Принципы работы воспитателя детского сада с детьми. Важные принципы в работе с ребенком

Секреты профессии

«У каждой профессии запах особый….»

Джанни Родари

Почему я выбрала эту профессию?

Вся моя жизнь – поиск. И этот поиск привёл меня к профессии учителя – логопеда.

Работая учителем – логопедом 20 лет, не перестаю радоваться тому, что выбрала такую актуальную на сегодняшний день и такую гуманную профессию, которая гармонично сочетает в себе милосердие медицины, мудрость педагогики и прозорливость психологии.

Я люблю свою профессию за то, что она даёт мне возможность каждый день соприкасаться с миром детства, за неповторимость и непредсказуемость каждого дня, видеть улыбки на лицах детей, когда у них все получается и радоваться вместе с ними даже самому маленькому успеху, за то, что моя профессия была и будет всегда.

И если речь детей страдает,

В произношение звуков лада нет,

Я к ним приду на помощь

Ведь я учитель – логопед!

Что я считаю высшими достижениями в работе с детьми?

Высшая награда для меня, когда ребенок научится красиво говорить, правильно излагать свои мысли. Чтобы речь ребенка журчала как ручеек, который, в конечном счете, соединяется с океаном высоких мыслей, идей, неповторимой личности. Преодолевая речевое нарушение, меняются его взгляды на мир, его отношение с окружающими, он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущая себя полноценным человеком. Какое счастье испытываешь, когда слышишь грамматически и фонетически правильную речь детей, которых ты обучал, с которыми ты прошел через все трудности и достиг того, что хотел.

Если научить ребенка говорить,

Он расскажет вам о том, что в жизни происходит.

Солнце как встает, и как оно заходит……………..

Основные принципы работы с детьми?

Мой педагогический принцип – помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность в учебной деятельности. Моё золотое правило: кабинет логопеда - сотрудничество ребенка и взрослого! Выбираю слог СО: Сопереживание , СОдействие, СОзидание, СОздание, СОчувствие.

Почему я решила участвовать в конкурсе?

Прежде всего желание рассказать о такой значимой, интересной и нужной профессии, как, учитель – логопед.

Для меня участие в конкурсе - это новый виток моего профессионального роста, подъем на одну ступеньку. Преодоление каждой ступени – это толчок для нового старта. Вперёд и только вперед! Участие в конкурсе даёт мне возможность раскрыться, проявить себя, реализовать свой творческий потенциал. Это стимул к самоанализу, к самообразованию.

Профессия учитель – логопед - это значит

Примером быть везде, во всём!

И жить уже я не могу иначе,

А конкурс – это «новый полигон».

Как, на мой взгляд, дошкольное образовательное учреждение может решать проблему нехватки детских садов в регионе?

В целях реализации «предшкольного образования», предусмотренного Федеральной программой развития в Саратовской области и решения проблемы нехватки мест в детских садах, в течение 6 –ти лет (с 2006 года) в МАДОУ « Црр-детский сад № 13» работает группа кратковременного пребывания. Ежегодно 20 девчонок и мальчишек посещают данную группу, которая открыта для детей, не посещающих ДОУ. Цель работы данной группы: Реализация права на образование детей, не посещающих ДОУ; Обеспечение детей, 5 – 6 лет, необходимой развивающей подготовкой в преддверии школы; (за эти годы – получили предшкольную подготовку и выпущены в школу – 106 детей.

Как я представляю детский сад будущего?

Детский сад будущего должен быть уникальным. Стать вторым домом: хорошим, светлым, добрым, не только для ребёнка, но и для его семьи, с богатой предметно – игровой и предметно- пространственной средой (кабинет логопеда большой, оснащён информационно- коммуникативными средствами: компьютер, интерактивная доска, тематическая фонотека дисков с игровыми компьютерными программами, уголок релаксации). Формировать здоровьесберегающее пространство ДОУ. Учитывать потребности родителей и формировать тесную связь: дети-родители-педагоги – наука- общественность - в условиях доверительного общения и конструктивного диалога. Детский сад будущего должен уметь строить это Будущее. В его руках ростки этого Будущего!

Мой подход в работе с детьми

Всё начинается с любви…..

Твердят:

«Вначале было Слово».

А я провозглашаю снова:

Всё начинается с любви!

И озаренье, и работа.

Глаза цветов, глаза ребёнка-

Всё начинается с любви.

С любви!

Я это точно знаю.

Потом творить я начинаю!

