"почва-живая земля". Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Почва-живая земля

Воспитатель средней группы:

Епремян К.В.

Дмитруха В.С.


«Знакомство с почвой »

Цель: Формирование представления о роли почвы в жизни растений на Земле.

Задачи:

Формы и методы:

Оборудование:

иллюстрации , символы : воздух, солнце, вода;набор : «образование почвы»:прозрачный сосуд , камни, песок, глина, почва, искусственное растение;: лупа, ложка, стаканчики с камнем-керамзитом, песком, сухой глиной, почвой, влажная салфетка;поднос ;лейка

Ход занятия:

I.Сообщение темы .

Воспитатель: трава, земля).

).

II.Знакомство с почвой

    Образование камней и песка.

Воспитатель: вулканы капать ) и горы-великаны стали понемногу остывать. Ветер стал что делать?(дуть покатились ударялись ) и превращались в песок.

Воспитатель: Возьмите 2 камушка и потрите их друг о друга («поработаем как ветер»). Положите камушки в стаканчик и возьмите лупу. Какого цвета песок? Возьмите ложечку и помешайте песок в стаканчике. Какой он?(рассыпчатый ). Если ветер подует, что с ним будет?(разлетится ).

Воспитатель: в песок).

Образование глины. Рассказ «Образование глины».

Воспитатель: нет дул ); солнце?(грело). глину ).

Воспитатель: «Вода, ветер и солнышко обрадовались: они решили, что посадят в глине цветочек и он вырастет. Проверим? Мы с вами превратимся в глину.

Воспитатель: Вода, ветер и солнышко загрустили: они так старались, сделали песок, а цветок в нем вырос?(нет нет черного землю-почву ).

Угадайте, кто еще принес вкусную черную еду для корешков в почву?

Наблюдение за почвой.

).

Работа с демонстрацией природных объектов «Образование почвы»

Воспитатель:

в плодородную почву ).

Воспитатель: да).

III.Закрепление. Выводы.

Воспитатель: Вспомним, как образовалась питательная почва на Земле, и кто в этом помогал.

Как нужно относиться к почве? (бережно, чтобы она была цветущей). Давайте будем сохранять и беречь нашу планету Земля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ МО детский сад № 221 г. Краснодар

Воспитатель средней группы:

Епремян К.В.

Дмитруха В.С.

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского сада на тему
«Знакомство с почвой»

Цель: Формирование представления о роли почвы в жизни растений наЗемле.

Задачи:

  • познакомить с длительным и сложным процессом образования почвы и ролью почвенных организмов в ее плодородии;
  • создать условия для развития интереса к исследовательской деятельности;
  • ·воспитывать стремление ценить и беречь плодородную почву,

Формы и методы:

репродуктивный; опыты с природными материалами; наблюдение; беседа; демонстрация природных объектов «Образование почвы»; игра-демонстрация «Угадай почвенное животное»; метод экологической эмпатии, метод экологической ассоциации.

Оборудование:

иллюстрации , с имволы : воздух, солнце, вода; набор : «образование почвы»: прозрачный сосуд , камни, песок, глина, почва, искусственное растение; набор резиновых подземных обитателей;наборы для опытов : лупа, ложка, стаканчики с камнем-керамзитом, песком, сухой глиной, почвой, влажная салфетка; поднос ; лейка с водой; видеофрагмент «Почвенные организмы»); аудиофрагменты «Звуки ветра и воды-дождя»; видеомагнитофон; магнитофон;

Ход занятия:

I. Сообщение темы . Организационный момент «Приветствие-рукопожатие».

Воспитатель: Сегодня на занятии по экологии мы познакомимся с удивительным миром природы! Скоро наступит лето и на даче или в лесу можно будет гулять, бегать босиком. А что у вас под ногами? (трава, земля). Земля, по-другому называется «почва».

Сегодня мы узнаем, что такое почва, как она образовалась, и даже сами попробуем узнать, как происходит ее образование! А помогут нам в этом – наши помощники. Послушайте и скажите, чьи это звуки? (аудиозапись звуков дождя и ветра; на доске помещаются символы солнца, воды и ветра-воздуха ).

Сейчас на нашей планете поют птички, цветут цветы, деревья! Красиво! Но так было не всегда, потому что почвы не было!

II.Знакомство с почвой

  1. Образование камней и песка.

Воспитатель: Давным-давно жили у нас на планете одни только горы-великаны, и любили они играть в такую игру – кто выше всех и дальше выбросит из себя горячие камни. И летали вокруг одни только горячие камни! А что это были за горы-великаны? (вулканы ). Тогда решили вода и ветер горы-великаны успокоить: вода стала на вулканы что делать? (капать ) и горы-великаны стали понемногу остывать. Ветер стал что делать? (дуть ) и горы-великаны еще больше стали остывать. А солнышко посмотрело на их работу и решило, что они так совсем заморозят горы и решило немного погреть. Долго они так работали: вода капала, ветер дул, а солнышко грело; и стали они замечать, что огромные горы-великаны стали распадаться на большие и маленькие камни. И ветер решил с камушками поиграть – он на них подул и они, что сделали? (покатились ), а когда катились друг о друга что? (ударялись ) и превращались в песок.

Опыт «Получаем песок из камней»

Воспитатель: Возьмите 2 камушка и потрите их друг о друга («поработаем как ветер»). Положите камушки в стаканчик и возьмите лупу. Какого цвета песок? Возьмите ложечку и помешайте песок в стаканчике. Какой он? (рассыпчатый ). Если ветер подует, что с ним будет? (разлетится ).

Работа с демонстрацией природных объектов «Образование почвы»

Воспитатель: Давайте проведем опыт, как образовалась почва на нашей планете. Возьмите стаканчики с камешками, высыпьте их в стеклянный сосуд. Верхние камешки ветер превратил во что? (в песок). Возьмите стаканчики с песком и высыпьте на камни, Посмотрите, как много песка появилось на планете.

Подвижная игра-опыт «Выращиваем цветок в песке»

Метод экологической ассоциации. Дети образуют песчинки и «капелька» и «цветочек» проводят опыт.

Выживет цветок в песке? Почему?

Образование глины. Рассказ «Образование глины».

Воспитатель: Вода, ветер и солнышко загрустили: они так старались, сделали песок, а цветок в нем вырос?(нет ) Тогда они стали еще больше работать. Ветер что делал?(дул ); солнце?(грело). И песок стал совсем мелким, а водичка стала сверху капать, и песчинки стали слипаться и превратились в липкую что?(глину ).

Опыт «Липкая глина». Наблюдение за глиной

(Дети наливают в стакан воду, перемешивают, и выкладывают ее с помощью ложечки в стеклянный сосуд на песок).

