Трудовая пенсия по старости. О реализации права на трудовую пенсию

"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 17

В целях обеспечения правильного применения положений Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон) при разрешении споров, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии, Пленум ВС РФ принял Постановление от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" (далее - Постановление).

Так, в п. 1 Постановления разъяснено, что дела по спорам между гражданами и органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате пенсии, об удержаниях из пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии, а также по иным спорам, связанным с назначением и выплатой трудовой пенсии, подведомственны судам общей юрисдикции (следует иметь в виду, что решение пенсионного органа может быть обжаловано и в вышестоящий пенсионный орган). Причем заявление подается в суд по месту нахождения пенсионного органа, с решением которого гражданин не согласен.

В соответствии с п. 7 Постановления дела по спорам между гражданином и ПФР, связанные с назначением и выплатой трудовых пенсий, подлежат рассмотрению в порядке искового производства. При этом взимается государственная пошлина, правда, в ряде случаев предусмотрено освобождение от ее уплаты. Например , на основании пп. 2 и 5 п. 2 ст. 333.36 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, с учетом положений п. 3 названной статьи освобождаются истцы, являющиеся инвалидами I и II группы, а по искам имущественного характера к ПФР, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службы, - истцы-пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации. От уплаты государственной пошлины освобождаются также истцы по делам о защите прав и законных интересов ребенка в соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 333.36 НК РФ. Таким образом, граждане, не являющиеся получателями пенсии (за исключением истцов - инвалидов I и II группы и обращающихся в защиту прав и законных интересов ребенка), по делам по спорам между ними и органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, уплачивают государственную пошлину в размере и порядке, предусмотренных ст. ст. 333.19 и 333.20 НК РФ.

Вместе с тем следует иметь в виду, что согласно п. 2 ст. 333.20 НК РФ суд, учитывая имущественное положение гражданина, вправе уменьшить размер государственной пошлины либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК РФ, но не вправе освободить полностью от ее уплаты.

В случае удовлетворения требований гражданина понесенные им по делу судебные расходы (в том числе и уплаченная государственная пошлина) подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным ст. ст. 98 и 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ).

Ряд пунктов Постановления касается исчисления стажа, необходимого для назначения пенсии и определения ее размера. Так, например, при разрешении споров, возникающих в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком (ст. ст. 27 и 28 Закона), судам рекомендовано исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (т.е. времени вступления в силу ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 25.09.1992 N 3543-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Если в связи со смертью пенсионера начисленные суммы пенсии, причитающиеся ему в текущем месяце (в том числе и за прошедшее время), остались неполученными, то, как отмечается в п. 8 Постановления, судам следует руководствоваться положениями, закрепленными в п. 3 ст. 23 Закона, поскольку это специальный Закон, и он принят позже, чем часть третья ГК РФ. В связи с этим при отсутствии лиц, перечисленных в п. 3 ст. 23 Закона, право на получение сумм пенсии умершего пенсионера может быть признано за иными лицами, указанными в ст. 1183 ГК РФ.

Статьей 151 ГК РФ предусмотрена возможность компенсации гражданину причиненного морального вреда (т.е. физических или нравственных страданий). В ст. 1099 ГК РФ установлено, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. В связи с этим в п. 21 Постановления отмечается, что, поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, суду исходя из положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ следует отказывать в удовлетворении требований о компенсации морального вреда, так как специального закона, допускающего возможность привлечения пенсионных органов к такой ответственности, не имеется.

Главой 60 ГК РФ установлена обязанность возвратить неосновательное обогащение (т.е. лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить потерпевшему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество). Однако, как предусмотрено ст. 1109 ГК РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения в том числе пенсии, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки. Исходя из этого в п. 24 Постановления определено, что так как в соответствии со ст. 1109 ГК РФ суммы пенсий не подлежат возврату, то при отмене в суде апелляционной, кассационной или надзорной инстанции решения суда по делу о взыскании трудовой пенсии поворот исполнения решения суда при отсутствии названных обстоятельств не допускается.