Беру я белую чашу терпения,

Вливаю туда я полное сердце любви

Бросаю туда две пригоршни щедрости

И сыплю туда я мешок доброты

Всё это я тщательно перемешаю

И всем кто встречается мне на пути, предлагаю.

Терпение и творчество, упорство и победа -
Вот главные этапы в работе логопеда.
Все Нади, Вани, Вити должны заговорить,
И от меня зависит - быть им или не быть.

И если возникают у детей проблемы с речью,

Тогда даю практический совет:

Решение проблемы обеспечит

Лишь только профессиональный учитель – логопед.

Я с дошколятами работаю,

Им развиваю слух и речь,

Считаю главною заботою:

Здоровье детское беречь.

Учу я речевой коммуникации,

Грамматика и лексика- это мой предмет.

Дыханию, фонации, артикуляции

Со знаньем дела научу я, учитель – логопед.

Работаю я тонко, терпеливо,

Слагая результат из маленьких побед,

Работаю умело, эффективно

Квалифицированный мастер я, учитель-логопед.

И… появились звуки вдруг, появятся и слоги,
А там уже слова пойдут по правильной дороге.

При самой первой встрече я часто слышу: «Датте»,
А на прощанье четкое: «Здоровья вам и счастья!»

Люблю своё я дело беззаветно,

И для меня работы лучше нет.

Свои стремленья посвящаю детям

Горжусь своей профессией - учитель-логопед!

Я уверенно шагаю по самой нужной и главной в мире планете – планете детства, на которой живу и работаю, постоянно шагаю вперед по выбранной дороге, развиваюсь профессионально, познаю мир вокруг, познаю себя. И спасибо всем, кто сопереживает, помогает, вдохновляет, понимает и даже шагает рядом: мои старшие коллеги, родители, родные, друзья и..конечно же дети!

Любой из нас пришёл на свет на этот

Творить добро, надеяться, любить.

Смеяться, плакать, но при всём при этом

Должны мы чётко и красиво говорить!

Осуществляемый в детском саду процесс обучения является неотъемлемой частью воспитательно-образо­вательного процесса и направлен на общее развитие личности ребенка. Цель обучения дошкольников – передача детям общественно-исторического опыта че­ловечества.

Два столетия в работе с дошкольниками главным было их воспитание, в которое, конечно, входило и обучение, но оно не было на первом месте.

Введение дошкольного образования вместо до­школьного воспитания не пустая формальность. Под это составляются государственные стандарты. Но при создании программ обучения дошкольников обя­зательно необходима тесная связь со всеми направ­лениями развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Для осуществления любой деятельности необходи­мы знания, точнее – совокупность знаний, включая и знания о способах деятельности. Однако для нормаль­ного осуществления деятельности одних знаний недо­статочно.

Можно знать, что нужно делать, знать способы деятельности, но не уметь их произвести. Другими словами, для любой деятельности (интеллектуальной, практической) нужны умения. Например, ребенок видел и знает: чтобы зашнуровать ботинки, кроссовки, нужно продеть определенным образом шнурки в ды­рочки, но если он сам этого никогда не делал, у него не вырабатываются необходимые умения и он не сможет сам зашнуровать обувь.

Отсюда следует, что важными компонентами ус­воения опыта являются навыки и умения, которые ребенок тоже получает в процессе обучения.

Еще одним компонентом опыта человеческой дея­тельности, который не дается в готовом виде для усво­ения и который не исчерпывается знаниями и умени­ями, не совпадает с ними, является опыт творческой деятельности.

Творческая деятельность характеризуется рядом черт, которые не появляются сами собой, они должны быть целенаправленно сформированы.

И наконец, выделяется еще один (четвертый) эле­мент социального опытаопыт эмоционально-це­лостного отношения человека к миру и к людям.

Освоение выделенных элементов социального опыта целенаправленно начинается в дошкольном об­разовательном учреждении. И происходит это как в повседневной жизни, так и в процессе целенаправлен­ного обучения, организуемого и осуществляемого вос­питателями и педагогами детского сада.

Принципы обучения дошкольников

Учебная деятельность детей дошкольного возраста носит систематический и целенаправленный характер. Обучение детей выполняет задачи развития личности ребенка, его способностей, овладения первоначальны­ми понятиями и элементарными знаниями из различ­ных областей жизни человека.

Организационной формой обучения в детском саду являются занятия, которые отличаются от уроков в школе структурой, менее жесткими требованиями и продолжительностью и большей степенью сотрудни­чества педагога с детьми.

