Как справиться с нытьем ребенка. Как бороться с детским нытьем

Текст: Элисон Шефер, отрывок из книги «Хорошо вести нельзя капризничать», публикуется с сокращениями

Слишком часто дети теряются в догадках, не зная, как настоять на своем или удовлетворить свои потребности положительным путем. Наша задача – выстроить шоссе, чтобы они не искали кривых дорожек в буераках скверного поведения. Начнем поиски новых маршрутов!

Нытье

На большинство родителей нытье оказывает такое же воздействие, как скрежетание вилкой по стеклу. Это тонкое, пронзительное нытьё-о-о-о-о. Знакомо? «Ну, ма-а-ам, ну, давай это сделаешь ты-ы-ы-ы!» «На ру-у-учки! Я хочу на ру-у-учки!» Забавно, как один только тон голоса может заставить нас лезть на стенку!

Суть проблемы
Нытье - это требование одновременно и вашего внимания, и услуг. Это универсальный детский растворитель, достаточно мощный, чтобы под корень снести стены Иерихонские. Нытье настолько раздражает, что родители не находят ничего лучше, как рухнуть под его напором. Мы пойдем на что угодно, только бы прекратить нытье!

Решения
Требуйте такого поведения, какое хотите видеть. Вместо того чтобы рявкать: «Прекрати ныть!» – скажите: «Я с удовольствием принесу тебе сока, если ты будешь разговаривать нормальным тоном». Что, вы уже говорили это миллион раз – и ничего не получалось? Тогда оставьте эту стратегию. Ваш ребенок понимает, что̀ вы делаете, и этот номер с ним не пройдет. Помните: поведение, нацеленное на получение внимания, должно вовлечь вас в поток приставаний и напоминаний, так что, если вы обнаруживаете, что снова встроились в этот шаблон, остановитесь. Переходите к другой стратегии.

Игнорируйте. Знаю, это тяжко. Но притворитесь, что ваши уши утратили способность воспринимать звуки в диапазоне нытья и их рецепторы реагируют только на нормальный тон голоса. Просто не реагируйте – и всё (и я готова спорить, что ребенок перестанет ныть). Но и злиться не начинайте. Видя, что вы расстроены, ребенок понимает, что его слышат, даже если вы ему не отвечаете.

Ловите ребенка «на хорошем». Подчеркивайте, как вы одобряете, когда вас просят по-хорошему. Например: «Как же приятно наливать тебе сок, когда ты вежливо просишь! Когда ты обращаешься ко мне уважительным тоном, я чувствую, что ты меня ценишь».

Уделяйте время тренировке. Помогите ребенку научиться наливать себе сок или надевать носки. Покажите ему, как придвинуть стул к столу, чтобы он мог налить себе воды. Переставьте чашки в буфете на нижнюю полку, чтобы он мог сам их брать. Приходите в восторг при виде растущей независимости своего чада и его способности обслуживать себя: «Смотри-ка! Ты уже умеешь делать это сам! Ты такой способный!» Детям кажется, что неумелость и потребность в нашей помощи обеспечивают им дополнительные бонусы. Переиграем ситуацию так, чтобы неумелость получала меньше нашей энергии, а умение вызывало шквал положительного внимания.

Подкрепляйте связь объятием. Не комментируйте нытье, просто спросите: «Хочешь, я тебя обниму?» Вы удивитесь, насколько эффективно пресекает нытье такой простой жест!

Предвосхищайте события. Нытье может достигать пика, когда вы заняты другими делами. Если вы знаете, что вам предстоит готовить ужин или поработать, запланируйте немного времени на «обнимашки» до того, как приметесь за дела: «Я скоро пойду готовить. Хочешь посидеть со мной в обнимку, прежде чем я этим займусь?» Или предложите ребенку помочь вам.

Плач

Все люди плачут. Я только что плакала: двадцать тысяч детей хором пели по телевизору о том, как они изменят мир. Ужасно трогательно! А еще я плакала вчера, когда прищемила палец дверцей. Ужасно больно! А еще я много плакала, когда болели и умирали мои родители. Иногда я плачу просто потому, что скучаю по ним.

