Духовно нравственное воспитание на уроках биологии. Нравственное воспитание на уроках биологии через личностно ориентированный подход к образованию

Губчук Дмитрий Петрович,учитель химии и биологии,КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2», с.Шипуново Алтайского края[email protected]

Духовнонравственное воспитание на уроках биологии

Аннотация. Статья посвящена проблемам духовнонравственного воспитания школьников на уроках биологии. Автор раскрывает аспекты, включающие духовнонравственное воспитание на уроках биологии и проводит анализ ценностных аспектов современной биологии, способствующих воспитанию гражданина и гуманиста.Ключевые слова: духовнонравственное развитие и воспитание, цели изучения биологии, нравственный, гражданственный, политехнический, патриотический, здоровьесберегающий аспекты, практическая направленность, арсенал средств духовнонравственного воспитания, принципы духовнонравственного воспитания

«В условиях модернизации школьного образования первостепенной задачей является духовнонравственное развитие и воспитание учащихся. В современном обществе востребованы интеллектуальноразвитые и духовно нравственные граждане России, умеющие решать нестандартные проблемы в различных сферах и видах деятельности. Общество способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, природе родного края, к самобытной культуре и культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».Ключевая роль в духовнонравственном сплочении общества отводится образованию. Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых прав каждого на образование, что соответствует принципу, изложенному в принятой ООН Декларации прав ребенка: «Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и, благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать членом общества».«В связи с этим, процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций,составляющих инструментальную основу учебнопознавательной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовнонравственных, социальных, семейных и других ценностей. Воспитание не должно быть оторвано от процесса образования, а напротив,органично дополнять его».«Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к духовнонравственному развитию и воспитанию. Роль школы, как задачи -развивать не только интеллектуальную, но и духовную, культкрную жизнь школьника, так как недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы».«Основным содержанием духовнонравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных исемейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Они легко проецируются на материал любого изучаемого в школе предмета и обеспечивает личностное, социальное, общекульторное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности».«Основными целями изучения биологии в школе являются:формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;воспитание ценностного отношения к живой природе.Собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т.е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей к собственному организму».«Традиционно биологическое образование, прежде всего, связывается с получением школьниками определенного объема соответствующих знаний. Биологическое образование будет развивающим, если целенаправленно создать условия для развития творческих способностей школьника, показать ребятам удивительные возможности взаимодействия человека и природы, включить их в созидание и сохранение красоты Российской природы».Биология наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию школьниками того, что сохранение биосферы непременное условие не только существования, но и развития человечества. Биологическое образование должно формировать у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности, его отношения к природе, частью которой он является сам. Эта нравственность определяет мораль нового типа «То, что нами не создано, не должно быть нами разрушено».Представьте себе человека, который никогда не слышал, как журчат ручьи, не видел, как первый росток пробивается через корку земли, не любовался красотой цветка и не замирал, восхищенный вызолотившим осенний лес закатным солнцем. Не выйдет из такого человека ни ученого, ни поэта, ни просто человека, ибо природа –мать удивления и любопытства, пробуждающих в нас творческое начало. Посредством изучения биологии, я создаю условия для дальнейшего развития личности ребенка как человека, изучающего окружающий мир и свой собственный (духовный) мир (см.таблица 1). Таблица 1Развитие личности ребенка как человека

изучающегоокружающий мир

˃изучающего духовный (внутренний мир)а) развивается умение ставить цели ддеятельности, исследования.

˃а) развивается умение ставитьцели саморазвития и самоизменения.б) развивается умение планировать,проектировать деятельность.˃б) развивается умение выражать себя,свои чувства.в) развивается умение максимально самостоятельно реализовыватьплан.˃в) возможность для ребенка формирования у себя воли (свободное взятие на себяответственности за свою судьбу).г) развивается умение контролировать процесс продвижения кцели и результат выполненнойработы.˃г) возможность для развития воли,ответственности, воспитания внутреннесвободного человека.д) развивается умение оцениватьмеру продвижения к цели и какрезультат:РефлексииПониманияКоммуникативных умений.˃Воспитывается любовь к себе и к миру,красота, вера, надежда.

