Во сколько лет ребенок проживает возрастные кризисы. Календарь возрастных кризисов у ребёнка

КАЛЕНДАРЬ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ

Большинство детских психологов сходятся во мнении, что для ребенка возрастные кризисы просто необходимы, не пережив их, малыш не сможет полноценно развиваться. В жизни малыша чередуются стабильные и кризисные периоды – это своеобразный закон развития детской психики.

Как правило, кризисы проходят довольно быстро – всего за несколько месяцев, в то время как периоды стабильности намного продолжительней. Но, стоит отметить, что неблагоприятное стечение обстоятельств может значительно увеличить продолжительность кризисного периода, иногда беспокойный период в жизни малыша может длиться год и более. Во время кризиса у ребенка происходит значительный сдвиг в развитии, меняется модель его поведения, обычно, эти периоды кратковременные, но достаточно бурные.

Начало и конец кризиса определить довольно сложно, обычно в это время ребенок практически не поддается воспитанию, не действуют уговоры и договоренности, которые успешно применялись родителями ранее, поведение малыша становится необъяснимым, реакция на различные ситуации довольно бурно. Многие родители отмечают, что в периоды кризиса дети становятся более капризными, плаксивыми, появляются вспышки гнева и истерики. Но, не стоит забывать, что каждый ребенок индивидуален и каждый конкретный кризис может протекать по-разному.

Календарь кризисов ребёнка

Для ребенка этот период тоже не проходит незаметно, ему тяжело найти общий язык с окружающими, у малыша происходит внутренний конфликт.

Различают несколько возрастных кризисов:

Кризис одного года;
кризис 2-х лет;
кризис 3-х лет;
кризис 6-8 лет.

Для того чтобы знать, как вести себя с малышом в определенный период жизни, необходимо знать, когда же случаются кризисные периоды, рассчитать их поможет календарь возрастных кризисов ребенка, он подскажет, когда ваш малыш будет особо бурно реагировать на происходящее вокруг, и когда вам стоит уделить максимум внимания своему чаду.

Давайте рассмотрим подробнее, как меняется поведение малыша в кризисные периоды и как следует себя вести родителям.

Лактационные кризисы

Лактационные кризисы, то есть, уменьшение выработки молока на фоне установленной лактации проходят довольно быстро, как правило, в течение нескольких дней. Основное условие в данный период – это неограниченное прикладывание малыша к груди, ночное кормление. Как правило, лактационные кризы случаются в первый месяц жизни малыша, в 3 месяца, 7, 11 и 12 месяцев.

Традиционно это объясняется тем, что у малыша возникает потребность в большом количестве молока, нежели вырабатывается у мамы. В эти периоды малыш становится более беспокойным, он плачет после кормления, требуя дополнительной порции. Частота прикладывания к груди в этот период возрастает. Как правило, для крохи лактационные кризисы в 1и 3 месяца не представляют какой бы то ни было угрозы или опасности.

Для того чтобы этот период прошел как можно быстрее маме стоит соблюдать режим, не волноваться и не паниковать. В этом случае лактация налаживается сама собой довольно быстро. Главное не прекращать кормить ребенка, прикладывать его к груди как можно чаще. Не стоит докармливать или допаивать ребенка в этот период, откажитесь от успокоения при помощи пустышки.

Стоит заметить, что лактационные кризисы реже случаются у мам, которые уверены в успешности грудного вскармливания и обучены правильному прикладыванию к груди.

Кризис первого года жизни малыша

Кризис в конце первого года жизни переживают практически все малыши. В этом возрасте многие дети уже начинают самостоятельно ходить, произносят первые слова, пробуют одеваться и кушать без помощи взрослых. Как правило, в это время, ребенок отвечает капризностью на чрезмерное желание родителей помогать ему во всем и опекать его. Новые навыки дают малышу возможность почувствовать себя самостоятельным, но вместе с этим, ребенок начинает испытывать страх, что теряет маму. Девочки, обычно переживают этот кризисный период немного раньше мальчиков около полутора лет, а вот у парнишек эти волнения проходят ближе к двум годам.

Как же вести себя родителям в это непростое время? Во время первого возрастного кризиса малыш испытывает огромную потребность в общении с мамой, он хочет находиться рядом с ней всегда, не отступая ни на шаг. Если маме необходимо отлучиться, то ребенок начинает капризничать и скучать, а по возвращению просится на руки, пытается привлечь внимание к себе различными способами. Маме, для того, чтобы иметь возможность заняться своими делами следует прежде уделить время малышу, поиграть с ним, почитать книги, поговорить. Насладившись присутствием мамочки, ребенок совсем скоро захочет поиграть самостоятельно.

Очень часто родители встречаются с проявлением упрямства в этот период жизни их крохи. Ребенок может отказываться от еды, прогулки, протестовать против одевания. Таким образом ваш малыш пытается доказать свою взрослость и самостоятельность. На помощь вам может прийти любимая игрушка ребенка: машинка или куколка собираются гулять, а зайка хорошо ведет себя за столом.

По окончанию этого периода ваш малыш получит новые знания о себе, своих возможностях и окружающем мире, проявятся ранее неизвестные черты характера. Помните, что если этот период пройдет неблагоприятно, то возможно нарушение в правильности развития.

Как пережить кризис двух лет у малыша?

В этом возрасте малыш начинает бурную исследовательскую деятельность, пытаясь выяснить, что делать можно, а чего нельзя. Это необходимо ребёнку, чтобы определить для себя границы дозволенного и почувствовать, что он находится в безопасности.

Психологи объясняют это довольно просто: модель поведения младенца формируется на основе реакции мамы и папы на то или иное действие со стороны малыша, если реакция закономерна, то она откладывается у ребенка как норма, в случае, если реакция родителей будет отличаться от привычной – малыш не будет чувствовать себя в безопасности. Родителям важно уяснить, что такая проверка со стороны малыша является не прихотью, а желанием убедится, что все в порядке. Стоит помнить, что со временем вашему чаду придется столкнуться с сопротивлением других людей и окружающей среды.

Родителям в этот период развития стоить четко установить границы того, что делать можно и того, чего делать категорически нельзя. Отступать от этого запрета нельзя ни в коем случае. Если вы поддадитесь жалости, разрешите что-то из запретного, то ребенок моментально почувствует свою власть и будет пытаться манипулировать вами.

Каждый родитель должен находить пути воздействия на малыша самостоятельно, руководствуясь индивидуальностью ребенка, ведь кому-то достаточно намека, кто-то реагирует только на окрик, а некоторые понимают требования родителей только после проведенной беседы.

Стоит отметить, что самым действенным способом прекращения истерики признано отсутствие публики, поэтому, психологи рекомендуют иногда оставлять без внимания капризы и истерики малыша.

