На старт, внимание, марш или что умеет новорожденный и что с ним делать? Что делать, если ребёнок подавился? Инструкция от врача-педиатра.

Что делать, если подавился ребёнок, должна знать каждая мама. Так как случись такое, важна будет каждая минута.

Но для начала надо твердо усвоить, чего не надо делать.

Ненужные и нужные действия

Угрожаемые ситуации зачастую создают родители ребёнка. Режутся зубки, и грудной ребёнок пытается грызть всё, что попадает в поле зрения. Зачем ему грызть игрушки, можно ведь занять кроху полезным и вкусным яблоком или морковкой, или огурцом. Так думают многие мамы-папы-бабушки. Они ведь рядом, что может случиться? Случается, к сожалению, за секунды.

Если у грудного ребёнка показался хотя бы кончик молочного зуба, он обязательно отгрызет кусочек от яблочка.

Засмеялся, заплакал – и вот уже грудничок подавился едой.

Детям постарше могут попасть в руки мелкие детали от игрушек, а ведь малыши всё исследуют и на вкус. И даже просто что-то жуя, ребёнок может засмеяться или заплакать, вдохнуть с полным ртом и поперхнуться. Нередко необходимо оказывать помощь, когда ребенок подавился конфетой.

И всё же, как бы мы ни старались, надо быть готовыми к любой ситуации.

Если ребёнок подавился и задыхается, не теряем время и приступаем к оказанию неотложной помощи:

  • если малыш подавился, но при этом кашель сохранен, кожный покров не синий (частичная обструкция), срочно вызываем скорую помощь;
  • а если вы видите синюшность кожи, слабость, неэффективный кашель, хрипы, при вдохе втяжение межрёберных промежутков (обструкция дыхательных путей с нарушением дыхания), если ребёнок не может ни говорить, ни кашлять, ни дышать (обтурация) – приступайте незамедлительно к оказанию помощи.

Попросите помощи у кого-нибудь, чтобы вызвать неотложку. Если некому, а ребёнок синеет, сначала оказывайте первый этап помощи и потом только вызывайте бригаду медиков.

Первая помощь ребёнку до 1 года

Первая помощь ребёнку от 1 года до 8 лет

Ребёнку старше годовалого возраста помощь оказывается немного по-другому.

  1. Вы удерживаете его на своём бедре, животом вниз, голова ниже туловища.
  2. Наносите удары основанием ладони (5 раз) между лопатками.
  3. Переворачиваете на спину и быстро (одно нажатие в секунду) нажимаете на грудину по линии, проходящей между сосками, также 5 раз.
  4. После этого осматриваете ротоглотку, если видите инородное тело, пробуете его удалить.
  5. И в случае успеха начинаем делать ребёнку искусственное дыхание. Для этого вы производите 5 вдохов «рот в рот» или «рот в нос». Голова ребёнка при этом не должна быть закинута чрезмерно.
  6. Повторяете весь цикл сначала до удаления инородного тела.

Первая помощь ребёнку старше 8 лет

  1. Необходимо встать позади ребёнка.
  2. Если вы значительно выше, становитесь на колени, обхватываете его руками в области талии и, надавив на живот, делайте сильные толчки, как бы выталкивая инородное тело вверх. Повторяем 5 раз. Такой способ называется приём Геймлиха.
  3. Если ребёнок лежит, то используем положение «всадника» и делаем резкий толчок крестообразно сложенными ладонями в направлении вверх от солнечного сплетения к груди. Повторяем 5 раз.
  4. Если обнаружили инородное тело в ротовой полости, то удаляйте его и начинайте делать искусственное дыхание.
  5. При неэффективности – делаем 5 ударов между лопатками, затем переворачиваем и делаем 5 ударов по грудине, потом искусственное дыхание.
  6. Продолжать, чередуя, до приезда медицинской помощи.

Бывают ситуации, когда в период прорезывания зубов и активного слюноотделения, лежа на спине, ребёнок «давится слюной».

Тут мероприятия практически идентичны действиям при попадании инородного предмета:

  • размещаете младенца на своём предплечье животом вниз, при этом голова ниже туловища;
  • наносите основанием ладони 5 ударов между лопатками;
  • переворачиваете ребёнка на спину на руку, которой наносили удары, и делаете двумя пальцами 5 толчков в грудную клетку, на один палец ниже линии сосков;
  • при неэффективности – искусственная вентиляция лёгких.

Если ребёнок захлебнулся?

Ребёнок захлебывается в разных ситуациях: купался в ванной, летом в небольшом бассейне или в открытом водоёме, упал в воду или пил и вдохнул.

Помощь оказываем также незамедлительно, как и в вышеописанных случаях.

