Дети и тактика семейного воспитания. Консультация на тему: пять тактик семейного воспитания

Вопросы отношений детей и родителей окружены массой расхожих, ставших банальностями мнений, различных стереотипов, заблуждений и в то же время сменяющих со временем идей различных модных теорий воспитания . Проблема "отцов и детей" признана вечной и практически неразрешимой, некой неизбежностью, данной человеку в его жизни. Среди советов по "правильному" воспитанию доминируют "надо просто любить детей". Все просто, если известно, что такое любовь. Практически каждый знает, что такое любовь, как правильно воспитывать детей.... Только почему тогда столько несчастных семей, разводов, "трудных" детей и многого, многого другого?

Сколько семей - столько вариантов семейных отношений, хотя у многих из них есть те или иные общие качества, которые позволяют ученым создавать классификации, типологии. Каждый тип семейных отношений включает в себя различные тактики воспитания , среди которых какая-то одна доминирует, используется как основная, а остальные могут использоваться эпизодически или в виде теоретических знаний, представлений о них. Многие из этих тактик воспитания знакомы из повседневной жизни. Причем, в воспитании собственных детей все уверены, что поступают правильно и во благо своему ребенку, хотя глядя на чужие отношения родителей с детьми практически все видят их недостатки. Закономерность "в чужом глазу соринку видно, а в своем и бревно не заметно" для жизни человека носит всеобщий характер! Научные знания полезны, по крайней мере, в том, что дают возможность посмотреть на собственную деятельность, поступки еще с одной, проверенной в научных исследованиях, точки зрения.

А.В. Петровский выделяет пять тактик семейного воспитания: диктат, опека, конфронтация, мирное сосуществование, сотрудничество.

1. Диктат. Для этой тактики характерно подавление одними членами семьи чувства собственного достоинства, самостоятельности, инициативы других. Члены семьи, выполняющие роль диктатора, характеризуются как деспотичные, авторитарные личности. Диктатором в семье может быть любой член семьи, в том числе и ребенок. Это чаще всего встречается в детоцентрических семьях. Как правило, данную тактику воспитания используют отцы, но в современных семьях при условии позиции «невмешательства» отца такую тактику может использовать и мать. Требовательность старших членов семьи в вопросах воспитания младших без доверия и уважения к ребенку оборачивается грубым давлением, принуждением.


2. Опека . Тактика опеки предполагает постоянную заботу, ограждение от трудностей, участие во всех вопросах жизнедеятельности ребенка. Это препятствует развитию самостоятельности, инициативы, ответственности. Ребенок задерживается в процессе своего социально-психологического развития, взросления, он не стремится к деятельности по принципу «я сам», а предпочитает принцип «пусть мама/папа сделает/поможет/решит». «На первый план для родителей выходит проблема удовлетворения потребностей ребенка и ограждение его от трудностей» . Опека как воспитательная тактика формирует иждивенческую позицию личности. Забота об облегчении жизни ребенка, ограждение от трудностей жизни, решение за него каких-либо жизненных задач оборачиваются неспособностью ребенка жить самостоятельно в реальной жизни.

3. Конфронтация . Данная воспитательная тактика характерна для конфликтных, проблемных семей. В семьях, в которых общение между поколениями имеет конфликтный характер с использованием стратегии соперничества, накапливаются взаимные обиды, раздражение, восприятие других членов семьи искажается и им приписывается большее количество негативных качеств личности, чем те, которыми они действительно обладают. Педагогический результат проявляется в виде деформации и разрушения детско-родительских и в целом семейных отношений. Взрослые дети в последствии используют тактику конфронтации и даже диктата в отношении своих состарившихся родителей.

4. Мирное сосуществование . Эта тактика невмешательства в дела других членов семьи, в том числе и детей. Каждый обособлен в своих делах, проблемах, трудностях и успехах. Часто родители гордятся своими отношениями с детьми на основе невмешательства в их делах, считая это проявлением самостоятельности, достаточной взрослости детей. Родители считают, что тактика невмешательства развивает независимость, не сковывает свободу личности, создает условия для разностороннего развития и самореализации личности. Этот тип детско-родительских отношений основан на нежелании воспитателя затрачивать душевные, психологические и другие силы на руководство развитием ребенка, целенаправленное формирование личности. В трудных жизненных ситуациях, требующих помощи и поддержки других членов семьи каждый остается с ними один на один. Семья со временем перестает существовать в силу отсутствия взаимосвязей между членами семьи.

5. Сотрудничество. Тактика сотрудничества характерна для детско-родительских отношений в семьях, достигших в своем развитии как социальной группы, высшего уровня – коллектива. В семье существует единая система ценностных ориентаций, общая цель совместных видов деятельности, для взаимоотношений членов семьи характерны взаимопомощь, поддержка, открытость и доверительность отношений. Наличие ценностно-ориентационного единства в семье – главный духовно-нравственный фактор воспитания детей. Данная тактика является наиболее благоприятной для формирования духовно и нравственно здоровой личности.

В классификации видов семейного воспитания А.Е. Личко выделяются тактики , которые называются неправильными. Почему неправильыми? Потому что они всегда приводят к тем или иным нарушениям процесса социализации ребенка, формированию личности с какими-либо психологическими нарушениями.

Гипопротекция. Этот вид воспитания проявляется недостатком заботы, опеки и контроля за поведением ребенка. В своей крайней форме проявляется в виде безнадзорности. Чаще всего этот вид проявляется в обеспечении материальных и физических потребностей ребенка и бесконтрольности за его социально-психологическими, духовными и другими потребностями и их удовлетворением. Дети и подростки оказываются заброшенными в психологическом, духовно-нравственном, интеллектуальном аспектах. Гипопротекция существует в открытой форме, скрытой и потворствующей.

Скрытая гипопротекция существует в виде формального контроля за поведением ребенка. Она часто сочетается со скрытым эмоциональным отвержением. Подросток чувствует, что взрослые заняты своими делами и им не до него и начинают жить своей жизнью, приспосабливаясь к формальному контролю. «Особенно неблагоприятна при акцентуациях по неустойчивому, гипертиммному и конформному типам: такие подростки быстрее других оказываются в асоциальных компаниях и привыкают к праздному образу жизни» .

Потворствующая гипопротекция проявляется в сочетании недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушению поведения у подростка. «Родители пренебрегают сигналами со стороны о его дурном поведении, негодуют по поводу общественных порицаний, стремятся оправдать его поступки, переложить вину на других. Они выгораживают своего ребенка, любыми средствами стараются освободить от заслуженных наказаний. Такое воспитание культивирует и неустойчивые, и истероидные черты» . Этот тип воспитания способствует формированию делинквентных форм поведения. Ограничительные меры действуют только те, которые исходят от государственных (правоохранительных) органов. Личность, сформировавшаяся при таком стиле воспитания, не признает авторитета никаких взрослых, действенными средствами оказываются только те, которые основаны на грубой силе.

Гиперпротекция – это вид неправильного воспитания, который предполагает чрезмерную опеку ребенка родителями. Гиперпротекция существует в виде доминирующей и потворствующей гиперпротекции.

