Принципы работы с детьми в детском саду. "принципы работы в доу"
Актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) , утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17. 10. 2013г., определяет одним из основных принципов образовательных отношений личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых: родителей (законных представителей) , педагогических и иных работников Организации и детей. Соответственно, меняется роль самого педагога, родителей и детей в системе дошкольного образования. В этой связи видится острая необходимость создания условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Цель данной статьи направлена на рассмотрение организации в дошкольном образовании партнерской деятельности взрослого с детьми, которая предусмотрена в соответствии с требованиями ФГОС ДО (далее - Стандарт) .
Взаимодействие взрослого и ребенка происходит преимущественно в двух социальных институтах – в семье и детском саду, и осуществляется несколькими способами:
– ребенок непосредственно включен в совместную деятельность со взрослыми;
– ребенок наблюдает за деятельностью взрослых;
– взрослый передает знания и образцы культуры в готовом виде, ребенок пассивно их воспринимает.
Сегодня хорошо известно, что последний способ образования (прямое обучение) не годится для дошкольника. Ситуация, когда учебная деятельность определяется мотивами взрослых, а собственные интересы ребенка остаются в стороне, приводит к ряду негативных последствий. Этот факт находил неоднократное подтверждение в психологических концепциях развития личности (А. Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) , в психолого-педагогических образовательных системах (П. П. Блонский, О. Декроли, Дж. Дьюи, Н.А. Короткова) .
В соответствии с требованиями Стандарта, образовательная деятельность должна строиться таким образом, чтобы ребенок становился субъектом собственной активности, чтобы его целенаправленная и осознанная деятельность служила основным средством его собственного развития. Это подразумевает внедрение инновационных форм осуществления образовательного процесса, пересмотр отношений взрослый – ребенок.
Следовательно, меняется и роль самого педагога в системе образования.
Педагог должен превратиться в профессионала, который научит ребенка самостоятельно получать знания, поможет развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению, и сам будет при этом являться субъектом организованной деятельности наравне с детьми.
Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выполняет роль партнера, а не учителя.
Что же такое «партнерство» ? Партнерство - англ. partnership; Совместная деятельность, основанная на равных правах и обязанностях, направленная на достижение общей цели. Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности.
Партнерские отношения взрослого и ребенка в детском саду и в семье являются разумной альтернативой двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению, и образованию, основанному на идеях «свободного воспитания» .
Организация непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля поведения воспитателя.
Партнерская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с учительской позицией.
Особенности партнерской позиций:
Понятие: партнер - всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением;
Позиция взрослого в пространстве группы: взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе) , в едином пространстве (например, сидящий в круге с детьми за общим столом) . Позиция взрослого динамична (может со своей работой пересесть, если видит, что кто-то особенно в нем нуждается) ; при этом все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга) .
Организация пространства: максимальное приближение к ситуации «круглого стола» , приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании.
Степень свободы: свободное размещение детей и перемещение в процессе деятельности. Разрешено свободное общение (рабочий гул)
Дети могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т.п.
«Чреватость» позиции воспитателя: способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту
Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми сформулировала Н.А. Короткова:
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения) ;
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства) ;
- открытый временной конец образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе) .
Ежедневно необходимо учитывать время для совместных игр взрослых с детьми, причем инициатива в этих играх должна принадлежать воспитанникам, а педагогам следует ее всячески поощрять. Также в режиме дня должно быть предусмотрено время для проведения профилактических мероприятий, релаксационных и музыкальных пауз.
При организации непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности меняется и положение детей.
- Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. Но это не введение вседозволенности и анархии. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим. Это свобода выбора между деятельностями и их содержанием, а не между деятельностью и ничегонеделанием.
- Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости. По ходу работы дети могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие их вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь, совет и т.п.
- Дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое дело до конца. Дети, которые закончили работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. В том случае, если ребенок не справился с работой, он может продолжить ее в последующие дни.
То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно. Осмысленность для ребенка предлагаемой взрослым деятельности - главный залог развивающего эффекта.