  1. Необходимо на бедро своей ноги положить ребёнка вниз лицом и надавить несколько раз на его спину. Это делается для того, чтобы удалить жидкость из ротоглотки и дыхательных путей.
  2. Проверить, нет ли во рту постороннего содержимого или рвотных масс.
  3. После чего следует оказывать помощь по общим принципам:
  • обеспечиваем проходимость дыхательных путей: ребенок на спине, разогнута шея, нижняя челюсть выдвинута, вытянут кончик языка;
  • делаем искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Новорождённому и грудничку не нужно чрезмерно разгибать шею, это может затруднить проходимость в узких дыхательных путях, достаточно подтянуть подбородок вверх.

При правильной технике искусственного дыхания должна равномерно подниматься грудная клетка ребёнка при вдохе, если же этого не происходит или надувается живот, то воздух в лёгкие не попадает.

Соотношение числа вдохов и компрессионных движений: 2 вдоха и 15 нажатий на грудину. Деткам до года массаж делается двумя пальцами, ладонью только после года. Точка приложения – грудина, по линии между сосками;

  • не прекращаем оказывать помощь до приезда скорой.

После того, как ребёнок пришёл в себя, не отказывайтесь от госпитализации, так как возможны отдаленные последствия, которые могут проявиться в виде отёка лёгких в течение 72 часов после попадания жидкости в лёгкие.

Всегда следует помнить, что когда ребёнок подавится или захлебнётся, времени зайти в интернет и почитать, что же делать, у вас не будет. Дорог каждый миг. И неважно, каков возраст малыша. Его жизнь будет зависеть от быстроты вашей реакции. И единственное, что можно сделать заблаговременно, – получить необходимые навыки первой помощи, чтобы внезапно возникнувшее удушье у ребёнка не вызвало растерянность и панику.

Ваш долгожданный и любимый малыш наконец то появился на свет, Вы вроде бы готовились к встрече. Но вот теперь Вы понимаете, что Вы его немного не понимаете. Почему новорожденный постоянно плачет? Как успокоить новорожденного? Вроде все делаю для него скажете Вы, и пеленки у него чистые и накормленный и столбиком поносили после еды, а он все равно очень часто плачет…

Не переживайте сильно, плачут все дети. Это просто для него единственный способ что-то донести до Вас.

Новорожденный малыш не может пока сказать Вам, что он хочет или что его беспокоит, поэтому они стараются донести до Вас свое желание через плач. Новорожденный может плакать по многим причинам, но научиться понимать, о чем просит новорожденный не так уж и сложно. Но сразу конечно разобраться сложновато, а спустя некоторое время Вы научитесь это делать. Главное помните о том, что ребенок в зависимости от ситуации плачет по разному.

Вот некоторое руководство о том как успокоить новорожденного.

1. Новорожденный плачет от голода.
Ребенок сообщает Вам своим протяжным криком о том что он хочет кушать. Он при этом может покраснеть и чаще всего тянет ручки.

В этом случае, конечно малыша нужно накормить, несмотря на то что по времени еще совсем рано.

2. Новорожденный в мокрых пеленках, в мокром подгузнике.
Малыш Вам хочет сообщить, что он уже пописил в пеленку или подгузник (даже если он многоразовый), и теперь ему мокро и неудобно. Они раздражают нежную кожу новорожденного. И неважно для него день это или ночь, неудобно в мокром в любом случае. В этом случае он как бы хнычет, то сильнее, то слабее, и хнычет непрерывно. Так же у него может появиться икота.

Как успокоить новорожденного: Просто поменять ему пеленки или подгузник, а если ему прохладненько, то накрыть сверху одеяльцем.

3. Ребенку неудобно в пеленке или одежде.
Он может плакать из-за того, что складки не правильно запеленованной пеленки ему давят или в пеленку или одежду попала какая-то мелочь (пуговичка, веревочка, камушек и т.д). Или может ему просто надоело лежать в одном положении и он хочет перевернуться. Начинается такой плачь с хныкалок, а далее он начинает кричать, размахивает ручками и ножками пытаясь изменить положение.

Как успокоить новорожденного: Разверните новорожденного и перепеленайте заново, более аккуратно, чтоб поменьше складок. Или для начала попробуйте его перевернуть в другое положение.

4.
От жары малыш хнычет, кожа слегка краснеет, а так же может появиться сыпь (потница). Он пытается высвободится из пеленок или одежды. Можете смерить температуру, она из-за перегрева может повыситься до 37,5 градусов.