Главная особенность учебных занятий с дошколь­никами в том, что познавательная деятельность стро­ится на основе практических, умственных действий ребенка и умственных действий с подсказкой, а так­же на чувственных образах. Однако общие закономер­ности и принципы обучения детей дошкольного возра­ста и младших школьников одни и те же.

Знания этих принципов обеспечивают продуктивность решения об­разовательных, воспитательных и развивающих задач.

Принципы обучения – это исходные положения, определяющие деятельность педагога и характер по­знавательной деятельности обучающихся. Незнание принципов или их неумелое применение тормозит успешность обучения, затрудняет усвоение знаний, формирование качеств личности ребенка.

Совокупность принципов позволяет характеризо­вать весь учебный процесс, все стороны деятельности педагогов и познавательной деятельности детей.

Знания в опыте человечества находятся в определен­ной системе. Их нельзя усваивать хаотично, в беспоряд­ке. Эту сторону обучения отражает принцип систематич­ности. Иногда его называют принципом систематичности и последовательности обучения, понимая под последова­тельностью расположение материала в соответствии с возрастными возможностями развития детей.

Учебный процесс теряет смысл, если его содержа­ние будет недоступным для усвоения. Отсюда вытека­ет принцип доступности учебного материала.

Чувственные образы, представления детей об ок­ружающем мире являются необходимыми компонен­тами всякого обучения. Эта сторона учебного процес­са привела к обоснованию принципа наглядности.

Знания должны быть осознаны детьми, а для этого необходима высокая познавательная активность. В противном случае материал быстро забывается, ста­новится эпизодом в жизни детей. Отсюда необходимость принципа сознательности и активности учения детей.

Знания, умения и навыки должны быть прочными, чтобы обеспечить высокое общее развитие, возможность обучения на более высоком уровне. Принцип прочнос­ти обучения раскрывает эту сторону развития детей.

В детских садах и школах принята групповая форма организации учебных занятий.

Однако ребенок мыслит, переживает, трудится в соответствии со своими личными особенностями характера, темперамента, ума. Индивидуальный подход повышает эффективность обу­чения, что давно замечено в практической деятельности воспитателей и педагогов. Эта особенность педагогичес­кого процесса нашла отражение в принципе индивиду­ализации развития детей в процессе обучения.

Известный педагог и психолог Л.В. Занков предло­жил применительно к начальному этапу усвоения деть­ми учебного материала четыре принципа: высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических зна­ний, быстрый темп усвоения материала, осознание детьми результатов учения. Эти принципы представ­ляют собой дальнейшую, более глубокую разработку названых выше принципов. Исследования Л.В. Занкова и его последователей раскрыли большие потенци­альные возможности общего развития детей.

Принцип научности обучения

Процесс познания окружающего мира сложен, противоречив, включает различные этапы, формы, виды. Научность познания заключается в том, чтобы перейти от явления к сущности, от внешнего описания предмета ‘ к его внутреннему строению. Если учебный материал позволяет представить только внешние, наблюдаемые свойства предметов, то такие знания будут донаучными. Они используются в обучении для того, чтобы создать основу научных знаний и дать представление о много­образии окружающей действительности.

Научные знания приводят к осознанию закономер­ностей теории науки. Возникают определенные науки, на основе которых осуществляется отбор учебного материала.

Принцип научности определяет место научных знаний в педагогическом процессе.

Первоначальные научные знания возникают на основе разнообразных представлений ребенка об ок­ружающем мире. Процесс перехода мысли ребенка от привычного для него чувственного познания к поня­тийным формам мышления сложен и противоречив. Успех обучения дошкольников во многом зависит от того, как педагог или воспитатель организует мысли­тельную деятельность детей.

Прежде всего нужно определить ту совокупность чувственных образов, которые ложатся в основу пер­воначального понятия. Затем обобщить, систематизи­ровать представления, для того чтобы ребенок мог представить ту сторону действительности, которая характеризуется в понятии. Далее воспитатель выде­ляет доступные научные признаки формирования по­нятия.

Принцип научного обучения предъявляет опреде­ленные требования к организации познавательной деятельности детей.

Приступая к обучению, нужно хорошо понимать и правильно строить процесс перехода мысли от явле­ния к сущности, от внешних, наблюдаемых свойств к внутренним.

В программном учебном материале должны быть заложены возможности различных подходов к объяс­нению действительности. Это дает основание для твор­ческого поиска педагога, для индивидуального подхо­да к воспитанникам.

