Особенности формирования и воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Формирование толерантности у детей дошкольного возраста

Воспитание толерантности начинается в семье. Основная роль в воспитании толерантности принадлежит родителям. Толерантные родители понимают, что их взаимоотношения с ребенком и их отношение к окружающему миру станут частью его мировоззрения и мироощущения. Через свой собственный опыт взрослые знакомят детей с правилами общежития.

Воспитывая ребенка соответственно своему представлению, родители встречаются с трудностями. Каждый человек проходит цепочку возрастных кризисов. Ему приходится меняться, узнавать что-то новое о мире. Это служит его взрослению и социализации. Переходные процессы развития ребенка накладывают большую ответственность и требуют большого терпения от близких людей.

Что означает слово толерантность?

Толерантность – это способность человека позитивно реагировать на окружающие его социальные различия.

Обратите внимание!!!

Благодаря этой хитрости Ваш компьютер после каждой перезагрузки будет в идеальном состоянии. Если компьютер настроен в соответствии с нашими рекомендациями, что бы не произошло с вашей операционной системой и файлами, его достаточно перезагрузить и он снова будет работать, как и раньше.

В обществе не наблюдается единства в понимании толерантности. Мнения людей о том, что такое толерантность и каковы ее границы, расходятся. По одной точке зрения, толерантность – свойство личности, по другой – навыки поведения.

Не так легко находиться в таких социальных образованиях, как «семья», «школа», «класс», «село», «город», «страна». Объектом нетерпимости в детской среде могут быть национальная, этническая, половая, социальная, религиозная принадлежность, особенности внешнего вида, привычки, увлечения…

Толерантным отношениям и установкам должна способствовать, прежде всего, атмосфера семьи. Ребенок подражает тому, что видит. В детском возрасте он еще не может отличить добра от зла, хорошего от плохого. Ему еще не ясно, кто он и как он должен вести себя в разных ситуациях. Малыш ищет способы самоутверждения: «меня должны бояться, я должен быть сильным».

Истинное семейное воспитание заключено в отношении к людям. Этот дар может быть получен в семье с низким, средним и высоким достатком. Независимо от материального положения семья может нести бездну жестокости, унижения, абсолютного цинизма, права силы… Малыш впитывает в один миг неверие в мир, ненависть к людям, отвращение к красоте. В будущем ребенок может стать всяким. У всех разные возможности развития. За хорошее воспитание многие принимают хорошие манеры, хорошие знания, словом, все что угодно, кроме мировоззрения.

Чувства ребенка не должны быть искаженными. Детское мышление должно согласовываться с чувством сострадания к людям, их проблемам.


Нельзя забывать, что большую часть зла творят равнодушные родители. Враждебное отношение ребенка к миру возникает от пустоты их души. Задача родителей – проживать вместе с ребенком его жизнь, чтобы наполнить детскую душу хорошим содержанием.

Взрослые должны дать детям возможность понять свою значимость, свою роль в семье, свою индивидуальность. Ребенок, не познавший родительскую любовь, не раскрывший себя, как личность, не сможет адекватно воспринимать окружающих его людей.

Именно добрые семейные отношения семьи влияют на формирование толерантности у ребёнка.

Очень часто родители не проявляют толерантности по отношению к старикам и показывают детям дурной пример. С детства помню своих соседей, которых осуждали мои родители и родственники за единственный неправильный поступок. Этих людей и их детей уважали, восхищались их трудолюбием, отношением к людям, друг к другу… Но однажды у них заболел дедушка. Дочь отказалась от отца, который нуждался в уходе. Дедушку отвезли в дом престарелых, где он и умер.

Есть восточная семейная притча:

В одном городе жила большая семья. Старый дедушка доставлял своим детям немало хлопот: перепутывал день с ночью, забывал закрывать калитку, опрокидывал на себя еду… Снохе надоело терпеть старого человека в своем доме, и она предложила мужу посадить выжившего из ума старика в корзину и отнести подальше в лес. Муж пошел за корзиной, а сын говорит ему:

— «Папа, не забудь принести корзину обратно».

— «А зачем она тебе?» — спросил отец.

— «Она мне пригодится, ведь когда-нибудь вы с мамой состаритесь».

Взрослые люди делят родительское имущество при живых родителях, выживают их из собственных квартир, забывая о кровном родстве и морали. Родительское презрение к людям с ограниченными физическими возможностями, к старикам дети принимают как норму поведения.

С какого возраста воспитывается толерантность?

С раннего детства ребенок усваивает некие нормы, заставляющие его поступать хорошо или плохо. Чуть ли не с первых месяцев он разделяет людей на своих и чужих.

Как формируются морально-нравственные установки, определяющие понятия «свой», «чужой»?

Трехмесячный малыш явно отдает предпочтение лицам своей национальности и пугается людей с ярко выраженными чертами другой расы. Трехлетние дети, не задумываясь, будут поддерживать только своих, вступать в отношения с теми, кого считают близкими или равными себе, не пытаясь разобраться в ситуации. Из страха они отказываются от игр и общения с незнакомыми и малознакомыми сверстниками.

В пятилетнем возрасте дети хорошо понимают, кто в данной ситуации является агрессором и жертвой, кого следует пожалеть и поддержать, а кого наказать.


Младший подросток 7-9 лет способен объяснить свой выбор и предложить свою позицию. Для него важна реакция окружающих, их оценка его поступка, его точки зрения. Он приобретает пока еще субъективный нравственный опыт, учится сотрудничать, проходит социализацию. Его отличает готовность принять чужую позицию, изменить свое первое ошибочное представление о своих одноклассниках, друзьях.

В 10-11 лет подросток начинает осознавать, что бывают случаи, когда чужой человек нуждается в помощи больше, чем свой.

Не секрет, что не все люди проявляют сочувствие и справедливое отношение к своим и чужим.

Маленькие дети руководствуются только чувствами и эмоциями. С возрастом они учатся разбираться в ситуации, обосновывать выбор, контролировать эмоции. Пик прагматизма достигается в юности.

В зрелые годы и ближе к старости людям свойственна сентиментальность, сочувствие, милосердие.

Психологические наблюдения

Психологи утверждают, что человек, который активно помогает близким, никогда не оставит без помощи незнакомых ему людей.

Выявлено, что в состоянии стресса готовность человека защищать чужого уменьшается.

Готовность человека помогать другим убывает с увеличением материального достатка, которым он обладает.

