Методическая разработка на тему: Консультация для воспитателей "Приобщение дошкольников к культуре родного края". Публикация на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного края

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ.

Основной целью работы по ознакомлению дошкольников с родным городом является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, где он живет. До детей доводится информация об исторических фактах, о природе края, в котором он живет, о промышленности. Родителям предлагается во время поездок в другие города обращать внимание ребенка на их своеобразие, на то, чем они отличаются от их родного города, на природу, архитектуру и т.д. Помогают в ознакомлении дошкольников с родным городом такие формы работы, как создание макетов; рассматривание карты города; викторины; фоторепортажи; занятия беседы об известных людях города; создание альбомов; чтение стихотворений и др.

При ознакомлении с родным краем подбираются те методы, которые позволяют повысить эмоциональную активность детей, а также создать такие условия, в которых бы им приходилось самостоятельно или с помощью взрослого действовать. Это такие формы работы, как: составление рассказов; творческая деятельность; викторины по краеведению; создание альбомов с пословицами краеведческой тематики; чтение рассказов; папки-передвижки с иллюстрациями о животном и растительном мире; занятия и др.

Формирование чувства гордости за свой город, свою страну, предполагает эмоционально-когнитивную включенность детей. В этом поможет приобщение детей к творчеству известных поэтов, писателей, композиторов, художников, скульпторов. На основе отечественных произведений, русских песен, прибауток воспитываются в детях качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство. Для патриотического воспитания полезно использовать народные игры с пением и движением, в которых ребята приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с жанрами народного творчества.

Целью этой работы является формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как жителя своего города, края, государства, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Основные задачи:

Формирование у дошкольников нравственных качеств через ознакомление с родным городом.

Формирование патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства гордости за свою малую Родину.

Помогать детям в освоении социальных норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи, умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного поселка, края.

Сформировать представления о том, чем славен родной край.

Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

Воспитание уважения к традиционным ценностям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту.

На основе поставленных целей был разработана схема реализации целей и задач патриотического воспитания дошкольников.

Система работы по формированию патриотических чувств у дошкольников предполагает активное участие детей, педагогов, родителей в его реализации. Она нацелена на развитие любознательности и познавательной активности у дошкольника, обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, создание условий для развития личности, его творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Особенностью системы работы по патриотическому воспитанию дошкольников является интеграция различных видов детской деятельности: речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой. Это связано с потребностью создать у ребенка целостную картину окружающего мира, где находятся в единстве природа, общество и человек. Основным источником впечатлений дошкольников является ближайшее окружение (природное и социальное), та общественная среда, в которой они живут.

Система построена на наблюдении, экскурсиях, встречах с интересными людьми, беседах в музее, детской библиотеке, где мы рассматриваем те книги, которые написаны писателями и поэтами. Словом, на простых, доступных и понятных даже маленькому человечку вещах воспитывается любовь к родному краю. Необходимым условием в работе является совмещение теоретического обучения с практической деятельностью в детском саду, на природе, дома с родителями.

Система нацелена на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника, обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Работа с детьми.

Задумываясь об истоках патриотических чувств, всегда обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица, по которой ходил, и родные напевы, и поразившие когда-то факты и события – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. На основе полученных сведений из научных источников и сложившейся концепции и патриотического воспитания сложился алгоритм работы с детьми.

Любовь к Родине начинается с чувства к своему городу. Важно, чтобы родной город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое.

Работу по формированию патриотических чувств у старших дошкольников можно начать с ознакомления детей с посёлком, на территории которого находится дошкольное учреждение.

Каждый ребенок должен знать свой домашний адрес.

Знакомя детей с достопримечательностями посёлка, города, можно использовать дидактическую игру «Где мы были – мы расскажем». Дети по изображению отгадывают и рассказывают о достопримечательностях города: о памятниках, зданиях. Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

Важно подчеркнуть, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому эффективнее использовать не только художественную литературу, иллюстрации, открытки, фотографии, но и другие эффективные формы и методы: экскурсии, игры народов мира.

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Маленький ребенок еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.

На пороге школы ребенок должен узнавать герб, флаг, мелодию гимна России. Детям должно быть доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, и служат ее гражданам отличительными знаками.

Обязательным компонентом всей работы в течение года является природоохранная деятельность детей. Ведь охранять природу – значит охранять Родину. Вид из окна, панорама родного города, детский сад, родная природа – все это Родина. Родная природа – один из самых сильных факторов воспитания любви к родине. Любование ее красотой, бережное отношение к миру природы – все это источники формирования любви к родному краю.

Чувство родины, ассоциируемое со знакомыми ландшафтами, природными явлениями, требует повышенного внимания к ней, привязанности к родным местам, которое сливается воедино с чувством любви к Родине. Это чувство необходимо воспитывать у детей, руководствуясь дидактическими принципами: от близкого – к далекому, от известного – к неизвестному, от простого - к сложному, от частного – к общему. Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти на всю жизнь, т.к. в ее образах воплощается Родина. И неслучайно до глубокой старости хранит человек светлое воспоминание о родных местах, и каждый раз он с законной гордостью рассказывает о замечательной флоре и фауне своего края.

