Конфликтное поведение детей с особыми образовательными потребностями: причины и способы профилактики. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто это? Пальчиковая гимнастика "Ежик".1

Титова Валентина Николаевна,
учитель математики, высшая квалификационная категория,
Симеизский учебно-воспитательный комплекс,
г. Ялта, Республика Крым

Как себя вести с конфликтным ребенком

Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя .
(Английская пословица )


Ребенок часто ссорится с одноклассниками? Получает замечания по поведению?

Как вести себя с конфликтным ребёнком?
Вы знаете, что ребёнок, как музыка, в создании которого принимают участие все, подобно музыкантам одного оркестра.

А это значит, причину ищите, прежде всего, в себе.
Мы миримся, мы ссоримся, как только не бывает.
Конфликты зарождаются и движутся по кругу.
То что- то непонятно нам, то нас не понимают.

Как важно и полезно- просто выслушать друг друга.
Как часто вы выясняете отношения друг с другом на повышенных тонах, да еще и в присутствии ребенка?
Ссоритесь?
Используете бранные слова? Если у вас в семье часто происходит конфликтная ситуация, то ребенок просто вам подражает. Поэтому, постарайтесь изменить сначала свое поведение…

Давайте будем попросту учиться говорить.
Среди задач и теорем мы учимся общаться.
Попробуйте быть вежливым, попробуйте дружить!
Тогда обидные слова не будут повторяться.

Возможно, конфликтность может проявляться из-за эгоизма. Особенно часто такая ситуация проявляется в семьях с единственным ребенком.
В таком случае, ребенок просто привыкает, что все его желания исполняются, поэтому он не готов уступать. Он ждет, что его ровесники тоже будут выполнять только его желания.
Проблему конфликтности следует разрешать сразу, иначе такой недостаток впоследствии может осложнить жизнь.

Так что же делать, если у вас конфликтный ребенок?

Говорят, что рождается истина в споре.
Не всегда, если это споры родителей.
А рождаются ли победители в ссоре?
Никогда! Не бывает таких победителей.

Старайтесь вовремя удержать ребенка от ссоры. При какой ситуации ребенок может «взорваться», вы, скорей всего, уже знаете;
-старайтесь не осуждать проблемное поведение ребенка в жесткой форме, чтобы не вызвать у него чувство неизбежности конфликтов;
-в конфликте между детьми объективно оцените и разберитесь — кто прав, кто виноват. Часто родители защищают своего ребенка, обвиняя чужого. Это неправильно! Воспитывайте справедливость! Обязательно обсудите с вашим ребенком спокойно, из-за чего возникла ссора. Стоило ли это того, чтобы портить настроение окружающим, ссорится с другом, расстраивать маму?

Нужно просто спокойно во всем разобраться,
компромисс отыскать для любых отношений.
Не бывает безвыходных ситуаций.
Не находят ЛЕНИВЫЕ верных решений.

Определите причины:


Возможно, конфликтность - следствие эгоистичности ребенка. Если дома он - центр внимания, и малейшее его желание выполняется, то ребенок ждет такого же отношения к себе и со стороны других детей. Но, не получая желаемого, он начинает добиваться своего, провоцируя конфликты.
Возможно, ребенок «заброшен», ему не хватает в семье заботы, внимания, он испытывает обиду и злость и вымещает в ссорах накопившиеся в его душе чувства.
Возможно, ребенок часто является свидетелем ссор между родителями или другими членами семьи и просто начинает подражать их поведению.
Конфликтное поведение ребенка - это сигнал, что и с вами, уважаемые родители, что-то не так. Поэтому будьте готовы изменить свое поведение.

На что следует обратить внимание:


1.Возможно, конфликтность - следствие эгоистичности ребенка. Если дома он - центр внимания, и малейшее его желание выполняется, то ребенок ждет такого же отношения к себе и со стороны других детей. Но, не получая желаемого, он начинает добиваться своего, провоцируя конфликты.

2.Возможно, ребенок «заброшен», ему не хватает в семье заботы, внимания, он испытывает обиду и злость и вымещает в ссорах накопившиеся в его душе чувства.

3.Возможно, ребенок часто является свидетелем ссор между родителями или другими членами семьи и просто начинает подражать их поведению.

6 полезных советов о том , как себя вести с конфликтным ребенком :

1.Сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими. 2.Обращайте внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой.
3.Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего;
4.После ссоры обсудите с ребенком причины ее возникновения, определите неправильные действия ребенка; попытайтесь найти способы выхода из конфликтной ситуации. 5.Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения с другими: он может утвердиться в мысли, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.
6.Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей: только если во время ссор один всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прерывать их контакт. Чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

У ВАС АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК?

Как управлять гневом

1.Поведение агрессивных детей часто является деструктивным, что вызывает определенные трудности для родителей.
2. Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств.
3. Задача взрослого - научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемым способом.
4. Любая психологическая работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей.
5.Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. 6.Конфликтное поведение ребенка - это сигнал, что и с вами, уважаемые родители, что-то не так. Поэтому будьте готовы изменить свое поведение.