Педагог должен знать пути систематизации и обоб­щения представлений ребенка в процессе формирова­ния первоначальных научных понятий.

Принцип систематичности обучения

Этот принцип включает следующие основные по­ложения:

1.Учебный материал как отражение сторон окружаю­щей действительности представляет собой систему знаний. Эта система возникает на основе познания взаимосвязи объектов реальной действительности.

2. Педагог должен знать первоисточник учебных зна­ний, чтобы донести до сознания ребенка реальные отношения, связи предметов, явлений.

3. Усвоение учебного материала детьми зависит от объяснения педагога. Уровень подготовки педа­гога, его творчество и мастерство обеспечивают глубокое и систематическое усвоение знаний деть­ми. Одно и то же содержание может быть изуче­но различными путями, методами, средствами.

Воспитатели и педагоги, ведущие занятия с дошкольниками, должны находить разумную для данных конкретных условий систему объяснения материала.

4. Система изучения учебного материала должна со­ответствовать возрастным возможностям детей.

5. Система знаний должна предполагать развитие ло­гического мышления – операций сравнения, ана­лиза, синтеза, обобщения, абстрагирования, разви­тия дедуктивных (переход от единичного или менее общего к более обобщенным выводам) форм мышления и др.

6. Каждое занятие в системе обучения должно быть продуктивным – дети должны понимать про­граммный материал, уметь осуществлять логичес­кие операции и т. д. Целью обучения должно быть развитие внимания, памяти, воображения, чувств, воспитание черт характера, способствующих пре­одолению трудностей в процессе обучения.

Принцип доступности

Этот принцип основывается на умении воспитате­лей и педагогов соотнести учебный процесс с уровнем развития детей, их личным опытом, со знаниями, умени­ями и навыками, которыми они владеют. Если эти связи установить не удается, знания считаются недоступными.

Понимание педагогами особенностей связи ново­го с известным в сознании ребенка также помогает повысить степень доступности знаний.

Отечественный психолог Л.С. Выготский выдвинул идею опережающего развития умственных сил ребен­ка в учебном процессе. Обучение, считал он, должно опережать и вести за собой развитие. Процесс может строиться на механизмах мышления, которые еще не сформировались полностью, но уже достаточны для усвоения нового содержания. В этих условиях будет интенсивно формироваться более высокий интеллек­туальный уровень развития детей.

Опора на развивающиеся, но еще не совершенные механизмы познавательной деятельности ускоряет развитие детей и повышает доступность обучения.

Доступность обучения повышается, если педагоги стремятся воспитать любознательность у детей, сфор­мировать познавательные интересы.

Таким образом, принцип доступности предъявляет к учебному процессу следующие требования:

Педагог должен знать уровень развития познава­тельных психических процессов, те виды и опера­ции мышления, которые сформированы у детей и которые формируются;

Условием, способствующим доступности обучения, должно быть формирование познавательных ин­тересов детей;

Педагог должен понимать значение учебного мате­риала для решения задач общего развития детей.

Принцип наглядности обучения

Впервые в педагогике теоретическое обоснование принципа наглядности обучения дал Я.А.. Коменский в XVII в. Само название его книги – «Мир чувственно вос­принимаемых вещей в картинках» – показывает путь, облегчающий познавательную деятельность детей. Рису­нок, картина – это средства, которые позволяют ребен­ку представить изучаемые предметы, явления, события.

В практике обучения еще задолго до Я.А. Коменского использовали наглядные образы в процессе изу­чения книжного материала в школах Китая, Греции, Рима.

Значительно обогатил методику наглядного обуче­ния К.Д. Ушинский. Он разработал ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями.

Реализуется принцип наглядности обучения с по­мощью специальных пособий. Наглядные пособия де­лятся на натуральные, изобразительные, схематичес­кие, объемные, плоскостные и т. д.

Существенные признаки наглядного пособия:

Наглядным пособием может быть всякая матери­альная или знаковая модель;

Наглядное пособие всегда средство познания, а не цель;

Наглядные пособия – основа формирования чув­ственного образа, представления, из которых с по­мощью умозаключений делается обобщающий вы­вод. . ‘

При работе с наглядными пособиями следует учи­тывать три момента:

Возможность обратной связи;

Связь возникших представлений о реальных объек­тах, явлениях, событиях с содержанием наглядно­го материала.