Доминирующая гиперпротекция проявляется в чрезмерной опеке, мелочном контроле за каждым действием ребенка. В семье существует система постоянных запретов и неослабевающего бдительного наблюдения за подростком. Решения во всех случаях принимают родители. В данном случае формируются такие неблагоприятные для социальной адаптации качества, как несамостоятельность, нерешительность, безынициативность, не развивается способность к анализу собственного жизненного опыта, своих переживаний – самосознание остается недостаточно развитым. У гипертимных подростков такой тип воспитания приводит к усилению реакции эмансипации, бунту против родительских запретов, уходу в асоциальную компанию. При психастенической, сенситивной и астеноневротической акцентуации доминирующая гиперпротекция оказывает усиливающее их астенические черты действие: формируется неуверенность в себе, несамостоятельность, нерешительность, они легко попадают в зависимость от других людей.

Потворствующая гиперпротекция проявляется в чрезмерной заботе об удовлетворении потребностей ребенка, стремятся предвосхитить любые его желания. «Ребенок не знает запретов и ограничений. А в результате стремится во всем превосходить других, хотя зачастую не обладает для этого необходимыми ресурсами. Отсюда закономерно вытекают проблемы в общении со сверстниками» . Эмоциональная сфера детей при таком типе воспитания деформируется: низкий уровень эмпатии и понимания собственных эмоциональных переживаний, неадекватное экспрессивное выражение собственных эмоций препятствуют полноценному общению с другими людьми. «Неудача приводит к всплеску негативных эмоций, причем это состояние может продлиться достаточно долгое время. Эмоциональная регуляция развита недостаточно. Такие дети гипертрофированно радуются и удивляются, демонстративно рыдают, не обращая внимания на уместность или неуместность столь бурного проявления эмоций» .

Родители при таком типе воспитания восхищаются мнимыми талантами ребенка, преувеличивают его действительные способности. Ребенок стремится быть лидером, но не обладает способностями и умениями выполнять эту роль. У него не формируются навыки систематического труда, ответственность, самостоятельность, недостаточно развита волевая сфера.

Потворствующая гиперпротекция усиливает истероидную акцентуацию характера, способствует появлению истероидных черт при лабильной и гипертимной акцентуации. При эпилептоидной акцентуации данный вид воспитания приводит к формированию личности семейного тирана, способного даже к физической агрессии в отношении родителей.

Симбиоз – вид неправильного воспитания, при котором практически отсутствуют границы между матерью
и ребенком. Мать стремится привязать ребенка к себе, иметь с ним максимально близкие отношения, делая все за него, ограждая от всех опасностей. Дети имеют нарушения в области эмоционально-волевой сферы, которые проявляются в трудностях осознания собственных эмоций и чувств, понимания чувств других людей. По мере взросления симбиотические отношения с матерью приводят к значительным трудностям в общении и установлении долговременных отношений с представителями противоположного пола, становятся препятствием для образования собственной семьи.


Эмоциональное отвержение характеризуется дефицитом эмоций и чувств, в которых проявляется любовь к ребенку. "При этом типе воспитания ребенок или подросток постоянно ощущает, что им тяготятся, что он – обуза для детей, что без него им было бы легче. Установлено, что эмоциональное отвержение ощущается детьми самого раннего возраста и может иметь серьезные последствия вплоть до гибели ребенка" .
"Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители, сами себе не признавались в этом, тяготятся сыном или дочерью, хотя гонят от себя подобную мысль, возмущаются, если кто-либо укажет им на это. Родители могут даже внешне проявлять утрированные знаки внимания, однако ребенок и подросток чувствуют недостаток искреннего эмоционального тепла" .

При сочетании эмоционального отвержения с гипопротекцией лабильные подростки ищут эмоциональных контактов с другими, часто асоциальными людьми, выбирают девиантные формы поведения. Такие дети часто имеют низкий уровень интеллектуального развития, испытывают трудности при обучении, социальные и трудовые навыки слабо развиты.

Условия жестких взаимоотношений . Этот стиль воспитания обычно сочетается с эмоциональным отвержением. «Жесткое отношение может проявляться как открыто…, так и в виде полного пренебрежения интересами ребенка, когда он может рассчитывать только на себя, не ожидая участия взрослых. …В настоящее время условия жестких взаимоотношений в семьях с эмоциональным отвержением со стороны матери, отчима (отца обычно нет), даже прародителей все более распространяются» .

Условия повышенной моральной ответственности. Данный тип воспитания встречается в ситуациях, когда родители связывают будущее ребенка с собственными несбывшимися планами и мечтами. Родители предъявляют к ребенку повышенные, не свойственные его возрасту и способностям требования. Повышенная моральная ответственность возникает также в ситуациях, когда на ребенка или подростка возлагаются взрослые заботы о благополучии младших и беспомощных членов семьи. Большинство подростков достаточно устойчивы к повышенным родительским ожиданиям или возложенным на них трудным обязанностям. Только при психастенической акцентуации усиливаются психастенические черты или развивается невроз.

Среди типов и тактик воспитания, которые выделяются современной наукой нет одного, проверенного веками, основанного на главных моральных ценностях человечества и существующего в семьях, живущих по православным христианским правилам. Именно в этих семьях отношения родителей и детей основаны на любви, заботе и уважении. Духовные ценности семьи определяют особенности методов воспитания и в конечном счете - особенности жизни взрослеющего ребенка и стареющих родителей.

1. Андреева Т.В. Психология семьи: Учебное пособие. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2014.

Одной из ключевых проблем в решении многих задач является проблема семьи. Ф. Энгельс писал, что «современное общество – это масса, состоящая сплошь из индивидуальных семей. Как бы его молекул». В семье, как в миниатюре, отражается картина тех «…противоположностей и противоречий, в которых движется общество…» Воспитание детей в семье выдвигает в проблеме семьи несколько аспектов: укрепление и сохранение семьи (сокращение разводов, воспитание детей в неполной семье), забота детей о родителях (воспитание у школьников правильного, сердечного и гуманного отношения к родителям, родным и близким).

У каждой семьи свои правила. Каждая отдельно взятая семья – это ячейка общества, и она живет по своим устоявшимся правилам. В большинстве случаев роль главы семьи выполняет отец. Он разрешает (или нет) ребенку пойти куда-то или нет, делать что-то или не делать. Это бывает в полноценных семьях. Но, к большому сожалению, существуют еще и такие типы семей, в которых есть только мама (иногда только папа) и ребенок. Чаще всего это происходит из-за разводов родителей. Конечно, ребенку трудно жить в такой семье. Он не чувствует себя полностью защищенным, ему завидно, если у его друзей есть и мама, и папа. А у него только кто-то один из родителей. Он чаще плачет, болеет, обижается. Иногда детей воспитывают только бабушка и дедушка. Хотя родители у такого ребенка есть, воспитанием занимаются только бабушка и дедушка. Родители либо часто разъезжают по работе, либо просто очень заняты, и у них нет времени заниматься свои собственным ребенком.

Семья, рассматриваемая в качестве первичной ячейки общества, очень разнообразна. Школе нужно учитывать особенности структуры семьи для организации совместной с ней деятельности по воспитанию детей. Обычно самостоятельно живущая семья состоит из 2 поколений – родителей и детей. Нередко вместе с этой семьей живут и бабушка с дедушкой. Неполные семьи имеют ряд вариантов своей структуры – мать, бабушка, дедушка; только одна мать и ребенок (дети); только отец, дети и бабушка и т. д.