Это нужно знать

У разных авторов толерантность определяется по-разному: как одобряемое поведение и отказ от навязывания точки зрения одного человека другим людям (Н. Эшфорд), как принятие соглашения о «правилах игры» (Дж. Салливан, Дж. Пьересон, Дж. Маркус), как способ, выражающийся в уважении точки зрения другого человека (Л. Г. Почебут), как определенное качество взаимодействия (М. Мацковский), как особые отношения (С. К. Бондырева).

Литература предлагает подходы к толерантности как к механизму общения, ценностной ориентации, форме социального взаимодействия, культуре ведения диалога, профессионально-значимом качестве специалистов, работающих с людьми – педагогов, врачей, психологов, политиков, представителей торговли.

Детский психолог К. Арутюнова предложила разным возрастным детским группам решить сложную дилемму: поезд неминуемо собьет 5 человек, которые оказались на его пути. Однако можно перевести стрелку и тогда пострадает один человек, идущий по рельсам. Детям предстояло выбрать только один из вариантов. Они выбирали в основном второй вариант. Ответы менялись в противоположную сторону с предложенным уточнением: тот один – ваш родственник.

Дилемма была усложнена: на мосту стоит очень толстый человек. Можно подтолкнуть его, он упадет на рельсы, поезд остановится и пятеро спасутся. В выборе ответа наблюдались колебания в связи с тем, что предлагалось толкнуть человека, а не просто перевести рычаг.

С изменением ситуации менялось решение дилеммы. У детей было достаточно времени на раздумья. Умение принимать разумные решения приходит с опытом и очень важно передать детям этот опыт.

Что такое интолерантность?

К крайним проявлениям интолерантности относятся этническая нетерпимость, терроризм, экстремизм, ксенофобия. Различают открытую интолерантность, которая возникает в управленческих, межконфессиональных отношениях и скрытую интолерантность (гендерная, межэтническая, профессиональная). Политическая же интолерантность выражается как в открытой, так и в скрытой форме.

В нашей жизни мы сталкиваемся с интолерантностью взрослых по отношению к молодежи, их сленгу, субкультурам, увлечениям, привычкам и манерам… Не всегда проявляется понимание, терпимость и снисходительность к подростковым интересам и странностям. Многое зависит от родительской позиции, их умения противостоять трудностям, умения оценить различные стороны жизни, умения общаться с ребенком.

  • С раннего возраста ребенок должен понимать, что рядом с ним есть дети других национальностей, у которых необычные имена и которые разговаривают на другом языке.
  • Младший школьник должен знать, что люди живут в разных странах и говорят на разных языках. Важно объяснить ему, что не всем людям живется хорошо в своих странах, и они вынуждены покидать родину и менять место жительства. Необходимо учить ребенка быть открытым, уважать достоинства лиц другой национальности, уметь вести конструктивный диалог.
  • Воспитывайте в ребенке тактичное отношение к престарелым людям, к соседям, одноклассникам.
  • Учите уважать разные характеры, темпераменты, манеры поведения, школьные порядки. Не позволяйте детям обижать слабых.
  • Объясните ребенку, почему нельзя использовать в общении обидные клички (связанные с национальностью или физическим недостатком), искать «козла отпущения», решать проблемы с помощью кулаков.
  • Учите детей уважать религиозные взгляды других, взаимодействовать с людьми, имеющими разное мировоззрение, уважать чужие традиции и обычаи. Объясните детям то, что неуважение чужой культуры способствует разобщению и возникновению конфликтов между людьми.

Толерантное отношение к людям должно стать естественной потребностью современного человека. Нельзя растить детей, отягощенных национальными проблемами, предвзятым отношением к другим. Проблемы толерантности можно было бы избежать, если бы взрослые развивали в себе толерантное отношение к другим и прививали это качество своим детям.

Уважаемый читатель! Как вы считаете, что может повлиять на снижение уровня интолерантности в нашем обществе? Каким образом необходимо формировать и развивать толерантность в наше время?

Наталья Николаевна Шаброва, воспитатель 1-й квалификационной категории МБДОУ детский сад № 136 «Полянка» г.Ульяновск

Толерантность - это терпимость к чужому мнению, вере, традициям, образу жизни и поведению. Толерантность очень широкое понятие. Это понятие охватывает все сферы жизни и деятельности человека. Сегодня перед педагогами в дошкольных образовательных учреждениях нашей страны стоит важная задача. Необходимо воспитать человека, члена общества, который сумеет уважать, без вражды терпеливо и осознанно относиться к чужому мнению.

В основе толерантности лежат идеи гуманизма. Гуманизм (от лат. humaniis - человеческий, человечный) , в широком смысле - исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. Существуют различные мировоззрения, противоположные взгляды на одну и ту же проблему, поведенческие нормы.

Мы (люди) все разные, но именно этим зачастую и интересны друг другу. Не может быть толерантным (терпимым) человек, который плохо знает историю, обычаи и традиции своего народа. Только хорошо познав себя и свой народ можно с уверенностью говорить об уважении других народов. Но это не означает, что толерантный человек должен полностью отринуть собственное я, ущемить свои интересы. Толерантность – это, прежде всего, обоюдное соблюдение личных интересов каждого не ущемляя при этом ни одну из сторон взаимоотношений. Соблюдение собственных интересов при неукоснительном уважении интересов и позиций других людей. Именно это и является истинной толерантностью в обществе.

Воспитывая ребёнка, мы взращиваем личность, которая в скором времени станет полноправным, активным участником общественных отношений. Большое внимание при воспитании толерантности у детей следует уделять социальной действительности. Воспитатель должен чётко представлять семью, окружение, в котором растёт ребёнок. Необходимо выяснить круг общения дошкольника. Какие сложились взгляды на действительность и взаимоотношения дома (в семье) , а также в среде сверстников, окружающих ребёнка. Всё это требует от воспитателя (педагога) скрупулёзной кропотливой работы. Зачастую именно от этой подготовительной работы зависит большая доля успеха.

В арсенале воспитателя при воздействии на интеллектуальную сферу ребёнка имеется действенный метод. Имя этому методу – убеждение. Разумно, аргументированно доказывая ребёнку, необходимость толерантного поведения педагог продвинется значительно дальше в своей работе. Убеждение в купе с набором разумных доказательств (иллюстраций) побуждает ребёнка сначала задуматься о необходимости толерантного поведения, а затем и следовать по жизни этим путём. В помощь воспитателю Библия с её притчами, богатейшая русская литература и литература народов России, художественные произведения и т.п. сверхзадача воспитателя состоит в том, чтобы ребёнок пришёл от убеждения к самоубеждению, внутреннему убеждению, к логическим выводам, и, как итог, к формированию собственной системы взглядов.