«Духовнонравственное воспитание на уроках, биологии включает в себя аспекты:Нравственный -предполагает не только видеть, понимать, чувствовать красоту природы, но и понимать необходимость разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества и охраны окружающей среды.Гражданственный-формирование творческой личности с активной жизненной позицией, испытывающей уважение к творцам науки, обеспечивающим ведущую роль биологии.Политехнический-предполагает политехническую подготовку учащихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования, а также: воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профориентации учащихся.Патриотический-компонент, предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствуетлюбви к своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины.Здоровьесберегающий -предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества».Формировать у школьников чувство патриотизма можно, ознакомив учащихся с жизнью и творчеством ученых; показав, что у многих российских ученых были замечательные качества: преданность Отчизне, стремление развить науку своей Родины, поднять ее престиж на более высокий уровень.Отражение колоссальных успехов нашей страны в области различных отраслей биологии, медицины, генетики, селекции в школьном курсе биологии позволяет формировать у учащихся чувство гордости за свою Родину.Использование культурного наследия русского народа (пословицы, поговорки, приметы, сказки и сказания, былины, песни и стихи) позволяет формировать умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию.Анализ ценностных аспектов современной биологии на базе современного и исторического материала (загрязнение атмосферы и решение экологических проблем, этические аспекты биотехнологии, клонирование и т.д.) способствует воспитанию гражданина и гуманиста. Практическая направленность уроков биологии формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, оказание первой помощи пострадавшему и др.).Арсенал средств духовнонравственного воспитания школьников на уроках биологии необычайно богат: оформление кабинета; портретные галереи ученых; выставки и стенды; использование литературных, исторических примеров на уроке; использование звукозаписи высказываний ученых; видеофильмов; мультимедийных презентаций; работа с натуральными объектами. Один из самых оптимальных путей духовнонравственного воспитания; установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями и межпредметное взаимодействие.Одним из важнейших принципов духовнонравственного воспитания является процесс непрерывности –взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Работа по духовнонравственному воспитанию подрастающего поколения должно идти как непрерывный процесс и носить не эпизодический, а системный характер.

Ссылки на источники1.Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности / З.Н.Васильева.М.:Просвещение, 1978.389 с.2.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад.образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.2е изд.М.:Просвещение, 2009.3.Потаповская о.М. Педагогическоем сопровождение семьи в вопросах духовнонравственного воспитания детей / О.М.Потаповская. М.:Издательство «Планета 2000», 2002.52 с.4.Щуркова Н.Е. Новое воспитание / Н.Е.Щуркова.М.: Педагогическое общество России, 2000.130 с.5.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Вестник образования России2004, №№1213.

Духовно-нравственное воспитание на уроках биологии.

Учитель биологии.

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Нравственное воспитание проходит через все виды воспитания школьников в процессе обучения. Компонентами духовно-нравственного воспитания при изучении биологии являются: формирование ценностного отношения к природе (экологическое воспитание), к здоровью и здоровому образу жизни, воспитание ценностного отношения к прекрасному.

Биология – наука разносторонняя, прикладная. Усвоение учащимися системы биологических знаний и овладение учебными умениями - необходимое условие формирования их мировоззрения, атеистических взглядов, гигиенического, полового, экологического, трудового и нравственного воспитания. Знания в области биологии необходимы, чтобы понять, что жизнь – величайшая ценность, а любовь к окружающей природе – важнейшее нравственное качество. На уроках биологии перед учащимися ставится вопрос о здоровом образе жизни, что заставляет задуматься о сохранении своего здоровья. В связи с этим актуальное значение приобретает биологизация образования, основная задача которого - воспитание нравственности у учащихся, нравственности, определяющей поведение человека в обществе, его духовные и душевные качества, его отношение к природе, частью которой он является сам.

Для формирования духовно-нравственного воспитания важным является практическая направленность уроков. Например, изучая тему «Иммунитет», большое внимание уделяется вопросу вакцинации и болезням, вызванных вирусами человека (грипп, оспа, ВИЧ). Изучая анатомию, проводятся практические работы, с помощью которых ребята глубже узнают о своём здоровье (определение должной массы тела, пульса, изучение скелета и др.). Регулярно проводятся профилактические уроки (профилактика курения, алкоголизма, наркомании). На уроках природоведения много внимания уделяется влиянию человека на животный и растительный мир, ребята знакомятся с Красной книгой, изучают виды, истреблённые человеком. Как правило, обучающимся всегда жалко вымерших животных, что, несомненно, скажется в будущем на их поведении в окружающей природе.