Принцип сознательности и активности обучения детей

Этот принцип направлен на формирование у детей сознательного понимания материала, сознательного от­ношения к обучению, познавательной активности. В на­стоящее время процесс усвоения знаний приобретает творческий характер. Все больше внимания сосредота­чивается на отношении ребенка к занятию. Если ребенок хочет учиться, ему легче осваивать учебный материал.

Усвоить учебный материал можно лишь при дос­таточной активности познавательных психических процессов. Последнее есть выражение внутреннего состояния ребенка, его познавательных сил и свойств.

У каждого ребенка активность познания опреде­ляется трудностью или легкостью усвоения учебного материала, умением выполнять требования воспитате­ля или педагога, сформированностью навыков учебно­го труда.

Задача воспитателя и педагога – создать условия для повышения общей познавательной активности де­тей, сформировать положительное отношение к учеб­ным занятиям, воспитать самостоятельность и рабо­тоспособность. . . . —

Принцип прочности обучения

Прочность знаний – результат действия многих факторов, важнейшими среди которых являются пе­дагогическое мастерство и желание ребенка учиться.

Основные требования принципа прочности обуче­ния:

1. Выделение в учебном материале главной мысли, отражающей его существенные особенности основные положения, которые подчиняют себе дру­гие части учебного материала.

2. Связь главной мысли учебного материала с имею­щимися у ребенка знаниями. Главное должно быть связано с тем, что дети знают по данному вопросу. В противном случае главное положение становит­ся изолированным и теряет субъективную значи­мость в мыслительной деятельности ребенка.

3. Знания должны быть включены в систему взглядов и рассуждений ребенка, тогда они становятся его внутренним достоянием и он не забывает их.

4. Знания становятся прочными, если они связаны с чувствами, эмоциями, переживаниями детей. Если изучение учебного материала вызывает у ребенка чувство радости или огорчения, переживание ус­пеха, то знания сохраняются надолго.

5. Включение изучаемых явлений в практическую деятельность детей. Учебный материал, связанный практическими действиями и упражнениями, на­долго закрепляется в памяти ребенка.

Принцип индивидуализации обучения

Групповые формы усвоения учебного материала основаны на общих психолого-педагогических прин­ципах возрастного развития детей. Нужно знать уро­вень развития личности детей, чтобы объяснить новое и быть уверенным, что дети смогут понять и усвоить содержание занятий.

Однако каждый ребенок, помимо общих свойств, имеет и индивидуальные качества, которые могут по­ложительно или отрицательно влиять на ход учения.

Индивидуализация обучения предполагает учет этих особенностей и соответствующую организацию учебного процесса.

Индивидуальный подход позволяет ставить и ре­шать различные конкретные задачи:

Постоянно изучать особенности личности ребенка, выявлять факторы, оказывающие на него наибо­лее существенное влияние;

Искать средства индивидуального подхода и сис­тему индивидуальных педагогических воздей­ствий.

Названные выше принципы обучения придают единство практической деятельности воспитателей и педагогов и познавательной деятельности детей.

Задания для самостоятельной работы

1. Раскройте понятие о принципах обучения детей дошкольного возраста.

2. Принцип доступности обучения и его реализация на занятиях в детском саду.

3. Как вы понимаете принцип систематичности обу­чения детей дошкольного возраста?

4. Пути реализации принципа наглядности в учебном процессе.

5. Дайте анализ учебного занятия по одной из про­граммных тем, на котором решались задачи ум­ственного развития детей.

Почему я выбрала эту профессию?

Каждый из нас в своей жизни вспоминает первого учителя, и он всегда помнит своих учеников. Поэтому ещё в школе я решила: «Буду учителем начальных классов!» Ведь моя учительница самая лучшая,и я должна быть такой! По окончанииВольскогопедагогического училища № 2 начала работать в МОУ СОШ №4. Мне помог случай: Однажды директор школы мне предложила перейти на должность учителя-логопеда. Но чем я буду заниматься? Мысли в хаотичном порядке сменяли друг друга. Решила: «Попробую!» Окончила Саратовский государственный университетимени Н. Г. Чернышевского и поняла: «Я не ошиблась. Как здорово и прекрасно быть учителем-логопедом! Ведь работая с детьми, я, как и учитель, отдаю частичку своего сердца и души». И вот уже 20 летработаю учителем - логопедом. Учу слову, воспитываю словом,обращаю внимание на бережное к нему отношение.

Высшее достижение в работе с детьми.

Современный логопед – это педагог, который, работая с детьми, делает вклад в их завтрашний день, формируя навыки владения правильной речью, дающие перспективы для успешной жизни.