Быть патриотом, гражданином – это значит быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к Родине должно сочетаться в юном гражданине с формированием доброжелательного, терпимого отношения к каждому человеку, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Так как наш город многонационален, необходима работа, связанная с воспитанием доброжелательного отношения ко всем людям независимо от их национальности. На сближение детей разных национальностей оказывают влияние общие игры, прогулки. Но при таком объединении детей разных национальностей необходимо продуманное целенаправленное руководство. Большие требования предъявляются к воспитателю. Он должен располагать значительным запасом знаний в области интернационального воспитания, проявлять большой такт и чуткость к детям любой национальности. Когда ребенок одной национальности попадает в группу детей другой, ласковое и нежное отношение к такому ребенку не остается не замеченным остальными детьми. Подражая своему воспитателю, они начинают проявлять заботу, чуткость, внимание по отношению к сверстнику другой национальности. Это подражание постепенно переходит в привычку, становится нормой поведения.

Работа с родителями.

Трудно спорить, когда говорят: воспитывает все, что окружает растущего человека. И все же в огромном многообразии воспитательных влияний, следует обратить внимание на семью. Семья играет решающую роль в дошкольный период, когда закладывается «моральный стержень» личности и позже ее роль в воспитании общественно-политической сознательности, трудолюбия, патриотизма трудно переоценить: ее воздействие длительно и постоянно.

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. С привлечением родителей организуются выставки семейных альбомов, изготовляются макеты города, карта города, проводятся совместные праздники, экскурсии. Дети совместно с родителями участвуют в различных творческих конкурсах и выставках.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей привычки, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, ездить вместе на отдых; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.

В работе по этому направлению с семьей нужно опираться на родителей, как на равноправных участников формирования детской личности.


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 26 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей

Образовательный педагогический проект

Приобщение детей к истории, культуре и традициям родного города и края

Исполнитель :

воспитатель МКДОУ № 26

Корелина Ирина Сергеевна

Верхняя Пышма

2012 г.

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский

Введение

Актуальность темы

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования (из национальной доктрины образования в РФ):

  1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
  3. формирование мира и межличностных отношений и т.

Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:

  • к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;
  • у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
  • 80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
  • 40 % родителей затрудняются в знании истории города, края;
  • 20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Приобщение детей к истории, культуре и традициям родного города и края»

Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Цель проекта:

Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста; обогащение их познавательного, эмоционального опыта через приобщение детей к истории, традициям культуре родного города.

Задачи проекта:

  • Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
  • Научить гордиться тем, что сделано руками их родителей, старшим поколением.
  • Расширить знания детей о флоре и фауне Урала.
  • Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  • Формировать бережное отношение к культурным ценностям района, осознание их неповторимости и индивидуальности.
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Гипотеза:

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу и краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни, края и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Вид проекта: познавательный, исследовательский, групповой.

Участники: дети старшей и подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги группы, специалисты.

Сроки реализации: 2 года.

I. Теоретическое обоснование проекта

Теоретическую основу программы составили некоторые положения из программы О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуре», в частности, положение «о необходимости широко использовать все виды фольклора как средство приобщения детей к нравственным- патриотическим ценностям; знакомить с культурой родного города, села и использовать интегративный подход в образовании и воспитании».

Был использован также практический опыт педагогов Н. Козачек, А. Минаевой «Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение их к истории родного края».

Педагог сам определяет способ организации, место в режиме дня, содержание того или иного занятия по данной программе.

Направления проектной деятельности

  • Информационный блок: переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов
  • Технологический блок: разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения, разработка комплексно-тематического планирования;
  • Организационный блок: создание предметно – развивающей среды (мини-музеи, центры активности; уголки творчества и познания и т.п.);
  • Контрольно – рефлексивный блок: разработка анализа эффективности образовательного проекта, вычисление противоречий и проблем во время реализации проекта, разработка перспективы проекта.

Интегрирование

При работе с проектом был использован принцип интегративного подхода, т.к содержание образовательного проекта достаточно объёмный, следует основная часть программы интегрируется в другие образовательные области: познание, социализация, художественное творчество, коммуникация, чтение, музыка.

Необходимые условия для реализации проекта

  • Интерес детей и родителей
  • Методические разработки
  • Педагогический опыт
  • Предметно – развивающая среда
  • Инновации
  • Интеграция со специалистами детского сада

Методы (формы и приёмы работы) проекта

  1. Наблюдения, экскурсии, целевые прогулки;
  2. Совместные игры и творческие проекты;
  3. Познавательно – игровые занятия;
  4. Беседы, интервью, составление творческих рассказов, выставки рисунков;
  5. Развлечения, досуги, театрализованные праздники;
  6. Нетрадиционные формы с родителями.