Подвижная игра-опыт «Выращиваем цветок в глине»

Воспитатель: «Вода, ветер и солнышко обрадовались: они решили, что посадят в глине цветочек и он вырастет. Проверим? Мы с вами превратимся в глину. Дети-«глина» становятся очень близко друг к другу, а руки переплетаются через одного, как плетень. вы «слиплись», держитесь крепко-тесно). Капелька пробует пробиться в глине.

  1. Образование плодородной почвы.

Рассказ «Образование почвы. Роль почвенных организмов».

Игра-демонстрация «Угадай почвенное животное».

Воспитатель: Вода, ветер и солнышко загрустили: они так старались, сделали песок, а цветок в нем вырос?(нет ). Сделали глину, а цветок в ней вырос? (нет ). И тогда им на помощь пришли кто-то очень маленькие подземные жители. Жучок и червячок стали в глине ползать-ползать и сделали ее рыхлой. А еще они принесли с собой много вкусной черной еды для корешков. И от черной еды глина стала какого цвета? (черного ). И превратилась глина в черную…? (землю-почву ).

Просмотр видеофрагмента «Почвенные организмы».

Угадайте, кто еще принес вкусную черную еду для корешков в почву? (улитка, дождевой червь, муравей, жужелица, жук-навозник ). Посмотрите, как они стараются. И стала почва рыхлой и питательной.

Наблюдение за почвой.

Опыт: рассматривание почвы через лупу.

В почвеесть крупинки песка, чуть-чуть глины, но больше всего чего? (питательной черной еды для корешков ).

Работа с демонстрацией природных объектов «Образование почвы»

Воспитатель: Давайте проведем опыт: образование почвы на планете.

Верхний слой глины превратился во что? (в плодородную почву ).

Возьмите стаканчики с почвой, выложите ее в сосуд на глину.

Посмотрите, как много почвы появилось на планете.

Подвижная игра-опыт «Выращиваем цветок в почве»

Воспитатель: «Почва» становятся не очень близко друг к другу, а руки соединяются в локтях. «Цветочек» корешками-руками врастает между «почвой». «Почва» его держит? (да).

Вывод: вырастет цветок в почве? Почему?

III. Закрепление. Выводы.

Обобщающая беседа с демонстрацией природных объектов «Образование почвы».

Воспитатель: Вспомним, как образовалась питательная почва на Земле, и кто в этом помогал. Педагог показывает на готовую демонстрацию природных объектов «Образование почвы».

  • Сначала из гор образовались что? (камни). Кто в этом участвовал? (вода, воздух, солнце).
  • Часть камней превратились во что? (песок). С чьей помощью? (солнце, ветер).
  • Верхний слой песка превратился в…? (глину). Каким образом?
  • А верхний слой глины стал чем? (почвой). Кто помог? Что сделали? (почвенные организмы принесли питательную еду для корешков, рыхлили).

Долго много-много лет работали жучки, червячки, улитки, муравьи, чтобы почва стала питательной, и на ней смогли вырасти что? (растения: цветы, деревья, кусты).

Как нужно относиться к почве? (бережно, чтобы она была цветущей). Давайте будем сохронять и беречь нашу планету Земля.


Экологический проект средней группы №11 «Почва - живая земля »

Выполнили: Хасанова Г.Р Морякина Н.В.


Актуальность проекта.

Почва, как и любая другая среда обитания, является важным условием существования жизни. Живые организмы, находящиеся в почве, как и сама почва, нуждаются в заботе и охране. Необходимо беречь почву от истощения, разрушения и загрязнения.

  • В проекте "Почва - живая земля" предлагается решение задачи подготовки малышей к пониманию экологических проблем через организацию в детском саду экспериментальной деятельности. Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Цель проекта: подготовить малышей к пониманию экологических проблем через организацию в детском саду экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • Формирование представлений у детей о почве как верхнем плодородном слое земли, её составе и значении.
  • Знакомство с "подземным царством": обитателями почвы, их особенностями, их ролью в формировании почвы.
  • Развитие речи и обогащение словаря.
  • Формирование понятия в необходимости бережного отношения к почве и её обитателям.

Объекты проекта.

Вид проекта: познавательно – исследовательский, долгосрочный.

Участники: воспитатели, дети, родители.

Срок реализации : 2 месяца.

Предполагаемый результат.

  • Выработка навыков у детей по уходу за растениями (рыхление почвы на грядках, уход за комнатными растениями).
  • Формирование у детей понятия о необходимости бережного отношения к почве и её обитателям, о значении почвенных животных в природе.

Формирование навыков правильного поведения во время отдыха на природе.


Обитатели почвы

С этими обитателями знакомы все. И взрослые и дети. Живут они у нас прямо под ногами, хотя мы не всегда замечаем их. Ленивые дождевые черви, неуклюжие личинки, юркие сороконожки появляются на свет из рассыпающихся под лопатой земляных комков. Нередко мы брезгливо отбрасываем в сторону или немедленно уничтожаем, как вредителей огородных растений.

  • Сколько этих существ населяют почву и кто они –

наши друзья или враги.







«Где растения любят жить? ».

Плодородие необходимо сохранять!





Вывод

Почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в нашей жизни, переходное звено от неживого к живому.


Дополнительный материал

Загадки:

  • Чего на свете нет жирнее (Земля) .
  • Весь мир кормит (Земля) .
  • Сердита матка, да прикрыла деток до красного дня пуховым одеялом (Земля под снегом) .
  • Один льёт, другой пьёт, третий растёт (Дождь, земля, трава)
  • В землю крошки, из земли лепёшки (репа) .

Пословицы:

  • Без растений нет почвы, а без почвы не растёт ни одно растение.
  • Лучше один раз хорошо взрыхлить, чем два раза плохо полить.
  • Больше землю удобряй, выше будет урожай.
  • Нет плохой земли, есть плохие пахари.
  • Земля – тарелка, что положишь, то и возьмёшь.



Программное содержание:

1. Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений. Закрепить знания о представителях почвенной фауны – подземных животных: дождевом черве, жуке, кроте. Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, состав почвы, как происходит загрязнение почвы: обсудить последствие этого.

2. Активизировать в речи слова: почва, подземные жители, воздух, рассыпчатая, Продолжать учить детей делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности, выражать их в своей речи.

3. Воспитывать интерес к исследованию состава почвы, экологически грамотное поведение в лесу, в парке: ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, чтобы сберечь жизнь подземных жителей, растений. Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов, игры.