Очень важно в процессе воспитания толерантности сформировать у ребёнка яркие запоминающиеся образы, ассоциации. Они должны быть неразрывно связаны с нормами либо отклонениями от норм поведения. Характер нравственных переживаний может быть самым разным: от жалости и сострадания до стыда.

Внушение остаётся одним из действенных методов воспитания. Внушение влияет на эмоциональную составляющую ребёнка. Через внушение в сознании ребёнка закрепляются поведенческие стереотипы, складываются суждения, определяющие отношение к окружающим. Внушение имеет большое значение в формировании толерантности. В помощь воспитателю цитаты из Библии, речёвки, лозунги и т.п.

Воспитатель должен умело и очень тонко использовать метод стимулирования в процессе воспитания толерантности. Не стоит забывать, что позитивная оценка поведения одной группы детей не всегда может быть понята другой группе. В результате может возникнуть непонимание действий воспитателя.

Учёными доказано, что своё отношение к другому человеку формируется у ребёнка, начиная с 4-летнего возраста. Среда, в которой ребёнок живёт и воспитывается, приобретает большое значение. Воспитателю нужно ближе познакомиться с условиями жизни ребёнка в семье, понять микроклимат семьи. Для ребёнка особенно в этом возрасте важен личный пример взрослого. Воспитание собственным примером выходит зачастую на первое место. От того, как воспитатель установит контакт с родителями (семьёй) ребёнка во многом зависит успех его миссии. В основе это взаимодействия родителей и воспитателя должно лежать взаимоуважение, взаимопонимание, поддержка, терпение и терпимость в самом широком смысле этого понятия. Воспитатель может использовать для целей знакомства с семьёй ребёнка различные методы: анкетирование, проведение семейных конкурсов в рамках детского сада, района, города или посёлка. Необходимо периодически проводить не только родительские собрания, но и индивидуальные встречи с родителями. В ходе встреч-бесед с родителями должны сформироваться доверительные отношения, которые в последующем окажут неоценимую помощь в деле воспитания толерантности у дошкольника. Без помощи и поддержки семьи сам процесс воспитания толерантности у ребёнка максимально затрудняется. Родители и педагог должны являться примером толерантности. Следуя за ними, подражая им, ребёнок постепенно и сам станет примером толерантного и уважительного отношения к своим сверстникам, окружающим людям.

Подводя итог, можно с уверенностью резюмировать, что дошкольный возраст является самым важным возрастом в социальном и психологическом развитии каждого человека. Именно в этом юном возрасте происходит формирование, закладывается фундамент идентичности. Ребёнок осваивает различные социальные роли. Очень важно, как будущий взрослый человек, гражданин своей страны станет относиться к окружающему миру, к себе самому и другим людям, живущим в этом мире. Терпимость, взаимоуважение и доверие - вот тот надёжный фундамент, который послужит делу возведения общечеловеческого дома без войн и конфликтов.

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста

Введение

Национальность…Она есть у каждого из нас с момента рождения.И это здорово.Потому что дает возможность быть разными и в тоже время в чем-то схожими, слышать иную речь,учить других своему языку,удивляться обычаям и традициям друг друга,поражаться красоте и гармоничности народных костюмов.А еще бывает, что люди разных национальностей создают семьи.Только, к сожалению,национальность порой становится причиной неприязни и розни, непонимания и жестокости,конфликтов и даже войн. Правда,все это, как правило, возникает там, где речь заходит о политике,власти. А значит, вряд ли должно проявляться на детсадовском уровне.И все же …Надо ли воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантность к представителям другой национальности?

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур

Воспитание у детей таких важных и в то же время сложных качеств как толерантность, доброжелательность, по отношению к людям не зависимо от их расовой и национальной принадлежности – одна из наиболее сложных и дискуссионных проблем и в отечественной дошкольной педагогике. Формирование любви к родине, начал гражданственности и толерантности тесно взаимосвязано. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности

Необходимо согласиться с мнением Э.К. Сусловой, которая считает, что очень важно, чтобы все педагоги осознали: ребенок не родится интернационалистом. Одна из причин необходимости воспитания этики межнационального общения и толерантности как раз и заключается в том, что в дошкольном возрасте наряду, в основном с доброжелательным встречается недоброжелательное отношение к представителям разных рас и национальностей

Современный мир жесток, жестокими стали и дети. Нормой жизни каждого человека – взрослого и ребенка – должна стать толерантность. Именно поэтому мировая общественность в качестве всеобъемлющего средства борьбы за выживание выбрала толерантность как основополагающий принцип морали. Реальное положение в стране, ответственность за будущее и особенности социального положения молодого поколения делают проблему формирования толерантного сознания и развития умения и навыков толерантного поведения актуальной

1.Понятие о толерантности

Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свободы других..

Понятие толерантности многозначно и разнообразно. В каждой культуре существует свое определение толерантности, которые во многом схожи, однако имеют некоторые отличительные черты.

В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

Впервые поднял вопрос о толерантности в контексте проблемы межнациональных отношений академик, директор Института этнографии и антропологии РАН В.А. Тишков, говоря о необходимости “межэтнической толерантности” . По его определению “толерантность – это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда – многомерны и, следовательно, взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию.

Важным фактором мирового признания необходимости изучения данной проблемы стала Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. Она провозгласила 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности

В России проблема толерантности еще мало изучена. Первые работы в этой области появились в начале этого века. Их проводил Московский Государственный Университет. В частности был создан научно-публицистический вестник: «Век толерантности». В дальнейшем эту проблему стали разрабатывать и другие ученые нашей страны. Так С.Д. Щеколдина опубликовала книгу под названием «Тренинг толерантности», в которой обобщила имеющийся материал по данной проблеме, а также представила тренинг, направленный на формирование толерантного поведения для широкого возрастного спектра. Многие психологические службы по всей стране предлагают свой тренинг толерантности в качестве одного из возможных формирующих тренингов.

Значимость формирования толерантности подтверждена и на государственном уровне. В недавнем времени была создана Федеральная программа Правительства РФ: «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» .

Человек с высоким уровнем межэтнической толерантности обладает характерным комплексом поведения, характеризующееся пониженной агрессивностью. Он менее конфликтен. Он приобретает позитивное отношение к жизни, что увеличивает его стрессоустойчивость и общий жизненный тонус.

Итак, основные черты толерантной личности это: расположенность к другим людям; снисходительность; терпение; чувство юмора; чуткость; доверие; альтруизм; терпимость к различиям; умение владеть собой; доброжелательность; умение не осуждать других; гуманизм; умение слушать собеседника; любознательность; способность к сопереживанию.