Что стоит делать родителям, если у ребенка случилась истерика? Во-первых, не стоит ублажать желание ребенка, вы должны стойко придерживаться своих запретов. Во-вторых, не пытайтесь переключить внимание ребенка, этот способ подходит лишь для совсем маленьких деток. В-третьих, постарайтесь кратко и емко объяснить капризуле, почему его требования не будут выполнены. Если ребенок подойдет к вам за успокоением, не отталкивайте его и постарайтесь обсудить возникшую ситуацию, когда малыш придет в норму.

Трехлетний кризис малыша

Практически у всех малышей происходят изменения в поведении в возрасте от двух до трех лет - так называемый кризис трех лет. В это время дети становятся капризными, их поведение меняется далеко не в лучшую сторону: истерики, протест, вспышки гнева и агрессии, своеволие, негатив и упрямство – таким своего ребенка вы еще не видели. Все эти проявления кризиса связаны с тем, что именно в этом возрасте ребенок начинает позиционировать себя как самостоятельную личность, проявляет свою волю.

Ребенку необходимо давать возможность выбора, для этого родители должны применять своеобразные уловки, например, позволить малышу самостоятельно выбрать посуду из которой он будет есть или из двух кофточек ту, которую он желает надеть на прогулку.

Истерические припадки, швыряние на пол вещей и игрушек в этот период вполне естественно. Беспокоиться стоит лишь в том случае, если ребенок не может выйти из состояния истерики или они повторяются по несколько раз на дню.

Постарайтесь всяческими уговорами и объяснениями не допустить того, чтобы у малыша началась истерика, ведь предотвратить ее зачастую легче, нежели остановить. Самое главное, что должны помнить мамы и папы – нельзя допускать того, чтобы в ходе истерики ребенок получил желаемое.

Бывает ли так, что кризиса у трехлетнего ребенка не случается? Скорее, бывает так, что этот период проходит быстро и не вносит значительных изменений в характер и поведение малыша.

Ребенок в возрасте 4-5 лет капризничает – как с этим бороться?

Самым трудным детским возрастным кризисом считается кризисный период, приходящийся на трехлетний возраст. И вот, казалось бы, когда этот период остался позади должно наступить затишье, но вдруг ребенок становится снова беспокойным, капризным требовательным. С чем это связано?

В психологии кризис 4-5 лет не отмечается специалистами, скорее, наоборот, в это время малыш должен стать более устойчивым к различным ситуациям и раздражителям, в данном возрасте у малыша заканчивается период формирования речи, ребенок может достаточно четко и логично излагать свои мысли. Именно сейчас он испытывает большую потребность в общении со сверстниками.

Кризис в возрасте 4-5 лет редко переживают дети, посещающие дошкольные учреждения, секции и кружки. Поэтому, если вы заметили, что ребенок стал капризным или наоборот слишком замкнутым, то, скорее всего, это повод расширить его круг общения со сверстниками.

Кризис у ребенка в 7 лет – что же делать?

Кризис семилетнего ребенка, также как и кризис у трехлетки, сопровождается резкой сменой поведения. В этот период создается впечатление, что ребенок не слышит замечания и просьбы взрослых, также ребенок в это время позволяет себе отступить от дозволенных рамок: он пререкается, оговаривается, кривляется. Довольно часто кризис у семилетнего ребенка связан с началом его учебной деятельности.

Стоит помнить, что детская психика – довольно сложна и малопредсказуема, поэтому этот кризисный период может начаться раньше (в 5-6-летнем возрасте) или позже (8-9лет). Главная причина этого кризиса заключается в том, что малыш переоценивает свои возможности.

Как же проявляется кризис в 7 лет? Ваш малыш стал быстро уставать, появилась раздражительность, нервозность, необъяснимые вспышки гнева и ярости? Тогда самое время бить тревогу, а точнее, более внимательно относиться к ребенку. В это время ребенок может быть чересчур активным, а может наоборот замкнуться в себе. Он стремится подражать взрослым во всем, у него появляются тревожность и страхи, а также неуверенность в себе.

К семи годам игра постепенно отходит на второе место, уступая обучению. Теперь ребенок познает мир совсем по-другому. Этот процесс скорее связан не с началом обучения в школе, а с тем, что ребенок пересматривает собственную личность. В это время ребенок учиться осознавать свои эмоции, теперь он понимает, по какому поводу он огорчен или испытывает радость. Болезненно малыш переживает, если его внутреннее «Я» не соответствует идеальному

Если прежде вашему крохе было достаточно просто быть уверенным в том, что он лучше всех, то теперь ему необходимо уяснить, действительно ли это так и почему. Для того чтобы оценить себя, ребенок следит за реакцией окружающих на его поведение и довольно критично анализирует все происходящее.

Родителям стоит помнить, что самолюбие ребенка еще очень уязвимо, именно поэтому самооценка может, как завышаться, так и занижаться необоснованно. И первое, и второе ведет к серьезным внутренним переживаниям малыша и может послужить причиной его замкнутости или, наоборот, гиперактивности. Кроме того, сейчас кроха стремится повзрослеть как можно скорее, взрослый мир для него очень притягателен и интересен. В этом возрасте у детей довольно часто появляются кумиры, при этом малыши активно подражают выбранному персонажу, копируя не только его положительные, но и отрицательные поступки и действия.

Что же делать родителям в это время? Конечно, прежде всего, вам нужно помочь ребенку научиться реально оценивать свои возможности, при этом сохранив его уверенность в себе. Это поможет ему научиться адекватно оценивать свои достижения и не приведет к разочарованию в самом себе. Старайтесь оценивать поступки ребенка не целиком, а по отдельным элементам, учите малыша тому, что если что-то не получилось сейчас, в будущем обязательно все пройдет именно так, как хотелось.

В заключение хотелось бы сказать, что существует еще один кризис – кризис переходного возраста, который также требует определенной модели поведения от родителей. Помните, что все только в ваших руках, помогите ребенку справится с его переживаниями, поддержите и направьте его. Родительская любовь способна помочь пережить любой, даже самый сложный кризис.

Развитие детей проходит с разной цикличностью, и каждому возрасту соответствует свой непростой период. У всех детей наблюдаются кризисы детского возраста - спокойные и послушные малыши становятся капризными и обидчивыми, взрослые порой теряют всяческий контроль над своим любимым чадом. Пережить сложное время кризиса помогут советы психологов.

Считается, что ребенок, не переживший, по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. Известный психолог Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов, как закон детского развития.

Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго - несколько месяцев. При неблагоприятном стечении обстоятельств они могут растягиваться до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии, и ребенок резко меняется в поведении.

Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением "трудновоспитуемости", как пишет Л.С. Выготский. Ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те способы взаимодействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действовать. Вспышки гнева, капризы, конфликты с близкими - типичная картина кризиса, характерная для многих детей. У всех детей кризисные периоды проходят по-разному. Поведение одного становится трудно переносимым, а другой почти не меняется, так же тих и послушен. И все же, в любом случае изменения есть. Чтобы их заметить, нужно сравнить ребенка не с ровесником, тяжело переживающим кризис, а с ним самим - таким, каким он был раньше.

Каждый ребенок во время кризиса испытывает трудности в общении с окружающими. Главные изменения, происходящие во время кризиса, - внутренние. Изменения эти, зачастую, исчезают со временем. В кризисные периоды обостряются противоречия между возросшими потребностями ребенка и его ограниченными возможностями. Еще одно противоречие - новые потребности ребенка и сложившиеся ранее отношениями со взрослыми. Эти противоречия, приводящие к кризису, часто рассматриваются как движущие силы развития ребенка.

Уровень нервного напряжения могут уменьшить не только понимание и поддержка со стороны матери, но и успокаивающие препараты. Однако следует помнить, что многие успокаивающие средства имеют также снотворный эффект и давать их лучше перед сном.

Кризисы детского возраста - сложное время в жизни малыша. В этот период ребенок как никогда нуждается в вашей помощи, понимании и любви. Период кризиса длится несколько месяцев, отнеситесь к проблемам ребенка с пониманием и терпением. Ребенок постепенно станет более уравновешенным и спокойным.

Кризис первого года жизни

Что случилось с вашим милым лапушкой? Отчего он стал капризным деспотом, топающим неокрепшими ножками?

Не спешите пугаться. Дело не в характере - просто у ребенка кризис первого года. Вполне закономерное явление. В период от девяти месяцев до полутора лет через подобный кризис проходят все. Ничего удивительного: кризис сопровождает восхождение на каждую новую ступень самостоятельности. Вот почему кризисным становится возраст три года, семь лет и знаменитый переходный (обычно 12-14 лет). Первый год жизни - тоже важный этап в жизни маленького человечка: он начинает ходить и самостоятельно перемещаться в пространстве. Ему все интересно, все хочется потрогать, попробовать на зуб. Вскоре малыш начнет осознавать себя самостоятельной личностью. И вот уже он со скандалом пытается отстаивать собственные гастрономические предпочтения, гневно отвергает фартучек или новую рубашечку, ставя родителей в тупик. И если бы только это!

Приметами кризиса первого года психологи считают следующие:

- «трудновоспитуемость» - упрямство, настырность, непослушание, требование повышенного внимания;

Резкое увеличение новых форм поведения, попытки самостоятельных действий и решительный отказ от выполнения необходимых процедур;

Повышенная чувствительность к замечаниям - в ответ следуют обида, недовольство, агрессия;

Повышенная капризность;

Противоречивое поведение: малыш может попросить о помощи и тут же отказаться от нее.
Зачем они делают это

Главная проблема кризиса первого года в том, что родители часто не успевают перестроиться вслед за бурным развитием своего чада. Еще вчера он спокойно лежал в кроватке и довольствовался подвешенными над ней погремушками, а сегодня у него проснулся интерес к маминой косметике, бабушкиным лекарствам и папиной отвертке. И на улице беда - чистенький ребенок, которого так усиленно приучали к аккуратности, лезет в лужу, зарывается носом в песок. За завтраком неуклюжий карапуз пытается самостоятельно действовать ложкой, перемазывается в каше и отчаянно плачет, когда мама пытается взять кормление в свои руки. Первая реакция взрослых - прекратить это безобразие. Однако капризы и дурное поведение (слезы, крики, скандалы), желание все хватать и проявлять неуместную пока еще самостоятельность - не приметы плохого характера и избалованности, с которыми нужно бороться. Таковы естественные проявления этапа взросления. На самом деле за каждым из них стоит что-то очень понятное, объяснимое и важное для малыша.

Попробуем остановиться и подумать, что чувствует сейчас сам ребенок? Зачем он делает ЭТО? И если ключ к пониманию ребячьей страсти к играм с грязью или вещами из мира взрослых найти легко (достаточно вспомнить себя в таком возрасте), то над иными детскими загадками приходится порой поломать голову. Мама показывает годовалому Пете, как собирать домик из кубиков, невольно увлекается и сама, и тут отпрыск с хитрой улыбочкой разрушает архитектурное сооружение, чему очень радуется. Маме обидно. Ей кажется, что Петя просто хулиганит. Однако дитя, во-первых, еще не понимает, что нужно уважать чужой труд, и требовать этого от него рановато. Во-вторых, мамин замок он разрушает не из вредности, а потому, что ему интересно наблюдать, как разлетаются в стороны разноцветные кубики. Пройдет время, и он сам с удовольствием будет строить, а не разрушать. А пока ему гораздо важнее и приятнее другое: наблюдать траекторию падения кубиков. А уж стремление ребятишек все потрогать и достать и вовсе имеет научное обоснование: оказывается, таким образом дитя не просто развлекается, а развивает сенсомоторную активность и поисковую деятельность.

Пуговицы вместо таблеток

Все это, конечно, не значит, что ребенку, переживающему кризис первого года жизни, следует разрешать все. Определенные запреты конечно же нужны, но их должно быть немного, чтобы малыш смог запомнить и усвоить именно запреты, а не то, что злые взрослые все ему запрещают. Формулировать правила желательно коротко и четко, причем без улыбки, чтобы кроха сообразил: ему не предлагают поиграть в игру «обмани маму», а говорят серьезно. Еще один важный момент: правила желательно повторять каждый раз, когда возникает оговоренная в них ситуация. А чтобы обойтись без занудства, можно сложить из каждого правила стишок, например «Раз идем с тобой гулять, надо шапку надевать». «Ну что ж, надо так надо», - подумает про себя юный скандалист и… покорится.

Большинство взрослых запретов обычно касаются безопасности ребенка. Но и тут можно проявить творческий подход. Так, если маленького исследователя тянет совершить нечто запрещенное, постарайтесь тут же переключить его внимание. Например, можно забрать у него разноцветные таблеточки (и где он их только раздобыл?!), а взамен предложить такие же яркие, но несъедобные и крупные пуговицы. Взрослую книжку с тонкими страницами, которые кроха может легко порвать, заменить книжкой-раскладушкой для малышей, где странички сделаны из картона. «Безобразия» в ванной свести к цивилизованной игре с водой в игрушечном тазике. Скажем, дети полутора лет и старше с огромным удовольствием играют в рыбалку. В магазинах сегодня продаются наборы для этой игры, в которых плавающие рыбки и удочка снабжены крошечными магнитами.

Когда не будет хорошо?