Семьи могут быть полными, но с неродной для ребенка матерью или отчимом, с новыми детьми. Могут быть полные семьи основной структуры, но в семье может быть неблагополучно. Все это создает особую атмосферу, в которой находится ученик школы, которая определяет силу и направленность воспитательного воздействия семьи на школьника.

Многое в решении воспитательных задач зависит от того, кто в семье преимущественно занимается воспитанием детей, кто их главный воспитатель. Чаще всего в этой роли выступает мать, нередко живущая в семье бабушка. Многое зависит от того, работает мать или нет, какова ее загруженность на работе, сколько времени она может уделять своему ребенку, а главное – хочет ли она заниматься его воспитанием, интересуется ли жизнью ребенка по-настоящему. Велика роль и отца, хотя нередко отцы самоустраняются от воспитания детей, передоверяя его матери.

Семья – это первоисточник всего, что вкладывается в воспитание и формирование личности ребенка дома, это микросреда, объединяющая свое воздействие на ребенка с воздействием со стороны школы.

2. Модели семейного воспитания

Воспитание в семье может быть самым разным – от абсолютного тотального контроля до невнимания к своему ребенку вообще. Лучше всего, когда родители присматривают (ненавязчиво) за своим ребенком, постоянно ему советуют как поступить (опять же ненавязчиво, а играючи), когда ребенок и родители вместе выполняют какую-либо, например, домашнюю работу, что-то делают сообща. Это приносит свои плоды. У таких детей очень развито взаимопонимание с родителями. Они их слушаются. И, прислушиваясь к их мнению, дети готовы постоянно помогать таким родителям, и, как правило, успеваемость у таких детей на должном уровне. Существует несколько моделей семейного воспитания.

1. Ситуации авансирования доверием (А. С. Макаренко), когда доверие дается авансом еще не окрепшей личности, но уже готовой оправдать его. Создаются в семье условия для выражения доверия со стороны родителей.

2. Ситуация непринужденной принудительности (Т. Е. Конникова) – это механизм влияния конкретной ситуации не в виде бескомпромиссного требования родителей, а в виде актуализации уже имеющихся мотивов поведения в новых условиях, обеспечивающих активное участие в жизни семьи, благодаря чему складывается позиция субъекта, творческого соучастника.

3. Модель семейного воспитания (О. С. Богданова, В. А. Краковский), когда ребенок ставится перед необходимостью и получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка (конечно, под контролем взрослых). Иногда ситуация выбора приобретает характер конфликтной ситуации, в которой происходит столкновение несовместимых интересов и установок (М. М. Ященко, В. М. Басова).

4. Модель семейного воспитания, где присутствует ситуация творчества (В. А. Краковский). Суть ее заключается в создании таких условий, в которых актуализируются выдумка, воображение, фантазия ребенка, его способность к импровизации, умение выйти из нестандартной ситуации. Каждый ребенок талантлив, нужно только развивать в нем эти таланты, делать для ребенка условия, которые будут для него наиболее приемлемы.

Выбор модели семейного воспитания зависит, прежде всего, от родителей. Нужно учитывать возраст ребенка, его психологические особенности, уровень развития и воспитанности. Л. Н. Толстой подчеркивал, что воспитание детей есть только самосовершенствование, которому никто не помогает настолько, как дети. Самовоспитание – это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент. «Никто не может воспитать человека, если он сам себя не воспитывает», – писал В. А. Сухомлинский.

Формы воспитания – это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности детей. Когда в семье создается обстановка творчества, то дети начинают «раскрываться», выплескивать в этом творчестве все свои эмоции и переживания.

От родителей зависит, какую модель воспитания выбрать. Главное, чтобы она больше, чем другие модели подходила к воспитываемому ребенку.

Семья имеет огромное значение для человека и для ребенка в частности. Это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и самоутверждении каждого ее члена.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание должно запрещать телесные наказания, чтение чужих документов. Не следует морализовать, много говорить, требовать сиюминутного повиновения, не нужно потакать и др. Все принципы говорят об одном: детям рады не потому, что они делают домашнее задание, помогают по дому или хорошо себя ведут. Им рады оттого, что они есть.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, и оно видоизменяется от возраста к возрасту. Постепенно родители, бабушка и дедушка, родственники дают детям знания об окружающем мире, природе, обществе, производстве, профессиях, технике, формируют опыт творческой деятельности, вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки, наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни в целом.

Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание, в первую очередь воспитание таких качеств, как: доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание, но не все считают его добродетелью.

В ближайшие годы во многие семьи придет религиозное воспитание с его культом человеческой жизни и смерти, с почтением к общечеловеческим ценностям, со множеством таинств и традиционных обрядов.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое воспитание, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье и благополучие – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – оказывают самое большое влияние на ребенка в первые годы его жизни. Семейному воспитанию присущи свои методы, а точнее приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви и т. д.

Часто родители воспитывают своих детей так, как воспитывали их. Необходимо понимать, что ребенок – это тоже личность, хоть и маленькая. К нему нужен свой подход. Необходимо присматриваться к своему ребенку, изучать его привычки, анализировать его действия, делать соответствующие выводы и, исходя из этого, вырабатывать свою методику воспитания и обучения.

4. Основные проблемы семейного воспитания

Проблемы семейного воспитания складываются в основном из-за непонимания между детьми и родителями. Дети (подростки) начинают хотеть большего, родители не разрешают, дети начинают злиться, происходят конфликты. Семейное воспитание начинается с любви к ребенку. Если этот факт не сильно выражен или не выражен вообще, то в семье начинаются проблемы – рано или поздно.

Часто в семьях встречается безнадзорность, бесконтрольность. Это бывает тогда, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети слоняются по улице, предоставлены сами себе, начинают искать и попадают в плохие компании.

Бывает и наоборот, когда ребенка чересчур опекают. Это гиперопека. Жизнь такого ребенка все время контролируется, он не может делать то, что ему захочется, он все время ждет и при этом боится приказания. В результате он становится нервным, неуверенным в себе. Это, в конечном итоге, приводит к психическим расстройствам. В ребенке накапливается обида и злость за такое отношение, в конце концов, ребенок может просто уйти из дома. Такие дети начинают принципиально нарушать запреты.

Бывает так, что ребенка воспитывают по типу вседозволенности. Таким детям все позволено, ими восхищаются, ребенок привыкает быть в центре внимания, все его желания выполняются. Когда такие дети вырастают, они не в состоянии правильно оценить свои возможности. Таких людей, как правило, не любят, стараются не общаться с ними и не понимают.

Некоторые родители воспитывают детей в обстановке эмоциональной отверженности, холодности. Ребенок чувствует, что родители (или один из них) его не любят. Такое состояние его очень тяготит. А когда кого-то из других членов семьи любят больше (ребенок это чувствует), ребенок реагирует значительно болезненнее. В таких семьях дети могут вырасти с неврозами или озлобленными.

Жесткое воспитание бывает в семьях, когда за малейшую провинность ребенка наказывают. Такие дети растут в постоянном страхе.

Бывают такие семьи, где ребенка воспитывают в условиях повышенной моральной ответственности. Родители внушают ребенку, что он просто обязан оправдать многочисленные надежды родителей, и на него также возлагают непосильные детские заботы. У таких детей могут появиться страхи, постоянное беспокойство за свое здоровье и здоровье близких. Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.