Определите причины:


Иногда агрессия ребенка - часть протеста против чрезмерных требований взрослых. Это встречается в семьях, где родители переусердствовали в отношении каких-либо действий, которые они считают необходимыми.
Агрессивные реакции могут появляться в ответ на невыполнение желаний ребенка. Далеко не все разнообразные «хочу» ребенка могут быть выполнены без неприятных последствий для самого ребенка и взрослых, так что требования ребенка необходимо ограничивать. В таких ситуациях можно попробовать перевести активность ребенка в другое русло, это поможет избежать конфликта.
Агрессия может быть следствием переживаний, связанных с обидой, ущемленным самолюбием.

Как вести себя с агрессивным ребенком:

Вечная тема: Учитель и Ученик.
Как выстроить им отношения?
И не зайти бы в нежданный тупик
на дороге со встречным движением.

Чтобы учился один - УВАЖАТЬ,
и сдержанным был в поведении.
Чтобы другой- не устал ПОНИМАТЬ
это новое поколение...


Помните, что запрет и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности; лишь определив причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет преодолена.
Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты: разрешите ему поколотить подушку и увидите, что в реальной жизни в данный момент агрессивность снизилась.
Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения, не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести».
Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы его любите, цените и принимаете его, не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть.
Помните, что управлять сложным миром эмоций даже взрослому человеку подчас бывает трудно. Не требуйте от ребенка чрезмерного самоконтроля и наберитесь терпения.
Думаю, ни для кого не секрет, что конфликтный ребенок причиняет массу проблем его родителям! Справиться с проблемами тяжело даже очень терпеливым мамам и папам, которые не могут понять своего конфликтного ребенка. Прежде всего, необходимо выявить причину его конфликтности.
Возможно, ваш ребенок в семье - центр вселенной. И поэтому требует и от посторонних взрослых и своих сверстников такого же отношения к своей персоне. А не получив этого, начинает конфликтовать. Или напротив, ему не хватает внимания в семье.
Может быть, ваш ребенок не окружен должной заботой по ряду разных причин и обстоятельств. Он будет жить так с постоянным чувством обиды и накопившей злости. А возможно, ребенок живет в той семье, где являетсячастым наблюдателем семейных конфликтов своих родителей.

Как трудно, порою, даётся общение,
все право имеют на личную странность.
И, если, привычно расходятся мнения,-
на сцену должна выходить ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

Она дополняет собой понимание,
ведёт к расширению границ обозримости.
Душевным теплом наполняет сознание.
Нам просто, порой, не хватает терпимости.

12 "Если" для Вас, родители и воспитатели

1 . Если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненавидеть.
2. Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.
3. Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
4. Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.
5. Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других.
6. Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.
7. Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.
8. Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.
9. Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей.
10. Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.
11. Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
12.Если живёт и воспитывается в любви, из него вырастет достойный и любящий человек.

Наблюдая за учащимися 5-6 классов, беседуя с учителями и родителями, можно сделать такой вывод, что появилось большое число эмоционально неустойчивых, тревожных учащихся.
Возможно, это связано с нестабильностью и опасностями современной жизни. Как бы ни старались взрослые оградить детей от травмирующей информации, им передается общая тревога.
Но наряду с явными и понятными причинами тревоги, существуют и скрытые, неочевидные для родителей и учителей. Вот с ними чаще всего и приходится иметь дело школьному психологу.
Неприятные события, трудные ситуации неизбежны в жизни каждого человека, но дети сталкиваются с ними чаще взрослых, так как «то, что взрослому кажется привычным и естественным, может вызвать у ребенка беспокойство, тревогу и страх» (Никольская И. М.) .
Ежедневное преодоление трудностей, с одной стороны, позволяет ребенку накопить бесценный жизненный опыт, но с другой - травмирует его, если принятое решение ведет к осложнениям и конфликтам.

Бойко Ксения Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №2
Населённый пункт: Белгородская область, Валуйский район п.Уразово
Наименование материала: Статья
Тема: Проблема конфликтного поведения у детей дошкольного возраста.
Дата публикации: 31.10.2016
Раздел: дошкольное образование

