Выходим из дома вовремя: планирование утренних дел. Симпатия к эмпатии

Каждому родителю хотелось бы, чтобы у его малыша не было проблем с выражением своих эмоций. Однако зачастую родители, сами того не осознавая, мешают ребенку проявляться, говорить о своих чувствах. Сегодня поговорим о том, как помочь ребенку научиться понимать свои переживания, выражать их, а также о том, как избежать ошибок в этом направлении.

Говорим о чувствах

С самого раннего возраста мамы обучают малышей понимать то, что происходит в их жизни. И точно также стоит учить ребенка распознавать свои эмоции. Когда Вы общаетесь с малышом, то проговаривайте вслух то, что чувствуете Вы. Например: «Я обрадовалась тому, что ты улыбнулся». «Я расстроилась, что каша получилась не такой вкусной». Или же проговаривайте то, что чувствует малыш: «Ты злишься, когда я занята и не могу к тебе подойти». «Ты радуешься, когда я тебя обнимаю».

Поэтому формулируем первое правило: «Родитель должен сам говорить о своих чувствах».

Очень важно, чтобы Вы сами не стеснялись. Ведь ребенок может учиться, только наблюдая за близкими. Ему очень нужен пример для подражания и обучения.

Я - высказывания

Очень важно не заблокировать у ребенка способность выражать те чувства, которые мы называем «негативными». Речь идет о раздражении, злости, обиде, возмущении. Родители далеко не всегда готовы принимать такие чувства своего малыша. Многие автоматически говорят: «Не хнычь, не капризничай, прекрати». Однако этим они могут сформировать у ребенка четкое представление, что подобные переживания нужно скрывать от окружающих. Такой ребенок привыкает все свои чувства держать в себе и молчать, закрываться.

Чтобы избежать подобной проблемы, научитесь пользоваться «Я-высказываниями». Ведь фактически Вы подавляете такие его проявления потому, что сталкиваетесь с какими-то своими тоже неприятными переживаниями. Например, ответной злостью, раздражением, стыдом или виной. Поэтому гораздо конструктивнее будет в таких ситуациях говорить о себе. Например: «Меня злит, когда дети себя так ведут». Или: «Мне стыдно, когда так шумят». Постарайтесь соблюдать два принципа: использовать «Я» вместо «Ты» и говорить безлично. Обратите внимание, что в подобном случае Вы не запрещаете ребенку себя так вести, не блокируете его чувства, а, наоборот, выражаете свои, показывая пример.

Подытожим и сформулируем второе правило: «Родитель должен говорить о своих чувствах в «Я - высказываниях».

Чувство не равно действию

Зачастую мы даже не задумываемся, что наши чувства и наши действия - это совершенно разные вещи. Кроме того, есть еще и промежуточное состояние - намерения выполнить действие. То есть существует, к примеру, злость, намерение ударить обидчика и сам удар. Так вот очень часто родители критикуют и стыдят за сами чувства. Однако это не правильно. Ведь чувства есть вне зависимости от того, хотим мы или нет. Они просто есть. Мы не можем контролировать их существование. А вот действия и способ их выражения - можем. Мы не можем не злиться, когда нас обижают, но можем сдержать свое желание ударить обидчика.

Поэтому так важно говорить, что Вам не нравится тот способ выражения чувств, который выбрал Ваш ребенок (например, ударил Вас), но не стоит критиковать само чувство злости.

Приведу пример из практики: В семье родился второй ребенок. Старшая девочка через полгода стала страдать страхами за свое здоровье. На первый взгляд, ревности как таковой нет. Старшая девочка очень бережна к малышу, заботиться о нем, помогает маме. При более детальном рассмотрении оказалось, что девчонка злиться на младшего братика за то, что он «отнимает» у нее маму. Но ей очень стыдно испытывать злость, так как родители критиковали ее в те редкие моменты, когда она ее показывала, стыдили. Теперь она четко усвоила, что злиться на братика нельзя, а если она злиться, то поступает очень плохо. И внутри нее растет страх, что за такое плохое поведение она может быть наказана. И именно поэтому она так тревожно прислушивается к себе, не заболела ли она, не наказывает ли ее Бог за такое плохое поведение. А ведь ошибка в данной ситуации родителей в том, что они стыдили ее за чувства, а не за действия к братику. Правильнее было бы говорит так: «Я понимаю, что ты злишься на него. Это нормально. Но вот бить его нельзя». То есть разделять те чувства, которые есть и поддерживать ребенка в его переживании, а вот порицать действия, форму их проявления.