Другая задача: нужно не отвлечь кроху, а, наоборот, заставить его сделать что-нибудь, отчего он категорически отказывается. Тут для начала стоит подумать: а надо ли заставлять? Если речь идет об отказе от еды, то, безусловно, нет. Заставлять малыша есть крайне вредно не только для его психики, но и для его физического здоровья. Организм, особенно детский, гораздо умнее нас. Ребенок интуитивно чувствует, что ему сейчас нужно. Пусть сегодня он предпочитает курицу, а завтра соглашается есть одни макароны. Не страшно. Конечно, было бы лучше, если бы он тянулся почаще к фруктам и овощам, но, согласитесь, вред от временной макаронной диеты нельзя сравнить с испорченным здоровьем. А если ребенок вообще отказывается есть? Просто вспомните старую французскую мудрость: ребенок никогда не позволит себе умереть с голоду. Предпочтения малыша вообще стоит учитывать всякий раз, когда это можно сделать. Кроха отказывается от одноразовых подгузников? Что ж, значит, пришло время отвыкать от этого достижения цивилизации (в дневное время после девяти месяцев это настоятельно рекомендуют и врачи). Наоборот, требует себе соску, хотя вроде бы пора от нее отвыкать? Ну так дайте ему эту соску, особенно если не хотите, чтобы малыш заменил ее каким-то предметом, совершенно не подходящим для постоянного сосания и обгладывания.

Конечно, все эти советы могут показаться слишком либеральными. Гораздо проще надавить на ребенка и заставить его сделать (или не делать) то, что мы считаем нужным. Кроха поплачет, поноет, а потом успокоится, и все вроде бы будет хорошо. Но хорошо не будет. Стоит спросить себя: каким вы хотите видеть своего ребенка? Наверняка не вялым, безынициативным, не способным принимать решения трусишкой. И не истеричным маленьким грубияном, добивающимся желанной мелочи с криком и слезами. Но давление как метод общения с малышом - верный способ вырастить ребенка именно таким. Крохе, не привыкшему чувствовать уважение к себе, трудно вырасти сильным и уравновешенным человеком, способным стать другом для своих родителей. Для того чтобы добиться своего, ему скорее придет в голову пустить в ход слезы, шантаж, а позднее - грубость, чем спокойно, с улыбкой сказать: «Знаешь, мама, я бы хотел сделать это вот так. Ты не против?»

Игры с выключателем

Что кроме терпения и понимания может помочь родителям годовалого карапуза в кризисе? Конечно, чувство юмора, творческий подход и умение играть. С этими волшебными качествами любую «неразрешимую» проблему можно превратить в игровую ситуацию. Скажем, малыш простудился, и врач велел ему парить ножки в ведерке. Попробуйте пустить в ведерко игрушечные кораблики или другие плавающие игрушки. Или такая ситуация: даже если ребенку пришла пора отказываться от одноразовых подгузников, зимой на прогулке они ему еще необходимы. Но надевать их малыш отказывается. На выручку может прийти плюшевый мишка, который тоже отправляется гулять и потому надевает памперс перед выходом на улицу (вместе с малышом повяжите медведю какой-нибудь платочек, символизирующий памперсы). Мишка выручит и за столом, когда крохе придется надеть фартучек (у некоторых детей и с этим предметом туалета возникают проблемы). Ребенок отталкивает свитерок, который натягивает на него мама? Можно сыграть в «магазин» и предложить малышу самому «купить» один из его свитерков, разложенных на диване. Вообще, право выбора (одежды, игры, блюда) - очень важная вещь. Любой карапуз, рвущийся к самостоятельности, обязательно оценит такое доверие к своей персоне.

Помогут крохе (а заодно и его родителям) и игры особого рода - те, что можно назвать развивающими. Такие игрушки дадут выход чрезмерной творческой энергии малыша и направят ее во вполне мирное русло. Например, у каждого годовалого индивидуума должна быть пирамидка, для начала маленькая из 3-5 колец. Еще одна чудесная игрушка - матрешка. Конкуренцию им составляют любые несложные игрушки (или заменяющие их предметы), которые можно складывать, разбирать, вставлять, вынимать, в общем, всячески видоизменять. Например, старый выключатель, который разрешается сколько хочешь включать-выключать, способен стать великолепной игрушкой для чересчур активного крохи, не подпускаемого к кнопочкам бытовой техники. А уж банка или кастрюлька, куда можно складывать вещи, - просто находка.

Поговорим, мама!

Родителей годовалого крохи смущают не только его непослушание и склонность к капризам. Год - это возраст, когда ребенок учится говорить. И он уже хочет быть понятым. Вот только общается малыш с нами на своем малопонятном языке. А не встречая понимания и сочувствия, очень горько обижается. Как же быть? Выход один - побольше разговаривать с крохой, стимулируя у него развитие речи. Для начала попробуем освоить понимание. Например, одевая малыша, попросите его «помочь» вам. Где рубашечка? Дай мне рубашечку. А где наши тапочки? Принеси мне, пожалуйста, тапочки. Постепенно, медленно кроха начнет выполнять указания мамы, а новый уровень самостоятельности поможет ему относиться к скучной процедуре одевания с большим терпением и интересом. Сопровождение любых действий (ваших и самого малыша) словами со временем обязательно поможет ему заговорить. Этот навык нужно всячески поощрять, стараясь добиваться от крохи активного употребления слов, которые он уже способен произнести. Можно, например, не выполнять просьбу ребенка, если он выражает ее жестом и междометиями, хотя в состоянии произнести и слово. Поощряя каждую его словесную победу, нужно не забывать осваивать и новые слова и слоги, четко проговаривая их вместе с ребенком. Делать все это стоит просто потому, что, если малыш привыкнет быть понятным без слов, это может затормозить развитие его речи.

Шаг назад и два вперед

А теперь резонно будет задать вопрос: так ли уж страшен кризис первого года? Конечно нет. Делая определенный шаг назад в этот период, малыш одновременно делает два шага вперед - в сторону своей физической и психологической зрелости. Разумеется, ему сейчас нужна помощь взрослых. Не случайно именно в этом возрасте ребенок так чувствителен к оценке своих действий родителями, так отчаянно готов привлекать мамино внимание, выбрасывая из манежа игрушки и топая ножками. Капризный, не слишком уверенный в себе, стремящийся к самостоятельности и еще ничего не боящийся, болезненно самолюбивый и обидчивый, переживающий свой первый серьезный кризис кроха очень нуждается в постоянной родительской поддержке. Более того, его ориентация на оценку взрослого - важное условие правильного развития в «годовалый» период. Постарайтесь быть терпеливыми, не торопитесь ругать и наказывать вашего неудачливого искателя самостоятельности. А если уж и хотите поругать его, лучше всегда каким-то образом подчеркнуть, что неудовольствие мамы вызвал конкретный поступок карапуза, а не он caм.

