Педагогический прикорм при грудном вскармливании. Не полезнее ли с целью прикорма давать детское питание? Свежие овощи и фрукты

По мере роста и развития ребенка на грудном вскармливании наступает тот период, когда рекомендуется вводить прикорм. Как правило, его начинают после 6 месяцев, сохраняя при этом . Вот тут-то и встает вопрос о том, какой метод использовать для введения прикорма.

Существует 2 таких метода – педиатрический (то есть тот, который обычно рекомендуют педиатры) и так называемый педагогический прикорм, получивший распространение в последние годы. О плюсах и минусах каждого из них и способах их введения и пойдет речь в этой статье.

Прикорм, рекомендуемый педиатрами, предусматривает постепенное введение нового продукта в рацион ребенка начиная с небольшой дозы (половинки чайной ложечки), в виде и . Доза продукта постепенно увеличивается в течение 2 недель, после этого вводится следующее новое питание.

При этом четко расписаны сроки введения продуктов: с какого возраста вводится овощное пюре, с какого – . Все новые блюда готовятся ребенку отдельно, перед употреблением протираются. Можно употреблять и готовое детское питание в виде консервов, купленных в магазине.

Что такое педагогический прикорм

Педагогический прикорм предусматривает употребление ребенком «взрослой» пищи в небольших количествах. Ребенок при этом сидит за общим столом.

Научного обоснования этот метод не имеет. Это скорее дань историческим традициям, когда в многодетном семействе детей с раннего детства приучали употреблять пищу с общего семейного стола. Клинических наблюдений, подтверждающих преимущества такого метода введения прикорма, тоже нет.

  1. Физической готовности:
  • грудничок умеет держать ложку в руке и способен подносить ее ко рту;
  • ребенок может совершать жевательные движения челюстями;
  • дитя не выталкивает языком попавшую в рот пищу.
  1. Пищевого интереса: малыш интересуется едой членов семьи и столовыми приборами.
  2. Физиологической готовности пищеварительного тракта: после пробы продукта не возникает ни рвота, ни жидкий стул.

Педприкорм предполагает своей целью познакомить малыша с новыми вкусовыми ощущениями путем апробирования пищи, употребляемой родителями. Для этого малыша, достигшего 6-месячного возраста и умеющего сидеть, мама усаживает к себе на колени во время семейной трапезы, и члены семьи показывают ребенку, чем и как питаются они сами.

Это должно вызвать интерес у ребенка к таким продуктам и желание попробовать их, так как должен сработать рефлекс подражания. Если малыш заинтересовался взрослой пищей, то попробует ее из маминой тарелки. Разумеется, у матери не должно быть кариозных зубов в полости рта, признаков простудных заболеваний.

Все члены семьи при таком подходе к введению прикорма должны перейти на здоровое питание: отдавать предпочтение потреблению круп, овощей и фруктов, молочных продуктов, рыбы и мяса, исключить или свести к минимуму употребление сосисок и колбас, газированных напитков, пирожных и конфет. На столе не должно быть острых, жирных, жареных блюд, копчений.

При проявлении интереса к питанию взрослых мама осторожно вкладывает в ротик малыша мизерный кусочек твердой пищи размером со спичечную головку. Ребенок может ее подавить деснами (как бы пожевать) и проглотить, а может и выплюнуть. Педприкорм не преследует цель накормить малыша, а просто дать ему ощутить вкус другой пищи, понять, что еда бывает не только жидкой, как мамино молоко.

Если малыш не проявляет интереса к продуктам взрослых, значит, он еще не созрел для введения прикорма, с ним нужно повременить. Насильно заставлять пробовать новые продукты нельзя. Если ребенок потянется к новой пище раньше 6 месяцев, то тоже нужно подождать, чтобы избежать нарушения пищеварения.

Переваривать новую пищу помогут ферменты из маминого молока, поэтому если ребенок получает искусственное вскармливание, педприкорм вводить не стоит – это приведет к расстройству пищеварения.

Мнения специалистов по поводу пищи в маминой тарелке расходятся: одни утверждают, что ее нужно все-таки измельчать, другие же считают, что в этом нет нужды, просто отщипывать микродозу. Одни рекомендуют сразу же приучать дитя пользоваться чайной ложкой, а другие говорят, что ребенок может брать руками пищу из маминой тарелки.

Первыми продуктами, которые будет пробовать малыш, могут быть каша, творог, йогурт, овощи или фрукты. Главное, следует соблюдать микродозы. На протяжении месяца ребенок может попробовать несколько видов продуктов. Понравившуюся еду не стоит давать чаще 3 раз в неделю, чтобы грудничок не потерял интерес к другой пище.

В течение недели дать попробовать малышу можно не более 3 новых продуктов. Педприкорм не только не отменяет грудное вскармливание, а даже направлен на его сохранение в качестве основного источника питания до года. Давать пробовать пищу взрослых можно и до, и во время, и после грудного кормления. Нельзя только насильно заставлять дитя кушать.

Если ребенку еда понравилась, то на первый раз можно дать еще 2 раза такую же порцию продукта, а в последующие дни дозу постепенно увеличивать. К 8-9 месяцам доза уже составляет 50 г, пищу ребенок ест уже со своей тарелки, а не с маминой. И усаживают малыша уже не на колени к матери, а на отдельный стульчик.

