Страховая часть трудовой пенсии по старости военнослужащим с года. Какие требования должны соблюдаться

Каждый военнослужащий имеет право на получение военной пенсии от силовых ведомств, в которых он проходил службу. Данные выплаты назначаются за количество выслуженных лет или по причине инвалидности.


В то же время, после службы военные пенсионеры могут устроиться на работу «на гражданке», занимаясь либо наемным трудом в различных компаниях, либо индивидуальным предпринимательством.

Официальное трудоустройство или предпринимательская деятельность дает возможность получать не только военные, но и страховые пенсионные начисления вследствие старости.

Что необходимо для получения страховой пенсии?

Чтобы военный пенсионер получил право на гражданскую стразовую пенсию, ему необходимо наличие регистрации в системе пенсионного страхования. Кроме того, на его персональный счет в системе должны приходить

поступления в виде страховых взносов.

В информации, касающейся лицевого счета, также отображаются сведения о:

  • стаже физического лица на гражданской работе;
  • количество начисленных и переведенных в ПФ страховых взносов;
  • величина зарплаты;
  • периоды занятости в гражданских компаниях и организациях.

От этих данных зависит, будет ли начисляться военному пенсионеру страховая пенсия по старости, и какие для него возможны выплаты за счет средств пенсионных накоплений.

Номер своего лицевого счета можно узнать на «зеленой карте» - страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

Данный документ получается после обращения в один из территориальных органов Пенсионного Фонда РФ по месту регистрации или по месту проживания.

При посещении организации потребуется заполнить специальную анкету и предоставить удостоверение личности.

Видео: Страховая пенсия военных пенсионеров.

Условия предоставления

После упразднения такого термина, как трудовая пенсия, изменился и порядок проведения выплат гражданам пенсионного возраста.

Теперь он носит название страховой пенсии, которая исчисляется пенсионными баллами. Одна из их особенностей в том, что стоимость пенсионного балла стабильно увеличивается с течением лет.

Для получения страховой пенсии военному пенсионеру, равно как и любому другому физическому лицу, потребуется выполнение следующих условий:

  1. Достижение фиксированного пенсионного возраста — 55 лет женщинам и 60 лет мужчинам. В некоторых случаях пенсионные выплаты могут начаться раньше. Например, при работе на вредном производстве или работа на Крайнем Севере.
  2. Наличие минимального трудового стажа на гражданской работе. На данный момент минимальный трудовой стаж составляет не менее 6 лет, в дальнейшем планируется увеличение до 15 лет.
  3. Накопление минимального количества пенсионных балов. В настоящее время этот коэффициент равен 6,6 баллам. Но, равно как и трудовой стаж, данный показатель будет расти до 30 баллов. Этот пункт имеет отношение преимущественно к тем пенсионерам, которые начали решать вопросы со страховой пенсией после начала 2015 года.
  4. Наличие начислений военной пенсии по причине инвалидности или за выслугу лет, в зависимости от силовых подразделений.

В соответствии с законодательством, военным пенсионерам в порядке начисления стразового и трудового стажа не учитываются периоды службы, предшествующие назначению пенсии по инвалидности или уже учтенные выплаты за выслугу лет.

Необходимые документы

Порядок предоставления страховой пенсии военным пенсионерам обязывает их обращаться в территориальное отделение Пенсионного фонда по месту прописки. Либо, если военный пенсионер проживает в другом городе, по фактическому месту жительства.

Чтобы военному пенсионеру были назначены начисления страховой пенсии, ему потребуется предоставить следующие документы:

      1. Удостоверение личности — паспорт.
      2. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.
      3. Справку из органа, обеспечивающего начисление военной пенсии по линии соответствующего силового ведомства. Данный документ должен предоставлять информацию о том, с какого момента идут начисления военной пенсии данному лицу, периоды службы перед назначением военной пенсии по инвалидности либо те периоды работы или службы, которые были учтены при расчете пенсии за выслугу лет.
      4. Документы, отражающие величину «гражданского стажа», иначе говоря, трудового. Это могут быть трудовая книжка или договор, а также справки, выданные нанимателем или специальными государственными органами.

Порядок расчета

В отличие от устаревших способов начисления пенсии, на данный момент начисления пенсионерам состоят из трех частей — накопительной, фиксированной и страховой части.

Фиксированная часть не зависит от трудовой деятельности и устанавливается ежегодно государством.

Две оставшиеся части создаются из пенсионного капитала гражданина. Данный капитал растет благодаря страховым отчислениям его работодателя. Все эти отчисления накапливаются и хранятся на персональном страховом лицевом счете гражданина.

Самостоятельные подсчеты величины страховых выплат довольно сложны, поскольку для этого требуется знать свой ИПК.

Наиболее простой способ его расчета проводится по итогам года. Работодатель отчисляет в пенсионный фонд 22% от ежемесячной зарплаты. Из данной суммы 6% переходят в основные резервы, из которых выплачивается фиксированная часть пенсии.

Остаются 16%, которыми гражданин распоряжается самостоятельно:

      • он может перечислить все 16% в формирование страховой пенсии;
      • он может перечислить 10% в страховую часть пенсии, а оставшиеся 6% в накопительную.

Особенности выплаты

Страховая пенсия для военных пенсионеров назначается с вычетом фиксированной части, иначе говоря фиксированного базового размера, применяющегося ранее при начислении пенсии.

Также страховая пенсия, предоставляющаяся военному пенсионеру по старости, каждый год индексируется на государственном уровне.

В случае, когда военный пенсионер продолжает работу в гражданских компаниях после назначения ему второй «гражданской» пенсии, величина его страховых пенсионных начислений по старости каждый год должна пересчитываться. Данная процедура проводится с 1 августа каждый год.

Видео: Пенсии Военным Пенсионерам в 2019 году.

Принятый в прошлом году Федеральный закон № 156-ФЗ, внесший измененения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения, установил право военных пенсионеров на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности и части трудовой пенсии по старости. Конечно, пенсионерами-«силовиками» данный закон был встречен с радостью. Однако одновременно он породил немало вопросов о том, кто, когда и при каких условиях имеет право на получение второй пенсии, как определяется ее размер и какие документы необходимо предоставить для ее получения. В данной статье мы постараемся ответить на них.

В Российской Федерации граждане определенной категории получают пенсию, будучи еще достаточно молодыми и работоспособными людьми. К ним относятся граждане, которым полагается пенсия по линии различных силовых ведомств. Получая пенсию по выслуге лет, они, как правило, продолжают работать. Если работодатель в соответствии с действующим законодательством уплачивает страховые взносы за этих людей не менее пяти лет, это создает условия для назначения им пенсии по старости при достижении общеустановленного пенсионного возраста (55 лет - для женщин и 60 лет - для мужчин). До недавнего времени применительно к таким ситуациям действовали положения, описанные в пунктах 2 и 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Закон о пенсионном обеспечении), согласно которым люди, имеющие право на разные пенсии - гражданскую или военную, - могли выбрать ту пенсию, которая их больше устраивает. Исключение из этих правил делалось лишь для узкого круга наших граждан, которым российское законодательство разрешило получать две пенсии одновременно (граждане, ставшие инвалидами вследст­вие военной травмы, участники Великой Отечественной войны, граждане, награжденные знаком ­«Жителю блокадного Ленинграда» и др.).