Предполагаемый результат

1 . Знать/называть: историю края и города, символику города, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическую ситуацию в городе.

2. Знать/называть: растения и животных края, камни добываемые на Урале.

3. Знать/называть: народные праздники, декоративно – прикладное искусство, жилище человека и предмета быта Урала и города.

4. Выражать/принимать: отношение к окружающей среде, участие проведении мероприятий по охране окружающей среды в УО.

5. Уметь: заботиться о близких, управлять своими чувствами, анализировать свои поступки и поступки других.

Достигнутые результаты (приложение 1)

Во время контрольного проведения рефлексивного этапа по результатам итогового мониторинга прослеживается положительная динамика по следующим показателям:

  1. РОДНОЙ КРАЙ, ГОРОД (история края и города, символика города, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе): 2011г -2012г увеличилось на 26 %;
  2. ФЛОРА И ФАУНА УРАЛА: (растения и животные края, камни добываемые на Урале): 2011г-2012г увеличилось

на 23 %;

  1. ИСТОРИЯ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИИ : (народные праздники, декоративно – прикладное искусство, жилище человека и предмета быта Урала и города): 2011г-2012г увеличилось на 31 %;
  2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: (отношение к окружающей среде, участие детей и родителей в проведении мероприятий по охране окружающей среды): 2011г-2012г увеличилось на 34 %;
  3. ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ : (забота о близких, умение управлять своими чувствами, умения анализировать свои поступки и поступки других): 2011г-2012г увеличилось на 15%.
  1. Практическая реализация проекта

Этапы проведения и реализации проекта

1.Информационно-накопительный

Изучение интереса детей для определения целей проекта, мониторинг

Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

Обращение к специалистам.

Посетить музей г. Верхняя Пышма;

Изучить краеведческую литературу;

Подобрать библиотечку произведений уральских писателей, поэтов, доступных для восприятия детей конкретной возрастной группы;

Изготовить методические материалы и дидактические пособия по теме «Мы - из города Верхняя Пышма», «Верхняя Пышма - город трудовой», « Спортландия»; «Уральские сказки», «Природа нашего края» (альбомы); план-схему Восточного поселка, карту города;

Совместно с родителями подобрать весь необходимый материал для изготовления пособий;

Разработать план целевых прогулок и экскурсий конкретно для своей возрастной группы, ориентируясь на содержание программы.

2. Организационно-практический

Проведение цикла познавательных занятий, исходя из на темы: “Город Верхняя Пышма – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Свердловская область»

Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, «Природа родного края», «Прошлое и настоящее моего города» , «Профессии наших родителей».

Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе»

Оформление дидактических игр по краеведению:
“Я шагаю по Верхней Пышме», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок»

Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)

Лепка «Животные и птицы нашего края»

Экскурсии и фотоэкскурсии по городу

Изготовление макета улицы Петрова.

Изготовление мини – музея «Русский дом на Урале»

3. Презентационно - завершающий

Выставка продуктов детской деятельности.

Оценка этапов реализации проекта детьми.

4. Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов. Проведение итогового мониторинга.

Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»

Заключение

Перспективы дальнейшего развития проекта.

В результате проделанной работы возникла идея о создании долгосрочного проекта по нравственно – патриотическому воспитанию, который будет состоять из трех блоков:

  • 1 блок «Семья и ближайшее окружение»

(дать знания об улицах Восточного посёлка, знать адрес своего места жительства (ребёнку), совершать целевые прогулки в сквер, проводить беседы).

  • 2 блок «Детский сад – мой второй дом»

(дать знания о социальном портрете дошкольного учреждения и какие объекты находятся вблизи детского сада, совершать целевые прогулки по ближайшим улицам и вести наблюдение за трудоустройством горожан, за машинами города, проводить беседы, создавать ситуации для ориентирования в местности, где проживают дети, как отдыхают с родителями на природе).

  • 3 блок «Родной свой край люби и знай!»

(ознакомление детей с историей города; показать, город в котором живут дети, красив, современен, город – труженик, рассказать какие есть промышленные предприятия, какую продукцию они выпускают. Закрепить знания о родном районе; познакомить с профессиями и предприятиями и предприятиями, на которых работают родители детей).

Список литературы

1. Большой России маленькая росинка - Филантроп, 2008г.

2. Городской округ Верхняя Пышма. Большой России маленькая росинка- Екатеринбург, Филантроп, 2008г.

3. М.Е. Головацкий и др. Верхняя Пышма 1854-2004- Екатеринбург, Уральский университет, 2004г

4. В.И. Гриневич. Верхнепышминцы в войне 1941-1945 г.г

5. В. Непомнящий, Е.Селина, А.Грамолин, М. Тимошадченко, Е. Назарова, Ю.Горбунов Р. Печурина. Медное платье Урала.- Сократ, Екатеринбург, 2004г.

6. И.Г.Пронин, Л.Н. Никитина Г.Д. Мамонов- г. Верхняя Пышма, 1996г.

7. И.Г. Пронин. Мой город. Прошлое и настоящее.- г. Верхняя Пышма, 2000г.