В Постановлении также отмечается, что, учитывая социальную значимость дел указанной категории, судьям необходимо соблюдать установленные ч. 1 ст. 154 ГПК РФ сроки рассмотрения этих дел (названной статьей установлено, что гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, а мировым судьей - до истечения месяца со дня принятия заявления к производству), а также проводить тщательную подготовку таких дел к судебному разбирательству, в том числе в необходимых случаях проводить предварительное судебное заседание.

Внимание судов обращено также на необходимость четкого и ясного изложения резолютивной части решения.

Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 23 Постановления, в случае когда истец в установленном порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, но ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане страны, которые достигли установленного законодательством возраста. Пенсионная система, которая действует в данный момент, предполагает, что любая пенсия условно разделяется на две составляющие: страховую и накопительную.

Каждая из выплат имеет свои особенности и назначение. Кто имеет право на получение средств, и что для этого нужно, разберемся в статье.

Что собой представляет страховая пенсия по старости

Страховая пенсия представляет собой ежемесячную материальную выплату, главная цель которой – компенсировать зарплату или другой денежный доход, полученный в период трудовой деятельности.

Сюда же входит компенсация дохода,утраченный нетрудоспособными членами семьи в результате гибели трудящегося. Чтобы понять, что такое пенсия по старости и кому она выплачивается, нужно знать причину. Но сама сумма определяется один раз, далее она просто государством.

Для следует обратиться в отделение ПФ РФ по месту жительства или прописки, где можно узнать дальнейшую последовательность действий.

Кто имеет право на страховую пенсию по старости

По законодательству Российской Федерации, право на страховую выплату по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины старше 55 лет.

Обратите внимание: с начала 2017 года в силу вступили . Это значит, что каждый год возраст выхода на заслуженный отдых будет увеличиваться на 6 месяцев до достижения уровня в 65 лет для представителей сильного пола и 63 лет — для женщин.

Право на досрочную страховую пенсию

Для этих профессий было введено понятие . Закон устанавливается следующие условия выхода на заслуженный отдых для таких граждан:

  1. В связи с опасными или трудными условиями работы, данные граждане могут перестать работать уже после 20 лет стажа ;
  2. Второе важное условие — у работника должен быть страховой стаж не менее 8 лет. Это значит, что работодатель на протяжении этого периода времени должен уплачивать за трудящегося деньги в Пенсионный фонд.
    Данный показатель будет увеличиваться на 1 год каждые 12 месяцев, и к 2014 году будет составлять 15 лет. Только в таком случае гражданин обретает право на выплату;
  3. Последний важный показатель — это количество условных баллов .
    Сейчас минимальный показатель равен 11.4, однако после постепенного увеличения к 2025 году он не должен быть ниже 30.

Для назначения досрочной ежемесячной выплаты необходимо выполнение всех вышеперечисленных условий.

Что собой представляет накопительная пенсия

Насчитывается немного по другой схеме. Если деньги, которые передаются в ПФ РФ со страховых взносов, тратятся на выплаты нынешним пенсионерам, то накопительная часть переводится на личный счет работника, и никуда с этого счета не девается. Таким образом, деньги постепенно аккумулируются и даже приумножаются за счет использования их в различных проектах.

Иными словами, в права пенсионеров входит получение выплаты, которая состоит из двух компонентов. Государство не только дает право на выбор пенсии в процентном соотношении, но и максимально уберегает людей преклонного возраста от рисков и инфляции.

Кто имеет право на накопительную пенсию

Давайте разберемся, кто имеет право на получение накопительной части пенсии, и когда наступает возможность забрать деньги.

По закону, для выплаты материальных средств нужно, чтобы присутствовали факторы:

  • наличие накоплений, которые находятся на личном счете застрахованного лица в одной из организаций, которая имеет право на проведение подобных операций;
  • наличие права на страховые выплаты. Получение такого право может наступить по общему правилу: в 55 и 60 лет соответственно для женщин и мужчин, либо раньше для некоторых категорий рабочих. Работник может выйти на заслуженный отдых и в 40 лет: в зависимости от какого трудового стажа зависит право на пенсию по старости;
  • . Разрешено получение денег тем, по наследству кто имеет право на такие манипуляции. Один из вариантов – написание завещания или указание гражданина РФ в заявлении в качестве правопреемника.