В связи с многочисленными обращениями пенсионеров-«силовиков» в органы Пенсионного фонда с вопросом о назначении им части страховой пенсии, сложившуюся ситуацию было решено вынести на рассмотрение Конституционного Суда РФ. На очередном заседании. была рассмотрена жалоба заявителя Наумчика В.В., по мнению которого запрет на предоставление военным пенсионерам права на получение наряду с пенсией за выслугу лет трудовой пенсии по старости, которая заработана ими с учетом требуемого для ее назначения страхового стажа, нарушает конституционные социальные права тех из них, кто работает по трудовому договору и застрахован в связи с этим в системе обязательного пенсионного страхования, и вступает в противоречие с предписаниями статей 2, 7, 39 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации. В результате прошедшего заседания было принято определение от 11.05.2006 г. № 187-О «По жалобе гражданина Наумчика В.В. на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В этом определении, в частности было указано, что в целях обеспечения реализации социальных прав работающих по трудовому договору военных пенсионеров федеральному законодателю надлежит разработать правовой механизм, гарантирующий им помимо выплаты пенсии по государственному пенсионному обеспечению возможность получать страховую часть трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде. Следствием данного определения Конституционного Суда стал Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного ­обеспечения», ­вступивший в силу с 25.07.2008 г. (далее - Закон № 156-ФЗ).

Данным законом внесены изменения в Закон о пенсионном обеспечении, а также в Закон Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» (далее - Закон № 4468-1) и в Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о трудовых пенсиях).

Итак, в настоящее время установлено право военнослужащих (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин), достигших общеустановленного пенсионного возраста и имеющих не менее пяти лет страхового стажа, на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом № 4468-1, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Законом о трудовых пенсиях.

Кроме того, Законом № 156-ФЗ предусмотрено право федеральных государственных служащих, имеющих не менее пяти лет страхового стажа, на получение доли страховой части трудовой пенсии, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, которую они получают в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении.

Напомним, что понятие страхового стажа введено с 01.01.2002 г. с вступлением в силу Закона о трудовых пенсиях и означает учитываемую при определении права на трудовую пенсию суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Условия назначения пенсии

В настоящее время трудовая пенсия по старости состоит из трех основных частей: базовой, страховой и накопительной. Закон № 156-ФЗ устанавливает право работающих военных пенсионеров не просто на вторую пенсию, а именно на страховую часть трудовой пенсии. Проще говоря, на ту часть трудовой пенсии по старости, которую они заработали после выхода на пенсию в силовых структурах. Эта часть зависит от размера их заработной платы, страховых взносов, перечисленных работодателем и учтенных на индивидуальных лицевых счетах граждан в Пенсионном фонде. Базовая же часть из выплат будет исключаться, поскольку ее установление не предусмотрено данным законом. Вопрос с накопительной составляющей трудовой пенсии находится в стадии окончательного решения. Предполагается, что в том случае, когда работающий военный пенсионер вступил в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и уплачивает эти страховые взносы, при достижении установленного возраста и соблюдении всех условий, определенных при назначении трудовой пенсии по старости, в составе его пенсии появится накопительная составляющая.

В связи с вступлением в силу настоящего закона в управления Пенсионного фонда поступает много вопросов о том, кто и при каких условиях получает право на «вторую» пенсию.

Рассмотрим данную ситуацию более подробно.

В первую очередь право на установление страховой части приобретают те военные пенсионеры, которые получают пенсии за выслугу лет или по инвалидности по линии силовых ведомств и продолжают работать в гражданских учреждениях, являясь застрахованным лицом в соответст­вии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». При этом наличие у военных пенсионеров льготной выслуги лет (за службу в особых условиях: в удаленной либо особой местности, участие в боевых действиях и пр.) не учитывается. Второе условие - обязательное достижение гражданином общеустановленного пенсионного возраста. И третье - человек должен иметь не менее пяти лет страхового стажа, в котором не учитываются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет согласно Закону № 4468-1. Другими словами, до начала службы или после того, как человеку назначили пенсию по выслуге лет, он должен проработать как минимум пять лет с обязательным перечислением за него работодателем страховых взносов, которые будут отражены на его индивидуальном лицевом счете. Если же военный пенсионер получает зарплату неофициально и его работодатель не отчисляет страховых взносов, то и страховая часть трудовой пенсии формироваться не будет. Таким образом, размер страховой части трудовой пенсии находится в прямой зависимости от величины легальной заработной платы и, соответственно, размера страховых взносов ­конкретного человека за страховой период. Чем они выше, тем больше пенсия.

Следует учесть, что Закон № 156-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2007 г. Это значит, что для назначения страховой части пенсии военный пенсионер к этому времени уже должен являться получателем пенсии по выслуге лет или инвалидности по линии силовых ведомств, ему уже должно исполниться 55 (60) лет и на этот момент он должен иметь не менее пяти лет иного (не военного) страхового стажа. Для наглядности приведем вопрос, поступивший в одно из управлений Пенсионного фонда (см. Пример 1).

Пример 1

Свернуть Показать

Вопрос пенсионера: в 1990 г. мне была установлена пенсия по выслуге лет. До 2003 г. я продолжал работать на госпредприятии. В 2005 г. мне исполнилось 60 лет. С какого момента я имею право на получение страховой части трудовой пенсии?

Ответ Пенсионного фонда: Обратившийся пенсионер имеет право на получение страховой части трудовой пенсии с 01.01.2007 г. Несмотря на то что право на получение страховой части возникло до этой даты, страховая часть пенсии будет назначена независимо от даты обращения с 01.01.2007 г.

Гражданам, которые приобрели право (достигли пенсионного возраста и выработали трудовой стаж) в период с 01.01.2007 г. по 24.07.2008 г., страховая часть трудовой пенсии по старости назначается независимо от даты обращения, но не ранее, чем со дня возникновения права. А гражданам, которые приобрели право на страховую часть трудовой пенсии после 24.07.2008 г. (после вступления в силу Закона № 156-ФЗ), пенсия ­назначается с даты обращения.

Особо необходимо отметить тех военнослужащих, которые по долгу службы пострадали вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных и техногенных катастроф. Эти военнослужащие при выполнении условий, предъявляемых для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, имеют право на получение страховой части пенсии по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Данное положение распространяется на граждан:

  • перечисленных в ст. 30-37 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию ­радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
  • перечисленных в пунктах 1-7 ст. 1 Федерального закона от 26.11.1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
  • подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерного испытания на Семипалатинском полигоне (п. 11 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»).

Расчет и получение страховой части трудовой пенсии

Страховая часть трудовой пенсии по старости (Сч) устанавливается на условиях и в порядке, предусмотренных Законом о трудовых пенсиях, и рассчитывается по формуле:

где

Говоря о расчете страховой части трудовой пенсии по старости, необходимо пояснить, каким образом стаж влияет на размер страховой части. За период работы до 01.01.2002 г. размер страховой части зависит от среднемесячного заработка и продолжительности стажа. Соответственно, чем больше стаж, тем выше страховая часть пенсии. За период работы после указанной даты размер страховой части зависит от суммы страховых взносов, учтенных на лицевом счете застрахованного лица. Чем больше страховые взносы, тем больше страховая часть трудовой пенсии.

Для назначения страховой части трудовой пенсии необходимо подать заявление в территориальное управление Пенсионного фонда РФ по месту жительства. Те граждане, кто не имеет подтвержденного регистрацией места жительства на территории РФ, подают заявление в территориальное управление Пенсионного фонда по месту своего пребывания. Российские граждане, выехавшие на постоянное место жительства за пределы территории РФ, подают заявление в департамент по пенсионному обеспечению граждан, проживающих за границей, Пенсионного фонда РФ. Заявление о назначении страховой части трудовой пенсии по старости может быть подано в любое время после возникновения права на нее. Заявление может быть принято территориальным управлением Пенсионного фонда и до наступления возникновения права на получение страховой части трудовой пенсии по старости, но не ранее чем за месяц до возникновения данного права.