Как успокоить новорожденного: В жаркие дни старайтесь не одевать ребенку многоразовые подгузники, используйте тонкие пеленки и чепчики (можно чепчик и не одевать в жару)

5. Новорожденному холодно.
Если малыш замерз, он может пронзительно заплакать, а потом плач становится более тихий и продолжительный, и появляется икота.

Как успокоить новорожденного: Малыша нужно одеть немного потеплее. О том что малыш замерз, Вам подскажут его прохладненькая кожа живота, груди и спинки.

6. Новорожденный плачет во время кормления
Во время кормления он может плакать из-за воспалительного процесса на его слизистой полости рта. Или же из-за воспаления среднего уха. При отите ребенку больно при глотании, поэтому если даже он голодный, и жадно вцепился в Вашу грудь, после первого же глотка оторвется и начнет громко плакать. В таком случае плач ребенка очень громкий и визгливый. Голову он может немного запрокидывать назад. При отите плачь может быть и не только во время кормления, а в любое время, даже ночью.
Еще во время кормления он может плакать, когда забит носик, и ему просто сложно дышать. Особенно если у малыша насморк.

Как успокоить новорожденного: По всем трем причинам нужно конечно вызвать врача. А из забитого носика, можно отсосать сопельки и продолжить кормление.

7. Новорожденный плачет после кормления.
Вполне возможно что у него с едой попал в животик и воздух, такое часто случается. И теперь у него болит живот. Ребенок в этом случае подгибает ножки к животу, хмурит лоб и жалобно плачет.

Как успокоить новорожденного: Во первых проверьте правильно ли Вы прикладываете малыша к груди. Захватывает ли он ореолу соска? или же только сосок? Ребенок не должен слишком громко чмокать при сосании. Во вторых после кормления не забывайте носить его «столбиком» (в вертикальном положении), пока он не отрыгнет или просто мин. 15-20.

8. Новорожденный плачет от кишечных колик.
Этот плачь Вы сразу распознаете, он будет сильно пронзительным и между криком могут быть перерывы. Он как бы просит Вас о помощи, говорит что ему больно. Мальчишки страдают коликами чаще девчонок. И первенцы чаще испытывают колики чем последующие детишки. Так же колики могут испытывать детишки тревожных мамочек. Причинами коликов в животе много: это и еще незрелые внутренние системы ребенка, и аллергия, или может мамочка поела что-то неподходящее для малыша. И у ребенка в животике скапливаются газовые пузыречки в большом количестве. Эти газики давят ему на стенку кишечника, и малышу становиться больно.

Как успокоить новорожденного: Сперва попробуйте немного погреть малыша, приложите его животиком к своему животу, или можно согреть животик грелкой, сложенной в несколько раз и проглаженной горячим утюгом пеленкой. Еще можно после кормления давать попить укропную водичку или активированный уголь. Так же есть специальные детские препараты которые можно купить в аптеке, например «Эспумезан»

9. У ребенка опрелости на коже
Это такое раздражение кожи, из-за поздно смененного подгузника или из-за того что одели подгузник на влажную кожу. справиться с этим достаточно просто. Нужно повнимательней следить за ребенком.

10. Малыш плачет когда писает
Если это случается систематически, значит у малыша мажет быть в мочевом пузыре воспалительный процесс. Если это сопровождается повышенной температурой, лучше вызвать врача .

11. Запор у новорожденного ребенка — или ребенок плачет когда какает.
Чтобы избежать запоров у новорожденного маме лучше кормить ребенка грудью, а не смесями. Если нет возможности кормить грудью, то давайте ребенку в течении дня пить водичку. Можно справиться с запором немного раздражив анус ребенка. Для этого смажьте острый кончик градусника подсолнечным маслом и введите в анус, примерно на 1 см. И немного поводите вперед, назад. Малыш после этого может пропукаться или по какать. В любом из случаев ему стане легче и он успокоится.
Плач при дефекации случается из-за раздраженного заднего прохода ребенка. Чтобы этого избежать подмывайте его почаще, после каждого раза мочеиспускания и после того как по какал.

12. Малыш устал.
Маленькие детки тоже устают. При усталости малыш не только хныкает, но и теряет интерес к окружению. Ему бы отдохнуть, поспать какое-то время, но они не всегда могут сами уснуть. Нужно ему немного помочь . Покачать его на руках, может спеть песенку, или можно искупать перед сном, можно еще вынести спать на улицу.

13. У ребенка режутся зубки
Некоторые детишки очень болезненно переносят появление зубов и вызывает дискомфорт. Посмотрите за ребенком. Текут ли у него слюнки? Кусает ли он свои пальчики, или что-то еще? может он отказывается он от груди, из-за болей в деснах? Еще у малыша может не быть аппетита и нарушается режим сна.