Если ребенок интересовался пищей взрослых и с удовольствием пробовал ее, а потом вдруг стал отказываться от этой еды, то рекомендуется сделать перерыв и несколько дней не брать кроху за общий стол. Возобновить совместные трапезы можно только при проявлении интереса у малыша к пище. Другие члены семьи должны показывать, что им очень нравится еда, кушать ее с аппетитом.

Прикорм для детей-аллергиков

При проявлении у деток вводить педприкорм нужно очень осторожно. Мать сама должна строго соблюдать г . Знакомить дитя с новой пищей следует тоже начинать с продуктов, не вызывающих аллергии: овощи и фрукты с яркой окраской, молочные продукты не давать.

В один день можно давать пробовать малышу только один продукт, а потом в течение 3 дней отслеживать реакцию на него. Другую пищу можно пробовать крохе только спустя 3-4 дня. Для таких деток не следует спешить с прикормом.

При проявлении аллергии в виде покраснения щечек можно после консультации с педиатром продолжать давать этот продукт в микродозе, как бы приучать организм к нему. Постепенно таким путем можно избавиться от проявления аллергии на этот продукт.

Но такую тактику можно применить только после согласования с педиатром, с учетом выраженности аллергической реакции. Если же аллергия резко проявляется, нужно прекратить давать эту еду и избегать проб других аллергенных продуктов.

Преимущества и недостатки обеих методик

Каждая из методик введения прикорма имеет свои преимущества и недостатки. Цель у педиатрического и педагогического прикорма одна – замена грудного молока в рационе ребенка пищевыми продуктами, привычными для питания взрослых. Пути достижения этой цели разные. Родителям придется решать, какой прикорм лучше подходит для малыша.

Педагогический прикорм: плюсы и минусы


Несмотря на модные веяния, педиатры в своем большинстве отрицают целесообразность и пользу педагогического прикорма, предпочитая ему прикорм классический.

Сторонники такой методики введения прикорма указывают на ее естественность и такие преимущества:

  • ребенок получает те продукты, которые он хочет, и когда появляется интерес к пище;
  • малыш учится откусывать, жевать и глотать плотную пищу, следуя действиям взрослых;
  • привыкание пищеварительного тракта к новым продуктам происходит быстрее;
  • ребенок с раннего возраста приобщается к пищевому рациону, принятому в семье;
  • дитя учится обращаться со столовыми приборами;
  • малыш приобретает навыки поведения за столом;
  • педприкорм способствует выработке хорошего аппетита у крохи, отпадает необходимость прибегать ко всевозможным уловкам, чтобы накормить дитя;
  • необходимость готовить еду для ребенка отдельно у матери отпадает, что высвободит ее время;
  • педприкорм не вредит грудному вскармливанию;
  • методика экономит семейный бюджет, так как не нужно покупать дорогостоящее детское питание для прикорма;
  • после 9-месячного возраста и достижения расширенного рациона малыша можно оставлять на попечительство взрослых членов семьи без грудного молока на продолжительное время;
  • ребенку легче будет адаптироваться к разнообразному питанию в детском саду.

Оппоненты методики педприкорма указывают на отрицательные стороны ее:

  1. При пробах продуктов трудно отследить, какой из них вызвал отрицательную реакцию (аллергию или нарушение пищеварения – понос). Маме следует вести подробный дневник с указанием апробированных ребенком продуктов и их примерного количества.
  2. На начальном этапе существует риск, что дитя может поперхнуться кусочком плотной пищи.
  3. Вся семья должна перейти на изменившийся рацион, отказаться от острой пищи, солений и копчений, жареных блюд. Обмануть малыша не удастся: он будет видеть, что другие употребляют иные продукты, капризничать.
  4. Не всем родителям нравится разрешение по методике педприкорма брать пищу руками, выплевывать ее.

Известный педиатр Е. Комаровский полезной для ребенка методикой педприкорм не считает. Педиатрический прикорм он считает более безопасным для грудничка и удобным для родителей. Педприкорм Комаровский называет развлечением для родителей, не имеющим научного обоснования его пользы. Возвращение к методам 200-летней давности, вынужденно принятым в многодетных семьях, лишено логики.

Плюсы и минусы педиатрического прикорма

  • маме удобно пользоваться специальными таблицами, в которых указан конкретный продукт и его количество в соответствии с возрастом малыша;
  • мама спокойна, так как ребенок получает необходимые ему продукты;
  • маме легче отследить реакцию детского организма на введенный продукт;
  • возможность изменять пищевое поведение ребенка при дисфункции ЖКТ: например, при ввести большее количество овощей.

Минусы педиатрического прикорма:

  • необходимость готовить пищу малышу отдельно, что требует времени;
  • протертая пища не учит кроху жевать;
  • постоянное «заталкивание» необходимого количества еды приводит нередко к потере аппетита у грудничка;
  • использование консервированного детского питания;
  • протертая пища может приводить к нарушению функции пищеварительного тракта;
  • малыш не приобретает навыков поведения за столом и умения пользоваться столовыми приборами.

Выбор за родителями


Выбирая для своего ребенка педагогический прикорм, родители должны тщательно пересмотреть свой рацион питания. Ведь то, что едят они, будет есть и малыш, а продукты, потенциально вредные для взрослого, втройне опасны для детского организма.

Какую методику введения прикорма выбрать – решать родителям. Выбирая, следует делать акцент на том, что лучше для ребенка. При решении применить педприкорм следует придерживаться основных его правил.