Предварительная работа:

Наблюдение за листопадом, почвой на прогулке Рассматривание дождевого червя, иллюстраций кротов; наблюдение за жуками и их личинками. Чтение и загадывание загадок о почве, подземных жителях. Беседа о почве, прогулки и экскурсии в лес, парк в разные периоды года.

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК и презентация «Состав почвы»; для опытов: образцы почвы, стаканы с водой, лупы, Большие банки для воспитателя. Почва для 1, 2, 3 опытов 2 прозрачные емкости с водой (чистой и грязной, мыльный или порошковый раствор с пеной).; пословицы, для игры:, стаканчики с землей (по количеству детей), обруч-4 шт.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: ребята, сегодня я по почте получила письмо, в котором написано, что нас приглашают в лабораторию по проведению опытов. Я подумала, что всем нам будет очень интересно узнать, что там и какие опыты проводят. Вы согласны со мной?! (Ответы детей). Тогда отправляемся!

Стоя в кругу, берутся за руки. Давайте подарим друг-другу свою самую лучшую улыбку. Закроем глаза и телепортируемся в лабораторию. Открывайте глаза, мы уже на месте. Сколько тут интересного. Мультимедийная презентация.

Воспитатель: посмотрите на экран, что это?(ответы детей) Знаете, ребята, а оказывается, Земля существует миллионы лет. Когда-то давно- давно на земле не было такой почвы, как сейчас, не было растений. возникали моря и океаны, появлялись а затем разрушались горы, вулканы, под воздействием жары, воды и холода, и в результате появились глина, песок и другие минералы, а потом появились растения и животные. И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид, к которому мы с вами привыкли и теперь, мы видим ее такую.

Есть у природы удивительная кладовая. Положишь в неё весной горсть зерна - а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять ведер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа. Как выдумаете, ребята, что это? (ответ: земля, почва)

Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто в ней живет, и как мы можем сохранить ее.

Что же такое почва?

Как вы думаете дети? (ответы детей).

Мультимедийная презентация. Состав почвы.

Конечно же, вы правы, почва – это земля. Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты –Земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва- это её правильное название. Она поит и кормит растения в теплое время года(а напомните нам, пожалуйста, какие вы знаете теплые времена года, когда вся природа расцветает, а потом цветы превращаются в плоды(весна, лето), но это теплый период сменяется прохладным временем года которое приносит нам дары- осень, и наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу–землю (или как правильно её называют - почву)толстым покрывалом сухих листьев желтых, красных, оранжевых…, а ещё мы можем видеть плоды, упавшие на землю, желуди, орехи, яблоки, груши, многие из них уже покрыты коричневыми пятнами гнили и им одна дорога, как говорит народная пословица: «Из земли пришли, в землю и уйдут»

А что это означает? (ответы детей)

Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы.

Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают, и в этом участвуют, и различные поземные обитатели невидимые нашему глазу. А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя? Черви, слизни и улитки, мокрицы и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельности и образуется перегной – питательный почвенный слой.

Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей)

Почва состоит: из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух

Сейчас мы с вами проверим это на опытах.

ОПЫТ №1. Состав почвы

Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

Вывод: Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

Опыт №2 «Загрязнение почвы»

Воспитатель предлагает рассмотреть воду в больших банках (в одной – чистая, в другой – с мыльным раствором).

Сравнить, чем отличается вода? (в одной банке – чистая вода, в другой – та, которая остается после стирки, её мы выливаем в раковину).

Вопросы: Что будет с землей, если её полить чистой (грязной) водой? Почему?

Воспитатель проделывает опыт: в большие банки с почвой наливает чистую (грязную) воду.

Вопросы: Что изменилось в первой (второй) банке? (в первой банке почва стала влажной, но чистой. Такая вода может напоить дерево, травинку; во второй почва загрязнилась: появились пузыри). Если бы вы были на месте дождевого червяка или крота, какую почву выбрали бы для своего дома? Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле? Чтобы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чём бы попросили бы их, если бы умели говорить?

Выводы: В жизни, как и в сказках, есть живая вода (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом. Она поит растения, животных), но есть «мертвая вода» - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Такая вода попадает в землю после мойки автомашин, стекает по заводским трубам. Нам необходимо бережно относится к подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нём всегда было чисто. Что мы с вами можем сделать для этого?

ОПЫТ 3: В почве есть воздух. Им дышат многие животные подземного мира (презентация)

Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы.

Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?

Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.

Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.

Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?

Кто живет под землей? (ответы детей)

Почва даёт приют многим растениям и животным. И так хорошо уживаются они вместе. Посмотрите, Как они живут и помогают друг другу. Растения растут в почве, берут из неё питательные вещества, и наступает время, - осень, когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают, теряя лист и плоды и тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле(рассказ о переработке листьев), так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ.

Сегодня пасмурно, но весёлая песенка о солнышке зовёт нас с вами немного отдохнуть!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: « Солнышко лучистое».

Молодцы! А как вы думаете, почва нужна только растениям? (ответы детей) Подойдем к экрану и посмотрим, чем же важна почва и для кого?

Беседа у экрана.

Пришло время поиграть в игру. Сейчас мы увидим, как листочки превращаются в почву.

ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ»

Дети делятся на две команды. В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землей. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей, которые будут выполнять роль «деревьев». Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «ОСЕНЬ!» дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей. Потом возвращается с ним к дереву и отдает. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесет землю своему дереву.

Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает?(ответы детей)

Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?

(не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей»-ведь они нужны почве. Что полезного мы узнали сегодня? (ответы)

А вы знаете, ребята, мы сегодня с вами не полили цветы наши комнатные они выпили всю влагу, и я предлагаю вам сделать доброе дело – полить почву, а она напоит растения. Как вы думаете, что бы нам сказали почва, и растения, если бы они умели говорить? Ведь мы о них заботимся?

Ребята, русский народ, мудрый народ придумал много поговорок и пословиц о Земле, и под словом земля в них имеется в виду почва:

Без хозяина земля - круглая сирота.

В землю не положишь - и с земли не возьмешь.

Где нет земли, там нет травы.

Земля - кормилица.

Нет земли краше, чем страна наша.

Я предлагаю вам зарисовать в группе, кого-то из «подземных жителей», который вам понравился больше всех. Вы можете нарисовать сад или поле, дающее урожай. Вашей фантазии нет границ.

Теперь нам пора возвращаться в группу.

Летний проект для детей средней возрастной группы "Краски лета"

Автор: Макарова Ирина Вячеславовна, воспитатель МКДОУ №23 "Золотой петушок" г. Железногорска Красноярского края.
Цель: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учетом их индивидуальных особенностей.