Проблема конфликтного поведения у детей дошкольного возраста
Конфликт – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Конфликты, связанные с нарушением ребенком правил поведения в детском саду, конфликты эмоционально-личностных отношений, возникающие в процессе общения со сверстниками и проявляющиеся в фoрмe столкновений, стычек, споров и ссор, характерны в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками. Очевидно, что общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к малышу, они окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы. И все же общение, с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем не сравнимое удовольствие. Дошкольный возраст - особенно ответственный период в образовании, как возраст начального формирования личности ребенка. В это в р е м я в коммуникации ребенка co современниками есть довольно трудные отношения, существенное изображение его личности, влияющие на развитие Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, котoрые у них при этом возникают, может oказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками. В дошкольном возрасте мир ребенка уже как правило, неразрывно связано с другими детьми. И чeм старше становится ребенок, тeм большее знaчeниe для него приoбрeтают контакты со сверстниками. Очевидно, что oобщение ребенка с современниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от oобщения со взрослыми. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к малышу, они окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. С современниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы. И все же общение, с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем несравнимое удовольствие. Дошкольный период детства чувствителен для формирования в ребенке оснований коллективистских качеств, и также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не заложены в дошкольном возрасте, вся личность ребенка может стать дефектной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно. Однако в дошкольном возрасте на фоне благоприятной обстановки воспитания в детском саду могут создаваться условия, когда влияние среды становится «патогенным» для развития личности, поскольку ущемляет ее. Вот почему ранняя диагностика и профилактика конфликтных отношений, неблагополучия, эмоционального дискомфорта ребенка среди сверстников приобретают столь огромное значение. Незнание их делает малоэффективными все попытки изучения и построения полноценных детских отношений, а также
препятствует осуществлению индивидуального подхода к формированию личности ребенка. Дети приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными умениями и возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям педагога и сверстников и создает отношение к себе. В свою очередь требования и потребности окружающих находят разный отклик у самого ребенка, среда оказывается разной для детей, а в отдельных случаях - крайне неблагополучной. Неблагополучие ребенка в дошкольной группе может проявляться неоднозначно: как малообщительное или агрессивно- общительное поведение. Но независимо от специфики детское неблагополучие - очень серьезное явление, за ним, как правило, скрывается глубокий конфликт в отношениях со сверстниками, вследствие которого ребенок остается в одиночестве среди детей. Изменения в поведении ребенка - вторичные новообразования, далекие следствия первопричин конфликта. Дело в том, что сам конфликт и возникающие вследствие него негативные черты длительное время скрыты от наблюдений. Именно поэтому источник конфликта, его первопричина, как правило, упускается воспитателем, и педагогическая профилактика оказывается уже неэффективной Поэтому необходимо рассмотреть два типа конфликтов в дошкольниках, испытывающих трудности в общении со сверстниками: внутренние и внешние. Внешние очевидные конфликты у дошкольников порождаются противоречиями, возникающими при организации ими совместной деятельности или в процессе ее. Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей, однако за ее пределы, как правило, не выходят и не захватывают более глубоких пластов отношений. Поэтому они имеют пpeходящий, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного установления нормы справедливости. Внешние конфликты полезны, так кaк они представляют ребенку право на ответственность, на творческое решение трудной, проблемной ситуации и выступают в качестве peгулятора справедливых, полноценных отношений детей. Моделирование подобных конфликтных ситуаций в педагогическом процессе может рассматриваться как одно из эффективных средств нравственного воспитания. Внутренний кoнфликт возникает у дошкольников в условиях их ведущей игровой деятельности и большей частью скрыт от наблюдения. В отличие от внешнего он вызывается противоречиями, связанными не с организационной частью деятельности, а с самой деятельностью, с ее сформированностью у ребенка, противоречиями между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах игры ребенка и сверстников. Такиe противоречия не могут преодолеваться детьми без помощи взрослых. В условиях этих противоречий ущемляется внутренний эмоциональный комфорт ребенка, его положительное эмоциональное самочувствие, он не может удовлетворить своих существенных пoтpeбнoстeй, искажаются не только деловые, но и личностные отношения, возникает психологическая изоляция от сверстников. Функция внутренних кoнфликтoв сугубо отрицательная, они тормозят становление полноценных, гармонических отношений и формирование личности. Каждый ребенок занимает в группе сверстников определенное положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Степень популярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности.
Общение с детьми - необходимое условие развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского. В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики все большее значение придается детской коллективной деятельности на занятиях, как средству нравственного воспитания. Совместная дeятельнoсть объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать жeлaниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результат

Список литературы
1 . Анцупов А.Я. Введение в конфликтологию./ А.Я. Анцупов А.Я., А.А. Малышев – М.: МАУП. 2006 – 551 с. 2 . Абрамова Г.С. Возрастная психология: Уч. пособие д л я вузов./ Г.С. Абрамова – М.: Аспект Пресс. Деловая книга. 2000. – 823 с. 3 . Ананьев Б.Г. Структура личности. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. / Сост. Куликов А.В. – С П б. : Изд. «Питер», 2000. – с.91-95. 4. Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. / В.В. Абраменкова – М.: Гардарики. 2004 – 89 с. 5 . Антонова Т. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. //Дошкольное воспитание.- 2005. - №10. 6 . Березин С.В. Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта // Вопросы психологии. – 2001 – № 2. – С.2–5.

Отмечено, что человек, владеющий набором стилей поведения в конфликте, обладает более выраженным преимуществом, позволяющим адаптироваться к ситуации и найти оптимальный путь ее решения.

В детских потасовках (в старшем дошкольном возрасте) ребенок получает первый опыт противоборства, впервые реализует различные тактики поведения в конфликте. Выбору и предпочтению какой-либо из них в немалой степени способствует пример и указания взрослых.

Примерами тому могут служить фразы:

«Что ты жалуешься да нюни распускаешь? Постоять, что ли, за себя не можешь?»

«Всегда можно по-хорошему договориться, а не толкаться. Надо вежливо сказать или попросить. Помнишь волшебное слово? »

«Чтобы я больше такого не видела. Разбирайтесь сами, нечего мне ходить и жаловаться, а то нашлепаю и правым, и виноватым и по разным углам поставлю».

В таких высказываниях происходит своеобразное программирование детей взрослыми. Через восприятие оценок взрослых складывается представление детей о нормах социального взаимодействия. Поэтому родителям, воспитателям важно быть особенно внимательными и осторожными в своих высказываниях. Взрослые должны уметь предвидеть возможные последствия необдуманных суждений в адрес детей и с детства закладывать в них стремление к партнерству, сотрудничеству и взаимопомощи.