Суть проблемы
Ни в одной эмоции нет ничего плохого. Наши чувства – это данность, и мы должны чтить чувства наших детей. И не только положительные, но и так называемые отрицательные. Учить детей не ощущать отрицательные эмоции – значило бы оказывать им медвежью услугу. Они бы чувствовали, что с ними что-то не так при возникновении гнева, обиды, печали, разочарования или уныния. Мы хотим помочь детям нормализовать переживание целого спектра эмоций, от самых низменных до самых возвышенных, от самых мрачных до самых ярких. Однако дети еще только учатся стилям поведения, навыкам общения и разрешения проблем и, поскольку их репертуар ограничен, легко могут расплакаться ввиду его недостаточности. И ваша реакция на их слезы определяет, получат ли они вторичное осознание того, что слезы могут быть полезной социальной стратегией достижения цели. Именно тогда слезы становятся инструментом, обходным путем достижения цели, подменяя собой умение встречать жизненные испытания лицом к лицу.

Решения
Избегайте снисходительных замечаний. Никогда не говорите: «Не плачь», или «Мальчики не плачут», или «Будь мужчиной» или «Проглоти обиду!» Эти снисходительные утверждения обижают ребенка.

Практикуйте активное слушание. Постарайтесь выразить словами чувства, стоящие за слезами. Например: «Что-то ты грустный», или «Да, это больно!», или «Ты, похоже, расстроен».

Позвольте ребенку испытывать чувства. «Порой грустить – это нормально», или «Разочарование – это естественное чувство», или «Да, иногда мы сердимся на жизнь».

Будьте терапевтом для ребенка. Просите детей выражать свои чувства вслух. Когда ребенок выражает их через слезы, помогите ему вместо этого воспользоваться речью: «Вижу, ты расстроен; тебе нужно выговориться?»

Не прогибайтесь. Поняв, что плач заставляет вас отступать от установленных правил, дети будут включать свои фонтаны всякий раз – как средство настоять на своем: если ты попросил печенья и получил в ответ «нет», попробуй поплакать – поглядим, сработает ли это? Родители часто убеждены, что отрицательные чувства вредят детям, что у них существует психологическая потребность всегда быть счастливыми. Да ну?! Проверка реальностью: нормально испытывать разочарование оттого, что веселый день подошел к концу и пора в постель. Но плач не должен давать ребенку карт-бланш на все. Придерживайтесь правил и заведенного порядка – и пусть ребенок плачет по этому поводу. Когда слезы не помогают добиться родительского внимания, плач прекращается. Мы можем помочь, занявшись самим ребенком – а не его слезами.

Мыслите открыто и разрешайте проблемы. Если ребенок чем-то расстроен и плачет, выслушайте его точку зрения, помогите ему выразить свои чувства и вместе – как одна семья – поищите решение. Это не значит, что ребенок непременно настоит на своем; но он имеет право на то, чтобы его выслушали. Ищите решения проблем, которые будут устраивать всех, на семейных советах. Может, пора поговорить о переносе времени «отбоя», потому что оно оставалось неизменным с тех пор, как вашему ребенку было 8 лет – но сейчас-то ему уже 12! Создавайте правила и договоренности совместно, чтобы сохранить семейную гармонию.

Ложь

«Это ты разбил окно? Это ты оставил свой стакан в гостиной? Как это – нет?! Ты врешь!»

Суть проблемы
Ну какой же ребенок в здравом уме скажет: «Да, это я разбил лампу!» – зная, что его за это накажут? Дети же не мазохисты, чтобы кричать о своей вине во все горло. Ложь – это скользкая дорожка для ухода от сложной ситуации: мы хотим, чтобы дети усвоили иные способы разбираться с ошибками.

Решения
Не провоцируйте ребенка на ложь. Вместо того чтобы спрашивать: «Это ты разбил стекло?», – скажите: «Стекло разбито, и нам надо поговорить о том, что случилось».

Не расстраивайтесь, когда ребенок сообщает вам, что сделал ошибку. Сохраняйте спокойствие, когда слышите: «Я разбил окно» или «Я оставила портфель у Хлои». Наоборот, поблагодарите за готовность рассказать вам об этом: «Чтобы сказать мне об этом, тебе потребовалось мужество. Я рада, что ты доверяешь мне».