Задачи:
Познавательно-речевое развитие:
-продолжать развивать речь и речевое общение дошкольников;
-стимулировать интерес детей к познанию окружающего мира посредством представлений о природе и человеке;
-воспитывать у детей интерес, внимание, доброжелательное отношение к окружающему миру.
Физкультурно-оздоровительное развитие:
-продолжать работу по укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и качеств (ловкости, быстроты, силы, гибкости);
-формировать детей потребность в ежедневной двигательной активности;
-воспитывать культурно-гигиенические навыки.
Художественно-эстетическое развитие:
-формировать у детей умение создавать простейшие изображения, побуждая к передаче образов в рисунке, лепке аппликации;
-развивать у детей способность слушать литературные произведения, принимать участие в рассказывании любимых сказок;
-воспитывать устойчивый интерес к различным видам художественной деятельности.
Социально-личностное развитие:
-формировать навыки общения и поведения, чувства любви, сочувствия, доброжелательности;
-воспитывать дружеское взаимоотношение в совместной игре.

Ожидаемые результаты:
- Снижение уровня заболеваемости среди детей;
- Развитие социально-нравственных, коммуникативных качеств ребенка;
- Повышение интереса к прекрасному миру природы, к ее познанию;
- Проявление таких качеств, как доброта, милосердие, забота.

Оздоровление и физическое развитие. Утренняя гимнастика.Гимнастика после сна. Народные и подвижные игры. Спортивные игры с элементами футбола и пионерболла.
Закаливающие процедуры. Хождение босиком. Солнечные ванны. Обливание и мытье ног. Походы на близкие расстояния.
Развитие любознательности. Наблюдения. Экскурсии. Экспериментальная деятельность.
Художественно-эстетическое развитие. Рисование. Аппликация. Театр.
Трудовые навыки. Цветник. Огород. Уборка территории. Поделки.
Работа с родителями. Рубрика «Вам интересно, детям полезно», Консультации:
"Игры на природе", "Солнечный удар", "Будьте осторожны".

Пути реализации:

Солнечная неделя
С 1 июля-5 июля.
Цель: Формирование у детей элементарных представлений о Солнце, интереса к окружающему миру.

Направления развития:

Понедельник «Любознайка»
Разговор «Где живет Солнце»
Цель: Расширение представлений детей об многообразии природных явлений.
Чтение К. Чуковского «Краденое солнце»
Цель: Развитие усидчивости, внимания, умения правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
Чтение, заучивание «Солнышко», «Солнечный зайчик»
Цель: Развитие внимания, памяти, желания к воспроизведению текста.
«Солнышко».
Тучка прячется за лес
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое,
Доброе, душистое.
Если б мы его достали,
Мы его расцеловали.

«Солнечный зайчик»
Зайчик солнечный резвится.
Забрался на потолок,
Заглянул в кроватку к нам
И запрыгал скок да скок.

Вторник «Трудолюбик»
Аппликация «Разноцветное солнышко»
Цель: Развитие интереса к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.
Рисование «Солнышко лучистое»
Цель: Формирование умения рисовать отдельные предметы, закреплять представления о форме.

Труд на участке
Цель: Формирование ответственного отношения к порученному заданию.

Среда «Микроша» (экспериментирование)
Наблюдение за солнцем
Во время прогулки привлечь внимание детей на то, как влияет солнце на растения, птиц, людей.
Дидактическая игра «Солнышко и тучка»
Экспериментальная деятельность с зеркалом, фольгой, стеклом, металлом (солнечный зайчик)
Мы загораем (солнечные витамины).


Физкультурно-оздоровительные мероприятия с использованием природных факторов.
Физкультура на улице.
Элементы футбола.
Подвижная игра «Солнышко и дождик».
Пальчиковая гимнастика:
«Солнечные зайчики»
Солнечные зайчики играют на стене.
Поманю их пальчиком, пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей
Убежали поскорей.

Пятница «Чудинка»
Просмотр мультфильма «Рыжий, рыжий, конопатый»
Слушание песен про солнышко:
-«Солнышко лучистое» из м/ф. «Львенок и черепаха»,
-«Светит солнышко для всех»,
-«Выглянуло солнышко».
Показ сказки «Мое солнышко»
Концерт силами детей (стихи, песни).

Почвенная неделя
С 8июля-12 июля
Цель: Расширение знаний детей о почве,интереса к природе; рассказать о полезных свойствах почвы и ее обитателях.

Направления развития:
Понедельник «Любознайка»

Разговор (беседа) «Что у нас под ногами?»
Цель: Обозначение роли и значения земли.
Рассматривание картинок «Помощники человека»
Цель: Знакомство детей с орудиями труда, которые помогают возделывать землю.
Пословицы о земле
Цель: Обогащение речи детей новыми словами
« Земля-тарелка, что положишь, то и возьмешь»;
«Что посеешь, то пожнешь»;
«Копнешь, так и найдешь»;
«Где нет земли, там нет травы»;
«Земля труд любит»;
«Земля кормит и одевает».
Чтение стихотворения С. Островского «Про камушки»
Цель: Развитие умения слушать стихотворение.

Все хохочет ручеек
И не нахохочется
Он по камушкам течет
А камушки щекочутся.

Посмотри, какой малыш-
Круглый гладенький голыш!

Вторник «Трудолюбик»
Труд в цветнике (рыхление, полив земли)
Рисование мелом на асфальте «Волшебные поля», «Что растет на земле»
Лепка «Разноцветные камушки»
С/р игра «Огород»


Среда «Микроша»
(экспериментирование с землей, глиной, песком)
Путешествие в подземное царство
Цель: Знакомство с обитателями, которые живут в земле (муравьи, черви), учить размышлять над вопросами.
«Что спряталось в комочке» (о камнях)
Цель: Знакомство с разнообразием камней на участке.

Четверг «Здоровичек и Здоровинка»
П/игра «Пустое место», «Пробеги тихо»
Гимнастика после сна «Тропа здоровья»
Физкультурное занятие

Пятница «Чудинка»
Вспоминаем пословицы
Д/игры «Собери картинку», «На земле и в земле»

Работа с родителями: газета «Мир глазами детей»

Неделя "Пыльца на пестрых крыльях"
С 15 июля-19 июля
Цель: Расширение знаний детей о насекомых.

Направления развития:
Понедельник «Любознайка»

Беседа о насекомых с показом иллюстраций
Цель: Знакомство с разнообразием насекомых.
Чтение «Капустная белянка» К. Ушинский
Загадки о насекомых
Стихотворение

Вторник «Трудолюбик»
Рисование «Раскрась бабочку» (божью коровку)
Аппликация «Бабочка на цветке»
Х/бытовой труд
Цель: Формирование умения самостоятельно поддерживать порядок в группе и на участке.