В разрешении конфликтов между детьми воспитателю необходимо обратить внимание на то, как ведут себя дети в ситуации разногласий, а для этого целесообразно опираться на психологическую модель психолога К. Томаса, которая позволяет определить предпочитаемый стиль поведения ребенка в конфликте, или модель, предлагаемую группой американских психологов1.

В рамках предлагаемой модели К. Томаса конфликтное поведение выстраивается в пространстве, заданном системой координат, интерпретируемой следующим образом:

По вертикальной оси указывается степень настойчивости в удовлетворении собственных интересов, представляемая как важность результатов;

По горизонтальной оси - степень уступчивости в удовлетворении интересов других партнеров, представляемая как важность отношений. В данной модели различают пять основных стратегий (форм, стилей, тактик) поведения (рис.1)

Основные подходы в разрешении конфликтов:

Приспособление

Сотрудничество

Компромисс

Избежание (уход)

Соперничество

Минимальная заинтересованность по обеим осям в точке пересечения образует стратегию избежание (ухода); максимальная по вертикальной оси образует приспособление; по горизонтальной - соперничество; сочетание максимальной заинтересованности по обеим осям обеспечивает сотрудничество и серединное положение соответствует компромиссу.

Стратегия (тактика) поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой ребенок может удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другого, действуя совместно или индивидуально. Выбор стратегии (тактики) поведения осуществляется под влиянием психологической установки (ориентации), которая включает когнитивные, мотивационные и моральные компоненты. Психологические ориентации возникают как под влиянием объективных характеристик каждой из сторон конфликта, так и в силу индивидуальных особенностей личности, обнаруживающих преимущественную склонность к выбору тех или иных стратегий взаимодействия.

Каждый ребенок может в какой-то степени использовать рассматриваемые формы поведения, но обычно имеется приоритетная форма. Американские психологи предлагают рассматривать поведение ребенка в конфликтной ситуации с позиций таких стратегий, как: «сглаживание», «уход, уклонение»,«конфронтация» («противопоставление, противоборство, столкновение», «соперничество») и «форсирование» («разрыв отношений»). Для интерпретации они используют образы животных, для которых некоторые особенности поведения являются характерными - это медвежонок, черепаха, сова, лиса и акула

Попытаемся сравнить формы (стратегии, тактики) поведения ребенка в конфликтной ситуации, используя эти образы.

Стратегия (тактика) «конфронтации» («конкуренции», «соперничества») - в конфликтологии и социальной психологии эта стратегия рассматривается как активная борьба индивида за свои интересы с применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей. Этот тип поведения жестко ориентирован на победу, не считаясь с собственными потерями, что можно определить выражением «прет напролом». Здесь имеет место настойчивое противоборство, соперничество, бескомпромиссное отстаивание своих интересов. Такая форма поведения может сформироваться у человека еще в детстве в силу индивидуально-психологических особенностей личности (темперамент, выраженность черт характера и т. д.), а также от условий его социального развития (семья, детский сад, школа). Следует отметить, что дети дошкольного возраста часто используют данную стратегию поведения в качестве защитного механизма, так как не владеют необходимыми навыками эффективного взаимодействия со сверстниками и конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

Американские психологи сравнивают поведение ребенка, использующего стратегию соперничества и противопоставления, с поведением совы.

В поведении ребенка такая стратегия проявляется:

В жестком контроле действий противника, соперника;

В постоянном и преднамеренном подавлении противника всеми доступными средствами;

В использовании обмана, хитрости, попыток завладеть положением, где «все средства хороши»;

В провокации соперника на непродуманные ответные действия и ошибки.

В детском возрасте могут сформироваться такие черты личности, как: ориентировка на сохранение того, что есть, боязнь нововведений, неоднозначных решений, боязнь критики своего поведения, стремление к подавлению и достижению власти, игнорирование коллективных мнений и оценок в принятии решений в критических ситуациях. Эти черты личности могут закрепиться и проявляться в будущем в преимущественном использовании стратегии борьбы.

Стратегия (тактика) «избежание» («ухода», «уклонения») - стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Предмет конфликта в этой ситуации не представляет особого значения как для одного, так и для другого его участника. Такой стиль поведения американские исследователи образно сравнивают с поведением черепахи. Она нетороплива, спокойна, медлительна, в случае опасности старается уползти или спрятать голову под панцирь. В некоторых странах черепаху считают символом мудрости.

Наблюдая за детьми в конфликтных ситуациях, обращает на себя внимание то обстоятельство, что один из соперников часто оказывается сильнее, напористее, а другой - слабее. Как правило, слабый ребенок уступает свои позиции более сильному или пытается уйти от конфликта. В других случаях так поступает ребенок, для которого предмет конфликта не важен. Кроме того, данная форма поведения выбирается тогда, когда ребенок не хочет отстаивать свои права, сотрудничать в конфликтной ситуации, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Такое поведение возможно, если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у ребенка не хватает настойчивости для решения конфликта в свою пользу. Стиль уклонения можно наблюдать у малоактивных, тихих, замкнутых детей. Для них важно сохранение и восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта; предмет разногласия для таких детей не значим, или случившееся их не особенно волнует. Они считают, что лучше сохранить добрые отношения с другими детьми, чем отстаивать собственную точку зрения, осознают, что правда может быть не на их стороне, чувствуют, что у них недостаточно качеств, необходимых для лидера, или шансов победить. В случае этой стратегии уместно вспомнить пословицу «И волки сыты и овцы целы ».