Самое важное достижение в работе с детьми – это когда дети тебя любят и радуются встречи с тобой. И пусть проходят года, мои первые выпускники став уже взрослыми при встрече по - прежнему здороваются и улыбаются тебе.Но самое главноеконечный результат в работе логопеда – это чистая, грамотная, правильная речь ребенка. К нему я продвигаюсь, удовлетворяясь малыми победами: у Миши звук поставлен – хорошо! У Светы звук введен в речь – отлично! Радуюсь, как ребенок, получаю физически ощутимое удовольствие от каждой победы. И высшая награда для меня, когда мои воспитанники научатся красиво говорить, правильно излагать свои мысли. Чтобы речь журчала как ручеек, который, в конечном счете, соединяется с океаном высоких мыслей, идей, неповторимой личности. Вот уже на протяжении 10 летвсе мои выпуски отмечены 100% успехом.Какое счастье испытываешь, когда слышишь грамматически и фонетически правильную речь детей, которых ты обучал, с которыми ты прошел через все трудности и достиг того, чего хотел. Вот это я считаю самымвысокимдостижением!

Мои основные принципы работы с детьми

Принцип создания для детей комфортной, доброжелательной атмосферы.

Уважительное отношение к каждому ребенку. Каждый ребенок - это личность, индивидуальность и развивая ребенка, необходимо это помнить всегда!

Научить ребенка не только усваивать, запоминать сумму знаний, но главное показать пути, через которые можно найти ответ на вопрос, интересующий ребенка.

Почему я решила участвовать в Конкурсе?

Учитель-логопед учится всю жизнь, развивая и совершенствуя свой профессиональный опыт и щедро делясь им с коллегами, единомышленниками, родителями. Современный ритм жизни требует от учителя-логопедапостоянного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.

Профессиональный опыт учителя-логопеда обеспечивает ему квалификационную профессиональную деятельность . Известно, что педагог может называться педагогом с большой буквы, только если сам постоянно учится и повышает свой профессиональный уровень. К учителю-логопеду дошкольного учреждения предъявляются повышенные требования, поскольку не только применяемые им педагогические технологии, методы, но и его речь, коммуникативные способности должны быть эталоном для детей, коллег, родителей, окружающих. Хочу вызвать интерес общества к своей профессии.Поэтому участие в этом конкурсе, является неотъемлемой частью процесса повышения квалификационного уровня учителя-логопеда.

Как, на мой взгляд, дошкольное образовательное учреждение может решать проблему нехватки детских садов в регионе:

Как решить проблему нехватки садов? –

Это трудный вопрос,

Но ответ мой готов:

Может надо вернуть те сады, что стоят

При закрытых дверях дожидаясь ребят…?

По моему мнению, проблема дефицита детских садов решается очень просто. Строить детский сад очень дорого. Подход к решению этой проблемы должен быть комплексным. Нужно вести работу по возвратудетских садов, реконструкциииихремонту.

Как я представляю идеальный детский сад будущего:

Детский сад Будущего – Дом радости. Утро начинается с девиза «В детский сад хожу без слез!» В ДОУ должны работать счастливые люди, тогда все будут от них заражаться положительной энергией, эмоциями. Для этого нужно сделать педагогическую профессию более престижной.

Когда мы поймем, что общего с детьми – это прежде всего искусство, детский сад стане кристаллом развития культуры. И это наше будущее!!!

Детский сад Будущего – второй дом не только для ребенка, но и для семьи. Детский сад станет не просто учреждением, а местом поддержки развития каждого ребенка, даже ребёнкас ограниченными возможностями. Ведь доступная среда должна быть у каждого.

Для реализации цели – успешной адаптации ребёнка к дошкольному учреждению – следует руководствоваться определёнными принципами.

Принцип гуманизма как основополагающий. Суть его в том, чтобы не навредить ребёнку, относиться к нему как к безусловной ценности. Принимая во внимание, что приход ребёнка в дошкольное учреждение – ситуация стрессовая, необходимо проявить к малышу максимум терпения, чуткости, доброжелательности. От взрослых требуется спокойствие, уравновешенность, непротиворечивость в своих действиях и словах, которые могут причинить ребёнку страдания, дезориентировать его, вызвать неприятные ощущения. Требования должны быть посильными и развивающими.