Если вы сумеете отнестись к малышу, переживающему первую трудную пору своей жизни, с сочувствием и уважением, кризисные явления вскоре исчезнут сами собой. Кризис сменится периодом стабильного развития, когда пугавшие родителей проявления обернутся важными завоеваниями: новым уровнем самостоятельности, новыми достижениями. Закрепиться, став чертами характера, негативные проявления могут лишь в одном случае: если взрослые будут общаться с ребенком с позиции сильного: «Перестань орать и ешь!», «Нельзя, я сказала!» - и ничего больше. Действуя вместе с ребенком, но никак не вместо него, можно не только быстро преодолеть кризис, но и заложить прочную основу для гармоничного развития малыша и чудесных, доверительных отношений с ним.

Кризис ребенка 3-х лет

Наконец-то вашему ребенку ровно три. Он уже почти самостоятельный: ходит, бегает и разговаривает... Ему многое можно доверить самому. Ваши требования непроизвольно возрастают. Он во всем пытается помочь вам.

И вдруг... вдруг... С вашим любимцем что-то происходит. Он меняется прямо на глазах. И самое главное - в худшую сторону. Как будто кто-то подменил ребенка и вместо уступчивого, мягкого и податливого, как пластилин, человечка, подсунул вам вредное, своенравное, упрямое капризное существо.

Мариночка, принеси, пожалуйста, книгу, - ласково просит мама.
- Не плинесу, - твердо отвечает Маринка.
- Дай, внученька, я тебе помогу, - как всегда, предлагает бабушка.
- Нет, я сама, - упрямо возражает внучка.
- Пойдем погуляем.
- Не пойду.
- Иди обедать.
- Не хочу.
- Послушаем сказку.
- Не буду...

И так весь день, неделю, месяц, а иногда и год, ежеминутно, ежесекундно... Как будто в доме уже не малыш, а "нерво-трепало" какое-то. Отказывается от того, что ему всегда очень нравилось. Все делает всем назло, во всем проявляет непослушание, пусть даже в ущерб собственным интересам. А как обижается, когда пресекают его шалости... Любые запреты перепроверяет. То пускается в рассуждения, то, вообще, перестает говорить... Вдруг отказывается от горшка... словно робот, запрограммированно, недослушав вопросы и просьбы, отвечает всем: "нет", "не могу", "не хочу", "я не буду". "Когда кончатся наконец это сюрпризы? - переспрашивают родители. - Что делать с ним? Неуправляем, эгоистичен, упрям.. Все хочет сам, а еще не умеет". "Неужели мама и папа не понимают, что их помощь мне не нужна?" - думает малыш, утверждая свое "я". - "Неужели они не видят, какой я умный, какой красивый! Я самый лучший!" - любуется сам собой ребенок в период "первой любви" к себе, испытывая новое головокружительное чувство - "Я сам!"
Он выделил себя как "Я" среди множества окружающих его людей, противопоставил себя им. Он хочет подчеркнуть свое отличие от них.

- "Я сам!"
- "Я сам!"
- "Я сам"...

И это утверждение "Я-системы" - основа личности к концу раннего детства. Прыжок от реалиста к фантазеру завершается "возрастом упрямств". Упрямством можно превратить свои фантазии в реальность и отстоять их.
В 3 года дети ожидают от семьи уже признания независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы его мнение спросили, чтобы посоветовались с ним. И он не может ждать, что это будет когда-нибудь в дальнейшем. Он просто еще не понимает будущего времени. Ему все надо сразу, немедленно, сейчас. И он пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердить себя в победе, пусть даже приносящей неудобства из-за конфликта с близкими людьми.

Возросшие потребности трехлетнего ребенка уже не могут быть удовлетворены и прежним стилем общения с ним, и прежним образом жизни. И в знак протеста, отстаивая свое "я", малыш ведет себя "вопреки родителям", испытывая противоречия между "хочу" и "надо".

Но ведь мы говорим о развитии ребенка. А всякому процессу развития, помимо медленных перемен, свойственны и скачкообразные переходы-кризисы. На смену постепенным накоплениям изменений в личности ребенка приходят бурные переломы - ведь невозможно повернуть развитие вспять. Представьте себе цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Как безопасно ему там. И все-таки хоть инстинктивно, но он разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Иначе он просто задохнулся бы под ней.

Опека наша для ребенка - та же скорлупа. Ему тепло, ему уютно и безопасно быть под ней. В какой-то миг она ему необходима. Но наш малыш растет, меняясь изнутри, и вдруг приходит срок, когда он сознает, что скорлупа мешает росту. Пусть рост болезненный... и все-таки ребенок уже не инстинктивно, а соз-на-тель-но ломает "скорлупу", чтоб испытать превратности судьбы, познать непознанное, изведать неизведанное. И главное открытие - открытие себя. Он независим, он все может. Но... в силу возрастных возможностей малыш никак не может обойтись без матери. И он за это сердится на нее и "мстит" слезами, возражениями, капризами. Свой кризис он не может утаить, тот, словно иглы у ежа, торчит наружу и весь направлен только против взрослых, которые все время рядом с ним, ухаживают за ним, предупреждают все его желания, не замечая и не понимая, что он уже все может делать сам. С другими взрослыми, со сверстниками, братьями и сестрами ребенок даже и не собирается конфликтовать.

По мнению психологов, малыш в 3 года переживает один из кризисов, окончание которого знаменует новый этап детства - дошкольное детство.

Кризисы необходимы. Они как движущая сила развития, своеобразные ступеньки его, этапы смены ведущей деятельности ребенка.

В 3 года ведущей деятельностью становится ролевая игра. Ребенок начинает играть во взрослых и подражать им.

Неблагоприятным последствием кризисов является повышенная чувствительность мозга к воздействиям окружающей среды, ранимость ЦНС в связи с отклонениями в перестройке эндокринной системы и метаболизма. Иначе говоря, кульминационный момент кризиса - это и прогрессивный, качественно новый эволюционный скачок, и неблагоприятный для состояния здоровья ребенка функциональный дисбаланс.
Функциональный дисбаланс поддерживается также бурным ростом тела ребенка, увеличением его внутренних органов. Адаптационно-компенсаторные возможности детского организма уменьшаются, дети более подвержены заболеваниям, особенно нервно-психическим. В то время как физиологические и биологические перестройки кризиса не всегда обращают на себя внимание, изменения в поведении и характере малыша заметны всем.

Как надо вести себя родителям в период кризиса ребенка 3-х лет:

По тому, на кого направлен кризис ребенка 3-х лет, можно судить о его привязанностях. Как правило, в центре событий оказывается мать. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее. Запомните, что малыш страдает от кризиса сам. Но кризис 3-х лет - это важный этап в психическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства. Поэтому, если вы увидели, что очень резко изменился ваш любимец, и не в лучшую сторону, постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах разумного дайте вкусить ему самостоятельность, чтобы насладиться ею.