8. Серия. Наш город- наша гордость! Стихи о Верхней Пышме- Центральная городская библиотека им. В.В. Волоскова.

Название: Статья «Приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре родного края»
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Проектная деятельность, Старший дошкольный возраст

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МАДОУ «Синеглазка»
Месторасположение: город Ноябрьск, ЯНАО

Статья
«Приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре
родного края»

Краткая аннотация к статье

В статье раскрывается опыт работы с дошкольниками по духовно – нравственному воспитанию детей. Основные цели работы — показать всестороннюю связь человека с окружающим миром, включить детей в активное познание малой родины, формировать нравственные качества детей: основы гражданственности, любовь к Родине, бережное отношение к ее историческому и культурному наследию.

Статья рассчитана на педагогов и может быть использована для планирования работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой народов Севера, всех тех, кто работает с детьми дошкольного возраста.

Статья «Приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре родного края»

Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения.

Народы Севера ханты и манси имели свои понятия и представления о тайнах мироздания, о жизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о растительном и животном мире. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода и племени они выработали своеобразные законы жизни в гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Самое главное – они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру.

Народы ханты и манси, живя в экстремальных условиях северного края, успешно занимаясь оленеводством, рыболовством и охотничьими промыслами, владели технологией изготовления предметов из кости, дерева, бересты, выделка из кожи и меха, приготовления пищи из молочных, мясных и иных продуктов.

Культура народов Севера – достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.

Наша задача состоит в том, чтобы возродить национальные традиции и обычаи народов Севера, потому что малочисленному народу традиции и обычаи нужнее, чем большому народу; только благодаря им он может сохранить себя как народ. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности. Своеобразие этнокультуры народов Севера заключается в том, что личное становление детей происходит в экстремальных сложных условиях, обусловленных холодным климатом и резко континентальным переходом в короткое лето.

Приобщение детей к народной культуре народов ханты и манси является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Мы должны знать культуру народа, живущего рядом с нами, и прививать эти знания детям. С раннего детства необходимо развивать у них стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных народов Севера. Знакомить с устным народным творчеством.

Формировать знания о дружбе, хороших и плохих качествах характера людей через народный этнос.

Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания может стать народная игра. Ушинский К.Д. писал: «Обратите внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать и создать у них превосходное и могущественное воспитательное средство – задача педагогики».

Философия гласит: «Устойчивость в суставах, гибкость в спинном хребте – главные признаки здоровья, долговечности организма, в приобретении которых большое значение имеют народные игры».

Народные игры включаются в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, нравственных и этических качеств личности.

Игры на воспитание чувства коллективизма, такие как «Льдинки, ветер и мороз» – бег парами, «Олени и пастухи» – меткость, глазомер, умение метать в движущуюся цель, «Хейро» («Солнце») – бег и ловкость,«Оленьи упряжки» бег, действие по сигналу, «Полярная сова и овражки» – реакция и выносливость. Эти игры развивают в детях силу, ловкость, глазомер, расчетливость, волю и лучшие черты характера. Народные игры влияют не только на физическое развитие детей, но и нравственно их воспитывают.

«Знакомство с культурой народов родного края»

Мы живем в Ямало-Ненецком автономном округе. Из разных уголков страны приехали мы на эту северную землю. Называют ее «суровым краем», «краем Земли», «священной страной, куда не добежать доброму духу и не по силам добраться злому духу…» (из хант.песни).

В давние-давние времена в заснеженной тундре, возле холодных рек жили люди. Они ходили на охоту, ловили рыбу, разводили оленей. Все необходимое для жизни у них было: из дерева и оленьей шкуры строили жилье, делали орудия труда, посуду, шили одежду. Эти добрые красивые люди живут и сейчас рядом с нами – это ненцы. Они хозяева на этой земле, а мы – гости. Красивым человеком ненцы считают того, «у кого лицо круглое, как луна, нос – будто пуговица, глаза – будто их вовсе нет». Издавна у ненцев существовали особые правила жизни. Молодое поколение узнавало о них через легенды от стариков.

Легенда – это поэтическое предание. Услышанные легенды ненцы свято берегли и рассказывали их своим детям. Поэтому и поныне существуют строгие правила в отношении к природе, животным, человеку, добрым и злым духам. Правила, которые испокон веков соблюдают люди, еще называются традициями . Благодаря этим традициям жизнь ненцев очень отличается от нашей.

Для ненцев домом является вся видимая тундра – земля, на которой они строят жилище и пасут оленей. Стенами дома считается море, горы и лес. За пределами этого лежит чужая земля. Отсюда, важное правило: не навреди своему дому . Нельзя уничтожать растительность, убивать животных без надобности, засорять тундру. Ненцы верят, что природа наделена добрыми и злыми духами, поэтому, если ненец идет на охоту, всегда хозяину тундры приносит какой-нибудь дар.