Как успокоить новорожденного: вымойте хорошенько свои руки и помассируйте нежно десны малыша. Можно дать пожевать холодное колечко. Можно намазать десна специальной мазью. Продается в аптеках.

14. Малыш хочет пообщаться.
Ребенок так же как и взрослый имеет желание общаться или не общаться. Находиться в одиночестве или не находиться в одиночестве. Поэтому если нет явных причин для плача ребенка, а он несмотря на это плачет, попробуйте просто взять его на ручки и немного с ним пообщаться. спеть песенку или просто поговорить или посмотреть на него.

15. Новорожденный не хочет спать.
Если пришло время укладывать малыша, а он капризничает и как бы вылезает из пеленки, значит он еще не готов ложиться. Распеленайте его , пусть немного погуляет.

16. Новорожденный плачет без причины.
Это необязательно свидетельствует о его болезни, скорее всего у него просто легко возбудимая нервная система. С такими детишками нужно гулять почаще, а в помещении не включать громко музыку, телевизор. И уберите яркий свет и громкие игрушки-погремушки.

Еще очень полезно будет посмотреть видео доктора Харви Карпа о том как успокоить плачущего малыша за 2-5 мин. Он научит Вас успокаивать малыша всего в пять приемов. Ведь новорожденные детишки рождаются еще не до конца развитыми и им нужно привыкнуть к новому окружающему их миру. В первые три месяца жизни ребенка как раз и идет такая адаптация. Харви карп назвал этот период — «Четвертый триместр беременности». В общем обязательно посмотрите, это Вам очень поможет, ведь если Ваш малыш будет меньше плакать, то и Вы сможете побольше отдохнуть, а сил Вам понадобится оо-очень много. 🙂

У грудных малышей есть только один язык — их плач. Это одна-единственная возможность для маленького ребенка сообщить матери о своих нуждах. Чтобы у малыша сформировалась здоровая , ни одна его просьба о помощи не должна быть оставлена без внимания взрослого. Чем быстрее мама начнет понимать язык своего ребенка, тем будет лучше для всех!

Чем скорее она придет малышу на помощь, тем меньше он страдает, и тем скорее могут быть предупреждены и выявлены отклонения в здоровье или развитии ребенка. Как научиться понимать плач ребенка?

В процессе вынашивания ребенка мать начинает идентифицировать себя с младенцем. Это позволяет ей понимать и тонко чувствовать постоянно меняющиеся нужды и потребности ребенка, своевременно их удовлетворять. Однако не всегда одного материнского инстинкта достаточно, чтобы полностью на него положиться. Эксперты выделяют три основные причины плача детей.

Возьмите на ручки!

Потребность в контакте с матерью, которая может выражаться в необходимости но-шения ребенка на руках, потребности в телесном комфорте. Новорожденные совершенно беззащитны и боятся оставаться в одиночестве, поэтому постоянно нуждаются в присутствии мамы, ощущении защищенности. Именно оно впоследствии поможет ему обрести уверенность в своих силах. Помимо физических прикос-новений матери малыш нуждается в положительных эмоциях и общении с ней, которое выража-ется в ее взглядах, мимике, ласковых интонациях, обращенных к нему. Об-щение матери и ребенка чрезвычайно важно для развития зрения, слуха и способности ребенка к общению и речи вообще.

Все дело в физиологии?

Ребенок регулярно плачет, когда хочет есть. Поскольку для детей, находящихся на грудном вскармливании, в течение первого месяца жизни нет четкого режима кормления, следует кормить малыша "по требованию", т. е. тогда, когда он плачет. Кормление строго по часам уже более 40 лет нигде не практикуется, т. к. это противоречит физиологическим процессам организма и может приводить к возникновению ряда негативных проявлений со стороны пищеварительной, выделительной систем, способствовать перевозбуждению центральной нервной системы.

Своим плачем малыш может сигнализировать также о том, что он замерз. Если у него холодный носик и складочки в локтевом сгибе и под коленями, его следует немедленно согреть в материнских объятиях. Не спешите кутать ребенка, когда у него холодные ручки, ножки или носик. Достаточно надеть на ножки теплые носки, а на ручки — рукавички. В то же время плач может быть связан и с перегреванием, когда ребенок разбрасывает ручки и ножки, кожа его краснеет, на ней может появиться мелкая красная сыпь. В таком случае переоденьте ребенка в более легкую одежду или разденьте ребенка догола и устройте ему воздушную ванну в квартире на 20-30 минут, напоите его кипяченой водой комнатной температуры.