Они просты:

  • вводить педприкорм можно не ранее 6 месяцев, начало прикорма для каждого ребенка индивидуально;
  • взрослую пищу ребенок должен употреблять обязательно в присутствии мамы (или другого взрослого члена семьи);
  • нельзя навязывать малышу новую пищу при отсутствии интереса с его стороны;
  • не следует запрещать трогать пищу руками, нужно только ограничивать пробную дозу;
  • можно давать в руку и разрешать погрызть малышу яблоко, бублик, морковку;
  • не рекомендуется заставлять стол множеством разных продуктов;
  • плотную или твердую пищу ребенку давать в микроскопических дозах;
  • если ребенок давится такими дозами, то с прикормом лучше повременить;
  • при введении педагогического прикорма грудное кормление продолжается;
  • вначале сажать ребенка за общий стол только 1 раз в день, а потом постепенно приучать вместе кушать 2-3-4 раза;
  • не следует давать пробовать малышу больше 1 продукта, после чего нужно наблюдать за реакцией организма; другой продукт пробовать можно только через 3-4 дня.

Резюме для родителей

Решение о методике введения педприкорма для малыша должно быть общесемейным: все члены семьи должны соблюдать принципы правильного питания. Четкого календаря для педагогического прикорма нет, как нет и научного обоснования пользы такого метода для малыша. Только мать может решить, что лучше для ее ребенка. При затруднениях с решением можно прислушаться к мнению педиатра. Главное, чтобы выбор педприкорма не был просто данью моде.

Врач-педиатр Е. О. Комаровский и перинатальный психолог Ксения Соловей говорят о педагогическом прикорме, его плюсах и минусах:

Мнение Е. О. Комаровского о педагогическом прикорме:


Здравствуйте, уважаемые читатели! Меня часто спрашивают о том, как вводить прикорм. Когда я сообщаю, что предпочитаю педагогический, встречаю полное непонимание.

Далеко не все мамы знают, что такое педагогический прикорм при грудном вскармливании. В этой статье я постараюсь объяснить, в чем особенность такого питания, почему я предпочитаю именно его, и как это проходит лично у нас.

Виды прикорма

Итак, специалисты выделяют два принципиально разных способа перехода на твердую пищу: педагогический прикорм и педиатрический.

О педиатрическом вы уже все знаете. С 6 месяцев малышу начинают давать определенное пюре. Сначала — чайную ложку. Через неделю — две чайной ложки. Потом — четыре. Затем вводят новый продукт — тоже с чайной ложки. И так далее.

Схемы такого питания могут немного отличаться. Кто-то рекомендует начинать с яблочного пюре, кто-то — с кабачка, кто-то с каш, а кто-то — с кефира. Именно об этом спорят мамы грудничков. Но суть остается одна и та же: постепенно увеличивается порция какого-то одного продукта.

Альтернативный вариант прикорма — педагогический. Здесь малышу ничего специального не дают. И вообще не делают пюре. Дают лишь попробовать одну крошку еды из своей тарелки. И то, только если карапуз этого настойчиво требует.

Принципы педагогического прикорма

На чем основан этот метод знакомства грудничка с едой?

  1. Специалисты, изучающие грудное вскармливание, считают, что грудное молоко обеспечивает ребенка всеми необходимыми веществами примерно до 9-12 месяцев (в некоторых исследованиях я встречала цифру — до 1,5 лет). То есть, мы не должны пытаться накормить малыша, должны лишь начать его знакомить с едой.
  2. Нельзя заставлять малыша есть ни при каких условиях. Прикорм дают лишь при наличии ярковыраженного пищевого интереса.
  3. Не надо делать пюре. Кроха прекрасно может жевать беззубыми деснами. Разумеется, речь идет о мягких кусочках пищи.
  4. Если давать малышу кушать совсем чуть-чуть, это не вызовет никаких негативных реакций в организме. Поэтому не надо вводить один продукт неделями. Но надо заботиться, чтоб на вашей тарелке было здоровое питание — ничего жареного и никаких сомнительных соусов.

Доводы противников

Если вы расскажете об этом методе бабушкам (или другим мамам на детской площадке) — они придут в ужас. Когда моя старшая дочь была маленькой, я слышала примерно следующее:

  • если после полугода не впихивать в ребенка еду, будет нехватка железа, и разовьется анемия!
  • если не приучишь малыша нормально есть в 6-7 месяцев, потом вообще не получится! Привыкнет к груди и будет сосать грудь до пенсии!
  • ребенок похудеет;
  • даже если твоя еда не жареная, она соленая, и вообще не подходящая грудничку!
  • без зубов невозможно жевать! Это издевательство! Малыш подавится!
  • пищевой интерес сам никогда не проявится! Малышу надо узнать, что такое еда!

Сейчас мне смешно это слышать, но тогда я всерьез беспокоилась: а вдруг я никогда не смогу приучить дочку к твердой пище? Но в свои 6, 7, 8, 9 и 10 месяцев ребенок явно не хотел есть кабачковое пюре (как и другие виды пищи). А включать ради еды мультики или использовать другие ухищрения — это дикость.

Главное в педагогическом прикорме — доверие к организму ребенка. Если у вас этого нет — лучше и не пытаться. Важно ориентироваться именно на желание малыша кушать. Если такое желание появилось в полгода — прекрасно! Значит, карапуз и правда в этом нуждается! А если кроха равнодушен к овощам — ничего страшного. Значит, ему хватает грудного молока.