Представители коренных народов крайнего Севера

Тундра – большой дом для ненцев, но есть еще маленький – это чум . Чум – ненецкое жилище. Ненцы – народ, часто передвигающийся по тундре и для удобства им необходимо разборное жилье. Чум простое конусообразное сооружение, состоящее из нескольких шестов и покрышек, сшитых из оленьей шкуры. В центре чума – очаг. Под костром – железный круг, он закрывает проход из мира Мертвых в чум. В верхней части имеется отверстие, через которое уходит дым от костра и говорят, через него в чум попадают духи. Добрые духи, если человек не сделал ничего дурного. Отсюда, второе правило: в доме твоем всегда будет хорошо, если ты поступаешь хорошо .

Демонстрация макета чума

В чуме тепло, уютно, чисто. Каждая вещь знает свое место, в основном они все находятся в сумках, которые шьет женщина. Существует у ненцев правило: Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят .

Ненцы верят, что каждая вещь имеет свою душу, побывав у одного человека, она к нему привыкает, а другого может обидеть. Отсюда, строгий завет: не воровать, иначе будешь строго наказан .



Изображение оленя

По-особенному ненцы относятся к животным. Самым почитаемым является олень, ведь олень – это и пища, и жилище, и транспорт. Из оленьей шкуры ненцы делают чум, шьют теплую одежду, оленье мясо считается очень полезным. На оленях ненцы передвигаются по тундре. Говорят, что раньше на оленях ездили верхом, а сейчас их запрягают в деревянные сани, ненцы называют их нартами.

По легенде тундрой ведают два хозяина – Гололобый медведь и Семидетный медведь. Первый является предводителем всех белых медведей, он живет в море и никогда не выходит на сушу. Второй – медведица, предводительница всех бурых медведей, никогда не выходит из скрытой берлоги. Ненцы испытывают перед медведем страх и почтение. Ведь встречи с медведем не происходят «просто так». Встретил медведя или его след, жди чего-то необычного в своей судьбе. Часто медведи помогают заблудившимся ненцам, в легенде говорится, что появляется образ медведя и указывает путь. Медведь может и наказать, если человек дал какую-нибудь клятву и не сдержал ее. Если человек на поясе носит клык медведя, с ним никогда ничего не случится. Специально для медведя ненцы растят белого оленя. Когда оленю исполняется семь лет, его приносят в жертву духу медведя на специальных местах в тундре.

Собака – верный друг человека. В хозяйстве у ненцев всегда несколько собак: одни охраняют чум, другие – оленей, третьи – помощники в охоте. Ненцы верят, что лай собаки предупреждает о приближении злых духов.

Самым главным Божеством у ненцев является Бог Нум. Он управляет всем миром, где живут люди. А под семью слоями вечной мерзлоты живет страшный Нга, он и его подземные духи насылает порчу и болезни на людей.

Общаться с добрыми и злыми духами может только шаман . Он живет в отдельном чуме. С помощью духов он помогает человеку в охоте, хозяйстве, лечит людей, бережет оленей, может и наказать человека за совершенный грех.

Обращается шаман к духам с помощью колотушки и бубна. Шаман знает заклинания и песни-призывы духов, он танцует вокруг огня, бьет в бубен и произносит: «Гой, гой, гой». На его призыв слетаются духи, к которым обращается шаман, и выполняют его просьбу.

В ненецкой семье существуют правила в разделении занятий. Мужчина, например, должен охотиться, заботиться об оленях, ловить рыбу. Детям разрешается играть, мальчикам, правда, только вне чума: они выпускают стрелы из игрушечного лука, который сами мастерят, учатся набрасывать петлю на шею оленя. Девочки играют в чуме, их куклы особенные. Сделаны они из тряпочек, а вместо головы птичий клюв, также девочка учится рукоделию.

За порядком в чуме следит женщина, она готовит обед, шьет одежду и сумочки из оленьего меха. В сумках хранятся обувь, одежда, кусочки ткани, сухие продукты. К свадьбе девушка должна нашить много сумок, если красивая сумка, значит девушка – хорошая хозяйка и мастерица. В сумке для рукоделия имеется специальный карман для иголок и наперсница, украшенная узором. Сумку украшают также и металлическими предметами, своим позвякиванием они отгоняют злых духов.

Зимнюю одежду и обувь шьют из оленьей шкуры, украшают изделие орнаментом.

Орнамент – повторяющийся узор на изделии. Орнамент изготавливают из темного и светлого оленьего меха. Узоры режут и сшивают друг с другом, получается двойной зеркальный орнамент. Соединение различных деталей орнамента называется мозаикой.

Орнаменты народов крайнего Севера





Ненецкая женщина любит орнамент делать из бисера, нанизывает его на ниточку и получаются великолепные бисерные полосы для украшения одежды и обуви. Существует легенда: «Давным-давно заморские купцы плыли по морю, долго плыли. Высадились на берег. Развели костер и, чтобы укрыть огонь от ветра, закрыли костер мешками соды. Долго сидели у костра, уснули. На утро, когда они проснулись, увидели стеклянные кусочки, которые образовались из соды, огня, ветра. Эти разноцветные стеклянные кусочки были завезены к ненцам и из них стали плести украшения».