Многие дети первых месяцев жизни страдают от кишечных колик вследствие незрелости ферментативной системы ребенка и скапливания газов в кишечнике. Иногда новорожденный не может опорожнить кишечник без помощи матери. Он может хныкать и даже плакать, пока не произойдет дефекация. О нарушениях пищеварения сигнализирует также увеличение животика, прижимание ножек к животу и их резкое выпрямление, напряженное сжимание кулачков (обычно это происходит в вечернее время, в одни и те же часы, не менее 30 минут ежедневно). В этих случаях малышу массируют животик, дают травяные чаи или препараты, стимулирующие перистальтику и снижающие газообразование (Плантекс, Эспумизан детский), используют газоотводную трубку. Хотя важно понимать, что причины до конца не определены и основным способом их профилактики является внимание к ребенку, для чего мама должна следить за своим рационом, если она кормит грудью, или тщательно подбирать молочную смесь, а также своевременно вводить прикорм, соответствующий состоянию и развитию ребенка.

Малыш испытывает потребность в комфортном и достаточном сне, поэтому если необходимые условия не выполняются, он может сигнализировать об этом своим плачем. Обычно малыши начинают "сообщать" маме о том, что устали и хотят спать с двух или трехмесячного возраста. При этом далеко не всегда они могут заснуть самостоятельно — маме нужно его укачать или положить рядом с собой (оптимально — на приставную кроватку-люльку). Будет еще лучше, если у мамы и малыша сложится свой ритуал отхождения ко сну, который они будут повторять из раза в раз.

Боль и дискомфорт

Плач ребенка могут вызывать шум и громкая речь, яркий свет и неудобное положение, ко-лючая ткань или жесткая складка в одежде. Мокрая пеленка или подгузник также вызывают дискомфорт и плач малыша. Обычно такие причины плача (требовательного, но не длительного) легко обнаружить и устранить.

Самой "нежелательной" причиной детского плача, конечно, являются различные патологические состояния, органические поражения органов и систем, пороки развития, инфекционные заболева-ния, проявления аллергии. Их диагностировать может только специалист.

"С одной стороны, дети до полугода, особенно находящиеся на грудном вскармливании, менее подвержены многим инфекционным заболеваниям в связи с наличием иммунной защиты, переданной матерью, — разъясняет Казюкова Т. В., д. м. н., профессор кафедры факультетской педиатрии №1 ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н. И. Пирогова .— С другой стороны, риск заразиться остается, если ребенка берут в общественные места или в доме часто бывают гости, и тем более, если родители, старшие братья и сестры заболевают сами. Рассчитывая на материнский иммунитет, важно помнить, что большинство других людей, контактирующих с малышом, к сожалению, могут его заразить. В этой связи мы специально изучали целесообразность "семейной" профилактики инфекционных заболеваний в условиях мегаполиса на примере препарата Оциллококцинум и пришли к выводу, что риск заболеть ОРВИ в группе, где профилактические меры систематически принимаются всеми членами семьи, в эпидсезон снижался до 12,8%".

Дети первого года жизни часто подвержены пищевой аллергии, которая может проявляться кожными высыпаниями (атопический дерматит, крапивница, отек Квинке), различными нарушениями функции желудочно-кишечного тракта (тошнота, срыгивания, рвота, диарея, боли в животе). У детей старше года велика вероятность воздействия аэроаллергенов, вызывающих респираторные нарушения (бронхиальная астма, аллергический ринит). Очень важным для ребенка является грудное вскармливание, при этом матери ребенка, склонного к аллергическим реакциям, в течение всего периода кормления грудью следует соблюдать гипоаллергенную диету. В случае, если ребенок находится на искусственном вскармливании, педиатр назначит специализированную лечебную гипоаллергенную искусственную смесь, индивидуально подобранную для данного ребенка.

Что делать маме?

Если малыш заплакал, его необ-ходимо взять на руки — так устраняется самая распространенная причина плача — недостаток внимания или контакта с мамой. Если плач продолжается, возможно, малыш сигнализирует о том, что он голоден, хочет пить или ему пора спать; может быть, ребенку необходимо удовлетворить такие физиологические потребности как дефекация.

Если ребенок не успокаивается или отказывается взять грудь, нелишне еще раз проверить подгузник и одежду, состояние спального места, нет ли опрелостей или высыпаний.

Пытаясь успокоить ребенка, сама мама должна быть спокойной. Довольно часто дети плачут, реагируя на раздражение и нервоз-ность матери или общую недоброжелательную обстановку в се-мье. Поэтому необходимо успокоиться самой и устранить ис-точник раздражения.

Если эти меры не дают результата, значит, причины плача кро-ются в более серьезном недомогании ребенка, и надо вызывать врача.

Савченко Ирина Григорьевна

Проведя многочисленные исследования и наблюдения, психологи доказали, что на самом деле все наоборот.