Принцип природосообразности и индивидуализации предполагает учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей в организации процесса адаптации; учёт их индивидуального опыта поведения и общения, потребностей, привычек, желание и т.д. Взрослые выстраивают линию своего поведения с ребёнком, двигаясь прежде всего от ребёнка.

Принцип оздоровительной направленности означает, что посредством внимания к ведущим направлениям развития ребёнка (физическому здоровью, психологическому комфорту и социальному благополучию) достигается гармоничность его развития.

Принцип индивидуального подхода в создании специальных условий для деятельности и общения с ребёнком предполагает, что взрослые овладевают методами и приёмами психолого-педагогического воздействия в зависимости от характера поведения ребёнка, ибо главная цель – его радостное, бодрое состояние и настроение, развитие его как субъекта деятельности и общения.

Принцип акцентирует внимание на повышении роли семейного воспитания в развитии и воспитании ребёнка, установлении партнёрских отношений «семья – дошкольное учреждение», взаимодополнений усилий учреждения адекватными усилиями семьи, и наоборот.

Принцип профессионального сотрудничества означает согласованность усилий, знаний, умений и навыков педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника, воспитателя в работе с детьми, группой, их функциональных прав и обязанностей.

Принцип анализа и самоанализа (рефлексивный принцип) предполагает своевременный контроль над эффективностью профессиональных действий, процесса адаптации в целом, за личностным ростом участников взаимодействия.

Для того, чтобы контролировать процесс адаптации ребёнка (детей) к дошкольному учреждению, его организаторам, особенно педагогу-психологу, необходимо ориентироваться в этом на определённые критерии, соответствующие показателям успешности – неуспешности протекания адаптационного процесса. Для понимания критериев педагогу-психологу, воспитателю, родителю необходимо обладать достаточно развитой наблюдательностью и умением анализировать наблюдаемое.

В практике работы с детьми в период привыкания к дошкольному учреждению возможны следующие критерии процесса адаптации:

  • состояние здоровья ребёнка (удовлетворительное или неудовлетворительное);
  • аппетит (хороший или плохой);
  • сон (засыпание быстрое, сон спокойный и крепкий, пробуждение с хорошим настроением или нет);
  • двигательная активность (подвижный, активный или скованный, пассивный);
  • взаимоотношения со взрослыми и сверстниками (легко идет на контакт, есть интерес к общению, отсутствует агрессивность или контакты затруднены);
  • деятельность (часто занят, даже увлечен, деятельность содержательная, активен в режимных моментах или пассивен и равнодушен);
  • речь (инициативная, ответная или отсутствует);
  • эмоциональный тонус (позитивный или негативный);
  • желание – нежелание идти в детский сад;
  • суждения родителей о состоянии и поведении ребёнка в семье (оптимистичные, заинтересованные или тревожные, негативные).

Для получения объективного и глубокого представления о состоянии ребёнка в адаптационный период необходимо использовать диагностические процедуры. К ним относятся:

  • включённое наблюдение за поведением ребёнка во время игр, занятий, прогулок, приёма пищи и т.д.;
  • игровая диагностика;
  • рисуночные, проективные тесты и тексты;
  • опрос родителей, воспитателей.

Об ухудшении эмоционального состояния ребёнка могут свидетельствовать следующие признаки:

  • плач (часто, без причин);
  • замкнутость;
  • скованность, напряжение, пассивность в поведении;
  • негативное отношение к взрослым, протестное поведение, нежелание с ними контактировать;
  • агрессивное отношение к сверстникам (драчлив, обидчив);
  • нежелание на кого-либо смотреть, вслушиваться в обращение взрослого, реагировать на его уговоры, просьбы;
  • беспорядочное движение рук и ног (суетлив, нервничает);
  • нарушение сформированных умений (не делает то, что умеет);
  • проявление невротических привычек (сосание пальца, раскачивание и т.д.);
  • потеря аппетита (отказ от пищи, возможна рвота);
  • нарушение сна (долго не засыпает, часто просыпается);
  • склонность к частым заболеваниям хронического характера.