Часто причиной проблемного семейного воспитания становятся сами родители. Например, личностные проблемы родителей, решаемые за счет подростка. В этом случае в основе нарушений воспитания лежит какая-то, чаще всего неосознаваемая, потребность. Ее-то родитель и пытается удовлетворить за счет воспитания подростка. В этом случае объяснение родителю неправильности его поведения и уговоры изменить стиль воспитания оказываются безрезультатными. Это опять же ведет к проблемам между детьми и родителями.

5. Методы семейного воспитания

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т. д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.

Начальной структурной единицей общества, которая закладывает основы личности, является семья. Она связывает кровными узами, объединяет детей, родителей, родственников. Семья появляется только с рождением ребенка. Семейное воспитание очень важно. Оно может помочь ребенку во всей его дальнейшей жизни. Но если родители по тем или иным причинам не уделяют воспитанию должного внимания, у ребенка могут возникнуть проблемы с самим собой и обществом в дальнейшем.

Методы семейного воспитания, как и все воспитание, должны быть основаны, прежде всего, на любви к ребенку. Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей и т. д.

К ребенку нужно проявлять гуманность и милосердие, вовлекать его в жизнедеятельность семьи, как равноправного ее члена. В семье отношения должны быть оптимистичными, что поможет ребенку в дальнейшем преодолевать трудности, чувствовать «тыл», которым является семья. Среди методов воспитания также следует выделить открытость и доверительность отношений с детьми. Ребенок чувствует отношение к нему очень остро, на подсознательном уровне, и поэтому необходимо быть открытым со своим ребенком. Он будет вам благодарен всю жизнь.

Не нужно требовать от ребенка невозможного. Родителям нужно четко спланировать свои требования, посмотреть, какие у ребенка способности, поговорить с учителями и специалистами. Если ребенок не может усваивать и заучивать все на «отлично», не надо спрашивать с него большего. У ребенка это вызовет комплексы и неврозы.

Оказание помощи своему ребенку вызовет только положительный результат. Если вы готовы отвечать на вопросы своего ребенка, он ответит вам также открытостью.

Цель семейного воспитания – формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. А выбор методов воспитания – это целиком приоритет родителей. Чем правильнее методы, тем лучше ребенку, тем больших результатов он добьется. Именно родители – первые воспитатели. Они имеют колоссальное влияние на детей. Еще Жан-Жак Руссо утверждал, что каждый последующий преподаватель оказывает меньшее влияние на ребенка, чем предыдущий.

Из всего сделаем вывод, что чем правильнее методы родители выбирают, тем большую пользу принесет это ребенку.

6. Выбор и применение методов родительского воспитания

Методы воспитания – это конкретное влияние на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом-воспитателем.

Выбор и реализация осуществляются в соответствии с целями. Целиком и полностью зависит от родителей, как воспитывать своего ребенка. Необходимо опираться на опыт других людей. Сейчас есть очень много разноплановой литературы по этому поводу.

Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они тесно связаны. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, родителей. Методы гуманистического воспитания – запрещение телесных наказаний, не говорить слишком много, не требовать повиновения, не потакать и др. Однако все это сводится к одному: детям в семье рады должны быть всегда, при любых обстоятельствах, не важно, послушно он себя ведет или шалит.

Родители должны приучать с малых лет ребенка к тому, что труд является главным источником жизни. В детстве это должно происходить в форме игры, затем задачи усложняются. Нужно объяснять ребенку, что его хорошая оценка в школе – это его хорошо сделанная работа. В этом случае опасность того, что ребенок вырастет не приученным к труду, очень мала.

Вся ответственность за воспитание лежит на родителях. Школа, конечно, в первую очередь оказывает влияние. Но очень много закладывается в ребенка до 7 лет, когда он еще не ходит в школу, а постоянно играет, находится под присмотром родителей. В дошкольном возрасте можно приучать ребенка к труду таким образом, чтобы показать ему, что он должен убрать за собой игрушки, которые он разбросал. Это тоже внесет большой вклад в развитие личности ребенка.

В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, видоизменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие люди дают ребенку знания об окружающем мире, обществе, производстве, профессиях, технике и т. д. В семье вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки, воспитывают отношение к миру, людям, жизни.

Родители должны показывать хороший пример своим детям. Это также относится к методам родительского воспитания. Огромна роль отца в семье. Особенно это касается мальчиков. Мальчики всегда хотят найти себе кумира, человека сильного, мужественного, на которого можно равняться.

Особое место среди методов семейного воспитания занимает метод нравственного воспитания ребенка. В первую очередь это воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим, младшим и слабым. Честность, открытость, доброта, трудолюбие, гуманность. На собственном примере родители должны научить своего ребенка, как нужно себя вести и как поступать в том или ином случае.

Вывод: какими методами родители воспитывают ребенка, таким он и вырастет в дальнейшем, так он и будет относиться к своим же родителям и окружающим людям.

7. Распространенные ошибки семейного воспитания

Залог семейного воспитания – любовь к детям. Педагогически целесообразная родительская любовь – это забота о будущем ребенка, в отличие от любви во имя собственной прихоти, желания родителей «купить» детскую любовь различными способами: исполнением всех желаний ребенка, лицемерием. Слепая, неразумная родительская любовь делает из детей потребителей. Пренебрежение к труду, к желанию помогать своим родителям притупляет чувство благодарности и любви.

Когда родители заняты только своими делами и не имеют времени уделять должного внимания детям, возникает следующая проблема, которая имеет серьезные последствия: дети становятся предоставленными самим себе, они начинают проводить время в поиске увеселений, попадают под влияние дурных компаний, пагубно влияющих на мировоззрения детей и их отношение к жизни, к труду, к родителям.

Но есть и другая проблема – гиперопека. В этом случае жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате становится нерешительным, безынициативным, боязливым, не уверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что другим «все дозволено». У подростков все это может вылиться в бунт против родительского «насилия»: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома. Другая разновидность гиперопеки – воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются. А в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех. Только не себя, возникает истероидная акцентуация характера, приносящая человеку множество переживаний на протяжении дальнейшей его жизни.

Воспитание по типу «Золушки», т. е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготится этим, хотя посторонним может показаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. «Нет ничего хуже притворства доброты, – писал Л. Толстой, – притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба». Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация способствует развитию неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности детей.

«Жесткое воспитание» – за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе.

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности: с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких.

Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.

8. Правила семейного воспитания

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья вызывает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущение места, где его ждут, любят, понимают и защищают. Семья – это такое образование, которое охватывает человека целиком во всех проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Каждая семья живет по своим правилам. У каждой семьи они свои. Но есть несколько общих правил для всех.

Во-первых, ребенок обязательно должен слушаться своих родителей. У них есть уже жизненный опыт, они направляют ребенка в нужное русло, помогают ему стать достойным человеком. В конце концов, они знают намного больше, чем он. Родители советуют своему ребенку, как поступать, что делать. Хорошее поведение – это своего рода благодарность ребенка родителям.

Во-вторых, нужно создать максимальные условия для роста и развития ребенка.

В-третьих, обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка.

В-четвертых, передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим.

В-пятых, научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким.

В-шестых, воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

Ребенок должен уважать своих родителей. Ценить их заботу о нем. Эти качества тоже нужно постараться привить ребенку. Но, прежде всего ребенка надо любить. Так же нужно прислушиваться к его мнению, узнавать, что его интересует, что он хочет. Ребенок – это маленький человечек, который очень серьезно реагирует на отношение родителей к нему. Нельзя слишком строго относиться к ребенку. Это будет вызывать постоянные страхи, а в дальнейшем вызовет комплексы.