Дело в том, что ребенку нужно получить определенный набор ощущений и переживаний при взаимодействии с матерью. Если он лишен этого опыта, то просто не сможет гармонично развиваться в дальнейшем. Поэтому большинство современных педиатров и психологов утверждают, что стремление новорожденного находиться на руках у мамы – это естественная потребность, необходимая для его нормального роста.

Ребенок на руках

Мир для новорожденного – это его мама. Во время беременности, особенно в течение последних месяцев вынашивания, тело ребенка находится в амниотической жидкости и сжато стенками матки. Еще не родившийся кроха чувствует себя там тепло, спокойно и уютно. После рождения ребенок словно попадает в совершенно другую вселенную, где ему становится неуютно и страшно.

Ощущения маленького человека разделяются на знакомые по жизни в утробе до рождения и незнакомые. Первые ассоциируются с источником спокойствия и удовольствия, а новые, наоборот, таят в себе опасность и угрозу.

Сохранение прежних ориентиров может быть достигнуто лишь за счет постоянного присутствия рядом с новорожденным его матери. Ее запах, прикосновения, биение ее сердца и ритм дыхания напоминают крохе комфорт внутриутробного существования и помогают ему вернуть чувство защищенности и спокойствия.
Физический контакт с мамой – это одно из самых важных условий легкой адаптации ребенка, недавно появившегося на свет, к новым условиям внеутробной жизни. Ему необходимо это взаимодействие на протяжении всего дня и в разных ситуациях: когда он не может заснуть, когда ему страшно, когда он хочет общаться и т.д.

Прочная связь мамы и малыша в первые месяцы жизни крохи помогает ему нормально расти и развиваться.
К моменту рождения из 5 органов чувств наиболее развитыми оказываются обоняние и осязание. Именно кожно-мышечные ощущения в первое время после родов являются основным источником впечатлений и положительных эмоций. Тактильные рецепторы расположены по всему телу ребенка, именно поэтому он так чувствителен к прикосновениям, поглаживаниям, ношению на руках.

Первые дни жизни новорожденного

Природа наделила новорожденного малыша способностью к общению и взаимодействию с окружающими. С первых дней ребенок всячески добивается близости с мамой и привлекает к себе ее внимание с помощью различных звуков, плача (крика) или движений. Важно с пониманием реагировать на каждый «каприз» малыша и стараться удовлетворить его потребности.

В некоторых случаях плач ребенка вызван именно тем, что малыш хочет побыть с мамой. Если она не реагирует на этот призыв и кроха не получает достаточного количества тактильных ощущений – он становится беспокойным, капризным и начинает своим плачем постоянно провоцировать взрослых на взаимодействие.

Дефицит тактильных ощущений от мамы в первые месяцы жизни может привести в дальнейшем к формированию у ребенка различных фобий (страхов), неврозов, нарушениям речи, энурезу (недержание мочи), а также повлиять на его характер и становление как личности.

Чувство, которое формируется у ребенка в самых ранних и тесных отношениях с его матерью, является базовым, на основе которого складываются его дальнейшие взаимоотношения и взаимодействия с окружающим миром.

Малыши, с детства лишенные тепла материнских рук , часто вырастают конфликтными, агрессивными или, наоборот, слишком робкими, неуверенными в себе, необщительными, несамостоятельными и обладают низкой самооценкой.

Психологи выделяют феномен сенсорного голодания, который проявляется у деток, с самого рождения растущих без матери. Наблюдения проводились в домах ребенка, воспитанники которых были лишены материнской ласки , любви и нежных прикосновений. В результате у детей отмечалась задержка психического и физического развития и формирование защитного поведения. Было выявлено, что отсутствие материнской ласки может вести к соматическим расстройствам уже с 2-месячного возраста.

Это еще раз доказывает, что на здоровье ребенка влияет не только правильное питание и своевременный уход, но и возможность эмоционального контакта с матерью. Ее голос, ласковые касания, прижимание к груди являются необходимыми раздражителями для развития коры головного мозга.

Дети, которых носят на руках

Ручной период, как правило, длится от рождения малыша до момента, когда он начинает ползать (6–7 месяцев). С этого времени ребенок хочет познавать все сам, для него расширяется пространство окружающего мира, и он меньше времени проводит у мамы на руках. Продолжительность ручного периода индивидуальна у каждого младенца и напрямую связана с темпераментом крохи, особенностями его характера и состоянием здоровья ребенка .

Чем же отличаются детки, которых мамы много носят на руках, от своих сверстников, лишенных этого?

Прикосновения – один из важнейших стимулов развития центральной нервной системы. Сигналы от кожных рецепторов поступают в различные центры коры головного мозга, способствуя их интенсивному формированию.