Не наказывайте – разрешайте проблемы. Чтобы дети не лгали, пытаясь таким образом разрешить проблему, помогите им научиться их разрешать по-другому. Например: «Что делать с разбитым окном?» Помогите им исправить положение и загладить свою вину. Вы можете сказать: «Меня это расстраивает», – но должны показывать ребенку, что в его столкновении с проблемами вы выступаете его союзником. Чтобы ребенок приходил к вам с такими вопросами, как неудачи в учебе, наркотики, беременность и т.д., вы должны показать ему сейчас, на мелочах, что он может довериться вам. Не взрывайтесь. Сохраняйте свое влияние, сохраняя ваши отношения как безопасный приют, где можно позволить себе быть несовершенным.

Не называйте ребенка лгуном. Это – ярлык. Дети интернализируют ваши слова – и начинают соответствовать нашим ожиданиям. В результате вы получите еще больше лжи!

А если…
Мой ребенок не лжет, если что-то разбил или в чем-то ошибся, – он фантазирует. Я тут забирала его из школы, и учительница поздравила меня с рождением малыша. Какого малыша?! Оказалось, на классном часе сын сказал, что у него появился братик! Какого черта?!
Такого рода ложь нужна не для того, чтобы избежать наказания, скорее – чтобы впечатлить сверстников. Эта потребность впечатлить – творческое решение проблемы социального принятия или обретения статуса в своей группе. Фантазерам следует помочь отыскать положительные способы, ведущие к ощущению уверенности в себе. Они чувствуют социальное признание благодаря своим сильным сторонам, и мы должны применить эти сильные стороны конструктивным способом.

Что говорить

Сейчас, дети, для того чтобы заполучить внимание своих родителей, прибегают к различных хитростям. Некоторые из детей начинают капризничать, плакать, хныкать, для того чтобы всё-таки привлечь внимание своих близких, родителей. Конечно, любой взрослый желает, чтобы ребёнок как можно быстрее прекратил свои действия, перестал плакать, хныкать. Поэтому они сделают всё, чтобы этого не происходило. Если же в семье находится такая проблема, родителям в любом случае важно искоренить нытье и хныкание своего ребёнка.

Как бороться с детским нытьем

Такое поведение ребенка является проверкой родителей на прочность. Таким образом, ребёнок проверяет, что же могут сделать родители для того, чтобы остановить его плач и нытьё, на что же они способны. Поэтому, родители ни в коем случае не должны поддаваться слабости, делать всё то, о чём просит ребёнок в таком случае. Если родители запустят это, ребёнок всегда будет хныкать и плакать, таким моментом пытаясь обратить на себя внимание со стороны родителей.

В любом случае, такое хныканье является приобретенным, и родителям очень важно быстро искоренить такой момент, чтобы его не происходило в будущей жизни ребенка.

Родители ни в коем случае не должны потакать ребенку в таком моменте. Ребёнок должен понимать, что такое поведение неприемлемо, что оно не нравится его родителям. Если же родители этого не будут делать, то такой плач может принести настоящие капризы, конфликты в семье. Родители должны четко дать понять ребенку, что он таким образом не сможет чего-либо достичь. Такие непотакания должны быть систематическими, то есть, родители должны не только один раз отказать ребёнку, но делать это как можно чаще, чтобы ребёнок действительно понял, что это не способ привлечь к себе внимание.

Родители должны всем видом показать ребёнку то, что такое поведение недопустимо, ведь она не красит ребенка, и таким поведением нельзя добиваться того, чего хочешь. Важно объяснить ребенку, что такой момент в просьбе запрещён, так ни в коем случае нельзя делать. При этом, если необходимо, можно показать ребенку как именно он себя ведёт, и как нужно себя вести в реальности. Также, можно договориться с ребенком о том, что если он начинает при просьбе хныкать, плакать и ныть, то выполнение его просьбы аннулируется, ведь он себя недостойно ведёт.

  • Статья по теме —

Можно сказать ребёнку то, что иногда можно достичь большего именно тогда, когда просить родителей спокойно и осознанно, а не со слезами. Нужно сделать наказание ребенку, если же он не понимает чего же хотят от него родители и не подчиняется никаким беседам. Да, родителям придется отложить определенные свои дела, к примеру поход в магазин, или прогулку, всё-таки придется чем-то жертвовать ради такого момента. При этом, если ребёнок себя начал лучше вести, родителям важно подчеркнуть это, показать ребенку, что родители это поощряют, и что лучше таким образом обращать внимания, и просить у родителей что-либо, чем нытьем.