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что приобщение детей к национальной культуре народов Севера не должно ограничиваться элементарными географическими сведениями, названиями некоторых предметов быта и национальных праздников. Введение детей в особый мир национальной культуры должно осуществляться путем действенного познания, через многообразие форм и методов работы с детьми и воздействие на эмоциональную сферу ребенка. Именно такой подход поможет подвести детей к убеждению в том, что изучение национальной культуры не просто обязанность, а обращение к духовности, без которой не может жить современный человек, и это есть приобщение к красоте, которая одинаково облагораживает и ненца, и ханта, и русского и приводит в конечном итоге к взаимовлиянию культуры.

Народное творчество – источник чистый и вечный. В чем бы не высказал себя народ – в танце, песне, искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет от души, а душа народная добра и красива.

– Воспитывать отношение к родному краю важно для формирования морального облика дошкольника, так как закрепляет представления ребенка о моральных ценностях, способствует их осознанию, а так же способствуют формированию у детей таких нравственных качеств, как отзывчивость, гордость за свою маленькую родину, уважение к людям, населяющим родной край.

– Возрастает активность детей в общении с взрослыми, дети чаще стали выступать в роли инициатора разговора, они стали более уверены в выражении своего мнения.

– Расширяется словарный запас детей.

– Проявляется интерес к истории своего края, жизни людей других национальностей.

Сотрудничество с родителями по вопросам патриотического воспитания и формирования социально — нравственных норм направлено на обеспечение нравственного и психического здоровья ребёнка, что обусловлено современными требованиями личностного развития.


Воспитание социально — нравственных норм у детей дошкольного возраста посредством использования в учебно — воспитательном процессе методов ознакомления с культурой и традициями народов Ямала – процесс сложный и в нём должны быть задействованы и педагоги, и родители, и дети.

Воспитание положительного отношения к родному краю через фольклор коренных народов крайнего севера эффективно влияет на общий уровень приобщения к истории и культуре родного края детей дошкольного возраста.

Список литературы.

  1. Головнев А.В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, 1995.
  2. Хомич Л.В. Ненцы. Санкт-Петербург, 1995.
  3. Иллюстрации и фотографии из личного архива воспитателя МАДОУ «Синеглазка» Артамоновой И.А.

Из опыта работы воспитателя детского сада. Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, посредством языкового восприятия

Описание педагогического опыта: Щелконоговой Г.Н.
воспитателя «ЦРР – д/с «Сказка» ОП «Детский сад «Ромашка» комбинированного вида» г. Ковылкино, Республика Мордовия
"Мы обязаны беречь единое культурное
пространство страны во всём его многообразии,
помогать сохранению богатых национальных
традиций народов России"

Д. А. Медведев

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно – воспитательного процесса.

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности.
Сегодня актуальным остается приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, посредством языкового восприятия в условиях дошкольного образования через развитие сознательного и уважительного отношения к прошлому, к национальной культуре, традициям, к родному языку.
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающее значение в становлении основ личности.
Я, как воспитатель детского сада, на протяжении многих лет веду работу по приобщению дошкольников к национальной культуре, воспитании любви к малой родине, знакомлю детей с историей, культурой, языкам мордовского народа.
Практика показывает, что, общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям национальной культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно - природной среде, понимают меру своей ответственности за её сохранение и приумножение.
В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения в становлении опыта.

Академик Д. С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, в которой они возделывали, вещах, которые им принадлежали – значит он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
Поэтому считаю, что именно в дошкольном возрасте, через культуру родного народа, через ознакомление с родным краем и окружающим его социальным и материальным миром, формируются у детей система знаний, осознанные навыки в формировании у детей чувства любви к родине.
Желание передать эту любовь детям, стремление через творческое мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для данного вида работы. Влияние культурной деятельности на всестороннее развитие личности ребёнка очевидно, поэтому моя работа направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, эмоциональных чувств и комфортное пребывание детей в детском коллективе среди национального искусства.
Я стараюсь научить детей всему этому:
- осознанно понимать и принимать историю своего наследия;
- привить чувство гордости и ответственности к культурному прошлому
России и Мордовии.
Концептуальностью моего опыта является разнообразие методов и форм работы с детьми: - расширение первоначальных представлений у детей;
- накопление новых знаний о традициях, обычаях мордвы;
- использование словарного запаса мордовского языка через занятия,
беседы, заучивание мордовского фольклора;
- закрепление полученных знаний в процессе образовательной
деятельности и воспитание сознательного отношения к национальной
культуре;
- развитие у детей чувства сопричастности к достижениям земляков в
различных областях;
На современном этапе, в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, использования программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей.

3. Теоретическая база опыта.