Следует отметить, что не всегда дети оказываются участниками конфликта по собственному желанию, а могут стать его «жертвой» в силу сложившихся обстоятельств. Позиция жертвы бывает, привлекательна для некоторых детей из-за определенных компенсационных факторов: жертва получает значительную поддержку со стороны; ей обильно сочувствуют; ей не нужно пытаться самой разрешить проблему, не надо брать на себя ответственность за последствия конфликта, так как за нее это сделают другие. Детям, использующим стратегию «черепахи», присуще желание выйти из ситуации «сухим из воды», не настаивая на своем, воздерживаясь от споров и возражений сопернику. Роль жертвы и неспособность ребенка выйти из нее, лежит в формирующейся установке на беспомощность и неспособность изменить обстановку. Стратегия ухода, уклонения в конфликтной ситуации может привести к тому, что ситуация загонится внутрь и будет способствовать развитию конфликта между двумя желаниями - сохранением отношений и достижением цели. И этот конфликт как бы смещается в другую плоскость, становится глубже и сложнее. А неразрешенный конфликт опасен для психики ребенка тем, что вытесняется в подсознание и проявляется в нарастании тревоги, вплоть до соматических заболеваний и невротических расстройств.

Характерные особенности поведения ребенка в стратегии «ухода (уклонения)»:

Отказывается вступать в диалог, применяя тактику демонстративного ухода;

Избегает применения силовых приемов;

Не понимает и отрицает серьезность и остроту ситуации;

Систематически медлит в принятии решений, всегда опаздывает, так как боится делать ответный ход. Это ситуация упущенных возможностей.

Ресурс личности: чувство времени, умение держать паузу, выдержка и самоконтроль.

Характерные качества личности:

Застенчивость в общении;

Нетерпение к критике - принятие ее как атаки на себя лично;

Нерешительность в критических ситуациях, действует по принципу «Авось обойдется».

Стратегия (тактика) «компромисса» - суть ее заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане она несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Эта стратегия призвана урегулировать конфликтную ситуацию с целью сохранения и дальнейшего положительного развития межличностных отношений.

По мнению психологов, для этой стратегии характерен тип поведения, в котором сочетаются осторожность, хитрость, обходительность и лесть, что очень свойственно лисе. Взвешенность, сбалансированность и осторожность - основная установка этого типа поведения. Дети, используя данную стратегию, действуют по принципу: «Я уступлю немного, если ты тоже готов уступить». Компромисс предполагает, что действия участников конфликта регулируются за счет взаимных уступок, выработки промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Кроме того, для ребенка одинаково значимы и личные цели, и взаимоотношения со сверстником, которые он стремится в любом случае нормализовать. Следует отметить, что для детей при компромиссном решении проблемы, разделение ответственности или предмета конфликта поровну нередко воспринимается как самое справедливое решение.

Тактические действия «лисы» можно наблюдать не только в конфликтах между детьми, но и в их взаимоотношениях. Данный стиль поведения ребенка проявляется:

В умении торговаться, в интересе к тем, кто также умеет торговаться;

В использовании обмана, лести для подчеркивания не очень выраженных качеств противника (манипуляции);

В ориентировании на равенство в дележе, действиях по принципу: «всем сестрам - по серьгам».

Ресурс личности:

Хорошая ориентация в ситуации;

Постоянный анализ;

Игровой стиль поведения.

Основные подходы в разрешении конфликтов Характеристика качества личности:

Осторожность в оценке, критике, обвинениях в сочетании с открытостью;

Настороженное отношение к критическим оценкам других людей;

Ожидание мягких формулировок, красивых слов.

Желание, чтобы окружающие не выражали свои мысли слишком открыто и резко.

Стратегия (тактика) «приспособление» («уступчивости», «сглаживания») - характерной чертой данной стратегии является то, что участник конфликта действует совместно с другой стороной, но при этом не пытается отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления благоприятного микроклимата в группе. Иначе говоря, человек, принимающий стратегию уступки, низко ценит свои собственные интересы и жертвует ими в пользу соперника.

Рассматриваемый стиль отчасти напоминает стиль уклонения, но это разные стили. Их отличие состоит в том, что при уклонении ребенок не подстраивается под другого ребенка, ничего не делает для удовлетворения его интересов. Он просто отстраняется и «отталкивает» от себя проблему. Приспосабливаясь к ситуации, он действует со сверстником совместно и при этом подлаживается под него, практически соглашается делать то, что хочет от него другой ребенок. В определенной степени ребенок поступается своими интересами, изменяет под другого свою позицию.

Для наглядности поведение в стратегии «приспособления» «уступки» психологи ассоциируют с поведением медвежонка, который дает ощущение тепла и мягкости. Другими словами, ребенок руководствуется принципом поведения: «Все, что вы хотите - только давайте жить дружно». Такая установка на доброжелательность возможна за счет собственных потерь. Здесь важно учитывать соотношение сил противников. Если соотношение сил не в пользу одной из сторон, принимающей участие в конфликте, и у нее мало шансов на победу, а дальнейшая борьба не имеет смысла, то у ребенка может произойти переориентация на установку, девиз которой - «Сдаюсь на милость победителя». Таким образом, стратегия «приспособления», «уступки» в конфликте используется ребенком, если ситуация не особенно для него значима и важнее сохранить хорошие отношения с соперником, чем отстаивать свои собственные интересы.

