Смешанное вскармливание грудничка: суть и основные правила организации. Какие бывают смеси? Искусственное и смешанное вскармливание

Смешанное и искусственное вскармливания грудного ребенка нежела­тельны, особенно до возраста 3 месяцев малыша, поэтому каждая мамочка должна непременно сделать все возможное, чтобы хотябы в первые 3 ме­сяца жизни, малыш получал только грудное молоко. Переводить детей на смешанное и искусственное вскармливание вынуждают многие обстоятельства, такие например как нару­шение функции грудных желез с ослаблением или полным отсутствием продукции молока, серьезные хронические заболевания кормящей женщины.

К смешанному вскарм­ливанию приходится прибегать и при недостаточной кало­рийности молока, недоношенности, расстройствах питания (гипотрофии), малокровии, а также при экссудативном диатезе у ре­бенка.

При смешанном вскармливании 50-70% объема су­точного рациона составляет грудное молоко, 50-30% - различные молочные смеси или заменители женского мо­лока. Искусственно вскармливаемый ребенок совсем не получает грудного молока с первых недель жизни или получает его очень мало (20% суточного объема пищи и даже меньше).

Вначале мы расскажем об основных продуктах, кото­рые используются для замены материнского молока, а за­тем остановимся на принципах и правилах смешанного и искусственного вскармливания.

Заменитель грудного молока

Заменители женского молока можно разделить на три группы:

  • Первая группа является простыми молочными смесями: В-рис, «Здоровье», В-греча, В-овес, «Крепыш».
  • Вторая группа- принадлежит ферментативным (кислым) смесям: кефир, «Биолакт», «Ма­цони», «Нарине».
  • Третья группа - адаптированные смеси, являющиеся лучшими заменителями грудного молока: Малютка, Виталакт, Пре-нутрилак, Пре-НАН, Пре-нутрилон, Фрисопре.

Простые молочные смеси В-рис, В-гречка, В-овес го­товятся из обычного коровьего молока, которое разводится отварами рисовой, гречневой и овсяной круп (2 части мо­лока разводят 1 частью отвара). Однако в этих смесях чересчур велико содержание кальция и углеводов и сни­жено количество жиров, аминокислот, витаминов, железа. Их допустимо применять в течение непродолжительного времени и при отсутствии лучших заменителей грудного молока. Сухие молочные смеси «Крепыш» и «Здоровье» обладают такими же качествами.

Ферментативные продукты имеют некоторые преиму­щества перед обычными молочными смесями. Они умень­шают брожение в кишечнике, способствуют вытеснению болезнетворных микробов, улучшают выделение пищева­рительных соков. Типичный кислый продукт - кефир. Де­тям первых трех месяцев жизни кефир дают не цельный, а разведенный рисовым, гречневым или овсяным отварами (2 части кефира разводятся 1 частью отвара). Более цен­ным продуктом для детей первых месяцев жизни являет­ся «Биолакт». Он содержит ряд аминокислот, витаминов, ферментов и микроэлементов. Белок «Биолакта» легко усваивается организмом ребенка. Смесь «Биолакт-2» дополнительно обогащена витаминами и микроэлементами. Кислые смеси особенно полезны детям с расстройствами пищеварения (запор, понос итд).

Однако наиболее приемлемы для смешанного и искус­ственного вскармливания грудного ребенка такие замени­тели женского молока, как Малютка, Виталакт, Пре-нутрилак, Пре-НАН, Пре-нутрилон и Фрисопре. Особенность этих смесей состоит в том, что в них невелико содержание белка и кальция, имеются не­заменимые аминокислоты и жирные, кислоты, полноцен­ные углеводы, различные витамины и микроэлементы. Белки этих смесей по свойствам приближаются к белкам материнского молока и легко усваиваются.

Смесь Пре-нутрилак, Пре-НАН, Пре-нутрилон и Фрисопре предназначены для вскармливания недоношенных детей в возрасте до 6 месяцев. Чтобы получить готовый для использования продукт, берут 6 ложечек сухой смеси и разводят ее в 180 мл теплой воды, а затем взбалтывают 30 секунд. В теплом виде приготовленную перед самым кормлением жидкую смесь и дают ребенку. Малютка 1, Малыш 1, НАН, Нутрилон, Нестожен, Фрисо на­значается детям после второго месяца жизни. Виталакт и Биолакт хорошо переносятся новорожденными, даже не­доношенными детьми, поэтому их можно применять в ка­честве прикорма с первых недель жизни ребенка.

Правила смешанного и искусствен­ного вскармливания

Общие принципы и правила смешанного и искусствен­ного вскармливания можно кратко сформулировать сле­дующим образом.

  1. Проконсультируйтесь с вашим педиатром . С помощью семейного врача мамочка составляет ра­цион для своего малыша, находящегося на смешанном или ис­кусственном вскармливании. В поликлинике проводится контрольное взвешивание крохи до и после однократ­ного грудного кормления, уточняется количество молока, полученного им в процессе кормления. Установив объем необходимого дополни­тельного питания и его характер, мамочка после каждого корм­ления грудью дает малышу молочную смесь. Начинается прикармливание с введения небольших порций смеси (2- 3 чайных ложки), а через 4-6 дней, когда ребенок уже привыкает к смесям, можно 1-2 грудных кормления пол­ностью заменить ими.
  2. Объем пищи и число кормлений новорожденного . Объем пищи и число кормлений (7-6-5) в тече­ние суток такие же, как при естественном вскармливании. Желательно в первые же месяцы жизни удлинять на 30 минут промежутки между кормлениями по сравнению с теми, которые рекомендуются в случае естественного вскармливания, так как смеси перевариваются в желудке малыша медленнее, чем грудное мо­локо, и дольше задерживаются в нем. Для наглядности можете заглянуть в материал посвященный режиму ребенка до года.
  3. Соски и бутылочки для новорожденных . Смесь дают из соски или из ложечки, которую луч­ше применять, когда количество вводимой пищи неболь­шое. Для новорожденных приобретают бутылочки со специальной соской 0+ (с маленьким отверстием), тем самым, предназначенные для определенной возрастной категории, чтобы сосательные движения ребенка были ак­тивными, а смесь поступала равными тонкими струйками, как при грудном кормлении. Соска должна быть упругой и не очень длинной, желательно с имитацией материнского соска. Перед каждым кормлением ее обяза­тельно моют, а затем кипятят. До следующего кормления соска сохраняется в стерильных условиях. Смесь готовит­ся непосредственно перед кормлением и дается ребенку в теплом виде. Чтобы подогреть смесь, ее вместе с буты­лочкой погружают в умеренно горячую воду на 5-7 ми­нут. Перед кормлением проверяют, не слишком ли смесь горяча (ее температура должна находиться в пределах 38-40°С).
  4. Консервативность не всегда залог здоровья. Нельзя долго кормить ребенка одной и той же сме­сью, если он не прибавляет в весе. Не рекомендуется так­же быстро заменять одну смесь другой, если у младенца несколько ухудшился стул.
  5. Подбор оптимальных смесей . Важно учитывать индивидуальную реакцию груд­ного ребенка на искусственное и смешанное вскармлива­ние, подбирать оптимальные для него объемы смеси, а также количество других продуктов питания.
  6. Введение прикорма при смешанном и искусственном вскармливании . Собственно эту тему мы уже в деталях обсуждали в нашей предыдущей статье «Полезные советы по поводу того как начинать прикорм ребенка на естественном вскармливании ». Но вкратце подытожим, что при смешанном и искусственном вскармливании все виды прикорма вводятся в диету ребенка в те же сро­ки, что и в обычных случаях. Однако мясные блюда вклю­чают в рацион на месяц раньше, чтобы с полугода преду­предить дефицит железа, аминокислот и витаминов.
  7. Витамин Д3 (D3) при искусственном вскармливании. В смесях Малютка, Малыш, Виталакт, Нестожен, НАН, Фрисо есть витамины А и О. Поэтому детям, которые получают их, витамин D3 (Д3), с целью профилактики рахита дают только с 6 месяцев по той же схеме, что и при естественном вскарм­ливании.