Как показывает практика, организация совместной партнерской деятельности вызывает у педагогов ДОУ определенные трудности, например, недостаточное овладение технологией организации такой деятельности, а именно создание мотивации, подача нового материала, организация детей, подведение итога.
Здесь перед педагогом встаёт проблемная ситуация – как привлечь детей к совместной деятельности?
И здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей. В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:
Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке» , ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме:
- Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.
- Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.
- Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
- Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.
- По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными. При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.
Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне» .
Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме: Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь. Каждому ребёнку даётся посильное задание. В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.
Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:
- Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.
- Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.
- Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.
- По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.
Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. Создание этой мотивации осуществляется по схеме:
- Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.
- Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.
- Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду. Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.
Использование игровых персонажей. На занятиях с детьми нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости» , «знакомиться» , «давать задания» , «рассказывать увлекательные истории» , могут и оценивать результаты труда детей. Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:
- нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)
- обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом
- обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат
Действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.
Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.
Таким образом, партнерские отношения взрослого и ребенка являются наиболее подходящей формой построения образовательной деятельности в дошкольном детстве.
Библиографический список
- Антология гуманной педагогике. Вып. 1. Выготский Л.С. / Сост. и вступ. ст. А.А. Леонтьева. М., 1996.
- Баршай, В. М. Активные игры для детей: Учебное пособие/ В. М. Баршай. - Ростов–на– Дону «Феникс» , 2001.
- Блонский П.П. избранные педагогические сочинения. М., 1961.
- Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 3- 4 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 2004.
- Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 6- 7 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 1997.
- Кравченко, И. В. Долгова, Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы. Методическое пособие / И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова. - Москва: ТЦ Сфера, 2009.
- Кравченко, И. В. Долгова, Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Методическое пособие / И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова. - Москва: ТЦ Сфера, 2009.
- Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. - Ростов–на–Дону «Феникс» , 2008.
- Скоролупова О.А. Внедрение ФГОС дошкольного образования: Разработка Образовательной программы ДОУ. - М.: издательство «Скрипторий 2003» , 2014. -172 с.
- Сушкова И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Третьяк Н.В., Скоролупова О.А. «О программах дошкольного воспитания» // Дошкольное воспитание. – 2007. - №3.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
Наш педагогический коллектив
Алямкина Ольга Анатольевна - инструктор по физической культуре
Абдуллина Олеся Витальевна - педагог - психолог
Белая Нина Александровна – старший воспитатель
Головина Ирина Викторовна - воспитатель
Горбунова Елена Алексеевна - музыкальный руководитель
Гредасова Анна Владимировна - учитель - логопед
Демидова Ольга Николаевна - воспитатель
Образование: средне - техническое
Стаж работы: 4 года
Педагогическое кредо: «Успешная социализация дошкольника – залог его успешности в школе»
Девиз: По жизни я шагаю, преград не замечаю!
Принципы работы: Не навреди!
Работает над проблемами:Дерябина Елена Викторовна - воспитатель специализированной группы
Дульцева Дарья Владимировна - воспитатель
Образование: средне - специальное
Стаж работы: 4 года
Педагогическое кредо: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он стал счастливым можно».
Девиз: «Плохих детей не бывает. Все дети самые хорошие, умные, добрые на свете»
Принципы работы: Принцип компетентности воспитания, общения, взаимоуважения, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения.
Работает над проблемами: Развитие речевых способностей у детей через развивающую игровую и самостоятельную деятельность.
Иванова Ольга Викторовна - воспитатель
Образование: Высшее
Стаж работы: 3 года
Педагогическое кредо: «Важное качество хорошего воспитателя – любовь к детям»
Девиз: Воспитывая детей – совершенствоваться самой.
Принципы работы: Каждый ребенок индивидуален!
Работает над проблемами: Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с помощью нестандартного оборудования.