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

  • удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству (паспорт или иные документы);
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • о страховом стаже (трудовая книжка, справка о работе и иные документы);
  • о среднемесячном заработке за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 г. на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями или государственными (муниципальными) органами (по установленной форме). За 2000-2001 гг. документы о заработке не представляются, при этом органами Пенсионного фонда среднемесячный заработок исчисляется по данным индивидуального (персонифицированного) учета, имеющимся в базе ПФР;
  • об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии указанных фактов);
  • справка силового ведомства установленного образца о периодах службы, работы и иной деятельности, учтенных при определении размера пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности (см. Пример 2);
  • о способе доставки страховой части трудовой пенсии по старости через выплатную организацию (почтовое отделение, отделение банка и др.).

Если при обращении военнослужащего к заявлению о назначении страховой части трудовой пенсии им приложены не все необходимые документы (в том числе справка силового ведомства), то в соответствии с п. 3 ст. 19 Закона о трудовых пенсиях орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает обратившемуся лицу разъяснение о том, какие документы он должен представить дополнительно. Если недостающие документы будут представлены не позднее трех месяцев со дня получения разъяснения, днем обращения за страховой частью трудовой пенсии считается день приема заявления.

Можно ли заранее узнать размер будущих выплат?

Как правило, при обращении граждан в управления Пенсионного фонда чаще других задают вопрос о том какой будет доплата, можно ли сразу узнать ее размер. Можем сказать, что на этот вопрос сотрудники Пенсионного фонда заранее однозначный ответ дать не могут. Сумма выплат индивидуальна для каждого пенсионера. Расчет производится специалистами после подачи всех необходимых документов. Рассмотрим основные положения, на которых основывается данный расчет.

Итак страховая часть трудовой пенсии по старости (Сч ) ­рассчитывается по формуле:

Сч = ПКч / Т.

Согласно ст. 30 Закона о трудовых пенсиях размер расчетного ­пенсионного капитала (ПК ) рассчитывается по формуле:

ПК = (РП - БЧ) х Т,

  • РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для ­застрахованных лиц в соответствии с действующим законодательством;
  • БЧ - размер базовой части трудовой пенсии по состоянию на 01.01.2002 г. (450 руб. в месяц);
  • Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с п. 5 ст. 14 и п. 1 ст. 32 Закона ­о трудовых пенсиях.

Расчетный размер трудовой пенсии (РП) определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет (300 месяцев), и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (240 месяцев), по формуле:

РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП,

  • ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;
  • ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
  • СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 01.07.2001 г. по 30.09.2001 г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством РФ;
  • СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной ­продолжительности (25 и 20 лет), но не более чем на 0,20.

Для пояснения приведем практические примеры расчета страховой части трудовой пенсии (см. Примеры 3 и 4).

Пример 3

Свернуть Показать

За назначением страховой части трудовой пенсии обратился военный пенсионер, возраст - 60 лет, страховой стаж - 5 лет, общий трудовой стаж за период до 01.01.2002 г. - 2 года. Пенсионным фондом в данном случае производится расчет пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002 г., после чего учитываются страховые взносы.

Стажевый коэффициент (СК) составляет: 0,55.

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица (ЗР) к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (за фактический период работы) (ЗП): 1,2.

Среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 01.07.2001 г. по 30.09.2001 г. (СЗП): 1 671 руб.

Расчетный размер трудовой пенсии (РП) равен: 0,55 х 1,2 х 1 671 = 1 102,86 руб.

Ожидаемый период выплаты на 2007 г. (Т): 144 + 5 х 6 = 174 месяца.

Отношение фактического стажа (24 месяца) к требуемуму ­(300 месяцев) : 0,08.

Размер расчетного пенсионного капитала (ПК) на 01.01.2002 г. составит: (1 102,86 - 450) х 174 х 0,08 = 9 087,8112 руб.

При этом сумма расчетного пенсионного капитала (ПКч) по состоянию на 01.01.2007 г. с учетом индексации пенсионного капитала в период с 2003 по 2007 гг. составит: 9 087,8112 х 1,307 х 1,177 х 1,114 х 1,127 х 1,062 = 18 639,95 руб.

Сумма уплаченных страховых взносов: 125 000 руб. С учетом поступивших страховых взносов размер страховой части трудовой пенсии (Сч) ­по состоянию на 01.01.2007 г. будет равен:

Сч = ПКч / Т = (18 639,95 + 125 000)/174 = 825,51 руб.

В период с 01.01.2007 г. по настоящее время производилась следующая индексация страховой части:

  • по состоянию на 01.04.2007 г. - 825,51 х 1,092 = 901,45 руб;
  • по состоянию на 01.02.2008 г. - 901,45 х 1,12 = 1 009,63 руб;
  • по состоянию на 01.04.2008 г. - 1 009,63 х 1,075 = 1 085,35 руб;
  • по состоянию на 01.08.2008 г. - 1 085,35 х 1,08 = 1 172,18 руб.

Пример 4

Свернуть Показать

За назначением страховой части трудовой пенсии обратился военный пенсионер, возраст - 60 лет, страховой стаж - 5 лет, после увольнения из вооруженных сил работал в период с 01.01.2003 г. по 15.12.2008 г. В данной ситуации при расчете страховой части учитываются только страховые взносы. Общая сумма страховых взносов за указанный период - 156 000 руб. Размер страховой части трудовой пенсии (Сч) по состоянию на 01.01.2007 г. будет равен: Сч = ПКч / Т = 156 000/174 = 896,55 руб. Дальнейшее изменение величины страховой части будет производиться за счет индексации таким же образом, как и в Примере 1.

В заключение заметим, что пенсионная система - развивающийся социальный институт. Он требует постоянного совершенствования и обновления. И принятый Закон № 156-ФЗ еще раз подтверждает это. Пенсионное законодательство должно непрерывно изменяться с учетом обстоятельств, затрагивающих те или иные вопросы реализации пенсионных прав российских граждан.

Сноски

Свернуть Показать


С 2008 года у военных пенсионеров появилась возможность получить еще одно пособие — по возрасту. Меняющиеся нормы пенсионной системы требуют разъяснений в том, как производятся начисления, кто может претендовать на вторую пенсию, предназначенную для военнослужащих, и какие критерии при этом учитываются.

Разобраться, когда предоставляется право на военную и гражданскую пенсии одновременно, как его оформить и выгодно ли получать оба пособия, поможет анализ действующего законодательства.

До внесения корректив в пенсионное законодательство расчет выплат был достаточно прост. Закончив службу, они признавались пенсионерами и независимо от возраста получали пособие от своего ведомства. Пособие начислялось до достижения ими фактического пенсионного возраста, установленного в стране. В 60 лет для мужчин и 55 для женщин требовалось переоформить документы и полностью перейти на гражданский вид выплаты, отказавшись от военного.

Законодательная база

За последнее десятилетие система кардинально поменялась.