Правило третье: «Не осуждайте чувства ребенка, поддерживайте их. А выражайте свое недовольство действиями ребенка, его способ выражения своих чувств».

Карта чувств

Для того чтобы все, о чем мы говорили выше, было проще выполнить, сделайте такое упражнение: возьмите лист бумаги и напишите на нем все те чувства, которые Вы знаете. Не спешите, выполняйте это задание в течение дня, возвращаясь и дописывая те переживания, которые Вы вспомнили. Выполнение этого задания может оказаться весьма непредсказуемым. Возможно, Вам будет сложно написать больше 10-15 чувств. А может быть, наоборот, Вы с удивлением обнаружите, как много эмоций Вы испытываете.

Потом поищите в интернете список эмоций, которые существуют. И обязательно выделите те, которые Вы не написали. Это говорит о том, что данные чувства Вам или не свойственны вовсе, или же Вы их не осознаете, вытесняете.

Если Ваш ребенок достаточно взрослый, сделайте это упражнение вместе с ним. Можно или сначала по одному составить список, а потом добавить те, которые есть у другого, но нет у Вас. Или же можно вместе составлять этот список, помогая друг другу. Так Вы лучше поймете своего ребенка.

Поэтому правило четвертое: «Чувства нужно уметь называть».

Помогайте своему ребенку, и пусть он растет счастливым!

Ольга Галеева
Консультация «Как научить детей чувствовать ценность того, что есть»

Благодарность - одна из базовых черт счастливого человека. Но как вырастить благодарного ребенка в нашем материалистическом мире? Обычных просьб говорить «пожалуйста» и «спасибо» недостаточно. Благодарность - это способность ценить то, что у тебя есть . Для того , чтобы привить эту способность, следует регулярно повторять эти упражнения.

Подарки этого дня

Ежедневно, неважно, в какой момент дня, садитесь рядом с ребенком и перечисляйте вместе «дары» этого дня : моменты, события, впечатления, за которые вы благодарны. Это могут быть и люди, игры, угощения - что угодно. Главное - научиться смотреть на то , что с нами происходит как на подарок. Можно даже вести «Дневник благодарности» .

День добротворения

Это один день в месяце, когда вы и ваши дети делаете что-то полезное для других : уборку двора, сбор вещей для благотворительных организаций, покупку корма для собачьего питомника. Это поможет детям понять важность того , что приятно не только брать, но и отдавать. Это важный компонент благодарности.

Ты помнишь…

Хорошие моменты нужно закрепить. Вспоминая приятные события дня, проговаривайте : «Ты помнишь, как тебе понравилось, когда, «Как ты был рад, когда…» , «Как ты был счастлив, когда…» . И даже негативную ситуацию можно превратить в повод для благодарности, например, когда вы приготовили что-то, что ребенок отказывается есть : «Как это здорово, что мы не заставляем тебя есть то , что тебе не нравится!»

Ты - мой помощник!

Если детям говорить это, они будут чувствовать , что их ценят, и действительно будут помогать и стараться больше.

Ты - заботливый

Частью способности быть благодарным является способность заботиться о других. Даже если ребенок делает что-то рутинное : убирает свои игрушки или ставит свою тарелку после еды в мойку, скажите : «Вот, какой ты заботливый!» . Конечно, скажите еще и «спасибо» , но похвалить их и поддержать в них мысль о том, что они внимательны, ответственны и заботливы - очень важно.

Нам так повезло!