Если соблюдены все условия, а деньги отдавать отказываются, тогда следует, что нарушено право пенсионера на получение пенсии. В таком случае гражданин может смело отправляться с иском в суд.

Обратите внимание: законодательством предусмотрена досудебная защита прав граждан на назначение пенсии.

Категории граждан, которые могут получить накопительную пенсию

Право получить накопительную часть пенсии имеют несколько категорий лиц.

Для удобства их разделили на три группы:

  1. работники, которые родились в 1967 году и старше, и были участниками обязательного процесса страхования . Они могут получить средства, если работали в любое время после 2011 года или работают в настоящий момент, при наличии страхового стажа не менее 6 лет, и достижении нужного возраста;
  2. мужчины, рожденные с 1953 по 1966 год, и женщины с 1957 по 1966 год. Этих работников выделили в отдельную группу, поскольку у них накопление длилось всего три года (с 2002 по 2004 включительно). Накопительную часть они могут забрать сразу же, как достигнут определенного возраста. Для второй категории не предусмотрено наличие страхового стажа и прочих условностей;
  3. те, кто принимает участие в . Сюда относятся работники, которые регулярно перечисляют часть налогов с зарплаты в фонд, или молодые семьи, которые направили часть материнского капитала в счет будущей накопительной пенсии.

В отдельную категорию выделяют правопреемников застрахованного лица или его родственников. Они могут получить деньги, если смерть настигла работника до достижения возраста назначения накопительной части выплат, или до ее корректировки.

Московская пенсия

Московская пенсия считается самой высокой в стране.

Связано это с тем, что цены на проживание и питание так же в разы выше. Те деньги, на которые гражданин из глубинки может жить месяц, вряд ли хватит даже на неделю жизни в столице. Те, кто имеет право на московскую пенсию, считают себя просто счастливчиками, ведь в придачу к основной сумме они получают доплату. Таким образом, прогнозируется сумма к выплате в минимальном размере 11 816 рублей.

Какая бы не была , нужно уточнить. Для того, чтобы оформить доплату нужно минимум 10 лет жить в столице. Важно знать, что считается суммарное количество лет. Это значит, что если Вы на время выезжали, а потом вернулись, то года суммируются.

Можно ли арестовать пенсию

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеет каждый гражданин, достигший нужного возраста. Но в некоторых случаях получить деньги все равно не получается, если приставы начали арестовывать пенсию.

Такая ситуация действительно возможна, если у гражданина имеется:

  • неоплаченный кредит;
  • долг по уплате алиментов;
  • или по квартплате.

Если в соответствии с законодательством рассматривать, имеет ли право судебный пристав арестовать пенсию, нужно уточнить, что гражданин должен владеть определенным счетом в банке, на который регулярно поступают деньги. Этот счет, как и любые другие, является финансовым инструментом воздействия. Следовательно, он может полностью замораживаться.

Таким образом, право на пенсию государственному пенсионному обеспечению возникают у граждан в свое, определенное законом время в зависимости от страхового стажа, выслуги лет, условий труда, семейных обстоятельств и т.д. Однако самым главным условием для получения пенсии по старости, по-прежнему, считается достижение установленного возраста.

Ведущее место в российской пенсионной системе принадлежит трудовым пенсиям. Основанием для получения этой разновидности пенсионного обеспечения приобретает подавляющая масса занятых в производственной сфере и обслуживанию.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ (далее Закон о трудовых пенсиях) вступил в действие 1 января 2002 г.

Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода. Которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом о трудовых пенсиях.

Лица, имеющие право на трудовую пенсию

Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ».