Перечень законов, необходимых для изучения вопроса формирования и назначения пенсий для военнослужащих в 2017 году:

  • 400 ФЗ от 28.12.13 («О страховых пенсиях»);
  • 166 ФЗ от 17.12.01 («О государственном пенсионном обеспечении»);
  • 156 ФЗ от 22.07.08 (изменения закона о пенсионном обеспечении);
  • 4468-1 ФЗ от 12.02.93 («О военных пенсиях»);
  • 173 ФЗ от 17.12.01 («О трудовых пенсиях», используемый в тех частях, которые не противоречат закону №400 «О пенсиях в РФ»).

Военная пенсия согласно закону 4468-1 полагается при уходе в запас по выслуге или по медицинским показаниям.

Для назначения пособия:

  • по выслуге сотрудникам силовых и военных ведомств достаточно на момент увольнения служить 20 лет;
  • по необходимо уволиться не раньше 45 лет, иметь минимум 25 лет трудового стажа, при этом не менее 12,5 из них в ведомстве;
  • по инвалидности, необходимо доказать, что она приобретена в процессе службы (проявиться заболевание может сразу или в период 3-х месяцев после увольнения);
  • по смерти кормильца за период службы. Лица, которые находились на иждивении такого военного, имеют право обратиться за пособием.

При назначении пенсионного пособия по выслуге важно основание увольнения. Военнослужащий может уйти со службы в результате изменений в штатном положении, из-за состояния здоровья или по возрасту, только тогда у него возникнет право получить выплату.

Сумма пособий по инвалидности, выслуге и социальной пенсии в РФ, предназначенная военным пенсионерам и их родственникам, зависит от размера денежного довольствия, звания, количества лет службы, кроме того, при расчете учитываются условия работы. Так годовой период участия в боевых операциях засчитывается, как 3 года службы. Если работать приходится в особых условиях, то 3 года при подсчете будут учтены как 4.

Формула расчета пособия по выслуге, если в военном ведомстве отработано 20 лет на момент увольнения: среднее денежное довольствие за 20 лет × на 50%.

За каждый дополнительный год полагается добавить 3%. При подсчете используются понижающие коэффициенты, они зависят от территории прохождения службы, состояния здоровья и прочих критериев.

Начисление выплат начинает производиться с момента принятия решения о праве на льготную пенсию, в 10-ый период после обращения за ними военнослужащего.

Нормы, предоставляющие военнослужащим дополнительное пособие, изложены в поправках, внесенных 156 ФЗ к закону 166. Они содержат критерии и требования, дающие военнослужащим право на получение 2-х пенсий: военной и гражданской одновременно, либо на выбор одной из выплат.

Круг лиц, которые могут рассчитывать на 2-е пенсии, ограничен. Основное гражданское население при наличии нескольких вариантов пенсионных выплат обязано выбрать один.

Кому положена

По новым правилам потребовать 2-ю пенсию у государства можно, если к моменту наступления возраста, при котором положены социальные гарантии, граждане уже получают военное пособие.

Закон распространяется на лиц, получивших пособия по инвалидности или на основании выслуги, если она заработана:

  • в вооруженных силах России, СССР или СНГ;
  • в государственных частях охраны, безопасности или обороны;
  • в пожарных частях;
  • в пограничной службе;
  • в системе уголовно-исправительных органов;
  • в государственных отделах по борьбе с преступлениями;
  • в других государственных отделах, причисленных к военным ведомствам.

Кроме того, право на 2 пособия имеют:

  • родители, вдовы и дети военнослужащих, погибших за время боевых действий, прохождения службы или по ее окончании, если причиной явилась ;
  • родители, вдовы и дети космонавтов, погибших при исполнении обязанностей;
  • нетрудоспособные лица.

Понять, положена ли военному пенсионеру 2-я пенсия, можно, изучив условия ее законного предоставления. Если он соответствует всем требованиям, то пенсионер имеет право рассчитывать на дополнительную выплату.

Критерии предоставления второй пенсии

Страховая гражданская выплата военнослужащим предусмотрена для тех, кто подходит под утвержденные законом критерии.

Условия назначения:

  • Наличие льготного обеспечения (по выслуге лет или инвалидности).
  • Наступление установленного пенсионного возраста (у мужчин – 60, у женщин – 55лет, для госслужащих в 2017 году – 60,5 и 55,5, с ежегодным повышением до 65 и 63 лет соответственно).
  • Достаточный стаж гражданской работы (8 лет – на 2017, в последующем критерий ежегодно будет повышаться на 1 год до достижения уровня – 15 лет).
  • Достаточное количество ИПК – пенсионных баллов (11,4 в 2017, при ежегодном увеличении на 2,4 балла до 30 лет).

Если военную выплату назначает ведомство, при котором числился заявитель, то расчетом и начислениями страховой части занимается ПФР.

Важно учесть, что при расчете 2-ой пенсии не будет учтена фиксированная выплата.

Страховые взносы с гражданской работы будут учтены только при условии, что физическое лицо зафиксировано системой ОПС (обязательного пенсионного страхования), и на личный счет бывшего военного перечисляются взносы.


Номер индивидуального счета указан в СНИЛС (страховом свидетельстве). Получают документ в ПФР. СНИЛС является обязательным для предоставления при официальном трудоустройстве.

Регистрация в системе позволяет государству контролировать:

  • трудовой гражданский стаж;
  • отчисления работодателя в ПФР, сделанные за сотрудника;
  • размер заработной платы.

Исходя из этих показателей, ПФР производит расчет страховой части.

Льготы по пенсионному возрасту

Как и гражданскому населению, военнослужащим положены преференции по снижению возраста выхода на пенсию, если для этого есть основания.

Основаниями являются:

  • до 10 лет за участие в устранении аварии на Чернобыльской АЭС;
  • до 10 лет за службу в горячих точках или на объектах, расположенных под землей;
  • до 5 лет за службу в условиях Крайнего Севера и на территориях, приравненных к нему;
  • до 5 лет за службу в радиационно опасных местах.

Если в результате боевой травмы военнослужащий стал инвалидом и при этом имеет не менее 25 лет страхового стажа, допускается снижение возраста ухода на пенсию на 5 лет.

Вторая пенсия для военнослужащих

Перейдя на систему страховых накоплений, государство предоставило возможность военнослужащим учесть свой стаж, полученный за периоды работы в гражданских организациях. Это связано с тем, что за каждого сотрудника производятся отчисления в ПФР, в том числе за тех, кто раньше вел службу в военных ведомствах. Государство признало, что лишать силовиков права учитывать при расчете пособия заработанного трудового стажа неконституционно.


Самое большое количество вопросов вызывает процесс учета стажа, когда рассчитывается гражданская пенсия. Работа в силовых ведомствах часто состоит из нескольких периодов, например, обучение в ВВУ, срочная служба, боевые командировки и так далее.

Согласно 400 ФЗ страховой стаж включает в себя трудовой, и они законодательно уравнены. У военных и гражданских, приравненных к ним, стажем считается служба.

ПФР посчитает годы работы:

  • до введения системы государственного пенсионного страхования (до 01.01.02);
  • после 2002 года, если за бывшего военного работодателем перечислялись взносы в пенсионный фонд обязательного страхования – ОПС (то есть только при официальном трудоустройстве).

Важно! В страховой стаж могут учитываться только те годы, которые ранее не были зачтены при назначении военного обеспечения.

Когда для начисления второго обеспечения не хватает страхового стажа, можно дополнить его не страховыми периодами, перечисленными в законе. Например, годами учебы в Вузе, периодами ухода за нетрудоспособными, отпусками по уходу за ребенком и так далее. Учеба в военных училищах в стаж не включается.

Смешанный стаж

Понятие «смешанная пенсия» возникло от того, что при ее расчете учитываются периоды как военной, так и гражданской службы. Чаще всего термин используется при назначении обеспечения по выслуге, когда срок службы на военном поприще при увольнении не достиг 20 лет.

Учитывая новые системы расчетов, военнослужащие могут претендовать на смешанную пенсию:

  • в момент увольнения, если им положено пособие по выслуге, учитывающее общий трудовой стаж;
  • после достижения пенсионного возраста, если они уже имеют пенсию по выслуге;
  • по достижении возраста выхода на общегражданскую пенсию, если пособие по выслуге отсутствует из-за недостатка стажа.

Основания для расчета базового обеспечения по смешанному типу.

  • Количество лет выслуги.
  • Общее количество отработанных лет (на гражданской и военной службе).
  • Размер денежного довольствия и заработной платы (средний показатель).
  • Наличие или отсутствие надбавок.

Расчет пенсии по смешанному типу – это сумма средних показателей денежного довольствия и гражданского оклада за 25 лет работы × на 50%. За каждый дополнительно отработанный год добавляется 1%.

Если количества лет выслуги для начисления льготного обеспечения военному не хватило, то пенсионные расчеты производятся на общих основаниях согласно 400 ФЗ. Служба будет засчитана в качестве трудового стажа, пенсия по выслуге лет в этом случае не положена.


Основанием для расчета 2-ой пенсии военнослужащим являются взносы, которые гражданский работодатель должен отчислять за них в ПФР ежемесячно. Все поступления суммируются на индивидуальном пенсионном счету работника.

На основании страхового стажа и размера отчислений, зависящего от дохода сотрудника, формируются пенсионные коэффициенты – баллы. Именно они лежат в основе порядка окончательного начисления страхового обеспечения.

Формула расчета состоит из произведения количества баллов и их цены, которая утверждается на законодательном уровне. В 2017 году цена балла составляет 78,58.

Таким образом, страховая часть = ИПК х 78,58.

Полученная сумма и будет начисляться, как вторая гражданская.

При формировании пенсионных накоплений учитывается не только трудовой стаж и годы службы, но и периоды, когда военнослужащий временно не работал по объективным, часто вынужденным причинам. К ним относится время ухода за пожилыми и инвалидами, срочная служба, декретные отпуска и отпуска по уходу за детьми.

Такие периоды будут учтены, если:

  • на указанное время имеется документальное обоснование отсутствия на работе/службе;
  • до и/или после данных периодов гражданин работал/служил.

Затраченное время также переводится в ИПК, которые в дальнейшем принимаются в общий расчет страховой пенсии.

Кроме того, в расчете выплат предусмотрена премиальная система. Гражданское пособие увеличится за счет дополнительных баллов, если военнослужащий продолжает работать после наступления пенсионного возраста. Премиальные баллы начисляются за отработанный каждый год в этот период.

Индексация выплат

Увольнение со службы происходит чаще всего по достижении 45 лет. Продолжая работу на гражданском поприще, пенсионер, оформивший вторую пенсию, имеет право на ее индексацию. Государство ежегодно производит индексирование по умолчанию. В 2018 году дата перерасчета запланирована на 1 января, так как одновременно ожидается увеличение денежного довольствия действующих военнослужащих.

Порядок оформления

2-я пенсия для военнослужащих оформляется в ближайшем отделении ПФР. Назначение пособия является активным. Это значит, что пока бывший военнослужащий не обратится за страховой пенсией, она представлена не будет.


Для оформления 2-ой пенсии военнослужащим необходимо подать заявление и предъявить в ПФР документы.

В обязательный комплект документов входят:

  • Личный паспорт бывшего военного с указанной регистрацией.
  • Копия трудовой книжки.
  • Справки с места работы или службы, отражающие трудовой период и оклад, понадобятся в том случае, если стаж предполагается учитывать до 2002 года, а записи о нем в книжке отсутствуют (а также за планируемые учетные периоды, когда взносы за военнослужащего не перечислялись в ПФР)
  • СНИЛС.
  • Справка по установленной форме о наличии военной пенсии, в которой указаны все периоды службы, учтенные при ее назначении.
  • Справка о зарплате за периоды работы до 2002 года.
  • Документы, подтверждающие наличие не страхового стажа.
  • Свидетельства о рождении детей, если есть несовершеннолетние или дети до 23 лет, проходящие очное обучение.
  • При смене фамилии потребуется документ, подтверждающий этот факт.

В процессе заявки на 2-ю пенсию могут потребоваться документы, подтверждающие право на льготы. Например, справка об инвалидности, справки о работе в особых условиях и так далее.

Оформить назначение страхового обеспечения бывшие военные могут несколькими способами.

Способы подачи заявки на 2-ю пенсию:

  • В кадровой службе по месту текущей работы.
  • Лично в Пенсионном Фонде.
  • Через портал Госуслуг.
  • В ближайшем аккредитованном многофункциональном центре.
  • Почтой России, отправив заявление и документы ценным письмом с уведомлением.

Если нет возможности самостоятельно заниматься оформлением, для подачи заявления и документов можно воспользоваться услугами представителя, тогда на его имя у нотариуса следует оформить доверенность.

Бывший военнослужащий имеет право обратиться за 2-ой пенсией с того момента, как у него возникает на нее право. Срок обращения будет считаться датой назначения пособия.

ПФР отведено 10 дней на принятие решения. Если по заявлению приходит отказ, он должен быть мотивирован.

После того, как была реализована возможность получать два обеспечения одновременно,

актуальность перехода на гражданскую пенсию практически утратилась.

Выгода от такого перехода может существовать:

  • если пособие по старости, с учетом фиксированной базовой выплаты по размеру превышает сумму военной и страховой пенсий, где база не учитывается (при современных ставках военных выплат такое встречается крайне редко);
  • если бывшему военному не хватает трудового и гражданского стажа.

Если гражданин считает, что выиграет в деньгах, то перейти с текущей пенсии на гражданскую не составит труда, для этого требуется подать заявление в ПФР.

Если тема оформления 2-ой пенсии для Вас актуальна, оставьте свои комментарии к статье. Поделитесь, с какими проблемами пришлось столкнуться, какие были причины отказа у ПФР, не было ли трудностей с учетом определенных периодов службы в стаж. Если у Вас остались вопросы, давайте их обсудим.

Принятый в прошлом году Федеральный закон № 156-ФЗ, внесший измененения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения, установил право военных пенсионеров на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности и части трудовой пенсии по старости.

Конечно, пенсионерами-«силовиками» данный закон был встречен с радостью. Однако одновременно он породил немало вопросов о том, кто, когда и при каких условиях имеет право на получение второй пенсии, как определяется ее размер и какие документы необходимо предоставить для ее получения. В данной статье мы постараемся ответить на них.

В Российской Федерации граждане определенной категории получают пенсию, будучи еще достаточно молодыми и работоспособными людьми. К ним относятся граждане, которым полагается пенсия по линии различных силовых ведомств. Получая пенсию по выслуге лет, они, как правило, продолжают работать.

Если работодатель в соответст-вии с действующим законодательством уплачивает страховые взносы за этих людей не менее пяти лет, это создает условия для назначения им пенсии по старости при достижении общеустановленного пенсионного возраста (55 лет - для женщин и 60 лет - для мужчин).