Иванова Ольга Михайловна - учитель - логопед
Камарова Нажия Тимергазимовна - учитель – дефектолог
Коренькова Екатерина Владиславовна – учитель-логопед
Коробатова Тамара Петровна - воспитатель специализированной группы
Маленьких Роза Васильевна - воспитатель специализированной группы
Мыльникова Наталья Юрьевна - воспитатель специализированной группы
Радаева Евгения Михайловна – воспитатель
Образование: высшее
Стаж работы: 1 год
Педагогическое кредо: «Секрет детской чистой любви прост:
Они открыты и простодушны.
И для меня лучшая награда -
Их радостная улыбка и слова:
«Вы завтра придете снова?»
Девиз: Воспитывая малышей, совершенствуйся сама!
Принципы работы: Дарить детям доброе, светлое! Помогать малышам ориентироваться в этом нелёгком мире людей и знаний.
Работает над проблемами: Использование современных технологий в развитии творческих способностей у детей через изобразительную деятельность.
Новикова Елена Михайловна – воспитатель
Савкина Надежда Александровна – воспитатель специализированной группы
Квалификационная категория : первая
Образование: средне - специальное
Стаж работы: 34 года
Педагогическое кредо: «Я убеждена, что все дети разные, и каждый из них несет свою индивидуальную миссию. Каждое мгновение соприкосновения с ребенком уникально и неповторимо»
Девиз : Каждый день для ребенка должен стать праздником детства!
Принципы работы : Высшее проявление педагогической успешности – улыбка на лицах детей. Она ничего не стоит, но много дает.
Работает над проблемами: Развитие речевых способностей у детей с особыми образовательными потребностями через развивающую, игровую среду и самостоятельную деятельность.
Суходоева Анастасия Юрьевна – воспитатель
Образование : средне - специальное
Стаж работы: 8 лет
Педагогическое кредо: «Росток, доверенный нам мамой, лелеем, любим и растим!»
Девиз: Наша группа «Пчелки» - большая семья, детям и взрослым мы рады всегда!
Принципы работы: Создание единого пространства «Семья + детский сад», в котором всем уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.
Работает над проблемами: Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста
Тимофеева Лариса Николаевна – учитель – логопед
Тюлькина Елена Алексеевна – воспитатель
Трофимова Татьяна Сергеевна - воспитатель специализированной группы
Образование: высшее
Стаж работы: 1 год
Педагогическое кредо: «С детьми всегда должна быть рядом,
Даря тепло и согревая взглядом,
Их в мир прекрасного вести,
И помнить заповедь - не навреди!»
Девиз: «Никогда не бойся, что у тебя что-то может не получиться - предпринимай, пытайся, дерзай! Ведь если ты будешь бездействовать, шансов, что что-то изменится, не будет вовсе...»
Принципы работы: Всегда в ногу со временем.
Работает над проблемами: Формирование основ педагогического мастерства.Федосова Арина Викторовна – учитель - логопед
Образование: Высшее
Стаж работы: 6 месяцев
Педагогическое кредо: «Красивая и богатая речь – основа продуктивного мышления и развития личности ребенка»
Девиз: Обогащая других, развивайся сам!
Принципы работы: Наглядность и занимательная форма подачи материала.
Работает над проблемами: Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста.
Хасанова Роза Нажатовна – воспитатель специализированной группы
Чикова Галина Александровна – воспитатель специализированной группы
Бондарь Марина Александровна
Основные принципы работы с детьми
В первые годы работы с детьми, для меня было странно, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так элементарно просто и понятно. Это нам, взрослым, понятно, а детям с ограниченными возможностями - нет. Этот урок я освоила не сразу. Поэтому, считаю, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ребенка и вместе с ним совершить восхождение . Это стало первым принципом , которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности.
В общении с детьми, я раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несу им то, что интересно мне. И это должно быть искренне . Любая фальшь будет замечена и способна разочаровать, поранить юные души. Быть честным, искренним - второй мой принцип.
Роль педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию способности ребенка, осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Создание условий для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка – третий принцип комфортности обучения и воспитания.
Умение увлечь воспитанников своим предметом , как мне кажется, и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Это четвёртый принцип моей педагогической работы.