Если же ребенка вскармливают другими смесями (молочными и молочнокислыми), витамин Д3 и раститель­ное масло начинают давать на втором месяце жизни, а все виды прикорма вводятся на 15-30 дней раньше, чем обычно.

Видео как перевести ребенка на искусственное либо смешанное вскармливание. Как вводить прикорм детям на искусственном вскармливании. На все вопросы отвечает врач диетолог-гастроэнтеролог Е. Гордеева.

Редакция сайт желает крепкого здоровья Вам и Вашим деткам.

Лаура Брест специально для

10. Вскармливание детей первого года жизни. Естественное, искусственное и смешанное вскармливание. Режимы и правила.

Правильное вскармливание детей раннего возраста – это не только гармоничное развитие и рост малыша, но и закладка фундамента его здоровья и устойчивости к инфекционным заболеваниям и неблагоприятным факторам окружающей среды.Самое большое внимание родители должны уделять вопросам питания детей первого года жизни. Это связано главным образом с особенностями их организма (отсутствие запаса питательных веществ, несформированные обменные процессы и неразвитый механизм защиты), что затрудняет процесс усвоения полезных веществ, поступающих с пищей.Разговор о питании детей первого года жизни необходимо начать с рассмотрения 3 основных видов вскармливания: естественного, искусственного и смешанного.

2.Естественное вскармливание

Естественное(грудное) вскармливание- форма питания новорождённого ребенка, является единственным физиологически адекватным питанием новорождённого и грудного ребёнка.

Естественным называется вскармливание ребенка грудным молоком. Женское молоко является уникальным и наиболее сбалансированным продуктом питания для ребенка первого года жизни; Состав грудного молока каждой матери точно соответствует потребности именно ее малыша в различных веществах: белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах; Материнское молоко содержит особые вещества – ферменты, способствующие перевариванию и усвоению белков, жиров и углеводов; В молоке матери присутствуют иммуноглобулины и иммунные клетки, защищающие ребенка от большинства инфекционных заболеваний: кишечных инфекций, инфекционного гепатита, дифтерии, столбняка и других;

2.1. Преимущества женского молока:

1. Женское молоко полностью лишено антигенных свойств, в то время как белки коровьего молока обладают резко выраженной антигенной активностью, что способствует появлению и усилению аллергических реакций у грудных детей.

2. Общее количество белка в грудном молоке значительно меньше, чем в коровьем, по структуре он близок белкам клеток ребенка. В нем преобладают мелкодисперсные фракции, частицы грубодисперсного белка казеина в несколько раз мельче, чем в коровьем молоке, что обеспечивает створаживание грудного молока в желудке более нежными хлопьями и тем самым более полное его переваривание.

3.Женское молоко содержит такое уникальное вещество как таурин – серосодержащую аминокислоту, обладающую нейро-активными свойствами. При искусственном же вскармливании неизбежно возникают белковые перегрузки, так как в коровьем молоке содержится в три раза больше аминокислот. Эти перегрузки сопровождаются интоксикацией, поражением почек из-за нарушения обменных процессов.

4. Женское молоко, особенно молозиво, выделяющееся в первые 3-4 дня, очень богато иммуноглобулинами, особенно класса А, причем 90% приходится на секреторный IgA, который играет фундаментальную роль в местном иммунитете желудочно-кишечного тракта новорожденных. Лейкоциты грудного молока синтезируют интерферон: в нем содержится большое количество макрофагов, лимфоцитов. Уровень лизоцима в 300 раз выше, чем в коровьем молоке. В нем содержится антибиотик лактофелицин. Благодаря этому естественное вскармливание обеспечивает становление иммуно-биологической защиты грудного ребенка, в связи с чем заболеваемость и смертность детей, находящихся на грудном вскармливании, значительно ниже, чем при искусственном.

5. Количество жира в женском и коровьем молоке практически одно и то же, но имеется значительная разница в его составе: в грудном молоке содержится в несколько раз больше ненасыщенных жирных кислот. Расщепление жира у грудных детей начинается в желудке под влиянием липазы грудного молока; оно стимулирует появление активной кислотности в желудке, способствует регуляции эвакуаторной функции желудка и более раннему выделению панкреатического сока. Все это облегчает переваривание и усвоение жира, отдельные компоненты которого входят в состав клеток всех тканей и биологически активных веществ, расходуются на миелинизацию нервных волокон, обеспечивая повышенную потребность в жирах ребенка 1-го года жизни.

6. Углеводы в грудном молоке содержатся в относительно большом количестве. Они в значительной степени определяют микробную флору кишечника. В их состав входит В-лактоза (до 90%), которая вместе с олигоаминосахаридами стимулирует рост нормальной флоры с преобладанием бифидобактерий, подавляя тем самым пролиферацию патогенных микроорганизмов и кишечной палочки. Кроме того, В-лактоза участвует в синтезе витаминов группы В.