Особого внимания заслуживает формирование экологического воспитания на уроках биологии: обсуждение экологических проблем по вине человека, экологические субботники, работа на пришкольном участке, участие в экологических акциях и конкурсах. Мы с ребятами участвовали в городской акции «Городским рекам – чистые берега!», экологических конкурсах «Лес и человек», «Экологическая сказка», «Знай и люби свой край», «Окружающий мир». Охрана природы - одна из важнейших обязанностей каждого человека. Вот почему важным в воспитании учащихся является формирование бережного отношения к природе, воспитание у каждого ученика правильного экологического мышления.

Подготовка проектов «Сотовый – друг или враг школьника?», «Мониторинг окружающей среды», «Лес и человек», «Сохранение биологического образования» позволяет ребятам по-другому взглянуть на исследуемую проблему, осознать единство человека и природы, вести здоровый образ жизни.

В рамках духовно-нравственного воспитания ребята принимали участие в акции «Белый цветок жизни». Цель акции – привлечь внимание к высокой распространённости туберкулёза.

Таким образом, задача учителя биологии приложить все усилия, чтобы школьники поняли главное: биосфера - целостное образование, и мы, при всей нашей гордости и разумности, лишь ее часть. И, если мы хотим сохранить человечество, обеспечить его будущее, мы обязаны сохранить основу нашего существования - природу Земли.

Список использованной литературы

1. Данилюк духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А. Я.,. Кондаков А. М, - М.: «Просвещение», 2009

2. Дивногорцева -нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. – 240 с., 2009.

Духовно-нравственное воспитание обучающихся

на уроках биологии.

Фаткулина Ольга Александровна,

учитель биологии МБОУ СОШ № 28

Развитие и воспитание духовно-нравственной личности учащегося - непрерывный процесс, который не прекращается на всех этапах становления личности, начиная с семьи, детского сада, и который, конечно, продолжается в школе. Учитель - предметник участвует в этом процессе и своим нравственным примером, и с помощью личностно-ориентированного обучения, и средствами своего предмета. Поскольку природа (эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание), присутствует в базовых национальных ценностях, то посредством предмета учитель биологии непосредственно участвует в духовно-нравственном развитии учащихся. Линия эволюции живой природы, краеведческий материал, сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, формирование экологического сознания проходит через весь курс предмета.

Биология - наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию школьниками того, что сохранение биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества, что всё живое уникально и этим только уже ценно. В связи с этим актуальное значение приобретает биологизация и гуманизация образования в целом, основная задача которого - воспитание нравственности учащихся, нравственности, определяющей поведение человека в обществе и природе, его духовные и душевные качества, его отношение к природе. Эта нравственность определяет мораль нового типа и, может быть, мораль человека нового типа: «То, что нами не создано, не должно быть нами разрушено».

В.А. Сухомлинский писал: “Природа - сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть”.

Научить ребенка умению видеть и чувствовать красоту, силу и нежность природы - первое условие воспитания через природу. Научиться нужно самим и научить ребенка видеть вокруг себя чудесное во всем. Рассматривая зимнюю почку сирени на уроке, нельзя не обратить внимания детей на удивительную способность кроющих чешуек сохранять в трескучие морозы крошечные нежные листочки, которые распустятся весной. Когда дети осознают чудесность этого явления, их лица начинают светиться.

Изучая строение цветка, как не восторгаться с детьми совершенством форм и изяществом линий, приспособленностью цветка и насекомого-опылителя. Дети начинают приводить примеры из личных наблюдений, рассказывая с восторгом о жизни насекомых и растений. А таинство зарождения новой жизни от слияния двух крошечных клеток! И таких примеров можно приводить огромное количество.

Биологическое образование будет развивающим, если целенаправленно создавать условия для развития творческих способностей школьников, показать ребятам удивительные возможности взаимодействия человека и природы, включить их в созидание и сохранение удивительной красоты Российской природы. Человека, наделённого экологической культурой, отличает, прежде всего, умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счет эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности.

Учителю биологии в своих изысканиях можно опереться на уникальный опыт В.А. Сухомлинского (ведь воспитание человека через общение с природой пронизывает всю созданную им педагогическую систему) и его высказвание, что «природа сама по себе не обладает магическим развивающим воздействием на ребенка, а превращается в фактор воспитания лишь в умелых руках педагога».