Действия ребенка, ориентированного на стратегию «приспособления» (уступки, сглаживания) следующие:

Систематическое согласие с требованиями противника, т. е. максимальные уступки (если это тактика);

Демонстрация непритязания на победу или серьезное сопротивление - если говорится: «Мне ничего не надо!», то иногда это воспринимается окружающими как: «Мне надо все!»;

Давление на совесть, нравственные качества;

Потакание противнику, лесть.

Если эта стратегия поведения укоренится у ребенка, то в дальнейшем она может привести к развитию конформистского стиля поведения в целом, который сопровождается отсутствием собственного мнения в сложных ситуациях, желанием всем угодить, никого не обидеть, чтобы не было раздоров и столкновений, уходом от острых вопросов, непоследовательности в суждениях. Такой ребенок может попасть под влияние лидеров групп социальной и асоциальной направленности, и его поведением смогут манипулировать.

Стратегия «форсирования» («разрыва отношений») - эта стратегия часто используется детьми дошкольного возраста в конфликтной ситуации как ответная реакция на действия соперника, в результате которых у каждого возникает ощущение глубокой обиды и ущемления его собственных интересов.

Зарубежные исследователи проводят аналогию тактических действий ребенка, приводящих к разрыву отношений с поведенческими характеристиками «акулы». Для акулы характерна тактика нападения, атаки, непредсказуемость действий и неожиданность.

В реальной ситуации ребенок, особенно с признаками агрессии, стремится настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы. Он использует силовое давление, может занимать жесткую позицию непримиримого антагонизма в случае сопротивления с другой стороны, а также использовать такие способы, как: давление на соперника, принуждение, особенно когда чувствует зависимость другого, воспринимает конфликтную ситуацию как вопрос победы или поражения. Иногда стремится перекричать соперника и применить физическое насилие. Ребенок, демонстрируя свою обиду, может дуться, испытывая при этом моральное давление. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить соперника принять свою точку зрения любой ценой, при этом ребенок не интересуется мнением других, обычно ведет себя агрессивно, для влияния на других детей пользуется своим авторитетом и правами лидера, путем принуждения, а порой криками и плачем. Взрослый использует такую стратегию поведения, когда для него очень важен предмет конфликта. Для детей, как правило, предмет конфликта рассматривается с учетом только собственных интересов, а интересы сверстника игнорируются, т. к. одной из важных характеристик дошкольного возраста является явление эгоцентризма (т. е. неумение поставить себя на место другого). В этом случае конфликтная ситуация может настолько обостриться, что единственным выходом из нее является разрыв отношений между детьми, причем этот разрыв отношений, как правило, характеризуется своей непродолжительностью («не дружу до вечера», «не дружу до первой интересной игры…»).

В отличие от психологической модели, характеризующей стили поведения детей в ситуации конфликта, разработанной группой американских психологов, в модели К. Томаса рассматривается стратегия, противоположная «разрыву отношений» - это «сотрудничество». Автор считает целесообразным (в контексте поставленной задачи) рассмотреть данную тактику поведения «сотрудничества», которая может быть эффективной в конфликтных ситуациях между детьми (при условии обучения их данной стратегии) и использует для описания и интерпретации данной стратегии образ дельфина.

Стратегия (тактика) «сотрудничества» - характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений. Она является самой сложной для анализа, так как включает в себя все другие стратегии и отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему. Безусловно, детям дошкольного возраста очень трудно овладеть навыками сотрудничества, т. к. они, в силу своих возрастных особенностей, не воспринимают сверстника, обладающего своим внутренним миром, как равноправного партнера по общению и деятельности.

В образном представлении поведения в данной стратегии можно сослаться на поведение дельфина, который отличается высоким уровнем интеллекта, а также рациональностью и здравым смыслом.

Дети дошкольного возраста, которые могут выразить свою позицию в конфликте, открыто признать противоречия в своих интересах и интересах соперника, встречаются редко. Тем не менее, ребенок, который ориентирован на сотрудничество, отличается от других своей способностью к рассуждениям, умозаключениям (их порой называют «старичками»), к мирному урегулированию конфликтной ситуации и имеющихся противоречий. Совместно с другими участниками конфликта и с помощью взрослого, в ходе открытого обсуждения, ребенок может не только соглашаться, но порой найти и предложить свой вариант общего решения, полностью удовлетворяющего всех. Принцип данной стратегии: «Давай оставим взаимные обиды. Я предпочитаю… А ты?». Ребенок, используя стратегию «сотрудничества» с целью удовлетворения своих интересов и отстаивая собственные интересы, должен быть, вынужден принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Выбирая данную стратегию, ребенок несколько напоминает взрослого, готового к ведению переговорного процесса, поиску альтернатив и конструктивному разрешению конфликта.

Особенности поведения ребенка в стратегии «сотрудничества»:

Участвует в обсуждении проблемы, при этом открыто и правдиво высказывается по поводу причины возникшего конфликта, не лукавит, не ябедничает, настойчиво доказывает свою правоту в определении предмета конфликта;

Не претендует на власть, но проявляет качества лидера, быстро забывает обиды и восстанавливает дружеские отношения;

Может принимать советы со стороны сверстников и взрослых и действовать в соответствии с ними.