В любой момент дня вспомните, как вам повезло : что осталось четыре дня до выходных, что на ногах удобные и красивые башмаки, что в кафе есть свободный столик и мороженое.

Как здорово, правда?

Это упражнение похоже на предыдущее, но лучше иногда просто менять фразу, для разнообразия. «Как здорово, когда вся семья пьет чай вместе, правда?» или «Как здорово, что у нас есть время поваляться на диване, правда?» или «Как здорово, что мы можем делиться мыслями и идеями, правда?»

Счастье - это не результат получения нами чего-то, чего у нас нет, это признание ценности того , что у нас есть . Поверьте, дети, особенно маленькие, не видят сколько ваших усилий стоит их комфорт и радостное детство. Но если вы будете регулярно упражняться с ними в том, чтобы замечать и ценить то, что они имеют, они обязательно научатся ценить ваш родительский труд и все то, что их окружает.

Публикации по теме:

Консультация «Как научить детей читать играючи» Консультация. «Как научить детей читать играючи» 1. Нужно ли обучать чтению с 5-6 лет? Как известно, большинство семилетних детей с радостью.

«Как научить ребёнка говорить». Консультация для родителей детей младших групп Ребенок растет, и вы с нетерпением ждете, когда же он начнет говорить. Пускать процесс формирования речи на самотек и просто ждать, когда.

Консультация «Как научить ребенка одеваться» Что делать, если ребенок постоянно путает левый и правый ботинок и надевает обувь не на ту ногу? 1. Показать ему, что ботиночки «дружат».

Всем добрый день или вечер, а может быть утро, потому что велика география нашего сайта. Какое-то время я отсутствовала, по семейным обстоятельствам.

Консультация для родителей «7 признаков того, что ребенок избалован» 7 ПРИЗНАКОВ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК ИЗБАЛОВАН. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Многие родители даже не замечают момент, когда родительская любовь переходит.

Консультация для родителей «Что нужно ребенку в детском саду, чтобы чувствовать себя комфортно» ЧТО НУЖНО РЕБЕНКУ В ДЕТСКОМ САДУ, ЧТОБЫ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ КОМФОРТНО У вашего ребенка есть свой шкафчик для хранения личных вещей. Свойство.

Вся прелесть в том, что ребенок совершенно не контролирует свои чувства. Радость и счастье - спонтанные состояния. Быть по-детски счастливым мечтает каждый взрослый. Но значит ли это, что взрослые должны махнуть рукой на эмоции и уделять внимание только хорошим манерам и мышлению своего ребенка? Они-де обеспечат статус, а вместе с ним придет и удовольствие от жизни.

Мой опыт показывает, что учить чувствовать правильно - это тренировать интуицию, возбуждать интерес к жизни, распознавать опасные ситуации и общаться с симпатичными людьми. От эмоционального благополучия к социальному успеху более короткий путь, чем от высокого IQ или чистого носового платка. Психолог Лев Выготский недаром говорил, что можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать. И тому и другому нужно и можно учить!

Если нарушено эмоциональное развитие в раннем возрасте, то ребенок в будущем будет неспособен правильно назвать и описать, что он чувствует. Хотя «коллекция» эмоций пополняется с возрастом, но пользоваться простыми смайликами (улыбающийся, нейтральный и грустный) могут даже двух-трехлетние малыши. Ведь такие маски носят клоуны. Когда дети приходят в детский сад, мы просим обозначить свое настроение. На большой доске в ряд напротив имени фамилий детей прилеплены смайлики. Воспитателю сразу понятно, кто сегодня не в духе, какой общий фон для проведения занятий, а также кто постоянно грустит. И хотя воспитатель не всегда может узнать причину, он может так спланировать день, чтобы в него были включены игры и занятия, «поднимающие настроение».

Работает и традиционный способ частых «поглаживаний». Чем чаще воспитатель прикасается к ребенку, тем быстрее он привыкает к детскому саду и испытывает радость предстоящей встречи в группе. Самый большой комплимент воспитателю, когда ребенок просит родителя «еще немножко поиграть» в группе. Изменение поведения воспитателей, как показал наш эксперимент, снизило количество тревожных детей с 32 до 3%!