Поймите, в этом возрасте уровень гемоглобина мало связан с питанием. Если организм ребенка не готов — железо все равно не будет усваиваться из «взрослых» продуктов. Уж сколько раз я слышала про анемию у малышей, кушающих прикорм по расписанию!

Лучше заботьтесь о своем питании. Это не гарантирует высокий гемоглобин у ребенка, но его вам ничего не будет гарантировать! К слову, у моих детей никаких проблем со здоровьем не было.

Пищевой интерес обязательно появится. В свое время. А попытки насильно накормить малыша приводят к прямо противоположному — отвращению карапуза к твердой пище. И потом в 2-3 года родители удивляются: почему каждый обед и ужин требует столько нервов и сопровождается сплошными капризами?

Наш опыт

Как это выглядит на практике?

Моя дочка хорошо приняла прикорм в 6 месяцев. Примерно неделю она послушно ела кабачковое пюре. Но затем вдруг стала зажимать рот. Подробнее об этом можете прочитать в статье « ». С 9-10 месяцев я смирилась с данной ситуацией, стала давать ей просто играть с кусочками вареных овощей. И к году дочка резко начала кушать. Все и в больших количествах.

У сына все проходило более плавно. Я изначально не пихала ему в рот еду. С 6-7 месяцев давала иногда маленький кусочек какого-то овоща или фрукта. Если видела, что он пришел в восторг — давала еще. Но восторг начал появляться лишь месяцев в 9.

С этого времени карапуз стал стабильно съедать около 6-10 маленьких кусочков груши на завтрак. И столько же овощей на обед и ужин. По объему это вышло бы в 1-2 чайных ложки пюре в каждый прием пищи. Каши также давала по чуть-чуть.

В 11 месяцев порция значительно увеличилась. И здесь я сделала небольшое отступление от классической схемы педагогического прикорма. Стала отдельно варить малышу каши. Просто заметила по ребенку, что каши он ест с самым большим аппетитом, и они лучше всего усваиваются.

На завтрак у нас также остаются фрукты. А на обед и ужин — немного еды из моей тарелки плюс каша. Гречневая, пшенная или овсяная. Варить их не сложно. Я без труда варю раз в 1-2 дня какую-то кашу на воде, и карапуз активно ее ест, однообразие его еще не смущает. Старшая дочка часто тоже начинает налегать на кашу, вдохновляясь примером брата.

Но по-прежнему я ориентируюсь исключительно на аппетит ребенка. Съел две ложки каши — хорошо. Съел восемь — тоже хорошо. Как только малыш перестает набрасываться на еду — прекращаем кормежку. А кашу не выбрасываю: он доест ее через 3-4 часа.

Мое главное правило: перестаем кормить не тогда, когда ребенок категорично закрывает рот и отворачивается. А тогда, когда рот открывается, но уже без большой охоты. И завершение обеда не вызывает никаких отрицательных эмоций.

К слову, оба моих малыша в год весили 10кг. Нормой считается вес от 8,5 до 12кг.

Почему не пюре?

На самом деле, не так важно, кормить грудничка пюре или мягкими кусочками. Главное — не кормить без аппетита. Остальное — мелочи.

Но кусочки имеют несколько преимуществ:

  • они проще выводятся из организма. А большая часть прикорма у малышей именно выводится;
  • они сразу учат ребенка жевать. Поверьте, в год ваш ребенок, неприученный к кусочкам, будет также давиться. Так почему бы не учить жевать с полугода? Это совершенно реально;
  • не нужно лишний раз доставать блендер.

Я знаю, о чем говорю, потому что старшей дочери до года давала пюре и специальные «детские» каши. Сын никогда не пробовал ничего подобного.

Более того, теперь я уверена, что «детские» каши — это просто бизнес. Пользы в них явно меньше, их натуральность вызывает у меня сомнения. И в «12 добавленных витаминах» я не вижу ничего хорошего: это свидетельствует лишь о лишней «химии» в каше.

При этом уже в 7-8 месяцев мой сын прекрасно ел обычную гречку, овсянку, пшенку... Если переживаете — можно сварить каши более жидкими. Но зачем покупать перемолотые крупы? Малыш может очень быстро научиться жевать каши, это ведь не сухари и не орехи...

Кому подходит педагогический прикорм?

Конечно, такой метод знакомства с пищей подходит не всем. Для этого нужно:

  1. Чтоб ребенок находился на грудном вскармливании.
  2. Чтоб вы питались здоровой пищей, а не котлетами с жареной картошкой в кетчупе. Соль не так уж опасна, а вот острого лучше избегать.
  3. Чтоб вы спокойно относились к тому, что карапуз может вообще ничего не есть до года.
  4. Чтоб вы брали на себя решение о том, как и чем кормить ребенка. Не боясь бабушек, педиатров старой закалки и подруг. Сами изучайте информацию и принимайте решение.

Кроме того, на мой взгляд, этот метод идеален для детей, которые долго не желают есть ничего, кроме грудного молока. Если бы мои дети в 5-6 месяцев набрасывались на еду и кушали ее тоннами, возможно, я бы предпочла общепринятый подход к прикорму.

Надеюсь, мне удалось подробно рассказать о педагогическом прикорме. Остались вопросы? Задавайте! И поделитесь этой статьей в социальных сетях. До встречи!