Как отучить ребёнка от истерик? — видео

Вот возможный диалог: «Мэри, пожалуйста, приготовь тарелки». - «Мама, я не могу. Я делаю домашнюю работу». - «Расставить тарелки - твоя работа, не так ли?» - «Да, но у меня завтра контрольная». - «Поставить тарелки - дело десяти минут. Пожалуйста, сделай это к тому времени, когда я вернусь». - «Если я получу плохую оценку, в этом будет твоя вина». Общение некоторых родителей и детей напоминает игру в пинг-понг. Их диалог взвинчивает конфронтацию, если не остановиться, чтобы понять друг друга. Дети занимают оборону; родители чувствуют, что их авторитет теряет устойчивость. От этого никто не выигрывает. Дискуссии не должны становиться непочтительными. В любом случае нужно сохранять уважение к чужой точке зрения.

Требуйте уважения . Родители быстро улавливают проявления непочтительности. Если вы не хотите услышать от своего ребенка «Замолчи», не говорите ему так сами. В определенные периоды развития ребенок проявляет особое стремление к независимости, и последнее слово в споре с родителями словно помогает ему укрепить свою позицию и подтвердить свои права. Если это не грубая непочтительность, не стоит в этот период акцентировать на ней внимание, лучше отложить до более благоприятного периода. Ребенок должен знать, как отстаивать свое мнение не будучи грубым. Есть точная разница между непочтительностью и дерзостью.
В возрасте между семью и десятью годами ребенок сознательно отстаивает и защищает свои права. У него развивается чувство справедливости. Это является частью нормального развития ребенка. Если какое-либо требование будет воспринято как несправедливое, он обязательно будет защищать свои интересы. Идет процесс познания социальной справедливости и самоутверждения. Диалог между вами не должен превращаться в пререкание. Если ребенок держится в рамках почтительности, внимательно слушайте и уважайте его точку зрения. Это помогает установить связь для открытых контактов с подростком.
Если в разговоре с вами ребенок проявляет неуважение, немедленно прекратите пререкание. Однажды я подслушал неприятный диалог между Мартой и нашей дочерью, Эрин, которой было тогда восемь лет. Марта спокойно прервала словесную баталию, изменив тон голоса. «Эрин, сядь. Я хочу говорить с тобой. - Я - мама, а ты - ребенок. Это не значит, что я лучше, чем ты, но я жила намного дольше и я узнала намного больше. Так что я немного мудрее - ты будешь такой же, когда станешь мамой. Я понимаю, почему ты не хочешь убирать свою комнату, но думаю, что послушаешься». Затем они обнялись. Наконец, Марта сказала Эрин: «Я помогу тебе начать».
Если возражения становятся непочтительными и более частыми, то нарушаются взаимоотношения с детьми в целом. Сердится ли ребенок на что-то определенное? Расстояние между вами увеличивается"? Вы были настолько невнимательны в последнее время, что ребенок вынужден кричать, чтобы заставить вас слушать его? Это означает, что наступило время пересмотреть методы воспитания.

Перерыв от пререкания. Если вы кричите друг на друга и стена между вами растет, устройте перерыв.
Если контакт установить не удается, скажите: «Мне нужен перерыв» или предложите ребенку спокойно посидеть, пока он не сможет разговаривать с уважением. Когда вы оба успокоитесь, извинитесь друг перед другом, если это необходимо, и начинайте «ломать лед» и «рушить стену». Затем попросите ребенка еще раз выслушать вашу точку зрения (иногда при повторении ребенок становится более отзывчивым). Возможно, так вы достигнете соглашения. Завершите общение объятиями, из чего ребенок поймет, что непочтительность одной стороны по отношению к другой непродуктивна и неблагоразумна.