7. Исключительно богато женское молоко различными ферментами: амилазой, трипсином, липазой (липазы в грудном молоке больше, чем в коровьем почти в 15 раз, амилазы – в 100 раз). Это компенсирует временную низкую ферментатив-ную активность ребенка и обеспечивает усвоение довольно большого объема пищи.

8. Важное значение для растущего организма имеет минеральный состав пищи, содержание в ней биоэлементов. Концентрация кальция и фосфора в грудном молоке ниже, но усвоение их в два раза лучше, чем из коровьего. Поэтому при естественном вскармливании дети гораздо легче и реже болеют рахитом. Содержание биоэлементов (натрий, магний, хлор, железо, медь, цинк, кобальт, сера и др.) в грудном молоке оптимально и соответствует потребностям ребенка. В грудном молоке содержится в четыре раза меньше натрия, чем в коровьем. Избыточные нагрузки натрием могут быть причиной вегетососудистой дистонии с колебаниями артериального давления в период полового созревания, а также более тяжелых и более частых кризов при гипертонической болезни взрослого.

9. Грудное молоко отличается от коровьего более высоким содержанием и более высокой активностью витаминов, в частности витамина Д, что также способствует профилактике рахита.

10. Показано, что при естественном вскармливании в дальнейшем лучше половая потенция, выше фертильность.

11. При естественном вскармливании закладываются пожизненно закрепленные отношения к матери, ее последующее влияние на поведение ребенка, а также формируется будущее родительское поведение.

2.2.Режим и техника естественного вскармливания.

Важную роль в становлении лактации у родившей женщины играет время первого прикладывания ребенка к груди, которое в настоящее время рекомендуется осуществлять сразу же после рождения, непосредственно в родильном зале в первые 30-60 минут после родов с учетом состояния новорожденного и роженицы. Раннее прикладывание к груди положительно сказывается на состоянии и матери и ребенка, ускоряет начало выработки молока, увеличивает его продукцию. Важно подчеркнуть, что первые порции материнского молока (молозиво) содержат значительные количества иммуноглобулинов и других защитных факторов, в связи с чем их поступление в организм ребенка обеспечивает повышение устойчивости младенца к инфекциям и другим неблагоприятным внешним факторам, с которыми он сталкивается сразу же после рождения.

Другим ключевым фактором обеспечения полноценной лактации является режим свободного вскармливания новорожденного, при котором дети сами устанавливают интервалы между кормлениями, что может быть достигнуто при совместном пребывании матери и ребенка в одной палате.

В настоящее время следует признать существенно большую эффективность "свободного" вскармливания или, иначе, вскармливания по "требованию ребенка", под которым понимают прикладывание ребенка к груди столько раз и в такое время, в какое требует ребенок, включая ночные часы. Частота кормления зависит от активности рефлекса новорожденного и массы тела при рождении. Новорожденный ребенок может "требовать" от 8-10 до 12 и более прикладываний к груди за сутки. Длительность кормления может составлять 20 минут и более. К концу первого месяца жизни частота кормлений обычно снижается (до 7-8 раз), а длительность кормления уменьшается. Ночные кормления при свободном вскармливании новорожденных детей не исключаются: от ночных кормлений ребенок должен отказаться сам. Свободное грудное вскармливание способствует становлению оптимальной лактации и установлению тесного психоэмоционального контакта между матерью и ребенком, что очень важно для правильного эмоционального и нервно-психического развития младенца.

Важное значение имеет правильная техника кормления грудью. В первые дни после рождения можно кормить детей в одно кормление одной грудью. После "прихода" молока можно кормить ребенка каждое кормление из обеих грудей, так чтобы кормление заканчивалось из той груди, с которой начиналось кормление.

Кормить следует в удобной для матери позе, в спокойной обстановке. Наиболее удобное положение сидя так, чтобы ребенок находился в вертикальном положении (профилактика попадания воздуха в желудок малыша). В ночное время и при невозможности кормить малыша сидя, можно кормить лежа на боку. Желательно, чтобы при кормлении ребенок имел возможность максимально тесно контактировать с матерью (контакт "кожа к коже", "глаза в глаза"). При таком тесном контакте происходит не только формирование привязанности ребенка к матери, но и дополнительная гормональная стимуляция лактации, что особенно важно как при ее становлении в первые дни и недели после родов, так и при временном уменьшении лактации в связи с так называемыми лактационными кризами.

3.Смешанное вскармливание

Смешанное вскармливание – это система кормления ребенка, в которой докорм смесью производится наравне с питанием грудью без четкого режима (по требованию), при этом объем смеси занимает не более половины всего объема питания.

·недостаточный набор веса

·недоношенность;

·болезнь мамы, прием ею медикаментов, несовместимых с грудным вскармливанием;

·жизненная ситуация: маме необходимо работать или учиться.

Режим питания при смешанном вскармливании индивидуален и в большей степени зависит от того, какую часть питания малыш получает с грудным молоком, а какую – со смесью.

Главное правило смешанного вскармливания – это предлагать малышу смесь только после кормления грудью. При этом докорм не является отдельным кормлением. В этом случае предполагается, что у мамы молока достаточно и докорм вводится лишь в небольших количествах. Каждое кормление малыша тогда начинается с прикладывания к груди, что стимулирует усиление лактации. Если же сначала давать малышу смесь, то он вполне может отказаться брать грудь по причине сытости или потому, что это значительно сложнее, чем пить из бутылочки. Режим питания соответствует режиму при грудном вскармливании, то есть грудь малышу дается по требованию. Если же после прикладывания к груди мама видит, что малыш не наелся, то докармливает его смесью.

Вариант обязательного прикладывания к груди, а затем при необходимости докармливание смесью – наиболее приближенный к грудному вскармливанию вариант смешанного вскармливания. Но, к сожалению, не всегда и он бывает возможен.

Если грудного молока не хватает на весь день, приходится чередовать кормление грудью и кормление из бутылочки. Наибольший прилив молока у мамы бывает утром, а к вечеру при сильном снижении лактации его практически не остается. В этом случае одно кормление полностью или два-три кормления частично заменяются смесью. Режим питания должен быть относительно фиксированным: смесь не рекомендуют давать малышу чаще, чем через 2 часа после предыдущего кормления. Чаще всего заменяют смесью кормление перед ночным сном, тогда ребенок наедается и крепко, спокойно спит.