Знайте, что ребенок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по нескольку раз в день перепроверяет у вас - действительно ли то, что вы запрещаете ему, запрещено, а может быть - можно. И если есть хоть малейшая возможность "можно", то ребенок добивается своего не у вас, так у папы, у бабушек, дедушек. Не сердитесь за это на него. А лучше сбалансируйте правильно поощрения и наказания, ласку и строгость, не забывая при этом, что "эгоизм" ребенка наивный. Ведь это мы, а не кто иной приучили его к тому, что любое его желание - как приказ. И вдруг - что-то почему-то нельзя, что-то запрещено, в чем-то отказывают ему. Мы изменили систему требований, а почему - ребенку трудно понять.

И он в отместку твердит вам "нет". Не обижайтесь за это на него. Ведь это ваше обычное слово, когда вы воспитываете его. А он, считая себя самостоятельным, подражает вам. Поэтому, когда желания малыша намного превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с 3-х лет становится ведущей деятельностью ребенка.

К примеру, ваш ребёнок не хочет кушать, хотя голодный. Вы не упрашивайте его. Накройте стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок, как большой, садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой съедает полностью обед.

В 3 года самоутверждению ребенка льстит, если вы звоните лично ему по телефону, шлете письма из другого города, просите его совета или делаете ему какие-нибудь "взрослые" подарки типа шариковой ручки для письма.

Для нормального развития малыша желательно во время кризиса 3-х лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ их и друг.

Кризисами возрастов отмечены определенные периоды в жизни каждого человека, особенно богат такими событиями детский возраст. Для дальнейшего развития ребенку необходимо пройти каждый кризисный этап, чтобы перейти на следующий жизненный уровень. Успешное преодоление детского кризиса является залогом гармоничной взрослой жизни, так как проблемы, решенные в детстве, не следуют тяжелым грузом за человеком всю жизнь. Под термином понятия возрастного кризиса в психологии понимается вспыльчивое, агрессивное или упрямое поведение, сопротивление авторитету взрослых.

Возрастной кризис – это резкая смена системы ценностей и переход личности на новый этап существования. В результате приобретаются новые качества, позволяющие адаптироваться к меняющимся условиям жизни. Успешно пройденный кризис ребенка позволяет взрослеть, получать новые знания, навыки и взаимодействовать с другими членами общества.

Спокойное и мягкое течение возрастных кризисов возможно при условии пребывания ребенка в благоприятной окружающей среде. Задача родителей – понять богатство и сложность эмоциональных реакций маленького человека и облегчить ему коммуникацию с другими людьми. Любой кризисный период может иметь два варианта дальнейшего развития:

Приобретение положительных качеств характера (целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, инициативность), позволяющих достичь необходимых целей в жизни.

Формирование негативных черт (раздражительность, вспыльчивость, инфантильность), затрудняющих нормальную адаптацию и достижение поставленных целей. Острые проявления сложных периодов особенно ярко наблюдаются в неполных и асоциальных семьях. Наиболее напряженным критическим моментом кризисного возраста детей в такой среде является девиантное поведение, которое сопровождается вредными привычками и употреблением психоактивных веществ, разрушающих психику.

Кризис трех лет.

Является первым, который замечают родители. Всплеск эмоций из-за проблем с адаптацией имеет место у новорожденного, но из-за неумения выразить вербально свои претензии к окружающему миру, поведение младенца обычно объясняют физиологическими причинами.

В три года ребенок впервые пытается заявить о себе как личности, отдельной от родителей. С этим явлением связаны попытки проявить самостоятельность и инициативу. Поскольку малыш неопытен и возможности его ограничены, родители должны контролировать действия своего чада. Важно в этот момент не пресекать его желание действовать активно и самостоятельно.

Проявление упрямства и строптивости доходят до , который проявляется в совершении противоположных действий или полном игнорировании мнения и пожеланий окружающих. Часто поступки ребенка противоречат его истинным желаниям и приводят к негативным результатам (отказ правильно питаться, гулять).

Возрастной кризис семи лет.

Период перехода от безмятежного детства к обязанностям школьной жизни часто является стрессом для неокрепшей детской психики. Поэтому следующий возрастной кризис — , приходится на семилетний возраст. У ребенка появляются в поведении черты, проявляющиеся психологическим изменением, которые не были типичны для него раньше:

  • манерность, связанная с желанием казаться старше и ответственнее;
  • утрата детской непосредственности;
  • проявление грубости и своеволия.

Чуткое отношение родителей и педагогов способно помочь в преодолении возникших проблем. Значительную роль играет надлежащая подготовка к школе, которая предусматривает предварительное знакомство с детским коллективом и учителями. Полученные знания в рамках дошкольной подготовки облегчают нагрузку психического и физического характера.

Родителям важно осознавать сложность ситуации и следить, чтобы малыш не был перегружен дополнительными занятиями.

Подростковый кризис.

Наиболее сложным и трудным является , который обычно приходится на возраст от 12 до 15-ти лет. Продолжительность его индивидуальна и зависит от степени изменения физиологических функций организма и окружающей обстановки.

Кризис 12 лет объясняется началом изменения в сознании, когда в сложившейся ситуации подросток требует к себе отношения как к взрослому человеку. Требования родителей подчиняться контролю часто вызывает бурное негодование и протест. Гормональный всплеск вызывает острый интерес к противоположному полу, что может закончиться романтической влюбленностью или сексуальным контактом.

Причинами подросткового кризиса являются не только психологические проблемы, но и эндокринные изменения в организме.

Степень моральных ценностей, привитых ребенку ранее, определяют возможный вариант развития событий. Особенно опасная ситуация складывается в неблагополучных семьях, так как степень агрессии подростка, направленной на себя или на окружающих может принять опасный характер.

В отношениях с подростком первостепенное значение имеет уровень доверия и душевной близости, который создается в процессе постоянного общения с ребенком.

О специфике и особенностях подросткового периода.

Кризис у подростков кроме психологических проблем несет с собой и проблемы со здоровьем, так как развивается неравномерное формирование различных систем организма в этом сложном возрасте.

Появление вредных привычек может усугубить психологическое напряжение. Даже непродолжительное употребление алкоголя и наркотиков, а также курение может вызвать зависимость. На родителях, близких людях и педагогах лежит серьезная ответственность своевременного выявления нездоровых наклонностей.

Кризис подросткового возраста при неблагоприятном развитии ситуации может привести к уходу ребенка из дома и совершении им неправомерных действий. Негативная энергия, вызванная конфликтными ситуациями или одиночеством, приводит к суицидальным попыткам или завершенному суициду. Довольно часто демонстративные поступки приводят к неконтролируемой обстановке и заканчиваются трагично.