Большую роль в разработке проблем интернационального, национального, а на сегодня мы рассматриваем, как проблему толерантного воспитания, сыграли Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский Когда обращаешься к современным программам, убеждаешься, что именно в учебно-воспитательных учреждениях детей приобщают к азам толерантности как системе определенных ценностей. Большими возможностями в этом отношении обладает программа «Детский сад 2100», по которой работают воспитатели нашего детского сада. Это современная личностно-ориентированная образовательная система, которая реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольного этапа до общеобразовательной школы. Основным достоинством воспитания по данной программе, на мой взгляд, нужно считать не столько создание условий для овладения родным языком и приобщение ребенка к культуре своего народа, сколько формирование таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и ее носителям, взаимопонимание, терпимость, открытость и дружелюбие, что подтверждается опытом.Содержание программы «Школа 2100 » включает:

Воспитание у ребенка уважения к другим народам, живущим в России.

Развитие представлений о людях, живущих на нашей планете, с целью формирования планетарного мышления.

Общение воспитанников.

Организацию повседневной совместной творческой деятельности детей и взрослых.

Развитие эмоциональной сферы.

Значительный вклад в разработку методики и теории толерантного воспитания внесла М.И.Богомолова. Она считала, что при планировании работы по толерантному воспитанию дошкольников необходимо решать ряд задач: определить объем знаний и представлений, расположить его по возрастным группам, отобрать эффективные средства и методы, с помощью которых должна осуществляться воспитательная работа. Исследования в этой области выявили необходимость сообщения знаний детям шестого года жизни в такой последовательности: знания о своем народе, о соседних национальностях и переходе постепенного расширения знаний о народах на седьмом году жизни. М.И.Богомолова указывает, что при выборе соседних республик, национальностей, с которыми воспитатель будет знакомить детей, необходимо учитывать следующее: возможность эпизодического общения с людьми данной национальности, а так же сходство труда и быта, национальной культуры этого народа. Я полностью согласна с этим утверждением. Например, у нас в Кестыме рука об руку проживают татары,удмурты, русские.Изучить культуры близких нам народов, воспитать культуру доброжелательного общения –одна из главных задач детского сада.

Восполнить пробел в формировании толерантности помогает программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,которую разработали О.Л.Князева и М.Д.Миханева. Теоретическую основу программы составили положения Концепции дошкольного воспитания (1989) о необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям, а так же идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного и патриотического развития человека.

2.Формирование межэтнической толерантности старших детей

Формирование межэтнической толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других.

В нашем детском саду национально-региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся со своей национальной культурой, искусством,детской художественной литературой.Ознакомление с национальной татарской культурой осуществляется через все виды деятельности ребенка-дошкольника:игровую,образовательную,изобразительную,музыкальную,речевую, двигательную. Про свой народ и его культуру дети говорят с гордостью. Это результат многолетней и кропотливой работы в этом направлении. Однако, в нашем детском саду, как и во многих других, вместе воспитываются дети разных национальностей. Из 14 детей в моей группе у семерых- родители или русские,или удмурты.Мне стало интересно, а что знают дети про культуру своих родителей? Какие традиции и обычаи существуют в их семьях?

Поэтому в начале учебного года я провела мониторинг по адаптивной методике Е.И.Николаевой, М.Л.Поведенок. Мониторинг показал,что дети имеют довольно формализованные представления о необходимости уважительного и доброжелательного отношения к людям другой нации. Представления о расовых, национальных и культурных особенностях людей мира практически отсутствовало. Представления о национальном составе жителей России были отрывочны и бессистемны.(приложение№1) А ведь

именно в дошкольном возрасте у ребенка ярко проявляется эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этнических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей. Именно социальная потребность и пробелы в работе в данной области, побудили меня начать работу в этом направлении.

Работа была начата с анализа состояния работы группы по толерантному воспитанию.

В ходе анализа деятельности, были выявлены следующие проблемы:

1.Недостаточная компетентность по данной проблеме .

Поэтому в этом учебном году по моей инициативе наш педагогический коллектив начал работу в методическом объединении детского сада по теме «Воспитание социокультурной толерантности в детском саду». Целью методического объединения стало создание поликультурного пространства, как среды становления социокультурной толерантности в детско-взрослом обществе.

Задачи, которые мы поставили перед собой:

1.Разработать и внедрить содержание поликультурного образования на основе интеграции различных культур (традиции и обычаев, художественных образов и языков народов Удмуртии).

2.Приобщать к гуманистическим и общекультурным ценностям(доброта, красота, равенство).

Члены методического объединения повышают свои самообразования по темам:

- «Знакомство с семейными традициями, как средство формирования толерантности»-Касимова Л.Ш.

-«Ознакомление с традициями удмуртов»-Касимова И.Г.

-«Сказки народов Удмуртии»-Касимова Э.Т.

-«Воспитание толерантности средствами музыки»-Касимова А.Н.

На заседаниях методического объединения воспитатели узнали, как строить работу по воспитанию этнической толерантности,какие методы и приемы будут наиболее эффективны. Познакомились с традициями татар и удмуртов. О том, как влияют на воспитание детей семейные традиции.

Традиции по своей природе наделены огромной устойчивостью, объективно сделавшей их «своего рода хранителями достижений прошлого». Традиции - это своеобразный способ накопления социального опыта людей, а также условие развития человеческой культуры. Традиции не переходят автоматически от одного поколения к другому, их необходимо поддерживать, соотносить с действительностью, только тогда они превращаются в эффективное средство формирования личности. Они складываются на основе только тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную и личностную значимость.

Привитие детям прогрессивных, позитивных традиций не только своей, но и другой национальности непременно сказывается на восприятии родной культуры, осознанного отношения к своим истокам. По своей сущности традиции, а следовательно, и подлинно национальные идеи носят интернациональный характер. Чем лучше человек знаком с духовным наследием различных народов, тем проще ему воспринять иную культуру, а значит, и быть терпимее, толерантнее . Знакомство с традициями шло через оформление папки-передвижки.Методическая копилка пополнилась тремя папками-передвижками по теме «Традиция приема гостей» татар,удмуртов,русских. Так же через деловую игру воспитатели смогли определить: а на сколько сами толерантны?

2.Недостаточная компетентность в области применения методов и средств воспитания толерантности.

Изучая методическую литературу,опыт работы педагогов,работающих по данной проблеме, я сделала вывод, что формирование межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста возможно посредством различных средств. К средствам формирования межэтнической толерантности я отнесла:

Общение;

Художественную литературау

Сказки;

Пословицы и поговорки;

Национальные куклы;

Подвижные игры, с использование национальных атрибутов;

- произведения искусства и др.

Итак, важным средством формирования межэтнической толерантности является общение . Ребенок испытывает потребность в общении с людьми. В общении с окружающими у детей складываются определенные отношения.