Если мама вынуждена работать или учиться, то во время ее отсутствия малыша кормят смесью, а в остальные кормления он получает грудное молоко.

3.1.Правила смешанного вскармливания

1.Докорм(искусственную смесь) следует давать только после прикладывания ребенка к обеми грудным железам и после полного их опорожнения, даже при минимальном количестве молока. Это делается из-за того, что в начале кормления у ребенка наиболее выражен аппетит и он активно состет грудь. Если же вначале дать искусственную смесь, то во-первых Вы не знаете в каком колечестве ее дать, а во-вторых, после удовлетворения аппетита ребенок не захочет сосать грудь, так как это гораздо сложнее чем есть из бутылочки.

В случае социально-бытовых условий, когда мама вынуждена отсутствовать в течении определенного количества времени или при лечении некоторых заболеваний матери можно прибегнуть к следущему способу кормления. Ребенок в течении дня 2-3 раза получает искусственную смесь, а остальные кормления грудное молоко;

2.Докорм лучше давать из ложечки (есили его объем не очень большой), так как более легкое поступление смеси из бутылочки может способствовать тому, что ребенок откажется от гуди. При большом объеме докорма как привило используют бутылочку. Бутылочка должна быть с достаточно упругой соской с мелкими отверстиями (чтобы ребенок прилагал усилия во время сосания);

3.Режим питания. Наиболее оптимальным является свободный режим вскармливания. Но можно кормить ребенка и по графику, в этом случае частота кормления может быть уменьшена на одно кормление по сравнению с естественным вскармливанием;

4.Смесь, бутылочки, соски должны быть стерильными. Температура готовой смеси - 37-38 грудусов;

5.Прикорм при смешанном вскармливании вводиться на 2-3 недели раньше, чем при естественном вскармливании.

Для расчета потребностей ребенка в пищевых ингредиетнах учитывают возраст ребенка, к какому виду вскармливания приближено питание (искусственному или естественному), вид применяемой смеси (адаптированная, неадаптированная).

3.2.Существуют 2 метода введения докорма:

1. Классический метод - ребенок в каждом кормлении прикладывается к груди, а затем докармливается смесью до необходимого объема.

2. Метод чередования - ребенок прикладывается к груди через кормление и полностью покрывает необходимое количество пищи женским молоком; и через кормление необходимое количество молока покрывается искусственной смесью.

4.Искусственное вскармливание

Искусственное вскармливание - это вид кормления, при котором малыш на первом году своей жизни не получает маминого молока и питается только искусственными смесями.

Искусственное вскармливание может применяться, если у матери совсем нет молока или ребенок по каким-то причинам не может или не хочет пить материнское молоко.

4.1.Правила искусственного вскармливания

1.Искусственное вскармливание предусматривает систематический расчет энергетической ценности пищи, содержания белков, жиров и углеводов при каждом его изменении в связи с тем, что на искусственном вскармливании возможно как недокармливание ребенка, так и его перекорм. Показателем пригодности смеси являются данные нормального развития ребенка.

2.Объем пищи в сутки при искусственном вскармливании должен соответствовать объему естественного вскармливания.

3.Проводить искусственное вскармливание рекомендуется адаптированными молочными смесями «Малютка». «Малыш», «NAN» и др., которые по своему составу максимально приближены к женскому молоку. Неадаптированные молочные смеси в настоящее время в питании детей практически не используются.

4.Смеси дают всегда только свежеприготовленными и подогретыми до температуры 35-40°С. Отверстие соски должно быть не слишком большим, молоко должно вытекать через него из опрокинутой бутылочки каплями. Категорически запрещается готовить смеси на длительные промежутки времени.

5.Бутылочку при кормлении держат под таким углом, чтобы горлышко ее было все время заполнено смесью во избежание заглатывания ребенком воздуха.

4.2.Режим

первая неделя жизни – 7-10;

1 неделя – 2 месяца – 7-8;

2-4 месяца – 6-7;

4-9 месяцев – 5-6;

9-12 месяцев- 5.

4.3.Наиболее распространенными ошибками при искусственном вскармливании являются:

Слишком частые изменения в пище. Замена одной смеси другой должна производиться при аллергических реакциях, длительном прекращении увеличения массы тела, отказе ребенка от этой смеси. Даже грудной малыш имеет право иметь свои вкусы и не всегда согласен с тем, что ему предлагают;

Ограничение диеты и перевод ребенка на новую смесь при малейшем ухудшении стула;

Назначение кисломолочных смесей в больших количествах, особенно в первые 7 дней жизни, хотя они легче переносятся малышами со скрытой лактазной недостаточностью и обладают антибиотической активностью. Однако при вскармливании только кисломолочными смесями отмечается нарушение обмена веществ.

4.4.При кормлении ребенка молочной смесью рекомендуется соблюдать следующие правила:

1. Готовьте ее непосредственно перед кормлением в предварительно простерилизованной посуде.

2. В процессе разведения смеси руководствуйтесь прилагаемой к упаковке или напечатанной прямо на ней инструкцией.

3. Разводите ее водой, предназначенной специально для детского питания: она не содержит никаких вредных веществ.

4. Перед тем как дать смесь малышу, обязательно проверьте ее температуру: она должна соответствовать температуре тела.

Искусственное и смешанное вскармливание

Искусственное вскармливание вводится в тех случаях, когда у матери полностью отсутствует молоко или состояние ее здоровья не позволяет кормить ребенка грудью. Однако, учитывая, что в первые 3 месяца особенно важно естественное вскармливание, в таких случаях до введения искусственного необходимо попытаться обеспечить ребенка донорским женским молоком. При искусственном вскармливании ребенок полностью переводится на питание молочными смесями, производимыми на основе коровьего молока. Лучше заменять грудное молоко смесями из коровьего постепенно.

Смешанным принято называть такое вскармливание , когда в первые шесть месяцев жизни ребенка его рацион состоит как из грудного молока, так и из молочных смесей. Причиной может быть развивающаяся гипогалактия (недостаточная продукция молока) у матери. Задача врача в таких случаях выяснить степень выраженности гипогалактии и предпринять меры, способствующие увеличению количества грудного молока. В каждом случае необходимо учитывать, сколько грудного молока ребенок получает от матери. Для этого ребенка в течение 1-2 суток взвешивают до и после каждого кормления. Недостающее количество грудного молока восполняют смесями. Докорм надо давать лишь в строго необходимом количестве и с таким расчетом, чтобы объем и калорийность пищи соответствовали потребностям ребенка.