Нельзя допускать, чтобы ребенок «садился родителям на шею». Тогда вырастет капризный, избалованный, никому не нужный (кроме мамы и папы) член общества.

Родители должны оказывать помощь своему ребенку, должны быть готовы отвечать на вопросы. Тогда у ребенка появится чувство, что с ним хотят общаться, ему уделяют должное внимание. Добродушные взаимоотношения в семье умножают любовь, привязанность друг к другу. У ребенка будет всегда хорошее настроение, не будет чувства вины, если на него вдруг беспричинно накричали и наказали. Доверительные отношения в семье – главный признак хорошей, крепкой семьи.

Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи – это одно из условий понимания детей и родителей. Дети чувствуют, что они не «чужие» в семье, что к их мнению прислушиваются. Любовь творит чудеса. Поэтому нельзя забывать об этом.

9. Связь семейного и школьного воспитания

Связь семейного и школьного воспитания неотделима. После 7 лет, т. е. после поступления в школу, ребенок проводит там большое количество времени. Влияние семьи немного ослабевает, так как ребенок попадает под руководство учителя. Ребенок начинает расти в коллективе, жить по его законам. Влияние коллектива (общества) становится огромным.

Но тем не менее существует сильная связь семьи и школы.

Если ребенок живет в хорошей, крепкой семье, то в ней, кроме требований, ребенок получает еще и любовь, заботу, ласку.

В школе с ребенка только требуют. Личностный подход к воспитанию – это последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности. Как к ответственному субъекту собственного развития. Он представляет собой базовую ценностную ориентацию педагогов на личность, ее индивидуальность, творческий потенциал ребенка, которая и определяет стратегию взаимодействия. В основе личностного подхода лежит глубокое знание ребенка, его врожденных свойств и возможностей, способности к саморазвитию, знание того, как его воспринимают другие и как он воспринимает себя сам. Учитель и родители должны вместе работать над формированием личности ребенка. Чем чаще родители общаются с учителем, чем чаще они пытаются найти оптимальные способы улучшения знаний и умений ребенка, тем лучше для самого ребенка. Ребенок находится под их общей опекой, что способствует лучшему его развитию. В воспитательный процесс включаются специально рассчитанные на личность ребенка ситуации, помогающие ему реализовать себя в рамках школы.

Деятельностный подход в воспитании отводит первостепенную роль тем видам деятельности, которые способствуют развитию личности. И учителю, и родителям нужно сотрудничать вместе, чтобы в ребенке выработать личность.

Личностно-деятельный подход к воспитанию означает, что школа должна обеспечивать деятельность человека, становление личности.

Творческий подход ставит во главу угла творчество педагога и ребенка в процессе воспитания, а помогать в этом должны родители.

Родители должны осознавать, что они тоже учились в школе, что необходимо доказать ребенку, что школа – это место, где есть друзья, где ребенку дадут важные и нужные знания. Педагог должен привить любовь к своему предмету, научить ребенка уважать себя, других преподавателей, и, конечно же, старших. Без совместной деятельности родителей и учителя это практически невозможно.

Воспитание должно происходить постоянно: и в семье, и в школе. Ребенок в этом случае будет под «надзором» или присмотром, не будет негативного влияния улицы, и это поможет воспитать в ребенке хорошего человека, личность.

Учителю необходимо помогать семье в разработке индивидуальной программы воспитания ребенка с учетом интересов детей самостоятельно определять формы, методы и содержание воспитания.

Таким образом, существует неотделимая связь школьного воспитания и домашнего.

  • Тема 5. Духовно-культурные основания современной семьи
  • Раздел 2. Основные направления и технологии социальной работы с семьей
  • Тема 6. Основные функции семьи в изменяющемся мире
  • Тема 8. Стратегия и тактика семейного воспитания. Семейное воспитание как система
  • Тема 9. Диагностика семейного благополучия
  • Тема 10. Формирование психолого-педагогической культуры родителей
  • Раздел 3. Основные направления и приоритеты государственной семейной политики в современных условиях
  • Тема 11. Нормативно-правовая база функционирования семьи
  • Тема 12. Социальная защита семьи, материнства и детства
  • Тема 13. Сравнительный анализ развития семьи в России и за рубежом
  • 1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
  • Основная литература
  • Дополнительная литература
  • Тема. Брак и семья как фактор стабильности общества. Основные модели семьи и брака План
  • Вопросы для обсуждения
  • Задания для самостоятельной работы студентов
  • Основная литература
  • Дополнительная литература
  • Тема. Демографические аспекты состояния и развития семьи План
  • Вопросы для обсуждения
  • Задания для самостоятельной работы
  • Основная литература
  • Дополнительная литература
  • Тема. Социально-экономическое положение современной семьи План
  • Вопросы для обсуждения
  • Задания для самостоятельной работы
  • Основная литература
  • Дополнительная литература
  • Тема. Духовно-культурные основания современной семьи План
  • Вопросы для обсуждения
  • Задания для самостоятельной работы
  • Основная литература
  • Дополнительная литература
  • Тема. Основные функции семьи в изменяющемся мире План
  • Вопросы для обсуждения
  • Задания для самостоятельной работы
  • Основная литература
  • Дополнительная литература
  • Вопросы для обсуждения
  • Задания для самостоятельной работы
  • Основная литература
  • Дополнительная литература
  • Тема. Стратегия и тактика семейного воспитания. Семейное воспитание как система План
  • Вопросы для обсуждения
  • Задания для самостоятельной работы
  • Основная литература
  • Дополнительная литература
  • Тема. Диагностика семейного благополучия План
  • Вопросы для обсуждения
  • Задания для самостоятельной работы
  • Основная литература
  • Дополнительная литература
  • Тема. Формирование психолого-педагогической культуры родителей План
  • Вопросы для обсуждения
  • Задания для самостоятельной работы
  • Творческие задания
  • Основная литература
  • Дополнительная литература
  • Тема. Нормативно-правовая база функционирования семьи План
  • Вопросы для обсуждения
  • Задания для самостоятельной работы
  • Основная литература
  • Дополнительная литература
  • Тема. Социальная защита семьи, материнства и детства План
  • Вопросы для обсуждения
  • Задания для самостоятельной работы
  • Основная литература
  • Дополнительная литература
  • 1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
  • 1.8.1 Основная литература
  • Дополнительная литература
  • 1.10 Примерные зачетные тестовые задания.
  • 1.11 Примерный перечень вопросов к экзамену
  • 1.13. Примерная тематика рефератов
  • 1.14 Примерная тематика курсовых работ: курсовые работы не предусмотрены
  • 1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ
  • 1.16 Методика (и) исследования (если есть): нет.
  • 1.17 Бально - рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине: не используется.
  • Раздел 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.
  • Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов
  • 1). «Реферат - научное исследование» (рни)
  • 2). «Реферат-дискурс» (рд)
  • Раздел 3. Содержательный компонент теоретического материала
  • Тема 1. Роль и место курса «Семьеведение» в системе подготовки специалистов. Понятие, предмет и функции «Семьеведения» План
  • Основные понятия и положения курса
  • Тема 2. Брак и семья как фактор стабильности общества. Основные модели семьи и брака План
  • Основные понятия и положения курса
  • Тема 3. Демографические аспекты состояния и развития семьи План
  • Основные понятия и положения курса
  • Тема 4. Социально-экономическое положение современной семьи План
  • Основные понятия и положения курса
  • Тема 5. Духовно-культурные основания современной семьи План
  • Основные понятия и положения курса
  • Тема 6. Основные функции семьи в изменяющемся мире План
  • Основные понятия и положения курса
  • Основные понятия и положения курса
  • Русские свадебные традиции
  • О свадебных обрядах и традициях
  • Тема 8. Стратегия и тактика семейного воспитания. Семейное воспитание как система. План
  • Основные понятия и положения курса
  • Тема 9. Диагностика семейного благополучия План
  • Основные понятия и положения курса
  • Тема 10. Формирование психолого-педагогической культуры родителей План
  • Основные понятия и положения курса
  • Тема 11. Нормативно-правовая база функционирования семьи План
  • Основные понятия и положения курса
  • Тема 12. Социальная защита семьи, материнства и детства План
  • Основные понятия и положения курса
  • Тема 13. Сравнительный анализ развития семьи в России и за рубежом План
  • Основные понятия и положения курса
  • Раздел 4. Словарь терминов (глоссарий)
  • Раздел 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации).
  • Раздел 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы
  • Раздел 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:
  • Тема 8. Стратегия и тактика семейного воспитания. Семейное воспитание как система. План