Данный вид взаимодействий требует от детей (не только участвующих в конфликте) определенной поведенческой культуры. Поэтому очень важно учить ребенка приемам сотрудничества с детства (уметь объяснить свои желания, выразить свои претензии, выслушать друг друга, с уважением отнестись к точке зрения другого).

В условиях специального дошкольного воспитания, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения.

На развитие личности ребенка влияет группа сверстников. Именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения.

За период дошкольного детства ребенок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях с взрослыми и детьми. Ребенок осваивает правила адекватного лояльного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с этими правилами.

Социализация или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Развитие детей в семье, круг интересов родителей, их интеллектуальный уровень, позволяют ребенку приобрести первоначальный жизненный опыт, элементарные знания, необходимые для нормального формирования сознания, продуктивной умственной деятельности.

Лишение ребенка любви и участия взрослого, содержательного общения приводит к заторможенности эмоциональной сферы, а в следствие этого и к задержке психического развития ребенка, к потере интереса к окружающей жизни.

При благоприятных условиях развития устойчивые отрицательные эмоциональные состояния нехарактерны для маленьких детей. При неблагоприятных - у ребенка возникают устойчивые негативные эмоциональные состояния, и развивается устойчивое негативное эмоциональное отношение к определенным сторонам жизни или к людям. Это приводит к развитию у ребенка нежелательных черт характера (мнительность, тревожность, трусливость и т. п.) .

И поэтому первоначально только семья с ее своеобразным присущим психологическим климатом (общим эмоциональным настроением его членов) оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка - определенное психическое состояние, от которого существенным образом зависит то, как ребенок будет относиться к окружающей действительности, к людям, к сверстникам и к самому себе .

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматическая картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все эти отношения остро переживаются участниками и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения с взрослым .

Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Определить появления нарушений эмоциональной сферы можно по следующим признакам:

Нарушение, какой либо сферы личности, психики ребёнка всегда оказывает негативное воздействие на другие сферы, в результате чего те деградируют, либо замедляют своё развитие.

Нарушение проявляется в поведении, его можно опознать при наблюдении: трудновоспитуемость, непослушание, агрессия, капризность, упрямство, проявляющиеся не в критические возрастные периоды.

Психические нарушения приводят к социальной дезадаптации: к сужению круга людей, с которыми ребёнок может нормально взаимодействовать.

Психические нарушения оказываются барьером на пути воспитательных воздействий. Задача устранения нарушений оказывается первичной, по отношению к собственно воспитанию.

Нарушения психики и личности часто приводят к психосоматическим заболеваниям .

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения:

Неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстро возбудимых детей. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Негативные эмоции детей в этом случае могут быть вызваны как серьёзными причинами, так и самыми незначительными. Их эмоциональная несдержанность и импульсивность приводят к разрушению игры, к конфликтам и дракам. Вспыльчивость - скорее выражение беспомощности, отчаяния, чем агрессии. Однако эти проявления ситуативны, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению.

Повышенная агрессивность детей, выступающая как устойчивое качество личности. Исследования и многолетние исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остаётся устойчивой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Гнев перерастает в нарушение при постоянном, агрессивном поведении родителей, которым подражает ребёнок; проявлении нелюбви к малышу, из-за чего формируется враждебность к окружающему миру; длительных и частых негативных эмоций.

Среди причин, провоцирующих агрессивность детей, выделяются следующие:

Привлечение к себе внимания сверстников;

Ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть своё превосходство;

Защита и месть;

Стремление быть главным;

Необходимость овладения желанным предметом.

Проявления выраженной склонности к агрессивности:

Высокая частота агрессивных действий - в течение часа наблюдений такие дети демонстрируют не менее четырёх актов, направленных на причинение вреда сверстникам;

Преобладание прямой физической агрессии;

Наличие враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели, а на физическую боль или страдание сверстников.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку.

Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребёнок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое надо устранить. Агрессивный ребёнок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, он приписывает другим негативные намерения и пренебрежение к себе .

Всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство - невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать их чувства.

Обидчивость - устойчивое негативное отношение к общению. Обида проявляется в тех случаях, когда ребёнок остро переживает ущемлённость своего "Я". К этим ситуациям относятся следующие:

Игнорирование партнёра, недостаточное внимание с его стороны;

Отказ в чём-то нужном и желанном;

Неуважительное отношение со стороны других;

Успех и превосходство окружающих, отсутствие похвалы.

Характерной особенностью обидчивых детей является яркая установка на оценочное отношение к себе и постоянное ожидание положительной оценки, отсутствие которой воспринимается как отрицание себя. Всё это приносит ребёнку острые болезненные переживания и препятствует нормальному развитию личности. Поэтому повышенную обидчивость можно рассматривать, как одну из конфликтных форм межличностных отношений.

Замкнутость - нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими людьми, возрастании трудности установления новых социальных отношений.

Причинами этого нарушения могут быть: длительный стресс, недостаток эмоционального общения, индивидуальные патологические особенности эмоциональной сферы.

Замкнутость качественно отличается от застенчивости, но в поведенческом плане они бывают похожи.