Наш педагогический коллектив

Алямкина Ольга Анатольевна - инструктор по физической культуре

Абдуллина Олеся Витальевна - педагог - психолог

Белая Нина Александровна – старший воспитатель

Головина Ирина Викторовна - воспитатель

Горбунова Елена Алексеевна - музыкальный руководитель

Гредасова Анна Владимировна - учитель - логопед

Демидова Ольга Николаевна - воспитатель

Образование: средне - техническое
Стаж работы: 4 года
Педагогическое кредо: «Успешная социализация дошкольника – залог его успешности в школе»
Девиз: По жизни я шагаю, преград не замечаю!
Принципы работы: Не навреди!
Работает над проблемами:

Дерябина Елена Викторовна - воспитатель специализированной группы

Дульцева Дарья Владимировна - воспитатель

Образование: средне - специальное
Стаж работы: 4 года
Педагогическое кредо: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он стал счастливым можно».
Девиз: «Плохих детей не бывает. Все дети самые хорошие, умные, добрые на свете»
Принципы работы: Принцип компетентности воспитания, общения, взаимоуважения, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения.
Работает над проблемами:
Развитие речевых способностей у детей через развивающую игровую и самостоятельную деятельность.

Иванова Ольга Викторовна - воспитатель

Образование: Высшее
Стаж работы: 3 года
Педагогическое кредо: «Важное качество хорошего воспитателя – любовь к детям»
Девиз: Воспитывая детей – совершенствоваться самой.
Принципы работы: Каждый ребенок индивидуален!
Работает над проблемами: Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с помощью нестандартного оборудования.

Иванова Ольга Михайловна - учитель - логопед

Камарова Нажия Тимергазимовна - учитель – дефектолог

Коренькова Екатерина Владиславовна – учитель-логопед

Коробатова Тамара Петровна - воспитатель специализированной группы

Маленьких Роза Васильевна - воспитатель специализированной группы

Мыльникова Наталья Юрьевна - воспитатель специализированной группы

Радаева Евгения Михайловна – воспитатель

Образование: высшее
Стаж работы: 1 год
Педагогическое кредо: «Секрет детской чистой любви прост:
Они открыты и простодушны.
И для меня лучшая награда -
Их радостная улыбка и слова:
«Вы завтра придете снова?»

Девиз: Воспитывая малышей, совершенствуйся сама!
Принципы работы: Дарить детям доброе, светлое! Помогать малышам ориентироваться в этом нелёгком мире людей и знаний.
Работает над проблемами: Использование современных технологий в развитии творческих способностей у детей через изобразительную деятельность.

Новикова Елена Михайловна – воспитатель

Савкина Надежда Александровна – воспитатель специализированной группы

Квалификационная категория : первая
Образование: средне - специальное
Стаж работы: 34 года
Педагогическое кредо: «Я убеждена, что все дети разные, и каждый из них несет свою индивидуальную миссию. Каждое мгновение соприкосновения с ребенком уникально и неповторимо»
Девиз : Каждый день для ребенка должен стать праздником детства!
Принципы работы : Высшее проявление педагогической успешности – улыбка на лицах детей. Она ничего не стоит, но много дает.
Работает над проблемами: Развитие речевых способностей у детей с особыми образовательными потребностями через развивающую, игровую среду и самостоятельную деятельность.

Суходоева Анастасия Юрьевна – воспитатель

Образование : средне - специальное
Стаж работы: 8 лет
Педагогическое кредо: «Росток, доверенный нам мамой, лелеем, любим и растим!»
Девиз: Наша группа «Пчелки» - большая семья, детям и взрослым мы рады всегда!
Принципы работы: Создание единого пространства «Семья + детский сад», в котором всем уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.
Работает над проблемами: Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Тимофеева Лариса Николаевна – учитель – логопед

Тюлькина Елена Алексеевна – воспитатель

Трофимова Татьяна Сергеевна - воспитатель специализированной группы

Образование: высшее
Стаж работы: 1 год
Педагогическое кредо: «С детьми всегда должна быть рядом,
Даря тепло и согревая взглядом,
Их в мир прекрасного вести,
И помнить заповедь - не навреди!»

Девиз: «Никогда не бойся, что у тебя что-то может не получиться - предпринимай, пытайся, дерзай! Ведь если ты будешь бездействовать, шансов, что что-то изменится, не будет вовсе...»
Принципы работы: Всегда в ногу со временем.
Работает над проблемами: Формирование основ педагогического мастерства.

Федосова Арина Викторовна – учитель - логопед

Образование: Высшее
Стаж работы: 6 месяцев
Педагогическое кредо: «Красивая и богатая речь – основа продуктивного мышления и развития личности ребенка»
Девиз: Обогащая других, развивайся сам!
Принципы работы: Наглядность и занимательная форма подачи материала.
Работает над проблемами: Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста.

Хасанова Роза Нажатовна – воспитатель специализированной группы

Чикова Галина Александровна – воспитатель специализированной группы

Бондарь Марина Александровна