Среда «Микроша»
Наблюдение за муравейником
Опыт: По какой тропе пойдут муравьи (по сладкой или соленой)

Четверг «Здоровичек и Здоровинка»
Физкультурное занятие
Тропа здоровья
П/игра «Найди где спрятано»
Воспитание КГН в режимных моментах

Пятница «Чудинка»
Игра «Путешествие на волшебную лужайку»
Цель: Вызвать у детей интерес ко всему живущему на лужайке
Театрализованное представление «Муха-цокотуха» К.Чуковский
Д/игра «Лото»

Работа с родителями:
Выставка детских работ
Памятка «Оказание помощи при укусе насекомых», «Народные средства от укуса комаров.


Загадки:
Над цветами летает,
Нектар собирает. (Пчела)

Возле елок из иголок
Летним днем построил дом,
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион. (Муравей)

Стоял цветок и вдруг проснулся.
Шевельнулся, встрепенулся.
Больше спать не захотел,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)

Кто над нами вверх ногами? (Муха)
Что за бантики летают над полями и лугами? (Бабочки)
Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
Не рыбак, а сети расставляет. (Паук)
Не зверь и не птица, а нос как спица. (Комар)

Цветочная неделя
С22июля-26июля

Цель: Создание условий для расширения представлений детей об окружающем мире. Продолжаем знакомство с садовыми и лесными растениями (цветами). Пополнение и активизация словаря.

Направления развития:
Понедельник «Любознайка»
Беседа о садовых цветах.
Цель: Знакомство с названиями и уходом за садовыми растениями.
Чтение стихотворения Е.Маленкиной «Ромашки»
Заучивание стихотворения: «Одуванчик»
Носит одуванчик желтый сарафанчик,
Подрастет, нарядится в беленькое платьице.
Белое, воздушное, ветерку послушное.
Загадки о цветах

Вторник «Трудолюбик»
Прополка и полив садовых растений.
Рисование «Ромашки»
Лепка «Цветущая клумба»

Среда «Микроша»
Опыт «Свойства воды в природе»
Наблюдение за цветами, растущими в тени и на солнце


Четверг «Здоровичек и Здоровинка»
Закаливающие процедуры – загораем!
Знакомство детей с частями тела и с органами чувств.
Подвижная игра «Мяч через сетку»
Упражнение на осанку: «Поза полулотоса» (Л.И.Латохина)


Пятница «Чудинка»
Хороводы: «Топ и хлоп» - Муз. Назарова-Метнер, «Платочек» -Укр. нар. песня-хоровод
Дидактическая игра-лото «Цветы»
Разучивание песни «Почему на голове не растут цветочки»

Работа с родителями:
Индивидуальные беседы о здоровье детей и здоровом образе жизни.
Консультация «Осторожно! Ядовитые растения!»
Выставка детских работ.

Зоологическая неделя
С 29 июля-2августа
Цель: Формирование у детей знаний о домашних и диких животных и их детенышах.

Направления развития:
Понедельник «Любознайка»

Беседа о домашних животных
Чтение сказки «Бычок - соломенный бочек»
Беседа о диких животных
Чтение «Зоопарк»
Загадки о диких и домашних животных
Чтение рассказа: «О девочке Маше, о собачке Петушке и кошке Ниточке» А. Веденский

Вторник «Трудолюбик»
Рисование «Кошечка» из кругов, треугольников
Цель: Развитие умения изображать домашних животных.
Аппликация «Зайчик» или «Лисичка»
Цель: Развитие умения аккуратно пользоваться клеем.
Труд: Навести порядок в шкафах и полках для игрушек на веранде.

Среда «Микроша»
Опыт «Угадай по запаху»

Четверг «Здоровичек и Здоровинка»
Физкультура на улице
Подвижные игры «Пробеги тихо», «Кот и мыши», «У медведя во бору»
Артикуляционная гимнастика
Закаливающие мероприятия

Пятница «Чудинка»
Игра на музыкальных инструментах
Слушание сказки «Три поросенка»

Работа с родителями:
Консультация «игры на свежем воздухе»
Посещение зоопарка в выходной всей семьей.

Витаминная неделя
С5августа-9августа
Цель: Развитие представления о необходимых витаминах человеку,привычки к здоровому образу жизни.

Направления развития:
Понедельник «Любознайка»

Беседа «Где живут витамины»
Цель: Закрепление названий фруктов и овощей
Загадки о фруктах и овощах
Чтение сказки «Сказка о фруктах»
Беседа о польз соков, морсов, компотов («Что из чего сделано»)

Вторник «Трудолюбик»
Рисование «Фрукты», «Овощи»
Рисование на асфальте «Угадай, что нарисовано»
Лепка из теста «Мои любимые фрукты и овощи»
Труд в природе «Убираем территорию участка»

Среда «Микроша»
Использование опыта для нахождения истины.
Готовим апельсиновый сок. Сравниваем яблоко – апельсин
С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно!

Четверг «Здоровичек и Здоровинка»
Пальчиковая игра «Апельсин»
Упражнение на дыхание «Ароматная клубника»
Подвижная игра «По кочкам»

Пятница «Чудинка»
Экологическая викторина «Попробуй и отгадай»
Театр на фланелеграфе «Репка»
Игра «Чудесный мешочек»
Этюд «Вкусные эмоции»
Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин»

Огород: планировка, обработка почвы, посев

Выбор места и планировка

Место для огорода выбирают открытое, солнечное, защищенное с северной сторо-ны постройками, забором или живой изгородью. Ширину грядки следует делать не больше 70см, чтобы дошкольники могли во время заботы достать рукой до ее середины. Высота гряд зависит от особенностей почвы и климата данной местности. В средней полосе высота грядок - 15-20см, чтобы они не осыпались, края делаются пологими.

Овощи

По употребляемым в пищу частям овощные культуры делятся на лиственные (капуста, салат), плодо-вые (огурец, помидор, тыква, кабачок, горох, фасоль, кукуруза), корнеплодные (редис, репа, морковь) и луковичные (лук, че-снок).

Для выращивания на участке детского сада следует брать та-кие культуры, которые неприхотливы к почве и просты в уходе, быстро всходят, растут и поспевают, имеют съедобные части, приятны на вкус и полезны для употребления в сыром виде, интересны для наблюдения. Большинству из указанных выше требований удовлетворяют следующие огородные культуры: лук, сахарный горох, бобы и фасоль, редис розовый, репа, свекла, огурца, салат, помидоры, капуста (кочанную, цветную, кольраби), тыква и кабачки, морковь, петрушка, патиссоны, щавель, сельдерей, укроп..