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ВОСТОРГ

Ребенок должен уметь не только испытывать эмоции, но и выражать их. Мы проводим что-то вроде тренинга эмоциональных состояний. А вот материал может быть самый разный - видеосюжеты, игры, в которых герои проявляют сильные положительные или отрицательные эмоции. Детей просят назвать, что чувствует персонаж. Можно провести такую гимнастику: предложить детям изобразить «страх», «ужас», «радость», «восторг», «скуку». Дети постарше способны поразмышлять, чем одно состояние отличается от другого, какие мимические мышцы работают на радость, восторг, счастье. Одни герои вскидывают руки вверх, другие, наоборот, прикрывают лицо ладошками. Чем ярче, экспрессивнее выражение эмоции, тем лучше ребенок ею овладевает и пользуется. И конечно, стихия музыкальных занятий, в которых детям предлагается танцевать по наитию, - лучший способ гармонизации внутреннего, прежде всего эмоционального мира ребенка. Во время таких занятий легко обнаружить детей, которые кажутся «никакими», «вялыми», а на самом деле обладают скрытым и очень сильным темпераментом. Возможно, их просто успели «отполировать» взрослые. В семье, в саду или школе нередко запрещают бурно реагировать, а проявление эмоций толкуется как признак дурного воспитания или слабости натуры, особенно если речь идет о мальчиках.

Чтобы вызвать живую яркую эмоцию у ребенка, достаточно делать ему небольшие сюрпризы и самому показывать бурную радость, удивление, восторг и сопричастность к эмоциональному миру ребенка. Положите в карманчик куртки «волшебную записку» и прочитайте ее вместе со своей дочкой или сыном. Пусть это будет письмо от волшебника, который помнит и благодарит ребенка за то, что он помог по дому.

СО-ЧУВСТВА

К социальным чувствам мы относим прежде всего страхи, которые тоже нужно успеть отработать с малышом. Традиционно дети боятся темноты, высоты, закрытых на ночь дверей, непонятных шорохов или других сигналов. Дети боятся оставаться одни дома, тем более в незнакомом месте. Страх - это нормальная реакция на предполагаемую опасность. Главное - научить ребенка оценивать ситуацию и ее опасность. Один из приемов - нашептать на ушко любимой игрушке, что пугает и настораживает. Еще один - нарисовать того, о ком и говорить страшно. А наши коллеги разработали систему настольных игр «Мозарктика», когда ребенок может выложить из специальной мозаики ситуацию или целый мир. Подбирая детали и обсуждая их со взрослым, ребенок «прорабатывает» проблему. Раз от раза картина становится более гармоничной, а ребенок - более спокойным и уверенным, пока он совсем не теряет интерес к сюжету. «Мозарктика», кстати, родилась из опыта реабилитации детей из детских садов, которые оказались в зоне терактов на Каширском шоссе.

Но социальные чувства - это и дружеская привязанность, и чувство включенности в группу, признания, поддержки. То есть это вся гамма устойчивых переживаний, которые связаны с отношениями с другими людьми. Конечно, они определяются сценариями ролевых игр, которые мы предлагаем детям. Нужно обращать внимание, чтобы игры не вызывали агрессию и неприязнь. Особенно обратите внимание на мальчишеские игры. С одной стороны, психофизиология мальчиков требует определенного уровня возбуждения, риска, агрессии. Умение справляться с такими экстремальными переживаниями пригодится детям в дальнейшем. С другой стороны, игра в лего захватывает мальчишек больше, чем игра в «звездные войны».

СЧАСТЬЕ ЕСТЬ!