Ручные дети , как правило, опережают своих сверстников по показателям нервно-психического развития. У них быстрее устанавливается зрительный и слуховой контакт с мамой, они раньше понимают чужую речь и успешнее в «производстве» собственной. Кроме того, дети, которых носят на руках , демонстрируют богатство эмоций. Находясь рядом с мамой, они постоянно видят проявления ее чувств: улыбку, удивление, радость, озабоченность и т.д. – и в ответ быстрее учатся выражать свои ощущения: отвечают улыбкой на улыбку, издают звуки, совершают энергичные движения ручками и ножками.

Прикосновения снимают стресс. Ручные дети имеют более низкий уровень гормона стресса кортизола. Мамины объятия не только успокаивают младенца, но и снимают болевые ощущения за счет выработки эндорфинов. Поэтому многие женщины инстинктивно прижимают к себе ребенка, когда он плачет – и малыш быстро успокаивается.

Отмечено, что у детей, которых мама постоянно гладит и обнимает, реже болит животик, они меньше страдают от колик. Это связано с тем, что при прикосновениях высвобождается гормон инулин, активизирующий работу кишечного тракта. Чем выше содержание этого гормона, тем более эффективно происходит переваривание пищи у малыша. Кроме того, мамино тепло согревает животик крохи, снимая боль.

Находясь на руках у мамы , младенцы лучше взаимодействуют с внешним миром и активнее познают его. Во время бодрствования, когда ребенок находится в спокойном состоянии рядом с матерью и не тратит свои силы на плач, он лучше присматривается и прислушивается к окружающим его предметам. С этой высоты младенец может видеть то, что недоступно его восприятию, когда он лежит в кроватке. Если мама ведет активный образ жизни и регулярно носит ребенка, он начинает ощущать себя участником процесса, а не просто наблюдателем. Такие дети впоследствии вырастают подвижными, инициативными и проявляют больше интереса к жизни.

Постоянный контакт с мамой формирует у ребенка чувство полного доверия к ней, между ними устанавливается тесная взаимосвязь. Женщина, которая носит своего ребенка на руках , лучше воспринимает его желания, понимает его потребности и вовремя удовлетворяет их.

Язык новорожденных

Только что родившийся младенец не понимает слов. Но это не значит, что с ребенком не надо общаться. Малыш прекрасно считывает язык маминых нежных прикосновений и объятий. Именно на этом языке женщине нужно общаться с ребенком , чтобы донести свои мысли и чувства и вырастить кроху счастливым.
Общение мамы и малыша не должно происходить исключительно во время мероприятий по уходу (кормление, переодевание и т.д.). Состояние телесного комфорта само по себе не вызывает у младенца положительных эмоций, ведь удовлетворение физических потребностей является лишь предпосылкой для них. Сами положительные эмоции возникают только при общении с другим человеком.

Маленьких детей надо брать на руки при любом плаче, когда у них возникает в этом потребность. Для них это является доказательством того, что они любимы и нужны. Как правило, долго плачут и капризничают те младенцы, которые испытывают дефицит внимания со стороны родителей или ощущают недостаток телесного контакта с ними, а не «избалованные ручные» дети.

Если мама не реагирует на плач ребенка, будучи уверена, что он просто капризничает, у малютки слабеет желание сигнализировать о своих потребностях. Он становится пассивным и инертным, развивается эмоциональное отчуждение от матери, растет внутренняя неуверенность в себе и ощущение враждебности окружающего мира.

Если малыш не испытывает приятных переживаний, связанных с общением с мамой, у него наступает эмоциональная холодность, замедляются процессы развития, окружающий мир представляется мрачным, непонятным и страшным, искажается формирование личности.

Если женщина постоянно оставляет призывы ребенка к общению безответными, крохе, не получившему желаемого внимания и тепла, становится трудно выразить свои потребности. Маме с каждым разом все сложнее понять, чего хочет грудничок, все проблематичнее сблизиться с ним, установить доверительные отношения и «настроиться» друг на друга.

При эмоционально положительных отношениях ребенка с мамой у него, напротив, формируется ранняя детская привязанность к матери, помогающая удовлетворить его потребность в любви. На основе этого гармоничного позитивного чувства в дальнейшем складываются все взаимоотношения маленького человека с окружающим миром.

Возможно, вам будут интересны статьи

Плачем малыш сообщает матери о своих нуждах. Чем быстрее мама поймет язык крохи, тем скорее придет ему на помощь. И тем быстрее могут быть предупреждены отклонения в здоровье новорожденного. Как понять плач ребенка?

Выделяют три основные причины плача детей.