Пятый принцип – формирование стойкой мотивации ребенка к развитию . На своих занятиях я часто разговариваю с детьми на эту тему, желая вызвать у них интерес к получению знаний. Пытаюсь каждому на примерах объяснить, как ему в жизни пригодятся знания, умения и навыки, полученные на моих занятиях.
Таковы мои основные принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе. Среди них нет более или менее важных, главных и второстепенных. Они взаимодействуют и, каждый из них, является отдельным звеном единой системы воспитания и обучения…
МОЙ ПОДХОД К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
Обучение и воспитание детей – это интересный, увлекательный труд, требующий от педагога терпения, творчества, трудолюбия, чувства юмора и профессионализма. А в случае, если этот ребенок с особыми возможностями, все эти качества автоматически умножаются на два. Легко с прилежным ребенком, который горит желанием учиться, но дефектолог не ищет легких путей. Работая с детьми, имеющими различные нарушения в развитии, которым каждый новый шаг дается с большим трудом, я поняла, что именно люди моей профессии, как никто, умеют любить «особых детей». В своей работе я стараюсь найти к каждому ребенку индивидуальный подход, развить у них познавательный интерес, стремление узнавать новое, достигать самостоятельных результатов и радоваться своему маленькому успеху. А я радуюсь вместе с ними, ведь эта наша общая победа. А еще я учусь видеть мир глазами такого ребенка. Специалисты называют это эмпатией - умением проникнуть в чувства другого, поставить себя на его место. Ведь любить ребенка, значит понимать и принимать его таким, каков он есть. Но дефектолог работает не только с детьми. Важно взаимодействовать со всем педагогическим коллективом , в том числе с узкими специалистами – логопедом , психологом. Только наша комплексная и систематическая работа с детьми поможет скорректировать отклонения в развитии, приблизить их к норме. Необходимо наладить связь и с родителями «особых» детей, что порой бывает нелегко. Многие папы и мамы не осведомлены об особенностях развития собственного ребёнка. Часто не хотят слышать и принимать дефекты детей как данность, убеждая дефектолога в обратном, что их ребёнок самый хороший, умный и самостоятельный. Моя задача правильно преподнести нужную информацию, дать соответствующие рекомендации, которые помогут им правильно общаться с ребёнком, оказывать ему посильную помощь. И мне это удается.
https://pandia.ru/text/80/077/images/image004_47.jpg" alt="Описание: J:\DSCN0167.JPG" width="279" height="210">
https://pandia.ru/text/80/077/images/image006_33.jpg" alt="Описание:" align="left" width="260" height="201 src=">
И
Тематический вечер с родителями
на тему: «Мой домашний питомец»
Цель : Приобщить детей, родителей, педагогов к совместной деятельности.
Быть воспитателем, учителем - значит, сквозь годы детства приучать ребенка жить в современном мире и каждый день совершать подвиг, отдавать свои знания и силы воспитаннику. В этой сфере особенно важную роль играет воспитатель в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), которое является первой ступенью приобщения ребёнка к жизни в цивилизованном обществе. Именно детский сад формирует представления ребенка о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, здесь же появляются зачатки общей дисциплины, которые становятся истоками дальнейшего формирования его личности. Об особенностях воспитания детей в садике с ИА «Рес» поделилась человек, посвятивший свою жизнь воспитанию детей, воспитатель ДОУ №2 «Золотой ключик» Людмила Дьякунчак.
- Людмила Николаевна, почему Вы выбрали профессию воспитателя?
- На мой выбор профессии повлияла наш школьный преподаватель русского языка и литературы Марина Валентиновна Куликова. Настолько она доступно и глубоко объясняла, что очень скоро ее предмет стал самым любимым для всего класса. Уже в старших классах я окончательно решила, что пойду по стопам Марины Валентиновны и буду преподавателем. После окончания школы поступила в училище культуры, а после его окончания пошла на факультет филологии нашего вуза. С профессией воспитателя в детском саду я определилась, когда у самой появились дети. Желание более детально узнать об особенностях воспитания в дошкольном учреждении стало решающим в выборе моей дальнейшей деятельности. Воспитание подрастающего поколения, на мой взгляд, – это первоочередная задача не только для преподавателей, но и для всех, кого заботит будущее нашего народа.