В детских садах в основном используются два вида общения детей с людьми другой национальности.

В первом случае происходит систематическое этнотолерантное воспитание детей. На сближение детей разных национальностей в этом случае оказывают влияние общие игры, прогулки, участие в общественно полезной работе. При таком объединении детей необходимо продуманное, целенаправленное руководство всем педагогическим процессом. Большие требования здесь предъявляются к педагогу. Он должен располагать значительным запасом знаний в области толерантного воспитания, проявлять такт и чуткость по отношению к детям любой национальности.

В нашей группе воспитываются дети трех национальностей.

Мое равное отношение к детям не остается не замеченным детьми.

Подражая мне, дети проявляют заботу, чуткость, внимание, ласку по отношению к сверстникам другой национальности. Это подражание перешло в привычку, стало нормой поведения.

Другой путь в толерантном формировании – практическое участие в жизни другого человека. Как утверждает Богомолова М.И., наилучшее воздействие на формирование дружеских чувств к детям других национальностей оказывает общение с ними в быту и детском саду.Поэтому в беседах с родителями я рекомендую общаться с детьми на всех языках, какими они владеют. Большую помощь здесь оказывают бабушки. Ведь в Кестыме старшее поколение свободно говорит на трех языках.

На одно из занятий,посвященных ознакомлению удмуртской культурой. пригласили на занятие бабушку- удмуртку. А на праздник Толерантности, который мы провели 16 ноября,пришли бабушка-татарочка и удмуртская девушка. А после праздника дети с удовольствием ели национальные кушанья, приготовленные родителями разных наций.

Сила воздействия литературного произведения на развитие личности ребенка чрезвычайно велика

Художественные произведения в образной форме знакомят детей с жизнью общества, помогают ему познать внутренний мир человека, его чувства, поступки, отношения к другим людям. Но сегодня, я считаю, нужна специальная хрестоматия, которая более основательно, полней знакомила бы с художественной многонациональной литературой, лучшими произведениями, подобранными через призму тех нравственных общечеловеческих ценностей, которые с одной стороны, вызывают симпатию, интерес и уважение к людям различных национальностей, а с другой – закладывают основу человеческой духовности.

Используя художественную литературу, как русскую, так и национальную Н.К. Крупская советовала обращать внимание дошкольников на положительные особенности в характере тех или иных национальностей. Она писала: «Прежде всего, детская книжка должна освещать вопросы современной общественной жизни в ярких и живых образах» .Для воспитания дружеских чувств к людям и детям другой национальности важно отобрать рассказы авторов, обладающих способностью писать интересно и содержательно. Такие книги вызывают большой интерес у старших дошкольников, способствуют их умственному развитию..

Подбирать литературу необходимо по таким направлениям как:

Познавательные рассказы о республиках;

Рассказы о труде и быте людей других национальностей;

Рассказы, знакомящие детей с национальной культурой народов;

Рассказы о жизни детей разных национальностей.

Знакомя детей с художественной литературой, я сделала вывод, что высокий нравственный эффект достигается в том случае, если в работе с детьми (в беседах, при рассматривании картинок, решении речевых логических задач) использовать ситуации из художественных произведений, где действующими лицами являются сами дети. Если гуманные нравственные чувства, трудолюбие свойственны героям разных национальностей, у детей начинает формироваться первоначальное представление об их общечеловеческом характере.

В связи с этим при подборе художественных произведений национальных авторов я ориентируюсь на следующее: симпатичные герои (дети), любящие своих самых близких (маму и бабушку, папу и дедушку) и родную природу, умеющие дорожить дружбой, обладают «набором» тех или иных гуманных качеств. Доброта, заботливость, желание быть полезным или доставить радость должны проявляться в добрых делах и поступках, требующих трудолюбия.Важно, чтобы и в домашнем чтении не было стихийности, случайности. Поэтому в помощь семье в уголках детского сада вывешиваю список литературы, рекомендуемой для чтения.

Кроме художественных произведений в своей работе я постоянно использую и художественное слово: стихи поэтов Удмуртии. В октябре в детском саду провели конкурс чтецов.Дети в присутствии родителей и жюри читали стихи поэтов не только Удмуртии, но и Балезинских самодеятельных поэтов. Айнур Касимов со стихотворением Эвелины Цигельник(Глазовской поэтессы) «Гырын быдтон» занял 1 место.А в ноябре дети читали стихи татарских поэтов на районном конкурсе чтецов, где 1 место заняла Хамида Касимова со стихом М.Джалиля «Куян».

Большую роль в формировании межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста оказывают пословицы и поговорки . Несмотря на их краткость, в них четко прослеживаются довольно полные рекомендации к поведению в кругу «чужих». Причем эти рекомендации призывают к осторожности, деликатности, такту. Например « Не стучи в чужие ворота, и в твои стучаться не будут» (татарская). Постоянное обращение к национальному фольклору делает речь детей богаче, образнее. Через знакомство с фольклором дети видят разнообразие существующего мира, принимают его многогранность и не боятся быть отличными от других.

А чтобы дети лучше запомнили и использовали в речи пословицы и поговорки,я сделала дидактическую игру из разрезных открыток, где пословица делится на две части. Соединяя части,дети читают пословицу и запоминают ее.(подготовишки умеют читать).

М.И. Богомолова считает, что формированию толерантных чувств способствует национальная кукла . Ее ценность заключается в том, что с ее помощью можно в доступной форме ознакомить детей с бытом народов, природными особенностями национальных республик, пробудить в детских сердцах искреннюю дружбу и любовь к людям всех национальностей. Естественно, что к национальной кукле предъявляются высокие требования:

    В ее облике должны быть представлены черты, свойственные представителям определенной национальности;

    Выражение лица, одежда и другие особенности куклы должны вызывать симпатию.

Национальная кукла служит средством эмоционального воздействия на детей, развивает их любознательность. Игры с национальной куклой воспитывают у детей чувство заботы, ласки. Это проявляется в их мимике, речи и поведении во время игр.Но нередко кукла вносится в группу лишь для пополнения игрового хозяйства, часто находится в виде сувенира, служит украшением. И поэтому зачастую дети не знают имен этих кукол, в какие национальные костюмы они одеты, какую национальность представляют. Я считаю, что национальная кукла становится средством национального, а значит и толерантного воспитания лишь в том случае, если она оказывается наделенной определенными чертами характера. Обычно особую симпатию дети питают к тем куклам, о которых много знают. Куклы несут радость детям. И на мой взгляд нет ребенка, который бы равнодушно отнесся к кукле в национальном костюме. При знакомстве с куклой у детей возникает много вопросов: почему она так одета? Из какой республики она прибыла? Как там живут люди? На каком языке они говорят?