    1. Понятие семейного воспитания, воспитания в семье, родительской педагогики.

    2. Основные стратегии семейного воспитания.

    3. Стили семейного воспитания и их аномалии.

    4. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка.

    5. Педагогически запущенные дети и дети группы риска, их характеристика.

    Основные понятия и положения курса

    Авторитет – влияние какого-либо лица, группы или организации, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте. Родительские авторитеты, негативно сказывающиеся на воспитании ребенка (сущность родительских авторитетов и последовательность их рассмотрения предложена Макаренко А.С.):

    Авторитет подавления – повседневное воздействие ребенка своим видом, действиями, жесткое и порой жестокое отношение к нему как к личности, его действиям и поступкам. Такой авторитет приучает детей держаться подальше от страшного папаши, вызывает детскую ложь и человеческую трусость, воспитывает жестокость (самый страшный сорт авторитета, хотя и не самый вредный);

    Воспитание семейное – деятельность семьи, направленная на создание наиболее благоприятных условий для развития ребёнка, подготовку его к общественной жизни, формирование всесторонне развитой личности. Начинается с первых дней жизни ребёнка и продолжается непрерывно до полной самостоятельности детей сугубо индивидуально и своеобразно. Осуществляется родителями и старшими членами семьи. Успех семейного воспитания в большой мере зависит от наличия в семье отца и матери и от единства и равенства их усилий в этом процессе. Семейное воспитание и взаимоотношения между родителями и детьми в разные культурно-исторические периоды имели свои особенности. В древности (до 4 в.н.э.) существовал инфатицидный стиль , при котором ребёнок не считался человеком. Происходило массовое детоубийство. По мере того как культура признаёт наличие у ребёнка души (с 4 в.) возникает бросающий стиль . Младенца сбывают кормилице либо отдают в монастырь или на воспитание в чужую семью, либо совершенно не заботятся и унижают в собственном доме. Лепящий стиль (с 14 в.) – с ребёнком обращаются так, словно он сделан из воска или глины. Если же он сопротивляется, его нещадно бьют, «выколачивая» своеволие как злое начало. При навязчивом стиле (18 в.) ребёнка уже считают маленьким человеком, однако стремятся контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и волю ребёнка. Это ведёт к конфликтам отцов и детей. Цель социализирующего стиля (19 – середина 20 в.) воспитания – не столько завоевать и подчинить ребёнка, сколько, тренируя его волю. Подготовить к будущей самостоятельной жизни. Но во всех случаях ребёнок считается скорее объектом, чем субъектом социализации. С середины 20 века появляется поддерживающий, помогающий стиль . Предполагающий, что сам ребёнок, природа знают лучше родителей, что нужно на каждой стадии жизни. Поэтому родители стремятся не столько дисциплинировать или «формировать» его личность, сколько помогать индивидуальному развитию. Новому веку свойствен приглашающий стил ь, при котором родители и дети, учитель и ученик становятся равноправными партнёрами.

    Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности - воспитание человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, на практике проявляющего свои нравственные качества, способного решать разнообразные проблемы и преодолевать трудности, встречающиеся на жизненном пути. В такой трактовке воспитание человека, по существу, является целенаправленной социализацией. В любом случае воспитание ориентировано на общее развитие личности. Личностный подход в процессе воспитания всесторонне и гармонично развитой личности требует, чтобы воспитатели, учителя, родители относились к каждому ребенку как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей.

    Гувернёрство (франц.- управлять)- социальный институт, субъектами которого выступают домашние наставники – гувернёры и гувернантки. нанимаемые для воспитания и обучения детей. Типичны для буржуазной семьи. В России институт гувернёрства получил широкое распространение в 18-19 вв. Гувернёры или гувернантки, обучавшие детей светским манерам и правилам приличия, умению говорить на иностранных языках, приглашались из-за границы, главным образом из Франции. В настоящее время гувернёру, как правило, отводится роль воспитателя, сходная с ролью воспитателя детского сада, поскольку родители сами выполняют роль наставников образования и социальной адаптации детей. В Квалификационном справочнике должностей и профессий в России пока нет профессии гувернёра, хотя эта социальная роль всё более активно поддерживается обществом.

    Д евиантное поведение - поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в обществе на данном уровне его социального и культурного развития. Причинами девиантного поведения ребенка могут быть болезнь, условия его жизни в семье, отношения детей в группе и т.д. Социальному педагогу важно выявить эти причины и четко определить задачи и содержание своей деятельности по коррекции поведения школьника.

    Дети группы риска - категория детей, находящихся в пограничном состоянии здоровья. Они воспитываются в семьях алкоголиков или наркоманов, подвергаются различным видам насилия, что увеличивает вероятность их школьной, а в более широком плане - социальной дезадаптации.

    Дифференцированный подход в социальном воспитании - один из способов реализации целей и принципов гуманистической педагогики, решения педагогических задач с учетом социально-психологических особенностей воспитанников.

    Доброжелательность - безусловно положительное отношение к людям, проявление симпатии и готовности поддержать другого человека.

    Конвенция о правах ребенка - международный документ, в котором закреплены права и свободы детей. Была принята Генеральной ассамблеей ООН в 1989 г. Конвенция вступает в силу и является обязательной для тех государств, которые ее подписали и ратифицировали. В ее преамбуле подчеркивается, что дети имеют право на особую заботу и помощь. Кроме того, признается, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности. Конвенция состоит из трех частей и 54 статей.

    Конфликт - напряжение в отношениях, возникшее в результате явных или скрытых противоречий, столкновения различных позиций, стремлений, мотивов людей, выливающееся в борьбу сторон.

    Конфликтная ситуация - ситуация в межличностном общении, характеризующаяся напряжением и чреватая перерастанием в конфликт. Социальному педагогу часто приходится разбирать конфликтные ситуации среди детей, а также в семье школьника. При этом действовать надо по принципу «не навреди». В технологии разрешения конфликтной ситуации главное - вызвать ее участников на откровенный разговор и, проявив тактичность, умение выслушать точки зрения всех сторон, совместно наметить пути выхода из сложившейся ситуации.