Что представляет собой педагогический прикорм? С чего начать введение продуктов? Какие сроки рекомендуют педиатры? Есть ли особенности педагогического прикорма для малышей на грудном вскармливании и детей-искусственников? Особенности техники кормления новой пищей ребенка первого года жизни.

Термин «педагогический прикорм» возник несколько лет назад. Его противопоставили прикорму педиатрическому, который создавался на мощной научной базе в течение всего двадцатого века. По этой причине данный вид введения новых продуктов в рацион малыша считают необоснованным. Действительно, научного подкрепления у него нет. Но консультанты по грудному вскармливанию советуют присмотреться повнимательней к его особенностям.

Принципы педагогического прикорма

Современная система прикорма, - рассказывает консультант по естественному вскармливанию Ксения Соловей, - не учитывает множество факторов. Еда вводится не в ответ на потребности ребенка, готовность его организма к усвоению новой для него пищи, а потому что так надо. Разработаны десятки рекомендаций, когда и какие продукты нужно использовать, созданы таблицы объемов и норм. Педагогический прикорм этим нормам не подчиняется. Он позволяет маме и ребенку организовать знакомство с новой пищей в более комфортном режиме.

Педагогический прикорм не преследует целью введение каких-либо продуктов. Ребенка не стремятся накормить. Данная техника обеспечивает формирование интереса малыша к пище, становление навыков культуры еды и поведения за столом. Она стремится исключить опасное последствие «насильственного кормления» - отказ ребенка от еды.

Основные правила педагогического прикорма.

  • Не по календарю. Главным аспектом начала прикорма становится не возраст ребенка, а его готовность к получению незнакомой пищи. Учитываются факторы физиологического и психологического развития. При этом раньше шести месяцев знакомство со «взрослыми» продуктами не начинают. До этого периода, согласно рекомендациям ВОЗ, кормление ребенка осуществляется исключительно грудным молоком или адаптированной молочной смесью.
  • Без изменения консистенции. Ребенок знакомиться с продуктами в том виде, в каком они находятся в тарелке у родителей. Пища не пюрируется. Главное требование - соблюдение членами семьи здорового рациона, в который входят мясные продукты и рыба, злаки, молочные и кисломолочные продукты. На столе не должны присутствовать колбасы, сладости, ограничено количество жареной пищи.
  • Одинаковая еда для всех. Для малыша не готовят пищу отдельно. Он ест те же продукты, что и другие члены семьи.
  • Из маминой тарелки. До тех пор, пока кроха не умеет держать ложку, он пробует новую пищу из тарелок родителей. В возрасте девяти месяцев можно предложить ему собственную тарелку и посадить на личный стульчик.
  • Только грудное вскармливание. Педагогический прикорм при искусственном вскармливании не применяется. В его основе - поддержание полноценного грудного вскармливания до достижения ребенком года и старше. В этом случае малыш получает из маминого молока не только основные питательные вещества, витамины, микроэлементы, но и ферменты, необходимые для усвоения новой пищи. Искусственные смеси таких компонентов не содержат. Поэтому для малышей-искусственников прикорм должен осуществляться по педагогической схеме.

Система педагогического прикорма как раз и была разработана для малышей на искусственном питании, - уточняет консультант по лактации Лилия Казакова. - Перетертая, пюрированная еда, продукты в баночках придуманы американскими педиатрами для того, чтобы максимально мягко перевести незрелую пищеварительную систему искусственника на более грубую пищу. Детям на грудном вскармливании это не нужно. Они сразу могут получать качественные и свежие продукты в их естественном виде.

Главное преимущество такого подхода заключается в том, что малыш знакомится не с едой как таковой, а с традициями своей семьи по принятию пищи. Отсутствует необходимость приготовления для него индивидуальных блюд. А грудное вскармливание, как основной источник всех ценных веществ для организма крохи, сохраняется в течение всего первого года его жизни и в дальнейшем.

Техника

Концепция педагогического прикорма не требует насыщения новыми продуктами. Согласно ей ни одно полноценное кормление грудью не должно вытесняться иным рационом, так как никакой продукт не сопоставим по качеству и ценности для детского организма с маминым молоком.

Педагогический прикорм при грудном вскармливании следует начинать лишь тогда, когда ребенок готов к нему. Об этом свидетельствуют следующие признаки.

  • Физические. Ребенок уже научился удерживать в ручках предметы, умеет подносить ладошку с ее содержимым ко рту. Может показать, что конкретная пища ему интересна, демонстрирует желание находиться за столом с другими членами семьи. Для жевания он использует десны, а при попадании на язык пищи у него не возникает выталкивающее движение.
  • Пищевой интерес. Ребенок должен проявлять внимание именно к тому, что находится в тарелках старших членов семьи, а не только к столовым приборам и другим предметам на столе. Кроха требует новую пищу и не соглашается покидать стол, пока не получит желаемое. Пищевой интерес проявляется регулярно.
  • Физиологические. Эта группа признаков основана на дозревании желудочно-кишечного тракта ребенка до того уровня, чтобы потреблять какую-либо другую пищу, кроме грудного молока. До взрослого уровня еще, безусловно, далеко. Но уже сейчас у малыша не возникают аллергические реакции, если он попробовал что-то новое. Не происходит рвота на «взрослый» продукт или нарушение работы кишечника.