Воспитание симпатии, дружеского отношения к другим народам происходит в процессе подвижных игр , с использование национальных атрибутов.

В своих играх дети отражают все, что их волнует в окружающей, общественной жизни. Игра больше, чем какой-либо другой вид деятельности, дает возможность насыщать ее социальным содержанием, поэтому она и является важным средством воспитания.

Воспитательное воздействие игры зависит от ее содержания, она может стать средством воспитания дружеских чувств к людям других национальностей лишь в том случае, когда она является средством познания, когда дети овладевают знаниями о национальностях, одновременно проявляя положительное отношение к их представителям..

При проведении подвижных игр особое внимание я обращаю на детские взаимоотношения: проявление дружеского расположения, умение проявить внимание, заботу, умение считаться с интересами товарищей.

Любимыми играми детей моей группы стали татарские игры «Продаем горшки», «Серый волк» , «Малика»и др. Удмуртские игры «Горелки»,»= «Вумурт», соревновательные игры с яйцами и др.(Приложение2) Дети

с интересом стали отмечать,что несмотря на разные названия, правила и содержания игр одни и те же. И это вызывает у детей положительные отношения к людям других национальностей.

С большим желанием дети моей группы включаются в игротерапию

Это игры и игровые упражнения,направленные на развитие толерантности

(приложение №3).С удовольствием провожу психогимнастику на снятие напряжения и развитие эмоционально-личностной сферы(Игры «Веселый-грустный» , «Мое настроение»),этюды на воспитание уважения к людям разных национальностей и рас(«Спиной друг к другу»),упражнения на воспитание гуманных и доброжелательных отношений(«Подарок»).

Большое влияние на толерантное воспитание детей оказывают произведения искусства, в частности изобразительного: картины, иллюстрации.

Рассматривание иллюстраций, отражающих содержание о людях различных национальностей, развивают мышление, речь ребенка.У детей обостряется внимание и наблюдательность, расширяется круг интересов, пробуждается творческая активность. Выразительная иллюстрация помогает понять поступки героев, вызывает интерес у детей, стремление познать другие культуры.

Большой интерес у моих детей вызвало знакомство с картинами народного художника Удмуртии Д.В.Ходырева «Провинилась», «Мамины помощники». Дети придумывали очень интересные рассказы по этим картинам. А иллюстрации известного художника М.Г. Гарипова к книге «Мифы, легенды, сказки удмуртского народа»вызывают добрую улыбку и любознательное отношение моих детей к окружающему миру.

Тихий час в моей группе начинается с рассказывания легенд из этой книги..

Эффективным средством формирования межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста, я считаю, сказки , которые знакомят детей не только с фольклором, но и дают представления о добре и зле, в какой-то степени соотносимые мировоззрением этносов.

Я уверена, что через знакомство с фольклором разных национальностей, через познание внутреннего мира различных народов происходит постепенное сближение, основанное на терпимости. И очень важно, что бы дети почувствовали, что дружеский настрой к другому народу, партнерские отношения делают собственный мир богаче, а жизнь полнее и интереснее.

А ко Дню татарского театра дети нашей группы показали в начальной школе спектакль- русскую народную сказку «Репка» на татарском языке.

Таким образом, при формировании межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста я успешно использую различные средства: общение детей разных национальностей,общение через организацию встреч детей с людьми другой национальности, организацию совместных праздников, чтение детской литературы, беседы по рассматриванию картин, знакомства с художественной многонациональной литературой. В воспитание симпатии, дружеского отношения к другим народам использую также разные виды игр, в том числе и подвижные игр, с использование национальных атрибутов.

3.Низкое самосознание родителей.

Результаты опроса родителей показали низкое самосознание взрослых к осознанному отношению и проявлению толерантности. Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания формированию мировоззрения детей, воспитанию нравственности, толерантной культуры.

Родители являются первыми и основными воспитателями детей.Невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками воспитателя в решении этой проблемы Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияет на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия воспитателя и родителей, я считаю, лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг другу.

Свою работу с родителями по формированию толерантности я строю с учетом особенностей семьи и семейных взаимоотношений. Работу строю в двух направлениях:

1.Работа непосредственно с родителями:

Оформлены стенды «Родителям о толерантности»

«Кто мы-Нукратские татары»

«Родной свой край люби и знай»

Оформлены три папки-передвижки «Принимаем гостей»

Консультации «Удмуртские сказки» , «удмуртский фольклор»

- фотовыставки «Праздник Толерантности» , «Наши ледяные постройки»

Проведена неделя удмуртской культуры

Родительское собрание в виде развлекательной игры «Что? Где? Когда?» (с темой толерантности)

2.Работа родителей с детьми.

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

(приглашение гостей других национальностей в группу.)

Совместное изготовление поделок(костюмы для национальных кукол)

Совместный праздник «День Толерантности»,где родители накрыли национальные столы для детей.

Родительские уроки- обучение детей рисованию национальных узоров своего народа

Национальные игры бабушек и дедушек.

Я очень рада, что теперь родители с готовностью откликаются на помощь по созданию толерантного пространства в детском саду

Заключение

Формирование межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста – актуальная задача наших дней. Эту деятельность следует рассматривать, как одно из необходимых качеств формирования целостной личности.

В процессе воспитания в детском саду ребенок приобретает первоначальные навыки социального общения, усваивает основы культуры толерантного поведения. Я убеждена, что культура терпения и согласия начинается с отношения человека к себе и к своему ближайшему окружению.. Формирование межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста, невозможно без создания атмосферы доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг к другу. Именно в таких условиях жизнь детей в группе строится на принципах толерантности, обогащается опыт общения с людьми разных национальностей. Дошкольника характеризует эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей.

Эффективность работы по формированию межэтнической толерантности дошкольников возрастает во много раз,если семья и педагоги работают в тесном контакте. Открытость дошкольного учреждения для родителей,сотрудничество и взаимопонимание-путь к успешному развитию детей.

Чувства толерантности, симпатии к людям ближайшего национального окружения,заложенные в детском саду, в школе перерастут в понимание и принятие культурных различий народов мира. Непрерывная образовательная программа «Школа 2100»,по которой мы работаем -залог успешности в этой области

Пока что не очень большой опыт работы, накопленный мной и проводимая в дальнейшем будущем, позволяет детям с дошкольного возраста впитать народные традиции, народный дух. Все,что достигнуто, далось нелегко. Но этот труд оправдан, так как проводимая работа стала предпосылкой воспитания у детей интереса к культуре других наций, пониманию ценностей других народов и формированию чувства симпатий к ним Проведенный повторно в январе мониторинг подтвердил правильность моих выводов.