Ваши основные принципы работы с детьми? Какие главные качества должен развивать детский сад перед школой у детей?
- В методической и иной литературе прописаны десятки принципов, которыми должен руководствоваться воспитатель, но исходя из моего личного опыта, я могу указать следующие: очень важно любить свою профессию, любить детей и стараться воспитать в каждом ребенке хорошего, порядочного человека. Переступив порог дошкольного образовательного учреждения, ребенок начинает постигать азы поведения в социуме, вырабатывается дисциплина, и здесь очень важно привить детям любовь к окружающему, доброту, терпимость к своим друзьям и относились друг к другу с уважением. У нас проводятся открытые уроки, где мы, воспитатели, можем наглядно все это показать. Недавно мы провели мероприятие посвященное доброте, где приняла участие вся группа. И следует отметить, что и дети и родители были очень рады.
Если этому всему дети не научатся в детском садике, то на следующей ступени - в школе этому их обучить будет труднее. А чтобы был наилучший результат, ребенок должен взаимодействовать не только в садике с воспитателем, но и дома с родителями, так без работы родителей с детьми, воспитание в детском саду не даст нужных плодов.
- Какие они нынешние дошколята?
- Труд воспитателя нелегким был всегда. Я бы не сказала, что нынешние дошколята особо отличаются от предыдущих поколений. Дети всегда были любознательными, нуждающимися в заботе и внимании. Мы со своей стороны даем им не только ласку и внимание, а дети это ощущая, тоже тянутся и ластятся к воспитателю.
Последнее время появляется много методик для дошкольных образовательных учреждений, предполагающих проведение научно - познавательных занятий с детьми. Как Вы к этому относитесь?
-Методики действительно самые разнообразные и это наглядно можно ощутить на курсах повышения квалификации, на которых мы периодически принимаем участие. Скажем, в прошлом году я была на тренингах в Москве, где нас знакомили с новыми федеральными стандартами ДОУ. Чтобы в полной мере эти стандарты поддержать, нужны определенные условия, которых у нас пока нет.
А если в целом говорить о новых методиках, то в основном все новое в этой сфере – это усовершенствованное старое.
- Вы имеете большой педагогический стаж. Как изменились дети и их родители за последние годы?
- Если раньше, лет десять назад, родители с интересом внимали каждому слову воспитателя и взаимодействовали с ними, то сегодня можно сказать, что у многих родителей требований к детскому большие и к тому же забывают о том, что с ребенком надо заниматься и дома. А сели учесть переполненность наших групп, то можно в этом плане и поддержать воспитателей. Есть, конечно, и такие родители, которые всегда помогают, понимают все нюансы нашей деятельности и за это мы им всегда очень благодарны. Еще раз хочется отметить, что без взаимодействия родителей и воспитателей невозможно заниматься воспитанием детей.
- Как Вы представляете идеальный детский сад будущего?
- Одной из важнейших задач детского образовательного учреждения является охрана и укрепление здоровья детей. Родитель доверяет нам самое дорогое, что у него есть – своего ребенка и мы со свое стороны должны сделать все, чтобы он рос здоровым и полноценным гражданином. Обязательно работа должна выстраиваться на принципе «Растим здоровых детей».
В идеальном детском саду должен быть спортивный зал, чтобы детям можно было проводить там занятия, должен быть массажный кабинет, бассейн, свой мини кинотеатр и компьютерное оборудования для каждого ребенка и самое главное – в детском саду должно быть уютно, чтобы дети с удовольствием и радостью ходили туда. При необходимом оборудовании можно детей играя обучать логическому мышлению, потому что именно через игру дети воспринимают все с легкостью. И тогда ребенок вырастет самостоятельным, инициативным, психически и физически здоровым.
- Что бы Вы посоветовали начинающим воспитателям?
- Чтобы быть хорошим воспитателем, нужно любить то, что преподаешь, необходимо любить детей и отдавать им все то, что знаешь сам. Здесь можно сказать словами Конфуция «тот, кто обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем».