилий), как губы начинают слегка раздвигаться, образуя очень легкую, почти незаметную улыбку.

Образное представление легкой улыбки заставит мышцы лица сокращаться, и ваше лицо примет выражение, которое тибетские ламы называют “дуновением ветерка радости”.

Чувство радости и мышечные усилия по созданию улыбки рефлекторно связаны между собой. Когда человек испытывает положительные эмоции, он улыбается. Но существует и обратная связь: полностью сосредотачивая свое внимание на движении уголков губ, характерном для зарождения улыбки, человек автоматически обретает чувство тихой, спокойной радости.

“Дуновение ветерка радости” - это выражение лица, когда начавшаяся было рождаться улыбка так и не родилась, но мимика сделала свое дело и рефлекторно вызвала легкое ощущение блаженства и покоя внутри.

Упражнение называется “улыбка Будды”, потому что ваше лицо при его выполнении должно напоминать выражение лица статуи основателя буддизма - спокойное, расслабленное, отрешенное и лишенное эмоций, с губами, чуть-чуть растянутыми в стороны в легкой, почти незаметной улыбке.

Погрузившись в это эмоциональное состояние, постарайтесь хорошенько запомнить все свои ощущения, чтобы в дальнейшем вы смогли вызвать “улыбку Будды” в любой момент.

Старайтесь выполнять это упражнение как можно чаще, по крайней мере, один раз в день, до тех пор, пока состояние “улыбки Будды” не станет знакомым и привычным для Вас. Тогда Вы сможете легко и быстро вызывать его практически в любых условиях, использовать для снятия стресса или для релаксации, одним словом для повышения сопротивляемости своего организма к любым внешним воздействиям.

Все, теперь вы знаете «улыбку Будды» ( : о самой улыбке и пользе медитации «Улыбка Будды»).

После того, как вы справитесь с этим упражнением, задание усложняем: проверьте свое выражение «расслабленного любящего лица» утром, а потом вечером. Есть разница? Как с этим работать вы уже знаете.

Если вас не очень вдохновляет улыбка Будды, используйте изображение Моны Лизы и ее знаменитой загадочной улыбки.

Еще в середине XX века, когда в Америке проводились исследования состояния здоровья населения, медики отметили тот факт, что улыбчивые люди почти не болеют и живут дольше других. Статья с этой статистикой, опубликованная в научно-популярном журнале, стала сенсацией, которую подхватила и растиражировала пресса (

Жизнь полна событий и переживаний. Некоторые из них мы считаем счастливыми, другие печальными или трагическими. Бывают и периоды потрясений, и некоторые временные отрезки относительного спокойствия. Недаром считается, что в жизни чередуются светлые и темные полосы. Вслед за болезнями следует здоровье, а затем вновь волнения. Иногда случается великая радость, и тогда сбываются самые заветные мечты или рождаются дети. Не все желания исполняются, но и в этом мудрецы не видят ничего плохого, ибо Всевышний часто дает нам не то, чего мы жаждем, но то, в чем существует действительная потребность. Так люди и плывут в мятежном житейском море, качаясь в его волнах, порой мирных, а временами бурных. Наши лица покрываются морщинами от того, что все эти события отражаются на них. А Будда, видя все, сохраняет спокойную и блаженную улыбу. Почему?

Будда и эго

Будда не считает себя центром вселенной, в отличие от тех неразумных существ, что обожествляют собственное эго. Не стоит преувеличивать события своей жизни.

Да, - ответят многие, - если дело касается материальных вопросов, роскоши, богатства и прочих излишеств, без которых вполне можно обойтись, то на все это допустимо смотреть отрешенным взглядом. А как же быть, если опасно болеет или умирает близкий человек? Ведь такие потрясения заставляют порой пересмотреть всю жизнь, «переоценить ценности». Как же в таких обстоятельствах не переживать?

Здесь и сейчас

Будда, становясь свидетелем всех жизненных испытаний и невзгод, всегда хранит безмятежность и улыбается. Он живет здесь и сейчас. Не всем людям это доступно. Ум человека слишком часто отвлекается от настоящего, вновь переживая уже испытанные страдания или мечтая о будущем счастье и отвергая при этом самый дорогой и чудесный подарок, - возможность осознавать то, что происходит здесь и сейчас.

Будда улыбается, потому что ощущает всю красоту и трепетность настоящего момента. Она может проявляться по-разному: в виде цветка, ясного неба, радуги или улыбки ребенка. Она доступна в каждый миг, просто нужно уметь ее воспринимать. Именно красота окружающего мира дает людям урок, она учит нас присутствовать здесь и сейчас.

О свободе

Будда ничего не пытается удержать, он все и всех отпускает, зная, что все непостоянно. Он знает, что все пройдет, и то, что многие люди считают незыблемым материальным подтверждением своего счастья, может в один момент исчезнуть, как мираж. Богатство, социальный статус и другие объекты вожделения смертных однажды становятся совершенно несущественными. Все, имеющее форму, подвержено тлению и когда-нибудь должно умереть.

Это знание усвоено мудрецом, и поэтому он не страдает. Это не значит, что он не стремится добиться многого в жизни, жениться или завести детей. Просто в известном смысле приверженцы буддизма умеют воспринимать материальные предметы и процессы отстраненно, и ничто не препятствуют им на пути к благодати.

Будда все делает с радостью и легкостью, он не испытывает стрессов и напряжения, а берет лучшее в каждом моменте, фокусируя на нем свое внимание. Он никогда не спешит и всегда готов ко всему. Он не очень переживает о результатах своих действий, но при этом у него все получается.

О смерти и жизни

Будда всех любит. Но эта любовь происходит не от религии, веры или общественных традиций. Просто он может воспринимать взаимосвязь со всем существующим.

Он опечален лишь тем, что не все еще свободны, как он. Будда хочет дать свободу всем и готов на все ради служения людям. Проявлением Бога на земле может быть только бескорыстие и чистая любовь.

Будда бесстрашен перед лицом смерти. Он знает о собственной смертности и никогда о ней не забывает. Конец земного существования буддисты воспринимают лишь как еще одни двери, через которые неизбежно каждый должен пройти. Это благословение, обещающее новую жизнь впереди.

Смерть не должна пугать, ее нельзя избежать, хотя и искать ее не следует. Ее нужно принимать смиренно, как часть жизни, всей полнотой чистого сознания.


Создание стабильного положительного эмоционального фона

Каждый человек создает свою собственную картину мира и оценивает окружающую действительность и происходящие события в соответствии с заложенной в его сознание и подсознание системой программ, обусловленной его прошлым опытом.
Если опыт человека был в основном позитивным, он смотрит на жизнь более оптимистически, а если к тому же его развитие было многогранным, он умеет получать удовольствие от множества вещей - музыки, чтения, природы, общения с друзьями, интеллектуальных игр, занятий спортом и т.д. и т.п. Совершенно очевидно, что такой человек будет испытывать гораздо большее удовлетворение от своей жизни и значительно большее количество положительных эмоций, чем тот, чей жизненный опыт был скорее печальным, чем радостным и чей круг интересов ограничивается домом и работой.
В любом случае избыток положительных эмоций никому не повредит, и приведенные ниже упражнения послужат тому, чтобы в вашу модель мира записалась новая программа - программа стабильного положительного эмоционального фона.
Но прежде чем перейти к упражнениям, мы постараемся определить, что же такое стабильный эмоциональный фон.
Стабильный эмоциональный фон - эта некая точка равновесия, в которой пребывает человек в момент, когда его физическое состояние находится в норме, и обстоятельства не вынуждают его откликаться на сложившуюся ситуацию обостренными эмоциональными реакциями, то есть фактически наиболее характерное для него эмоциональное состояние в момент, когда он здоров и спокоен.
Для настроений каждого человека, не занимавшегося специальными психотехниками, характерен так называемый "эффект маятника".
Он заключается в том, что чем сильнее маятник эмоций качнется в одну сторону от точки равновесия, тем сильнее он затем отклонится в противоположную сторону, то есть за предельным всплеском положительных эмоций, за восторгом эйфории следует падение в пропасть депрессии и уныния.
В зависимости от темперамента и возбудимости нервной системы "эмоциональный маятник" по-разному проявляется у разных людей. У людей уравновешенных и не склонных к бурному проявлению эмоций его проявления почти незаметны, но у эмоционально лабильных людей, особенно тех, кто ищет повод для хорошего настроения и эмоционального возбуждения, последствия раскачки эмоционального маятника могут производить впечатление психической неустойчивости.
Самым ярким примером раскачки эмоционального маятника часто может служить безудержная первая влюбленность подростка, обычно обусловленная неконтролируемым половым влечением, сопровождающимся выбросом в кровь огромного количества гормонов, в частности эндорфинов. Выброс гормонов сопровождается специфическим состоянием блаженства и эйфории, характерным для многих наркотических средств. Если первая влюбленность не встречает взаимности и не находит выхода в сексуальном контакте, разрядки психосексуального напряжения не происходит, и эйфория сменяется вспышками агрессии, злости или отчаяния. В течение значительного времени общение с объектом любви или воспоминания о нем продолжают сопровождаться гормональными выбросами, вызывающими, в зависимости от типа психики человека, или приступы блаженства или депрессию и ненависть неудовлетворенных чувств.
В случае же, если эйфорическая любовь с первого взгляда оказывается взаимной, и пара вступает в слишком бурную сексуальную связь, психосексуальное напряжение спадает, гормоны уже не бушуют в крови, вызывая приподнятое настроение, и нередко наступает эмоциональное и физическое истощение, вызывающее депрессию и даже отвращение к былому объекту любви, поскольку подсознательно человек чувствует, что именно чересчур насыщенное общение с партнером истощает его, и в результате заставляет его страдать. Так возникает разочарование, которое может записаться в модель мира как установка, что любви на всю жизнь не существует, что любовь вспыхивает на мгновение, а в следующий миг от нее остаются лишь пепел и разочарование.
Это очередное заблуждение, основанное на непонимании физиологии человека и законов природы. Влюбиться и ощутить себя на вершине мира - дело нехитрое, искусство заключается в том, чтобы удерживаться на положительной стороне маятника, пусть даже при меньшем накале страстей, но не падая при этом на отрицательную сторону.
Люди с сильной и устойчивой нервной системой способны на более стабильные и устойчивые чувства, люди со слабой нервной системой часто не в силах переносить без вреда для себя даже интенсивную радость.
Западные психологи выяснили, что сильная радость, так же, как и неожиданно свалившееся несчастье, может привести к нервному срыву, и, поскольку значительная часть европейского населения страдает неврозами, даже такое простое и приятное событие, как уход в отпуск или покупка нового дома, может стать причиной ухудшения здоровья.
Часто люди со слабой нервной системой инстинктивно боятся интенсивных эмоций с их резким переходом от положительной стороны маятника к отрицательной, и они живут, закрывшись в скорлупе своего крохотного мирка, кажущегося им безопасным, избегая всего, что могло бы их взволновать - любви, путешествий, новых знакомств, новых интересных занятий. Стремясь к безопасности и уравновешенности, они буквально обкрадывают себя, лишая себя удовлетворения многих столь необходимых человеку потребностей в социальных контактах, в дозах бодрящего, но не истощающего стресса, в любви, в физической нагрузке и т.д.
Стабильный эмоциональный фон - это и есть та самая точка равновесия, через которую проходит в своих взмахах эмоциональный маятник. У каждого человека эта точка имеет свою эмоциональную окраску. Один человек в ней может быть спокоен и собран, другой - равнодушен и вял, третий - слегка подавлен и печален.
Последователи Шоу-Дао выбрали в качестве стабильного эмоционального фона состояние спокойной и тихой радости, легкого удивления и восхищения чудом окружающего мира и собственного существования.
С помощью специальных упражнений они научились укреплять свою нервную систему таким образом, чтобы она выдерживала все более и более сильные эмоциональные всплески без нервного и психического истощения. От сильных эмоций воины жизни немедленно возвращались на плато стабильного положительного эмоционального фона, избегая негативных чувств и восстанавливая свою энергию и силы в случае, если они замечали малейшие признаки усталости или истощения.
Подобные психотехники формировали устойчивые и гармоничные модели мира людей, умеющих быть счастливыми и радоваться жизни.