До недавнего времени применительно к таким ситуациям действовали положения, описанные в пунктах 2 и 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Закон о пенсионном обеспечении), согласно которым люди, имеющие право на разные пенсии - гражданскую или военную, - могли выбрать ту пенсию, которая их больше устраивает.

Исключение из этих правил делалось лишь для узкого круга наших граждан, которым российское законодательство разрешило получать две пенсии одновременно (граждане, ставшие инвалидами вследст-вие военной травмы, участники Великой Отечественной войны, граждане, награжденные знаком -«Жителю блокадного Ленинграда» и др.).

В связи с многочисленными обращениями пенсионеров-«силовиков» в органы Пенсионного фонда с вопросом о назначении им части страховой пенсии, сложившуюся ситуацию было решено вынести на рассмотрение Конституционного Суда РФ. На очередном заседании. была рассмотрена жалоба заявителя Наумчика В.В., по мнению которого запрет на предоставление военным пенсионерам права на получение наряду с пенсией за выслугу лет трудовой пенсии по старости, которая заработана ими с учетом требуемого для ее назначения страхового стажа, нарушает конституционные социальные права тех из них, кто работает по трудовому договору и застрахован в связи с этим в системе обязательного пенсионного страхования, и вступает в противоречие с предписаниями статей 2, 7, 39 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

В результате прошедшего заседания было принято определение от 11.05.2006 г. № 187-О «По жалобе гражданина Наумчика В.В. на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В этом определении, в частности было указано, что в целях обеспечения реализации социальных прав работающих по трудовому договору военных пенсионеров федеральному законодателю надлежит разработать правовой механизм, гарантирующий им помимо выплаты пенсии по государственному пенсионному обеспечению возможность получать страховую часть трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде. Следст-вием данного определения Конституционного Суда стал Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного -обеспечения», -вступивший в силу с 25.07.2008 г. (далее - Закон № 156-ФЗ).

Данным законом внесены изменения в Закон о пенсионном обеспечении, а также в Закон Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» (далее - Закон № 4468-1) и в Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о трудовых пенсиях).

Итак, в настоящее время установлено право военнослужащих (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин), достигших общеустановленного пенсионного возраста и имеющих не менее пяти лет страхового стажа, на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом № 4468-1, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Законом о трудовых пенсиях.

Кроме того, Законом № 156-ФЗ предусмотрено право федеральных государственных служащих, имеющих не менее пяти лет страхового стажа, на получение доли страховой части трудовой пенсии, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, которую они получают в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении.

Напомним, что понятие страхового стажа введено с 01.01.2002 г. с вступлением в силу Закона о трудовых пенсиях и означает учитываемую при определении права на трудовую пенсию суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Условия назначения пенсии

В настоящее время трудовая пенсия по старости состоит из трех основных частей: базовой, страховой и накопительной. Закон № 156-ФЗ устанавливает право работающих военных пенсионеров не просто на вторую пенсию, а именно на страховую часть трудовой пенсии. Проще говоря, на ту часть трудовой пенсии по старости, которую они заработали после выхода на пенсию в силовых структурах. Эта часть зависит от размера их заработной платы, страховых взносов, перечисленных работодателем и учтенных на индивидуальных лицевых счетах граждан в Пенсионном фонде.

Базовая же часть из выплат будет исключаться, поскольку ее установление не предусмотрено данным законом. Вопрос с накопительной составляющей трудовой пенсии находится в стадии окончательного решения. Предполагается, что в том случае, когда работающий военный пенсионер вступил в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и уплачивает эти страховые взносы, при достижении установленного возраста и соблюдении всех условий, определенных при назначении трудовой пенсии по старости, в составе его пенсии появится накопительная составляющая.

В связи с вступлением в силу настоящего закона в управления Пенсионного фонда поступает много вопросов о том, кто и при каких условиях получает право на «вторую» пенсию.

Рассмотрим данную ситуацию более подробно.

В первую очередь право на установление страховой части приобретают те военные пенсионеры, которые получают пенсии за выслугу лет или по инвалидности по линии силовых ведомств и продолжают работать в гражданских учреждениях, являясь застрахованным лицом в соответст-вии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». При этом наличие у военных пенсионеров льготной выслуги лет (за службу в особых условиях: в удаленной либо особой местности, участие в боевых действиях и пр.) не учитывается.

Второе условие - обязательное достижение гражданином общеустановленного пенсионного возраста. И третье - человек должен иметь не менее пяти лет страхового стажа, в котором не учитываются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет согласно Закону № 4468-1. Другими словами, до начала службы или после того, как человеку назначили пенсию по выслуге лет, он должен проработать как минимум пять лет с обязательным перечислением за него работодателем страховых взносов, которые будут отражены на его индивидуальном лицевом счете.

Если же военный пенсионер получает зарплату неофициально и его работодатель не отчисляет страховых взносов, то и страховая часть трудовой пенсии формироваться не будет. Таким образом, размер страховой части трудовой пенсии находится в прямой зависимости от величины легальной заработной платы и, соответственно, размера страховых взносов -конкретного человека за страховой период. Чем они выше, тем больше пенсия.

Следует учесть, что Закон № 156-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2007 г. Это значит, что для назначения страховой части пенсии военный пенсионер к этому времени уже должен являться получателем пенсии по выслуге лет или инвалидности по линии силовых ведомств, ему уже должно исполниться 55 (60) лет и на этот момент он должен иметь не менее пяти лет иного (не военного) страхового стажа. Для наглядности приведем вопрос, поступивший в одно из управлений Пенсионного фонда (см. Пример 1).

Пример 1

Вопрос пенсионера: в 1990 г. мне была установлена пенсия по выслуге лет. До 2003 г. я продолжал работать на госпредприятии. В 2005 г. мне исполнилось 60 лет. С какого момента я имею право на получение страховой части трудовой пенсии?

Ответ Пенсионного фонда: Обратившийся пенсионер имеет право на получение страховой части трудовой пенсии с 01.01.2007 г. Несмотря на то что право на получение страховой части возникло до этой даты, страховая часть пенсии будет назначена независимо от даты обращения с 01.01.2007 г.

Гражданам, которые приобрели право (достигли пенсионного возраста и выработали трудовой стаж) в период с 01.01.2007 г. по 24.07.2008 г., страховая часть трудовой пенсии по старости назначается независимо от даты обращения, но не ранее, чем со дня возникновения права. А гражданам, которые приобрели право на страховую часть трудовой пенсии после 24.07.2008 г. (после вступления в силу Закона № 156-ФЗ), пенсия -назначается с даты обращения.

Особо необходимо отметить тех военнослужащих, которые по долгу службы пострадали вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных и техногенных катастроф. Эти военнослужащие при выполнении условий, предъявляемых для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, имеют право на получение страховой части пенсии по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Данное положение распространяется на граждан:

  • перечисленных в ст. 30-37 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию -радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
  • перечисленных в пунктах 1-7 ст. 1 Федерального закона от 26.11.1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
  • подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерного испытания на Семипалатинском полигоне (п. 11 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»).
Расчет и получение страховой части трудовой пенсии

Страховая часть трудовой пенсии по старости (Сч) устанавливается на условиях и в порядке, предусмотренных Законом о трудовых пенсиях, и рассчитывается по формуле:

Сч = ПКч / Т1 ,

где ПКч - сумма расчетного пенсионного капитала2 застрахованного лица, учтенного за период со дня назначения ему пенсии за выслугу лет до дня, с которого указанному лицу устанавливается доля страховой части -трудовой пенсии;

а Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты страховой части трудовой пенсии по старости по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится установление страховой части трудовой пенсии. В соответствии со ст. 32 Закона о трудовых пенсиях начиная с 01.01.2002 г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на шесть месяцев до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год до достижения 19 лет (228 месяцев).