Нытье

Нытье - особенно раздражающий звук, который издают наши восхитительные малыши. Он объединяет мольбу, требование, приставание и представляет ворчливую смесь сопения и рыдания. Нытье нарастает до тех пор, пока не надоест самому нытику (это может продолжаться долгое время) или пока вы не положите этому конец (продолжается короткое время). Большинство детей ноет в возрасте от двух с половиной до четырех лет, испытывая различные голосовые возможности для определения эффекта воздействия на слушателей. Причина того, что дети пребывают в этом состоянии столь долго, состоит в том, что они уверены: их нытье вызывает симпатию у окружающих. В зависимости от реакции аудитории они или продолжают издавать раздражающие звуки или изменяют их тон на более приятный.
Однако есть способы решить и эту проблему. Примите во внимание Обстоятельства, которые вызывают нытье у вашего ребенка. Если ребенок начинает ныть, когда вы разговариваете по телефону, займите его, прежде чем начнете звонить. Если ребенок начинает ныть, когда он устал или ему скучно, устраните причину и вы остановите нытье. Часто необходима ваша быстрая реакция, чтобы прекратить нытье. Ребенок не должен прибегать к раздражающему голосу, чтобы вы обратили на него внимание.

Как только вы услышите ноющий голос ребенка, скажите: «Стоп! Я не буду слушать эти звуки», и уходите, затем обернитесь, посмотрите на ребенка и скажите: «Но я готов слушать твой приятный голос». Или попытайтесь так: «Это комната не для нытья. Если хочешь ныть, уходи в другую комнату». Подавите эту вредную привычку. Иначе вы даете ребенку понять, что такая форма общения допустима, и он будет надоедать, пока вы не пойдете на уступку. Как только ребенок поймет, что нытьем ничего не добиться, он перестанет ныть. Дайте понять ребенку, что его желание будет исполнено, если он скажет об этом спокойно и вежливо. Есть другой способ: продолжайте говорить и отвлекать ноющего ребенка чем-то интересным: «Смотри, какой красивый цветок». Если нытье продолжается, можно попытаться передразнить ребенка, но делать это нужно осторожно, чтобы его не раздражать. Попробуйте в ответ: «Тебе нравится кислый голос мамы: «Не хочу ужинать», или сладкий голос мамы: «Я устала. Я могу надеяться на помощь?» Как только ребенок поймет, что нытье не работает, его речевые навыки улучшатся, эта привычка уйдет в прошлое.

Ворчание

Вы раздражены тем, что неоднократно упрашиваете ребенка сделать что-нибудь, и в ответ слышите лишь ворчание? Или ребенок все-таки слушается, но неохотно, с возражениями? Ни дети, ни взрослые не делают все и всегда весело, но есть способы помочь детям жить проще.

Образцовая жизнерадостность. Когда ребенок обращается к вам с разумным, но сложным вопросом, постарайтесь дать ответ и выразить свое желание всегда быть полезным для него. Получив ответ на свой вопрос, малыш доволен и удовлетворен. Это чувство сохраняется до следующего раза, когда уже вы обратитесь к нему за помощью.

Ответное ворчание. Если ребенок ворчит, выполняя порученную работу, постарайтесь объяснить, что чувствуете вы, получая в ответ ворчание. Например: «Я собираюсь быть ворчащей кошкой». После этого он поймет, что совсем неприятно быть рядом в раздраженным человеком.

Перерыв для ворчуна. «Джонни, я прошу тебя, пойди в свою комнату, сядь и подумай пять минут, какие чувства у нас может вызвать твое ворчание. Когда ты решишь прекратить ворчание, приди и скажи об этом. Наш дом не был бы так приятен, если бы каждый ворчал».

Сокращайте время ворчания. Пресекайте ворчание в зародыше, пока оно не стало дурной привычкой ребенка. «Билли, пожалуйста, помоги маме установить стол». «Почему я должен все делать?» - возражает Билли унылым, ворчащим тоном. Сразу скажите: «Я не хочу слышать твоего ворчания». Используйте карту выполнения работ - лучший способ следить, кто, что и когда делает, чтобы никто «не делал все и всегда». Мы использовали специальные карты, чтобы исключить ворчание с самого детства.