"Улыбка Будды" или Внутренняя Улыбка

Самое простое начальное упражнение для выработки стабильного положительного эмоционального фона называется "Улыбка Будды". Его можно выполнять в любом месте и в любое время, доводя это выполнение до автоматизма, но начинать его освоение лучше в спокойном состоянии, удобно расположившись в комнате, где нет постороннего шума и где вас никто не побеспокоит.
Расслабьтесь, постарайтесь полностью успокоиться и ни о чем не думать. Полностью расслабьте мышцы лица, представляя, что они наливаются тяжестью и теплом, и, потеряв напряжение и упругость, как бы "стекают" вниз в ленивой и приятной истоме.
Сосредоточьтесь на уголках своих губ, так, чтобы из всех мышц и участков тела чувствовались только они. Представьте (только представьте, не прилагая мышечных усилий), как губы начинают слегка раздвигаться в стороны, образуя очень легкую, почти незаметную улыбку.
Образное представление того, что ваши губы растягиваются в легкой улыбке заставит мышцы лица совершить спонтанную работу, и ваше лицо примет выражение, которое Спокойные называют "дуновением ветерка радости".
Чувство радости и физические усилия по созданию улыбки рефлекторно связаны между собой. Когда человек испытывает положительные эмоции, он улыбается. Но существует и обратная связь. Если человек расслаблен и полностью сосредоточен на идеомоторном движении уголков губ, характерном для зарождения улыбки, автоматически на фоне расслабления и спокойствия возникнет чувство тихой, спокойной радости. "Дуновение ветерка радости" - это выражение лица, когда начавшаяся было рождаться улыбка так и не родилась, но мимика сделала свое дело и рефлекторно вызвала легкое ощущение блаженства и покоя внутри.
Состояние расслабления и внутреннего покоя очень важно для начинающих практиковать "улыбку Будды", поскольку ощущение зарождающейся радости столь тонкое, что если вы будете в момент выполнения упражнения испытывать достаточно сильные эмоции озабоченности, тревоги, или вновь переживать чувства, связанные с какими-то недавними событиями в вашей жизни, вы просто не сможете выделить из общего шумного эмоционального фона "точку равновесия" - фоновое чувство покоя и тихой радости.
Это упражнение называется "улыбка Будды", потому что выражение вашего лица при его выполнении должно напоминать выражение лица статуй основателя буддизма - спокойное, расслабленное, отрешенное и лишенное эмоций, с губами, чуть-чуть растянутыми в стороны в легкой, почти незаметной улыбке.
Вызвав необходимое эмоциональное состояние "улыбки Будды", постарайтесь хорошенько запомнить его, чтобы в дальнейшем, если вам придется заниматься в условиях, когда вы взволнованны и когда вас отвлекают, вы смогли вызвать его, не только расслабляя мышцы лица и мысленным представлением растягивая губы в улыбке, но и вспоминая его, детально воспроизводя свое состояние и ощущения в момент, когда выполнение упражнения вам удавалось особенно хорошо.
Старайтесь выполнять это упражнение как можно чаще, желательно несколько раз или по крайней мере один раз в день до тех пор, пока состояние "улыбки Будды" не станет знакомым и привычным для вас, и вы не сможете легко и быстро вызывать его практически в любых условиях, за исключением, конечно, состояния сильного стресса.