Введение прикорма до момента развития всех указанных признаков опасно для малыша. Поэтому не спешите предлагать ему что-то незнакомое ровно в шесть месяцев. Подождите недельку, другую, понаблюдайте за ребенком. Одни детки полностью готовы к прикорму в этом возрасте, другие приходят к этому значительно позже, в семь и даже в восемь месяцев. Поэтому вопрос, когда начинать педагогический прикорм, по отзывам консультантов по грудному вскармливанию, следует решать индивидуально.

Ребенку в возрасте до восьми месяцев основательный прикорм не нужен, - уточняет консультант по лактации Ксения Соловей. - Малыш должен получать грудь по требованию, как раньше. Заменять даже одно кормление грудью не нужно, так как именно в мамином молоке содержатся все необходимые вещества для крохи. Энергетическая значимость прикорма начинает проявляться ближе к девяти, десяти месяцам.

Подготовка

Непосредственному получению новой пищи должна предшествовать «подготовительная работа». Мама и другие члены семьи знакомят ребенка правилам поведения на кухне, за столом. Для этого его берут с собой на семейные ужины и завтраки, мама позволяет находиться рядом, когда готовит пищу.

В возрасте с четырех месяцев ребенок активно интересуется столовыми приборами и другими предметами на кухне. Но этот интерес - вовсе не пищевой. Не отказывайте малышу в удовольствии играть с безопасными столовыми аксессуарами. Но контролируйте его поведение, когда он находится у вас на руках. Ваша задача - заинтересовать его процессом потребления пищи, а не теми предметами, которые этот процесс сопровождают.

Первое знакомство

Техника первого знакомства с новой пищей выглядит следующим образом.

  • Мама собирается завтракать. В ее тарелке находятся вкусные, свежие и безопасные продукты, например, творог, хлеб, сыр, печенье.
  • Кроха сидит на руках со своей ложечкой. Сначала малыш играет с ложкой, но когда мама приступит к еде, неизменно заинтересуется содержимым ее тарелки.
  • Кроха тянется за едой. Мама предлагает ему микродозу одного продукта. Под термином «микродоза» консультанты по грудному вскармливанию понимают маленький кусочек, буквально со спичечную головку.
  • Кроха кушает новый продукт. Или выплевывает его. В каждом случае первое знакомство состоялось.
  • Ребенок просит еще. Если новая пища понравилась, можно дать микродозу этого продукта три раза в течение одного приема пищи.

Особенно понравившиеся продукты малыши начинают просить ежедневно. Не торопитесь увеличивать их объем в рационе. В течение трех-пяти дней продолжайте давать их в указанной «микродозе». И только если не отметили негативных реакций, через пять дней можно довести их количество до чайной ложки.

Правила поведения за столом

Поощрение интереса ребенка к еде на вашем столе не означает возможность его полной свободы действий. Ведь педагогический прием призван научить его вести себя за столом, кушать в коллективе, получать удовольствие от пищи.

  • Не позволяйте малышу безобразничать в тарелке. Расположите его на руках так, чтобы иметь возможность отодвинуть тарелку в сторону или прикрыть ее рукой.
  • Предлагайте ту еду, к которой ребенок проявил интерес, то есть потянулся за ней руками. Не настаивайте на том, чтобы он попробовал не привлекающую его пищу.
  • Позвольте ребенку попробовать каждый понравившийся ему продукт в микродозе. За один прием пищи количество микродоз не должно превышать трех.
  • Откажитесь от кормления лишь одним продуктом. Достаточно быстро малыш потеряет к нему интерес.
  • Показывайте, какое удовольствие вы получаете от потребления конкретного продукта. Например, с наслаждением съешьте хрустящее яблоко. Это обязательно заинтересует кроху, и он потребует попробовать новый продукт.

Крайне важно, чтобы рацион малыша составляли именно те продукты, которые ест мама. Это позволит ему получить с грудным молоком необходимые ферменты для переваривания пищи.

Едим сами

Собственный стульчик за общим столом позволит ребенку почувствовать себя полноценным членом семьи. Во время обеда или ужина можно предложить крохе овощи или фрукты на пробу. Это могут быть лишь жесткие продукты, от которых сложно откусить большой кусок, например, яблоко, морковь, тыква. Можно попробовать и сушку, сухарик.

  • Следите за тем, как малыш ест. Не позволяйте откусывать крупные куски.
  • Предлагайте кушать из своей тарелки. Сделать это можно будет ближе к девяти месяцам, когда у ребенка сформируются один-два прикорма.
  • Следите за чистотой. Первые попытки покушать самостоятельно всегда приводят к размазыванию еды по столу. Убирайте все разлитое и рассыпанное, так как малыш должен привыкать кушать в чистоте.

Грудное молоко остается главным пищевым продуктом в рационе ребенка. При введении педагогического прикорма оно сопровождает окончание каждой трапезы. Малыши любят запивать новые продукты маминым молоком. В этом есть преимущество! Содержащее пищеварительные ферменты, оно поможет организму усвоить полученную пищу.

В возрасте после года рацион малышей существенно расширяется. Вернее, их стол практически ничем не отличается от стола других членов семьи. Они кушают первые и вторые блюда, редко прикладываясь к груди после обеда или ужина. При этом кормления перед сном и в течение дня сохраняются. Малыш продолжает активно сосать грудь в подутренние часы.

Педагогический прикорм - не просто модное направление или способ облегчить жизнь маме. Это идеальная возможность знакомить ребенка именно с той едой, которую принято есть в вашей семье. Он формирует правильные пищевые привычки и пристрастия, поэтому перед родителями не возникает проблема накормить малыша. Благодаря тому, что его сопровождает грудное вскармливание, ребенок получает все необходимые вещества для физического и социального развития.