Развеселите сердитого. Каждый имеет право быть время от времени раздражительным. Но когда раздражительность нарастает, родители должны насторожиться. Сварливые дети очень неприятны для окружающих. Вот способ, как победить сварливость.
Определите, почему ребенок сварливый. Некоторые дети становятся сварливыми в определенное время дня. Если это происходит утром, возможно, ребенок нуждается во времени, пространстве и даже в завтраке, чтобы отойти от ночного сна. А может быть, ему нужно немного мягкого юмора, чтобы поднять усталый дух. Сварливость поздним утром может быть обусловлена утомлением или голодом, может свидетельствовать о потребности в отдыхе или раннем ланче.
При сварливости после школы ребенок, возможно, нуждается в возбуждающем тонике, закуске и кратком отдыхе, чтобы восстановиться после поездки в школьном автобусе или занятий в школе. Вечерняя раздражительность, вероятнее всего, объясняется усталостью и необходимостью в послеобеденном отдыхе или раннем отходе ко сну. Иногда бывает достаточно оставить ребенка наедине, чтобы он успокоился. Сохраняйте уважительное отношение к этому состоянию с единственной целью, чтобы семейная гармония не была нарушена.
Если ваш до этого приятный ребенок внезапно превращается в ворчуна, проверьте его здоровье. Возможно также, причина в недавнем стрессе. Если что-то грызет его изнутри, внутренний гнев выйдет наружу. В этом случае необходимо время, выслушайте ребенка и попытайтесь найти причину. Прямой вопрос, вероятно, не будет столь эффективен, как простая готовность слушать, если ребенок решил рассказать. Дети, у которых хорошее взаимопонимание с родителями, быстрее справляются с трудными ситуациями, так как всегда есть старшие, готовые их выслушать и помочь.

Займите ворчуна. Мудрый дошкольный, воспитатель имел любимый девиз: «Скука - это выбор». Когда пятилетний Питер начал часто повторять: «Мне скучно», мы объяснили ему, что в этом только его вина: «Пит, у тебя есть выбор: помочь маме с посудой, отнести библиотечные книги или пойти посмотреть, играют ли твои друзья во дворе».
Если он отказывался от всего предложенного, мы отправляли его в другую комнату, где он находился в одиночестве. Тем или иным способом он придумывал себе занятие, которое было ему интересно.

Юмор для ворчуна. Попробуйте эту тактику: «У Салли сварливое лицо. Я уверен, она потеряла счастливое лицо. Давайте посмотрим, что будет, если мы его покрасим». Затем, как будто штрихуете лицо ребенка, разглаживайте морщины. Дети во время прикосновения, вызывающего смех, могут расслаблять мускулы, вызывающие напряжение лица, что, в свою очередь, снижает необходимость бесед о причинах ворчания. (Это, вероятно, не будет эффективно во время утреннего ворчания.)
Не пропускайте ни одного момента раздражения. Эмоции вашего ребенка - это внешнее проявление того, что происходит у него внутри. Для внимательных родителей эмоции малыша дают много информации о его состоянии: «Скажи нам, что тебя беспокоит. Если ты скажешь об этом, мы поможем тебе», «Иногда можно поворчать, но лучше сказать об этом более приятным голосом», «Я люблю тебя, даже когда ты сварлив. Я предпочитаю видеть реальное сварливое лицо, чем фальшивое счастливое».

Анализируйте ворчание. Некоторые родители чувствуют свою вину, если их ребенок несчастлив. В этом случае он ожидает, что родители сделают его счастливым. Научите ребенка быть ответственным за свое собственное счастье.

Книга: Ваш ребенок от рождения до 10 лет

Ни для кого не секрет, что если ребенок пытается привлечь к себе внимание, он может устроить родителям настоящий ад. Начиная от шалостей и театрализованных истерик, заканчивая нытьем и хныканьем. И это так действует на нервы, так хочется, чтобы эти крики и слезы скорее закончились, что чаще всего происходит: «Ладно-ладно, купим мы тебе эту куклу, только замолчи уже». Но сделав так один раз, вам придется уступать постоянно.

Нытье ребенка - это проверка, манипуляция, прощупывание грани своих возможностей. «А если я вот так, то дадут?». Если «дадут», значит метод работает. И ваш малыш и дальше будет прибегать к хныканью, чтобы добиться того, что он хочет. Задача родителей быть стойкими и не поддаваться.

Привычка нытья не врожденная, а приобретенная, и если ей потакать, то она сохранится до взрослого возраста. Итак, если вы не хотите вырастить нытика, вот вам три главных правила. Запомните и соблюдайте их всегда. Никаких исключений.

  1. Не поддавайтесь!