Переход от отрицательного эмоционального фона к положительному

Шоу-даосские упражнения комплекса "ловля сетью" вырабатывали умение отслеживать спонтанно возникающие отрицательные эмоциональные состояния. Этот комплекс включал множество упражнений, зависящих от типа отрицательных эмоций. Так, упражнения раздела "ловля сетью речной рыбы" относились к отслеживанию состояний эмоционального спада, связанных с плохим физиологическим состоянием организма, чувством голода, упадком сил, физическим, эмоциональным или психическим истощением.
Упражнения "ловля сетью морской рыбы" предназначались для отслеживания негативных эмоций, связанных с внешним окружением и обстоятельствами типа зависти, ревности, недоброжелательности и т.д.
В основном умение отслеживать и классифицировать возникающие отрицательные эмоции, а также определять порождающие их программы было необходимо для обнаружения и исправления искажений моделей мира, но оно также пригодилось и при создании стабильного положительного эмоционального фона.
Если человека не захлестывают сильные, явно выраженные эмоции, обычно он редко отдает себе отчет в состоянии своей эмоциональной сферы. Погруженный в свои мысли и бытовые проблемы и находясь вблизи от точки равновесия, он вряд ли сразу сможет определить, что именно он чувствует в данный момент и почему, какими чувствами окрашен его вроде бы спокойный эмоциональный фон.
На самом деле этот фон может переливаться множеством оттенков. В нем может присутствовать и легкая тревожность, и налет печали или неуверенности в себе, и общее разочарование и пессимизм.
Для начала постарайтесь отслеживать окраску своего эмоционального фона, когда вы находитесь в более или менее спокойном состоянии, и, если вы заметите, что эта окраска носит негативный характер, выполните "улыбку Будды", замещая отрицательный эмоциональный фон на положительный.
Для начала, пока вы не выработали привычки отслеживания и преобразования своих отрицательных эмоциональных состояний, попробуйте в течение недели внимательно понаблюдать за собой, записывая буквально по минутам, какого типа эмоции вы испытываете. Если вы будете предельно честны с самим собой, не исключено, что этот список вас удивит. Так может выясниться, что вы расстроились потому, что вам пришлось ждать автобус целых полчаса; готовы были придушить безмозглую тещу, рассуждающую о политике, в которой она смыслит не больше, чем свинья в философии Платона; пришли в отчаяние от того, что вам показалось, что начальник так и не собирается дать вам долгожданное повышение; испытали восторг при виде улыбнувшейся вам красивой блондинки, и тут же помрачнели, выяснив, что улыбка предназначалась не вам, а рослому молодому культуристу; почувствовали себя полным ничтожеством по сравнению с этим образчиком мужественности и мужской красоты, возненавидели "нового русского", "мерседес" которого забрызгал вас с ног до головы, когда вы переходили дорогу, и так далее.
Все эти автоматически вспыхивающие в ответ на раздражители эмоции - результат действия программ, заложенных в вашу модель мира. Наша задача - заложить в вашу модель мира новую программу, в которой ваша реакция на окружающую действительность будет более устойчивой и позитивной. Если вы будете пылать благородным негодованием на автобусной остановке от того, что ожидание нужного вам номера кажется бесконечным, автобус быстрее не появится, но зато вы будете чувствовать себя несчастным и злым, а ваш организм, откликаясь на стресс, ответит ухудшением самочувствия, что, в свою очередь, не добавит вам радости жизни.
На начальном этапе переход от отрицательного эмоционального фона к положительному нужно осуществлять, когда отрицательные эмоции достаточно слабы и по уровню интенсивности приближаются к состоянию тихой радости внутренней улыбки. Для того чтобы изменить на положительные интенсивные отрицательные эмоции, нужно использовать трюк, предполагающий создание положительных эмоций, столь же острых и интенсивных, что и отрицательные.
Слабый раздражитель не способен подавить сильный раздражитель. Именно поэтому в состоянии сильного стресса бессмысленно повторять стандартные формулы самогипноза: "Я спокоен, у меня все хорошо". Для находящейся в состоянии перевозбуждения нервной системы эти попытки самообмана - все равно что слону дробина. Сильное чувство нужно замещать не менее сильным чувством, лишь затем равномерно сводя его на плато спокойствия. Но прежде чем осваивать более сложные методики, вам нужно изменять себя мало-помалу, но непрестанно, и, когда вы научитесь без труда заменять слабый отрицательный эмоциональный фон на чувство спокойной радости, вы сделаете первый крошечный шаг к самосовершенствованию и сможете перейти к упражнениям с более интенсивными эмоциями.
из книги Александра Николаевича Медведева и Ирины Борисовны Медведевой "Формулы счастья"

ключевые слова не указаны

Оценка: 5.0 / 5

Есть множество способов восприятия мира. Видеть жизнь «в радужном свете» прежде всего означает ясно осознавать, что в каждом живом существе, то есть и в нас самих, от природы заложен колоссальный потенциал, побуждающий нас к духовному развитию.