Распечатать

— А вы что, кормите своего ребенка чипсами?! А почему он пюре не ест?!

Каждый день родителям, которые выбрали педагогический прикорм, приходится сталкиваться с каверзными вопросами и бороться с заблуждениями окружающих людей. Мы собрали 8 наиболее распространенных ошибочных мнений других родителей и подготовили комментарии к ним.

Методика педагогического прикорма позволяет легко и безопасно подготовить малыша к приему обычной взрослой пищи. Знакомство с новой едой начинается с того, что малышу дают пробовать продукты, которые кушает сама мама. При этом родители учитывают пищевой интерес ребенка. Педприкорм не исключает кормление грудью и не требует соблюдения определенного порядка и норм ввода новых продуктов.

Итак, если вы уже начали или собираетесь начать педагогический прикорм, ознакомьтесь с мифами, с которыми вам придется столкнуться.

1. «Малыш непременно подавится»

Если соблюдать несложные правила, такого не случится. Педагогический прикорм начинается с микродоз. Порцию размером с рисинку мама дополнительно еще и разминает, чтобы малыш мог безопасно познакомиться с новыми консистенциями и вкусами. Ребенок учится прожевывать пищу, и размер порций можно постепенно увеличивать.

2. «Можно давать малышу любую еду, с любого возраста»

Начинать педприкорм можно, когда ребенок уже может сидеть с минимальной поддержкой взрослого и уверенно . Это происходит примерно в 6 месяцев. Как правило, к этому времени у малышей уже угасает рефлекс выталкивания языком, и они активно интересуются пищей.

Что касается набора продуктов для педприкорма, здесь нужно включить здравый смысл. Ребенку можно давать далеко не все! Под запрет попадает пища, которая с большой долей вероятности может вызвать аллергическую реакцию. Это мед, экзотические морепродукты, коровье молоко, арахисовое масло и другие. Также нужно исключить полуфабрикаты, фастфуд, сладости и соусы.

3. «Педприкорм подходит исключительно для грудничков»

Такое мнение – ошибочно. Педприкорм можно успешно применять на смешанном или искусственном вскармливании. Учесть нужно тот факт, что маленькие порции «взрослой» еды не заменят грудное молоко или смесь, которые являются основным питанием малышей до года. Не нужно также пытаться насильно накормить ребенка блюдами, которые ему не нравятся, а вам кажутся полезными. Кушать каши, пюре и супы малыши должны с удовольствием.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

4. «Такой вид прикорма — для ленивых мамочек»

Как и другие составляющие воспитания ребенка, педагогический прикорм отнимает у мам много сил и терпения. Вряд ли ленивая мама сохранит железную выдержку, когда нужно 4 — 5 раз в день брать ребенка за стол и терпеливо разделять пищу на крошечные порции и давать их малышу. А после трапезы еще придется наводить порядок на столе. При этом маме нужно успевать отражать атаки бабушек и других родственников, которые уверены, что малыша следует кормить больше.

5. «С педприкормом ребенок не наестся, как следует»

Грудное молоко или смеси составляют около 90% рациона малыша до года и покрывают потребность в витаминах и калориях. Поскольку дозы «взрослой» пищи мамы постепенно увеличивают, к 12 месяцу порции еды для ребенка становятся больше, по сравнению с теми, которые были в самом начале педприкорма.

6. «Нужно выбирать между пюре и прикормом. Мешать нельзя!»

Педагогический прикорм мамам удается грамотно сочетать с педиатрическим. Дома можно кормить ребенка блюдами с общего стола, а в гости или в поездках — готовое питание.

Мнение о том, что у крохе формируется определенный тип пищеварения («для пюре» или «для кусочков») – ошибочное. Кроме того, на общем столе малышу неминуемо встретятся полужидкие блюда – крем-супы, йогурты, протертые фрукты.

7. «Давать ребенку на пробу можно только один новый продукт в день»

За каждым приемом пищи в день ребенку можно дать попробовать 3 новых продукта. Например, сначала малыш съедает микропорцию картофеля, затем — микропорцию вареной курицы, и после этого — микродозу сыра. И родители должны быть готовы к тому, что у малышей есть свои вкусовые предпочтения, которые могут отличаться от их собственных.

8. «Педагогический прикорм приведет к невоспитанности»

На самом деле, в процессе педприкорма ребенок учится правильно вести себя за столом. Он кушает вместе со всеми членами семьи, пробует и вилкой, привыкает к определенному распорядку приема пищи. Как только ребенок дает понять, что он наелся, или начинает баловаться, родители выпускают его из-за стола.

А какими еще мифами о педприкорме вы можете дополнить наши?

Доктор Комаровский и перинатальный психолог Ксения Соловей выяснят, что такое педагогический прикорм и в чем конкретно он состоит, а также назовут его плюсы и минусы:

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Педагогический прикорм – это способ знакомства ребенка со «взрослой» едой, развитие у него интереса к еде и обучение кушать самостоятельно. В отличие от традиционного введения прикорма, тут нет строго плана по видам и количеству продуктов. Одно из главных отличий – то, что для ребенка ничего не готовят специально. Ему предлагают так называемые микродозы (два-три рисовых зерна или один глоток) «взрослой» еды. При этом важно не заставлять ребенка есть – нужно, чтобы он сам проявил интерес к еде. Малыш лишь знакомится с новой пищей. Основным питанием для него остается материнское молоко . Поэтому, этот вид прикорма подходит только для тех, кто кормит грудью.