Состояние всеохватывающей радости достигается ребенком, когда он получает подтверждение того, что его любят. Признаки, на которые ориентируются дети:
улыбка взрослого;
тактильные контакты. Счастье, когда к тебе не только прикасаются, но и обнимают, тискают, подбрасывают вверх!
количество времени, которое родители готовы уделить своему ребенку, - трудно быть счастливым, когда от тебя постоянно отмахиваются;
желание взрослого продолжить играть с ребенком, несмотря на усталость и занятость;
сигналы радости и спокойствия, которые ребенок улавливает на невербальном уровне. Девочки без слов понимают, когда их родители счастливы. Мальчику лучше прямо сообщать: «Ты знаешь, это такое счастье играть с собственным сыном!», «Я тобой горжусь!», «Я счастлив, что у меня такой сын!».

8 причин позаботиться о детях:

1. Снизился уровень безопасности жизни.
Мир, в котором живут дети, рушится, выживает ценой огромного напряжения и благодаря сноровке героев и только по праздникам наполняется умиротворением и счастьем. Об этом дети узнают из телевизора и от своих обеспокоенных родителей. После каждого крупного теракта в детском саду наступает что-то вроде карантина. Дети боятся выходить на улицу, и родители оставляют их дома, как после гриппа. Сегодня мы наблюдаем, что называется, посттравматический стресс.
2. Кризис семьи.
Каждая вторая семья неполная. Около 70% детей обычного московского детского сада растут, только изредка встречаясь со своими бабушками и дедушками. То есть современные дети дрейфуют между одиночеством и напряженной обстановкой семейных войн. Часто ребенок чувствует себя ненужным и брошенным в семье, и детский сад – единственное место, где он получает достаточно тепла и внимания.
3. Дети стали чаще и разнообразнее болеть.
Причем среди болезней увеличилось именно количество нервно-психических.
4. Мальчики становятся более агрессивными, а девочки – плаксивыми.
5. Мальчики и девочки по-разному реагируют на неблагоприятные условия.
Например, мальчики хуже приспосабливаются к детскому саду, они более экспансивны. Ограничить пространство их игры – значит травмировать их. Скажем так, все равно что лишить кукол деталей туалета, потому что девочек интересует не игра в целом, а ее детали и нюансы.
6. Дети-дошкольники переживают свой первый кризис взросления.
Нужно не только поддерживать ребенка в его борьбе между «хочу» и «могу», но и не упустить, подбадривать тех, кто отстает от классической возрастной нормы. Большинство детей сегодня позже начинают говорить, ходить, играть. Возможно, это только проявление феномена «удлинения детства», который становится испытанием для учителей. Специальные занятия по развитию эмоций позволяют детям догнать своих сверстников, гармонизировать развитие. Особенность сегодняшнего ребенка в том, что его интеллект, мотивация, навыки находятся в рассогласовании. Эмоции позволяют сгладить этот диссонанс.
7. С детьми перестали играть в ролевые игры.
Жизнь в больших городах приводит к одинокому детству. Поиграть со сверстниками выдается очень редко, да и то только если родители специально озаботятся этим. И не факт, что, «встречая» детей друг с другом, родители не усаживают их за компьютерную приставку. Многие дети только в детском саду учатся знакомиться и играть с друзьями.
8. Дети болезненно реагируют на то, что одни папы и мамы богатые, а другие бедные.
Ребята моментально подмечают, на какой машине кого привозят в детский сад, во что кто одет, в какие игрушки играет.