Из перечисленных культур для младших групп нужно взять 1-2 культуры, для средней - 2-3, для старшей - 4-6. Овощные растения имеют много сортов. Необходимо брать те, которые лучше других приспособлены к местным природным условиям.

Для огорода младших групп следует использовать быстрорастущие овощи, и, прежде всего, такие, которые можно есть в сыром виде. Это лук, горох, бобы, редис. Старшие дети могут посеять семена салата, моркови, репы. На огороде средней группы высаживают те же культуры, но при этом желательно иметь по возможности не один, а два сорта (например, салат кочанный и листовой, редис розовый с белыми кончиками и белый). Кроме того, можно выращивать и шпинат . Сравнивая овощи, дети могут находить общие признаки и различия.

На огороде старших групп дается весь набор овощных растений. При этом выращивают овощи, которые размножаются семенами и рассадой. Это несколько видов капусты (кочанная, цветная, кольраби, брюссельская), помидоры, огурцы, кабачки, сажают также тыкву, подсолнечник, несколько лунок картофеля.

Условия, необходимые для произрастания овощей

Чтобы получить хороший урожай овощей, надо создать условия, при которых они наиболее успешно растут и развиваются. Это наличие определенного количества света, тепла, воды, минеральных солей и воздуха.

Свет - одно из основных условий роста и развития овощ-ных растений. В темноте они голодают и не развиваются, при не-достатке света истощаются, теряют зеленый цвет, желтеют, очень сильно вытягиваются или изгибаются и стелются по земле, обра-зуют уродливые органы и очень снижают урожай. По светолюбивости овощные растения следуют в таком порядке: помидоры - наиболее светолюбивые, затем редис, капуста, лук, свекла, фасоль, морковь, горох.

Необходимо своевременно проводить прополку сорняков, которые не только отбирают у ово-щных растений питание, но и затеняют их. Освещение выращи-ваемых растений обеспечивается также их прореживанием.

Тепло разным овощным растениям необходимо в неодина-ковом количестве. Некоторые из них теплолюбивы, другие холодостойки. К первой группе относятся растения, проис-ходящие из южных областей: огурцы, помидоры, кабачки, тыква, фасоль. Эти растения не переносят заморозков. При температу-ре ниже +10°С их корни перестают всасывать воду с минеральны-ми веществами, а нарушение в питании приводит к остановке роста, пожелтению листьев и гибели. Во вторую группу входят растения из зон с умеренным климатом: капуста, салат, морковь, репа, петрушка, горох, лук. Эти культуры переносят заморозки до -5°С.

Воду растения употребляют в очень большом количестве. Чем крупнее у них листья, тем сильнее они испаряют и, следо-вательно, тем больше требуют влаги. Особенно много ее нужно листовым культурам: капусте в период образования кочана, салату во время нарастания листовой поверхности. У моркови, петрушки, свеклы, лука потребность во влаге повышена в период прорастания семян, поэтому их сеют ранней весной или под зиму, чтобы использовать почвенную воду. Огурцам и помидорам необходимо много почвенной влаги в период от завязывания плода до начала его созревания. Огурцы потребляют большое количество воды, помидоры в ней нуждают-ся меньше. Много влаги нужно луковичным, так как у большинства их корневая система развита слабо. Тыквы благодаря сильному развитию корневой системы извлекают нужное им количество воды даже при небольшой влаж-ности почвы. Эти растения хорошо переносят засуху.

Минеральные соли необходимы для роста всех расте-ний. Овощные, как, впрочем, и все растения, наиболее чувстви-тельны к недостатку азота, фосфора, калия и кальция. В азоте особенно нуждаются листовые овощи, в фосфоре - плодовые, в калии - корнеплодные.

Воздух необходим всем растениям. При дыхании они поглощают из него кислород. Углекислый газ воздуха также потребляется растениями (на построение органических веществ). К надземным органам воздух всегда имеет свободный доступ, к корням же он проникает лишь при условии, если почва не уплотнена и не покрыта коркой, поэтому требуется постоянное рыхление почвы.

Огородный севооборот

При размещении овощных культур на участке необходимо установить севооборот - правильное чередовании растений на определенной площади с учетом их биологи-ческих особенностей.

Выращивание какой-либо культуры на одном и том же месте в течение ряда лет приводит к одностороннему истощению почвы и поражению этого растения болезнями и вредителями; нельзя выращивать на одних и тех же грядках два года подряд растения, относящиеся к одному семейству. Надо размещать культуры так, чтобы каждая из них возвращалась на старое мес-то не ранее чем через 4 года. Так, после капусты, огурцов, кабач-ков и тыквы на занимаемом ими участке сажают помидоры, на третий год - корнеплоды и лук, на четвертый - горох, бобы, фа-соль.

Обработка и удобрение почвы

Хорошая обработка почвы не-обходима не только для сохранения в ней влаги и улучшения до-ступа воздуха к корням растений, но и для уничтожения сорня-ков и вредителей, для создания условий, способствующих лучше-му развитию растений.

Обработку почвы под овощные культуры рекомендуется начи-нать с осени. После уборки урожая очищают гряды от остатков растений и вскапывают лопатой на глубину 18-20 см, не разрых-ляя комков граблями, что способствует накоплению влаги в почве и уничтожению сорняков и вредителей. Ранней весной, как только земля немного просохнет, ее разрыхляют граблями, что-бы не допустить испарения влаги.

Готовность почвы к обработке определяется так: в руке сжи-мают комок земли и бросают его с высоты груди; если при сжи-мании влага не просачивается и при падении комок рассыпается, почву можно считать готовой к обработке. Перекапывают почву на глубину 12-15 см. При этом отрезают лопатой тонкие пласты земли, которые при сбрасывании должны рассыпаться на мел-кие комочки. При этой работе выбирают из почвы камешки, корневища сорняков, личинки насекомых. После вскапывания учас-ток снова разрыхляют граблями, стараясь не распылять почву, - она должна быть мелковатой. Глинистые почвы перед самым посевом перекапывают второй раз. Первое вскапывание прово-дит взрослый, во второй перекопке могут участвовать дети стар-шей группы. Если в почве недостаточно питательных веществ, вносят удобрения.

Подготовка семян к посеву

Для посева надо отбирать самые крупные, полновесные семена с хорошей всхожестью.

Семена холодостойких растений (гороха, моркови, петрушки, свеклы) в течение 3-4 суток до посева мочат, ежедневно меняя воду, чтобы ускорять их прорастание. Перед посевом семена немного просушивают.