В дальнейшем планирую продолжить работу по данной проблеме. Нужно систематизировать и оформить подборку материалов и диагностик, картотеки по играм,праздникам, альбомам, видеотеку наших мероприятий,

подобрать соответствующую художественную литературу, а так же

организовать показ национальных сказок силами детей и родителей.

Продолжить работу по развитию толерантности и в другой группе.

Список литературы

    Декларация принципов толерантности.Юнеско,1995.

    Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)»//Век толерантности. 2001 №2 С11-25.

    Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа//Толерантность и общественное сознание в России. – М.: 1998.

    Богомолова М.И. «Генезис прогрессивных концепций межнационального воспитания детей». Москва. Изд-во «Научная школа» . 2003.

    Князева О.Л. ,Михнаева М.Д. Программа «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры»

    О смыслах понятия «толерантность»//Век толерантности. 2001. №1. С. 5-6

    Психодиагностика толерантности личности/под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой – М.: Смысл, 2008. – 172с.

    Суслова Э.К. «Интернациональное воспитание детей шести лет посредством сказки»-Москва:Педагогика,1983.

    Щеколдина С.Д. «Тренинг толерантности» Изд-во «Ось-89»,2004 г.

    Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч. – метод. Ст. – 2 изд., стереотип. – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 368с.

Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от чего-либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для её достижения. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования их воли и характера.

Не менее актуальной является и проблема понимания нравственных категорий людьми. А так как основы нравственного развития личности закладываются в детском возрасте, то и программа занятий была составлена для учащихся начальной школы – возрастная категория 9-10 лет (младший школьный возраст).

Некоторые дети, хорошо усвоив эти категории, начинают яростно осуждать своих сверстников за их неправильные поступки. Часто возникают конфликты. Поэтому важно стремиться не только к тому, чтобы дети усвоили и осознали нравственные категории, но и проявили терпение по отношению друг к другу. Ведь чаще всего у детей и встречается эта проблема. Они не признают мнение, отличное от их собственного, нетерпеливы к различным явлениям, к другим людям, не признают право на такое же положение в коллективе других детей.

Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве обязательного компонента в формировании толерантного сознания. Воспитание в духе терпимости способствуют формированию у молодёжи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях .

Цель программы: формирование у младших школьников знаний нравственных категорийкак средство воспитания толерантности.

Задачи:

  • овладение школьниками нравственными знаниями; перевод этих знаний в убеждения и реальные действия;
  • воспитание терпимости (толерантности) у младших школьников, на основе усвоенных нравственных категорий.

Комплекс занятий для учащихся 3-4 классов, состоящий из 11 встреч (Приложение 1 ) по 40-50 минут, построен на основе соблюдения следующих педагогических условий:

  • отбор нравственных категорий сориентирован на содержание понятия «толерантность»;
  • на занятиях используются формы игры, что соответствует возрастным особенностям детей;
  • с целью углубления понимания нравственных категорий на занятиях используются элементы групповых дискуссий.

Выбраны определённые нравственные категории: добро, зло, честность, справедливость, уважение, сочувствие, которые непосредственно выходят на понятие толерантность.
Выбрать все вышеуказанные нравственные понятия помогли и критерии толерантности :

  • равноправие;
  • взаимоуважение к членам группы, общества;
  • сохранение и развитие своей индивидуальности;
  • добровольное сотрудничество;
  • солидарность в решении общих проблем.

Все данные критерии подразумевают и уважение, и справедливость, и сочувствие, искренность, доброжелательность, принятие, терпимость, понимание.

За основу взято понимание толерантности с педагогической точки зрения, то есть толерантность – способность, умение терпеть, уважать чужое мнение, позиции и ценности других людей, понимая и принимая свою собственную позицию.

Основной акцент сделан на то, что настоящая терпимость – признак силы, а не слабости человека. Она стремится сохранить за счёт терпения и компромисса нечто более важное в человеческих отношениях. Терпимость – это понимание моральной основы мира, признание реальных различий между людьми в сфере достижений, мировоззрений и т.п. А толерантность базируется именно на такой настоящей терпимости, на осознанном интеллектуальном убеждении.

Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Именно поэтому в разработанной программе занятий формирование толерантности включает обучение младших школьников тому, в чём заключается их индивидуальность, их права; поощрение стремления к защите прав других и уважению их, как равноправных жителей планеты.

Процесс формирования нравственных категорий включает в себя объективные условия (общественные отношения, принципы, нормы, правила), составляющие те требования, которые предъявляются обществом к нравственному поведению каждого, и субъективные (знания, взгляды, убеждения, потребности, интересы, привычки), ставшие личным достоянием. Эти условия выделил Л.Ф. Колесников в своей работе .

Формирование нравственных понятий у детей – одна из важных задач нравственного воспитания. Недооценка этой работы может приводить не только к неверным нравственным понятиям, но и быть причиной ошибок в практике поведения.

По мнению Л.А. Высотиной , формирование нравственных категорий проходит ряд ступеней. Вначале формируются у детей лишь конкретные представления о тех или иных моральных поступках, причём часто в этих представлениях отражаются второстепенные признаки. Постепенно дети начинают понимать и вычленять существенные, общие. Оперируя понятиями, они резко ограничивают содержание одного нравственного понятия от другого. Наконец, на более высокой ступени усваивается система нравственных категорий, устанавливаются взаимные связи между отдельными понятиями. На этой стадии нравственные категории начинают оказывать всё большее влияние на формирование нравственного поведения.

Чувствам школьника свойственно внутреннее противоречие, часто двойственное эмоциональное переживание по отношению к одному и тому же явлению. Например, вера в силы свои – прекрасное качество человека, но если она не подвергается сомнению, то может превратиться в отрицательное качество – самоуверенность.

По мнению И.С. Марьенко, чтобы лучше и глубже понять нравственные качества необходимо их рассматривать с точки зрения единства и борьбы противоположностей. Только такой подход даёт возможность найти верные пути формирования высоких нравственных качеств младших школьников .

В младшем школьном возрасте, когда рациональный интеллект только формируется, ничто не мешает закладывать эмоциональный фундамент нормального морального развития личности .

Разработанные занятия позволили создать условия, в которых дети испытывали определённые эмоции в связи с определённым содержанием. Они также связывали испытанные ранее чувства с новыми чувствами, сопровождаемыми новым содержанием. В итоге это помогло детям самостоятельно прийти к выводам, которые формулирует декларация принципов толерантности. А из этого следует, что воспитанию толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Поэтому во время работы на занятиях дети открыты друг другу, имеют право свободно и безопасно выражать свои чувства и мысли, ко всему этому добавились знания. Знания в основном добываются самими детьми, ведущий лишь управляет этим процессом, направляет на верный путь, предоставляет материал для размышления, обсуждения.