При переходе на смешанное вскармливание важно стремиться к тому, чтобы грудное молоко все-таки оставалось основным в питании ребенка. Введение докорма само по себе может способствовать уменьшению количества грудного молока, поэтому докорм необходимо давать после прикладывания к груди. После того как ребенок привыкнет к смесям, их можно давать как самостоятельное кормление, чередуя с кормлениями грудью. Режим питания при смешанном вскармливании остается таким же, как и при грудном. При искусственном вскармливании рекомендуется более ранний переход на пятиразовое кормление с длительными промежутками между отдельными кормлениями, так как чужеродная пища дольше задерживается в желудке. Объем пищи, как и при естественном вскармливании, зависит от возраста и веса ребенка.

Смешанное и искусственное вскармливание - не редкость в наше время. Почему мамы вынуждены бросать ГВ или ограничивать ребенка в пребывании у груди? Иногда для этого есть веские причины, но чаще страхи мамы и осуждения близких людей и врачей.

«Мало молока », - такой вердикт слышала, наверное, каждая вторая мама. «Начни смешанное вскармливание и спроси у врача сколько смеси давать и какую лучше». Выводы о количестве молока у кормящей мамы делают обычно на основании следующих наблюдений за ребенком.

1. Часто сосет грудь. Это означает молочный криз у мамы. Ситуация очень распространенная, естественная и разрешимая. Нужно просто продолжать кормить ребенка. И в течение максимум 7 дней все нормализуется, и малыш начнет просить грудь реже.

2. Плохо спит ночью. Многие дети, независимо от типа питания, часто просыпаются по ночам до 1-2 лет. Так устроена их нервная система. Кроме того, причин для частых пробуждений много. Не только голод. Возможно, ребенку не нравится постельное белье, матрасик кажется неудобным, кроватка слишком тесной. Или в комнате сухой воздух и очень душно. Кстати, качественное проветривание и открытая форточка ночью очень помогают наладить детский сон.

3. Слишком часто кричит, капризничает. До 3-4 месяцев жизни практически все дети страдают кишечными коликами. Обычно их отличают по следующим признакам - ребенок начинает кричать, не успокаивается по 1-2 часа каждый день примерно в одно и то же время. Например, перед ночным сном. В этом случае ему уж точно не поможет смешанное вскармливание, а доктор Комаровский советует просто пережить это время - больше носить ребенка на руках, прикладывать к его животику теплую пеленку, делать массаж животика, но только не кормить слишком часто грудью.

4. Сосет грудь, но через некоторое время бросает ее и кричит. Осмотрите ротик малыша. Такое может быть при кандидозе (молочнице) в полости рта у ребенка или стоматите.
Если же ребенок поджимает ножки, когда бросает грудь, какает или пукает, это у него болит живот. Количество молока здесь ни при чем. Возможно, проблемы в недостатке у ребенка фермента лактаза в кишечнике. Это проходит с возрастом и после введения прикорма. Иногда для улучшения самочувствия ребенка, перед кормлением ему нужно давать пить этот фермент в виде биологически активной добавки.

5. Грудь кажется пустой. Особенно по вечерам. Это происходит из-за гормональных скачков и усталости женщины. Однако то, что грудь кажется пустой, совсем не означает, что, если ребенок начнет сосать, он не получит молоко. Пустая грудь - обманчивое впечатление.
Кроме того, такая мягкая грудь - это абсолютная норма при установившейся лактации.

6. Ребенок мало набирает в весе. В норме малыши первых месяцев жизни набирают от 600 граммов в месяц. Но и 500 граммов - это абсолютная норма. Если же за первый месяц ребенок набрал менее 500 граммов, но при этом выглядит здоровым и развит по возрасту, маме сначала нужно попытаться увеличить продукцию у себя молока. И только если из этого ничего не получится, подумать про смешанное вскармливание новорожденных и детей первого года жизни. Как показывает практика и статистика, если мама хочет кормить ребенка грудью - все наладится. Если же внутри нее что-то этому противится - не за горами искусственное вскармливание.

7. Сцеживается совсем мало молока. Правильно сцеживаться - не просто. Многие женщины просто «теребят» соски, делая себе больно. Молоко не идет, и отсюда делают вывод, что его нет или мало. Но сколько сцеживается молока - отнюдь не показатель его количества в молочных железах. Чтобы хорошо сцеживаться, нужен навык. В среднем 10 дней ежедневных сцеживаний.

8. Малое количество мочеиспусканий. 8 и менее в сутки. Это один из довольно конкретных признаков нехватки питания. Обычно вместе с этим у ребенка наблюдается редкий и плотный стул, а сама моча имеет резкий запах, похожий на ацетон.

9. Контрольное взвешивание показало, что ребенок высосал молока меньше нормы. Если ребенок питается по требованию, не по графику, то он может высасывать разное количество молока. Информативным данный подсчет будет только, если взвешивать ребенка после каждого кормления в течение суток. Тогда будет понятно, сколько точно он высосал молока.
Узнать, сколько нужно молока в сутки вашему ребенку, можно у своего педиатра. Есть разные формулы для вычисления.
Ориентировочно, к концу первого месяца жизни это 90 грамм на 1 кормление. К концу второго - 120 грамм на 1 кормление. К концу третьего - 150 грамм. При этом, чем крупнее ребенок родился, тем больший объем молока ему нужен. Однако ребенок младше 6 месяцев не должен выпивать более 1 литра в сутки. А ребенок 6-12 месяцев - более 1,1 литра в сутки.

Если в вашей груди есть хоть капля молока, это значит, лактацию можно постараться наладить. Обязательно давайте сосать грудь ребенку. Причем желательно почаще. Грудь должна быть первоочередной. Смесь - после того, как ребенок пососет минут 15-20 одну грудь и столько же другую. За это время должно произойти насыщение. После грудного кормления предложите смесь. Сделайте ее небольшое количество. Например, грамм 40-60 на первый раз и посмотрите, сколько высосет ребенок.