Нетрудоспособные члены семей лиц, указанных в части первой части закона о трудовых пенсиях, в случаях, предусмотренных статьей 9 Федерального закона.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Виды трудовых пенсий

Подавляющее число пенсионеров (ны­нешних и будущих) подпадает под действие Закона о трудовых пенсиях. Этим За­коном предусмотрены трудовые пенсии:

По старости;

По инвалидности;

По случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей:

1)базовой части;

2)страховой части;

3) накопительной части.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из следующих частей:

1) базовой части;

2)страховой части.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам право на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определяются Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Для назначения трудовой пенсии инва­лидам требуется подтвердить ограничение способности к трудовой деятельнос­ти III, II и I степени. Однако до 1 января 2004 г. на равных основаниях пенсия устанавливается соответственно инва­лидам I, II и III групп.

Отсутствие в Законе трудовой пенсии за выслугу лет не означает, что лица, имеющие длительный профессиональный стаж, утратили право на пенсионное обес­печение. Но теперь такая пенсия имену­ется досрочной пенсией по старости.

Источники и составные части трудовой пенсии

По новому пенсионному законодательству, вступившему в действие с 1 ян­варя 2002 г., трудовая пенсия российского гражданина будет состоять из трех частей - базовой, страховой и накопительной (причем право на последнюю приобретают только более молодые возрастные группы - мужчины 1953 года рождения и моложе, женщины 1958 года рождения и моложе).

Эти части существенно различаются между собой по порядку назначения, источникам и способам формирования источников для их финансирования.

Базовая пенсия по сути представляет государственное пособие по старости и утрате дохода в форме заработной платы, назначаемое всем застрахованным в системе государственного пенсионного обеспечения по достижении ими пенсионного возраста (по новому законодательству он равен для мужчин, как и ранее, 60 годам, для женщин - 55). Второе, кроме достижения пенсионного возраста, условие назначения базовой пенсии - наличие не менее пяти учтенных в системе пенсионного обеспечения и оплаченных страховых лет. Только в этом случае по новому законодательству у государства возникают обязательства по выплате базовой части пенсии, которые оно обязано выполнять независимо от |того, прекратил застрахованный работать или нет.

Размер базовой пенсии будет утверждаться ежегодно в Законе о федераль­ном бюджете вместе с указанием того объема финансовых ресурсов, которыми должны быть обеспечены необходимые объемы выплат.

Одним из важнейших показателей для назначения трудовой пенсии является в соответствии с Законом страховой стаж, в который включаются периоды работы и (или) иной деятельности, выполненные на территории Российской Федерации, т.е. граждане Российской Федерации, застрахованные по обязательному пенсионному страхованию и за которых уплачивались обязательные страховые взносы.

При подсчете страхового стажа учитывается то обстоятельство, что он подразделяется на часть стажа до регистрации гражданина в качестве застрахованного и часть стажа после регистрации. Часть стажа, предшествующая регистрации, должна подтверждаться документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателем. После регистрации страховой стаж подтверждается данными индивидуального (персонифицированного) учета.

Источником финансирования базовой пенсии является федеральный налог, собираемый налоговыми органами в федеральный бюджет. По нормам утверждаемым законами о федеральном бюджете и о бюджете Пенсионного фонда на тот или иной год, собранные таким образом средства перечисляются в бюджет ПФР и становятся источниками финансирования выплат базовой части пенсии. Сегодня механизмом, обеспечивающим сбор и поступление средств на эти цели, является единый социальный налог (ЕСН). Однако обсуждаются возможности выделения из ЕСН прямого пенсионного налога с перспективой уменьшения его и снижения налогового бремени на работодателей, осуществляющих уплату налогов и страховых платежей за своих работников.

Страховая часть пенсии формируется и финансируется в рамках системы государственного пенсионного страхования, ядром которой является Пенсион­ный фонд Российской Федерации.

Источником финансирования страховой части пенсии является страховой платеж, собираемый налоговыми органами и перечисляемый в бюджет Пенси­онного фонда. Страховые платежи персонифицированы и осуществляются в интересах конкретных застрахованных, фиксируясь в качестве пенсионных обязательств государства перед ними на их личных счетах. Сами же поступившие средства идут после этого на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Та­ким образом, на личных страховых счетах будет происходить накопление не непосредственно средств, а обязательств государства перед гражданином.