Помогите мне!
Главная особенность посттравматического стресса - это его продолжительность во времени. После первой острой фазы страха и последующего шока ребенок может вести себя «как всегда». Единственное, чего он избегает, так это ситуаций и разговоров, связанных с предыдущим шоком. Он как бы «забывает» все. Доходит до абсурда. Но проходит время, годы, иногда два, иногда десять, и с уже взрослым человеком начинается истерика, его мучают воспоминания, все переживается как вчера, ярко, эмоционально насыщенно и так же пугающе.
Но кроме прямых жертв терроризма есть еще и вторичные – те, кто наблюдал, стал свидетелем. Количество вторичных жертв и среди взрослых, и среди детей выше, чем реальных. В этом и состоит основное воздействие терроризма. Дети, которые смотрели телевизор во время захвата заложников в Беслане и потом не спали по ночам, отказывались выходить на улицу и, конечно, идти в школу на следующий день.
Если дети боятся идти в детский сад или школу, оставьте их дома на 1 - 3 дня. Учиться они все равно не смогут. Более того, испуганные дети будут заражать друг друга своими страхами и невероятными предположениями.
С ребенком нужно поговорить о том, что его пугает. Но первое, что нужно сделать – это прижать к себе: «Не бойся, я с тобой!», «Я никому не дам в обиду своего малыша». Не бойтесь взять его на ночь к себе в кровать. За одну-две ночи он не привыкнет, но зато почувствует себя реально защищенным и успокоенным.
Нужно рассказывать детям о том, что другие дети нуждаются в помощи, и прививать им навыки солидарности. Отнести игрушку в пункты сбора помощи пострадавшим, написать письмо или сделать открытку – хороший способ активного противостояния беде.
Но! Если ребенок шокирован, испуган, не нужно на него давить и мучить его разговорами. Когда пройдет самая острая фаза, вы обязательно поговорите. А пока нужно просто побыть с ним и попробовать чем-то порадовать или отвлечь – игрушкой, кино, книжкой.
Не забудьте сказать, что бояться – это нормально: «Все испугались. Любой бы испугался на твоем месте!», «Взрослых людей специально учат жить и работать в условиях опасностей. Врачи, пожарные, спасатели специально и долго этому учатся. А когда они были маленькими, они тоже боялись. Может, даже больше всех, поэтому и решили вырасти и помогать людям».
Из книги Ольги Маховской «О чем говорить с ребенком? Инструкция по выживанию для современного российского родителя».

8 фраз, которые стоит говорить ребенку ежедневно. Благодарность - это способность ценить то...

Благодарность - одна из базовых черт счастливого человека. Но как вырастить благодарного ребенка в нашем материалистическом мире? Обычных просьб говорить «пожалуйста» и «спасибо» недостаточно.

Благодарность - это способность ценить то, что у тебя есть. Для того, чтобы привить это качество, следует регулярно повторять следующие упражнения.

Подарки этого дня

Ежедневно, неважно, в какой момент дня, садитесь рядом с ребенком и перечисляйте вместе «дары» этого дня: моменты, события, впечатления, за которые вы благодарны. Это могут быть и люди, игры, угощения - что угодно. Главное - научиться смотреть на то, что с нами происходит как на подарок. Можно даже вести «Дневник благодарности».

День добротворения

Это один день в месяце, когда вы и ваши дети делаете что-то полезное для других: уборку двора, сбор вещей для благотворительных организаций, покупку корма для собачьего питомника. Это поможет детям понять важность того, что приятно не только брать, но и отдавать. Это важный компонент благодарности

Ты помнишь…

Хорошие моменты нужно закрепить. Вспоминая приятные события дня, проговаривайте: «Ты помнишь, как тебе понравилось, когда…», «Как ты был рад, когда…», «Как ты был счастлив, когда…». И даже негативную ситуацию можно превратить в повод для благодарности, например, когда вы приготовили что-то, что ребенок отказывается есть: «Как это здорово, что мы не заставляем тебя есть то, что тебе не нравится!»

Ты - мой помощник!

Если детям говорить это, они будут чувствовать, что их ценят, и действительно будут помогать и стараться больше.

Ты - заботливый

Частью способности быть благодарным является способность заботиться о других. Даже если ребенок делает что-то рутинное: убирает свои игрушки или ставит свою тарелку после еды в мойку, скажите: «Вот, какой ты заботливый!». Конечно, скажите еще и «спасибо», но похвалить их и поддержать в них мысль о том, что они внимательны, ответственны и заботливы - очень важно.

Нам так повезло!

В любой момент дня вспомните, как вам повезло: что осталось четыре дня до выходных, что на ногах удобные и красивые башмаки, что в кафе есть свободный столик и мороженое.