Особенности поведения застенчивых детей:

Избирательность в контактах с людьми: предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми и отказ или затруднения в общении с посторонними людьми, что вызывает эмоциональный дискомфорт, проявляющийся в робости, неуверенности, напряжении; страх любых публичных выступлений;

Повышенная чувствительность к оценке взрослого. Удача вдохновляет и успокаивает, малейшее замечание вызывает новый всплеск робости и смущения;

Дисгармония в общей самооценке. С одной стороны, ребёнок имеет высокую общую самооценку, а с другой - сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых.

Стеснительность является следствием несформированности социальной компетентности. Её коррекция заключается в обучении ребёнка навыкам общения, умению воспринимать и интерпретировать поведение другого человека.

Тревожность, патологический страх, которые препятствуют общению, развитию личности, психики, приводят к социальной дезадаптации.

Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребёнка, тем вероятнее возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия с внешним миром. Ребёнок становится малоконтактен, тревожен, испытывает разнообразные стойкие страхи, либо, наоборот, становится агрессивен и вспыльчив.

Демонстративность как устойчивая личностная особенность. Такое поведение детей выражается в стремлении привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Отношения являются не целью, а средством самоутверждения.

Представления о собственных качествах и способностях демонстративных детей нуждаются в постоянном подкреплении через сравнение с другими. Ненасыщаемая потребность в похвале, в превосходстве над другими становится главным мотивом всех действий и поступков. Такой ребёнок постоянно боится оказаться хуже других, что порождает тревожность, неуверенность в себе. Поэтому важно вовремя выявить проявление демонстративности и помочь ребёнку в её преодолении.

Особенности детей с нарушением социальной компетентности .

Сравнивая разные типы проблемных детей, можно видеть, что они существенно отличаются по характеру своего поведения: одни постоянно конфликтуют, другие спокойно сидят в стороне, третьи всеми силами пытаются привлечь к себе внимание, четвёртые прячутся от посторонних глаз и избегают всяких контактов.

Однако, несмотря на эти очевидные различия в поведении, в основе почти всех межличностных проблем выступают сходные внутриличностные основания. Суть этих психологических проблем определяется фиксацией ребёнка на своих качествах (на оценке себя), он постоянно думает о том, как его оценивают окружающие, остро аффективно переживает их отношение. Эта оценка становится главным содержанием его жизнедеятельности, закрывая весь окружающий мир и других людей. Самоутверждение, демонстрация своих достоинств или сокрытие своих недостатков становится ведущим мотивом его поведения. Дети с гармоничным, бесконфликтным отношением к сверстникам никогда не остаются безразличными к действиям сверстника. Именно они пользуются наибольшей популярностью в детской группе, так как могут помочь, уступить, выслушать, поддержать чужую инициативу. Бесконфликтные дети не делают защиту, утверждение и оценку своего Я специальной и единственной жизненной задачей, что обеспечивает им эмоциональное благополучие и признание других. Отсутствие этих качеств, напротив, делает ребёнка отвергаемым и лишает симпатии сверстников.

Однако в дошкольном возрасте негативные отношения к сверстникам нельзя рассматривать как окончательно сложившиеся и закрытые для каких-либо изменений. Развитие межличностных отношений и самосознания ребёнка ещё интенсивно продолжается. На этом этапе, возможно, преодолеть различные деформации в отношениях с другими, снять фиксацию на самом себе и помочь ребёнку полноценно прожить разные этапы возрастного развития.

Конфликт в дошкольном возрасте - это определённый тип отношений ребёнка со сверстниками. О.Н. Нифонтова выделяет причины возникновения конфликтных ситуаций у детей:

Отсутствие или недостаточное развитие игровых умений и навыков общения;

Неблагоприятная семейная обстановка;

Личностная предрасположенность к конфликту.

Обобщив результаты исследований многих педагогов и психологов, можно выделить основные показатели, раскрывающие протекание процесса социализации детей дошкольного возраста:

Поло-ролевое поведение (выбор игр и игрушек, ролевые предпочтения в играх, стиль общения с взрослыми и сверстниками);

Способность разрешения конфликтов (доминирование, равенство, подчинение);

Самосознание (знание и принятие своего пола, имени, возраста, внешности, социальной роли);

Самооценка (завышенная адекватная - неадекватная, средняя, заниженная);

Усвоение социальной информации (знание структуры, традиций, домашнего обихода своей семьи; обширный словарный запас и т. д.) .

Выводы к главе 1

1. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Вся деятельность дошкольника является эмоционально насыщенной. Все, во что включается ребенок -- игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., -- должно иметь эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.

Расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций как сочувствие другому, сопереживание, -- без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей

2. Развитие детей в семье, круг интересов родителей, их интеллектуальный уровень, позволяют ребенку приобрести первоначальный жизненный опыт, элементарные знания, необходимые для нормального формирования сознания, продуктивной умственной деятельности.

Социальное развитие детей по-настоящему может осуществляться лишь в эмоциональном контакте со взрослыми. От качества общения зависят полноценное развитие ребенка и его положительное эмоциональное самочувствие среди близких в семье.

3. Конфликт в дошкольном возрасте - это определённый тип отношений ребёнка со взрослыми и сверстниками. Выделяют причины возникновения конфликтных ситуаций у детей: отсутствие или недостаточное развитие игровых умений и навыков общения; неблагоприятная семейная обстановка;