Размер страхового платежа для разных возрастных групп различен. Для мужчин старше 1952 года рождения и женщин старше 1957 года рождения он установлен в размере 14% от размера их заработной платы. Для мужчин. родившихся в интервале от 1953 до 1967 гг., и женщин в интервале от 1958 до 1967 г. он составляет 12 %. И, наконец, для тех, кто родился после 1967 г. тариф платежа предусмотрено в период с 2002 по 2006 гг. снижать по одному процен­ту в год - с 11% в 2002 до 8% в 2006.

В отличие от базовой части пенсии, которая ни в коей мере не связана с тем, сколько зарабатывал пенсионер до выхода на пенсию, страховая часть непос­редственно зависит от размера заработной платы застрахованного. Чем выше размер заработной платы, тем выше страховые платежи с нее и, следовательно, тем выше размер будущей пенсии.

Накопление источников для финансирования страховой части и ее назначение при выходе на пенсию будет происходить следующим образом: страховые платежи поступают на лицевые счета граждан и суммируются там. Получен­ный объем накопленных прав (пенсионный капитал) регулярно индексируется в том же темпе и в те же периоды, что и пенсии нынешних пенсионеров. Это тоже дает прирост пенсионного капитала. К моменту выхода на пенсию образовавшаяся сумма пенсионных обязательств окончательно выверяется и делится на средний расчетный период нахождения на пенсии -- новым законодательством он установлен в размере 228 выплатных месяцев. Получившаяся величи­на и составляет размер ежемесячной страховой выплаты будущего пенсионера, которая будет по нормам закона повышаться путем индексации.

В отличие от базовой части, которую государство обязано выплачивать безусловно после достижения работником пенсионного возраста, страховую часть пенсионер по своему выбору может получать в полном или частичном размере, а может вообще отказаться от получения ее. Последнее дает возможность существенно активизировать накопление обязательств на личных счетах и существенное (до 55-60%) увеличение страховой пенсионной выплаты.

Когда законодатель рассматривал эту норму, высказывались серьезные сомнения по поводу того, будут ли пенсионеры пользоваться ею. Как показал опыт первого полугодия пенсионной реформы, уже сегодня в разных регионах от 3 до 5% выходящих на пенсию но новым нормам отказываются от получения страховой ее части. Такой выбор, как правило, делают получатели высоких зарплат, продолжающие после выхода на пенсию работать, т.е. та самая категория, для которой и была задумана данная норма.

Накопительная часть пенсии по сути является разновидностью страховой. Она финансируется за счет части страхового тарифа, выделяемой для более молодых возрастных групп из 14-процентного страхового взноса. Но в отличие от страховой части, средства, направляемые на накопление, будут не расходоваться на выплату текущих пенсий, а инвестироваться в ценные бумаги и другие финансовые активы для получения инвестиционного дохода, зачисляемого на личные счета граждан и позволяющего, в итоге, увеличить размер их пенсий.

Размер тарифа накопительных отчислений для разных возрастных групп различен. Для мужчин, родившихся в интервале от 1953 до 1967 гг., и женщин в интервале от 1953 до 1967 гг. на накопление выделяется 2 % из 14 % страховых платежей, которые делает в их интересах работодатель. Для тех же, кто родился после 1967г., законом предусмотрено постепенное повышение накопительных отчислений с 3 % в 2002 г. до 6 % в 2006 г.

Накопительные отчисления будут поступать на специальную часть лицевого счета застрахованного. Начиная с 2003 г. граждане, имеющие в составе лицевого пенсионного счета накопительную специальную часть, смогут принимать решения об инвестировании своих пенсионных накоплений (которые, впрочем, будут по правовому статусу оставаться в федеральной собственности) в те или иные виды активов, предлагаемые государственными агентами и управляющими компаниями. А с 2004 г. они могут направлять накопительные средства и в проекты, осуществляемые негосударственными пенсионными фондами 1 .