Как здорово, правда?

Это упражнение похоже на предыдущее, но лучше иногда просто менять фразу, для разнообразия. «Как здорово, когда вся семья пьет чай вместе, правда?» или «Как здорово, что у нас есть время поваляться на диване, правда?» или «Как здорово, что мы можем делиться мыслями и идеями, правда?»

Счастье - это не результат получения нами чего-то, чего у нас нет, это признание ценности того, что у нас есть. Поверьте, дети, особенно маленькие, не видят сколько ваших усилий стоит их комфорт и радостное детство. Но если вы будете регулярно упражняться с ними в том, чтобы замечать и ценить то, что они имеют, они обязательно научатся ценить ваш родительский труд и все то, что их окружает.

Каждая мама желает своему малышу счастья, но трудностей на жизненном пути еще никто не избегал. Страх, радость, любопытство, обида. Все чувства, которые испытывает человек, познавая мир, могут ему помогать или, наоборот, мешать.

«Не расстраивайся», – утешаете вы ребенка, руководствуясь, конечно же, благими намерениями и желанием смягчить неприятности. Это не самый худший способ помочь и поддержать. Но если предлагать ему только такой путь решения возникшей проблемы, в дальнейшем это может создать ему дополнительные сложности. Чтобы разбираться в своих эмоциях, их для начала нужно научиться понимать и принимать. Ведь огорчаться, если у тебя что-то не получается, вполне естественно. Осознав это чувство, можно осознать и возможность поработать над ошибками, оценить свои силы и, в конце концов, сделать выбор – насколько для тебя важно продолжить свое занятие или поискать что-нибудь более интересное. Другая сторона вопроса – делать вид, что все в порядке, подавлять негативные эмоции и глубоко в душе чувствовать себя неумехой и плаксой. Ведь если мама считает, что повода для расстройства нет, значит, трудности и в самом деле пустяковые. А я не справляюсь с ними, потому что глупый и слабый.

Воспитывая малышей, родители знакомят их с правилами поведения в обществе, учат тому, что принято, а что нет. О чувствах самого ребенка мамы и папы вспоминают гораздо реже. «Нехорошо драться!», «Надо делать уроки, иначе станешь дворником», «Если не уберешься в комнате, не пойдешь гулять». Но почему маленький человек не хочет жить дружно, не тянется к учебе, не помогает по дому? У такого поведения всегда есть свои причины. Злость и обида, когда у тебя отобрали любимую машинку, провоцируют грубость. Отсутствие интереса к математике мешает сесть за домашние задания. Радость от общения с друзьями на прогулке настолько велика, что не может сравниться с радостью от чисто убранной комнаты. А родители должны научить ребенка замечать и понимать свои чувства – это поможет ему понять себя, относится к себе с любовью и вниманием, получать удовольствие от жизни.

Чем опасно невнимание к чувствам?

— Подавление эмоций в конечном итоге приводит к депрессиям и привычке игнорировать проблемы. Излишне замкнутый, стеснительный ребенок будет чувствовать себя чужим даже в том коллективе, где к нему хорошо расположены. Развивается склонность к самообману, нежелание замечать, что с ним обращаются плохо, тяга к «плохим» компаниям.

— Неумение осознать свои чувства нарушает контакт с самим собой. Такие дети не в силах понять, что именно чувствуют, а чего бы им хотелось на самом деле. Им будет сложно делать выбор – профессии, друзей, человека, с которым строить личную жизнь. Также ему будет сложно понимать окружающих, строить с ними отношения.


— Отсутствие навыка выражать эмоции чревато неуверенностью в себе, страхом перед жизнью, несамостоятельностью. Ребенок будет использовать только одну модель поведения: обидели – ругаюсь, не получается – не буду делать, не поняли – расстроюсь.

— Сложность в управлении чувствами приводит к привычке действовать импульсивно. Можно подготовиться к экзамену на «пятерку», но не справившись с волнением, продемонстрировать только часть своих знаний и талантов.