Организуя ежегодные походы, экскурсии, я могу продолжить обучение и воспитание детей в естественных природных условиях и наблюдать результат своего труда. Возвращаясь в класс, учащиеся создают творческие отчеты о путешествиях. В этих отчетах нельзя не заметить любовь к родной природе, восторженное описание пейзажа или явления, неподдельный интерес к увиденным в естественных условиях растениям и животным, желание узнать о них как можно больше.

Практическая направленность уроков биологии формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, оказание первой помощи пострадавшему и др.)

Особого внимания заслуживает формирование экологического воспитания на уроках биологии: обсуждение экологических проблем, возникших по вине человека, экологические субботники, работа на пришкольном участке, участие в экологических акциях и конкурсах. Мы с ребятами участвовали в окружной акции «Чистый берег», экологических конкурсах «Берегите птиц!», «Знай и люби свой край», «Окружающий мир». Придумывали свои акции: «Сохрани дерево», «Прислушайся к природе, вдруг она просит твоей помощи» и других. Охрана природы - одна из важнейших обязанностей каждого человека. Вот почему важным в воспитании учащихся является формирование бережного отношения к природе, воспитание у каждого ученика правильного экологического мышления.

Таким образом, задача учителя биологии приложить все усилия, чтобы школьники поняли главное: биосфера - целостное образование, и мы, при всей нашей гордости и разумности, лишь ее часть. Если мы хотим сохранить человечество, обеспечить его будущее, мы обязаны сохранить основу нашего существования - природу Земли.

В связи с этим мною разработана программа духовно - нравственного развития учащихся на уроках биологии, цель которой обеспечить системный подход к формированию правильного и разумного отношения к базовой национальной ценности - природе, представления об уникальности жизни, понятия здорового, безопасного, экологически целесообразного образа жизни посредством предмета «Биология».

Можно рассматривать несколько аспектов духовно - нравственного воспитания на уроках биологии:

    нравственный - научить не только видеть, но и чувствовать красоту природы, понимать необходимость разумного применения современных технологий для дальнейшего развития человечества и окружающей среды;

    патриотический - предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины;

    здоровьесберегающий - предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества;

    гражданственный - формирование творческой личности с активной жизненной позицией;

    политехнический - использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования.

Анализ ценностных аспектов современной биологии на базе современного и исторического материала способствует воспитанию гражданина и гуманиста.

Арсенал средств духовно-нравственного воспитания школьников на уроках биологии необычайно богат: это и оформление кабинета, и портретные галереи ученых и выставки и стенды, и использование литературно - исторических примеров на уроке, и использование звукозаписи высказываний ученых, и использование видеофильмов, мультимедийных презентаций, и работа с натуральными объектами. Один из самых оптимальных путей духовно-нравственного воспитания - установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями и межпредметное взаимодействие.

Таким образом, нравственное воспитание является основой всех основ. В зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка, будет зависеть, что он сам возведет в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. “Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит”.

В заключении хочу сказать: ребенок школьного возраста, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью, поэтому так важно не упустить реализацию возможностей предмета «Биология» в развитии личности ребенка.

Список использованной литературы

1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А.Я.,. Кондаков А.М, Тишков В.А. - М.: «Просвещение», 2009

2. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2008

3. Щуркова Н.Е. Новое воспитание / М.: Педагогическое общество России, 2000

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

Духовно-нравственное воспитание на уроках биологии

подготовила

учитель биологии и экологии

Шевцова Елена Александровна

г. Кулебаки

201 3 г.

Духовно-нравственное воспитание.

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Ключевая роль в духовно-нравственном воспитании общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, где формируются ценности личности и реализуются духовно-нравственное развитие и воспитание. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Базовые национальные ценности:

Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

«Духовно- нравственное воспитание обучающихся на уроках биологии»

Сухомлинский писал: «Природа - сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть». Самой доступной и реальной основой для осуществления этого является интеграция образования на основе меж предметных связей с такими предметами, как музыка, литература, изобразительное искусство, трудовое обучение, этика, эсте­тика и др.

Уметь видеть природу - первое условие воспитания через природу. Научиться нужно самим и научить нужно ребенка видеть все вокруг себя. Воспринимается далеко не все, что отпечатывается на сетчатке глаза, а лишь то, на чем мы сосре­доточиваем внимание, о чем думаем. Мы годами можем встречать человека, ежедневно беседовать с ним и не знать, какого цвета у него глаза. А ведь сетчатка нашего глаза это отражает. Да, сетчатка, а не сознание. Детей надо учить умению видеть. Это значит, что надо не только показать, но и учить описывать увиден­ное словами, подводить ребенка к высказыванию своего отношения к увиденному. Рассмотрим несколько примеров.

На уроке биологии в VI классе по теме «Виды корней, типы корневых систем», говоря о значении корня, предлагаю вниманию класса несколько строк из стихотворения В. Жака: Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых. А потом цветов нам стало жалко. Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого ветерка качаются! Почему осыпались и вянут? Без корней расти они не станут.

Эти строки можно использовать для выполнения сразу двух задач урока: выяснить основное значение корня как органа, осуществляющего минеральное питание растения, а также продолжить формирование у детей бережного отношения к при­роде.

Обучению видения природы во многом помогает живопись. Замечательные полотна отражают русскую природу. На душу ребенка картина оказывает огромное воздействие.

Во время весенней экскурсии в природу (лес, луг, роща, сад) в ответ на попытку ребенка поймать красивую бабочку учитель привлекает к ней внимание ребят, вспоминая слова Аксакова о бабочке: «Из всех насекомых, населяющих божий мир, из всех мелких тварей, ползающих, прыгаю­щих и летающих, - бабочка лучше, изящнее всех; это поистине порхающий цветок, расписанный чудными, яркими красками, блестящий золотом и узорами, не менее прекрасными и привлекательными; это милое, чистое создание, питающееся соком цветов. Как радостно первое появление бабочек весной! Какое оживление они придают природе, только что просыпающейся к жизни после жестокой и продолжительной зимы». А далее следуют слова учителя о том, что это крохотное создание перезимовало и вылетело погреться. Он предлагает детям рассмотреть бабочку повнимательнее, но уже думая о словах, которые только что услышали, И бабочка, как по заказу, «демонстрирует» перед ними свой божественный наряд. Таким образом, учитель вначале дает возможность не только посмотреть, но и уви­деть биологический объект, а затем уже говорит о его назначении в природе (обязательно) и значении в жизни человека.

У христиан бабочка иногда изображается сидящей на руке младенца Христа и символизирует возрождение и воскресение души.

Воспитание патриотизма через проектную и исследовательскую деятельность обучающихся на уроках биологии и во внеурочное время.

Я считаю, что одна из основных задач биологического воспитания - воспитание патриота и гражданина, человека с активной жизненной позицией, новым мышлением, а не просто с огромными, но бесполезными знаниями. Этого требуют современные условия жизни, быстро меняющаяся обстановка. Только активно действующий гражданин может адаптироваться в современных условиях, участвовать и изменять жизнь своей страны. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его члены могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности, усвоили семейные роли, были законопослушными гражданами, - все это составляет содержание процесса социализации, т. е. «процесса формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям» (Н. Смелзер, американский социолог).

Такая работа развивает у учащихся интерес и любовь к природе, к ее охране и преобразованию, увлекает учащихся перспективами природоохранной деятельности, формирует у детей познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной среде. Дети обучаются правильному поведению и деятельности в природе, выявляют случаи негативного отношения к ней.

Нам, биологам, в руки дано мощнейшее средство для патриотического воспитания ребенка - природа.

Уметь видеть природу – первое условие воспитания через природу. Надо научиться самим и научить ребенка видеть красоту в окружающем мире, ценить и беречь её, гордиться красотой родного края.

Для решения этих задач я использую новые педагогические технологии – проектную и исследовательскую.

Этот вид деятельности помогает воспитывать активную гражданскую позицию, оказывает большое влияние на становление личности ребёнка, формирование его мировоззрения, убеждений, высоких чувств к родному краю, стране, способствует воспитанию гражданственности и патриотизма.

Проектная деятельность даёт возможность представить изучаемую проблему с разных точек зрения. Ребята учатся основам научного эксперимента, определению задач работы, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов, способам презентации исследования.

Могу привести такие примеры.

Как сберечь деревья – Красильникова Т., Берсенева Ю., Юдина А. - заняли 2 место в области.

Международная Акция «Сделаем мир чище» - 7,8 классы.

Ежегодно школьники принимают участие в конференциях разных уровней и по результатам участия получают высокие оценки. Темы, которые поднимают в своих работах обучающиеся, очень актуальны, носят исследовательский и творческий характер. В работе используется краеведческий материал, что позволяет воспитывать у обучающихся гражданское самосознание, чувство ответственности за судьбу своей малой Родины.

Учитель учит детей не только видеть природу, но и слышать ее. Недаром говорят, что классическая музыка берет начало в музыке природы.

Мы должны приложить все усилия для того, чтобы школьники поняли главное: биосфера - целостное образование, и мы, при всей нашей гордости и разумности, лишь ее часть. И, если мы хотим сохранить человечество, обеспечить его будущее, мы обязаны сохранить основу нашего существования - природу Земли. Пусть девизом в жизни человека станут священные слова «СПАСИ И СОХРАНИ!» Только обращение это не к Господу Богу, а ко всем ныне живущим.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте же мы все навек объединимся.

Давайте наши души сохраним!

Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

(Н.Старшинов)

Список использованной литературы

1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А.Я.,. Кондаков А.М, Тишков В.А. - М.: «Просвещение», 2009

2. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. – 240 с., 2009.

Воспитание личности на уроках биологии

Воспитание – явление социальное. Оно возникло вместе с человечеством и прошло вместе с ним длительный путь развития.

Образовательные, развивающие и воспитательные задачи в обучении биологии направлены на достижение главной цели – всестороннее развитие личности учащихся.

Для достижения этой цели при обучении биологии решаются следующие воспитательные задачи:

    формирование научно – материалистического мировоззрения,

    нравственное воспитание,

    патриотическое

    эстетическое воспитание,

    трудовое воспитание,

    экологическое воспитание,

    воспитание правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

    гигиеническое и половое воспитание,

Воспитание нравственности – одна из важнейших задач школы.

Немецкий педагог Иоган Гербарт писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность». Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «…из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Философ - Гегель так сформулировал свою мысль:

"Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим ещё не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера".

Сегодня высокая нравственность - черта едва ли не самая важная для человека и общества в целом.

Человек должен быть достоен этого звания. Он не может жить без высокой цели, без идеала, без морали и нравственности. Качества эти не врождённые и не передаются из поколения в поколение.

Дома и в школе мы учим детей жить честно, поступать правильно. Мы учим их справедливости и бережливости, а жизнь порой преподносит свои уроки. В школе мы говорим о любви к природе, по весне ребята сажают деревья на пришкольном участке. А потом ребята узнают, что по вине людей горят леса, горят те самые деревья, которые надо любить и беречь.

Необходимо воспитывать в детях убеждённость, что добро победит, учить их добиваться этой победы. Но самое главное - самим нам соответствовать этим принципам. Помнить: на нас смотрят свои и чужие дети, по нашим поступкам судят они о жизни, в которую вступают. Они сменят нас завтра. Но основы их взглядов и привычек закладываются сегодня.

Курс биологии со всей своей многогранностью, разносторонностью знаний и их прикладным значением даёт возможность для утверждения нравственных начал, понимания сути бытия, физической красоты человека и природы, важности охраны окружающей среды. Учитель биологии помогает ребёнку осознать, что человек – это малая часть окружающего мира. Обучение биологии должно происходить под девизом: «То, что нами не создано, не должно быть нами разрушено»

Патриотическое воспитание на уроках биологии

Нравственность – это не только определенные нормы поведения, но и чувство патриотизма. Его отличительной чертой является любовь к Отечеству, умение бережно хранить и передавать из поколения в поколение то, что делает человека поистине красивым, добрым, чутким, мужественным.

О патриотизме написано и сказано столько, что, кажется, добавить нечего. Наше Отечество изменилось. Пересматривается прошлое, тревожит настоящее, пугает своей неопределенностью будущее. Историю судить нельзя, ее надо изучать. Другого Отечества и другой истории у нас не будет. Воспитание чувства патриотизма неразрывно связано с глубоким изучением истории нашей Родины и других стран. В этом плане курс биологии предоставляет большие возможности.

Рассматривая тему «Методы селекции растений» , сообщаю ребятам, что работа по изучению центров происхождения культурных растений связана с проведением различных экспедиций и исследований. Первые такие экспедиции у нас в стране были проведены под руководством академика Н.И. Вавилова – выдающегося генетика и селекционера, который организовал научные экспедиции в разные регионы Земли для сбора образцов культурных растений, их диких предков и сородичей. Им же был создан Всесоюзный институт растениеводства (ВИР). Здесь хранится мировая коллекция семян дикорастущих сельскохозяйственных культур.

Продолжая изучать данную тему, отмечаем работу еще одного ученого-селекционера Ивана Владимировича Мичурина. Он вывел около 300 новых сортов плодовых растений.

Изучая гипотезы о происхождении жизни, вспоминаем еще одного русского ученого А. И. Опарина, который высказал гипотезу о возникновении жизни в процессе биохимической эволюции углеродных соединений.

Еще один выдающийся русский ученый Владимир Иванович Вернадский – один из создателей современного взгляда на биосферу. Его мы вспоминаем при изучении темы «Эволюция биосферы».

При изучении темы «Оплодотворение» , изучаем процесс двойного оплодотворения у растений и отмечаем, что этот процесс был открыт русским ботаником С. Г. Навашиным в 1898г.

При изучении темы «Фотосинтез» отмечаем, что данный процесс открыл Тимирязьев

Успехи науки в борьбе с заразными болезнями огромны. Многие болезни ушли в прошлое и представляют лишь исторический интерес. Имя И.И. Мечникова вписано золотыми буквами в историю науки. Много сделали для развития микробиологии отечественные ученые и просто врачи. Врач Н.К. Завьялова в 1951 г. сама заразилась легочной формой чумы. Решив проверить на себе, насколько продолжительна невосприимчивость после выздоровления, она ставит героический эксперимент – вновь подвергает себя контакту с больным легочной чумой. Этот материал используется на уроке по теме «Иммунитет» .

Еще один пример – это имена двух великих ученых: Ивана Михайловича Сеченова и Ивана Петровича Павлова, которые изучали высшую нервную деятельность.

Эстетическое воспитание

Эстетические чувства и идеалы - продукт систематического воспитания. В курсе биологии объектами эстетического воспитания являются природные ландшафты, натуральные и изобразительные наглядные пособия, изобразительные, музыкальные средства и произведения художественной литературы. и т. д.

Эстетическое воспитание возможно в процессе непосредственного чувственного восприятия действительности и произведений искусства, которое оставляет большой след в сознании.

Так например на уроках использую загадки, отрывки из стихотворений

Например: 5 класс, тема «Царства грибы».

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят. (Грибы)

или

Есть два разряда путешествий:

Один – пускаться с места вдаль,

Другой – сидеть себе на месте. Листая старый календарь…

Вот и я, листая календарь, а за окном осенние деньки, решила отправиться с вами в необыкновенное Царство, где живут живые существа. Не за тридевять земель, не за тридевять морей, а совсем рядом, вокруг нас живёт-существует особое Царство. Большинство их – обитатели суши, но встречаются и водные. Поселяются они на растительных и животных останках, на живых организмах, на продуктах питания, на металлических и резиновых изделиях и даже на штукатурке в квартире. Кто мне может ответить, что это за существа? (это грибы)

5 класс, тема урока «Царства природы»

отрывок из стихотворения «Взгляд на природу» (автор Юрий Шмидт)

Дикой ягоды вкус.
Соловьиные, звонкие трели,
Запах спелых садов,
Родника ледяной перелив.
Снега первого хруст,
Первоцветы в начале апреля,
Желтых листьев покров
И дождя
незнакомый мотив.

На экране высвечивается слайды с картинами природы

6 класс, тема урока «Цветок»

Отрывок из стихотворения В. Солоухина

Вы проходите мимо цветка?

Наклонитесь, поглядите на чудо,

Которое видеть вы раньше нигде не могли.

Он умеет такое, что никто на земле не умеет.

Из одной и той же черного цвета земли

Он - то красный, то - синий, то - сиреневый, то – золотой!

Так же для эстетического воспитания можно использовать экскурсии, во время которых школьники воспринимают гармонию красок, голосов, красоту природы. Важно отметить, что красота природы существовала и до человека, но только он в состоянии выполнить миссию ее ценителя и хранителя.

Трудовое воспитание

Особое значение в биологическом образовании имеет трудовое воспитание

школьников, их подготовка к самостоятельной жизни и труду.

Курс биологии органически связан с сельскохозяйственным трудом учащихся на школьных учебно-опытных участках по выращиванию культурных растений, поэтому в процессе разнообразной трудовой деятельности у школьников формируются такие важные нравственные качества, как трудолюбие, умение эффективно работать в коллективе, взаимопомощь и активное участие в совместной творческой деятельности. Выполняя практические работы в урочное и внеурочное время на учебно-опытных участках, школьники овладевают умениями обрабатывать почву, сеять семена, сажать, поливать растения, убирать урожай. Подготовка учащихся к трудовой деятельности продолжается в процессе изучения общей биологии, когда они овладевают знаниями теории эволюции, цитологии, генетики, экологии, селекции.

Экологическое воспитание

Важным направлением работы я считаю экологическое воспитание и просвещение учащихся.

Цель экологического воспитания: формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Всё человечество и каждый человек - часть природы. Природа составляет постоянное окружение человека, эту естественную среду, в которой он живёт и которая накладывает существенный отпечаток на его жизнь.

Охрана природы - одна из важнейших обязанностей каждого человека. Вот почему важным в воспитании учащихся является формирование бережного отношения к природе, воспитание у каждого ученика правильного экологического мышления.

На уроке биологии в VI классе по теме «Виды корней, типы корневых систем» , говоря о значении корня, предлагаю вниманию класса несколько строк из стихотворения В. Жака:

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко.

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти они не станут.

Эти строки можно использовать для выполнения сразу двух задач урока: выяснить основное значение корня как органа, осуществляющего минеральное питание растения , а также продолжить формирование у детей бережного отношения к природе.

Школьный предмет биологии занимает особое место в воспитании экологической культуры школьников, т.к. включает: систему знаний о взаимодействии общества и природы; ценностные экологические ориентации; систему норм и правил по отношению к природе; умения и навыки по изучению природы и ее охране.

Важнейшая задача учителя биологии в реализации данных аспектов – сформировать у обучающихся ответственное и бережное отношение к природе. Так на уроках говорим о растениях и животных занесенных в Красную книгу и нуждающихся в охране, составляем памятку «Правила поведения в лесу» или напомнить правила сбора березового сока и прочить следующие строки:

Вы слышали, когда березы плачут?

Вы видели, когда березы плачут?

Вы знаете, когда березы плачут -

То вместе с ними стонет мать-земля».

И сказать о том, что повреждение одного из органов растения влечет за собой нарушение жизнедеятельности организма в целом, которое ведет его к старению и преждевременной гибели.

Практически во всех разделах программы по биологии затрагиваются вопросы экологического плана: взаимосвязь организма и среды, влияние различных факторов на организм и адаптация его к определенным условиям обитания. На уроках биологии формирую убеждение о том, что природа – целостная и саморегулирующаяся система. Важно при этом дать наиболее полное представление об экологических законах и закономерностях существования и образования биологических систем всех уровней.

Например, урок биологии в 11 классе «Влияние загрязнений на живые организмы»

В 9 и 11 классе на уроке «Типы взаимоотношений организмов» и т. д.

Здоровьесберегающий аспект в воспитании школьников

Цель: формирование чувства ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

"Мы все поступаем, как расточительный наследник богатых родителей, не зная постоянной цены здоровья. Мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаём цену этого богатства, когда у нас является желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных".

Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Неразумный образ жизни часто ведёт к болезням, потере трудоспособности и преждевременной старости. Поэтому каждый человек с детства должен следить за своим здоровьем, неуклонно соблюдать режим труда, отдыха и питания.

Забота о здоровье учащихся представляется весьма актуальной педагогической задачей.

Ответственность за формирование здорового образа жизни возлагается на все общество, но, главным образом, на школу, прежде всего на такие учебные предметы как биология. Поэтому в ходе изучения школьного курса биологии большое внимание уделяю формированию правил здорового образа жизни.

Раздел "Человек" в большей степени, чем другие разделы биологии, предоставляет возможности для воспитания у подростков этих правил. При изучении каждой темы включаю материал о вредном действии алкоголя, никотина и наркотиков на организм человека.

Для сохранения здоровья школьников в повседневной жизни обращаю их внимание на то, что есть ядовитые грибы и растения, какой вред здоровью они могут причинить и как их отличить от неядовитых. А так же говорим на уроках о том, что некоторые животные так же могут причинить вред здоровью. Называем этих животных, на слайдах и картинках в учебнике смотрим как они выглядя и говорим о мерах борьбы с ними или профилактике, чтобы не навредить своему здоровью.