Для получения более раннего и высокого урожая семена мор-кови и свеклы яровизируют. Для этого их насыпают в тарелку, смачивают сырой водой и покрывают тряпкой. Тарелку держат несколько дней в теплом помещении, время от времени перемешивая семена. Когда они набухнут, их переносят на ледник; семена моркови держат там 10-15 дней, а свеклы - 7-10 дней (при температуре +1-+2°С).

Семена гороха, фасоли и бобов перед посевом проращивают в тарелке между слоями смоченной бумаги или ваты. Сеять та-кие семена можно только в сырую землю. Борозды, приготовленные для них, обильно поливают.

Посев

Сроки посева семян и высадка рассады различных ра-стений неодинаковы.

Сеют горох, редис, репу, морковь, петрушку в период с 20 апреля по 5 мая; свеклу, лук - с 25 апреля по 5 мая; салат - с 10 апреля по 25 ав-густа. Эти растения холодостойки, выдерживают легкие заморозки, а семена их прорастают при температуре 2-5 0 С тепла.

Семена холодостойких овощных культур (моркови, петрушки, репы, лука, гороха) можно сеять под зиму. Этот посев дает более высокий урожай. Кроме того, ранние всхо-ды этих растений - ценный объект для наблюдений и работы детей весной. Семена высевают с таким расчетом, чтобы они не проросли осенью. При посевах под зиму семена не мочат. Грядки и бороздки для них готовят осенью до замерзания почвы. Бо-роздки с высеянными семенами засыпают перегноем или торфом. Весной, как только покажутся всходы, рыхлят почву и пропалывают сорняки.

Тыква, кабачки, огурцы, фасоль при температуре ниже 10 0 С тепла перестают расти и болеют, поэтому семена их сеют с таким расчетом, чтобы всходы появились после окончания весенних заморозков (конец мая - начало июня).

Глубина заделки семян определяется их величиной, временем посева и влажностью почвы. Чем мельче се-мена, тем меньше должна быть глубина их заделки. Мелкие, но быстро прорастающие семена салата, репы, брюквы заделывают на глубину 1-1,5 см, семена редиса и редьки - на 1,5-2 см.

Проростки средних по величине семян огурцов и свеклы могут пробиться сквозь более толстый слой почвы: их заделывают на глубину 2-3 см. Крупные семена гороха, фасоли, бобов заделывают на глубину 3-5 см. Семена моркови, петрушки, лука из-за медленного прорастания при мелкой заделке не всходят, так как поверхностный слой почвы быстро подсыхает, а при глубокой - всходы не могут пробиться к поверхности почвы и тоже погибают. Поэтому семена их заделывают на глубину 0,5-1 см, а затем засыпают перегноем толщиной до 2 см.

Крупные семена (горох, фасоль) прорастают с глубины 5 см. Чем мельче семена, тем меньше должна быть и глубина их заделки. Глубина посева зависит и от почвы: в глинистую их заделывают на меньшую глубину, чем в песчаную.

Семена моркови и петрушки очень мелкие. Для более редкого равномерного высева их перемешивают с двойным количеством сухого песка. Хорошо примешивать к ним семена салата: они быстро прорастают и указывают направление рядков, чем облегчают рыхление почва и прополку.

Уход за растениями

Овощные растения дают урожай при условии постоянного ухода за ними. Уход за овощными культурами состоит в рыхлении почвы, прореживании, поливке, подкормке растений и прополке сорняков.

Рыхлений почвы проводят 3-4 раза в лето, чтобы не до-пустить роста сорняков и образования корки.

Корку разбивают после каждого обильного полива и дождя. Рыхлят почву вокруг крупных растений мотыгой, вокруг мел-ких - садовой вилкой.

Прореживание корнеплодов производят дважды: первый раз - при появлении настоящих листьев, второй - через 2-3 не-дели.

Поливка бывает более или менее обильной, что зависит от неодинаковых потребностей растений в воде. Однако можно при-нять за правило: если земля, взятая с глубины 5-10 см и сжатая в кулаке, рассыпается при его разжатии, необходима полив-ка. Поливать надо реже, но обильно, чтобы вода доходила до всех корней растения. Поливают обычно вечером, воду льют по-степенно, по нескольку раз возвращаясь на одно и то же место. Лейку держат возможно ближе к поверхности земли.

Подкормку овощных растений производят органическими и минеральными (суперфосфат, селитра, калийная соль, древесная зола) удобрениями. Для минеральной подкормки употребляют специальные сме-си, которые можно приобрести в цветочных магазинах. Производят подкормку после дождя или обильного полива через бороздки глубиной 12 см, которые делают на расстоянии 6-8 см от растений. Удобрение наливают в лейки, с которых снимают ситечки, чтобы избежать его попадания на листья растений.

Прополку сорняков обычно совмещают с прореживанием выращиваемых растений. Но иногда ее приходится делать чаще, так как сорняки, появляясь на грядках, затеняют всходы рас-тений, отнимают у них питание и воду. Пропалывать растения лучше после дождя, так как из влажной почвы сорняки легче всего удалять вместе с корнем.

Борьба с вредителями

Из овощных растений чаще всего стра-дают от насекомых-вредителей крестоцветные. Всходы редиса, капусты и репы часто уничтожает земляная блоха. Для за-щиты растений от этого вредителя влажные листья их посыпают золой или дорожной пылью. Кроме того, сеять редис и репу рекомендуется ранней весной или, наоборот, в начале июня, когда меньше земляных блох, а капусту выращивать рассадой.

Листья капусты сильно повреждают гусеницы бабочки-капустницы. Для борьбы с ними листья капусты необходимо тщательно осматривать, гусениц снимать и класть в ведро, на дне которого вода и небольшое количество керосина.

Свеклу, горох и капусту часто повреждают тли. Для их уничтожения растения опрыскивают раствором мыла (25 г мыла на 1 л воды).

Всходы лука, посеянного семенами, и луковицы повреждают личинки луковой мухи; при этом листья начинают преж-девременно желтеть. Растение, пораженное вредителем, удаляют и уничтожают. Применять ядохимикаты для борьбы с вре-дителями-насекомыми на земельном участке детского сада нельзя.

Овощные культуры, рекомендуемые для выра-щивания

Лук репчатый имеет семена трехгранной формы черного цвета («чернушка»). Всходы при появлении из земли образуют петельку. Первый настоящий лист выходит из отверстия в семядольном листе, а каждый последующий вырастает изнутри предыдущего. Листья зеленые, сочные, трубчатые, покрытые во-сковым налетом. После образования листьев формируется луко-вица - подземный побег, внутри которого мясистые белые листья плотно прижаты друг к другу. Они наполнены питательными веществами. Наружные листья по мере созревания высыхают, ста-новятся кожистыми, приобретают желтый, коричневый, красный или фиолетовый цвет и превращаются в чешуи. Донце луковицы представляет собой видоизмененный стебель: вниз от него отхо-дят маленькие корни, а вверх - мясистые листья.