Разумный и ответственный подход к делу обеспечивает нам лучший результат, чем когда мы повинуемся сиюминутным порывам и желаниям. Может быть, поэтому мы привыкли не придавать значения тому, что мы испытываем, готовы махнуть рукой на свои эмоции, учимся самодисциплине и пытаемся научить этому детей. Самодисциплина – это, конечно, хорошо, но она не предполагает бездумного отношения к себе и к жизни и не призывает превращать себя и своих детей в бесчувственных роботов. Наши чувства – это, по сути, сигнальная система организма, с ее помощью мы понимаем, что с нами происходит. Бесполезно требовать от ребенка повлиять на возникновение чувств – «не бойся, не плачь, не обижайся». Но есть способы помочь ему разобраться в них и научиться ими управлять.

Понимание

Прежде чем давать советы и комментировать действия ребенка, попробуйте определить, что им движет. Понаблюдайте за ним, стараясь угадать и высказать вслух свои предположения.


— Мы поссорились с Машей!
— Ты расстроен?
— Нет, я не хочу с ней больше дружить!
— Наверное, она тебя обидела и ты злишься.
— Ей поставили пятерку, а мне – нет. Она теперь думает, что самая умная!
— Тебе кажется, что у нее получается лучше, чем у тебя? Ты не уверен, что сможешь учиться так же, хорошо, как она?
— Да! Пусть дружит с отличниками!

Зарождающаяся зависть уже доставляет ребенку массу неприятных ощущений и мешает обратить внимание на собственные успехи. Такие беседы учат его анализу ситуации и навыку добираться до сути в самом себе.

Расскажите ребенку о том, какие изменения происходят с его телом во время возникновения и как это выглядит: «Когда ты решал задачу, у тебя хмурился лоб. Видимо, она очень сложная». Поиграйте с малышом в игру «Угадай, что я чувствую», с помощью мимики и жестов демонстрируя злость, обиду, радость. Обычные смайлики тоже могут помочь в знакомстве с разными чувствами.

Во время просмотра мультиков и детских фильмов обсудите чувства героев, поинтересуйтесь тем, как ребенок расценивает их поведение и почему. Чаще рассказывайте о том, что вы чувствуете и почему. Мама расстроена и сердита, потому что опоздала с утра на работу, и ей объявили выговор. А совсем не потому, что не любит своего малыша. Детям свойственно заражаться эмоциями родителей, но если ребенок будет хорошо вас понимать, он перестанет принимать все ваши негативные эмоции на свой счет и избежит чувства вины и многих страхов.

Выражение

Помните, что, прежде всего, дети учатся на примере взрослых. Если вам не всегда удается контролировать свое поведение в присутствии детей, не бойтесь извиняться, просить прощения за грубость, подробно рассказывать о том, что вы чувствовали и почему повели себя именно так.

Объясните ребенку, что все его чувства очень важны и напоминайте о том, что для вас имеет большое значение, хорошо ему или плохо. Это придаст ему уверенности в том, что искренность – не помеха в том, чтобы отстоять свою точку зрения


Расскажите о разных способах выразить свое отношение. Можно описывать их самыми простыми словами: «Я боюсь», «Мне нравится». Если рассказать о том, что тебе хочется сделать, то неприятное чувство уйдет: «Я так злюсь, что готова топать ногами и колотить кулаками по столу». Можно сравнить себя и свое чувство с предметом или животным: « Я надулся от возмущения, как воздушный шарик». Хорошие чувства можно выразить поступками – помочь тому, кто тебе нравится, исправить свою ошибку, если чувствуешь вину.

Управление

Научите отделять от себя неприятные чувства. Дети, в отличие от взрослых, еще могут делать это в игровой форме: нарисовать свой гнев , к примеру, или сочинить «страшную» историю, в которой можно выразить свои переживания и опасения.

Чтобы дать эмоциям выход, но снизить накал страстей, не навредив ни себе, ни другим, можно корчить рожи, грозить кулаками, порычать, как тигр или задрожать как трусливый зайчик.