Несмотря на трудность подросткового кризиса, этот период необходимо преодолеть и трансформировать негативные проявления в положительные черты характера. Любой кризис способствует дальнейшему личностному развитию и закалке характера. Трудности взрослой жизни для ребенка, успешно преодолевшего подростковый период, окажутся по плечу. Последствием кризиса может стать психопатизация личности, которая в дальнейшем не будет поддаваться коррекции. По этой причине все нарушения развития детской личности должны своевременно исправляться.

Кризис является серьезным испытанием не только для самого ребенка, но и для его родителей. Чтобы пережить сложные периоды с минимальным ущербом для психического здоровья, придерживайтесь следующих правил:

Уважать право ребенка на собственное мнение. Даже в самом юном возрасте необходимо прислушиваться к пожеланиям, если они не противоречат здравому смыслу.

Следует обсуждать с ребенком планы, советоваться. Малыш во время кризисного периода становится критичным к действиям взрослых людей. Любую критику воспринимайте конструктивно, авторитарность только усугубляет возникшие проблемы.

Для успешного преодоления кризисов детского возраста воспитываем ребенка без крика. Истерические проявления у взрослых и любое проявление неуравновешенности способствуют агрессивности.

Чтобы сгладить проявления критических периодов, следует устанавливать дружеские и доверительные отношения.

Воспитание ребенка требует времени и сил. Проводите с ребенком больше времени. Дети, обделенные родительским вниманием, будут привлекать его самыми неприятными способами. При невозможности самостоятельного разрешения проблемы не стоит медлить с обращением к психологу.

Бывают ли кризисы у детей в другом возрасте.

При рассматривании сложившейся ситуации следует учитывать, что каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому не нужно ориентироваться на точное расписание кризисного периода.

Кризис 6 лет также является отражением кризиса первоклассника, так как большинство детей отправляются в школу именно в этом возрасте.

Не следует забывать, что современные дети могут отправиться в школу в 6, 7 лет или даже к восьми годам. Решение о начале образовательного процессе обычно принимают вместе с психологом, который способен точно определить готовность малыша к школе.

В семь лет малыш отправится в школу, исполненный ожиданием преуспеть в учебе и приблизиться к взрослой жизни, а кризис в 8 лет у детей начинается на втором году обучения, который сопровождается разочарованием в своих способностях. Часто временные трудности второго года учебы сопровождаются снижением самооценки и стеснительностью, строгость взрослых может привести к накоплению неразрешенных проблем и кризисному состоянию.


Кризис в 5 лет у детей может проявиться при условии раннего интеллектуального развития. При этом следует учитывать, что по характеру это кризис первоклассника, особенности проявления которого заключаются в желании взросления и потребности в обучении. В данном случае ребенка следует обучать на курсах (например по изучению иностранного языка). Вполне подойдет и поступление в музыкальную или художественную школу, но при этом необходимо учитывать творческие наклонности ребенка и не навязывать ему свою волю.

Кризис в 9 лет у современных детей может активно проявиться в ситуации, когда родители решили повысить интенсивность обучения с помощью дополнительных занятий с репетиторами. Часто дети посещают различные кружки и секции. Это приведет к перегрузкам с несоответствием нагрузок и возможностей малыша. Груз накопленных проблем проявиться раздражительностью, плаксивостью, появлением страхов, ухудшением сна. К концу девятого года при бережном отношении к психике ребенка кризис первоклассника завершиться.

Кризис шести лет объясняется тем, что в школу отправили ребенка, который не готов к систематическим занятиям.

Кризисом полутора лет обозначается своеобразное состояние осознания своей отделенности от матери. В связи с этим ребенок может требовать постоянного ее присутствия в его жизни и следовать за ней как хвостик, раздражаться по поводу ее отсутствия или занятости. Вовлечение детей в развивающие игры и совместное познавание окружающего мира значительно облегчают процесс разделения.

Понятие «возрастной кризис» слышало большинство родителей. Чаще всего при этих словах представляется плачущий малыш, уничтожающий все вокруг и не желающий ничего слышать, или бунтующий подросток с ярко-зелеными волосами и серьгой в носу.

Но это только внешняя сторона кризиса, который не возникает на пустом месте. Истинной причиной является достижение определенного этапа развития нервной системы, без прохождения которого невозможно гармоничное развитие маленького человека. В такие периоды наш ребенок как никогда нуждается в поддержке, внимании и посильной помощи со стороны близких. Борьба только с внешними проявлениями может усугубить переход маленького человека на следующий этап становления личности.

Когда же происходят эти «ужасные» кризисы? На самом деле, границы возрастных изменений достаточно размыты, поскольку развитие каждого ребенка происходит по индивидуальной схеме.

У детей дошкольного возраста условно выделяют:

Кризис новорожденности. «Я родился!»

Разумеется, появившееся на свет маленькое существо осваивает новую для него среду. Внешних проявлений подобного кризиса не так много — ведь все в чем нуждается малыш в этот период — это еда, сон, любовь и забота родителей.

Но как ни странно, именно в этот период закладывается доверие малыша к Миру. Излишне говорить, что новорожденный нуждается в постоянном внимании к своим потребностям со стороны мамы, и позитивных эмоциях исходящих от нее. На этом этапе ребенок особенно остро чувствует эмоциональные состояния окружающих его взрослых и либо «заражается» спокойствием от них, либо, напротив, нервничает и плачет, когда в семье не все в порядке.

Кризис раннего детства. «Я познаю мир»

Кризис раннего детства связан с новыми возможностями малыша и его вполне естественной потребностью в изучении сути предметов и явлений. Наибольшей сложностью в этот период является невозможность что-либо запретить малышу, не вызвав его бурный протест.

Усугубляется кризис 1 года еще и тем, что малыш начинает осознавать свою обособленность от мамы. Ребенок понимает, что самый важный человек в его жизни может уйти, оставить его одного. Поэтому в этот период наблюдается противоречивое поведение крохи — малыш то не может отойти ни на шаг, то напротив проявляет самостоятельность и устраивает скандал при попытках помочь.

Как справиться

Облегчить прохождение этого важного этапа в жизни маленького человека возможно, если следовать некоторым правилам.

  • Все опасные вещи убирайте подальше, обезопасьте свой дом и создайте благоприятную среду для исследовательской деятельности.
  • Отвлекайте малыша. Его внимание в этот период легко переключается с одного объекта на другой, поэтому вместо очередного «нельзя» можно воспользоваться хитростью и предложить ребенку что-то более интересное.
  • Сведите запреты к минимуму и неукоснительно следуйте им. Определите для себя небольшой перечень таких действий. Категоричных «нельзя» должно быть как можно меньше — около 5-10 пунктов. Это позволит установить некоторые границы дозволенного, не сильно ограничивая ребенка в исследовательской деятельности.
  • Если малыш нуждается во внимании — отложите дела и поиграйте с ним. Это не каприз — а острая потребность в безопасности.
  • Не используйте угрозы: «Вот уйду и оставлю тебя одного!». В этот период подобные высказывания могут подорвать веру малыша в себя и сказаться в дальнейшем на его самооценке.
  • Старайтесь отнестись с пониманием к негативным эмоциям ребенка. Ему еще очень сложно справиться с противоречивыми чувствами. Даже бьющемуся в истерике малышу требуются принятие, понимание и поддержка.

Снизить собственные негативные реакции возможно, если понимать, что хочет сказать малыш тем или иным действием. Например, убегающий на прогулке ребенок желает почувствовать, что необходим матери, ведь она должна последовать за ним.

Малыш требует какую-то вещь, которую ему нельзя и устраивает по этому поводу скандал? Попробуйте поставить себя на место ребенка. С одной стороны, ему интересно, а значит очень важно получить то, что привлекло его внимание. С другой — он ощущает собственную зависимость от желания и мнения взрослых.

Кризис у ребенка 3-х лет

О кризисе 3-х лет наслышаны даже те, у кого еще нет детей. Представляется он как нечто страшное и непонятное, когда малыш из послушного и милого ребенка вдруг превращается в неуправляемого бунтаря.

Тем ни менее, при становлении личности не бывает никаких «вдруг» и подобное поведение ребенка — необходимый этап взросления и осознания себя в этом мире.

В возрасте 2.5-4 лет малыш начинает осознавать себя как самостоятельную личность и «выстраивать» собственное «Я». Что на самом деле происходит с малышом, когда он становится неуправляем?

  • У ребенка в этот период начинает формироваться собственное мнение, которое может во многом отличаться от мнения родителей и вытекать в самый настоящий бунт.
  • Малыш начинает определять для себя границы дозволенного во взаимодействии с окружающими. Следовательно, может возникнуть острая реакция на запрет или прямое его нарушение. Нередки случаи, когда дети так же могут ударить или нагрубить.
  • У ребенка формируются собственные взгляды, а им, как известно, нужно следовать. Это может вытекать в упрямство, часто необоснованное с точки зрения взрослых. На самом деле малыш просто старается придерживаться однажды избранной позиции. Ведь это он решил!
  • Свое зависимое положение в этот период малышу принять особенно сложно. У него возникает стремление сделать все самому, он может остро реагировать на предложение помощи.
  • Отрицание прежних авторитетов может вылиться в детский негативизм, когда ребенок начинает отвергать предложения людей, прежде его направляющих. Причем направлено такое поведение, как правило, в первую очередь на самого близкого человека — маму.
  • У малыша появляется желание руководить, указывать родителям, как и что делать, ведь прежде только они могли устанавливать «правила». Теперь юный член семьи пытается отстоять и свое право отдавать команды.

Как справиться

Исходя из вышесказанного, это действительно сложный период в жизни семьи. Не менее труден он и для самого ребенка. Поэтому, если Вы заметили, что малыш переживает кризис, особое внимание следует уделить именно причинам возникновения тех или иных негативных реакций. Только так можно будет наилучшим образом помочь малышу пережить непростой жизненный этап, а родителям сохранить собственные нервы.

Чтобы свести к минимуму негативные проявления кризиса придерживайтесь следующих рекомендаций.

  • Предоставьте малышу делать самому все, что он хочет, разумеется, в рамках разумного. Не старайтесь сделать что-то за него, а подскажите и покажите лишний раз, как он может справиться с проблемой самостоятельно.
  • Научитесь отступать. Это один из лучших способов борьбы с детским негативизмом. Ребенок бунтует против распорядка дня или правила? Найдите компромисс.
  • Предлагайте малышу как можно более широкий выбор, при этом отсекая неприемлемые варианты как можно мягче.
  • Отвлекайте чадо, если оно слишком упорствует в чем-либо.
  • Старайтесь хвалить ребенка за инициативу и самостоятельность в тех аспектах, которые считаете полезными, даже если малыш справился не блестяще. В следующий раз получится лучше.
  • Мягко, но настойчиво устанавливайте собственные границы. Не идите на поводу у ребенка, если он пытается командовать или указывать, что делать.
  • Не позволяйте малышу добиваться своего путем истерики или крика. Подобное поведение может закрепиться в будущем. Если Вы не можете в этот момент успокоить ребенка лучше дать ему побыть одному, а затем предложить компромисс.
  • Используйте хитрость в борьбе с детским негативизмом. Если отвергнутое прежде предложение мамы назвало протест, пусть его попробует повторить другой член семьи.

Что касается запретов, то так или иначе в этот период их станет больше. Ведь малыш будет буквально испытывать Вас на прочность. В этот период важно четко установить границы дозволенного, поскольку именно на них ребенок станет ориентироваться в дальнейшем.

Кризис у ребенка 7 лет

Малыш растет, ему пора в школу и вот снова истерики и протесты. Подобное поведение связано как с внутренним состоянием самого малыша, так и с изменением его окружения и распорядка.

Во-первых, меняется способ получения информации ребенком и на смену игровому восприятию приходит учебный процесс, требующий выдержки, усидчивости и дисциплинированности.

Как справиться

Психика каждого ребенка индивидуальна, не всегда она успевает, в полной мере, перестроится к новому способу получения знаний — отсюда и утомляемость, нервозность, капризность. Важно понять, что малышу может сложно даваться новый ритм. Не наказывайте его за помарки в тетради или ошибки, старайтесь хвалить за достижения.

Позвольте малышу больше отдыхать. Не настаивайте на посещении кружков и секций. Предлагайте ему различные способы расслабления после учебного процессатеплый душ, дневной сон, возможность погулять и поиграть.

Изменение внешней обстановки так же оказывает значительное влияние на ребенка в этот период. Он уже не просто отдельная единица в совокупности детей. Теперь, как никогда ранее, малыш начинает ощущать себя частью некой группы, класса. А в классе, как известно, не все равны — один прилежно учится, другой — заводила в играх, третий умеет постоять за себя.

Пытаясь определить свое место внутри группы детей, ребенок может начать нервничать из-за неудач в учебе или общении. Важно в этот период выявить причину эмоционального поведения малыша, а не навешивать на него ярлык «лентяя и лоботряса» если портфель опять полетел в угол, а уроки ранее послушный сын делать отказывается наотрез.

Важно отметить, что кризис 7 лет может наступить как раньше, так и позже положенного срока, а может и вовсе пройти гладко и без проблем. Все будет зависеть от темперамента ребенка, его готовности к школе и нагрузки на неокрепшую нервную систему.

Правильное понимание эмоций, которые испытывает ребенок в том или ином случае. Его внутренних противоречий и направления развития маленькой личности позволят легче преодолевать кризисы взросления.