Более точно рассчитать смесь для смешанного вскармливания получится, если в течение 1-2 суток проводить контрольные взвешивания ребенка, подсчитать точное количество высасываемого молока. Затем отнять это количество от усредненной нормы. И полученное количество граммов поделить на количество кормлений. Например, на 7 или 8. При этом очень желательно, чтобы более половины рациона, хотя бы процентов 70 все же составляло грудное молоко. Лактация при смешанном вскармливании должна быть сохранена. А в идеале, если мама находится постоянно с ребенком, постепенно нужно полностью вернуться на гв.

Очень важно подобрать хорошую соску для бутылочки. Жидкость из нее должна вытекать не струйкой, а капельками. Ребенок будет высасывать смесь медленно, что сравнимо с сосанием «полупустой» груди. И таким образом будет снижен риск полного отказа от груди.

Докорм смесью при смешанном кормлении крайне нежелательно осуществлять в ночные часы. Если ребенок просыпается ночью от голода - дайте ему грудь. Ведь именно при ночных кормлениях активнее всего вырабатывается гормон лактации - пролактин.
И в течение дня как можно чаще предлагайте ребенку грудь. Устанавливать режим питания при смешанном вскармливании нежелательно, так как это еще больше сократит количество молока у мамы. Кроме того, ребенок на смешанном вскармливании обязательно должен сосать грудь. Если нет необходимости, давать сцеженное грудное молоко не следует. Конечно, так проще контролировать количество съеденного, понятно, сколько давать смеси, но количество грудного молока становится все меньше и меньше.

Нужно ли давать воду при смешанном вскармливании ? Предлагать - обязательно. Считается, что в воде у ребенка нет потребности только в первые 28 дней жизни. И то, если температура воздуха в помещении нормальная, умеренная влажность, а малыш здоров и не температурит. Запор у новорожденного при смешанном вскармливании , кстати, часто бывает следствием именно недостатка влаги в организме. Давать пить малышу можно кипяченую воду или так называемую «изюмную» (запаривать столовую ложку промытого изюма в стакане воды). Считается, что такая вода полезнее просто кипяченой, поскольку изюм обогащает ее полезными микроэлементами. В том числе калием - положительно воздействующим на кишечник малыша.

Первый прикорм при смешанном вскармливании дают в 6 месяцев. Обычно к этому возрасту детки уже могут сидеть и имеют пищевой интерес. Если малыш плохо набирает в весе, то первым прикормом становятся безмолочные каши - в течение месяца вводятся рисовая, гречневая и кукурузная. Можно давать каши коробочные из отдела готового детского питания или варить самостоятельно из перемолотых в кофемолке круп, муки соответствующего злакового или просто готовую кашу измельчать блендером и (или) перетирать через сито.
Если вес ребенок набирает нормально, то нужно начинать прикорм с однокомпонентных овощных пюре - из кабачка, цветной капусты или брокколи. Готовить овощи можно самостоятельно. Перед подачей ребенку измельчать блендером. Или покупать готовые пюре в баночках.

После введения овощей и каш, ребенку дают мясо (обычно в возрасте 8 месяцев), затем творог и фрукты. Ну, а ближе к году меню ребенка дополняется рыбой и кефиром.

Преимущества и недостатки смешанного вскармливания

Начнем с преимуществ.

1. Можно покормить где угодно в любое время года. Если летом это не имеет принципиального значения, так как одежда легкая, открытая, можно незаметно покормить где-нибудь в парке, а вот осенью или зимой в общественном месте только бутылочка выручит.

2. Лучше спит ночью. Когда ребенок хорошо покушал, а смесь очень питательна, то он дольше спит ночью без пробуждений.

3. Есть абсолютная уверенность, что ребенок не голоден. А потому, если он плачет, то родители начинают искать причину этого и не списывают все на голод.

4. Можно отлучиться из дома. Если в случае исключительно грудного вскармливания нужно как минимум сцедить бутылочку молока, то в случае докармливания смесью необходимости сцеживаться нет, ведь можно дать малышу искусственное питание.

А это минусы смешанного вскармливания , и их гораздо больше, чем плюсов.

1. Угасание лактации. Чем больше смеси дает мама ребенку, тем меньше он сосет грудь, и тем меньше у нее приходит молока. И если сразу же не прикладывать усилия к возвращению на исключительно грудное вскармливание, количество смеси, скорее всего, будет с каждой неделей увеличиваться, пока молоко у мамы не исчезнет. Практика показывает, что почти все мамочки, кормящие «смешанным образом», рано или поздно переходят на полностью искусственное вскармливание.

2. Атопический дерматит. Коровье и козье молоко, соя - основа всех искусственных смесей, это аллергены. У многих деток вызывают сыпь на лице и теле. В отличие от грудного молока. На него у ребенка аллергии не будет, если мама сама часто и помногу не употребляет аллергены в пищу.

3. Колики. У детей, кушающих смесь, чаще возникают боли в животе. Даже в случае употребления дорогой адаптированной смеси. Тем не менее, со временем организм ребенка приспосабливается к такому типу питания.

4. Неудобство и трата времени на приготовление смеси, мытье и кипячение бутылочек. По крайней мере, в первое время, пока не приспособились. Хотя мамочки на форумах активно делятся советами, как ускорить процесс приготовления смеси ночью, с вечера отсыпая нужное количество смеси и оставляя теплую кипяченую воду в термосе. Такие простые действия помогут сэкономить массу времени.
Ну и бутылочки можно не кипятить уже со второго месяца жизни ребенка. Достаточно их мыть с использованием безопасных детских средств.

5. Отказ от груди. Если ребенок сосет смесь из бутылочки, велик риск того, что он потом не захочет сосать грудь. Поэтому, если количество докорма не велико, лучше давать его из ложечки или шприца без иглы.

6. Финансовые затраты. Если покупать дорогую смесь, то в месяц придется потратить не одну тысячу рублей. Правда, с введением прикорма необходимость в грудном молоке и смеси будет снижаться, а параллельно с этим и денежные траты.

7. Запор. Часто возникает у деток, которых докармливают неадаптированной или частично адаптированной молочной смесью. Чтобы запор не мучил вашего малыша, при выборе смеси руководствуйтесь следующими правилами:

  • покупайте смесь по возрасту (единичка для деток до 6 месяцев, двойка - с 6 до 12 месяцев);
  • показатель белка не выше 1,6 г/100г для детей первого полугода жизни и 2,5 г на 100 г для тех, что старше;
  • жирность - 3,5% (частично молочные жиры заменены растительными);
  • соотношение кальция к фтору - 2 к 1, так они лучше усваиваются;
  • замена коровьего белка (казеина) сывороточным, лучшее соотношение - 40% казеина к 60% сыворотки.