    Микросоциум ребенка - отдельные люди или сообщества людей, составляющие ближнее окружение ребенка, все те, с кем он так или иначе взаимодействует или которые влияют на него (семья, соседи, группы сверстников, различные общественные, государственные, религиозные и частные воспитательные организации).

    Микросреда - понятие более широкое, чем микросоциум, включает в себя все, что окружает ребенка, в том числе предметную среду. Микросреду можно определить как совокупность воздействующих на личность ребенка условий.

    Родительские обязанности – родители (законные представители) несовершеннолетних детей несут ответственность за осуществление родительских прав и обязанностей, воспитание своих детей, заботу о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии детей, обеспечение получения детьми основного общего образования (ст.63 СК РФ).

    Родительские ожидания – родительские надежды и виды на будущее в отношении детей, в особенности по части их успехов в школе и самоопределения после школы.

    Семейное воспитание – воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, заменяющими (родственниками, опекунами). Теория семейного воспитания – органическая часть социальной педагогики (социокультурная среда воспитания – средовая педагогика). Она включает проблемы: социокультурная среда семьи и воспитание; типы семей и их воспитательные возможности; цели, содержание и методы воспитания в семье; компенсаторное и коррекционное воспитание в семье и др.

    Типология семейного воспитания: светское, религиозное, плюралистическое, авторитарное, демократическое, анархическое, гуманистическое, инфернальное, прагматическое, интеллектуальное, национальное, интернациональное, элитарное, гражданское, маргинальное и др.

    Факторы семейного воспитания: своеобразие условий, неповторимость личностных черт родителей, состав семьи, социально-психологической установки, общественные связи семьи и др.

    Основные принципы семейного воспитания: принцип целенаправленности; принцип научности; принцип гуманизма, уважения к личности ребенка; принцип планомерности, последовательности, непрерывности; принцип комплексности и систематичности; принцип согласованности в воспитании.

    Стили семейного воспитания и их аномалии: авторитарный, демократический, либеральный, стиль неприятия, эмоционального отвержения, гипопротекция, доминирующая и потворствующая гиперпротекция, жестокие взаимоотношения, повышенная моральная ответственность, стиль гиперсоциализации, стиль эгоцентрического воспитания.

    Типы семейных взаимоотношений (А.В. Петровский): диктат, опека, мирное сосуществование, сотрудничество. Типичные ошибки семейного воспитания.

    Что делать, если ребенок не слушается?

    Часто родители ищут совета, как добиться того, чтобы ребенок стал послушным. Конечно, необходимо построить систему поощрений и наказаний, которая подошла бы для конкретного ребенка, учитывала бы его особенности и психологические ресурсы. Но эта система - лишь набор приемов. Лишенная серьезной основы, она не заработает в полную силу. А основой в данном случае служит нравственность самих родителей, их любовь к своим детям, к друг другу, окружающим людям и своей стране. А что с пеленок слышат и видят дети во многих современных семьях? Мать спорит с отцом; мнение бабушек-дедушек в расчет не принимается, а зачастую и вовсе воспринимается в штыки; критикуется полиция, армия, образование, органы власти. В обществе царит атмосфера недовольства, для многих людей главным авторитетом являются они сами. Самость вообще всячески подчеркивается и превозносится. Ребенок, даже толком не понимая происходящее, интуитивно улавливает суть и заражается духом анархии.

    Хотя условия для воспитания детей послушными сейчас непростые, родители могут во многом повлиять на своего ребенка.

    1) Прежде всего внимательно следить за собой и не подавать дурной пример. Когда ребенок видит, что близкие люди относятся друг к другу уважительно, это и для него станет нормой. Причем выражаться это должно не только в чем-то главном, но и в мелочах, поскольку именно мелочи часто привлекают внимание детей. Они, будто обезьянки, копируют тон, словечки, повадки окружающих людей.

    2) Не чувствуя со стороны взрослых защиты, ребенок начинает тревожиться. А тревога у детей часто выражается усилением непослушания. Право на защиту - одно из основных прав ребенка. Поэтому пока дети маленькие, надо надежно ограждать их не только от реальных опас ностей, но и от опасной информации - такой, которая способна, вызвать страхи, подорвать веру в справедливость, вогнать в тоску и уныние. Ребенку для нормального развития совершенно необходимо верить, что мир - хороший и добрый, что "злых" - немного и их всех победят, что родители и люди, олицетворяющие в его представлении власть (милиционеры, солдаты и проч.) - на стороне добра.

    3) Кроме того, никогда нельзя забывать о главной цели воспитания. "Дети - не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение" - учит святитель Иоанн Златоуст. Поэтому важно почаще задавать себе вопрос: для чего нам нужно, чтобы дети нас слушались? Одно дело - запрещать или принуждать, заботясь о нравственном воспитании ребенка, и совсем другое пытаться таким образом самоутвердиться, показать себя, свою власть.

    10 принципов послушания:

    1. Без крайней необходимости нельзя никогда отменять своих распоряжений и приказаний. Приказания, конечно, должны быть разумными, родитель не должен превращаться в капризного деспота.

    2. Распоряжения должны быть точно выражены и сказаны категорически, но, конечно, не грубо и властно.

    3. Выполнения приказаний следует требовать немедленно и приучать детей слушаться с первого слова. Однако нервные, возбудимые, гиперактивные дети часто не могут соответствовать этому требованию. А родители, не понимая, что это болезненный симптом, раздражаются, кричат, и тем самым, только усугубляют состояние ребенка.

    4. Родителям важно всегда взаимно поддерживать у детей свой авторитет. Для этого у них должно быть полное согласие между собой. Один из родителей не может отменять распоряжений другого, при детях нельзя спорить о необходимости или характере распоряжений. В присутствии детей вообще не должно быть у родителей разногласий, чтобы авторитет их ничем не колебался.

    5. Не оставлять без наказания ослушания, усиливая наказание при повторном ослушании.

    6. Не изменять требований, разрешая сегодня то, что было запрещено вчера.

    7. Не командовать постоянно детьми и не давать им слишком частых приказаний, иначе буде притупляться послушание.

    8. Не требовать от детей чего-либо слишком трудного для исполнения или несправедливого в каком-либо отношении.

    9. Не позволять детям фамильярно к себе относиться. Любовь, ласка и нежность должны сочетаться с требованием полного к себе уважения и почтения. Маленьким детям нельзя позволять трепать себя за волосы и уши, ударять, хотя бы в шутку и т.п.

    10. Самим давать пример послушания: жены - мужу и обоих - родителям.

    Будут или не будут возникать препятствия на пути взаимопонимания родителей и детей - зависит главным образом от общей психологической атмосферы в семье.

    Можно условно выделить пять линий развития семейных отношений, типов социально-психологического климата семьи и, соответственно, тактик семейного воспитания.

    Хотя, конечно, существует множество переходных, стертых, промежуточных модификаций и вариантов.

    Родители борются за то, чтобы их дети выросли такими, какими они хотят их видеть, и эта борьба не против детей, а за них. Тактика такой борьбы может быть весьма и весьма различная: удачная или неудачная, правильная или ошибочная, умелая или неумелая, научно обоснованная или антинаучная. Эта тактика соответствует типу семейных отношений и, в конечном счете, ими порождается. Вот об этом и пойдет речь дальше.