Говоря о расчете страховой части трудовой пенсии по старости, необходимо пояснить, каким образом стаж влияет на размер страховой части. За период работы до 01.01.2002 г. размер страховой части зависит от среднемесячного заработка и продолжительности стажа. Соответственно, чем больше стаж, тем выше страховая часть пенсии. За период работы после указанной даты размер страховой части зависит от суммы страховых взносов, учтенных на лицевом счете застрахованного лица. Чем больше страховые взносы, тем больше страховая часть трудовой пенсии.

Для назначения страховой части трудовой пенсии необходимо подать заявление в территориальное управление Пенсионного фонда РФ по месту жительства. Те граждане, кто не имеет подтвержденного регистрацией места жительства на территории РФ, подают заявление в территориальное управление Пенсионного фонда по месту своего пребывания. Российские граждане, выехавшие на постоянное место жительства за пределы территории РФ, подают заявление в департамент по пенсионному обеспечению граждан, проживающих за границей, Пенсионного фонда РФ. Заявление о назначении страховой части трудовой пенсии по старости может быть подано в любое время после возникновения права на нее. Заявление может быть принято территориальным управлением Пенсионного фонда и до наступления возникновения права на получение страховой части трудовой пенсии по старости, но не ранее чем за месяц до возникновения данного права.

Пример 2

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

  • удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству (паспорт или иные документы);
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • о страховом стаже (трудовая книжка, справка о работе и иные документы);
  • о среднемесячном заработке за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 г. на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями или государственными (муниципальными) органами (по установленной форме). За 2000-2001 гг. документы о заработке не представляются, при этом органами Пенсионного фонда среднемесячный заработок исчисляется по данным индивидуального (персонифицированного) учета, имеющимся в базе ПФР;
  • об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии указанных фактов);
  • справка силового ведомства установленного образца о периодах службы, работы и иной деятельности, учтенных при определении размера пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности (см. Пример 2);
  • о способе доставки страховой части трудовой пенсии по старости через выплатную организацию (почтовое отделение, отделение банка и др.).

Если при обращении военнослужащего к заявлению о назначении страховой части трудовой пенсии им приложены не все необходимые документы (в том числе справка силового ведомства), то в соответствии с п. 3 ст. 19 Закона о трудовых пенсиях орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает обратившемуся лицу разъяснение о том, какие документы он должен представить дополнительно. Если недостающие документы будут представлены не позднее трех месяцев со дня получения разъяснения, днем обращения за страховой частью трудовой пенсии считается день приема заявления.

Можно ли заранее узнать размер будущих выплат?

Как правило, при обращении граждан в управления Пенсионного фонда чаще других задают вопрос о том какой будет доплата, можно ли сразу узнать ее размер. Можем сказать, что на этот вопрос сотрудники Пенсионного фонда заранее однозначный ответ дать не могут. Сумма выплат индивидуальна для каждого пенсионера. Расчет производится специалистами после подачи всех необходимых документов. Рассмотрим основные положения, на которых основывается данный расчет.

Итак страховая часть трудовой пенсии по старости (Сч) -рассчитывается по формуле:

Сч = ПКч / Т.

Согласно ст. 30 Закона о трудовых пенсиях размер расчетного -пенсионного капитала (ПК) рассчитывается по формуле:

ПК = (РП - БЧ) × Т,

где РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для -застрахованных лиц в соответствии с действующим законодательством;

БЧ - размер базовой части трудовой пенсии по состоянию на 01.01.2002 г. (450 руб. в месяц);

Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с п. 5 ст. 14 и п. 1 ст. 32 Закона -о трудовых пенсиях.

Расчетный размер трудовой пенсии (РП) определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет (300 месяцев), и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (240 месяцев), по формуле:

РП = СК × ЗР / ЗП × СЗП,

где ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 01.07.2001 г. по 30.09.2001 г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством РФ;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной -продолжительности (25 и 20 лет), но не более чем на 0,20.

Для пояснения приведем практические примеры расчета страховой части трудовой пенсии (см. Примеры 3 и 4).

Пример 3

За назначением страховой части трудовой пенсии обратился военный пенсионер, возраст - 60 лет, страховой стаж - 5 лет, общий трудовой стаж за период до 01.01.2002 г. - 2 года. Пенсионным фондом в данном случае производится расчет пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002 г., после чего учитываются страховые взносы.

Стажевый коэффициент (СК) составляет: 0,55.

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица (ЗР) к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (за фактический период работы) (ЗП): 1,2.

Среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 01.07.2001 г. по 30.09.2001 г. (СЗП): 1 671 руб.

Расчетный размер трудовой пенсии (РП) равен: 0,55 × 1,2 × 1 671 = 1 102,86 руб.

Ожидаемый период выплаты на 2007 г. (Т): 144 + 5 × 6 = 174 месяца.

Отношение фактического стажа (24 месяца) к требуемуму -(300 месяцев)3: 0,08.

Размер расчетного пенсионного капитала (ПК) на 01.01.2002 г. составит: (1 102,86 - 450) × 174 × 0,08 = 9 087,8112 руб.

При этом сумма расчетного пенсионного капитала (ПКч) по состоянию на 01.01.2007 г. с учетом индексации пенсионного капитала в период с 2003 по 2007 гг. составит: 9 087,8112 × 1,307 × 1,177 × 1,114 × 1,127 × 1,062 = 18 639,95 руб.

Сумма уплаченных страховых взносов: 125 000 руб. С учетом поступивших страховых взносов размер страховой части трудовой пенсии (Сч) -по состоянию на 01.01.2007 г. будет равен:

Сч = ПКч / Т = (18 639,95 + 125 000)/174 = 825,51 руб.

В период с 01.01.2007 г. по настоящее время производилась следующая индексация страховой части:

  • по состоянию на 01.04.2007 г. - 825,51 × 1,092 = 901,45 руб;
  • по состоянию на 01.02.2008 г. - 901,45 × 1,12 = 1 009,63 руб;
  • по состоянию на 01.04.2008 г. - 1 009,63 × 1,075 = 1 085,35 руб;
  • по состоянию на 01.08.2008 г. - 1 085,35 × 1,08 = 1 172,18 руб.

За назначением страховой части трудовой пенсии обратился военный пенсионер, возраст - 60 лет, страховой стаж - 5 лет, после увольнения из вооруженных сил работал в период с 01.01.2003 г. по 15.12.2008 г. В данной ситуации при расчете страховой части учитываются только страховые взносы. Общая сумма страховых взносов за указанный период - 156 000 руб. Размер страховой части трудовой пенсии (Сч) по состоянию на 01.01.2007 г. будет равен: Сч = ПКч / Т = 156 000/174 = 896,55 руб. Дальнейшее изменение величины страховой части будет производиться за счет индексации таким же образом, как и в Примере 1.

В заключение заметим, что пенсионная система - развивающийся социальный институт. Он требует постоянного совершенствования и обновления. И принятый Закон № 156-ФЗ еще раз подтверждает это. Пенсионное законодательство должно непрерывно изменяться с учетом обстоятельств, затрагивающих те или иные вопросы реализации пенсионных прав российских граждан.

1 П. 5 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях.