Плюсов смешанного вскармливания значительно меньше, чем минусов, но это в сравнении с грудным вскармливанием. Однако, если выхода нет, лучше оставить ребенка хотя бы частично на ГВ, а не переводить полностью на искусственное вскармливание.

Мы разобрали, как правильно кормить новорожденного на смешанном вскармливании . А в конце еще один совет - ни в коем случае не докармливайте ребенка цельным или разведенным коровьим молоком! Или водой с разведенной в ней манкой. Да, так раньше делали женщины, но только потому, что в магазинах не было детских смесей. Неадаптированные коровьи и козьи продукты способны вызвать серьезные нарушения пищеварения и негативные кожные реакции у грудничка. Цельное молоко можно использовать только при приготовлении каш детям старше 6 месяцев. А цельным поить - после года. В количестве не более 200 граммов в сутки.

Кефир можно давать детям так же в количестве не более 200 граммов в сутки с 8 месяцев.


Смешанное вскармливание – это сочетание кормления ребенка первого года жизни грудным молоком (не менее 1/5 суточного объема) и адаптированными детскими молочными смесями.

При искусственном вскармливании грудное молоко либо полностью отсутствует, либо его доля составляет менее 1/5 в суточном рационе ребенка.

Введение докорма или перевод ребёнка на полное искусственное вскармливание должны быть строго обоснованными и могут осуществляться только в том случае, когда весь арсенал средств, направленных на профилактику гипогалактии и стимуляцию лактации, оказывается неэффективным. В таких случаях в питании детей важно использовать адаптированные молочные смеси, созданные с учетом современных требований к их составу.

Перевод ребенка на искусственное вскармливание, особенно в первые месяцы жизни для него далеко не безразличен, являясь своеобразным «метаболическим стрессом». Ни одна даже самая современная искусственная смесь не может являться полноценной заменой материнского молока. В связи с этим максимальное внимание врачей и среднего медицинского персонала должно уделяться правильному выбору «заменителей» женского молока с учетом индивидуальных особенностей здоровья, физического развития и аппетита

Существует несколько видов адаптированных молочных смесей (рис. 1):

Для детей первых 5–6 месяцев жизни - «начальные» или «стартовые» смеси;

Для детей второго полугодия жизни - «последующие» смеси;

Смеси от «0 до 12 месяцев» могут применяться на протяжении всего первого года жизни ребенка.

Состав «начальных» смесей максимально адаптирован к физиологическим потребностям и особенностям обмена веществ и пищеварения детей первых месяцев жизни. В последнее время наблюдается тенденция к снижению уровня белка в современных молочных продуктах с целью его количественного приближения к таковому в женском молоке. Это стало возможным благодаря улучшению качества белкового компонента. Так, в большинстве «начальных» смесей количество белка составляет 1,4-1,6 г/100 мл, а минимальный уровень - 1,2 г/100 мл (содержание белка в 100 мл женского молока составляет 0,9-1,2 г).

Белковый компонент таких продуктов представлен смесью легкоусвояемых сывороточных белков, с полным набором заменимых и незаменимых аминокислот. Однако их количество, соотношение не могут соответствовать этим параметрам материнского молока. Соотношение сывороточных белков и казеина в детских молочных смесях последнего поколения составляет 60:40 или 50:50, причем наиболее оптимальным является соотношением - 70:30. Все адаптированные молочные смеси обогащены таурином, в состав некоторых дополнительно введены отдельные аминокислоты и a-лактальбумин. Все большее количество искусственных смесей содержит в своем составе нуклеотиды.

Рис. 1. Характеристика современных адаптированных молочных смесей

Жировой компонент женского молока значительно отличается от такового коровьего молока. В первую очередь это связано с наличием в нем незаменимых ПНЖК, чрезвычайно важных для правильного роста и развития ребенка, формирования центральной нервной системы, адекватного иммунного ответа. Состав жирового компонента «начальных» смесей приближен к уровню липидов женского молока. С этой целью в них вводятся растительные масла, богатые полиненасыщенными жирными кислотами. Соотношение линолевой и a-линоленовой жирных кислот в смесях последнего поколения приближается к таковому в женском молоке, составляя 10:1. Для улучшения усвоения жира в молочную смесь вводят небольшое количество природных эмульгаторов (лецитина, моно- и диглицеридов), которые способствуют образованию мелких жировых глобул и более легкому усвоению жира. В состав большинства смесей вводят также L-карнитин, способствующий ассимиляции жирных кислот на клеточном уровне. Современной тенденцией является обогащения смесей длинноцепочечными полиненасыщенными жирными кислотами (арахидоновой и докозагексаеновой), которые являются предшественниками эйкозаноидов (простагландинов, тромбоксанов, лейкотриенов), необходимых для миелинизации нервных волокон, дифференцировки клеток сетчатки глаза, участвующих в формировании и стабилизации клеточных мембран и др.

В качестве углеводного компонента используется, в основном, лактоза или ее комбинация с мальтодекстрином (до 25%), обладающим бифидогенным действием и снижающим осмолярность продукта. Ряд продуктов содержит галакто- и фруктоолигосахариды, обладающие пребиотическими свойствами и способствующие избирательному росту в кишечнике индигенной флоры, преимущественно бифидобактерий («Нутрилон»). Продукты «Сэмпер Бифидус» и «Тема 2» содержит лактулозу, также являющуюся пребиотиком, послабляющий эффект которой клинически доказан.

Соотношение кальция и фосфора в смесях находится в диапазоне 1,5:1 – 2,0:1, что обеспечивает правильное развитие костной ткани и предупреждает появление рахита. Оптимальным является соотношение 2:1. Предусматривается также оптимальное соотношение калия и натрия, равное 3:1. Для улучшения усвоения железа и его использования в процессах кроветворения очень важно наличие в продукте достаточного количества аскорбиновой кислоты (5 – 10 мг в 100 мл), а также оптимальное соотношение железа и цинка – 2:1 и железа и меди – 20:1, поскольку при таком балансе не происходит нарушение всасывания этих микроэлементов.

Уровень витаминов в адаптированных молочных смесях превышает таковой в женском молоке в среднем на 15-20%, так как их усвояемость из коровьего молока более низкая, чем из женского. При этом большое внимание уделяется достаточному введению витамина D, участвующего в процессах обмена кальция и минерализации костной ткани. Его содержание в 100 мл готовой смеси составляет 40 – 50 МЕ. Во все смеси добавлены витамины группы В, витамин Е, обладающий антиоксидантной активностью, витамин А, принимающий участие в иммунных реакциях организма, а в некоторые смеси введен b-каротин.