    Диктат

    Никто не спорит - родители могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Но максимальная требовательность старших должна сочетаться с максимальным доверием и уважением к нему - в противном случае требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением. Принятая теорией воспитания формула "максимум требовательности - максимум уважения и доверия" является убедительной альтернативой диктату в семейных отношениях.

    Родители, предпочитающие всем видам воздействия приказ и насилие, неизбежно сталкиваются с сопротивлением объекта воспитания - ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы и другие жестокие меры воздействия своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление сломлено, победа оказывается пирровой. Вместе со сломленным упорством оказываются сломленными, растоптанными многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности.

    Опека

    Опека как воспитательная тактика - откровенный враг правильного воспитания, потому что опекаемого, прежде всего, ограждают от трудовых усилий и ответственности. Погубить человека с помощью чрезмерной опеки, в общем-то, легче, чем осчастливить.

    Родители, которые постоянно озабочены тем, чтобы на их дитя не свалились какие-либо житейские трудности, чтобы не него, упаси боже, не дунул ветер повседневности, чтобы его не продуло в парной атмосфере семейной оранжереи, фактически делают всю работу за него. Они, по существу, отказываются подумать о серьезной подготовке подростка к столкновению с реальностью за порогом родного дома. А, следовательно, оказывают дурную услугу родному дитяти, которому, скажем прямо, никто в дальнейшем, кроме них, подстилать перинку не станет.

    Вчера еще мать санкционировала выбор друзей, выбирала одежду и обувь по своему вкусу, заботливо заматывала шарфом шею и застегивала верхнюю пуговицу пальто - ты подвержен простуде! - проверяла домашние задания, тянула из рук тяжелый чемодан - отдай папе, не забудь, что у тебя было расширение паховых колец, ты что, грыжу хочешь заработать! И это принималось как должное. А сегодня...

    Чтобы я такое надел?! Вы мне еще слюнявчик нацепите и пинеточки!

    У нас все ребята ходят без шапок. Ну что ж с того, что восемнадцать градусов. У меня вон какие волосы густые, никакой мороз не возьмет.

    Давайте договоримся раз и навсегда. Мой дневник не календарь - нечего туда каждый день заглядывать.

    Конфронтация

    Можно было подумать, что в этой большой квартире идет многолетняя позиционная война... Кто спорит - вся жизнь человека состоит из побед и поражений, но если люди близки между собой, победа одного - это победа всех, поражение переживается всеми на равных. Здесь было по-другому. Воевали между собой.

    Двойку получил? Ну что тебе мать говорила! Это все из-за Купунова, вчера весь вечер с ним потратили на модель, а сегодня - двойка!

    Папа, я двойку за контрольную по математике получил. Мы ее на той неделе писали. Помнишь, я после гриппа в школу пошел. А модель мы только вчера начали делать...

    Все равно, больше ты к этой модели не притронешься. Делом занимайся! И чтобы ноги Купунова не было в доме!

    Ну что ты к Купунову привязался? Учится хорошо, не ругается, не дерется... - Мальчик бросает косой взгляд в сторону матери и тихо добавляет: - Пьяным в гости не приходит и водку ни с кем не пьет. Вот ни капелечки не пьет...

    Этого еще недоставало.. - начинает отец, и вдруг до него доходит смысл сказанного. - Ты на что намекаешь?! Ты что себе позволяешь?! Да я с тебя сейчас...

    Опустим занавес над этой сценой. И без того ясно, что вражда, война привычны в этой семье. Трудно рассчитывать на то, что здесь между поколениями наступит мир. Раздражение накапливается, растут взаимные обиды, постоянная конфронтация заставляет стороны подмечать и утрировать слабости друг друга. Возникает злорадство по поводу неудач, неприятностей, которые выпадают на долю другого.

    Не приняли? Так тебе и надо. Балерина! Это с твоей-то осанкой, фигурой! Шить лучше научись, - с нескрываемым удовольствием выговаривает мать дочери, вернувшейся после неудачного дебюта в балетной студии.

    Можете не сомневаться, что, когда у матери случатся неприятности на работе, она не найдет сочувствия у дочери - счет будет оплачен той же монетой.

    Мирное сосуществование

    Четвертый тип тактики семьи - мирное сосуществование с позиций невмешательства. Здесь все выглядит вполне благопристойно. У каждого свои дела, свои проблемы, свои трудности и успехи. Родители работают, дети учатся, у каждого своя сфера, своя отрасль деятельности. Никто не переходит демаркационную линию, могут быть лишь недоразумения. И казалось, такой тип отношений в семье надо только приветствовать.

    Бывает, что родители даже испытывают гордость, поддерживая такой нейтралитет.

    Мать рассказывает: "Сеня живет своей жизнью, я - своей, (она в разводе с мужем).

    Классная руководительница спрашивает: "Когда Семен вчера пришел домой?" - Я говорю: "Кажется, в семь". - "Ну, вот видите, а из школы ушел в два. Где он был, что делал пять часов?" - Я не знаю, что он делал. Я его никогда не расспрашиваю. Нужно будет - сам расскажет. Учится он неплохо, учителя не жалуются. Спрашивает ли он о моих делах, о моей жизни? Пожалуй, нет. А зачем ему это? У меня свое, у него свое".

    Обособленность миров ребенка и взрослых нередко буквально декларируется, под это даже подводится "педагогический" фундамент - пусть растет самостоятельным, независимым, раскованным, свободным. Как к этому отнестись? Бывают, разумеется, разные семейные обстоятельства. Признаю, что, в частности, у моей собеседницы были уважительные причины - трудно воспитывать сына без отца. Но чаще всего в основании этого типа взаимоотношений - пассивность воспитателя, который уклоняется от активного вмешательства, предпочитая комфортное и не требующее душевных затрат сосуществование с подростком.

    Сотрудничество

    Но ведь должен существовать и оптимальный вид тактики семейного воспитания. Да, это сотрудничество. Именно в ситуации сотрудничества преодолевается индивидуализм ребенка, формируются черты коллективиста. А это уже предполагает, что семья обретает особое качество, становится группой особого типа, превращается в коллектив.

    Сотрудничество должно стать предметом специального анализа социальной психологии в контексте проблемы коллектива.

    Но можно ли говорить о сотрудничестве мужчины и женщины, к примеру, в возрасте 33-36 лет, и двенадцатилетней девочки, их дочери. Казалось бы, сотрудничество явно не на равных. Но думается, что здесь нет противоречия. Мне не хотелось бы ограничиваться пересказом хорошо известных по нашей популярной педагогической литературе примеров успешного участия детей в домашнем труде (посильная уборка, закупка продуктов, мытье посуды, уход за младшими братьями и сестрами и т. п.). Это, конечно, существенная сторона совместной деятельности, и упускать ее нельзя.

    Но есть еще один аспект рассмотрения проблемы сотрудничества поколений, собственно психологический.

    Нельзя забывать, что общество предъявляет требования к каждому его члену, и к взрослому, и к ребенку. Этот набор требований зафиксирован в учебных производственных нормах, правилах поведения, нравственных критериях и т. д. Социальная оценка человека - независимо от его возраста - зависит от того, насколько он соответствует этим критериям, правилам и нормам, выполняет свои обязательства. И здесь открывается еще один аспект сотрудничества детей и родителей - "соучаствование".