Современные исследователи: М. И. Богомолова, Т. Ф. Бабынина,
Н. П. Овсянникова считают, что национальная культура, является «оригинальным носителем неповторимых особых качеств нации». Любая национальная культура представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: -национальный язык;
-национальное искусство (музыка, литература, искусство);
-национальные традиции (мифология, религия, история народа).

Наличие теоретической базы выражается: в активном использовании методических разработок известных авторов, которые реализуются на основе введения современных технологий и методик воспитания и обучения дошкольников в данном направлении, выявлении мониторинга усвоения знаний и умений дошкольников, создании условий для максимального развития творческого потенциала воспитанников.
Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры осуществляется по календарно - тематическому планированию, разработанному на основании:
- примерной образовательной программы «Детство»/ авт. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе и др.;
- «Методики обучения дошкольников мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам»/ авт. А. И. Исайкина;
- регионального образовательного модуля дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»/ авт. О. В. Бурляева, Л.П. Карпушина и др.;
При работе в данном направлении я ориентировалась на современную нормативно – правовую базу дошкольного образования:
1. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ;
2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО» и ФГОС ДО;
3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения:
Необходимость воспитания и обучения детей в условиях детского сада с учетом особенностей региона проживания обусловлена социально – педагогическими потребностями современного общества. По утверждению ученых, Л. И. Божович и М. И. Лисиной, в дошкольном возрасте преобладают предметная и игровая деятельности; формируются познавательная и творческая. К пяти годам ребенок овладевает широким кругом знаний, умений и навыков, появляются оценочные суждения и познавательные интересы. Через народные игры, игровой фольклор ребенок незаметно усваивает народные образы и символику, легче запоминает язык своего народа, что является основой интереса к народной культуре и развивает патриотические чувства у дошкольника. Необходимо помочь детям найти место в их еще не окрепших душах для патриотизма и гражданского сознания, подготовить к дальнейшей жизни в обществе, чтобы дети имели элементарные представления об истории своего края, знали и чтили обычая и традиции, не стеснялись говорить на родном языке.
Цель работы: приобщение дошкольников к национальной истории и культуре посредством ознакомления с мордовским (мокша) языком.
Задачи:
1. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, городу, республике, стране.
2. Воспитывать патриотические чувства к культурному наследию России и Мордовии.
3. Развивать интерес к русской и мордовской истории, культуре, через изучение родного языка.
4. Формировать навыки речевого общения на родном языке.
Основные направления деятельности:
воспитание интереса к более глубокому изучению истории, традиций и языка своего народа;оказание помощи родителям в создании системы семейного воспитания по приобщению к народной культуре мордвы и обучению родного языка; --разработка сквозной системы обучения мордовскому языку в детском сада.
Для выбора наиболее эффективных методов развития творческих способностей ребенка дошкольного возраста и выявления уровня их эмоционального состояния, проводится предварительная работа, включая изучение методической литературы по проблеме, а также приобретается или изготавливается (своими руками, помощь родителей) необходимый дидактический материал для организации предметно - развивающей среды. В группе оформлен мордовский уголок, приобретены и изготовлены куклы в национальных костюмах, организован мини-музей национального быта, где собраны подлинные предметы национального быта, национальный костюм, мордовская вышивка. Разнообразные игры повышают эмоциональный тонус, снимают напряжение, активизируют внимание детей. Изучение мордовского языка и малого фольклора включается в самостоятельную деятельность, деятельность детей и взрослых в свободное время, в сценарии праздников и развлечений.
Ведущая педагогическая идея данного направления проявляется в прогнозируемых результатах воспитания устойчивых нравственных качеств у детей дошкольного возраста, а также наличие базы знаний, умений и навыков, переноса их в новые виды деятельности, умение не только активно использовать запас знаний, но и потребность обогащать их.