Содержание белка, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов в смесях должно соответствовать отечественным («Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», СанПиН 2.3.2.1078-01, п. 3.1.1.1.) и международным (Codex Alimentarius Commission of FAO/WHO; European Society or Paediatric Gastroenterology, Hepatology and Nutrition, Директива ЕС 1996 г) стандартам для адаптированных молочных смесей.

Важным показателем адекватности смеси физиологическим особенностям детей первого года жизни является ее осмолярность (сумма растворимых компонентов, определяющих ее осмотическое давление). Избыточная осмолярность смеси может создать дополнительную нагрузку на энтероциты слизистой оболочки тонкой кишки и незрелые почки ребенка и поэтому не должна превышать 290- 320 мОсм/л.

«Последующие» смеси, в отличие от «начальных», содержат более высокое количество белка (1,5 – 1,8 г в 100 мл). Преобладание сывороточных белков над казеином уже не является обязательным, но при составлении композиции белкового компонента все большее число производителей отдают предпочтение преимущественному содержанию сывороточной фракции. Продукты для детей этой возрастной группы содержат весь необходимый набор витаминов и минеральных веществ в соответствии с рекомендуемыми нормами потребления и отличаются более высоким содержанием железа, кальция, цинка по сравнению с «начальными» смесями. Поскольку у детей к 4 - 5 месяцам жизни, полученные внутриутробно запасы железа истощаются, требуется дополнительное введение в смесь этого важного микронутриента (1,1 – 1,4 мг железа в 100 мл.).

Смеси «от 0 до 12 месяцев» используются в питании детей на протяжении всего первого года жизни. В белковом компоненте могут преобладать как сывороточные белки, так и казеины, причем в данном случае казеиновая основа продукта подвергается специальной технологической обработке, облегчающей ее переваривание и усвоение.

В ряд сухих пресных смесей введены пробиотики: бифидо- и лактобактерии, являющиеся основной физиологической флорой кишечника ребенка («Нутрилак Бифи», «НАН 2», «ХиПП 1» и «ХиПП 2»). Современные технологии позволяют обеспечивать сохранность микроорганизмов в продукте на протяжении всего срока годности.

Кроме сухих адаптированных молочных смесей, существуют аналогичные им по составу жидкие продукты, как пресные, так и кисломолочные. Их использование имеет несомненные преимущества: они готовы к употреблению, исключается неправильная дозировка порошка, гарантировано качество используемой воды. Однако их производство налажено только в Европейской части России, поэтому целесообразно наладить выпуск таких продуктов на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

В настоящее время в питании грудных детей широко и успешно используются адаптированные кисломолочные продукты. Для их приготовления подбираются специальные штаммы лактобактерий (Lactobacillus rhamnosus (LGG), Lactobacillus acidofilus, и болгарская палочки), бифидобактерий (Bifidobacterium Lactis Bb12, Bifidobacterium bifidum, Bifidobacterium infantis) и термофильный стрептококк. Закваски могут быть монокомпонентными и комбинированными. Кисломолочные продукты, содержащие бифидо- и лактобактерии, относятся к числу продуктов с пробиотическими свойствами.

В процессе молочнокислого брожения продукты приобретают ряд важных свойств: в них снижается уровень лактозы, накапливаются бактерицидные вещества, молочная кислота, происходит частичное расщепление молочного белка, что облегчает переваривание продукта и его усвоение, а также несколько снижается антигенность белкового компонента.

Адаптированные кисломолочные смеси могут вводиться в питание детей, наряду с пресными детскими молочными смесями, с первых недель жизни. В то же время кефир и другие неадаптированные кисломолочные продукты недопустимо вводить в питание детей первого полугодия. В настоящее время они используются, начиная с 8 месяцев.

В рационе ребенка первых месяцев жизни возможно комбинировать адаптированные пресные и кисломолочные смеси в соотношении 2:1 - 1:1, особенно при нарушениях процессов пищеварения и риске развития алиментарно-зависимых заболеваний. Применение только кисломолочных смесей (особенно с высокой кислотностью) может вызвать срыгивания, отказ ребенка от продукта, определенные сдвиги в кислотно-щелочном состоянии. В настоящее время появились современные сухие кисломолочные смеси («Нутрилак кисломолочный», «НАН кисломолочный») с более низкой кислотность, что позволяет использовать их в качестве основного продукта питания.

Алгоритм выбора смеси

При выборе смеси, наиболее адекватной для вскармливания ребенка, следует учитывать:

Для детей первых 4–6 месяцев жизни - «начальные» или «стартовые» смеси;

Возраст ребенка. В первые 2-3 недели жизни предпочтительнее назначать пресные, а не

кисломолочные заменители женского молока. В последующем возможно сочетание

адаптированных пресных и кисломолочных смесей 1:1, либо 2: 1;

Степень адаптированности смеси. Чем меньше возраст ребенка, тем в большей степени он нуждается в максимально адаптированных смесях. Это «стартовые» или «начальные» - смеси, предназначенные для детей от 0 до 5-6 месяцев жизни. В первом полугодии жизни можно использовать смеси «от 0 до 12 мес.» с 5-6 мес. назначаются «последующие» формулы;

Функциональные возможности желудочно-кишечного тракта;

Социально-экономические условия семьи. Все дети грудного возраста должны получать современные адаптированные молочные продукты. Дети из социально незащищенных семей должны получать питание бесплатно (адресная поддержка);

И ндивидуальную переносимость смеси. Ребенок выбирает смесь по вкусу.

Критерием правильного выбора смеси является хорошая толерантность ребенка к данному продукту: ребенок с удовольствием ест смесь, у него отсутствуют диспепсические расстройства (срыгивания, рвота, жидкий, плохопереваренный стул или запоры), проявления атопического дерматита, дефицитные состояния (железодефицитная анемия, гипотрофия, паратрофия и др.).

Среднесуточные нормы физических потребностей в основных пищевых веществах и энергии и способы расчета необходимого суточного количества пищи приведены в приложениях 1 и 2.

Материалы для данной главы также предоставлены: к.м.н. Лукояновой О. Л. (Москва), к.м.н. Капрановой Е. И (Москва)