Таким образом, содержание программы позволяет привести детей к пониманию того, что они не одиноки, что есть много людей, которым дорого то, что и каждому из них, которые имеют сходную судьбу или оказались в сходной ситуации. Дети чувствовали опору и обрели ту самую уверенность, которая, в конечном счёте, и нужна для развития толерантности.

Тематический план занятий


п/п

Тема занятия

Цель, задачи , направленность

1. Добро и зло. Цель: подвести учащихся к истинному смыслу (значению) указанных категорий. Формирование потребности в доброжелательных взаимоотношениях.
2. Добрые отношения с друзьями. Понятие «дружба»: содержание понятия, особенности дружеских отношений, «правила» взаимодействия;
Формирование навыков точного межличностного восприятия.
3. Справедливость и сочувствие. Осознание смысла нравственных категорий «справедливость, сочувствие»; развитие навыков самопознания, конструктивного взаимодействия.
4. Честность и лживость. Разбор содержательной стороны понятий, сопоставление понятий, их воздействие на жизнь человека; формирование потребности в искренних, правдивых взаимоотношениях.
5. Уважение к людям. Познакомить детей с понятием «уважение», что оно включает в себя, от чего зависит, как мы влияем на проявление уважения/ неуважения людей к нам.
6. Что такое толерантность? Ввести понятие «толерантность», помочь детям увидеть общие ценности, объединяющие всех людей, несмотря на национальность, образ жизни, предпочтения в одежде, в еде.
7. Жизненные ценности людей. Толерантность. Выявление ценностей в общении с людьми каждого из участников группы.
Знакомство с функциями, значением выразительных средств общения (мимика, жесты, взгляд…)
8, 9. Я и группа. Индивидуальные особенности личности. Принятие своей индивидуальности и терпимое отношение к индивидуальности окружающих.
10,11. Толерантность к другим. Толерантное общение. Воспитание толерантного отношения к окружающим.
Формирование навыков конструктивного взаимодействия с людьми.
Повышение уровня толерантности и сплочённости в группе.

Критериями оценки эффективности занятий является повышение уровня усвоения нравственных категорий и уровня проявления толерантности. Для этого подобран соответствующий диагностический инструментарий (Приложение 2 ).

Библиография :

  1. Актуальные проблемы нравственного воспитания /Л.Ф. Колесников. – М.: Наука, 1987.
  2. Бондаренко О.Я . Анатомия толерантности. – М., 1998.
  3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия /И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999..
  4. Высотина Л.А . Нравственное воспитание младших школьников. – М.: Просвещение, 1960.
  5. Грейс Крайг . Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.
  6. Жизненные навыки. Уроки психологии во втором классе /Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2002.
  7. Калинина Р.Р . Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – СПб.: Речь, 2001..
  8. Козлов Э.П . Воспитание нравственного сознания школьников. – М.: Просвещение, 1983.
  9. Майерс Д . Социальная психология. – СПб.: Питер, 1997.
  10. Марьенко И.С . Нравственное становление личности школьника. – М.: Просвещение, 1985.
  11. Марьенко И.С . Основы процесса нравственного воспитания школьников. – М.: Педагогика, 1980.
  12. Мухина В.С . Возрастная психология. – М.: Педагогика, 1999.
  13. На пути к толерантному сознанию /А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2000.
  14. Натанзон Э.Ш . Психологический анализ поступков и способы педагогического воздействия на личность. – М.: Просвещение, 1968.
  15. Непомнящая Н.И . Становление личности ребёнка. – М.: Педагогика, 1992.
  16. Обучение и развитие младших школьников: Межвузовский сборник научных трудов. – Волгоград: ВГПИ, 1990.
  17. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А . Воспитание личности в коллективе. – М.: Педагогич. поиск, 2000.
  18. Практикум по возрастной психологии /Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001.
  19. Реан А.А., Коломенский Я.Л . Социальная педагогическая психология. – М.: Генезис, 2000.
  20. Рюмина Л.И . Библиотека психологии и педагогики толерантности // Вопросы психологии. – 2002. – № 2.
  21. Скворцов Л.В . Толерантность иллюзия или средство спасения? // Публицистика и очерки. – М., 1997. – № 2. – Октябрь.
  22. Солдатова Г.У . Научная конференция «Толерантность – норма жизни в мире разнообразия» //Вопросы психологии. – 2002. – № 1.
  23. Фопель К . Сплочённость и толерантность в группе. – СПб.: Питер, 2002.
  24. Харламов И.Ф . Нравственное воспитание школьников. – М.: Педагогика, 1983

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста

В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности страны.
Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей.
Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры и уважения прав других, непохожих на тебя, людей.
Методических разработок по воспитанию у детей таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и ее носителям, способствующих развитию взаимопонимания, терпимости, открытости и дружелюбия, в настоящее время очень мало. Однако на современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства, в целях противодействия пропаганде экстремизма и снижения социально-психологической напряженности в обществе.
«Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира» - так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой в 1995 г. генеральной Конференцией ЮНЕСКО. В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:
- этика и стратегия ненасилия;
- идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;
- необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов и т.д.
Россия - многонациональное государство, поэтому уже с до-школьного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур.
Свое отношение к человеку иной национальности начинает формироваться у ребенка примерно с 4 лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубежденных знаниях, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общечеловеческого. Обычно дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей. Вместе с тем замечены проявления иного отношения: осмеяние, передразнивание, опасение и т.д. В их основе лежат следующие факторы:
- детская непосредственность;
- ограниченный жизненный опыт;
- отсутствие представлений о людях других национальностей и их культуре, общения с ними;
- детская бестактность и т.д.
Воспитание толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающим среди них является семья и образование, в частности дошкольное образование. Поэтому образование как главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей и норм, должно быть готово работать не только с самим ребенком, но и с его семьей, с его ближайшим окружением (исследователи Волков Г. Н., Парамонова Л. Л.).
На мой взгляд необходимо так строить педагогический процесс, чтобы дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других.
Именно в дошкольном возрасте у ребенка ярко проявляется эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этнических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей. Однако, несмотря на значительное количество публикаций, особенно в последние годы, по воспитанию у детей доброжелательного, уважительного отношения к представителям других этнических коллективов, практические работники все- таки недостаточно используют все пути, средства и методы воспитания толерантности у детей дошкольного возраста.