5. Результативность педагогического опыта.
Вышеописанные действия выражаются в воспитании у детей любви и гордости за родной край, а самое главное, используются на занятиях, играх и других видах образовательной деятельности, что позволяет расширить и обогатить объем знаний у детей об окружающем мире, воздействует на эмоциональную сферу развития, способствует проявлению воспитанниками накопленных знаний в различных видах образовательной деятельности.
В процессе использования национально- регионального компонента в занятиях, играх, развлечениях и других видах образовательной деятельности, позволяет расширить и обогатить объем знаний детей об окружающем мире, что воздействует на эмоциональную сферу детей и оставляет в их памяти глубокий след. Целенаправленная работа по внедрению национально - регионального компонента способствует проявлению детьми накопленных знаний в различных видах познавательно – речевой и продуктивной деятельности. Также одной из форм работы в данном направлении является создание кружка «Лихтибряня», где детям, посещающим дошкольную образовательную организацию, предоставляется возможность делать первые шаги в изучении родного языка и приобщении к национальной культуре. Еще одной из форм работы является привлечение родителей к активному участию в образовательной деятельности по приобщению воспитанников к изучению истории родного края и обучению родному языку. В связи с этим неоднократно: на родительских собраниях, при проведении открытых мероприятий, были проведены беседы о необходимости воспитания в детях чувства любви к истории и культуре мордвы, национальному языку.
В повседневной жизни в детском саду мы играем в мордовские подвижные игры, разучиваем потешки, стихи, мордовские песни и танцы, читаем мордовские народные сказки и произведения современных авторов; дети знают историю своего города, знакомы с государственной символикой; знают, что в Мордовии проживают люди разных национальностей.
Обобщение педагогического опыта по воспитанию у дошкольников патриотических чувств в процессе приобщения к истории и культуре родного края, посредством языкового восприятия представлено в различных формах: - разработка конспекта НОД по ознакомлению дошкольников с культурой и историей мордовского народа для методического пособия «Детям о Мордовии» (2013 г.);
- участие в международном семинаре «Финно - угорские языки и культура в дошкольном образовании» с выступлением на тему: «Воспитание патриотических чувств в процессе приобщения дошкольников к истории и культуре родного края посредством языкового восприятия» в г.Саранске (2014г.);
- участие в межрегиональном семинаре с международным участием «Опыт работы на финно- угорских языках в дошкольных образовательных учреждениях: ресурсы и новаторские идеи, связь с местным сообществом» в г. Ижевске (2014г.).
- участие в межрегиональном семинаре с международным участием «Мордовские языки: в дошкольном образовании: проблемы обучения, опыт, перспективы» г. Инсар (2015г.)
- участие в республиканском конкурсе «Роль родного языка в развитии детей дошкольного возраста» с выступлением на тему: «Воспитание и обучение дошкольников на основе мордовской культуры»в г. Саранск (2016г.)
Все это является подтверждением того, что работа по приобщению дошкольников к национальной культуре, истории и традициям посредством изучения родного языка в контексте нравственно – патриотического воспитания в детском саду необходима, важна и полезна.

6. Анализ результативности.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках обогащают и наших детей, формируют у них чувство гордости за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Отрадно, что мои воспитанники освоили мордовские народные игры, активно используют в речи мордовский фольклор, знакомятся с традиционным мордовским костюмом, его элементами, могут самостоятельно составлять узоры на мордовские мотивы. В процессе знакомства дошкольников с традиционной культурой Мордовии используются различные методы и виды работы, в том числе целевые прогулки, беседы, чтение и рассказывание сказок и легенд, игра на народных музыкальных инструментах, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), рассматривание иллюстраций.
Результатом данной работы являются выставки, комплексные занятия и развлечения.

7. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования, учитель. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.
Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, видеотека.
Трудоёмкость в использовании моего опыта работы состоит в том, что в настоящее время недостаточно методической литературы по приобщению детей к мордовской культуре. Представленный опыт накладывает на педагога определённые обязанности и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала о родном крае.

8. Адресные рекомендации по использованию опыта.
Полученные результаты будут иметь практическую ценность:
– для педагогов дошкольных образовательных учреждений
для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях;
Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю:
информационные брошюры, содержащие описание и иллюстративный материал методики проведения игр, организованных форм образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, родителей с детьми;
– мастер-классы, мероприятия
– консультации;
– дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений;
– сайт ДОО.

9. Наглядное приложение.
В своём опыте предлагаю материалы по организации и проведению работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников в детском саду в разнообразных формах: образовательная деятельность, консультации, перспективное планирование, игры и игровые упражнения, организация театрального кружка, драматизация детских произведений совместно педагогов с воспитанниками.


Эта тема актуальна по целому ряду причин. Целенаправленное ознакомление ребёнка с историей и культурой родного края формирует гражданскую позицию, позволяет сформировать патриотические чувства. Ведь чувство Родины, как малышей, так и взрослых связано с местом, где родился, т.е. с малой Родиной. Нужно углубить эти чувства, расширить представления о родном крае, истории и культуре, показать, что свято и дорого каждому человеку. Актуальность:




Создание условий в группе для восприятия сведений об историческом прошлом, настоящем и культурном облике родного края. Дать знания детям о родном крае: истории, символики и достопримечательностях. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил Кашинский край. Познакомить с культурой и традициями родного края. Повысить компетентность у родителей по вопросам приобщения детей к истории и культуре родного края. Задачи:






В результате обработки данных по вопросу приобщения детей к истории и культуре родного края получила: 12% родителей знают историю и культуру родного края; 24% родителей интересует данная проблема; 42% родителей поддерживают проводимую в ДОУ работу по данному направлению; 22% родителей нуждаются в помощи ДОУ по данной проблеме. Для определения компетентности родителей по вопросу приобщения детей к истории и культуре родного края использовала метод анкетирования.
















В результате обработки данных по вопросу приобщения детей к истории и культуре родного края получила: 20% родителей знают историю и культуру родного края; 40 % родителей интересует данная проблема; 36% родителей поддерживают проводимую в ДОУ работу по данному направлению; 4% родителей нуждаются в помощи ДОУ по данной проблеме. Для определения компетентности родителей по вопросу приобщения детей к истории и культуре родного края использовала метод анкетирования. (конец года)