Зачем нужен педагогический прикорм?

Педагогический прикорм постепенно приучает ребенка ко взрослой еде. Пищевой интерес возникает в 4-7 месяцев, и его нужно поддерживать и развивать, чтобы у малыша в будущем был хороший аппетит.
Поскольку при педагогическом прикорме для ребенка вовсе не обязательно измельчать (пюрировать) пищу, он начинает знакомиться с твердыми кусочками, делает первые попытки прожевать и проглотить микроскопические порции (микродозы). Наблюдая за взрослыми, ребенок учится пользоваться посудой и столовыми приборами, самостоятельно есть. При этом организм ребенка постепенно привыкает именно к той еде, которую едят в его семье. Сторонники педагогического прикорма считают, что бессмысленно приучать ребенка к баночкам , потому что впоследствии он не будет этим питаться. Кроме того, сомнительным является и содержание детского питания, потому что их срок годности – два года, а, значит, они полны консервантов.

В каком возрасте можно начинать педприкорм?

Брать ребенка с собой за стол рекомендуется с трех-четрых месяцев. Так он узнает, что еда – часть ежедневной жизни всех членов семьи. Родителям важно не упустить момент, когда ребенок начнет проявлять интерес к «взрослой» еде.
В пять-семь месяцев исчезает выталкивающий рефлекс языка, когда малыш стремится все выплюнуть. К этому возрасту он уже может сам садиться, а его организм готов к перевариванию твердой пищи. В это время можно начинать педагогический прикорм.

Как организовать педагогический прикорм?

Первые несколько недель ребенок во время еды сидит на коленях у мамы и пробует микродозы из ее тарелки. Поэтому, метод подходит только тем мамам, которые сами правильно и разнообразно питаются. Проще говоря, если у вас сегодня на обед сосиски с кетчупом, то идея педприкорма вам явно не подходит.
Важно предлагать ребенку все виды пищи, но если ему не нравится – не настаивать. Дав малышу попробовать что-то новое, лучше сделать перерыв на несколько дней. Это необходимо для того, чтобы выяснить, нет ли у него аллергии на какие-либо продукты.
За один раз можно пробовать две-три микродозы одного продукта или по микродозе трех-пяти видов продуктов. Постепенно количество микродоз и видов еды увеличивается. Ребенка можно пересадить в стульчик для кормления и дать ему свою тарелку. Грудное вскармливание продолжается параллельно с прикормом.

Не полезнее ли с целью прикорма давать детское питание?

Цель педприкорма состоит в постепенной адаптации детского желудка к «взрослой» пище. Получая совсем небольшие порции именно «взрослой» пищи, малыш адаптируется ко всем ее компонентам, к новой консистенции и к незнакомым вкусовым ощущениям.
Если ребенка кормят из баночек, эта адаптация происходит гораздо медленнее. Из-за его равномерной полужидкой консистенции и более нейтрального вкуса. К тому же специальное детское питание содержит консерванты и стабилизаторы, сухие концентраты с добавлением синтетических витаминов и ароматизаторов. Всю эту информацию внимательные родители могут прочесть на этикетках к детским продуктам. Другое дело, что этикеток к зимним овощам и фруктам и вовсе нет. Но от этого не становится спокойнее за их состав, если они не выращены на своем огороде.

Не подавится ли малыш неизмельченными кусочками пищи?

Еду для малыша не стоит специально измельчать - достаточно отщипывать маленькие кусочки. Если он пытается проглотить слишком большой кусок пищи, маме стоит вытащить еду пальцем. Получая микродозы «взрослой» еды, грудной малыш учится жевать своими пока еще беззубыми деснами. Если ребенку трудно проглотить микродозу, он может “запить” ее грудным молоком.

В какой момент прикорм начинает заменять кормления молоком?

Переход на пищу с общего стола проходит параллельно с грудным вскармливанием. Резко заменять кормления прикормом нельзя. С 8-9 месяцев объем микродоз можно постепенно увеличивать. И к годовалому возрасту доводить до двух столовых ложек одного продукта. Так что, начиная с года, ребенок ест уже значимую для него порцию пищи, запивая ее грудным молоком.

На что следует обратить внимание при введении педприкорма?

1. Состояние здоровье малыша

Если у малыша или проблемы с желудком , следует быть предельно внимательными, чтобы эти явления не усилились. Тут подходит принцип «Тише едешь – дальше будешь». Любые новые продукты стоит вводить небольшими порциями, отслеживать любые ухудшения после них.

2. Состояние здоровья мамы и папы

Важно, чтобы и мама, и любой член семьи, с тарелки которого ребенок ест, были здоровы. Кариозные зубы во рту, язвенная болезнь в стадии обострения, некоторые хронические инфекции, текущее создают опасность передачи инфекции ребенку при пользовании общей тарелкой. Если какой-либо из этих неприятных моментов имеет место, ребенку лучше пользоваться отдельной посудой.

3. Здоровое питание

Поскольку ребенок тянет руки абсолютно к любому продукту, который увидит, разумно будет сделать так, чтобы копченая, острая и вся другая «запретная еда» не попадалась ему на глаза. Для этого все взрослые члены семьи должны приобщиться к здоровому питанию.