2 Расчетный пенсионный капитал - учитываемая в порядке, определяемом Правительством РФ, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии (ст. 2 Закона о трудовых пенсиях). Правила учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утверждены постановлением Правительства РФ от 12.06.2002 г. № 407.

NEW: Для трудоустройства

На высокооплачиваемую работу подготовка к тестированию на соответствие квалификации (очно, дистанционно, в записи). Быстро, недорого, качественно.

Реальная экономия и защита бизнеса. Все изменения 2019 г. в налоговом планировании и контроле (20-21 мая 2019 г., г. Москва, зачет часов ИПБ)

Для категории военнослужащих существует особый порядок и необходимые требования для оформления пенсионных начислений. Выйти на заслуженный отдых можно в связи с достижением определенной выслуги или получив вред здоровью в ходе исполнения служебных обязанностей, что повлекло инвалидность человека. На величину пенсионного обеспечения военных напрямую влияет размер денежного довольствия, состоящий из окладов за должность и звание, а также иных выплат, полагающихся данной категории служащих.

В чем особенность пенсий военных пенсионеров?

Социальные выплаты такого плана осуществляет Министерство обороны РФ. Основные виды пенсионных выплат для военных выражаются в пенсиях за соответствующую выслугу лет и за полученную инвалидность. Они назначаются при наступлении особых условий, устанавливаемых ФЗ №4468-1 от 12.02.1993г (далее – Закон).

Часто граждане после увольнения из рядов ВС продолжают трудовую активность, организовывают свой бизнес, занимаются образовательными или охранными услугами. Это не противоречит ст. 57 Закона, которая определяет, что какой бы доход не имел бывший военнослужащий, включая поступления от предпринимательства, оплату за работу и иные источники, он вправе рассчитывать на пенсию от ведомства в полном объеме, включая начисления для неработающих граждан.

При соответствии гражданина установленным требованиям для начисления выплат по достижению определенного возраста, он может не только получать обеспечение от силовых структур, но и страховую по старости без зафиксированного размера.

Вторая пенсия

Право на выдачу социальных выплат регламентировано нормативными актами:

  • ФЗ-166 от 17.12.2001г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;
  • ФЗ-400 от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях»;
  • ФЗ-173 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ».

Кому и когда положена?

Для получения второй пенсии необходимо выполнение следующих условий:

  1. Достижение соискателем возраста 60 лет. До наступления этой даты страховая пенсия бывшему военному не назначается ни при каких условиях.
  2. Наличие необходимого размера трудового периода. С 2014 года необходимый стаж увеличивается ежегодно на один. Начиная с 2014 года требовался пятилетний стаж, в 2015 – 6, в 2016 – 7, в 2017 – 8 и далее до 2024 рассчитывается по такому же принципу, далее увеличение не предусмотрено. Далее с 2015 года необходимо наличие индивидуального коэффициента в размере не менее 6,6 и дальше увеличивать на 2,4 каждые 12 месяцев до максимального значения – 30. Получается, что к 2016 году такой коэффициент составляет 9, а в настоящем году – 11,4. Такой показатель вычисляется, как отношение пенсионных накоплений отслужившего лица, куда входят стаж, уровень зарплаты и величина взносов, к размеру пенсионного балла, устанавливаемого каждый год Правительством РФ. В 2015г. она составляла 64,1 руб., в 2016 – 74,27, в 2017г. – 78,58.

Как рассчитать?


Положениями ФЗ-400 с 2015 года определяется методика вычисления пенсии в соответствующей системе ОПС. Она основывается на балльной структуре. Выплата формируется из страховой, накопительной и фиксированной частей. Последняя составляющая определяется Правительством и от итогами рабочей деятельности никак не обусловлена.

Другие формируются из накопительного капитала работника, увеличивающегося за счет перечислений организации, в которой он работал. Они копятся на личном счете претендента (СНИЛС). Оценивается страховая доля пенсии персональным показателем – баллом, устанавливаемым нормативным актом. Их количество, заработанное за год вычисляется следующим образом:

ГПК = ССП: ССМ*10,

В котором:

ССП – сумма страховых перечислений;

ССМ – суммарное отчисление в размере 16% от зарплаты;

10 – условная величина.

Помимо этого, устанавливаются показатели, учитывающие наступление определенных условий:

  • Присмотр за особой категорией лиц – несовершеннолетним, малолетним инвалидом, 1 группы;
  • Прохождение службы по призыву и др.

СПст = ИПК*СПБ,

Где:

ИПК представляет собой суммарный личный показатель за весь страховой наработанный стаж.

СПБ – цена за один балл, установленная для периода оформления социальной выплаты.

Такая система действительна только с 2015г., а до такого момента баллы вычислялись через отношение:

ПК = СЧ: СПБ,

Где ПК – суммарный коэффициент, складывающийся на конец 2014 года,

СЧ – страховая доля пенсионной выплаты за такой же временной промежуток;

СПБ – денежная составляющая 1 балла на 1.01.2015г., что составляет 64,1 руб.

ВАЖНО! Бывшим военнослужащим фиксированная часть второй пенсии законодательно не устанавливается.

НАПРИМЕР

Военнослужащий покинул ряды ВС в 2001 году. Далее он вышел на работу по контракту в компанию. В 2016 году он отпраздновал 60-летний юбилей и получил право на пенсионную выплату по старости.

Период его работы составил с 2007г. девять лет, это превысило необходимый стаж на семь лет. Его средняя зарплата составила 24 тыс. руб. В ПФ РФ было перечислено 414720 руб.

Его годовой коэффициент составил:

414720: 9 = 46080 руб.

Самый максимальный облагаемый размер взносов составляет 796 тыс. руб. Платежи с него составляют 127360 рублей. Отсюда:

ГПК = (46080: 127360) *10 = 3, 618

Суммарный ИПК будет равен 3, 618 * 9 = 32, 562.

Умножив стоимость ПБ в 2016г. – 74, 27 р. на их кол-во получим 74, 27 * 32, 562 = 2418.

Индексация страхового пенсионного обеспечения

В России бывшие военнослужащие рассчитывают на индексацию пенсионных выплат на 2% в октябре текущего года, однако точной информации об этом нет, так как до сих пор не выпущены соответствующие правовые нормы. Раньше обсуждая этот вопрос, властные структуры предполагали такую возможность, связывая её с наполнением бюджета. Также в 2017 году уже были проиндексированы пенсионные выплаты в феврале на 5,4% и марте на 0,38%. Но получающие пенсии отметили, что после проведения процедуры пенсии подросли незначительно.

Последнее октябрьское увеличение социальных выплат для военных проводился в 2015г., после этого такой вид поддержки был приостановлен.

Как считать страховую пенсию военному пенсионеру?

Самостоятельный расчет страховых выплат – проблема не из легких. Для этого потребуется узнать величину своего ИПК, вычисляя его каждый год и складывая в единую сумму.

Еще его можно рассчитать по итогам 12 месяцев, ведь работодатель ежемесячно направляет в ПФ РФ до 22% з/п своего сотрудника. Из этой величины 6% перечисляются в часть пенсионного фонда, из которого платятся фиксированные суммы лицам, получающим страховые пенсионные накопления.

Остальную величину можно разделить:

  • 16% направить на создание страховой пенсии лица;
  • 10% перечислить в страховую часть, 6% - накопительную.

В конце года можно узнать в ПФР размер полученного накопления, поступающего на личный счет обратившегося. Его потребуется разделить на величину страховых взносов, а полученную цифру умножить на 10, получая интересующий коэффициент.