Для выращивания лука-репки берут севок размером 1,5-2 см. Расстояние между бороздками долж-но быть 15-20 см, а между растениями - 6-10 см. Частой по-ливки лук не требует. Признаком созревания репки и готовности ее к уборке служит полегание и засыхание листьев.

Сахарный горох имеет круглые, очень крупные семена с гладкой или морщинистой поверхностью, белые, желтые или зе-леные. Под их плотной кожурой находятся зародыши, которые состоят из двух мясистых семядолей, корешка и почечки. Из посеянного семени вырастает побег с длинным, тонким, гиб-ким стеблем и перистыми листьями, которые состоят из нескольких пар яйцевидных листочков, оканчивающихся усиком, который закручивается спиралью вокруг опоры. Корень уходит глубоко в землю, поэтому растение переносит засуху. Цветет горох белыми, лиловыми или фиолетово-красными цветками, похожими на мотыльки. Плод - боб, при созревании растрескивается по шву на две створки. Растение нетребовательно к почве и уходу. Всходы появляются в первую не-делю.

Посев могут производить дети всех групп. На растении легко прослеживается процесс развития от семени до семени

Фасоль имеет зеленый или фиолетовый стебель с шершавой поверхностью, во время роста он винтообразно обвивает опору. Первая пара листьев имеет сердцевидную форму, осталь-ные - тройчатые, опушенные, окрашенные в зеленый, желто-зе-леный и фиолетовый цвет. Стержневой корень дает длинные бо-ковые ответвления. Цветки, как и у гороха, похожи на мотыльков. Плод - боб. Семена очень крупные, различной формы (почковидной, шаровидной и яйцевидной); на их вогнутой стороне хо-рошо виден рубчик - место прикрепления к плоду; строение та-кое же, как и у семян гороха. Фасоль растет на различных почвах, но особенно хорошо удается на песчаных и супесчаных. Всходы появляются на 10-11-й день после посева.

Растение могут выращивать дети всех групп.

Редис сначала образует прикорневую розетку листьев, а за-тем выбрасывает цветоносный побег, на котором созревают струч-ки - плоды с крупными семенами. Посеянные семена всходят на 3-5-й день. Созревшие корнеплоды убирают через месяц после посева, до выгонки цветоносного побега, с появлением которого они истощаются и как пищевой продукт теряют свою ценность. Корнеплоды у среднеспелых сортов круглые (розовые с белым кончиком), у поздних - длинные белые («ледяная сосулька»).

Редис хорошо растет на рыхлой некислой почве. Его могут выращивать дети средних и старших групп.

Огурцы имеют сочный ползучий стебель в виде плети. Семядольные листья овальной формы с ровными краями; первый настоящий лист округлый, последующие - сердцевидные, с пятью лопастями и зазубренными краями. В пазухах листьев образуются усики, которые закручиваются спиралью. Стебель и листья покрыты тонкими волосками. Ранние сорта огурцов цветут через 30-40 дней после посева, поздние - через 60-70 дней. Цветки желтые, с пятью лепестка; форма и окраска плода меняются с ростом. Семена удлинено-овальные, с белой кожурой. Собирают огурцы-зеленцы регулярно через 1-3 дня, отрывая от стебля надавливанием большого пальца на плодоножку. Плоды, достигшие 8-12 дней, истощают растения и снижают его урожай.

Тыква и кабачки. Крупноплодная тыква имеет длинные стелющиеся плети; для выращивания плодов требуется 120 дней. У кабачков короткие плети, плоды развиваются 50-60 дней.

Свёкла столовая на первом году образует утолщение темно-красного цвета. Верхняя часть утолщения свеклы стеблевого происхождения, на ней образуется листовая розетка. Растение нетребовательно к почве и уходу, убирают его до заморозков в сухую погоду.

Морковь и петрушка в первый год развивают корнеплод и прикорневую розетку листьев. У моркови корнеплод оранжевого цвета. Петрушка корневая имеет утолщенный корнеплод; листовой корень тонкий, ветви-стый; листья гладкие, рассеченные или гофрированные.

Капуста белокочанная в первый год жизни дает при-корневые листья с верхушечной почкой, из которой образуется кочан. Он состоит из короткого утолщенного стебля (кочерыги) и множества прижатых к нему больших, гладких, без опушения листьев. Они испаряют много влаги, поэтому растение требует боль-шого количества воды в почве. Капусту убирают, когда кочан станет твердым.

Капуста интересна как растение, выращиваемое из рассады, Выращивание капусты можно поручить детям старшей группы

Репа в первый год образует листья и корнеплод с вогнуто-стью в нижней части, окраска его желтая или белая. Всходы появляются через 8-10 дней после посева, имеют гу-стое опушение, легко переносят заморозки. Репе необходимо мно-го света и при затенении образование корнеплода задерживает-ся. Растение плохо растет на почвах песчаных и с высокой кислотностью; при недостатке влаги всходы гибнут от вредителя - земляной блохи. Репа быстро созревает, употребляют ее чаще в сыром виде.

Сеять репу могут дети только старшей группы (так как семена ее очень мелкие).

Салат имеет нежные и сочные листья; растут быстро. Растение снимают пос-ле образования 5-6 листьев. Семена очень мелкие, круглые. Посев семян можно заменить высадкой рассады с 4-5 листочками. Выращивать салат могут дети старших групп.

Помидоры (томаты) имеют стебель твердый, стоячий или тонкий стелющийся. Форма листьев меняется с ростом, появля-ется все большая рассеченность листовой пластинки. Растение покрыто волосками, выделяющими жидкость с особым запахом. Цветки желтые. Плоды мясистые, с тонкой кожицей, по форме - продол-говатые, овальные, грушевидные или круглые, с гладкой или реб-ристой поверхностью, по цвету - красные, розовые, оранже-вые, бледно-желтые. Содержат много витаминов. Убирают пло-ды по мере их созревания. При съеме резко срывать плоды не рекомендуется, лучше их аккуратно поворачивать, пока не отде-лятся от плодоножки. Семена желтовато-серого цвета, округ-лые, опушенные.

Помидор - лучший объект для выращивания рассады с де-тьми старшей группы. Может служить для на-блюдения за ростом листьев, за изменением величины и окрас-ки плодов.