Запомните, вы на войне. Если вы сдаете одну позицию, то скоро все ваши земли захватят слезки и крики. Покажите ребенку, что такое поведение неприемлемо и с помощью него он не добьется желаемого. Нельзя один раз проигнорировать детскую истерику, а в другой раз уступить. Надо дать понять, что в таком ключе родители вообще информацию не слышат и не воспринимают. Как только ваше чадо заныло, скажите: «Пока ты не успокоишься, я с тобой говорить не буду». Или: «Мы поговорим, как только слезы прекратятся».

Отвернитесь от ребенка, игнорируйте крик (да, даже если вы в магазине и на вас уже смотрит охрана!). Только когда малыш успокоится, можно обратить на него внимание и сказать: «Вот теперь можно поговорить». При этом вы должны быть спокойны как слон, не злиться и не хныкать сами, потому что это именно то, чего пытается добиться ваш ребенок. Два-три раза повторите этот прием, и ребенок уяснит информацию. И родственников научите, а то он на них тренироваться будет.

КАК УЛОЖИТЬ РЕБЕНКА СПАТЬ БЕЗ СЛЕЗ

  1. Объясните!

Объясните ребенку, что он ведет себя некрасиво. Иногда дети кричат и выводят взрослых на эмоции, просто не понимая, что так нельзя. Расскажите, как это расстраивает вас, как это некрасиво выглядит со стороны. Объясните, как можно себя вести, а как нельзя. И прочно вложите в голову ребенка, что такое поведение попросту бесполезно, потому что он ничего не добьется, в истерике родители никогда ему не уступят. Тогда у малыша не будет поводов для истерик, и скоро он начнет искать другие способы довести родителей до поседения.

  1. Поощрение и наказание.


Докажите все вышесказанное не только словами, но и делами. Если ребенок устроил истерику в магазине, придется скорректировать свои планы и уйти пораньше, если беспричинные слезы на детской площадке - прогулка закончена. Покажите, что его поведение ведет только к отрицательным последствиям. В то же время, если ребенок ведет себя хорошо, без хныканья, хвалите его, замечайте это и поощряйте. Малыш на конкретных примерах запомнит, когда родители его слушают и делают так, как он хочет. Привыкнув к этому, нытье и хныканье уйдут в прошлое.

Удачи и терпения!

Ма-а-ам-а-а!

Ха-а-ачу-у!

Ва-а-зьми-и-и меня на ру-у- учки-и!

Йа-а-а не умею-ю-ю!

Редкий родитель сможет устоять перед таким тонким и пронзительным нытьём своего ребенка. У кого-то даже поднимается давление при первых нотах этой звуковой пытки и начинает болеть голова.

Однажды у меня на консультации была мама с трехлетней малышкой. Прелестное личико дочурки было искажено гримасой недовольства, она ныла постоянно, всем своим видом показывая, как она несчастна. Мама измучилась с ней. В приватной беседе женщина призналась, что у нее были не совсем хорошие мысли сделать что-то решительное, настолько достал ее ноющий голос ребенка...

Что же такое нытьё?

Если разобраться — ноющий ребенок обычно преследует три основные цели :

  1. получить внимание родителей,
  2. их участие в каком-то деле (получить от них желаемое)
  3. помощь в трудной проблеме (т.е. чтобы они что-то сделали вместо него).

Если какая-то цель не достигается, потребность остается не реализованной. Когда родители ведут себя очень непредсказуемо и непоследовательно, нытьё приобретает затяжной характер, встраиваясь в своего рода вредную привычку добиваться желаемого этим методом.

Сильно меняются отношения внутри семьи. Мама и папа начинают раздражаться и обвинять друг друга в поведении ребенка.

По отношению к ребенку одни родители нервно вздрагивают, заслышав звуки нытья и теряются, не зная, как себя вести. Другие лихорадочно пытаются успокоить ребенка и готовы сделать все, что угодно, лишь бы их прекратить. Третьи жестко обрывают его. Но время проходит, проблема остается.

Какие могут быть пути выхода из этой ситуации нытья?