На первом этапе пенсионной реформы у россиян, выходящих на пенсию, в ее составе будут только две части - базовая и страховая. Первые пенсионеры, у которых в составе пенсии будет и накопительная часть, появятся только в 2012 году.

Рассмотрим все эти виды трудовой пенсии, их структуру и примеры расчетов подробнее.

Назначение пенсии - достаточно сложный процесс. Это особенно касается оценки документов, подтверждающих стаж работы. Для того чтобы качественно подготовить полный пакет документов для правильного назначения пенсии, гражданам не нужно дожидаться календарной даты наступления пенсионного возраста, а обратиться в ПФР заранее.

За назначением трудовой пенсии по старости имеют право обратиться мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Кроме того, право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют:

Работники, имеющие необходимый льготный стаж за работу в тяжелых и опасных условиях труда;

Мужчины, достигшие возраста 55 лет, и женщины, достигшие 50 лет, если они проработали не менее 15 лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет соответственно;

Педагоги и медицинские работники при наличии педагогического (25 лет) или медицинского стажа (30 лет);

Многодетные мамы, родившие и воспитавшие до восьмилетнего возраста пять и более детей (приобретают право на пенсию в 50 лет);

Матери (или отцы), воспитавшие ребенка-инвалида с детства (они имеют право выхода на пенсию на пять лет раньше общеустановленного возраста: женщины в 50 лет, мужчины в 55 лет).

Заявление о назначении пенсии подается в территориальный орган ПФР по месту жительства за месяц до достижения возраста, дающего право на пенсию. Для назначения пенсии необходимо представить следующие документы:

а) Паспорт и копия стр.2-3, 5

б) Подлинник и копию трудовой книжки, либо нотариально заверенную копию трудовой книжки;

в) Другие имеющиеся документы о стаже (справки, договоры, свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя и т.д.);

г) Военный билет (для мужчин) и копия;

д) Свидетельство обязательного пенсионного страхования;

е) Справку из органов службы занятости о получении пособия по безработице, если состояли на учете в качестве безработного лица;

ж) Справку, подтверждающую особый характер работы, для граждан, имеющих право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в особых условиях труда;

з) Свидетельства о рождении детей (женщинам) и копии, а также этот документ - мужчинам, которые имеют иждивенцев в возрасте до 23 лет, обучающихся по очной форме

Если документы, необходимые для определения права на пенсию и исчисления ее размера, представлены в полном объеме, назначение пенсии происходит в десятидневный срок с даты подачи заявления о назначении пенсии. Однако практика работы органов ПФР показывает, что зачастую при назначении пенсий в трудовых книжках обнаруживаются ошибки. Например, нет записей о переименовании предприятия, сведения об изменении фамилии не соответствуют инструкции по ведению трудовой книжки и пр. Часто встречаются различные исправления, периоды работы, не заверенные печатью или подписью ответственного должностного лица, нечитаемая печать. Поэтому в ряде случаев требуются дополнительные подтверждающие документы. Например, справка из ЗАГСа об изменении фамилии, справка о работе, в том числе во вредных условиях труда (при назначении досрочной пенсии), справка о зарплате или другие документы, определяющие право на получение пенсии и влияющие на ее размер. На получение необходимых документов уходит немало времени, особенно если нужно делать запросы в другие регионы России, страны СНГ или обращаться в архив, если предприятие ликвидировано (отсутствуют номера или даты приказов о приеме (увольнении), нет записей о переименовании предприятия, не внесены сведения об изменении фамилии, имеются не заверенные исправления, подчистки и т.д.).

Избежать возможных заминок при оформлении пенсии поможет заблаговременная работа по сбору необходимых документов. Желательно начать ее не менее чем за 6 месяцев до наступления права на пенсию. Для этого гражданину необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда по месту жительства. Специалисты ПФР проконсультируют будущего пенсионера о том, какие документы необходимо собрать, а при необходимости окажут содействие в направлении запросов бывшим работодателям, оценят сведения, содержащиеся в представленных документах, их соответствие данным персонифицированного учета и правильность оформления документов.