1. Потребность в физическом контакте с матерью

Новорожденные боятся оставаться в одиночестве, нуждаются в защищенности. Именно телесный контакт поможет малышу обрести уверенность. Помимо прикосновений матери малыш нуждается в положительных эмоциях и общении с ней (ее взгляды, мимика, ласковые интонации). Это важно и для развития зрения, слуха, речи и способности ребенка к общению.

2. Физиологические нужны (голод, жажда, сон, мочеиспускание, дефекация)

Ребенок плачет, когда хочет есть. Поскольку для детей, находящихся на грудном вскармливании, в течение первого месяца жизни нет четкого режима кормления, следует кормить «по требованию» - когда плачет. Кормление строго по часам уже более 40 лет не практикуется - оно противоречит процессам организма и может приводить к негативным проявлениям со стороны пищеварительной, выделительной систем, способствовать перевозбуждению.

Плачем малыш может сигнализировать и о том, что замерз. Если у него холодный носик и складочки в локтевом сгибе и под коленями, его нужно немедленно согреть в материнских объятиях. Не спешите кутать ребенка. Достаточно надеть теплые носки и рукавички. Плач может быть связан и с перегреванием: ребенок разбрасывает ручки и ножки, кожа краснеет, на ней появляется мелкая красная сыпь. В таком случае переоденьте ребенка в более легкую одежду или разденьте и устройте воздушную ванну в квартире на 20–30 минут, напоите его кипяченой водой комнатной температуры.

Многие груднички страдают от кишечных колик и скапливания газов в кишечнике. Иногда новорожденный не может опорожнить кишечник сам. Он хныкает и плачет. О нарушениях пищеварения сигнализирует и увеличение животика, прижимание ножек к животу и их резкое выпрямление, сжимание кулачков (обычно в вечернее время, в одни и те же часы, 30 минут ежедневно).

В этих случаях малышу массируют животик, дают травяные чаи или препараты, стимулирующие перистальтику и снижающие газообразование (плантекс, эспумизан детский), используют газоотводную трубку. Хотя важно понимать, что причины колик до конца не определены и основной способ их профилактики - внимание к ребенку. Для этого мама должна следить за своим рационом (если кормит грудью) или тщательно подбирать молочную смесь и своевременно вводить правильный прикорм.

Кроха плачет, если испытывает потребность в комфортном и достаточном сне. Обычно малыш начинает «сообщать» маме о том, что хочет спать, с 2-3 месяцев. Он не всегда могут заснуть сам - маме нужно его укачать или положить рядом с собой (лучше на приставную кроватку-люльку). И хорошо, если у мамы и малыша сложится ритуал отхождения ко сну.

3. Боль, дискомфорт

Плач могут вызывать шум и громкая речь, яркий свет и неудобное положение, колючая ткань или жесткая складка в одежде, мокрая пеленка или подгузник. Эти причины плача легко обнаружить и устранить. А самая нежелательная причина детского плача - патологические состояния, поражения органов, пороки развития, инфекции, аллергия. Тут уж без специалиста не обойтись.

Мнение педиатра

Тамара Казюкова , д.м.н., профессор РНИМУ им. Н.И. Пирогова, Москва:

Дети до полугода, особенно находящиеся на грудном вскармливании, менее подвержены многим инфекционным заболеваниям... Но риск заразиться остается, если ребенка берут в общественные места или в доме часто бывают гости, и тем более, если родители, старшие братья и сестры заболевают.

Важно помнить, что люди, контактирующих с малышом, могут его заразить. В этой связи мы специально изучали целесообразность «семейной» профилактики инфекционных заболеваний на примере оциллококцинум и пришли к выводу, что риск заболеть ОРВИ там, где профилактические меры принимаются всеми членами семьи, в эпидсезон снижался до 12,8%.

Правила поведения мамы при плаче ребенка

1. Если малыш заплакал, его нужно взять на руки – так устраняется самая распространенная причина плача - недостаток внимания или контакта с мамой. Если плач продолжается, возможно, малыш сигнализирует о том, что он голоден, хочет пить или ему пора спать или опорожнить кишечник.

Если ребенок не успокаивается или отказывается взять грудь, нелишне еще раз проверить подгузник и одежду, состояние спального места, посмотреть: нет ли опрелостей или высыпаний.

Пытаясь успокоить ребенка, мама должна быть спокойной. Довольно часто дети плачут, реагируя на раздражение и нервозность матери или общую недоброжелательную обстановку в семье. Женщине нужно успокоиться и устранить источник раздражения.

Если эти меры не дают результата, значит, причины плача кроются в более серьезном недомогании ребенка, а значит, надо вызывать врача.