А воспринимать окружающую действительность «в мрачных тонах» – значит полагать, что наша жизнь изначально лишена позитивной перспективы и что преодолеть эту обреченность невозможно – как невозможно вырезать прекрасную статую из гнилого дерева.

Пессимизм говорит о нашей внутренней предрасположенности к страданию, которая порой может перейти в подлинное отвращение к жизни.

Суть истинного оптимизма в том, чтобы использовать каждое мгновение для содержательной работы над собой, ведущей в конечном счете к усовершенствованию мира, вместо того чтобы заполнять свое время бесплодной рефлексией по поводу прошлого и страхом перед будущим. Как писал Ален** в своей книге «Разговор о счастье»: «Каким чудесным было бы человеческое общество, если бы каждый подбрасывал дров в общий костер, вместо того чтобы плакать над пепелищем!»

Глаза знания

Будда не закрывает глаза на мир, но лишь обращает взгляд в глубину собственной души, чтобы лучше ее понять. Он подобен золотой рыбке, с широко раскрытыми глазами плывущей в океане невежества и страдания, и глаза его полны понимания и сочувствия.

«ЕСТЕСТВЕННО ПРИНИМАТЬ ВЕСЬ МИР, НЕ ПЫТАЯСЬ УКРЫТЬСЯ ЗА ЧУВСТВОМ СВОЕЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ»

Будда пребывает в гармонии с реальностью, потому что ему ведома высшая природа вещей: он знает о взаимозависимости всех явлений во вселенной и о том, что в отрыве от остального мира наше «я» не существует. Даже сквозь тучи обуревающего многих из нас смятения он способен различить заложенную в каждом человеке способность к духовному росту.

Улыбка бескорыстной любви

Улыбка Будды есть выражение безграничной и бескорыстной любви. Она отражает безусловную благожелательность: ее питает желание помочь всем без исключения живым существам обрести счастье, открыв его неиссякаемые источники – мудрость, внутреннюю свободу, сочувствие, – и освободиться от страдания и его глубинных причин – невежества, ненависти, вожделения.

Мы чужды благодушия, которое рядится в одежды оптимизма и пытается вопреки логике окрасить в радужный цвет печальные факты окружающей нас несовершенной реальности. Наш просвещенный оптимизм – это открытость и творчество, которые позволяют естественно, спонтанно принимать весь мир, не пытаясь при этом укрыться за ложным чувством собственной исключительности.

Дух полноты бытия

Инстинкт подсказывает нам, что сознание исходит из сердца, наука локализует его в мозгу, а буддизм описывает его как явление, независимое от окружающего мира. Но как бы то ни было, все события, происходящие в нашей психике, безусловно, связаны с возбуждением, подавлением или синхронизацией деятельности разных участков головного мозга.

Смысл медитации в том, чтобы освоить новый способ действовать и существовать, работая над собственным духом. В физическом плане такая работа дает результат благодаря пластичности нашего мозга, который меняется по мере того, как мы становимся богаче внутренне и начинаем иначе воспринимать внешний мир. Она меняет то, как мы интерпретируем происходящее и переживаем свои эмоции. Именно работа духа дает нам возможность раскрывать себя и ощущать полноту бытия в каждый момент своего существования.

* Матье Рикар (Matthieu Ricard) – ученый-генетик, в 1972 году отказался от научной карьеры и обосновался в Индии и Непале, где полностью посвятил себя изучению тибетского буддизма. Монах и личный пере-водчик далай-ламы XIV, он яв-ляется автором нескольких философских книг.** Ален (Alain; настоящее имя – Эмиль-Огюст Шартье, 1868–1951) – французский философ-гуманист и писатель.