Сначала проделайте небольшой анализ, ответив себе на эти вопросы:

  • Когда возникла эта проблема нытья с моим ребенком? (этот вопрос помогает прояснить не находится ли ребенок в трудном возрасте — кризисе 1 года, 3 лет, 7 лет — когда нытье порой становится одним из вариантов выражения капризов).
  • Припомните случаи нытья. С чем они чаще всего связаны? (вопрос помогает отследить реакцию ребенка на различные (иногда типичные) раздражители внешней среды, а также отделить нытье, связанное с конкретной ситуацией — от постоянного нытья, как черты характера ребенка).
  • Какая ваша обычная реакция на нытьё ребенка? (здесь отслеживаются эмоциональные проявления родителей и их попытки прекратить нытье: что они чувствуют в этот момент и какие эмоции выражают по отношению к ребенку и как он на это реагирует).
  • Правильно ли вы оцениваете ситуацию с ребенком? (тут важно исключить любые ситуации, связанные с болезнью, плохим самочувствием и стрессом, когда просто поныть для малыша уже является облегчением от боли и помогает снять напряжение).
  • Есть ли у вас в родительском «арсенале» успешные случаи преодоления нытья? (предыдущий положительный опыт выхода из этого состояния может оказаться полезным и в текущей ситуации. Используйте то, что сработало эффективно с вашим ребенком, так как все дети разные и подход к ним нужен индивидуальный).

А теперь перейдем к вариантам остановки нытья в распространенных ситуациях

Начав ныть, ребенок может не понимать, почему его тон вызывает в родителях глухое раздражение, а то и открытый гнев. Такое нытьё можно остановить спокойным разъяснением: «Я не очень понимаю, что ты хочешь мне сказать. Попробуй сказать спокойно... вот так! Очень хорошо получилось, я понял (поняла) тебя» . При повторяющемся нытьё также спокойно останавливать и просить повторить нормальным тоном. Как правило, ребенок быстро понимает, что лучший способ договориться с родителями о чем-то — это высказать просьбу без ноющего тона.

Ваш ребенок ноет, так как привык, что вы после этого сразу обращаете на него внимание. Здесь его нытьё получает подкрепление — драгоценное мамино или папино внимание, хоть и отрицательное. Например, ребенок подошел к вам, а вы в это время по телефону болтаете с подругой. Он просит о чем-то, вы делаете ему знак «тихо!» и продолжаете беседу. Он не может ждать и начинает ныть громче и громче... Вы начинаете сердиться и шипеть. Вскоре выясняется, что продолжать разговор невозможно и вы в гневе отшвыриваете трубку. Нытьё утихает. В этом случае лучшим способом прекратить нежелательное поведение будет своевременное реагирование на потребности ребенка ДО того, как он начнет ныть.

Ловить ноющего ребенка на хорошем. Это значит, живо и радостно реагировать на хорошие поступки ребенка, а на отрицательные постараться не делать акцент. Например, ребенок ноет, что не хочет убирать в комнате. Вместо критики: «Ну почему твоя постелька еще не заправлена?! И не надо говорить, что ты не можешь!» лучше найти что-то положительное и похвалить за это: «О, я вижу, ты аккуратно сложил пижамку! Как приятно видеть, что ты любишь порядок!» А неубранную постельку предложить заправить вместе.

Иногда выходом из ситуации нытья является его игнорирование. В тех случаях, когда нытьё обычно направлено на широкую публику — ребенок с помощью этого, порой безотказного, «оружия» надеется переломить в свою пользу «упрямую» маму или «несговорчивого» папу. Классический случай — сцена в магазине: получив отказ купить очередную игрушку, ребенок от нытья переходит к истерике. Если при этом родители не выдерживают и покупают желаемое, ребенок понимает, что этот способ весьма эффективный и будет повторять снова и снова. Мужественное, спокойное игнорирование и увод от публики помогают остановить «показательное выступление».

Нытьё, вызванное неумением ребенка что-то сделать: одеться, застегнуть пуговички, кушать самому ложкой, убрать кубики на место... Детям кажется, что раз они такие маленькие, неплохо и побыть ими, пусть мама или папа все делают за них как можно дольше:). На самом деле, все эти навыки и умения важно развивать своевременно, прививая самостоятельность и ответственность за свои действия . И чем больше у него получается, тем больше передавать ему ответственность делать самому. При этом всегда хвалить за то, что уже умеет и делает (вместо критики — см. п.3). И тут уже ребенок поймет, что оказывается, чем больше он умеет, тем больше получает много радости и восторга от мамы и папы. И у него появляется стремление повторить свой успех. Вместо нытья.

А вы замечали нытьё у своего ребенка? В каких ситуациях? И как справлялись?